В тылу врага 2 обзор игромания. Обзор игры Faces of War. Хотели как лучше, а получилось как всегда

Оригинальная «В тылу врага» была и остается игрой всесторонне классной. Почему-то долгое время никому не приходило в голову совместить тактическую глубину Close Combat и Commandos с отвязной динамикой Medal of Honor . И лишь в 2004 году малоизвестная команда Best Way из славного города Северодонецка (Луганская область, Украина) сумела собрать из подручных материалов «умный» блокбастер про самую страшную войну XX века. Плюс игра у них получилась сказочно симпатичная – последние «Пентиумы» и «Джифорсы» грели кремний абсолютно не зря.

Полноценное продолжение, вышедшее спустя два года, слегка шокировало многочисленную армию фанатов «В тылу врага». Если первая часть была скорее наследницей Commandos (под нашим руководством редко когда находилось больше шести человек), то сиквел вплотную приблизился к баталиям Close Combat. Стелс-операций стало меньше, солидно увеличился масштаб, а место рейдов в тылу врага заняли крупномасштабные боевые действия на открытой местности. Нововведения, конечно, спорные – особенно если принять во внимание «диверсионное» название игры – но, как показало время, вполне жизнеспособные. Долгожданный аддон «В тылу врага 2: Братья по оружию» не забыл заслуги предка и еще глубже проникся свежей концепцией масштабных побоищ. На некоторых картах количество убиенных врагов зашкаливает за тысячу, а искореженной техники хватит, чтобы доверху забить небольшую автосвалку.

Интерактивность мира на высоте – орудием победы может стать даже ржавый трактор.

Наша война, наша победа

По вселенской несправедливости «В тылу врага 2» не содержала в себе даже намеков на советскую кампанию. Положение дел Best Way пообещали исправить в аддоне – и слово свое сдержали. Девять миссий, связанных неплохо поставленными, но ужасно нарисованными сюжетными видеороликами, предлагают нам пройти дорогой двух боевых товарищей Алексея Кузнецова и Виктора Смирнова. По сравнению с оригиналом аддон примерно вдвое короче. На каждую карту уходит от сорока минут до полутора часов – так что в сумме прохождение займет около дня. Это при условии, что вы видите «В тылу врага» не первый раз. В противном случае прибавьте еще время, потраченное на глупые тактические ошибки и разбор интерфейса.

Героев у нас два, миссии за каждого чередуются и разительно отличаются друг от друга. Кузнецов подался в разведку. Его удел – беготня с партизанами, лихие операции в тылу и мелкие пакости. Словом – все то, за что мы любили первую «В тылу врага». А вот пехотный командир Смирнов предпочитает совсем другие методы и масштабы. Отрядом в пять человек ну никак не справишься с защитой подступов к Москве или обороной Севастополя. Тут мы имеем дело с матерой голливудщиной а ля Company of Heroes (наконец-то из мультиплеера перекочевала возможность вызывать подкрепления). По велению скриптов фрицы сотнями прут на наши баррикады и бесславно помирают, как мухи на морозе. Пушки и танки изрыгают пламя, назойливо жужжат самолеты (да-да, отныне на среднем и высоком уровнях сложности мы вольны вызывать авиацию, впрочем, как и противник), отовсюду доносятся вопли и крики. Идет война.

И веришь в нее легко и непринужденно. Благо с декорациями полный порядок: здесь вам и промышленный гигант «Ростсельмаш», и подмосковные сугробы, и даже остров Фальстер. Игра охватывает временной промежуток с 1941 по 1945 года, однако основные события приходятся на начало и конец войны. Особенно явных исторических промашек замечено не было, за исключением того, что от полковника НКВД за километр разит сатирой, и отчего-то носит он погоны старлея. Вообще, миссия про штрафников насыщена откровенным фарсом, навеянным сериалами типа «Штрафбат». Досадно, что в целом патриотичную историю разработчики неуместно разбавили карикатурой по мотивам сомнительных теленовелл отечественного производства.

Эволюционируем!

Слегка похорошевший движок с физикой и спецэффектами – отличная приманка для дилетантов. Они же не в курсе, что играть по-прежнему неимоверно сложно. Та же первая миссия, где необходимо оборонять «Ростсельмаш», на высоком уровне сложности для новичка практически непроходима. Фашистов слишком много, защитников мало, враг атакует сразу по двум направлениям. Каждый танк, каждый пулемет, каждое ржавое артиллерийское орудие – на вес золота. А ведь это только начало. В Севастополе ситуация еще плачевней, и для победы постоянно приходится замедлять скорость игры, а порой – и переключаться на прямое управление юнитами.

Диверсионные вылазки – скрупулезная копия оных из оригинала. Активно пользуемся инвентарем, занимаемся мародерством и ползаем по кустам, методично вырезая превосходящие силы противника. «В тылу врага» – та игра, где даже захудалый партизан может искорежить тяжелую технику и оборвать жизни нескольких танковых экипажей.

Война бывает пугающе романтична.

Слегка изменился интерфейс: теперь мини-карту разрешается сделать прозрачной, растянуть хоть на весь экран, уменьшить до неприличия и поместить куда угодно. Очень серьезной переделке подвергся мультиплеер – разработчики практически идеально «вылизали» баланс, так что играть по Сети стало куда веселее. Появилась ранговая система с учетом опыта игрока – накручивать очки, просто измываясь над новичками, не получится. Впрочем, как показывает практика, пытливые умы все равно находят легкие лазейки в «Зал славы», создавая «подставные» аккаунты и балуясь с неидеальной системой организации серверов. Разработчики лишили нас полюбившегося режима «Линия фронта», заменив его двумя новыми. Первый – «Ценный груз» – не особо прижился в народе. Смысл его прост: одним-единственным тягачом команде необходимо доставить на свою базу прицеп, появляющийся в случайных точках карты. Зато «Знамя победы», в котором надо захватить и удерживать контрольную точку, пользуется фантастической популярностью.

А народ тем временем жаждет патчей. Кто-то просит подлатать дырявую систему рейтинговых игр, кому-то не хватает «Линии фронта». Разработчики прилежно сканируют форумы и клятвенно обещают выпустить вскоре мегазаплатку, включающую все основные пожелания поклонников.

* * *

Кампания и пять бонусных миссий пролетают на одном дыхании и оставляют после себя в основном приятные воспоминания. Плюс увлекательный мультиплеер… в общем, наше резюме – познакомиться с «Братьями по оружию» стоит обязательно!

P.S. А тем временем появилась информация и о втором аддоне, который познакомит нас с еще одной интересной стороной – Японией.

И случается же такое!.. Летом, в самый бедный на релизы сезон, выходит игра, которая вдребезги разбивает одно из самых суровых правил: “первый блин - комом”. В случае какой-нибудь дешевой поделки можно было вспомнить про “на безрыбье и рак – рыба”, но, уж простите меня за такое сравнение, В Тылу Врага (ВТВ ) – именно рыба, да еще и какая!

Никакого секрета здесь нет. Украинские самородки, компания Best Way , заручившись поддержкой 1C Games , за очень небольшой срок сумели воплотить в жизнь свои смелые фантазии. Рецепт на первый взгляд кажется странным: в качестве основы выступает смесь Блицкриг- Sudden Strike , в которую добавляется щепотка Commandos , приправленная специями из собственных идей Best Way . Получилось настолько здорово, что вместо ожидаемых помидоров в сторону представителей Best Way полетели престижные награды от самых авторитетных западных изданий. И уже сама Codemasters , раскидав нахальных конкурентов, прибежала кланяться в ножки братьям-славянам.

На пальцах

В последнее время светлую голову вашего покорного слуги регулярно посещают мысли о целесообразности наличия графы “жанр” в “шапке”. Всякий раз, во время написания очередного обзора авторскому коллективу TechLabs , заслуженным мастерам клавиатуры, приходится ломать головы, выводя очередную формулу жанра игры. ВТВ – очередная “головоломка”. Указанное “Тактика/РТС” едва ли способно дать вам представление об игре. Ну да ладно, я отвлекся. Обо всех отличительных особенностях вы обязательно узнаете, но чуть позже.

Сюжетная линия ВТВ – пожалуй, единственная составляющая, которая не вызывает восторга. Оно понятно, нынче темой Второй Мировой никого не удивишь – сейчас в моде инопланетные захватчики и футуристические бластеры. За основу, разумеется, были взяты реальные события. Разработчики не поленились полазать по библиотечным архивам, нарыть информации о местах сражение. Не стали пренебрегать возможностью срисовать отдельные карты с реальных планов местности. Не скрою, приятно. Еще более приятно то, что создатели не стали ограничиваться сухими фактами, а дали волю воображению – вымысла в игре тоже хватает. В результате перед нами альтернативная Вторая Мировая, разделенная на четыре кампании. Кампании эти, к слову не могут похвастаться большой продолжительностью, но это без труда компенсируется разнообразием доступных там миссий. Воевать дозволено, как на стороне СССР (кампания носит гордое название “Катюша”), так за фашистскую Германию, США и Великобританию.

Немного огорчает отсутствие видеороликов, вместо которых здесь лишь показывают фрагменты игры, загнанные в wmv-формат…

“На поле танки грохотали…”

При первом взгляде на игру глаза начинаю бегать по кругу, а взгляд поочередно останавливается то на аккуратненьких домика, то на моделях военной техники, в промежутках обследуя каждый пиксель интерфейса. И это в то время, когда руки заняты поддерживанием

челюсти. Отвернитесь от экрана монитора и выпейте несколько таблеток валерьянки, пока вы не увидели игру в динамике!..

Кроме шуток, игра поражает сразу. Поражает в самом хорошем смысле этого слова. Поражает всем. Хвалебные песни в адрес моделистов и аниматоров оставим на потом, а для начала оценим масштабность подхода.

К применению доступно около сорока видов разнообразного оружия (от автоматов и пулеметов, до всевозможных гранат, мин и бутылок с зажигательной смесью) и сотня единиц боевой техники (мотоциклы, автомобили, зенитные орудия и, конечно же, танки). И все это смоделировано максимально приближенно к реальным прототипам.

Все миссии в игре можно условно разделить на две части: “обычные” и… гм… “необычные”. С первыми, надо полагать, все понятно: все в лучших традициях жанра тактической стратегии. О популярной тактике “обвести рамкой и направить в атаку”, которая зачастую подходила даже для Sudden Strike и “Блицкрига ” в случае с ВТВ придется забыть. Виной всему, как ни странно искусственный интеллект. А оный в ВТВ действительно хорош. Я готов поспорить, что даже на минимальном уровне сложности вам не удастся выиграть ни одной стычки с равной по численности армией противника, не проявляя никаких тактических уловок. Умные гады, заметив брошенную гранату, бросаются врассыпную, не пренебрегают возможностью использования любого элемента ландшафта, как укрытия, укладывают мины, прячутся внутри зданий. Впрочем, все это может делать и игрок.

В других же миссиях, тех самых, которые я обозвал “необычными”, на первый план выходят не ваши полководческие способности, а умение в нужное время и в нужном месте использовать уникальные фишки игры. Среди них можно выделить режим прямого управления юнитом (Direct Control). Переключившись в этот режим вы управляете одним юнитом, почти, как в экшене от третьего лица – за передвижение отвечают курсорные клавиши, за стрельбу – мышка. Чем хорош этот режим? Он очень удобен, когда необходимо обезвредить тяжелый вражеский танк. Зачем пытаться расстрелять гиганта в лоб? Можно просто переключиться в режим Direct Control и точным в моторный отсек заставить машину гореть. Можно повредить гусеницу, а затем, уже в обычном режиме, закидать недвижимый танк бутылками с зажигательной смесью или гранатами. Как видите, эта нетипичная для подобного рода игр возможность, которую высмеивали многие превью, пришлась в ВТВ очень кстати. Однако, есть здесь и неприятные моменты. Когда вы переключаетесь в режим прямого управления юнитом, управление остальными вашими силами переходит к ИИ. Я уже говорил, и скажу еще раз: искусственный интеллект в игре достоин самых высоких похвал, но при всей своей продвинутости он остается искусственным. Надеюсь, вы поняли, о чем я.

Однако, я еще не упомянул о главном – стремлении разработчиков стать первыми, кто максимально приблизил к реальности тактическую стратегию в реальном времени. Об игровой физике мы еще вспомним. Сейчас нас больше беспокоит вопрос с военной техникой. Вспомните, как не вовремя заканчивались снаряды у танков в Sudden Strike . Как тщательно вы следили за тем, чтобы незамеченный противник не подорвал машину поддержки. И с какой злобой вы вращали шестеренки механизма Save/Load. Разработчики ВТВ пошли дальше. И теперь у боевых машин, помимо боеприпасов, заканчивается топливо. Для игры, где нужно держать во внимании и без того очень многое, это явно излишне. А вот совсем не лишней мне показалась возможность подбирать с трупов противников оружие, патроны, аптечки.

Каждый солдат носит с собой вещмешок (в простонародье – инвентарь), где храниться все необходимые на войне вещи. Более того вес рюкзака за спиной влияет на скорость передвижения бойца. Прямо РПГ какая-то. Жаль, солдаты опыта не получают – было бы еще интереснее.

Поврежденную вражескую техники можно отремонтировать и использовать в своих целях. Но учтите, то же самое способен делать и ваш виртуальный противник.

Еще одна интересная особенность обнаружилась в сетевом режиме. Что это? Это кооператив. Вы удивлены?..

Взгляд сверху

Отдельно стоит рассказать графике и физической модели ВТВ . Графика в игре способна сразить наповал даже самого привередливого игрокритика. Качество картинки бесподобно даже при максимальном приближении камеры. На моделях боевой техники можно рассмотреть каждый болтик. Трава мнется под колесами проехавшего мотоцикла. Деревья колышутся на ветру. И на всю эту красоту регулярно выпадают осадки. Светлый солнечный день сменяет ночь и тогда игра выглядит уже совершенно по-другому. Не лучше и не хуже, а просто иначе.

Неосторожный вражеский солдат попадает в поле зрения игрока. Раздается выстрел и на его месте остается дымящаяся воронка. Взрывы гранат правдоподобно рушат здания, под обломками которых гибнут зазевавшиеся пехотинцы. На танках рвутся гусеницы. Сработавшие мины поднимают в воздух столбы пыли. Воронки, оставшиеся на ландшафте после взрывов тоже можно использовать, как укрытие. Слетевшая с танка башня может запросто упасть на мотоцикл, приведя его тем самым в состояние не пригодное для дальнейшего использования. При всем уважении к Nival -овскому Silent Storm , следует заметить, что в реальном времени подобная модель разрушений становится еще более зрелищной.

Приятно удивляет проработка всяких мелочей. Например, если пехотинец получил приказ войти в машину, он не исчезнет, подойдя к транспорту, а откроет дверь я сядет. Ну где еще вы такое видели?! Обратите внимание, на сидящих на броне танка пехотинцев. И подобных вещей в игре очень много.

Платой за все сие великолепие, как всегда, служат системные требования. Я крайне сомневаюсь, что на конфигурации, указанной в качестве минимальной, вы сможете оценить хотя бы треть графической мощи ВТВ . Не смотрите на скриншоты – они способны дать лишь посредственное представление об игре.

Вместо заключения

Теперь, с чувством выполненного долга, я могу подвести итог, который, в принципе, был легко прогнозируемым. ВТВ – хит. И с этим, я уверен, спорить никто не станет. Первый шаг в игровой мир стоил молодым украинцам из Best Way немалых усилий. Но результат превзошел все ожидания. В одном из интервью западной прессе, разработчики честно признались, что о таком развитии событий они лишь мечтали. Теперь коллекция наград ВТВ пополниться почетной девяткой от TechLabs . Остается только пожелать разработчикам дальнейших творческих успехов…

Наша оценка: 9 / 10

В печатных изданиях игра рекламируется большим скриншотом, включающим несколько игровых экранов одного сражения. Пунктиром помечены ключевые события, на примере которых издатель демонстрирует основные возможности и особенности геймлея. Это тот редкий случай, когда реклама очень наглядно и удачно подчеркивает сильные стороны проекта. В реальности игра так же хороша, как на этом единственном скриншоте, где все разложено по полочкам.

Вымысел и реальность

Приятно, когда проект создан грамотно, с учетом ошибок конкурентов, от начала и до самого конца. А в начале у нас сразу несколько тренировочных заданий, на протяжении которых наставники обучают игрока принципам ведения боя стрелковым оружием, владению гранатами, минами и взрывчаткой, премудростям сражения с использованием укрытий и укреплений. А еще здесь инструктируют, как использовать технику, управлять танком, снабжать его боеприпасами и топливом, ремонтировать повреждения. Ведь игра предполагает не только одиночные пешеходные миссии, но и большие сражения с штурмом вражеских позиций силами солдат и техники.

Помимо полезных тренировочных миссий на выбор сетевая и одиночная игры, причем последняя состоит из четырех кампаний различных уровней сложности и десятка отдельных карт. Редактор уровней на дисках, к сожалению, не обнаружился, но хочется верить в его скорое появление. Игра так и просится в умелые руки картоделов.

Кампании (СССР, Германия, США, Англия) построены по принципу общего сюжета, который развивается от уровня к уровню и рассказывает какую-то из историй Второй мировой войны глазами одной из сторон-участниц. Миссии достаточно разноплановые и интересные. Предупреждаю сразу, далеко не всегда речь идет об исторически верных событиях. Авторы довольно причудливо переплетают факты и вымысел, заручившись поддержкой известного писателя-фантаста Александра Зорича, который приложил руку и к сюжету, и ко всем внутриигровым диалогам и текстам.

В отличие от вымышленного сюжета оружие, техника и тактические особенности игры стремятся к реализму. Разумному реализму в рамках игры. Ситуация с реализмом во многом напоминает историю с Блицкригом. Правды здесь именно столько, сколько требуется для того, чтобы играть было интересно. Причем играть в режиме реального времени, что для тактики высший пилотаж. При всем уважении к Silent Storm нельзя не признать, что реальное время добавляет тактической игре динамику сражения, благодаря которой игра принимает совсем другой вид. Но при этом не превращается в RTS, в полной мере сохраняя тактические прелести.

К бою

Пара солдат советских солдат занимает позицию в полуразрушенном доме и, укрываясь за каменными стенами в самом центре небольшой деревни, с легкостью отбивает атаки превосходящих сил противника. Немецкая пехота гибнет буквально на глазах до тех пор, пока на фланге не возникает спешащий на выручку Тигр, одним точным выстрелом разрушающий казалось бы надежное укрытие. Впрочем, и против тяжелой техники противника найдутся эффективные средства. Союзная артиллерия, танки, наконец, отважный боец с противотанковым ружьем или гранатой и храбростью самоубийцы. Вообще, очень приятно, что авторы уделили большое внимание пехоте, про которую обычно забывают, занижая ее достоинства на поле брани.

Без солдат в этой игре делать нечего. Пехота выдается поштучно и ценится высоко. Главное правильно ею распоряжаться и не подставлять под пули пулеметов и бронемашин. Здесь нет характерных для RTS заводов по производству пушечного мяса, посему каждый юнит на вес золота. Проблема номер два – боеприпасы, которые заканчиваются с пугающей быстротой. Складские помещения встречаются довольно редко, поэтому трупы врагов обыскиваются с высокой тщательностью. Только так можно поддерживать боеспособность отряда на должном уровне.

Пехота в силах не только использовать стены и заборы в качестве укрытия, а также уничтожать одной гранатой грозные в открытом бою танки. Есть у нее и такая полезная функция, как способность управлять техникой. Скажем, танк в идеале требует экипажа из четырех человек – командир, водитель, наводчик, стрелок. Немецкие мотоциклы и русские бронемашины вмещают дуэты – водитель, стрелок. Техника, как и пехота, нуждается в боеприпасах, которые способны доставить только живые люди. Также не обойтись без простого рядового солдата при повреждениях. Другое дело, что уничтоженное колесо на пустом месте не заменить, поэтому серьезно поврежденный автомобиль придется оставить и поискать ему замену. Захват вражеской техники поощряется и приветствуется.

Верчу-кручу

Учитывая, что события развиваются в реальном времени, а под командованием находится сразу несколько юнитов, игроку доверили настройки поведения боевого расчета. Можно взять приглянувшийся танк под полный контроль, управляя им на манер аркады, а можно просто задать стратегию поведения и наблюдать за маневрами с высоты птичьего полета. В разных ситуациях эффективными могут становиться оба метода. Ведь за всеми в любом случае не усмотреть.

Движок игры выгодно отличается от всех своих предшественников трехмерным изображением и тщательным подходом к детализации. Здесь вам и реалистичные тени от живых деревьев, и система точечного повреждения, и честный учет рельефа местности. А какие тут взрывы! Нельзя не отметить приличное качество моделей, удачные текстуры и детальную анимацию даже самого простого пехотинца. Игра готова похвастаться полной разрушаемостью объектов. Танки с легкостью валят гусеницами березы, взрывают машины противника, оставляя за собой воронки, безжалостно давят пехоту и на полном ходу врезаются в здания, которые вполне реалистично рушатся. Картинка при этом на высшем уровне. Что в статике, что в динамике.

Формально камера умеет вращаться, менять угол наклона и масштаб изображения. На практике полноценно реализовано только вращение, когда можно работать на все 360 градусов. А вот масштаб и угол наклона изменяются в столь зажатых диапазонах, что разницы почти не ощущается. Пожалуй, только это обстоятельство и высокие системные требования могут вызвать серьезные претензии к технической стороне вопроса.

Звуковое оформление также не подкачало, правда, озвучены почему-то не все тексты. Зато звуки сражения оставляют очень приятное впечатление. Как и поведение искусственного интеллекта. Враги используют все доступные игроку средства – ориентируются на слух, укрываются за стенами и в траншеях, нападают группами, обходят с флангов, забрасывают огневые точки гранатами. Любая ошибка игрока моментально и безжалостно наказывается AI.

Почетная грамота

До сего момента у нас было две игры подобного толка. Блицкриг и Противостояние. Сегодня к ним добавилась новая тактика реального времени. Красиво, интересно, захватывающе, сложно и на самом деле оригинально. Похоже, у нас появился еще один достойный разработчик, способный создавать игры мирового уровня.

Плюсы:

  1. Современный движок
  2. Настоящая тактика реального времени
  3. Возможность прямого контроля юнитов
  4. Много миссий
  5. Хороший сюжет
  6. Адекватный противник
Минусы:
  1. Зажатая камера
  2. Высокие системные требования

В тылу врага 2: Штурм - одно из трех официальных дополнений к оригинальной стратегической игре с элементами РПГ, которая переносит вас на просторы полей сражений Второй мировой войны. На сей раз в разработке проекта приняли участие немецкие специалисты. Кампания изобилует масштабными сражениями, где нет места тонким и непростым диверсионным операциям, тут балом правит зрелищность и эпохальность происходящего, что определяется на протяжении всех 15 миссий игры. Сюжетной линии нет, ведь нельзя провести одну линию через все великие сражения Второй мировой войны. Невозможно объединить Нормандию и Сталинград, Смоленск и Иводзиму, Кенигсберг и Северную Африку, благо авторы и не пытались этого делать.

Особенности игры

  • Исторически достоверное отображение всех участвующих в конфликте сторон, их уникальных особенностей, сильных и слабых сторон;
  • Воссозданы масштабные, наиболее значимые сражения Второй мировой войны, с большим количеством задействованных солдат, офицеров и бронетехники;
  • Задействованы уникальные юниты, герои, которые способны наделить окружающие войска дополнительными боевыми бонусами и навыками;
  • Широкая география событий. Игрок сможет принять участие в любом из 15 эпохальных сражений, имевших место быть от Японии до побережья Нормандии;
  • Расширенные возможности многопользовательского режима, которая позволяет принимать одновременное участие до четырех игроков, сражаясь друг с другом или с компьютерным оппонентом.

Геймплей

Все из пятнадцати представленных миссий перед геймером будут ставить примерно одинаковые задачи, выбить противника из насиженных мест и прорвать массированные оборонительные укрепления. С каждой новой миссией сложность будет расти, враг будет сражаться все яростнее, количество задействованных войск будет увеличиваться, а укрепления станут мощнее. В целом, это дополнение открывает перед нами истинную стратегическую сущность игры, отодвинув на второй план диверсионные операции и войну одиночек. Уверен, многие с большим удовольствием посмотрят на нее именно с такого ракурса и останутся довольны.

Улучшенная графика

В плане визуальных эффектов разработчикам стоит поаплодировать, так как они взяли за основу графический движок не первой свежести, ведь с момента выхода оригинальной части игры прошло немало времени, а технологии, не любят долго стоять на месте, но, даже учитывая это, дополнение являет собой настоящее чудо. Все кругом выглядит на должном уровне, все красиво и естественно, объекты интерактивны, и практически все можно разрушить, войска двигаются реалистично, а ведение боевых действий вообще находится выше всяких похвал.

В 2004 году произошло маленькое чудо. Без шума и пыли, без традиционной маркетинговой свистопляски в торговых точках нашей необъятной Родины появилась стратегическая игрушка "В тылу врага " от небольшой студии Best Way . И это, друзья, был продукт, обладающий помимо огромного потенциала еще и какой-то решительно непонятной, но несомненно явственной харизматичностью. За игрой просто приятно было проводить время, в нее было интересно играть, а попытки конкурентов отвоевать кусочек симпатий долгое время вызывали презрительное сплевывание: "Остань, доходяга, не мешай наслаждаться". Я думаю, что ларчик открывается очень просто: "В тылу врага " оказалась первой за много лет стратегией с большой буквы "С" отечественной выделки, и эйфория по сему поводу закономерна.
Умом понимая, что постсоветский разработчик, как ни прискорбно, подвержен болезнетворному влиянию поп-культуры, денег и прочей бренной мишуры, но сердцем надеясь на благополучное рождение наследника, мы, признаться, с дрожью в коленях ожидали выхода второй части. Сохранить очарование первой игры, добавить кучу всяких вкусностей, усладить всеми доступными способами зрительные и слуховые рецепторы игроков - это только на словах звучит легко и просто. Практически же, перед Best Way встала труднейшая задача: не посрамиться, продемонстрировав всему свету, что отточенная до бритвенной остроты "В тылу врага " - свидетельство их таланта, а не сиюминутное озарение, стукнувшее по темени. Давайте смотреть, что у разработчиков получилось.

Килька в томате.

Помнится, геймплей первой части был прост, как три копейки, но увлекателен, как преферанс. Достаточно маленькая для того, чтобы не привлекать внимания значительных сил противника, группа солдат, диверсантов и разведчиков, забрасывается в тыл вражеских коммуникаций и, посредством выполнения разнородных стратегических задач, обеспечивает, фактически, успех исторических сражений и операций. Так вот, спешу порадовать верных адептов концепции оригинальной игры: кардинальных изменений нет. Группа существует по-прежнему, она столь же мала и способна успешно выполнять тайные миссии.
И сразу же необходимо отметить, что steath, хоть и играет важную роль, не стоит во главе угла. Собственно говоря, геймеру вообще не предлагается сколько-нибудь четкий вариант контроля своих подчиненных, каждый выбирает стиль самостоятельно, и от этого выбора здорово меняется игровой процесс. Вы можете, конечно, тихо и незаметно прокрадываться на немецкие базы, снимать часовых одного за другим, не забывать отстегивать парашюты после приземления и лосиные копыта после пересечения границы, стрелять только тогда, когда твердо уверены в собственной неприкосновенности. Но... "В тылу врага 2 " - более динамичная игра. Свою порцию удовольствия от игры с собственной тенью словить можно, но вы рискуете проспать самый сок действа - баталии.

Вторая часть возводит сражения в абсолют, здесь на них построено все. Озверелые, сумасшедшие схватки на линии обороны противника, когда в неосмотрительно высунувшегося из траншеи противника разряжается пол-обоймы. Ножи и кулаки, мелькающие в злой рукопашной, разгоревшейся в одном из блиндажей. Долгие, изматывающие перестрелки с вражескими снайперами и покрасневшие глаза, напряженно осматривающие каждый сантиметр простреливаемой зоны - не появится ли рыцарь оптического прицела на потребу пуле из винтовки Мосина. Пороховой дым, грохот взрывов, расчерчивающие небо трассеры, лязг гусениц тяжелого танка, методично пропалывающего окопы и противотанковая граната, отправляющая бронированное чудовище к такой-то матери. Только вот не стоит забывать о том, что под нашим чутким руководством очень не большая группа воинов, задача которым состоит зачастую не в дефолтном kill the"m all"e, а гораздо более тонком уколе фехтовальной рапирой. Оторваться на полную можно при штурмовых операциях, где наш маленький отряд лишь одна из атакующих единиц. Вокруг бегут союзники, неторопливо ползут танки, на месте соседнего взвода в считанные минуты остается лишь густая клякса разорвавшейся бомбы, окаймленная воронками от снарядов, а группа продвигается вперед, вместе со многими другими солдатами прорывая оборону противника. Это стоит увидеть - посредством слов, увы, не передать эмоций.
Меж тем мы не строим предположений относительно результатов своих деяний: после каждой миссии аккуратно сообщается, какой именно породы свинья оказалась успешно подложена Третьему Рейху, и сколько раз она успела хрюкнуть, пока не пристрелили. Пяти с плюсом баллов заслуживают отдельные скорбные описания наших неудач. Вы удивлены и не находите ничего достойного почтения? Тогда представьте, насколько интереснее лицезреть констатацию факта полного разгрома союзных войск с подробным и детальным описанием физической, интеллектуальной и прочей несостоятельности подотчетного подразделения, чем, в случае провала задания, взирать на ползунок "Loading, please wait".

А мы монтажники, высотники...

Сражаться приходится обязательно, даже если вы ярый противник насилия (э-э... позвольте осведомиться, зачем тогда читать обзор этой, без дураков, очень жестокой игры?). В нелегком деле приходится вовсю использовать мощь стрелкового оружия, вспомогательных боекомплектов и техники, коих много.
Правда, тут проявляется один узкий момент: если с огнестрельным оружием, гранатами, минами и прочими средствами уничтожения все ясно, техника не так проста. Во-первых, она очень быстро ломается, во-вторых, сломаться могут разные агрегаты, а чинить позволяют далеко не всё. Опытный инженер способен восстановить взорванную гусеницу, а двигатель, башни, пулеметы ему не по плечу. Вот так и получается, что две конечности, поставляемые в комплекте с бойцом от самого рождения, надежнее "Королевского Тигра", которого так удобно расстреливать с тыла, предварительно обездвижив.
Время от времени подразделение демонстрирует зачатки искусственного интеллекта: пресловутый техник под градом пуль несется к парализованному танку и ценой своей жизни таки восстанавливает поврежденную ходовую часть; снайперы самостоятельно занимают оптимальные позиции и зорко следят за подбирающимися недругами; стрелки держат круговую оборону, даже передвигаются таким образом, чтобы максимально обезопасить себя от вражьего огня. Впрочем, поиграть в наблюдателя не выйдет: лишенные руководящей руки болванчики (коими солдаты, с горечью признаем, все же остаются) стремительно гибнут.

Не то происками шайтана, не то проблесками ИИ следует обозвать сомнительное нововведение: движок игры сам формирует группы. Выглядит это приблизительно так: вы выбираете кучку стрелков, отправляете ее во-он к тому ручью - и все. С этой самой поры группа образована: выделенные солдаты вместе воюют, разделяют между собой боеприпасы и передвигаются тоже вместе. На первый взгляд - крайне удобно, на второй - хочется поругаться и что-нибудь сломать: даже тривиальная разведка превращается в светопредставление при условии, что вся развеселая компания вскачь сопровождает шпиона на пути к вражьей территории. Приходится жать на кучу дополнительных кнопок и пиктограмм. Констатирую, что эта возможность приносит больше вреда, чем пользы, хотя, видимо, дело только в кривоватой реализации, ведь сама по себе идея автоматически образовывать небольшие подразделения в составе основного очень жизнеспособна.
Список неприятных открытий продолжает "пьяная" мышь: и за выделение отрядов, и за назначение им пункта следования отвечает одна мышекнопка. Интересно, а как быть, если нужно переместить конкретного бойца в гущу своих с другого конца карты? Молиться, чтобы курсор ткнулся в землю, а не в фигурку очередного молодчика?
Непонятно, с какой радости прилепили "туман войны". В играх по Второй Мировой, тем более, в играх такого плана, как "В тылу врага 2 " такое принудительное ограничение дальности восприятия смерти подобно, тем более, что коварный противник, кажется, таких неудобств лишен и спокойно расстреливает беспомощных пехотинцев из-за кромки горизонта. Хорошее настроение способен вернуть отличный баланс. Три раза "ура", но враги промахиваются, так же, как и мы, умирают так же споро, испытывают те же проблемы со средствами передвижения. При некоторой сноровке вы, уверен, будете выходить из самых тяжелых битв без критических потерь.

Разрешите доложить!

А вот баги тут наглющие, хитроумные и подлые, как террористы. Поначалу вообще кажется, что игру основательнейшим образом прошерстили специально обученные команды программистов и тестеров, и ни одного "жука" на все четыре гигабайта не ожидается. Но потом игра вдруг вылетает один раз, другой, третий, в аккурат после прохождения особо трудной миссии, а то - берет, да и зависает прямо посреди непростой наступательной операции. Панацея: сохраняться чаще и ждать заплаток.

Ладно, давайте не будем более о грустном, тем более, что и о хорошем есть, что сказать. В сердце игры работает модифицированный движок "В тылу врага ", но модификацией такую переработку назвать язык не поворачивается: моторчик перебран по винтику, прочищен, смазан и собран заново. Результат: картинка превосходного качества, в чем вы можете убедиться, не отходя от кассы, - посмотрите скриншоты.
Хотя, первую скрипку играет, конечно, физика. Без малейших сомнению признаю, что переложение законов Ньютона на законы нулей и единичек в исполнении Best Way прибавляет к итоговой оценке чистый балл. Достоверные взрывы с правдоподобными ударными волнами, переваливающиеся на ухабах танки, кинематографично разлетающаяся в хлам пушка, человечки, летающие, как волейбольные мячи, огонь, мгновенно охватывающий все, что может гореть. Отлично!
Радужное впечатление от визуального исполнения игры убивает прицельным head-shot"ом аудиоряд. Музыкальные треки удручающе скучны, звуки вымученны, а озвучка персонажей вообще требует немедленного отключения с последующим захоронением. Отсюда естественный совет: старайтесь смотреть, а не слушать - огорчений будет на порядок меньше.

Итоговые комментарии.

Геймплей. Чистый, как слеза, понятный, как валенок, и притягательный, как чемодан зеленых купюр, игровой процесс "В тылу врага 2 " - вот то, ради чего стоит купить эту игру и окунуться в атмосферу эпического боевика о Второй мировой.
Графика. Шикарная картинка и умопомрачительная физика - приправы к блюду, превратившие просто отличный блокбастер в очередной шедевр.
Звук. Ну что тут скажешь, проклятье большинства современных виртуальных потех задело краем своего выцветшего, рваного плаща и эту игру. WinAmp, как обычно, готов помочь горю.

Вердикт.

С радостью отмечаем, что осенний сезон в игровой индустрии открывает несомненный хит. "В тылу врага 2 " - качественный, интересный, зрелищный и красивый боевик. И не обращайте, пожалуйста, внимания на навязчивое слово "стратегия", просто наслаждайтесь.

Статьи по теме: