Пять основных уловок профессионального шулера. Вор у вора

Если ты готов дать голову на отсечение, что перед тобой честный человек, самое время насторожиться», – предупреждает Анатолий. Даже однорукий пенсионер, которого ты сам уговорил сыграть партийку, может оказаться одноруким бандитом.

Ответный удар. Внешний вид еще ни о чем не говорит, обрати внимание на другое. «Профессионал постоянно развивает ловкость пальцев, вырабатывая так называемую хватку. Это жесткое внятное движение, которым берется колода. В процессе игры его всегда можно заметить. Натренированная кисть действует сама по себе, непроизвольно выдавая шулера», – объясняет исправившийся катала. Если у противника карты валились из рук и вдруг он уверенно заграбастал колоду, знай: так же уверенно он заберет и твои деньги.

Карты кропятся просто: точка, точка, запятая. А рожица кривая выйдет у тебя.

Ответный удар. Не играй чужими картами, имей свои. Причем не с классическим рисунком. (Такая же колода есть у шулера. На подмену потребуется три секунды.) Купи себе что-нибудь нелепое вроде карт с покемонами. В случае чего можешь заверить партнера, что Пикачу бьет любого туза.

Если после каждого расклада тебе достается три дамы, а партнеру шесть тузов, дело тут не в везении», – уверен Анатолий.

Ответный удар. Заметив, как причудливо тасуется колода, насторожись. Если твой визави тасует не блоками, а по две-три карты, вызывай милицию и приглашай понятых. Хотя и с таким численным превосходством тебе вряд ли удастся выиграть.

Чтобы втянуть тебя в игру, шулер может предложить сыграть на условную ставку. Например, на спички или сигареты. Но ведь не зря же родители еще в детстве объяснили, что спички – не игрушка, а Минздрав до сих пор предупреждает об опасности сигарет.

Ответный удар. Никогда не повышай условную ставку выше разумного предела. Почувствовав, что в тебе просыпается азарт, катала пытается взвинтить ее до баснословных величин (тысяча коробок спичек). Отдавать карточный долг придется не натурпродуктом, а деньгами.

Тебе кажется, будто один из партнеров мухлюет. Однако ты успокаиваешь себя тем, что ему приходится противостоять не только тебе, но и остальным игрокам и он вряд ли справится со всеми вами. (По крайне мере вы сможете его догнать и побить.) С чего ты взял, что шулеры действуют по одиночке?

Ответный удар. Если во время игры ссоры происходят исключительно между остальными участниками, а твоя (даже самая развязная) манера держаться за столом никого не смущает – ты в осаде. Сверни игру или учини склоку. Может, и тебя тоже примут за шулера.

При встрече с шулером у вас два выхода: либо не играть, либо платить», – говорит Анатолий. Уверившись в своих силах, ты решил играть и не платить. И что же в печальном итоге?

Ответный удар. Минимизировать потери просто: торгуйся. Скостить половину долга согласится почти любой катала. Часто удается отделаться четвертью суммы, а если повезет, то и одной десятой. Теперь ты понимаешь, что в рукавах партнера были тузы, а не вешалка, которую он забыл вынуть?

Не упускай из виду

1. Передать информацию о масти своему сообщнику шулер может, использовав специальный код. Каждый палец обозначает определенную масть: указательный – пики, средний – трефы, безымянный – бубны, мизинец – червы.

2. Предмет с отражающей поверхностью (например, металлическая зажигалка) даст мошеннику возможность увидеть раздаваемые им карты.

Словарик

Объясняя в милиции, что с тобой произошло, используй следующие термины:

1. «У него были полные карманы лишаков…» Лишняя карта любого достоинства, припрятанная у шулера.

2. «Это был профессиональный исполнитель…» Так шулеры называют сами себя.

3. «Он задумчиво почесал колоду…» Тасовать карты с целью получения нужного расклада.

Современные шулеры используют самую передовую технику.

С тех пор как придумали азартные игры, многих людей буквально не отпускает желание быстро и легко разбогатеть, полагаясь на везение и благосклонность переменчивой фортуны. Конечно, немалая роль здесь принадлежит и жажде острых ощущений, столь присущих игре на деньги. И конечно, предпочтительнее всего играть в древние как мир карты: они распространены на всех континентах, а число азартных игр в них и вовсе не поддается описанию.

К тому же карты — самое простое «развлечение»: достал из кармана колоду, перетасовал и начинай игру со ставками хоть в миллион. А играть можно везде и всюду: были бы только желание и карты. Обычно, едва лишь находятся эти картонные картинки, тут же возникает желание попытать счастья.

Столетиями подобную приманку заглатывали азартные игроки — русские вельможи проигрывали состояния, закладывали поместья, подписывали векселя, а случалось — стрелялись! Не раз карточные трагедии служили основой для всемирно известных произведений: достаточно вспомнить хотя бы знаменитую «Пиковую даму» гениального Александра Пушкина!

Проигрываются ли сейчас? А как же, непременно, и даже весьма крупно. И вот что любопытно — во все времена везение чаще всего оказывалось на стороне тех, кто ловчил в игре! Сколько существуют карты — столько же существует и криминальный бизнес карточных шулеров, требующий удивительной ловкости рук, изощренной фантазии, постоянных тренировок для поддержания высокой квалификации, хорошей памяти, актерских способностей, крепких нервов, а также дубленой шкуры и быстрых ног. Раньше шулеров лупили почем зря, и хорошим тоном считалось бить их подсвечниками. Быстрые ноги как раз помогают избежать физической расправы: случалось, разъяренные проигрышем и обобранные партнеры не просто лупили шулеров, а специально увечили им пальцы — основной инструмент преступного промысла.

Кстати, человек с маленькими кистями рук и нечувствительными пальцами в шулеры не годится. Идеально, когда колода свободно прячется в руке, а подушечки пальцев легко ощущают незаметный крап — пометки на рубашках карт. Правда, встречались феномены, умудрявшиеся успешно «работать», имея небольшие кисти рук, когда все карты практически на виду. Зато они обладали поистине фантастической ловкостью и могли поспорить с лучшими иллюзионистами мира. Еще бы, попробуйте шельмовать с картами прямо под носом у партнера!

Каковы же самые распространенные приемы профессиональных карточных шулеров? Только не нужно вспоминать про всем известный туз в рукаве — это прошлый век и бабкины сказки!

Обычно шулер имеет при себе несколько заранее подготовленных, ничем не отличающихся колод карт. Карты раскладываются в определенном порядке, в зависимости от игры, в которую намеревается играть шулер, — это называется «зарядить колоду». Причем порядок раскладки шулеры умудряются сохранить, даже перетасовав карты на глазах партнеров и позволив «сдвинуть» листы. Поскольку игроки садятся в определенном порядке, сдающий знает, кому и когда должна прийти определенная карта, а подменить отыгранную колоду на новую для шулера пара пустяков. Обладая отличной профессиональной памятью, мошенники всегда помнят, какие карты вышли, какие на руках у подельников и жертвы, и когда нужно сделать решающий ход, чтобы снять весь банк перед носом уже предвкушавшего победу лоха. В принципе многие шулеры предпочитают работать «бригадой» из двух-трех человек — так легче «отмазаться» или отбиться в случае осложнений, а главное — подельники ловко отвлекают внимание жертв и помогают втянуть их в крупную игру, нарочно давая выиграть на первоначальном этапе.

Иногда шулеры используют подручные «технические средства». Например, коробок спичек, в одну из граней которого вставляют небольшое зеркало: прикурив, такой коробок отработанным жестом небрежно бросают на стол и через зеркальную грань наблюдают, какие карты кому сдаются. В этих же целях используются портсигары, зажигалки «Зиппо» и тому подобные вещи — все зависит от фантазии шулера и его квалификации.

Распространенным приемом является «подрезка», когда тонкой, так называемой бархатной наждачной бумагой стачивают края всех карт, кроме тузов, — они чуть-чуть, незаметно для постороннего, выступают из колоды. Используется и крапление карт. Самый расхожий способ — накалывание иглой уголков заранее условленным между подельниками кодом. Чтобы без запинки уловить такой крап, нужна удивительная чувствительность, поэтому некоторые шулеры даже стачивают шкуркой кожу на подушечках пальцев, чтобы повысить их чувствительность.

Код для крапления может иметь разные значения. К примеру, туз обозначается одной наколотой точкой, король — двумя, дама — тремя, три точки в виде треугольника — валет и так далее. Многое зависит от конкретной игры, на которой специализируются шулеры: именно под нее и наносится крап.

Впрочем, накалывание иголкой тоже уходит в прошлое. Сейчас преступники поставили себе на службу новейшие достижения науки, в частности химии и физики: на карты наносится крап специальным составом, который виден только через особо обработанное стекло. Шулер надевает особые контактные линзы, сдает крапленые карты и облапошивает ничего не подозревающего лоха!

Вообще криминальный мир знает множество различных способов крапления карт, поскольку азартные игры в уголовной среде крайне распространены и даже считаются чем-то вроде правил хорошего тона и признака «светских манер». Однако такими приемами, как крап колоды, коробки с зеркальцем и прочая дребедень, обычно пользуются мелкие карточные шулеры, играющие в поездах, на вокзалах, в аэропортах: они ищут случайную жертву. Жулики покрупнее для игры снимают номер в приличной гостинице — естественно, на чужое имя и не более чем на сутки: успеть обработать заранее намеченного лоха и немедленно исчезнуть без следа. Иногда преступные группы мошенников используют клофелин или наркотики, чтобы не возиться с игрой, а побыстрее получить деньги. Жертва отключается прямо за столом, ее обирают до нитки и уходят. Но это уже не «чистые» шулеры.

Серьезные люди, не доверяя никаким казино, всегда играли и до сей поры играют в специальных игорных притонах — на блатном жаргоне катранах. Как правило, это большие благоустроенные и прекрасно обставленные квартиры в престижных районах, которые содержат проверенные люди. Вокруг катранов неизбежно складывается специфическая инфраструктура — бандиты-охранники, дорогие проститутки для развлечения уставших от игры гостей, хорошие напитки и закуски, обслуживание автотранспортом, ссуда денег под грабительские проценты и, естественно, «получатели» — бандиты, вышибающие карточные долги. Если не расплатишься на следующий день, врубают «счетчик»: сумма долга начинает расти в геометрической прогрессии, и в дело вступает получатель. Твой долг могут и продать — тогда новые «кредиторы» примутся за должника с удвоенной энергией.

Даже в тех катранах, где играют отечественные «крестные отцы», все равно отчаянно жульничают. Но надо отдать должное — шулеры там высочайшего класса! Дешевые финты со стачиванием карт или примитивным крапом, как у поездных шулеров, тут, конечно, не проходят. Зато известен случай, когда шулер заранее обошел все ларьки и магазины в округе, договорился с продавцами, скупил все колоды карт, «зарядил» их, снова аккуратно запечатал и сдал в магазины. Когда он сел в катране играть с серьезным криминальным авторитетом, тот приказал купить новые колоды в разных местах. Естественно, его подручные сделали это в близлежащих магазинах и ларьках. Дальнейшее предугадать нетрудно, но игра стоила свеч и риска!

Однако прокидывать такие номера с авторитетами очень опасно, и редко кто на это решается, а вот «работать» с нуворишами, часто имеющими криминальное прошлое и настоящее, не возбраняется. Тут шулеры горазды на разные уловки. Одной из самых распространенных является потайное оконце в стене, замаскированное зеркалом, картиной или ковром. Жертву сажают спиной к потайному глазку, чтобы из другой комнаты видеть его карты. Потом сообщник шулера, войдя в комнату, заранее условленным знаком дает подельнику сигнал, какие карты на руках у лоха. Система сигналов совершенно разнообразна: например, скрещенные пальцы означают крести, почесывание брови — буби, сгибание пальца — черви, соединение указательных пальцев обеих рук — пики и так далее.

Ушли в прошлое такие архаичные способы, как стол с зеркальной поверхностью, в тумбе которого прятался человек, сообщавший по рации, какие карты сдали жертве, и тому подобное.

Естественно, все так же применяется зарядка колоды, но кроме этого давно активно используется видеотехника — в люстру или прямо в потолок монтируется микровидеокамера, передающая изображение в другую комнату или даже в другую квартиру, где находится сообщник шулера.

При подаче закусок и напитков играющему за столом условным знаком передают, какие карты у противника. Иногда для этих целей используется радиосвязь — микронаушник, вставляемый в ухо. Бывает, наушник маскируют под слуховой аппарат-очки. Случалось, передаваемое камерой изображение проецировали на монитор, расположенный за спиной лоха, — шулеру достаточно пары секунд, чтобы запомнить все, что нужно. Но обычно профессионалы высокого класса стараются избегать подобного риска и не перебарщивать с уловками, считая их слишком опасными, — жертва может почуять неладное и насторожиться. Все должно выглядеть предельно естественно и не мешать лоху самому войти в заранее приготовленную западню.

Случается, в катранах проигрывают миллионы долларов, поэтому, чтобы потом не налететь на серьезные разборки, шулеры, не хуже актеров, умело разыгрывают целый спектакль, где роли строго распределены, а сценарий заранее расписан до мельчайших подробностей, с учетом возможных капризов жертвы и непредвиденных случайностей. Слаженная группа шулеров может обработать лоха и в казино, принадлежащем криминальной группировке, с которой связаны карточные мошенники. Но куда вольготнее они чувствуют себя в катранах: туда заманивают ничего не подозревающую жертву под видом посещения давнего приятеля, всегда готового «сметать банчок». Не дай Бог оказаться участником такого спектакля в роли жертвы — вырваться практически никому не удается, а когда втянут в крупную игру и дико взвинтят ставки, раздается сакраментальное: «Ваша карта бита!»

Часто карточные шулеры гастролируют по городам России и СНГ, чтобы не примелькаться на одном месте. Интересно, что в советское время они устраивали своеобразные «слеты» — собирались в курортный сезон в Сочи и играли! Как некогда знаменитые цирковые борцы боролись при закрытых дверях в Гамбурге, чтобы выяснить, кто из них сильнейший. Без дураков и подкладок, по «гамбургскому счету»! Конечно, в разгар сезона в Сочи вовсю шла охота за лохами. Там же паслись карманники, валютные проститутки и прочая аналогичная публика.

Времена изменились, Сочи потерял былой престиж — открыты пути на Ривьеру, Лазурный берег, в Испанию, не говоря уже о Турции и Северной Африке. Да и Америка доступна. Больше стало состоятельных людей, появилось множество казино. Но шулеров меньше не стало, и катраны процветают. И по-прежнему в самый накаленный момент звучат роковые слова: «Ваша карта бита!»

Вам приходилось играть с шулером в карты? Если ни разу не играли, то обязательно поиграйте. Нет большего удовольствия, чем остаться без денег за пару сеансов. Вы будете расставаться со своими деньгами так же естественно, как заработали их.

Шулеры хорошие психологи. И не упустят возможности поймать вас на вашем азарте. Когда вам покажется, что вы самый удачливый человек на этой земле, то считайте секунды. Раз, два …через три секунды ваши деньги окажутся в кармане этого порядочного джентльмена. А ведь три секунды назад он показался вам самым доброжелательным человеком.

Но не только психология - главный джокер в арсенале шулера. Так же, нельзя упускать технические моменты вашего приятного расставания с деньгами. Давайте рассмотрим их по отдельности.

1)Спрятанная карта в ладони или в рукаве

Шулер может спрятать нужную карту в начале игры , в середине и вытащить ее в нужный момент.

Спрятал туза в начале игры - вытащил туза в конце игры - вы остались без денег - все просто.

2)Крапление карт

Крапление карт - один из излюбленных методов перевода денег из вашего кармана в карман шулера. Притом, появляется все больше и больше методов крапления карт. Подрезанные карты имеют такие же размеры, как и другие, но из-за неровных краев, они при тасовании входят в колоду с трением . Искусному шулеру будет легко отличить крапленую карту от остальных.

3)Подручные средства

Подсмотреть ваши карты шулер может самым незамысловатым образом. Например, вставить в спичечный коробок маленькое зеркало .

Представим примерный сценарий действий шулера.

Аферист просит у вас сигарету, вы любезно отдаете, он прикуривает и отработанным легким небрежным движением бросает на игральный стол, заготовленный спичечный коробок. И через зеркальную грань коробка наблюдает, какие карты сдаются.

4) Электронные средства

Развитие компьютерных технологий внедряется во все сферы - шулерство не остается в стороне. Многие наверно, знают, что в Кишеневе разоблачили шулерскую группу, которая использовала электронный карточный стол . В него была вмонтирована камера, с помощью которой наблюдали карты всех играющих.

5) Потайной глазок

Приглашают вас на «перекинуться картями» . К сожалению, за столом не осталось больше мест и вам приходится садиться спиной к этому потайному глазку. Теперь вам не скрыть ваши карты.

Затем, как вы догадались, сообщник заходит в комнату и условленными знаками, сигналами (это может быть все что угодно - звуки или жесты) показывает, какие карты сейчас у вас на руках.

Если вы не карточный шулер и не соревнуетесь с другим аферистом на звание кто лучше владеет картами и различными трюками , помните золотое правило:

«Самый лучший способ избежать проигрыша с шулером - не играть с ним».

Шулерство — использование нечестных, мошеннических приемов в азартных, чаще всего в карточных играх.

Производители игральных карт стали тут же искать способы борьбы с этим злом. Разрабатывалась специальная абсолютно непрозрачная бумага. Карты стали делать из двух слоев плотной глянцевой бумаги, склеивая их черным клеем на основе сажи — такая карта ни при каких условиях освещения не просматривается на свет и сопротивляется перегибанию, нанесению вмятин, морщин и потертостей. Покрывавший карты глянец предотвращал нанесение на них меток чернилами или краской. Но еще большую изобретательность проявляли те, для кого нечестная игра стала профессией.



Калганов Иван Александрович. Карточные шулера. Конец 1870-х

Профессия шулера быстро стала опасной. В XVI веке пойманных шулеров отправляли на виселицу. Американские суды признавали за жертвами шулеров право физически расправляться с преступниками, вплоть до их убийства.

В 1849 году магистрат одного из французских городов попросил знаменитого фокусника Жана Робер-Удена изучить сто пятьдесят карточных колод, конфискованных у подозрительно удачливого профессионального игрока. Две недели, вооружившись увеличительным стеклом, опытный фокусник исследовал карту за картой, но не мог обнаружить ничего необычного. Тогдашние карты не имели рисунка рубашки — их обратная сторона была белой. Считалось, что на пустом чисто-белом поле будет заметна всякая попытка нанести крап.

Расстроенный фокусник, смирившись со своей неудачей, встал с кресла и зло бросил на стол карты. «И вдруг мне показалось, что на блестящей спинке одной из карт я заметил бледное пятно, — писал Робер-Уден. — Я подошел на шаг ближе, и пятно исчезло. Но тут же появилось опять, когда я снова отступил». Фокусник понял, что шулер удалял с одного места глянец — возможно, просто капая на картон каплю воды, и тем самым делал метку, видимую только на определенном расстоянии, под определенным углом и при определенном освещении. Место пятна говорило о масти и ранге карты. Робер-Уден заинтересовался этой проблемой и через несколько лет опубликовал целую книгу о методах «работы» карточных шулеров.

С 1850 года на обратную сторону карт стали наносить сложный рисунок. Идея состояла в том, что он позволит скрыть приметные загрязнения, случайно попавшие на карту в процессе ее использования — капли кофе или вина, потертости, по которым нечестный или просто наблюдательный игрок может отличать знакомую карту.

Однако и рисунок рубашки карт обманщики стали использовать в своих целях, добавляя к нему малозаметные сигнальные штрихи, точки или оттенки. Шла настоящая гонка вооружений между производителями карт и шулерами. Первые разрабатывали способы глянцевания, предотвращающие всякое мечение. Вторые искали рецепты красок и чернил для нанесения малозаметных меток на самый блестящий картон.

В ответ на выпуск гарантированных государством чистых колод в опечатанных бандеролях жулики разработали способы подмены тех колод на меченые. Не останавливались и перед широкомасштабными операциями: продавали по дешевке партии меченых карт торговцам, у которых их покупали владельцы гостиничных и клубных киосков и ресторанов. Подготовив тем самым почву, жулики шли играть в эти заведения.


Браувер Адриан. Драка крестьян за карточной игрой.

В середине прошлого века испанский шулер Бьянко закупил большое количество высококачественных испанских колод. Он тщательно пометил в них каждую карту, запечатал в оригинальные упаковки и дешево перепродал в Гавану, слывшую тогда столицей карточных игр на деньги. Потом он сам приплыл на Кубу, чтобы «пожать плоды своего труда».

Высадившись в Гаване, Бьянко обнаружил, что все идет так, как он рассчитал: «его» колоды продавались с гарантией их чистоты во всех лучших казино. Играя в этих заведениях, Бьянко срывал огромные банки. Чтобы не вызывать подозрений, в каждом месте новой игры в очередном казино или клубе он жаловался на крупный проигрыш, якобы только что постигший его в соседнем игорном доме.

Вор у вора...

Тем временем в Гавану прибыл французский карточный шулер Лафоркад. Он сумел проникнуть в один из самых аристократических клубов кубинской столицы и украсть там несколько колод карт, чтобы пометить их и ввести в игру в том же клубе. Но, распечатав в своем номере гостиницы украденные колоды, он обнаружил, что все карты в них уже мечены. Осторожно наводя справки и покупая свежие колоды у гаванских поставщиков, он понял, что наткнулся на гигантскую аферу.

Но через некоторое время Бьянко надоело делиться деньгами, и он бежал с Кубы. Лафоркад попытался продолжить аферу самостоятельно, но внедренный испанцем в гаванские казино запас крапленых колод иссякал. Самому же Лафоркаду не хватало навыков и опыта, чтобы запустить в игру свой крапленый «товар».

Вскоре он был пойман на обмане и арестован. Но следствию не удалось доказать, что он метил карты или подбрасывал меченые колоды в игру (и он действительно был в этом невиновен), так что его оправдали.

Другие шулера разрабатывали способы метить карты по ходу игры. Карты метили острым ногтем или кончиком иголки, припаянным к перстню, нанося точки или царапины, ощутимые осязанием. Наносили метки и специальными чернилами из оливкового масла, камфары, стеарина и анилина. При необходимости шулер слегка смачивал свой палец этой краской, небольшой запас которой хранился на пуговице костюма или даже на специальной подушечке типа штемпельной, пришитой за лацканом пиджака. После игры пятнышко таких чернил легко стиралось с карт, не оставляя улик.

Если шулеру не удавалось пометить карты, он пытался подсмотреть, какие карты на руках у противника. Самый простой, но редко удающийся трюк — посадить партнера спиной к зеркалу, лакированному шкафу или другой отражающей поверхности. Более тонкие методы — это использование стеклянной ной поверхности стола, полированного портсигара или даже лужицы нарочно пролитого на стол напитка.


Караваджо. "Шулера"

Робер-Уден описал в своей книге шулерскую табакерку, на крышке которой нажатием скрытой кнопки овальный портрет дамы заменялся вогнутым зеркальцем, позволявшим человеку, раздающему карты, видеть, что кому достается.

Такие зеркальца прятали в курительных табакерках, спичечных коробках, на перстнях и даже на кончиках сигарет и зубочисток. Как считает один американский эксперт по шулерскому искусству, жулику достаточно знать место всего одной карты в колоде, чтобы заработать на этом кучу денег.

Но бывают и более интересные варианты, когда шулер не просто знает положение карт, а может им управлять, подсовывая нужную карту в нужный момент или удаляя невыгодную.

Счастливый Голландец

Применялись разные методы подмены карт. В простейших случаях все было основано лишь на ловкости рук. Карту прятали в рукаве, под коленом, под воротником рубашки. Появились и механические устройства с пружинами, способные убрать карту из руки шулера в рукав или за пазуху, а потом вбросить ее в игру. В 1888 году шулер из Сан-Франциско П. Дж. Кеплинджер по прозвищу Счастливый Голландец произвел революцию в шулерском деле, разработав на основе предыдущих достижений анонимных изобретателей свой остроумнейший механизм. В двойном рукаве специально сшитой рубашки помещался выдвижной стальной зажим, который по желанию игрока мог выхватывать у него из руки карту или несколько карт и втягивать их в рукав. Точно так же карты могли выдаваться из рукава в руку. Вся система приводилась в действие тросиком, который проходил под одеждой через ряд трубочек и шкивов до колена Счастливого Голландца. Сидя за карточным столом, игрок нащупывал конец тросика, выводил его через разрез в шве брючины наружу и цеплял к другому колену. Под столом тонкий тросик, соединявший колени игрока, не был заметен. Разводя колени, жулик заставлял стальной зажим выдвинуться и разжаться, а сводя колени, закрывал и втягивал зажим в рукав. Несколько часов тренировок, и Кеплинджер научился прятать и выдавать любую доставшуюся ему карту.


Валантен де Булонь. Шулер.

Блестяще задуманное устройство действовало бесшумно, незаметно и безотказно. Противник мог заглянуть шулеру в рукав и не увидеть ничего подозрительного. Потихоньку эксплуатируя свое изобретение, Кеплинджер мог бы неплохо кормиться им всю жизнь. Но его сгубила жадность. А может быть, это уже был азарт профессионального игрока.

Он стал использовать свою систему в самых известных игорных домах Сан-Франциско в покере против таких же отпетых жуликов, как он сам. И делал это не время от времени, как требовала осторожность, а почти постоянно. Его опытные партнеры быстро поняли, что здесь дело нечисто: не может так вести из игры в игру. Они разработали план разоблачения Счастливого Голландца.

По условному сигналу трое противников схватили Кеплинджера и, методично обыскав его с ног до головы, нашли его изобретение. Ему предложи ли выбор: либо смастерить такую же штуку для каждого из разоблачителей либо подвергнуться суду Линча. Он, естественно, предпочел остаться в живых и через несколько лет «механическая рука» Кеплинджера стала обычным инструментом шулеров во всем мире. В конце века специализированные компании продавали его «сан-францисский аппарат» по сто долларов — сумма в те годы очень немалая, но волшебный прибор того стоил.

С тех пор в этой области появилось немало новинок. Один из вариантов «механической руки» крепится к грудной клетке и приводится в действие глубоким вдохом или выдохом. В США свободно продаются карты, крапленые таким пигментом, который заметен лишь тому, кто носит контактные линзы определенного цвета. Полиция не может конфисковать такой товар как средство совершения преступления потому, что эти карты продаются в магазинах шуток и розыгрышей.

Профессиональные шулеры используют и специальных наводчиков, вооруженных биноклем и рацией. В 1949 году известный американский шулер Ник Дандолос по прозвищу Грек выиграл с помощью такого наводчика полмиллиона долларов.

Напротив здания гостиницы «Фламинго» в Лас-Вегасе, где шла игра, была снята комната, в которой сидел человек, вооруженный сильным биноклем и рацией. Партнеров Грека усаживали спиной к окну. Дальнейшее было делом техники.

А как у нас?

В России первое упоминание о карточных играх относится к началу XVII века. Скорее всего, карты попали к нам в Смутное время от поляков. И тут же появились люди, желавшие насильно повернуть удачу к себе лицом. Но сохранившиеся документы не позволяют ныне судить о том много ли тогда было шулеров и как их наказывали. Дело в том, что очень скоро после появления карт в России они были запрещены царским указом. В Уложении Алексея Михайловича картежники упоминаются в одной фразе с убийцами и ворами. Равно наказывались и честные, и нечестные игроки.


Латур (La Typ) (La Tour) Жорж де Карточный шулер

Впрочем, дошедшая до нас опись дворцового имущества, составленная после смерти царя, где отмечено наличие нескольких десятков колод, показывает, что ко двору строгий запрет не относился, во дворце в карты играли. Но законным способом проведения досуга карты стали лишь при Петре Первом.

В романе небезызвестного Фаддея Булгарина «Иван Выжигин» (1829 год) описываются некоторые применявшиеся в то время в России способы карточного обмана. Вот как один из шулеров посвящает героя романа в тайны своего ремесла:

«Зарезин вынул из ящика в столе табакерку и подал ее мне.

— Видите ли вы в ней что-нибудь? — спросил он.

— Ничего, кроме того, что она тяжела и очень хорошо сделана, — отвечал я.

— Тяжела оттого, что середина золотая, а верх платиновый и что тяжесть эта весьма нужна. Видите, это нижнее дно обведено рубчиком или рамочкою, а на самой середине дна — цветок, отделанный матом? Теперь извольте смотреть: вот я, например, банкир (тот, кто раздает карты и против кого играют партнеры, называвшиеся понтёрами. — Авт.).

При сем Зарезин сел за стол, взял карты в руки и продолжал:

— Теперь вижу, что вторая карта должна выиграть большой куш. Кладу карты на стол, прикрываю колоду табакеркой, как бы из предосторожности, чтобы понтёры не видали карт; вынимаю платок, вытираю нос, потом открываю табакерку, беру табаку, снимаю табакерку, продолжаю метать, и вот видите: семерка, которая должна была лечь влево, ложится направо.

— Как же это получается?

— А вот как. В табакерке два дна. Этот цветочек вставной, на пружине, и намазан по мату воском или клеем. Когда я беру табак, то прижимаю пальцем середину. Верхняя карта прилипает к цветку и держится в рамочке. Вторая остается верхней. Теперь идет другая карта, которую мне надобно положить направо. Я точно же таким порядком кладу табакерку на карты, прижимаю дно и карта отстает от цветка и ложится наверх, а та, которая должна была выиграть при первой раздаче, проигрывает понтёру при второй».


Кадр из фильма «Дилижанс». В почтовой карете путешествуют типичные для Дикого Запада персонажи: ковбой, карточный шулер, торговец виски, женщина лёгкого поведения, банкир, укравший сбережения вкладчиков, и жена офицера.

Затем Зарезин демонстрирует еще одно чудо техники, так называемую гильотину, «...слово французское, — говорит он, — но изобретение русское, и не столь страшное, как французский механизм того же названия». Гильотина представляла собой карту, масть которой и очки можно было менять движением пальца. Любую карту (только не фигурную, а с очками) осторожно расщепляли посередине на два листочка, между которыми вставляли механизм для смены очков: тонкую стальную пружинку от часов, один кончик которой еле выступал сбоку карты, а к другому были приклеены вырезанные из других карт очки. Иногда использовали не пружинку, а плоский рычажок, изготовленный расплющиванием на наковальне тонкой швейной иглы. Затем в лицевом листочке расщепленной карты на месте очков вырезали окошки, и всю карту склеивали опять. При неверном свете свечей партнеры не могли заметить, что шулер, двигая ногтем выступающий кончик часовой пружинки, выставляет в прорезанные окошки нужные ему очки.

У русских шулеров в чести были не только технические средства, но и крапленые колоды, хитрым способом подброшенные будущим жертвам. Впечатляет в этих способах обмана именно то, что они просты до безобразия.

Гоголь, в свое время увлекавшийся картами, описал один подобный пример в пьесе «Игроки». Один из героев, опытный шулер, рассказывает, как в некий город на ярмарку приехал под видом купца его сообщник и поселился в местном трактире.

Несколько дней жил, ел, гулял - и вдруг пропал, не расплатившись. Хозяин нашел в его комнате забытый вьюк. Распаковал - а там сто дюжин колод. Карты тут же ушли с молотка в счет покрытия долгов: купцы охотно раскупили все.

Прошло всего четыре дня - и проигрался весь город. Так легко компания шулеров заполонила этот город краплеными картами.А вот уже реальная история. Мимо двора богатого барина, на которого «положили глаз» заезжие шулера, летит тройка.

Весело, с песнями гуляет пьяная компания. Вдруг оттуда падает чемодан. Прислуга машет, кричит, но куда там - тройка скрылась из виду. Открыли чемодан - а там платья, что-то из белья и несколько десятков карточных колод. Карты тут же пошли на барские столы, а уже назавтра хозяина и его гостей обчистили те самые шулера.

Или вот еще такой трюк. Мимо двора богатого помещика, которого намерена обыграть группа приезжих шулеров, во весь опор летит тройка. Возок набит пьяными пассажирами, распевающими песни. Из тройки выпадает чемодан. Дворня машет, кричит, но тройка уже умчалась. Развязали чемодан — там кое-какое платье, белье и колод сорок карт. Карты, естественно, пошли на барские столы, и на другой же день все, и хозяин, и его гости, остались без копейки в кармане! Их обобрали шулера, подбросившие чемодан с соответственно «обработанными» ими картами.

Гавана в имении Шклов

В анонимной книге "Жизнь игрока, описанная им самим, или Открытие хитростей карточной игры", изданной в 1826 году, рассказан случай, когда страстного картежника и к тому же меломана обыграли в карты с помощью скрипки. Двое сели играть в бостон, а третий, скрипач-виртуоз, стал ходить по комнате, наигрывая импровизации как бы для развлечения играющих. Обходя стол, он видел карты обоих игроков, и своей игрой передавал своему сообщнику, участвовавшему в игре, сведения о мастях карт, находящихся на руках у его партнера. Например, если скрипач начинал играть на басовых струнах, это означало пики, на высоких тонах — трефы, и так далее. Другой способ передачи информации — кодовые слова. Зная, какие карты есть на руках у партнера, шулер обращался к помощнику: «Что ты думаешь? Ходи!» Или: «Батенька мой, как же тебе везет!» Если первое слово фразы начиналось на букву «Ч» — это было указание ходить с червей, на «Б» — с бубен, и так далее.

Заезжали в Россию и международные авантюристы, владевшие шулерскими приемами. Кратковременный фаворит Екатерины Второй генерал-поручик С. Г. Зорич был известен как страстный картежник, введший при дворе игру на такие суммы, о которых до него никто и не помышлял. Именно он упоминается в «Пиковой даме» Пушкина. За скандальное увлечение картами царица удалила Зорича от двора. Он поселился в своем имении в Шклове, на Украине, где занялся большой игрой и связанными с нею авантюрами. Очень скоро Шклов стал чем-то вроде европейской Гаваны — международным центром карточных игр, куда съезжались искатели приключений со всей Европы.

Среди них оказались известные шулера того времени — австрийские графы братья Зановичи (они действительно были графами, титул помогал им в аферах), близкие друзья знаменитого Казановы. Зная, что свежие колоды поступали к Зоричу с обозами, ловкие графы подсунули в один из обозов массу крапленых колод и стали неизменно выигрывать.

Там же, на Украине, Зановичи занялись подделкой не только карт, но и банкнот, на чем и попались — в Шклове нашли поддельные российские ассигнации на 700 000 рублей. Графов с позором выслали за пределы России.

Видимо, не без помощи таких партнеров генерал Зорич оставил после себя карточных долгов на два миллиона рублей.

Гаврила Романович Державин играл вкарты всю свою жизнь, а некоторое время, по молодости и по стечению обстоятельств, добывал средства шулерской игрой.

В XX веке на смену зеркалам за спиной и встроенным зеркальцам в табакерках пришли бинокли и рации. В 1949 году легендарный Ник Дандолос, известный как Ник Грек , совместно с сообщниками сумел за короткий срок выиграть около полумиллиона долларов.

Дело было в гостинице «Фламинго» в Лас-Вегасе. Партнеров Грека сажали спиной к окну. В соседнем здании была снята комната, из которой за игрой наблюдал сообщник с мощным биноклем.

Он рассматривал карты жертвы и по рации связывался с коллегой, изображающим зрителя. Передать сведения игроку было уже делом техники.

Также в США в свободной продаже появились карты, крап на которых был нанесен особым пигментом, видимым лишь обладателю контактных линз определенного цвета.

Полиция и рада бы конфисковать такой товар, но не может: колоды реализуются через магазины шуток и розыгрышей, т.е. формально нет никакого состава преступления.

Юрий ФРОЛОВ, «InterПОЛИЦИЯ» №7

Шулерство в картах весьма сложная тема для разговора. С одной стороны обманывать очень не хорошо, тем более при игре на деньги, тем более с людьми, которые абсолютно не понимают что происходит. С другой стороны, нельзя не восхищаться, как профессионал делает фальш-тасовки, сдачу вторых или сдачу нижней. Не зря на западе очень распространены подобные шоу, когда профессионал карточной механики или шулерских приёмов садится за стол и, в течение часа или двух показывает, как он может обмануть людей за карточным столом.

Статьи по теме: