Летние сюжетно ролевые игры игры. Сюжетно-ролевая игра «Летняя прогулка по морю. Сюжетно-ролевая игра «Дождливый день»

Продолжаем серию сюжетно-ролевых игр на летнюю тему, то есть это игры, которые мы можем проигрывать или на улице, или дома, раскрывая тему лета. Предыдущую игру можно посмотреть .

Сегодня, как и в прошлый раз приведу пример сюжетно-ролевой игры для детей младшего возраста, после чего усложним ее, привнесем детали и получим игру, которая подходит для детей старшего возраста.

Игра-2. «Рыбалка»

Задачи игры: расширить кругозор, научить фантазировать, расширить словарный запас, воспитывать жизнелюбие, развитие чувства товарищества и взаимопомощи.

Игровой материал: сюжетные игрушки маленького размера, например, из киндер-сюрприза, пуговки или бобы — рыбки, зубочистка — удочка, масса для лепки или соленое тесто: рецепт массы , рецепт соленого теста — , нам потребуется для того, чтобы создать декорации.

Ход игры для детей 2,5 — 4 лет: по сюжету Мишка (любая другая сюжетная игрушка) захотел рыбки, поэтому берет удочку, ведро и отправляется на рыбалку. Обыгрываем то, как сначала Мишка спал, а проснувшись захотел позавтракать рыбкой, а так как в доме рыбки не оказалось, к нему пришла идея наловить ее самому.

Обыгрываем то, как Мишка идет на озеро, пруд или реку. С помощью массы для лепки лепим тропинку, озеро. В пруд запускаем рыбок, в игре рыбок заменяют — пуговицы или бобы, в нашем случае это был бисер в виде рыбок.

В игре показываем, как Мишка забрасывает удочку, как ждет, когда рыбка начнет клевать. И вот первая рыбка, обыгрываем радость нашего героя. Продумываем то, куда складывается рыбка.

Наловив рыбки Мишка возвращается домой, по пути он встречает своего друга и приглашает его к себе в гости на уху или делится с ним рыбкой. Здесь выстраиваем короткий диалог между нашими героями: приветствие, расспрос каждого о том, куда он и откуда. Далее игра заканчивается тем сценарием, который выбрали. Например, если Мишка приглашает на уху, значит разыгрываем то, как он ее варит, в чем, что добавляет, чтобы получилась уха, как герои ее едят, как гость благодарит за вкусный обед. Если же Мишка делится рыбой со своим другом, то обязательно обыгрываем то, как друг благодарит за такой подарок.

С одной стороны, сюжет простой, но из-за того, что в игре присутствует несколько действий + лепка она становится разнообразней и продолжительной.

Теперь усложняем игру. Ход игры для детей 4-7 лет:

Тот же герой решает поесть рыбки. Где взять рыбу медведю? Замечательно, когда на открытый вопрос ребенок озвучивает ответ. А куда идти ловить рыбу? Может на озеро или реку? Решаем куда идти. Можно озвучить разницу между озером и рекой. Что необходимо взять с собой? Удочку, червяков, ведро. А что еще необходимо сделать? Проверить удочку: исправна ли леска, есть ли поплавок, крючок. А для чего проверять, а для чего леска, поплавок и крючок? Это тоже раскрываем в игре. Чтоб было легче раскрыть эти моменты вводим друга Мишке, вот он и будет у нас умничать.

Теперь проигрываем путь Мишки на озеро/реку вместе с другом, без него никак уже:). Шли, шли и решили путь сократить? Для чего путь сокращают? Чтоб быстрее прийти на место. Решили наши герои сократить путь через болото. В нашем случае болото было топким, липким и с кочками — болото имитировали массой для лепки, кочки — крышки. Герои ловко перепрыгивали через кочки, но тут случилась неприятность — друг Мишки провалился в болото и его стала засасывать трясина. Что в этих случаях делают? Ложатся на живот, протягивают пострадавшему палку и тянут изо всех сил. Так Мишка и вытащил своего друга из болота, а тот его благодарил, хвалил за смелость, храбрость и расторопность.

Наконец-то дошли до речки — обыгрываем ловлю рыбы. Можно обыграть то, как один сердится и не терпелив, а другой напротив, терпеливо ждет и вытаскивает рыбку. А можно обыграть то, как обрывается рыбка, как насаживают на крючок червей, как забрасывают удочку, подсекают рыбу и так далее. Вспоминаем детали рыбной ловли и обыгрываем.

Можно сравнить кто наловил больше, а кто меньше. Обыгрываем каким довольными друзья возвращаются с рыбалки, при этом они друг друга могут спрашивать, что ему больше всего понравилось в рыбалке.

В нашей игре Мишка наловил много рыбы, так много, что решил ее продать, поэтому открыл рыбную лавку и попросил сороку сообщить об этом всему лесу. Таким образом, в игре о рыбалке нам удалось проиграть и магазин. Рыбу можно продавать поштучно, а можно взвешивать. В том случае, если ребенок знаком с мерой, взвешиваем рыбу, если нет — отсчитываем.

А можно и не продавать, вместо этого можно всем желающим раздать, таким образом, ребенок проиграет благородный поступок. Так что выбирайте самостоятельно, наблюдайте за ребенком — он вам подскажет.

Воспитатель Мутных Е.В.
Паспорт сюжетно-ролевой игры
1. Возрастная группа: старшая группа «Умники»
2. Место проведения: групповая комната МКДОУ «Умники»
3. Дата проведения: 29января2014г.
4. Продолжительность: минут
5. Название: «Поход на лесную полянку»
6. Цель: Воспитание патриотизма через любовь к природе,бережное отношение к животным и птицам,зелёным насаждениям.
7. Задачи:
· Закреплять умение детей совместно играть¸ распределять роли, подготавливать условия для среды.
· Способствовать сознательному отношению к соблюдению правил ролевого взаимодействия, направляя внимание на качество исполняемых ролей, их социальную значимость.
· Развивать инициативу, организаторские и творческие способности детей.
· Воспитание понимания правил поведения человека в природе.
· Воспитывать уважительное отношение друг к другу, сотрудничать.
8. Игровой материал: рюкзаки на каждого ребенка, искусственные ёлочки, ведра, игрушечные звери(белка,ёжик,заяц, муравей) , рыбки с магнитами, мусор, пакет для мусора, клетка, фотоаппарат, телефон- игрушечный, покрывало, еда - муляжи, удочки, макет костра, музыка, грибы(лего-предметы- заместители) , палатка детская, котелок (каска-предмет- заместитель), кукольная посуда, складной стульчик для рыбалки, дет.стульчики, деревянный конструктор(хворост для костра –предметы-заместители) , руль, птенец с гнездом, плакаты с природой,корзинки, аптечка, сооружение из палок для готовки над костром, спички (коробка и веточки-предметы-заместители спичек) .
9. Игровые роли: дети - папа, мама, старшие и младшие дети, друзья семьи.
10. Предварительная работа: Просмотр иллюстраций по теме «В лесу», «Санитары леса», «Спички не игрушка» ; знакомство с растениям и животным миром родного края; прогулки на пруд, в лес; наблюдения за миром растений и животных; чтение познавательных рассказов о лесе, о его важности для жизни человека из книги «С любовью о природе» , чтение экологической сказка о мусоре, загадок о мире растений и животных; беседы о правилах поведения на улице, в лесу, на природе; дидактические игры: «Кто где живёт» , «Когда это бывает?» , «Назови одним словом» , «Я знаю пять названий…» и др. ; подвижные игры с элементами имитаций; изготовление атрибутов игры; мотивация: рассказ воспитателя о своих играх в детстве(знакомство с основными моментами организации игры), придумывание игр на природе, подбор предметов-заместителей.
11. Игровые действия:
· Выбор маршрута поездки.
· Поездка на машине (поезде…) до места назначения.
· Выбор полянки для привала.
· Распределения обязанностей (установка палатки, сбор хвороста,разведения костра, ловля рыбы,сбор грибов, приготовление еды на костре, приём пищи…).
· Исправление проблемных ситуаций (выручить зайчика из клетка, помочь птенцу…)
· Отдых, фотографирование.
· Сбор в обратный путь, уборка территории.
· Обратный путь.
12.Дидактические средства: игровой материал, игровая обстановка, музыкальное сопровождение.
13.Ожидаемый результат:
· Отражение в игре впечатлений о жизни людей.
· Построение в ходе игры доброжелательных и дружеских отношений.
· Интерес к игре, общему замыслу игрового сюжета, согласованность действий играющих; выполнение игровых действий.
· Проявление собственной инициативы, развитие воображения при использовании предметов- заместителей.
· Развитие речевого общения играющих.
Начало игры. Вступительное слово воспитателя.

Тай, тай, налетай,

В интересную игру поиграй,

Всех принимаем и никого не обижаем.

Ребята, посмотрите сколько гостей к нам пришло. Давайте с ними поздороваемся и улыбнёмся. Гости улыбаются вам в ответ. От наших улыбок сразу стало теплее и светлее.

Ребята, знаете, когда я сегодня шла на работу, то очень замёрзла, ведь на улице мороз и мне так захотелось попасть в лето, хотя бы на денёк, сходить в лес, отдохнуть, послушать пение птиц, полюбоваться цветами и зеленью деревьев, пособирать грибы, ягоды. Вам, наверное, тоже хотелось бы оказаться в лете? (Да) . А давайте вы закроете глазки и представите, что очутились в летнем лесу. Что вы слышите: тишину или какие-то звуки? (Звуки). Правильно.Я предлагаю вам послушать звуки леса.

(Звучит фонограмма звуков леса: кукушка, шум дождя, треск костра, дятел…) .

Дети отгадывают звуки.

Молодцы, вы отлично справились. Ребята, когда вы слушали эти звуки, вы представляли себе летний лес. А захотелось ли вам очутиться в этом лесу? (Да) .

Но прежде чем вы отправитесь в лес, мне хотелось бы проверить, знаете ли вы как нужно вести себя на природе, какие необходимо соблюдать правила. Для этого я приготовила вам игру, которая поможет мне проверить ваши знания. Я раздам одним детям картинки, а другим знаки. Ваша задача найти себе пару и рассказать, какое правило подходит к знаку.

(Д.И. «Подбери знак») .

Замечательно, вы просто умнички. Вы справились с моим заданием и теперь я со спокойной душой могу отправить вас в лес.

Ход игры.

Скажите мне пожалуйста, вы хотели бы идти в поход как дети детского сада с воспитателем или как семья: папа, мама, дети и другие родственники? (Как семья). Подумайте ещё на чём вы поедете в лес.

Итак, в семью превращаемся, игра начинается.

Дети распределяют роли(договариваются, кто кем будет) , обозначают зоны(расставляют ёлочки,грибы, расстилают речку, запускают в неё рыбок, строят машину из стульчиков), берут атрибуты для похода, отправляются в лес на машине.

Во время езды звучит детская песня «Мы едем,едем, едем…» .

Когда дети приехали в лес, звучит фонограмма с пением птиц.

Дети играют, общаются между собой, а воспитатель в роли диспетчера тихонько подходит помогает, направляет, создаёт проблемные ситуации, которые дети должны заметить и исправить самостоятельно.

Ситуации: зайчонок в клетке, подбросить мусор в речку, муравей на дороге, птенец выпал из гнезда (яйцо) , фонограмма « вой волка» , ребёнок играет спичками.

По окончании игры дети должны потушить костёр, собрать за собой мусор в мусорные пакеты.

Заключительная часть. Беседа с детьми. Сюрпризный момент (подарить значки, наклейки, конфеты…).

Сюрпризный момент: За то, что вы у меня такие замечательные друзья природы, я хочу вам подарить значки (наклейки) , в знак того, что вы всегда будите помнить о правилах поведения и хранить природу в чистоте!

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста- игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка. Кроме того, игра- это своеобразный способ усвоения общественного опыта. Особое место занимают творческие и сюжетно-ролевые игры. Творческие игры наиболее полно формируют личность ребенка, поэтому являются важным средством воспитания.

В летний период в группе были дети трех возрастов. Если присмотреться, то можно было выделить детей разных групп. В игре выбирали себе партнеров только своей группы. Так было примерно две недели. Потом с помощью воспитателей дети стали объединяться. Старшие по возрасту приглашали для участия в игре младших, но при этом требовали полного выполнения обговоренных правил.

Вот некоторые примеры развития игр и взаимоотношений между детьми. Дождливая погода. Не гуляем. Собрала детей и стали обсуждать во что можно поиграть. Андрей Р. и Оля Н. выбрали себе настольный строитель. Они построили сказочный город. Взяли для обыгрывания матрешек. За ними внимательно наблюдали Антон В. и Наташа К. по моему совету старшие взяли их в игру. Все вместе довели игру до конца (около 40 мин.).

В другой день Дима М. и Саша Ф. играли в напольный строитель. У них были гаражи, жилые дома, дорога, бензоколонка. Очень хотелось поиграть с ними Сереже О. и Тимуру Г. Мальчики старшие не хотели брать их в игру. Младшим предложила стать шофёрами, подвозить строительный материал. Появилась взаимосвязь, совместная игра. После этого малыши и сами успешно фантазировали, развивали игру, принимая новых участников.

На площадке можно было наблюдать несколько устойчивых игр. В них дети играли почти ежедневно, в разных группах. Например, в футбол. Чтобы был азарт, интересней игра, пригласила зрителей. Болели за разные команды. А впоследствии уже сами мальчики при сговоре звали зрителей на матч, играли для них.

Один раз Наташа П. упала и ушибла ногу. Девочки успокаивали её, давали ценные советы. Перевела их разговоры на необходимость устроить «поликлинику». Её тут же организовали в домике. Нашли листья подорожника, мать-и-мачехи. Объяснила, как останавливать кровь, унимать боль этими травами. Девочки увлеклись лечением. Принимали больных, ходили на дом по вызову, оказывали помощь пострадавшим футболистам. Таким образом, появилась связь между разными группами играющих.

Дети любят играть с формочками, печь кексы и т.д. Поговорила со старшими детьми: Олей Б., Таней С., Сережей Л – как заинтересовать детей, расширить игру, сделать её интересней. Дети поняли. Показали пример, как устроить кафе, красиво украшали свою «выпечку, салаты, сладости». В кафе обедали все, кто хотел. Напомнила посетителям о благодарности, вежливости общения.

Также пример старших обогатил постройки в песочном городке новыми темами: огород, сад, на даче, в горах, детский сад и т.д. учила детей использовать природный материал: камушки, траву, луговые цветы, палочки. Дети уже имеют понятие «понарошку», охотно использовали это в играх.

Некоторые дети любят просто так качаться на качелях. Я взяла на себя роль экскурсовода и провела игру – путешествие. Рассмотрели и сравнили цветущие кустарники, рассказала о пользе насаждений, о бережном отношении ко всему окружающему. Игра эта непростая, дети редко играют в неё.

В основном, дети сами объединялись в игры, придумывали сюжеты, сговаривались при распределении ролей. Сюжетная игра даёт возможность развивать у детей положительные черты характера: умение подчинять свои интересы интересам всей группы, сдержанность, моральные качества, положительное отношение к труду. Интересные игры создают бодрое, радостное отношение, удовлетворяют потребность в выдумке, в движении, общении со сверстниками. Творческая игра тесно связана с другими видами деятельности детей. Мне кажется, что совместным сюжетно-ролевым играм способствовали подвижные игры (играли в любимые по каждой группе), слушание и обсуждение художественных произведений, выполнение физических упражнений, дежурство по уголку природы и по столовой, наблюдения в природе и за трудом взрослых.


Повестка теоретического семинара: 1. Подходы исследователей к проблеме развития игры дошкольников. 2. Классификация детских игр. 3. Значение игровой деятельности во всестороннем развитии. 4. Организация сюжетно-отобразительной игры с детьми в летний период. 5. Дидактическая игра как средство развития детей раннего возраста.


А.П. Усова, Д.Б. Эльконин Игры с фиксированными, открытыми правилами Игры со скрытыми правилами Основание такой классификации исследователи игры считают закономерности развития мышления, воображения, умений и навыков, творческих способностей: индивидуальные особенности, интересы, характер. - Д\игры - П\игры Особенность: человеческий опыт передается в закрепленных сюжетах и правилах. - Творческие игры Особенность: дети как бы завоевывают опыт, пользуясь содержанием жизни, в которой они живут.


Н.Я. Михайленко, Р.А. Иванкова Творческие игрыИгры с правилами Основание такой классификации вывод о том, что усвоение игр с открытыми правилами подготавливается внутри сюжетно-ролевых игр и проходит ряд этапов от подражательно-процессуальных игр к драматизированным и подвижным с несложным сюжетом к играм по сюжету с правилами, к спортивным играм и упражнениям. Сюжетно-ролевые игрыДидактические: - словесные - на наглядном материале - музыкальные Игры-драматизации, режиссерские игры, театрализованные игры, строительно- конструктивные игры Народные: - хороводные - подвижные Игры на темы литературных произведений Подвижные: - с сюжетом - спортивные


Три класса игр В основу такой классификации положена категория «инициативы, исходящей от субъектов игры». Ведущими определяются игры, возникающие по инициативе детей. Игры, где инициатива принадлежит взрослым, обслуживают процессы воспитания и обучения. 1 – самостоятельные сюжетные игры (сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные); - экспериментирования (с песком, водой, животными, игрушками и др. предметами), возникающие по инициативе детей). 2 – а) обучающие игры, возникающие по инициативе взрослого и, в свою очередь, подразделяющиеся на дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные, игры с правилами; - б) досуговые игры; их дифференцируют как интеллектуальные (шашки, шахматы), игры-забавы, развлечения, театральная игра, празднично- карнавальные. 3 – традиционные или народные игры, которые определяются исторической инициативой: а) обрядовые; б) тренинговые; в) досуговые.




Виды игрушек Реалистические игрушки, воспроизводящие облик людей, животных, черты реальных предметов; Прототипические – лишь условно воспроизводящие детали предмета, например, кукла с нарисованным лицом или плита, на которой нарисованы конфорки и духовка. Предметы-заместители, не имеющие сходства с реальными вещами, но удобные для использования в условном значении. Куклы. Они должны быть в достаточном количестве, разных размеров и материалов (пластмассовые, резиновые, тряпичные, вязаные и пр.), с подвижными частями тела. Игрушечные животные (кошечки, собачки, медведи), птицы (курочка, петушок) и пр., сделанные из разных материалов, имеющие разные размеры и яркую окраску.


Обогащение жизненного опыта детей. Для возникновения игры необходимо создавать полноценную среду развития малышей, обогащать их опыт. Для этого следует: организовывать их наблюдение за поведением взрослых, сверстников, старших детей, комментировать их действия; обсуждать с детьми домашние дела взрослых; привлекать их к посильному участию в жизни группы: выполнять поручения воспитателя, помогать взрослым и сверстникам; обогащать внеситуативный опыт детей: читать им книжки, рассматривать вместе и обсуждать картинки, рассказывать истории из жизни взрослых, других детей и пр.

Сюжетно-ролевые игры в смешанной группе в летний период .

(из опыта работы).

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста- игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка. Кроме того, игра- это своеобразный способ усвоения общественного опыта. Особое место занимают творческие и сюжетно-ролевые игры. Творческие игры наиболее полно формируют личность ребенка, поэтому являются важным средством воспитания.

В летний период в группе были дети трех возрастов. Если присмотреться, то можно было выделить детей разных групп. В игре выбирали себе партнеров только своей группы. Так было примерно две недели. Потом с помощью воспитателей дети стали объединяться. Старшие по возрасту приглашали для участия в игре младших, но при этом требовали полного выполнения обговоренных правил.

Вот некоторые примеры развития игр и взаимоотношений между детьми. Дождливая погода. Не гуляем. Собрала детей и стали обсуждать во что можно поиграть. Андрей Р. и Оля Н. выбрали себе настольный строитель. Они построили сказочный город. Взяли для обыгрывания матрешек. За ними внимательно наблюдали Антон В. и Наташа К. по моему совету старшие взяли их в игру. Все вместе довели игру до конца (около 40 мин.).

В другой день Дима М. и Саша Ф. играли в напольный строитель. У них были гаражи, жилые дома, дорога, бензоколонка. Очень хотелось поиграть с ними Сереже О. и Тимуру Г. Мальчики старшие не хотели брать их в игру. Младшим предложила стать шофёрами, подвозить строительный материал. Появилась взаимосвязь, совместная игра. После этого малыши и сами успешно фантазировали, развивали игру, принимая новых участников.

На площадке можно было наблюдать несколько устойчивых игр. В них дети играли почти ежедневно, в разных группах. Например, в футбол. Чтобы был азарт, интересней игра, пригласила зрителей. Болели за разные команды. А впоследствии уже сами мальчики при сговоре звали зрителей на матч, играли для них.

Один раз Наташа П. упала и ушибла ногу. Девочки успокаивали её, давали ценные советы. Перевела их разговоры на необходимость устроить «поликлинику». Её тут же организовали в домике. Нашли листья подорожника, мать-и-мачехи. Объяснила, как останавливать кровь, унимать боль этими травами. Девочки увлеклись лечением. Принимали больных, ходили на дом по вызову, оказывали помощь пострадавшим футболистам. Таким образом, появилась связь между разными группами играющих.

Дети любят играть с формочками, печь кексы и т.д. Поговорила со старшими детьми: Олей Б., Таней С., Сережей Л – как заинтересовать детей, расширить игру, сделать её интересней. Дети поняли. Показали пример, как устроить кафе, красиво украшали свою «выпечку, салаты, сладости». В кафе обедали все, кто хотел. Напомнила посетителям о благодарности, вежливости общения.

Также пример старших обогатил постройки в песочном городке новыми темами: огород, сад, на даче, в горах, детский сад и т.д. учила детей использовать природный материал: камушки, траву, луговые цветы, палочки. Дети уже имеют понятие «понарошку», охотно использовали это в играх.

Некоторые дети любят просто так качаться на качелях. Я взяла на себя роль экскурсовода и провела игру – путешествие. Рассмотрели и сравнили цветущие кустарники, рассказала о пользе насаждений, о бережном отношении ко всему окружающему. Игра эта непростая, дети редко играют в неё.

В основном, дети сами объединялись в игры, придумывали сюжеты, сговаривались при распределении ролей. Сюжетная игра даёт возможность развивать у детей положительные черты характера: умение подчинять свои интересы интересам всей группы, сдержанность, моральные качества, положительное отношение к труду. Интересные игры создают бодрое, радостное отношение, удовлетворяют потребность в выдумке, в движении, общении со сверстниками. Творческая игра тесно связана с другими видами деятельности детей. Мне кажется, что совместным сюжетно-ролевым играм способствовали подвижные игры (играли в любимые по каждой группе), слушание и обсуждение художественных произведений, выполнение физических упражнений, дежурство по уголку природы и по столовой, наблюдения в природе и за трудом взрослых.

Статьи по теме: