Вопросы для интеллектуальной викторины для школьников. Интеллектуальная викторина в начальной школе. Что-то вроде о природе

Интеллектуальные вопросы, предлагаемые школьникам во внеурочное время, позволяют развивать логическое мышление подрастающего поколения. Предлагаем разные вопросы, которые можно использовать в работе классному руководителю.

Значение творческих игр

Вопросы для интеллектуальной викторины с ответами, предлагаемые старшеклассникам, способствуют их саморазвитию, самосовершенствованию. В каждом образовательном учебном заведении нашей страны есть собственные специальные команды школьников и педагогов, принимающие участие в различных интеллектуальных играх.

Во время совместных турниров ребята и их наставники не только развивают логическое мышление, получают новые знания, но и учатся работать в команде.

Интеллектуальные игры для старшеклассников

Различные вопросы интеллектуальные для классного коллектива предназначены для полноценной внеурочной деятельности в 9-11 классах. Они направлены не только на конкретные знания, но и на сообразительность и общую эрудицию школьников.

Игра является важным видом деятельности, позволяет развивать социальные коммуникативные навыки, эмоциональную среду ребенка. Познавательные игры, содержащие интеллектуальные вопросы, дают детям возможность увеличивать свой уровень развития.

Сценарий турнира

Целью мероприятия является развитие познавательного интереса учеников старшего звена. Учитель создает условия для проявления творческих способностей ребят, развивает коммуникативные навыки общения.

Приводим вопросы для интеллектуальной игры, которые можно предложить школьникам.

Вопросы для ребят девятого класса

Первый вопрос. Согласно народным преданиям, на формирование письменности в Японии и современные иероглифы повлияли существа, близкие человеку. Кто эти существа? (Куры, которые имеют индивидуальные отпечатки лап).

Второй вопрос. Как должны европейцы рассматривать арабские миниатюры, чтобы увидеть в них то, что видно арабам? (У арабов принято писать справа налево, поэтому нужно воспользоваться зеркалом, чтобы оценить миниатюру).

Вопросы для интеллектуальной игры можно связать с историческими фактами, искусством, культурой.

Третий вопрос. В начале восемнадцатого века треуголка была модным головным убором, ее украшали перьями и галуном. Но ее не надевали, а располагали в левой руке, почему? (На голове человека был парик, поэтому треуголку использовали только для поклонов).

Четвертый вопрос. Какая деталь внешности отсутствует у женщины, которую изобразил Леонардо да Винчи на своем полотне «Мона Лиза»? (У нее нет бровей).

Пятый вопрос. Англичане и французы пытались получить руку удивительной дамы. Конфликт перешел в столкновение между поклонниками, из-за которого пострадала сама дама. Кто она? (Речь о Венере Милосской, статуя которой лишилась руки в результате вооруженного столкновения между французами и англичанами).

Шестой вопрос. Как на Руси называлось занятие, когда готовились чурки для деревянных ложек? (Бить баклуши).

Интеллектуальные вопросы, предлагаемые школьникам, можно составлять на основе регионального компонента.

Седьмой вопрос. Что при рождении дарили поморы новорожденным младенцам? (Мальчику вручали топорик, а девочке - прялку).

Восьмой вопрос. Какая связь есть между традиционным японским миниатюрным искусством нэцке и японским кимоно? (У кимоно нет карманов, предметы крепят к поясу с помощью брелоков-противовесов, которыми являются нэцке).

Девятый вопрос. В 14-16 веках такой наряд использовали мужчины. С семнадцатого века его сделали женским элементом одежды. Кумашник, шторник, шубка, пестряк - все это его названия. Что это за наряд? (Сарафан).

Интеллектуальные вопросы с ответами можно создавать, основываясь на исторических фактах, рассматриваемых школьниками при изучении курса истории.

Одиннадцатый вопрос. Русским царем Алексеем Михайловичем была сделана надпись, которая потом стала русской пословицей. Что это за надпись? ("Делу - время, потехе - час").

Двенадцатый вопрос. На государственном флаге Франции есть три полосы: синяя, белая, красная. Почему ширина полосок используется в соотношении 30-33-37? (Данная пропорция дает эффект визуального равенства полосок флага).

Задания для старшеклассников

Предлагаем различные интеллектуальные вопросы с ответами, которые можно использовать при проведении турников среди старшеклассников.

Первый вопрос. Для чего по ночам в Афинах рабочие раскидывают вокруг Парфенона кусочки мрамора? (Чтобы сохранить храм от разрушения туристами, власти идут на такую хитрость).

Второй вопрос. Как связаны дамские широкие юбки и массовое истребление китов? (В восемнадцатом веке юбки сохраняли свои объемы только с помощью каркасов, создавали которые из китового уса).

Интеллектуальные вопросы для школьников можно подобрать с шуточным смыслом, чтобы для поиска ответа ребята проявили свою смекалку, нестандартность мышления.

Третий вопрос. Почему француз Ги де Мопассан обедал только в ресторане, расположенном на Эйфелевой башне? (Писатель считал, что башня уродует Париж, не хотел ее видеть).

Четвертый вопрос. Зачем в шестнадцатом веке дамы носили на цепочке шкурки животных, подвешивая их к поясу? (На шкурке собирались блохи, которые заводились в складках пышного платья).

Тематические турниры

Вопросы для интеллектуальной викторины учитель может брать в специальных книгах, а также составлять их самостоятельно. Например, можно предложить несколько заданий, которые касаются календаря.

Есть астрономическое время, а есть его биологический аналог. Каковы единицы его измерения? (Поколения).

Какое значение имела для нашей страны запись, появившаяся в двенадцатом веке: «30 января, пяток. До обеда день ветрен и холоден…» (Это фрагмент первой метеосводки, идет речь о создании службы погоды в Москве).

Отец попросил сына-первоклассника назвать самое большое последнее число. Ответ ребенка его крайне удивил. Что ответил мальчик? (31, поскольку это самое большое количество дней в месяце).

В Древнем Китае это вещество, связанное с морем, использовали в качестве денежной единицы. В Древней Греции оно являлось составной частью брони воина, о каком веществе идет речь? (Это соль).

Познавательный футбол

Интеллектуальные вопросы для детей помогают развивать творческие способности подрастающего поколения, поэтому активно применяются школьными учителями в педагогической деятельности. Интеллектуальный футбол можно проводить вне уроков для развития общей эрудиции школьников, сплочения коллектива.

Класс делится на две команды, в которых выбирают полузащитников, нападающих, вратаря, защитников. Число участников не ограничивается, оно зависит от того, сколько детей нужно включить и интеллектуальную деятельность.

Атаки команды проводят по очереди, используя три комбинации.

Угловой вариант предполагает полное участие команды. Судья, в роли которого выступает школьный учитель, читает вопрос, а его помощник следит за тем, у какой команды быстрее готов ответ.

Ответы на интеллектуальные вопросы ребята дают только после того, как получат разрешение судьи. Правильный ответ засчитывается как гол в ворота противника. При неверном ответе право атаки передается игрокам второй команды.

Штрафной удар предполагает участие в игре двух атакующих: полузащитников и форвардов, а также трех защищающихся (вратаря и защитников). Команда самостоятельно выбирает тех ребят, которые будут участвовать в розыгрыше. Если за тридцать секунд они не дают правильного ответа на вопрос судьи, право ответа передается противнику.

Пенальти предполагает участие только одного игрока команды - вратаря. Он должен дать правильный ответ на вопрос учителя, чтобы «отбить мяч» от ворот.

Вопросы для интеллектуальных игр с ответами можно составить вместе с ребятами, родителями, другими педагогами.

Игра «Спрут»

Для этой игры потребуются интересные интеллектуальные вопросы, которые предполагают развитие логического мышления. Учитель может придумывать свои правила турнира, возможности для получения дополнительных баллов, учитывая, насколько сильные команды вступают в игру. Например, помимо основных вопросов игрокам могут предлагаться дополнительные задания, при правильных ответах на которые, команде будут присваиваться "защитные" баллы. В случае необходимости участники всегда смогут воспользоваться ими, чтобы не потерять ход в игре.

Что у Глеба сзади, а у Бориса впереди? (Буква «б»).

Бабка несла на базар сто яиц, одно (а дно) упало. Сколько яиц она донесла в корзине? (Ни одного, так как дно вместе с яйцами упало.)

Когда человек будет без головы в квартире? (Если он высовывает голову в окно).

Чем всегда заканчивается ночь и день? (Мягким знаком).

Какие часы два раза в сутки демонстрируют правильное время? (Те, которые сломались).

Что легче: килограмм меди или ваты? (Они имеют одинаковую массу).

По чему, когда планируешь спать, идешь на диван? (По полу).

Что нужно сделать, чтобы в одном сапоге осталось четыре парня? (Каждый из них должен снять по сапогу).

Когда проще всего попасть в дом черной кошке? (Если открыта дверь.)

В какой месяц болтливая Машенька меньше всего говорит? (В феврале, поскольку это самый короткий месяц года).

Росли две осины. На каждой из них было по шесть шишек. Сколько всего шишек на деревьях? (Ни одной шишки, поскольку на осинах не растут шишки).

Что произойдет с голубым шарфом, если его опустить на десять минут в воду. (Он станет мокрым).

Как можно написать с помощью пяти букв слово «мышеловка»? (Кошка).

Каким бывает конь, когда его покупают? (Мокрым).

У медведя ни одного, у вороны - их два, а у человека - одно. Что это такое? (Буква «о»).

На рощу летела стая птиц. На дерево сели по две, а одно осталось свободным. Когда на каждое село по одной птице, не осталось ни одного. Сколько в стае птиц, какое количество деревьев росло в роще? (Четыре птицы, три дерева).

В столицу направлялась бабка с капустой. Навстречу ей попались два старика, каждый из них нес по мешку картошки. Сколько людей направлялось в столицу? (В Москву шла одна бабка).

Такие интеллектуальные вопросы с ответами для взрослых можно использовать при проведении совместных мероприятий с детьми, например, во время декады семьи.

Взрослые подходят к поиску ответов на вопросы слишком ответственно, поэтому часто проигрывают школьникам. Необычные интеллектуальные вопросы для взрослых это отличный вариант для отдыха от повседневных проблем и суеты.

Примеры шуточных вопросов

На березах было по три дупла. В каждом из них по четыре веточки. На каждой ветке находится по шесть яблок. Сколько яблок на дереве? (Ни одного яблока, так как на березе не растут яблоки).

Бежало пятьдесят волков, какое количество у них у шей хвостов? (Хвосты не растут на шее).

Из какого полотна не шьют сарафаны? (Одежду нельзя сшить из железнодорожного полотна).

Когда руки выступают местоимениями? (Когда они вы-мы-ты).

В каких лесах крупная дичь не водится? (В строительных).

Какое из колес автомобиля во время движения не вращается? (Запасное).

Что используют барабанщики и математики? (Дроби).

Что принадлежит человеку, но его гораздо чаще используют другие люди? (Имя).

Когда транспортное средство передвигается с такой же скоростью, что и железнодорожный состав? (Когда машина находится на платформе этого поезда).

Если одно яйцо варится четыре минуты, сколько времени потребуется для варки шести яиц? (Такой же промежуток времени).

В каком цветке есть женский и мужской род? (Иван-да-Марья).

Укажите пять дней, не называния чисел и самих дней. (Позавчера, сегодня, вчера, послезавтра, завтра).

Какая птица, потеряв букву, становится названием самой большой европейской реки? (Иволга).

Какой город был назван в четь крупной хищной птицы? (Орел).

Какая женщина освоила летательный аппарат первой в мире? (Баба-яга).

В какой год употребляют большее количество пищи? (В високосный год).

Название какого города подходит в качестве начинки для вкусных булочек? (Изюм).

Какой месяц короче остальных? (Май, он содержит всего три буквы).

Какую птицу знает каждый физик? (Фазана, так как именно она помогает запоминать основные цвета спектра).

Любой интеллектуальный турнир, проводимый для школьников либо взрослых, направлен на развитие эрудиции, формирование командного взаимодействия.

В зависимости от возрастных особенностей участников игры ведущий, в роли которого может выступать классный руководитель, подбирает вопросы определенного уровня сложности. Каждая команда выбирает капитана, который поддерживает дисциплину, выбирает правильный вариант ответа из версий, предлагаемых игроками.

Один ход предполагает ответ на один вопрос. Если команда дает правильный вариант, ей начисляется очко. При неправильном варианте право ответа получают соперники.

Среди тех правил, которые неукоснительно соблюдаются в ходе интеллектуальных турниров, отметим:

  • правоту ведущего;
  • соблюдение тишины.

Заключение

В последнее время наблюдается рост интереса к проведению разнообразных интеллектуальных игр и турниров не только среди взрослых, но и у школьников. В чем причина подобного интереса? В российском образовании наблюдаются серьезные изменения. На смену традиционной форме обучения, направленной на приобретение школьниками теоретических знаний, пришли ФГОС второго поколения.

По новым образовательным стандартам основной акцент делают на становление гармонически развитой личности, способной к самообразованию и саморазвитию.

Логическое мышление, которое развивается при поиске ответов на нестандартные вопросы, предлагаемые на интеллектуальных играх и турнирах, благоприятно отражается на становлении творческой личности.

Общество ставит перед образовательными учреждениями задачу - формирование подрастающего поколения, способного принимать самостоятельные решения, отвечать за свои действия и поступки.

Именно поэтому такое внимание стали уделять в общеобразовательных учреждениях организации интеллектуальных клубов, проведению творческих игр. Те старшеклассники, которые отвечают на нестандартные вопросы, помимо приобретения новых знаний и навыков, получают опыт работы в команде. Те ребята, которые со школьной жизни пытались найти ответы на интеллектуальные вопросы, гораздо успешнее своих сверстников.

  • обобщение и систематизация материала изученного ранее и практическое его применение;
  • развитие познавательного интереса, логического мышления, творческой активности учащихся;
  • воспитание умения работать в команде, уважения к сопернику, воспитание чувства ответственности.

Оборудование:

  • карточки с заданиями конкурсов для команд и болельщиков;
  • бланк для жюри;
  • листы ответов для жюри;
  • сигнальные карточки;
  • экран, проектор;
  • презентация PowerPoint.

Участники:

  • 2 команды по 5 человек.
  • Болельщики.

Предварительная подготовка:

  • Формирование жюри.
  • Формирование команд: состав, название, капитан, девиз, приветствие соперникам.

Ведущий: Добрый день уважаемые ребята, жюри и гости! Сегодня мы собрались с вами для проведения интеллектуальной викторины - “Своя Игра”.

Добрый день, мои друзья,
Встречи с вами рада я.
Сели ровно, всё достали,
Вспоминаем всё, что знали.
Оставляем все заботы
И включаемся в работу.

В нашей игре принимают участие две команды 6 класса. Давайте познакомимся с ними (идет представление команд).

Для начала вспомним правила игры.

"Своя Игра" состоит из 5 тем по 5 вопросов в каждой (25 вопросов). Вопросы располагаются слева направо, по возрастанию степени сложности (от 10 до 50).

Тема Номинал вопроса
Ребусы 10 20 30 40 50
В мире логики 10 20 30 40 50
Двоичная математика 10 20 30 40 50
Компьютерные анаграммы 10 20 30 40 50
Зашифрованное письмо 10 20 30 40 50

Игру начинает команда, которая правильно ответит на вопросы разминки. Капитан команды выбирает тему и номинал вопроса. Ведущий зачитывает вопрос. Команда ведет обсуждение и, если готова, поднимает сигнальную карточку. Обсуждение на этом заканчивается. Команда отвечает на вопрос (капитан команды).

Если команда отвечает правильно, то ей предоставляется право выбора следующего вопроса, если она отвечает неправильно, то право ответить на этот же вопрос предоставляется другой команде. Игрок, ответивший правильно, выбирает следующий вопрос. Если вопрос остался без ответа, то выбор следующего вопроса остаётся у команды, выбиравшей предыдущий вопрос. Правильный ответ прибавляет количество очков к общей сумме команды. Неправильный ответ на обычный вопрос не уменьшает общее количество очков.

Среди вопросов в игре имеются необычные: “Вопрос-аукцион” и “Кот в мешке”. “Вопрос-аукцион” достается команде, выбравшей данный вопрос, и позволяет ей повысить стоимость вопроса в пределах накопленной суммы. Правильный ответ на “вопрос-аукцион” увеличивает общее количество очков команды на ставку, сделанную командой в аукционе, неправильный – уменьшает. Если команда попадает в выборе вопроса на “Кота в мешке”, то она автоматически передает его другой команде. Правильный ответ на вопрос “Кота в мешке” увеличивает общее количество очков команды на стоимость данного вопроса, неправильный – уменьшает.

Количество и расположение спецвопросов заранее неизвестно. Общее количество “Котов” и “Аукционов” в игре также не регламентируется.

Чтоб в игре прошло все без заминки,
Начнем её мы с маленькой разминки.

  1. “Лицо” компьютера. (Монитор.)
  2. “Мозг” компьютера. (Процессор.)
  3. Квадратик-непоседа на экране компьютера. (Курсор.)
  4. Система условных знаков. (Код.)
  5. Операция, которую осуществляет принтер. (Печать.)
  6. Наука, занимающаяся вопросами информации. (Информатика.)
  7. Чего на свете больше яблок или фруктов. (Фруктов.)
  8. Автоматический “железный человек”. (Робот.)
  9. Мышь – устройство …(ввода).
  10. Самая мелкая единица информации (1 Бит).

(Нечетные вопросы задаются первой команде, четные – второй.)

Да, путь познания не гладок.
Но знайте вы со школьных лет:
Загадок больше, чем разгадок
И поискам предела нет!

Итак, команды, в добрый путь!

В мире логики

(10) “День рождения”

Катя, Соня, Галя и Тамара родились 2 марта, 17 мая, 2 июля и 20 марта. Соня и Галя родились в одном месяце, а дни рождения Гали и Кати обозначаются одинаковыми числами. Назовите дату рождения каждой девочки?

(20) “Цвет платья”

Встретились три подруги: Краснова, Белова и Желтова. На них были красное, белое и желтое платье. Девочка в красном платье говорит Беловой: "Нам надо переодеться, а то цвет платья не соответствует фамилии". Кто в каком платье был?

(30) “Цвет волос”

Беседуют трое: Белокуров, Чернов и Рыжиков. Брюнет сказал Белокурову: “Любопытно, что один из нас русый, другой – брюнет, но ни у кого цвет волос не соответствует фамилии”. Какой цвет волос имеет каждый из беседующих?

(40) “Летние каникулы”

Четверо друзей – Алик, Володя, Миша и Юра – собрались в доме у Миши. Мальчики оживленно беседовали о том, как они провели лето.

Ну, Балашов, ты, наконец, научился плавать? – спросит Володя.

О, ещё как, - ответил Балашов, - могу теперь потягаться с тобой и с Аликом.

Посмотрите, какой я гербарий собрал, - сказал Петров, прерывая разговор друзей, и достал из шкафа большую папку.

Всем, особенно Лунину и Алику, гербарий очень понравился. А Симонов обещал показать товарищам собранную им коллекцию минералов. Назовите имя и фамилию каждого мальчика.

(50) “Олимпиады”

Пятеро одноклассников: Аня, Саша, Лена, Вася и Миша стали победителями школьных олимпиад по истории, математике, информатике, литературе и географии. Известно, что:

  1. победитель олимпиады по информатике учит Аню и Сашу работе на компьютере;
  2. Лена и Вася тоже заинтересовались информатикой;
  3. Саша всегда побаивалась истории;
  4. Лена, Саша и победитель олимпиады по литературе занимаются плаванием;
  5. Саша и Лена поздравили победителя олимпиады по математике;
  6. Аня сожалеет о том, что у неё остаётся мало времени на литературу.

Победителем какой олимпиады стал каждый из этих ребят?

Аня Саша Лена Вася Миша
История - - + - -
Математика + - - - -
Информатика - - - - +
Литература - - - + -
География - + - - -

Двоичная математика

Чему равна разность 25 10 и 1101 2 в десятичной системе счисления. (Ответ. 12 10)

Какое число больше 1101 10 или 1101 2 ? (Ответ. 1101 10)

В классе 1111 2 девочек и 1010 2 мальчиков. Сколько учеников в классе? (Ответ. 25 )

Числа в двоичной системе счисления имеют вид 11 2 и 101 2 . Чему равно их произведение в десятичной системе счисления? (Ответ. 15)

Ей было 1100 лет,
Она в 101 класс ходила,
В портфеле по 100 книг носила –
Все это правда, а не бред,
Когда пыля десятком ног,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато стоногий
Она ловила каждый звук
Своими десятью ушами
И десять загорелых рук
Портфель и поводок держали.
И десять темно-синих глаз
Рассматривали мир привычно,
Но станет все совсем обычным,
Когда поймете наш рассказ.

Компьютерные анаграммы

НАКАЛ > К_ _ _ _ (линия связи)

РЕВЕРС > С_ _ _ _ _ (мощный компьютер сети)

КАДКА+ЗАЛ > З_ _ _ _ _ _ _ (школьная принадлежность в Паутине)

ОПЛОТ+РОК > П_ _ _ _ _ _ _ (правила пересылки данных между различными компьютерными сетями)

ПИ+ГРЕК+ТЕСТ > Г_ _ _ _ _ _ _ _ _ (паутинный документ)

Ответ

  • Канал.
  • Сервер.
  • Закладка.
  • Протокол.
  • Гипертекст.
  • Зашифрованное письмо

    Расшифровать закодированный текст и объяснить способ кодирования. При выполнении задания алфавит выдается командам.

    А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

    (10) Комляпьюлятерля – твойля другля.

    Ответ: Компьютер – твой друг.

    (Способ кодирования: после каждого слога вставляется слог “ля”).

    (20) Ерашй, щии, втрои и ымлси!

    Ответ: Решай, ищи, твори и мысли!

    (Способ кодирования: в каждом слове переставлены чётные и нечётные буквы.)

    (30) Ичясыт йетуп тудев к юинеджулбаз, к енитси – окьлот нидо.

    Ответ: Тысячи путей ведут к заблуждению, к истине - только один.

    (Способ кодирования: каждое слово пишется наоборот.)

    (40) Луп гмбеёёу йохпснбчйёк, упу гмбеёёу нйспн!

    Ответ: Кто владеет информацией, тот владеет миром.

    (Способ кодирования: каждая буква в слове заменена на следующую букву за ней).

    (50) Вдмзи рнрснзс зж нгмнвн опнхдся бгнфмнбдмзю и 99 онсдмзю!

    Ответ: Гений состоит из одного процента вдохновения и 99 процентов потения!

    (Способ кодирования: каждая буква в слове заменена на предыдущую букву.)

    Конкурс для болельщиков “Отгадайте слова, содержащие известную аббревиатуру ПК”. (Конкурс с болельщиками проводится при выборе командами тем “Зашифрованное письмо”, “В мире логики”.)

    1. __ ПК_ (часть печи).

    2. __ ПК _ (холм, курган, вулкан).

    3. __ ПК _ (орудие труда огородника).

    4. __ ПК _ (головной убор с козырьком).

    5. __ ПК _ (канцелярская принадлежность для бумаги).

    6. __ ПК _ (лоскут ткани для хозяйственных нужд).

    7. __ ПК _ (лодка с прочным широким корпусом).

    8. __ ПК_ (зажим для бумаг).

    9. __ ПК _ (положительный результат похода в магазин).

    10. __ ПК _ (птица, бегающая по дну водоема).

    8. Скрепка

    9. Покупка

    10. Оляпка

    Подведение итогов викторины. Награждение победителей.

    Всем спасибо за вниманье.
    За задор и звонкий смех,
    За огонь соревнованья,
    Обеспечивший успех.
    Вот настал момент прощанья,
    Будет краткой наша речь -
    Говорим мы: “До свиданья,
    До счастливых новых встреч!”

    Аня Краснолобова

    Данное занятие по кусочкам собрано из других и дополнено (дописано) самостоятельно.

    Интеллектуальная викторина «Умники и Зайки » .

    (подготовительная группа)

    Цель : повторить, закрепить знания по математике, развитию речи, естествознания, правил безопасности у детей.

    Оборудование : карточки с цифрами (номера вопросов, мешочек, стенд баллов, картинки к «практическим вопросам» , карандаши, эмблемы команд, медали.

    Правила : дети делятся на 2 равные команды. Из каждой команды поочередно вызывается игрок для вытягивания номера вопроса из мешочка. Команда называет число, говорят полным ответом «Вопрос номер….» , зачитывается вопрос, команда обсуждает его и дает ответ. Если ответ неверный вопрос адресуется другой команде. Бал за вопрос засчитывается той команде, которая дала ответ.

    В вопросах практического характера дети выбирают игрока из команды (для каждого вопроса новый игрок) что бы он ответил на вопрос и принес 2 бала команде.

    Вопросы капитанам задаются чередуя по 1 вопросу, это последний, заключительный этап игры после которого, подсчитываются баллы и объявляются победители.

    Ход занятия.

    (перед началом викторины проводится игра «Молекулы» , что бы разделить детей на 2 команды, активизировать внимание, мышление, растормозить нервную систему)

    Команды одевают эмблемы, рассаживаются за свои столы. (слежу на осанкой детей)

    Мы начинаем интеллектуальную игру «Знайки и Умники » !

    Перед началом игры предлагаю ознакомиться с правилами игры :

    1 раунд : «Состязание умов» ко мне подходит 1 участник команды, вытягивает номер, говорит его мне так, что бы услышала не только я, но и другие. Когда я прочитаю вам вопрос, никто не выкрикивает, обсудив вопрос, отвечает команда, которая вытягивала вопрос. Если ответ неверный вопрос передается другой команде. Бал засчитывается той команде, которая даст правильный ответ. - Готовы к игре? (Да)

    Тогда начинаем!

    1 раунд : «Состязание умов»

    Вопросы :

    1) Блиц :

    1. В какое время птицы вьют гнезда (весной)

    2. Жгучая трава (крапива)

    3. Что такое опенок (гриб) .

    2) Блиц :

    1. Как называется деревня дяди Федора и кота Матроскина? (Простоквашино)

    2. Девочка с голубыми волосами? (Мальвина)

    3. Герой р. н. с. который и от бабушки ушел и от дедушки ушел? (Колобок)

    3) Как называется наш город? (Новокузнецк)

    4) Сколько частей в слове «молоко» ? (3)

    5) Что было нарисовано на холсте в каморке у папы Карло? (очаг)

    6) Прибор для измерения времени? (часы)

    7) Как правильно прейти дорогу, если рядом нет светофора?

    8) Сколько звуков в слове «Кот» ? Перечисли их.

    9) Что нужно делать, если случится пожар?

    10) Было 10 рукавичек

    9 вдруг поела моль.

    И я знаю, что осталось

    Рукавичек ровно. (1)

    11) Номер телефона скорой помощи? (03)

    12) Прибор для стирки белья? (стиральная машинка)

    13) Какой герой вместо шапки на ходу одевал сковороду? (Человек рассеянный. С. Я. Маршак «Вот какой рассеянный» )

    14) Геометрическая фигура с тремя сторонами (треугольник)

    15) Название страны, в которой мы живем? (Россия)

    16) Чей костюм был набит соломой? (Страшила. В. Волков «Волшебник изумрудного города»

    17) Из каких цветов состоит радуга? (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) .

    18) Придумай предложение со словами «мальчик» и «книга» .

    19) Я нашел в дупле у белки

    5 лесных орешков мелких.

    Вот еще один лежит

    Мхом заботливо укрыт.

    Ну и белка! Вот хозяйка!

    Все орешки сосчитай-ка. (6)

    20) Раз к зайчонку на обед

    Прискакал дружек - сосед.

    На пенек зайчата сели

    Сколько съедено морковок? (4)

    21) Расскажи любое стихотворение.

    22) Блиц :

    1. Что мы видим когда спим? (сон)

    2. Центр бублика? (дырка)

    3. Что открывается когда мы входим в дом? (дверь)

    23) Нам кажется что имя этой популярной и всеми любимой сказочной героини очень красиво. На самом деле оно произошло от названия какого-то грязного вещества. О ком идет речь? (О Золушке)

    24) Кто первый полетел в космос? (Ю. Гагарин)

    Какие молодцы! Давайте все вместе подсчитаем количество баллов у каждой команды. (подсчет голосов, считаю вместе с детьми количество баллов у каждой команды)

    Что ж, баллы подсчитаны, результаты отличные! Но наша игра не окончена . Впереди следующий раунд «вопросы практического характера» . Их всего 5. На каждый вопрос команды выбирает по 1 игроку.

    Вопросы практического характера :

    1. Опиши предмет нарисованный на картинке не называя его.

    2. Расставь буквы по порядку и расшифруй слово.

    3. Каких геометрических фигур не хватает. Заполни таблицу

    4. Вставь пропущенные цифры.

    5. Реши ребус и скажи слово

    Вот это да! И с этими вопросами справились великолепно! Но впереди еще один последний раунд «вопросы капитанам»

    Эти вопросы адресуются только вашим капитанам. Капитаны должны быстро и верно отвечать на них, если вдруг команда будет выкрикивать и помогать своему отважному капитану, то вопрос не засчитывается. И так, капитаны вперед на отчаеный последний поединок! (Вопросы зачитываю поочередно 1 вопрос умнику , 1 вопрос знайке )Вопросы капитанам :

    Команда Умники

    1. сколько месяцев в году? (12)

    2. корова в детстве? (теленок)

    3. дом автомобиля? (гараж)

    4. первый день недели? (понедельник)

    5. пальто, платье, свитер…это? (одежда)

    Команда Знайки

    1. сколько дней в неделе? (7)

    2. курица в детстве? (цыпленок)

    3. дом скворца? (скворечник)

    4. первый месяц года? (январь)

    5. сапоги, туфли, ботинки…это? (обувь)

    Вот и завершилась наша интеллектуальная игра . Осталось подсчитать количество баллов и объявить победителей.

    1 вариант : Победа досталась Знайкам (Умникам ) аплодисменты! Им вручаются медали и конфеты.

    А так же за хорошую игру похлопаем Умникам (Знайкам ! Им мы так же подарим конфеты, ведь они хорошо отвечали на вопросы и были отличными соперниками.

    2 вариант : А у нас ничья. Победила дружба! Аплодисменты за отличную игру и каждому из команд, Умников и Знаек , вручаются медали и сладкие призы!



    Интеллектуальная игра-викторина «Эрудиты» для детей начальной школы

    Описание : игра проводится между мальчиками и девочками класса и самым умным ребенком класса в конце учебного года.

    Цель : закрепление пройденного материала по изучаемым предметам, выявление пробелов в знаниях и определение самого умного ребенка в классе.

    Сказочная разминка:

    1 . Кто автор произведения «Кошкин дом»? (Самуил Маршак)
    2. Куда отправился доктор Айболит по телеграмме? (в Африку)
    3. Как звали собаку в сказке «Золотой ключик или Приключение Буратино»? (Артемон)
    4. Усатый персонаж сказки Чуковского. (Тараканище)
    5. Жених Мухи-цокотухи. (Комар)
    6. Из чего сварил кашу хитрый солдат? (Из топора)
    7. Кого поймал в проруби Емеля? (Щуку)
    8. Кем была в русской народной сказке лягушка? (Царевной)
    9. Как звали удава из сказки Киплинга «Маугли»? (Каа)
    10. На чём разъезжал Емеля в сказке «По щучьему велению»? (На печке)
    11. Почтальон из деревни Простоквашино. (Печкин)
    12. Что подарили блошки Мухе-цокотухе? (Сапожки)
    13. За какими цветами отправилась под Новый год героиня сказки «Двенадцать месяцев»? (За подснежниками)
    14. Какой герой сказки носил красные сапоги? (Кот в сапогах)
    15. Сестрица братца Иванушки. (Алёнушка)
    16. Самый знаменитый житель Цветочного города. (Незнайка)
    17. Сколько лет рыбачил старик из сказки о золотой рыбке? (33 года)
    18. Из чего был сделан Буратино? (Из полена)
    19. Фрукты, которыми объелся Чебурашка. (Апельсины)
    20. Как звали девочку из сказки «Снежная королева», которая отправилась по всему свету искать своего названного братца? (Герда)

    21. Кому несла Красная Шапочка пирожки и горшочек масла? (Бабушке)
    22. Как звали девочку – обладательницу волшебного цветка из сказки Катаева «Цветик-семицветик»? (Женя)
    23. Назовите отчество Федоры из сказки Чуковского «Федорино горе». (Егоровна)
    24. Кто написал сказку «Золушка»? (Шарль Перро)
    25. Как звали девочку, путешествующую по Стране чудес и Зазеркалью? (Алиса)
    26. Что купила Муха-цокотуха на базаре? (Самовар)
    27. Лучший друг Карлсона. (Малыш)
    28. Какая избушка была у лисы в сказке «Заюшкина избушка»? (Ледяная)
    29. Как звали сестру доктора Айболита? (Варвара)
    30. Хозяйка Артемона. (Мальвина)
    31. Кто поймал золотую рыбку? (Старик)
    32. Автор сказки «Конёк-Горбунок». (Пётр Ершов)
    33. Как звали маленькую девочку, которая родилась и жила в цветке? (Дюймовочка)
    34. В каких птиц превратились 11 королевских сыновей? (В лебедей)
    35. В кого превратился гадкий утёнок? (В прекрасного лебедя)
    36. Из чего была сделана карета, в которой Золушка отправилась на бал?

    (Из тыквы)
    37. Друг Винни-Пуха. (Пятачок)
    38. Как звали хитрого кота из сказки «Золотой ключик»? (Базилио)
    39. Как звали маму-медведицу в сказке «Три медведя»? (Настасья Петровна)
    40. Из какого растения Элиза сплела рубашки для своих братьев в сказке «Дикие лебеди»? (Из крапивы)

    41.На какую работу нанял поп Балду? (Повар, конюх, плотник.)

    Викторина по русскому языку: 1.Какими словами можно заменить фразеологизм «точить лясы»?
    (Развлекаться разговорами)
    2.Назови антоним слову «веселье»? (Веселье – уныние)
    3.Слог первый мой – предлог,
    Второй и третий - летний дом.
    А целое порой
    Решается с трудом. (Задача)
    4.Чем обозначаются звуки на письме? (Буквами)

    5.На какие вопросы отвечает подлежащее? (Кто? Что?)
    6.Какая часть речи не имеет окончания? (Наречие)
    7.Что такое однокоренные слова? (Слова близкие по смыслу и имеющие один и тот же корень)
    8.Для чего служат предлоги? (Для связи слов в предложении)
    9.Какая частица придает глаголу отрицательный смысл? Как она пишется с глаголами? (частица НЕ, пишется раздельно)

    10.На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?
    (Что делать? Что сделать?)

    Викторина по математике: 1.Назови как можно больше слов на букву С, связанных с математикой? (Семь, сколько, сантиметр, скорость, сравнение…)
    2.Шли семеро братьев. У каждого брата было по одной сестре.
    Сколько шло человек? (Восемь)
    3.Карандаш разрезали на две части. Сколько сделали надрезов? (Один)
    4.Что тяжелее: 1кг ваты или 1 кг железа? (Вес одинаков)
    5.Рыболов за 2 минуты поймал 4 рыбки. За сколько минут он поймает 8 таких же рыбок? (На вопрос задачи ответить нельзя)
    6.Задумано число, в котором 2 десятка, а единиц в 4 раза больше. Какое задумано число? (28)
    7.Что такое прямоугольник? (Прямоугольник это фигура, у которой противоположные стороны равны и углы прямые)
    8.Вид ее, как запятая, хвост крючком и не секрет, любит всех она лентяев, а лентяи ее – нет.(2)
    9.Произведение каких однозначных чисел дает число 6?(6*1=6)

    10.Через два года Сережа будет вдвое старше, чем он был два года назад. Сколько лет тогда будет Сереже?(* лет)

    Викторина по окружающему миру :
    1.Какая птица самая большая в мире? (Страус)
    2.Какая птица в нашей стране самая маленькая? (Королек)
    3.О каких птицах говорят, что они «молодой весны гонцы»? (Жаворонки)
    4.Кого считают царем зверей? (Лев)
    5.Кого в шутку называют «косым»? (Заяц)
    6.На сколько градусов может поворачивать голову сова? (На 180 градусов)
    7.Какое животное может дышать тремя способами: кожей, легкими и ртом? (Лягушка)
    8.Какой зверь, если бы проводился конкурс по профессиям, был бы признан лучшим лесорубом?(Бобр)
    9.Атмосферные осадки в виде водяных капель, струй? (Дождь)

    10.Какая рыба носит имя человека? (Карп)

    Викторина по истории: 1.Что такое герб? (Символ государства)
    2.Какие цвета у Российского флага? (Белый, синий, красный)
    3.Что такое «Аз», «Буки» и «Веди»? (Буквы славянской азбуки)
    4.Кто изображен на Российском гербе? (Двуглавый орел)
    5. Кто написал картину «Богатыри»? (В. Васнецов)
    6.Как называлась первая печатная книга? (Апостол)
    7.Кому принадлежат слова: «Тяжело в учении, легко в бою»?
    (А. Суворову)
    8. Назовите первых русских князей:
    (Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав.)
    9.Какой год считается годом Крещения Руси? (988 год)

    10.Какое важное событие отмечала наша страна в 2015 году?
    (70-летие победы в Великой Отечественной войне)

    Викторина литературная :

    1.Какому известному веселому коротышке принадлежала голубая шляпа? Он с ней никогда не расставался. И даже, когда на Луну полетел, он шлем от скафандра на шляпу надел? (Н. Носов «Приключения Незнайки».)

    2.Какая обувь служила вкусным и питательным продуктом для крокодилов? (Калоши. К. Чуковский, «Телефон».)

    3.Чей костюм был набит соломой? (Страшила. В. Волков, «Волшебник Изумрудного города».)

    4.Какой герой «... Вместо валенок перчатки / Натянул себе на пятки»? (С. Я. Маршак, «Человек рассеянный».)

    5.Кто был обладателем лягушачьей кожи? (Василиса Прекрасная. «Царевна-лягушка».)

    6 .Она пришла из сказки Г. X. Андерсена. Ее имя означает меру длины, равную 2,5 см. Как ее зовут? (Дюймовочка.)

    7. Как называется сказка А.С. Пушкина про сварливую старуху и бедного старика? («Сказки о рыбаке и рыбке»)

    8.Игрушка - главный герой книги, которому дали очень смешное имя, потому что он упал со стола? (Чебурашка.)

    9. Кто из литературных героев 28 лет провел на необитаемом острове? (Робинзон Крузо.)

    10.В каком произведении С. Михалков рассказал о человеке огромного роста? (Дядя Степа.)

    11. У кого на голове вместо шапки была медная воронка? (Железный дровосек. В. Волков «Волшебник Изумрудного города»).

    12.Наследник трех толстяков? (Тутти.)

    Конкурс «Выявление эрудитов»:
    1. Как называется универсальный школьный предмет, который кроме прямого назначения может заменить зонтик, мяч, подушку, стульчик и еще много чего другого?
    Портфель.
    2. Этим словом можно назвать и учителя, и ученика, и милиционера, и врача.
    Дежурный.
    3. Самое любимое слово любого ученика.
    Каникулы.
    4. Как называется распорядитель школьной жизни, которому подчиняется сам директор. Звонок.
    5. В руки ее не возьмешь, но чем меньше принесешь из школы, тем больше достанется дома. Оценка.
    6. Бывает толстый и тонкий, бывает научный, детский, классный.
    Его любит носить учитель…
    Журнал
    7. Учреждение, куда принимают неграмотных. Школа.
    8. Бывает простая, бывает составная, а иногда непосильная для всей семьи. Задача.
    9. Бывают устные, бывают письменные. Если их не выполнить, можно получить двойку. Родители иногда их проверяют. Домашние задания.

    Подведение итогов. Награждение победителей.

    ГОРОДСКОЙ ОКРУГ «ГОРОД ЯКУТСК»

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ДЕТСКИЙ САД ПРИСМОТРА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ № 30 «МАЛЫШОК»

    677015, г. Якутск, ул. Пионерская, д.47; тел. 44-83-41

    Интеллектуальная викторина

    «Умники и умницы»

    В старшей группе «Вундеркинды»

    Составила: Сахаяна Сергеевна Березкина

    г.Якутск, 2017г.

    Интеллектуальная викторина: «Умники и умницы»

    Группа: старшая

    Возраст: 5-6 лет

    Количество детей: 20 (в каждой команде по 10 воспитанников)

    Цель: способствовать развитию познавательной активности, внимания, мышления; доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности; поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в интеллектуальные игры, проявлять настойчивость, находчивость, смекалку, взаимопомощь; развивать воображение, речь; воспитывать умение работать в коллективе.

    Материалы: пирамидки, карточки с цифрами, картинки: мухомор, аист, кукла, овощи, роза, туфли, бархатная бумага, веревочки, мольберты, карточки с буквами, таблички с цифрами, заготовки для игры «Дорисуй до предмета», карточки с вопросами.

    Ход викторины

    Воспитатель : Добрый день уважаемые гости. Сегодня мы решили устроить небольшое испытание для детей – провести интеллектуальную викторину «Умники и умницы». Сейчас я предлагаю капитанам представить свои команды. Давайте поприветствуем их.

    Представление команд

    Команда «Знайки»

    Девиз:

    Чтобы много-много знать

    Команда «Умники»

    Девиз:

    Мы пытливые умы

    Мы с вопросами на ты!

    Воспитатель : для объективной оценки наши конкурсы будет оценивать жюри.

    Жюри:

    Воспитатель: Наша викторина состоит из нескольких конкурсов. За каждый конкурс команда получает «кольцо удачи» от «пирамидки достижений». За победу вы получите – красное кольцо, за второе место - синее. У какой команды будет больше красных колец - та и станет победителем.

    1. Конкурс «Эрудит»

    Он состоит из 10 вопросов для каждой команды. Вопросы для разминки находятся в этих конвертах. Прошу капитанов подойти и выбрать конверт для своей команды.

    Отвечать на вопросы надо по очереди, у кого окажется мяч, тот и отвечает. Итак, начнём.

    Воспитатель. Вопросы для 1-й команды:

    1. Последний месяц в году? (декабрь)

    2. Корова в детстве? (телёнок)

    3. Прибор для измерения времени? (часы)

    4. Сказочный мальчик с деревянным носом? (Буратино)

    5. Перечисли 7 дней недели?

    6. Кто или что может быть горячим?

    7. Сколько лапок у насекомых? (6)

    8. Как называется главный город нашей страны? (Москва)

    9. Окунь, карась, щука – кто это? (Рыбы)

    10. Кто учит детей? (учитель)

    Воспитатель. Вопросы для 2-й команды:

    1. Последний день недели? (воскресенье)

    2. Первый месяц осени как называется? (сентябрь)

    3. Курица в детстве? (Цыплёнок)

    4. Прибор для измерения температуры тела? (градусник)

    5. Сказочная девочка с голубыми волосами? (Мальвина)

    6. Кто самый главный человек на корабле?(капитан)

    7. В какое время года птицы вьют гнёзда?(

    8. Название страны, где мы живём?(россия)

    9. Кто или что может быть колючим?

    10. Куда дети ходят учиться?(школа)

    Воспитатель Молодцы! Хорошо подготовились к соревнованиям. Сейчас жюри подведёт итог разминки.

    Жюри объявляет результаты 1 конкурса.

    Воспитатель: Ребята, в детском саду мы часто играли в математические игры и сейчас мы проверим ваши знания.

    1. Следующий конкурс «Математический».

    Раз, два, три, четыре, пять приглашаем поиграть:

    Воспитатель. Игра «Живые цифры» (каждому ребёнку даётся одна из цифр из набора от 0 до 9; дети бегают врассыпную, а по команде ведущего выстраиваются по порядку двумя шеренгами).

    Воспитатель. Игра «Соседи числа» (воспитатель поднимает какую-нибудь цифру, к нему должны выбежать соседи этой цифры по числовому ряду (3-4 раза).

    Воспитатель. Игра «Будь внимателен!» (командная)

    Пусть сядет цифра, которая обозначает, сколько глазков у светофора;

    Пусть сядет цифра которая похожа на букву О;

    Пусть сядет самая тонкая цифра;

    Пусть сядет цифра, которая подсказывает, сколько ног у козлёнка;

    Пусть сядет цифра, которая похожа на кочергу;

    Пусть сядет цифра, которая состоит из двух бубликов;

    Пусть сядет цифра, которая стоит после 5;

    Пусть сядет цифра, которая может превращаться в цифру 6.

    Воспитатель Какая цифра осталась? Вы хотите с ней подружиться в школе? Почему?

    Воспитатель: Молодцы ребята, я довольна вашими ответами.

    Предлагаю жюри оценить математический конкурс.

    Жюри оценивает математический конкурс.

    Физкультминутка «Три медведя»

    1. Идем дальше. Вас ждет конкурс «Грамотеи».

    И я снова приглашаю вас поиграть.

    Воспитатель. Игра «Я целое, ты часть» (воспитатель называет детям слово, обозначающее предмет, а дети должны по очереди перечислить части этого предмета).

    Машина – колесо, руль, фара, дверь, бампер, сиденье, мотор, бак, коврики, капот, …

    Человек – голова, глаза, уши, рот, плечи, рука, нога, пальцы, коленка, локоть, живот, …

    Дерево – ствол, корень, кора, ветки, листья, цветы, плоды, семена, …

    Птица – голова, клюв, туловище, крыло, перья, лапа, глаза, хвост, пух,…

    Воспитатель. Игра «Конструирование из веревочек».

    На столе каждого ребенка – набор из семи веревочек. Воспитатель предлагает детям выполнить задания:

    Сложите из ниточек буквы Л и Ш. (покажите)

    Превратите букву Л в треугольник, добавив веревочку. (покажите)

    Превратите букву Ш в квадрат, не добавляя веревочек. (покажите)

    Превратите квадрат в домик, добавив 2 веревочки. (покажите)

    Выложите первую букву своего имени. (покажите)

    Воспитатель. Игра «Зашифрованные слова» (на доске – картинки: мухомор, аист, кукла, овощи, роза, туфли; дети называют их, далее детям предлагается в указанных воспитателем словах определить первые звуки(согласные, глассные)

    Задание для 1-й команды:

    Картинки: роза, аист, кукла.

    Картинки: кукла, роза, овощи, туфли.

    Задание для 2-й команды:

    Картинки: мухомор, аист, кукла

    Картинки: роза, овощи, мухомор, аист.

    Воспитатель: Молодцы! А сейчас жюри объявит итоги конкурса «Грамотеи».

    (Жюри подводит итог конкурса и вручает «кольцо удачи».)

    А теперь дети, встали в круг на физкультминутку.

    Воспитатель: И так следующий конкурс для наших ребят называется

    1. «Юные художники-фантазеры».

    Воспитатель : На листах нарисованы фигуры. Нужно пофантазировать и дорисовать их до предмета.

    Воспитатель: Молодцы! Наши художники закончили свою работу и жюри может оценить фантазию юных художников.

    Жюри подводит итог конкурса и вручает «кольцо удачи». И объявляет победителя викторины.

    Воспитатель: Ну вот наша викторина подошла к концу. Наши дети показали свои знания и умения за год.


    Статьи по теме: