"картотека дидактических игр о животных". Развитие речи. лексическая тема "дикие звери наших лесов и их детёныши" Игры про диких животных в старшей группе

Дидактические игры по теме «Дикие животные»

Игра «Назови по порядку»
Цель: развивать зрительную память и внимание, активизировать словарь существительных по теме.

На картинки посмотри
И их запомни.
Я все их уберу,
Ты по порядку вспомни.

(6-7 предметных картинок по теме).


Игра «Кто у кого?»

Цель: употребление родительного падежа существительных единственного и множественного числа.

У медведицы - … (медвежонок, медвежата).
У лисицы - … (лисенок, лисята).
У белки - … (бельчонок, бельчата).
У волчицы - … (волчонок, волчата).
У ежихи - … (ежонок, ежата).
У зайчихи - … (зайчонок, зайчата).

Игра «Назови семью»

Цель: познакомить детей с названиями диких животных, их семьями; развивать речь детей.

Папа - медведь, мама - … (медведица), детеныш - … (медвежонок).
Папа - волк, мама - … (волчица), детеныш - … (волчонок).
Папа - еж, мама - … (ежиха), детеныш - … (ежонок).
Папа - заяц, мама - … (зайчиха), детеныш - … (зайчонок).
Папа - лис, мама - … (лисица), детеныш - … (лисенок).


Игра «Кто, где живет?»

Цель: закрепление формы предложного падежа существительных.

На доске картинки с дикими животными (медведь, лиса, волк, белка, заяц и т.д.). На столе педагога картинки с их жилищами (нора, берлога, логово, дупло, куст). Дети ставят картинку с изображением жилища под картинку с соответствующим животным.

Белка живет в дупле.
Медведь живет в берлоге.
Лиса живет в норе.
Волк живет в логове.
Заяц живет под кустом.


Игра «Кто что любит?»

Цель: закрепление формы винительного падежа существительных.

На столе педагога картинки: морковка, капуста, малина, мед, рыба, орехи, шишки, грибы, желуди, кора деревьев, трава, куры, зайцы, овечка и т.д. Дети ставят картинки к соответствующему животному.

Белка любит орехи, шишки, грибы, желуди.

Игра «Подбери словечко»

Цель: учить детей подбирать и называть слова-признаки, слова-действия.

Медведь (какой?) … (бурый, косолапый, неуклюжий).
Волк (какой?) … (серый, зубастый, злой).
Заяц (какой?) … (длинноухий, трусливый, пугливый).
Лиса (какая?) … (хитрая, рыжая, пушистая).

Медведь (что делает?) … (спит, переваливается, косолапит).
Волк (что делает?) … (воет, убегает, догоняет).
Лиса (что делает?) … (выслеживает, бежит, ловит).

Игра «Узнай зверя по описанию»

Цель: учить детей узнавать животных по описанию; развивать мышление и речь детей.

Трусливый, длинноухий, серый или белый. (Заяц.)
- Бурый, косолапый, неуклюжий. (Медведь.)
- Серый, злой, голодный. (Волк.)
- Хитрая, рыжая, ловкая. (Лиса.)
- Проворная, запасливая, рыжая или серая. (Белка.)

Цель: познакомить детей, какие голоса подают дикие животные.


Игра «Назови ласково»

Цель: учить детей образовывать существительные при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов.
Ты дружочек не зевай,
Да словечко приласкай.

Белка – белочка
Лиса – лисичка

Игра «Один - много»

Цель: учить детей образовывать существительные множественного числа именительного и родительного падежей.
Мы волшебники немного,
Был один, а станет много.

Белка – белки – много белок
Медведь – медведи – много медведей

Игра «Посчитай!»

Цель: учить детей согласовывать существительные с числительными «один», «два», «пять».
Сколько их – всегда мы знаем,
Хорошо мы все считаем.

Один медведь – два медведя – пять медведей
Один еж – два ежа – пять ежей
Одна белка – две белки – пять белок

Дидактическая игра «Чей хвост? »
Цель: закрепить знания о животных, развивать память, мышление, внимание и мелкую моторику рук.

Ход игры:
Однажды утром лесные звери проснулись и видят, что у всех хвосты перепутаны: у зайца - хвост волка, у волка - хвост лисы, у лисы - хвост медведя…. Расстроились звери. Разве подходит зайцу хвост волка? Помоги зверям найти свои хвосты, ответив на вопрос «Чей это хвост? » Вот хвост волка. Какой он? (серый, длинный). Чей это хвост? - волчий. А это чей такой хвост - маленький, пушистый, белый? - зайца.
И т. д. Теперь все звери нашли свои хвосты.


Игра «Измени слова по образцу»

Цель: образование притяжательных прилагательных.

Нос лисы - … (лисий нос).
Лапа лисы - … (лисья лапа).
Глаза лисы - … (лисьи глаза).
Нора лисы - … (лисья нора).


Игра «Наоборот»

Цель: образование слов-антонимов.

Лось – большой, а заяц - … (маленький).
Волк – сильный, а белка - … (слабая).
У лисы хвост длинный, а у медведя - … (короткий).


Игра «Четвертый лишний»

Цель: учить детей выделять в предметах их существенные признаки и делать на этой основе необходимые обобщения, активизировать предметный словарь.

На картинку посмотри,
Предмет лишний назови
И свой выбор объясни.

Белка, собака , лиса, медведь


Игра «Сложи картинку»

Цель: учить детей складывать картинку из частей; развивать целостное восприятие, внимание, мышление.

У ребенка картинка с диким животным, разрезанная на 4 части.
- Какой зверь у тебя получился? (Лиса.)


Игра «Составление рассказа-описания»

Цель: учить детей составлять рассказ-описание о животном с опорой на план-схему, развивать речь детей.

Дети составляют рассказ о внешнем виде дикого животного по плану.


Обогащаем и активизируем словарный запас. Закрепляем знание существительных: белка, дупло, лиса, нора, еж, заяц, волк, логово, лось, медведь, берлога, рысь, лес, олень, рога, копыта, туловище, клыки, шерсть, мех, иголки, шкура, пасть, лапы, брюхо, когти; глаголов: добывать, прыгать, рыскать, выть, рычать, пищать, реветь, охотиться, прятаться, тявкать, фыркать, учить, охранять, сосать, петлять, лакомиться; прилагательных: крупный, мелкий, лохматый, косматый, пушистый, сильный, хитрый, колючий, быстрый, ловкий, бурый, зубастый, неуклюжий, косолапый, красивый, острые, полосатый, могучий, гибкий, неповоротливый, осторожный, хищный; наречий: быстро, ловко, медленно, опасно, страшно.

Учим ребенка составлять загадки-описания про диких животных . Первыми словами в загадке обязательно должны быть слова: это животное. Следующими словами может быть уточнение размера животного (крупное, мелкое, небольшое и т.п.). Затем надо рассказать о характерных особенностях внешности (пушистый, мохнатый, колючий, неуклюжий), чем питается животное.

Игры и упражнения

Игра «Один много» с существительными по теме «Дикие животные».

Лиса – лисы – много лис лисенок – лисята – много лисят

Игра «Назови семью».

папа - медведь, мама медведица, детеныш(и) - медвежонок (медвежата);

папа - заяц - ...;

папа - еж...;

папа – лис..;

папа - волк…;

Игра «Назови ласково» (животных и детенышей)

олень - медведь -

еж - заяц -

лось - волк –

лиса - белка -

Игра «Угадай, кто это?»

Бурый, косолапый, неуклюжий - ... .

Серый, зубастый, воющий - ... .

Хитрющая, пушистая, рыжая - ... .

Маленький, длинноухий, трусливый - ... .

«Кто что любит»

Белка любит орехи, грибы, ягоды.

«Сосчитай до 7»

(хитрая лисица, колючий ёж, волчье логово, беличье дупло)

Один могучий лось, два могучих лося, ……, пять могучих лосей…..

Помогите ребёнку вспомнить, как называются жилища диких животных.

Задайте вопросы:

Берлога чья? (медвежья)

Логово чьё? (волчье) и т.п.

Упражнение на развитие навыков звукового анализа (для детей 5-7 лет)

«Какой звук первый в слове?»

Медведь – мь волк – в и т.д.

Лиса – тявкает.

Медведь – рычит.

Волк – воет.

Ёжик – фыркает и т.д.

Дидактическое упражнение "Кто лишний и почему?"

Белка, еж, лошадь, барсук.

Лиса, собака, медведь, заяц.

Лось, собака, корова, кошка.

Выучите с ребенком стихотворения и выполните пальчиковую гимнастику.

«Дикие животные»

Дикие животные есть у нас в лесу: Соединяем подушечки

Здесь ты можешь встретить зайца и лису, пальцев с большим пальцем.

Белку и медведя, волка, кабана –

Прячет всех надежно лесная тишина.

«Есть у каждого свой дом»

У лисы в лесу глухом Дети загибают пальцы на обеих

Есть нора – надежный дом руках: по одному пальцу на

Не страшны зимой метели каждое двустишие.

Белочке в дупле на ели.

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет там лапу.

Есть у каждого свой дом, Удары ладонями и кулачками поочередно.

Всем тепло, уютно в нем.

Стихи для автоматизации поставленных звуков

Белкина кладовка (л, р)

Почему грибы на елке

На сучках висят верхом?
Не в корзинке, не на полке,
Не во мху, не под листком -
У ствола и среди веток

На сучки они надеты.

Кто устроил их так ловко?

Кто с грибов очистил сор?

Это белкина кладовка,

Это белкин летний сбор!

(Е. Трутнева)

А кто в дупле? (с,л)

В сосне дупло,

В дупле – тепло.

А кто в дупле

Живет в тепле?

А живет там белочка,

Белочка-карелочка,

Непоседа-егоза,

Словно бусинки, глаза.

А. Прокофьев

Барсук(С, Р)

Явзглянул в лесу на куст,

А под ним лежит арбуз!

Взять хотел, но только вдруг

Из-под рук вскочил барсук,

И по травке – хрус! хрус! –

Покатился мой «арбуз»!

Ю. Андрианов

Мишка в гости приглашает (С)

Вы стесняться бросьте,

Приходите в гости!

Путь совсем не длинный –

Лесом, прямиком,

Угощу малиной,

Угощу медком.

А зимой ко мне, ребята,

Не советую ходить.

А зимой меня, ребята,

Не советую будить.

А. Шлыгин

Дедушка-медведушка (Р, Ш)

Дедушка-медведушка,

Миленький ты мой,

В хор меня не приняли.

Успокой!

Разве это горюшко?

Ну и молодежь!..

Ты без хора, внученька,

Хорошо ревешь!

Р. Куликова

Еж(Ш)

Был бы, еж,

Ты хорош,

Только в руки

Не возьмешь.

Не хорош?

Ну и что ж.

Без иголок

Я не еж.

Л. Корчагина

Енот и еж(Ш)

Ежик в бане вымыл ушки,

Шею, кожицу на брюшке.

И сказал Еноту Еж:

Ты мне спинку не потрешь?

Г. Виеру

*** (С)

Где живет он? В самой чаще,

Самой-самой настоящей.

Там гуляет, там и спит,

Там детей своих растит.

Любит груши, любит мед,

Сладкоежкою слывет.

А еще могу сказать,

Очень любит он поспать.

Ляжет осенью, а встанет,

Лишь когда весна настанет.

Лось (С)

В ручеек смотрит лось.

Удивляется небось…

Небосвод,

Месяц,

Лось…

И откуда

Все взялось?




СЕМЕЙКА ЦЕЛЬ: Развитие навыка словоизменения, активизация словаря по теме. ХОД ИГРЫ: Предложите ребенку назвать всю семью животных, например: папа - …еж, мама - …(ежиха), ребенок - …(ежонок), детки - …(ежата). Так же можно называть семью волка, лисы, медведя, белки, и т.д, на сколько хватит вашей фантазии и терпения.




КОМУ ЧТО? ЦЕЛЬ: Развитие мышления ИНСТРУКЦИЯ: Посмотри на картинку в темной рамке. Обезьяне – банан, белке - выбери сам из предложенных картинок (конфета, орех, дупло) ПРИМЕЧАНИЯ: Не подсказывайте ребенку, не спрашивайте: «А что ест белочка?». Пусть ребенок подумает и сам определит, почему обезьяне дали банан и что тогда надо дать белке.

















КОЛЮЧИЙ ЕЖИК ЦЕЛЬ: Развитие мелкой моторики АТРИБУТ ИГРЫ: Колючий мячик (как на картинке) ХОД ИГРЫ: Предложите ребенку покатать колючий резиновый мячик: между ладошек, по столу Можно прочитать такое стихотворение: Ежик выбился из сил - Яблоки, грибы носил. Мы потрем ему бока - Надо их размять слегка. А потом погладим ножки, Чтобы отдохнул немножко. А потом почешем брюшко, Пощекочем возле ушка. Еж в лесочек убежал, Нам «спасибо» пропищал.


ВЕСЕЛЫЕ ПРИЩЕПКИ ЗАДАЧИ: Развитие мелкой моторики, цветовосприятия, воображения. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Изготовьте из плотного картона основу для будущей работы. Проявите фантазию: треугольник – ствол дерева, полусфера - ежик и т.д. ХОД ИГРЫ: Попросите ребенка прикрепить к основе прищепки нужного цвета.





ЗВЕРИ В СКАЗКАХ ЦЕЛЬ: Активизация словаря по теме, развитие памяти ХОД ИГРЫ: Вспомните вместе с ребенком и назовите стихи, сказки, рассказы, в которых героями были дикие звери. Поговорите о том, какой характер у ЛИСЫ в сказках. А что можно сказать про ВОЛКА? При нажатии кнопки мышки вы увидите некоторые подсказки


СКАЗОЧНАЯ ПУТАНИЦА ЦЕЛЬ: Развитие критического мышления, логики, тренировка памяти, внимания, совершенствование речи. ИНСТРУКЦИЯ: Внимательно рассмотрите вместе с ребенком каждую картинку. Вспомните, из какой она сказки и скажите, что перепутал художник.


СКАЗОЧНАЯ ПУТАНИЦА (Продолжение) ЦЕЛЬ: Развитие критического мышления, логики, тренировка памяти, внимания, совершенствование речи. ИНСТРУКЦИЯ: Внимательно рассмотрите вместе с ребенком каждую картинку. Вспомните, из какой она сказки и скажите, что перепутал художник.


Иван Шишкин. Утро в сосновом лесу ХОД БЕСЕДЫ С РЕБЕНКОМ: Что ты видишь на картине? Художник назвал картину «Утро в сосновом лесу» Как мы догадались, что изображен лес? А где же солнышко? Кто вышел из леса? Что делают медвежата? Какие у них шубки? Как ты думаешь, хорошо ли чувствует себя медведица с медвежатами? Далее можно своими словами рассказать, что изображено на картине: Ранним утром в лесу резвятся три неуклюжих медвежонка в густых лохматых шубках. Рядом с ними – мама-медведица. Они внимательно наблюдает за игрой шаловливых медвежат и готова в любую минуту бросится им на помощь. И все же главное в картине – это дремучий бор. Далеко от человеческого жилья это лесное царство. Наверно никто не заходит сюда и тревожит лесных обитателей.


Виктор Михайлович Васнецов. Иван царевич на сером волке ХОД БЕСЕДЫ С РЕБЕНКОМ: Художник назвал картину «Иван царевич на сером волке» Кто выбегает из леса? Как ты думаешь, что чувствует Иван царевич? А Василиса Прекрасная? А Волк? Далее можно своими словами рассказать, что изображено на картине: Серый волк помогает Ивану-царевичу совершить множество трудных дел, выпавших на его долю. В картине Васнецова царевич, бережно обняв Елену Прекрасную, скачет на Сером волке сквозь дремучую чащу расступающегося перед ним сказочного леса. Серый волк быстро мчится вперед. Широко раскинуты лапы волка, стелется по ветру длинный пушистый хвост. Острые волчьи глаза зорко глядят, выбирая дорогу. По раскрытой пасти волка и высунутому языку чувствуется, что он держится из последних сил. В то же время мы ощущаем и могучую силу зверя. Деревья-великаны могучего леса встают непроходимой стеной. Но перед добрыми героями лес расступается. Как в сказке, он помогает им. Источники информации: КНИГИ: Катаева А.А, Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников. М, 2001 г. Пожиленко Е.А. Мир вокруг нас. Спб 2004 г. ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ: etskom_sadu/izo_dejatelnost/rassmatrivanie_kartiny_i_s hishkina_utro_v_sosnovom_lesu/ http://detsadik.my1.ru/load/razvivajushhie_zanjatija_v_d etskom_sadu/izo_dejatelnost/rassmatrivanie_kartiny_i_s hishkina_utro_v_sosnovom_lesu/


КАРТОТЕКА ИГР
по теме «Дикие животные» Воспитатели: Евдокимова М.С. Веретнова А.А.

1. «ПОХОЖ – НЕ ПОХОЖ».

Цель
. Учить детей сравнивать предметы, узнавать предметы по описанию.
Ход игры.
Один ребёнок загадывает животных, а другие должны отгадать их по описанию.
2. «ОХОТНИК».

Цель.
Упражнять в умении классифицировать и называть животных.
Ход игры
. Дети становятся перед чертой, в конце участка – стульчик. Это «лес» («озеро», «пруд»). В «лес» отправляется «охотник» - один из играющих. Стоя на месте, он произносит такие слова: «Я иду в лес на охоту. Буду охотиться за …». Здесь ребёнок делает шаг вперёд и говорит: «Зайцем», делает второй шаг и называет ещё одно животное и т.д. Нельзя два раза называть одно и то же животное. Победителем считается тот, кто дошёл до «леса» («озера», «пруда») или прошёл дальше.
3. «КТО ГДЕ ЖИВЁТ».

Цель.
Развивать умение группировать животных по месту жительства.
Ход

игры.
Дети будут «белочками» и «зайчиками», а один ребёнок – «лисой». «Белочки» и «зайчики» бегают по поляне. По сигналу: «Опасность – лиса!» - «белочки» бегут к дереву, «Зайцы» - к кустам. «Лиса» ловит тех, кто неправильно выполняет задание.
4. «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ».

Цель.
Учить понимать причинные связи между явлениями; упражнять в правильном выборе слов.
Ход игры.
Воспитатель (или ребёнок) начинает предложение: «Заяц прячется от лисы, потому что…». Ребёнок, который заканчивает это предложение, составляет начало нового.
5. «ЭТО ПРАВДА ИЛИ НЕТ?»

Цель.
Учить детей находить неточности в тексте.
Ход игры.
Воспитатель говорит: «Послушайте внимательно стихотворение. Кто больше заметит небылиц, того, чего не бывает на самом деле?» Тёплая весна сейчас. Любит в речке посидеть. Виноград созрел у нас. А зимой среди ветвей Конь рогатый на лугу «Га-га-га, пел соловей. Летом прыгает в снегу. Быстро дайте мне ответ – Поздней осенью медведь Это правда или нет? Дети находят неточности и заменяют слова и предложения, чтобы получилось правильно. 6
. «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ»

Цель.
Закреплять знания о диких животных.
Ход игры.
Воспитатель говорит детям: «Вы уже знаете, что животные могут быть дикими и домашними. Я сейчас буду называть животных вперемешку: дикие и домашние. Кто услышит ошибку, должен хлопнуть в ладоши. Например: волк, белка, кот; собака, коза, медведь и т.д.
7. «ОТГАДАЙТЕ, ЧТО ЗА ЖИВОТНОЕ».

Цель.
Учить описывать предмет и узнавать его по описанию; формировать умение выбирать самый яркий признак.
Ход

игры.
Воспитатель предлагает ребёнку назвать самые характерные признаки животного, остальные дети должны угадать само животное. Например: большая, серая с пятнами и кисточками на ушах и т.д.
8. «ДОБРЫЕ СЛОВА».

Цель
. Воспитывать любовь к природе, желание заботиться о ней.
Ход игры
. Педагог говорит: «Есть много разных добрых слов, их надо чаще говорить всем. Добрые слова всегда помогают в жизни, а злые слова – вредят. Вспомните добрые слова, когда и как их говорят. Придумайте разные
добрые слова, с которыми можно обратиться к …кошке, цветку, кукле, товарищу и т.д.
9. «ЗАГАДАЙ, МЫ ОТГАДАЕМ».

Цель
. Систематизировать знания детей о диких животных.
Ход игры.
Водящий описывает любое животное в следующем порядке: размер, окраска, способ питания. Дети должны по описанию узнать животное.
10. «КТО ЖИВЕТ В ЛЕСУ?»

Цель.
Закреплять знания о лесных животных.
Ход игры
. Воспитатель выбирает троих детей и просит их назвать, кто живет в лесу. Воспитатель говорит: «Травоядные» Дети должны назвать по очереди травоядных животных.
11. «НАКОРМИ ЖИВОТНОЕ».

Цель.
Учить делить слова на части, произносить каждую часть слова отдельно.
Ход

игры.
Дети делятся на две команды. Первая команда называет животное, а вторая перечисляет, чем оно питается, стараясь выделять двусложные слова, а затем трёхсложные.
12. «ОТГАДАЙ ЖИВОТНОЕ».

Цель.
Закреплять знания детей о животных.
Ход игры.
Воспитатель загадывает слово, но говорит только первый слог. Например: начало слова бе… Дети подбирают слова (белка). Кто первым угадал, тот получает фишку. Выигрывает ребёнок, набравший больше фишек.

Цель: употребление родительного падежа существительных единственного и множественного числа.

У медведицы - … (медвежонок, медвежата). У лисицы - … (лисенок, лисята).

У зайчихи - … (зайчонок, зайчата). У ежихи - … (ежонок, ежата).

У волчицы - … (волчонок, волчата). У белки - … (бельчонок, бельчата).

    «Назови семью»

Цель: закрепление названий диких животных, их семьей; развитие речи детей.

Папа - медведь, мама - … (медведица), детеныш - … (медвежонок).
Папа - волк, мама - … (волчица), детеныш - … (волчонок).
Папа - еж, мама - … (ежиха), детеныш - … (ежонок).
Папа - заяц, мама - … (зайчиха), детеныш - … (зайчонок).
Папа - лис, мама - … (лисица), детеныш - … (лисенок).

    Д/и «Кто где живет?»

Цель: закрепление формы предложного падежа существительных.

На доске картинки с дикими животными (медведь, лиса, волк, белка, заяц и т.д.). На столе педагога картинки с их жилищами (нора, берлога, логово, дупло, куст). Дети ставят картинку с изображением жилища под картинку с соответствующим животным.

Белка живет… в дупле. Медведь живет… в берлоге.
Лиса живет …в норе. Волк живет… в логове.
Заяц живет …под кустом. В хатке под водой живет…бобр.

    Д/и «Кто чем питается?»

Цель: закрепление формы винительного падежа существительных.

На столе педагога картинки: морковка, капуста, малина, мед, рыба, орехи, шишки, грибы, желуди, кора деревьев, трава, зайцы, и т.д. Дети ставят картинки к соответствующему животному.

Белка любит орехи, шишки, грибы, желуди.

Ребята, прежде чем ответить на этот, вы должны вспомнить, кто из животных относится к травоядным.

Дети: - Травоядные: заяц (траву, кору деревьев), белка (орехи, грибы), лось (трава, кора деревьев, ветки, сено).

Хищники: медведь (мед, ягоды, падаль, рыбу), волк (зайцев, овец, телят), лиса (кур, гусей, зайцев, мышей), рысь (мясо животных).

    Д/и « Какой? Какая? »

Цель: формирование умений у детей использовать в речи прилагательные и правильно согласовывать их с существительными.

Оборудование: картинки с изображением животных.

Волк (Какой?) - злой, голодный, серый, большой, лохматый…

Медведь (Какой?) – большой, огромный, лохматый, косолапый, сильный, бурый...

Лиса (Какая?) - хитрая, осторожная, рыжая, пушистая, ловкая…

Заяц (Какой?) - трусливый, маленький, белый, пугливый, быстрый, косой…
Белка (Какая?) - запасливая, юркая, рыжая, пушистая, проворная, прыгучая…

    Д/и «Подбери словечко»

Цель: формирование умений у детей подбирать и называть слова-действия.

Медведь (что делает?) … (спит, переваливается, косолапит, охотится…).
Волк (что делает?) … (воет, убегает, догоняет, высматривает,…).
Лиса (что делает?) … (выслеживает, бежит, ловит, вынюхивает…).

Заяц (что делает?)… (прыгает, прячется, грызет…).

    Д/и «Узнай зверя по описанию»

Цель: формирование умения узнавать животных по описанию, развитие мышления и речи детей.

Трусливый, длинноухий, серый или белый. (Заяц.)
- Бурый, косолапый, неуклюжий. (Медведь.)
- Серый, злой, голодный. (Волк.)
- Хитрая, рыжая, ловкая. (Лиса.)
- Проворная, запасливая, рыжая или серая. (Белка.)

Цель: познакомить детей, какие голоса подают дикие животные.

    Д/и «Назови ласково»

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов.

Ты дружочек не зевай,
Да словечко приласкай.
Белка – белочка, заяц – зайчик, еж – ежик, лисенок – лисёночек,

Лиса – лисичка, медвежонок – медвежоночек и т.д

    Д/и «Один - много»

Цель: образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей.

Мы волшебники немного,
Был один, а станет много.
Белка – белки – много белок; заяц – зайцы – много зайцев;
Медведь – медведи – много медведей; волк – волки - много волков;

Еж – ежи – много ежей; лиса – лисы – много лис.

    Д/и «Один-три-пять»

Цель: согласование существительных с числительными «один», «два», «пять».

Сколько их – всегда мы знаем,
Хорошо мы все считаем.
Один медведь – три медведя – пять медведей; Один волк – три волка – пять волков;
Один еж – три ежа – пять ежей; Одна белка – три белки – пять белок;

Одна лиса – три лисы – пять лис; Один заяц – три зайца – пять зайцев.

    Д/и «Измени слова по образцу»

Цель: образование притяжательных прилагательных.

Нос лисы - … (лисий нос). Лапа лисы - … (лисья лапа).
Глаза лисы - … (лисьи глаза). Нора лисы - … (лисья нора).

(волк, медведь, белка).

    Д/и «Наоборот»

Цель: образование слов-антонимов.

Лось – большой, а заяц - … (маленький).

Волк – сильный, а белка - … (слабая).
У лисы хвост длинный, а у медведя - … (короткий).

Лиса – хитрая, а заяц… (глупый).

Медведь летом толстый, а волк зимой… (худой).

    Д/и «Четвертый лишний»

Цель: формирование умения выделять в предметах их существенные признаки и делать на этой основе необходимые обобщения, активизировать предметный словарь.

На картинку посмотри,
Предмет лишний назови,
И свой выбор объясни.

Белка, собака , лиса, медведь;

Зайчонок, ягненок, лисенок, волчонок;

Лось , слон, жираф, обезьяна.

    Д/и «Сложи картинку»

Цель: формирование умения у детей складывать картинку из частей, развитие целостное восприятие, внимание, мышление.

У ребенка картинка с диким животным, разрезанная на 4 части.
- Какой зверь у тебя получился? (Лиса.) и т.п.

    Д/и «Составление рассказа-описания»

Цель: формирование умения у детей составлять рассказ-описание о животном с опорой на план-схему.

Дети составляют рассказ о внешнем виде дикого животного по плану.

(название, где живет, внешний вид, чем питается, детеныш).

    Д/и «Назови по порядку»

Цель: развитие зрительной памяти и внимания, активизирование словаря существительных по теме.

На картинки посмотри,
И их запомни.
Я все их уберу,
Ты по порядку вспомни.

    1. предметных картинок по теме).

    Д/и « Чей это хвост?»

Цель: формирование умения образовывать притяжательные прилагательные.

Жили разные животные в лесу. Однажды сорока разнесла по лесу весть, что на поляне хвосты зверям раздают. Угадайте, какой хвост выбрало себе каждое животное? Возьмите свои картинки с изображениями диких животных и найдите тот хвост, который подходит вашему животному, и назовите, чей это хвост.

У лисы – (лисий хвост); у волка – (волчий хвост);

У зайца – (заячий хвост); у медведя – (медвежий хвост);

У белки – (беличий хвост); у оленя – (олений хвост);

У рыси – (рысий хвост); у лося – (лосиный хвост).

    Д/и «Скажи одним словом»

Цель: закрепление прилагательных в речи.
Оборудование: картинки с изображением животных.
Описание: предлагаем ребенку продолжить предложение.
А) Заяц всех боится, значит, он какой? (трусливый);
Б) Лиса всех обманывает, значит, она какая? (хитрая);
В) У ежа иголки, он … (колючий);

Г) Белка делает запасы, значит она какая? (запасливая);

Д) Медведь неуклюже ходит, значит, он какой? (неуклюжий).

    Д/и «Про кого можно сказать…».

Охотится, крадется, воет, кусается, пугается, скачет, переваливается, хитрит, выслеживает.

Д/и «Что делает?»

Цель: формирование умения употреблять в речи глаголы.

Педагог называет предложение про животное, а дети добавляют нужное слово - действие и заканчиваете предложение.

Белка :

1. Рыжая белка с ветки на ветку (что делает?) - прыгает.

2. На зиму белка орехи (собирает, запасает)

3. Белка с удовольствием орешки (грызет)

Медведь :

1. Медведь вперевалочку … (идет, ходит)

2. В зимнее время медведь… (спит)

3. Медведь ульи… (ворошит, разрушает)

Волк :

1.Волк за зайцем (охотится).

2.Волчица о волчатах (заботится ) и т.д.

    Д/и «Доскажи словечко»

Цель: формирование умения отгадывать загадки –рифмы, развитие слухового внимания.

1.Эта кошка очень злая. 2. Длиннорогий и рогатый

Не мурлычет, но кусает. Лесники зовут «сохатый».

Ей не крикнешь грозно «брысь!» Скачет прямо он и вкось,

Это кошка леса - ...(Рысь) Крупный и могучий... (Лось)

3. Стройный, быстрый, 4.Он всю зиму в шубе спал,
Рога ветвисты, Лапу бурую сосал,
Пасется весь день. А проснувшись, стал реветь.
Кто ж это?.. (Олень) Этот зверь лесной…(Медведь).

5.Хитрая плутовка, 6. Летом шубку серую,
Рыжая головка, А зимой белую
Пушистый хвост-краса. Носит попрыгайчик -
Кто ж это?.. (Лиса) Боязливый… (Заяц)

Пальчиковая гимнастика

Мальчик с пальчик, (четыре раза сгибать палец правой руки)

Где ты был?

Долго по лесу бродил! (четыре раза сгибать палец левой руки)

Встретил я медведя, волка, (большой палец правой руки поочередно

Зайку, ежика в иголках. соприкасается с остальными пальцами).

Встретил белочку, синичку, (большой палец левой руки поочередно

Встретил лося и лисичку. соприкасается с остальными пальцами)

Всем подарки подарил,

Всяк меня благодарил. (четыре пальца одновременно сгибаются – кланяются).

Физкультминутка «Звериная зарядка»

Раз – присядка. Присесть.
Два – прыжок.
Подпрыгнуть.
Это заячья зарядка.
“Ушки на макушке” зайчики.
А лисята как проснутся,
Потереть кулачком глаза.
Любят долго потянуться,
Потянуться.
Обязательно зевнуть,
Повороты туловища.
Рыжим хвостиком вильнуть.
Движения бедрами вправо-влево.
А волчата спинку выгнуть
Наклон вперед.
И легонечко подпрыгнуть.
Прыжок вверх.
Ну а Мишка косолапый,
Согнуть руки в локтях.
Широко расставив лапы,
Ноги на ширине плеч.
То двумя, то всеми вместе
Переступание с ноги на ногу.
Долго топчется на месте.
А кому зарядки мало –
Руки развести в стороны.
Начинает все сначала.

Физкультминутка.

У нас славная осанка, мы свели лопатки.

Мы походим на носках, а потом на пятках.

Пойдем мягко, как лисята, и как мишка косолапый.

И как заинька-трусишка, и как серый волк-волчишка.

Вот свернулся ёж в клубок, потому что он продрог.

Лучик ёжика коснулся. Ёжик сладко потянулся

Физкультминутка «Медвежата»

Медвежата в чаще жили головой они крутили

Вот так, вот так головой они крутили (повороты головы вправо- влево)

Медвежата мед искали, дружно дерево качали

Вот так, вот так, дружно дерево качали (наклоны туловища влево-вправо, руки «обнимают» дерево)

Вперевалочку ходили (имитация походки медвежат)

И из речки воду пили

Вот так, вот так и из речки воду пили (наклоны вперед)

А потом они устали и в берлоге крепко спали

Вот так, вот так и в берлоге крепко спали (изображают спящих медвежат)

Артикуляционные упражнения

Открываем ротик-дом.

Кто хозяин в доме том?

В нем хозяин – Язычок.

Он удобно в доме лег.

Язычок знаком вам, дети

Мы его улыбкой встретим

«Зайчик»: поднимать верхнюю губу, обнажая только верхние зубы.

«Сердитый волк»: нижнюю губу прикусить верхними зубами.

«Лосенок сосет молочко»: рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка подводить под верхнюю губу и со щелканьем отрывать.

«Мишка слизывает мед»: облизать сначала верхнюю губу (язык «чашечкой»), затем облизать верхнюю и нижнюю губы.

Речевая гимнастика:

Су-су-су, су-су-су.

Белку видели в лесу.

Чистоговорку произносим с разной силой голоса (тихо - громче- громко) :

Са-са-са, са-са-са,

Вот бежит леса.

Чистоговорку дети произносят сначала все вместе, потом индивидуально с разными интонациями (удивленно, испуганно, радостно) .

ЗАГАДКИ О ДИКИХ ЖИВОТНЫХ

1.Спит в берлоге он зимой. 2. У косого нет берлоги,

Любит шишки, любит мёд, Не нужна ему нора.

Ну-ка, кто же назовет? От врагов спасают ноги,

(Медведь) А от голода – кора. (Заяц)

3. Сердитый недотрога, 4. Хозяин лесной,
Живёт в глуши лесной. Просыпается весной,
Иголок очень много, А зимой под вьюжный вой,
А нитки ни одной. Спит в избушке снеговой. (Медведь)

(Ёж)

5.Кто зимой холодной, 6. Не ёлка, а колко,
Ходит злой, голодный? Не кот, а мыши боятся. (Еж)
(Волк)

7.Есть в реке работники, 8. Длинное ухо,
Не столяры, не плотники, Комочек пуха,
А выстроят плотину - Прыгает ловко,
Хоть пиши картинку. Любит морковку. (Морковь)

(Бобры)

9.Папа очень крепкий, рослый, 10. Хвост пушистый,

И рога ветвисты. Мех золотистый,

Сын, пока еще не взрослый, - В лесу живет,

Рыжий и пятнистый. А в деревне кур крадет. (Лиса.)

Он рождается без рожек,

В шубке пестренькой в горошек.

(Олень и олененок)

Хвост пушистый,

В лесу живет,

Мех золотистый,

А в деревне кур крадет. (Лиса.)

Статьи по теме: