Сокровища затонувших кораблей найденные. Знаменитые клады и сокровища, которые ещё не найдены. Легендарная «Нуэстра Сеньора де Аточа»


Когда находят древние затонувшие корабли, в основном все, что остается после них, это остатки древесины. В течение веков, проведенных под волнами, разрушается любое органическое вещество. Но ледяные глубины иногда становятся гробницей, которая сохраняет некоторые моменты возрастом сотни и даже тысячи лет.

1. Груз «Ментора»


По поводу данных артефактов до сих пор идут споры между Грецией и Великобританией. В 1801 году британский лорд Элгин заполнил 16 ящиков мраморными предметами искусства, которые он вывез из Парфенона. В следующем году британский корабль Mentor отплыл в Лондон, везя на борту награбленное (или законное имущество, в зависимости от точки зрения разных сторон) и самого лорда Элгина. Около острова Китера корабль попал в бурю и затонул.

Вскоре после этого, ящики сумели поднять с морского дня, и сегодня их содержимое выставлено в Британском музее в Лондоне. 17 скульптур и 56 настенных панелей, которые когда-то украшали Парфенон, являются предметом ожесточенного спора между двумя странами.

Совсем недавно археологи посетили место 200-летнего кораблекрушения, чтобы увидеть, не остались ли на борту «Ментора» какие-либо артефакты. Хотя они искали мраморные предметы из Парфенона, нашлись другие предметы старины, которые лорд Элгин хотел вывезти из Греции, в частности - каменный сосуд и ручки древних родосских амфор, датируемые III веком до н.э.



Во время подготовки к бою в 1676 году королевский военный корабль Kronan случайно потопил сам себя. Шведское судно слишком сильно накренилось на повороте, и морская вода через орудийные порты залила трюм. После повторного открытия затонувшего судна в 1980 году на поверхность Балтийского моря подняли более 20 000 артефактов. В 2016 году шведские ученые обнаружили черную жестяную банку на морском дне. Внутри ее был липкая вонючая масса, похожая на полуразложившийся сыр. Хотя пока не были проведены испытания и ученые не могут с точностью утверждать, что это, они считают, что в банке содержится гранулированный голубой сыр рокфор.

3. Подарки



Археологи искали потерянный флот пиратского капитана Генри Моргана, когда они нашли «Энкарнасьон». Хотя это судно не везло ценный груз, а также не было хорошо известно, это была очень редкая находка. Несмотря на то, что судно было найдено на глубине всего 10 метров под водой, в нем до сих пор сохранились более ста ящиков с клинками для мечей, подковами и гвоздями, а также свинцовые печати, которыми в то время снабжался скоропортящийся товар. Подковы были предназначены для огромных караванов мулов, которые доставляли серебро и золото из глубины Южной Америки к Панамскому перешейку, где их грузили на корабли.

4. Арабская дау



Почти 20 лет назад дайверы, которые охотились на морских огурцов между индонезийскими островами Бангка и Белитунге, заметили керамический сосуд, застрявший в кораллах. Он оказался самым большим подводным археологическим открытием Юго-Восточной Азии. Рядом нашлась полуразрушенная арабская дау (одномачтовое арабское судно), датируемое IX веком. Это первая арабская дау, которую нашли в данных водах, и она везла богатый груз из более чем 60 000 предметов ручной работы из Китая. Сотни одинаковых чернильниц, сосудов и чайных чаш Чанша времен китайской династии Тан очень похожи на современные товары, которые массово производятся на экспорт. Некоторые из сокровищ Чанша находятся в идеальном состоянии, чего ранее никогда не встречалось. Сосуды были украшены сценками из буддизма и ислама

5. История Сан-Хосе


Когда-то морские просторы бороздило множество судов работорговцев. Тем не менее, ранее не находили затонувших подобных судов. Наконец, в 2010 году был обнаружен первый затонувший корабль работорговцев. Архивы Португалии зафиксировали выход в море корабля «Сан-Хосе» из Лиссабона в апреле 1794 года. На его борту было 1500 блоков железного балласта. Балласт имел большое значение, поскольку его использовали для уравновешивания «живого груза».

Документ в Мозамбике, датируемый 22 декабря 1794 года, описал продажу чернокожих людей торговцам с «Сан-Хосе», не оставляя никаких сомнений относительно цели корабля. В итоге, 27-го декабря «Сан-Хосе» развалился на рифах возле мыса Доброй Надежды. Из 400 мужчин и женщин, похищенных в Мозамбике, около половины выжили. Идентичность затонувшего судна была подтверждена, когда водолазы нашли кандалы и железный балласт.

6. Кораблекрушение эпохи Колумба

В 1503 году недалеко от Омана шторм уничтожил два португальских корабля и их экипажи. Один из этих кораблей, «Эсмеральду», сумели найти британские археологи. Была сделана редчайшая находка - серебряная монета по названию «индио», о существовании которых знали, но которых ранее не находили. Инициалы, выгравированные на каменных пушечных ядрах, подтвердили, что капитаном судна был Висенте Содре, дядя известного исследователя Васко да Гама.

Одной из самых загадочных находок стал загадочный металлический диск с эмблемой короля Португалии. Никто не знает, что это такое, но эксперты предполагают, что диск являлся частью неизвестного навигационного устройства. «Эсмеральда» затонула всего десятилетие спустя после того, как Колумб нашел Новый Свет в 1492 году.

7. Лахорский ковер



Остров Тексел в Ваддензее является настоящим кладбищем кораблей. Он был остановкой для судов, покидающих или направляющихся в Амстердам. Это место было также известно сверхмощными штормами, которые потопили множество кораблей. В 1642 году Королевский английский флот плыл из Дувра в Нидерланды, когда погода внезапно снова испортилась вблизи острова Тексель. Один из дюжины кораблей, которые затонули в тот день, был обнаружен вблизи острова в 2014 г. В трюме «Пальмовой ветви» нашлось то, что обычно не выживает 400 лет в океане – ковер, сделанный из шерсти и шелка. Его сделали в XVII веке в Лахоре, который сегодня находится на территории Пакистана.



Помимо ковра в трюме затонувшей «Пальмовой ветви» нашлась еще одна ценная находка. Исследователи нашли 400-летний гардероб, принадлежащий представительнице элиты. Плащи, лифы и чулки, которые сохранились в почти идеальном состоянии, были украшены большим количеством серебра и золотой нитью. Особое внимание было уделено платью большого размера из японского дамасского шелка.

Благодаря письму Получение одежду из 1600 - х годов после того, как под водой в течение многих столетий был года выяснилось кому принадлежало это платье. Принцесса Елизавета Стюарт упоминала в этом письме, как английская королева Генриетта потеряла багаж, который должен был прибыть на судне, а также две дамы из ее свиты потеряли весь свой гардероб. Исследователи полагают, что это платье в почтенном стиле принадлежало самой старшей придворной даме, 56-летней Джин Керр, графине Роксбургской.



Большинство знаний о древней медицине происходит от древних писаний. В 2004 году археологи получили возможность подержать в руках настоящее древнее лекарство. У берегов Тосканы в 1980-е годы нашли остатки римского судна Relitto del Pozzino. На его борту были найдены деревянные флаконы с лекарствами, крючки для хирургических операций и оловянный контейнер. Рентгеновский снимок последнего обнаружил, что внутри сосуда лежали пять таблеток.

Плоские серые таблетки оставались сухими и неповрежденными благодаря герметичной капсуле. Это позволило впервые произвести химический глубокий анализ веществ, которые римляне использовали в медицине. В состав лекарства входили крахмал, оксид железа, пчелиный воск и сосновая смола. Ученые предположили, что это были капли для глаз.


Возле южной части Сицилии, недалеко от побережья Гела, 2600 лет назад затонул корабль. В 2015 году морские археологи обнаружили два коринфских шлема, сосуд и 39 слитков таинственном металла, известного только из греческой мифологии и легенд об атлантах. Орихалк описывался как драгоценный красный металл, который по ценности уступает только золоту. Труды Платона утверждали, что этот металл добывали в Атлантиде, и именно им был покрыт почти каждый храм Посейдона.

В феврале 2017 года на том же месте кораблекрушения нашли еще 47 слитков древнего сплава, который содержит до 80 процентов меди, 15-20 процентов цинка, а также небольшие количества свинца, никеля и железа. Тем не менее, это не уменьшает тайну, которая до сих пор остается нераскрытой - реальный возраст и происхождение орихалка. О корабле, который вез самый легендарный металл в мире, неизвестно ничего.

А не так давно учёными был . Эта находка стала настоящей сенсацией.

25 марта 1997 был обнаружен испанский корабль «Ла Капитана», перевозивший сокровища инков. Это один из многих подводных кладов, за которыми охотятся искатели. Вот несколько историй об удачных и не очень поисках сокровищ затонувших кораблей

Таинственная «Ла Капитана»

Настоящее имя этого корабля «Санта-Мария», «Ла Капитана» - переводится, как флагманский, передовой корабль. Он был одним из судов, который перевозил золотые сокровища разграбленной испанцами империи инков. Тяжелогруженый корабль потерпел крушение в 1654 году у берегов современного Эквадора .

Разбившийся в шторм испанский галион, который лежал на дне океана несколько веков, обнаружил в 1997 году аргентинский искатель сокровищ Херман Моро. Эксперты оценивали стоимость сокровищ инков с «Ла Капитана» в несколько миллиардов долларов – трюмы галиона был буквально набиты золотом и серебром. Но искателям удалось поднять с затонувшего судна лишь несколько десятков тысяч серебряных монет. До сих пор не утихают споры: тот ли корабль обнаружил Моро? После подробного изучения исторических материалов искателей сокровищ ждало разочарование - скорее всего, они нашли корабль, который принял с терпящего бедствие «Ла Капитана» часть драгоценного груза, но вскоре затонул сам. А знаменитая «Санта-Мария» («Ла Капитана») до сих пор дежит где-то в морской глубине и ждет своего часа.

"Санта Мария", или "Ла Капитана" так и не отдала своих сокровищ людям

Легендарная «Нуэстра Сеньора де Аточа»

Легендарный испанский галион «Нуэстра Сеньора де Аточа», перевозивший богатый груз золота из Гаваны в Испанию , погиб под ударом сильного морского урагана у берегов Флориды в 1622 году. Груз «Аточи» состоял из тонн золота и серебра. Корабль затонул на небольшой глубине в 15 метров, но ураган разметал сокровища галеона по морскому дну.

Американец Мел Фишер , самый удачливый охотник за сокровищами ХХ века, в 80-е годы заявил о намерении найти и поднять со дна моря богатство «Аточи». Золотоискателям пришлось немалое время провести в испанских архивах, чтобы определить наиболее точное место нахождения затонувшего корабля. Поначалу удалось достать со дна моря лишь несколько золотых и серебряных монет. Поиски сокровищ осложнялись судебными тяжбами - подводные раскопки велись на территории морского заповедника. В результате договорились, что 20 процентов «улова» кладоискателей будет принадлежать штату Флорида, у берегов которого затонула «Аточа».

Многомесячные поиски привели наконец на место гибели «Аточи». Под ударом стихии корабль разломился на три части, самая "лакомой" из которых была центральная часть корабля, где в трюме должно было храниться золото. Команда Фишера прочесывала дно высокочувствительными металлоискателями и магнитометрами, и, уловив четкий сигнал, приступала к поискам. «Аточа» отдала свои сокровища кладоискателям Мела Фишера 20 июля 1985 года. Это было около двухсот золотых и более 1100 серебряных слитков, бесценные произведения ювелирного искусства и драгоценная церковная утварь. Кроме того были подняты исторически ценные предметы – старинная посуда, оружие и корабельные принадлежности. Общая стоимость сокровищ, поднятых с «Нуэстра Сеньора де Аточа», оценили в 400 миллионов долларов.


"Аточа" стала самым богатым уловом коадоискателей ХХ века

Неприступная «Лютина»

Военный корабль «Лютина» принадлежал Англии . В 1799 году ему была предназначена важная и опасная миссия – перевезти с Туманного Альбиона в немецкий Гамбург поистине драгоценный груз: тысячу золотых и пятьсот серебряных слитков на сумму в 1 175 000 фунтов стерлингов. Это был крупный государственный займ, который английское правительство предоставило немецкому торговому порту в знак солидарности в войне против Наполеона.

8 октября 1799 года «Лютина», отягченная не только драгоценным грузом, но и военным вооружением (на корабле было 30 пушек), вышла из английского порта и взяла курс на Гамбург. Но в Северном море корабль настиг сильный шторм. «Лютина» врезалась в песчаную отмель, опрокинулась и затонула у берегов Голландии на глубине в несколько десятков метров. Из 280 человек команды удалось спастись лишь одному матросу. Узнав о гибели корабля, перевозившего золото, у своих берегов, Голландия поспешила объявить весь затонувший груз конфискованным. Местные рыбаки были первыми добытчиками сокровищ с «Лютины» - им удалось поднять со дна моря несколько монет и золотых слитков. Но морское течение вскоре занесло погибший корабль песком. Двадцать лет никто не тревожил затонувшую «Лютину», лишь в 1821 году власти Голландии предприняли попытку поднять английское золото со дна моря. Работы по спасению сокровищ велись несколько десятилетий, но были безуспешными – лишь в 1858 году удалось достать золотых слитков на сумму 10 тысяч фунтов стерлингов. Когда голландцы разочаровались в успехе своего предприятия, английские предприниматели, занимавшиеся подъемом затонувших судов, заключили с ними договор, по которому 70 процентов добытых сокровищ должны вернуться Великобритании . Было это в 1911 году, когда на вооружении кладоискателей были землечерпалки и насосы. Чтобы отвести морское течение, наносившее песок, прорыли подводный канал. Работы длились до 1913 года. Водолазам даже удалось достать через пробоину корабля несколько золотых слитков. Но когда на другой день они спустились на дно, то обнаружили, что корпус корабля повернулся, закрыв вход в трюм - корабль отказывался отдавать людям свои сокровища. Вскоре началась Первая мировая война, и поиски клада прекратились. «Заколдованная» «Лютина» уже 200 лет продолжает покоиться на морском дне под многометровым слоем песка, храня свои сокровища.


Роковой «Египет»

Английский корабль с пятью тоннами золота и десятью тоннами серебра, отправлявшийся в мае 1922 года в Индию , затонул у родных берегов, едва выйдя из порта приписки. «Египет » столкнулся в сильном тумане с французским сухогрузом. Место крушения было хорошо известно, но поднять драгоценный груз было непросто – судно ушло на глубину 120 метров. Лишь через шесть лет итальянская компания, снабдившая своих водолазов жесткими скафандрами, взялась за подъем слитков. Спасательные судна нашли корабль на дне при помощи траловой сети, затем за дело взялись водолазы. Работа была титанически трудной. На глубине 120 метров даже в жестких скафандрах люди могли пребывать максимум 20 минут, поэтому искателям пришлось делать на дно несколько десятков заходов. Когда водолазам удалось пробиться к отсеку, где хранились сокровища, оказалось, что они находятся за бронированной дверью, ключ от которой так и не нашли. Поиски пришлось временно прекратить из-за наступившего сезона штормов. А вскоре команда водолазов, работавших на «Египте», трагически погибла при разминировании затонувшего в годы Первой мировой войны военного корабля. Для добычи сокровищ пришлось набирать новую команду специалистов. «Египет» ждал – осталось только взломать бронированную дверь. Взрывные работы исключались из-за их опасности для водолазов. Открыть заветную дверь предлагали даже уголовным авторитетам того времени – медвежатникам. Но удача неожиданно повернулась лицом к упрямым кладоискателям. Капитан «Египта» вспомнил, что у него в каюте в ящике стола хранился запасной ключ от сейфа. Водолазам с трудом удалось отыскать на затонувшем корабле этот ключ, который почти разъело морской водой. По слепку с проржавевшего ключа сделали дубликат, которым удалось «распечатать» сокровища «Египта». Четыре года водолазы поднимали на поверхность слитки золота и серебра, стоимостью более чем в миллион фунтов стерлингов. Добыча была поделена между английской компанией, которой принадлежал корабль (ей досталась треть от найденных сокровищ), и итальянской компанией «Сорима », которая проводила работы по подъему (две трети всех богатств).


Сокровища "Египта" были подняты со дна моря с большим трудом

Русские сокровища «Святого Михаила»

15 октября 1747 года русский галиот «Святой Михаил» вышел из порта Амстердама в Петербург , груженный драгоценными дарами для российской императрицы Елизаветы Петровны и ее двора, и погиб вовремя шторма у берегов Финляндии . Корпус старинного корабля был обнаружен финскими рыбаками в 1953 году, но не заинтересовал финских властей и историков. В 1961 году старинным кораблем, лежащем на дне Балтики заинтересовались шведские дайверы, которые и предположили, что это русский «Святой Михаил» с золотым кладом в трюмах. Не оглашая своих догадок, искатели сокровищ получили от властей Финляндии разрешение на подводные работы у ее берегов. И в первые же дни поисков с морского дна были подняты настоящие сокровища – 34 золотые табакерки работы знаменитых французских мастеров XVIII века, часть которых была украшена драгоценными камнями. Коллекция золотых и серебряных английских часов, драгоценная посуда, золотые украшения для мебели и даже резная золоченая карета, сделанная специально для императрицы Елизаветы.


Сокровища русского "Святого Михаила" достались Финляндии

25 марта 1997 был обнаружен испанский корабль «Ла Капитана», перевозивший сокровища инков. Это один из многих подводных кладов, за которыми охотятся искатели. Вот несколько историй об удачных и не очень поисках сокровищ затонувших кораблей

Таинственная «Ла Капитана»

Настоящее имя этого корабля «Санта-Мария», «Ла Капитана» - переводится, как флагманский, передовой корабль. Он был одним из судов, который перевозил золотые сокровища разграбленной испанцами империи инков. Тяжелогруженый корабль потерпел крушение в 1654 году у берегов современного Эквадора.

Разбившийся в шторм испанский галеон, который лежал на дне океана несколько веков, обнаружил в 1997 году аргентинский искатель сокровищ Херман Моро. Эксперты оценивали стоимость сокровищ инков с «Ла Капитана» в несколько миллиардов долларов – трюмы галеона был буквально набиты золотом и серебром. Но искателям удалось поднять с затонувшего судна лишь несколько десятков тысяч серебряных монет.

До сих пор не утихают споры: тот ли корабль обнаружил Моро? После подробного изучения исторических материалов искателей сокровищ ждало разочарование - скорее всего, они нашли корабль, который принял с терпящего бедствие «Ла Капитана» часть драгоценного груза, но вскоре затонул сам. А знаменитая «Санта-Мария» («Ла Капитана») до сих пор дежит где-то в морской глубине и ждет своего часа.

Легендарная «Нуэстра Сеньора де Аточа»

Легендарный испанский галион «Нуэстра Сеньора де Аточа», перевозивший богатый груз золота из Гаваны в Испанию, погиб под ударом сильного морского урагана у берегов Флориды в 1622 году. Груз «Аточи» состоял из тонн золота и серебра. Корабль затонул на небольшой глубине в 15 метров, но ураган разметал сокровища галеона по морскому дну.

Американец Мел Фишер, самый удачливый охотник за сокровищами ХХ века, в 80-е годы заявил о намерении найти и поднять со дна моря богатство «Аточи». Золотоискателям пришлось немалое время провести в испанских архивах, чтобы определить наиболее точное место нахождения затонувшего корабля. Поначалу удалось достать со дна моря лишь несколько золотых и серебряных монет. Поиски сокровищ осложнялись судебными тяжбами - подводные раскопки велись на территории морского заповедника. В результате договорились, что 20 процентов «улова» кладоискателей будет принадлежать штату Флорида, у берегов которого затонула «Аточа».

Многомесячные поиски привели наконец на место гибели «Аточи». Под ударом стихии корабль разломился на три части, самая "лакомой" из которых была центральная часть корабля, где в трюме должно было храниться золото. Команда Фишера прочесывала дно высокочувствительными металлоискателями и магнитометрами, и, уловив четкий сигнал, приступала к поискам. «Аточа» отдала свои сокровища кладоискателям Мела Фишера 20 июля 1985 года. Это было около двухсот золотых и более 1100 серебряных слитков, бесценные произведения ювелирного искусства и драгоценная церковная утварь. Кроме того были подняты исторически ценные предметы – старинная посуда, оружие и корабельные принадлежности. Общая стоимость сокровищ, поднятых с «Нуэстра Сеньора де Аточа», оценили в 400 миллионов долларов.

Неприступная «Лютина»

Военный корабль «Лютина» принадлежал Англии. В 1799 году ему была предназначена важная и опасная миссия – перевезти с Туманного Альбиона в немецкий Гамбург поистине драгоценный груз: тысячу золотых и пятьсот серебряных слитков на сумму в 1 175 000 фунтов стерлингов. Это был крупный государственный займ, который английское правительство предоставило немецкому торговому порту в знак солидарности в войне против Наполеона.

8 октября 1799 года «Лютина», отягченная не только драгоценным грузом, но и военным вооружением (на корабле было 30 пушек), вышла из английского порта и взяла курс на Гамбург. Но в Северном море корабль настиг сильный шторм. «Лютина» врезалась в песчаную отмель, опрокинулась и затонула у берегов Голландии на глубине в несколько десятков метров. Из 280 человек команды удалось спастись лишь одному матросу. Узнав о гибели корабля, перевозившего золото, у своих берегов, Голландия поспешила объявить весь затонувший груз конфискованным. Местные рыбаки были первыми добытчиками сокровищ с «Лютины» - им удалось поднять со дна моря несколько монет и золотых слитков. Но морское течение вскоре занесло погибший корабль песком. Двадцать лет никто не тревожил затонувшую «Лютину», лишь в 1821 году власти Голландии предприняли попытку поднять английское золото со дна моря. Работы по спасению сокровищ велись несколько десятилетий, но были безуспешными – лишь в 1858 году удалось достать золотых слитков на сумму 10 тысяч фунтов стерлингов.

Когда голландцы разочаровались в успехе своего предприятия, английские предприниматели, занимавшиеся подъемом затонувших судов, заключили с ними договор, по которому 70 процентов добытых сокровищ должны вернуться Великобритании. Было это в 1911 году, когда на вооружении кладоискателей были землечерпалки и насосы. Чтобы отвести морское течение, наносившее песок, прорыли подводный канал. Работы длились до 1913 года. Водолазам даже удалось достать через пробоину корабля несколько золотых слитков. Но когда на другой день они спустились на дно, то обнаружили, что корпус корабля повернулся, закрыв вход в трюм - корабль отказывался отдавать людям свои сокровища. Вскоре началась Первая мировая война, и поиски клада прекратились. «Заколдованная» «Лютина» уже 200 лет продолжает покоиться на морском дне под многометровым слоем песка, храня свои сокровища.
Лютина по-прежнему ждет своего удачливого кладоискателя

Роковой «Египет»

Английский корабль с пятью тоннами золота и десятью тоннами серебра, отправлявшийся в мае 1922 года в Индию, затонул у родных берегов, едва выйдя из порта приписки. «Египет» столкнулся в сильном тумане с французским сухогрузом. Место крушения было хорошо известно, но поднять драгоценный груз было непросто – судно ушло на глубину 120 метров. Лишь через шесть лет итальянская компания, снабдившая своих водолазов жесткими скафандрами, взялась за подъем слитков. Спасательные судна нашли корабль на дне при помощи траловой сети, затем за дело взялись водолазы. Работа была титанически трудной.

На глубине 120 метров даже в жестких скафандрах люди могли пребывать максимум 20 минут, поэтому искателям пришлось делать на дно несколько десятков заходов. Когда водолазам удалось пробиться к отсеку, где хранились сокровища, оказалось, что они находятся за бронированной дверью, ключ от которой так и не нашли. Поиски пришлось временно прекратить из-за наступившего сезона штормов. А вскоре команда водолазов, работавших на «Египте», трагически погибла при разминировании затонувшего в годы Первой мировой войны военного корабля. Для добычи сокровищ пришлось набирать новую команду специалистов. «Египет» ждал – осталось только взломать бронированную дверь. Взрывные работы исключались из-за их опасности для водолазов. Открыть заветную дверь предлагали даже уголовным авторитетам того времени – медвежатникам. Но удача неожиданно повернулась лицом к упрямым кладоискателям.

Капитан «Египта» вспомнил, что у него в каюте в ящике стола хранился запасной ключ от сейфа. Водолазам с трудом удалось отыскать на затонувшем корабле этот ключ, который почти разъело морской водой. По слепку с проржавевшего ключа сделали дубликат, которым удалось «распечатать» сокровища «Египта». Четыре года водолазы поднимали на поверхность слитки золота и серебра, стоимостью более чем в миллион фунтов стерлингов. Добыча была поделена между английской компанией, которой принадлежал корабль (ей досталась треть от найденных сокровищ), и итальянской компанией «Сорима», которая проводила работы по подъему (две трети всех богатств).

Русские сокровища «Святого Михаила»

15 октября 1747 года русский галиот «Святой Михаил» вышел из порта Амстердама в Петербург, груженный драгоценными дарами для российской императрицы Елизаветы Петровны и ее двора, и погиб вовремя шторма у берегов Финляндии. Корпус старинного корабля был обнаружен финскими рыбаками в 1953 году, но не заинтересовал финских властей и историков. В 1961 году старинным кораблем, лежащем на дне Балтики заинтересовались шведские дайверы, которые и предположили, что это русский «Святой Михаил» с золотым кладом в трюмах.

Не оглашая своих догадок, искатели сокровищ получили от властей Финляндии разрешение на подводные работы у ее берегов. И в первые же дни поисков с морского дна были подняты настоящие сокровища – 34 золотые табакерки работы знаменитых французских мастеров XVIII века, часть которых была украшена драгоценными камнями. Коллекция золотых и серебряных английских часов, драгоценная посуда, золотые украшения для мебели и даже резная золоченая карета, сделанная специально для императрицы Елизаветы.

Шведским искателям подводных кладов досталась третья часть от стоимости клада «Святого Михаила». Все поднятые со дна моря исторические ценности хранятся в Финляндии. Советский Союз, как правопреемник Российской империи, никаких претензий на найденные сокровища не предъявлял.

Под землей и в глубинах океана спрятаны сокровища на миллиарды долларов. Где их искать?

По предположениям ученых, на нашей планете спрятаны и забыты клады на $900 млрд и более. Сокровища древних цивилизаций, драгоценности с затонувших кораблей, клады морских пиратов, утраченные мировые шедевры и религиозные реликвии — где их искать и стоит ли игра свеч? Мы собрали семь величайших сокровищ, которые не дают покоя кладоискателям всего мира. Читайте с осторожностью: золотая лихорадка очень заразна!

Могила Чингисхана

Место погребения основателя и первого хана Монгольской империи до сих пор не найдено, несмотря на усилия многих людей. Кладоискатели убеждены, что в могиле, кроме тела великого завоевателя, лежат несметные богатства: драгоценные камни, золотые монеты, дорогая посуда, изысканное оружие — клад стоимостью в несколько миллиардов долларов. К сожалению для них, Чингисхан был захоронен тайно в глухой местности и его могила намеренно была лишена опознавательных знаков. Одни ученые считают, что искать могилу нужно в России: в лесах Алтая, в районе Риддерской впадины. Другие верят преданию, согласно которому Чингисхан захоронен в тех же местах, где родился: в окрестностях горы Бурхан-Халдун в Монголии. Эта священная для монголов гора в июле этого года была внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как место рождения и, возможно, погребения Чингисхана.

Сокровища с корабля Flor de la Mar

Кладоискатели называют сокровища с корабля Flor de la Mar («Цветок моря») самым большим кладом в мире, а само судно — самым ценным когда-либо затонувшим кораблем. На нем португальцы везли значительную часть трофеев, добытых при взятии Малаккского султаната. Однако видавшее виды парусное судно так и не довезло трофеи королю: оно затонуло в 1511 году и уже 300 лет лежит на дне Малаккского пролива в неизвестном месте. Кладоискатели со всего мира готовы в любой момент ринуться на поиски сокровищ в Индонезию. Так, американец Роберт Маркс, специализирующийся на кладах с затонувших кораблей, заявлял, что готов потратить $20 млн, чтобы найти и поднять на поверхность груз Flor de la Mar. Однако индонезийские власти все предложения отвергают, надеясь отыскать клад без помощи чужеземцев. В июле этого года было объявлено об археологической подводной экспедиции у берегов острова Суматра. По словам археолога Али Акбара, отыскать «Цветок моря» в Малаккском проливе будет непросто, так как это один из самых оживленных морских путей в мире — в нем может оказаться порядка 400 кораблей, затонувших в период между 1500 и 1800 годами: пойди разберись, где лежит тот самый, золотой…

Золото 11 испанских галеонов

300 лет назад, в 1715 году, у берегов Флориды затонуло 11 кораблей испанского флота, перевозивших сокровища из Нового Света, которые должны были пополнить казну испанского короля Филиппа V. На борту находились товары и драгоценности на сумму до 14 млн песо. Только на одном судне — Nuestra Senora de la Regla — было 300 сундуков монет и слитков, 23 сундука обработанного серебра и 62 сундука подарков королю и его свите, не считая сундучка с золотыми изделиями, дублонами и жемчугом. На другом судне —Santo Cristo de San Roman — согласно описи везли 684 сундука и мешка с песо, 53 сундука обработанного серебра, 14 сундуков китайского фарфора и многое другое… На том же флоте, погубленном сильнейшим ураганом, ехало приданое и подарки для новоиспеченной королевы Португалии Изабеллы Фарнезе — молодая жена Филиппа V так и не получила свои драгоценности. После того как галеоны затонули, испанцы четыре года вели поиски груза под водой, привлекая к ним индейцев: под угрозой смерти ныряльщики отправлялись в воду с тяжелыми камнями, привязанными к ногам. Удалось поднять 30% сокровищ. Однако из-за нападений пиратов, акул и восстаний индейцев поиски пришлось прекратить. Они были продолжены лишь через 250 лет, после того как строитель Кип Вагнер случайно нашел на берегу испанскую серебряную монету. В настоящий момент поисками занимается компания Брента Брисбена и местные кладоискатели. Шесть кораблей все еще остаются ненайденными, а те, что обнаружены, скрыты под слоем песка, что затрудняет доступ к несметным богатствам. Но то тут, то там дайверам удается выловить золотые монеты. Совсем недавно американская семья охотников за сокровищами .

Реликвии Иерусалимского Храма

На протяжении столетий кладоискатели, историки и археологи ищут сокровища Иерусалимского Храма, который стоял на Храмовой горе и был центром религиозной жизни еврейского народа с X по VI век до н. э. В первую очередь всех интересует судьба Ковчега Завета — еврейской святыни, которая символизировала союз Бога с народом Израиля. В этом ящике, полученном Моисеем от Бога на горе Синай, согласно верованиям, хранятся скрижали Завета с десятью заповедями, сосуд с манной и посох Аарона. Его подробные описания есть в Ветхом Завете, и, кроме прочего, сказано, что он отделан чистым золотом. Считается, что Ковчег Завета был вывезен во время разрушения Храма царем Навуходоносором, после чего был надежно спрятан, но где — тайна. Также бесследно пропали сотни тонн золота, серебра и прочих ценностей из храмового хранилища. Подсказкой к их обнаружению, по мнению многих ученых, может стать Медный свиток — одна из легендарных кумранских рукописей, известных также под названием «свитки Мертвого моря». Этот древний документ, найденный в пещере Кумрана в 1953 году, представляет собой опись спрятанных сокровищ с указанием мест для поиска — правда, довольно абстрактных. Упомянуто более 60 тайников, в которых в сумме хранится 65 т серебра и 26 т золота. Текст с хрупкого Медного свитка с риском для артефакта был расшифрован в 1955 году, и с тех пор не утихают споры о реальности существования описанных богатств. Многие считают, что никаких сокровищ и не было, указывая на то, что ессеи кумранской общины, составившие этот текст в 50-100 годы н. э., не могли обладать такими ценностями, а прятать сокровища Иерусалимского Храма им не позволили бы строгие воззрения.

Восьмое чудо света

Знаменитая Янтарная комната, подаренная Петру I прусским королем, была вывезена немцами из Екатерининского дворца в Царском селе во время Великой Отечественной войны. Последний раз ее видели в 1945 году в Кенигсбергском замке за три дня до штурма города. Несмотря на версии о гибели Янтарной комнаты в результате пожара или разложения, ее продолжают упорно искать в разных частях света: не только в Европе, но даже и в Америке. Два года назад 90-летний Вильгельм Крафт, бывший солдат вермахта, сделал заявление, что шедевр был зарыт в землю в датской деревне Асаа. А в этом году российский историк Сергей Трифонов объявил о том, что практически нашел Янтарную комнату в Калининграде под тайным бункером последнего коменданта Кенигсберга Отто фон Ляша. Бункер вел в ныне не существующий Кенигсбергский замок и был найден совсем недавно. В феврале Трифонов уже сделал первые исследования: с помощью зонда, опущенного в подземелье, он разглядел большой металлический ящик под бункером и входы в тоннели. Дальнейшая работа запланирована на осень 2015 года. Эпизод о поисках Янтарной комнаты вошел в новый документальный фильм телеканала «Моя Планета» о Калининграде-Кенигсберге.

Клад Байкала и золото Колчака

В 1918 году значительная часть казны императорской России оказалась в распоряжении адмирала Колчака, провозглашенного верховным правителем России. Эти 490,5 кг золота стали именовать «золотом Колчака», несмотря на то что уже в 1920 году адмирал был расстрелян, а деньги попали к большевикам. Часть запаса Колчак успел потратить на укрепление своей власти и покупку оружия, часть была разворована, а еще часть бесследно исчезла. Многие верят, что ящики с уцелевшим золотом упали в Байкал во время транспортировки и до сих пор лежат на дне самого глубокого озера в мире. Один из ярых сторонников этой версии — археолог Алексей Тиваненко утверждает, что видел свидетелей ж/д аварии. «Когда я еще был юнцом, я жил на берегах Байкала и много путешествовал. Местные жители показали, где именно в озеро упали вагоны военного эшелона. На дно ушло около 40 ящиков с золотом», — рассказывает Алексей. В 2008-2010 годах проходили поиски сокровищ Колчака на дне Байкала с помощью глубоководных аппаратов «Мир». Экспедиции удалось найти обломки железнодорожного вагона и ящик с патронами времен Гражданской войны. Тиваненко, принимавший участие в погружениях, утверждал, что также были обнаружены четыре золотых слитка по 16 кг каждый, но так как они были зажаты камнями, все попытки захватить их щупом окончились ничем. Другой участник и спонсор экспедиции — мультимиллионер Михаил Слипенчук — недавно признался изданию Forbes, что легенду о золоте Колчака в Байкале он реанимировал специально для привлечения внимания к научной экспедиции, а на самом деле часть имперской казны априори невозможно найти в Байкале, так как густой рыхлый осадок, образующийся в озере, поглощает все, что попадает на дно.

Пиратские клады

По оценке одного американского банкира, все вместе пираты запрятали кладов на сумму в несколько миллиардов долларов, причем на сегодняшний день найдено не более 7% этих сокровищ. Их ищут исследователи и кладоискатели-одиночки везде и всюду, где промышляли известные пираты, не только на суше, но и в воде. Так, в этом году у берегов Мадагаскара археологи с корабля шотландского пирата Уильяма Кидда. Слиток был поднят с фрегата «Приключение», затонувшего более 300 лет назад. Всего у берегов Мадагаскара было найдено 13 затонувших кораблей, и мы наверняка услышим о новых пиратских сокровищах. Поиски зарытых кладов ученые ведут, руководствуясь, как правило, картами, рисунками, дневниками пиратов и их сотоварищей. «Те, кто скрывал сокровища, почти всегда оставляли записи об этом. Вся штука в том, чтобы понять, в каком виде оставлены эти записи или как расшифровать их содержание» — утверждает американский исследователь Ричард Уилборн. Этому ученому удалось догадаться, где спрятан клад пирата Дрейка — 40 т серебра. Дневник одного из участников команды, старые морские карты Дрейка, хранившиеся в библиотеке Бэнкрофта, и рисунки на одной из них позволили ему расшифровать «код Дрейка» и установить точное место клада: он зарыт на горе Ливермор на острове Ангела (Энджел) на глубине 6 футов, или 72 дюйма. Правда, проверить эту догадку пока не удалось: чиновники не дают разрешение на работы на острове, который имеет статус заповедника федерального значения и входит в состав Калифорнийского национального парка.

Пока вы читаете этот материал, кладоискатели достают из океанов золотые монеты, роют землю в поисках московских трофеев Наполеона и мечтают обнаружить библиотеку Ивана Грозного. Но далеко не всем кладам суждено быть найденными: одни спрятаны слишком хорошо, а другие никогда не существовали, будучи лишь тревожащей умы легендой.

Статьи по теме: