Обзор игры Serious Sam: The First Encounter. Сэм — герой галактики. Тупой и решительный

Сэма ждали. Играли в демку, смотрели скрины, вытягивали из Сети описания девайсов и очередные обещания разработчиков вот-вот выпустить, обалдевали от системных требований. Какой он, наш Сэм? Сразу вспоминается фраза одного полковника…

Тупой и решительный

Системные требования

Pentium II 350

64 Мб

Рекомендуемые требования

Pentium III 600

128 Мб

И во всей этой мясорубке есть один геройский чувачок с прославленным именем — Сэм "Порву-всех-нафиг" Стоун, по кличке Serious. Серьезный, конкретный такой пацан с короткой стрижкой в темных очках а-ля Терминатор, в грязной майке а-ля Брюс Уиллис, постоянно отпускающий шуточки а-ля Дюк Нюкем, словарный запас а-ля сантехник Василий, валит гадов одним мизинцем, имеет кучу заслуг перед межгалактическим отечеством, мульон раз ранен, но ни разу не убит, и т.д. и т.п. В общем, как вы уже догадались, он — это мы. Вернее, мы — это он.

Вот только незадача: сколько Сэм не геройствует, остановить хулиганящих и оттягивающихся в полный рост пришельцев никак не получается. Понятное дело, он-то — один на всех, а монстров — полно, да еще и плодятся, как кролики… Так или иначе, вслед за Альфой Центавра мы позорно слили и Солнечную Систему. Еще чуть-чуть, и "андеды" захватят Землю. Последний шанс хьюманоидов — использовать по назначению найденный при раскопках девайс, "Time-Lock", который может отправить отдельно взятого солдатика в прошлое, дабы он там кое-чего кое-кому кое-куда вкрутил вовеки веков аминь. Ясен пень, вопрос, кого посылать, не возникает — дядю Сэма, конечно же. Причем, как есть — в джинсах, в майке, в очках, с бодуна, и без оружия. Парнишка он у нас толковый, на месте разберется.

Восток — дело… тупое и решительное

Свалившись задницей на крышу какого-то не то храма, не то усыпальницы, потирая поясницу, осматриваемся — куда это начальство нас услало… Девайс, похоже, сработал верно. Пирамиды повсюду, сфинксы всяческие, храмы Рамзесов, Осирисов и прочих деятелей египетской мифологии, на стенах намалеваны те самые перцы с вывернутыми ногами… И нарисовано все это так, что дух захватывает еще на вступительном видео-ролике, который, по всем понятиям игровой моды, слеплен на движке. Красотища!!!

Навернули от души. Сначала я, было, по незнанию, проперся от местной воды, — нырял и любовался, как на дне бассейна играют и переливаются отблески света, идущего с поверхности. Как выяснилось позже, вода — отстой по сравнению с тем, что будет дальше. Мрачные подземелья, где из тумана выпрыгивают всякие кони (впрочем, тут же за свою наглость получающие в бубен из двустволки), здоровенные открытые пространства, где в красивейшем ночном небе истерично орут птицы, переливающиеся телепортеры, сквозь которые видно "по ту сторону"… А чего стоит огромный "жидкий" зеркальный сгусток, висящий в небе на тестовом уровне! Справедливости ради стоит отметить, что игра подтормаживает. При задранных настройках мой P3-800 заикался круче героя Болтнева из "Противостояния". Хотя, стоило выключить у звукового движка EAX и "упасть" до 16-битного цвета, и все стало вполне играбельным.

Враги нарисованы отлично. Главное, с фантазией, пусть видов и не много. Тут и летающие котлеты с глазами, и козлобуйволы, норовящие снести нас с разбегу, есть даже летающие голые грудастые девки, рогатые боссы а-ля Дьябло и гигантские скорпионы с шестиствольными пулеметами… Одного такого, краснорожего, с тусовкой четвероногих скелетонов, я валил часа три — умираю, и все тут. Твари. Пока мегахелс за углом не нашел, ничего не выходило. А больше всего порадовали "камикадзе": бежит навстречу такой мужик, — полуголый, башки нет, в каждой руке по бомбе, и истошно орет "А-а-а!" (действительно ОРЕТ). Как верно подметил Сэм, разнося череп очередной камикадзнутой твари — "A-a-a yourself!!!". Кстати, прекрасно видно, как из монстров летит кровища (а еще кишки и иногда даже глаза).

Порой местное население в буквальном смысле ездит друг на друге. Например, тот самый камикадзе верхом на буйволе. Или вообще забывает о нас и затевает внутреннюю разборку: один раз наблюдал, как мехоподобная тварь выясняла отношения с каким-то зеленым шестируким ублюдком, ненароком задевшим ее своим снарядом.

В количественном плане монстров, кстати, много. Очень. Иногда даже патронов не хватает: пару боссов добивал, смешно сказать, ножичком. Причем, гады, берут не только количеством: умишком их AI тоже не совсем обделен. Хотя интеллект тоже — тупой и решительный. Убегать не убегают, но сообща навалиться всем скопом умеют так, что мало не покажется. В общем, играть сложно даже на "Normal". Но жутко интересно, хоть и непонятно почему… Это, кстати, первая игра, в сингл-плеере которой мне сильно пригодились навыки спортивно-квакерского прошлого: прыгать, стрелять и уворачиваться придется много. Башкой вертеть надо постоянно, иначе — смерть. Тем более в тумане или на открытых пространствах. Так что трактористы игрой могут даже не обзаводиться. Отдельный поклон звуковому движку: по воспроизводимому им стерео-образу можно отлично ориентироваться.

Звук тут, между прочим, вообще отличный. После пары минут игры в наушниках я их от греха подальше снял, а то на первых уровнях так и до инфаркта недалеко. Бреду, понимаешь, по темным коридорам, по полу дымка стелется, вдали факел на стене мерцает. "Что-то тут подозрительно тихо", — говорит мне бортовой компьютер (а он, надо сказать, вмонтирован Сэму прямо в котелок). И тут — БАЦ! — выпрыгивает на меня что-то зеленое, уродливое и здоровенное (и, самое обидное, нагло снимает 30 пунктов здоровья). Я чуть со стула не упал. А если включить поддержку EAX, станет еще круче, но — ресурсы, опять же... Короче, играть следует в темной комнате и в наушниках. Или на хороших акустических системах, желательно с сабвуфером. В любом случае, только не через мультимедийный ширпотреб! Особой прелести добавляет саундтрек… В общем, снимаю шляпу перед саундмейкерами из Croteam.

The way it is — тупо и решительно

Геймплей сингла прост до безобразия: валим несчетные орды разнообразных подонков. Треск чейнгана, разлетающиеся во всех стороны куски порванных несчастных тварей, крики, взрывы — shot"em"all во всей красе. Кое-где для приличия попросят нажать пару кнопочек, найти пару волшебных амулетов или ключей, дабы открыть очередную дверь. Единственное более-менее склоняющее к мозговой деятельности место в игре — это мочилово финального монстра, завалить которого обычным оружием совершенно нереально. Да и то, бортовой комп настолько прозрачно все объяснит, что поймет даже прапор.

Девайсов в нашем распоряжении немного, но все они на редкость грамотные. Баланс выдержан ювелирно — в игре нет лучшего оружия, каждое хорошо по-своему. Набор классический — револьвер, шотган, двустволка, автомат, пулемет (чейнган), рокетлончер и гранатомет. Переключаются быстро, ведут себя тоже как доктор прописал: двустволка рулит на ближних расстояниях, чейн на любых, никаких альтернативных режимов. В общем, воспитанные годами игры в Quak "и приоритеты. Плюс имеются не такие повседневные "laser gun" — аналог гипера из Q2 или плазмагана из Q3 , и шайтан-бабахалка "canon". Последнее — вещь! Пушка. Самый настоящий "кэнон", в натуре. Стреляет ядрами, размером с дом. Damage — обалдеть. Гигантского лава-голема величиной с гору (и такой в игре будет) сносит на третий выстрел. Понятно, что шарашить пушкой по рыбкам в древнеегипетской канализации непрактично. Впрочем, так же, как и кидаться с ножичком на шагающего меха.

В мультиплеере все просто: совместный геноцид местных обитателей и два deathmatch"а (счет по очкам и по фрагам). Никаких ботов или командных режимов, хотя, судя по наличию в меню пункта "mods", сделают. Зато есть "сплит-скрин" (!) и знакомая консоль. Модели маловаты, уровни разнообразием не блещут… В общем, ничего такого, что могло бы покорить сердца онлайновых перцев наравне с Q2 , UT или HL/CS .

Лично мне не приглянулись лишь несколько вещей. Во-первых, отсутствие рокет-джампов. Во-вторых, ужасное поведение мышки. Несмотря на сразу же выключенные фишки вроде mouse-smoothness и acceleration, она как-то странно "плавает": мышь — отдельно, прицел — отдельно. Хотя приноровиться можно. В-третьих, игра очень короткая, от начала и до конца проходится за пару-тройку дней. Что ни говори, а надпись "…to be continued" обнадеживает мало.

Короче

Doom /KISS -образный тупой и решительный геймплей без всяких псевдоинтеллектуальных потуг, сдобренный отличной графикой и звуком. Если вы соскучились по безмозглому мясу, если вы с шутерами "на ты" и если у вас есть третий пень (или второй GeForce) — must have.

ФОРМУЛА ИГРЫ

Serious Sam 3 позиционируется как олдскульный шутер, где вместо стрельбы из-за укрытий герой носится по уровням, накачивая врагов свинцом и уворачиваясь от их атак. Автоматическое восстановление здоровья уступает место сбору аптечек, а фабула умещается на полях газеты, в которую заворачивали рыбу.

Классика

Зачем этой игре сюжет — умом не понять. Но он есть: на Землю напали инопланетяне, и теперь земному герою Сэму нужно добраться до найденного в Египте древнего артефакта, чтобы остановить вторжение. Поскольку BFE является приквелом оригинальной игры, Serious Sam: The First Encounter , мы уже знаем, что будет в конце: наш герой перенесется в прошлое и даст захватчикам по щам. Но сначала он наваляет им в настоящем - а там гори оно все огнем.

Типичный скриншот из однопользовательского режима. И один в поле воин.

На первый взгляд, игра по сравнению с предыдущими частями совершенно не изменилась: Сэм шествует по абсолютно линейным уровням, превращая врагов в фарш и изредка отвлекаясь на поиск тайников. Периодически героя запирают в условном помещении («условном», потому что это может быть и огромная равнина) и заваливают тоннами вражеского мяса. В порядке вещей одновременно уворачиваться от рогов разьяренного быка и одновременно садить из двустволки в лоб скелету. Удовольствие, надо сказать, не для всех: если вы выросли на Call of Duty , Serious Sam 3 вам вряд ли понравится.

Кому это нужно?

Геймдизайнеры из студии Croteam честно пытаются удивлять, добавляя в свой олдскульный шутер современные фишки. Так, большую часть противников теперь можно убивать одной кнопкой: Сэм отрывает скелетам головы, ломает скорпионам шеи, давит кованым ботинком пауков. Кровавый трофей можно бросить обратно, в толпу противников, и даже кого-то им зашибить, но толку от этой возможности ровно ноль. Анимация настолько длинная, что, пока Сэм вырывает очередному инопланетному красавцу глаз, остальные успевают порезать героя на ленточки. Другое дело кувалда, один из фирменных видов оружия BFE. Хоть это и не классическая бензопила из Doom, хорошенько размахнувшись молотком, можно отправить на тот свет нестыдную партию живности. Однако это тоже так, для души. Ближе к концу игры против разъяренных вражеских орд (а врагов становится очень и очень много) и ракетница кажется слабенькой.

«Пялиться некрасиво», - сказал Сэм и вырвал гнаару единственный глаз.

Иногда авторы дают передышку от бесконечных волн монстров и запирают нас в катакомбах, заставляя светить фонарем по сторонам, мыкаясь в поисках выхода. Зачем нам такой Half-Life, решительно непонятно - если истребление живности на открытых аренах приносит какое-никакое удовольствие, метание по темным коридорам только раздражает. Особенно это неприятно в кооперативной игре, когда напарники уже убежали, а ты пытаешься найти очередной неприметный коридорчик, чтобы их догнать. Какая радость шарить фонарем по черному экрану, когда знаешь, что друзья уже вовсю развлекаются?

Серьезный отряд

Совместное прохождение - главное, ради чего стоит купить Serious Sam 3. BFE лишний раз подтверждает собственную олдскульность, в частности, и тем, что поддерживает до 4 игроков на одном PC (в режиме сплит-скрина), а по Сети могут играть до 16 человек. Но это уже чересчур - врагов на всех не хватает, поэтому такой большой компанией лучше зарубиться в PvP.

Кооператив и дефматч в Serious Sam 3 очень похожи. Только в первом все стреляют в монстров, а во втором - друг в друга.

На выбор представлены все классические режимы вроде дефматча и захвата флага. Проблема только с поиском серверов - то ли еще не все наигрались в кооператив, то ли желающих воевать друг с другом нет в принципе. К сожалению (или к счастью), верным кажется второй вариант. По динамике местный режим «все против всех» напоминает Quake 3, но сильно проигрывает последнему по дизайну карт. Да и с балансом оружия проблемы: ракетница и двустволка обычно убивают с одного попадания, а остальные стволы практически бесполезны. Бездумно сделан и респаун - нередко противники возрождаются прямо у тебя за спиной (быстро отправляя на тот свет) или прямо под носом (даря бесплатный фраг). Окончательно портит впечатление анимация - она тоже напоминает о третьем Quake: если монстры хоть как-то шевелятся, то вот персонажи, управляемые игроками, бегают, будто швабру проглотив.

Дефматч предельно олдскулен - минималистичные карты, полное отсутствие укрытий, дисбаланс в оружии, корявая анимация.

Назад в прошлое

Не лучше и графика. Несмотря на нескромные системные требования, даже на ультранастройках графики Serious Engine 3.5 выдает картинку уровня Half-Life 2 или Modern Warfare . Очевидно, проблема в художниках: обратившись к более реалистичному стилю, им не удалось сложить из четырех известных букв слово «вечность». Если честно, мы очень скучаем по разудалому мультяшному Сэму образца 2001 года и яркой, веселой картинке.

Но ужаснее всего звук. Создается впечатление, что разработчики просто взяли озвучку монстров из первого Serious Sam. Хотя даже это не самое страшное. Звук абсолютно неинформативен: например, невозможно определить, откуда к вам приближается очередной безголовый камикадзе, по его крику. Кажется, будто толпа товарищей с бомбами поселилась прямо у Сэма в голове.

Если бы не гигантский красный скорпион, картинка вполне могла бы сойти за скриншот из Modern Warfare.

Зато музыка подходит игре практически идеально: саундтрек от хорватских металлистов Undercode столь же старомоден, как и сама Serious Sam 3. Неплохо озвучен и сам Сэм. Хотя его шутки редко вызывают улыбку, образ беспредельного мачо бережно сохранен.

По иронии судьбы, из всех достоинств первой Serious Sam до третьей в целости и сохранности дожил только главный герой. Впрочем, даже несмотря на многие недостатки, BFE превосходит ближайшего конкурента - Duke Nukem Forever. Жаль только, что ни одна из них лучше от этого не становится. Еще одна легенда умерла.

Мнения

Максим Еремеев, редактор журнала «Игромания»

«Ох, ё-моё, да они уже тут!»

Мне лично кажется, что с новым Сэмом все в полном порядке. Тем более что другого столь же хаотичного и дикого шутера сейчас все равно не отыскать. После тиховатого вступления вы наконец слышите знакомое «А-А-А-А-А-А-А-А-А-А-А!» безголового камикадзе и чувствуете, что вернулись назад во времени. Все как в первый раз: бешеный ор в наушниках, нервная дрожь в пальцах. Это откуда сейчас закричали? Вон из той подворотни? Из-за пальмовой рощи? Ох, ё-моё, да они уже тут!

BFE отлично поддерживает напряжение, каждая новая волна врагов отзывается адреналиновым пуском в печени. Очень скоро начинает казаться, что враг повсюду, и, скорее всего, именно так оно и есть, но вы стараетесь об этом не задумываться. Главное, чтобы прицел точно выцеплял на блекло-сером фоне цели, а указательный палец не свело судорогой. Проанализировать все можно будет потом. По-моему, это ценное умение вполне достойно похвалы.

ПРОГНОЗ УСПЕШНОСТИ

Serious Sam 3 гораздо больше похож на предыдущие игры сериала, чем Duke Nukem Forever - на Duke Nukem 3D или Doom 3 - на Doom. Это действительно проект, в котором спинной мозг используется на все сто, а сюжет присутствует лишь для проформы. На этом сомнительные достоинства BFE заканчиваются - ширпотребная серо-коричневая картинка (а ведь насколько сочно и красиво выглядела в свое время первая часть!), ужаснейший звук и корявая анимация не смогут удержать вас у монитора или телевизора надолго. Консольные версии еще не вышли, но вряд ли они окажутся лучше.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА: 6,5

Вышедший 10 лет назад Serious Sam: The First Encounter уже тогда в плане геймплея выглядел выходцем из прошлого – бездумная пальба по бесконечным волнам монстров даже в далеком 2001 г. считалась вышедшей из моды, во главу угла ставился сюжет и проч. Что, впрочем, не помешало ему завоевать изрядную популярность, а заодно – позволить разработчику закончить вторую половину проекта, The Second Encounter.

Serious Sam 3: BFE

Жанр first person shooter

Разработчик Croteam

Издатель «1C-СофтКлаб»

Оценка

Классический стиль и геймплей; современная графика

Чрезмерно затянутое начало, из-за чего игра может надоесть раньше, чем успеет собственно начаться

Возвращение у Сэма получилось удачнее, чем у Дюка

Полноценный сиквел – Serious Sam II, увидел свет в 2005 г., однако повторить успех оригинала ему не удалось. Любители «олдскула», ценившие Serious Sam не только за максимально простой геймплей, но и за своеобразный шарм главного героя, оказались, мягко говоря, разочарованы сменой стиля, превратившей игру в мультяшную самопародию, причем далеко не лучшего качества.

После этого Croteam взяла длительную паузу (попутно создав новый движок и обновленные версии первых двух «энкаунтеров») и наконец выпустила Serious Sam 3: BFE, являющийся приквелом к самой первой части. Кстати, приставка BFE в названии многими игроками расшифровывается как Before First Encounter – официальной же трактовки на данный момент нет, и вполне вероятно, что непонятная аббревиатура является просто очередной шуткой разработчиков.

Сюжет здесь, разумеется, нужен только для галочки, поэтому и изложить его получается буквально в паре слов: вторжение с инопланетянами в самом разгаре, Сэм пытается прорваться в Каир, вертолет сбивают… дальше неважно. Конечно, нам время от времени демонстрируют в коротеньких видеовставках, что вокруг все плохо, а будет еще хуже, но во внятный сюжет они складываться решительно отказываются – в конце концов, не ради него играют в Serious Sam.

Идейно цикл вернулся к своим истокам – SS3:BFE гораздо больше похож на The First Encounter, чем на Serious Sam II. Виной тому и смена декораций (действие опять происходит в Египте), и кардинальный пересмотр концепции главного героя. Из несмешного клоуна он опять превратился в Серьезного Спасителя Человечества – каменная физиономия, редкие циничные комментарии и деловитое перемалывание в фарш инопланетных захватчиков.

В плане игрового процесса Serious Sam 3 выглядит на удивление несколько странно. Похоже, разработчик отдавал себе отчет в том, что геймплей двадцатилетней выдержки – штука специфическая, и решил, что его надо хоть как-то, но причесать под современные реалии. В итоге первые уровни не имеют практически ничего общего с оригинальным Serious Sam – оружия в обрез, монстров тоже, и геймеру не остается ничего другого, как гулять улицами Каира и разглядывать окружающую его обстановку. Если захотеть, здесь можно увидеть легкую иронию над современными милитари-шутерами – начало третьего «Сэма» отдаленно напоминает какой-нибудь Modern Warfare, из которого убрали всю кинематографичность, а взамен нее втиснули монстров из DOOM. «Серьезному» Сэму Стоуну в окружающих его псевдореалистичных декорациях явно неуютно, однако через пару-тройку часов он наконец выбирается на оперативный простор – на смену каирским улочкам приходят пески, пирамиды и прочие сфинксы, где он чувствует себя как дома. К счастью, примерно в это же время монстры начинают подходить не по одному-два, а партиями по паре десятков, а затем и сотен, и после середины игры пальцы уже сами вспоминают канонический геймплей – ни секунды не стоять на одном месте, постоянно переключаться с одного оружия на другое, и затылком чувствовать, какую очередную пакость игра подготовила за вашей спиной. Сложность нарастает лавинообразно, и в одиночном режиме последние уровни будут вспоминаться как кошмарный сон. Нечастые аптечки цинично добавляют по одному проценту здоровья, боеприпасы к любимому оружию заканчиваются моментально, а монстры прут так, будто на вашей стороне сражается как минимум батальон морской пехоты США.


Serious Sam 3 при этом не самый короткий, как по нынешним меркам – чтобы увидеть «тот самый геймплей», придется 3-4 часа играть, образно говоря, в упрощенного «Сэма», поэтому когда наконец добираешься до уровней с 1000+ монстров, игра уже начинает банально надоедать. Как это ни парадоксально звучит, идея сделать полноценный шутер в случае с «Сэмом» является не самой удачной – если бы SS3:BFE был в два раза короче (главным образом за счет урезания чрезмерно затянутого начала) и во столько же раз дешевле, он был бы принят гораздо благосклоннее. В конце концов, в The First Encounter была хорошо если треть от полной игры, задуманной изначально – и это в свое время пошло ему только на пользу, ведь он проходился буквально на одном дыхании. В случае же с Serious Sam 3 одного дыхания будет явно недостаточно.

Сэм Стоун по кличке «Серьезный» опять вернулся. И не куда-нибудь, а назад в будущее, конкретно — в начало XXI века. Заработав на выпуске HD-римейков игр десятилетней давности, Croteam наконец-то решилась создать нечто новое. Открещиваясь от параллелей с «мультяшной» Serious Sam 2 , студия выполнила поворот на 180 градусов: Serious Sam 3 — приквел к The First Encounter , описывающий события непосредственно перед отправкой «самого крутого перца на планете» в прошлое.

Сэм — герой галактики

«Что задумываться над сюжетом, если и без того ясно, чем все закончится?» — похоже, именно так рассуждал сценарист. Повествование не хватает звезд с неба, хотя и превосходит непроходимо тупую фабулу SS2 . Война с легионами агрессивно настроенных пришельцев из дальнего космоса в самом разгаре, люди умирают, но не сдаются, а Сэм яростно мечется по пирамидам и руинам египетских городов, зверски истребляя все живое на своем пути. Конечная цель бравого вояки — активировать пресловутый «Ключ к вечности», сирианскую машину времени, дабы предотвратить неизбежное поражение человеческой расы.

Разработчики пошли проторенной дорогой, ведь формула успеха известна и обкатана: огромные пространства, тайники, грубоватый юмор, ТОЛПЫ черт знает чего повсюду и полное отсутствие потуг на интеллектуальность. SS3 — своего рода возвращение к истокам, правда, окружающий мир заметно похорошел. Serious Engine версии 3.5 выдает очень приятную и натуралистичную картинку, не замутненную «блюром» и прочими вывертами, разве что текстуры кое-где мутноваты. Немудрено, если учесть размеры уровней.

Но изменения несколько более радикальны, чем выглядит поначалу. Всяческие ловушки и логические пазлы отправились под нож за ненадобностью. Обшарить близлежащие постройки в поисках ключа — большего от вас не потребуют. Сложность возросла настолько, что напоминает о недавней Hard Reset . Даже на «Normal» приходится осторожничать, драпать от вездесущих рогатых скелетов и лихорадочно посматривать на счетчик здоровья. В подземельях и гробницах SS3 и вовсе переодевается в «survival horror»: темнота, тусклый свет фонарика и неожиданно выскакивающие твари — ни дать ни взять Doom 3 . Забавно наблюдать такое в проекте с рекламным слоганом «Никаких укрытий, будь мужиком».

Видимо, чтобы доказать всем, что он «мужик», мистер Стоун цедит в час по фразе, но обычно изрекает что-то действительно смешное. Вдобавок он овладел жуткой техникой рукопашного боя, позволяющей нажатием «E» перенестись к противнику, стоящему в пяти метрах поодаль, и со смаком оторвать ему башку, заляпав экран ярко-алой краской. Тем же, кому посчастливилось родиться безголовым, добрый парень вырывает сердца, которые затем можно в кого-нибудь швырнуть. Как ни странно, особого дисбаланса эти шалости не вносят, в отличие от некоторых монстров.

Предельная «серьезность»

Бестиарий по-прежнему разнообразен. Орущие камикадзе, шагающие биомеханоиды, одноглазые гнаары, скорпионы с крупнокалиберными пулеметами, гигантские пауки, гарпии, сирианские солдаты с мини-ракетницами… Черные «мартышки», ползающие по колоннам, держатся вне поля зрения и мастерски уходят с линии огня. Попасть по уродцам до такой степени трудно, что проще объявить им бойкот. Вышеупомянутые рогатые скелеты с Клира — неубиваемая дрянь, с наскока снимающая половину жизни — истинный бич BFE . С появлением приличного оружия уничтожать их станет ощутимо легче, однако на первых порах костяные лошади здорово щекочут нервы.

Выход один — бежать. Бесконечный «спринт» — главное положительное новшество третьей части, сильно поменявшее механику. Например, теперь от камикадзе можно побегать, собрать их в кучу и грохнуть одним выстрелом. К сожалению, физика совсем не участвует в спектакле — на куски несчастных разрывает одинаково, руки-ноги летят по заданным траекториям. Особенно больно это ударило по разрушаемости: шаблонно разваливающиеся стены, и то в «специальных» местах — мягко говоря, нелепость.

Недоумение вызывает и арсенал, наполовину состоящий из бесполезных «стволов». Из-за дефицита боеприпасов надо использовать все, но для чего нужен дробовик, когда есть двустволка, заряженная той же самой картечью? Снайперская винтовка и энергоорудие занесены в разряд секретных (читай: пострелять разок, потом нечем будет). Ракетница — замечательная вещь, но плазменный арбалет значительно круче в любой ситуации. Автомат неплох, но регулярно мучает несвоевременной перезарядкой. Он и коллиматором оснащен, жаль, целиться нет никакого смысла — на точность не повлияет. Единственный плюс пистолета — неограниченный боезапас. Миниган и гаубица — чудесно, вот только патронов не сыщешь днем с огнем, а значит — строго против «боссов».

На которых у Croteam, похоже, не хватило фантазии. Большинство существ оказываются обычными врагами уже на следующем уровне. Остальные же… В одиночку валить боевой космический корабль — это «по-сэмовски». Дважды? Что-то не то… В одной из миссий главного гада заменяет аттракцион из Left 4 Dead 2 — надо заправить автомобиль, отбиваясь от возрождающихся неподалеку орд. На славу удался лишь финальный «злодей», поединок с ним заставит поломать голову.

Хотя, если что-то не выходит, всегда можно позвать друзей. Совместное прохождение на 16 человек — копия предыдущих частей: весело и опять чересчур просто. Охотников играть с тремя «жизнями» на команду отыскать нелегко. Публика традиционно предпочитает палить в свое удовольствие, не беспокоясь о здоровье. Режим «Выживание» бросит вызов ветеранам, а пуще всего Croteam позаботилась о любителях соревновательного мультиплеера.

Помимо классических дефматча и захвата флага, на выбор предлагают прямо-таки ворох сетевых развлечений. «Последний герой» — тот же бой насмерть, только без воскрешений. В «Носильщиках» побеждает игрок, который дольше остальных сохранял драгоценный груз при себе. «Охота на зверя» — отчаянная погоня за очками на картах «сингла», а в «Мгновенной смерти» фатально любое попадание. Впрочем, я мог бы обойтись и без подробностей — все равно большинству милей «кооператив» в сочетании с бессмертием.

* * *

Serious Sam 3 пестрит недочетами, зато летающих окороков тут — на целый мясокомбинат. Хорошо, но могло быть намного лучше…

Статьи по теме: