Игровое поле для игры лепешка. Социальные игры гюнтера хорна. Выясните с детьми до игры, чем человек отличается от животного, что значит быть человеком


ИГРА «ЛЕПЁШКА» Автор – Гюнтер Хорн. Психоаналитик, ведущий в Германии детский психотерапевт, доцент Института Кататимно-имагинативной психотерапии (Германия), создатель символ драмы для детей и подростков. Автор книг, руководитель обучающих программ подготовки детских и подростковых психотерапевтов в Германии, Австрии, Швейцарии и Чехии.


ОПИСАНИЕ ИГРЫ Игровое поле можно изготовить самому. В зависимости от количества играющих Вам потребуется: Одна покрытая пластиковым покрытием игровая доска или белое оргстекло любой толщины, размером 54 на 54 см.(можно лист ватмана). Семь или меньше, различных самоклеящихся цветных плёнок. Тех цветов, какие Вы выберете для играющих, например для пяти игроков: красного, синего, зелёного, желтого, лилового цветов.


Пять кусочков пластилина аналогичных же цветов (красного, синего, зелёного, желтого, лилового цвета) или просто разных по цвету. Один кубик (можно изготовить кубик из пластилина). Квадратными или прямоугольными кусочками плёнки указанных цветов наклеивается «дорожка» от «Старта» до «Финиша», по типу игрового поля любой игры с фишками (зигзагом, змейкой, по кругу).




Правила игры: 1. Перед началом игры каждый участник лепит из пластилина свою фигурку животного, которое служит им потом в качестве фишки. Старт игры начинается на поле «Старт». 2. Каждый игрок является одновременно владельцем всех полей того же цвета, что и его фигурка, это его дома. 3. Игроки по очереди кидают кубик и переставляют свою фигурку-фишку через соответствующее количество полей – домиков. Начинает игру самый младший из игроков. Он кидает кубик, делает ход и попадает, как правило, на поле-домик другого цвета.


4. Игрок, который по ходу игры попал на поле другого цвета, должен упросить хозяина домика впустить его в свой домик, иногда хозяин домика ставит некоторые условия, например не мусорить, не прыгать на кровати и т.д. 5. Если владелец домика удовлетворён поведением гостя, то гость остаётся в домике хозяина безнаказанно, если же гость нарушил установленные хозяином правила, то хозяин может наказать гостя, он может наказать попавшую к нему фигуру, щелкнув по ней, смяв её или как угодно изменив её форму. Он может также одним ударом смять её в «лепёшку».




АКТУАЛЬНОСТЬ: 1. 25% семей в ДОУ, обратившихся за помощью к психологу имеют проблемы в детско-родительских отношениях. 2. Недостаточно методик совместного, одномоментного диагностирования ребенка и родителя. 3. Существует проблема диагностики детско- родительских отношений в рамках психологического консультирования.




ЗАДАЧИ: 1. Адаптация игры «Лепёшка» с целью диагностического обследования семей. 2. Консультирование родителей по вопросам проблемы детско-родительских отношений, выявленных диагностикой, выработка стратегий и форм дальнейшей деятельности. 3. Коррекция детско-родительских отношений на специально организованных занятиях с использованием игры «Лепёшка».




РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ: В ходе проведённого диагностического обследования с помощью игры «Лепёшка» было выявлено: В воспитании детей преобладает директивный стиль общения, преобладающий метод – указание. Отсутствие взаимопонимания между родителями и детьми. Дети эмоционально «зажаты» и скрытны, неуверенны в себе, самооценка занижена.


II ЭТАП. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЙ Этапы проведения коррекционно- развивающей работы с помощью игры: Выбор и изготовление фишек-героев из пластилина своими руками (родитель и ребёнок). Объяснение правил Игра (первые несколько занятий педагог- психолог принимает участие, играем втроём: родитель-ребёнок-психолог)


III ЭТАП. ИТОГОВО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ: В ходе проведённой коррекционно-развивающей работы, по результатам заключительного итогового занятия, после проведённой беседы и анкетирования родителей, можно сделать выводы: Родители изменили свой стиль общения и воспитания. Появилось взаимопонимание между членами семьи. Дети стали более раскрепощенными, стала появляться уверенность в себе.




ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРЫ «ЛЕПЁШКА» ПОЗВОЛЯЕТ: Психологу Ребенку Семье - диагностировать и корригировать детско- родительские отношения - увидеть специфику проблем данной семьи воочию - развивать социальную, эмоциональную и коммуникативную компетентность - развивать воображение - развивать произвольность поведения - родителю и ребёнку получить шанс на формирование новых взаимоотношений - обучать членов семьи общаться друг с другом - способствует улучшению отношений в семье




Играя вместе с родителями и психологом, ребёнок, с одной стороны, усваивает родительские нормы, а с другой стороны, в случае отказа взрослыми от общепринятых норм, ребёнок видит относительность этих норм, что важно для разрушения идеализации чрезмерно сильного родительского авторитета и явно завышенных норм. В результате устанавливается «золотая середина» – какие-то нормы ребёнок принимает, а от каких-то отказывается.



Правила и описание игры:

Для игры на 4-х игроков нам потребуется:

Одно игровое поле, размером 54 на 54 см.

Четыре кусочка пластилина аналогичных же цветов (красного, синего, зеленого, желтого цвета).

Один кубик.

Квадратными и прямоугольными кусочками пленки указанных цветов наклеивается "дорожка". В принципе игру можно изготовить и для большего количества игроков. Для этого игровое поле должно быть соответственно расширено; для новых игроков в дополнение к пяти существующим цветам нужно ввести другие цвета клеящейся пленки и пластилина.

ЛЕПЕШКА

В игре "Лепешка" игроки сами лепят из пластилина свои игровые фишки. Тем самым они дают понять как они относятся к другим игрокам, какие у них желания и намерения. В ходе игры между ее участниками постоянно возникают самые разные отношения, иногда и такие, когда кого-то превращают в "лепешку". В игре отрабатывается также опыт взаимных обвинений, вежливых извинений и просьбы о помощи. Игроки учатся справляться с агрессией социально приемлемым образом, а неприемлемое поведение наказывается.

Цель игры — первым придти к конечному пункту — на "Небо людей". Попасть туда можно только при помощи неповрежденной целой фигурки-фишки человека. Сам же процесс игры часто затягивает настолько, что забывается формальная цель, а подлинной целью игры становятся живые отношения участников друг с другом.

Игра проводится по следующим правилам:

1. Перед началом игры каждый участник лепит из пластилина свою фигурку животного, которое служит им потом в качестве фишки. Старт игры начинается на поле "хлев".

2. Каждый игрок является одновременно владельцем всех полей того же цвета, что и его фигурка.

3. Игроки по очереди кидают кубик и переставляют свою фигурку-фишку через соответствующее количество полей. Начинает игру самый младший из игроков. Он кидает кубик, делает ход и попадает, как правило, на поле другого цвета.

4. Игрок, на цвет поля которого попала фигура другого цвета, должен обвинить попавшее на его поле животное за какой-то придуманный им проступок (например: "твой барашек украл у меня мой бутерброд!").

5. После этого обвинения владелец животного должен соответствующим образом извиниться за свое животное или предложить исправить содеянное.

6. Если владелец поля удовлетворен извинением или возмещением ущерба, то он может отказаться от наказания попавшей к нему фигуры. Тогда следующий игрок может бросать кубик. Если владелец поля не удовлетворен извинением, он может наказать попавшую к нему фигуру, щелкнув по ней, смяв ее или как угодно изменив ее форму. Он может также одним ударом смять ее в "лепешку".

7. На полях своего цвета фигура находится у себя дома. В своем доме фигура может залечить раны, изменить себя, отдохнуть и "развить себя". Поэтому все игроки восстанавливают свои фигуры, если им выпадает количество ходов, позволяющее им достичь собственного игрового поля или если у них есть возможность его перескочить. В последнем случае они идут только до своего "дома". Лишь неповрежденные фигуры имеют право перешагнуть через поле своего цвета.

8. Цель игры — стать человеком и попасть на "Небо людей". Но сам игрок не может просто превратить себя в человека. Для этого нужна помощь другого игрока, который, как в сказке, сможет "расколдовать животное", превратив его обратно в человека. Когда кто-то захочет стать человеком, он должен выбрать кого-то из игроков и попросить его перелепить фигурку своего животного. Это можно сделать, когда целая и неповрежденная фигурка животного находится на поле своего цвета. Необходимо также убедить другого игрока, обосновав ему почему животное хочет стать человеком. Если фигурка животного попадает на поле своего цвета поврежденной, то владелец животного должен сам исправить ее, долепив до целого животного. И только когда очередь в следующий раз вновь дойдет до того, что можно будет бросать кубик, можно будет попросить какого-то другого игрока превратить животное в человека.

9. Если приведенное обоснование кажется игроку, к которому обратились с просьбой превратить животное в человека, достаточно убедительным, то он лепит из фигурки животного человека. С этого момента владелец фигурки-человека должен вести себя в игре "по-человечески", "гуманно". Это значит, что он в принципе не должен бить, давить или разрушать другие фигуры, которые попали на одно из его полей и не принесли достаточных извинений за причиненный ущерб. Однако "человек" может, не разрушая другую фигуру, таким образом согнуть ее, чтобы ее поза выражала извинение, признание своей вины. Например, можно склонить голову животного, согнуть спину, поставить на колени, заставить ползти по полу.

10. Если игрок, имеющий фигурку-человека, все равно — забывшись или намеренно — раздавит кулаком фигурку животного или человека в лепешку, то его фигурку возвращают в "хлев" и он начинает игру сначала, но уже снова в форме животного.

11. Игрок, чьей фигурке-животному два раза отказали в желании стать человеком, может во время своего хода вернуться назад на ближайшее поле своего цвета и там самостоятельно превратиться в человека. Кубик при этом не кидается.

12. Последнее поле в игре — зеркальное. Наказанные и поврежденные фигурки должны точно попасть на это поле. Владелец поврежденной фигурки животного исправляет ее и переставляет ее затем на "небо животных". Владелец поврежденной фигурки человека может "подлечить" себя на зеркальном поле. На "небо людей" неповрежденная фигурка человека переходит уже при следующем ходе, если на кубике выпадает число "I". Выигрывает тот, кто первым попадет на "небо людей". Целым фигуркам-человечкам не нужно останавливаться ждать на зеркальном поле, при точном выпадении числа на кубике они могут сразу перейти на "небо людей".

13. Дополнительное правило для опытных игроков: человеческая фигурка опять превращается в животное, если ее владелец наказывает попавшую на его поле фигурку, не дожидаясь обвинения или извинения.

В игре «Лепешка» участники сами лепят из пластилина свои игровые фишки. Тем самым они дают понять как они относятся к другим игрокам, какие у них желания и намерения. В ходе игры между ее участниками возникают самые разные отношения, иногда и такие, когда кого-то превращают в «лепешку». В игре отрабатывается опыт взаимных обвинений, вежливых извинений, высказываний благодарности и просьбы о помощи. Игроки учатся справляться с агрессией социально приемлемым способом, а неприемлемое поведение наказывается. Также игра помогает участникам осознать и проработать тему границ. Цель игры – первым придти к конечному пункту (на голубое облачко). Гюнтер Хорн, автор этой игры, назвал это поле «Небо людей». Попасть туда можно только пройдя все клеточки-дома на игровом поле. Сам же процесс игры часто затягивает настолько, что забывается формальная цель, а подлинной целью игры становятся живые отношения участников друг с другом, появляется понятие ценности своего дома. Игра проводится по следующим правилам: сначала каждый участник лепит из пластилина свою фигурку животного, это
его игровая фишка. Старт игры начинается на поле «Хлев» в нижнем левом углу поля. Игрок является одновременно владельцем всех полей того же цвета, что и его фигурка, это его «дома». Игроки по очереди кидают кубик и переставляют свои фигурки-фишки через соответствующее количество полей-домиков. В игре «Лепешка», как и во всех социальных играх Гюнтера Хорна, первым ходит самый младший из игроков. Он кидает кубик, делает ход и попадает, как правило, в чужой домик. Хозяин поля обвиняет попавшую к нему фигурку в каком-то проступке, например, «ты вел себя слишком шумно», или «что-то у меня дома разрушил». После этого обвинения владелец животного должен соответствующим образом извиниться за свое животное или предложить исправить содеянное. Также есть вариация правил, когда пришедший в домик гость должен упросить хозяина впустить его в свой домик. При этом хозяин домика может поставить некоторые условия, например, не мусорить, не прыгать на кровати и т.д. Если владелец домика удовлетворен поведением гостя, его извинением за проступок или возмещением ущерба, то гость остается в домике безнаказанно. Если же гость нарушил установленные хозяином правила, то хозяин может наказать его, щелкнув по попавшей в его дом фигурке, смяв ее или как угодно изменив ее форму. Он может также одним ударом смять ее в «лепешку». Если целая, неповрежденная фигурка попала на свое поле, она может приукрасить себя, изменить себя, отдохнуть. Поврежденная, раненая фигурка не имеет права проходить мимо своего домика, она обязана там остановиться и залечить раны. Игру можно проводить несколько раз, изменяя героев, меняя их характеры, устанавливая дополнительные правила (придумывая правила поведения на пустых незанятых домиках).

15.05.2018 09:57

Иногда родители замечают, что ребенку трудно справляться с переживаниями, связанными с общением. Многие дети не умеют договариваться, просить о помощи, делиться сокровенным или тревожащим, распознавать чувства других людей через мимику, жесты, интонации и понимать свои чувства. Возможно, ребенок справится с этими трудностями сам или перерастет их со временем. А может быть, эти сложности будут расти вместе с ним.

Социальные игры Гюнтера Хорна дают возможность решать проблемы детей незаметно для них самих, так как работа проходит в виде игры – самого естественного состояния для ребенка. Такая терапия органично вписывается в детскую жизнь и не оставляет следов от специальной работы с психологом.

Уникальные психологические игры с элементами социального взаимодействия придуманы детским психотерапевтом из Германии Гюнтером Хорном. Правообладателем «Социальных игр Гюнтера Хорна» в России является Елизавета Хеллингер – аналитический психолог, детский психотерапевт.

Социальные игры успешно используются как в групповой, так и в индивидуальной работе с детьми и подростками.

Кому показаны социальные игры

Социальные игры полезны детям от пяти лет. Цикл игр помогает ребенку почувствовать границы свои и окружающих, учит обсуждать собственные и чужие потребности, спокойно воспринимать отказ, договариваться с людьми. Особое внимание стоит обратить на следующие категории детей:

    дети/подростки, которым нужно помочь преодолеть социальные страхи, робость, застенчивость, чрезмерную уступчивость или, наоборот, справиться с агрессией и неприемлемым поведением;

    братья и сестры, которым важно научиться общаться между собой в рамках одной семьи;

    Дети/подростки с особыми потребностями (болезнь, ограничивающая социальные контакты, индивидуальное обучение, долгое нахождение в больнице);

    дети/подростки, которые приехали/переехали и находятся в процессе социализации;

    дети/подростки с нарушениями в поведении;

    дети/подростки, имеющие сложности во взаимоотношениях со сверстниками.

Что наша жизнь? Игра!

Социальные игры Гюнтера Хорна – это настольные игры, устроенные таким образом, чтобы позволить участникам получить интересный опыт для размышлений и сделать выводы о себе и других людях. На основе этих размышлений участники могут экспериментировать и менять свое привычное поведение.

Суть этих игр – развитие эмоционального интеллекта, исследование и проработка своих чувств в сложных игровых ситуациях, в том числе конфликтных.

Это психологическая игра для всей семьи, которая помогает увидеть специфику проблем конкретной семьи и построить коррекционную работу, выработать новые модели поведения.

Игра состоит из 104 карточек с фразами, описывающими различные сферы жизни ребенка и семьи (отношения, привычки, интересы, здоровье), и 8 пустых карточек, на которых ребенок или другие члены семьи могут дописать то, что считают важным, и то, что они не нашли в предложенных вариантах. Ребенку важно услышать, «какой он на самом деле».

Ценность игры заключается в том, что в ней никто никого не побеждает. Цель игры – лучше узнать себя и партнеров по игре.

Эта игра:

    дает ребенку возможность задуматься об особенностях как своего поведения, так и поведения других людей;

    учит оценивать свое поведение и сравнивать его с нормами, существующими в семье и в обществе;

    способствует нормообразованию;

    создает комфортную игровую атмосферу, когда ребенок получает оценку своего поведения от близких людей;

    позволяет ребенку узнать и оценить, какие действия приветствуются или не принимаются в других семьях;

    развивает умение внятно объяснить мотивы, причины и содержания своих поступков.

Игра предназначена в первую очередь для родителей с детьми в возрасте от 5-6 до 10-11 лет .

Существуют вариации «Псикретов»:

«Подростковые псикреты» – карточки для работы с группами подростков, но без родителей.

В данном варианте много карточек про ценности подростков, их отношения со своим телом, с едой, друг с другом. Но это не отношения с родителями. Игра предназначена для группы подростков от 12 до 17 лет .

«Псикреты семейных традиций» – вариант игры для семей с детьми от 8 до 15 лет , в том числе воспитывающих приемных детей.

«Псикреты для дам и кавалеров» – игра, состоящая из 120 карточек, которая подходит для групповой или индивидуальной работы со старшими подростками.

«Лепешка» – одна из самых известных социальных игр Гюнтера Хорна. Она помогает участникам осознать и проработать тему границ и учит справляться с агрессией социально приемлемым способом (выражение агрессии предусмотрено правилами, но ограничено временем и рамками игры). В этой игре нет стандартных фишек – участники сами лепят их из пластилина, создавая своего представителя на поле и неся за него ответственность. Тем самым игроки дают понять, как они относятся к себе и другим, какие у них желания и намерения. По ходу игры между участниками возникают самые разные отношения, иногда чью-то фигурку могут даже смять, превратив в лепешку.

Эта игра учит ребенка:

    выражать свои желания и намерения, уступать, извиняться;

    адекватно воспринимать отказ;

    чувствовать чужие границы;

    отстаивать свои интересы;

    прислушиваться к желаниям и чувствам других людей;

    искать возможность договориться с другими для достижения собственных целей;

    справляться с агрессией социально приемлемым способом;

    распознавать свои чувства и чувства партнеров по игре;

    придумывать разные стратегии взаимодействия.

В эту игру могут играть дети в возрасте от пяти лет, но она будет интересна и взрослым.

«Хаос» – азартная несложная игра с элементами мошенничества. Во время игры между участниками возникает много значимых социальных взаимодействий: игроки сомневаются, пытаются схитрить, отстаивают свою позицию, при этом они вынуждены учитывать реакции партнеров по игре.

Цель игры – выбрать такую стратегию, чтобы и выиграть, и при этом не переживать чрезмерно. Ведь потеря контроля над своими фишками может вызвать целую бурю чувств!

Эта игра:

    развивает наблюдательность, быстроту реакции;

    учит отстаивать свои границы;

    учит предугадывать намерения других участников;

    учит мыслить, выходя за принятые в обычной жизни рамки;

    позволяет игроку исследовать собственные поведенческие стратегии в ситуации неопределенности, стресса.

В эту игру могут играть дети начиная с 6 лет.

Многие из предложенных Гюнтером Хорном игр являются полифункциональными: их использование позволяет решать самые разные задачи. Та игра, которая одному ребенку поможет повысить самооценку, другого взбодрит, а третьему послужит уроком коллективных отношений. Кроме того, социальные игры рассчитаны на достаточно широкий возрастной диапазон – от 4-5 до 15-16 лет – и преследуют разные цели в разных возрастных группах.

Правила и нормы в групповой игровой ситуации создают осознаваемые детьми границы, в пределах которых они могут чувствовать себя свободными и защищенными. Все это происходит в игровой форме, благодаря чему удается избежать излишнего сопротивления и напряжения со стороны ребенка.

Результатом освоения ребенком новых форм социального взаимодействия в терапевтической ситуации является изменение дистанции в круге его общения. Дистанция со сверстниками уменьшается, ребенок может адекватно общаться, не испытывая неуверенности, что позволяет ему развиваться в соответствии со своим возрастом.

В процессе игротерапевтических занятий дети выплескивают накопившуюся агрессию в социально приемлемой форме (предусмотренной правилами игры, ограниченной временем и рамками игры). Таким образом, внутреннее напряжение, свойственное некоторым детям, разряжается в процессе игры, и они постепенно меняют поведение.

По материалам открытых источников

"Лепешка" - одна из самых известных социальных игр немецкого психотерапевта Гюнтера Хорна. Ее основная цель - развитие умения общаться (учиться договариваться, отстаивать свои права, уступать, извиняться), распознавать свои чувства и чувства партнеров по игре. Очень важно то, что игра помогает участникам осознать и проработать тему границ и учит справляться с агрессией социально приемлемым способом (выражение агрессии предусмотрено правилами, но ограничено временем и рамками игры). В этой игре нет стандартных фишек, участники сами лепят их из пластилина, создавая своего представителя на поле и неся за него ответственность. Тем самым они дают понять, как они относятся к себе и другим, какие у них желания и намерения. По ходу игры между участниками возникают самые разные отношения, иногда чью-то фигурку могут даже смять, превратить в "лепешку". Хотя формальная цель игры - первым дойти до Замка в облике человека, процесс игры часто затягивает настолько, что подлинной целью становятся...

Читать полностью

"Лепешка" - одна из самых известных социальных игр немецкого психотерапевта Гюнтера Хорна. Ее основная цель - развитие умения общаться (учиться договариваться, отстаивать свои права, уступать, извиняться), распознавать свои чувства и чувства партнеров по игре. Очень важно то, что игра помогает участникам осознать и проработать тему границ и учит справляться с агрессией социально приемлемым способом (выражение агрессии предусмотрено правилами, но ограничено временем и рамками игры). В этой игре нет стандартных фишек, участники сами лепят их из пластилина, создавая своего представителя на поле и неся за него ответственность. Тем самым они дают понять, как они относятся к себе и другим, какие у них желания и намерения. По ходу игры между участниками возникают самые разные отношения, иногда чью-то фигурку могут даже смять, превратить в "лепешку". Хотя формальная цель игры - первым дойти до Замка в облике человека, процесс игры часто затягивает настолько, что подлинной целью становятся живые отношения участников друг с другом, разработка своего стиля поведения, исследование стратегий взаимодействия с другими игроками. Игру можно проводить много раз, изменяя героев, меняя их характеры, устанавливая дополнительные правила (придумывая правила поведения на пустых незанятых домиках).
Состав комплекта:
игровое поле;
пластилин;
кубик;
инструкция.

Скрыть
Статьи по теме: