Образование и рассвет кушанская империя. Впрочем, бесследно – слово неточное. Загадочное царство оставило о себе дипломатическую память на просторах от Рима до Китая и создало удивительно эклектическую культуру, где эллинизм соединился с буддизмом

Кушанское царство

Во II–III веках н. э. Кушанское царство, в которое входили территории Средней Азии, Афганистана, Пакистана и Северной Индии, являлось одной из могущественных мировых держав – таких, как Рим, Иран и Китай. Название государства происходит от фамилии царской династии, принадлежавшей к ираноязычному кочевому племени, завоевавшему Бактрийское княжество. Кушанское царство прекратило свое существование в 369–370 годах, когда иранские войска вторглись в город Балх – столицу Бактрии.

Основателями Кушанского царства стали среднеазиатские кочевые племена, завоевавшие Греко-Бактрию и создавшие на ее территории пять княжеств. Недавние кочевники быстро перешли к оседлому образу жизни: в I веке до н. э. они стали заниматься земледелием, улучшили оросительную систему, постепенно начали восстанавливать города.

По приказу князя Герая началась чеканка монет, на которых был изображен вооруженный всадник. В надписях на монетах правитель называет себя кушанцем.

Приблизительно в I веке н. э. Кудзула Кадфиз I, наследник Герая, объединил под своей властью все пять княжеств, положив начало Кушанскому царству. Правитель этой державы именовал себя «царем царей». При Кадфизе I столицей Кушана, по-видимому, был город Балх, или Бактры, находившийся в Бактрии.

Сын Кудзулы, Вима Кадфиз II, правление которого, согласно приблизительным данным, приходится на середину или вторую половину I века н. э., существенно расширил границы своих владений, присоединив к ним часть Северо-Западной Индии. Вероятно, с этим связано перемещение центра страны из Бактрийского княжества в южные районы. Столицей стал город Пурушапура (современный Пешавар).

Расцвет Кушанского царства относится приблизительно к середине II века – времени правления Канишки, память о котором сохранилась в буддийских преданиях. Эти сказания прославляют царя как мудрого правителя и распространителя буддийской религии. Во время правления Канишки в самых значительных городах Кушана были возведены комплексы буддийских культовых построек, посреди которых воздвигли огромные статуи Будды. Подобные изваяния были в Балхе, Бамиане, Газни и Баграме.

В этот период в состав Кушанской империи вошли некоторые районы Центральной Индии и Восточного Туркестана. Кушан приобрел значение мировой державы. Государство находилось в тесном политическом, торговом и культурном взаимодействии с тремя другими мощными империями: Римом, Парфянским царством и Китаем. Эти державы, несмотря на соперничество за сферы влияния, постоянно вели между собой взаимовыгодную торговлю. Следует отметить, что именно в этот период возник Великий шелковый путь, соединивший четыре великие империи.

На рубеже II–III веков н. э. начался постепенный упадок Кушанского царства. Могущество этого государства подрывали войны с Ираном и индийскими князьями. Еще в середине III века Иран завоевал западные области Кушана. Во второй половине IV века иранские войска захватили Бактрию, и наместники шаха стали называть себя «царями кушан». Наследники кушанских царей некоторое время удерживали в своих руках Гандхару, расположенную на северо-западе Индии, однако вскоре и этот обломок древнего царства был завоеван индийцами.

Долгое время историки практически ничего не знали о Кушанском царстве. Однако отрывочные сведения об этой некогда великой державе Древнего мира встречаются на страницах китайских хроник и трудов римских историков. Иранские надписи сохранили персидское название этого государства – Кушан-шахр. Войны иранских царей из династии Сасанидов и правители Кушана упоминаются в трудах армянских и сирийских авторов.

Также сохранилось немало кушанских монет с надписями, которые стали объектом исследования ученых.

Впервые монеты из Кушана были обнаружены в 20-х годах XIX века. Чаще всего эти монеты были изготовлены из меди, хотя иногда попадались и золотые. На монетах были изображены правители неизвестного науке государства, а также боги из пантеонов разных народов. Надписи на монетах были сделаны индийскими или греческими буквами, однако сами слова принадлежали к неизвестному языку.

Кушанская монета. На одной стороне – император Канишка I, на другой – Будда и надпись «Буддо» греческими буквами

Попытку расшифровать загадочные надписи на монетах предпринял англичанин А. Кэннингхем, который позднее возглавил Археологическую службу Индии. Ученый пришел к выводу, что из всех известных ему надписей самыми поздними являются выполненные греческими буквами на неизвестном языке. Исследователю удалось прочитать титулы и имена трех правителей – Кудзулы Кадфиза, Вимы Кадфиза и Канишки. В некоторых надписях фигурировало и название страны, которой правил тот или иной «царь царей», – Кушан.

Упоминание о Канишке Кэннингхем ранее встречал в индийских, тибетских и китайских документах, а также в трудах Аль-Бируни. Все источники называли Канишку мудрым государем и покровителем буддийской религии, однако никто не приводил названия страны, которой он правил.

В ходе раскопок в Северной Индии в конце XIX века археологи нашли кушанские статуи, рельефы и другие предметы с надписями, выполненными индийскими буквами.

Содержание надписей было аналогично тем, что встречались на монетах. Кроме титулов и имен царей, иногда встречались даты, которые позволили историкам составить примерную хронологию правления государей Кушана. Однако ученые столкнулись с тем, что точная дата восшествия на престол царя Канишки, от которой в Кушане велось летоисчисление, до сих пор неизвестна. В науке на этот счет существует много мнений. Длительное время историки полагали, что начало правления Канишки датируется 78 годом н. э., однако в настоящее время многие исследователи склоняются к мысли, что этот царь правил гораздо позже – в начале II века н. э.

В 50-х годах XX века археологической экспедицией под руководством французского ученого Д. Шлюмберже в местечке Сурх-Котал на севере Афганистана были обнаружены руины кушанского храма, сооруженного в честь царя Канишки. В храме был найден довольно большой текст на кушанском языке, записанный греческими буквами. После длительной работы ученым удалось расшифровать текст. В нем рассказывалось о сооружении храма, о внезапной засухе, из-за которой святилище было надолго заброшено, о восстановлении значения храма в результате деятельности царского наместника, организовавшего регулярное водоснабжение святилища. В надписи упоминается не только имя этого чиновника – Ноконзок, но и имена других людей, принимавших участие в возрождении храма, а также тех, кто сделал эту надпись.

Значительную работу по расшифровке этого текста проделал В. Лившиц, который установил, что официальным языком государства Кушан было одно из восточноиранских наречий, родственное согдийскому и хорезмийскому языкам.

Сам храм, посвященный Канишке Победителю, является ярким примером характерного для Кушана синтеза культурных традиций. При строительстве этого сооружения использовались многие архитектурные приемы, заимствованные у греков, в то время как планировка храма была разработана в соответствии с иранскими традициями. Кроме того, в облике святилища присутствуют и индийские мотивы.

Храм был выстроен на холме и окружен крепостной стеной. На склоне холма были сооружены три террасы и лестница, ведущая к святилищу. Здание храма украшала колоннада, а главный фасад был ориентирован на восток, к восходящему солнцу. Внутри храма в многочисленных стенных нишах стояли скульптурные изображения царей, а в центре святилища размещался алтарь, на котором постоянно горел священный огонь во славу государя Канишки.

Множество статуй, изображающих правителей Кушана, было обнаружено в храме Матхура, расположенном в Северной Индии. Среди изваяний была найдена и поврежденная статуя Канишки, у которой не сохранилась голова.

В 1959–1963 годах археологическая экспедиция под руководством Г. А. Пугаченковой провела раскопки в Халчаяне, расположенном на территории Таджикистана в долине реки Сурхандарья. Здесь были обнаружены останки дворца правителя. В архитектуре этого сооружения причудливым образом соединены элементы двух культур: восточной и эллинской. В развалинах дворца были обнаружены фрагменты росписи, а также изображения Ники, Афины, Эрота и сатиров, типичные для греческой культуры.

В убранстве дворца в Халчаяне ощущалось и стремление прославить династию, к которой принадлежал правитель. Ученые предположили, что владельцем дворца являлся полулегендарный князь Герай, которого традиционно считают основателем Кушанского царства.

В 1961 году усилиями объединенной экспедиции Государственного Эрмитажа, Музея искусств народов Востока и Всесоюзной центральной научно-исследовательской лаборатории по консервации и реставрации Министерства культуры СССР были проведены раскопки на холме Кара-Тепе около Термеза (Узбекистан). Там были обнаружены многочисленные буддийские культовые сооружения – так называемые ступы, пещерные и наземные храмы.

Ученые установили, что широкое распространение буддизма среди жителей Кушанского царства относится к периоду правления Канишки. Находки в Кара-Тепе позволяют утверждать, что в это время буддизм исповедовали не только сам правитель и его приближенные, но и многие представители других слоев населения.

Исследователи нашли остатки стенных росписей, скульптур и рельефов, изображающих жертвователей на храм. Ученые обратили внимание на любопытную деталь: если одежда и обувь мужчин имеет явное сходство со скифскими образцами, то женщины одеты в греческие одеяния. На развалинах храмового комплекса Кара-Тепе археологи раскопали множество глиняных черепков с надписями на кушанском языке. Например, в 1972 году был обнаружен фрагмент глиняного сосуда, надпись на котором прославляла покровительство, оказываемое живым существам, как величайшее из добрых деяний. Все эти надписи относятся к разным периодам времени, различны по содержанию и типу использовавшегося алфавита, однако все они являются ценным историческим материалом, позволившим узнать много нового о Кушанском царстве.

Из книги История Древнего мира. Том 3. Упадок древних обществ автора Свенцицкая Ирина Сергеевна

Лекция 7: Кушанское царство Кушанское царство В «Истории Младшей династии Хань» так рассказывается о племени да-юэчжей и созданной ими династии: «Когда Дом Юэчжи был уничтожен гуннами, то он переселился в Бактрию, разделился на пять княжеских домов… По прошествии с

Из книги История Древнего мира. Том 3. Упадок древних обществ автора Свенцицкая Ирина Сергеевна

Кушанское царство В «Истории Младшей династии Хань» так рассказывается о племени да-юэчжей и созданной ими династии: «Когда Дом Юэчжи был уничтожен гуннами, то он переселился в Бактрию, разделился на пять княжеских домов… По прошествии с небольшим ста лет кушанский

Из книги История Крыма автора Андреев Александр Радьевич

автора Ляпустин Борис Сергеевич

Кушанское царство Между 140 и 100 гг. до н. э. Бактрия была полностью подчинена кочевыми племенами юэчжи, часть из которых позднее стала именоваться кушанами. При правителе Куджуле Кадфизе, вставшем во главе кушан около 30 г. до н. э., складывается подлинная Кушанская империя.

Из книги Древние цивилизации автора Миронов Владимир Борисович

Египет – «царство мертвых» или «царство живых»? Каждый имеет отведенный ему срок жизни… Когда простой египтянин умирал, его тело вначале просто закапывали в яму. Тело укладывали на бок в полусогнутом положении, как в утробе матери, чтобы ему легче было вновь появиться

автора

Россия (Московское царство) Царство с 1547 г., империя с 1721 г. 1263-1303 Даниил Московский1303–1325 Юрий III1325–1341 Иван I Калита1341–1353 Симеон Гордый1353–1359 Иван II Красный1359-1389 Дмитрий Донской1389–1425 Василий I1425–1433 Василий II Темный1434–1434 Юрий Галицкий1434–1446 Василий II Темный

Из книги Матрица Скалигера автора Лопатин Вячеслав Алексеевич

Персидское царство Царство Ахеменидов 550-329 гг. д. н. эры 558–530 Кир II Великий530–522 Камбиз II522-522 Смердис522–486 Дарий I Великий486–465 Ксеркс I465–424 Артаксеркс I Длиннорукий424–424 Ксеркс II423–423 Согдиан423–404 Дарий II Ох404–359 Артаксеркс II359–338 Артаксеркс III Ох338–336 Артаксеркс IV

автора

Глава 1 Начало армии: Древнее царство и Среднее царство Начало цивилизации это Египет, Шумер, Китай, Индия. Именно там мы находим следы древних и величественных храмов и зданий, что свидетельствуют о высоком уровне развития древних народов, что оставили для нас эти

Из книги Искусство войны: Древний мир и Средние века [СИ] автора Андриенко Владимир Александрович

Глава 2 Империя: Новое царство и Позднее царство XV династия завоевателей Египта гиксосов многое дала стране Кемет именно в области развития военного искусства. Я без всякого страха могу ответственно заявить, что именно благодаря этому бедствию царство египетское сумело

Из книги Искусство войны: Древний мир и Средние века [СИ] автора Андриенко Владимир Александрович

Глава 3 Фараоны воители: Новое царство и Позднее царство Война - это воликое дело для государства, это почва жизни и смерти, это путь существования и гибели. Это нужно понять.Поэтому в онову её кладут пять явлений…Первое - Путь, второе - Небо, третье - Земля, четвертое -

автора Андриенко Владимир Александрович

Часть 1 Древний Египет Глава 1 Начало армии: Древнее царство и Среднее царство Начало цивилизации это Египет, Шумер, Китай, Индия. Именно там мы находим следы древних и величественных храмов и зданий, что свидетельствуют о высоком уровне развития древних народов, что

Из книги Искусство войны: Древний мир и Средние века автора Андриенко Владимир Александрович

Глава 2 Империя: Новое царство и Позднее царство XV династия завоевателей Египта гиксосов многое дала стране Кемет именно в области развития военного искусства. Я без всякого страха могу ответственно заявить, что именно благодаря этому бедствию царство египетское сумело

Из книги Искусство войны: Древний мир и Средние века автора Андриенко Владимир Александрович

Глава 3 Фараоны воители: Новое царство и Позднее царство Война – это воликое дело для государства, это почва жизни и смерти, это путь существования и гибели. Это нужно понять.Поэтому в онову её кладут пять явлений…Первое – Путь, второе – Небо, третье – Земля, четвертое –

Из книги История Древнего Востока автора Вигасин Алексей Алексеевич

Кушанское царство и классическая индийская культура В середине I в. н. э. на территории Бактрии произошло объединение племен под началом Кушанской династии. В конце I – начале II в. Кушанам удалось захватить почти всю Северную Индию, создав одну из величайших держав в

Из книги Государства и народы Евразийских степей: от древности к Новому времени автора Кляшторный Сергей Григорьевич

Кушанское царство в Средней Азии Между 141 и 128 гг. до н. э. Бактрия перестала быть единым государством. Владычество эллинских базилевсов было сокрушено вторжением кочевых племен, пришедших из-за Яксарта. Китайские источники называют их юечжами, греческие, латинские

Из книги Когда Египет правил Востоком. Пять столетий до нашей эры автора Штайндорф Георг

Глава 2 Древнее царство и Среднее царство Несмотря на то что жители Египта говорили на схожих диалектах и обладали определенной общностью культуры, у них отсутствовало ожидаемое политическое единство. Это преимущество было обретено незаметно, возможно, в течение

Из храма Махабодхи

Включение значительных индийских территорий в Кушанскую империю способствовало оживлению их экономических и культурных связей с внешним миром, но оно не оказало заметного воздействия на внутреннюю жизнь индийского населения.

Влияние индийской культуры на Кушан было более сильным. Как уже упоминалось, их цари начинают принимать индийские имена и титулатуру. Ускоряется распространение в Средней и Центральной Азии буддизма.

Власть Кушан на индийских территориях, более удаленных от их столицы, г. Пурушапуры (ныне Пешавар в Пакистане), была недолговременной. Уже к середине II в. н. э. вполне независимым стал Гуджарат; зависимость от Кушан расположенного здесь государства, в науке условно называемого государством Западных кшатрапов, и раньше была слабой, а временами и вовсе номинальной. К концу II в. отпадают области в долине Ганга; возникшие здесь государства были невелики, и только два в западной части долины, оба возглавлявшиеся династиями Нагов (возможно, родственными), со столицами в Матхуре и Падмавати, играли важную роль в политической жизни Северной Индии во II-IV вв. В первой половине III в. независимыми стали области Раджастхана и Пенджаба. Здесь находилось несколько республик (ган) с племенными наименованиями; крупнейшими из них были ганы яудхеев, арджунаянов и малавов. К концу III в. под властью Кушан в Индии оставалась небольшая территория по среднему течению Инда.


Храм Парашурамешвара

культура пр и Кушанах

Копия шкатулки царя Канишки из Пешавара. Британский музей

Четыре веры в одной шкатулке

Основным вкладом Канишки в буддистскую архитектуру стала так называемая «Ступа Канишки» в Пешаваре, со строительством которой связана легенда. Когда Канишка проезжал через этот район, перед ним в образе юноши явился Шакра - мифологическое существо, появляющееся среди людей, чтобы слушать проповеди Шакьямуни и помогать его последователям. Решив повлиять на царя, он принялся строить нечто прямо на пути его коня, объяснив, что воздвигает ступу в честь Будды. Потом над этой ступой царь велел построить еще одну, более грандиозную, а маленькая ступа Шакры осталась видна с южной стороны нового сооружения. В начале ХХ века археологи открыли основание знаменитого храма и определили, что его площадь составляла около 90 м2, а по письменным свидетельствам (китайские паломники утверждали, что она была высочайшей в Индии) в высоту она достигала около 210 метров и была покрыта драгоценными камнями. В 1908-1909 годах археологи обнаружили в камере под ступой позолоченный реликварий, который считают принадлежащим Канишке и даже датируют первым годом его правления. В ковчежце нашли три фрагмента костей, которые кушаны считали принадлежащими Будде. Ныне сам реликварий находится в Пешаваре, его копия - в Британском музее, а предполагаемые останки Будды англичане, занимавшиеся раскопками, отправили в 1910 году в Бирму, где их было проще охранять. Длинная надпись на реликварии сделана греческим художником Агесилаем - «управителем работ государя Канишки в монастыре Махасена». На крышке изображен Будда на лотосовом пьедестале, ему поклоняются Браха и Индра, а по краю крышки - летят гуси, которые символизируют души, покидающие круг сансары. У некоторых из них в клювах греческие венки победителей. Сам Канишка изображен на стенке реликвария в окружении иранских богов Солнца и Луны.

Расцвет искусства Индии, возникновение новых культовых образов (прежде всего образа Будды), развитие основных тенденций архитектуры и скульптуры, заложенных при Маурьях, относятся к эпохе правления Кушанской династии (I в. до н. э. -- III в. н. э.). Кушанские правители создали огромную державу, включавшую в себя Северную Индию, области современных Пакистана, Афганистана и Средней Азии.

В I в. до н. э. в культовой архитектуре Индии появились пещерные храмы -- чайтьи. Примером может служить чайтья, находящийся в Карли. Перед пещерой возвышались две колонны, их увенчивали капители, подобные маурийским. Важнейшей деталью фасада пещеры является огромное подковообразное окно, которое служит главным источником света в храме. В пещеру ведут три входа, дающие начало коридорам, символизирующим путь Будды. Центральный коридор отделён от боковых рядами колонн со скульптурными капителями. В этом архитектурном пространстве, оживлённом скульптурой, создаётся необычный эффект игры света и тени, преображающий интерьер, символикой которого является ступа, помещённая в храме.

Скульптурные рельефы с мужскими и женскими фигурами, расположенными парами, украшают наружный фасад чайтьи в Карли. Возможно, здесь изображены дарители, на средства которых был построен храм. В трактовке мужских фигур сочетаются мужественность и мягкость. У них могучий разворот плеч и тонкая талия, но пропорции тела, мягкость и плавность форм близки к женским. Скульптуры женщин уподоблены традиционному для Индии изображению богини плодородия. Не исключено, что такая традиция оказала влияние на формирование идеала не только женской, но и мужской красоты, которая стала воплощением внутренней энергии и жизненной силы человека. Пары, изображённые на фасаде чайтьи, олицетворяют и два идеала красоты, и два начала в природе -- мужское и женское. Их соединение рождает всё живое на земле.

В буддийской архитектуре возведение оград вокруг храмов и ступ стало традицией. Ограды и ворота по-прежнему обильно украшали скульптурой, рельефными композициями. Тораны ступы в Санчи (I в. до н. э.) широко известны рельефами, которые составляют здесь единое целое с архитектурой.

На рельефах предстают люди и животные, архитектурные мотивы, бытовые предметы, растительные орнаменты. Особенно выразителен образ якшини с восточной тораны. Обнажённый стан древесной богини изящно изгибается, руки тянутся к стволу мангового дерева и его пышной кроне. Движения её легки и грациозны, поза свободна и естественна. Эталоном красоты женщины и богини плодородия по-прежнему остаются подчёркнуто округлые бёдра и бюст.

В религии буддизма и индуизма огромное значение придаётся цар ству животных. В представлении индийца, люди, животные, растения и даже высшие божества всегда связаны между собой неразрывными узами. В многофигурных сценах поражает ощущение всепроникающей жизни, энергии, одушевляющей все формы. Любовь к природе, преклонение перед её мощью и изобилием, жизнь, торжествующая во всех проявлениях, -- вот основная тема индийского искусства, и в частности архитектурно-пластического ансамбля в Санчи.

В I--IV в. н. э. в художественной культуре Индии произошли значительные перемены. В изобразительном искусстве Будду стали представлять в облике человека, а не в виде символов -- священного дерева Бо, Колеса Закона и т. д. В этот период среди прочих выделяются три основные школы буддийской скульптуры: Гандхара (северо-запад), Матхура (север) и Амаравати (юг).

Гандхара (ныне в Пакистане) -- древняя историческая область в Северо-Западной Индии. Гандхарское искусство достигло расцвета на рубеже I--II вв. Под влиянием культуры стран, расположенных западнее Индии, в Гандхаре образ Будды приобрёл эллинистические черты. Ранним типом гандхарского Будды может считаться его изображение из Хоти-Мардана (II в.). Эта статуя стоящего Учителя отличается прекрасным исполнением. Многочисленные складки одежд окутывают всю фигуру Будды. Правильные пропорции гибкого стройного тела выдают греческую традицию в скульптуре. Однако в образе прослеживаются и индийские черты. Прежде всего в статуе подчёркнута внутренняя сосредоточенность, а не физическая красота.

На грани между индийской и эллинистической традициями создана статуя сидящего Будды из Тахт-и-Бахи (около 300 г.). Облик Учителя ясен, полон умиротворения и сосредоточенности, предельно спокоен. Поза Будды со скрещёнными и поджатыми ногами, с вывернутыми кверху подошвами -- поза «лотоса» -- с того времени стала канонической для всех школ буддийской скульптуры. Пальцы «поучения». В индийской пластике начала формироваться система мудр, когда определённые этапы священного пути Будды выражали через специфическое положение рук, ладоней и пальцев. Накинутое на плечи Будды одеяние, собранное в складки, полностью закрывает тело Будды, не скрывая, впрочем, его крупных форм.

Другим центром развития скульптуры была Ма"тхура. Здесь был создан образ Будды, получивший чисто индийскую трактовку, а также образы других буддийских персонажей. Будду в матхурской пластике часто сопровождают бодхисаттвы (помощники Учителя) или якши. Округлые лица изображений озарены лёгкой улыбкой, а позы очень динамичны.

На стеле из Катры (начало II в.) предстаёт Будда, сидящий на тро-не, который поддерживают три льва. Его поза энергична, тело име-ет плавные, женственные очертания. Жест Будды -- согнутая в локте и поднятая правая рука -- означает одобрение. Накинутый на левое плечо плащ не скрывает полуобнажённое тело и служит скорее украшением. Лицо Будды, круглое, с пухлыми губами, сложенными в лёгкую покровительственную улыбку, спокойно и бесстрастно. Он смотрит прямо перед собой, как это и предусматривает его жест одобрения. За головой божества находится нимб, за спиной располагаются две мужские фигуры с опахалами. Возможно, это бодхисаттвы или якши.

В Амаравати образ Будды впервые появился в скульптурном рельефе на хорошо сохранившихся облицовочных плитах ступы (II в.). Будда из Амаравати предстаёт сидящим в позе «лотоса» на троне; нимб, как зонт, прикрывает его голову. Изображения Будды на этих рельефах достаточно условны, в них нет такого количества деталей, как в скульптуре, принадлежащей другим школам.

Самобытное искусство различных регионов Древней Индии, развиваясь, положило начало художественным традициям следующего периода -- искусства империи Гуптов (IV--VI вв.).

Кушанское царство испытало большое влияние эллинистической культуры. В частности, кушанское письмо было основано на греческом алфавите с добавлением одной оригинальной буквы для обозначения фонемы /ш/.

Буддизм при кушанах в широких масштабах проникает в Бактрию и в некоторые области Средней Азии. Это объясняется не только тем покровительством, которое кушанские цари оказывали буддизму. Возросшая его популярность связана с ролью буддизма как идеологии, близкой и понятной в первую очередь городскому населению, численность которого в Кушанском государстве была весьма велика. Буддизм выработал новый взгляд на личность, проповедовал равенство людей, по крайней мере в духовной области. Утвердившийся при Канишке вариант буддизма значительно упростил «путь к спасению». Все это способствовало превращению буддизма в подлинно массовую религию, популярную как у рядовых горожан, так и в среде городской верхушки.

Вместе с тем, увлечение буддизмом не привело к вытеснению местных народных культов и зороастризма. Продолжали сооружаться монументальные храмы огня и небольшие домашние святилища, в которых центральное место занимал алтарь для возжигания священного пламени.

Характерной чертой кушанской культуры является тесная связь с городами и распространение урбанизированной культуры в сельской местности.



Рельеф столба ограды от ступы. Бхархут. Период династии Шунгов, середина II в. до н. э.

Страж (дварапала). Рельеф на внутренней стороне первого столба Восточных ворот Большой ступы № 1. Санчи

Статуя сидящего Будды

Кушанские воины


Бактрийская военная знать в эпоху Канишки I Великого (1-я половина II в. н. э.).


Кушанские монеты

Кушанское царство.(Васудева III,статер. 320н.э)

Кушанское царство.(,. Хувишка.динар.152-192 гг н.э)

Кушанское царство. Хувишка.динар.152-192 гг н.э)


Первый правитель Кушанского цаства

Первоначально Куджула был удельным князем одного из пяти племён юэчжи и местообитанием его племени был район Бекабада, в Северном Таджикистане.

Вслед за тем Куджула подчинил себе остальные четыре княжества, а потом предпринял поход на Бактрию и быстро овладел её столицей Ланьши.

По свидетельству Страбона в те времена племя асиев выступило на тохаров и одержало блистательную победу, Куджула Кадфиз стоял во главе племени асиев.

В 47 г. он отразил нападение парфянского принца и предпринял поход против зависимого от Парфии царства Гаофу.

Каджула заключил союз с Гермеем , царём Гаофу , который намеревался объединить удельные княжества в противовес могущественной Парфии. Он поддержал царя и помог создать ему могущественное независимое царство.

Став верным соратником Гермея, после его кончины Куджула Кадфиз занял его престол.

В последующем, Куджула Кадфиз отправился в поход на крупное царство Цзибинь в Северной Индии и покорил его.

Он прожил до 80 лет, его наследник, Вима Кадфиз , занял трон уже в пожилом возрасте.

Кушано-индийское оружие


Кушанское царство и классическая индийская культура

В середине I в. н. э. на территории Бактрии произошло объединение племен под началом Кушанской династии. В конце I – начале II в. Кушанам удалось захватить почти всю Северную Индию, создав одну из величайших держав в истории Древнего мира. Кушанское время – эпоха расцвета городов и ремесел, международной торговли, связавшей далекий Китай и Римскую империю. В этот период были проложены морские пути из Александрии Египетской в Западную и Южную Индию: об этом свидетельствуют находки античной керамики и многочисленных кладов римских монет, насчитывающих десятки тысяч экземпляров.

Кушанские монеты по своему весовому стандарту следуют римским. На них изображаются греческие боги и герои – Гелиос и Геракл, иранские – Ахурамазда и Митра, индуистские – Шива со своим вечным спутником – священным быком, а также Будда. Надписи Кушан разноязычны. Самый известный правитель Кушанской династии – Канишка (начало II в.). Кушанский царь принимает титулатуру, в которую входят традиционные для разных народов обозначения: он и «царь царей», и «великий спаситель», и «сын божий», и «цезарь» (кайсара).

Кушанская царица. I век до н.э.


Реконструкция Т.С. Балуевой, создана в 1986 году.

В 1978 году при раскопках древнего могильника на холме Тилля-Тепе («Золотой холм») в Северном Афганистане было найдено шесть богатых, возможно царских захоронений. На этой территории после распада огромной империи Александра Македонского в III веке до н.э. возникло Греко-Бактрийское государство. В I веке до н.э. оно было завоевано степными кочевниками-кушанами. Кочевники, перейдя к оседлости, переняли многие элементы бактрийской культуры и создали обширное Кушанское царство, просуществовавшее около пятисот лет. В захоронениях было обнаружено двадцать тысяч золотых ювелирных изделий. Среди них привозные вещи из Греции, Рима, Индии, Китая и украшения местных бактрийских мастеров. В одном из шести захоронений некрополя Тилля-Тепе в деревянном гробу лежала женщина, похороненная с необычной пышностью. О ее принадлежности к правящей элите свидетельствуют золотая ажурная корона, украшенная жемчугом и бирюзой, и золотой скипетр. Золототканые погребальные одеяния имели пышную отделку. Длинное платье было расшито жемчугом и сотнями инкрустированных самоцветами золотых бляшек. Платье украшала золотая фигурка крылатой богини, напоминающей греческую Афродиту. Поверх платья на покойной был надет длинный халат с золотыми застежками. Ажурные золотые подвески были украшены изображением восточной богини живой природы. Рядом с погребенной найдены два зеркала и плетеная корзиночка с парфюмерными и косметическими принадлежностями. В руке была зажата серебряная монета, а за щекой – золотая, символизирующие плату Харону за переправу в царство мертвых. Это соответствует древнегреческим погребальным обрядам. Эта женщина бесспорно занимала верхнюю ступень в той прослойке пришельцев-кочевников, которая на рубеже нашей эры стала управлять Бактрией. На реконструкции она показана без золотой короны и почти без украшений. Ее череп имеет характерную деформацию, придающую голове удлиненную форму.

Кушанские воины



Кушанский рельеф


Царь Канишка

Голова принца Кушанского царства

Беспокойное время рубежа пашей эры, когда Средняя Азия была раздроблена на множество мелких владений, сменилось в I в. н. э. периодом объединения южных ее областей - Бактрии и Согда под властью царей из юечжийского племени гуйшуан (кушаыов), распространявших свое влияние, вероятно, и на другие области Средней Азии, в частности в отдельные периоды на Хорезм и Фергану.

Сообщение китайской летописи «Истории младшей династии Хань» (Хоуханыпу) позволяет восстановить, правда в самых общих чертахf развитие событий, которые привели к возвышению кушанов.

«Когда Дом Юечжы был уничтожен хуннами,-говорится в китайской летописи,- то он переселился в Дахя [Бактрию], разделился на пять кня­жеских домов: Хюми, Шуанми, Гуйшуан, Хисйе и Думи. По прошествии с небольшим ста лет гуйшуанский князь Киоцзюкю покорил прочих че­тырех князей и объявил себя государем под названием гуйшуанского. Он начал воевать с Аньси [Парфией], покорил Гаофу, уничтожил Пуду и Гибинь и овладел землями их. Киоцзюкю жил более восьмидесяти лет. По-смерти его сын Яньгаочжень получил престол и еще покорил Индию, управление которой вручил одному из своих полководцев.С сего времени Юечжы сделался сильнейшим и богатейшим Домом. Соседние государства называли его гуйшуанским государем, но китайский Двор удержал преж­нее ему название - Большой Юечжы».

Название одного из юечжийских племен, а затем и государства - гуй­шуан и имена первых царей этого государства были сопоставлены с име­нами царей династии кушанов, сохранившимися на древних монетах и в ряде надписей. На территории Средней Азии и в Индии в большом коли­честве встречаются древние монеты, на которых читается имя царя Куд-жулы Кадфиза, а на других Гима или Вима Кадфиз. Первый, несомненно, тождествен с Киоцзюкю китайской хроники, второй, может быть, отождествлен с сыном и преемником первого - Яньгаочженом. С правлением обоих Кадфизов был связан быстрый подъем могущества юечжийского го­сударства, ставшего теперь государством кушанов.

Время возникновения кушанского царства точно неизвестно. Вообще почти вся хронология кушанского периода в значительной мере условна. Можно предположить, что основа кушанского владычества была заложена еще в середине I в. до н. э. юечжийским правителем Гераем, отцом или де­дом Кадфиза I. Монеты Герая, чеканенные по греко-бактрийскому образ­цу, находят в южных районах Средней Азии и в Северном Афганистане. Правление Куджулы Кадфиза падает на первую половину I в. н. э. В те­чение его царствования было завершено объединение юечжийских княжеств. Кадфиз I нанес поражение парфянским и сакским правителям к югу от Гиндукуша, подчинил бассейн Кабул-Дарьи, Кашмир и таким образом в конце его правления владения кушанов охватили обширную область от Согда на севере до верхнего Инда на юге и от Памира на востоке до пар­фянских владений на западе. Его сын и преемник Вима Кадфиз (Кадфиз II), правление которого охватывает часть второй половины I в. н. э., продол­жал завоевательную политику своего отца. Он повел наступление на индо-парфянские и индо-греческие владения в бассейне Инда и в Пенджабе, в результате чего последние греческие владетели Индии либо лишились престола, либо признали себя подданными могущественного повелителя кушанов. Индо-парфянские князья сохранили лишь остатки своих вла­дений на Нижнем Инде. На юге территория кушанского царства дости­гла Бенареса. Центр кушанского государства при первых правителях находился, очевидно, в Средней Азии, возможно в Согде (в Кушании на Зеравшане). Завоеванными на юге странами управлял наместник царя.

Наибольшего расцвета достигла кушанская держава при третьем царе- Канишке1. Он, повидимому, не являлся прямым наследником Кадфиза I и Кадфиза II, а принадлежал к другой ветви кушанской династии. Прав­ление его представляет важный этап в истории кушанского государства. При нем произошло укрепление и расширение власти кушанов в Индии, широкое распространение буддизма и перенесение столицы в северо­западную Индию (в Псшавер). Перенос политического центра государ­ства в Индию положил начало ослаблению связей кушанов со Средней Азией. Канишка вел успешную войну с Парфией и активно вмешивался в дела Восточного Туркестана, добиваясь ослабления власти Китая в этой стране. Военные действия Китая и отчасти кушанов привели к ликвидации в I-II вв. н. э. угрозы нападения на Восточный Туркестан со стороны гунн­ских племен. Около 90 г. н. э. 70 000 армия кушанов, выступившая в по­ход против Китая, была разбита знаменитым полководцем Бань Чао - китайским наместником в Восточном Туркестане. Но вскоре положение изменилось. Китайская летопись Хоуханьшу подробно рассказывает о том, как после 116 г. н. э. юечжийский государь поставил правителем в Кашгаре своего ставленника Ченьпаня1. Свидетельством кушанского владычества в Восточном Туркестане служат кушанские и китайско-кушанские монеты, а также документы, написанные почерком карошти, и другие предметы индийского происхождения, находимые в оазисах этой страны. К концу правления Канишки области Кашгар, Яркенд и Хотан входили в состав его государства, распространившего свои границы от нижнего Инда до Хотана и до Бенареса на юге. Северная граница кушанского царства в Средней Азии, очевидно, часто менялась и не может быть определена точно.

Для правления Канишки характерны не только завоевания. Им была развита энергичная деятельность по строительству в северной Индии ряда городов, один из которых - Каыиспор до сих пор носит имя своего осно­вателя. При дворе Канишки жили крупные индийские писатели и философы.

Расширились экономические и политические связи государства. В 99 г. кушанское посольство посетило Рим. Многочисленные римские монеты и изделия этого времени, находимые на территории кушанского царства (в Средней Азии и Индии), а также художественные произведения Индии, находимые в Италии (Помпеи), говорят о значительных экономических связях кушанов с западом. Об этом же сообщает и китайская хроника Хоуханьшу, упоминающая о товарах (предметы роскоши), которые по­ступали из Дациня (римской империи) в Индию2. Китайские хроники рас­сказывают о неоднократных посольствах из кушанской Индии в I-II вв. н. э. в Китай, приезжавших через Южный Китай. На севере через Среднюю Азию шел торговый путь в Восточную Европу.

Кушанское царство первых веков нашей эры являлось одним из сильнейших рабовладельческих государств того времени, державой мирового значения, которая может быть поставлена в один ряд с парфянским цар­ством, Римской империей и Китаем ханьского периода.

Кушанское государство, как было сказано, занимало обширную терри­торию, подчинив многие племена и народы. Формы их зависимости и сте­пень подчинения кушанам были различными. На политическую обстанов­ку в Средней Азии первых веков нашей эры сильное влияние оказывала борьба кушанского царства с парфянским царством и гуннским объеди­нением, созданным Хоянь-князем. Китайские летописи сообщают о неод­нократных нападениях Хоянь-князя - предводителя северных гуннов в 126-151 гг. н. э. на владения Восточного Туркестана. Власть Хоянь-князя, очевидно, распространялась частично также и на Среднюю Азию. Это подтверждается сведениями Бэй-ши о стране Судэ в Приаралье. «Вла­дение Судэ,-согласно Бэй-ши,-находится от Луковых гор на запад; в древности называлось Яньцай и Выньнаша; лежит при большом озере, от Кангюя на северо-западе… Некогда хунны, убив владетеля судэского, овладели землями его. Владетель Хуни составлял уже четвертое коле­но после того события»1. Столкновения между кушапами и парфянским государством происходят почти в течение всей истории кушанского цар­ства. Граница между владениями кушан и парфян в Средней Азии прохо­дила по Мервскому оазису, который в течение некоторого времени нахо­дился в составе кушанской империи2. Борьба между кушанами и парфян­ским, а позднее сасанидским государством завершилась в III в. н. э. разгромом и распадом кушанской державы.

Зависимость ряда областей Средней Азии, особенно отдаленных от центра кушанского царства, была ограниченной и слабой. Довольно рано, на рубеже II-III вв. н. э., освободился Хорезм. В значительной степени была самостоятельной Фергана, в которой правила своя династия непре­рывно с 220 по 419 г.

Археологические исследования позволили установить, что кушанский период явился для Средней Азии временем большого подъема хозяйствен­ной и культурной жизни, основывавшейся на значительном развитии ра­бовладельческих отношений.

О крупном расширении ирригационной сети Средней Азии в это время свидетельствует то, что обширные пространства ныне пустынных степей в Хорезме, Согде, Бухаре, Фергане и других областях в кушанский пе­риод были обжиты и являлись цветущими оазисами. В это время действо­вали такие крупные каналы,как Черменъяб и Гавхорэ в Хорезме,Гау-Кит-фар в Бухаре, Даргом в Согде.

Развитая ирритация служила основой высокого расцвета пашенного земледелия, являвшегося ведущей отраслью хозяйства. В это время появи­лась соха-омач с железным сошником (Тали-Барзу II), ставшая одним из важнейших сельскохозяйственных орудий. В конце кушанского периода появились ручные жернова, сменившие широко распространенные в пред­шествующее время зернотерки. Можно предполагать, что некоторые отрасли сельского хозяйства носили товарный характер. Так, напри­мер, большое количесто вина, хранившегося в богатых домах, предназна­чалось, очевидно, не только для личного потребления, но и для продажи.

Значительного развития достигло в оседлых районах и скотоводство, особенно специализированное коневодство. В Фергане продолжали раз­водить знаменитых даваньских коней. (В последний раз даваньские ло­шади упоминаются в числе подарков китайскому двору в 479 г.) Славились своими конями и другие районы, как, например, Бактрия (Хутталян). Изображение коня было одним из излюбленных сюжетов. Известны на­скальные рисунки коней возле сел. Араван в Фергане, передающие облик породистых верховых, очевидно даваньских, коней1. Очень часто изобра­жались лошади на монетах и на серебряных изделиях.

Высокого уровня достигло и горное дело. Добыча железа, серебра и золота (Карамазар), ртути и киновари (южная Фергана), разработки строительного камня (возле Термеза) и других полезных ископаемых про­изводились в довольно больших масштабах.

Большой подъем переживала городская жизнь. Кушанский период является временем наибольшего и повсеместного распространения оседлых поселений. Города кушанского периода как об этом можно судить по многочисленным их развалинам, дошедшим до нас в виде городищ, являлись укрепленными поселениями. Крепостные стены из крупного сырцового кирпича с многочисленными прямоугольными, а позднее и круглыми башнями окружали города. Жилище правителя (паря) находилось в обо­собленной цитадели, которая имела обыкновенно дополнительные укрепле­ния. В городах, являвшихся часто центрами самостоятельных оазисов государства, большую роль играли старейшины (гуй жень - именитые люди китайских летописей) - главы аристократических семейств. Им подчинялось все остальное свободное население города, жившее семей­ными общинами. Семейная община объединяла группу родственников и зависимых лиц, а также и рабов.

Поселения были разнообразны по своему типу, размерам и значению. Наиболее характерны городища, построенные по единому, заранее про­думанному плану. Они имели правильную прямоугольную планировку с симметрично расположенными кварталами. Характерными являются городища КалаиМир и Кей-Кобад-шах в Бактрии,Куня-Уаз и Топрак-кала в Хорезме, Мархаматское в Фергане и др. Все они занимали большую площадь в несколько десятков гектаров. Некоторые из них занимали ог­ромные для того времени пространства, как Мерв (350 га) и Самарканд (до 100 га).

Значительную часть жителей городов составляло неземледельческое население, занимавшееся ремеслом и торговлей. Города СредгюйАзии стали в кушанский период административно-политическими, ремесленно-торговыми и культурными центрами оазисов страны.

Основная масса земледельческого населения жила в отдельных, рас­положенных разбросанно, домах-усадьбах и небольших сельских общин­ных поселениях площадью в 0,01-1-2 га.

Археологические материалы позволяют довольно полно охарактери­зовать такие ремесла, как литейное и ювелирное, строительное дело и обработку камня, ткачество, и особенно детально проследить развитие гончарного производства. В древнем Термезе были открыты следы дея­тельности металлистов кушанского периода. В ремесленных кварталах,

занимавших северо-восточную часть древнего Мерва, жили гончары, мастера, изготавливавшие терракотовые статуэтки (идольчиков), ма­стера по обработке металла (железа и меди). Здесь найдено большое коли­чество шлака, инструментов, разных приспособлений (сопла, литейные формы, остатки горнов) и готовых изделий. На городище Афрасиаб в слое кушанского времени обнаружены остатки гончарной мастерской с предметами оборудования, с запасом глины, приготовленной для ра­боты, формами для изготовления статуэток и готовыми необожженными сосудами.Обжигательные керамические печи, относящиеся к этому же пе­риоду,открыты и в других местах Средней Азии (Ер-Курган в Карши,Айр-там у Термеза, Мунчак-тепе в Усрушане)2. Искусные мастера изготовляли тонкостенную прекрасного качества посуду, поверхность которой по крывалась плотным блестящим красным ангобом. Глиняная посуда ку-шанского времени по своему облику и качеству во многом напоминает современную ей римскую керамику.

Находки литейных форм для изготовления украшений (в Мунчак-тепе в древней Усрушане), а также и разнообразных украшений в Хорезме, на Фархадстрое, показывают высокие достижения и своеобразие местного ювелирного ремесла, не уступавшего лучшим образцам ювелирной работы Индии и стран Ближнего Востока.

Производство носило товарный характер. О широком развитии товарно-денежных отношений говорят многочисленные находки монет. В обращении находилась не только золотая и серебряная монета крупного номинала, но и мелкая медная монета, что свидетельствует о глубоком проникновении денежных отношений в повседневный быт населения и о развитии внутрен­ней торговли. Известно, что первые кушаны чеканили серебряную монету, что объясняется тесными связями с Парфией и индо-парфянскими царствами на территории Индии, имевшими серебряную валюту. Позднее кушаны провели реформу монетной системы и перешли па золото. Это произошло при Виме Кадфизе, когда получила большое развитие международная торговля и установились непосредственные связи с Рим­ской империей, в которой господствовала золотая валюта.

В южных районах Средней Азии в обращении находились монеты ку-шанской, парфянской, а также и местной чеканки (последняя, однако, еще плохо изучена). В других районах - в Фергане и Чаче кроме них употребля­лись и поэтому часто встречаются медные китайские монеты ханьского времени.

Анализ монетных находок свидетельствует о неравномерном экономи­ческом развитии отдельных районов Средней Азии. В то время, как в Бактрии, Согде, Парфии и Маргиане товарно-денежные отношения полу­чили бесспорно большое развитие, в Хорезме, Чаче, Фергане и Семиречье денежное обращение играло значительно меньшую роль.

Развитию товарных отношений способствовали постоянный обмен и торговля между земледельческими оазисами (городами) и кочевниками.

Образование обширного кушанского государства содействовало значи­тельному развитию внешней торговли Средней Азии. Через Среднюю Азию проходили караванные дороги в Восточную Европу и в Северное Причер­номорье. Особенно тесные связи существовали между Согдом и Ферганой, с одной стороны, и Китаем, с другой стороны. Об этом убедительно свиде­тельствует большое количество находок в разных местах Средней Азии китайских монет, бронзовых зеркал и других предметов китайского про­исхождения. Развитие этой торговли привело к появлению в конце кушан ского периода (III-IV вв.) торговых колоний согдийцев в Восточном Тур­кестане. Найденные в Дунь-хуане документы на согдийском языке ярко характеризуют торговые связи Согда с Китаем. Согдийские документы и некоторые более поздние источники содержат также ценные сведения о рабовладении в Средней Азии в первых столетиях нашей эры. Значи­тельное развитие городской жизни, ремесла и товарно-денежных отно­шений в Средней Азии является показателем развитых классовых - рабо­владельческих отношений в кушанский период.

Изучение антропологических материалов показывает, что население Средней Азии было разнородным. Население среднеазиатского междуречья принадлежало к европеоидному брахикранному типу, преобладающему в Средней Азии и получившему в науке название типа среднеазиатского междуречья, характерному и для современного таджикского и узбекского населения. Юго-западную часть страны занимало население другого - долихокранного европеоидного типа, ныне распространенного среди со­временного туркменского народа. В кушанский период впервые появились на территории Средней Азии и особенно в ее северо-восточной части и проникли в оседлые районы, вплоть до Бактрии, небольшие группы насе­ления монголоидного расового типа, или с примесью монголоидных при­знаков.

Кушанский период - это важный этап в истории Средней Азии. Он является прямым продолжением и дальнейшим развитием предшествую­щего периода III-I вв. до н. э., когда народы Средней Азии вступили в полосу интенсивного развития рабовладельческих отношений и уста­новили тесные связи с западными и восточными культурными странами.

Кушанский период является также важным этапом в развитии куль­туры народов Средней Азии.

Кушанская держава в период своего расцвета охватывала огромную территорию, населенную многочисленными народами. Эти народы говорили на различных языках, придерживались различных религиозных верова­ний. Существенные отличия видны также в их материальной культуре. Вместе с тем в кушанский период многие культурные явления получили весьма широкое распространение в различных районах.

Важным фактором в области идеологической жизни кушанской державы было распространение буддизма, находящееся в прямой связи с политикой кушанских царей и в первую очередь Канишки.

О поддержке, которую оказывали буддизму кушанские цари, красно­речиво свидетельствуют остатки многочисленных буддийских храмов-ступа и монастырей-сангарам и вихар, построенных в кушанское время в Индии, Афганистане и Восточном Туркестане. Сооружения такого характера воз­двигались при кушанах и на территории Средней Азии.

Для изучения вопросов идеологии и культуры этого времени важным источником служат монеты.

Ранние кушанские монеты во многом следуют греко-бактрийским традициям. Однако уже при Кадфизе I был выработан новый тип монет, получивший широкое распространение в кушанской чеканке. На лице­вой стороне изображался царь, стоящий во весь рост перед алтарем, а на оборотной стороне обычными стали изображения индуистского божества Шивы и многочисленных божеств среднеазиатского (восточноиранского)пантеона. Интересно отметить, что изображения Будды встречаются на моне­тах очень редко, и, судя но этому, не следует, полагаясь на буддийскую традицию, считать буддизм государственной религией кушанской державы в полном смысле этого слова.

Монеты кушанских царей свидетельствуют также о важных измене­ниях в языке и письменности. Кадфиз I наряду с греческой легендой по­мещал на своих монетах надписи письмом карошти. Однако со времени Канишки оно более на кушанских монетах не встречается. Языком надписей в кушанской державе стал один из восточноиранских (среднеазиатских) языков - тохарский, близкий к языку центральноазиатских саков. В то же время греческий алфавит был приспособлен к этому языку.

Произошла также замена старого селевкидского летоисчисления новой, так называемой кушанской эрой, ведущей счет со дня воцарения Канишки.

Из среднеазиатских областей наибольшую роль при кушанах играла Бактрия, получившая в это время название Тохаристан и являвшаяся одной из центральных областей кушанского государства.

Вероятно, именно к первым векам нашей эры относится широкое рас­пространение в Тохаристане буддизма, о чем свидетельствуют археологи­ческие памятники. Например, в пригороде Термеза обнаружены два буддийских монастыря с пещерными помещениями и наземными построй­ками, украшенными настенными росписями и каменными статуями.

Обломки каменных статуй Будды и бодисатв найдены также в ряде других мест в окрестностях Термеза.

Однако в Тохаристане в первые века нашей эры продолжали существо­вать и древние местные верования. Так, очевидно, почиталось местное бо­жество р. Вахш - Аму-Дарьи - Охшо. Почитались, видимо, также бо­гини Нана, Ордохшо, Хванинда и другие божества восточно-иранского пантеона.

Женское божество, возможно Нану или Ордохшо, изображают глиня­ные статуэтки, найденные на городище Кей-кобад-шах и в районе Термеза.

С культом огня связаны, вероятно, небольшое святилище, раскопанное па Мунчак-тепе, и храм в местности Сурх-коталь, к югу от Кундуза.

Письменность Тохаристана представлена рядом археологических на­ходок. В г. Сталинабаде, например, был найден глиняный сосуд с тохар­ской надписью греческими буквами. Надписи такого же характера обна­ружены на двух каменных плитах, найденных возле храма Сурх-Коталь. Отдельные буквы этого письма открыты также на сырцовых кирпичах городской стены Кей-кобад-шаха. Распространено было и письмо карошти. Так, в Термезе был найден обломок сосуда, изготовленного из местной породы камня, с частью надписи карошти. Надпись алфавитом карогпти обнаружена также в урочище Даршай на Памире.

Ни один из архитектурных памятников кушанского времени в Тоха-ристане полностью не раскопан, и мы можем судить лишь об отдельных архитектурных деталях и о некоторых типах буддийских культовых со­оружений.

Основным строительным материалом в Тохаристане оставался крупный квадратный кирпич-сырец и, возможно, пахса. Однако широко приме­нялся также и камень для изготовления различных архитектурных деталей (капителей, баз, карнизов и т. п.).

Важным элементом архитектуры являлись деревянные колонны с ка­менными профилированными базами и капителями коринфского ордера. Эти колонны поддерживали плоскую деревянную кровлю - наиболее распространенный вид перекрытия.

Стены здания часто украшались пилястрами, поверхность стен покры­валась белой штукатуркой, а иногда и живописью.

Ярким памятником скульптуры служит найденный в местности Айр-там близ Термеза фриз с изображениями отдельных поясных фигур музы­кантов с различными инструментами и гирляндоносцев, отделенных друг от друга листьями аканфа.

Реализм изображений, широкое использование листьев аканфа, как основного элемента скульптурного орнамента, одежды, напоминающие костюмы римской империи, и обильные украшения, являющиеся неотъем­лемой принадлежностью индийских костюмов, органически сочетаются в айртамском фризе, сближая его с памятниками так называемого греко-буддийского, или гандхарского, искусства, получившего в то время широкое распространение в граничащих с Тохаристаном районах северной Индии и юго-восточного Афганистана.

В отличие от монументальной каменной скульптуры, находящейся в теснейшей связи с буддийской архитектурой, глиняные статуэтки Тохаристана сближаются по тематике и по стилю не с индийскими памят­никами, а с глиняными согдийскими фигурками.

На высоком уровне стояло в Тохаристане керамическое производство. Посуда изготовлялась на гончарном круге и отличалась исключительным изяществом и разнообразием форм..Посуда была либо красноглиняной с красным или коричневым ангобом, либо сероглиняной с серым или черным ангобом. Наиболее характерными типами красноглиняной керамики были пысокие бокалы на фигурной ножке и небольшие корчаги с двумя ручка­ми, а позднее - крупные кувшины и широкие тарелки с двумя вертикаль­ными ручками. Для сероглиняной керамики были типичны открытые чаши-тарелки с отогнутым бортом. Широко применялся врезанный орна­мент (волнистые и горизонтальные линии), кружковый орнамент и мелкие штампы с различными знаками преимущественно растительного характера

Особо следует отметить появление ряда форм, характерных для се­верных районов Средней Азии,- высоких крынок с ручкой в виде фигурки животного.

В отличие от Тохаристана, на культуре более северных областей Средней Азии - Согда, Хорезма, Чача и Ферганы влияние буддизма сказалось в меньшей степени.

В Согде, судя по глиняным статуэткам, найденным в основном на го­родище Афрасиаб, был распространен культ женского божества вод и плодородия - Анахит, которая изображалась облаченной в богатые одеж­ды и держащей в руке у груди плод граната. Встречаются также изобра­жения мужского божества, возможно Сиявуша, олицетворявшего уми­рающую и воскресающую природу. В Тали-Барзу найден обломок хума с нацарапанным изображением так называемого Гопатшаха - существа с телом быка и человеческой головой. Возможно, что в какой-то степени в Согде сохранилось также почитание античных героев и богов.

На наиболее ранних согдийских монетах II-I вв. до н. э. появились надписи алфавитом арамейского происхождения. К самому началу IV в. ы. э. относятся найденные в Восточном Туркестане (Дунь-хуань) согдий­ские документы, написанные этим же алфавитом. Несомненно, этим же алфавитом пользовались в Согде на протяжении всего рассматриваемого периода. Язык Согда был близок к языку Тохаристана, оба они относятся к одной группе восточноиранских языков.

Архитектура Согда кушанского времени изучена слабо. К первым ве­кам нашей эры относится цитадель крупного поселения Тали-Барзу. В центре холма здесь находилась высокая башня с узкими бойницами, вокруг нее располагался, видимо, обширный двор, окруженный единым строительным массивом в виде каре с башнями по углам. В башнях со-хранились два ряда узких бойниц, расположенных в шахматном порядке. Между башнями шел ряд узких комнат со сводчатым перекрытием. Таких комнат было несколько сотен. Наружной стеной их являлась внешняя сте­па крепости. Стены здания были построены из пахсы с прокладками из квадратного кирпича-сырца и покрыты глиняной штукатуркой.

Изобразительное искусство Согда кушанского времени представлено многочисленной мелкой глиняной скульптурой. Глиняные фигурки, по­мимо местных божеств, изображали часто музыкантов с различными ин­струментами, а также всадников верхом на конях, верблюдах и других животных. По трактовке человеческих фигур, черт лица и деталей одежды согдийские статуэтки сходны с некоторыми статуэтками Термеза и Хорез­ма, а в некоторых глиняных головках видны черты, близкие гандхарскому искусству. Однако в целом согдийская глиняная скульптура вполне само­бытна.

Своеобразна и глиняная посуда Согда той эпохи. Здесь встречаются два типа керамики - красноглиняная с красным и светлым ангобом и, реже, сероглиняная с черным ангобом; последняя в целом для Согда не харак­терна. Среди красноглиняной посуды встречаются распространенные в Тохаристане кубки на фигурной ножке и сосуды с ручками в виде фигуркиживотного, обычные для северных районов Средней Азии. Но большин­ство наиболее распространенных форм красноглиняной посуды характерно только для Согда. Таковы вазы на высокой ножке, сосуды с красной лен­точной росписью по светлому ангобу, кувшины типа энахои и другие сосуды с налепными головками под вертикальной ручкой.

Ярко выраженными индивидуальными чертами отличается и культура Хорезма, где влияние буддизма прослеживается лишь на отдельных мелких памятниках. Как и в Согде, здесь были широко распространены древние местные культы божества вод и плодородия Анахит и бога уми­рающей и воскресающей природы Сиявуша, который считался также пред­ком династии хорезмийских царей. Крупную роль играл, вероятно, культ божества Аму-Дарьи - Вахша, аналогичного тохаристанскому Охшо; по сообщению Бируни, это божество почиталось в Хорезме еще в мусуль­манское время.

На основе арамейского алфавита развилась собственная хорезмийская письменность, близкая согдийской. Памятниками этой письменности яв­ляются надписи на хорезмийских монетах и архив из 116 документов на коже и дереве, найденный в Топрак-Кале.

Главным строительным материалом в Хорезме попрежнему оставался крупный квадратный кирпич-сырец, применявшийся не только для кладки стен, но также и для возведения сводчатых перекрытий. Камень, как и в Согде, употреблялся крайне редко и применялся лишь для баз деревян­ных колонн, поддерживавших плоские деревянные кровли парадных помещений. Дворцовые постройки украшались монументальной скульптурой и живописью, причем, в отличие от Тохаристана, хорезмийская скульпту­ра изготовлялась из глины.

Замечательным памятником хорезмийской архитектуры является дворец в Топрак-Кале. Это было огромное, стоявшее на высокой платформе здание с тремя величественными башнями. Большая часть дворца состояла из двух этажей сводчатых помещений. В центре располагались большие парадные залы, богато украшенные скульптурой и росписью. В степах одного из таких помещений были сделаны ниши, в которых находились глиняные статуи, изображавшие сидящих царей в коронах. В другом зале находились изображения царей или богов и фигуры темнокожих воинов. Здесь же располагались помещения, украшенные рельефными изображениями деревьев, обвитых виноградными листьями, оленей, грифонов и т. п. К югу от центральной, парадной части дворца находились жилые помещения с различными настенными росписями. В восточной части здания были расположены хозяйственные и производственные помещения, в том числе мастерские по изготовлению луков.

Скульптура и живопись топрак-калинского дворца органически связаны с архитектурой. Скульптура имела характер барельефов, горельефов или объемных статуй и обычно была раскрашена.

В живописи геометрический и растительный орнамент сочетался с изображениями людей, животных, птиц и рыб.

В глиняной посуде Хорезма последних веков до нашей эры - первых веков нашей эры, как и в керамике других среднеазиатских областей, широко употреблялся красный ангоб, полосчатое лощение и прочерченный волнистый орнамент; распространены были кувшинообразные сосуды, бокалы на ножке, сосуды с ручками в виде фигурок животных, некоторые формы чаш, характерные для Тохаристана. Однако хорезмийская керамика сохраняла и своеобразные черты. Так, только для Хорезма характерны хумы и сосуды с расписным орнаментом в виде спиральных узоров я соединенных между собой кругов. Лощение получило здесь большее распространение, чем в какой-либо другой из среднеазиатских областей, причем наряду с обычным для других областей полосчатым лощением здесь применялись также другие виды его, например сетчатое и сплошное лощение.

Культура других среднеазиатских областей в кушанское время изучена слабее.

Для Чача последних веков до нашей эры - первых веков нашей эры характерны памятники, изученные в районе Ташкента, в первую очередь городище Каунчи.

Здесь открыты остатки крепостных сооружений и жилых построек из нахсы и кирпича-сырца. Как и в огде, перекрытиями в этих постройках служили сырцовые своды.

Керамика Чача, изготовленная в основном от руки, представлена большими плоскодонными мисками с желобчатым краем, украшенными брызгами бурого ангоба, кувшинами, крышками и мисками с вертикальной ручкой в виде фигурок животных.

О культурном своеобразии Ферганы свидетельствует ее керамика, наиболее характерной чертой которой является богатый разнообразный орнамент, процарапанный по сыроватому ангобу до обжига сосуда Кушанский период сыграл в истории культуры Средней Азии очень важную роль. Крупные культурные достижения отмечаются в это время почти во всех среднеазиатских областях.

При кушанах народы Средней Азии, развивая местные культурные традиции, освоили и творчески переработали ряд достижений античной культуры и культуры народов Индии, Китая, Ирана.

Куша́нское ца́рство, древнее государство в Центральной Азии. Возникло из княжества в Бактрии, возглавленного племенем (или родом) кушан. В период расцвета (кон. 1-3 вв. н. э.) включало значительную часть территории современных Средней Азии, Афганистана, Пакистана, Северной Индии и, возможно, Синьцзяна. От кушанской культуры сохранились многочисленные памятники искусства, особенно рельефы и статуи.

Начало государству Великих Кушан положило завоевание в конце 2 в. до н. э. ираноязычными кочевыми племенами Бактрии . Кочевники разделили захваченную страну на пять владений, одним из которых стало кушанское княжество. Процесс их консолидации был ускорен ростом угрозы со стороны индо-парфянского царя Гондофара (20-46 н. э.), который ок. 30 захватил долину Кабула и вплотную приблизился к южным пределам Бактрии. В этих условиях правитель кушанского княжества Куджула Кадфиз (30-79) подчинил своей власти остальных четырех князей, провозгласил себя царем, а затем, воспользовавшись распадом государства Гондофара и распрями между его наследниками, развернул наступление на юг. Сначала кушанский царь овладел долиной Кабула, позднее (65-79) завоевал Гандхару, Пенджаб, Кашмир и всю долину Инда.

Сын и наследник Куджулы Кадфиза Вима I Такто (79-86) раздвинул границы кушанского царства, присоединив к нему Матхуру (Центральная Индия). Третий представитель династии Кушан - Вима II Кадфиз (86-97) завершил завоевание долины Ганга (вплоть до границ совр. Бангладеш), а на западе присоединил к своим владениям Арахосию. Менее успешными были действия Вимы II Кадфиза в Восточном Туркестане, где китайскому полководцу Бань Чао на время удалось приостановить продвижение кушанской армии (90).

В правление Канишки I (97-120) Кушанское царство, простиравшееся от Гиссарского хребта в Узбекистане на севере до реки Нарбада в Индии на юге, переживает период наивысшего подъема. В 107 Канишка заключил союз с римским императором Траяном (98-117), а затем предпринял поход на запад (114-116) и отнял у парфян Сакастан и Гедросию. Канишке также удалось укрепить свою власть в Восточном Туркестане. Несмотря на то что основные владения Великих Кушан находились в Индии, династия, хотя и оказывала уважение индийским обычаям, по языку и культуре оставалась типично иранской. Именно при Канишке была создана кушанская (бактрийская) письменность, в основу которой лег греческий алфавит.

Период расцвета империи Великих Кушан продолжался и при непосредственных преемниках Канишки I - Хувишке (120-161) и Васудеве I (161-195). Но уже в правление Канишки II (195-214) все явственнее начинают проявляться признаки упадка: центральная власть слабеет, усиливается сепаратизм местных правителей, индийские и восточно-туркестанские области одна за другой отпадают от Кушан. Их положение стало еще более сложным, когда в Иране на смену ослабевшим Аршакидам пришли воинственные

Провинция . Государство имело дипломатические связи с , и .

Этнически разнородное население Кушанского царства общалось на . В Кушанском царстве развивался т. н. греко-буддизм. Кушанская цивилизация оставила заметный след в истории мировой культуры, соединив достижения многих народов.

Сам факт наличия огромной Кушанской империей был осознан историками в середине века. Сведения, сохранившиеся о Кушанской империи - эпизодические, разнородные и противоречивые. Хронология и история восстановлены преимущественно по сохранившимся монетам, китайским летописям (в частности "Хоу Хань Шу" - История Поздней династии ) и отдельным индийским и греческим свидетельствам. По поводу имён царей и хронологии продолжаются споры.

История

Основным ядром Кушанского государства первоначально была территория . Здесь после падения существовали мелкие политические образования, в том числе владения, подчинявшиеся вождям кочевых племен, в частности , уничтоживших власть греко-бактрийских царей. Эти кочевники довольно быстро восприняли традиции оседлой культуры. В частности, об этом свидетельствуют гробницы представителей знати, открытые советскими археологами в поселении Тилля-те-пе в Северном Афганистане.

В I веке до н. э. на территории Бактрии повсеместно снова проводятся новые каналы, создаются целые земледельческие оазисы, строятся города, продолжающие градостроительные принципы греко-бактрийского периода. Вскоре один из мелких правителей по имени Гермей, владелец царства Гаофу (Паропамисады или ).

Основателем Кушанской империи стал , по китайским сведениям - удельный правитель одной из групп , который в начале в. н. э. подчинил четыре других удельных княжества , располагавшихся на территории Бактрии, а затем и владения мелких греческих династов. Кадфизом была занята столица - город Ланьши, находящийся на месте городища Шахринау в 44 км к западу от .

Гермей, стремясь укрепить своё положение и получит независимость от , заключает союз с Кадфизом, и успешно объединяет несколько бактрийских княжеств, провозглашая себя царём царей (по аналогии с Парфянским императором), и помещая на обратной стороне своих монет Кадфиза как удельного князя. После смерти Гермея Кадфиз занимает его трон и объединяет оба царства - (по оценкам около года), после чего приступает к постепенному завоеванию соседних государств в и северном Пакистане.

В результате вся Бактрия оказалась объединённой под властью нового правителя, который принимает титул «царя царей». Затем Кадфизу I удалось утвердиться в ряде областей за . Выпуск монет с индийскими надписями свидетельствует о том, что в состав его владений вошло и индийское население.

Дальнейшее расширение кушанских границ произошло при сыне и преемнике основателя государства - или Кадфизе II. Он присоединил к Кушанской державе значительную часть северо-западной Индии, возможно, вплоть до . В результате Кушанская империя стала одной из крупнейших мировых держав, охватывающей значительную часть Средней Азии, территорию современного Афганистана, большую часть Пакистана и север Индии. На монетах Кадфиза II чаще всего встречается изображение индуистского бога с быком. Декларируя свою склонность к , царь, вероятно, стремился укрепить авторитет кушанской династии среди новых подданных.

Наибольшую известность из числа кушанских правителей получил , но по вопросу о времени его правления существуют значительные расхождения среди исследователей. Скорее всего, оно относится к первой трети II века н. э. При нём произошло определенное смещение главного центра Кушанской державы в сторону индийских владений. Столицей был город Пурушапура, современный . Канишка известен как покровитель . Впрочем, на монетах Канишки встречаются не только изображения , но и самых различных божеств - и греческие и , и индоиранские и Вертрагна, и многие другие.

Поскольку границы кушанских владений на западе непосредственно соприкасались с , а на востоке - с ханьским Китаем, нередко имели место военные столкновения. Особенно упорной была борьба в Восточном Туркестане в конце I - начале н. э., где кушанской армии удалось в конечном счете остановить ханьскую экспансию. В III веке н. э. кушаны потерпели поражение в столкновении с Сасанидским государством, пришедшим на смену Парфии. В Кушанское царство начало распадаться. Некоторое возрождение кушан отмечается в IV веке, но уже не достигшего былой славы.

Экономика

Кушаны унаследовали развитое сельское хозяйство Бактрии, основанное на поливном земледелии, что благоприятствовало высокой плотности населения, значительная часть которого проживала в городских центрах. Среди городов отчетливо выделяются два типа: города, издревле и постепенно формировавшиеся как крупные центры, и города, построенные под эгидой центральной власти по канонам, сложившимся еще в греко-бактрийский период. Значительное число городов второго типа показывает, что при кушанах продолжалась активная градостроительная политика.

Большие и малые кушанские города, как ранее существовавшие, так и вновь построенные, образовывали целую систему, связанную дорогами и караванными путями. Объединявшая их развитая внутренняя и внешняя торговля составляла характерную черту Кушанского государства. На одном из первых мест стояли торговые связи с западными странами - с и прежде всего с ее восточными провинциями. Торговля велась как по суше, так и по морю - через западные порты Индии. Сухопутная дорога шла на север, в Бактрию, и далее в Китай. Кушанские торговцы достигали , важнейшего торгового порта в Средиземном море.

В Рим направлялись пряности, благовония, драгоценные камни, слоновая кость, сахар. Особенно большое значение имела торговля рисом и хлопчатобумажными изделиями. Транзитом из Китая шли шёлк, кожи и другие изделия. Из Рима доставлялись ткани и одежды, изделия из стекла и драгоценных металлов, статуи и различные вина. В большом количестве ввозилась золотая и серебряная римская монета, клады которой довольно часто встречаются на территории Кушанской державы. Римское золото использовалось кушанами также для чеканки собственных монет. Кушанское правительство получало крупные доходы в результате взимания таможенных пошлин. При раскопках дворца наместника в городе Беграме была обнаружена сокровищница, заполненная вещами из Рима, Индии и Китая, которые скорее всего попали сюда в качестве пошлины с проходивших караванов.

Не меньшее значение имел внутренний товарообмен. Внутренняя торговля вела к развитию денежного обращения, хорошо прослеживаемого по находкам кушанских монет. Наряду с золотом кушанские правители в больших количествах выпускали мелкую медную монету, предназначенную для розничной торговли. Имеются сведения о том, что кушанский царь считался владыкой гаваней, рудников и таможен.

Внутренняя структура

Кушанская держава представляла собой централизованное государство во главе с «царем царей», личность которого иногда обожествлялась. Кушанские правители стремились создать особый династийный культ, посвящая ему специальные храмы. Глава государства опирался на разветвленный административный аппарат, в котором существовало множество рангов и градаций. Известны титулы великих сатрапов, просто сатрапов, наместников, «начальников границ» и некоторые другие. С ослаблением центральной власти, особенно при неудачах во внешних столкновениях, роль и значение правителей отдельных областей возрастали, что в конечном итоге повлияло на распад единой державы. Городами, возможно, также управляли царские наместники.

Наиболее сложен вопрос о социальной структуре Кушанской империи. Основной производственной единицей в сельском хозяйстве являлась сельская община налогоплательщиков. Вместе с тем здесь существовали и крупные централизованные хозяйства, принадлежавшие храмам и крупным собственникам. Можно предполагать, что в этих хозяйствах значительную роль играл труд рабов. Скорее всего формы эксплуатации в кушанском обществе были весьма разнообразны, включая различные варианты рабского и крепостного состояния.

Культура

Кушанское царство испытало большое влияние эллинистической культуры. В частности, кушанское письмо было основано на с добавлением одной оригинальной для обозначения фонемы /ш/.

Буддизм при кушанах в широких масштабах проникает в Бактрию и в некоторые области Средней Азии. Это объясняется не только тем покровительством, которое кушанские цари оказывали буддизму. Возросшая его популярность связана с ролью буддизма как идеологии, близкой и понятной в первую очередь городскому населению, численность которого в Кушанском государстве была весьма велика. Буддизм выработал новый взгляд на личность, проповедовал равенство людей, по крайней мере в духовной области. Утвердившийся при Канишке вариант буддизма значительно упростил «путь к спасению». Все это способствовало превращению буддизма в подлинно массовую религию, популярную как у рядовых горожан, так и в среде городской верхушки.

Вместе с тем, увлечение буддизмом не привело к вытеснению местных народных культов и . Продолжали сооружаться монументальные храмы огня и небольшие домашние святилища, в которых центральное место занимал алтарь для возжигания священного пламени.

Характерной чертой кушанской культуры является тесная связь с городами и распространение урбанизированной культуры в сельской местности.

В кушанской архитектуре, скульптуре и живописи определенное отражение и преломление нашли три художественные традиции. Прежде всего это весьма древние традиции бактрийской культуры с ее большими достижениями в области монументальной архитектуры. Вторым важнейшим компонентом было греческое искусство, глубокие корни которого в Бактрии определялись как значительным числом греко-македонских колонистов, так и проникновением эллинистических традиций в местную среду. Наконец, третьим компонентом было искусство Индии.

В кушанской архитектуре, как свидетельствуют раскопки, внешняя монументальная парадность дворцовых и храмовых комплексов сочеталась с пышностью внутреннего убранства. Живописные и скульптурные композиции последовательно и с большой детализацией развёртывали на стенах храмов и дворцов религиозные сцены и групповые портреты членов царской семьи в окружении воинов и слуг.

Смотри также

Ссылки

  • Боровкова Л.А. «Кушанское царство (по древним китайским источникам)». М., 2005, ISBN 5-89282-265-6.



Государства (средний исторический период)
Период: Северные царства Южные царства Зарубежные царства
Статьи по теме: