Описание игры сибирских народов олени схема. Олень — картинки и фото для детей, интересные факты. Русские народные игры

Цель игры: Отрабатывать бег широким шагом, прыжки животных, ориентироваться в пространстве. Передавать повадки зверей в соответствии с музыкой.

Дети изображают рога оленей, подняв руки вверх и передвигаться длинными прыжками. Олени будут жить около юрт и кустов, а медведи на другой стороне в овраге, в берлоге. Условным сигналом для начала игры является удар в бубен. «Олени» убегают и прячутся возле юрт, медведи их догоняют.

«Каюр и собаки». На противоположных краях площадки кладут параллельно два шнура. Игроки встают около них по три человека и берутся за руки. Двое из них - собаки, третий - каюр.

Каюр берёт за руки стоящих впереди собак. Дети тройками по сигналу «Поехали!» бегут навстречу друг другу от одного шнура до другого.

Варианты усложнений. Бежать можно только по сигналу. Выигрывает та тройка, которая быстрее добежит до шнура.

Можно предложить играющим преодолевать различные препятствия…

Ловля оленей

Играющие делятся на две группы. Одни - олени, другие - пастухи. Пастухи берутся за руки и стоят полукругом лицом к оленям. Олени бегают по очерченной кругом площадке. По сигналу «Лови!» пастухи стараются поймать оленей и замкнуть круг.

Правила игры . Ловить оленей можно только по сигналу. Круг замыкают тогда, когда поймано большее количество игроков. Олени стараются не попадать в круг, но они уже не имеют права вырываться из круга, если он замкнут.

Белый шаман

Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга - водящий. Это белый шаман - добрый человек. Он становится на одно колено и ритмично бьёт в бубен. Затем подходит к одному из играющих и отдаёт ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим.

ИГРЫ НАРОДОВ СЕВЕРА

Ловкий оленевод
Цель:
учить бросать мяч в вертикальную цель, соблюдать правила игры, развивать глазомер.
Правила игры: бросать мяч можно только с условного расстояния.
В стороне на площадке ставится фигура оленя. Оленеводы располагаются шеренгой лицом к оленю на расстоянии 3-4 м. от него. Поочерёдно они бросают в оленя мячом, стараясь попасть в него. За каждый удачный выстрел оленевод получает флажок. Выигравшим считается тот, у кого будет наибольшее число попаданий в оленя.
Рыбаки и рыбки
Цель:
упражнять в беге, развивать быстроту реакции.
Правила игры: ловить детей-рыбок можно только в кругу. Рыбки должны увёртываться от рыбаков. Кто поймает больше рыбок, тот лучший рыбак.
На полу лежит шнур в форме круга. В центре круга стоят трое детей – рыбаков, остальные игроки – рыбки. Дети-рыбки бегают по всей площадке и забегают в круг. Дети-рыбаки ловят их.
Белый шаман
Цель: учить детей соблюдать правила игры, развивать слуховое внимание.
Правила игры: если получивший бубен неправильно повторит ритм, он выходит из игры.
Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга - водящий. Это белый шаман – добрый человек, он становится на колени и бьёт в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдаёт ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим.
Ручейки и озёра
Цель: учить детей участвовать в играх с элементами соревнований, согласовывать свои движения с командой; развивать умение действовать по сигналу; воспитывать организованность, справедливость.
Правила игры: в ручейках дети бегают друг за другом, не выходя из своей колонны. Строиться в круг можно только по сигналу.
Игроки стоят в пяти-семи колоннах с одинаковым количеством играющих в разных частях зала (или площадки) – это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» - все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал «Озёра!» - игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги – озёра. Выигрывают те дети, которые быстрее построят круг.
Отбивка оленей
Цель: приучать детей чётко выполнять правила игры; закреплять умение метать мяч в цель; поддерживать интерес к играм народов севера.
Правила игры: бросать мяч можно только в ноги и только по сигналу. Метать мяч можно только с одного места.
Группа играющих находится внутри очерченного круга – это олени. Выбираются три пастуха, они за кругом. По сигналу «Раз, два, три – отбивку начни!» - пастухи по очереди бросают мяч в оленей. Олень, в которого попал мяч, считается пойманным, отбитым от стада. Каждый пастух отбивает пять-шесть раз. После чего он подсчитывает отбитых оленей.
На новое стойбище
Цель: совершенствовать двигательные умения и навыки детей; умение выполнять движения осознанно, быстро, ловко, красиво.
Правила игры: начинать движение надо в соответствии с сигналом.
Играющие становятся парами. В паре один – олень, другой – каюр. Упряжки стоят одна за другой. Ведущий говорит: «Оленеводы переезжают на новое стойбище». После этих слов все бегут по краю площадки, при этом каюры, подгоняя оленей, издают звук «кхх-кхх». Останавливаются по сигналу ведущего – это привал. Каюры отпускают оленей, которые бегут врассыпную. По сигналу «Упряжки!» - все должны построиться в прежней последовательности.
Каюр и собаки
Цель: учить согласовывать движения в команде; развивать морально-волевые качества: выдержку, настойчивость.
Правила игры: бежать можно только по сигналу. Выигрывает та тройка, которая быстрее добежит до шнура. Можно предложить играющим преодолевать различные препятствия.
На противоположных краях площадки кладут параллельно два шнура. Игроки встают около них по три и берутся за руки. Двое из них – собаки, третий – каюр. Каюр берёт за руки стоящих впереди собак. Дети тройками по сигналу «Поехали!» бегут навстречу друг другу от одного шнура до другого.
Олени и пастухи
Цель: учить отражать в игре быт народов севера; упражнять в имитировании движений оленя.
Правила игры: бегать надо легко, увёртываясь от маута. Набрасывать маут можно только на рога. Каждый пастух сам выбирает момент для набрасывания маута.
Все игроки – олени, на головах у них атрибуты, имитирующие оленьи рога. Двое ведущих (пастухи) стоят на противоположных сторонах площадки, в руках у них мауты - картонное кольцо или длинная верёвка с петлёй. Игроки - олени бегают по кругу гурьбой, а пастухи стараются накинуть им на рога маут. Рога могут имитировать веточки, которые дети держат в руках.
Куропатки и охотники
Цель: учить внимательно слушать команды, менять характер движений; учить сочетать замах с броском при броске мяча.
Правила игры: убегать и стрелять можно только по сигналу; мяч бросать только под ноги убегающих.
Все играющие – куропатки, трое из них охотники. Куропатки бегают по полю. Охотники сидят за кустами. На сигнал «Охотники!» все куропатки прячутся за кустами, а охотники их ловят – бросают мяч в ноги. На сигнал «Охотники ушли!» игра продолжается: куропатки опять летят.
Солнце (хейро)
Цель: учить согласовывать движения в большом круге; воспитывать справедливость, честность.
Правила игры: все игроки увёртываются от солнца при его поворотах.
Играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставными шагами, руками делают равномерные взмахи вперёд – назад и на каждый шаг говорят «Хейро!». Ведущий-солнце сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда солнце встаёт и выпрямляется, вытягивает руки в стороны. На сигнал «Раз, два, три – в круг скорей беги!» те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг.
Льдинки, ветер и мороз
Цель: учить доводить начатую игру до конца; развивать слуховое внимание; воспитывать дружелюбие.
Правила игры: выигрывают те дети, у которых в кругу оказалось большее число игроков. Договариваться надо тихо о том, кто с кем будет строить льдинку. Договорившиеся берутся за руки. Менять движение можно только по сигналу «Ветер!» или «Мороз!». В игру желательно включать разные движения: поскоки, лёгкий и быстрый бег, боковой галоп и т.д.
Играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:
Холодные льдинки,
Прозрачные льдинки,
Сверкают, звенят-
Дзинь, дзинь…
Делают хлопок на каждое слово, сначала в свои ладоши, затем в ладоши с товарищем. Хлопают в ладоши и говорят «Дзинь, дзинь…» до тех пор, пока не услышат сигнал «Ветер!». Дети-льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг – большую льдинку. На сигнал «Мороз!» все выстраиваются в круг и берутся за руки.
Ловля оленей
Цель: упражнять в беге; учить соблюдать правила игры;
Правила игры: бегать надо легко; ловить оленей по сигналу; круг замыкают тогда, когда поймано большее число игроков; олени стараются не попадать в круг, но попав в круг – уже не вырываются.
Играющие делятся на две группы. Одни – олени, другие – пастухи. Пастухи берутся за руки и стоят полукругом лицом к оленям. Олени бегают по очерченной площадке. По сигналу «Лови!» пастухи стараются поймать оленей и замкнуть круг.

Игры народов Дальнего Востока

Подвижная игра с вращающейся верёвкой

Подготовка к игре: длинная верёвка

Описание игры:

Из числа играющих назначаются учащиеся, которые будут вращать верёвку. Остальные участники по сигналу должны пробежать, через крутящуюся верёвку.

Правила игры:

Играющие, пробегая через вращающуюся верёвку не должны её задевать.

Вариант игры:

Учащиеся выполняют пробегание через вращающуюся верёвку различными способами: в парах, взявшись за руки; стоя спиной друг к другу; в тройках…

Подвижная игра «Оленьи упряжки»

Подготовка к игре: кегли, обручи, наглядно-оформительский материал – головной убор (рожки оленят)

Описание игры:

Играющие стоят по всему периметру зала, по двое (один изображает запряжённого оленя, другой – каюра). По сигналу упряжки бегут друг за другом, преодолевая препятствия: объезжают сугробы, перепрыгивают через бревно, переходят ручей по мостику. Доехав до стойбища (до противоположной стороны площадки), каюры отпускают своих оленей погулять. По сигналу «Олени далеко, ловите своих оленей!» каждый игрок каюр ловит свою пару.

Правила игры:

Преодолевая препятствия, каюр не должен терять свою упряжку. Олень считается пойманным, если каюр его осалил.

Вариант игры:

Две-три упряжки оленей стоят вдоль линии. На противоположной стороне площадки флажки. По сигналу (хлопок, удар в бубен) упряжки оленей бегут к флажкам. Чья упряжка первой добежит до флажка, та и побеждает.

Подвижная игра «Тройной прыжок»

Подготовка к игре: ровная спортивная площадка, мел

Описание игры:

В спортивном зале проводится черта, играющие становятся за неё. По очереди они прыгают от черты вперёд: в первых двух прыжках прыгают с одной ноги на другую, в третьем прыжке приземляются на обе ноги. Выигрывает тот, кто прыгнул дальше.

Правила игры:

Начинать прыгать надо от черты. Прыгать можно только указанным способом.

Подвижная игра «Перетягивание каната»

Подготовка к игре: канат.

Описание игры:

На площадке проводится черта. Играющие делятся на две команды и встают по обе стороны черты, держа в руках канат.

По сигналу учителя «Раз, два, три – начни!» каждая команда старается перетянуть соперника на свою сторону. Чья команда сумеет это сделать, та считается победительницей.

Правила игры:

Начинать перетягивание каната можно только по сигналу учителя. Команда, перешагнувшая черту, считается побеждённой.

Вариант игры:

Учащиеся выполняют перетягивание каната из различных исходных положений: сидя на полу, стоя спиной друг к другу…

Подвижная игра «Белый шаман»

Подготовка к игре: бубен

Описание игры:

Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга – водящий. Это белый шаман - добрый человек. Он становится на колени и бьёт в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдаёт ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим.

Правила игры:

Если получивший бубен неправильно повторит ритм, он выходит из игры.

    Бурятские подвижные игры

Игра в лодыжки («Шагай) – бурятская игра

Игроки кладут на землю или стол в общую кучу, условленное количество лодыжек (специально обработанные кости надкопытных суставов овечьих ног) Играют 2 или более человека. Например, каждый игрок может выставить по 5 костей. Очередность в игре определяют по считалке или жеребьевке.

Первый игрок подбрасывает вверх одну лодыжку. И пока она летит (той же рукой) успевают взять лодыжку из кучи. Лодыжки, которые он успел схватить из общей кучи, откладывает в сторону до конца игры. Потом повторяется все сначала. Игра продолжается до тех пор, пока один из игроков не поймает подброшенную лодыжку. Тогда вступает в игру следующий игрок. Выигрывает тот, кто заберет больше всех лодыжек из общей кучи. Свой выигрыш игроки подсчитывают тогда, когда вся куча выбрана. Потом их снова складывают в общую кучу и игра повторяется.

Играть разрешается только одной рукой. В ходе игры запрещается менять руку или помогать другой рукой. Задание игры может усложняться (подкинутые

лодыжки ловят тыльной стороной ладони, берут лодыжки не с земли, а с коленей, и т.д.)

Игра прятание колечка - бурятская игра

(бэhэлигнюулга)

Играющие разбиваются на 2 группы, выбирается прячущийся. Ведущий прячет кольцо в руке у одного из играющих. После того, как кольцо спрятано, другая сторона отгадывает, у кого оно хранится. Если сторона, которая ищет кольцо, безошибочно нашла его, то она вправе потребовать от другой стороны исполнения песни. Чаще всего тот кто искал, не находит кольца. Свою вину он так же искупает песней. Иногда игра не прекращается даже тогда, когда спеты все песни. При проигрыше каждый раз сторона неудачница расплачивается выдачей одного заложника в противоположную группу. Большая убыль той или другой из сторон равнозначна проигрышу.

Юрта. (Тирмэ) - бурятская игра

В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют.

«Мы веселые ребята,

Соберемся все в кружок.

Поиграем и попляшем,

И помчимся на лужок»

На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта.

Правило игры: с окончанием музыки надо быстро подбежать к своему стулу и образовать юрту. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.

Иголка, нитка и узелок(Зун, ушахн, заншлоа) – бурятская игра

Играющие становятся в круг, держась за руки. Считалкой выбирают иголку, нитку, узелок. Все они друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же нитка или узелок оторвались (отстали или неправильно выбежали за иголкой из круга или вбежали в круг) то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие игроки. Выигрывает та тройка, которая двигалась быстро, ловко, правильно, не отставая друг от друга.

Правило игры: Иголка, нитка, узелок держатся за руки. Их надо не задерживая впускать и выпускать из круга и сразу же закрывать круг.

Верблюжонка верблюд ловит (Боитогонбуурашама) - бурятская игра

В игре участвуют 10-30 и более человек. Играют на небольшой площадке, размером 5х7 метров. Эти роли распределяются по желанию или по считалке. Остальные играющие образуют круг. «Верблюжонок становится в круг, «верблюд» остается за кругом и пытается прорваться в него, но образующие круг игроки всячески препятствуют этому. Если «верблюду» все же удается прорваться, он пытается схватить «верблюжонка» Тот увертывается и выскакивает из круга (его пропускают под руками), а «верблюда» снова задерживают.

Если «верблюду» долго не удается поймать «верблюжонка», то его заменяет кто-нибудь по желанию. Когда «верблюжонок» пойман, игра заканчивается или возобновляется вновь с новой парой.

Во время игры соблюдаются следующие правила: «Верблюд» может силой прорываться через сомкнутые руки, но не имеет права применять болевые приемы. «Верблюжонок» считается пойманным, если «верблюд» осалит его.

Ястреб и утки (нашан ба нугаhанхоер) - бурятская игра

Играют 10 и более человек на лужайке или площадке длиной 35-50 метров и шириной 10-15 м. 2-3 участника по желанию «утки», а один (особенно быстрый и ловкий) становится «ястребом». Чертят «Озеро» (круг). В 10-15 м от него второе. Все остальные играющие изображают заросли камыша. В 10-15 м от него от них располагаются «утки», а через следующие 10-15 м «ястреб» Когда все играющие займут свои места, «ястреб» издает громкий крик и устремляется к « уткам», чтобы поймать (осалить) их. Иногда он взмахивает руками, как крыльями. «Утки» спасаются среди «камышей», потом в «озере», где их осалить уже нельзя. «Утка», которую «ястреб» осалил выбывает из круга. Когда остальные утки спасутся в «озере», «ястреб» возвращается на исходную позицию.

То же самое делают «утки», и начинается следующий тур игры. Заканчивается игра, когда «ястребу» дают заранее ограниченный срок ловли «уток» в пределе 5-15 минут или 2-3 попытки.

Игроки, изображающие «камыши», могут раскачиваться всем туловищем, мешая «ястребу» догонять «уток», но при этом они не имеют права действовать руками или сходить с места. «Ястреб» может раздвигать «камыши» туловищем, но тоже без применения рук. «Утка» может сразу спасаться в «озере», но должна не реже, чем через раз, задерживаться в камышах, пока «ястреб» не попытается осалить ее здесь.

Ловля тарбаганов (тарбагашаалга) - бурятская игра

Все играющие – тарбаганы, один-волк. Тарбаганы очерчивают на земле две норки, которые расположены друг от друга на расстоянии 30-50 метров. «Волк» старается напасть на тарбаганов во время перебежек из одной «норки» в другую. Сидя в своей «норке» тарбаганы дразнят волка выкриками:

«Твоя нора, серый волк, грязная, земляная,

А наши норки золотые».

Это вызывает у волка еще большую ярость, и он стремиться отомстить им за непочтительность.

Сухарбанай - комплекс народных игр: стрельбу из лука, конные скачки, борьбу, состязания силачей.

Конные скачки-любимая спортивная игра бурят, бытующая у них с давних пор. Конные соревнования проходили по трем видам: скачки, бега иноходцев. Лошади для конно-спортивных состязаний ныне готовятся и подбираются заранее. Скаковые и рысистые лошади, как правило, выхолены и выдержаны для беговых целей. Наездники ежедневно проводят тренировку, преодолевая контрольные дистанции. На конных скачках забайкальских бурят до сих пор сохранились многие традиционные моменты. Народные певцы прославляют лошадь, одержавшую победу.

После конно-спортивных состязаний национальная бурятская борьба. Является самой популярной народной спортивной игрой. Раньше среди борцов не было весовых подразделений, и обладатель наименьшего веса в состязаниях с тяжеловесом надеялся не на силу, а на свою ловкость. В настоящее время введено четыре весовых категории. Борец, коснувшийся земли рукой, коленом или какой-нибудь другой частью тела, считался побежденным. Теперь победителем считается тот, кто положил противника на землю (свалил на спину, живот, бок или просто посадил его). При этом разрешен любой прием борьбы, кроме болевых. Этим самым была сохранена национальная особенность борьбы.

Борьба начинается с взаимного приветствия. Перед схваткой партнеры слегка раскачиваются с боку на бок, пристраиваясь к позиции друг друга. Затем, один нападает, а другой защищается. Каждый из соперников выбирает свою тактику.

Различают несколько приемов борьбы. Этот вид старинной спортивной народной игры является у бурят одной из самых увлекательных. Часто встречаются очень опытные мастера борьбы. На народных праздниках восторг зрителей бывает, неописуем, когда неизвестный борец возьмет верх над прославленным богатырем. Ведь победитель продемонстрировал неукротимую силу, отчаянную решимость, которые свойственны талантливым представителям бурятского народа.

Бурятский лук обладает высокими спортивными качествами. Он, имея большую упругость, выбрасывает стрелу на довольно далекое расстояние. Дистанция от места стрельбы до черты (зураахай), где расположены мишени, измеряются длиной 20-30 метров. Для каждого стрелка расставляют по 5 «суур». Иногда отмеряют две дистанции и два «зураахал», чтобы стрелки одновременно стреляли в две противоположные стороны (это в том случае, если стрелки разбиты на две соревнующиеся между собой команды). «Сууры» ставят на одной прямой линии. По обе стороны «зураахал», на расстоянии 2,4 –«.5 м проводится две параллельные борозды со срезанными краями. Каждый из соревнующихся стреляет 8 раз. Иногда порядок меняется в зависимости от местных традиций.

Заключение

Мы, дети, знакомясь с обычаями своих предков, с удовольствием играют в подвижные народные игры, чтим обычаи и традиции нашего народа, уважаем культуру других народов. Игра является составной частью народной культуры, питает душу и ум человека. Трудно представить себе людей на земле, не имеющих своих игр.

Используемая литература.

1. Сборник подвижных игр разных народов

2. Тугутов И.Е. «Игры в общественной жизни бурят»

Подбор материала и проведение: учитель физической культуры: Серёдкина О.А.

Веженко Татьяна Александровна
Подвижные игры народов Сибири

Играя в традиционные народные игры якутов, чукчей, эвенков и других народов Сибири Вы со своими детьми прекрасно проведете время и почувствуете Подвижные игры народов Сибири

себя самыми настоящими сибиряками!

Игры народов коми.

«Стой, олень!»

Играющие находятся в разных местах утоптанной снежной площадки (границы ее обозначены). Выбирается пастух. Получив палочку, он становится на середине площадки.

После сигнала «Беги, олень!» все разбегаются по площадке, а пастух старается догнать кого-нибудь из играющих, коснуться его палочкой и крикнуть:

«Стой, олень!». Тот, кого коснулась палочка, отходит в сторону. Игра заканчивается, когда пастух поймает пятерых оленей.

Правила игры. Разбегаться можно только по сигналу «Беги, олень!». Осаленные отходят в условленное место. Салить надо осторожно.

«Охота на оленей»

Играющие делятся на две команды. Все становятся за чертой, проведенной на расстоянии 1, 5 м от оленьих рогов (их количество зависит от числа детей в команде). В руках у каждого ребенка аркан. Он старается заарканить (поймать) оленя.

Правила игры. Выигрывает тот, кто больше поймал оленей. Прежде чем принять участие в этой игре, надо научиться правильным приемам броска аркана. Набрасывать петлю на рога оленя следует по сигналу. Нельзя подходить к оленю ближе места, обозначенного чертой.

Варианты. Ловить одного оленя, то есть набрасывать аркан на одни рога, могут сразу несколько человек. В этом случае они должны стоять, не мешая друг другу.

Для усложнения игра может проводиться на склоне горы. Группа игроков делится на две команды, которые располагаются по двум сторонам горки; у каждой команды по мауту (аркану). Ведущий сталкивает санки с прикрепленными к ним рогами. Дети по очереди ловят оленя на лету.

Якутская народная игра «Стрельба в цель с кружением»

Берется картонный диск диаметром 20–25 см, разрисованный якутским орнаментом (в старину диск делали из бересты, прошитой вдвое). Диск вывешивается на стене или на столбе. На расстоянии 3–5 м от него ставится шест (или тумбочка, вокруг которого играющий должен несколько раз пробежать с мячом и бросить его в диск (цель). Победителем считается тот, кто попадет в цель, предварительно обежав шест (или тумбочку) большее число раз. Старшим детям можно рекомендовать стрельбу в цель из лука вместо мяча.

Правила игры. Следует заранее договариваться, сколько раз надо обежать шест. Бросать в цель точно с определенного расстояния.

Игры народов Сибири и Дальнего Востока.

«Каюр и собаки»

На противоположных краях площадки кладут параллельно два шнура. Игроки встают около них по три человека и берутся за руки. Двое – собаки, третий – каюр. Каюр берет за руки стоящих впереди собак. Дети тройками по сигналу «Поехали!» бегут друг другу навстречу, от одного шнура до другого.

Правила игры. Бежать надо только по сигналу. Выигрывает та тройка, которая быстрее добежит до шнура. Можно предложить играющим преодолеть различные препятствия.

«Льдинки, ветер и мороз»

Играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:

Холодные льдинки,

Прозрачные льдинки

Сверкают, звенят:

Дзинь-дзинь…

Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши товарища. Хлопают и говорят дзинь-дзинь до тех пор, пока не услышат сигнал «Ветер!». Дети-льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг – большую льдинку. По сигналу «Мороз!» все выстраиваются в круг и берутся за руки.

Правила игры. Выигрывают те дети, у которых в кругу оказалось большее число игроков. Договариваться о том, кто с кем будет строить большую льдинку, надо тихо. Договорившиеся берутся за руки. Менять движения можно только по сигналу «Ветер!» или «Мороз!». В игру желательно включать разные движения: подскоки, легкий или быстрый бег, боковой галоп и т. д.

«Тройной прыжок»

На снегу проводится черта, играющие становятся за нею. По очереди они прыгают от черты вперед: в первых двух прыжках прыгают с одной ноги на другую, в третьем прыжке приземляются на обе ноги. Выигрывает тот, кто прыгнул дальше.

Правила игры. Начинать прыгать надо от черты. Прыгать можно только указанным способом.

Варианты. Игра проводится с распределением детей по звеньям. В каждое звено входят от двух до четырех человек. Все дети одного звена выходят к черте одновременно. По сигналу все вместе начинают прыгать. Выигрывает звено, участники которого прыгают дальше.

Игру можно организовать и таким образом, чтобы в прыжках состязались одновременно дети из разных звеньев. В этом случае подсчитывают, какое количество первых, вторых, третьих и т. д. мест заняли участники каждого звена.

«Гонки на собачьих упряжках»

Состязание в силе для двух игроков. Игроки становятся на четвереньки, спиной друг к другу. Затем игроков соединяют между собой веревкой, прикрепляя ее к талии каждого игрока (нужна веревка длиной 4-5 метров).

Посередине между позициями игроков проводится линия. По сигналу каждый игрок пытается вытащить своего соперника за линию.

«Кто кого забодает?»

Два игрока становятся на четвереньки лицом к лицу, касаясь друг друга лбами. Между ними прочерчена линия. По сигналу ведущего каждый игрок пытается вытолкнуть соперника назад, при этом их лбы должны касаться друг друга на протяжение всего соревнования. Выигрывает тот, кто полностью пересечет линию.

«Волк и олени»

Из игроков выбирается волк, остальные – олени. На одном конце площадки очерчивается место для волка. Олени пасутся на противоположном. По сигналу «Волк!» волк просыпается, выходит из логова, сначала широким шагом обходит стадо, затем постепенно круг обхода сужает. По сигналу (рычание волка) олени разбегаются в разные стороны, а волк старается их поймать (коснуться). Пойманного оленя он отводит к себе. Правила игры. Выбегать из круга можно только по сигналу. Тот, кого поймают, должен идти за волком.

«Охота на куропаток»

Дети изображают куропаток. Они размещаются на той стороне площадки – тундры, где имеются приспособления, на которые можно влезать (вышки, скамейки, стенки и т. п.) . На противоположной стороне находятся три или четыре охотника. Куропатки летают, прыгают по тундре. По сигналу водящего «Охотники!» они улетают (убегают) и садятся на ветки (взбираются на возвышения). Охотники мячом стараются попасть в куропаток. Пойманные куропатки отходят в сторону и выбывают на время из игры. После двух-трех повторов выбирают других охотников, игра возобновляется. Правила игры. Куропатки разлетаются только по сигналу. Охотники начинают ловить куропаток также только после этого сигнала. Стрелять мячом можно лишь по ногам.

Русские народные игры

«Жмурки»

С помощью считалки выбирают водящего, ему завязывают глаза. Он должен догнать и задеть кого-нибудь из играющих, и тот, кого он задел, становится водящим. Далее игра продолжается тем же образом, но с новым водящим.

«Молчанка»

Все садятся и хором произносят:

Первенчики, бубенчики,

Летали голубенчики

По свежей росе,

По чужой полосе.

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок,

Тому, кто не выдержит и засмеется, назначают фант и предлагают исполнить танец, спеть песенку и т. д.

«Прятки»

С помощью считалки выбирают водящего. Он закрывает глаза и считает до 10. Остальные играющие в это время должны спрятаться. Далее водящий начинает искать спрятавшихся игроков, и тот кого он найдет первым становится водящим. Далее игра продолжается тем же образом но с новым водящим. С помощью считалки выбирают водящего, ему завязывают глаза. Он считает до 10, а в это время все разбегаются и прячутся в комнате. Далее водящий пытается кого-нибудь найти, а играющие помогают ему словами «тепло», «холодно». В то время, когда водящий ищет, никто не имеет права передвигаться. Тот, кого водящий найдет первым становится новым водящим. Далее игра продолжается тем же образом но с новым водящим.

Игра "У Медведя во бору"

Игра для самых маленьких. Из всех участников игры выбирают одного водящего, которого назначают "медведем". На площадки для игры очерчивают 2-ва круга. 1-ый круг – это берлога "медведя", 2-ой – это дом, для всех остальных участников игры. Начинается игра, и дети выходят из дома со словами:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

А медведь не спит,

И на нас рычит.

После того, как дети произносят эти слова, "медведь" выбегает из берлоги и старается поймать кого-нибудь.

Игра «Волк во рву»

Для игры понадобится нарисовать две параллельные линии на расстоянии 1-1, 5 метра друг от друга, между этими линиями будет ров. Во рву сидит водящий – волк. Участники игры встают на одной из сторон рва. По сигналу водящего участники перепрыгивают через ров. Волк в это время их старается поймать, но изо рва он выходить не может. Все те, кто наступит в ров или кого поймает волк, становятся помощниками волка и стараются поймать остальных участников.

Игра "Пахари и жнецы"

По краям игровой площадки чертят два круга: один обозначает «ниву», другой - «пашню». Между кругами на равном расстоянии проводят черту. Все участники игры делятся на две команды. Одна команда - Пахари, она становится по одну сторону черты - где «пашня»; другая команда - Жнецы - становится по другую сторону черты - где «нива». В стороне стоит водящий. Пахари, обращаясь к Жнецам, поют:

Мы пашенку пахали,

Глубокие борозды махали.

Борозды - глубокие,

Полосы - широкие.

А вы жнецы худые -

У вас серпы тупые!

Жнецы отвечают:

У вас пахарь Сысой,

У него плуг тупой.

Он пашню не пахал,

На меже лежал,

На меже лежал,

Ворон считал.

А мы жнецы молодые,

У нас серпы золотые.

Мы жито жали,

Во снопочки вязали,

На ток вывозили,

Цепом молотили,

Зерно выбивали –

Стали с пирогами!

Тут же водящий подбрасывает брусок дерева (с одной стороны с корой, с другой – гладко выструганный). Упадет брусок вниз корой, а вверх гладкой стороной, водящий кричит:

«Раз, два, три – на ниву беги!»

По этой команде Жнецы бегут ни «ниву», а Пахари, перебежав черту, догоняют их, стараясь поймать. Жнецы, успевшие забежать на «ниву», пойманными уже быть не могут. Пойманные Жнецы переходят в команду Пахарей. Затем все возвращаются на свои места к черте. Водящий опять подбрасывает брусок, и игра продолжается. Играют до тех пор, пока одна из команд не переловит всех участников другой команды.

Игра "Горшок"

На ровном и открытом месте ставят горшок, повернутый кверху дном и прикрывающий дары, предназначенные в награду удачливому игроку. В двадцати шагах от него располагается один из играющих. Ему завязывают глаза и дают палку в руки: задача в том, чтобы дойти до горшка и разбить его палкой. Каждому дозволяется перед завязыванием глаз вымерить шагами расстояние до горшка и встать лицом к нему. Но прежде чем двинуться, игрок должен три раза оборотиться на месте.

Когда игрок полагает, что дошел до горшка, он останавливается, ударяет отвесно палкою три раза и снимает повязку; если удары были удачны, игрок получает дары, положенные под горшок. Игра очень забавна. Уже при первом обороте обыкновенно утрачивают верное направление, а после третьего игрок настолько теряет ориентировку, что ему случается с места идти далеко вправо или влево от горшка, к большой потехе зрителей. Веселье наблюдающих еще больше увеличивается при сильных ударах по земле далеко в стороне от горшка. Каждый игрок употребляет различные средства, чтобы не сбиться при поворотах. Дозволяется все, кроме ослабления повязки. Горшок так редко разбивают, что в народных играх под него сажали иногда живого петуха.

Игра "Иван" (старинные русские народные игры)

Для этой игры используется специальная считалка для выбора водящего: Иван с косой, Не ходи босой, А обутый ходи, Себе лапти сплети. Если будешь ты обут - Волки, лисы не найдут, Не найдет тебя медведь, Выходи, тебе гореть! Остальные играющие называют себя различными зверями, кто волком, кто медведем, кто лисой, кто зайцем и т. д. «Иван-косарь» берет в руки палку или другой предмет, символизирующий «косу», и делает движения, как при косьбе. «Звери» переговариваются с ним:

Иван с косой,

Не ходи босой,

А обутый ходи,

Себе лапти сплети.

Если будешь ты обут -

Волки, лисы не найдут,

Не найдет тебя медведь,

Выходи, тебе гореть!

Остальные играющие называют себя различными зверями, кто волком, кто медведем, кто лисой, кто зайцем и т. д. «Иван-косарь» берет в руки палку или другой предмет, символизирующий «косу», и делает движения, как при косьбе.

«Звери» переговариваются с ним:

Иван-косарь, что ты делаешь?

Траву кошу.

А зачем косишь?

Коров кормить.

А зачем коровы?

Молочко давать.

А зачем молочко?

Сырцы делать.

А зачем сырцы?

Охотников кормить.

А зачем охотников кормить?

В лесу зверей ловить!

«Звери» быстро разбегаются кто куда, а «Иван-косарь» бежит их искать и ловить. Поймав кого-нибудь из «зверей», он должен отгадать, какой это «зверь». Если отгадает, пойманный выбывает из игры, а «Иван-косарь» ищет остальных спрятавшихся «зверей».

Присоединяйтесь к потехам мудрых народов Сибири и превратите обычные выходные в незабываемое приключение, полное радости, энергии, веселья и доброты.

Картинки для детей с оленями помогут малышам узнать больше об этих благородных животных, окунут их в природную красоту леса и сказочный мир Севера. Им предстоит узнать много интересных фактов, угадать оленей – героев их любимых мультиков, выучить веселые стишки. Рисунок оленя карандашом получится у малышей легко, если они воспользуются одной из поэтапных схем.

Картинки оленя для малышей, интересные факты

Олени – это парнокопытные млекопитающие. Всего семейство оленьих объединяет 51 вид.



Самыми известными из которых являются северный олень и благородный олень. Картинки для детей на прозрачном фоне наглядно демонстрируют отличия между ними.

Живут олени в Евразии и Америке, изредка встречаются на севере Африки. Средняя высота животных – 1 — 1,5 м, средняя масса их тела — 100 – 200 кг. Питаются они различными частями растений – корой, стеблями, листьями, почками. Дети знают, что олени не прочь полакомиться мхом и ягелем.


Прикольные и смешные фото. Оленята для детей

Фото для детей с оленями в живой природе помогут узнать об образе жизни и повадках этих животных. Интересный факт – у самки оленя, обычно, рождается лишь один олененок. Реже из два или три. Смешные малыши кажутся неловкими на своих тонких ножках. Удивительно, но они начинают стоять и ходить уже в первые минуты жизни. Мамочки – олени трепетно относятся к своим малышам и опекают их до тех пор, пока им не исполнится полгода.



Оленьи рога — символ мощи. Они – грозное оружие, при помощи которого самцы устраивают кровопролитные бои. Трудно поверить, но олени очень жестокие, во время сражений они не знают пощады и наносят друг другу серьезные увечья.

На картинках для детей с оленями в лесу можно увидеть, что живут эти животные стадами. Иначе никак, ведь в природе у рогатых очень много естественных врагов. Часто они становятся жертвами рысей, волков и медведей.



Спастись о них не помогают даже ветвистые рога. С ними прикольные оленята не рождаются. Рога растут у животных постепенно. Сначала они покрыты тонкой бархатистой кожицей, но со временем огрубевают и облазят до кости. Ребенку будет интересно узнать, что форма, размер и количество веточек у всех оленей разные.
Периодически старые рога у животных опадают, на их месте тут же начинают расти новые.



Олень зимой, олени Деда Мороза

Для оленя марал (благородного оленя) зима – настоящее испытание. Ему тяжело передвигаться в снегу, трудно искать под ним пищу. А вот карибу (северный олень) зимой чувствует себя прекрасно. На картинке ребенок может рассмотреть, что шерсть у него гуще, а ноги – мощнее.



Северный олень для детей, в первую очередь, ассоциируется с Санта Клаусом. Если Дед Мороз ходит пешком или ездит на санях, запряженных тройкой лошадей, у Санта Клауса транспортное средство, на котором действительно передвигаются в Лапландии – оленья упряжка.



Причем оленей Санты сразу семь, у каждого из них есть свое имя: Болван, Гарцующий, Злобный, Комета, Купидон, Молниеносный, Потрясающий, Рудольф и Танцор.

Хотя у питомцев Санты мужские имена, на картинке изображены самки. Дело в том, что самцы карибу в декабре сбрасывают рога.



Нарисованные прикольные картинки: рисунки оленя карандашом

Прежде чем начать учиться, как нарисовать карандашом марала или карибу, ребенок может посмотреть разные по стилю изображения нарисованных оленей. Картинки как и фото, демонстрируют жизнь животных в природной среде (рисунки оленей карандашом и красками) и их сказочное воплощение (мультяшные и маленькие рождественские олени).






Картинки мультяшных оленей. Угадай мультик по картинке

Мультики для детей про оленей очень добрые, но иногда грустные. Мультяшный олень, как и его прототип в природе, символизирует хрупкую красоту, благородство и грацию. Одновременно с этим, он находчивый и жизнерадостный. Мультяшные олени Санта-Клауса иди Деда Мороза больше всего нравятся детям, которые верят в чудо и ждут его в каждый Новый год. Для малышей, которые не успели пересмотреть все мультфильмы про этих животных, фото мультяшных оленей дополнены ответами.










Как нарисовать оленя карандашом поэтапно: для детей и начинающих

Спросить у родителей, как нарисовать оленей, карандашом ребенок может не только после визита в зоопарк. На подобное творчество также вдохновляет просмотр мультика «Бэмби» или ожидание Нового Года. Схемы поэтапно позволят малышу понять, как нарисовать голову оленя и животное во весь рост, реалистичного и мультяшного.



Картинки и видео оленей для детей детского сада и младшей школы

К сожалению, оленей в дикой природе становится все меньше. В зоопарке же дети могут не только увидеть этих животных, то также погладить и покормить. Набравшись впечатлений, они с удовольствием выучат стихи об оленях или нарисуют картинку карандашом или фломастерами.

Короткие стишки об оленях

Агния Барто посвятила грациозному оленю милый стишок, который очень нравится детям и очень легко ими запоминается.

Загадки про оленей можно задавать малышам в рамках конкурса на детских праздниках.

У молодого оленя рожки покрыты нежными волоскам. Действительно, кажется, что они бархатные.

Видео про оленей для детей

Видео для детей про оленей будет полезным для их общего развития. В нем много интересных фактов.

Сказка «Серебряное копытце» воспитывает положительные личностные качества уже у многих поколений ребят.

Статьи по теме: