Корейская игра камушки. Игра пять камней. камушки самая древняя игра. как сделать из бумаги. камушки из бумаги своими руками. Более сложные классики для игр детей во дворе

Во что поиграть с детьми во дворе. Классики. Штандер. Камушки. Резиночки и другие игры для детей во дворе с подробными иллюстрациями и видео.

Во что поиграть во дворе? Существует очень много традиционных интересных игр, которые не всем известны. Сегодня я хочу рассказать об играх во дворе, которые прошли проверку временем, в которые играли наши мамы, мы, и, надеюсь, будут играть наши дети.

1. Классики – самая известная игра во дворе.

Что развивает игра в классики?

Игра в классики развивает глазомер, координацию движений, чувство равновесия. А еще, как и любая другая игра с правилами, естественно и непринужденно учит ребенка управлять своими поведением в соответствии с правилами. И здесь у ребенка нет протеста, т.к. правила диктуются не взрослым, а самой игрой. Именно умение управлять своим поведением в соответствии с правилами, умение не только побеждать, но и проигрывать является очень важным для подготовки ребенка к школьному обучению.

Что нужно для игры в классики:

  • Небольшая площадка асфальта во дворе дома.
  • Мел, чтобы нарисовать фигуры.
  • Плоская тяжелая шайбу. Ей может быть плоский камешек или черепок. Можно сделать специальную шайбу для игры в классики своими руками. Для этого нужно взять плоскую металлическую коробку из-под монпансье, наполнить ее песком или чем-то тяжелым, заклеить клеем (клеевым пистолетом). Иногда в магазинах продаются готовые тяжелые металлические шайбы для игры в классики. Они очень удобны, но, к сожалению, их сейчас трудно найти в продаже

Какие бывают классики? Как играть в классики?

Самый простой вид игры во дворе – это классики. А самый простой вид классиков – это улитка. В классики «улитка» можно играть даже одному игроку, пытаясь провести мяч по кругу в нужных клеточках. А можно соревноваться в паре, тройке, четверке или пятерке – кто быстрее пройдет улитку без ошибок. Более 5 игроков для дошкольников не следует брать в игру т.к. дети дошкольного возраста не могут долго ждать своей очереди.

1.1.Классики «Улитка»

Классики «Улитка» состоят из обычных клеточек и заштрихованных клеточек.

Правила игры в классики «Улитка»

  • В заштрихованные клеточки нельзя наступать.
  • В заштрихованные клеточки нельзя попадать камешком.
  • Если попадешь на заштрихованную клетку ногой или камешком (шайбой), то придется начинать всё сначала.
  • Если попадешь ногой на любую нарисованную черту улитки, то придется начать сначала.

Если ребенок играет один, то при ошибке он возвращается и начинает всё сначала. Можно ставить задачу на время – за сколько минут удастся пройти улитку без ошибок?

Если играет группа игроков, то при любой ошибке право игры переходит следующему по очереди игроку.

Улитка может быть как очень короткой – счет до 10 (для дошкольников), так и очень длинной с большим количеством клеточек – до 30 клеточек (для школьников).

Несомненный плюс классиков «Улитка» — это то, что для них не требуется большой площади.

Играть в классики «Улитка» очень просто. Собираемся во дворе и устанавливаем очередность по считалке или по жребию.

Тот, кто будет играть первым, начинает.

  • Он бросает камушек (шайбу) в первую клеточку и прыгает на одной ножке в эту клеточку так, чтобы не задеть ни одной линии.
  • Затем носком ноги он старается передвинуть шайбу так, чтобы она передвинулась в следующую клеточку. Если камушек при передвижении попал на одну из линий, то придется начать все сначала. И уступить ход другому игроку.
  • Когда дойдешь до «огня» — заштрихованной клеточки, надо огонь перепрыгнуть. Для этого носком ноги нужно подтолкнуть шайбу и передвинуть ее вперед, пропуская заштрихованную клетку огня. Вслед за шайбой нужно самому перепрыгнуть в эту клеточку. Если шайба или нога задела заштрихованную клеточку или любую линию улитки, то придется уступить ход и начать все сначала.

Задача игрока – провести камушек без ошибок и заступов до середины улитки и вернуться обратно. В середине улитки можно поменять ногу.

Вы спросите – а что делать, если я гуляю во дворе одна со своим ребенком, и других детей нет. Как что? Играть вместе с ним! Стать партнером по игре. И для здоровья полезно! И малыш получит несравненное удовольствие! Я до сих пор благодарна моей маме, бабушке, дедушке за то, с каким удовольствием и с каким творчеством они играли со мной в моем детстве! В том числе во дворе и даже в классики!

1.2. Более сложные классики для игр детей во дворе.

Варианты классиков представлены на рисунках. Их очень много! В них можно начать играть, когда «улитка» уже освоена.

Общие правила игры в эти классики такие. На асфальте во дворе чертят фигуру. Можно начертить фигуру палочкой на земле, но в этом случае линии будут стираться при заступах, и их придется постоянно обновлять. Каждое отделение в этой фигуре – это класс. Все по очереди пытаются пройти все классы (как в школе, только очень быстро).

Как играть в классики с дошкольниками:

Классики для игры с дошкольниками представлены на рисунке выше.

Что делает игрок:

  • Бросает шайбу в первый класс. Если он попал в отделение с цифрой 1 (т.е. в первый класс) и шайба не задела ни одной линии, то можно продолжать.
  • Игрок впрыгивает в первый класс , стараясь не задеть ни одной линии этой фигуры. Если задел линию – то придется передать ход другому игроку. Если не задел линий – можно продолжать дальше.
  • Далее нужно носком ноги выбить камешек наружу из первого класса и выпрыгнуть самому из этого класса. Главное – снова не задеть ни одной линии ни шайбой, ни ногой. Вот и пройден первый класс. Если была ошибка – то придется начать сначала (если играешь один) или передать ход другому игроку.
  • Далее игрок проходит второй класс . Он бросает камешек (шайбу) во второй класс так, чтобы камешек не задел ни одной линии. Прыгает сам на одной ноге сначала в первый класс, а потом во второй класс, не задевая линий фигуры.
  • Выбивает шайбу носком ноги и выпрыгивает сам. Наш игрок прошел уже два класса.
  • Также проходится третий класс.
  • А далее задания изменяются. Проходим четвертый, пятый, шестой и седьмой классы. Игрок берет шайбу в руки и прыгает в четвертый класс . Ребенок встает так, чтобы одна его нога была в четвертом классе, а другая в седьмом (проверьте, когда будете рисовать классики, чтобы это было удобно выполнять ребенку). Далее перепрыгивает так, чтобы одна нога была в шестом классе, а другая в пятом классе.
  • В разных вариантах игры бывает, что требуется повторить предыдущие движения три раза, держа в руке шайбу. Иногда сбоку от классиков рисуют полукруг – место для отдыха. Туда можно впрыгнуть один раз за игру и чуть –чуть отдохнуть.
  • Возвращаемся обратно. Игрок бросает камешек в седьмой класс и запрыгивает в него. Носком ноги ребенок пытается толкнуть шайбу и передвинуть ее в шестой класс. Если это удалось, шайба попала в нужный класс, и ни шайба, ни ноги не задели линий, то ребенок прыгает сам в шестой класс. Дальше он передвигает шайбу в пятый класс, и вслед за ней прыгает в пятый класс. И так доходит до первого класса, выбивает шайбу из него и выпрыгивает сам из классиков. Все классы пройдены!
  • Теперь нашего игрока ждет «экзамен» — так же как и в школе. «Экзамен» может проходить по-разному. Например, можно положить шайбу на носок обуви и пройти через все классы, не уронив шайбу и не заступив на линии или за линии. Если это удалось, то игра в классики закончена. Игрок может оставить игру (другие игроки в это время проходят разные классы) или начать играть снова.

Правила игры в классики:

  • В следующий раз игра начинается с того класса, в котором ошибся игрок.
  • Ошибкой считается: 1) попадание шайбы не в тот класс, 2) заступ ногой на любую линию фигуры классиков, 3) попадание шайбы на любую линию фигуры классиков.

Другой вариант игры в классики во дворе:

  • Игроки не выбивают шайбу за пределы классиков, а ведут ее последовательно от класса к классу (как это делается в классиках «улитка»).
  • В классиках после последнего класса есть полукруглый «дом». В нем можно отдохнуть, постояв на двух ногах перед обратным путем к первому классу. В дом можно попасть, перепрыгнув через огонь.
  • Если игрок случайно попал ногой или шайбой в «огонь», то ему придется пройти дополнительный экзамен. Какой будет этот «экзамен» в игре – решают сами игроки. Варианты экзамена – пропрыгать (без камешка) на одной ноге все классы без ошибок, при этом другие игроки смешат – корчат рожицы, поют смешные песенки. Или зажав вещь (кепку, коробочку) под коленом согнутой ноги, пропрыгать все классы (без шайбы) на другой ноге туда и обратно. Если это удалось, то дается еще одна попытка забросить шайбу в дом. Если этот не удалось, то игрок уступает ход следующему игроку.

Если Вы знаете другие виды игры в классики или помните, как Вы играли в классики в детстве, то буду очень рада, если поделитесь своими опытом в комментариях.

2. Играем во дворе: игра с камушками.

Из камушков можно выкладывать фигуры (можно использовать в дополнение веточки и палочки). А еще можно поиграть в игру, развивающую координацию движений рук. В эту игру меня научила играть моя бабушка, когда мне было четыре года. И с тех пор я в нее играю:). Играть в нее можно не только во дворе, но и в лесу, на пляже, в дороге.

Как играть в игру «Камушки».

Найдите легкие плоские небольшие камешки. Положите один камешек к себе на ладонь. Подбросьте его. Пока камешек находится в полете, Вам надо быстро перевернуть руку ладошкой вниз. Причем рассчитать так, чтобы камушек попал на тыльную сторону кисти руки и остался на ней лежать.

Теперь Ваша рука «смотрит» ладошкой вниз. Вы снова делаете резкое движение кистью, подбрасывая камушек в воздух. И пока камушек летит, Вам надо быстро повернуть руку так, чтобы ладошка снова смотрела вверх. И чтобы камешек «приземлился» ровно на Вашу ладошку.

Если Вам это удалось, что Вы прошли «первый класс».

Во втором классе Вы кладете два камушка на ладошку и пробуете повторить все действия так, чтобы камушки не упали.

В третьем классе Вы кладете на ладошку три камушки. И так далее.

Нам удавалось удерживать на ладони до 8 камешков одновременно (естественно, при тренировке в ходе регулярных игр).

Соревноваться в этой игре нужно не с другими игроками, а с самим собой. Вчера еле-еле один камешек смог подбросить и удержать на руке. А сегодня три!!! Это успех! А завтра попробую четыре! Попробуйте – это не так просто, как кажется на первый взгляд! Но очень увлекательно и полезно для развития!

Другие игры с камешками во дворе, на даче, на пляже.

1. Морская фигура (лесная фигура, городская фигура и т.п.)

Ребенок выкладывает из камешков разного размера и формы фигуру на тему (камешки должны лежать рядом с малышом). Ему дается на это 2-3 минуты. По окончании времени взрослый говорит: «Раз, два, три – морская (лесная, воздушная, городская и т.д.) фигура на месте замри!» и пытается угадать, кто это с помощью вопросов.

Даже если Вы сразу же догадались, кто это, все равно задавайте вопросы. Образцом своих вопросов Вы поможете ребенку научиться вести диалоги и выстраивать вопросы в логической последовательности. Например, спросите малыша: «Это живое или неживое? Оно питается рыбой? Оно большого размера? Оно серого цвета?»

2. Выложи цепочку – загадку из камешков.

Соберите кучку разных камешков. Выложите из них последовательность: большой – маленький – большой – маленький. Или серый – белый – серый – белый. Или ровный – угловатый неровный – ровный – неровный. Или овальный – круглый – овальный – круглый. При этом все камешки должны быть не похожи друг на друга. Например, в последовательности «серый – белый – серый – белый…» камешки могут лежать так:

  • Серый большой овальный
  • Белый большой круглый
  • Серый маленький круглый.
  • Белый большой овальный.
  • Серый маленький неровной формы.
  • Белый маленький овальный.

Для того, чтобы «разгадать» Вашу загадку из камешков, то есть понять закономерность построения последовательности, ребенку придется проанализировать ситуацию и выделить существенный признак от несущественных. Попросите ребенка продлить ряд камушков дальше и проверьте, смог ли он действительно понять закономерность. Помогите малышу вопросами и уточнениями, похвалите его!

После нескольких таких Ваших загадок (конечно, не надо их делать в один день!), малыш сможет и сам загадать Вам аналогичные загадки. Обязательно покажите ему, как Вам интересно разгадывать его загадки! Доставьте радость и себе, и ребенку!

3. Играем в «Штандер» во дворе!

В «Штандер» можно играть с детьми 6 лет и старше.

Все игроки стоят в кругу. Один из них – водящий (назовем его Ромой). У Ромы в руках мяч. Рома подбрасывает мяч и выкрикивает одно из имен игроков (например, Рома выкрикнул: «Саша!»). Все игроки начинают разбегаться в разные стороны, кроме названного по имени игрока Саши. Названный по имени игрок (Саша) быстро подбегает и ловит мяч. Как только Саша поймает мяч, он старается бросить мячик в разбегающихся детей и «запятнать» их, задев их мячиком. Игроки стараются разбегаться так, чтобы в них было трудно попасть мячиком.

Если Саша попал в игрока своим мячом (например, Саша попал в Лену и запятнал ее), то Лена либо выбывает из игры, либо ей назначается фант (какое будет задание, обговаривается до игры, оно может меняться – прокукарекать, проскакать на одной ножке, спеть песню, загадать загадку и т.д.). Если Саша бросил мяч и ни в кого не попал, то Саше назначается фант для отыгрывания, т.е. штраф (какой будет штраф – фант тоже обговаривается до игры)

Игрок, названный по имени (Саша), имеет право либо просто бросать мячик в убегающих детей, либо остановить их. Если он хочет их остановить – «заморозить», то как только он поймает мяч, он громко кричит: «Штандер!». И все игроки должны замереть на месте. Саша начинает целиться мячом в одного из игроков (например, он хочет запятнать Сережу). Сережа, как только он видит, что его хочет запятнать Саша, может уклоняться в сторону, приседать, но не может сойти с места, где его «заморозили».

Играть в штандер хорошо вечером, когда уже не так жарко. В моем детстве «Штандер» была одной из наших любимых игр в школьном возрасте в летнее время. Мы играли в «Штандер» и во дворе, и на летнем выездном отдыхе. Поиграйте и Вы. А если Вы знаете другие правила игры в «Штандер», то буду благодарна, если поделитесь ими в комментариях к статье.

4. Игры во дворе со скакалкой (с прыгалками).

Наверняка многие взрослые уже забыли о том, что можно не просто прыгать со скакалкой, а еще и играть в разные игры. Варианты игр со скакалкой с детьми во дворе я описала ниже. А также множество игр со скакалкой во дворе Вы найдете в замечательном видео!

4.1. Повтори движения.

Для игры нужно чтобы у всех игроков была своя скакалка. Ведущий прыгает на скакалке. Каждые десять прыжков он прыгает по-разному (на двух ногах, на правой, на левой, с перекрестом рук, с двумя оборотами скакалки за один прыжок, с переступанием с ноги на ногу как при ходьбе, с высоким подниманием колен и т.д.). Все другие игроки как зеркало повторяют за ведущим эти движения. Если игрок ошибся – он выходит из игры.

4.2.Шел крокодил.

Играют по очереди, т.е. достаточно одной скакалки на всех игроков. Первый игрок начинает прыгать со скакалкой и говорить слова стишка: «Шел крокодил. Трубку курил. Трубка упала и написала». На последнем слове рифмовки игрок бросает скакалку на землю. Скакалка падает, образуя замысловатый узор из петелек. Дальше нужно встать одной ногой в одну из самых больших петелек и простоять на ней, пока другие игроки считают до 10 (в школьном возрасте можно считать и до 20) или пока до конца не прочитают рифмовку. Один игрок может смешить, пока все другие читают стишок. Задача – не обращая ни на кого внимания, простоять на одной ноге.

Эта игра учит ребенка управлять своим поведением, концентрировать внимание, развивает чувство равновесия.

Победивших в этой игре нет. Все игроки играют с удовольствием. Всегда интересно и неожиданно, какой узор получится из упавшей скакалки. Иногда бывают столь маленькие петельки, что непонятно как в них можно устоять. Иногда большие петли. Другим игрокам интересно смешить. Игра доставляет удовольствие всем!

Правила игры со скакалкой:

  • Если ребенок не смог пропрыгать на скакалке всю рифмовку до конца (скакалка запуталась), то он тут же уступает ход следующему игроку.
  • Если ребенок не смог простоять на одной ноге, то он тут же передает ход следующему игроку.
  • Если ребенок смог сделать всё без ошибок, он получает право поиграть еще второй раз, а дальше в любом случае уступает место следующему игроку.

4.3. Игра со скакалкой «Алфавит».

Со школьниками можно поиграть во дворе в алфавит. При каждом прыжке нужно называть букву алфавита по порядку. Способ прыжка должен быть сложным, требующим координации движений – например, с перехлестом рук через один прыжок.

Если игрок сделал ошибку в алфавите или запутался в скакалке, то он тут же должен назвать растение (животное или город) на эту букву, пока игроки считают до трех. Если он это смог сделать, то он может начать прыгать сначала. Если нет – то он передает скакалку следующему игроку.

С дошкольниками можно упростить эту игру — называть цифры. И способ прыжка сделать простым, без излишних движений.

4.4. Игра «Рыбак и рыбки».

В эту игру можно играть и вдвоем – втроем. Но веселее играть в нее в большой компании взрослых и детей. Для игры потребуется скакалка или веревка. Все игроки встают в круг. В центре круга стоит рыбак. В руках у рыбака скакалка, сложенная в несколько сложений – это его «удочка». Он начинает ловить рыбу. Рыбак опускает один конец своей удочки на землю (при этом ручка скакалки находятся в ладонях рыбака, а к детям направлена часть скакалки, напоминающая веревку – леску удочки). Рыбак крутит свою удочку по кругу, пытаясь задеть веревкой (скакалкой) ноги детей. Дети подпрыгивают вверх при приближении удочки, чтобы скакалка их не задела. Если скакалка задела ноги ребенка, то его «поймали», и он выходит из игры.

Задача рыбок — остаться в игре до ее конца (чтобы рыбак их не поймал).

5. Игры во дворе. Играем с палочкой. Малечена-калечина

Для игры Вам понадобится палочка длиной в 20-30 см. Палочка нужна каждому игроку.

Выбирается ведущий и игроки. Каждый игрок берет палочку. И все, включая ведущего, хором говорят:

«Малечена – калечина,
Сколько часов
Осталось до вечера,
До зимнего?»

После этого все игроки ставят палочку на свою ладонь вертикально и стараются удержать ее в этом положении, не помогая другой рукой и ничем ее не придерживая. Как только все дети поставят палочки на ладошку, ведущий начинает считать: «Раз, два, три… десять!» Выигрывает тот, кто дольше продержал палочку на ладошке.

Если детям это легко удается, то ведущий может в игре усложнить задание – попросить удерживая палочку ходить, присесть и встать, повернуться влево, вправо, вокруг себя.

Правило игры:

Еще сложнее удерживать сразу две палочки — одну на правой руке, а другую на левой ладошке.

6. Резиночки – любимая игра во дворе из нашего детства

С помощью этого замечательного подробного видео Вы вместе с детьми сможете вспомнить все фигуры игры в резиночку или научиться играть в нее!

Для игры Вам потребуется тройка игроков. Два из них держат резиночку, а один прыгает. Если прыгающий делает ошибку, то он уступает место следующему игроку и меняется с ним местами. Теперь уже прыгает другой игрок, а первый держит резиночку.

Какие движения можно делать в этой игре, уровни игры, подробную видеозапись каждого упражнения вы увидите в этом видео для детей

А что делать если нет тройки игроков? В моем детстве мы решали этот вопрос очень просто — зацепляли резиночку за забор или за дерево или за любую металлическую конструкцию для лазания во дворе или даже за горку. Тогда можно играть и вдвоем, и даже одному. Прыгали мы в резиночки не только во дворе, но и дома (но это возможно только на первом этаже, чтобы не волновать соседей) – тогда мы прицепляли резиночку за два стула, и можно было играть даже одной. На стулья для утяжеления клали тяжелые предметы, например, книги.

Еще мы играли в резиночку «одной парой». Если кто-то ошибался, то следующий игрок должен был сначала выполнить движение за него – «выручить» его. А уже затем выполнять свои движения. Если второй игрок тоже ошибался, то очередь переходила к третьему игроку. И третий игрок выручал и первого, и второго, а затем прыгал за себя. Иногда выручать приходилось по второму кругу. Это вариант игры для школьников, если не хватает игроков.

Обычно одни и те же движения в игре в резиночку повторяются. Но сначала резиночка натягивается на уровне стоп, затем на уровне голени, затем на уровне коленей, еще сложнее – на уровне бедер. И самый сложный уровень – уровень пояса. Это перечень уровней для детей от 6-7 лет и старше.

А вот еще одно видео с фигурами прыжков с резиночкой!

Если Вам понравились эти игры во дворе, а статья оказалась Вам полезной, буду благодарна за комментарий к статье.

familyr_papa wrote in February 8th, 2012


текст: Дмитрий Скирюк

Когда я был совсем малышом, у меня было два любимых развлечения: плескаться в воде и собирать камешки. С водой дела обстояли неплохо - можно было наполнить водой старый таз и забавляться сколько угодно; после игры вода использовалась по назначению, а таз возвращался на гвоздик в ванной.

С камнями дело обстояло хуже: они занимали место. Зачем они мне нужны, я внятно объяснить не мог. Круглые, плоские, гладкие, разных цветов, они меня гипнотизировали. Мне казалось, что перекладывая камни, я вношу в свой детский мир порядок, некую систему. Фактически я играл, только правила не мог изобрести. Я всё время перепрятывал их из банки в банку, из коробки в коробку, пока родители не находили и не выбрасывали мою заначку, поелику «и так дома хлама полно».

Думаю, в любой семье подобное случается, и каждый родитель с содроганием может вспомнить, как их отпрыски на отдыхе тащили с пляжа эти камушки горстями и ведёрками. И что же с ними делать, с этими сокровищами - то бишь с камнями и с детьми? Я вам подскажу.

Каждый из нас хоть раз задавался вопросом, какую же настольную игру человек придумал первой: карты? кости? шахматы? Играть в уме непросто, для тактического моделирования человеку требуется инвентарь, картинка, ну а что предоставляет нам природа? Воду, веточки и камни. И поскольку вода для игры как-то малопригодна, остаются камни. В середине прошлого века наука, похоже, окончательно выяснила, что древнейшей настольной игрой в мире является манкала.

Строго говоря, игры с таким названием не существует: манкала (искажённое арабское naqala - «Перемещение») - это большая семья игр с перекладыванием камешков, её история по самым строгим предположениям насчитывает пять тысяч лет, а многие учёные дают ей и все семь. Кто первым додумался набрать камешков и насыпать их в лунки, история умалчивает, но произошло это в колыбели цивилизации, на востоке Африки. Выбитые в камнях ряды лунок найдены в древнем городе Алеппо в Сирии, в храмах Мемфиса, Фив и Луксора в Египте и вдоль караванных путей в южной Африке, в пустыне Калахари. Даже в пирамиде Хеопса археологи нашли такую доску.

Манкала издревле была популярна у кочевых народов - не надо возить собой доску и фишки: достаточно выкопать в земле дюжину лунок, взять горсть кофейных зёрен - и можно играть. Сегодня почти у всех народов Африки и Азии существуют подобные игры. Число лунок, их рядов и камней варьируется, но основные принципы схожи: надо перекладывать камни так, чтоб занять лунку, дающую право отобрать камни у соперника, и в итоге скопить у себя больше камешков.

Помимо чисто развлекательного момента, подобные игры содержат «генетическую память» человечества о переходе от охоты и собирательства к земледелию. Движение по кругу символизирует цикличность года и смену сезонов, раскладывание камешков - одновременно посев зерна и сбор урожая, а пустые лунки - голод и недород. Здесь же прячутся древние гадательные ритуалы и самые первые счётные доски.

Поскольку подобных игр немало, не буду загружать вас лишней информацией и расскажу о самой популярной в Европе разновидности манкалы. Американец Уильям Чемпион, который в 1893 году организовал промышленный выпуск игры, назвал её «Калах» по названию пустыне Калахари, где, по его утверждению игра сохранилась в первоначальном виде.

На самом деле он взял за основу малазийскую манкалу «чонгкак», у которой много вариантов досок (от 5 до 9 лунок на одной стороне). Уильям Чемпион выбрал ту, которая с шестью, и немного упростил правила. В Германии детский вариант этой игры известен под названием «Apfelklau» («Укради яблоко»).

Правила игры

Набор для игры в калах представляет собой доску с двумя рядами лунок по 6 в каждом и 72 камешка. Справа и слева находятся большие лунки, «амбары» - их тоже называют «калах». В каждую лунку (кроме амбаров) кладётся по 6 камешков (если ребенок у вас еще маленький и не вытерпит долгой игры, можно начать с четырех камней в каждой лунке). Играют двое (правда, существуют наборы для игры вчетвером, но сейчас речь не о них).

Один из играющих берёт все камни из любой лунки в своём ряду и раскладывает их слева направо против часовой стрелки, по одному в каждую из следующих лунок - сначала в свои, а потом и в лунки соперника. Чужой калах пропускается, а в свой наоборот - кладётся один камешек. Если последний камень попадает в калах, игрок делает ещё один ход. В середине или в конце игры такая возможность обычно выпадает несколько раз подряд.

Если последний камень попадает в пустую лунку в своём ряду, а противоположная лунка противника не пуста, то все камни из этой полной лунки становятся добычей - их переносят в свой калах (и срубивший их свой камень тоже). Если в конце игры все лунки одного игрока окажутся пустыми, соперник переносит все оставшиеся в лунках камни в свой калах (так поступить он должен даже не в свой ход).

После этого проводится подсчёт. Всего камней 72. Выигрывает тот, в чьём калахе их больше 36. При счёте 36:36 засчитывается ничья.

Если как следует вникнуть в правила калаха, обнаружится дисбаланс. Когда первый игрок делает ход камнями из самой первой (левой) лунки, то последний камень попадает в калах; игрок сразу получает дополнительный ход и этим лишает второго игрока такой возможности. Для уравнивания шансов существует так называемое «правило пирога»: после первого хода второй игрок имеет право развернуть доску, то есть «забрать» этот первый ход себе. В таких условиях первому игроку невыгодно делать выигрышный ход: второй игрок его обязательно себе присвоит. В результате первому игроку приходится делать не сильный, не слабый, а самый сбалансированный ход. Думаю, вам это правило не понадобится - пусть ваш ребёнок просто ходит первым. Но вот если играют двое детей, оно, пожалуй, пригодится.

Особенно приятно то, что в манкале нет шахматных строгостей типа «тронул - ходи». Камни бывают неправильной формы, выпадают из пальцев, образуют в лунках неудобные горки. Потому считается хорошим тоном что-то поправить, разровнять камни в лунках, чтобы игроки могли без труда их подсчитать. Допустимо даже вынуть все камни из лунки, пересчитать их - и сложить обратно, ведь порой возникают ситуации, когда в лунках скапливается по 15-20 камней: воспринять такое количество «на глаз» просто невозможно.

«Да ну, ерунда какая! - презрительно фыркнут некоторые сейчас. - Что может быть интересного в перекладывании камешков!». А между тем учёные не зря называют манкалу «африканскими шахматами» и относятся к ней серьёзно и уважительно, ведь в этой древнейшей игре нет никакого элемента везения, всё зависит только от внимания и интеллекта. В истории игр человечество нескоро вернётся к подобному подходу.

Когда я иду в гости к друзьям и приношу с собой доску и камни, то вижу, как их презрение и скепсис быстро сменяются радостным недоумением. Манкала завораживает и на неискушённого наблюдателя производит впечатление чистого шаманства. Она интересна и начинающим, и мастерам. Правила можно усвоить за пять минут, но сама игра далеко не так проста, как может показаться: у неё особая, трудноуловимая тактика, основанная на точном подсчёте. Всё решают нюансы, каждый ход полностью меняет ситуацию на доске. В частности, по этой причине манкалу в наши дни рекомендуют педагоги и воспитатели для развития у детей внимательности, счётных навыков и мелкой моторики.

Играя в манкалу, ребёнок очень быстро учится вычитать и складывать. Сперва, конечно, он будет мешкать и копаться, считать вслух, отсчитывать лунки пальцем, но не удивляйтесь и не хмурьтесь: вы и сами поначалу будете вести себя так же. Однако вскоре вы с удивлением обнаружите, что сильно улучшили свои счётные навыки и можете мгновенно сосчитать рассыпанные вещи (например, монетки, если их не очень много), без труда проделываете в уме сразу несколько довольно сложных операций на сложение и вычитание - и неплохо помните результаты. Уж в магазине-то вас точно теперь не обсчитают.

Сделаем свой калах?

Что ж, подведём итог. Камней, как я догадываюсь, у нас переизбыток? Отлично. Выбирайте для калаха камни не большие и не маленькие, и лучше круглые, нежели плоские (маленькие и плоские трудно подцепить и вытащить, а большие выпадают из горсти и быстро заполняют лунку). Лучший способ проверить камень на пригодность - покатать его в ладони: хороший камень что называется «сам просится в руку».

Если нет камней, сгодится что-нибудь другое: бусины, кусочки ластика, декоративные стеклянные «капли», шарики из глины, «пластики» и скомканной фольги. Если камешков достаточно, дело за малым: нужна доска. Очень не советую сразу бежать на улицу копать ямки: в Азии и Африке почва сухая и глинистая, и лунки получаются вполне приемлемые, а вот с нашим чернозёмом только перемажешься так, что камни от пальцев не отличишь. Песок не держит форму, на снегу зимой недолго и замёрзнуть… Про асфальт, пожалуй, умолчим.

Конечно, ничто не располагает к игре так, как ощущение гладких камешков в ладони, их шорох, звук падения в лунку (о, да! особенно в свой калах). В странах Азии и Африки традиции изготовления манкалы очень древние: доски там делают из ценных пород дерева, украшают росписью, резьбой, рельефными фигурами, бережно хранят и передают по наследству.

Но искусством резьбы по дереву владеет далеко не каждый, а доступная древесина в наших широтах занозистая, колкая и режется с трудом. Поэтому я советую искать другие варианты.

Можно вылепить доску из гончарной глины или отвердевающего пластика, можно склеить её из картона (например, из упаковок от яиц), главное, чтобы лунки были не слишком глубокие. Лучше всего, конечно, приобрести готовый фабричный калах, однако такая покупка пробьёт ощутимую брешь в семейном бюджете, так что повремените с этим до того момента, когда болезнь перейдёт в хроническую стадию и игра проникнет в плоть и кровь.

А пока - крадёмся на кухню, отвлекаем маму… и утаскиваем полиэтиленовые крышечки для майонезных банок в количестве 12 штук, и ещё две побольше, от компота (маме мы заблаговременно покупаем новые в количестве, достаточном для подавления возникшей турбулентности). Далее берём дощечку и привинчиваем к ней наши трофеи по шесть в два ряда, плюс два компота (тьфу! - калаха) по бокам. Привинчиваем саморезами, поскольку полиэтилен ничем не клеится. А потом садимся и начинаем постигать тысячелетнее искусство игры в калах.

И не спешите забрасывать доску на пыльную полку, если игра вам наскучит! В мире существует много других разновидностей манкалы, калах просто самая известная, но отнюдь не самая красивая из них. Множество игр этого семейства дожили до наших дней, один только перечень займёт целую страницу. В Европе манкала почему-то не прижилась, а вот на чёрном континенте и на Ближнем Востоке, в Китае, в Индии, на Филиппинах, на Цейлоне в неё издревле играют все, от мала до велика, и о некоторых играх я вам непременно расскажу, так что доска вам ещё пригодится. А на юге у вас будет хороший стимул не ругать ребёнка, а помочь ему собрать самые красивые и удобные камни, пока море играет с берегом в свою бесконечную манкалу.

Да, кстати, забыл сказать: с водой у меня тоже всё сложилось хорошо - по профессии я гидробиолог.

Кстати, если раскрасить побольше камней разных цветов, из них можно выкладывать самые разные картинки!

Игра из камней «Мемори. Цветные кружки»

Нам необходимо:

  • Краски
  • Кисточки
  • Камни

Отбираем плоские камни круглой формы. Анюта с удовольствием копалась в своих «каменных» запасах и отобрала несколько нужных. На каждом камушке нужно нарисовать кружок какого-либо цвета. Сделать их парами: два синих кружка, два красных кружка и т.д. Анечка отобрала камни не очень большие, и поэтому старательно рисовала маленькие кружки разных цветов.

Оставить камни до полного высыхания. Играя, перевернуть камни цветными кружками вниз, и, открывая по два, искать парные.

Изготовили мы эту игру с вечера и положили сохнуть наши камушки. С утра Анюта захотела испробовать нашу самодельную игру — я не ожидала такого интереса! Мы, не отрываясь, играли и играли. Доче понравилось очень.

Развивающая игра из камней от Татьяны Доминовой из Санкт-Петербурга для дочки Алисы (2 года 2 месяца)

Игра с камнями на изучение цветов и размеров

В настоящее время мы с дочкой продолжаем изучать цвета и размеры, поэтому я придумала простую в изготовлении игру на эту тему. Чтобы сделать игру необходимы:

  • цветная бумага;
  • ватман;
  • клей ПВА;
  • ножницы;
  • акриловые краски;
  • кисти.

Во-первых, готовим игровое поле. Мы взяли цветную бумагу четырех цветов (красная, желтая, синяя, зеленая), обвели круги трех размеров каждого цвета, вырезали их. Приклеили вырезанные круги на ватман. Так у нас получилось игровое поле.

Во-вторых, мы раскрасили камни акриловыми красками четырех цветов в соответствии с цветами кружков.

Таким образом, у нас получилась развивающая игра с камнями на цвета и размеры. Для игры необходимо кидать камешки на кружки в соответствии с цветом камешка. За попадание на самый большой кружок нужного цвета начисляется 1 очко, на средний – 2 очка, а на маленькие – 3 очка. Другие возможные варианты игры: сортируем камешки на цветные кружки по цветам, сортируем камешки по размерам.

Популярной в России в свое время была игра в камешки. Называли ее по-разному: кремушки, галанцы, просферы. Для игры дети берут пять камешков величиной с лесной орех, круглой или овальной формы, с гладкой поверхностью. Такие камешки удобно взять в руку, легко рассыпать во время игры на столе. (Можно использовать для игры также желуди и т.д.).

Перед игрой дети по взаимному согласию или считалке устанавливают, кому за кем бросать камешки. Но есть и особый жребий, когда все играющие берут пять камешков, слегка подбрасывают вверх, поворачивают руки ладонями вниз и пытаются поймать их на тыльную сторону руки. У кого на руке окажется больше камешков, тот и начинает игру. Затем участники игры садятся в кружок у стола, у каждого свои камешки. Место, где проходит игра, называется коном. Очередь игроки ведут «по солнцу», т. е. справа налево.

Среди игр в камешки есть простые, когда дети выполняют только одну фигуру (такие, как «Грудка», «Жары», «Мостик»), и трудные, когда дети выполняют несколько фигур Комбинация фигур бывает сложной, и не всегда всем играющим они удаются, но частое повторение игры дает свои результаты.

Эти игры увлекательны и полезны, воспитывают внимание, сосредоточенность, находчивость, развивают ловкость рук и пальцев, точную координацию движений.

Пять камешков игрок берет в руку, один подбрасывает вверх, а четыре рассыпает на столе. Брошенный камешек ловит и снова бросает его вверх. И пока он летит, нужно успеть прикоснуться пальцами одного из лежащих на столе камешков. Если несколько камешков лежат вместе, можно коснуться одновременно всех и успеть поймать падающий камешек. Камешки, которых коснулся играющий, откладывают в сторону.

Та же самая игра, но рассыпанные камешки нужно перевернуть или просто сдвинуть с места.

Мостик

Дети кладут в ряд по четыре камешка близко друг к другу. Пятый камешек бросают вверх, быстро берут со стола четыре камешка и ловят пятый.

Из руки в руку

Та же игра, но нужно успеть взять со стола как можно больше камешков и, прежде чем поймать брошенный камешек, переложить их в другую руку.

Грудка

В правую руку дети берут по пять камешков, один бросают вверх, а четыре грудкой кладут на стол и ловят той же рукой брошенный камешек. Камешек подбрасывают вверх еще раз, быстро берут лежащие на столе четыре камешка и ловят брошенный. Игра заканчивается, когда все играющие выполнят фигуру.

На подолик

Играющий рассыпает на столе по четыре камешка, пятый подбрасывает вверх. Прежде чем поймать брошенный камешек, нужно успеть один камешек взять со стола и переложить на колени, подол платья. Игра повторяется до тех пор, пока играющие не поднимут все камешки и не переложат их на колени.

Через реку

Та же игра, но камешек бросают из-под левой, вытянутой вперед руки.

Четыре камешка игрок рассыпает на столе, пятый бросает вверх. Нужно быстро взять один из лежащих камешков и успеть поймать брошенный. Один из двух камешков снова бросают вверх, а второй быстро кладут на стол; вместо него нужно взять следующий и поймать брошенный. Игра заканчивается, когда все камешки играющие обменяют.

Одиночка

Ребенок берет пять камешков в руку. Один из них подбрасывает вверх, а четыре рассыпает на столе. Брошенный камешек ловит и снова бросает его вверх, быстро берет со стола один камешек и ловит брошенный. Игру повторяют несколько раз, пока не соберут со стола все камешки.

Двойка

Ребенок держит пять камешков в руке. Один из них бросает вверх, два камешка быстро кладет на стол и ловит брошенный вверх. В руке осталось три камешка. Еще раз играющий бросает один камешек вверх, два оставшихся камешка кладет на стол и ловит тот, который бросил. В третий раз камешек подбрасывается вверх, а со стола нужно успеть взять два камешка и поймать брошенный. В четвертый раз при подбрасывании надо взять остальные два камешка.

Тройки

В правой руке игроки держат по пять камешков, один подбрасывают вверх, а четыре кладут на стол, но так, чтобы три лежали вместе, а один отдельно, и ловят камешек, брошенный вверх. Камешек подбрасывают еще раз вверх. Прежде чем его поймать, нужно успеть взять сначала три камешка со стола.

Камешек подбрасывают снова вверх, быстро берут со стола оставшийся камешек и ловят брошенный.

Чет и нечет

Один из играющих берет в горсть несколько камешков, бросает их вверх и, повернув руку ладонью вниз, ловит камешки на тыльную сторону одной руки. Прикрыв пойманные камешки другой рукой, спрашивает у играющих: «Чет или нечет?» Кто не угадал, платит фант. Тот, кто отдал все свои фанты, выходит из игры.

Царапки

Для игры нужно 40 камешков. Все камешки кроме одного, кладут на кон. Первый игрок подбрасывает один камешек и, прежде чем поймать его, быстро берет с кона столько камешков, сколько успеет, ловит брошенный. Поймав его, играющий откладывает все камешки в сторону, кроме одного, снова подбрасывает один камешек и, пока он летит, опять берет с кона камешки.

Если играющий не поймал брошенный камешек вверх, игру начинает второй игрок. Кто больше поднимет камешков, тот и считается победителем.

СОВРЕМЕННЫЕ ВАРИАНТЫ ИГР В КАМЕШКИ

Упражнения с камешками

1. Перебрасывать камешек друг другу, ловить двумя руками. 2. Перебрасывать камешек друг другу, ловить поочередно правой и левой рукой. 3. Перебрасывать камешек из руки в руку. 4. Подбрасывать и ловить камешек правой рукой. 5. Подбрасывать и ловить камешек левой рукой. 6. Подбрасывать камешек правой, а ловить левой рукой. 7. Подбрасывать камешек левой, а ловить правой рукой.

1. Дети стоят друг от друга на расстоянии одного шага, лицом в круг. Камешек передают одной рукой по кругу: сначала в правую, а потом в левую сторону. В зависимости от числа играющих камешков может быть три "и более штук. Тот, кто уронил камешек, выходит из игры. Игра повторяется несколько раз.

2. Та же игра, но дети камешки друг другу перебрасывают.

3. Пять камешков лежат на столе. Один из них играющий подбрасывает вверх, быстро ладонью этой же руки стучит по столу, ловит брошенный камешек и перекладывает его в левую руку. Так он подбрасывает камешки один за другим, стучит ладонью по столу, старается каждый брошенный камешек поймать и переложить в левую руку.

4. Пять камешков лежат на столе. Каждый играющий по очереди подбрасывает один из них вверх, быстро хлопает в ладоши, ловит брошенный камешек и кладет его на стол. Так он подбрасывает камешки один за другим, хлопает в ладоши, ловит их и кладет на стол. Выигрывает тот, кто, поочередно подбрасывая, поймает все камешки раньше других.

5. Пять камешков лежат на столе. Один из них играющий подбрасывает вверх, ловит его и перекладывает в левую руку. Так поочередно он подбрасывает все камешки, в левую руку перекладывает только те, которые поймал.

6. Четыре камешка ребенок рассыпает на столе, один держит в руке. Подбрасывает его вверх, быстро берет камешек из лежащих на столе и ловит брошенный вверх. Из двух камешков в руке играющий должен один переложить в левую руку. Так, подбрасывая камешек вверх, ребенок берет один за другим камешки со стола, старается поймать брошенный. Если камешек поймал, перекладывает его в левую руку. Выигрывает тот, кто первый заканчивает игру.

7. Пять камешков лежат в левой руке. Один камешек играющий подбрасывает, ловит правой рукой. Пойманный камешек кладет на стол. Подбрасывая левой рукой второй камешек, ловит его правой и кладет на стол. Игра заканчивается, когда один из играющих все камешки, подбрасывая и ловя таким образом, переложит на стол.

8. Камешки лежат на столе на небольшом расстоянии друг от друга. Играющий берет один камешек левой рукой, бросает его вверх, а ловит правой. Берет левой рукой второй камешек, подбрасывает его вверх, ловит правой. Так играющий, подбрасывая один за другим камешки левой рукой, ловит их правой, перекладывая на стол.

Вариант. Та же игра, но камешки играющий подбрасывает вверх правой рукой, а ловит их левой.

9. Камешки на столе лежат парами на некотором расстоянии друг от друга так, чтобы их удобно было брать. Играющий подбрасывает один камешек вверх, быстро берет со стола пару камешков и ловит брошенный. Из трех камешков в руке два он кладет на стол, но в стороне от кона. Еще раз подбрасывает один камешек вверх, берет со стола другую пару камешков и ловит брошенный. И так первый играющий выполняет фигуры, пока не уронит камешек. Тогда игру начинает следующий ребенок.

По договоренности, на кон играющие кладут от 3 до 6 пар камешков. Вариант. Та же игра, но камешки на столе кладут тройками.

10. На столе рассыпаны камешки. Один камешек играющий берет в левую руку, подбрасывает его вверх, а правой рукой со стола берет один камешек и этой же рукой ловит брошенный. Два камешка из правой руки он кладет на стол, но в стороне от кона. Первый играющий выполняет фигуры, пока не уронит камешек. Игру по очереди начинает второй игрок, а первый дожидается своей очереди. На кон можно положить от 5 до 10 камешков по договоренности.

Игра "Пять камешков"

Для игры нужно пять камешков. Каждый подбирает камни для себя (под свою руку). Кому-то нравятся круглые камешки, кто-то выбирает плоские.Для игры нужна небольшая ровная площадка. Для начала определяется порядок игры - кто за кем. Суть игры - в подбрасывании и ловле камешков.

Шаг 1. Единички

На землю перед собой бросаются все пять камешков. Выбирается один из них. Это биток. Этот камешек подбрасывается в воздух и, пока он летит, необходимо поднять один из оставшихся на земле камешков и успеть подхватить этой же рукой летящий. Подобранный камешек откладывается в сторону и действие повторяется для всех оставшихся камешков.

Шаг 2. Двоечки

На землю перед собой опять бросаются все пять камешков. Выбирается один из них, причем нужно следить, чтобы оставшиеся четыре камня лежали попарно, как можно ближе друг к другу. Камешек подбрасывается в воздух и, пока он летит, необходимо поднять сразу два камешка из лежащих на земле и, конечно же, успеть подхватить летящий. Действие повторяется и для второй пары камешков.

Шаг 3. Троечка

Камешки бросаются на землю и подбирать надо сначала три камня одновременно, а затем один оставшийся.

Шаг 4. Четверочка

Вы уже, конечно, сообразили - сначала все камешки бросаем на землю, а затем за один раз все подбираем.

Шаг 5. Экзамен

Все пять камешков одновременно подбрасываются в воздух и ловятся тыльной стороной ладони. Затем, все камни с тыльной стороны опять подбрасываются в воздух и словить их нужно открытой ладонью. Сколько камешков словил - столько баллов заработал.

Игра повторяется сначала. Выигрывает тот, кто наберет больше всего баллов.

Переход хода к новому игроку происходит, если играющий уронил или не словил камень-биток, не поднял с земли нужное количество камешков или на экзамене не поймал в ладонь ни одного камня. Можно усложнить игру дополнительными правилами. Например, ловить биток не в открытую ладонь, а захватом сверху вниз. Или подобранные камушки не откладывать в сторону, а удерживать в кулаке.

Активно взаимодействует также со вниманием, мышлением, координацией, наблюдательностью, воображением, памятью (зрительной и двигательной). Когда-то в далеком детстве мы все с удовольствием играли в игру "Камушки" или "Пять камешков", кто как называл.

Сейчас много пишут и говорят о пользе развития мелкой моторики. Она не только напрямую связана с развитием речи, но и активно взаимодействует также со вниманием, мышлением, координацией, наблюдательностью, воображением, памятью (зрительной и двигательной).

Когда-то в далеком детстве мы все с удовольствием играли в игру "Камушки" или "Пять камешков", кто как называл.

Для игры нужны были камешки - обычная речная галька. Каждый подбирал комплект из пяти камней для себя - под свою руку, кому-то нравились круглые камешки, кто-то выбирал плоские. Были у нас любители игры, которые всегда носили свой комплект с собой в кармане, а остальные просто подбирали с земли более-менее подходящие.

Играли мы и загорая у речки летом, и в дождливые дни, когда домой идти не хочется, а из-за дождя никуда особо не высунешься. Для игры нужна была небольшая ровная площадка утоптанной земли или ровный пол крыльца или беседки.

Для начала определяли порядок игры - кто за кем.

Суть игры - в подбрасывании и ловле камешков.

Шаг 1. Единички

На землю перед собой бросаются все пять камешков. Выбирается один из них. Это биток. Этот камешек подбрасывается в воздух и, пока он летит, необходимо поднять один из оставшихся на земле камешков и успеть подхватить этой же рукой летящий. Подобранный камешек откладывается в сторону и действие повторяется для всех оставшихся камешков.

Шаг 2. Двоечки

На землю перед собой опять бросаются все пять камешков. Выбирается один из них, причем нужно следить, чтобы оставшиеся четыре камня лежали попарно, как можно ближе друг к другу. Камешек подбрасывается в воздух и, пока он летит, необходимо поднять сразу два камешка из лежащих на земле и, конечно же, успеть подхватить летящий. Действие повторяется и для второй пары камешков.

Шаг 3. Троечка

Камешки бросаются на землю и подбирать надо сначала три камня одновременно, а затем один оставшийся.

Шаг 4. Четверочка

Вы уже, конечно, сообразили - сначала все камешки бросаем на землю, а затем за один раз все подбираем.

Шаг 5. Экзамен

Все пять камешков одновременно подбрасываются в воздух и ловятся тыльной стороной ладони. Затем, все камни с тыльной стороны опять подбрасываются в воздух и словить их нужно открытой ладонью. Сколько камешков словил - столько баллов заработал.

Игра повторяется сначала. Выигрывает тот, кто наберет больше всего баллов.

Переход хода к новому игроку происходит, если играющий уронил или не словил камень-биток, не поднял с земли нужное количество камешков или на экзамене не поймал в ладонь ни одного камня.

Иногда мы усложняли игру дополнительными правилами. Например, ловить биток нужно было не в открытую ладонь, а захватом сверху вниз. Или подобранные камушки не откладывались в сторону, а удерживались в кулаке.

Статьи по теме: