Игры с водой для детей летом. Игры с водой. Игра «Что как плавает»

Осенние посиделки

Скоморох 1

Добрый день, гости званные и желанные!

Люди старые и молодые, женатые и холостые!

Скоморох 2

Милости просим на осенние посиделки!

Скоморохи вместе

Всех приглашаем! Душевно встречаем!

(Выходят дети, читают стихи об осени)

Чтец1

Жёлтой краской кто-то
Выкрасил леса,
Стали отчего-то
Ниже небеса,
Ярче запылали
Кисточки рябин.
Все цветы увяли,
Лишь свежа полынь.
Я спросил у папы:
- Что случилось вдруг?
И ответил папа:
- Это осень, друг.
Наталия Антонова

Чтец 2

Летят дождинки

Летят, летят дождинки,
Не выйдешь из ворот.
По вымокшей тропинке
Сырой туман ползёт.
У погрустневших сосен
И огненных рябин
Идёт и сеет осень
Душистые грибы!
И. Демьянов

Чтец 3

Осень
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.

Скоморох1

В гости к нам на посиделки

Братцы-месяцы пришли

Мы посмотрим, что в подарок

Детям братья принесли!

(выходят Сентябрь, Октябрь, Ноябрь в костюмах)

Сентябрь

По алым перьям снегиря
Течёт прохлада сентября.
В сухом бору дремота сосен,
Покоем веет от полей…
На юг уходит наша осень,
Держась за нитку журавлей.
Т. Белозеров

Октябрь

Листья опали,
Птицы пропали,
Всё, что цвело
Притаилось в опале.
Заняты норы,
Замерли споры,
Заиндевели утром заборы…
Что же так сладко в этой поре,
В сердце сжимающем нам октябре?!
М. Садовский

Ноябрь

В лесу заметней стала елка,
Он прибран засветло и пуст.
И оголенный, как метелка,
Забитый грязью у проселка,
Обдутый изморозью золкой,
Дрожит, свистит лозовый куст.
Александр Твардовский

Скоморох 1

В осеннее ненастье шесть погод на дворе: сеет, веет, кружит, рвет, сверху льет и снизу метет.

Скоморох2

А сейчас мы вспомним некоторые приметы осени, которые люди знали с давних пор

Читают по очереди

Дым столбом- к хорошей погоде.

Перед ненастьем муравьи уползают в свой муравейник, закрывают в него ход.

Бабье лето ненастно -осень сухая.

С бабьего лета -бабий праздник и бабьи работы.

На Семена (в сентябре)ясно- осень ведренная.

На Семен день- до обеда паши, а после обеда-холода жди.

Осенью тихая водахорошая зима, шумная- морозы, метели.

Комары в ноябре- быть мягкой зиме.

Скоморох 1

А сейчас попросим дорогих гостей со всех волостей вспомнить пословицы и поговорки об осени

(Дети перечисляют)

Например:

- В осень и у вороны копна, не только у тетерева.

В осень и у кошки пиры.

В сентябре огонь и в поле, и в избе.

Весна красна цветами, а осень - снопами.

Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сытна.

Вешний дождь растит, осенний гноит.

Всем бы октябрь взял, да мужику ходу нет.

Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется.

Осенний мороз не выдавит слез, а зимние морозы - из глаз слезы.

Осенняя ночь на двенадцати подводах едет.

Осень - перемен восемь.

Осень велика, зима долга.

Осень говорит: «Гнило», весна: «Мило, лишь бы было».

И т.д.

Скоморох 2

Молодцы наши гости! А что сами месяцы осенние о себе расскажут?

(Выходят Месяцы)

Сентябрь

Обо мне говорят: «В сентябре одна ягодка горькая, да и та рябина», «В сентябре шуба за кафтаном тянется»

Октябрь

Меня называют грязником. В народе обо мне говорят «Знать осень в октябре по грязи»

Ноябрь

А обо мне говорят так: « В ноябре мужик с телегой прощается, в сани забирается»,

«В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречаются».

Сентябрь

А теперь, гости дорогие, отгадайте наши загадки

(Загадывают по очереди)

1.Пусты поля, мокнет земля,
Дождь поливает, когда это бывает?
(Осенью)
2.Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят...
(Осень)
3.Рыжий Егорка
Упал на озерко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул.
(Осенний лист)
4.Кто всю ночь по крыше бьёт
Да постукивает,
И бормочет, и поёт, убаюкивает?
(дождь)
5.Тучи нагоняет,
Воет, задувает.
По свету рыщет,
Поет да свищет.
(Ветер)
6.Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла...
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно...
(Листопад)
7. Не колючий, светло-синий
По кустам развешан...
(Иней)

8.Летит сова

По синему небу,

Крылья распластала,

Солнышко застлала

(Туча)

9.Стоит лепешка на одной ножке,

Кто мимо не пройдет, всяк поклонится.

(Гриб)


Скоморох 1

Молодцы, ребята! Братья месяцы, а ребята тоже подготовили для вас подарки!

Скоморох 2

Ставьте ушки на макушке,

Слушайте внимательно

Здесь веселые частушки

Пропоют старательно!

(Фольклорный ансамбль исполняет частушки)

1.Мы частушки пропоем,
В них прославим осень.
Только хлопать громче нам
Зрителей попросим! Ух!

2.Наступила непогода,
День за днем идут дожди.
Как нам солнышко охота!
Бабье лето выходи!

3.У меня коса злата,
Это, девки, не спроста!
Меня осень золотила,
Красотою наградила!

4.Я осенний лес люблю,
Чистым воздухом дышу.
И корзинка не пуста,
Наша осень так щедра!

5.Урожай собрали мы:
Фрукты, овощи, грибы,
Ягоды, орехи, мед
Осень-матушка дает!

6.Осень - времечко сырое,
Дождик льется с высоты.
Люди чаще раскрывают
Разноцветные зонты!

7.Нет вкуснее яблок спелых,
Это знает детвора.
Как мы яблоки увидим,
Сразу все кричим: «Ура!»

8.Любим свёклу мы, морковку
И капусту тоже есть,
Потому что витамины
В овощах и фруктах есть!

9.Вам частушки мы пропели.

А теперь торопят нас.

До свиданья, мы частушкой

К вам придем еще не раз!

Скоморох 1.

А вот и чай пожаловал, горячий, бодрящий!

Пейте с вареньем для хорошего настроения!

(Девочки разносят на столы и сладости гостям)

Скоморох 2

А пока вы пьете чай, участники вокальной студии вас песней повеселят!

Ой, чай, чай, чай

Золотого цвету!

За раз выпьем десять чашек-

Усталости нету!

Ой, чай, чай, чай,

Дает силу чай!

Чай не пил - откуда сила?

Чай попил - совсем пропал!

Чай наш крепкий, русский, сладкий,

Он дает здоровье, чай!

Дает здоровье, чай!

Если холодно- согреет,

Жарко -жажду утолит,

Заболеешь иль устанешь,

Крепкий чай надо попить!

Ой, чай, чай, чай,

Сладкий, крепкий чай!

Оформление:

Сцена украшена нарисованными гроздьями рябины, листьями, грибами (задник)

В зале оформлена выставка осенних букетов, овощей, рисунков.


Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Задачи:

Прививать любовь и уважение к русским народным обычаям;

Продолжать знакомить с фольклором;

Закреплять знания о живой природе и сезонных явлениях осенью;

Создавать у детей и взрослых радостное настроение, желание активно участвовать в совместной деятельности;

Оформление зала:

Зал оформлен в русском стиле, предметами народного быта. Прялка, веретенце, печка, покрытая лоскутным одеялом. Посередине стоит стол с самоваром и бубликами, чашками. Вдоль стен разместились скамейки, накрытые вышитыми дорожками. На центральной стене висит самотканый ковер, салфетки. Плетеные корзинки украшают избу. Старинный сундук с нарядами, утюг с углями, патефон, полки с домашней утварью подчеркивают самобытность и переносят участников посиделок во времена наших предков.

Ведущая. «Весна красна цветами, а осень снопами» - так гласит пословица.

Наш праздник посвящен осени.

Выходят две девочки с хлебом и солью.

1 девочка: Нам начинать досталась роль.

2. девочка: Мы принесли вам хлеб да соль.

Ведущая. В старину говорили: «Хлеб всему голова».

По старому обычаю наш праздник начинается с хлеба с солью.

Пусть он всегда будет на нашем столе.

Красив и румянен, хлеб, рожденный русской землей.

1. девочка:

Вот он пышный, загорелый.

Со щепоткой соли белой.

На расшитом рушнике.

На моей лежит руке.

Пахнет солнышком он красным.

И наполнен светом ясным

Пахнет полем, колосками,

Пахнет добрыми руками.

(Отдает гостям хлеб-соль, ставит на стол.)

Ведущая. Ребята, а какие пословицы о хлебе вы знаете?

Худ обед – коли хлеба нет.

Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой.

Ржаной хлебушко – калачу дедушка.

На чужой Каравай рот не разевай.

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Нет хлеб так нет обеда.

(Поют песню о хлебе.)

Ведущая. Чтобы получить вкусный, душистый каравай надо хорошо потрудиться. (Беседа с детьми с показом слайдов.)

Раньше хлеб убирали в ручную. Жали серпом. Вязали снопы и складывали. Молотили цепами, а затем мололи на мельнице. Вот какой путь проходил хлеб, прежде чем он попадает на стол.

Хлеб нужен каждому из нас. Каждый день. Без хлеба не прожить. Вот почему надо относиться к хлебу бережно. В старые времена был такой обычай в русских людей: Закончили полевые работы, А хлеб в закрома засыпали. Устраивали посиделки.

1. Ребенок .

На завалинке в светелке

Иль на бревнышках, каких.

Собирали посиделки

Пожилых и молодых.

2. Ребенок 2.

При лучине мы сидели,

Иль под светлый небосвод,

Говорили, песни пели,

Да водили хоровод.

3. Ребенок .

Добрым чаем угощались.

С медом, явно без конфет,

Как и нынче мы общались

Без общенья жизни нет.

4. Ребенок .

Наш досуг порою мелок.

И чего там говорить,

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить.

5. Ребенок .

Если вы в своей тарелке

И пришли к нам не на час.

Предлагаем посиделки

Провести вот здесь сейчас.

Ведущая. Как говорилось в пословице «От скуки бери дело в руки»

Вот и проводили вечера девицы и парни за рукоделием.

Кто из глины посуду лепили.

Другие из дерева ложки, плошки вытачивали.

Кто узоры вышивал.

Кто за прялкой сидел

(Выходит пряха, садится прясть и поет песню «В маленькой светелке».)

Ведущая. Пряха, а расскажи чем ты занимаешься?

Пряха. Я беру шерсть. Чешу на гребне. Делаю кудельку, а из кудельки вытягиваю ниточку и сматываю её в клубочек. (Показывает.)

Ведущая. А наши девочки тоже умеют прясть.

(Танцуют «Дуня - тонкопряха».)

Ведущая. А еще на посиделках пели частушки.

(Поют частушки о рукоделии.)

1. Мы московские ребята

Интересно мы живем.

Про народные ремесла

Вам частушки пропоем.

2. Дайте мне, дайте мне,

Дайте веретенце.

Стану прясть припрядывать,

На других – поглядывать.

3. Шила милому кисет.

Вышла рукавица.

Посмотри мой дорогой

Какая мастерица

4. Не стругает мой рубанок.

Не пилит моя пила.

Ко мне милка не заходит,

И работа не мила.

5. Шила, шила сарафан

Уколола пальчики.

А надела сарафан.

За мной гурьбою мальчики.

6. Мы не все частушки спели

Много знаем их втроем

Ведущая.

А теперь попросим девочек сюда.

Дам им в руки эти три клубка.

Пусть красавицы порадуют народ.

Кто с работой управится вперед.

(Игра «Три клубка».)

Ведущая. А наши посиделки посвящены осени и сейчас мы с вами споем песню об осени. Не найти лучшего художника чем красавица осень.

(Песня «Осень».)

Ведущая. В народе её называют – золотой, пестрой, а ещё осень называют щедрой. Почему? (Ответы детей.)

Осенью убирают урожай фруктов и овощей, хлеба. А когда был собран богатый урожай. Наступало время веселой ярмарки. На которую съезжались люди с разных деревень. Везли на ярмарку, что вырастили в поле, на огороде и сделали на посиделках.

Ребёнок:

Солнце яркое встает

Спешит на ярмарку народ.

Ведущая. Вот и мы с веселой песней отправимся на ярмарку.

(Песня «Ехали на ярмарку».)

Ведущая. Наша ярмарка большая и чего здесь только нет.

Расписная посуда, ткани яркие, хохломская посуда,

Веселые гармошки, забавные матрешки,

Пирамидки яркие, расписные самовары.

Хорошо интересно на ярмарке.

Ребёнок: А на ярмарке народ собирается,

А на ярмарке веселье начинается.

Ведущая . А вот и главные герои ярмарки. Явились, не запылились. Пришли народ потешить, повеселить.

(Появляется Петрушка в вертепе и Скоморох.)

Инсценировка «Где ты был Петрушка» - секрет – маленькая каруселька.

А на ярмарке качели

Расписные карусели,

Вы веселье поддержите,

И скорей сюда спешите.

(Звучит музыка р.н. п. «Коробейники», игра Карусель».)

Ведущая. А еще на ярмарке любили девчата и парни поиграть в разные игры. Повеселиться да свою удаль показать.

Игра: «Золотые ворота»

Ведущая. А теперь сядем рядком, да споем с гостями ладком. И вас гости приглашаю спеть с нами.

(Песня «Во поле береза стояла».)

Ведущая. А сейчас девчата и парни выходите на «Барыню». (Танец «Барыня».)

Ведущая. Вот на ярмарке побывали и повеселились от души, но праздник на этом наш не заканчивается. Порадовала нас осень. И урожаем богатым, и красотой своей.

А как красивы осенью наши русские березки.

Наша русская сторонка

Всем на диво хороша.

И красавица березка

В песнях славится она.

(Песня «Березонька».)

Ведущая. Красоту нашей березки воспевают поэты.

(Стихотворение о березе…С Есенина ………………)

Разбежались по лужайке

Беззаботной легкой стайкой,

Словно девочки – подростки,

Белоствольные березки.

За руки взялись и вот –

Закружился хоровод!

(Хоровод в исполнении девочек.)

Ребёнок:

Осень. Холоднее стало вокруг.

Птицы улетают от нас на юг

Грустно видеть в дали.

Как улетают от нас журавли.

(Песня «Журавушка».)

Ведущая: Вот и закончился наш праздник.

(Выбегает Скоморох.)

Скоморох. Подождите, подождите. А как же с ярмарки и без подарков?

(Выносит детям подарки.)

«Осенние посиделки» для учащихся 6 класса сельской малокомплектной школы

Провёл учитель истории и обществознания,
классный руководитель 6 класса Евсеев
Анатолий Иванович, МОУ СОШ с.Апалиха
Хвалынского района Саратовской области

Данная работа рассчитана на учащихся средних классов и предназначена для учителей - классных руководителей как сельских, так и городских школ. Также данная разработка может быть использована педагогами дополнительного образования, учителями начальных классов.
Цель: Воспитание у учащихся любви к родному краю, родной природе, народным обычаям и традициям.
Задачи:
1.Закреплять собирательный образ осенних народных праздников; названия осенних месяцев; обрядовые действия, сопровождающие празднование осенних праздников. 2.Продолжать знакомить детей, привлекая родителей, с народным творчеством, фольклором.
3.Развивать смекалку, логику, внимание. Воспитывать чувства дружбы, товарищества, командного духа. 4. Углублять знания детей об осени как времени года.
Предварительная работа
- Составление сценария мероприятия, используя разнообразные источники (литература, ресурсы интернета);
- Разучивание с детьми стихов, частушек, проведение 3-4-х репетиций;
- Приглашение родителей учащихся;
- Подготовка музыкального материала для сопровождения праздника (песен про осень);
- Заготовка осенних кленовых листьев для конкурсов;
- Изготовление костюма Осени;
- Покупка баранок в качестве призов;
- Оформление классной комнаты в осеннем и народном стиле.
Материалы и оборудование:
- мультимедийный проектор и компьютер;
- прялка, плетень, самовар, деревянная старинная посуда (экспонаты школьного краеведческого музея);
- сваренная молочная каша, 4 тарелки и 4 ложки;
- вырезанные из обоев «лужи»;
- кленовые листья;
- 10-12 картофелин;
- 4 шарфа или женских головных платка.

Подготовительный этап: класс разбит на 4 команды, каждая из которых готовит осеннюю поделку из природного материала, находит загадки, пословицы, частушки поговорки об осени.
Каждая команда сидит за отдельным столом, оформленным в осеннем стиле.
Связка баранок или сушек служит призовым фондом: за правильный ответ – сушка.
Реквизиты – фломастеры или краски, ручки, листы бумаги.
Оформление класса: доска украшена осенними листьями с загадками, стоит стол, накрытый скатертью, на скатерти расписная посуда с пряниками и баранками, старинный угольный самовар, осенний букет в крынке, в углу стоят ножная прялка и самодельный плетень.
Ход мероприятия:
Звучит музыка- песня «Осенний блюз», сл. и муз. А.Ермилов
Ведущий. Добрый вечер, гости дорогие и желанные! Милости просим на Осенние посиделки! Чтобы начать наш вечер, нужно отгадать загадку. Слушайте внимательно:
Вот художник так художник,
Все леса позолотил.
Даже самый сильный дождик
Эту краску не отмыл.
Отгадать загадку просим,
Кто художник этот?
Дети. Осень!

Ведущий Ноябрь за окном, месяц студеный, с долгими темными вечерами да замерзшей землёй. Не зря в народе называли этот месяц грудень, листогной, студеный. Ноябрь – последний месяц осени, предвестник студёной зимы. Русский народ и поговорки о ноябре придумал:
Не сковать реку зиме без ноября-кузнеца.
Ноябрьские ночи до снегу – темны.
Холоден батюшка октябрь, а ноябрь его перехолодил.
Ноябрь гвоздит, а декабрь мостит.

Много интересного об осени и о наших старинных и временами забытых осенних праздниках узнаете вы сегодня на русских Осенних посиделках.

1-й ребенок.
На завалинке, в светелке
Иль на брёвнышках каких
Собирали посиделки
Пожилых и молодых.
2-й ребенок
При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод -
Говорили, песни пели
Да водили хоровод.
3-й ребенок
Добрым чаем угощались,
С медом, явно без конфет.
Как и нынче мы, общались -
Без общенья жизни нет.
4-й ребенок
А играли как! В горелки!
Ах, горелки хороши.
Словом, эти посиделки
Были праздником души.
Ведущий.
Наш досуг порою мелок,
И чего там говорить,
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить.
Если вы «в своей тарелке»
И пришли к нам не на час,
Предлагаем посиделки
Провести вот здесь, тотчас.

1-й ребенок.
Отдых - это не безделки -
Время игр и новостей.
2-й ребенок
Начинаем посиделки!
3-й ребенок
Открываем посиделки!
Дети (хором)
Для друзей и для гостей!
Ведущий В нашем празднике принимают участие 4 команды (по 2 человека в каждой команде- ребёнок и мама). Поприветствуем каждую команду громкими аплодисментами.

Ведущий На улице поздняя осень. После хлопотливого и жаркого лета собирается природа на отдых: солнышко уже слабо греет землю своими лучами, блёкнут травы, облетели с деревьев золотые листочки, не слышно пения птиц- они улетели в тёплые края.. Грустная, казалось бы, пора… Но мы не будем сегодня унывать. Ведь в каждом времени года есть и свои прелести. Известно, что многие русские поэты любили осень. Под шум моросящего дождя и шелест падающих листьев рождались немеркнущие строки прекрасных стихотворений:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
(А.С.Пушкин)
1-ый конкурс – «Продолжи пословицу»
Ведущий Осень издавна была связана со сбором урожая, с сельскохозяйственными работами. Поэтому люди создали много пословиц о труде. А знаете ли эти пословицы вы? (Ребята, я называю первую часть пословицы, а вы – вторую). Конкурс оценивается так: за каждую правильно угаданную и продолженную пословицу команда получает по 1-ой баранке:
1. Без труда (не вытащишь и рыбку из пруда)
2. Труд человека кормит, (а лень портит)

3. Глаза стращают, (а руки делают)
4. Что посеешь – (то и пожнешь)
5. Делу – время, а (потехе – час)
6. Не спеши языком, (торопись делом)
7. Кончил дело – (гуляй смело)
8. Любишь кататься – (люби и саночки возить).

Подводятся итоги: кто больше получил сушек.

Ведущий Считалось, что в Семен день, 14 сентября. нигде не увидишь воробьев. Почему так? Существовало такое преданье, что в этот день всех воробьёв черт в лес соби¬рает и меркой меряет: сколько взять себе, а сколько выпустить.
А вот я хочу родителям задать вопрос: в Семенов день хо¬ронят мух и тараканов. Как это делают, знаете? Из собранных овощей - морко¬ви, свёклы, тыквы, репы, редиски - вырезают сердцевину, кладут туда горсть пойманных мух, закрывают и зарывают в землю. При этом кто-нибудь выгоняет мух из дому полотенцем и приговаривает: «Муха к му¬хе летите, мух хороните» или: «Мухи вы, мухи, Комаровы подруги, пора умирать, муха муху ешь, а последняя сама себя съешь». Задам вам ещё один очень трудный вопрос: что за праздник Кузьминки? (Это день Кузьмы и Демьяна. Празд¬нуется 14 ноября. Кузьминки - об осени одни поминки. Кузьминки - встреча зимы.) Кто такие Кузьма и Демьян? (Они были кузнецами.)Почему их на¬зывают бессребренниками? (Они денег за свою работу не брали) Поче¬му их называли кашниками? (За работу их кашей кормили) Что делали девушки в этот день? (Устраивали осенние посиделки: снимали большую избу, готовили пиршество, приглашали на праздник парней и все вместе гуляли до утра.)
2-ой Конкурс «Кто быстрее съест кашу»
Ведущий: Издавна говорят «Щи да каша – пища наша». Без каш не обходился ни один крестьянский день: каша пшённая, каша гречневая, каша гороховая, каша перловая… Вкусно и сытно! А сколько сил прибавляют! Ведь силы надо много, чтобы осенью урожай собрать, землю вспахать, сено и солому из поля к домам свезти. Наш следующий конкурс заключается в следующем: с завязанными глазами дети все одновременно должны съесть кашу – кто быстрее!


Ведущий Под окошком месяц. Под окошком ветер.
Облетевший тополь серебрист и светел.
Дальний плач тальянки, голос одинокий –
И такой родимый и такой далекий.
Плачет и смеется песня лиховая.
Где ты, моя липа? Липа вековая?
(С.Есенин)
3-ий конкурс «Отгадай загадку».
За каждую отгаданную загадку команда получает по одной баранке

Ведущий Все мы в ясную осеннюю погоду очень любим гулять по осеннему лесу или парку. Вот и сейчас мы отправимся на прогулку и будем собирать разноцветные осенние листья. (На доске прикреплены листья с написанными за ними на листочках бумаги загадками. Отцепляем листья, читаем и отгадываем загадки).


1. Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает, когда это бывает? (Осенью)
2. В шубе летом, а зимой раздеты (Деревья)
3.Без рук, без ног, а в подворотню лезет. (Ветер).
4. Стоит Матрешка
На одной ножке
Закутана, запутана (Капуста)
5. Без окон, без дверей –
Полна горница людей. (Огурец)
6. Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный (Арбуз)
7. Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели (Лук)
8. Красная девица
Росла в темнице,
Люди в руки брали,
Косы срывали (Морковь)
9. Посреди двора золотая голова (Подсолнух)
10. Синий мундир,
Желтая подкладка,
А в середине сладко (Слива)
11. Растет зеленый кустик,
Дотронешься – укусит (Крапива)
12. Мешено, квашено, валено, на стол поставлено. (хлеб)
13. Есть шапка, но без головы, есть нога, но без обуви. (Гриб)
14. Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья. (Осень)
15. Над рекой, над долиной
Повисла белая холстина. (Туман).
16. Сам видит и не слышит, ходит, бродит, рыщет, свищет. (Ветер)
17. Сидит – зеленеет, падает – желтеет, лежит – чернеет. (Лист)
18. Вырос в поле дом,
Полон дом зерном,
Стены позолочены,
Ставки заколочены,
Ходит дом ходуном
На столбе золотом. (Колос).
19. Несу я урожай,
Поля вновь засеваю,
Птицу к югу отправляю,
Деревья раздеваю. (Осень).

Ведущий Посчитаем, сколько баранок накопилось у каждой команды.

Ведущий Кто знает, как называется первый осенний праздник? (Успенье.) А че¬му он посвящен? (Окончанию осенних полевых работ, жатвы и встрече осени.) Когда начина¬ли жатву, как называли первый сноп? (Именинник.) А последний как? (Молчанушка.)Почему так? (Было такое поверье, что если в это время девушка заговорит, то жених у нее будет слепой.) Что дальше делали с молчанушкой? (Наряжали в сарафан, обвивали ситцевыми платками, приносили до¬мой, ставили в красный угол, несли ему хлеб и соль, низко кланялись и со¬храняли до нового урожая.) Закончили жатву, пора и повеселиться на славу!

4-ый конкурс –игра «Перепрыгни через лужу»
Ведущий Осень – самое дождливое время года: льют и льют холодные моросящие дожди. Неприятная, казалось бы, погода. Однако осенние дожди очень важны и нужны земледельцам: земля пропитывается влагой, отдыхает и готовится к весеннему севу. Много на дорогах луж, которые мы вынуждены перепрыгивать или обходить. Наш следующий конкурс называется «Перепрыгни через лужу».
(Из ватмана или обоев вырезаны овальные «лужи» и прикреплены к полу на расстоянии 20-30 см друг от друга. Задание: кто быстрее их перепрыгнет и первым вернётся на своё место. В конкурсе принимают участие все).

Ведущий В старину на осень приходилось много праздников и обрядов.
Так, к примеру, 8 октября во многих сёлах и деревнях начинались капустники – рубили капусту на засолку и закваску, устраивали посиделки с капустными угощениями. А как вы думаете, почему капусту именно так называют?
Она похожа на голову человека, а по латыни «голова» – капут, вот отсюда и пошло название.

5-ый конкурс «Составь слово».
Ведущий Всем понятно значение большого слова «Огородничество» (записывается на доске). Составьте из букв этого слова другие слова. Побеждает та команда, которая составит больше всех слов и у кого будет самое длинное слово. Для этого конкурса отводится 2 минуты.
(В это время звучит медленная осенняя песня – «Песня про осень», сл. Л.Палий и Б.Будар, муз.Г.Гладков)

Ведущий. Что-то наши родители заскучали, на вопросы мало отвечали.
Спрошу-ка я у них, а какой праздник отмечается 14 сентября?
Не знаете? Ребята, что это за праздник? (Семен день.) Что в этот день делали? (Начиналось Бабье лето, устраивались посиделки, работа в избах при огне, только с этого дня начинали выкапывать картошку в огородах, су¬шить и мять лен.) Что делают изо льна? (пряжу и нитки, из них ткут полотно, из полотна шьют одежду, полотенца, постельное бельё.)
Ведущий Ребята, вы так много узнали сегодня об осенних празд¬никах и осенних занятиях, а давайте мы саму Осень к нам в гости позовем.
Звучит песня про осень –«Осенняя», сл.И.Лейме, муз.В.Алексеева
Входит Осень.
Осень.
Вы обо мне? А вот и я.
Привет осенний вам, друзья!
Не виделись мы целый год,
За летом следом мой черёд.
Вы рады встретиться со мной?
Вам нравится наряд лесной,
Осенние сады и парки?
Дети .
Да, хороши твои подарки!
Осень.
Я пришла на праздник к вам петь и веселиться.
Я хочу со всеми здесь крепко подружиться
Я прихожу не одна, а со своими братьями- осенними месяца¬ми. Их у меня трое. Попробуйте узнать, про какой месяц я буду говорить:

Опустел ваш лес и сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к вам пришел? (Сентябрь)

Все мрачней лицо природы -
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился? (Октябрь)

Черно поле бело стало,
Падает то дождь, то снег.
А ещё похолодало,
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи? (Ноябрь)

Осень Молодцы, ребята, все осенние месяцы правильно назвали. А можно я с вами на вашем празднике дальше побуду, посмотрю, как вы играете и веселитесь?
Дети: Да, конечно, оставайся с нами, дорогая Осень!

Ведущий Есть такая народная примета – если девочка родилась на Матренин день (22 ноября), то становится она настоящей искусницей: может старое платье починкой в новое превратить, а иголочка в ее руках с белой ниточкой не расстается. Совсем как в нашем следующем конкурсе, где тоже необходимо показать своё мастерство и смекалку.
6-ой конкурс «Собери кленовый лист» (большой лист разрезан на несколько частей, их нужно сложить, как пазлы. Кто быстрее?).

Ведущий С давних-давних пор 14 октября на Руси празднуют Покров-день. Существует такая легенда:
В 910 году враги осадили византийский город Константинополь, и ему грозило полное разорение. И вот ночью на 14 октября во Влахернском храме, где хранилась риза Пресвятой Богородицы, Андрею и Епифанию, отличавшимся святостью, привиделась Божья Матерь. Сияющая светом Пресвятая Дева Богородицы стояла в воздухе и молилась за спасение города. Затем раскинула над собравшимися в храме свой покров (покрывало), как бы защищая всех прихожан. Видение вскоре исчезло, но враг снял осаду города и отступил.
День Покрова совпадал с самым обеспеченным временем в жизни крестьян. С полей все убрано, хаты начинают топить по-зимнему. Играют свадьбы и устраивают посиделки. Собирали зерно, мололи муку, пекли пироги и блины. Пели песни и играли в подвижные игры.
Давайте и мы с вами сыграем в очень подвижную игру.
7-ой конкурс – Собери картошку ложкой.
(На полу разбросаны 10-12 картофелин. Задание: кто быстрее их соберёт ложкой и сложит в пакет. В конкурсе принимают участие по 2 ученика или родителя).


Ведущий 10 ноября – это день Параскевы Пятницы. Она родилась в 3-ем веке в городе Икония, как раз в пятницу. А ее родители почитали этот день, поэтому и назвали ее Параскевой, что с греческого переводится как пятница. В народе ее считали покровительницей домашнего хозяйства. В этот день старались не работать, а можно было только шить.
8-ой конкурс - «Поэтический»
Ведущий: Как много красок использует осень, украшая природу. Золотая осень, прекрасная пора, очей очарование – говорим мы об осени. А какие стихи посвящали ей поэты, перечислить невозможно! Давайте проведем конкурс чтецов стихов об осени.

Участники должны составить стихотворение по предложенным им рифмам. Максимальный балл за этот конкурс – 2 баранки.
…раздражает
…блеск
…спадает
…треск

…вздыхает
…восток
…слезы
…песок

(Под музыку идёт творческий процесс – сочинение стихотворения, звучит песня «Наступила после лета осень», сл. и муз. О.Осиповой)

Ведущий. Пришла пора рассказать, чем же заканчивался праздник Кузьмы и Демьяна? Чучело Кузьмы, сделанное из соломы, разбирали, солому разбрасывали по земле, чтобы она согрела землю и уро¬жай на следующий год был хорошим. И на этой соломе плясали и танцевали, прощаясь с праздником.

9-ый конкурс - «Повар»
Ведущий Да, урожай собран хороший. Теперь можно подумать, как приготовить из собранных овощей салат к вкусному обеду. Командам предлагается выбрать из предложенных карточек с названием продуктов те, которые необходимы для приготовления салата оливье, винегрета, селедки под шубой и салата с крабовыми палочками.
10-ый конкурс – конкурс художников
Ведущий Осень – великолепный и чудесный художник, умеющий разукрасить даже серое, превратив его в яркое и красочное. А давайте представим, что вы тоже художники, какой бы вы изобразили Осень?
Задание: мамы с завязанными глазами фломастерами рисуют на листе А-4 осенний пейзаж, а дети им подсказывают.
Ведущий Ни одни осенние посиделки не обходились без весёлых и озорных частушек.
Где гармошка заиграла –
Там частушка зазвучала,
Русская, народная,
Весёлая, задорная!
Дети по очереди исполняют под музыку частушки:
1.Хорошо пропелись песни,
Милые подружки,
Только, что за посиделки
Без лихой частушки?
2. На осеннем на лугу –
Укусил комар блоху,
Сидит заяц на березе
Помирает со смеху.
3. Я сегодня не в порядке,
Завтра лучше наряжусь:
Дыни на ноги одену.
Кукурузой подвяжусь.
4. Взял землицы я в аренду,
Чтоб построить там фазенду.
Посадил арбуз и дыню,
А теперь ищу рабыню.
5. Ахи, ахи, ахи, ох!
Маша сеяла горох.
Уродился он густой,
Я помчусь, а ты постой!
6. Мой миленочек не плох –
Посадил он мне горох.
Ну, а я для Сенечки
Сею в поле семечки.
7. Не ленитесь огуречки!
Поднимайтесь-ка айда!
Пляшет Таня ходят плечики.
Ну, хозяйка, хоть куда!
8. Вам частушки мы пропели,
А теперь торопят нас.
До свиданья, мы с частушкой
К вам придем еще не раз.
11-ый конкурс «Домашнее задание»
Ведущий : На дом командам было дано задание – сделать осеннюю поделку из природного материала, интересно назвать её и представить всем присутствующим на празднике. Вижу, какие они красивые и интересные стоят на ваших столах. Предоставляю слово вам, команды!
(Команды по очереди показывают и рассказывают о своих творческих работах).
Ведущий Пришло время для подведения итогов и награждения победителей.

Подсчитывается количество баранок у каждой команды.
Награждение команды-победителя – связкой баранок с самовара.

Цель : проведение фольклорного праздника «Осенние посиделки», формирование интереса к традициям русского народа.

Задачи :

  • познакомить с русской традицией - осенними посиделками - и обрядовыми действиями, сопровождающими этот праздник;
  • закреплять собирательный образ осенних народных праздников, и продолжать знакомство с фольклором;
  • вызвать интерес к русской народной культуре, народным обычаям, традициям и обрядам;
  • воспитывать у детей чувство любви к родному краю, родной природе, стремление к сохранению и приумножению природных ресурсов;
  • развивать музыкальность, творческие способности, навык публичных выступлений;
  • создать радостное настроение, вызвать положительные эмоции от праздника.

Оборудование : мультимедийный проектор, ноутбук, экран; магнитофон, микрофоны.

Оформление зала и реквизиты: оформление сцены в стиле русской избы: нарисованные печь и часть бревенчатой стены, «красный угол», кровать, лавки, стол, самовар, атрибуты крестьянского быта, дежка.

Предварительная работа : разучивание стихотворений, элементов игры на ложках, хороводов, обрядовых танцев «Прялица» и «Ох, и сеяла Ульяница ленок»; подготовка сцены; изготовление декораций и русских народных костюмов (рубахи, кушаки, сарафаны, платки).

Время реализации : 1 час.

Возраст детей: 7-17 лет.

Ход мероприятия

В горнице сидят хозяйки – Матвеевна и Еремеевна.

Матвеевна (смотрит в окно ):

Отошла пора работ -
Поле больше не зовет.

Еремеевна:

Обмолочены снопы,
Хватит хлеба до весны!
А потом еще до лета -
Хвала Господу за это!

Матвеевна.

Сколько красок за окном –
Осень радует листом!

Презентация «Осень в родном краю».

Еремеевна:

Хорошо в родном краю!
Хочешь? Песню вам спою!

Матвеевна:

Разухабилась, девица!
Знаю, петь ты мастерица!

Еремеевна:

Может, самовар поставить?
Гостю радость предоставить!

Матвеевна и Еремеевна:

Внучка! Настенька! Сюды!
Принеси скорей воды!

Танец с коромыслами.

Музыкальное сопровождение «Пошла млада за водой» .

Еремеевна:

Все же скучно нам сидеть
И в окошечко глядеть.

Еремеевна:

Нас позвали веретена,
Труд домашний и знакомый.

Матвеевна:

Может, в гости кто придет?
Пляску спляшет иль споет?

Матвеевна и Еремеевна:

Очень рады мы гостям!
Приходите в гости к нам!

Еремеевна:

Никак гомон за окном?
Песни звук доносится.

Матвеевна:

Знать, и в наш сегодня дом
Осенины просятся!

Зал исполняет русскую народную песню «Ой, цветет калина».

Еремеевна:

Вон молодцы удалые идут, девиц красных за руки ведут! Песни распевают, осень величают.

1-й молодец:

Осень, осень,
Тебя в гости просим!

2-й молодец:

- С обильными хлебами,
С высокими снопами.

3-й молодец:

- С листопадом и дождем,
С перелетным журавлем.

1-я девица :

Осень, осень,
Погости недель восемь!

2-я девица:

С громами сильными,
С дождями, с ливнями.

3-я девица:

С обмолоченным снопом
И румяным пирогом!

4-я девица:

Осень не браните,
Осень не журите!

5-я девица:

Осень славную,
Листопадную!

Хозяйки:

Осень, осень, на порог!
Осенинщикам – пирог!

Матвеевна:

Здравствуйте, гости дорогие!

Еремеевна:

Здравствуйте, работнички удалые!

Вместе:

Милости просим!

Матвеевна:

Мир вам, гости дорогие,
Вы явились в добрый час.

Еремеевна:

Встречу теплую такую
Мы готовили для вас.

Матвеевна:

Хлебосольством да радушием
Знаменит родной наш край.

Еремеевна:

Здесь для вас обряды русские
Да медовый каравай.

Матвеевна:

Вы, девицы-красавицы, присаживайтесь в девичий уголок, ближе к печке и прялке.

Еремеевна:

А вы, молодцы-удальцы, - на мужские лавки.

Хозяйки угощают гостей караваем. Гости отламывают кусочки хлеба, макают по традиции в соль и съедают.

На завалинке, в светелке
Иль на бревнышках каких
Собирали посиделки
Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели
Иль под светлый небосвод,
Говорили, песни пели
И водили хоровод.

Хоровод «Во поле береза стояла».

Матвеевна:

Осень в этом году знатная – урожаем богата!

Еремеевна:

А у вас, гости дорогие, какие нынче урожаи?

Гости (хором):

1-й гость:

2-й гость:

Сноп от снопа – целая верста.

3-й гость:

Копна от копны – целый день езды.

4-й гость:

А как поедешь, так три дня проедешь.

5-й гость:

Так вы это не жали! У межи лежали!

6-й гость:

А вот мы-то жали, пожали! Три пуда нажали!

7-й гость:

Первый пуд – на еду,
Второй – на семена,
Третий – про запас.

1-й гость:

Что посеешь, то и пожнешь.

2-й гость:

Что пожнешь, то и смолотишь.

3-й гость:

Что смолотишь, то и смелешь.

4-й гость:

Что смелешь, то и съешь!

Матвеевна и Еремеевна .

Давайте посмотрим, какой вы урожай собрали.

Литературная композиция «Урожай».

Капуста:

А я сочная капуста,
Витаминами горжусь!
В голубцы, борщи, салаты
Я, конечно, пригожусь.
А какие вкусные щи мои капустные!

Чеснок:

Я на грядке уродился,
Весь на дольки развалился.
Не беда, что горький,
Съешьте все по дольке.
Кто здоровым хочет быть,
Должен с чесноком дружить!

Яблоко:

Я крепкое, хрустящее,
Чудо настоящее.
Желтое и красное,
Кожица атласная.
Яблочко румяное
Детям всем желанное!

Баклажан:

Мое имя – баклажан.
Фиолетовый кафтан.
Ты сырым меня не жуй,
Для икры я пригожусь!

Свекла:

Свекла для борща годится,
Покраснела, как девица.
Без нее и винегрет
Не получишь на обед.

Тыква:

Я тыква большая
И желтая вроде.
Я тыква смешная,
Расту в огороде.
Меня солнышко греет,
И дождь поливает,
А птички с утра
Песни мне напевают.

Огурец:

Я длинный и зеленый,
То свежий, то соленый.
Расту я в огороде,
Любим во всем народе.
Вот какой я молодец,
Называюсь огурец!

Груша:

Называют меня грушей.
Я скажу, а ты послушай.
Полюбите меня, дети,
Я полезней всех на свете!

Морковь:

У моркови красный носик,
Сочный, вкусный, сладкий плод.
А зеленый пышный хвостик
Украшает огород.

Помидор:

Я толстый красный помидор,
Люблю детишек с давних пор.
Я витаминов сундучок,
А ну-ка, откуси бочок!

Картофель:

Я на любом столе – любимый самый,
И в честь меня пора давать салют.
Ведь из картофеля на кухне мама
Вам приготовит сотню разных блюд.

Фасоль:

Фасоль в стручке запряталась,
Сидит там до поры.
Когда же сбросит платьице,
То станет раскрасавицей,
Румяной от жары.

Репа:

Репа - овощ не простой,
Хоть немножко горьковат.
И, как врач, он золотой -
Лечит горло у ребят.
Помогает он и взрослым
И под осень плодоносит.
Неприметный корнеплод
Что как врач у нас растет.

Колос:

Будут щи, и будет каша.
Сытно будет в доме нашем.
Но главнее в доме, знай –
Ароматный каравай!

Хозяйки:

А первый наш поклон земле-матушке за дары богатые!
А второй наш поклон люду доброму - труженику!
А наш третий поклон – Богу милосердному!

Хозяйки:

Славно вы все поработали, богатый урожай собрали.

Гости:

Наши руки никогда не знают скуки!

Еремеевна:

Вечерочки хороши,
Посиделки для души!

Матвеевна:

Много мы обрядов знаем.

Еремеевна:

А давайте Кузьминки обыграем!

Гости:

А что такое Кузьминки?

Матвеевна:

Кузьминки – один из осенних праздников, который отмечают 14 ноября. Праздник святых Кузьмы и Демьяна. В этот день не только работают, но и веселятся.

Гости:

А кто же такие Кузьма и Демьян?

Матвеевна:

В народе сказывают, что Кузьма и Демьян были замечательными мастерами – кузнецами и плотниками. Они ходили по деревням и всем помогали, а денег за это не брали. За это их и прозвали «бессребрениками». Сельские мужики твердо почитали Кузьму и Демьяна кузнецами или просто «рукоремесленниками». И за удачей в кузнечных делах уповали на содействие этих святых.

Еремееевна:

А ещё говорят, что Кузьминки – по осени поминки. В этот день на селе устраивали проводы осени и встречу зимы. После службы в храме затевали общие «ссыпины» – ссыпали ячмень, другое зерно в общий амбар, начинали варить «мирское пиво» к ближайшему престольному празднику. Вечером варили ссыпную кашу, веселились и устраивали гуляния.

Матвеевна:

А кто знает, какие блюда в этот день подавали?

Гости:

Не знаем! А какие?

Матвеевна:

Кузьминки – куриные именины. На Кузьму и Демьяна – курицу на стол! Кузьма и Демьян – большие работники – кузнецы и плотники. Парням помогают хлеб молотить, а девушкам – пряжу вить.

Ребята-кузнецы:

Настала пора и нам себя показать! А что, хозяюшки, кузнецы вам не нужны?

Матвеевна и Еремеевна:

А что вы умеете делать?

Ребята-кузнецы:

А вот что! Посмотрите да вместе с нами отдохните!

Выступление ансамбля ложкарей.

Музыкальное сопровождение «Во кузнице».

После выступления кузнецы-молодцы показывают хозяйкам свою работу – подкову.

Матвеевна:

Славная работа!

Один из кузнецов кладёт подкову на дежу.

Матвеевна:

Ах, ты, молодо-зелено! Разве ты не знаешь, что мужчинам не то чтобы прикасаться к дежке нельзя, даже заглядывать в неё строго возбраняется!

Еремеевна:

Дежка в доме – предмет особый! В ней хлебушко настаивается, силу набирает!

Матвеевна:

В ней малых деток купали да от болезней излечивали.

Еремеевна:

И невесту встарь на свадьбе на дежу сажали, долю добрую ей прочили.

Матвеевна:

У нас сегодня на посиделках столько рукодельниц собралось!

Еремеевна:

Девицы-красавицы! Прям невестушки!

Матвеевна:

Пусть покажут своё мастерство!

Еремеевна:

А мы посмотрим да подумаем, которую первой на дежу в скором времен сажать будем!

Выступление ансамбля «Прялица».

Матвеевна:

Вот порадовали, красавицы!

Еремеевна:

Спасибо, рукодельницы! А за это мы расскажем вам о женской покровительницу – Параскеве Пятнице.

Ведущий:

27 октября празднуется день Параскевы Пятницы. Одну из девочек, родившуюся в 3 веке в городе Икония, нарекли Параскева. В ее Житии сказано, что родители особо почитали день страданий Господних – пятницу, поэтому и назвали дочь Параскевой, что в переводе означает «пятница». Повзрослев, Параскева дала обет безбрачия и посвятила себя служению Христовой веры.

На Руси Параскева особо почиталась женской частью населения. Ее считали суровой, твердой, волевой женщиной. Существует поверье, что Параскева ходит по земле в виде молодой девушки-крестьянки или монашки и примечает, кто как живет, как соблюдает христианские правила и обычаи. Богоотступников наказывает, благочестивых – награждает.

В народе ее считали покровительницей домашнего хозяйства, пособницей в женских заботах. В это день не работали. Нельзя было мыть голову, купать детей. Пословица предостерегала: «Кто в пятницу много смеется - тот в старости много плачет».
Параскева – грязниха, порошиха, льняниха. На Параскеву начинали мять и трепать лен.

А сейчас наши хозяюшки поделятся опытом возделывания льна и покажут обрядовый танец «Ох, и сеяла Ульяница ленок».

Исполнение танца.

Матвеевна:

Хорошо мы поработали!

Еремеевна:

Хороший урожай собрали!

Вместе:

Значит, год будет добрым и сытным!

Матвеевна:

Испекли мы, принесли
С пылу, с жару пироги!
К ним – баранки русские –
Румяные да вкусные!

Еремеевна:

- Пригласим гостей в кружок –
Съешьте свежий пирожок!
Помогите, гости, съесть
Пирогов хоть пять иль шесть!
Калачи бегут в карман –
Это вам гостинец дан!

Матвеевна и Еремеевна:

Хочешь есть пироги –
Поскорей сюда беги!

Матвеевна:

Самовар наш запыхтел, закипел,
Чай горячий и бодрящий подоспел!
И беседа хорошо ведется,
Коль седьмая чашка чаю пьется!
Чай не пил - откуда сила!
Чай попил – совсем пропал!

Еремеевна:

Чай наш крепкий, русский, сладкий,
Он дает здоровье вам!

Матвеевна:

Просим вас, гости дорогие, отведать наше угощение.

Еремеевна:

Не зря говорят: «Не красна изба углами, а красна – пирогами!»

Гости:

За пирогами и чаем и мы не заскучаем!

Участники посиделок уходят со сцены под русскую народную пляску, вовлекая в нее зрителей.

Литература.

  1. И.Каплунова, И.Новоскольцева. Сборник «Как у наших у ворот».
  2. Картушина М.Ю. «Русские народные праздники в детском саду». - М., 2006.
  3. Жмулина Е.О. Фольклорный праздник «Посиделки на Покров», старшая группа.
  4. http://samarapedsovet.ru/load/doshkolnoe_obrazovanie/scenarii_igry_meroprijatija/posidelki_na_pokrov/109-1-0-79

Утренник «Осенние посиделки»

Цель: Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, интерес к окружающему миру, развивать творческие способности учащихся.

Целевая аудитория: 2 класс

Ход мероприятия

Учитель: Осень, осень на дворе. Листья падают с деревьев, трава увядает. Улетели птицы, на хвостах своих лето унесли. Только некогда грустить. Сегодня у нас праздник осени. В тереме осеннем окна и двери распахнуты настежь- дождь идёт ли, ветер ли свистит. Заходите к нам,люди добрые. Праздник осени у нас и светло и весело. Вот какие украшения осень здесь развесила!

Добрый вечер, гости званые и желанные!
Милости просим на осенние посиделки!
Всех приглашаем, душевно встречаем.

Дети :Мы пять раз в ладоши хлопнем
И пять раз ногами топнем,
В гости осень позовем,
Праздник осени начнем.

Учащиеся читают стихотворения:

1.Осень, милая шалунья, разместилась тут и там,
Как заправская колдунья разукрасила свой храм.
Гроздья - яхонты калины восхищают красотой.
Ты замедлила смотрины, так замедли шаг, постой!
Дай тобой полюбоваться!
Дай наслушаться тебя!
Не спеши уйти, расстаться,
Не позволь затмить себя.

2.Как красиво всё кругом
Золотым осенним днем:
Листья желтые летят,
Под ногами шелестят!
3.Осень - времечко сырое,
Дождик льется с высоты.
Люди чаще раскрывают
Разноцветные зонты!
4.Осень - чудная пора,
Любит осень детвора!
В лес с корзинками мы ходим,
Много там грибов находим!
5.Осень, Осень золотая,
Хорошо, что ты пришла!
Ты и яблок, ты и меду,
Ты и хлеба принесла!

6. Осень! Славная пора!
Любит осень детвора.
Сливы, груши, виноград -
Всё поспело для ребят.

7. И арбуз, увидев важный,
Оживится детвора.
И радушно скажет каждый:
Все: Здравствуй, осени пора!

8.Бродит в роще листопад
По кустам, по клёнам.
Скоро он заглянет в сад
Золотистым звоном.

9. Соберём из листьев веер
Яркий и красивый.
Побежит по листьям ветер
Лёгкий и игривый.

10. Гнёзда чёрные пусты.
Меньше сделались кусты.
Ветер листья носит:
Осень, осень, осень!

Исполняется песня « Падают листья»

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Птицы на юг улетают-

Гуси, грачи, журавли
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.

В руки возьмём по корзинке,

В лес за грибами пойдём,

Пахнут пески и тропинки
Вкусным осенним грибком.

Деление учащихся на 2 команды «Кленовички», « Берёзочки» (из мешочка достать кленовый листочек- красный, берёзовый листочек- жёлтый). Образовавшиеся команды рассаживаются на свои места.

Члены жюри выбираются из присутствующих родителей.

(за каждый правильный ответ-1 балл)

Ведущий:
Собирают осенью урожай плодов.
Много людям радости после всех трудов.
И мы осень встречаем
Богатым урожаем.

Станция « Чудо-овощи»

1 задание –Загадки с грядки (по 7 загадок каждой команде)

1.Взяли мы ее одежку,

В кадочках теперь не пусто -

В них заквасится... (капуста)

2.Под землей живут семейки,

Поливаем их из лейки.

И Полину, и Антошку

Позовем копать... (картошку)

3.Ох, наплачемся мы с ним,

Коль почистить захотим.

Но зато от ста недуг

Нас излечит горький... (лук)

4.На арбуз похожая -

Тоже толстокожая.

К платью желтому привыкла,

Греется на солнце... (тыква)

5.Этот овощ тыкве брат -

Тоже с виду толстоват.

Лег под листик на бочок

Между грядок... (кабачок)

6.Лезут по веревочке

Братья с грядки-горочки.

Эти братья - близнецы,

А зовут их... (огурцы)

7.Летом, не боясь жары,

Зрели красные шары.

Вызрели как на подбор.

Что за овощ? (Помидор)

8.Желтый мячик в землю врос,

Сверху лишь зеленый хвост.

Держится за грядку крепко

Круглый овощ. Это... (репка)

9.Раскололся старый дом:

Было мало места в нем.

Все жильцы встревожены.

Кто они? (Горошины)

10.Растут на грядке елочки,

Не колют их иголочки.

В земле запрятан ловко

Их корешок... (морковка)

11.Под землею подрастала,

Круглой и бордовой стала.

Под дождем на грядке мокла

И попала в борщ к нам... (свекла)

12.Хоть чернил он не видал,
Фиолетовым вдруг стал,
И лоснится от похвал
Очень важный… (Баклажан)

13. Он бывает, дети, разный –
Желтый, травяной и красный.
То он жгучий, то он сладкий,
Надо знать его повадки.
А на кухне – глава специй!
Угадали? Это… (Перец)

14.Круглый бок, желтый бок,
Сидит в грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это? (Репка)

Минутка -прибаутка для души, для шутки

Сценка «ПОМИДОР-ЗАЗНАЙКА»
Огурец и помидор
Как-то раз вступили в спор:
Кто полезнее из них,
Кто вкуснее из двоих?

Помидор был очень гордым,
Называл огурчик твёрдым
И безвкусным, как вода.
Говорил: “А я всегда
Очень сочный, мягкий, красный!”

“Разошёлся ты напрасно, -
Огурец ему сказал, -
Зелен ты пока и мал.
Окончательно созреешь,
Только если покраснеешь.

А меня уже едят,
Мной вовсю давно хрустят.
Даже самый маленький
Я всегда удаленький!”

2 конкурс « Эрудит»

1.Какие овощи усатые?(фасоль, горох)
2.У какого овоща есть глазки? (картофель)
3.Какой овощ мешал спать принцессе?(горох)
4.В каком овоще 2 ноты? (фа-соль)
5. Какой овощ тянули всей семьёй? (репка)

«КОТ В МЕШКЕ»
Надо определить на ощупь овощ или фрукт, не вынимая его из мешочка.

(за каждый отгаданный предмет-балл участнику команды)

Учитель: А сейчас послушайте одну очень интересную историю

ИСТОРИЯ КАРТОШКИ

Картошка для нас – очень привычный и незаменимый овощ.

Кто любит картофель варёный, жареный, печёный? Но мы совсем забыли, что этот овощ, прежде чем попасть на наш стол, проделал длинный путь.

Это было давным-давно, более четырёхсот лет назад. Два испанских пирата: Франциско Писсаро и Диего Альмаро отправились в Южную Америку, в сказочную, неведомую страну – Перу. Они мечтали овладеть богатствами этой страны.

Много нового и необычного увидели они в Перу. Особенно поразило их то, что всё население питалось какими-то странными корнеплодами. Это были подземные плоды невзрачного на вид растения «папа», ныне хорошо знакомого нам картофеля.

Кто скажет, с чьим именем связано появление картофеля в России?

Пётр 1 прислал из Голландии мешок картофеля своему приближённому Шереметьеву и приказал разослать клубни во все концы государства для того, чтобы население занялось разведением картофеля.

Постепенно привезённые из Испании как чудо «земляные орехи» стали для нас Вторым хлебом. В Испании их назвали тартуфолли, а у нас это название прижилось как картофель. При дворе Петра 1 его выращивали в качестве цветов и пудры для париков, которую делали из картофельного крахмала.

Игра-минутка для души, для шутки

« Собери картофель» - на полу рассыпан картофель, у двоих детей из разных команд завязаны глаза, по сигналу начинают собирать в корзинку. (балл присуждается тому, у кого больше « урожай»)

Сценка « Спор овощей»

1-й ведущий: Баклажаны синие, красный помидор
Затевают длинный и серьезный спор.

Овощи: Кто из нас, овощей, и вкуснее, и нужней?
Кто при всех болезнях будет всем полезней?

2-й ведущий: Выскочил горошек - ну и хвастунишка!

Горошек (весело):
Я такой хороший зелененький мальчишка!
Если только захочу, всех горошком угощу.

1-й ведущий: От обиды покраснев, свекла проворчала:

Свекла (важно):
Дай сказать хоть слово мне,
Выслушай сначала:
Свеклу надо для борща
И для винегрета.
Кушай сам и угощай -
Лучше свеклы нету!

Капуста (перебивая):
Ты уж, свекла, помолчи!
Из капусты варят щи!
А какие вкусные
Пирожки капустные!
Зайчики-плутишки
Любят кочерыжки.
Угощу ребяток
Кочерыжкой сладкой.

Огурец (задорно):
Очень будете довольны,
Съев огурчик малосольный!
А уж свежий огуречик
Всем понравится, конечно!
На зубах хрустит, хрустит...
Я могу вас угостить!

Редиска: (скромно):
Я - румяная редиска.
Поклонюсь вам низко-низко.
А хвалить себя зачем?
Я и так известна всем!

Морковь (кокетливо):
Про меня рассказ не длинный.
Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок и грызи морковку -
Будешь ты тогда, дружок, крепким,
сильным, ловким!

2-й ведущий: Тут надулся помидор и промолвил строго:
Помидор: Не болтай, морковка, вздор.
Помолчи немного!
Самый вкусный и приятный
Уж, конечно, сок томатный!

Дети: Витаминов много в нем.
Мы его охотно пьем!

1-й ведущий: У окна поставьте ящик,
Поливайте только чаще,
И тогда, как верный друг,
К вам придет зеленый...

Дети: Лук.

Лук: Я - приправа в каждом блюде
И всегда полезен людям.
Угадали? Я ваш друг.
Я - простой зеленый лук.

Картошка: Я, картошка, так скромна,
Слова не сказала.
Но картошка всем нужна:
И большим, и малым.

Баклажан: Баклажанная икра так вкусна, полезна...

2-й ведущий: Спор давно кончать пора, спорить бесполезно!

Все: Чтоб здоровым, сильным быть,
Нужно овощи любить
Все без исключенья!
В этом нет сомненья.

Исполняется песня « Урожай»

Мы корзиночки несем,

Хором песенку поем.
Урожай собирай
И на зиму запасай.
Припев: Ой, да, собирай

И на зиму запасай.

Мы - ребята-молодцы!
И фасоль, и горох.
Урожай у нас неплох.
Припев: Ой, да, и горох!
Урожай у нас неплох.

Ты, пузатый кабачок,
Отлежал себе бочок,
Не ленись, не зевай,
А в корзину полезай
Припев: Ой, да, не зевай

И в корзину полезай.

Едем, едем мы домой

На машине грузовой.

Ворота отворяй,

Едет с поля урожай.

Припев: Ой, да, отворяй,

Едет с поля урожай!

И опять минутка для шутки (дети читают шуточные стихи)


1.Если нос у малыша приплюснутый немножко.

Значит люди говорят, нос его -картошкой.

2.Мать учитель вызвал в школу рассказать о сыне.

Знать получит дома он по тыкве и по дыне.

3.Мать нотацию читала долго так, что аж устала.

А потом ушла со вздохом -как об стенку всё горохом.

4. Если дали нам решать трудную задачку,

Чтоб решенье написать, надо репу почесать.

5.Кто-то трудится как вол, а в карманах пусто.

А кто-то пачками стрижёт зелёную капусту.

6. Если в овощных куплетах, вы себя узнали.

Значит, угадали мы, в яблочко попали.

Конкурс для родителей

Фразы на осеннюю тему (сказать вторую часть)

Возьму лук….– свяжу в косичку и подвешу к потолку. (примерный ответ)

Возьму картошк – выкопаю из земли и разложу сушить.

Возьму яблоки – засыплю сахаром и сварю варенье.

Возьму капусту – нашинкую и сварю борщ.

Возьму лопату – наточу и буду копать огород.

Возьму кукурузу – обломаю и сварю.

Возьму виноград – раздавлю и выжму сок.

Возьму грушу – сорву её, сочную и свежую, и съем.

Возьму огурцы – засолю в бочке.

Возьму рябину – обваляю в сахаре и украшу ею торт.

Возьму орех – разобью молотком и съем серединку.

Станция « Остроглаз»

1.Осень подойдет неслышно,

Тихо встанет у ворот.

В огороде листик вишни

На дорожку упадет.

Это первая примета,

Что от нас уходит лето.

2. А вторая - куст малины

В нитях белой паутины.

Чуть короче станет день,

Потемнеют облака,

Словно их накроет тень,

Станет пасмурной река -

3. Третья верная примета:

Осень бродит близко где-то.

Ранним утром на поляны

Лягут белые туманы,

А потом уж, жди не жди,

Моросящие дожди

Пеленой затянуть просинь -

Значит наступила осень.

1 конкурс « Угадай природное явление, которое происходит только осенью»

1 команда – ЛИСТОПАД

2 команда- ЛЕДОСТАВ

2 конкурс « Эрудит»

1.Кто собирает яблоки спиной? (Ёжик.)

2.Какой лесной житель сушит грибы на дереве? (Белка.)

3.Листья каких деревьев осенью краснеют? (Осины, рябины, клёна.)

4.У какого зверя осенью в листопад появляются детёныши? (У зайца.)

5.Какая ягода бывает красной, белой, чёрной? (Смородины.)

6.Кто полгода живёт без обеда? (Медведь, ёж)

7.У какого дерева всегда дрожат листья? (У осины.)

Игра-минутка для души, для шутки

« Собери листочки» (по 3 человека с каждой команды, листочков-5, кто возьмёт последний лист, тот приносит очко команде)

Станция « Календарь народных примет»

Читает учитель:

Приметы сентября:

Гром в сентябре предвещает теплую осень.

Чем суше и теплее сентябрь, тем позднее наступит зима.

Если журавли осенью летят высоко – осень будет продолжительной.

Приметы октября:

Гром в октябре сулит бесснежную зиму. (был гром)

Появление комаров – к мягкой зиме.

Поздний листопад – к суровой и продолжительной зиме.

Поздний грибок – поздний снежок.

Приметы ноября:

В ноябре зима с осенью борется.

Ноябрь – месяц слякоти и пороши.

У дуба и осины самый поздний листопад.

В ноябре рассвет с сумерками в середине дня встречается.

Чтение примет из проектов детей-( проекты выполнялись заранее, зачитывались на уроке окружающего мира, задача детей вспомнить примету и назвать вторую часть)

Если ночь на первое января звёздная, то быть большому урожаю ягод.

Воробьи барахтаются в пыли и чирикают- жди дождливой погоды.

Появились комары поздней осенью -к мягкой зиме.

Много ягод на рябине - к холодной зиме.

Вороны садятся на вершины деревьев - к морозу, на нижние ветки -к ветру.

Осенью птицы летят низко- к холодной зиме , высоко- к тёплой зиме.

Музыкальная пауза

Мы осенние частушки
Пропоем сейчас для вас!
Громче хлопайте в ладоши,
Веселей встречайте нас!
1.Огуречным было лето,

Пострадали мы за это:

Не хватало банок маме,

2.Тучи ходят, тучи ходят,

Дождик льёт, как из ведра.

Хорошо нам петь частушки

У закрытого окна!

3.Наш любимый кабачок

Отлежал себе бочок.

Мамочка пожарила,

Съесть дружка заставила!

4.Огуречным было лето,

Пострадали мы за это:

Не хватало банок маме,

Мыться негде - рассол в ванне!

5.Тыкву нашу поливали
Утром, вечером и днем!
Тыква выросла большая,
И теперь мы в ней живем!

6 .Не болеем больше гриппом,

не боимся сквозняка,

Все таблетки заменяет

нам головка чеснока.

7.Разудалый я силач -
Гну рукой подковку!
Потому, что я жую
Каждый день морковку.
8.Тучка глупая не знала,
Что уж осень здесь настала.
Огневой лесной наряд
Ливнем тушит час подряд.

9.Оля бусы из рябины
Нанизала метров пять.
Чтобы их носить на шее,
Надо ей жирафом стать!

10.Вот и осень наступила,
Можно в куртке пофорсить.
Летом мне ее купили,
Не давали поносить.

11.Ох, художница ты, Осень,
Научи так рисовать.
Я тогда в твоей работе
Тебе буду помогать!
Все: Осень, осень, до свиданья,
Мы прощаемся на год.
Улыбнись нам на прощанье,
В гости к нам зима идет!

Учитель:

В древней Руси первый день сентября, был первый день встречи с осенью и назывался в народе летопроводцем. Сентябрь- самый сухой месяц осени Эти тёплые деньки называются Бабьим летом. В сентябре запасали на зиму горькую ягоду рябину. Рябиной украшали крыльцо да окошки, чтобы клевать ягоду прилетали

птицы. На зиму отжимали из рябины горький сок, имеющий чудесную силу – он сохранял в течение зимы весь запас осенних витаминов, помогал от простуды и хвори. В сентябре люди собирали овощи и картофель с огородов.

Учащийся:

Я – октябрь. В старину меня называли «Хмурень» , «Листопадник», « Вершиной осени» Я – десятый месяц в году.

Учитель: Действительно, в октябре все больше хмурых дней, чаще идут дожди.

В этом месяце природа готовится ко сну. Дел у всех невпроворот.

Деревьям надо вовремя сбросить листву, насекомым – хорошенько

схорониться в лесную подстилку или забиться в щели,

последним птицам поспешить с отлётом в тёплые края.

Говорят, что с Покрова до обеда стоит осень, а после обеда – зима.

В этот день делали последний сбор грибов. Ну, а вы грибы знаете.

Конкурс « Угадай грибок» (за верный ответ 1 балл)

ЗАГАДКИ:

И красив он и велик. Это гриб… (Боровик)

Точно жёлтые цыплятки, разбрелись в бору …(Маслятки)

Разбежались по опушке, полосатые … (Волнушки)

Если грибок рыжий, значит это… (Рыжик)

Учитель: Небо закрыто тяжелыми облаками, идёт снег пополам с дождём.

Уже все перелётные птицы покинули родные места. В ноябре осень

с зимой встречается. Ноябрь – это месяц первых морозов и снега.

В середине месяца есть праздник Кузьминки. В народе говорили:

«Кузьминки – по осени поминки» . После кузьминок падал снежок,

засыпал землю. А в избах запасались работой на долгие зимние вечера.

Кузьминки называли девичьим праздником. Девушки в этот день

соревновались между собой – кто вкуснее приготовит угощение.

В народе было принято устраивать проводы осени.

И устраивали эти проводы после того, как был собран весь урожай.

Игра «Лужи»

На полу раскладывают кружки. Делают две дорожки. Ребята должны пробежать,наступая только на кружки. (побеждает тот участник, кто не пропустил ни одного кружка)

Конкурс « Назови лишнее»

Учитель читает стихи поочерёдно каждой команде, д ети внимательно его слушают и, если слышат "лишнее" слово, начинают хлопать в ладоши.

Улетели птицы:
Голуби, куницы.

Улетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи.

Улетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки.

Улетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи
Чибисы, ежи.

Улетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Лебеди и утки
И спасибо шутке.

Учитель: Осень – время уборки урожая, когда людям приходится много трудиться. Давайте сейчас мы вспомним пословицы о труде. (Начало и конец пословиц написаны на карточках, ребята составляют пословицы и объясняют значение, каждой команде по 4 пословицы)

1. Кто не работает … (тот не ест.)
2. Землю красит солнце, а … (человека – труд.)
3. Где труд, там и … (счастье.)
4. Делу время, а … (потехе час).
5. Откладывай безделье, да … (не откладывай дела.)
6. Не поклонясь до земли и … (грибка не поднимешь.)
7. Без труда … (не вытащишь и рыбки из пруда.)
8. Труд кормит, а … (лень портит.)

Заключительная часть (в этот момент жюри подводит итог)

1. Промелькнуло быстро лето,
Пробежало по цветам.
За горами бродит где-то
И без нас скучает там.

2. Солнышко усталое,
Скупо греешь ты.
Желтые, да алые
Кружатся листы.

3. Листопад, листопад,

Листья жёлтые летят.

Жёлтый клён, жёлтый бук,

Жёлтый в небе солнца круг

Жёлтый двор, жёлтый дом,

Вся земля желта кругом.

Желтизна, желтизна.

Значит, осень – не весна.

4.Любое время года нам нравится, друзья.

И осень золотую мы любим – Да! Да! Да!

И листопад, и дождик, и сказочный туман,

И птиц, летящих к югу,караван.

5. Как осенью красиво! Листва шумит игриво

И шепчет шаловливо: «До встречи, до весны!

А птицы, улетая, и нам крылом махая,

Кричат: «Пока, до встречи! До встречи! До весны!»

6.Нам осень щедро дарит богатый урожай.

Всю зиму вспоминаем тебя мы, так и знай.

Ты отдохни немножко и силы накопи,

А через годик снова приходи!

Уходит осень щедрая от нас,

Её теплом мы были все согреты

И пусть останется в сердцах у вас

Наш праздник

До свиданья, в добрый час!

Праздник заканчивается чаепитием.

Статьи по теме: