Как играть с ребенком с крупой. ТОП10 игр с макаронами. Играть с крупами, с песком, с водой

Чем больше малыш играет с предметами, различными по своей структуре на ощупь (мягкие, твердые, шероховатые, гладкие и т.д.), тем активнее и правильнее он разговаривает.

Крупу (одного вида) можно засыпать в таз . Добавить туда ложку или маленький совочек, разные баночки, бутылочки, фигурки зверей, которые можно прятать в крупе. Можно засыпать в крупу бусины и потом ручками обратно доставать и в баночку убирать. Можно их сортировать по цветам.

Игры с крупами

Насыпаем .Возьмите несколько тарелочек или других емкостей. Пусть ребенок насыпает крупу в тарелки. Он может делать это как пальчиками, так и с помощью ложки. Обратите внимание малыша на то, что в одной тарелке много крупы, в другой - мало, в третьей - ничего нет. Сравнивайте количество: больше, меньше, одинаково.

Дождик . Пересыпайте крупу из одной тарелки в другую. В процессе покажите карапузу, что можно поднимать тарелку выше и ниже. Послушайте, как она шумит. Поиграйте в игру «Дождик»: пусть ребенок наберет в горсть крупу, поднимет ручку и высыпает крупу, имитируя то, как капает дождик. Для нее лучше взять фасоль или горох, чтобы легче было убирать.

Игры с крупами помогут развить мышечную, зрительную, нервную и костную системы ребенка

Дорожки . Из фасоли, например, можно делать дорожки - короткую и длинную, выкладывать различные рисунки - геометрические фигуры, буквы, домики и т.д.

Заполняем формочки . Возьмите любые формочки (например, для пластилина или песка), поставьте их на ровную поверхность и предложите ребенку заполнить их внутри крупой. Её можно брать ручками или совочком.

Игры с пинцетом . Дайте малышу пинцет и предложите ему захватывать им фасолины. Эта игра развивает усидчивость, и, естественно, моторику.

Колодец . Возьмите любую пластиковую бутылку. Скажите ребенку, что это колодец, который совсем опустел, в нем уже нет воды. А наш мишка очень хочет пить. Помогите мишке наполнить колодец. Берите крупу и ручками насыпайте в узкое горлышко бутылки.

Также можно :
- Пересыпать ложкой крупу из одного тазика в другой.
- Попробовать сделать это вилкой. Объясните крохе, почему у него не получилось.
- Пересыпать горох стаканчиком, пластиковой бутылочкой (можно взять из под йогурта).
- Насыпать крупу в стаканчик через воронку.
- Насыпать горох в глубокую и плоскую тарелки.
- Попросить насыпать крупу котенку в миску жёлтого цвета, а цыплёнку синего и т.п.
- Пересыпать и насыпать горох в ёмкости рукой.

Разнообразные занятия в повседневной домашней жизни малыша не только знакомят его с окружающим миром, но и позволяют развивать некоторые навыки. Использовать для занятий в домашних условиях можно даже крупы, если знать, как правильно организовать занятия. Предлагаемые на этой странице игры для детей с крупой развивают мелкую моторику рук, мышление, воображение и тактильные ощущения. Дидактические игры с крупами за счет своей необычности привлекают внимание ребенка и позволяют его увлечь на время, нужное маме, например, для приготовления обеда. Использовать развивающие игры с крупами можно с того возраста, когда уже нет опасности, что малыш засунет крупяные зернышки в нос, ушко.

«Песочница» или игры с манной крупой для малышей

Малыши обожают возиться в песке, а игры с манной крупой основаны на том, что манка его успешно имитирует. Домашнюю «песочницу» можно оборудовать, если использовать глубокий поддон и разные виды круп. Насыпьте, например, горсть риса на поднос. А потом можно менять содержимое песочницы, наполняя лоток то гречкой, то манкой, то горохом. Позже малыш будет не только перебирать «песок» для игры с крупой, но и разгребать его ложечкой, наполнять им стаканчики из-под йогурта, пересыпать из чашечки в баночки и т.д.

«Бассейны» из манной крупы - одна из самых увлекательных игр. Как можно играть в игры с крупами для детей в домашних условиях?

  • Искать спрятанные «сокровища» в глубине «манного бассейна» (глубокий поднос или лоток с манкой, в котором мама может прятать мелкие игрушки или кухонные принадлежности);
  • раскапывать «наскальные рисунки» - положите на дно лист бумаги с небольшими картинками, пусть малыш аккуратно пальчиками сдвигает манку и угадывает, кто нарисован на дне;
  • рисовать «шоссе» и «дороги», обочины обозначать макаронами или фасолинками, аккуратно водить по дорожкам игрушечных человечков или зверюшек;
  • устроить «строительную площадку» и «работать» с «техникой» - игрушечными бульдозерами, грузовиками, экскаваторами (или их заменителями: ложками, чашками, совочками и т.д.);
  • играть в археологов и раскапывать всякие древние «чаши» и «динозавров» (детская посудка и мелкие игрушки-животные);
  • можно совместить несколько упражнений в одно. Манку и рис перемешать в одной миске, рядом поставить другую, пустую, и показать малышу, как мелким ситечком «выловить» рис и пересыпать его в пустую мисочку. Ребенок будет неутомимо наблюдать, как рисинки остаются в ситечке, а манка «проваливается» в ячейки. А потом «очищенная» манка послужит основой для рисования;
  • рисовать по манной поверхности - одно удовольствие. Насыпьте тонкий слой манки на поднос, и пусть малыш пальцами (или черенком ложки) рисует, сколько захочет;
  • очень удобно показывать и называть геометрические фигуры - «чертить» квадраты и треугольники, круги и овалы;
  • «лепить» куличики с помощью формочек.

Возникает вопрос: «Как можно из сухой манки слепить куличик? Нужен влажный песок!» На самом деле, сделать песочницу для лепки куличиков несложно. Причем для этого не нужно таскать ведрами песок с ближайшей стройки, промывать и прокаливать его в Духовке. Есть метод гораздо проще.

Для того, чтобы разнообразить игры с крупами для малышей, вам понадобится:

  • крахмал - 1 кг;
  • вода - 2,5 стакана;
  • пищевой краситель (при условии, если хотите получить песок какого-либо цвета);
  • большой пластиковый лоток или поддон для самой песочницы.

Высыпайте крахмал в поддон, понемножку добавляйте воду (с красителем, если хотите) и руками постоянно перемешивайте, пока не получите рассыпчатый влажный «песок». В этом процессе важно воду добавлять, не спеша!

Занятие рисованием крупой и игры для развития мелкой моторикой

Сортируем зернышки – это занятия детей с крупами для достижения нескольких целей. В первую очередь это игра с крупами для мелкой моторики детской ручки. Наверняка у вас на кухне есть несколько видов крупяных изделий - рис, гречка, манка, геркулес, пшено и т.д. для того, чтобы организовать детские игры с крупами, подготовьте несколько пластиковых емкостей, в каждую насыпьте по горсти разных видов по отдельности. И еще по горсточке этих круп заверните в «фунтики» - небольшие бумажные кулечки. Поиграйте в «сортировщика». Малышу в ходе игры с крупами для развития мелкой моторики надо распределить крупы по сортам в контейнерах. Что в этом кулечке? Гречка? А где контейнер с такой крупой? Вот он! Но сначала покажите, как аккуратно развернуть «фунтики», чтобы не просыпать зернышки (тренируем пальчики!). А потом кроха пересыплет крупы из кулечков в контейнеры. И сделать это нужно без ошибки, чтобы получилась чудесная картинка. Какая?

Крупяное рисование – это занятия с крупами, позволяющими развивать художественные задатки у ребенка. Когда зернышки заняли свои места в контейнерах, предложите малышу нарисовать картинку. Вам понадобится поднос, клей (например, ПВА), кисточка и лист А-4 с крупно нарисованным (или распечатанным из Интернета) черно-белым изображением. Вы можете сами карандашом нарисовать, например, домик и солнышко, или дерево, или цветок, или рыбку - то, что известно ребенку. Например, вы нарисовали дерево. Спросите: какого цвета ствол? Какая крупа коричневая? (Гречневая.) Намажьте ствол на рисунке клеем и попросите малыша аккуратно посыпать гречкой это место на рисунке. Лишнюю крупу стряхните на поднос, и на листе ребенок увидит «настоящий» ствол дерева! А как быть с кроной, ведь зеленой крупы нет? Можно сделать «осеннее» дерево из геркулеса. Точно так же мажете клеем, кроха сыплет крупу, лишнее стряхиваете - и вот перед вами дерево! Наверняка ребенку понравится такой вид рисования, и он захочет еще. Расскажите, что дерево осеннее, а осенью часто идет дождик. Поэтому можно нарисовать тучку и дождик. Произвольно намазываете клеем место предполагаемой тучки, и кроха делает «манное» облако. А рис будет каплями дождя - в нескольких местах ставите клеевые мазки, и вот уже идет дождь. А может, это снег? Но вот из-за тучки выглянуло солнышко… Кстати, самое замечательное солнышко с яркими лучиками получается из веселого желтого пшена. Так, рисуя и разговаривая, можно «проиграть» целую историю!

Когда малыш поймет принцип занятия и рисования крупой, он сам будет делать картины. Ваша задача - успевать изготавливать «эскизы», подливать клей и учить кроху правильно держать в руке кисточку.

Статья прочитана 1 992 раз(a).

Игры с крупами необычайно популярны: они нравятся детям и способствуют развитию мелкой моторики. А родителей радует доступность этого развивающего материала. Особенно весело играть крупой в зимнее время, когда нет доступа в любимую песочницу.

Занятий с крупами уже придумано множество, и вы можете фантазировать и изобретать свои ноу-хау. В этой статье мы лишь озвучим общие моменты, расскажем о играх для разного возраста и дадим несколько интересных идей для начала ваших занятий.

“Ум ребенка находится на кончике его пальца”

Л.С. Выготский

Благодаря тому, что крупы существуют самых разных видов по величине, форме и цвету, играть в них никогда не наскучивает. Детям нравится пересыпать манную и кукурузную крупу, сортировать по цвету фасоль и бобы, делать поделки из них и рисовать.

Играть крупой рекомендуется уже с самого раннего возраста, еще до года. Но в этот период нужно особенно внимательно следить за детьми, так как всё это тянется в рот. Если вы боитесь, что малыш подавится, выбирайте для занятий овсяные и гречневые хлопья и крупные макароны.

Для игр нужны различные емкости – лоточки для хранения разных видов круп, мисочки, контейнеры, таз. А также мелкие игрушки, совочек, ложка формочки для печенья, льда, вкладыши из конфетных коробок. Для облегчения уборки после игры, постелите на пол какой-то коврик, простыню, клеенку.

Занятия для самых маленьких

Для самого раннего возраста, для начинающих хорошо подходят любые крупы – гречка, фасоль, кукурузная крупа, пшенка, различные хлопья.

Их лучше всего просто перебирать ручками – это прекрасно для развития сенсорики и речи, такой массаж ладошек. Можно пересыпать, складывать в различные формочки, закапывать ладошку, зажимать крупинки в кулачке. Заройте мелкую яркую игрушку и предложите крохе её откопать – это вызовет массу эмоций!

При этом ребенок получает самые разные ощущения от соприкосновения с зернышками, это очень важно для развития интеллекта и речи.

Игры крупой в 1-2 года

С детьми этого возраста попробуйте рисовать на крупе. Возьмите какой-то темный поднос и тонким слоем насыпьте на него манную или кукурузную крупу. Пусть ребенок рисует пальчиками – это замечательное упражнение.

Также пусть сам зарывает и откапывает мелкие игрушки, стеклянные шарики, пуговицы.

Для развития навыка самостоятельной еды предложите ложку для того, чтобы насыпать крупу в другую маленькую емкость. Давайте ложки различных размеров.

Крупную фасоль и бобы можно складывать в кувшинчик или бутылку с узким горлышком. Мелкую крупу насыпайте через воронку ручками или ложкой.

Занятия для детей 2-4 лет

В этом возрасте дети очень любят сортировать крупы. Смешайте различные виды и предложите разложить их по формочкам.

Смешайте в миске манку и фасоль, пусть малыш просеивает её через сито.

Можно выкладывать мозаику – рисунки из разных видов круп. Сначала что-то простое – геометрические формы, звездочки, цветочки. С возрастом ребенок сможет создавать целые картины!

Возьмите пластилин или соленое тесто и покажите малышу, как можно вдавливать фасолины или бобы, создавая рисунок.

Макароны-трубочки можно нанизывать на шнурок и делать бусы. Или воткните зубочистки в поролоновую губку и надевайте макаронины на них.

В тазике с крупой полезно потоптаться ножками – это отличный массаж для стоп!

Сенсорная коробка

Кроме того, как играть крупой, можно сделать из неё сенсорную коробку. В большой прозрачный пластиковый контейнер насыпьте на половину различных круп, мелких предметов и игрушек. В крышке сделайте два отверстия для рук и закройте коробку плотно.

Теперь малыш может запускать ручки в коробку, перебирать крупы и предметы, и не намусорить при этом.

Как сделать цветную манку для рисования

Понадобится гуашь, водка и манка. Возьмите две столовых ложки водки, разведите в ней гуашь. Насыпьте 5 столовых ложек манки. Перемешайте и дайте высохнуть.

Так можно сделать манку различных цветов и рисовать волшебные картины.

Играть крупой весело и полезно – отлично развивается мелкая моторика, крупы в этом незаменимы!

Полезные статьи:

Всё необходимое в домашней аптечке: список лекарств


Мы играем с крупой.

Мелкая моторика- это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем человека, зачастую в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких, точных движений кистями и пальцами рук. При воздействии на пальцы рук, в соответствующий отдел головного мозга поступают импульсы, которые воздействуют так же и на соседние участки мозга, в том числе и речевые.

У каждого малыша процесс развития мелкой моторики протекает индивидуально. Вначале, движения рук неумелые, неловкие и негармоничные. Существует много упражнений и различных игр для развития мелкой моторики , которые также способствуют пассивному массажу. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития кистей рук, они приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.Умение работать пальчиками приходит к детям не сразу, поэтому педагогам и родителям можно превратить обучение в увлекательный процесс – игру.

Одним из любимых детьми способов развития мелкой моторики являются игры с крупой и рисование на ней. Они не только тренируют и массируют пальчики, но также снимают нервное напряжение, успокаивают детей, развивают головной мозг. Игры с крупой стимулируют развитие чувственного восприятия, пальчики становятся более гибкими, восприимчивыми к мелким деталям. Занятия с различными видами круп развивают осязание детей, стимулируют процесс их речевого и умственного развития, развивают слуховое восприятие. Также у детей развивается усидчивость, аккуратность, обогащается сенсорный опыт. Ребенок знакомиться с такими понятиями, как: глубокое – мелкое, узкое –широкое, много- мало, основными цветами. Сколько радости они приносят детям. Этотакже замечательный способ времяпрепровождения дома сродителями.

Приступая к играм с крупами нельзя забывать о правилах безопасности. Все игры должны проходить под контролем взрослого. Для самых маленьких детей можно использовать мелкие крупы: кукурузную манку, пшеничную, ячневую. Для игр с такими крупами, как фасоль, горох гречка, бобы надо быть осторожными.

Цели и задачи:

Развивают у детей воображение, внимание, память, усидчивость, мышление; зрительный анализ и синтез, зрительно-моторную координацию, тонкие движения пальцев рук, тактильные ощущения;

развивает аккуратность, усидчивость;

способствуют развитию речи;

стимулируют способность к творчеству;

учат ориентироваться на плоскости.

«Бусы для куклы».

Цель. Учить детей различать цвета: красный и синий, формировать умение чередовать цвета. Развивать моторику пальцев.

Описание игры . К детям в гости приходит кукла Катя. Она очень хочет, чтобы у ней были бусы. Детям предлагаются разные по цвету макароны: красные и синие. Предложить им назвать цвет макарон, показать детям, как можно сделать красивые бусы, поочередно чередуя их, друг с другом. Дать детям возможность самому заняться этим не простым занятием.

«Найди пару».

Цель. Формировать представление о видах крупы, развивать координацию движений, внимание, усидчивость.

Описание игры . Предложить детям ячейки из-под яиц, которые заполнены наполовину разными видами круп. Детям надо заполнить вторую половину ячеек. Показать, как надо брать крупу тремя пальцами- щепоткой.

«Мы кормим цыплят».

Цель. Развивать координацию движений, мелкую моторику пальцев рук. Формировать навыки аккуратности.

Описание игры . Создать игровую ситуацию: цыплята хотят есть. Надо их покормить зернышками. Детская задача: брать по одному зернышку и бросать крупу в отверстие коробочки.

«Я - художник».

Цель. Развивать творческие задатки, фантазию. Учить ориентироваться на плоскости.

Описание игры . Детям предлагается поднос с манной крупой. Показать, как можно рисовать пальчиком по крупе. Рисовать можно все, что захочется. Дать детям возможность дополнить рисунок, придумать что-то свое.

«Мы ждем гостей».

Цель. Формировать знания детей о крупах разного размера, развивать фантазию, моторику пальцев рук.

Описание игры . Игровая ситуация: «Скоро придут гости и нам надо испечь торт». Для каждого ребенка на столе стоит тарелочка с мелкой крупой: манкой, молотой кукурузой. Для украшения – фасоль разного цвета, горох, макароны разной формы, чечевица.

«Найди все сокровища».

Цель. Развивать тактильные ощущения, стимулировать развитие чувственного восприятия, активизировать активные точки.

Описание игры . В лоток с разными видами круп спрятать мелкие игрушки. Игровая ситуация: «На дне моря спрятан клад, давайте его найдем». Дать детям возможность соприкоснуться с крупой, тем самым осуществляя естественный массаж ладоней и пальчиков. Если ребенок уже говорит, попросить его на ощупь определить и назвать, что спряталось в крупах.

«Мы - музыканты».

Цель . Развивать слуховое восприятие, внимание, мышление.

Описание игры . В присутствии детей насыпать разные виды круп в одинаковые емкости и показать, как они звучат. А затем предложить угадать: в какой коробочке какая крупа гремит.

«Массаж для ног».

Цель. Стимулировать активные точки, находящиеся на пятках, развивать тактильные ощущения.

Описание . Игровая ситуация: «Ребята, а давайте мы сейчас с вами походим по берегу реки». В тазик насыпаются разные крупы, и детям предложить потопать ножками по крупам, а затем самому очистить пальчики, от застрявшей крупы.

Сегодня хочу детально рассказать о наших играх с крупами.

Играем в них мы уже давно, но что-то раньше писала об этом мало. В это м же посте, хочу собрать воедино все наши игры, чтоб получилось своеобразное пособие в помощь молодым мамам. Надеюсь, вам пригодится!

Зачем играть с крупами?

Очень много уже написано, и мною в частности, о пользе сенсорных игр, поэтому повторяться не буду. Отмечу только самое главное. Игры с крупами помогают совершенствовать:

  • Развитие чувственного восприятия;
  • Созидательность;
  • Медитативный и успокоительный эффект;
  • Замечательный способ времяпрепровождения 🙂

Что понадобится для игр?

  • Большая емкость (боксик для хранения продуктов, миска, стеклянная или пластиковая, в общем, любая емкость, которую вы решите отдать под игры);
  • Несколько емкостей поменьше;
  • Крупа (рис, гречка, манка, пшеничка, пшёнка, ячневая крупа);
  • Бобовые (горох, фасоль);
  • Макароны (чем разнообразнее – тем лучше);
  • Орехи (целые грецкие, миндаль, кешью);
  • Ситечко для просеивания;
  • Мелкие игрушечки, монетки, камешки, пуговицы, игрушки от киндер-сюрпризов;
  • Набор мерных ложечек;
Наши мерные ложечки

Понятное дело, все это богатство пригодится вам не все сразу, а для разных игр и в разное время. Но позаботится и заготовить все, чтоб оно было под рукой не помешает, хотя, это все и так есть у каждой хозяйки 🙂

Где и когда играть?

Однозначно играть нужно тогда, когда малыш на это настроен. Когда у него хорошее настроение , он весел и готов познавать что-то новое.

Играть можно, сидя за столом, в стульчике для кормления (развернуть игру удобно на приставном столике), на полу, посадив ребенка на коврик или каремат.

Так как играем мы очень активно и после того, как наиграемся любим давать волю чувствам — рассыпаем крупу по всей квартире. Я придумала, как можно локализовать место для игр и сэкономить на уборке.

Я стелю каремат в ванну и усаживаю туда Глеба со всеми приспособлениями для игр. Крупа рассыпается только в ванне, что значительно ограничивает пространство, нуждающееся в уборке. Очень рекомендую 🙂

Играем в ванне 🙂

Игры с крупами

Итак, вот в какие игры с крупами мы играем.

Ищем клад

В большую емкость насыпаем крупу (манку, гречку, ячневую крупу, перловку, пшеничку и т.д.) и бросаем туда мелкие игрушки из киндер сюрпризов, пуговицы, монетки или любые другие мелкие предметы.


Богатство!

Далее просим ребенка отыскать клад и сложить его в специальный сундук для сокровищ (любая коробочка или мисочка). Вначале стоит показать малышу, как это нужно делать, а потом отпустить в свободное плавание. При первом и последующих успехах ребенка обязательно его хвалить!

Искать клад можно и с помощью маленького ситечка, ложечки или пальчиками.


Ищем камушки

Думаю, не стоит говорить о правилах безопасности: оставлять малыша наедине с мелкими предметами ни в коем случае нельзя!

Сеем — посеем

Насыпаем в емкость манку и несколько (десять – двадцать крупинок) гречки, макаронинок или рисинок.


Просеиваем и ищем макароны

Просим малыша с помощью сита просеять всю манку и найти гречку. Для деток постарше можно усложнить задачу и просить искать гречку пальчиками.


Нашли макарошки

Юный сортировщик

Сортируем макароны и фасоль (для старших деток можно и крупы).

Для этого насыпаем в большую емкость несколько видов макарон и бобовых, а затем просим малыша их отсортировать и разложить в отдельные коробочки.


Беспорядок

Количество видов макарон и бобовых зависит от возраста ребенка. Для самых маленьких подойдут всего два вида: макароны и фасоль, для деток постарше три вида макарон, фасоль и горох.


А теперь, порядок 🙂

Сыпучее занятие

Пересыпать крупу из одной емкости в другую. Например, располагаем перед ребенком две емкости: одну полную гречки, а другую – пустую. Просим его с помощью ложечки пересыпать крупу из одной чашки в другую.


Пересыпать весь рис

Игры со светом и крупой

Совсем недавно открыли для себя вариант игр с песком, только вместо песка – манка. Прочесть об этом можно


Рисуем…

вот такие игры, если какую-ту игру забыла, обязательно допишу позже 🙂

Надеюсь, вам понравилось?

Приятного творчества и веселых игр!

С любовью,
Марина Кручинская

Статьи по теме: