Болят глаза от vr очков виртуальной реальности. Вредны ли очки виртуальной реальности для зрения? Со сколько лет можно использовать очки виртуальной реальности

В этом посте я постараюсь доказать, что дисплей виртуальной реальности полезнее монитора, планшета или телефона при косоглазии, близорукости и кривой осанке.

На Geektimes появилось много постов про устройство глаза и про работу зрительной системы человека. Эта статья дополняет этот список описанием проблем наших глаз.

Disclamer / аксиома: дисплеи вредны, т.к. излучают собственный свет, а не отражают. Вот главные враги для глаз гика: неестественная яркость, пульсация ламп подсветки и то, что мы забываем моргать. Но сейчас я их рассматривать не буду.

Идея 1. Косоглазие при использовании VR будет исправляться


Косоглазие чаще всего проявляется в возрасте до 3 лет. Медицина знает более 20 вариантов, но осложнение всегда одно - мозг «зависает» в режиме, когда изображение с одного глаза игнорируется, чтобы избежать двоения. (Амблиопия или ленивый глаз) Упражнениями следует сознательно «подключать» косой глаз и начинать разрабатывать мышцы и связки до соосности.


Интернет знает множество приборов для лечения, как эффективных, так и работающих от «люстры Чижевского».

Внутри находятся 2 разделенных канала изображения, где изображен контрастный объект, за который ухватывается здоровый и «ленивый» глаз. Ожидается, что концу сеанса глаза сойдутся по оси и будут смотреть в одну точку вдали. Терапия выполняется за несколько сеансов.

VR предлагает доступ заменить сложную механическую технику. Дисплей сможет отображать контрастную картину, а стоимость Google Cardboard - равна 1$ c доставкой на Aliexpress. В следующей статье я расскажу про компанию, которая построила успешный бизнес на этой идее.

Согласитесь, что внутри данного устройства находится механические зеркала, управляемые тросиками и шестеренками. А красным я выделил лампочку накаливания. (это даже не светодиоды - это лампа Ильича!)

Согласитесь, что если у ребенка нет необходимости сгибаться, то его осанка не будет страдать от учебы.

Следовательно я оставлю возможность исправления осанки при помощи VR без объяснения. (тем более, что я не имею аргументов против излишней тяжести шлемов и смещенного центра тяжести).

Здоровья всем и если будут ошибки, то пишите в личку.

В инструкциях к некоторым VR-гаджетам производители предупреждают: если в шлеме или очках ходить по улице, подниматься по лестнице, приближаться к открытому окну или брать в руку острые предметы - у вас могут появиться проблемы со здоровьем.

Но это - требования по безопасному использованию. О вреде, который VR гаджеты могут принести здоровью, говорится расплывчато. Медики тоже не торопятся с комментариями: статистики еще мало, а ту, что есть, сложно обобщить, потому что устройства очень разные.

Особенно в инструкции по безопасности «доставляет» пункт, где запрещается ездить в VR-шлеме на велосипеде или за рулем автомобиля.

До сих пор нет стандарта, который регламентировал бы основные характеристики VR-техники - качество картинки, яркость, частоту смены кадров, габариты и вес. Регламентов относительно влияния этих гаджетов на здоровье тоже нет.

У одного из 4000 пользователей наблюдаются головокружения, приступы эпилепсии или потемнение в глазах.

Кому VR-гаджеты противопоказаны

Инструкции по безопасному использованию Rift и Gear VR, опубликованные на сайте Oculus, официально и категорично запрещают пользоваться устройствами детям младше 13 лет. Похожие ограничения можно найти у других производителей VR-техники. В возрасте до 13-14 лет продолжает формироваться зрительная система. Так что VR-гаджеты лучше не использовать.

Помимо возрастных ограничений, производители рекомендуют при использовании VR-шлемов проконсультироваться с врачом беременным, страдающим нарушениями бинокулярного зрения, психиатрическими расстройствами, болезнями сердца.

Возрастные ограничения связаны со страхом производителей, ведь данных о применении в более раннем возрасте крайне мало.

Павел Бранд

Врач-невролог, к.м.н.

Влияние на зрение

Так выглядят очки виртуальной реальности с обратной стороны

Наши глаза – это природные фотодатчики. Они фиксируют световой сигнал и отправляют его в мозг. Мозг сопоставляет картинки, полученные от правого и левого глаза, и анализирует полученную информацию. Например, чтобы определить расстояние до ближайшего объекта.

Когда от правого и левого глаза поступает несогласованная информация - скажем, одна картинка более яркая или менее резкая, или у изображений разный масштаб - для мозга анализ этих картинок превращается в испытание. Если разница небольшая, мозг попытается решить проблему с помощью глазных мышц: заставит нас сместить точку зрения, перефокусировать хрусталики, прищуриться или поморгать. При этом даже небольшой рассинхронизации картинок, если воспринимать ее длительное время, достаточно для появления лопнувших сосудов в глазах, головной боли и прочих «прелестей» быстрого утомления глаз.

Динамичный и при этом плохо согласованный сюжет VR-контента не оставляет мозгу времени для анализа поступающей информации и адаптации. Результат – мигрени, тошнота, рвота, резь и «песок» в глазах.

VR оказывает негативное влияние на орган зрения, а заодно и на все, что с ним связано (может спровоцировать эпиприступ или острое головокружение, например). Кроме того, VR, как и любой игровой гаджет, приводит к гиподинамии.

Павел Бранд

Врач-невролог, к.м.н.

Влияние на вестибулярный аппарат

Вестибулярный аппарат - наш внутренний орган балансировки, он позволяет сохранять равновесие. Это сложный комплекс из многочисленных рецепторов равновесия, дополненный информацией от осязания, зрения и слуха.

Симптомы такие же, как при морской болезни. Тошнота и рвота – первые цветочки из этого букета. Может измениться зрительное восприятие, когда изображение размывается или удваивается. Другие симптомы - дезориентация, повышенное потоотделение и/или слюноотделение, головокружение, боли в голове или глазах, вялость.

Вестибулярный аппарат может сбоить при быстрой смене пространственной ориентации в VR-шлеме примерно как при морской качке.

VR и дискомфорт: у всех по-разному

Один и тот же человек может кататься на американских горках - а потом зеленеть от тошноты при небольшой качке на прогулочном кораблике. Кого-то начинает подташнивать в кинотеатре через минуту после начала 3D-сеанса, другие смотрят 3D без проблем часами.

Так же и с гаджетами VR. Один и тот же человек может испытывать широкую гамму ощущений от одного и того же VR-контента при разном самочувствии. Особенно это относится к состоянию усталости, недостатка сна, джетлага, алкогольного или наркотического опьянения и похмелья, стресса, тревоги, простуды, мигрени и даже плохого пищеварения.

Очки виртуальной реальности - это приспособление, позволяющее не только рассмотреть картинку или видео, но и попасть в окружающую среду посредством получения 3D-картинки. Очки создают кроме зрительного ещё и акустический эффект присутствия в пространстве.

Устройство представляет собой коробку, чаще всего из пластика, оснащённую линзами и экраном с перегородкой. С помощью перегородки изображение передаётся отдельно для каждого глаза. Очки оборудованы специальным датчиком-гироскопом для отслеживания движений головой, в результате человек ощущает «пребывание» в виртуальной реальности.

С их помощью можно смотреть фильмы и ролики, играть в игры с полным погружением, осуществлять виртуальные путешествия, просматривать 3D-фото.

Виды и их особенности

Существует большой ассортимент устройств виртуальной реальности, по виду их подразделяют на:

  • Очки виртуальной реальности для смартфонов. Использование VR-очков возможно только при наличии смартфона. При этом характер изображения обусловлен качеством экрана смартфона. Для них нет необходимости в мощном ПК. Они переносные, позволяют играть, смотреть кинофильмы, фото в любом месте. Дают возможность играть в полноценные мобильные игры.
  • Очки виртуальной реальности для ПК. Для их использования следует установить специальные программы и приложения. Работают только совместно с компьютером, позволяют просматривать 3D-фильмы рядом с ПК. Такие устройства не портативные. Играть в современные игры для таких приборов можно, но при наличии мощного ПК. При использовании обычных игр, не разработанных для VR очков, 3D-изображение будет некачественным.
  • Автономные очки виртуальной реальности. Для этих шлемов не нужен смартфон или ПК. Они имеют мощный процессор, оперативную память, аккумулятор, флеш-память. Использовать такое устройство возможно в любом месте.
  • Очки виртуальной реальности для приставок (консолей). Используются совместно со своей приставкой. Нельзя поиграть в обычные игры, которые не предназначены для VR очков. Подключая обычные игры через USB-кабель к ПК, будет некачественное 3D-изображение. Просмотр кинофильмов возможен только рядом с консолью, потому что очки не портативные.

При погружении в виртуальный мир, пользователь может потерять ощущение действительности. В результате человек, а в особенности ребёнок, может упасть или удариться о какой-либо предмет. Поэтому многие производители VR-устройств указывают ограничения по возрасту 12 лет и выше. Применение шлема детьми нежелательно из-за их слабого вестибулярного аппарата.

Приборы виртуальной реальности считаются безопасными для зрения при использовании их непродолжительный период времени. Использование приборов виртуальной реальности с перерывами не оказывает негативного воздействия на органы зрения. При этом рекомендуемое время, по словам разработчиков, составляет не более получаса.

Пользователям с различными заболеваниями органов зрения, предварительно необходимо проконсультироваться у специалиста по поводу их использования. Людям, прошедшим лазерную коррекцию зрения, также необходима консультация специалиста для предотвращения нежелательных последствий. При серьёзных заболеваниях органов зрения, таких как астигматизм, применение шлемов виртуальной реальности не рекомендуется.

Нельзя надевать VR очки, если внутри не находится смартфон, и разглядывать через них яркий источник света. Это может негативно отразиться на зрении.

Принцип работы

Шлем или очки виртуальной реальности хорошо фиксируются на голове, позволяя за пару минут включиться в процесс игры или видео. Аппараты виртуальной реальности являют собой пластиковый или картонный корпус, оснащённый линзами. В некоторых моделях внутренняя часть, соприкасающаяся с лицом, изготовлена из ткани или резины. За асферическими линзами располагается один или два экрана. В моделях для смартфонов на передней панели устанавливают открывающуюся шторку, которая в нужный момент без усилий открывает камеру смартфона. В середине корпуса находится перегородка, не позволяющая одному глазу просматривать изображение, уготованное для другого глаза. Каждый глаз принимает собственное изображение и видит его со своего ракурса.

В итоге выходит 3D-изображение. Для того чтобы 3D-изображение не было неподвижным, используется гироскоп. Он отслеживает расположение головы и предоставляет возможность в полной мере осмотреться в глубине виртуального мира. Новые модели оснащают и другими датчиками, которые отслеживают положение пользователя в пространстве и передают данные по USB в ПК. При помощи кнопки, пользователь может выбрать параметры меню или выполнить другие действия.

С какого возраста можно разрешать ребёнку пользоваться очками и шлемами виртуальной реальности

Крупные производители VR очков ставят предел для детей, ограничивая их возраст до 12 лет. Применение шлемов детьми возможно только под присмотром взрослых. Зрительная система детей формируется до этого возраста, и применение подобных технологий может быть опасно. Некоторые пользователи VR очков могут испытать помутнение зрения, головокружение, дезориентацию, тошноту и другие досадные ощущения в период просмотра виртуального контента реальности.

Использование устройств виртуальной реальности в течение длительного времени может привести к сильному перенапряжению зрения и возникновению различных неврологических заболеваний.

Если после использования устройств виртуальной реальности ребёнок испытывает переутомление глаз, головную боль, необходимо обратиться к специалисту для проверки зрения. Специалисты микрохирургии глаза не рекомендуют детям до 6 лет применять VR очки. Для них они опасны и могут привести к развитию патологий органов зрения, также к нарушению психики.

Длительное погружение в виртуальное пространство может привести к аномальной рефракции зрения. При этом есть риск возникновения заболеваний органов зрения, при которых изображение образуется перед сетчаткой, а не на ней. Детям старше 16 лет разрешается носить VR очки не более получаса. Родителям следует контролировать использование VR приборов детьми во избежание негативных последствий.

Очки виртуальной реальности SONY поставляются с обязательной оговоркой, которая гласит, что компания не гарантирует безопасность детей и опасается за их здоровье.

В инструкции к гарнитуре PlayStation VR указано, что она не подходит для детей в возрасте до 12 лет. Об отказе от ответственности уже упоминалось в новом обновлении программного обеспечения для консоли PlayStation 4. Специалисты компании уверены, что будет гораздо полезнее подарить ребенку радиоуправляемые модели машин RC-RACE.RU или конструктор Lego.

Гарнитура, которая подключается к консоли PS4, обеспечивает игроку 360-градусный обзор и полный эффект присутствия. Но руководители компании Sony обеспокоены, что юные игроки во время игры могут получить физические повреждения.

Инструкция гласит: «Перед использованием гарнитуры VR внимательно прочитайте предупреждение об опасности для здоровья. Гарнитура VR не предназначена для детей в возрасте до 12 лет. Примите меры, чтобы домашние животные, дети или другие препятствия не попали в зону игрока. Некоторые игроки могут испытывать головокружение, тошноту, дезориентацию, помутнение зрения или другие неприятные ощущения во время просмотра виртуального контента реальности. При возникновении указанных симптомов, немедленно прекратите игру и снимите гарнитуру VR».

Может компания Sony просто решила, что дизайн гарнитуры не предназначен для детей до 12 лет. Однако действительно существуют некоторые опасения по поводу детей и пожилых людей, которые играя в виртуальные игры в течение длительного времени, могут плохо себя почувствовать.

«Несмотря на то, что виртуальная реальность быстро развивается, она все еще находится в начальной стадии развития, - сказал эксперт Пол Джеймс. – И мы еще так мало знаем об использовании VR и ее влиянии на физиологию и психологию пользователей. До недавнего времени в широкую продажу она не поступала. Поэтому ясно, почему компании, предложившие в этом году гарнитуру VR, избегают рискованных последствий ее применения».

Конкурентная компания Oculus VR при запуске гарнитур Rift и Gear VR включила в их инструкции подобные предупреждения, ограничив возраст своих игроков до 13 лет.

PS VR, как ожидается, поступит в продажу в этом году. На конференции в Сан-Франциско, которая пройдет 15 марта, руководители компании Sony намерены сообщить день, когда покупатели смогут получить в свои руки захватывающую игрушку. Именно тогда станет ясно, сколько же она будет стоить. Предполагается, что ее цена составит около 650 долларов США, однако, поклонники надеются, что гарнитура будет стоить дешевле, так как это почти в два раза больше, чем PS4 в настоящее время.

Виртуальная реальность заманивает все больше людей, особенно молодого возраста. Игра захватывает подлинностью событий и ощущений. И для погружения в загадочный мир достаточно лишь смартфона и очков для передачи сюжета. Но, как бы ни была интересна игра, встает резонный вопрос: а не вредны ли очки для виртуальной реальности? Чтобы ответить на него, следует рассмотреть основные характеристики приспособления.

Вредны ли очки виртуальной реальности для зрения?

Вес устройства

Если не считать проводов, то вес самого устройства, на первый взгляд, небольшой, около 300 граммов. Это примерно столько же, сколько весят мониторные наушники. И здесь следует провести параллель и вспомнить, каковы ощущения от наушников после того, как просидите в них на протяжении часа. Болеть начинают не только уши, но и голова, макушка, шея. Это происходит из-за напряжения мышц шеи. Такие же симптомы возникают и после продолжительного ношения очков.

Кроме того, шлем надевается на голову и обхватывает весь ее объем. Несмотря на наличие эластичных ремней, которые предназначены для смягчения давления, шлем давит не только на голову, но и на переносицу. В результате, кроме головной боли, появляются и болевые ощущения в области носа.

Конечно, судить о вреде очков по данному параметру нельзя. Ведь все зависит от времени в них проведенном.

Интересно! За полчаса дискомфорт будет не ощутим, но уже через час появятся первые признаки усталости

Отрешение от реального мира

Все чаще в новостях появляются сюжеты о молодых людях, которые во время игры в виртуальной реальности полностью отрешаются от действительности. Они забывают есть, пить, спать. Потеря счета времени приводит к серьезным последствиям для здоровья. Это проявляется не только в моральной и физической усталости, но и в истощении. В некоторых случаях спасти заигравшегося до потери пульса человека не удается. Он умирает от обезвоживания или голодания.

Но говорить о конкретном вреде именно очков в данном случае тоже нельзя. Ведь виновато не само устройство, а захватывающий сюжет игры, восприимчивая и увлекающаяся натура игрока.

Вредные последствия

Еще в 80-е годы прошлого столетия, после игры с виртуальными очками, появлялись не только головные боли, но и головокружение, тошнота, вплоть до рвоты. Несмотря на технологический прорыв и усовершенствование очков, проблема актуальна и на сегодняшний день. Все это последствия психологического и физического напряжения.

Кроме того, после продолжительной игры часто наступает дезориентация. Это связано с тем, что в действительности мозг получает сигналы на различные действия от нескольких органов чувств. Все они согласованны между собой, и потому сбоя не происходит. В виртуальной реальности органы чувств работают не синхронно, а потому и происходит разлад. Зафиксированы случаи, когда во время или после продолжительной игры человек лил напиток не в рот, а например, в глаз.

С точки зрения ученых это происходит из-за низкого разрешения и частой смены кадров в игре.

Важно! Ученые и врачи не рекомендуют использование очков для игры детей до 13 лет

Вред для зрения

Но и самый главный вопрос: вредны ли очки для зрения? Здесь мнения не только игроков, но и многих экспертов разнятся. Большинство считают, что шлем для глаз опасен не больше, чем компьютерный монитор со средней диагональю.

Другая же половина уверена, что очки оказывают большую нагрузку на зрение, в результате чего оно портится. И данные, подтверждающие этот факт, есть. Долгое и частое сидение в виртуальном шлеме, так же, как и за компьютером, со временем приведет к ухудшению остроты зрения.

Долгое пребывание в виртуальном мире может привести и к аномалии рефракции зрения. В таком случае возникают такие заболевания глаз, при которых изображение фокусируется перед сетчаткой, а не на ней.

Сказать однозначно, наносят ли вред очки для виртуальной реальности здоровью и зрению нельзя. Здесь все зависит от многих факторов: продолжительности нахождения в вымышленном мире, психики и эмоционального состояния игрока, качества устройства.

Одно можно сказать точно: главное – знать меру, и тогда можно получить удовольствие от сюжета без вреда здоровью.

Статьи по теме: