Дидактические игры по окружающему миру начальной школы. Дидактические игры на уроках окружающего мира. Интеллектуальная игра для школьников

Известно, что интерес к учебной деятельности у детей резко возрастает, если они включены в игровую ситуацию. В игре ребенок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению. Цель игры - помочь серьезный, напряженный труд сделать занимательным и интересным для учащихся.

В связи с особенностями развития умственно отсталые дети нуждаются в целенаправленном обучающем воздействии педагога. Спонтанного усвоения общественного опыта у них практически не происходит. Для организации обучения и воспитания необходимо развить у таких детей интерес к предмету. И здесь неоценимы дидактические игры, которые должны привлекать внимание, заинтересовывать. Педагогу необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношения к деятельности.

Умственно отсталому ребенку для усвоения способов ориентировки в окружающем, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуется гораздо больше повторений, чем нормально развивающемуся.

Основная задача дидактических игр состоит в том, чтобы развить у умственно отсталых детей поисковые способы ориентировки при выполнении задания, а на этой основе создать интерес к свойствам и отношениям предметов, к их использованию в деятельности и, таким образом, подвести их к подлинной зрительной ориентировке.

Многие дидактические игры ставят перед умственно отсталыми детьми задачу рационального использования имеющихся знаний в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения.

Предлагаемые дидактические игры – это лишь ступенька к творчеству, подсказка, опираясь на которую педагоги пополнят свою педагогическую копилку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Известно, что интерес к учебной деятельности у детей резко возрастает, если они включены в игровую ситуацию. В игре ребенок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению. Цель игры - помочь серьезный, напряженный труд сделать занимательным и интересным для учащихся.

В связи с особенностями развития умственно отсталые дети нуждаются в целенаправленном обучающем воздействии педагога. Спонтанного усвоения общественного опыта у них практически не происходит. Для организации обучения и воспитания необходимо развить у таких детей интерес к предмету. И здесь неоценимы дидактические игры, которые должны привлекать внимание, заинтересовывать. Педагогу необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношения к деятельности.

Умственно отсталому ребенку для усвоения способов ориентировки в окружающем, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуется гораздо больше повторений, чем нормально развивающемуся.

Основная задача дидактических игр состоит в том, чтобы развить у умственно отсталых детей поисковые способы ориентировки при выполнении задания, а на этой основе создать интерес к свойствам и отношениям предметов, к их использованию в деятельности и, таким образом, подвести их к подлинной зрительной ориентировке.

Многие дидактические игры ставят перед умственно отсталыми детьми задачу рационального использования имеющихся знаний в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения.

Предлагаемые дидактические игры – это лишь ступенька к творчеству, подсказка, опираясь на которую педагоги пополнят свою педагогическую копилку.

БАНК ИГР

ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ

С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ.

МИР ЗВЕРЕЙ, ПТИЦ, РЫБ.

КТО ГДЕ ЖИВЁТ?

ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки диких и домашних животных; картинки с изображением силуэта дома и дерева.

Педагог предлагает детям правильно разместить животных: возле домика _ домашних животных, вокруг дерева – диких. За неправильно данный ответ ученик платит фант.

КТО ПРИДЁТ К МЕДВЕДЮ В ГОСТИ?

ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки.

На наборном полотне выставлены предметные картинки с изображением моркови, бочонка мёда, грибов и т.д . Создаётся игровая ситуация: медведь ждёт гостей и приготовил для них угощение. Ученики должны отгадать, кого ждёт медведь.

КТО ПРИДЁТ К ФИНИШУ ПЕРВЫМ.

ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки или игрушки.

На наборном полотне выставлены предметные картинки: медведь, заяц, черепаха. Игровая ситуация: животные – спортсмены. Учащиеся должны определить, кто из этих зверей быстрее бегает, и распределить между ними первое, второе и третье места.

КТО НА КОГО ПОХОЖ?

ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки.

На наборном полотне выставлены предметные картинки : ласточка, стрекоза, акула. Дети называют те предметы, контуры которых напоминают форму этих животных. Например: самолёт – ласточку, вертолёт – стрекозу, подводная лодка акулу.

КТО ЭТО?

ОБОРУДОВАНИЕ: картинки с изображением зверей и птиц.

1-й вариант : Игроки поочерёдно берут картинки у ведущего, но так, чтобы другие дети не видели, что на них нарисовано. Тот, кто вытянул картинку, имитирует голос и движение изображенного на ней животного, а остальные отгадывают, что это за животное.

2–й вариант: Дети становятся в круг. В центре – педагог в роли ведущего. По его сигналу дети движутся то влево, то вправо, при этом приговаривая:

Ровным шагом и подскоком

Мы идем в руке рука.

Вы скажите – мы покажем.

Сделайте…вот так!

После слова «покажем» дети останавливаются и смотрят на ведущего. Ведущий говорит: «Медведь идёт (зайчик прыгает т.д.)»; в ответ дети должны имитировать движения заданного животного или птицы.

В конце игры называются те дети, которые наиболее удачно имитировали движения животных и птиц.

КТО ЛЕТАЕТ, БЕГАЕТ, СКАЧЕТ?

Играющие сидят или стоят полукругом, ведущий – посередине, объясняет:»Я буду говорить: птица летает, бабочка летает и т.д., а вы каждый раз поднимаете руку. Будьте внимательны: я могу назвать неправильное действие (например, кот летает)- тогда руку поднимать не нужно».

В начале игры учитель говорит медленно, останавливаясь после каждой фразы и давая детям время на обдумывание. В дальнейшем можно говорить быстрее и усложнить игру – ведущий поднимает руку независимо от того, нужно это делать или нет. В конце игры педагог отмечает наиболее внимательных детей.

ДОМАШНИЕ И ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА : знать признаки деления животных на домашних и

диких, знать отдельных представителей обеих групп.

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ : Учитель показывает изображение животного, а ученик говорит, к какой группе оно относится. Для усложнения игры можно использовать загадки.

НАЗОВИ ДЕТЁНЫШЕЙ.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: знать названия детёнышей домашних и диких животных.

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ : учитель показывает карточку взрослого животного, а ученик называет детёныша. Лошадь, волк, корова, медведь, коза, собака, овца, лось, свинья, заяц, курица, кролик.

РАЗЛОЖИ ПРАВИЛЬНО КАРТИНКИ.

ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки с изображением птиц.

В игре участвуют две команды.

Педагог предлагает детям рассмотреть на картинках птиц и назвать их. Затем участники каждой команды должны разложить картинки в два ряда так, чтобы в первом ряду были птицы, которые летают, а во втором – птицы, которые летают и плавают. Или: в первом ряду – зимующие птицы, а во втором – перелётн

ВРЕМЕНА ГОДА И ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ.

ВРЕМЕНА ГОДА.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: формирование представлений о влиянии сезонных изменений в природе на жизнь человека.

ОБОРУДОВАНИЕ: набор больших картинок с изображением времен года и 4 набора маленьких картинок с изображением предметов, которыми пользуются люди в то или иное время года (одежда, орудия труда, игровой инвентарь).

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: класс делится на 3 команды. Каждой команде даются наборы больших и маленьких картинок. Дети должны разложить предметные картинки на соответствующие изображения времен года. Выигрывает команда, которая быстрее и точнее справится с заданием.

КАКОЕ ВРЕМЯ ГОДА?

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: закрепление знаний о временах года. Формирование ассоциативно-образного мышления.

ОБОРУДОВАНИЕ: четыре таблички с надписями «зима», «весна», «лето»,»осень» у каждого ученика.

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: класс делится на команды. Учитель объясняет, что сейчас он будет читать загадки о временах года, а игрокам нужно поднимать соответствующие карточки с отгадками. Если все члены команды отгадали правильно, то команде начисляется очко, Затем учитель начинает игру, используя следующие загадки:

Кто поляны белит белым Шагает красавица,

И на стенках пишет мелом, Легко земли касается,

Шьёт пуховые перины, Идёт на поле, на реку

Разукрасил все витрины? И по снежку и по цветку.

Наступили холода, Липа цветёт,

Обернулась в лёд вода, Рожь колосится,

Перестал медведь реветь: Золотится пшеница.

В спячку впал в бору медведь. Кто скажет, кто знает,

Кто скажет, кто знает, Когда это бывает?

Когда это бывает?

Я раскрываю почки, Я соткано из зноя

В зелёные листочки, Несу тепло с собою

Деревья одеваю, Я реки согреваю,

Посевы поливаю. «Купайтесь!» - приглашаю.

Утром мы во двор идём, Несу я урожаи,

Листья сыплются дождём. Поля вновь засеваю,

Кто скажет, кто знает, Птиц к югу отправляю,

Когда это бывает? Деревья раздеваю.

Выигрывает команда, у которой больше всего очков.

БЫВАЕТ – НЕ БЫВАЕТ

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: учить распознавать времена года.

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: Педагог говорит: «Я вам расскажу о том, какая бывает погода в то или иное время года, чем занимаются взрослые и дети, а вы должны сказать, бывает ли так в это время года».

Педагог. Выпал снег и зацвели подснежники.

Дети. Так не бывает.

Педагог. Почему? Когда идёт снег? Когда цветут подснежники?

В дальнейшем можно использовать такие «путаницы»: Мальчик поехал на лыжах собирать землянику. На клумбе цветут розы, а дворник сметает с тротуара снег.

Падают жёлтые листья, дети впервые пошли в школу.

Зацвели цветы, птицы улетели, на деревьях распускаются почки и т.д.

ПРИМЕТЫ ЗИМЫ.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА : развитие творческих способностей, Закрепление знаний о зиме.

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: педагог говорит: « Много примет у красавицы- зимы. Ярко светит, но не греет солнце, Мороз разрисовал окна. Весело поскрипывает снег под ногами. А что ещё можно рассказать о зиме? Ну-ка давайте посоревнуемся между собой!»

В конце игры подводятся итоги соревнования, победители награждаются бумажными снежинками.

Аналогично может быть проведена игра по приметам других времён года .

МИР РАСТЕНИЙ.

НАЙДИ ДЕРЕВО.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: Формирование умения находить дерево по его описанию. Развитие наблюдательности.

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: игра проводится в парке или в саду. Учитель описывает внешний вид дерева: его размеры, цвет, форму листьев, наличие семян и плодов. Учащиеся самостоятельно и молча определяют, что это за дерево. После слов учителя «Раз, два, три – беги!» - ребята бегут к намеченному дереву». Игра повторяется несколько раз. Затем учитель отмечает самых внимательных и наблюдательных игроков.

НАЙДИ ПАРУ.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА : закрепление знаний о лиственных деревьях.

ОБОРУДОВАНИЕ: листья и плоды разных деревьев.

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: Играющие делятся на две команды: одной раздают листья, другой - плоды. По сигналу ведущего дети становятся парами так, чтобы листья соответствовали плодам.

Правильно составленная пара проходит через « волшебные ворота» (двое детей с поднятыми вверх руками). Если же задание выполнено неправильно, ворота закрываются (поднятые руки опускаются).

НАЙДИ ПЯТЬ ОДИНАКОВЫХ ЛИСТЬЕВ.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: закрепление знаний о породах лиственных деревьев и кустарников. Формирование навыков соотнесения листьев с самими растениями. Развитие наблюдательности.

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: игру нужно проводить во время осенней экскурсии на прогулке в парке, сквере, саду. Учитель показывает детям листок с дерева или кустарника. Учащиеся должны найти по 5 листьев этого же растения(причём найти их на земле, а не сорвать), принести их учителю, назвать дерево или кустарник, с которого они опали. Выигрывают первые пять человек, которые правильно выполнили задание.

ФРУКТЫ – ОВОЩИ.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: совершенствовать умения различать овощи и фрукты. ОБОРУДОВАНИЕ: два одинаковых набора карточек (по 20 – 30 карточек в каждом с изображением овощей и фруктов).

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: дети делятся на две равные команды по количеству игроков команды. Каждой команде даётся набор карточек, Первая команда должна выбрать те карточки,на которых изображены овощи, вторая – фрукты. Игра начинается по сигналу учителя. Побеждает та команда, которая быстрее справится с заданием.

ПОСАДИМ ОГОРОД.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: совершенствование умения различать овощи и фрукты.

ОБОРУДОВАНИЕ: Два одинаковых набора карточек (по 20 – 30 карточек в каждом с изображением овощей и фруктов).

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ : Дети делятся на две равные по количеству игроков команды. Каждой команде даётся набор карточек. Первая команда должна выбрать те карточки, на которых изображены овощи, вторая – фрукты. Игра начинается по сигналу учителя. Побеждает та команда, которая быстрее справится с заданием.

ВЕРШКИ И КОРЕШКИ.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: З акрепление знаний об овощах.

ОБОРУДОВАНИЕ: Реальные «вершки» и «корешки» овощей или картинки с их изображением.

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: Игра проводится во время прогулки.

1-й вариант. Педагог делит детей на две группы. Одной из них он раздаёт «корешки» (лук, репа, морковь, картофель и др.), другой – «вершки» этих растений. Все « вершки» этих растений. Все «вершки» и «корешки» перемешались. По сигналу педагога: «Раз, два, три – свою пару найди!» все дети подбирают себе пару.

2-й вариант. « Корешки» стоят на месте. По площадке бегают «вершки». По команде педагога они должны встать так, чтобы ботва и корень составили одно целое.

Правильность выполнения задания могут проверить « волшебные ворота» (двое детей) или сам педагог.

КАКИЕ ОВОЩИ НУЖНЫ ДЛЯ БОРЩА.

ОБОРУДОВАНИЕ: реальные овощи или предметные картинки с их изображением.

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ : Педагог предлагает детям «сварить» к обеду борщ. Ученики выбирают овощи, которые нужны для борща (капуста, свёкла, фасоль, морковь, лук и т.д.). Среди овощей должны быть и те, которые для борща не нужны (например, огурец, кабачки и др.).

УРОЖАЙ.

ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки с изображением овощей, фруктов и насекомых.

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: предметные картинки располагаются на столе изображением вниз. Играющие по очереди берут картинки. Тот, кто взял картинку с изображением насекомого, теряет ход, т.е. не выкладывает картинку на стол, а кладёт её обратно, и все картинки снова перемешиваются.

Выигрывает тот,у кого собран самый большой «урожай» овощей и фруктов.

ЧТО РАСТЁТ В ЛЕСУ?

По заданию ведущего игроки по очереди называют растения, которые растут в лесу. Например, первый говорит: «Маслята». Второй: « Малина». Третий: «Ель» и т.д. Тот, кто дал неправильный ответ или не смог вовремя вспомнить название растения, выходит из игры.

Победителем считается тот, кто смог последним назвать растение.

По аналогии можно предложить детям другие игровые вопросы: Что растёт в поле? Что растёт в саду? Что растёт на лугу? Что растёт в саду? Что растёт на огороде?

ЛЕСНЫЕ – САДОВЫЕ.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА : закрепить знания садовых и лесных растений.

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: Педагог называет лесные и садовые растения. Задача игроков – не ошибиться в их делении на группы и хлопнуть в ладоши только тогда, когда будет звучать название садового растения.

По окончании игры определяется победитель – тот, кто ни разу не ошибся в продолжение всей игры.

ДЕРЕВЬЯ, КУСТАРНИКИ, ТРАВЫ.

Эту игру можно проводить тогда, когда ученики знают признаки деревьев, кустарников и трав.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: Знать морфологические признаки растений, уметь группировать их по этим признакам

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: Учитель показывает берёзу, ель, дуб. Дети отвечают, что это деревья. Жасмин, сирень – показывает учитель, ученики отвечают, что это кустарники. Учитель показывает подорожник, мать-и-мачеху, ученики отвечают,что это травы. После игры желательно провести экскурсию, чтобы дать возможность детям увидеть те растения, кустарники и травы.о которых говорилось.

СЪЕДОБНОЕ И НЕСЪЕДОБНОЕ.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: учить распознавать по внешним признакам съедобные и несъедобные грибы.

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: учитель показывает грибы, если они съедобные, то ученики хлопают в ладоши, и учитель кладёт съедобные грибы в корзину. Если несъедобные, то дети не хлопают в ладоши.


Я учу детей решать экологические задачи с помощью приемов выявления и разрешения экологических противоречий. Выявление противоречий позволяет ребенку выявить самую суть: проблему. Поставить себя на место природного объекта, найти те природные ресурсы, которые могут помочь решить задачу так, чтобы не навредить окружающим.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры по окружающему миру

Берегите Землю. Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинке солнечные блики,

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю! Берегите!

М. Дудин

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от природы. Еще И.М. Сеченов писал о прирожденном и «крайне драгоценном» свойстве нервно-психической организации ребенка – безотчетном стремлении понимать окружающую жизнь. И.В. Павлов это свойство назвал рефлексом «что такое?», под влиянием которого ребенок обнаруживает качества предметов, природных объектов, устанавливает для себя связи между ними.

Почему именно природе отводится особая роль в формировании личности ребенка? Да потому, что природа окружает ребенка с первых дней его жизни. Ребенок знакомится с природой еще до того, как произнесет свои первые слова и сделает самостоятельные шаги. У детей рано проявляется стремление к активному познанию природы, которая притягательна для него благодаря своему красочному, постоянно изменяющемуся миру. Это дает ребенку массу ярких впечатлений, вызывает радостные эмоции, заставляет исследовать непознанное и незнакомое.

Я учу детей решать экологические задачи с помощью приемов выявления и разрешения экологических противоречий. Выявление противоречий позволяет ребенку выявить самую суть: проблему. Поставить себя на место природного объекта, найти те природные ресурсы, которые могут помочь решить задачу так, чтобы не навредить окружающим. В этом помогают следующие игры.

Игра «Найди главное»

Предлагается список систем. Для каждой из них подобрано несколько подсистем, которые могли бы входить в их состав. Надо определить, какие две подсистемы обязательно являются частями данной системы, а без каких она вполне может существовать.

Лес – охотник, волк, деревья, тропинка, кусты, болото.

Река – берег, рыбы, рыболов, тина, вода.

Игра «Что с чем взаимосвязано»

На листе беспорядочно расположены природные системы: живая и неживая природа. В центре фигура человека. Ребенку предлагается провести линию от человека к любой природной системе. Например: человек–камень.

– Какие бывают камни? (Драгоценные, хрупкие, крепкие, галька.)

– Как человек воздействует на камень?

– Как человек использует камень?

– Что полезного он в нем находит для себя? что вредное?

Затем составляем коллективный рассказ, где героями будут человек и камень.

Игра «Заметь необычное»

Эту игру можно проводить на экскурсиях, наблюдая за окружающими объектами, находя необычные, редко встречающиеся предметы. Дети говорят, где их можно применить в жизни.

Игра «Разные дома»

Принцип игры – обговорить с детьми, найти картинки с изображением разных домов животных и человека, не только привычных, но и тех, куда они приходят, если случается беда или природный катаклизм, например, засуха. Если в деревне не хватает пищи – мы идем в лес по грибы, по ягоды.

Главное в этой игре показать, что мы зависим от природы, природа зависит от нас.

Игра «Портрет»

На листиках нарисованы элементы каких-либо объектов. Это могут быть части тела человека, животного, птицы, рыбы. Выбрав листик, дети называют, часть чего или кого изображено. Надо построить-дорисовать на листке какой-либо реальный или фантастический образ. Затем можно изобразить свой объект мимикой или жестами.

Игра «Фантастические гипотезы»

Предложить детям поразмышлять, что было бы, если б внезапно исчезло солнце? Что было бы, если бы на Северный полюс попал слон?

Игра «Что случится, если...»

Детям предлагают представлять все знакомые предметы и явления в новых, необычных ситуациях. Например, что все цветы растут внутрь земли? Как их увидеть?

Игра «Загадывание желаний»

Игра помогает детям выразить свою индивидуальность, высказать самые заветные мечты, соизмеряя свои действия с окружающей природой. Можно предложить им представить: что было бы, если бы я был цветком, ... если бы я стал птицей, я бы...

Игра «Исправляем ошибку – составляем рассказ»

Детям предлагаются предложения, в которых допущены самые разные природные ошибки. Надо придумать реальные рассказы на экологическую тему.

Лягушка раскрыла зонтик, потому что пошел дождь.

Мужик взял пилу и пошел в лес рубить дерево и т.д.

Игра «Природные связи»

Дети выбирают карточку с изображением растения или животного. Называя выбранное, объясняют свое мнение: нужное это растение (животное) или нет. Например, воробей – не нужен. Уничтожает хлебные посевы. Второй ребенок доказывает обратное, объясняет, почему воробьев нельзя уничтожать.

Игра «Фантастическая птица»

Надо придумать фантастическую птицу. Затем – необычное для нее гнездо. Но для этого надо вспомнить, какие жилища бывают и из чего их делают.

– Где бывают гнезда? (На земле, в дереве, на ветке.)

– Из чего бывают? (Из веточек, пуха, травы, мусора.)

– Какая подстилка?

– Какой вход? Способ строительства? И т.д.

Игра «Да-нетка»

Ведущий загадывает какой-либо природный объект, природную систему, но вслух не называет ее. Дети с помощью вопросов пытаются отгадать, какой именно объект загадал ведущий. Вопросы задаются четко, чтоб можно было ответить на вопрос «Да» или «Нет».

Игра «Наоборот»

Воспитатель называет обратную последовательность природных явлений. Например, стало вокруг мокро, сыро и пошел дождь. Солнце спряталось, и появились тучи. Появилась на небе радуга, и засияло солнышко.

Дети должны восстановить правильную последовательность событий.

Игра «Утверждения – возражения»

Нужно находить обоснованные возражения для обоснованных утверждений.

Например, дерево – несъедобный материал, потому что человек его не ест. Нет, дерево вполне съедобно, потому что им любят лакомиться всякие жучки.

Игра «Полезное действие – вредное последствие»

Полезное действие – поливать растение, вредное последствие – если это кактус, то он погибнет. Можно поиграть и наоборот «Вредное действие – полезное последствие». Обломал весной ветки сирени – сирень стала расти гуще, стала более раскидистой.

Игра «Что произойдет?»

Например, если бабочку сильно уменьшить, то она будет жить в цветке колокольчика. Если бабочку сильно увеличить, то на земле появится экологически чистые красивые самолеты.


МБОУ «СОШ №8»
Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан


Интеллектуальная игра
по окружающему миру
для 2 класса
(УМК «Школа России»)


Учитель начальных классов
Ефимова Ирина Николаевна


Г. Нижнекамск
2012г.

Интеллектуальная игра по окружающему миру для 2 класса.

1 слайд
Цели: Обобщить знания о животных и явлениях природы.
Развивать познавательный интерес к природе, логическое мышление, умение работать сообща.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: презентация, карточки с ребусами, карточки с задания-ми, карточка для пятого испытания.

2 слайд
« …С природой дело обстоит совсем иначе, чем, скажем, с дворцами, разрушенными войной, - их можно построить заново. А вот если уничтожить живой мир, то никто, никакая сила не сможет создать его вновь»
Человек-часть природы. Он не может жить без природы. Но часто человек и уничтожает своим отношением и действиями природу. К сожалению, то что бездумно было потеряно, часто восстановить бывает невозможно. К тому что нас окружат, приносит пользу и умиротворение, нужно относится бережно и постараться сохранить для будущих поколений.

3 слайд
Сегодня, во время интеллектуальной игры, проверим какая команда луч-ший знаток природы.
Все команды пройдут 6 испытаний:
1. Загадки
2. Самый читающий
3. Прятки
4. Вопросы для любознательных
5. Самый смекалистый
6. Ребусы

4 слайд
Первое испытание –загадки.
1.Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и всё же
Без него мы жить не можем.
воздух

5 слайд
2.Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет,
Заплачет она и умрет.
сосулька

6 слайд
3.Рассыпался горох
На семьдесят дорог:
Никто его не подберет.
град

7 слайд
4.Лежало одеяло мягкое, белое, землю грело.
Ветер подул, одеяло сдул.
Солнце припекло, одеяло потекло.
снег

8 слайд
Второе испытание – определяем самую читающую команду. Все вы любите читать? И наверное прочитали много интересных книг. В книгах часто героями бывают животные. Вот о них и пойдёт речь.
Вспомните и назовите сказку и её автора, где один из главных героев – птица.

9 слайд
1. сова
А. Милн, Б. Заходер «Винни-Пух и все-все-все»

10 слайд
2 ласточка
Г.Х. Андерсен «Дюймовочка»

11 слайд
3. лебедь
Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок», «Дикие лебеди».

12 слайд
4.галчонок
Эдуард Успенский «Дядя Фёдр, пёс и кот»

13; 14; 15 слайд
Третье испытание- прятки. Ребята вы любите играть в прятки? В этом ис-пытании слова от вас тоже спрятались. Они часто играют в прятки и наде-ются что вы их быстро найдёте.
Давайте попробуем найти два хитрых слова.
шутка
укротитель
А сейчас все команды получат хитрые слова. Нужно как можно быстрее их найти.

16; 17 слайд
МУЖЧИНЫ
ГОЛОСОВАНИЕ
ДОСАДА
ПОСЁЛОК
СЕРЁЖКА
ЗАСЛОНКА
КОНЬКИ
СКИТАЛЕЦ
СОЛЕНЬЕ
ПОБЕЛКА

Пока команды ищут спрятавшиеся слова, проверим, как знает природу зал.

18 слайд
Четвёртое испытание – самый любознательный.
Проверим, какая команда самая любознательная.
1.Какой снег быстрее тает, чистый или грязный?
Ответ: грязный снег тает быстрее.

19 слайд
2.Сколько крыльев у жука?
Ответ: 2 пары, то есть 4 крыла.

20 слайд
3.У кого глаза на рогах, дом на спине?
Ответ: улитка

21 слайд
4. На следу, каких хищных зверей нет отпечатков когтей и почему?
Ответ: кошек. Они умеют втягивать когти.

22 слайд
Пятое испытание – самый смекалистый.
Всем командам задаём один вопрос. В чём ошибка?
Пока они думают, поработаем с залом.

23 слайд
Ответ: моржи распространены в водах Северного полушария Земли.
Пингвины обитают в южном полушарии.

24 слайд
Шестое испытание – ребусы.
Каждая команда получает по ребусу.

25 слайд
ответ: кабан

26 слайд
ответ: хомяк

27 слайд
ответ: крот

28 слайд
ответ: тигр

29 слайд
Подведение итогов игры. Награждение победителей.

Вопросы для работы с залом.
1. Кто из этих животных впадает на зиму в спячку: заяц, лось, белка, медведь.
2. Кто из этих животных не живёт в тайге: волк, жираф, лиса.
3. Хлеб всему голова. Что это? Загадка, пословица, колыбельная, сказка.
4. Какое из перечисленных растений является лекарственным: крапива, колокольчик, василёк.
5. Какой из этих грибов существует на самом деле? Лисички, Зайчишки, Медвежки, Енотики.
6. Какой из грибов ядовитый: белый гриб, дождевик, белый навозник.
7. Кого называют королём грызунов: суслик, бобр, хомяк.
8. Это животное хищник, питается дождевыми червями, яйцами, грибами, может даже съесть змееныша; на зиму впадает в спячку. Ёж, крот, волк, лиса.
9. Кого называют глазастым охотником: варан, стрекоза, лягушка.
10. Это растение используют в лекарственных целях, оно символ России, и девчонки гадают на нем. Цветик-семицветик, ромашка, одуванчик, роза.
11. Как называется насекомое, которое собирает нектар и пыльцу с цветов, складирует их в ульях, имеют острые жала для защиты? Пчела, оса, шмель, муха.
12. Как называется наша планета? Меркурий, Земля, Венера, Россия.
13. Какие из этих птиц занесены в красную книгу: утка-мандаринка, сокол, воробей.
14. Какие из перечисленных змей ядовитые: гадюка, уж, кобра.
15. Это часть тела человека, которая может поднять, схватить, сжать, погладить, постучать, покрошить, похлопать. Рука, нога, глаз, живот.
16. Этот гриб называют царем грибов. Поганка, мухомор, красноголовик, белый гриб.
17. Назовите перелётных птиц: кукушка, ласточка, стриж.
18. Эта птица не умеет летать, относиться к семейству страусиных, довольно большого размера. Эму, фламинго, павлин, курица.
19. Это животное живет непосредственно в водоеме, строит себе хатки из деревьев, срезая их собственными зубами. У них очень мощный хвост. Утка, бобр, ондатра, хомяк.
20. Какое из этих животных живёт в пустыне: верблюд, тигр, волк.

Статьи по теме: