Шахматы этюды. Использование шахматной композиции в подготовке IV-II разрядов. Этюды с оценкой позиции

Шахматная задача - позиция фигур на доске, сопровождаемая заданием, которое требуется решить. Таким заданием может быть получение численного перевеса в игре, либо объявление мата противнику за некоторое количество ходов партии, например, мат в 1 ход , мат в два хода.

Постоянное решение шахматных композиций необходимо для улучшения уровня своей игры, развития комбинационного зрения, когда вы можете быстро оценить позицию и найти пути для атаки или защиты, поставь мат и выиграть. Для успешного развития своих способностей достаточно уделять решению тактических заданий 30-40 минут в день.

На нашем сайте задачи делятся на уровни сложности по числу ходов, сколько фигур на доске. Это лучший решебник, можно решать задачи, смотреть видео-уроки на разные темы.

Чем полезны задачи для начинающих?

Регулярные упражнения в решении шахматных этюдов отлично развивает интеллект, причем в любом возрасте. Даже простые задачи с ответами способствуют:

  • Более быстрому поиску верного хода в игре у шахматистов;
  • Развитию логики и мышления, составление интересных комбинаций;
  • Способности находить выход даже в сложной позиции;
  • Для детей развивают способности в математике.

Самыми увлекательными являются задания, предполагающие мат в 1 ход, начинают белые или черные фигуры. Поставить мат в два хода – это уже высший пилотаж, позволяющий переходить к обучению полноценной игре в шахматы для участия в соревнованиях и турнирах. Приступать к ним рекомендуется после успешного освоения более простых шахматных головоломок и правил.

Еще недавно скудные сборники задач были на прилавках книжных магазинов, но теперь огромные возможности дает интернет и интерактивные онлайн шахматные задачи для начинающих с ответами и решениями, некоторые из них разработаны авторами специально для детей дошкольного и школьного возраста. Позволяют играть online, разбирать игровые миниатюры, сложные задачки. Существуют варианты задачников и для взрослых людей с разным уровнем подготовки.

Решение задач по шахматам бесплатно на сайтах может обучить игре в шахматы практически «с нуля», подобно тренеру, такие интернет-ресурсы, как Chessday, чесфилд. Считается рейтинг и активность шахматиста. Правильно подобранные материалы.

Рейтинг: / 13

ПлохоОтлично

Дата публикации

В этой статье я Вам предлагаю познакомится с несколькими известными и очень красивыми шахматными этюдами. Этюдами называют придуманную позицию, в которой одной из сторон нужно добиться выигрыша или ничьи. Самым интересным в этюдах является то, что для выполнения поставленной цели нужно применить оригинальную идею. В каждом оригинальном этюде она разная и очень часто совершенно не похожая на другие. Решение этюдов отлично развивает фантазию и точный расчет вариантов.

Для начала давайте рассмотрим, наверное, самый известный этюд, который должен знать каждый шахматист. Этот этюд создал чешский гроссмейстер Рихард Рети. Эта позиция действительно поражает каждого, кто впервые познакомился с ней. Кажется, что белых здесь ничего не спасет, потому что их король далеко от квадрата черной пешки, а король черных легко остановит пешку белых. Но, невероятное становится очевидным!

Очень яркий и красочный этюд. После того, как Рети его придумал, появилось большое множество родственных этюдов на аналогичную идею. Наиболее ярким из них можно признать Этюд братьев Сарычевых, так как в нем идея Рети хоть и присутствует, но она видоизменена, плюс есть еще очень интересная предыстория! У черных лишняя фигура в отличии от предыдущей позиции и всего одна пешка. Если черные ее потеряют, то выиграть не смогут. Задача белых уничтожить черную пешку. Просто так ее не устранить! Чтобы решить эту позицию нужно применить немалую фантазию и изобретательность!

Братья Сарычевы – не единственные братья этюдисты. Также очень известны и братья Платоновы. Давайте рассмотрим их самый красивый этюд. Он известен не только своей красивой идеей, но и еще тем, что его решал сам Ильич Ленин! Черные стоят очень солидно, но оказывается победить должны белые…

Очень красивыми являются этюды на тему пата. Особенно те, в которых сторона патует сама себя. В следующем этюде Каспаряна белые этим и занимаются.

На тему патования у Троицкого есть очень красивы этюд.

Это красивый этюд, но не самый известный у Троицкого. Наиболее известен его мат при помощи короля и одинокого слона. "Мат Троицкого" - так он называется в композиции.

Не могу обойти стороной еще один красивый этюд Троицкого с яркой иллюстрацией "хорошего" коня против "плохого" слона. Самое впечатляющее, что на доске есть еще всего-лишь по одной пешке, которые по сути не играют особой роли, кроме как стесняют слона черных. Плюс ко всему игра заканчивается матом благодаря красивым маневрам коня!

Как видите, этюды очень красочны и интересны. Вы испытаете особое эстетическое удовольствие порешав их. Также они Вам очень помогут при игре за шахматной доской!

Не в своих санях, да еще впереди поезда…

Поэтом можеш ты не быть,
Но шахматистом быть обьязан.
(интерпритация по В.Маяковскому)

В 2006 году мне попалась на глаза статья “Этюд “глазами” компьютера” , опубликованная в шахматном издании “Проблемист Украины” №4(10) , автор Ю.Белоконь. Автор неплохо начал свою статью стихотворным эпиграфом из творческого наследия В.Маяковского “о погрузке дров в наши вагоны”. Увы, на этом компетентность автора статьи закончилась …
Статья вызвала у меня улыбку. Вспомнилось, что в советские времена составлять этюды могли только шахматисты определенной квалификации. В наш стремительный век научно-технического прогресса вооружившись ноутбуком с соответствующим программным обеспечением составлять шахматные этюды могут даже начинающие шахматисты. Это еще полбеды, появились проблемисты, которые начали критиковать этюдистов и направлять этюды в “правильное русло”. Если так пойдет и дальше, то современный шахматный этюд станет разновидностью кооперативных задач.
Необоснованной критике Ю.Белоконь подвергал не только этюд составленный мной в соавторстве с Ю.Червонюком, но даже этюд А.Троицкого. Как человек бросивший заниматься шахматной композицией я проигнорировал эту статью. Прошло сем лет … Мне пришла в голову мысль сделать поиск в интернете по своей фамилии. Результаты поиска меня ошеломили, оказывается я, мой постоянный соавтор Ю. Червонюк и всемирно известный этюдист А.Троицкий (вообще-то неплохая компания!) являемся “звездами” интернета и многих шахматных изданий, благодаря статьям Ю.Белоконя. На протяжении семи лет Ю.Белоконь что называется ставит вопрос ребром, считает некорректными этюды, в которых авторское решение несоответствует компьютерному.
Как программист и как бывший шахматист, проблемист и этюдист попробую внести ясность в данную проблему.
Сначала краткая информация о технической стороне проблемы. Компьютер - это устройство способное выполнять заданную, чётко определённую последовательность математически-логических операций. Описание последовательности операций называется программой, в нашем случае шахматной программой. Основа любой программы алгори́тм - набор инструкций, описывающих последовательность или порядок действий исполнителя для достижения результата решения поставленой задачи за конечное число действий. Шахматные программы создают программисты. Человек который создает шахматные программы должен не только знать язык программирования, но и должен уметь играть в шахматы, причем чем сильнее он играет в шахматы, тем актуальнее он составит алгоритм шахматной программы. Шахматы настолько сложная игра, что идеальный алгоритм шахматной программы на сегодняшний день еще не создан, если его вообще возможно создать. Шахматные программы составлены разными программистами и соответственно алгоритмы этих программ отличаются. Поэтому в одной и той же шахматной позиции различные шахматные программы могут выбирать абсолютно разные варианты, которые алгоритм программы считает за сильнейший вариант или ход. Отсюда выплывает первый абсурд Ю.Белоконя. В своих статьях Ю.Белоконь считает компьютер шахматным авторитетом и соответственно безоговорочно правильными считает варианты которые приводит компьютeр. Компьютер в данном случае абсолютно ни при чем, а вот компьютерная программа - совсем другое дело! Но здесь проявляется второй абсурд. А что это за компьютерная программа. которой пользуется Ю.Белоконь? К сожалению в Ю.Белоконь не сообщает название шахматной программы, но предлагает корректными считать только те этюды, которые пройдут компьютерную проверку и правильными считает только те решения, которые приводит компьютeр. В каком случае Ю.Белоконю нужно было предложить взять за эталон “шахматной чистоты и правильности решений шахматных этюдов” программу с определенной назвой и определенной версией этой программы. В противном случае дело пахнет анархией, этюдисты будут использовать разные программы, припустим что в большинстве этюдов решения совпадут, но обязательно выплывет немалое количество этюдов, в которых решения вказанные разными программами или даже разными версиями одной и той же программы будут отличатся. Но автор статьи ПУ №4(10) “Этюд “глазами” компьютера” в технических вопросах явно не силен и как следствие первых двух абсурдов предлагает третий абсурд, цитирую дословно Ю.Белоконя:”Этюды, по которым мнения авторов расходятся с оценками компьютера, необходимо отнести к группе кооперативных этюдов. Обозначение готово (H#,H=)”. Не претендуя на авторство идеи могу предложить Юрию Белоконю в развитие даного абсурда следующий абсурд: ”Этюды, по которым мнения авторов на одном из компьютеров расходится с оценкой компьютера, а на другом из компьютеров наоборот- совпадают с оценками компьютера, необходимо отнести к группе обратных этюдов. Обозначение готово (S#,S=)” . И еще одна идея в подарок Ю.Белоконю: “ Этюды, в которых на разных компьютерах частично или полностью разные оценки, но не одна из оценок этюда несовпадает с мнением авторов, необходимо отнести к группе этюдов-хамелионов. (надеюсь, что Ю.Белоконь обозначение придумает) ”. На этом техническую сторону вопроса заканчиваю и приступаю к чисто шахматной стороне вопроса.
На диаграмме №1 изображен этюд соавтором которого являюсь я. Этюд на протяжении семи лет является «национальным героем» всех статьей на этюдную тему Ю.Белоконя. Этюд некорректность решения которого по мнению Ю.Белоконя доказана компьютером.

Диаграмма №1: А.Ковриженко, Ю.Червонюк
ХIII командный чемпионат Украины,2006
1 место
.
Авторское решение:
1Bh7+ K:f3 (1…R:h7 2.Sg5+ K:d4 3.S:h7 Bc8 4.Sg5 Kc5 5.K:a3 K:b6 6.Kb4 Kc6=) 2.b7 Be6+ 3.K:a3 Rg2 4.d5 B:d5 5.Be4+ K:e4 6.b8Q Ra2+ 7.Kb4 Rb2+ 8.Kc5 R:b8 идеальный пат.


4…Ra2+ 5.K:a2 B:d5+ 6.Kb2 B:b7=

Диаграма №2

Рассматриваем этюд (диаграма №1) внимательно, детально, как в первом клаcсе. Критическая позиция возникает после ходов 1Bh7+ K:f3 2.b7 Be6+ 3.K:a3 Rg2 4.d5 (диаграма 2)

Этюд - это фрагмент шахматной партии, изначально этюды являлись обучающим материалом для шахматистов-практиков. Представим себе, что я играю в даной позиции (диаграма №2) черными фигурами, а мой противник Ю.Белоконь - белыми. Мой ход, я оцениваю позицию: у черных значительный материальный перевес в ладью, но белые угрожают в данный момент поставить ферзя на поле b8 . У меня заслуживающих внимания два варианта развития событий 4…Ra2+? или 4… B:d5! Рассмотрим вариант: 4…Ra2+? 5.K:a2 B:d5+ 6.Kb2 B:b7=. - черные возвращают ладью и не создавая белым абсолютно никаких проблем делают ничью. Я конечно уважаю своего противника по данной шахматной партии Ю.Белоконя, но зачем в этой позиции (диаграмма №2) мне играть в поддавки - делать ничью, возвращая материал. После хода 4… B:d5! проблем у черных нет, черные сделали серьезную заявку на выиграш, а от у белых проблемы - не проходит 5.b8Q? , после 5… Ra2+ 7.Kb4 Rb2+ черные выигрывают. Единственное спасение белых - создание патовой сети с помощью жертвы слона: 5.Be4+! K:e4 6.b8Q Ra2+ 7.Kb4 Rb2+ 8.Kc5 R:b8 пат. Я объясняю елементарные вещи, то что ход черных 4… B:d5! значительно сильне чем ход 4…Ra2+ ? факт слишком очевидный, даже для шахматистов 3 разряда. Для шахматной программы, которую использует Ю.Белоконь - это приговор профессиональной непригодности компьютерной программы, ведь это не очень сложный этюд и в нем не слишком много фигур.

Сильнейшим вариантом решения данного этюда однозначно является авторское решение: пат на восьмом ходу за который белым в изначально проиграшном положении нужно изрядно побороться. Согласно Ю.Белоконю в данном этюде (позиция №1) сильнейший вариант решения: 1Bh7+ K:f3 2.b7 Be6+ 3.K:a3 Rg2 4.d5 Ra2+?? 5.K:a2 B:d5+ 6.Kb2 B:b7= - это ничья на шестом ходу, причем на четвертом ходу черные должны добровольно по своей же инициативе отказаться от дальнейшей борьбы за выиграш и ефектно сделать ничью, получается черные должны помочь белым сделать ничью. Это уже серьезная заявка Ю.Белоконя на абсолютно новый вид шахматной композиции: частично-кооперативных этюдов, в которых задание должно быть приблизительно таким: белые начинают, а черные на 4 ходу помогают белым сделать ничью. Фантазировать изобретая новые виды шахматной композиции Ю.Белоконь может сколько угодно, но непонятно причем здесь мой этюд. Замечания по содержанию та форме этюда изображенного на диаграмме №1 должны быть обоснованными. С проблемами компьютерной программы, которую использует Ю.Белоконь, нужно обращаться к разработчикам данной программы. Вместо того чтобы обратиться к программистам относительно явной ошибки алгоритма шахматной программы, Юрий Белоконь уже 7 лет бросает тень некорректности на довольно неплохой этюд (диаграмма №1) и не только…

Еще один “любимчик” Ю.Белоконя - это этюд всемирно известного этюдиста Алексе́я Алексе́евича Тро́ицкого (диаграмма №3). Если честно, то меня удивляет, что досих пор никто не стал на защиту гениального этюда А.Троицкого.

Диаграмма №3 А.Троицкий
«Новое время» 1895

Авторское решение: 1.Bh6+ Kg8 2.g7 Kf7! 3.g8Q+!! K:g8 4.Ke6 Kh8 5.Kf7 e5 6.Bg7#

Сильнейший вариант (решение) по мнению Ю.Белоконя:
2…e6+ 3.Kd6 Kf7 4.Ke5 Kg8 5.Kf6 e5 6.Ke6 e4 7.Kf6 e3 8.B:e3 h6 9.B:h6 Kh7 10.Kf7 K:h6 11.g8Q Kh6 12.Qg3 Kh6 13.Qh4(Qg6)#

Этюд А.Троицкого - это обучающий материал для шахматистов. Данный этюд в советское время показывали в каждом шахматном клубе. Соль этюда в том, что любой шахматист знает, что одна легкая фигура не может заматовать одинокого короля и соответственно рассматривать варианты с потерей белой пешки не будет.
Смотрим авторское решение с моими комментариями:
1.Bh6+ Kg8 2.g7 Kf7! и вроде бы черные добились ничьи: или пат, или ничья повторением ходов, но не судьба 3.g8Q+!! (до этого хода человеку в первый раз увидевшему данный этюд не просто додуматься, ведь шахматист в буквальном смысле закодирован, что потеря пешки g7 приведет к ничьей) K:g8 4.Ke6 Kh8 5.Kf7 e5 6.Bg7#. Ход 2...Kf7! - это сильнейший ход с точки зрения шахматиста практика, хоть какой никакой, а шанс на ничью.
Смотрим “сильнейший” вариант предложенный Ю.Белоконем с моими комментариями:
2…e6+? - это слабый ход, - возникает стандартная и понятная даже для слабого шахматиста позиция с реализацией материального перевеса:
3.Kd6 Kf7 4.Ke5 Kg8 5.Kf6 e5 6.Ke6 e4 7.Kf6 e3 8.B:e3 h6 9.B:h6 Kh7 10.Kf7 K:h6 11.g8Q Kh6 12.Qg3 Kh6 13.Qh4(Qg6)# .Этот вариант не является компьютерным открытием, его анализировали в советское время если не во всех, то в подавляющем большинстве шахматных клубов при детальном анализе данного этюда, в нем напрочь отсутствуют сильные хода, все хода данного варианта чисто технические, соответственно никто не считал его сильнейшим вариантом и абсолютно все были согласны с авторским решением этюда!
В этюдах сильнейшим вариантом является не самый длинный вариант, а вариант в котором присутствуют очень сильные хода, в авторском решении этюда А.Троицкого такой ход имеется - это парадоксальная жертва белой пешки на поле g8!

В завершении статьи отмечу, что этюдном разделе шахматной композиции рановато в слепую и без оглядки надеяться на компьютерные программы. Поезия В.Маяковского относительно “погрузки дров в наши вагоны” звучит неплохо, но есть одна проблема - похоже что машинист сел не на тот поезд, как результат попал «не в свои сани» и вдовершении ко всему еще и побежал впереди поезда.

Анатолий Ковриженко

ШАХМАТНЫЕ ЭТЮДЫ

Шахматными этюдами называются искусственно созданные, придуманные позиции, в которых всегда начинают белые. Они, согласно заданию, или выигрывают, или добиваются ничьей. В противоположность задачам количество ходов решения в этюде не обусловлено. Есть и другая разница. В задачах, как мы видели, подавляющий материальный перевес всегда у белых. В этюде же силы сторон или внешне равны, или даже перевес у черных. Поэтому этюды живо напоминают позиции практической игры, и решать их очень полезно. Благодаря решению этюдов развивается техника анализа, шахматист глубоко вникает в законы эндшпиля, повышает мастерство игры в так называемых простых, малофигурных позициях. На самом деле, эти «простые» позиции, где требуется абсолютная точность расчета вариантов, иногда труднее самых сложных, многофигурных положений.

Под этюдами, подразумевая начальный ход белых, пишут кратко: «Выигрыш», «Ничья».

Составители шахматных этюдов называются этюдистами. Составление этюдов наравне с задачами входит в область шахматной композиции.

Из старых русских мастеров этюда широко известны братья В. и М. Платовы, Л. И. Куббель и А. А. Троицкий, составивший более тысячи этюдов, обошедших шахматную печать всего мира. За заслуги в области шахматной композиции Советское правительство в 1928 г. присвоило Алексею Алексеевичу Троицкому звание «Заслуженный деятель искусств».

Замечательным композитором очень сложных и трудных для решения пешечных этюдов был мастер Н. Д. Григорьев.

За годы Советской власти выдвинулось новое поколение выдающихся советских этюдистов: В.А. Корольков, В. А. Брон, А. П. Гуляев, А. П. Казанцев, Г. М. Кас-парян, С. М. Либуркин и многие другие. Интересно, что Куббель, Брон и Гуляев известны и как шахматные проблемисты - составители задач.

Вышедшая в 1934 г. книга А. Гербстмана «Шахматный этюд в СССР», содержавшая избранные этюды автора и других советских композиторов, была немедленно переиздана за границей. На ее переплете было вытиснено факсимиле Макса Эйве: «Триумф славянского гения в шахматных этюдах». А в предисловии к заграничному изданию чемпион мира Алехин писал: «Дух Михаила Ивановича Чигорина продолжает жить в его молодых последователях. И в области шахматной композиции молодые русские мастера продолжают дело своих предшественников с новым блеском. Этот сборник был в течение нескольких месяцев моей настольной книгой». Конечно, за минувшие с тех пор тридцать лет советские этюдисты еще более обогатили золотой фонд мировой шахматной композиции.

Из зарубежных этюдистов-классиков наиболее известны составлявшие вместе этюды немцы Клинг и Горвиц, француз Г. Ринк, чешские гроссмейстеры О. Дурас и Р. Рети и др.

Ниже я привожу тридцать классических этюдов, подобранных так, что они по своим идеям доступны даже начинающим шахматистам и являются ценным учебным пособием к разделу эндшпиля. Расположены этюды по возрастающей трудности решения. При анализе их надо, как и в задачах, выискивать лучшие, сильнейшие ходы не только за белых, но и за черных и не прельщаться «очевидным», бросающимся в глаза «решением», которое обычно является ложным следом.

Цитата : “Человек, играющий в шахматы, оказывается лучше подготовленным к жизненным ситуациям” – М. Ботвинник ()

На этой странице мы собрали 5 самых простых задач по шахматам для детей с ответами. Если вы смогли их решить – переходите в более .

Перед тем как читать статью дальше , ознакомьтесь вот с этим видеокурсом КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ИГРАТЬ В ШАХМАТЫ . Благодаря ему ваш ребенок научится играть в течение 1-2 недель даже если ему нет и 5 лет. Он выполнит норму 2-3 юношеского разряда по шахматам и сможет принять участие в каком-либо шахматном турнире. Данная методика опробована уже на десятках детей и дает хорошие результаты.

Задача № 1 – Шахматные задачи для начинающих мат в 1 ход

Самая простая задача – ход белых и мат в 1 ход

Задача № 2

В этой задаче белые начинают и ставят

Задача № 3

Ход белых и снова мат в 2 хода. Не надоело за белых начинать?

Задача № 4

Белые начинают и ставят черным в 1 ход

Задача № 5

Ну и напоследок еще одна шахматная задача в 2 хода. Сделайте верный первый ход!

Шахматы – возвращение к творчеству

Не многим под силу изменить сложившийся образ жизни, дабы посвящать большую часть времени развитию детей. Предложите им шахматы! Это отличная альтернатива проведения досуга, проверенная полуторой тысячью лет! Регулярное самостоятельное обдумывание шагов на черно-белой доске, приведет к видимому преображению характера вашего ребенка. Он постепенно научится

  • быть терпеливым и усидчивым, доводить начатое до конца;
  • проявлять ответственность за свои поступки;
  • максимально концентрировать внимание;
  • понимать собеседника и адекватно действовать;
  • просчитывать любые жизненные ситуации на несколько ходов вперед

Более того, благодаря абстрактно-логическому характеру, игра в шахматы является прекрасной антистрессовой терапией, которая поможет вашим детям на протяжении долгих лет выдерживать психологические и академические нагрузки школы. Не нужно говорить о том, что данное хобби будет чрезвычайно полезно для развития математических способностей. Статистика показывает прямую зависимость успеваемости учеников от их увлечения шахматами.

2. Ладья H1 – A1, Король B8 – C8, Ладья А1 – А8

3. Ферзь С6 – G2, Король G8 – H7, Ладья F1 – H1

4. Ферзь D1 – F3

5. Ладья B7 – D7, Конь A6 – C7, Ладья D7 – D8

Статьи по теме: