Дидактические игры из коробок. Игры «Дидактическая коробочка» и «Умный квадрат. Проведение игр в детском саду

Дидактические игры своими руками для детского сада

Описание работы: игры сделаны своими руками из бросового материала для детей младшего возраста с целью познавательного развития, развития мелкой моторики рук и внимания. Игры могут быть полезны в работе с детьми воспитателям дошкольных учреждений, а также родителям. Можно использовать в совместной игровой деятельности воспитанников и педагога, как часть непосредственно организованной образовательной деятельности, а также при самостоятельной игровой деятельности детей.

Накопила пустые спичечные коробки. Подобрала картинки с животными и кормом для них.Приготовила цветную самоклеящуюся плёнку.


Обклеила коробки самоклеящейся плёнкой, сверху приклеила картинку взрослого животного, внутри картинку детёныша


а снизу коробки картинку с кормом


Можно играть. Дети заинтересованы и увлечены новой игрой.

«Животные, детёныши и их питание»

Задачи: упражнять детей различать домашних и диких животных, соотносить взрослого животного и детёныша, закреплять знания детей об образе жизни животных, об их питании.
Помимо образовательной задачи происходит отличное развитие мелкой моторики рук.
Ход игры: сначала ребёнок рассматривает изображение взрослого животного, называет его. Определяет, какое это животное: домашнее или дикое. Затем ищет глазами детёныша, называет его, вставляет в коробок.


Правильность ответа ребёнок может проверить сам. Части коробка по цвету одинаковы.
Таким же образом, ребёнок подбирает и корм для животного.

«Прятки»

Задачи: развивать память, внимание.
Для проведения игры необходимо сделать пособие из спичечных коробков «Шкафчик», взять крупную пуговицу.


6 пустых спичечных коробков надо склеить между собой в 2 ряда по 3 коробка в каждом с помощью клея Момент. Затем обклеить получившийся шкафчик


и ящички самоклеящейся плёнкой


Ход игры: педагог предлагает детям поиграть в прятки. Он прячет на глазах у детей пуговицу в один из ящичков шкафчика. Затем шкафчик убирает на несколько минут из вида (например, за спину). Потом показывает опять. Предлагает отыскать пуговицу в шкафчике.

Дидактическая игра

по ознакомлению с природой

«Кто что ест?»

Цель :

Закрепить знания детей о том, чем питаются разные домашние и дикие животные;

Развивать мышление, внимание; речь, а также развивать мелкую моторику рук;

Воспитывать бережное отношение к диким и домашним животным.

Необходимый инвентарь

Играть можно двумя способами :

2. Искать, кто из животных любит выбранное угощение, например, "Так, это у нас морковка, кто любит кушать морковку, кого накормим морковкой ?"

Просмотр содержимого документа
«Дидактическая игра "Кто что ест?"»

Дидактическая игра

по ознакомлению с природой

«Кто что ест?»

Цель :

Закрепить знания детей о том, чем питаются разные домашние и дикие животные;

Развивать мышление, внимание; речь, а также развивать мелкую моторику рук;

Воспитывать бережное отношение к диким и домашним животным.

Необходимый инвентарь : Вырезанные из картона изображения животных, приклеенные на внешнюю сторону спичечных коробок, изображения еды животных, приклеенные внутри коробок.

Играть можно двумя способами :

1. Подбирать животному угощение, например, "Ребята, коровка хочет есть, давайте найдём для неё угощение, что любит есть корова?"

2. Искать, кто из животных любит выбранное угощение, например, "Так, это у нас морковка, кто любит кушать морковку, кого накормим морковкой?"

Малышам очень нравится открывать и закрывать коробочки! Замечать, то чего не может быть! (корова не ест кости, а кошка не ест мёд…)

Наглядное пособие для детей 2-5 лет.

Цель: Активизация интереса к познанию мира. Расширение кругозора. Уточнение и конкретизация вновь формирующихся и накопленных знаний

Задачи:

— развивать мелкую моторику рук.

— учить находить нужную фигуру, классифицировать предметы по заданным признакам.

— развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.

— развивать сенсорику (цвет, форма, величина).

— развивать зрительную память, восприятие и внимание.

— учить работать по образцу.

— совершенствовать слуховое восприятие.



Игры с использованием «Волшебной коробочки»

«Бантики»

Цель: развитие мелкой моторики

Ход игры:

Ребёнку предлагают ленточки для плетения и завязывания

«Прятки»

Цель: развитие тактильных ощущений, активизация речи.

Ход игры:

Игрушки решили поиграть с тобой в прятки. Много игрушек спряталось, но ты найди собачку. Только ищи пальчиками, на ощупь, и на подглядывай. Или: «Найди круглую и гладкую»

«Подбери по форме вкладыш к прорези»

Цель: Развитие зрительного восприятия, внимания, умение сопоставлять форму вкладыша с прорезью.

Ход игры:

Ребёнку предлагают разные вкладыши, поясняя, что ими можно закрыть все окна.

«Нанизывание бус разного цвета»

Цель: упражнять в чередовании предметов по цвету.

Ход игры:

Ребёнку предлагают нанизать бусы на нитку, чередуя их по цвету.

«Назови цвет»

Цель: упражнять детей в назывании цвета и оттенка (по светлоте).

Ход игры:

Водящий выбирает цветок подходит к одному из сидящих детей, и тот называет цвет и тот называет цвет и оттенок цветка. Если он не может ответить, цветок показывают другому ребёнку. Ответивший становится водящим, а первый ребёнок садится на его место.

«Шумелки, шуршалки»

Цель: совершенствовать слуховое восприятие.

Ход игры:

Воспитатель показывает закрытый футлярчик, гремит им и предлагает догадаться, что внутри. Найти одинаковые по звучанию игрушки.

«Цветочная поляна»

Цель: развитие мелкой моторики, закрепление основных цветов.

Ход игры: (для 2-3 лет)

— ребёнку предлагается расположить цветы на поляне в произвольном порядке. Затем подобрать к цветам серединки, прикрутив соответствующую по цвету крышку.

(для 4-5 лет)

— ребёнку предлагается расположить цветы на поляне по схеме или по указанию воспитателя: справа, слева в центре, сверху, снизу.

«Полёт бабочек»

Цель: развитие мелкой моторики, закрепление понятий один – много, закрепление умения застёгивать замки и кнопки.

Ход игры: (для 2-3 лет)

— ребёнку предлагается возле каждого замка расположить по одной бабочке, а на другом его конце прикрепить цветок. Расстегнув или застегнув замок показать путь бабочки до своего цветка.

(для 4-5 лет)

— ребёнку предлагается возле каждого замка расположить по одной бабочке по указанию воспитателя: в центре, сверху, снизу, а на другом его конце прикрепить цветок такого же цвета. Расстегнув или застегнув замок показать путь бабочки до своего цветка.

— отложить на нитке одну бусинку или много бусинок; разделить красные бусинки так же как зелёные.

«Весёлые подружки»

Цель: развитие мелкой моторики, закрепление навыков плетения, закрепление понятий большой – маленький.

Ход игры: (для 2-3 лет)

— ребёнку предлагается заплести косы у подруг и подарить им бантики большие или маленькие.

(для 4-5 лет)

— подобрать бантики по двум признакам (цвет, размер)

«Бантики»

Цель: развитие мелкой моторики, закрепление цвета.

Ход игры: ребёнку предлагается завязать банты.

«Шнуровка»

Цель: развитие мелкой моторики.

Ход игры: ребёнку предлагается зашнуровать колечки; завязать узелки.

«Чудесные кармашки»

1.Цель: развитие тактильных ощущений, активизация речи.

Ход игры: ребёнку предлагается ощупать пальцем 10 карточек; найти среди них: мягкие, жесткие, колючие, гладкие, шероховатые, меховые, бумажные; показать карточки с поверхностью похожей на шкуру животных, одежду; ощупать карточки и сказать на что похожа поверхность.

2. Цель: закрепление геометрических фигур и цвета.

Ход игры: ребёнку предлагается назвать геометрическую фигуру, её цвет и подобрать предметы похожие на длинную фигуру по форме.

«Волшебная коробочка» изготовлена из коробки обтянутой поролоном и обшита сверху тканью разного цвета. На каждой стороне коробки (всего их 5) пришиты детали из разного материала. На одной стороне: вшиты молнии, ниточки с бусинками, а также бабочки и цветочки на клёпках. На второй стороне изготовлены из ниток, ткани и ваты лица девочек, а также атласные банты на клёпках. На третьей стороне прикреплены крышечки от бутылок и цветочки изготовленные из ткани. На четвёртой стороне коробочки выполнена шнуровка с использованием металлических колец и шнурков, а так же пришиты кармашки из джинсовой ткани с бляшками для хранения карточек. И на пятой стороне коробочки, т.е. сверху пришиты банты.

Игра «Дидактическая коробочка» — своими руками: ознакомление с цветом, развитие речи, развитие мелкой моторики, ознакомление с временами года.

Автор игры – учитель –дефектолог Маханева Ольга. Ольга работает с детьми от двух до десяти лет. Эта игра получила премию «За лучшую речевую игру» на нашем конкурсе развивающих игр своими руками Интернет-Мастерской развивающих игр «Через игру – к успеху!» — 2015. Это уже не первая игра Ольги, которая получает призы в конкурсе, ведь Ольга уже третий год участвует в нашем проекте и всегда делится своими идеями с другими педагогами и родителями.

Описание игры «Дидактическая коробочка»

Игра «Дидактическая коробочка» изготовлена из круглой жестяной коробки из-под конфет или печенья. Дно и крышка коробочки изнутри обклеены разноцветным фетром по секторам. Боковая грань крышки обклеена магнитной лентой.

Дно дидактической коробочки состоит из секторов четырех основных цветов — синий (зима), зеленый (весна), красный (лето), желтый (весна).

Крышка дидактической коробочки изнутри разделена на восемь секторов в соответствии с цветами радуги плюс белый цвет.

Крышка коробки снаружи разделена на 4 сектора и проклеена белым, серым, оранжевым, коричневым фетром. Это основные цвета шерсти животных, которые можно называть: зайчик белый, лиса оранжевая, медведь коричневый, волк серый.

Боковая часть крышки дидактической коробочки проклеена магнитной лентой. На нее можно прикреплять плоскостные черно –белые изображения зверей или птиц, называя их окрас и нюансы оттенков (бурый, рыжий).

Теперь добавляем кубики:

— на первом кубике – изображения лесных животных (на одной грани – одно животное),

— на втором кубике – действия животных (как они могут передвигаться),

— на третьем кубике – окрас животных (белый, серый, рыжий, коричневый, серо-белый, бело –рыжий и т.д.),

— на четвертом кубике – цифры или точки.

Пример игры с кубиками Вы найдете в статье

Как использовать игру «Дидактическая коробочка»

Игру можно использовать для знакомства детей с цветом, с временами года, геометрическими фигурами, развития мелкой моторики (упражнения с использованием прищепок), развития речи ребенка.

Варианты заданий с игрой:

— подбери пару (прикрепить красные прищепки к красному сектору, желтые – к желтому и так далее в соответствии с цветом секторов),

— назови, какого цвета животные – игра с крышкой коробки (речевая грамматическая игра для освоения согласования прилагательных и существительных: зайчик серЫЙ, мышка серАЯ, кошки серЫЕ). Размещаем фигурку животного на боковой магнитной панели крышки в соответствующем по цвету секторе и называем животное и его цвет,

— времена года (разложить картинки с признаками времен года по секторам и объяснить свой выбор – почему ребенок считает, что на картинке изображена весна, а не лето или осень),

— развитие мелкой моторики: а) прикрепление прищепок разных цветов в соответствии с цветом секторов, или б)прищепок с фигурками на бортик коробки. (Например, в игре «найди свой домик». Если бантик у игрушки синего цвета, то его домик – синий. И фигурку животного нужно прикрепить на синий сектор. Если красного – то красный и т.п.),

— классификация. Задание – разложить геометрические фигуры разной формы, размера, толщины по цвету по секторам в коробку (ребенку нужно выделить ведущий признак – цвет, не обращая внимания на разную толщину фигурок и их размер и форму)

— собери месяца года (называем месяца каждого времени года, если ребенок правильно назвал месяц, то он прикрепляет прищепку на соответствующий сектор).

— найди соседей (назвать соседей месяца – например, соседи января – это декабрь и февраль).

Коробку можно также использовать как домик –теремок для режиссерских игр с детьми.

Желаем Вам интересных игр!

Игры с прищепками идеально подходят для развития мелкой моторики пальчиков. К сожалению, немногие родители знают, зачем вообще развивать мелкую моторику. Все дело в том, что речевой и двигательный центры расположены рядом в коре головного мозга, отсюда вытекает связь между осязанием и развитием речи. Чем больше ваш малыш ощупывает предметы (желательно различной формы и фактуры), тем меньше вероятность возникновения у него проблем с речью.

Кроме того, развивая мелкую моторику у малыша, мы одновременно развиваем его творческий потенциал. И через некоторое время вы заметите, что пытается конструировать сложные модели, рисовать объемные элементы, объединять и скреплять то, что скрепить нельзя по определению. Вместе с мелкой моторикой развивается логическое мышление ребенка.

С прищепками можно экспериментировать и придумывать различные на ходу.

Для игры понадобятся, в первую очередь, конечно, обычные бельевые прищепки. Кроме этого вам могут пригодиться фигурки из картона (прямоугольник, круг, квадрат, треугольник).

Покажите малышу, как держать прищепку тремя пальцами, сожмите и разожмите ее несколько раз своими руками. Потом вложите прищепку в руку малыша, придерживая своими пальцами, помогите научиться открывать и закрывать «ротик» у прищепки.

Если малыш научился ловко обращаться с прищепками, предложите ему попробовать смастерить что-нибудь из прищепок (если малыш будет в замешательстве от такого предложения, попробуйте сами изобразить прищепками человечка или еще что-нибудь). Проявив немного фантазии, из прищепок можно сделать интересные игрушки к примеру, самолет. Прицепив к концам прищепок по одной прищепке, а к концам этих прищепок еще по одной прищепке и т.д. вы получите самолет. Положив на стол три прищепки в ряд одну за другой и, толкая их, вы получите вполне «реальный» поезд. Фантазируйте вместе с ребенком, и вы получите не меньше удовольствия от игр, чем ваш малыш!

Ну и, конечно, пусть малыш помогает вам развешивать носовые платочки после стирки и закреплять их прищепками. Это несложное задание даже для малыша, который не раз играл с прищепками, возможно, окажется не таким уж простым.

Внимание!

Во время игры с прищепками следите за тем, чтобы ребенок не прищемил себе пальчики или другие части тела. Нужно помнить, что мелкой моторики рук очень важный процесс, который не нужно оставлять без внимания. Выбирайте прищепки, которые легко открываются! И не нанесут травму!!!

Нарисуйте морских существ - морскую звезду, осьминога, крабика, но только у медузы не рисуйте щупальца, а у крабика - лапки. Пусть ребенок обозначит их прищепками. Еще здорово делать таких ёжиков без колючек и солнышко без лучиков))

Игр с прищепками существует множество. С их помощью можно развивать не только мелкую моторику, но и научиться считать, развивать фантазию. Сегодня мы поиграем в некоторые из них.

Статьи по теме: