Что драматизация в детском саду. Игры-драматизации в детском возрасте. Здесь - всё для успешной работы «детского театра драмы»

Мотивация - способность человека деятельно удовлетворять свои потребности, побуждение к действию.

В повседневном общение употребление словосочетания - отсутствие мотивации - обозначает состояние лени, нежелание любого действия, которое воспринимается по каким-то причинам как необходимое.

Обычно мотивацию делят по направлению - "от" и "к". Человек стремится к комфортному состоянию и убегает от дискомфортного. То есть движению человека придает ускорение "кнут и пряник".

Еще мотивацию делять на внешнюю (что мне за это будет?) и внутреннюю (мне это важно самому).

Когда у нас появляется проблема с этими желаниями, есть, по крайней мере, два основных пути ее решения: разбираться с причинами, принимая проблему как данность; или отвергая эту данность, бороться с проблемой. Если у нас бессонница – мы можем бороться с ней, выпив снотворного или принять ее как возможность дополнительного времени с последующим плохим самочувствием, и наблюдая, выяснять причины ее возникновения. Я не знаю, что лучше и как правильнее, вне контекста происходящего, иногда нужно так, иногда по-другому, иногда комбинируя. Есть состояния временные, очевидно связанные с внешними обстоятельствами – не сплю из-за больного зуба – это легко и понятно, скрытые связи – не знаю, но почему-то не сплю несколько дней в месяце, возможно полнолуние, гормональные скачки или метеозависимость. Есть состояния перманентные – всю жизнь плохо сплю, сколько себя помню. С временным и очевидным состоянием все понятно, а вот с перманентным и скрытым сложнее.

Если временное состояние с неясными причинами чаще всего нас толкает на путь борьбы и неприятия своего состояния, то длительное нахождение или регулярный повтор временных состояний требует анализа или борьбу одновременно с принятием ситуации.

Вместе с тем для себя, в своей жизни, я выбираю принятие проблемы, как нужного мне этапа развития, и осмысление причины.

Длительное или регулярное отсутствие мотивации, как побуждения к действию, чаще всего связано с тем что:

  1. То, чем вы занимаетесь, не ваш выбор. Чаще всего этот выбор сделан или доминантными фигурами вашего окружения или в целом текущим общественным мнением. Нелюбимая работа, штампы внешних данных, штампы социальных успехов, даже штампы здоровья.
  2. Вы еще не повзрослели и пока находитесь на уровне потребителя, а не творца. Сильная ориентация на внешнюю мотивацию, которая, как уже было доказано, уменьшает внутреннюю. Похвалили-не похвалили, одобрили-не одобрили, оценили-не оценили, любят-не любят. Поскольку все способы человеческой жизни, кроме творца, идут по жизни с плакатиками: «НЕДОДАЛИ!» (красоты, здоровья, образования, родственников, условий и т.д. и т.п.), то погоня за внешней мотивацией будет бесконечной.
  3. Вы проходите сейчас довольно трудный участок судьбы, может быть вместе со всеми (не так обидно) или индивидуально. К примеру вы можете заниматься и успешно именно тем, что любите больше всего, по натуре и уровню взросления вы - творец, но по национальности еврей, сейчас 1942 год и вас поместили в концлагерь. Рекомендую для прочтения в этом случае любимейшего автора Виктора Франкла, создавшего свою «логотерапию» в концлагере, его книги «Сказать жизни – да! Психолог в концлагере». О психологии неизбежности написано также в книге доктора Э. Аронсона «Общественное животное. Введение в социальную психологию». Еще - Стивен Левин «Кто умирает».
  4. У вас неполадки со здоровьем. Чаще всего с работой эндокринной системы или более серьезными заболеваниями. Но именно проблемы в работе эндокринной системой напрямую связаны с эмоциональным состоянием.

Рассматривая вышеперечисленные причины очевидно, что искусственная активизация внутренней мотивации или еще того хуже привлечение внешней мотивации, только усугубит происходящее, даже если на короткое мгновение даст какой-то результат, то потом отбросит еще дальше назад.

Первая причина – Не всегда есть возможность все бросить, и заняться любимой работой, жить по своим правилам, принимать себя как уникальную данность. Но можно переориентировать ту энергию, которая направлялась на то, чтобы себя заставлять, на то, чтобы начать поиски возможностей изменений. На поиски «как можно», а не на оправдания, почему не могу. Дать себе время, дать себе право на ошибки.

Вторая причина тоже не решается просто и в один миг. Если не завершены процессы формирования индивидуальности в раннем детстве, не выстроены личные границы, и мы продолжаем нуждаться во внешнем принятии и оценке слишком сильно (мы живем в социуме и оценка и принятие окружающих – важный фактор взаимодействия людей, но без серьезной зависимости), то на то, чтобы дорасти до взрослого способа жизни Творца (то есть как автор и деятель, за свой счет, и для себя и для других – не путать со спасателем в треугольнике Карпмана) понадобится много работы над собой.

Зато третья причина не нуждается в решении, а только в осмыслении, принятии, стискивании зубов и затягивания поясов. Абсолютно у всех людей в жизни есть такие участки судьбы. Кажущиеся безнадежными и безвыходными. Проще людям, выращенных в любви и принятии слез тщетности. Труднее людям, у которых понятие проблем в жизни связано только со своим или чужим неправильным поведением. Если говорить на языке причинно-следственных связей, по большому счету, так он и есть. Но в большинстве случаев причина расположена так далеко от следствия, что не требует осмысления. И не надо искать ни сил, ни мужества, все это уже у тебя есть, если ты в этой ситуации (крест всегда по силам), просто иди, просто делай все, что можешь. И чем меньше попыток понять, за что и почему, тем лучше.

Ну и наконец, единственно более-менее просто решаемая причина – четвертая. Поскольку лежит в области материальной. Хотя, если выстроить причины иерархически, то первой стоит причина духа – третья, связанная с судьбой; второй – будет первая – социальная, проблема выбора; третьей будет вторая - проблема психологии; и наконец, четвертая – проблема физическая, здоровья. А это означает, что причины болезней включают все четыре уровня нарушения баланса. Но это уже действительно глубинная работа, иногда и не одно воплощение длящаяся. Для нашей темы отсутствия мотивации коррекция работы, например, щитовидной железы может довольно быстро вернуть радость жизни и желание действовать.

Представим себе теперь, что у нас нет ни одной из этих 4 причин – мы абсолютно здоровы (на данный момент хотя бы), мы творцы, настроенные на мудрую и конструктивную деятельность для мира и для себя, занимаемся тем, что мы любим больше всего и у нас один из самых удачных периодов жизни. Будет ли у нас непрерывно высокая внутренняя мотивация? Нет, конечно. Будут спады и подъемы, периоды безделья и периоды активности. Это нормально.

Размышляя над темой очередной статьи пришел к мысли, что не только одним продуктом и продуктами здоров будешь. Ведь концепция здоровья говорит как раз о том, что все должно быть в комплексе. Но самое главное, что нужно для любых действий - это что? Да, все просто, это мотивация! Обычно о мотивации говорят на работе или в бизнесе, но она касается любой сферы нашей жизни и здоровье не исключение.

Итак, основные причины по которым может отсутствовать мотивация.

  • Низкая самооценка;
  • Негативный опыт;
  • Отсутствие привлекательной цели;
  • Отсутствие "Волшебного пенделя";

Ну а теперь кратко пробежимся по каждой из причин и посмотрим, как можно избавится от них и тем самым увеличить свою мотивацию и начать двигаться в правильном направлении.

Низкая самооценка

Что можно сказать. Друзья, это изъезженная тема, но все же - это проблема огромного количества людей. Есть масса методик и советов, как избавиться от заниженной самооценки и я не собираюсь открывать Америку. Если вы замечаете за собой такое явление - срочно спросите интернет что делать! Ну а я могу посоветовать одну простую методику.
Каждое утро и каждый вечер вы одеваете красивую одежду, подходите к большому зеркалу и начинаете делать себе комплименты, на полном серьезе, говорите как хорошо вы выглядите, как идет вам этот наряд, со временем вы начнете замечать, какие у вас красивые черты лица и лучезарная искрящаяся улыбка! Это верный способ поднять самооценку!

Негативный опыт

Ну, во-первых, что было то прошло. Запомните это раз и на всегда. Опыт не бывает негативным, опыт это величина, взятая по модулю. И раз у вас есть какой-то опыт, просто сделайте немного иначе и вы приобретете новый опыт, уверен, он будет более положительный, чем предыдущий.

Отсутствие привлекательной цели

Конечно, если вы решает, например, пить ли коралловую воду, то если у вас нет цели по здоровью, скорее всего, вы решите сэкономить эти 700+ рублей.. И для вас это будет верным решением, потому что тратить деньги, время, энергию нужно не на какую-то вещь или продукт, а на ту цель, которую вы можете достигнуть, благодаря этому продукту. То есть, покупая машину, вы платите не за железку на 4 колесах, а за возможность комфортно передвигаться в нужных направления. Так же в любом деле, если нет цели, незачем тратить время, сначала сформируйте цель! Для меня такой целью стало поддержание своего здоровья на высоком уровне и здоровье моей семьи и всего моего будущего поколения. Найдите свою цель, запишите ее.

Отсутствие волшебного пенделя

Ну это крайняя стадия идиотизма, но как это не грустно, каждый из нас нуждается в каком-то толчке извне, даже когда уже, казалось бы решение принято, план составлен, но не хватает чего-то. Если перенести это на ситуацию со здоровьем, если вы хотите заняться своим здоровьем, но все время откладываете, просто возьмите телефон в руки и наберите номер своего знакомого коралловца. Вот вам и будет волшебный пендель!

Вот, пожалуй и все. То что здесь написано, можно спроецировать на любую ситуацию из вашей жизни. Просто подумайте, почему у вас не хватает сил или времени заниматься чем-то? Наверняка вы найдете ответ в этих четырех пунктах. Если у вас есть что дополнить - рад буду услышать в комментариях.

Если вы затеяли ремонт на кухне то кухонный уголок симфония будет хорошим решением.
Понравился материал? Сделайте доброе дело - поделитесь с друзьями в соц сетях!

Многие родители, у которых есть дети школьного и дошкольного возраста, сталкиваются с проблемой отсутствия мотивации к учебе у ребенка.

Половина людей сдаются на пути к своей цели, потому что им никто не сказал: «Я верю в тебя, у тебя все получится!»

Многие родители, у которых есть дети школьного и дошкольного возраста, сталкиваются с проблемой отсутствия мотивации к учебе у ребенка.

Как же сформировать у школьника желание учиться?

Как сделать так, чтобы у него не пропадал внутренний стимул познавать новое, вне зависимости от того, сколько усилий надо будет для этого приложить?

Как сформировать мотивацию к обучению у школьника, который считает, что учиться в школе скучно?

Одна из основных проблем современной педагогики – отсутствие желания и интереса детей учиться, получать знания. У одних детей мотивация у к учебному процессу исчезает, не успев появиться, у других – по разным причинам утрачивается со временем.

Почему это происходит, кто виноват и в чем причины давайте разберемся вместе.

В интернете, да и книжных магазинах имеется большое разнообразие на эту тему, да и у каждого родителя есть свое мнение по этому поводу. Однако вопрос остается актуальным и по сей день во многих семьях.

Некоторые родители предлагают ставить в пример сегодняшних успешных людей, олигархов, пугают работой дворником и грузчиком, а кто-то уверен, что интерес ребенка к обучению зависит от учителей и психологов, тем самым перекладывая с себя ответственность на плечи школы.

Другие же предлагают радикальные способы решения этого вопроса: наказывать за плохие оценки, лишать компьютера, планшетов, телефона, прогулок, общения с друзьями и вкусностей за каждую оценку ниже 4. Среди таких родителей встречаются и те, кто прибегает к старым проверенным методам, как ремень и скалка.

Мотивация с точки зрения науки

Для начала разберем истоки происхождения термина «мотивация» .

Произошло это слово от английского «movere» - «двигать». Другими словами, мотивация – это то, что двигает человеком, заставляет его с завидным упорством и настойчивостью выполнять то или иное задание и идти к поставленной цели. Мотивированный человек легко достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов.

Мотивация к обучению запрограммирована в нас от природы: полученное знание или овладение новым умением вознаграждается выплеском гормонов счастья.

Обучение можно даже превратить в одержимость, поэтому очень важна правильная дозировка стимуляции.

Если ребенок не знает точно, сможет ли он сделать задание, и, тем не менее, справляется с работой, степень ощущения успеха наивысшая. И, конечно же, мотивация к обучению у школьника становится очень сильной.

А вот если ожидаемого вознаграждения или похвалы не следует или предъявляются завышенные требования, система вознаграждения лопается.

То же самое происходит, если успех становится чем-то само собой разумеющимся. И в этом случае сформировать у школьника желание учиться будет практически невозможно.

Наверное, вы замечали это явление у своего ребенка: первый раз, сумев правильно разложить картинки, кубики или конструктор он был очень горд собой, а на четвертый - пятый раз, оставался, совершенно спокоен. Это и есть мотивация к обучению с научной точки зрения.

И зарождается она совсем не в школе, а гораздо раньше - еще в младенческом возрасте в домашних условиях. Именно родители развивают в ребенке желание постигать новое и формируют у него желание учиться.

Многие из нас при воспитании детей выбирают разные способы усиления мотивации к познанию. У каждого из этих способов в зависимости от стиля воспитания разные результаты, в каждом из них есть положительные и отрицательные стороны, но, самое главное, это стимулирует нас родителей к самосовершенствованию в течение всей жизни.

Психологический аспект, открывающий завесу таинственности в вопросах выстраивания мотивационной линии у детей. Итогом формирования мотивации к обучению является школьная успеваемость.

Но для многих школьников и их родителей время, отведенное для выполнения домашних заданий, становится ежедневным испытанием терпения. Родителям приходится много раз призывать ребенка сесть за уроки.

Вместо того чтобы делать уроки, ученик смотрит в окно, рисует маленьких человечков в тетрадке или грызет карандаш, либо его невозможно оторвать от телевизора или компьютера. Родители теряют терпение, и – слово за слово – разгорается скандал.

Ребенок не получает удовольствия от учебы, находясь под постоянным давлением взрослых и, как следствие, полностью теряет интерес и желание учиться. Родителям все сложнее находить доводы для усиления мотивации к обучению, ведь в понимании ребенка утверждается уверенность: школа - это каторга.

Подобное происходит со многими детьми, и дело тут не в недостатке способностей…

Школьные успехи и неудачи – это не показатель исключительно умственного развития и способностей школьника. Школьная успеваемость, скорее, это сумма умений, навыков, знаний и желания учиться.

Ребенку, не заинтересованному в обучении, очень сложно получить знания и суметь их применить на практике. Отсутствие мотивации к обучению часто ведет к стойкой неуспеваемости и интеллектуальной пассивности. Неуспеваемость, в свою очередь, ведет к отклонениям в поведении.

Ежегодно у большинства учащихся стремление к достижениям в учебе и мотивация к обучению снижается. Причем если раньше в такую категорию детей попадали, в основном, подростки – в связи с переходным периодом – то теперь неуклонно снижается мотивация к обучению даже у малышей в начальной школе.

С чего все начинается?

Ошибка родителей №1.

Родитель полагает, что ребенок готов к обучению в школе, потому, что он много знает для своего возраста.

Но интеллектуальная готовность – это не синоним готовности психологической, которая определяется уровнем развития произвольного поведения, то есть умением ребенка подчиняться определенным правилам и делать не то, что ему хочется в данный момент, а то, что делать необходимо.

Здесь важно развивать у ребенка умение преодолевать себя: приучать ребенка делать не только то, что ему нравится, но и то, что не нравится, но необходимо. И это задача еще дошкольного возраста.

Ошибка родителей №2.

Ребенка рано отдают в школу.

Нельзя сбрасывать со счетов биологическое созревание (костный и зубной биологический возраст ). Биологически несозревшего ребенка лучше в школу не отдавать, т.к. у него не сформирована рука.

Проверить сформирована ли рука можно следующим образом: попросить ребенка ставить точки в клеточки. В норме ребенок проставляет 70 точек за 1 минуту. Если результат ниже, то вполне возможно, что рука еще не окостенела.

Что касается зубов, к моменту поступления ребенка в школу у него должны смениться 4 передних зуба: 2 внизу и 2 вверху.

Таким образом, биологическая неготовность ребенка к школе ведет, как правило, к тяжелой школьной адаптации (ребенок быстро устает и не справляется), а это вероятность того, что ребенок начинает тихо ненавидеть школу.

Ошибка родителей №3.

Дети не посещают детский сад.

Отсутствие контакта со сверстниками ведет к отсутствию произвольного поведения, когда ребенок вынужден, чтобы играть с другими, соблюдать правила, даже если ему не очень хочется, считаться с чужим мнением и желанием, жить в коллективе.

Ошибка родителей №4.

Неблагополучие в семье: ребенок, привыкший к высокому эмоциональному отрицательному накалу во время переживаний по поводу своей семьи, как правило, уже просто не реагирует на проблемы по поводу учебы и отметок – у него просто не хватает на это энергии.

Ошибка родителей №5.

Отсутствие четкой организации жизни ребенка, несоблюдение режима дня, безнадзорность в быту – дети, которые организованы помимо школы, т.е. посещают какие-то интересные для них занятия, как правило, несмотря на нагрузку, более мотивированы на учебу.

Ошибка родителей №6.

Нарушение единства требований к ребенку со стороны родителей (всегда есть лазейка для ребенка что-то сделать не так, как надо, «столкнуть родителей лбами», пожаловаться бабушке и дедушке на родителей)

Ошибка родителей №7.

Неправильные методы воспитания: подавление личности, угрозы, физические наказания или, наоборот, заласкивания, чрезмерная опека.

Ошибка родителей №8.

Завышенные требования без учета объективных возможностей ребенка; усмотрение злого умысла, лени, в то время, как могут быть объективные причины для этих проявлений (соматическое состояние, психологические особенности, особенности умственного развития и пр.).

Ошибка родителей №9.

«Убивание» мотивации к обучению путем высмеивания, некорректных высказываний, сравнения с другими детьми, «загон» ребенка в ситуацию неуспеха, неудачи и пр.

Ошибка родителей №10.

Проецирование своих ожиданий на дочку или сына - это, наверное, самая распространенная ошибка родителя, не всегда даже осознаваемая.

Родители верят в то, что дети должны разделять интересы, которые были у них в детстве, и порой не допускают даже мысли о том, что их ребенку это может быть совсем не интересно. Давление родителей может быть тем сильнее, чем меньше им самим удалось реализоваться в интересующих их областях.

Формирование побуждения к действию.

Как это сделать на практике?


Это означает не просто заложить в голову ребенка готовую цель и мотивы, а создать такие условия, такую обстановку, в которых ему самому захочется учиться.

1) Выяснить, что является причиной низкой мотивации: неумение учиться или ошибки воспитательного характера.

Взрослые часто говорят детям о том, что «не будешь учиться – станешь дворником». Такая далекая перспектива никак не влияет на мотивацию к обучению. Ребенка интересует ближайшая перспектива. Но ему трудно, он не справляется.

Трудности в учебе формируют нежелание учиться у тех, кого родители не приучили их преодолевать. Как правило, такие дети не любят учиться.

Причиной отсутствия мотивации может быть и прошлый неудачный опыт (два раза не получилось, третий раз не буду и пытаться). Родителям необходимо учить ребенка «не сдаваться», а продолжать стремиться к результату, верить в себя и свои силы и тогда результат не заставит себя ждать.

2) Применять в соответствии с причиной коррекционные меры: учить ребенка учиться, если не сформированы навыки учебной деятельности и произвольного поведения, или и исправлять свои воспитательные ошибки, а для начала их необходимо просто увидеть и признаться себе, что «я делаю что-то не так».

3) В процессе учебы, пока у ребенка не сформирована произвольность поведения, для ребенка важно, чтобы родители контролировали процесс обучения и учитывали индивидуальные особенности ребенка: когда ему лучше сесть за уроки, какие уроки делать в первую очередь, когда делать паузы и пр.

Вообще-то это про начальную школу, а по правде про первый класс.

Но, если и в среднем звене ребенок не сформировал у себя навыки учебной деятельности, то важно вернуться к первому классу и пройти снова весь путь формирования учебных навыков, просто это окажется быстрее, чем в первом классе.

Иногда ребенок не умеет работать с текстом – учите выделять главную мысль, пересказывать и т.п. Иногда ребенок не может сесть за уроки вовремя – приучайте к самоконтролю.

4) Важно создавать для ребенка зону ближайшего развития, а не делать за ребенка то, что он может (хотя и с трудом) сделать сам. Например, не надо показывать, как решать задачу, решая ее вместо ребенка, а лучше создать такую ситуацию, когда хотя бы часть задачи ребенок делает сам. «Ты старался, молодец. Но ты допустил две ошибки. Найди их». Процесс более длительный, но более правильный.

При этом, зачастую такой ребенок (вместо которого задание выполняют родители) вовсю манипулирует родителем, а родитель и не подозревает об этом. («Мама, только ты можешь так доходчиво мне объяснить и показать, как решать такую задачу, никто другой не может, даже учительница» - манипуляция чистой воды).

5) Очень важный момент – оценивание сделанной работы родителем и учителем. Родитель может оценить работу «Молодец, хорошо!» (сравнивая сегодняшние результаты ребенка со вчерашними), а учитель, сравнив результаты ребенка с классом, оценит это как «плохо».

Для избежание таких случаев, важно иметь постоянный контакт со школой и интересоваться требованиями, предъявляемыми к учащимся.

В противном случае в сознании ребенка создается образ врага – учителя (родитель хороший – хвалит, учитель плохой – ругает). А это порождает отвращение к школе, нежелание учиться.

6) Согласно результатам исследований, мотивация успеха (и как следствие, высокая учебная мотивация) формируется у детей в тех семьях, где им оказывали помощь при повышении требований, относились к ним с теплотой, любовью и пониманием. А в тех семьях, где присутствовал жесткий надзор либо безразличие, у ребенка формировался не мотив достижения успеха, а мотив избегания неудачи, что напрямую ведет к низкой учебной мотивации.

7) Очень важным моментом в учебной мотивации является адекватная самооценка ребенка. Дети с заниженной самооценкой недооценивают свои возможности и снижают учебную мотивацию, дети с завышенной самооценкой адекватно не видят границы своих способностей, не привыкли видеть и признавать своих ошибок.

Поэтому, очень важно – адекватность самооценки ребенка в отношении учебного процесса, в том числе.

Важно помнить, что в жизни есть много значимого, помимо академической успеваемости – можно прожить со средними знаниями и быть личностью.

Куда хуже, когда нет позитивного самовосприятия – самооценка занижена, нет чувства уверенности в себе, уважения к себе как к личности – попробуйте с таким багажом выжить и добиться жизненного успеха.

8) Важно поощрять ребенка за хорошую учебу. Материальное поощрение (деньги за хороши отметки) часто приводит к добыванию хорошей отметки любыми способами. Хотя для американцев платить за учебу – явление вполне нормальное, привычное и часто используемое.

Но это палка о двух концах: где гарантия, что спустя какое-то время ребенок будет брать в руки книги только за деньги. Поэтому вопрос материального поощрения детей за хорошую учебу – это тот вопрос, который каждый родитель должен решить для себя самостоятельно.

А вот поощрять детей за хорошую учебу совместными походами (в цирк, на каток, в боулинг и т.п.) вполне приемлемо, кроме того попутно родителями решается еще одна важная задача: интересное общение со своим ребенком, удовлетворение потребности ребенка быть частью семейной системы.

9) В деле повышения интереса ребенка к учебному процессу очень важен контакт с ребенком и доверительная атмосфера. Важно объяснить ребенку, что процесс формирования умения учиться процесс длительный, но необходимый.

Для подростка важно «не пилить», не наказывать, не сулить наград. Нужен контроль – помощь, а не контроль-давление. Для подростка важно поднимать тему профессионального определения.

10) Не ожидайте немедленных успехов – снимите по этому поводу «розовые очки». Могут быть падения, «топтание» на месте. Но если вы будете последовательно и систематически работать над вопросом повышения учебной мотивации своего ребенка, то непременно будет взлет.

11) Очень важен в учебной деятельности и формировании у школьника желания учиться навык самоконтроля. Ведь не секрет, что многие ошибки у детей возникают из-за невнимательности. И если ребенок научился проверять себя после того или иного вида деятельности, количество ошибок резко сокращается – а если ошибок меньше, то и мотивации к новым достижениям становится больше.

Поиграйте вместе ребенком в игры, где он педагог и проверяет ваше задание. Ребенок должен знать, как проверить правильность математических вычислений, как искать по словарю написание слова, как узнать, запомнил ли содержание параграфа.

Именно в учении начинают складываться многие деловые качества ребенка, которые затем ярко проявляются в подростковом возрасте, и от которых зависит мотивация достижения успехов.

В этот момент очень важно, чтобы родители не дергали, не понукали свое чадо, не раздражались. В противном случае сформировать у школьника желание учиться у Вас не получится.

12) Также очень важным моментом является то, верит ребенок в свои успехи или нет. Учитель и родители должны постоянно поддерживать веру ребенка в свои силы, причем, чем ниже самооценка и уровень притязаний ребенка, тем более сильной должна быть поддержка со стороны тех, кто занимается его воспитанием детей.

Ведь если ребенка, который и так чувствует свою слабость, еще и понукать - Вы не только не сможете сформировать у него мотивацию к обучению, но и уничтожите весь интерес к учебе, который у него был.

13) Если Ваш ребенок предполагал, что усвоил учебный материал, а оценка низкая, то нужно разобраться, что произошло на самом деле. Возможно, он действительно все понял, но перенервничал на контрольной, или, например, плохо себя чувствовал, а возможно, опять же, оценка учителя была неадекватной.

Самое главное – это научить Вашего ребенка формировать адекватную самооценку , а для этого, в первую очередь, Вы сами должны стараться оценивать его результаты, основываясь не только на оценке учителя, а исходя из его ожиданий, ощущений и его целей.

14) Очень важный период в жизни школьника переход в среднее звено. Появляются новые предметы, учителя и обязанности, сильно возрастает нагрузка. Научитесь слушать ребенка и вникать в его проблемы.

В этом возрасте он особенно нуждается в вашей помощи. Выучить все, что задают в школе, практически невозможно. Именно поэтому пропадает интерес к учебе. Научите школьника правильно планировать время и распределять нагрузку, это поможет и в дальнейшей жизни.

15) Сдача ЕНТ – головная боль старших школьников, их родителей и учителей. Мотивации уже не требуется, к 16 годам подростки примерно представляют себе, чего хотят добиться в жизни и что для этого надо сделать.

Ваша задача – помочь определиться с выбором , сконцентрировать внимание на главном и найти оптимальный вариант решения проблемы. Поговорите с ребенком, выясните, какие курсы лучше посещать.

Уважайте его выбор, даже если он не совпадает с вашим, не подавляйте его инициативу и зарождающийся интерес к ответственности за свой выбор.

Надеюсь, что каждый заинтересованный родитель и педагог, поняв механизмы и применив на практике полученную информацию, сможет сформировать у школьника желание учиться.

Ведь только имея мотивацию к обучению и развитию, ребенок сможет вырасти целеустремленным человеком, способным на ответственные решения.

Сколько бы вы не объясняли, что учится он для себя, в расчете на будущее, вряд ли это дойдет до сознания ребенка. Запомните, маленькие дети учатся для вас, ради вашей похвалы и признательности . Не надоедайте ему нотациями, а сделайте ставку на любознательность . Тогда и учеба станет для него радостным открытием, и круг интересов постепенно расширится.

Помните, что Ваш ребенок – это личность, ничего не должная Вам, но до какого-то момента зависящая от Вас и нуждающаяся в Вашей поддержке и в Вашем признании ее как самодостаточной. опубликовано . Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта .

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Самомотивация - это борьба: наш оптимистичный и деятельный настрой постоянно разрушают негативные мысли и беспокойство о том, что будет дальше. Всем приходится испытывать сомнения и впадать в уныние. Но именно способность вопреки всему продолжать движение вперед отличает наиболее удачливых.

Решить проблему отсутствия мотивации не так-то просто. Даже если упорно с ней бороться, при первых признаках неудачи она может возникнуть вновь. Ключом к ее решению является способность разобраться в собственных мыслях и в том, каким образом они влияют на эмоции. Освоив навыки взращивания стимулирующих мыслей и избавления от негативных, концентрации на поставленной задаче, можно научиться вытаскивать себя из болота отчаяния до того момента, когда оно начнет вас засасывать.

Причины потери мотивации

Их всего три:

Отсутствие уверенности - если мы не верим в достижение успеха, есть ли смысл пытаться?

Отсутствие сфокусированности - если мы не знаем, чего хотим, стремимся ли мы к чему-либо вообще?

Отсутствие плана действий - если мы не знаем, что делать, откуда возьмется стимул этим заниматься?

Обретаем уверенность

Отсутствие уверенности - первый палач мотивации. Обычно я теряю уверенность из-за того, что всецело концентрируюсь на достижении желаемого, игнорируя то, что уже достиг. Когда вы думаете о желаемом, ваш разум начинает объяснять, почему вы не в силах его достичь - наряду с этим возникают и негативные мысли. Воспоминания о предыдущих неудачах, досадных ошибках, мысли о наших слабых сторонах выходят на первый план. Мы начинаем завидовать соперникам и оправдывать собственные неудачи. В таком состоянии мы склонны производить отталкивающее впечатление, думать плохо об окружающих и терять уверенность в себе.

Выходом из этого замкнутого круга является концентрация на признательности за то, что уже есть. Найдите время и сфокусируйтесь на положительных сторонах вашей жизни. Мысленно составьте список своих достоинств, уже достигнутых успехов и преимуществ, которыми вы обладаете в данный момент. Мы склонны воспринимать наши сильные стороны как данность и зацикливаться на своих недостатках. Это упражнение позволит обрести уверенность и получить стимул для текущих свершений и побед.

Идея о том, что воспроизведение уже известных нам фактов положительно сказывается на образе наших мыслей, может показаться странной, тем не менее, это дает поразительный эффект. Разум часто искажает реальность, чтобы подтвердить то, во что ему хочется верить. Чем пессимистичнее наши мысли, тем больше подтверждений для них он находит. Когда мы свято верим в то, что заслуживаем успеха, наше сознание генерирует способы его достижения. Лучший способ добиться успеха - искренне захотеть сделать что-то действительно значимое для всего мира.

Вносим ясность

Второй палач мотивации - отсутствие сфокусированности. Как часто вы зацикливаетесь на том, чего не хотите, вместо того, чтобы сконцентрироваться на достижении желаемой цели?

Обычно мы мыслим категориями страха: «я боюсь бедности», «я боюсь, что меня перестанут уважать», «я боюсь одиночества»… Проблема в том, что такой тип мышления не дает оснований для действий: вместо того, чтобы бороться со страхом, он замыкается на себе и демотивирует нас.

Если вы попались в сети подобных мыслей, в первую очередь необходимо сосредоточить усилия на достижении вполне определенной цели. Поставив цель, вы автоматически определите ряд действий, необходимых для ее достижения. Так, если вас преследует страх бедности, сосредоточьтесь на поиске способов увеличения своих доходов. Возможно, для этого вам придется освоить новые навыки, устроиться на более высокооплачиваемую работу или разработать сайт, который будет приносить прибыль. Секрет в том, чтобы перейти от неосознанного желания к конкретным практическим действиям.

Фокусируя свой разум на достижении позитивной цели вместо того, чтобы зацикливаться на неопределенных опасениях, мы заставляем свой мозг работать. Он незамедлительно начинает разрабатывать план действий по достижению успеха. Вместо того, чтобы беспокоиться о будущем, лучше начать о нем заботиться - это первый шаг к позитивному образу мыслей и активным действиям. Если мы знаем, чего хотим, у нас есть стимул к этому стремиться.

Разрабатываем план действий

План действий - последний элемент мотивационной мозаики. Если сфокусированность означает наличие конечной цели, то план действий - наличие расписанной по дням стратегии ее достижения. Отсутствие четкого представления о конкретных последующих шагах лишает нас стимула: мы начинаем откладывать задуманное со дня на день и никак не можем вырваться из этого замкнутого круга.

Ключом к составлению плана действий являются поиск и выбор конкретных мер, ведущих к успеху. Для достижения любой цели можно выбрать действия, которые окупят себя впоследствии, либо напротив - дать осечку и принять нерезультативные меры. Составьте список предполагаемых действий и систематизируйте их, руководствуясь критерием результативности. Затем составьте пошаговый план, ориентированный главным образом на те действия, которые принесут максимальную отдачу.

Выделение самых важных задач направит усилия и энергию в нужное русло. Когда моя мотивация слабеет, я нахожу верный путь, разрабатывая план из двух позитивных действий. Первое из них представляет собой небольшую задачу, которую я давно намеревался решить, второе - более долгосрочную цель. Затем я тут же выполняю первое из двух действий, что дает мне силы и уверенность. После этого я делаю первый шаг к достижению второй, долгосрочной цели. Если делать то же самое время от времени, можно выбраться из депрессии, упрочить позитивное мировосприятие и ускорить реализацию своих долгосрочных планов.

Мы неизбежно сталкиваемся с периодами неудач, утраты сил и случайных поражений. Если не тренировать свой разум, эти незначительные выбоины на нашем жизненном пути могут превратиться в умозрительные пропасти. Защищая себя от трех палачей мотивации, мы сохраняем положительный настрой и ускоряем достижение успеха.

Чуть ли не каждый второй клиент, приходящий на консультацию, жалуется на то, что ему не хватает мотивации сделать то или иное в жизни. Вроде бы есть желание, и даже планы порой написаны, и осталось только встать и начать делать... но вот это как раз и не получается. Как же сдвинуть себя с мертвой точки?

Для начала нужно определиться, что такое мотивация. Это желание, которое переходит в действие. То есть тут дело не только в желании, но и в исполнении задуманного.

Несмотря на то что чаще всего жалуются на полное отсутствие мотивации , на самом деле она есть у всех психически здоровых людей. Большинству из тех, кто считает, что не может собраться и реализовать планы, совсем не трудно заниматься повседневными делами. Да и для приятных мероприятий находятся время и силы. Тут дело в том, что нет мотивации для определенных занятий.

Человеку кажется, что именно перед этим конкретным делом стоит непреодолимая стена, которую не перешагнешь и не обойдешь. Будто для того, чтобы ее пересечь, нужны необычайные усилия или необходимо знать какой-то секрет.

Виды мотивации

Прежде чем идти через «стену», необходимо знать, что люди совершают усилия по нескольким причинам. Эти причины образуют разные виды мотивации. Всего четыре вида:

  1. Внешняя мотивация. Человек совершает действие, когда получает четкий сигнал извне. Например, доктор или родитель велели что-то сделать. Это и есть причина, по которой человек приступает к действию.
  2. Интроэктивная мотивация. Когда-то человек усвоил, что нужно выполнять определенные действия. Например, каждый раз убирать посуду после еды. Люди делают это автоматически, не задумываясь, потому что кто-то в далеком детстве сказал, что так должно быть. Эта инструкция запомнилась как правило, которое не подлежит обсуждению.
  3. Идентификационная мотивация. Люди делают что-то потому, что это является частью их личности. Другими словами, они отождествляют себя с данной деятельностью. Например, : для спортсмена утренняя пробежка - нечто само собой разумеющееся. Потому что «спортсмены занимаются спортом». Если не делать пробежку, ты уже отступаешь от образа, а значит, «ненастоящий» спортсмен.
  4. Внутренняя мотивация. Люди делаю что-то потому, что испытывают от этого удовольствие. Если моют посуду, то потому, что им нравится постоянная чистота на кухне. Если бегают по утрам, то потому, что это дает им чувство бодрости.

Можно с уверенностью сказать, что помогают все виды мотивации. Однако здесь у каждого свои приоритеты и предпочтения. Существует немало людей, которые замечательно действуют, если им прикажет кто-то другой, но без «кнута» им крайне сложно найти в себе силы и интерес сдвинуться с места. Других совершенно бесполезно заставлять, если они не чувствуют, что это «их дело» или не испытывают от этого удовольствия. Так что у всех собственный «код доступа» к внутренним ресурсам.

Сила эмоций

Как источник «вдохновения» может быть различный, так и «топливо» для активных дел бывает разным. Например, людей могут побуждать положительные или отрицательные эмоции. Кого-то будет вести страх: они могут бояться, что если не выполнят задуманного, то их отвергнут. Для других двигателем будет интерес к саморазвитию.

Но, как это ни печально, чаще люди мотивируют себя отрицательными эмоциями. Дела могут делаться как по маслу, а человек не испытывает особого удовольствия от них - только облегчение. Здесь можно посоветовать переориентироваться на позитивные эмоции, связанные с исследованием нового и творчеством: «Я сделаю это, потому что я стану лучше».

Кроме того, способ мотивации «избежать наказания» далеко не всегда эффективен. Постоянный негатив, с которым мы к себе обращаемся, пытаясь подтолкнуть к выполнению, со временем перестает действовать. Зачем стараться, перешагивать через себя, если в конце задания ничего особо хорошего не будет? Положительные эмоции, наоборот, придают сил для новых свершений.

Прокрастинация

Бывают случаи, когда человек, несмотря на важность грядущих дел, не может себя заставить их сделать. Грядет «дедлайн», а еще ничего не сделано, а бывает даже и не начато ничего. Вроде все человек понимает, только сам себе палки в колеса вставляет, медлит, отлынивает.

Прокрастинация - довольно сложное явление, но одну из главных ролей в нем играют неправильно сформированная оценка «затраты - результат». Обычно люди представляют себе предстоящую работу длительной, неприятной, а результат незначительным , особенно если они вышли .

Вот, мол, сижу 10 дней без сна и отдыха с проектом, а в конце мне и «спасибо» никто не скажет. Да и не нужно это никому. То, что за невыполненную работу могут уволить, волнует и мотивирует только на первых порах, а потом чем больше человек себя пугает, тем хуже работается.

Как себя замотивировать?

Этот вопрос приходит в голову не только тем, кто обращается за консультациями. У любого человека хотя бы раз в жизни была ситуация, когда приходилось делать что-то через силу. Многие вполне справляются с этим неприятным периодом самостоятельно, но вот несколько советов, облегчающих задачу.

  1. Четко представьте себе разницу между тем, что у вас есть сейчас, и тем, что будет после выполнения необходимого. Желательно, чтобы в конце вы получали преимущества перед текущим положением дел.
    Для создания мотивации нужны не только сильные эмоции. Также важна и перспектива. Мы должны двигаться в определенном направлении, желательно в сторону лучшего положения. Человек должен видеть, что все его усилия вознаградятся. Причем вознаграждение должно быть значительным, ради чего не жалко тратить силы. Без этого довольно сложно заставить себя что-то делать.
  2. Постарайтесь не мотивировать себя негативными мыслями и не давайте себе негативных установок. Мозг будет пытаться избежать негатива путем отказа от работы.
  3. Не ругайте себя за то, что не можете найти мотивации. Самобичевание и в данном случае не лучший мотиватор.
  4. Всегда вознаграждайте себя за действия. Вознаграждение должно быть действительно приятным и важным для вас. Однако если вы постоянно радуете себя одним и тем же, чувство удовольствия может притупиться. Лучше всего - разнообразные подарки, что-то, чего вы давно хотели, но не позволяли себе по разным причинам.
  5. Разбивайте большое задание на маленькие участки. В этом случае вам легче будет отслеживать и регистрировать свой успех и продвижение вперед в сторону окончания дела.

А самое главное - это начать. В большинстве случаев именно первый шаг - встать и начать делать, является самым главным и самым трудным. Дальше всё идет гораздо легче.

Вспомните, ведь большинство повседневных занятий выполняются сами собой. Мы чистим зубы, причесываемся, завариваем кофе или чай, не раздумывая, чем себя таким заинтересовать и как заставить. Когда-то мы обучились этой рутине: проснулся - почистил зубы.Повторяли последовательность день за днем. А потом навык был усвоен, и утро автоматически начинается с чистки зубов без каких бы то ни было волевых усилий.

Поэтому для того, чтобы что-то делать без мучительных колебаний, нужно просто это делать. Просто поверьте, пройдите стадию врабатывания, и результаты не замедлят ждать.

Наталья Стилсон

Фото thinkstockphotos.com

Статьи по теме: