Сценарий игры звездный час ко дню города. Сценарий для летнего лагеря. Звездный час. Описание хода игры Звездный час

Сегодня мы поговорим о роли денег, богатства в жизни общества. О деньгах, их силе и влиянии на судьбы людей написано и сказано немало. На протяжении веков люди обожествляли деньги, приписывали им магические свойства, боялись и ненавидели их. Но, так или иначе, деньги всегда влияли на судьбы людей. В России отношение к богатству и деньгам тради¬ционно было отрицательным. Эту мысль выразила великая русская поэтесса Марина Цветаева, заметив, что «сознание неправедности денег в русской душе невытравимо». Может быть, именно в этом корни нашей бедности, материального неблагополучия?
Но в XXI в. Россия вступила в новый - капиталистический - этап развития, и вот уже большинство молодых людей ставят деньги, богатство в число своих приоритетных жизненных ценностей. Что это? Изменение сознания? Преодоление мифов и стереотипов? «Тле¬творное влияние Запада»? Изменение роли денег в современном российском обществе? Или исчезновение русской души?
Эти вопросы мы обсуждаем в ходе дискуссии. В сегодняшней дискуссии - 6 раундов. Я представлю различные мифы и стереотипы о деньгах. В каждом раунде «вбрасывается» аргументированная мысль для обсуждения. Задача участников дискуссии - в течение 5 мин. поддержать своими аргументами или опровергнуть эту мысль. В конце раунда проводится голосование о том, сколько участников поддерживают предложенную идею. По результатам всех раундов мы получим срез различных мнений и увидим, какое отношение к деньгам и богатству преобладает в нашем классе.

Скачать:

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение

«Михайловская районная вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»

КЛАССНЫЙ ЧАС

«ДЕНЬГИ И МИФЫ»

Составитель:

Панибратова Светлана Николаевна,

Классный руководитель 10 класса

Михайловка

2012

Цели:

Дать представление о различных стереотипах, касаю щихся роли денег и богатства в жизни человека, углубить знания о традиционном для России отношении к богатству; воспитывать позитивную оценку таких качеств характера, как целеустремлен ность, настойчивость, трудолюбие, формировать отрицательное отношение к стяжательству, эгоизму; побуждать к самообразованию, саморазвитию, к активному поиску своего места в жизни.

Форма проведения : дискуссия.

Ход классного часа

I. Вступительное слово

Классный руководитель . Сегодня мы поговорим о роли денег, богатства в жизни общества. О деньгах, их силе и влиянии на судьбы людей написано и сказано немало. На протяжении веков люди обожествляли деньги, приписывали им магические свойства, боялись и ненавидели их. Но, так или иначе, деньги всегда влияли на судьбы людей. В России отношение к богатству и деньгам тради ционно было отрицательным. Эту мысль выразила великая русская поэтесса Марина Цветаева, заметив, что «сознание неправедности денег в русской душе невытравимо». Может быть, именно в этом корни нашей бедности, материального неблагополучия?

Но в XXI в. Россия вступила в новый - капиталистический - этап развития, и вот уже большинство молодых людей ставят деньги, богатство в число своих приоритетных жизненных ценностей. Что это? Изменение сознания? Преодоление мифов и стереотипов? «Тле творное влияние Запада»? Изменение роли денег в современном российском обществе? Или исчезновение русской души?

Эти вопросы мы обсуждаем в ходе дискуссии. В сегодняшней дискуссии - 6 раундов. Я представлю различные мифы и стереотипы о деньгах. В каждом раунде «вбрасывается» аргументированная мысль для обсуждения. Задача участников дискуссии - в течение 5 мин. поддержать своими аргументами или опровергнуть эту мысль. В конце раунда проводится голосование о том, сколько участников поддерживают предложенную идею. По результатам всех раундов мы получим срез различных мнений и увидим, какое отношение к деньгам и богатству преобладает в нашем классе.

II. Дискуссия по теме «Мифы и деньги»

1. Первый раунд. «Деньги - это абсолютное зло»

Первый раунд. Его идея: «Деньги, богатство - это абсолютное зло».

Аргументы:

  1. Все войны всегда совершались из-за богатства (нефть, газ, золото и т. п.)
  2. Большинство преступлений в мире совершается из-за денег.
  3. Деньги калечат души людей, порождая высокомерие, занос чивость, гордыню, тщеславие и самодовольство. По меткому выражению В. Скотта, «золото убило больше душ, чем желе зо - тел».
  4. И в Евангелии говорится, что «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф. 19:24).

Примерные возражения:

  1. Имущественные преступления - это скорее проявление та кого порока, как зависть (к успеху, красоте, благополучию и т. п.). Основным мотивом преступлений сейчас является склонность к насилию, как способу самоутверждения.
  2. Не только преступления, но и много добра в мире соверша ется с помощью денег: помощь бедным, сиротам, операция, которая может спасти жизнь человека, тоже не обходится без денег.
  3. Если «игольное ушко» понимать в прямом смысле, как «ушко» иголки для шитья, тогда действительно, выходит, что богат ство - это грех и богатому невозможно спасти свою душу. Но в данном отрывке Евангелия говорится не об игле, а об Иеру салимских воротах, ведущих в город. В древнем Иерусалиме было много ворот, и одни из них назывались «Игольные уши», т. к. были тесны. И когда верблюдам путешественников слу чалось входить в город через эти ворота, то им приходилось вставать на колени и протискиваться сквозь них с усилием, в результате чего они входили в Иерусалим. Значит, исходя из смысла этого отрывка, богатому возможно войти в Царство Божие, но трудно.
  1. Законы Библии не препятствуют человеку быть богатым. Бог желает видеть своих детей преуспевающими, живущими в из бытке, но при этом умеющими противостоять искушениям сытой и богатой жизни. Не Его воля, чтобы люди проводили жизнь в бедности и лишениях. Что же действительно Библия осуждала, так это не сами деньги, а сребролюбие («Корень всех зол есть сребролюбие» (1 Тим. 6:10), т. е. любовь к день гам, неправильное к ним отношение. К деньгам необходимо относиться как к условию благосостояния, «жизни с избыт ком», но не как к объекту любви.

Кл.р. Время обсуждения истекло. Напоминаю основ ную мысль первого раунда: «Деньги - это зло». Прошу голосовать: кто готов поддержать эту идею?

  1. Второй раунд. «Деньги - это Бог»

Объявляется второй раунд. Его идея: «Деньги - это Бог. Они всемогущи».

Аргументы:

  1. Само слово «богатство» произошло от слова «Бог».
  2. С помощью денег можно решить абсолютно все проблемы. То, чего нельзя купить за деньги, можно купить за очень большие деньги.
  3. Деньги правят миром. Только с помощью денег можно полу чить власть. Реальной властью над миром сейчас обладают несколько семейств, которые контролируют финансовые по токи.

Примерные возражения:

  1. Не все можно купить за деньги (здоровье, любовь, уважение, вера, дружба, честь - всего этого не купишь).
  2. Не все проблемы можно решить за деньги, есть люди, которые не берут взяток, не продаются.
  3. Слово «богатство» может означать «данное Богом», а не взятое насильно любой ценой.

Кл.р. Обсуждение закончено. Напоминаю основную мысль второго раунда: «Деньги - это Бог». Прошу голосовать: кто с этим согласен?

  1. Третий раунд. «Богат тот, кто мало тратит»

Объявляется третий раунд. Его идея: «Богат тот, кто мало тратит». Богатство дается только тому, кто может ограни чить свои потребности, отказывая себе во всем, откладывая по ко пеечке.

Аргументы:

  1. Такому богатству никто завидовать не будет, потому что не ка ждый способен на аскетизм.
  2. Большинство миллиардеров на Западе известны своей скром ностью: они не пользуются такси, одеваются очень скромно, держат в строгости детей, не балуют их дорогими вещами. Эта экономия и позволила им накопить миллиарды.
  3. И народная мудрость об этом говорит: «Курочка по зернышку клюет - и сыта», «Копейка рубль бережет» и т. п.

Примерные возражения:

  1. Это идея пассивных, трусливых, жадных людей, которые бо ятся рисковать.
  2. Ограничивая потребление, человек теряет стимулы к труду.
  3. Можно копить деньги всю жизнь, а потом потерять в одну минуту. Как известно, у людей старшего поколения «сгорели» вклады в Сбербанке СССР, и никто пока не может выплатить эти вклады, пропали сбережения и во время дефолта; банки могут обанкротиться, может упасть курс валюты, и тогда все усилия пропадут. Зачем тогда такие подвиги и самоограниче ние?
  4. Человек может так и не воспользоваться накопленным богат ством, а наследники просто растранжирят его на пустяки.
  5. Кто много тратит, у того появляется стимулы к тому, чтобы много работать и много зарабатывать.
  6. Что касается западных миллиардеров, то многие из них полу чили свои капиталы в наследство, а предки сколотили деньги преступным путем.

Раунд закончен. Напоминаю его идею: «Бога тый тот, кто мало тратит». Прошу голосовать: кто поддерживает эту идею?

4. Четвертый раунд. «Деньги - это свобода»

Внимание: четвертый раунд! Его основная мысль - «Деньги - это свобода и независимость».

Аргументы:

  1. Только деньги, богатство могут дать свободу. Свободу поку пать любые вещи, путешествовать, выбирать страну прожи вания.
  2. Только деньги делают человека независимым от мнения ок ружающих. Богатый человек может не обращать внимания на то, что о нем скажут, наоборот, все интересуются его мне нием.
  3. Деньги позволяют человеку нарушать правила и законы - все гда можно заплатить выкуп или взятку.

Примерные возражения:

  1. Деньги - это рабство, страх и зависимость, ведь нужно посто янно заботиться, как их не потерять.
  2. Привычка сорить деньгами ведет к распущенности, а не к свободе.
  3. Нарушение законов чревато потерей свободы, не всегда можно откупиться. Например, в США полицейские штрафуют и привлекают к суду невзирая на лица.

Время вышло! Напоминаю идею этого раунда: «Деньги - это свобода». Прошу голосовать: кто поддерживает эту мысль?

5. Пятый раунд. «Не в деньгах счастье»

Объявляется пятый раунд. Его идея: «Не в деньгах счастье».

Аргументы:

По мнению ученых (ФенькоА.Б. Люди и деньги. М.: Класс, 2005), для большинства людей главным ис точником счастья является досуг. Причем это не связано с тратой денег: общение с друзьями, прогулки, хобби, публичные библиотеки и занятия спортом, телевидение и радио.

  1. Большие деньги рождают зависть у окружающих, лишают друзей.
  2. Большие деньги поощряют развитие пороков: алкоголизм, наркомания, игромания и др.
  3. Большие деньги, если они «свалились» в качестве выигрыша, наследства, лишают детей стимула к труду, к самореализа ции.
  4. «Большие деньги - большие проблемы», - гласит народная мудрость.

Примерные возражения:

  1. Чаще бывает, что именно отсутствие денег создает очень большие проблемы.
  2. Можно не демонстрировать своего богатства, сохранить ува жение друзей.
  3. Чтобы не провоцировать преступления, можно переехать в район, где живут равные тебе люди.
  4. Бедность гораздо чаще становится источником различных пороков.
  5. Насчет стимула к саморазвитию, так во всем мире, да и в Рос сии, есть династии предпринимателей, в которых дети входят в бизнес и успешно продолжают семейное дело. Стимулом для них служит желание передать своим детям процветаю щий бизнес.
  6. «Счастье не в деньгах, а в их количестве»,- гласит народная мудрость.

Раунд закончен! Его основная идея: «Не в деньгах счастье». Прошу голосовать: кто с этим согласен?

6. Шестой раунд. «Деньги - это символ успеха»

Объявляется шестой раунд. Его идея: «Деньги - это символ успеха». Только деньги могут показать, чего ты достиг в жизни.

Аргументы:

  1. Эта идея нашла отражение в пословицах многих народов. Всем известна русская пословица: «Какие труды, такие и плоды».
  2. Талант, мастерство, инициатива, опыт всегда получают возна граждение, а лень, пассивность ведут к бедности.
  3. Высокий уровень жизни на Западе можно объяснить тем, что люди там просто умеют работать.
  4. Дом, район, марка машины, одежда - достаточно на это по смотреть, и сразу увидишь, сколько стоит человек.
  5. Знаменитые актеры, спортсмены, фотомодели получают мил лионы за час работы.
  6. Недаром существует рейтинг миллиардеров и миллионеров, где каждый знает свое место.

Примерные возражения:

  1. Эта идея была справедлива для феодального общества, а в наше время деньги - это мерило человеческой подлости, жадности, скупости.
  2. Большинство крупных состояний нажито преступным путем: уклонение от налогов, устранение конкурентов (вплоть до убийства), наркоторговля, рэкет и т. п.
  3. Во всяком случае, к России это не относится: у нас часто пре красный врач, учитель, инженер получают такую же зарплату, что и халтурщик, невежа, лентяй.
  4. Дом, машина, одежда и тому подобное - не показатель успе ха: все эти материальные блага можно украсть или получить в подарок. При этом сам человек может быть ничтожным.
  5. А знаменитые на весь мир художники умерли в нищете, вели кие писатели, поэты, актеры, ученые жили очень скромно.
  6. Кроме рейтинга миллиардеров есть и рейтинги открытий, романов, картин и т. п.
  7. Мерилом успеха являются не деньги, а продукты человече ского труда.

Раунд закончен! Его основная идея: «Деньги - это символ успеха». Прошу голосовать: кто с этим согласен?

7. Обсуждение результатов

Классный руководитель. Наше обсуждение подходит к концу. Посмотрите на результаты дискуссии. Наибольшую под держку получила идея (называет).

Соответствует ли эта идея российской традиции с ее сознанием «неправедности денег», о котором говорила М. Цветаева?

Вытравилось ли в русской душе сознание неправедности денег? И если нет, то почему?

Что представляет собой общество, в котором господствует культ денег? Хотели бы вы жить в таком обществе?

Деньги для вас - это цель или средство?

Бедность - это порок?

Какие из мифов, на ваш взгляд, мешают россиянам богатеть?

(Учащиеся высказываются.)

III. Заключительное слово

Классный руководитель . По мнению западных психоло гов, поговорка «Не в деньгах счастье» справедлива только для бла гополучных стран. И наиболее безразличными к деньгам являются там именно представители среднего класса. В России пока среднего класса нет, отсюда и наша нынешняя денежная одержимость. В по следние годы сотни иностранных специалистов ринулись в Россию, чтобы объяснить русским, почему они так бедны, рассказать, что такое деньги и как ими пользоваться. Но вот что интересно: в США русские составляют всего 1,1% американских семей, но при этом 6,4% из них - семьи миллионеров.

«Непропорционально большой процент русских в Америке - владельцы, управляющие собственным делом, причем дух пред принимательства у них передается из поколения в поколение». Это цитата из книги американских авторов Стэнли и Данко «Ваш сосед - миллионер: Невероятные тайны богатства в Америке». Оказывается, русские прекрасно понимают, что такое деньги и умеют их зараба тывать.

И в заключение - 7 черт, которыми обладают все люди, скопив шие значительные состояния:

  1. Они живут намного скромнее, чем позволяют средства.
  2. Они эффективно распределяют время, энергию и деньги так, чтобы увеличить свое состояние.
  3. Финансовая самостоятельность для них важнее, чем демон страция высокого социального статуса.
  4. Родители не оказывали им материальную помощь.
  5. Их взрослые дети финансово самостоятельны.
  6. Они следят за рыночной конъюнктурой.

Тест «Ваше отношение к деньгам»

Первенство в вопросе господства над миром уже не одну тысячу лет оспаривают две человеческие слабости — любовь и деньги. Каждый человек определяет приоритеты по-своему, в силу своего воспитания, характера и мировоззрения. Если Вы еще не определились, что важнее для Вас — деньги или любовь, пройдите несложный тест «Ваше отношение к деньгам »:

1. Умеете ли Вы распланировать свой личный бюджет таким образом, чтобы не влезать в долги?
а. конечно, иначе зачем тогда его планировать вообще — 0;
б. планирую, но не всегда бюджет выполняется строго по плану, без дефицита — 1;
в. пытаюсь иногда планировать, но после очередной раздачи долгов планировать уже не из чего — 2;
г. умею — 3;

2. Если Ваши друзья просят взаймы, вы даёте только после того:
а. когда убеждаюсь в полной гарантии возврата и отвертеться от этого никак нельзя — 0;
б. как убеждаюсь, что располагаю свободной суммой — 1;
в. как только у меня появляются любые деньги, не обязательно свободные — 2;
г. поскольку у меня легкое отношение к деньгам : как только попросят, даю сразу, не задумываясь;

3. Если Вы идете по улице и на пути находится нищий, просящий милостыню:
а. терпеть не могу попрошаек, поэтому ускоряю шаг — 0;
б. стараюсь не обращать внимания, так как знаю, что нищие довольно неплохо зарабатывают попрошайничеством — 1;
в. все зависит от моего настроения и наличия денег в кармане, — могу подать, а могу и не подать — 2;
г. всегда подаю — 3;

4. Вы можете быть недовольны своей работой по причине:
а. низкой зарплаты — 0;
б. несоответствия моей квалификации и\или образованию — 1;
в. нудно сидеть восемь часов на одном месте, надоедает рутина — 2;
г. мне хотелось бы заниматься совершенно другим — 3;

5. Любовь, по-вашему, это:
а. глупая выдумка, слезы, сопли и вздохи — 0;
б. слияние двух половинок в одно целое — 1;
в. иллюзии и сплошной обман, — сначала видишь прекрасную принцессу\принца, а со временем она\он оказывается далеко не подарком — 2;
г. это прекрасно — 3;

6. Вы предпочитаете проводить праздники:
а. скромно, в кругу семьи, т.к. это дешево и сердито -0;
б. в компании друзей — это действительно лучшее времяпрепровождение — 1;
в. особо не планирую, когда как; но люблю отмечать с размахом — 2;
г. в кругу людей, которых люблю 3;

7. Выбирая подарок своей второй половине, Вы руководствуетесь:
а. соотношением цена\качество\практичность, романтика не для меня -0;
б. чувствами, чем они сильнее, тем подарок дороже и изысканней -1;
в. исключительно желанием второй половинки — 2;
г. собственным безупречным вкусом — 3;

8. С каким из утверждений Вы согласны больше всего:
а. копейка рубль бережет; а также здоровье и душевное равновесие — 0;
б. за деньги можно купить не все, но при их отсутствии тоже ничего не купить -1;
в. заказывает музыку тот, кто может ее оплатить -2;
г. счастье заключается не только в деньгах -3;

9. Ваше мнение относительно азартных игр:
а. такое же, как и об алкоголизме и наркомании, сажать этих игроманов надо — 0;
б. лично я это дело не люблю, но понять игроманов вполне могу -1;
в. так это же мое любимое занятие — 2;
г. это лишь способ получить острые ощущения — 4;

10. Брак по расчету — это:
а. смотря чей расчет: если мой, то хорошо; если не мой — плохо -0;
б. в этом есть некоторые плюсы, например, когда присутствует большая любовь и маленький расчет — 1;
в. отличный способ улучшить свое материальное положение — 2;
г. крайне негативная вещь, — там, где расчет, любви быть не может -3;

Подводим итоги:

от 0 до 9:

Людей, у которых такое отношение к деньгам , как у Вас, можно назвать верными рабами золотого тельца. Ваши кумиры — Плюшкин, Крез, Гобсек и скупой рыцарь. Снег зимой у Вас можно выпросить только после длительных торгов и только по 100-процентной предоплате. Ваш друг моментально рискует стать кровным врагом, если вздумает попросить у Вас несколько монет взаймы. А жадность и скупость, присущие Вам, гражданин Корейко, безграничны и порой доходят до абсурда. Не забывайте только, как часто Вам приходится платить дважды, а то и более…

от 10 до 19:

У Вас трезвое и взвешенное отношение к деньгам . Вы понимаете, для чего они нужны, не позволяя при этом тратиться попусту, на бесполезные и ненужные вещи. Вы не являетесь транжирой, но в случае необходимости помочь близкому человеку, — Вы сделаете это не задумываясь. Ведь деньги не цель для Вас, а лишь средство. Здоровый прагматизм делает Вашу жизнь комфортной и вместе с тем достаточно интересной.

от 20 до 25:

Если говорить про отношение к деньгам , то Вы влюблены в них, но, к сожалению, безответно. Они, как песок, утекают сквозь пальцы, так и не прилипнув к рукам. Вы, как и Манилов из «Мертвых душ», строите воздушные замки, мечтая о внезапно объявившихся богатых родственниках с миллиардным наследством, о различных фантастических способах добывания денег, но далее мечтаний дело так и не движется. У Вас развитая, буйная фантазия, широкое мышление, но они тратятся лишь на витание в облаках. Не отчаивайтесь, все можно изменить в лучшую сторону. Соберитесь, постарайтесь определить свои жизненные приоритеты и дерзайте! Начните новую жизнь, например, с прочтения статьи Как привлечь деньги.

более 26:

Вы — представитель редкого вымирающего вида, занесенного в Красную книгу и нуждающегося в защите ЮНЕСКО. Деньги для Вас ничто, их изобилие не сможет Вас испортить, а отсутствие — сильно огорчить. Никакие испытания судьбы не смогут Вас согнуть, Вы всегда останетесь самим собой. С точки зрения отношения к любви в романтическом и самом истинном понимании — Вы находка, счастливый билет, выпадающий лишь раз в жизни. Не забывайте только, что деньги очень не любят равнодушия, а поговорка про рай в шалаше имеет современные, очень приземленные и меркантильные продолжения…

Цель.
Дать понятие сущности денег, их роли в повседневной жизни.
Задачи.
1). Ознакомить учащихся с основными элементами культуры обращения с деньгами;
2). Обсудить вопросы нравственности, возникающие при обращении с деньгами;
3). Объяснить необходимость денег, способствовать формированию нравственной позиции в решении денежных вопросов.

Оформление.
Плакаты, схемы, стенгазеты по теме: «Деньги», «История денег».

Ведущий: Ребята! Первого сентября в нашей стране отмечается праздник — День Знаний! За лето вы подросли, повзрослели и, конечно, поумнели. Посмотрите друг на друга — вы улыбаетесь друг другу, потому что рады увидеться вновь после долгих летних каникул, — вы уже не те, что были год назад. Этим летом многие из вас не только отдыхали, но и помогали взрослым. Вы знаете, что отдых не может быть бесконечным, правда? Почему? (В ответах звучит: «Нужны деньги»).
Учитель: Да, деньги нужны каждый день, мы все зависим от них. Деньги определяют достаток семьи, благополучие государства. Все вы с детства знаете, что деньги всегда нужны и что чаще — всего их не хватает. Но что такое деньги, всегда ли они были и когда появились, обычно над этим никто не задумывается. А поскольку сегодня День Знаний, девиз которого: «Знание — сила», попробуем узнать побольше об истории денег, о том, что же такое деньги, какие бывают деньги, как к ним относиться, чтобы они были надежными и верными помощниками. Итак, мы начинаем.

Звучит запись группы ABBA «Money, Money». Выходят два мальчика и две девочки, одетые одинаково: светлые (белые). рубашки с галстуками, в руках папки.

1-й ученик: Когда точно появились деньги, никому не известно. Кто их изобрел, сказать невозможно. Ученые предполагают, что произошло это примерно семь тысяч лет назад, в то время, когда возникла необходимость обмена излишками нужных продуктов питания и производимых предметов обихода. Но как обменять глиняный горшок на курицу? Или зерно на оружие? Вы думаете, это просто? Давайте попробуем.

Проводится игра: всем ребятам раздаются карточки с изображением различных предметов, причем указано, на что можно обменять и что нужно выменять. Время задается — 10 минут.

2-й ученик: Долго маялись наши предки, пока не сообразили: надо выбрать из товаров какой-то один и сравнивать с ним ценность других. Такой товар деньгами как таковыми еще не был, но роль их до поры до времени выполнял успешно. Например, у многих народов роль денег выполняли домашние животные. Скот считали по головам. От количества голов зависело богатство. Древние римляне произносили слово «головы» как «капитал». Отсюда и произошло понятие «капитал», что означало «главное имущество». Французский этнограф Клод Энер, изучавший в республике Чад жизнь кочевников, рассказывал: «Основное богатство — скот, главный подвиг — угон его от соседей». Но не только скот являлся главной и единственной денежной единицей в прежние времена.
3-й ученик: Вот перечень лишь некоторых предметов, которые использовались в качестве денег в разные времена у разных народов: рыба, меха, жемчужины, коровьи черепа, нанизанные на шнур клыки и хвосты свиней, зубы собак, кенгуру и дельфинов, стеклянные бусины, раковины, перья попугаев, используемые для выкупа за невесту в Новой Гвинее вплоть до наших дней, куски меди, бруски соли, железные прутья, бронзовые колокольчики, мешочки с бобами какао и так далее.
4-й ученик : А вот еще удивительная единица — фея, но это сказочный персонаж в воздушных одеждах, с прелестным личиком, нежным голосом и умением творить добрые волшебства. Фея — это самая крупная и странная форма каменных денег, с острова Яп, расположенного в западной части Тихого океана. Феи — это огромные каменные круги диаметром до трех с половиной метров и весящие около пяти тонн. Монеты — феи лежали перед домом владельца, свидетельствуя о его богатстве.
1-й ученик: Проблема заключалась в том, что один товар, используемый в качестве денег, не похож на другой, и, как правило, его нельзя делить на части. Например, английский капитан Верни Камерун, побывавший в Африке, рассказывал о том, как он покупал лодку, чтобы переправиться через озеро. Для этого ему пришлось обменять имевшуюся у него проволоку на сукно, сукно на слоновые бивни, и только после этого в обмен на бивни он получил лодку. На этот обмен у капитана ушло приблизительно десять дней.
2-й ученик: Со временем роль всеобщего обменного товара закрепилась за благородными металлами — золотом и серебром, так как они легко превращаются в слитки, делятся на части и мало изнашиваются. Первые металлические монеты появились 27 веков назад в античном государстве на берегу Эгейского моря — Лидии на рубеже VIII—VII веков до н.э. Эти монеты чеканили из природного сплава золота и серебра.
3-й ученик : В нашей стране первоначально основной денежной единицей была гривна — серебряный слиток определенного веса. Гривну можно было рубить на части, отсюда и название — рубль. Когда товар стоил дешевле, рубили на части и рубль: пополам — получались две полтины, или же на пятьдесят резаний. А вот название копейки связывают с изображением на серебряной монете Московского княжества Святого Георгия на коне и с копьем в руке. Копейка стала основной разменной монетой на Руси. Ее приравняли к рублю в соответствии 100: 1.
4-й ученик: Само название «деньги» произошло от слова «деньга». Так называлась серебряная монета, которую чеканили в годы правления Дмитрия Донского. Позже вместо деньги в обращении появилась копейка, но название осталось. Курьезный факт из нашей истории: императрица Елизавета Петровна за понравившуюся ей оду М. В. Ломоносова пожаловала ученому премию в две тысячи рублей. Премию выплатили медными монетами, общий вес составил три с лишним тонны. На перевозку «премии» потребовалось несколько подвод.
1-й ученик: Да, металлические деньги были не всегда удобны. Но, когда в конце XIII века венецианский купец Марко Поло вернулся на родину после долгого путешествия по Китаю и рассказывал, что в Китае платят за товары «бумажками с печатью», ему не верили. Только к XVII веку бумажные деньги распространились в большинстве европейских стран. В 1994 году европейские бумажные деньги отпраздновали свой трехсотлетний юбилей. Именинником был английский фунт стерлингов.
2-й ученик: А в России бумажные деньги появились в 1769 году. Их название «ассигнации» происходили от латинского слова «ассигнацию» — «назначение» (в смысле "назначить", «вводить в обращение»). Ввела в обращение бумажные деньги Екатерина II. Ее портрет украшал 100-рублевую купюру, отсюда и название «катенька».
3-й ученик: Для денег не существует границ и для их названий тоже. Название американского доллара, например, произошло от слова «таллер». Так называлась серебряная монета, которая чеканилась сначала в Германии, а позже и в других странах Европы. Американская валюта, кроме немецкого имени, имеет еще и русскую «внешность»: рисунок банкноты достоинством в один доллар выполнен русским художником Сергеем Макаронским.
4-й ученик: Кроме американцев, жители одиннадцати других стран называют свою валюту словом «доллар». Не только французы, но и жители еще семи государств называют собственную валюту — «франк». Европейские государства пришли к пониманию необходимости единой денежной единицы, так называемой «евро». К тому же, по мнению многих экономистов, бумажные деньги устарели. В наши дни во многих странах современный человек может практически ежедневно обходиться без наличных денег — их заменяют пластиковые кредитные карточки, по сути — электронные деньги.
Ведущий: Итак, мы очень коротко попытались проследить историю денег от их появления до сегодняшнего дня. Теперь вы можете себе представить, что деньги — это не такая уж и простая вещь, хотя и вполне обычная в нашей жизни. Недаром о деньгах, о том, как к ним относиться, было написано немало научных трудов. Но и во многих литературных произведениях герои рассуждают о деньгах, демонстрируя свое отношение к ним. Сейчас я предлагаю провести небольшое состязание — литературную викторину.

Вопросы к викторине:
1. Герой, какого произведения наивно последовал этому совету: «…на этом поле выкопай ямку, скажи три раза «Крекс, фекс, пекс», положи в ямку золотой, засыпь землей, сверху посыпь солью, полей хорошенько и иди спать. Наутро из ямки вырастет небольшое дерево, на нем вместо листьев будут висеть золотые монеты». (А. Н. Толстой. «Золотой ключик»).

2. Между кем и в каком произведении состоялся такой разговор: «Клад — это деньги такие и сокровища, которые люди в землю спрятали. Разбойники всякие.
— А зачем?
— А зачем ты косточки в саду закапываешь и под печку суешь?
— Я? Про запас.
— Вот и они про запас».
(Э. Успенский. «Про дядю Федора», между котом Матроскиным и Шариком).

3. Какие деньги были в царстве царя Гвидона? (Золотые.
«Все скорлупки золотые.
…Из скорлупок льют монету
Да пускают в ход по свету»).

4. Кто и в каком произведении часто повторял: «Пиастры! Пиастры!» (Попугай Флинт из «Острова сокровищ» Л. Стивенсона).

5. Кто и при каких обстоятельствах, усмехнувшись при виде денег, сказал: «Негодный мусор, и на что ты мне теперь? Всю кучу золота я охотно отдал бы за любой из этих грошовых ножей. Мне некуда тебя девать. Так отправляйся же на дно морское». (Робинзон Крузо, герой книги Д. Дефо).

Ведущий: Появление денег было не менее важно для развития человечества, чем изобретение паровой машины, железных дорог или телефона. Никакие машины не способны выполнить так много работы и сберечь столько человеческих сил, как деньги. Но в то же время деньги вызывают ожесточенную борьбу за обладание ими, причем борьбу беспощадную. Жажда денег доводит людей до преступлений, развивает алчность, скупость, превращает накопление денег в жизненную цель. Сколько смертей, сколько горя связано с жаждой денег! Вот как об этом написал А.С. Пушкин в «Скупом рыцаре»:
Барон смотрит на свое золото.
Кажется, не много,
А скольких человеческих забот,
Обманов, слез, молений и проклятий
Оно тяжеловесный представитель!
Да! Если бы все слезы, кровь и пот,
Пролитые за все, что здесь хранится,
Из недр земных все выступили вдруг,
То был бы вновь потоп — я захлебнулся б
В моих подвалах верных.
А вот как выразил свое мнение о деньгах древнегреческий драматург Софокл: «Ничто не содействует в такой мере, как деньги, установлению среди людей дурных законов и дурных нравов, деньги поселяют раздоры в городах и изгоняют людей из жилищ, деньги обращают людей самых благородных ко всему постыдному и гибельному для человека, они же научают извлекать из всякой вещи только зло и беззаконие».
Вот такой парадокс — с одной стороны, деньги — великое изобретение человечества, без которого невозможен был прогресс, а с другой стороны, это — зло, от которого только беды и несчастья.
Я предлагаю вам поиграть: у каждого из вас на столе карточка, на которой написана часть пословицы. Найдите свою пару, составьте всю пословицу целиком и запишите ее на доске.
(Денег куры не клюют. Без копейки рубля не бывает. Захочешь добра — посыпь серебра. С деньгами мил, без денег постыл. Не хвались серебром, хвались добром. Без нужды живет, кто деньги бережет. Долго спать, с долгом встать. И слова не скажи, только грош покажи. Есть грош, будет и рожь. Денежка не бог, а бережет. Через золото слезы льются. Без денег сон крепче. Тот мудрен, у кого карман ядрен).

Ведущий: Да, природа денег оказывается достаточно сложной, об этом в свое время Уильям Ю. Глад-стон, премьер-министр Великобритании, заметил: «Даже любовь не свела с ума стольких людей, сколько мудрствования о сущности денег». Казалось бы, деньги созданы человеком, однако ведут себя подчас как природная стихия. Предпринимателям известно — когда дело касается денег, невозможно учесть все случайности. А денежное обращение — это такой чувствительный механизм, что учитывать в работе с ним нужно все. Что, разумеется, невозможно. Поэтому часто говорят, что деньги нужно чувствовать.
Ведущий: Чем бы вы ни занимались в будущем, помните, что самые дорогие вещи не имеют цены! Например, здоровье. Не экономьте на здоровье! Помните, что за деньги не купишь хорошее настроение. Или уважение окружающих. Или любовь близких. Не обедняйте себя, стараясь все соизмерить с деньгами. Далеко не все продается и покупается. Прислушайтесь к мнению французского писателя Жана де Лабрюйера: «Богатству иных людей не следует завидовать: они приобрели его такой ценой, которая нам не по карману, они пожертвовали ради него покоем, здоровьем, честью, совестью. Это слишком дорого».

Выходят два мальчика.

1-й ученик: Деньги сами по себе не приносят несчастья, все определяет отношение к ним человека. Общий язык с деньгами можно найти, если не делать накопление их смыслом всей своей жизни и тем более не использовать для этого нечестные методы.
2-й ученик: Культура общения с деньгами — часть общей культуры человека. Она заключается в здоровом отношении человека к деньгам, должна воспитываться с детства и быть основой отношений между людьми, в которых, так или иначе, используются деньги.
1-й ученик: А чтобы не страдать от недостатка денег и в то же время не попадать в полную от них зависимость, неплохо бы следовать таким советам:

Поочередно выходят семь ребят, у каждого плакат с текстом, который они озвучивают.

1. Не стыдитесь вести денежные подсчеты. Это всегда делали многие известные люди, не знавшие недостатка в деньгах.
2. Но все же подсчеты лучше вести не на людях, а наедине с собой, ведь это ваше личное дело.
3. Планируйте свои расходы. Будьте разумны в тратах: пока вы не столь богаты, чтобы удовлетворять все свои желания.
4. Но никогда не экономьте на заботе о своих близких! Даже небольшие подарки порадуют их, кроме того, порадуют вас: ведь подарки так же приятно дарить, как и получать.
5. Старайтесь не влезать в долг! Никогда и ничего не просите, говорит один из главных героев романа «Мастер и Маргарита» М. Булгакова. Никогда и ничего, и особенно у тех, кто сильнее вас.
6. Если у вас возникнут трудности, приложите усилия в поисках решения, не спешите раздражаться или начинать жаловаться.
7. Старые русские купцы говаривали: «Денежку наживай, да честь не продавай» и еще «Превыше всего прибыль, а честь — выше прибыли». Пусть этот девиз станет и вашим девизом в жизни.

Ведущий: Я думаю, ребята, что сегодняшний урок будет вам полезен, прежде всего, тем, что вы немного по-другому теперь будете смотреть на деньги. Вступая во взрослую жизнь, вы вспомните сегодняшний разговор и постараетесь разумно и честно зарабатывать и тратить деньги. Ведь как сказал почти четыреста лет назад Ф. Бэкон: «Деньги — очень плохой хозяин, но очень верный и нужный помощник!».

Денежные сценарии лежат в основе нашего финансового поведения и могут быть как благоприятными, так и проблематичными. Они формируются в детстве и подкрепляются нашим опытом на протяжении всей нашей жизни. Такие сценарии влияют на наши финансовые убеждения, поведение и, естественно, на все аспекты жизни, вплоть до самой смерти. И после, что удивительно, они будут продолжать влиять на тех, кто знал нас, на наших детей. Важно определить и изменить эти ошибочные для достижения финансового благополучия и дабы не обречь себя на провал.

Каждый сценарий – это кусочек правды. Не вся, правда, а лишь ее небольшая доля. Например, «полеты опасны» – отчасти это правда, но не вся, правда. Другая часть правды отсутствует: «Летать безопаснее, чем ездить на велосипеде», «Летать безопаснее, чем ездить на автомобиле». Денежные сценарии работают также. Они представляют собой часть правды о деньгах, но, как правило, не всю финансовую картину.

Итак, 10 наиболее распространенных денежных сценариев Если их не исследовать и не начать изменять, то они могут поспособствовать к ограничениям финансового поведения.

1. Чем больше денег, тем лучше.

Наиболее распространенный денежный сценарий , которым страдают американцы. В таком сценарии «больше денег» является целью для счастья, мира и безопасности. Вся жизнь, может даже, жизнь поколений посвящена погоне выполнения этого денежного сценария. На самом деле не существует никакой связи между деньгами и счастьем. Так что, если Вы несчастливы с текущем уровнем доходов, то тоже самое будет при большом количестве денег.

2. Деньги – это плохо.

Такой сценарий включает в себя следующие утверждения: « Богатые люди несчастны», «разбогател за счет других», «Когда деньги идут в переднюю дверь, то любовь уходит через заднюю», и т.д. Когда мы бессознательно проживаем этот сценарий, то невольно саботируем любые потенциальные возможности финансового роста. Если богатство сделает нас плохим человеком или подпортит отношения с родственниками и друзьями, то зачем оно нам нужно? Хотя в некоторых случаях это правда, что некоторые стали богатыми за счет других, другие просто оказались в нужном месте и в подходящее время. А третьи, страстно следовали за мечтой, и это осуществилось для них. Есть люди, которые богаты и несчастны. Есть люди, которые богаты и очень счастливы. Есть люди, которые богаты и имеют чрезвычайно интимные любовные отношения. Дело в том, что деньги это ни хорошо, ни плохо само по себе, это наше отношение к ним, которое будет определять хорошо это или плохо.

3. Я не заслуживаю денег.

Этот денежный сценарий можно увидеть у многих людей, у которых есть достаточно денег, которые они не заработали или не в полной мере принимают их, как свои собственные. Также у людей, считающих, что они не должны наслаждаться тем, что могут дать им деньги, только потому, что другим не повезло. Очень часто это связано с низкой самооценкой, которая держит их в эмоционально и духовной бедности, несмотря на богатства, имеющиеся или возможные. Этот способ переживания является преобладающим для тех, кто работает в помогающих профессиях. Те из нас, с таким сценарием, делаем опрометчивые финансовые решения в бессознательной попытке «избавиться от того, что мы не заслуживаем».

4. Я имею право тратить деньги.

Мы надеемся и верим, что заслуживаем того, чтобы тратить деньги на себя и на своих близких. Однако, полагая, что нам нужно нечто экстравагантное, или что-то купить для других за счет экономии вашего будущего, Вы можете подорвать свое финансовое здоровье и здоровье вашей семьи.

5. Денег никогда не будет достаточно.

Мы считаем, что никогда не будет достаточно денег, и такая жизнь нам представляется в лишениях, постоянном беспокойстве, неуверенности и страхе. Трудоголики, жертвующие своей семьей, детьми и здоровьем, часто проживают такой денежный сценарий. Те, кто вырос в бедности, или чьи семьи страдали от нищеты в предыдущих поколениях, может усваивать этот сценарий.

6. Денег всегда будет достаточно.

Этот сценарий управляет поведением многих, кто вырос в богатой семье, где желания и действия не были ограничены отсутствием денег. Некоторые, начинают проживать его, считая, что другие будут заботиться о нем. Люди с такой установкой, бессознательно верят, что вселенная будет заботиться о них, независимо от их действий или бездействия. Проблема возникает, когда есть какие-то изменения в нашей вселенной, связанные с нашим финансовым положением. Если мы не осознаем этот денежный сценарий, не начнем работать над ним, то придем к финансовой катастрофе.

7. Деньги не имеют значения.

Такой сценарий возникает в результате принятия выводов на основе определенных социальных или религиозных догматов или денежного сценария, что богатство не принесет счастья, любви и самоопределения. Тем не менее, эта установка позволяет рационализировать плохое финансовое планирование, отсутствие беспокойства по поводу финансовых вопросов, отсутствие честолюбия, а иногда даже лень. Да, в некоторых случаях деньги не имеют значения. И в то же время они являются ценным ресурсом, что так же важно, как и другие ресурсы нашей жизни, такие как время, карьера, отношения и здоровье.

8. Деньги придают мне значимость.

Деньги не смогут вам дать того, чего у них нет – смысла жизни, счастья, гармонии, чувства принадлежности и т.д. Они могут помочь только лишь в осуществлении целей. Они только инструмент, как молоток для плотника. Молоток имеет потенциал, для создания чего-либо значимого, но это требует квалифицированного плотника. При правильном использовании, молоток может построить дом. Также и деньги могут построить безопасность, дать финансовую гармонию, позволят помогать другим, поддержат стремление к жизни. Но все это не может случиться без нас, нашего желания учиться и затем использовать продуктивно свои навыки.

9. О деньгах говорить не хорошо.

10. Если я хорош, то Вселенная будет осуществлять все мои потребности.

Независимо от того, насколько вы хороши, ваша финансовая жизнь не может заботиться сама о себе без усилий с вашей стороны. Вселенная каждый день предоставляет нам возможности, сформировать собственное будущее. К некоторым из этих возможностей относятся составление бюджета и экономии. Если мы не сможем воспользоваться этими возможностями, то может показаться, что Вселенная отвернулась от нас. На самом деле мы не смогли найти себя.

Как изменить свой денежный сценарий Когда к вам в руки попадают деньги, что вы с ними делаете? Для большинства людей вопрос покажется странным, а ответ очевидным. Само собой разумеется - мы их тратим. А потратив, ждем, когда придут следующие деньги. Именно такой подход к деньгам делает нас зависимыми от них. Нами руководит страх, что деньги закончатся, что их не хватит. Однако когда речь идет о деньгах, страх плохой советчик. Он лишает нас объективности в оценке своих потребностей, и мы начинаем вкладывать деньги не в то, что нам нужно на самом деле. Из-за страха мы совершаем много лишних, ненужных и даже вредных действий. Причем раз от раза действия повторяются. Так формируется так называемый денежный сценарий. Он показывает, во что мы вкладываем или как мы тратим свои деньги, точнее, на что. Денежные сценарии отражают наши внутренние приоритеты, даже если мы их не осознаем. Многие считают, что руководствуются логическими соображениями при совершении каких-либо действий, в частности, при совершении покупок. Однако это не так. Нами руководят наши чувства. Чем сильнее чувство, тем сильнее его влияние на наши поступки. Особенно сильное влияние оказывают вытесненные, задавленные, скрытые чувства. Так уж устроен человек, что он стремится избегать того, что ему неприятно. В частности, избегать неприятных чувств. Но от них никуда не деться. Чувства связаны с эмоциями, а они, в свою очередь, являются нашей реакцией на внешний мир. Реакции возникают иногда так быстро, что мы не успеваем их осознать. Механизм реагирования работает в автоматическом режиме. Чтобы управлять процессом, нужно знать, какие задействованы «кнопки», или как работают механизмы нашей психики. Один из законов гласит: любая система стремится к равновесию. Это значит, что как только система из равновесия выходит, тут же включаются силы, которые стремятся его восстановить. Эти силы заставляют нас совершать действия, чтобы компенсировать их влияние. Например, если мы испытываем какую-то неприятную эмоцию, мы будем совершать какие-то действия, чтобы ее погасить или уравновесить. Сделать это можно, вызвав другую эмоцию - приятную. Если мы долго жили под влиянием неосознаваемого страха, то так же неосознанно будем стремиться к удовольствию. Отсюда известная страсть - покупать, перерастающая в болезнь шопоголика. Это попытка излечить страх недостатка избытком. Но радость от покупки длится недолго, и во внутреннем мире снова утверждается страх. Он заставляет делать новые покупки, пытаясь создать иллюзию изобилия. Иллюзию потому, что сама попытка создать внешнее изобилие смешна, если не проведена соответствующая внутренняя работа. Изобилие определяется не количеством денег и не дороговизной купленных вещей. Это внутреннее состояние достаточности. Когда это состояние достигнуто, места страху уже не остается, а денег приходит ровно столько, сколько нужно. Их хватает на все, что необходимо. Денежные сценарии формируются в детстве под влиянием родителей. У каждого родителя есть свой сценарий, по которому деньги добываются и расходуются. Ребенок может взять готовый сценарий одного из родителей или составить из них микс. В течение дальнейшей жизни сценарий обкатывается и иногда меняется. Это может произойти автоматически, но человек может и осознанно поменять сценарий, если поставит себе такую цель. Чтобы ее достичь, нужно прилагать осознанные усилия. «Осознанные» означает, что вы понимаете, что делаете и зачем вы это делаете, т.е. вы осознаете, к чему вас приведут ваши действия. Чтобы поменять сценарий, нужно как минимум создать другой. В прошлых статьях я рассказывала вам, как составляется финансовый отчет. Он отражает ваш старый сценарий, то, как вы уже тратите деньги. Также мы говорили, как составить финансовый план будущих трат. Это будет ваш новый сценарий. Смена сценария не может произойти мгновенно. Это похоже на обучение танцам. Сначала вы разучиваете простые движения, потом соединяете их в танец. Первые движения, как правило, не очень уверенные. Повторяя их снова и снова, мы обретаем опыт, а опыт дает нам возможность в дальнейшем делать легко то, что вчера казалось невозможным. Чтобы изменить что-то в своей жизни, нужно измениться самому и научиться делать то, чего вы раньше не умели. Чтобы научиться, нужно начать учиться, а для этого начать посещать семинары и тренинги. Многие люди считают, что для смены сценария достаточно прочесть хорошую книгу. На самом деле, с помощью книг можно только выбрать другой сценарий. Но, чтобы его запустить, нужно сформировать новые навыки. Навыки вырабатываются при совершении действий, при чем лучше делать это под наблюдением наставника или тренера, чтобы быть уверенным, что вы делаете это правильно. Положительный эффект тренинга заключается еще и в том, что он дает энергию для старта. Самому человеку бывает трудно раскачаться и преодолеть силу инерции своих старых привычек. Гораздо легче это сделать в группе единомышленников. Я обещала рассказать в декабрьском номере, куда нужно вкладывать деньги. Большинство книг по финансам советуют начать инвестировать. Я же порекомендую сначала вложить в инструмент инвестирования - в самого себя, чтобы выйти из-под действия старого финансового сценария. Все богатые люди учатся: они занимаются своим финансовым образованием и личностным ростом. Последуйте их примеру. Так что приглашаю наших читателей на тренинги, чтобы в Новый год вы вошли с новым денежным сценарием. С уважением, Ольга Малевицкая, тренер, психолог, журналист

Статьи по теме: