Скачать программу для редактирования морских навигационных карт. Морские навигационные карты. Элементы математической основы карты

Все морские карты по своему назначению разделяются на четыре основные группы: навигационные, специальные, справочные, озерные и речные.

Навигационные морские карты предназначены для обеспечения безопасности судовождения. В зависимости от своих масштабов они разделяются на планы, частные, путевые и генеральные карты.

Планы (масштаб 1:1000 - 1:2 5 000) служат руководством для заходов судов в порты, гавани, бухты, на рейды и т. д.

Частные карты (масштаб 1:2 5 000 - 1:7 5 000) предназначены для обеспечения безопасности плавания в районах, сложных в нави- гационно-гидрографическом отношении: в узкостях, в шхерах, в непосредственной близости от берегов и т. д.

Путевые карты (масштаб 1:100 000 - 1:500 000) служат для обеспечения плавания между портами как в видимости, так и вне видимости берегов и береговых ориентиров. Карты этого типа явля- ются основным и наиболее распространенным типом морских навигационных карт.

Генеральные карты (масштаб 1:500 000 - 1: 5 000 000) используются для общего изучения условий перехода океаном или морем и, как правило, для предварительной прокладки пути корабля.

Специальные карты издаются для обеспечения решения задач навигационно-прикладного и специального характера. Наиболее распространенным типом из них являются: радионавигационные, карты радиомаяков и радиостанций, навигационно-промыс- ловые, карты-сетки и бланковые карты.

Радионавигационные карты (масштаб 1:750 000 - 1:3 500 000) - генеральные карты в меркаторской проекции со специальными сетками для определения места судна с помощью новейших навигационных систем.

Карты радиомаяков и радиостанций (масштабы 1: 1 000 000 - 1: 1 500000) показывают точное местоположение радиомаяков и радиостанций, обслуживающих мореплавание, и обычно строятся в стереографической проекции, позволяющей прокладывать радиопеленги прямыми линиями без заметных искажений.

Навигационно-промысловые карты (масштабы 1: 500 000 и мельче) предназначены для навигационного обеспечения рыболовецких судов; в отличие от обычных навигационных карт на них показаны места, опасные для спуска тралов и других донных орудий лова.

Карты-сетки (масштабы 1:150 000 - 1:500 000) строят, как правило, в меркаторской проекции на отдельные широтные пояса и используют для прокладки пути судна в относительно крупном масштабе; в отличие от навигационных карт карты-сетки не содержат никаких элементов картографического изображения, кроме сетки меридианов и параллелей.

Бланковые карты (масштабы 1:500 000 - 5 000 000 и мельче) служат простейшей географической основой для составления различных картосхем и сборных листов.

Справочные карты непосредственно для навигационных целей не используют. Они являются вспомогательными картографическими изданиями, содержащими лишь некоторые необходимые мореплавателям данные. К ним относятся: обзорные карты, карты часовых поясов и сборные листы карт.

Обзорные карты (масштабы 1:650 000 - 1:20 000 000) дают общее представление о навигационно-гидрографических, физико-географических и экономико-географических особенностях изображенных на них районов.

Карты часовых поясов представляют собой мелкомасштабные бланковые карты мира или отдельных государств с указанием границ и номеров часовых поясов вместе с текстом (легендой), поясняющим пользование картами.

Сборные листы являются бланковыми картами океанов и морей с обозначенными границами (рамками) навигационных или других морских карт крупного масштаба. Сборные листы служат для подбора необходимых карт и определения их номеров.

Озерные и речные карты предназначены для обеспечения безопасного плавания на озерах и судоходных реках.

Озерные карты (масштабы 1:100 000 - 1:250 000) по своей математической основе, элементам содержания и условным обозначениям не отличаются от морских навигационных карт.

Речные карты (масштабы 1:10 000 - 1:100 000) представляют собой изображения рек с береговой полосой и береговой топографией. На них указываются рельеф дна, выраженный отметками глубин и изобатами, фарватеры (с указанием их протяженности в километрах) и некоторые другие элементы, необходимые для судоводителей.

Внутреннюю рамку морских и озерных карт составляют крайние меридианы и параллели; вместе с промежуточными они образуют картографическую сетку карты. Внутренняя рамка карты разбита на градусные и минутные деления: по меридиану - широтные, по параллели - долготные. Таким образом, обе боковые рамки карты являются линейным масштабом и служат для измерения расстояний на карте, а также для снятия географической широты места. Нижняя и верхняя рамки служат для снятия географической долготы места.

Долготы на современных морских картах даются от Гринвичского меридиана (0°).

Для единой глубоководной системы (ЕГС) европейской части РСФСР создан атлас, карты которого составлены в проекции Гаусса в масштабе 1:5 0 000). Глубины на картах даны относительно нормальных подпорных уровней (НПУ) в метрах, а расстояния по судовому ходу - в километрах от Южного порта Москвы. Знаки обстановки нанесены на карты с точностью, обеспечивающей глазомерную ориентировку.

Атлас единой глубоководной системы европейской части РСФСР состоит из 10 томов. В т. I ЕГС помещена схема расположения томов Атласа (сборный лист томов Атласа), затем дан общий навигацион- но-гидрографический обзор ЕГС и краткие условия судоходства отдельно для районов, охваченных каждым томом Атласа. В томах с II по X в начале помещен сборный лист карт тома и далее комплекты лоцманских карт районов, границы которых показаны на схеме расположения томов Атласа (в т. I).

В зависимости от назначения карты и ее масштаба все элементы содержания даются с различной степенью подробности, или, как говорят, карта получает ту или иную степень нагрузки.

При составлении карт и пособий для плавания, кроме отечественных материалов, широко используются иностранные руководства и пособия для судоводителей. Передача собственных имен и названий при использовании иностранных материалов представляет значительные трудности. Способов, или форм, передачи собственных имен и названий может быть несколько.

На советских морских картах для передачи собственных имен и названий для районов территории Советского Союза употребляются только русские слова или слова народов СССР, населяющих данный район.

Для зарубежных районов применяются четыре основных формы передачи имен и названий:

Традиционная русская;

Переводная (смысловая);

Транскрипционная (фонетическая);

Транслитерационная (передача собственных имен и названий заменой иностранных букв соответствующими им буквами русского алфавита).

На морских навигационных картах главным образом изображаются те объекты и делаются те надписи, которые имеют существенное значение для целей судовождения.

При составлении морских навигационных карт уделяется особое внимание изображению берега, рельефа морского дна и объектов навигационного значения.

На морских навигационных картах рельеф дна представляет основную характеристику морской обстановки и является важнейшим элементом их содержания.

Рельеф морского дна изображен на карте настолько подробно, что судоводитель имеет возможность точно узнать о глубинах; опасные для плавания глубины выделены, чтобы они были заметны с первого взгляда на карту.

Глубины на советских морских навигационных картах для отечественных вод указываются цифрами в метрах и дециметрах: глубины от 0 до 5 м с точностью до 0,1 м\ от 5 до 20 м - до 0,2; от 20 до 50 м - до 0,5; более 50 м -д о 1,0.

Глубины на каждой морской карте приведены к единому уровню - нулю глубин. На морях, где приливов не бывает, за нуль глубин принимается средний уровень; на морях с приливами за нуль глубины принимают самый низкий уровень воды в данном районе, называемый теоретическим нулем глубин.

Если глубины не приведены к единому нулю глубин, то на картах указывается, что они выражены в метрах.

Для большей наглядности изображения рельефа дна на карты, кроме отметок глубин, как указывалось выше, наносят изобаты (линии равных глубин). Их проводят обычно через места с глубинами в 10, 20, 50, 100 и 200 м, а в глубоководных районах - иногда в 500, 1000 и 2000 м.

Следует считать 10-метровую изобату предостерегательной для судов с малой осадкой и 20-метровую - для судов с большой осадкой. Достоверные изобаты показываются сплошными линиями, а недостаточно обеспеченные промерами - пунктиром. При резком колебании глубин и обилии банок проводится так называемая предостерегательная изобата, или линия опасности, которая ограничивает прибрежную часть моря с малыми глубинами или какое-либо мелководье.

Все навигационные опасности на морских навигационных картах изображаются с наибольшей полнотой. Когда положение навигационной опасности установлено приближенно, то на карте делается надпись «ПС» - «положение сомнительное», если же имеется сомнение в существовании опасности, то она наносится на карту с надписью «СС» - «существование сомнительное».

Подводный рельеф и глубины в районах фарватеров и рекомендованных курсов показываются более тщательно и обязательно обозначаются изобатами.

Рельеф суши изображается только в пределах узкой полосы, видимой с моря. Реки, дороги, пути сообщения показываются схематично и только на подходах к берегу.

Характерные выступы береговой линии, используемые в качестве навигационных ориентиров, на картах изображаются более тщательно и отчетливо. Берега изображают с характеристикой по высоте, строению и слагающим породам, что облегчает их опознавание. Острова изображаются с большой подробностью, и их характерные очертания передаются строго в масштабе карты.

На свободных местах, отведенных под сушу, на карте помещают также контурные зарисовки берегов и приметных пунктов для лучшей ориентировки при плавании вблизи берегов. Изображенные на карте объекты, особенно имеющие отношение к судовождению, обязательно имеют поясняющие надписи (название, высота, пеленг, расстояние и др.). Различные примечания, предостережения, планы портов, рисунки маяков, сведения о приливах и приливно-отливных течениях помещают на свободных местах карты.

Из береговых средств навигационного оборудования на морские навигационные карты наносятся: маяки и обстановочные знаки, радиомаяки, радиопеленгаторные, радиолокационные, радиодальномер- ные и другие станции, ведущие кабели и т. п.; из плавучих предостерегательных знаков - обычные буи, буи с радиолокационными отражателями, вехи, а также плавучие маяки.

Средства навигационного оборудования (СНО) показывают с различной подробностью в соответствии с назначением карты и в зависимости от навигационной характеристики данного района.

На генеральные карты наносят только главные маяки и огни, приемные или предостерегательные, имеющие значение на переходах между портами и на подходах к рейдам и портам. Из плавучих маяков наносят лишь находящиеся в открытом море и «приемные» с моря, т. е. стоящие у входа на рейд или в порт. При наличии створов на подходе к порту показывают только первый (внешний) створ. Светящие буи и дневное плавучее ограждение наносят только у внешних морских опасностей и на первом подходном к порту или рейду фарватере.

На путевые карты навигационное береговое и плавучее ограждение вне рейдов и портов наносят полностью внутри рейда- с большой разрядкой.

На планы и частные карты наносят все маяки, обстановочные знаки и все прочие навигационные береговые и плавучие знаки ограждения.

В качестве навигационных ориентиров на морских картах выделяются разного рода приметные с моря естественные объекты - вершины гор, характерные скалы, обрывы, устья рек и т. п., а также различного рода приметные сооружения на берегу, например отдельно стоящие здания, заводские трубы, вышки, церкви, различные башни.

Данные о магнитном склонении и о магнитных аномалиях наносятся на морские карты с указанием величины склонения, приведенной к определенному году, и его величины годового изменения. Эти данные приводятся в заголовке карты, а также специальным знаком или в виде надписи в различных местах карты через интервалы 20- 30 см.

Участки известных магнитных аномалий оконтуриваются толстой линией; внутри контура делается надпись «Магнитная аномалия» и показывается приближенная величина аномального склонения.

Сведения о приливах и течениях приводятся в таблицах, а течения, кроме того, указываются стрелками в соответствующих местах карты; скорости течения в этом случае даются над стрелками надпи- сями с точностью до 1/4 узла.

Районы, опасные или запретные для плавания, районы свалок и др. наносят на все навигационные карты. Границы этих районов на картах выделяют условными знаками, а данные о режиме плавания вблизи них, когда это необходимо, приводят в виде предупреждения на полях карты.

Государственные границы и демаркационные линии на морских навигационных картах показываются с возможной географической точностью.

Чтение морских карт

Основная нагрузка карт выполнена условными символами, поэтому, чтобы читать карту, надо уметь расшифровывать значения этих символов и дополняющие их сокращенные надписи.

Практическим пособием для чтения современных советских морских карт и руководств для плавания являются книги «Навигацион- но-гидрографическая терминология. Условные знаки и сокращения», «Условные знаки для морских карт и планов», листы условных обозначений лоцманских изданий и карт водохранилищ Министерства речного флота.

Чтение карты начинают с ее заголовка.

Заголовок карты помещают внутри рамки карты, как правило, на свободном сухопутном поле. Сверху наносят уставной знак, а под ним - название карты, т. е. название района, охватываемого картой; указываются числовой масштаб и главная параллель, к которой он относится; меры, в которых выражены глубины, и к како- му уровню они приведены; меры, в которых приведены высоты гор; год приведения склонения и его годовое изменение.

Затем читают надписи под нижней рамкой карты, где указаны год составления карты, материалы, на основании которых она составлена, данные по проведению большой и малой корректур.

Наиболее часто встречающиеся условные знаки судоводители должны знать на память. К ним относятся обозначения: знаков, ограждающих опасности и препятствия, знаков береговых ориентиров, а также предназначенных для определения места судна, сокращений характеристик маяков и огней обстановочных и предостерегательных знаков, глубин, створов, фарватеров и рекомендованных курсов, мест, запрещенных для плавания и постановки на якорь, течений.

Для лучшей контрастности и читаемости карт некоторые из условных знаков печатаются красками разного цвета.

Местоположению объектов на местности соответствуют следующие точки условных знаков:

1) у знаков несимметричного рисунка или знаков с широким основанием - середина основания;

2) у знаков правильной геометрической формы - геометрический центр фигуры;

3) у знаков с прямым углом в основании - вершина прямого угла;

4) у знаков, образованных сочетанием нескольких фигур, - центр нижней фигуры.

Местом положения глубины является пересечение диагоналей прямоугольника, заключающего число целых метров в отметке данной глубины.

Грунты обозначают условными сокращениями. Например: ГлИ - глинистый ил; ИП - илистый песок; Р - ракушка; ПИ - песчаный ил и т. д.

Цвет и характеристика грунта даются следующими сокращенными надписями, например: блмП - белый мелкий песок; срвИ - серый вязкий ил и т. п.

Помещаемые на картах собственные названия чаще всего пишутся полностью. Номенклатурные термины и данные, характеризующие объект, пишутся сокращенно.

Примером сокращенных надписей могут служить надписи у маяков. Например, «ГрПр(3)(15 с)15МТ(С)С. ст. РМ k » означает: «Группо-проблесковый, три проблеска в секунду, период 15 сек, дальность видимости 15 миль, туманный сигнал - сирена, сигнальная станция, радиомаяк».

Название маяка помещается рядом, но отдельно от характеристики. В сокращенном виде даются также надписи, характеризующие особенности берегового рельефа и другие сведения.

Перед использованием любой навигационной карты необходимо прежде всего определить степень ее пригодности для предстоящего плавания. Для этого нужно по заголовку карты. определить ее название (изображенный на ней район океана, моря, залива, озера), числовой масштаб и главную параллель. По числовому масштабу карты необходимо выявить предельную точность ее масштаба и ознакомиться с линейными размерами делений по широте на внутренней боковой рамке карты. Затем в заголовке прочитывают сведения о нуле глубин и системе мер, их выражающих. Отсутствие данных о нуле глубин обязывает критически относиться к достоверности показанных на ней глубин. Следует также внимательно прочитать все предупреждения и примечания, являющиеся текстовым дополнением к карте, в которых даются сведения о навигационной обстановке в районе, охватываемом этой картой, и иногда сообщения о погрешности положения на ней отдельных объектов. После этого обращается внимание на надписи карты за рамкой, по которым можно судить о ее точности, достоверности и современности. При этом следует обратить внимание на год производства съемочных и промерочных работ, на основании которых составлена карта, на год издания и проведения большой корректуры и т. п. Если съемка производилась очень давно, следовательно, съемочные работы проведены с меньшей точностью из-за несовершенства применяемых в это время методов съемки и инструментов. Поэтому такие карты не могут быть достаточно надежными. Кроме того, за большой промежуток времени в районе могли произойти изменения фарватеров, появление отмелей, размывов берегов и т. п.

Если глубины показаны на карте с большими промежутками, это показывает, что промер не был подробным, и потому в этих местах возможны опасности. Вообще на все белые места на карте нужно смотреть не как на глубокие места, а как на места, где не были измерены глубины. Если на карте не имеется изобат, это показывает, что промер не был достаточно подробным, чтобы их провести; такие карты заслуживают меньшего доверия. Мест, где на карте указаны глубины меньше, чем глубины остального участка, следует избегать, так как неизвестно, насколько подробно глубины этих мест были обследованы. При дальнейшем чтении карты необходимо по условным обозначениям, принятым в картографии, обратить внимание на расположение береговых и плавучих знаков, характеристику огней, дальность их видимости, характер грунта, места якорных стоянок и укрытий.

Во всех случаях нужно принять за правило всегда пользоваться в данном районе картой самого крупного масштаба, корректура которой выполнена по самым последним данным (что видно по дате проведенной корректуры).

Определение

Морская навигационная карта (МНК) - карта , которая используются для обеспечения судовождения и безопасности плавания. Карты данного вида обычно представлены в равноугольной нормальной цилиндрической проекции Меркатора , которая позволяет прокладывать курс судна прямой линией. Морские навигационные карты отражают: береговую линию и характер берегов, рельеф дна , глубины и характеристики донного грунта, опасные для судовождения объекты и препятствия (скалы, камни, затонувшие суда), естественные и искусственные навигационные объекты, фарватеры, места для якорных стоянок, знаки разделения движения судов, информацию о приливах, а также данные об участках суши, попавших в поле карты (реки, рельеф, дорожная сеть, населённые пункты и другое).

Элементы морской навигационной карты

Элементы математической основы карты

- масштаб карты ; - проекция ; - геодезическая и высотная основы; - внутренние рамки и их разбивка; - картографическая сетка;

Элементы содержания

Специальные морские

- рельеф морского дна; - навигационные опасности; - грунты морского дна; - средства навигационного оборудования (СНО); - навигационные ориентиры; - фарватеры; - морские каналы и рекомендованные пути; - системы разделения движения судов; - различные районы на морской части карты; - гидрологические элементы; - мерные линии; - подводные кабели; - элементы специальной нагрузки.

Общегеографические элементы

- береговая линия с обозначением характера берега; - гидротехнические сооружения; - гидрографическая сеть и рельеф суши; - населенные пункты; - дорожная сеть; - почвенно-растительный покров; - государственные границы; - элементы земного магнетизма.

Надписи и элементы оформления

- заголовок карты; - графики и шкалы масштабов; - схемы; - виды берегов, ориентиров и СНО; - предупреждения и примечания; - надписи; - элементы зарамочного оформления.

Классификация и назначение морских навигационных карт

По масштабу и назначению морские навигационные карты делятся на:

Генеральные (масштаб 1 5 000 000 - 1:1 000 000); - путевые (масштаб 1 1 000 000 - 1: 100 000); - частные (масштаб 1 100 000 - 1:25 000); - морские планы (масштаб 1 25 000 - 1: 500);

Генеральные карты

Генеральные карты предназначены для общего изучения условий плавания и общих навигационных расчетов, предварительной прокладки перехода при плавании в открытом море в большом удалении от берегов.

Путевые карты

Путевые карты предназначены для обеспечения плавания между портами в значительном удалении от берега и вне его видимости.

Частные карты

Частные карты предназначены для обеспечения плавания в непосредственной близости от берега или в стесненных условиях (в узкостях, шхерах и т. д.)

Морские планы

Морские планы предназначены для руководства при входе в порты, бухты, на рейды, якорные места и т. д.

Коллекции морских навигационных карт

Карты коллекции ГУНиО

В СССР, а теперь в России, морские навигационные карты издаются ГУНиО МО РФ на листах размером 75х100, 50х75, 38х50 см. в масштабе от 1:500 до 1:10000000. Нумерация навигационных карт производится по схеме ABCDD, где: A - морской район, B - масштаб, C - море или часть морского района, DD - номер карты в районе (увеличение нумерации по часовой стрелке начиная с севера). карты совместимые с международыми, имеют второй номер начинающийся с Int и выпускаются на двух языках - русском и английском. В основном использовались системы координат "Пулково 1942" и "Потсдам 1950", в настоящее время чаще используется система "WGS-84 " Так же выпускаются: Специальные навигационные карты: Радионавигационные, Навигационно-промысловые, и т.п. Вспомогательные и справочные: Карты сетки без элементов специальной морской остановки (для плавания в дали от берегов), карты районов боевой подготовки кораблей ВМФ , атласы течений и т.п. Для корректуры карт еженедельно выпускаются "Извещения Мореплавателям"

Карты Британской коллекции

Коллекция Британского Адмиралтейства не подвержена экономическим или политическим рискам. Карты удобны в использовании и корректуре (выпускаются кальки).Карты имеют префикс BA и номер от 1 до 4999, например BA2246 или BA34. Также может существовать префикс AUS, если карта является перепечаткой австралийской карты или NZ – новозеландской карты.

Электронные навигационные карты

Предназначены для использования в навигационных целях в Электронно-картографических навигационных информационных системах (ЭКНИС). Разделяются на две основные категории: векторные и растровые.

Литература

Правила корректуры морских карт и руководств для плавания в береговых корректорских подразделениях ВМФ и на гражданских судах, изд. пятое, переработанное и дополненное, Санкт-Петербург, 2006

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Географическая карта -это уменьшенное, измеримое и обобщенное изображение земной поверхности на плоскости, полученное по определенному математическому закону и передающее размещение, состояние и взаимосвязь различных явлений природы и общества.

Морская карта -специальная карта, отображающая часть или весь Мировой океан, предназначенная для обеспечения мореплавания, решения специальных задач и использования природных ресурсов. МК подразделяются на навигационные, специальные для ВМС, вспомогательные и справочные.

Навигационные карты по своему назначению подразделяются на четыре группы: общенавигационные, обычно называемые морскими навигационными картами;

  • радионавигационные
  • навигационно-промысловые
  • озерные и речные

Морские навигационные карты (МНК) являются основной подгруппой морских карт, обеспечивающих безопасность судовождения. На них подробно отражены рельеф морского дна, характер берега и вся навигационная обстановка в описываемом данной МНК районе. На МНК выполняют ответственнейшую задачу судовождения -ведут счисление пути судна и определяют его местонахождение; МНК издают в масштабе от 1:500 до 1:5 000 000. Выбор масштаба МНК обусловлен удалением от берега трасс следования судов. Понятно, что по мере приближения к берегу условия плавания в общем случае усложняются, возможность выбора курсов ограничивается, количество навигационных опасностей увеличивается. Поэтому на такой карте необходимо иметь большую подробность в элементах содержания (большую нагрузку карты), что требует ее большего масштаба. В зависимости от масштаба МНК подразделяются на генеральные, путевые, частные и планы.
Для рыботы в навигационных программах на ПК, морские карты должны быть в .

Генеральные (обобщенные) карты предназначены для общего изучения условий плавания в большом водном бассейне, счисления пути судна при плавании в открытом море, предварительной прокладки маршрута предстоящего перехода и общих навигационных расчетов. Такие карты обычно составляют в масштабах от 1:5 000 000 до 1:1 000 000. На генеральных МНК нанесены важнейшие маяки, навигационные опасности, расположенные на значительном удалении от берега, плавучие средства навигационного ограждения, выставленные у опасностей, лежащих вдали от берегов.

Путевые карты предназначены для обеспечения плаваний вдоль побережий на некотором удалении от берегов, а также для обеспечения подходов судна с моря к берегу; составляются в масштабах от 1:500 000 до 1:100 000. На путевых картах нанесены маяки, огни и знаки, обеспечивающие прибрежное плавание, все навигационные опасности и все плавучие средства навигационного ограждения.

Частные карты служат для обеспечения плавания в непосредственной близости от берегов, в стесненных навигационных условиях (узкости, проходы, фарватеры и т. п.); их составляют в масштабах от 1:50 ООО до 1:25 ООО. Частные МНК представляют собой более подробные путевые карты. На них нанесены все маяки, огни и знаки, включая рейдовые и портовые, все навигационные опасности, включая малые банки и камни, все плавучие средства ограждения.

Планы необходимы для обеспечения входа в порты, гавани, бухты, на рейды и для ориентировки при передвижении в пределах этих акваторий. Их составляют в масштабах от 1:25 ООО до 1:500. На планы наносят те же элементы морской обстановки, что и на частные карты. По внешнему виду план отличается от карты тем, что его рамка не разбита на градусы и минуты, а промежуточные меридианы и параллели отсутствуют. Планы издают отдельно, но нередко их помещают в виде врезок на свободных местах путевых и частных карт.

Радионавигационные карты (РНК) представляют собой МНК с дополнительной нагрузкой в виде сеток изолиний, предназначенных для упрощения графического решения задач по определению места судна с помощью РТС судовождения. На РНК часто наносят также поправочные величины и пояснения, необходимые при определении места с помощью РНС.
На практике судоводитель обязан пользоваться картой самого крупного масштаба для данного участка моря, озера или реки.

Специальные карты так же, как и МНК, предназначены для графического решения задач судовождения при использовании особых технических средств или при плавании в особых условиях (например, на особо быстроходных судах).

Вспомогательные и справочные карты включают карты различного содержания и назначения. Состав этой группы карт по ряду причин постоянным не остается и время от времени меняется. Наиболее распространенными из вспомогательных карт являются карты-сетки для участков океанов и отдельных морей (не перекрываемых путевыми картами) без элементов специальной морской обстановки. Наиболее важными из справочных карт являются карты рекомендованных путей, гидрометеорологических элементов и грунтов, радиомаяков и радиостанций, звездного неба, часовых поясов и др. Справочные карты, объединенные общностью содержания и назначения, часто сводятся в один общий атлас, например Атлас приливо-отливных течений, Атлас течений для плавания в шхерах и т. д.

Географическая карта -это уменьшенное, измеримое и обобщенное изображение земной поверхности на плоскости, полученное по определенному математическому закону и передающее размещение, состояние и взаимосвязь различных явлений природы и общества.

Морская карта -специальная карта, отображающая часть или весь Мировой океан, предназначенная для обеспечения мореплавания, решения специальных задач и использования природных ресурсов. МК подразделяются на навигационные, специальные для ВМС, вспомогательные и справочные.

Навигационные карты по своему назначению подразделяются на четыре группы: общенавигационные, обычно называемые морскими навигационными картами;

  • радионавигационные
  • навигационно-промысловые
  • озерные и речные

Морские навигационные карты (МНК) являются основной подгруппой морских карт, обеспечивающих безопасность судовождения. На них подробно отражены рельеф морского дна, характер берега и вся навигационная обстановка в описываемом данной МНК районе. На МНК выполняют ответственнейшую задачу судовождения -ведут счисление пути судна и определяют его местонахождение; МНК издают в масштабе от 1:500 до 1:5 000 000. Выбор масштаба МНК обусловлен удалением от берега трасс следования судов. Понятно, что по мере приближения к берегу условия плавания в общем случае усложняются, возможность выбора курсов ограничивается, количество навигационных опасностей увеличивается. Поэтому на такой карте необходимо иметь большую подробность в элементах содержания (большую нагрузку карты), что требует ее большего масштаба. В зависимости от масштаба МНК подразделяются на генеральные, путевые, частные и планы.
Для рыботы в навигационных программах на ПК, морские карты должны быть в .

Генеральные (обобщенные) карты предназначены для общего изучения условий плавания в большом водном бассейне, счисления пути судна при плавании в открытом море, предварительной прокладки маршрута предстоящего перехода и общих навигационных расчетов. Такие карты обычно составляют в масштабах от 1:5 000 000 до 1:1 000 000. На генеральных МНК нанесены важнейшие маяки, навигационные опасности, расположенные на значительном удалении от берега, плавучие средства навигационного ограждения, выставленные у опасностей, лежащих вдали от берегов.

Путевые карты предназначены для обеспечения плаваний вдоль побережий на некотором удалении от берегов, а также для обеспечения подходов судна с моря к берегу; составляются в масштабах от 1:500 000 до 1:100 000. На путевых картах нанесены маяки, огни и знаки, обеспечивающие прибрежное плавание, все навигационные опасности и все плавучие средства навигационного ограждения.

Частные карты служат для обеспечения плавания в непосредственной близости от берегов, в стесненных навигационных условиях (узкости, проходы, фарватеры и т. п.); их составляют в масштабах от 1:50 ООО до 1:25 ООО. Частные МНК представляют собой более подробные путевые карты. На них нанесены все маяки, огни и знаки, включая рейдовые и портовые, все навигационные опасности, включая малые банки и камни, все плавучие средства ограждения.

Планы необходимы для обеспечения входа в порты, гавани, бухты, на рейды и для ориентировки при передвижении в пределах этих акваторий. Их составляют в масштабах от 1:25 ООО до 1:500. На планы наносят те же элементы морской обстановки, что и на частные карты. По внешнему виду план отличается от карты тем, что его рамка не разбита на градусы и минуты, а промежуточные меридианы и параллели отсутствуют. Планы издают отдельно, но нередко их помещают в виде врезок на свободных местах путевых и частных карт.

Радионавигационные карты (РНК) представляют собой МНК с дополнительной нагрузкой в виде сеток изолиний, предназначенных для упрощения графического решения задач по определению места судна с помощью РТС судовождения. На РНК часто наносят также поправочные величины и пояснения, необходимые при определении места с помощью РНС.
На практике судоводитель обязан пользоваться картой самого крупного масштаба для данного участка моря, озера или реки.

Специальные карты так же, как и МНК, предназначены для графического решения задач судовождения при использовании особых технических средств или при плавании в особых условиях (например, на особо быстроходных судах).

Вспомогательные и справочные карты включают карты различного содержания и назначения. Состав этой группы карт по ряду причин постоянным не остается и время от времени меняется. Наиболее распространенными из вспомогательных карт являются карты-сетки для участков океанов и отдельных морей (не перекрываемых путевыми картами) без элементов специальной морской обстановки. Наиболее важными из справочных карт являются карты рекомендованных путей, гидрометеорологических элементов и грунтов, радиомаяков и радиостанций, звездного неба, часовых поясов и др. Справочные карты, объединенные общностью содержания и назначения, часто сводятся в один общий атлас, например Атлас приливо-отливных течений, Атлас течений для плавания в шхерах и т. д.

Морская навигационная карта (МНК) - карта , которая используются для обеспечения судовождения и безопасности плавания. Карты данного вида обычно представлены в равноугольной нормальной цилиндрической проекции Меркатора , которая позволяет прокладывать курс судна прямой линией. Морские навигационные карты отражают: береговую линию и характер берегов, рельеф дна , глубины и характеристики донного грунта, опасные для судовождения объекты и препятствия (скалы, камни, затонувшие суда), естественные и искусственные навигационные объекты, фарватеры, места для якорных стоянок, знаки разделения движения судов, информацию о приливах, а также данные об участках суши, попавших в поле карты (реки, рельеф, дорожная сеть, населённые пункты и другое).

Энциклопедичный YouTube

Элементы морской навигационной карты

Элементы математической основы карты

  • геодезическая и высотная основы;
  • внутренние рамки и их разбивка;
  • картографическая сетка;

Элементы содержания

Специальные морские

  • рельеф морского дна;
  • навигационные опасности;
  • грунты морского дна;
  • средства навигационного оборудования (СНО);
  • навигационные ориентиры;
  • фарватеры;
  • морские каналы и рекомендованные пути;
  • системы разделения движения судов;
  • различные районы на морской части карты;
  • гидрологические элементы;
  • мерные линии;
  • подводные кабели;
  • элементы специальной нагрузки.

Общегеографические элементы

  • береговая линия с обозначением характера берега;
  • гидротехнические сооружения;
  • гидрографическая сеть и рельеф суши;
  • населенные пункты;
  • дорожная сеть;
  • почвенно-растительный покров;
  • государственные границы;
  • элементы земного магнетизма.

Надписи и элементы оформления

  • заголовок карты;
  • графики и шкалы масштабов;
  • схемы;
  • виды берегов, ориентиров и СНО;
  • предупреждения и примечания;
  • надписи;
  • элементы зарамочного оформления.

Классификация и назначение морских навигационных карт

По масштабу и назначению морские навигационные карты делятся на:

  • генеральные (масштаб 1:5 000 000 - 1:1 000 000);
  • путевые (масштаб 1: 1 000 000 - 1: 100 000);
  • частные (масштаб 1: 100 000 - 1:25 000);
  • морские планы (масштаб 1:25 000 - 1: 500);

Генеральные карты

Генеральные карты предназначены для общего изучения условий плавания и общих навигационных расчетов, предварительной прокладки перехода при плавании в открытом море в большом удалении от берегов.

Путевые карты

Путевые карты предназначены для обеспечения плавания между портами в значительном удалении от берега и вне его видимости.

Частные карты

Частные карты предназначены для обеспечения плавания в непосредственной близости от берега или в стесненных условиях (в узкостях, шхерах и т. д.)

Морские планы

Морские планы предназначены для руководства при входе в порты, бухты, на рейды, якорные места и т. д.

Коллекции морских навигационных карт

Карты коллекции Главного управления навигации и океанографии Министерства обороны Российской Федерации (ГУНиО МО РФ)

В СССР, а теперь в России, морские навигационные карты издаются ГУНиО МО РФ (ныне УНиО МО РФ) на листах размером 75×100, 50×75, 38×50 см. в масштабе от 1:500 до 1:10000000. Нумерация навигационных карт производится по схеме ABCDD, где A - морской район, B - масштаб, C - море или часть морского района, DD - номер карты в районе (увеличение нумерации по часовой стрелке начиная с севера). Карты, совместимые с международыми, имеют второй номер, начинающийся с Int , и выпускаются на двух языках, русском и английском. В основном использовались системы координат «Пулково 1942» и «Потсдам 1950», в настоящее время чаще используется система «WGS-84 ». Также выпускаются специальные навигационные карты (радионавигационные, навигационно-промысловые и т. п.), вспомогательные и справочные карты (сетки без элементов специальной морской обстановки (для плавания вдали от берегов)), карты районов боевой подготовки кораблей ВМФ , атласы течений и т. п. Для корректуры карт еженедельно выпускаются «Извещения мореплавателям».

Карты Британской коллекции

Коллекция Британского Адмиралтейства не подвержена экономическим или политическим рискам. Карты удобны в использовании и корректуре (выпускаются кальки). Карты имеют префикс BA и номер от 1 до 4999, например BA2246 или BA34. Также может существовать префикс AUS, если карта является перепечаткой австралийской карты, или NZ - новозеландской карты.

Электронные навигационные карты

Предназначены для использования в навигационных целях в Электронно-картографических навигационных информационных системах (ЭКНИС). Разделяются на две основные категории: векторные и растровые.

Литература

Правила корректуры морских карт и руководств для плавания в береговых корректорских подразделениях ВМФ и на гражданских судах, изд. пятое, переработанное и дополненное, Санкт-Петербург, 2006

Статьи по теме: