Какими видами письменности пользовалось население кушанского царства. Четыре веры в одной шкатулке

Провинция . Государство имело дипломатические связи с , и .

Этнически разнородное население Кушанского царства общалось на . В Кушанском царстве развивался т. н. греко-буддизм. Кушанская цивилизация оставила заметный след в истории мировой культуры, соединив достижения многих народов.

Сам факт наличия огромной Кушанской империей был осознан историками в середине века. Сведения, сохранившиеся о Кушанской империи - эпизодические, разнородные и противоречивые. Хронология и история восстановлены преимущественно по сохранившимся монетам, китайским летописям (в частности "Хоу Хань Шу" - История Поздней династии ) и отдельным индийским и греческим свидетельствам. По поводу имён царей и хронологии продолжаются споры.

История

Основным ядром Кушанского государства первоначально была территория . Здесь после падения существовали мелкие политические образования, в том числе владения, подчинявшиеся вождям кочевых племен, в частности , уничтоживших власть греко-бактрийских царей. Эти кочевники довольно быстро восприняли традиции оседлой культуры. В частности, об этом свидетельствуют гробницы представителей знати, открытые советскими археологами в поселении Тилля-те-пе в Северном Афганистане.

В I веке до н. э. на территории Бактрии повсеместно снова проводятся новые каналы, создаются целые земледельческие оазисы, строятся города, продолжающие градостроительные принципы греко-бактрийского периода. Вскоре один из мелких правителей по имени Гермей, владелец царства Гаофу (Паропамисады или ).

Основателем Кушанской империи стал , по китайским сведениям - удельный правитель одной из групп , который в начале в. н. э. подчинил четыре других удельных княжества , располагавшихся на территории Бактрии, а затем и владения мелких греческих династов. Кадфизом была занята столица - город Ланьши, находящийся на месте городища Шахринау в 44 км к западу от .

Гермей, стремясь укрепить своё положение и получит независимость от , заключает союз с Кадфизом, и успешно объединяет несколько бактрийских княжеств, провозглашая себя царём царей (по аналогии с Парфянским императором), и помещая на обратной стороне своих монет Кадфиза как удельного князя. После смерти Гермея Кадфиз занимает его трон и объединяет оба царства - (по оценкам около года), после чего приступает к постепенному завоеванию соседних государств в и северном Пакистане.

В результате вся Бактрия оказалась объединённой под властью нового правителя, который принимает титул «царя царей». Затем Кадфизу I удалось утвердиться в ряде областей за . Выпуск монет с индийскими надписями свидетельствует о том, что в состав его владений вошло и индийское население.

Дальнейшее расширение кушанских границ произошло при сыне и преемнике основателя государства - или Кадфизе II. Он присоединил к Кушанской державе значительную часть северо-западной Индии, возможно, вплоть до . В результате Кушанская империя стала одной из крупнейших мировых держав, охватывающей значительную часть Средней Азии, территорию современного Афганистана, большую часть Пакистана и север Индии. На монетах Кадфиза II чаще всего встречается изображение индуистского бога с быком. Декларируя свою склонность к , царь, вероятно, стремился укрепить авторитет кушанской династии среди новых подданных.

Наибольшую известность из числа кушанских правителей получил , но по вопросу о времени его правления существуют значительные расхождения среди исследователей. Скорее всего, оно относится к первой трети II века н. э. При нём произошло определенное смещение главного центра Кушанской державы в сторону индийских владений. Столицей был город Пурушапура, современный . Канишка известен как покровитель . Впрочем, на монетах Канишки встречаются не только изображения , но и самых различных божеств - и греческие и , и индоиранские и Вертрагна, и многие другие.

Поскольку границы кушанских владений на западе непосредственно соприкасались с , а на востоке - с ханьским Китаем, нередко имели место военные столкновения. Особенно упорной была борьба в Восточном Туркестане в конце I - начале н. э., где кушанской армии удалось в конечном счете остановить ханьскую экспансию. В III веке н. э. кушаны потерпели поражение в столкновении с Сасанидским государством, пришедшим на смену Парфии. В Кушанское царство начало распадаться. Некоторое возрождение кушан отмечается в IV веке, но уже не достигшего былой славы.

Экономика

Кушаны унаследовали развитое сельское хозяйство Бактрии, основанное на поливном земледелии, что благоприятствовало высокой плотности населения, значительная часть которого проживала в городских центрах. Среди городов отчетливо выделяются два типа: города, издревле и постепенно формировавшиеся как крупные центры, и города, построенные под эгидой центральной власти по канонам, сложившимся еще в греко-бактрийский период. Значительное число городов второго типа показывает, что при кушанах продолжалась активная градостроительная политика.

Большие и малые кушанские города, как ранее существовавшие, так и вновь построенные, образовывали целую систему, связанную дорогами и караванными путями. Объединявшая их развитая внутренняя и внешняя торговля составляла характерную черту Кушанского государства. На одном из первых мест стояли торговые связи с западными странами - с и прежде всего с ее восточными провинциями. Торговля велась как по суше, так и по морю - через западные порты Индии. Сухопутная дорога шла на север, в Бактрию, и далее в Китай. Кушанские торговцы достигали , важнейшего торгового порта в Средиземном море.

В Рим направлялись пряности, благовония, драгоценные камни, слоновая кость, сахар. Особенно большое значение имела торговля рисом и хлопчатобумажными изделиями. Транзитом из Китая шли шёлк, кожи и другие изделия. Из Рима доставлялись ткани и одежды, изделия из стекла и драгоценных металлов, статуи и различные вина. В большом количестве ввозилась золотая и серебряная римская монета, клады которой довольно часто встречаются на территории Кушанской державы. Римское золото использовалось кушанами также для чеканки собственных монет. Кушанское правительство получало крупные доходы в результате взимания таможенных пошлин. При раскопках дворца наместника в городе Беграме была обнаружена сокровищница, заполненная вещами из Рима, Индии и Китая, которые скорее всего попали сюда в качестве пошлины с проходивших караванов.

Не меньшее значение имел внутренний товарообмен. Внутренняя торговля вела к развитию денежного обращения, хорошо прослеживаемого по находкам кушанских монет. Наряду с золотом кушанские правители в больших количествах выпускали мелкую медную монету, предназначенную для розничной торговли. Имеются сведения о том, что кушанский царь считался владыкой гаваней, рудников и таможен.

Внутренняя структура

Кушанская держава представляла собой централизованное государство во главе с «царем царей», личность которого иногда обожествлялась. Кушанские правители стремились создать особый династийный культ, посвящая ему специальные храмы. Глава государства опирался на разветвленный административный аппарат, в котором существовало множество рангов и градаций. Известны титулы великих сатрапов, просто сатрапов, наместников, «начальников границ» и некоторые другие. С ослаблением центральной власти, особенно при неудачах во внешних столкновениях, роль и значение правителей отдельных областей возрастали, что в конечном итоге повлияло на распад единой державы. Городами, возможно, также управляли царские наместники.

Наиболее сложен вопрос о социальной структуре Кушанской империи. Основной производственной единицей в сельском хозяйстве являлась сельская община налогоплательщиков. Вместе с тем здесь существовали и крупные централизованные хозяйства, принадлежавшие храмам и крупным собственникам. Можно предполагать, что в этих хозяйствах значительную роль играл труд рабов. Скорее всего формы эксплуатации в кушанском обществе были весьма разнообразны, включая различные варианты рабского и крепостного состояния.

Культура

Кушанское царство испытало большое влияние эллинистической культуры. В частности, кушанское письмо было основано на с добавлением одной оригинальной для обозначения фонемы /ш/.

Буддизм при кушанах в широких масштабах проникает в Бактрию и в некоторые области Средней Азии. Это объясняется не только тем покровительством, которое кушанские цари оказывали буддизму. Возросшая его популярность связана с ролью буддизма как идеологии, близкой и понятной в первую очередь городскому населению, численность которого в Кушанском государстве была весьма велика. Буддизм выработал новый взгляд на личность, проповедовал равенство людей, по крайней мере в духовной области. Утвердившийся при Канишке вариант буддизма значительно упростил «путь к спасению». Все это способствовало превращению буддизма в подлинно массовую религию, популярную как у рядовых горожан, так и в среде городской верхушки.

Вместе с тем, увлечение буддизмом не привело к вытеснению местных народных культов и . Продолжали сооружаться монументальные храмы огня и небольшие домашние святилища, в которых центральное место занимал алтарь для возжигания священного пламени.

Характерной чертой кушанской культуры является тесная связь с городами и распространение урбанизированной культуры в сельской местности.

В кушанской архитектуре, скульптуре и живописи определенное отражение и преломление нашли три художественные традиции. Прежде всего это весьма древние традиции бактрийской культуры с ее большими достижениями в области монументальной архитектуры. Вторым важнейшим компонентом было греческое искусство, глубокие корни которого в Бактрии определялись как значительным числом греко-македонских колонистов, так и проникновением эллинистических традиций в местную среду. Наконец, третьим компонентом было искусство Индии.

В кушанской архитектуре, как свидетельствуют раскопки, внешняя монументальная парадность дворцовых и храмовых комплексов сочеталась с пышностью внутреннего убранства. Живописные и скульптурные композиции последовательно и с большой детализацией развёртывали на стенах храмов и дворцов религиозные сцены и групповые портреты членов царской семьи в окружении воинов и слуг.

Смотри также

Ссылки

  • Боровкова Л.А. «Кушанское царство (по древним китайским источникам)». М., 2005, ISBN 5-89282-265-6.



Государства (средний исторический период)
Период: Северные царства Южные царства Зарубежные царства

Куша́нское ца́рство, древнее государство в Центральной Азии. Возникло из княжества в Бактрии, возглавленного племенем (или родом) кушан. В период расцвета (кон. 1-3 вв. н. э.) включало значительную часть территории современных Средней Азии, Афганистана, Пакистана, Северной Индии и, возможно, Синьцзяна. От кушанской культуры сохранились многочисленные памятники искусства, особенно рельефы и статуи.

Начало государству Великих Кушан положило завоевание в конце 2 в. до н. э. ираноязычными кочевыми племенами Бактрии . Кочевники разделили захваченную страну на пять владений, одним из которых стало кушанское княжество. Процесс их консолидации был ускорен ростом угрозы со стороны индо-парфянского царя Гондофара (20-46 н. э.), который ок. 30 захватил долину Кабула и вплотную приблизился к южным пределам Бактрии. В этих условиях правитель кушанского княжества Куджула Кадфиз (30-79) подчинил своей власти остальных четырех князей, провозгласил себя царем, а затем, воспользовавшись распадом государства Гондофара и распрями между его наследниками, развернул наступление на юг. Сначала кушанский царь овладел долиной Кабула, позднее (65-79) завоевал Гандхару, Пенджаб, Кашмир и всю долину Инда.

Сын и наследник Куджулы Кадфиза Вима I Такто (79-86) раздвинул границы кушанского царства, присоединив к нему Матхуру (Центральная Индия). Третий представитель династии Кушан - Вима II Кадфиз (86-97) завершил завоевание долины Ганга (вплоть до границ совр. Бангладеш), а на западе присоединил к своим владениям Арахосию. Менее успешными были действия Вимы II Кадфиза в Восточном Туркестане, где китайскому полководцу Бань Чао на время удалось приостановить продвижение кушанской армии (90).

В правление Канишки I (97-120) Кушанское царство, простиравшееся от Гиссарского хребта в Узбекистане на севере до реки Нарбада в Индии на юге, переживает период наивысшего подъема. В 107 Канишка заключил союз с римским императором Траяном (98-117), а затем предпринял поход на запад (114-116) и отнял у парфян Сакастан и Гедросию. Канишке также удалось укрепить свою власть в Восточном Туркестане. Несмотря на то что основные владения Великих Кушан находились в Индии, династия, хотя и оказывала уважение индийским обычаям, по языку и культуре оставалась типично иранской. Именно при Канишке была создана кушанская (бактрийская) письменность, в основу которой лег греческий алфавит.

Период расцвета империи Великих Кушан продолжался и при непосредственных преемниках Канишки I - Хувишке (120-161) и Васудеве I (161-195). Но уже в правление Канишки II (195-214) все явственнее начинают проявляться признаки упадка: центральная власть слабеет, усиливается сепаратизм местных правителей, индийские и восточно-туркестанские области одна за другой отпадают от Кушан. Их положение стало еще более сложным, когда в Иране на смену ослабевшим Аршакидам пришли воинственные

Кушанское царство, процветавшее на рубеже нашей эры в Центральной Азии, малоизвестно: его обитатели, грубо потеснив местных правителей, пришли на территории современных Афганистана, Пакистана и Средней Азии неизвестно откуда, а спустя три с половиной века бесследно растворились в истории, будто их и не было никогда. Впрочем, бесследно — слово неточное. Загадочное царство оставило о себе дипломатическую память на просторах от Рима до Китая и создало удивительную эклектическую культуру, где эллинизм соединился с буддизмом. Рис. Бориса Митина

Историки впервые узнали об этом царстве, сопоставимом по могуществу с Римом, Парфией и Китаем , лишь в середине XIX века. Как раз тогда несколько владельцев европейских нумизматических коллекций обратили внимание на эллинистические монеты с выбитыми на них именами царей какого-то Кушана. По географии находок археологи вскоре установили, что вынырнувшая из пучины прошлого страна образовалась к югу от Амударьи на развалинах Греко-Бактрийского царства — восточного осколка империи Александра Македонского . А раскрутив цепочку дальше, они с изумлением обнаружили огромное государство с территорией в тысячи квадратных километров. Населяли его десятки народов — носителей десятков культур.

Приблизительная хронология Кушанского царства

. 176—160 гг. до н. э. — изгнание юэчжей из бассейна реки Тарим в Синьцзяне
. Около 135 г. до н. э. — юэчжи достигают Бактрии
. Около 1—30 гг. н. э. — правление Герайоса, легендарного первого царя кушан
. Около 30—80 гг. н. э. — правление Куджулы Кадфиза
. Около 80—105 гг. н. э. — правление Вимы Такто
. Около 105—127 гг. — правление Вимы Кадфиза
. 127 г. — около 147 г. — правление Канишки I Великого
. 138 г. — римский император Антонин Пий принимает бактрийских (кушанских) послов
. Около 151—155 гг. — правление Вашишки
. Около 155—187 гг. — правление Хувишки
. Около 191—230 гг. — правление Васудэвы I
. Около 240 г. — установление вассальной (от Сасанидского Ирана) власти Кушаншахов на части кушанских земель
. Середина IV века — возвышение в Балхе Кидара, основание государства Кидаритов
. V век — вторжение «белых» гуннов-эфталитов

Кочевники против кочевников

За три века до начала новой эры на обширных просторах Центральной Азии и Дальнего Востока разыгрывался сложный геополитический спектакль. Империя Цинь прибегала к хитрым тактическим приемам — лавировала между временными союзниками, чтобы обуздать главных врагов — сюнну, грозных кочевников северных степей. Поначалу китайцам успешно помогало в этом одно из пяти племен, говоривших на тохарском языке. В документах Поднебесной они назывались гуйшуанами (отсюда позднее «кушаны») и входили в конгломерат кочевых племен юэчжи.

Удача от них отвернулась, когда в конце III века до н. э. в заложники к юэчжи попал Маодунь, принц из племени сюнну, при этом его отец Тоумань не только не боялся гибели наследника, но даже надеялся, что он будет убит. Однако Маодунь, которому удалось бежать из плена, лишил жизни коварного родителя и покорил племена юэчжи. Но некоторым из них удалось бежать от мести Маодуня. Им, отброшенным от западных пределов древнекитайского мира, пришлось перейти восточные рубежи мира греческого.

Год за годом «люди луны» (так часто переводят название «юэчжи») отступали все дальше на запад и там, в свою очередь, вторглись в государство Дася, которое греки называли Бактрией. Его относительно достоверная история начинается с захвата этих земель персидским царем Киром. А несколько веков спустя Бактрию без особого труда завоевал Александр Македонский, превратив ее в провинцию своей империи. Позже эта территория отошла к военачальнику Александра Селевку. Наконец, около 225 года до н. э. его наследники, селевкиды, выделили Бактрию в отдельное владение, которое возглавил сатрап Диодот. «Получилось» Греко-Бактрийское царство. Оно оказалось вполне успешным и вобрало в себя даже земли севера Индии . Прославленный историк и географ Страбон свидетельствовал: «Те греки, что дали Бактрии свободу, стали так могучи на ее плодородных землях, что владеть стали не одной лишь Арианой, но и Индией… и больше племен подчинили они, чем Александр». Тем временем царь Бактрии Евфидем пересекал Гиндукуш и захватывал восточный Иран и долину Инда, завоевывая новые территории. Могло сложиться впечатление, что великая империя Александра снова возродилась на Востоке, но ненадолго — эти владения быстро рассыпались в руках завоевателей.

Достоверно известно то, что примерно к 135 году до н. э. народ, говоривший на одном из тохарских языков, уже владел землями Бактрианы на севере нынешнего Афганистана , в Узбекистане и Таджикистане. В это время китайский посол Чжан Цянь сообщает своему императору, что «Большое Юэчжи» представляет собой мощное царство с населением около 400 тысяч человек, но утверждает, что все они живут, «перемещаясь вслед за скотом». По его свидетельству, даже столица кушан в те времена скорее походила на гигантский караван-сарай, чем на город.

Однако, судя по всему, вскоре завоеватели Бактрии принялись активно возводить свои крепости на руинах ее городов. А там, где начинается городская цивилизация, возникает и государственная мифология. И вот у кушан появляется свой культурный герой — царь Герайос, подобный легендарному Скорпиону, первому фараону Египта . Имя Герайоса позже стало считаться одним из титулов кушанских царей, но на начальном этапе оно, скорее всего, указывало на конкретную личность. На монетах Герайос называется «тираном» — следовательно титул от имени в те времена отличался.

Следующие сведения о событиях кушанской истории появляются только после 40 года н. э. В это время вождь, названный китайцами Цюцзюцю, а западными нумизматами идентифицированный по монетам как Куджула Кадфиз, объединил под своей властью все тохарские племена. Тогда же он принял титул «царя всех кушан» и поместил свою ставку в долине Кабула.

Как изменились и насколько эллинизировались эти кочевники, представить трудно, но факт: подобно другим варварским народам, завоевавшим более высокоразвитую цивилизацию, они оказались завоеванными ею сами. Известно ведь, что, сидя в седле, можно подчинить страну, но управлять ею с лошадиного крупа — невозможно. Кушаны приняли многое из жизни бактрийцев (бок о бок с греческим населением они жили до III века) и на этом заимствовании создали собственный уникальный образ жизни. Что касается взаимоотношений с бывшими союзниками — китайцами, то послам династии Хань, которые время от времени склоняли кушан к союзу с императором, приходилось теперь уезжать ни с чем. Новое царство оказалось слишком далеким от Китая и его интересов, чтобы ввязываться в старые конфликты. Подобная политика дала результаты: к подданным Куджулы постепенно переходит посреднический контроль на дорогах Великого шелкового пути. В казну рекой текут богатые пошлины, взимаемые с бесчисленных караванов.

Но вскоре мирное существование сменилось новой эпохой экспансии: кушаны завоевали северную Индию и южный Пакистан , принадлежавшие прежде парфянам. Наследником Куджулы, обосновавшимся в Гандхаре, был Сотер Мегас (по-гречески «великий спаситель»). Монеты с его изображением находят к югу от Гиндукуша. Долгое время этот правитель оставался абсолютной загадкой для исследователей. Но не так давно в Пешаваре всплыла надпись, упоминающая правителя Вима Такто. Историки связали его с персонажем, изображенном на статуе Вимы в Матхуре (в окрестностях Агры), а в ходе дальнейших изысканий выяснилось, что Вима и Сотер — одно лицо. Авторам данной теории удалось также доказать, что этот правитель родом из степей Евразии. А его греческий титул «Великий спаситель» призван был всего лишь подчеркнуть цивилизованность царя и легитимность его власти.

Эллинизм + буддизм

В 180 году до н. э. сын греко-бактрийского царя Эвтидема Деметрий скрылся в глубине Индийского субконтинента. Здесь он основал Индо-Греческое царство, которому всего через полторы сотни лет предстояло пасть под натиском кушан. Физическое присутствие греков на Востоке вело к неизбежному смешению идеологий и культур. Многие греки, подобно потомку Деметрия царю Менандру (правил в 150—135 годах до н. э.), обращались в буддизм. Но если на рубеже эр эллины сошли с исторической арены, то этого не произошло в культуре, где сформировался своеобразный греко-буддизм. Это направление процветало до V века на современной территории Афганистана, Пакистана и в северо-западных районах Индии — в западных областях Джамму и Кашмира. Правители Кушанского царства оказали огромное влияние и на концептуальное развитие буддизма, особенно махаяны, перед тем, как это учение распространилось по Центральной и Северо-Восточной Азии, а с I века н. э. — в Китае, Корее и Японии. Начало греко-буддизму в Индии было положено еще Александром Македонским (356—323 годы до н. э.), которого в завоеваниях сопровождали философы: ученик Демокрита Анаксарх, киник Онесикрит и будущий основатель скептицизма Пиррон. Эти мыслители в течение тех полутора лет, что армия находилась в Индии, активно общались с «голыми философами» субконтинента — в результате чего создали такие вот исключительно буддийские по духу тезисы: «Ничто не существует в действительности, человеческой жизнью управляет привычка», «Нет ничего, что было бы само по себе больше то, чем это», «Происходящее с человеком не является плохим или хорошим, а наше отношение к этому — лишь сон». В Греко-Бактрийском и Индо-Греческом царствах были и двуязычные указы, и созданные по эллинскому образцу администрации, монеты и алфавит, позаимствованный теми же кушанами. А еще в некоторых буддийских божествах отчетливо отобразились «черты» греческих богов. Например, Геракл в шкуре Немейского льва (божество-покровитель Деметрия I) послужил моделью для Ваджрапани — покровителя Будды. Он до сих пор стоит у ворот многих буддийских храмов. В своеобразной кушанской форме греческое искусство дошло даже до Китая и Японии, но прежде оно перемешалось с индийским — индуистским и буддийским. Кушаны взяли у эллинов украшенных венками купидонов, вьющийся виноград и фантастические фигуры кентавров и тритонов. Наконец, еще один элемент. Еще до греков в Бактрии преобладал зороастризм, который кочевники-юэчжи тоже восприняли. После продвижения их на север Индии и поддержки, которую Канишка оказал махаяне, это учение дополнило основной Палийский канон буддизма новыми текстами, подняв Будду до статуса, сходного со статусом Ахурамазды, создав вокруг него пантеон полубожественных бодхисатв, посвятивших себя спасению людского рода, достижению личного совершенства и окончательного знания.

От Арала до Ганга

Распространив свое влияние по всему Индостану, кушаны развили регулярную торговлю с портами Персидского залива. По обоснованным предположениям историков, к концу I века н. э. им принадлежали огромные территории от Арала до Ганга и Восточного Туркестана. С этого исторического момента в империи начинается эпоха наивысшего могущества и благосостояния.

Китайские хроники подтверждают, что завоевание долины Инда стало причиной великого обогащения кушан. Земля там неслыханно плодородна, населения как раз столько, чтобы успешно ее возделывать, и даже из самой «Да Цин» (то есть из Рима) сюда добираются купцы. И это не сказки — римские источники тоже подтверждают: граждане империи в торговых целях добирались тогда до портов современного штата Гуджарат. «Хоу Хань-шу» («История поздней династии Хань») констатирует: «…там можно найти драгоценные вещи из Да Цин, тонкие хлопчатобумажные ткани, отличные шерстяные ковры, благовония всех видов, сладости, перец, имбирь и черную соль».

Государство кушан продолжало расти. При четырех следующих после Куджулы правителях оно заметно расширилось — сначала на юг, в Индию, затем опять на северо-восток. Вима Такто захватил район современного Пенджаба, его преемник Вима Кадфиз окончательно утвердился в той части Афганистана, что прежде не покорилась кушанам. Величайшим же среди кушанских царей стал Канишка, правивший около 30 лет начиная с 127 года. Грандиозность его владений подтверждается археологическими находками: от Сурх-Котала, Беграма и Пешавара до Таксилы и Матхуры (где по преданию родился Кришна). Территория царства уже охватывала Косамби и Санчи в самой глубине Индостана. Далее он завоевал Сарнат (где в начале прошлого века были обнаружены надписи с именами и датами правления кушанских царей), Мальву и Махараштру, потом Ориссу — на северо-востоке субконтинента. То, что Канишке принадлежали огромные области даже южнее Деканского плато, подтверждает Рабатакская надпись, найденная в 1993 году в Афганистане . Она представляет собой 500-килограммовый обломок скалы, на котором выгравированы слова на бактрийском языке греческим алфавитом. При Канишке кушаны овладели Кашгаром, Яркендом и Хотаном. Потом, уже в III веке, монеты еще одного их царя, Хувишки, вместе с другими подношениями из золота будут возложены к «трону просветления» уже в Бодхгайе (по легенде Будда достиг здесь высшего состояния духа). Эта обширная география показывает, что кушаны при Канишке и Хувишке стали могущественным народом Центральной Азии и заняли все культовые форпосты, связанные с буддизмом — главной объединяющей идеологией своего многонационального государства.

Руины кушанского города Сирсух, процветавшего в I веке н. э.. Фото PIEGO LERAMA OREZZOLI/CORBIS/RPG

Последователи принца Сиддхартхи Гаутамы бродили по Индии и Бактрии еще за несколько веков до появления здесь кушан. При новой власти буддизм поначалу не претерпел особых изменений. Однако в деле государственного признания и поддержки этой религии решительный шаг был сделан только при Канишке. Истинную славу этот правитель, обозначенный на монетах как «Царь царей, Канишка Кушанский», обрел пожилым, по античным меркам, человеком, вступив на престол сорокалетним. К этому возрасту он как буддист уже состоялся. Как ни странно, больше всего документальных сведений об этом правителе сохранилось в китайских источниках. В середине II века самый известный биограф Канишки — китайский путешественник Сюань-Цзан записал в Кашмире такое предание об этом благочестивом царе. Тот, мол, отдавал все свободное от государственных забот время изучению сутр и с этой целью ежедневно приглашал к себе нового монаха для бесед об учении Шакьямуни. В ходе этих бесед правитель уяснил — представители разных школ понимают свою веру совершенно по-разному и компромисса в трактовках не видят. И тогда Канишка принял судьбоносное решение: созвать собор самых выдающихся теоретиков буддизма, дабы навести между ними мосты. В результате отбора делегатами стали 500 человек, которые и прибыли в Кашмир. Увы, царю не удалось добиться поставленной цели. Разговор получился не просто трудный, но привел к окончательному распаду религии на два основных течения, существующих до сих пор — Большую колесницу (махаяну) и Малую (хинаяну).

Сам государь заявил себя сторонником последней — хотя бы потому, что согласно хинаяне полноценным буддистом может быть любой человек, а не только ушедший от мира монах. Но вот государственное покровительство он предпочел оказать махаяне, ибо счел, что именно это учение подойдет его подданным как нельзя лучше. Правительство империи явно нуждалось в религии, при которой все ее граждане, занимаясь тем, что мы сегодня назвали бы «общественной деятельностью», превратились бы в единую культурную и духовную силу. По мысли российского буддолога Андрея Зелинского, союз «алтаря и трона» дал махаяне возможность прочно встать на ноги, а кушанам — расширить сферу своего политического влияния не только в собственной стране, но и далеко за ее пределами.

Впрочем, историчность собора при Канишке до сих пор не доказана. Зато бесспорным фактом является то, что во второй половине II столетия, то есть сразу после правления кушанского реформатора, буддистские миссионеры хлынули на восток, в первую очередь в Китай , где это учение расцвело пышным цветом. И все они были приверженцами махаяны.

Что до земель самого Кушанского царства, то там массового обращения населения в буддизм как раз не получилось. Несмотря на поистине грандиозные масштабы храмового строительства, на повсеместную организацию монастырей, которые деятельно поддерживали Канишка и его наместники, в той же Бактрии, например, прочно удерживались и местные культы, и собственный добуддистский династический культ кушан — сооружения Халчаяна и Сурх-Котала тому свидетельство.

Но кроме буддистских реформ и военных достижений Канишка прославился еще и другими преобразованиями: скажем, отказался от старого летосчисления, ведшегося от некоего события, давно забытого всеми кушанами (история не сообщает от какого именно), и ввел новое — от собственного вступления на трон. Кроме того, государь навел порядок в денежной системе. Если раньше в ней не соблюдалось строгого канона (чеканили и двуязычные персидско-греческие монеты, и такие, на реверсе которых красовался индусский бог Шива), то этот государь велел выпускать монеты с легендой только на бактрийском языке. Собственно, кушанская письменность для передачи слов языка тохарской группы использовала греческий алфавит с добавлением буквы «ш».

Четыре веры в одной шкатулке

Основным вкладом Канишки в буддистскую архитектуру стала так называемая «Ступа Канишки» в Пешаваре, со строительством которой связана легенда. Когда Канишка проезжал через этот район, перед ним в образе юноши явился Шакра — мифологическое существо, появляющееся среди людей, чтобы слушать проповеди Шакьямуни и помогать его последователям. Решив повлиять на царя, он принялся строить нечто прямо на пути его коня, объяснив, что воздвигает ступу в честь Будды. Потом над этой ступой царь велел построить еще одну, более грандиозную, а маленькая ступа Шакры осталась видна с южной стороны нового сооружения. В начале ХХ века археологи открыли основание знаменитого храма и определили, что его площадь составляла около 90 м2, а по письменным свидетельствам (китайские паломники утверждали, что она была высочайшей в Индии) в высоту она достигала около 210 метров и была покрыта драгоценными камнями. В 1908—1909 годах археологи обнаружили в камере под ступой позолоченный реликварий, который считают принадлежащим Канишке и даже датируют первым годом его правления. В ковчежце нашли три фрагмента костей, которые кушаны считали принадлежащими Будде. Ныне сам реликварий находится в Пешаваре, его копия — в Британском музее, а предполагаемые останки Будды англичане, занимавшиеся раскопками, отправили в 1910 году в Бирму, где их было проще охранять. Длинная надпись на реликварии сделана греческим художником Агесилаем — «управителем работ государя Канишки в монастыре Махасена». На крышке изображен Будда на лотосовом пьедестале, ему поклоняются Браха и Индра, а по краю крышки — летят гуси, которые символизируют души, покидающие круг сансары. У некоторых из них в клювах греческие венки победителей. Сам Канишка изображен на стенке реликвария в окружении иранских богов Солнца и Луны.

Период полного распада

За Канишкой последовали еще три сильных царя — Хувишка, Вашишка и Васудэва. После смерти последнего, около 225 года, страна впервые распалась на западную и восточную части. Словно в унисон закату империи Римской, торговля с которой поддерживала благосостояние кушанского государства, последнее вступило в полосу непрерывного упадка.

Правда, еще спустя два столетия после смерти Васудэвы новые правители бывших имперских областей пытались восстановить свою власть, утверждая, что наследуют ее от Великого кушанского дома. Досталось это наследство трем династиям — Кушаншахам, Младшим Кушанам и Кидаритам, последовательно дотянувшим до V столетия. Хроника падения царства дошла до нас в обрывочном и противоречивом виде. В 224—240 годах на земли Бактрии и Северной Индии вторглись войска иранских Сасанидов. К концу века кушаны потеряли власть и над своими землями в долине Ганга...

Потом, правда, на короткий срок власть над основными территориями бывшей империи стала принадлежать династии Кушаншахов — ее послы явились к Сасаниду Арташиру I, принесли заверения в вассальной преданности и взамен получили «ярлык» на царство, как сказали бы на Руси времен монгольского ига. Во всяком случае, наследник Арташира Шапур в одной из скальных надписей, коими так прославились персы, около 248 года заявляет, что верховный владыка Кушанской земли — именно он; а чуть позднее в Балхе начинают чеканить иранскую монету, копируя ряд элементов времен Васудэвы. Там значится и титул «Кушаншах, царь кушан», очевидно, принадлежавший «губернатору» — вассалу.

В IV веке во взаимоотношения Сасанидов и Кушаншахов вмешались индийцы. Представитель Дома Гуптов Самудрагупта тоже выпустил копии монет Васудэвы и в своей Аллахабадской надписи заявил, что позволил неким «дэвапутра-шахи-шаханушахи» (божественным сыновьям царского достоинства) править от его имени в Пенджабе и Гандхаре. Что это за титул? Им в прежние времена пользовались иногда кушанские цари, но здесь ведь не названы имена государей! Так что слова Самудрагупты вполне могут означать, что кто-то из отчаявшихся позднекушанских князей просто вошел в союз с индийцами, чтобы как-то сопротивляться Сасанидам и Кушаншахам.

Наконец, в середине IV века в Балхе некий Кидара создал недолговечное царство, названное позднее Кидаритским. Кидара считал себя кушаном и пытался подтвердить этот факт традиционно — чеканкой монеты, имевшей хождение по всей некогда кушанской территории. Наследники его действовали на первых порах довольно успешно, и даже отвоевали — в последний раз в истории кушанской эры — несколько старых провинций Канишки. Но могущества предшественников они не достигли. Их империя получилась слабой: в V веке, когда в Центральную Азию хлынула очередная волна кочевников — «белых» гуннов-эфталитов, ей пришел конец.

И, видимо, в этих событиях кроется окончательный финал кушанской истории, в которой названия династий и имена царей — лишь внешняя сторона. Историкам еще предстоит исследовать «белые пятна» великого Кушанского царства. Третью величайшую империю античности в отличие от императорского Рима и китайской державы Хань судьба несправедливо занесла песком времени. Откроем ли мы когда-нибудь сокрытые под ним тайны?

Руины былой славы

В Халчаяне (ныне в Денауском районе Узбекистана) при раскопках конца 1950-х — начала 1960-х годов открыли остатки дворца первых кушан, возведенного в бактрианских традициях. Здесь обнаружили колонны и главный зал с портретами правителей, настенными росписями, глиняными скульптурами, изображавшими придворные и батальные сцены, праздничные процессии. А в афганском Сурх-Котале в 1951-м открыли холм с остатками комплекса святилищ. Он состоит из трех храмов огня, расположенных на вершине священного колодца у подножия монументальной лестницы, связующей их. Главный храм, посвященный Канишке, был окружен стеной с башнями и колоннадой. В нем поклонялись одновременно и огню, и царям. Сурх-Котал — апофеоз кушанского синкретизма: эллинистический декор сочетается в нем с местной планировкой, а надписи сделаны на бактрийском языке греческим алфавитом.

Кушанское царство

Во II–III веках н. э. Кушанское царство, в которое входили территории Средней Азии, Афганистана, Пакистана и Северной Индии, являлось одной из могущественных мировых держав – таких, как Рим, Иран и Китай. Название государства происходит от фамилии царской династии, принадлежавшей к ираноязычному кочевому племени, завоевавшему Бактрийское княжество. Кушанское царство прекратило свое существование в 369–370 годах, когда иранские войска вторглись в город Балх – столицу Бактрии.

Основателями Кушанского царства стали среднеазиатские кочевые племена, завоевавшие Греко-Бактрию и создавшие на ее территории пять княжеств. Недавние кочевники быстро перешли к оседлому образу жизни: в I веке до н. э. они стали заниматься земледелием, улучшили оросительную систему, постепенно начали восстанавливать города.

По приказу князя Герая началась чеканка монет, на которых был изображен вооруженный всадник. В надписях на монетах правитель называет себя кушанцем.

Приблизительно в I веке н. э. Кудзула Кадфиз I, наследник Герая, объединил под своей властью все пять княжеств, положив начало Кушанскому царству. Правитель этой державы именовал себя «царем царей». При Кадфизе I столицей Кушана, по-видимому, был город Балх, или Бактры, находившийся в Бактрии.

Сын Кудзулы, Вима Кадфиз II, правление которого, согласно приблизительным данным, приходится на середину или вторую половину I века н. э., существенно расширил границы своих владений, присоединив к ним часть Северо-Западной Индии. Вероятно, с этим связано перемещение центра страны из Бактрийского княжества в южные районы. Столицей стал город Пурушапура (современный Пешавар).

Расцвет Кушанского царства относится приблизительно к середине II века – времени правления Канишки, память о котором сохранилась в буддийских преданиях. Эти сказания прославляют царя как мудрого правителя и распространителя буддийской религии. Во время правления Канишки в самых значительных городах Кушана были возведены комплексы буддийских культовых построек, посреди которых воздвигли огромные статуи Будды. Подобные изваяния были в Балхе, Бамиане, Газни и Баграме.

В этот период в состав Кушанской империи вошли некоторые районы Центральной Индии и Восточного Туркестана. Кушан приобрел значение мировой державы. Государство находилось в тесном политическом, торговом и культурном взаимодействии с тремя другими мощными империями: Римом, Парфянским царством и Китаем. Эти державы, несмотря на соперничество за сферы влияния, постоянно вели между собой взаимовыгодную торговлю. Следует отметить, что именно в этот период возник Великий шелковый путь, соединивший четыре великие империи.

На рубеже II–III веков н. э. начался постепенный упадок Кушанского царства. Могущество этого государства подрывали войны с Ираном и индийскими князьями. Еще в середине III века Иран завоевал западные области Кушана. Во второй половине IV века иранские войска захватили Бактрию, и наместники шаха стали называть себя «царями кушан». Наследники кушанских царей некоторое время удерживали в своих руках Гандхару, расположенную на северо-западе Индии, однако вскоре и этот обломок древнего царства был завоеван индийцами.

Долгое время историки практически ничего не знали о Кушанском царстве. Однако отрывочные сведения об этой некогда великой державе Древнего мира встречаются на страницах китайских хроник и трудов римских историков. Иранские надписи сохранили персидское название этого государства – Кушан-шахр. Войны иранских царей из династии Сасанидов и правители Кушана упоминаются в трудах армянских и сирийских авторов.

Также сохранилось немало кушанских монет с надписями, которые стали объектом исследования ученых.

Впервые монеты из Кушана были обнаружены в 20-х годах XIX века. Чаще всего эти монеты были изготовлены из меди, хотя иногда попадались и золотые. На монетах были изображены правители неизвестного науке государства, а также боги из пантеонов разных народов. Надписи на монетах были сделаны индийскими или греческими буквами, однако сами слова принадлежали к неизвестному языку.

Кушанская монета. На одной стороне – император Канишка I, на другой – Будда и надпись «Буддо» греческими буквами

Попытку расшифровать загадочные надписи на монетах предпринял англичанин А. Кэннингхем, который позднее возглавил Археологическую службу Индии. Ученый пришел к выводу, что из всех известных ему надписей самыми поздними являются выполненные греческими буквами на неизвестном языке. Исследователю удалось прочитать титулы и имена трех правителей – Кудзулы Кадфиза, Вимы Кадфиза и Канишки. В некоторых надписях фигурировало и название страны, которой правил тот или иной «царь царей», – Кушан.

Упоминание о Канишке Кэннингхем ранее встречал в индийских, тибетских и китайских документах, а также в трудах Аль-Бируни. Все источники называли Канишку мудрым государем и покровителем буддийской религии, однако никто не приводил названия страны, которой он правил.

В ходе раскопок в Северной Индии в конце XIX века археологи нашли кушанские статуи, рельефы и другие предметы с надписями, выполненными индийскими буквами.

Содержание надписей было аналогично тем, что встречались на монетах. Кроме титулов и имен царей, иногда встречались даты, которые позволили историкам составить примерную хронологию правления государей Кушана. Однако ученые столкнулись с тем, что точная дата восшествия на престол царя Канишки, от которой в Кушане велось летоисчисление, до сих пор неизвестна. В науке на этот счет существует много мнений. Длительное время историки полагали, что начало правления Канишки датируется 78 годом н. э., однако в настоящее время многие исследователи склоняются к мысли, что этот царь правил гораздо позже – в начале II века н. э.

В 50-х годах XX века археологической экспедицией под руководством французского ученого Д. Шлюмберже в местечке Сурх-Котал на севере Афганистана были обнаружены руины кушанского храма, сооруженного в честь царя Канишки. В храме был найден довольно большой текст на кушанском языке, записанный греческими буквами. После длительной работы ученым удалось расшифровать текст. В нем рассказывалось о сооружении храма, о внезапной засухе, из-за которой святилище было надолго заброшено, о восстановлении значения храма в результате деятельности царского наместника, организовавшего регулярное водоснабжение святилища. В надписи упоминается не только имя этого чиновника – Ноконзок, но и имена других людей, принимавших участие в возрождении храма, а также тех, кто сделал эту надпись.

Значительную работу по расшифровке этого текста проделал В. Лившиц, который установил, что официальным языком государства Кушан было одно из восточноиранских наречий, родственное согдийскому и хорезмийскому языкам.

Сам храм, посвященный Канишке Победителю, является ярким примером характерного для Кушана синтеза культурных традиций. При строительстве этого сооружения использовались многие архитектурные приемы, заимствованные у греков, в то время как планировка храма была разработана в соответствии с иранскими традициями. Кроме того, в облике святилища присутствуют и индийские мотивы.

Храм был выстроен на холме и окружен крепостной стеной. На склоне холма были сооружены три террасы и лестница, ведущая к святилищу. Здание храма украшала колоннада, а главный фасад был ориентирован на восток, к восходящему солнцу. Внутри храма в многочисленных стенных нишах стояли скульптурные изображения царей, а в центре святилища размещался алтарь, на котором постоянно горел священный огонь во славу государя Канишки.

Множество статуй, изображающих правителей Кушана, было обнаружено в храме Матхура, расположенном в Северной Индии. Среди изваяний была найдена и поврежденная статуя Канишки, у которой не сохранилась голова.

В 1959–1963 годах археологическая экспедиция под руководством Г. А. Пугаченковой провела раскопки в Халчаяне, расположенном на территории Таджикистана в долине реки Сурхандарья. Здесь были обнаружены останки дворца правителя. В архитектуре этого сооружения причудливым образом соединены элементы двух культур: восточной и эллинской. В развалинах дворца были обнаружены фрагменты росписи, а также изображения Ники, Афины, Эрота и сатиров, типичные для греческой культуры.

В убранстве дворца в Халчаяне ощущалось и стремление прославить династию, к которой принадлежал правитель. Ученые предположили, что владельцем дворца являлся полулегендарный князь Герай, которого традиционно считают основателем Кушанского царства.

В 1961 году усилиями объединенной экспедиции Государственного Эрмитажа, Музея искусств народов Востока и Всесоюзной центральной научно-исследовательской лаборатории по консервации и реставрации Министерства культуры СССР были проведены раскопки на холме Кара-Тепе около Термеза (Узбекистан). Там были обнаружены многочисленные буддийские культовые сооружения – так называемые ступы, пещерные и наземные храмы.

Ученые установили, что широкое распространение буддизма среди жителей Кушанского царства относится к периоду правления Канишки. Находки в Кара-Тепе позволяют утверждать, что в это время буддизм исповедовали не только сам правитель и его приближенные, но и многие представители других слоев населения.

Исследователи нашли остатки стенных росписей, скульптур и рельефов, изображающих жертвователей на храм. Ученые обратили внимание на любопытную деталь: если одежда и обувь мужчин имеет явное сходство со скифскими образцами, то женщины одеты в греческие одеяния. На развалинах храмового комплекса Кара-Тепе археологи раскопали множество глиняных черепков с надписями на кушанском языке. Например, в 1972 году был обнаружен фрагмент глиняного сосуда, надпись на котором прославляла покровительство, оказываемое живым существам, как величайшее из добрых деяний. Все эти надписи относятся к разным периодам времени, различны по содержанию и типу использовавшегося алфавита, однако все они являются ценным историческим материалом, позволившим узнать много нового о Кушанском царстве.

Из книги История Древнего мира. Том 3. Упадок древних обществ автора Свенцицкая Ирина Сергеевна

Лекция 7: Кушанское царство Кушанское царство В «Истории Младшей династии Хань» так рассказывается о племени да-юэчжей и созданной ими династии: «Когда Дом Юэчжи был уничтожен гуннами, то он переселился в Бактрию, разделился на пять княжеских домов… По прошествии с

Из книги История Древнего мира. Том 3. Упадок древних обществ автора Свенцицкая Ирина Сергеевна

Кушанское царство В «Истории Младшей династии Хань» так рассказывается о племени да-юэчжей и созданной ими династии: «Когда Дом Юэчжи был уничтожен гуннами, то он переселился в Бактрию, разделился на пять княжеских домов… По прошествии с небольшим ста лет кушанский

Из книги История Крыма автора Андреев Александр Радьевич

автора Ляпустин Борис Сергеевич

Кушанское царство Между 140 и 100 гг. до н. э. Бактрия была полностью подчинена кочевыми племенами юэчжи, часть из которых позднее стала именоваться кушанами. При правителе Куджуле Кадфизе, вставшем во главе кушан около 30 г. до н. э., складывается подлинная Кушанская империя.

Из книги Древние цивилизации автора Миронов Владимир Борисович

Египет – «царство мертвых» или «царство живых»? Каждый имеет отведенный ему срок жизни… Когда простой египтянин умирал, его тело вначале просто закапывали в яму. Тело укладывали на бок в полусогнутом положении, как в утробе матери, чтобы ему легче было вновь появиться

автора

Россия (Московское царство) Царство с 1547 г., империя с 1721 г. 1263-1303 Даниил Московский1303–1325 Юрий III1325–1341 Иван I Калита1341–1353 Симеон Гордый1353–1359 Иван II Красный1359-1389 Дмитрий Донской1389–1425 Василий I1425–1433 Василий II Темный1434–1434 Юрий Галицкий1434–1446 Василий II Темный

Из книги Матрица Скалигера автора Лопатин Вячеслав Алексеевич

Персидское царство Царство Ахеменидов 550-329 гг. д. н. эры 558–530 Кир II Великий530–522 Камбиз II522-522 Смердис522–486 Дарий I Великий486–465 Ксеркс I465–424 Артаксеркс I Длиннорукий424–424 Ксеркс II423–423 Согдиан423–404 Дарий II Ох404–359 Артаксеркс II359–338 Артаксеркс III Ох338–336 Артаксеркс IV

автора

Глава 1 Начало армии: Древнее царство и Среднее царство Начало цивилизации это Египет, Шумер, Китай, Индия. Именно там мы находим следы древних и величественных храмов и зданий, что свидетельствуют о высоком уровне развития древних народов, что оставили для нас эти

Из книги Искусство войны: Древний мир и Средние века [СИ] автора Андриенко Владимир Александрович

Глава 2 Империя: Новое царство и Позднее царство XV династия завоевателей Египта гиксосов многое дала стране Кемет именно в области развития военного искусства. Я без всякого страха могу ответственно заявить, что именно благодаря этому бедствию царство египетское сумело

Из книги Искусство войны: Древний мир и Средние века [СИ] автора Андриенко Владимир Александрович

Глава 3 Фараоны воители: Новое царство и Позднее царство Война - это воликое дело для государства, это почва жизни и смерти, это путь существования и гибели. Это нужно понять.Поэтому в онову её кладут пять явлений…Первое - Путь, второе - Небо, третье - Земля, четвертое -

автора Андриенко Владимир Александрович

Часть 1 Древний Египет Глава 1 Начало армии: Древнее царство и Среднее царство Начало цивилизации это Египет, Шумер, Китай, Индия. Именно там мы находим следы древних и величественных храмов и зданий, что свидетельствуют о высоком уровне развития древних народов, что

Из книги Искусство войны: Древний мир и Средние века автора Андриенко Владимир Александрович

Глава 2 Империя: Новое царство и Позднее царство XV династия завоевателей Египта гиксосов многое дала стране Кемет именно в области развития военного искусства. Я без всякого страха могу ответственно заявить, что именно благодаря этому бедствию царство египетское сумело

Из книги Искусство войны: Древний мир и Средние века автора Андриенко Владимир Александрович

Глава 3 Фараоны воители: Новое царство и Позднее царство Война – это воликое дело для государства, это почва жизни и смерти, это путь существования и гибели. Это нужно понять.Поэтому в онову её кладут пять явлений…Первое – Путь, второе – Небо, третье – Земля, четвертое –

Из книги История Древнего Востока автора Вигасин Алексей Алексеевич

Кушанское царство и классическая индийская культура В середине I в. н. э. на территории Бактрии произошло объединение племен под началом Кушанской династии. В конце I – начале II в. Кушанам удалось захватить почти всю Северную Индию, создав одну из величайших держав в

Из книги Государства и народы Евразийских степей: от древности к Новому времени автора Кляшторный Сергей Григорьевич

Кушанское царство в Средней Азии Между 141 и 128 гг. до н. э. Бактрия перестала быть единым государством. Владычество эллинских базилевсов было сокрушено вторжением кочевых племен, пришедших из-за Яксарта. Китайские источники называют их юечжами, греческие, латинские

Из книги Когда Египет правил Востоком. Пять столетий до нашей эры автора Штайндорф Георг

Глава 2 Древнее царство и Среднее царство Несмотря на то что жители Египта говорили на схожих диалектах и обладали определенной общностью культуры, у них отсутствовало ожидаемое политическое единство. Это преимущество было обретено незаметно, возможно, в течение

гос-во древнего мира. В период своего расцвета (кон. 1 - нач. 3 вв. н.э.) включало значит. часть совр. терр. Ср. Азии, Афганистана, Зап. Пакистана, Сев. Индии и, возможно, Кит. Туркестана (Синьцзяна); наряду с Римом, Парфией и гос-вом Хань было одной из 4 могуществ. империй древности. Несмотря на крупную роль в истории древнего мира, К. ц. изучено слабо. Общие контуры политич. истории К. ц. вырисовываются из сообщений кит. и рим. авторов и из анализа кушанских монет и немногочисл. надписей. Точная хронология истории кушан пока не установлена. Возникло К. ц. на рубеже н.э., спустя более чем сто лет после разгрома Греко-Бактрийского царства кочевниками, образовавшими ряд отд. кн-в. Одно из таких кн-в в Бактрии, возглавленное племенем или родом кушан, стало ядром К. ц. Осн. завоевания кушан связаны с именами первых 2 царей - Куджулы Кадфиза и его сына Вимы Кадфиза II, а также наиболее знаменитого царя кушан - Канишки. Расцвет К. ц. приходится на правления Канишки и его сына Хувишки, а упадок (примерно в сер. 3 в. н.э.) - на царствование Васудевы. В 4 в. К. ц. распалось на мелкие кн-ва, хронология и история к-рых неясна. Наиболее значит. раскопки кушанских поселений производились в Баграме и Баглане (Сурхкоталь) - в Афганистане, в Таксиле - в Пакистане и на ряде городищ Хорезма и Сев. Бактрии - в Узб. ССР и Тадж. ССР. Археологами установлено, что при кушанах на этих терр. велись большие строит. работы, имел место рост городов, значит. развитие получили ирригация и ремесл. произ-во. Хорошо прослежены и широкие торг. связи К. ц. с Китаем, Парфией и Римом (К. ц. и Рим обменивались посольствами); связи осуществлялись по Великому шелковому пути - из столицы Китая, через земли кушан и парфян, в римскую Сирию, и по морю - из рим. Египта в порты Зап. Индии. При кушанах началось распространение буддизма из Индии в Ср. Азию и на Д. Восток и был выработан ряд важнейших канонов буддийского иск-ва (в частности, впервые появились изображения Будды в образе человека). Из памятников иск-ва К. ц. широко известны рельефы и статуи из Гандхары, Матхуры и Бактрии, отражающие процесс творч. освоения местными мастерами достижений греко-рим. скульптуры. Лит.: Толстов С. П., По следам древнехорезмийской цивилизации, М.-Л., 1948; История таджикского народа, т. 1, М., 1963; The history and culture ot the Indian people, v. 2 - The age or imperial unity, 2 ed., Bombay, 1953. Б. Я. Ставиский. Ленинград.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Кушанское царство

Держава кушанов сложилась в Средней Азии на рубеже нашей эры. Время ее расцвета было периодом наибольшего для Средней Азии развития рабовладельческих отношений.

Как уже говорилось выше, в I в. до н. э. в Средней Азии существовал ряд независимых государств: Хорезм, юэчжийские княжества на территории Бактрии, города-государства Ферганы и др. В начале I в. н. з. значительная часть Среднеазиатских территорий объединяется в системе обширного Кушанского царства, распространяющего в дальнейшем свою власть на Северную Индию и Восточный Туркестан (Синьцзян).

Возникновение Кушанского царства

История кушанов весьма скудно освещена в источниках. Кушанское царство возникло в результате объединения (видимо, путем завоевания) сложившихся на территории Бактрии и Согдианы тохарских и сакских княжеств под властью одного из князей, принадлежавшего к племени (или роду) кушанов. Первоначальное местоположение княжества кушанов точно не известно. Что касается образования Кушанского царства, то связный рассказ об этом событии дает «История Младшей династии Хань». Китайские известия подтверждаются и разъясняются данными монет. Надписи на монетах первых кушанских царей сделаны греческими письменами, поскольку кушаны считали себя преемниками греко-бактрийских царей и отчасти подражали им в чеканке монет. По монетам и китайским источникам известно имя основателя Кушанского государства - Кудзулы Кадфиса, иначе Кадфиса I (Киоцзюкю - в китайских источниках). Он подчинил своей власти долину Кабула, Пуду (китайское название Парапамисад) к югу от Гиндукуша и, возможно, также Хорезм. Последний, однако, и в составе кушанского объединения сохранил известную самостоятельность: в нем продолжали править особые цари, судя по их монетам, династически связанные с кушанами. Вообще Кушанское царство не было централизованным: в ряде покоренных областей тоже сохранялись местные цари, зависимые от верховного владыки.

Кушанское царство при Кадфисе II и Канишке

Преемником Кадфиса I был Кадфис II, правивший в середине I в. н. э. Кадфис II завоевывает Индию до Бенареса. Последние греко-индийские цари, потомки Эвтидема и Эвкратида, либо теряют свои царства, либо признают себя подданными Кадфиса. Индо-парфянские князья сохраняют до конца I в. лишь остатки своих владений на Нижнем Инде. К концу правления Кадфиса II Кушанское царство охватывало огромную территорию - от Аральского моря до Ганга.

В период складывания Кушанского царства центр его продолжал оставаться на территории Средней Азии, в Согдиане (в Кушании на Зарафшане). Однако при третьем кушанском царе - Канишке - политический центр государства переместился в Индию.

Канишка расширил владения кушанов в Индии и успешно воевал с Парфией; наиболее важным из внешних событий его царствования была многолетняя борьба с Китаем. В ходе этой борьбы кушанское войско вторглось в Восточный Туркестан. Однако оно потерпело поражение от китайского наместника Западного края Бань Чао, который подчинил Китаю Фергану и Хорезм и даже заставил Канишку признать (вероятно, только номинально) верховную власть китайского императора.

Однако вскоре после смерти Бань Чао Китай стал терять одно за другим свои владения на западе. Хорезм снова подчиняется Канишке (во II в. здесь безраздельно господствуют монеты кушаиской чеканки). Переходит под власть кушанов и Фергана. Эмиссары Канишки возбуждают против Китая правителей городов-государств Восточного Туркестана, и в 105 г. здесь начинается вооруженная борьба против Китая. Китайский наместник Западного края был осажден восставшими в своей резиденции. К концу правления Канишки важнейшие города-государства Восточного Туркестана - Кашгар, Яркенд и Хотан - вошли в состав Кушанской державы. Только на крайнем востоке Восточного Туркестана, который был ближе к Китаю, чем к государству кушанов, остался небольшой китайский гарнизон в 300 человек. Держава кушанов достигла наибольшего территориального расширения.

Социально-экономический строй Кушанского царства

О социально-экономическом строе Кушанского царства известно мало. Держава кушанов была одной из великих империй этого периода. Она охватывала большое количество стран с различным общественным устройством: в нее входили и богатые торговые города с развитыми рабовладельческими отношениями, и плодородные земледельческие области, свободные общинники которых сохраняли в своем быту многочисленные пережитки первобытно-общинного строя, и степи, населенные кочевниками. Образование Кушанской державы способствовало развитию рабовладельческого строя на всей ее территории. Сами кушаны, бывшие за столетие с небольшим до Кадфиса I сравнительно немногочисленным кочевым племенем и долго сохранявшие многие особенности своего быта и после поселения в Бактрии, став теперь во главе огромной державы, претерпели, повидимому, значительные изменения в своем общественном строе.

Результатом Кушанского завоевания было объединение почти всей Средней Азии в системе единой империи, основанной одним из среднеазиатских народов. Кушанская держава далеко ушла от тех примитивных княжеств, которые возникли в Бактрии после завоевания ее юэчжи. При кушанах расширяется ирригационная сеть: и в Хорезме, и в Согдиане, и в Бактрии, и в Фергане следы наиболее крупных каналов относятся именно к кушанскому времени. Постоянные войны давали, вероятно, большое количество рабов. Строятся новые города, особенно на территории Индии. Один из этих городов, Каниспор, до сих пор носит имя Канишки. Растет торговля, развивается денежное хозяйство. Если для периода существования Греко-Бактрийского царства была особенно характерна серебряная тетрадрахма, связанная с крупными оборотами внешней торговли, то теперь ее заменяют более мелкие бронзовые номиналы, указывающие на значительное проникновение денежных отношений в сферу розничного оборота. Все это должно было способствовать развитию рабовладельческих отношений, которое, однако, на территории Кушанского царства не сопровождалось систематической пауперизацией мелких производителей; вдесь продолжали существовать огромные массы не согнанного с земли крестьянства, общинная организация и т. д. Повидимому, это в дальнейшем облегчило формирование элементов феодализма на территории Средней Азии.

Расцвет международной торговли Средней Азии

Кушанский период был временем расцвета международной торговли Средней Азии. Важнейшие трансазиатские торговые ПуТИ проходили через владения кушанов. Еще в конце II в. до н. э. возник уже не раз упоминавшийся «великий шелковый путь», по которому шелк из Китая через степи и пустыни Центральной Азии, через оазисы Восточного Туркестана доставлялся на Запад. Теперь торговля Китая с Западом укрепляется еще больше. И купцы Передней Азии и китайцы стремились упрочить торговые связи между Средиземноморьем и империей Хань. Из Сирии через Евфрат торговый путь шел в Месопотамию, оттуда на Экбатаны в Мидии, затем на Гекатомпил-древнюю столицу Парфии, на юго-восток от Каспийского моря, из Гекатомпила на Антиохию в Маргиане, из Антиохии на Бактры, из Бактр через Комедские горы к «Каменной башне». Конец пути от «Каменной башни» в страну серов - так называли античные авторы китайцев - был известен этим авторам лишь в общих чертах. Помимо этого, через владения кушанов шел и другой торговый путь из Китая: через Кашгар на Фергану и Хорезм, а оттуда в страну аланов и Южное Приуралье. Наконец, существовал еще торговый путь из Китая - через Кашгар в район Иссык-Куля, где кочевали усуни. В Индию, входившую частично в состав Кушанской державы, ездили через Бактры и район Кабула. На яападе Кушанское царство было связано многочисленными торговыми путями с Парфией, а через нее - с Римской империей. Наконец, через Хорезм и страну аланов Кушанское царство имело связи с Восточной Европой, о чем свидетельствуют находки кушанских монет в Прикамье.

Из Китая везли шелк и нефрит, изделия из лака и кожи, железо и никель, из Индии - пряности, благовония, тонкие шерстяные ткани, из Римской империи - стекло, из далекого Прикамья - меха. Среднеазиатские купцы вывозили в Китай стекло, драгоценные камни, украшения. Разумеется, как это было обычно в древности, главную роль в торговле играли предметы роскоши, и торговля мало затрагивала основную массу населения. Несколько глубже было влияние местной торговли, которая велась между кочевниками и жителями земледельческих оазисов: кочевники привозили на городские базары мясо, шерсть, кожи и покупали продукты земледелия. Развитие международной торговли способствовало росту внешних сношений. В 99 г. н. э. кушанское посольство посетило Рим. Изображения кушанов имеются на колонне Траяна. Кушанские (бактрийские, как их называют античные авторы) посольства бывали в Риме и позже - при Адриане, при Антонине Пии.

Парфянские купцы стремились не допустить прямых торговых сношений между Римской империей и Китаем, купцы Кушанского царства, в свою очередь, конкурировали с парфянскими и стремились быть монопольными посредниками в торговле между Парфией и Китаем. Особенно активно участвовали в торговле с Китаем согдийцы. После подчинения Восточного Туркестана кушанскому влиянию согдийцы создают на его территории, а также в Китае многочисленные торговые колонии.

Культурный и религиозный синкретизм; роль буддизма

Объединение огромных территорий в рамках одного государства способствовало культурному смешению. Это куль турное смешение облегчалось тем, что народы Средней Азии говорили на весьма сходных между собой иранских наречиях. Тем не менее отдельные племена и народности, входившие в состав Кушанской империи, имели своеобразную культуру, а потому задачи управления требовали наличия официального общеимперского языка с развитой письменностью. Международное значение на территории Средней Азии имели в это время арамейский язык, письменность которого легла в основу различных систем иранского письма, втом числе согдийской и хорезмийской (с конца II - начала III в. н. э.), а также греческий, который употреблялся на монетах первых кушанов. Позднее на основе греческого алфавита сложилось особое кушанское письмо. Наконец, в связи с нарастающим индийским влиянием появляются и индийские системы письма (письмо деванагари встречается рядом с кушанским письмом на монетах).

Нигде синкретизм не проявился столь ярко, как в области религии. Об этом можно судить главным образом по монетам. На территории Средней Азии почитались самые различные божества: местные (Митра, Анахита, Сиявуш), зороастрийские (Ахурамазда), греческие (Зевс, Гелиос, Селена), индийские (Шива). Происходит синкретическое слияние образов божеств различных народностей, в результате чего видоизменяются и образы местных божеств: так, иранская и среднеазиатская Анахита сливается с греческой Афродитой.

Со времени Канишки особенно сильным стало влияние буддизма. Канишка переносит свою столицу из Согдианы в Пешавар (Пурушапура). В Индии кушаны, как до них эллины и македоняне, должны были неминуемо стать на сторону буддизма Для них, «варваров» и завоевателей, не было места в варнах брахманской Индии. Напротив, учение, обращавшееся ко всем людям независимо от их происхождения, должно быдо найти в кушанах своих приверженцев. Буддизм во времена кушанов был уже далеко не тем, чем он был вначале,- учением, выросшим на основе протеста широких масс индийского населения против сословного неравноправия и религии брахманов; слившись с древними культами, он стал одной из мировых религий того времени и в качестве таковой отвечал характеру разноплеменной и огромной империи кушанов. На кушанских монетах появляются буддийские символы (как уже ранее - на монетах некоторых греко-бактрийских царей), в частности изображения Будды, сопровождаемые греческими надписями. Именно этот синкретический, перемешанный с местными верованиями буддизм позднее получил распространение в Тибете, Монголии, Китае и Японии. Торговые связи с

Индией и покровительство кушанов буддизму способствовали распространению его в Средней Азии. Наиболее сильное влияние буддизм оказал на Бактрию: по приказанию Канишки в начале II в. был построен большой буддийский храм в Бактрах. В целом буддизм распространился в Средней Азии довольно широко, но нигде глубоко не укоренился, затронув, в отличие от Индии, в основном только господствующие слои населения. Этим и объясняется сравнительно незначительное влияние буддизма на местные религии и исчезновение его в дальнейшем с территории Средней Азии. Синкретизм нашел отражение и в искусстве кушанского периода. Памятники его дошли как из Средней Азии и Восточного Ирана, так и из Северной Индии. Искусство это обычно называют гандхарским, поскольку большое количество его памятников дошло из области Гандхары в Северо-Западной Индии (здесь находилась столица Канишки), или греко-буддийским, поскольку оно сочетает эллинистические формы с буддийской тематикой; правильнее, однако, было бы назвать его кушанским, поскольку это было искусство Кушанской державы, выросшее на основе слияния среднеазиатских, иранских, индийских и эллинистических форм.

Реализм в изображении человеческих фигур, характерный для эллинистического искусства, пышные коринфские капители, листья аканфа, как основной элемент орнамента, служат здесь для оформления буддийской тематики. О том же синкретизме говорят статуэтки Анахиты из Хорезма, изображающие ее в виде греческой Афродиты, изображения Будды и бодисатв, выполненные в реалистической манере эллинизма, и т. д. К началу кушанского времени относится фриз из Айртама, украшавший наружные стены здания (возможно, буддийского храма), с изображениями юношей и девушек - музыкантов и гирляндоносцев; напоминая во многом гандхарские памятники, он свидетельствует вместе с тем о наличии в окрестностях Термеза местных художественных традиций.

Упадок Кушанской империи

Такова была многообразная жизнь Кушанской империи в период ее расцвета, который совпадает с временем правления Канишки. Уже при его преемнике империя сокращается в размерах и за кушанами сохраняются лишь Средняя Азия и часть Северной Индии. Время следующего царя, Васудевы, как показывает само его имя, характеризуется ростом индийского влияния на кушанов. Кушанские правители все более и более становились индийскими царями, культура кушанов в Индии постепенно теряет свои среднеазиатские элементы. Все это способствовало дальнейшему ослаблению связей между кушанскими царями и Средней Азией. В следующем, III столетии начинается распад огромной Кушанской державы.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Статьи по теме: