Final fantasy xiv a realm reborn отзывы. Обзор игры “Final Fantasy XIV. A realm reborn”. Кем можно играть

Final Fantasy XIV – это онлайн-игра во вселенной Final Fantasy.

Про серию Final Fantasy слышали все. Да, все. Да, даже те, кто вообще не любит аниме, манги и японские компьютерные игры. А уж по числу выходящих частей эту серию можно отнести и вовсе к рекордсменам игроиндустрии.

Ну ладно, речь сейчас не о всей серии, а о той части, за которую в первый раз разработчикам пришлось извиняться. Даже деликатнейшие из критиков не могли охарактеризовать 14-ую часть Финалки иначе как «весьма посредственная и неудобная ММО». Закрыв ее, они выдохнули, разыскали товарища по имени Ёсидо Насаки и поставили перед ним задачу повторить попытку, только на этот раз удачно. Тот почесал в затылке (наверное) и согласился. Теперь же у нас перед глазами плоды трудов его и его команды.

Надо признать, в этот раз онлайновая Final Fantasy вышла гораздо лучше. А всего-то и надо было, что сделать мир с нуля, оставить из старой версии пару-тройку неплохих находок (вроде множественных для одного персонажа классов) и на протяжении всего процесса разработки не забывать, что делается ММОРПГ, а не просто очередная часть серии.

В результате получилась очень достойная ММО, которая сперва была принята подозрительно, но быстро завоевала популярность и сегодня уже очень просто стоит на ногах в ожидании дополнений, еще больше расширяющих ее контент. Правда, в наличии у нее уже есть много всего любопытного. Интересно? Тогда начнем…

Немного о мире

Атмосфера средневековья, берущая свое начало еще в 11 части сериала, уступила место «высокому фэнтези».

Перед закрытием первой «версии» этой игры, разработчики намекнули на некий метеорит, который разнесет этот континент к его континентовой бабушке. Очевидно, что новая команда, при создании, решили сыграть роль этого самого метеорита. Континент они разнесли знатно. От изначальной географии не осталось почти ничего. Парочка старых названий, правда, осталась, но все остальное – кардинально новое. Видимо, этот метеорит не только перекроил имевшееся, но и развалился и увеличил прежнюю площадь еще в разы. Теперь, вместо однообразных «тоннельных» местностей имеются обширные красочные пространства, которые можно изучать часами.

На сюжете здесь построено очень многое. Вплоть до большинства игровых возможностей. Однако не пугайтесь, постоянно за ручку вас вести никто не будет. Напротив, основные моменты вы откроете сравнительно быстро, после чего опять же никто не станет вас сдерживать. Более того, режим sandbox здесь весьма любопытен, и на его освоение у вас также уйдет очень много интересно проведенных часов.

Но вернемся к сюжету. Слезу давить из вас не будут, вместо него здесь присутствует хорошо отмеренная доза эпоса («не смешит и не тошнит», как говорится). Нет, серьезно, сюжет сделан настолько увлекательно, что в первом прохождении у вас и мысли не возникнет переключиться на что-то постороннее.

Кроме того, разработчики явно хорошо помнили, что делают ММО, поэтому очень много сюжетных заданий завязаны на командное прохождение множества подземелий. Кстати, последние здесь сделаны, с одной стороны, по классической схеме («прорубись до босса и убей его»), с другой, враги тут настолько шустрые, особенно боссы, что заскучать тоже не дают.

Поэтому необходимо заранее хорошенько сработаться со своей командой, и только тогда у вас появятся все шансы на победу. Все это делает прохождение сюжета еще более интересным, уж поверьте.

Кем можно играть?

В мире четырнадцатой «Последней Фантазии» гораздо больше технологий, окружающий мир стаk более современным, а расы, хоть и остались похожими на предшественниц, также эволюционировали.

В начале статьи уже упоминалось, что один персонаж может, в принципе, освоить все классы и профессии. Да, к слову, профессии – это тоже разновидностей классов, с абсолютно отдельной раскачкой и геймплеем (во как). А сколько же их тут, этих самых классов и профессий? Как говорит Задорнов «набрали все воздух… готовы?» Итак… Семнадцать классов и десять престиж-классов. Не впечатляет? А как вам такой момент, что, прокачивая второй класс, вы можете прицепить к нему какие-либо навыки из первого (третьего, пятого, десятого). Неслабое поле для билдов вырисовывается, верно?

Боевые классы подразделяются на Последователей Войны, коих шесть видов, и Последователей Магии, коих только три. Мирные профессии подразделяются на Последователей Руки, которых ажно восемь видов, и Последователей Земли, которых еще трое. Ну и осталось еще десять престиж классов. Хотя их, скорее, следовало бы назвать мульти-классами, поскольку, чтобы их освоить, нужно довести хотя бы два других «базовых» класса до определенного уровня.

На первый взгляд все выглядит несколько запутанно, но эта система не только очень интересна и необычна, но и (что редкость) она работает. То есть разобраться в ней не так уж и трудно. Куда сложнее выбрать именно свой путь. Но в этом же и весь интерес, верно?

Видео Final Fantasy 14

Каков итог?

Вторая попытка вывести Final Fantasy на ММО-арену вышла намного удачнее первой. Уже сейчас видно, что это вполне самостоятельный, рабочий и интересный проект, который сможет не только удержаться, но и начать активно конкурировать с многими мастодонтами современного ММО мира. Задатки для этого у него есть все, а разработчики не намерены останавливаться на достигнутом, что обнадеживает. Так что, если вы соскучились по хорошим и интересным ММОРПГ – Final Fantasy XIV: A realm reborn – точно для вас! Удачи!


Нет в мире таких крепостей, которых большевики не могли бы взять. Нет в мире таких граблей, которые обошли бы стороной разработчики Final Fantasy XIV. Все, что в жанре MMORPG как минимум не модно долгие годы, здесь есть. Все, что максимально затруднит процесс прокачки, тут присутствует. А с положительными моментами как-то похуже.
Нет, здесь тоже есть чему порадоваться – например, музыке. Удивляться не надо, ведь мы говорим «Final Fantasy» , подразумеваем «Нобуо Уэмацу», мы говорим «Нобуо Уэмацу», подразумеваем «Final Fantasy» . Так длится невесть сколько лет и так будет длиться еще долгие-долгие годы. И даже если вы в последний раз брались за Final Fantasy в глубоком детстве, узнать фирменный стиль мастера сумеете с первых звуков. И за то, что он остался в команде разработчиков, низкий поклон Square Enix.
Второй поклон достанется за графику и атмосферу. Не секрет, что большинство MMORPG неспособно соревноваться с ролевыми играми оффлайновыми в качестве картинки. Final Fantasy XIV – приятное исключение. Первые минут десять только и делаешь, что бегаешь по городу и рассматриваешь всякие интересности. То в небе какие-то корабли пролетят, то здание необычной формы попадется, то NPC внимание своим видом привлечет. Потом, правда, таращить глаза перестаешь, решив заняться тем, ради чего сюда пришел: собственно игрой. И вот тут-то и напарываешься на первый подводный камень – интерфейс.


Редкое задание в Final Fantasy XIV требует что-то отличное от «убей 10 монстров».Сюжетные миссии – единственные, которые проходить действительно интересно. Жаль, что их мало и что разработчики не озаботились озвучкой ключевых NPC.
Новое творение Square Enix явно не предназначено для слабонервных: планы выпустить Final Fantasy XIV в ближайшем будущем на PlayStation 3 вкупе с желанием сэкономить серьезно отразились на интерфейсе. Вместо привычного набора «горячих» клавиш или хотя бы чисто «мышиного» управления мы получили нечто неудобоваримое. Простейшее действие (вроде смены оружия) занимает в разы больше времени, чем в той же World of Warcraft . Причем почти всегда приходится лезть сначала в главное меню, тратя лишние секунды, а уже потом попадать в соответствующее подменю. И неважно, хотите вы пообщаться с NPC через местный аналог мобильного телефона, сменить оружие или просто проверить инвентарь – без дополнительных кликов обойтись не получится. Правда, при наличии контроллера становится попроще, но что делать тем, у кого его нет?
Геймерам, которые хотят хоть чуть-чуть упростить управление, предлагается самостоятельно написать десяток-другой макросов. И все бы ничего, только создание их – задачка не из легких. Придется почитать гайды, поэкспериментировать, порой ругаясь на отсутствие элементарной помощи со стороны разработчиков в этом деле, а потом… Потом столкнуться с ситуацией, когда при смене одного топора на другой придется переделывать макрос, переключающий боевой режим на мирный. Да, займет это не так много времени, но приятного мало. Невольно приходишь к мысли, что оказался в числе участников эксперимента, цель которого – выяснить, какие еще издевательства над собой выдержит обычный геймер.
Ну да бог с ним, с интерфейсом. Перейдем к главному – к геймплею. Как с ним обстоит дело в World of Warcraft ? Правильно, большинство достигает наивысшего уровня, прокачиваясь при помощи квестов. Логично было бы предположить, что WoW станет эталоном для Final Fantasy XIV . Но… но снова в дело вмешались суровая реальность и желание сделать «не так, как у всех». Итог печален: выполнить за день, скажем, сотню заданий никак не получится. Да какую сотню – вам не дадут сделать даже два десятка, ограничив число не крафтовых миссий восемью на каждые 36 часов (иногда сюда добавятся сюжетные квесты, но это сути дела не меняет). А как же качаться? Как-как – долго и уныло вырезая монстров. Где-то на второй сотне убитых летающих медуз подряд приходишь в ярость. На третьей лезешь в аптечку за «антиозверином». На пятой же хочется забраться в офис разработчиков с топором наперевес и задать один-единственный вопрос: «зачем?». Только дерганья бессмысленны, ответ давным-давно известен: «чтобы у всех были примерно равные шансы развиться до высоких уровней – как у тех, кто играет час в день, так и у тех, кто посвящает проекту полдня и более». Вот такая вот уравниловка в исполнении Square Enix, усугубляемая штрафами на получаемый опыт для особо упорных.
Изобретение велосипеда


Регистрация в Final Fantasy XIV – отдельная песня. Даже здесь Square Enix решила придумать велосипед, но изобрела вместо него доску с гвоздями. Итак, по пунктам. Сначала вам придется завести аккаунт на специальном сервисе компании. Но мы не зря сказали «сначала», дальше будет веселее. Если вы честно признаетесь, что живете в России, без массы манипуляций со специальным сервисом Click & Buy (а также без наличия кредитной карточки) уже не обойдетесь никак. Дальше: оплачивать придется не только подписку, но и каждый слот персонажа, включая первый. Вот такая интересная схема придумана японскими «гениями». Хотя одну дырку в ней мы нашли: если зарегистрироваться на сервисах Square Enix в качестве жителя Великобритании или Германии (поставив адрес «от балды»), можно вносить ежемесячную плату при помощи нескольких платежных систем, включая Webmoney. Но такой финт обходится дороже, так как подписку привяжут не к доллару, а к евро или фунту стерлингов. Причем в Square Enix явно не слышали о таком явлении, как «курсы валют», и в ситуации, когда за персонажа с «американской пропиской» вы платите 15 долларов, за «британца» придется выложить 15 фунтов. Жаль, что на Россию хитроумное правило не распространяется и о 15 рублях речи не идет.


Обычные пейзажи со временем приедаются. Добро пожаловать в подземелья!Сейчас попробуем добыть руду. Дело это нелегкое: пару раз не вовремя нажал на кнопку – начинай сначала.
Конечно, на вкус и цвет все MMORPG разные, и если регулярно повторять «это финалка, это не для задротов», глядишь, хватит терпения на несколько дней монотонной прокачки. И вот герой перестает напоминать задохлика, отбрасывающего коньки после нападения на вторую крысу подряд. Что делать дальше? Представьте себе… снова качаться. Потому что больше пока делать нечего. Final Fantasy XIV – игра не для фанатов PvP: сражений «человек против человека» здесь нет даже в той кастрированной форме, что присутствует во «Властелине Колец Онлайн». Рейды… Да, можно ходить на особо крутых (и даже на совершенно обычных) монстров толпой, заодно ускорив процесс прокачки. В остальном просвета не видно: если в World of Warcraft с достижением максимального уровня ничего не заканчивается (да что там, все только начинается), то в «шедевре» от Square Enix нас ждет finita la comedia. Особо упорным предлагается взять следующий класс/профессию и прокачать их до предела, надеясь на грядущие тонны высокоуровневого контента. Благо классов и профессий завались (и ходят слухи, что в будущем их станет только больше). При желании реально создать персонажа, чьим жизненным кредо будет «и швец, и жнец, и на дуде игрец». Если, конечно, вы раньше не помрете со скуки.
Впрочем, фанатам сериала скука не помеха. Их не страшат ни «невидимые стены», мешающие спрыгнуть с полуметрового утесика, ни ошибки с указанием цели квеста на глобальной карте, ни идиотская экономика, ни медленные загрузки локаций. От последней проблемы не спасет даже высокоскоростное соединение со всемирной сетью. Зайдя в оживленное местечко (таверну или гильдию какую-нибудь), вы еще с полминуты будете ждать, пока на экране проявятся другие геймеры или NPC. А все потому, что серверы сейчас расположены только в Японии.
Не пугает поклонников и оригинальная система крафта, основанная на мини-играх. Хотя записывать ее в однозначные минусы не будем: кому-то может и понравиться схема, когда добыча руды зависит от вашего глазомера и умения вовремя нажать на кнопку мыши. Аналогично и с боевой системой: кому-то понравится сходство с JRPG и невозможность побеждать врагов чисто закликиванием, другие же возненавидят игру еще больше, узнав, что провести даже десять базовых ударов топором подряд без передышки невозможно.


С событиями в мире Final Fantasy XIV пока все обстоит плохо, но организовать Рождество создатели все же сподобились. Хотя подарки могли бы быть и поприятнее.Для занятий крафтом требуются специальные осколки, которые можно либо купить (дорого), либо выбить. И мы снова возвращаемся к нуднейшему избиению монстров…
Впрочем, надежда на превращение Final Fantasy XIV в игру-конфетку остается, но сколько придется до этого момента ждать? Приблизительный ответ ясен: светлое будущее настанет не раньше выхода версии для PlayStation 3, появление которой отложено на неопределенный срок. А пока владельцы персоналок превращены в платных бета-тестеров, задача которых – указать разработчикам на допущенные недочеты. Ну хорошо, не совсем платных: недавно абонентку временно убрали, пообещав вернуть не раньше, чем игра станет действительно интересной. Наверное, чтобы «мыши плакали, кололись, но продолжали жрать кактус», руководствуясь принципом «на халяву и уксус сладкий». Только не стоит чересчур доверять Square Enix: в конце концов, есть десятки других MMORPG, играть в которые намного интереснее. Да что тут далеко ходить: совсем недавно World of Warcraft: Cataclysm вышла…
P.S. Если вы думаете, что автор раскритиковал игру чисто из ненависти к разработчикам или ко всему консольному, поверьте – это не так. Даже в Square Enix признали свои ошибки и заменили почти весь руководящий состав проекта, а недавно неудачную игру издательство назвало главной причиной убытков за год. Чтобы вернуть доверие геймеров, обновленной команде разработчиков придется пахать двадцать четыре часа в сутки семь дней в неделю. Иначе никак.
О РАЗРАБОТЧИКАХ
Square Enix образовалась в 2003 году в результате слияния… Square и Enix. На ее счету десятки игр как на приставках (какой консольщик не слышал названий Dragon Quest , Kingdom Hearts или Star Ocean ?), так и на персональных компьютерах. В последнем, правда, заслуга не столько головного подразделения компании, сколько приобретенного пару лет назад издательства Eidos, за плечами которого сериалы Deus Ex, Hitman и Tomb Raider . Впрочем, даже столь ценная покупка не изменила очевидного факта: еще на долгие годы Square Enix останется в массовом сознании как автор бесконечной истории Final Fantasy , насчитывающей уже 14 частей.


Повышение базового уровня персонажа поможет повысить характеристики, а новые уровни классов/профессий дадут доступ к дополнительным навыкам.Даже неподалеку от стартовых локаций можно встретить вот такое чудище, убивающее героев низких уровней одним махом.

Square Enix удалось уйти от стандартного набора «эльфы-гномы-гоблины» при выборе расы, что и неудивительно: мир-то давно и полноценно проработан и вариантов хватает.

Пришел тот светлый день, когда Square Enix порадовали-таки игроков ПК появлением полноценной PC-версии FF. Правда, без огрехов не обошлось, все-таки вселенная FF довольно своеобразная, нравится не всем, хотя арт-дирекшен у игры просто великолепный, для многим игра покажется несколько необычной. Тут и гринда особого нет, и лут выпадает довольно скудно и прокачка «соло» очень медленная. Впрочем, обо все по порядку.

Ёрзи-Ёрзи!

В мире Йорзи произошли-таки серьезные изменения, которые с точки зрения органичности сюжета несколько странно выглядят. Например, Гарлеанская империя не напала на мир, а потому многие солдаты и наемники остались не у дел и переквалифицировались в искателей приключений, объединяясь в гильдии. Странный военный мир, в котором не нашлось места воякам. Это как-то попахивает нездоровым пацифизмом, который категорически не приветствуется игроками-любителями замесов.

В игре есть пять рас. Вне зависимости от расы можно выбрать одну из четырех дисциплин, в которых и предлагаются игровые классы. Эниксы отказались от классической системы прокачки «level-progression» в пользу нововведения «skill-based-progression», на деле это означает, что игрокам придется прокачивать не столько персонажа, сколько его умения. Не самое идеальное решение для игры.

Кроме того, разработчики решили всех сравнять при помощи одного мерила, ограничив количество часов для прокачки одним персонажем. Это означает, что игрок качается лишь 15 часов в неделю, а все остальное время продвигается по сюжету (кат-сцены, мувики, все есть). Это вообще против всех правил MMORPG, а где же прокачка? Где море лута и долгий гринд осенними вечерами? Спорное решение, очень спорное.

В мир Ёрзи вернут чокобо – ездовых птиц-маунтов. Едва ли это заменит полноценный кач при помощи различных умений и возможность экспресс-прокачки персонажей.

Здравствуй, монстрик, я пришел.

Final fantasy 14 предложит игрокам уже знакомый по FF 11 метод прокачки. Бегаем по открытым пространствам, выполняя квесты и миссии, видим монстра, нападаем, юзаем скиллы и получаем свою долю всеобщего уважения, лута и всяких других радостей. Японцы серьезно заточили игру под командную тактику. Некоторые квесты и даже миссии невозможно выполнить в одиночку. Придется побегать в поисках сопартийцев, объединятся в альянсы и уничтожать тысячи мерзких вражин мира Ёрзи. Круто? Да только уже видено не раз. Система, впрочем, рабочая.

В Final Fantasy все задания разделены на миссии, которые двигают вас по сюжету и на квесты, которые можно выполнить в одиночку или в группе. Разделение приятное, во время, когда качаться не дают, можно побегать, выполняя сюжетные миссии, чтобы разобраться в мире Ёрзи. Сразу говорю у тех, кто не знает, кто такие Винсент, почему Гарлеанская империя вообще хотела нападать и ни разу не видел Сефирота, возникнут серьезные проблемы с пониманием сюжета. Лучше бы дали кач.

В игре присутствует довольно приятная фишка, а именно: возможность накидать врагу дополнительного урона при помощи комбо-цепей из умений или заклинаний. За цифрами смотреть очень приятно тем, кто вообще любит выбивать дрянь из монстров результативно, наглядно показывая бездушной машине «ПК», как надо уничтожать врагов пролетариата в лице игрока.

В игре предусмотрено довольно много других фишек, связанных с системой синтеза (аналог «крафтинга» в других играх), а также возможностью продать любой предмет, полученный благодаря синтезу на аукционе или через Bazaar. Приятно, что базар есть, но вот отсутствие «человеческого» лута очень сильно напрягает, хочется выбить мега-пушку и чтобы деньги сыпались. Можно, впрочем и без денег, но мега-пушка должна быть в обязательном порядке.

Снова красоты виртуальных миров.

Вероятно единственное, за что категорически нельзя ругать серию FF, так это за графику. Спецэффекты, детали, пейзажи, текстуры – все это сделано с традиционной для японцев дотошностью и выглядит просто великолепно. Во всей это распрекрасности кроется один минус – здесь слишком много элементов дизайна. Слишком много света, страз, кавайных улыбок, длинных независимых причесок и огромных гротескных мечей с отблесками какой-то магической дребедени. Слишком напрягает глаза и дает компьютеру понять, что он уже устарел лет так на восемьсот и его давно уже пора поменять.

Игра понравится всем, кто вообще любит японскую стилистику дизайна и графики. Любите мангу и японскую 3D-анимацию? По адресу, остальные графику не оценят, как не оценили красоту Сейлор-Мун и Тоторо.

Лучше б XII.

Если честно, не MMORPG-проекта ждал я от Square Enix, надеялся все-таки, что игра будет классической JRPG, ведь игра FF 11 мне совсем не понравилась. Все же мне трудно понять азиатские MMORPG, очень красивые, но какие-то непонятные для тех, кто «не в теме». Это Вам не сериал «HOUSE M.D.», где с любой серии можно смотреть начать, здесь надо знать, что же случилось в FF 1 и почему это так отразилось на истории в FF 7.

В-общем, игра не для всех.

Состоялся выход дополнения Stormblood для MMORPG . И сегодня Garro приготовил для вас новый обзор из рубрики “Для занятых”, посвященный этому DLC.

Вам предстоит узнать, насколько интересен сюжет игры, как обстоят дела в данном проекте с PvE-контентом, какие локации героям предстоит посетить, появились ли новые подземелья, до какого уровня теперь можно прокачать персонажа, были ли добавлены новые рейды, за какие новые профессии удастся побегать, насколько сильно изменился пользовательский интерфейс, дружелюбно ли комьюнити в FF XIV и т.д.

“Действие игры Final Fantasy XIV: A Realm Reborn происходит в вымышленном мире Эорзея, спустя пять лет после событий оригинальной игры. Final Fantasy XIV завершилась на апокалиптических событиях - божественный дракон Бахамут разрушил большую часть Эорзеи.

Благодаря благословению богов персонажи игроков смогли избежать гибели и отправились в будущее на пять лет вперед. В восстановленном после катастрофы и преображенном мире они сталкиваются с угрозой вторжения Гарлейской империи, расположенной на севере”.

В Iron Harvest появится мультиплеер

Еще 13 марта началась краудфандинговая кампания стратегии в реальном времени Iron Harvest. Разработчикам понадобилось всего два дня, чтобы собрать необходимую сумму - $450,000. Если сейчас заглянуть на официальный сайт игры, то..

[Стрим] Far Cry 5 - Безумные приключения в округе Хоуп

На этой неделе состоялся релиз экшена Far Cry 5. За четыре дня игра уже успела собрать большое количество положительных отзывов, и если прямо сейчас посмотреть статистику игры на ПК, то прекрасно видно, что совсем недавно в..

Silent Thunder - Встречаем новую игру от создателей War Thunder

Gaijin Entertainment анонсирует новую масштабную военную онлайн игру Silent Thunder. В ней самые могущественные военные державы XXI века столкнуться в сражениях атомных подводных лодок. Трехмерное пространство океана, реалистичная..

God of War - Рунический топор Кратоса придется фанатам серии по душе

Если вы играли в серию GoW, то наверняка прекрасно помните парные клинки Хаоса, дарованные Кратосу богом войны Аресом. Разработчикам уже довольно сложно сделать что-то новое и необычное с этим оружием, чтобы..

Overwatch - Трейлер "Мятеж на Кингс Роу" и концепт-арт нового скилла Хандзо

В феврале мы узнали, что разработчики командного шутера Overwatch тестируют новый скилл для Хандзо, который должен заменить “Кластерную стрелу”. Сотрудники компании Blizzard Entertainment хотят научить одного из братьев Шимада..

Не успели мы очухаться от выхода , как, спустя несколько месяцев, Square отрапортовала новым роликом по вселенной Final Fantasy XIV. Всё бы ничего, да в его конце появилась надпись «Online». Ожидания на крутую обычную финалку пропали, зато появились ожидания на что-то другое. Благо у нас уже есть, с чем сравнить.

Первые впечатления:

Можно понимать по-разному, но, тем не менее, Final Fantasy XIV Online всё-таки вышла, хотя назвать это “выходом” получается с неимоверным усилием. Всё дело, наверное, в моём восприятии MMORPG, которые я издревле не жалую. Ну, кому надо, те будут продолжать играть, кто бы, что не говорил, ну а я лишь очень пристально смотрю на каждый подобный проект, выходящий в одной из моих любимых серий Final Fantasy. Благо, смотреть приходится совсем не часто. Вот только однажды вышла , но с ней мы уже разобрались, и тут как гром среди ясного неба, первый трейлер Final Fantasy XIV совсем скоро после выхода 13-ой части!

Ничего не подумайте, сам трейлер мега красивый и потрясный с воинствующими расами и грандиозными пейзажами, но когда в конце под надписью выплыло слово “Online”, у меня заныло где-то там, под ложечкой. Честно, мы ждём Final Fantasy Versus XIII уже беспросветную тучу времени, так ещё и 14-ая часть будет MMORPG. В такие моменты хочется рвать на голове волосы, но лучше побережём здоровье. Собственно, новая Final Fantasy должна стать неким наследником , причём 2 игровые вселенные будут существовать отдельно друг от друга. Правда, к бета тестированию обещали допустить нескольких игроков из и тех, кто обладал промо кодом, купив FFXIII (я также обладал кодом, но мне не повезло, выбор прошёл мимо).


Но всё получилось с точностью до наоборот. Игра оказалась не готова к выпуску даже на PC (это первый случай, когда Final Fantasy вообще запустили в первую очередь на PC-платформе, а не на консолях). Большие, но одинаковые локации, интересная, но глючная боевая система и забагованные изображения практически поставили на игре крест, но Final Fantasy XIV не сдалась, а, всего лишь, взяла 2-годовой тайм аут. Что же пошло наперекосяк и на каком этапе? Почему не получилось повторить успех FFXI, ведь у компании был гигантский опыт в этом деле? В данный момент игра спешно восстанавливается для релиза на PS3 и залатывается постоянными патчами и заплатками. В неё добавляются отсутствовавшие элементы, профессии, но все ждут одного единственного патча версии 2.0, который возродит канувшую в небытиё вселенную. Так его и назвали “A Realm Reborn”. Надеюсь, у игры всё сложится благоприятно (об этом мы узнаем уже зимой 2012 года), а пока нам представилась замечательная возможность разобрать ошибки Square Enix, которые она или проглядела или не захотела замечать в первый раз.

Аспект времени:

Вы, наверное, согласитесь со мной, что в MMORPG играх приходится зачастую жить изо дня в день, из недели в неделю и т.д., проводя в них от 3 до 18 часов в день. Если жить, то жить, наверняка, хочется комфортно. К счастью, выбор среди подобных забав гораздо больше, чем в 2002 году, когда выходила Final Fantasy XI. Это первый момент. Количество игроков в онлайн игры хоть и растёт, но уже не так, как это было когда-то в начале начал. Поэтому едва ли ни единственным способом завлечь аудиторию у соседней игры становится – наличие более выгодных и комфортных условий для гейминга. Разработчики из Square не учли влияние времени и развитие других компаний за последнее десятилетие, решив, что игроки двинутся к ним во вселенную просто потому, что это Final Fantasy. Досадно, но это не так. Людьми хоть и правят стадные рефлексы, но они способны думать самостоятельно, да и не было того стада, которое бы неожиданно ринулось в готовый для заселения мир.

Аспект истории:

За что Square реально можно сказать спасибо, так это, что она пытается пропихнуть сюжетную составляющую в мир игры, причём не для какой-то отмазы, а в виде цели прохождения игры. Это не так часто встречается в других играх, как можно подумать, и за счёт этого элемента выплывают с игроками, которым важна сюжетная подоплёка. Поэтому-то стоит рассмотреть, что творится в мире FF XIV.

Вот только сделать это невозможно. История, которая была задумана компанией, совершенно неокончена. Никто не выпускает MMORPG игру сразу с завершённой историей, если собирается доить её долгое время. По сути, создав персонажа и начав им игру, вы вообще не будете врубаться, что происходит (Final Fantasy XIII со своей атакой на поезд и неожиданно развернувшейся на ваших глазах войной и смертью Норы – теперь станут откровением в плане подачи сюжета). Да что там, история, непонятно даже как вернуться домой, после того как вас убили (делается это всего парой щелков мыши, но так как ни один туториал этого не объясняет, возникают совершенно нелепые конфузы). Похоже на фэйловый аспект #2.

Вообще, если серьёзно смотреть на это дело, то от истории вряд ли можно ожидать чего-то нового. Придётся смириться с тем, что нам предлагается поучаствовать в религиозных заговорах, слепой вере, жёсткой политической репрессии и войне в таком невероятном мире, как Иорзиа (Eorzea). Возможна и угроза со стороны высоко продвинутой расы, ну или коя считает себя таковой. В одиночку мир не спасти, поэтому объединяемся в некие гильдии, откуда уже и шуруем мир, расположившийся за окном.

В чём нам повезло, так это в том, что сюжетная составляющая игры развивается посредством кат сцен. Они озвучены и это приятно. Диалоги с НПС стандартны и не представляют особой важности, если те не отправляют вас на квесты или вам неинтересны рассказы об окружающем мире. Одной немаловажной отличительной особенностью является то, что игра имеет 3 возможных завязки. Различаются они в зависимости от городов, где вы решаете начать игру. У каждой истории есть уникальные квесты, которые делятся на: сюжетные, ливи квесты (levequest) и другие эвенты (behest).

Продвижение по истории осуществляется с набором ранга (напоминает систему из FFXI). Как только необходимый ранг или уровень будет набран, откроется доступ к новым сюжетным квестам. Понятно, это сделано для увеличения продолжительности игры, но ограничивать героям доступ к сюжетке … ну, зачем было. Все доступные зоны игры вы можете обшарить, так как мир пока ещё не особо большой. В общем, игре не помешает прибавка сюжетных квестов.

Примеры сюжетных квестов: найдите необходимого человека в вашем регионе, завершите первую битву. Вторые, в основном, завязаны на охотах или крафтинге нужного предмета (награда получается у заказчика). По понятным причинам могут быть выполнены неоднократно, а значит и предметы, получаемые за них, тоже. Вот только на них установлен лимит – не более 8 ливи квестов в день (можете представить, как заныли хардкорные игроки). Даже если вы погибните или не сможете выполнить ливи квест, он всёравно пойдёт в общедневной зачёт взятых квестов. Фэйл #3. Чтобы принять участие в более продвинутых квестах, связанных с вашей специализацией, придётся повысить навыки профы с помощью особых гильдий.

А вот бихесты неограниченны. Начинаются ежечасно в лагерях, в которых вы должны зарегистрироваться под видом пати, дабы принять участие. Их смысл – набрать больше очков за убийство монстров, чем другие группы игроков. Однако если вы проводите за компьютером или PS3 не более 2-3 часов в день, то вряд ли сможете часто принимать участие в подобных мероприятиях.

Будь моим героем:

Все помнят знаменитую фразу капитана Врунгеля: “Как корабль назовёшь, так он и поплывёт”? Могу сюда добавить следующее: “Как персонажа создашь, с тем и будешь всю оставшуюся игру”. Практически любая MMORPG игра начинается с того, что вы придумываете себе героя (хотя придумыванием это сложно назвать) в редакторе персонажа из заранее предустановленных опций. Нам даётся выбор из нескольких рас, пола персонажа, внешнего вида, лиц, цветов. Важно постараться создать героя, которого легко будет различить в толпе вашим собратьям по несчастью. (Особенно хорошо работает вариант с созданием высоченного амбала с тупым выражением на лице и идиотским внешним видом – знайте, вас точно ни с кем не перепутают – не переводите свой взгляд на название этого абзаца, а то ещё поплохеет…)


Стартовая зона подлежит выбору (варианта 3, как уже было сказано выше). Не бойтесь пропустить что-либо из повествования, так как компания Square уверяет, что различия будут минимальны, и ничего действительно судьбоносного вы не пропустите. Ваш класс также будет назначен сейчас, хотя его можно без особых проблем сменить уже в самой игре. Это определённо хорошая новость для тех, кто любит порезвиться в разных специализациях. За вами осталось назначение имени и фамилии персонажу, причём игроки FFXI могут импортировать свои ники оттуда.

Иди — работай:

Игра располагает довольно обширным выбором специализаций и для тех, кто любит подраться, просто заниматься крафтингом и другими сопутствующими манипуляциями с предметами. Если что не понравится, можно переключиться на другую специализацию, совсем не теряя заработанных ранее способностей. По сути, от вашей профессии зависит тот убийственный инструмент, что вы будете держать в руках. Его-то и можно сменить совершенно без каких-либо ограничений. В купе с возможностью одновременно использовать способности других профессий, а не только той, что у вас сейчас, можно представить какое веселье начинается. В моём понимании это положительный шаг, поскольку не приходится мучиться перед выбором профессии, оставляя техники и магии других за бортом. Хочется поиграть за рыцаря в сияющих доспехах? Пожалуйста. Желаем примерить на себя мантию лорда? Чёрный маг к вашим услугам.

Каждая профа прокачивается отдельно. Для этого существуют очки умений (skill points), выдаваемые за успешное применение техник этой профы. Её уровень никак не связан с уровнем самого персонажа, который мы повышаем стандартным для ролевых игр способом – накоплением ЕХР. Особо углубляться в это не имеет смысла, просто знайте, чем выше уровень вашей профессии, тем больше способностей вы сможете использовать, она же влияет на НР и МР героя, носимую экипировку и квесты, к которым мы получаем доступ. Но и тут себя проявляет механизм лимитирования. К сожалению, больше 8 часов в неделю накапливать SP для одной профессии не выйдет. На самом деле, это не совсем бред, как может показаться на первый взгляд. Разработчики сделали это, чтобы все категории игроков (хардкорные и казуальные) ощущали себя более-менее комфортно на одних и тех же локациях. Ну и никто не запрещает вам переключиться на другую профессию по истечению срока и накапливать SP там.

Побоище:

Это один из самых важных элементов любой игры. Именно тут у Final Fantasy XIV не должно быть совершенно никаких косяков, ведь у компании уже есть беспрецедентно успешный опыт с 1-ой частью. На деле, тут фейл на фейле.

Теперь, когда вы готовы к худшему, начнём потихоньку восстанавливать репутацию. Система прицеливания однозначно хромает, так как ударить по врагу хорошим приёмом иногда бывает сложно. Это особенно неприятно во время ответственных сражений и миссий. Другой косяк связан с задержкой заклинаний. Когда вам остро понадобится лечащий или атакующий спелл, а маг зависнет в ожидании, не раз вспомните того, кого обычно вспоминают в таких случаях.

Но есть и хорошие моменты. Серьёзных противников без подготовки и определённой стратегии штурмом не взять, да и экшен перекочевал напрямую из FFXI. Игра даёт неплохой разброс для тактики в особенности, когда вы используете умения из списка (шорт каты), входящий в ваше боевое меню (action bar). Поскольку не все техники и умения можно назначить напрямую в это меню, вам приходится думать о его наполнении ещё до начала сражения и даже миссии (не думаю, что вы решитесь менять профессию прямо в её разгаре).

Не стоит забывать и о скиллах, которые вы позаимствуете из других разученных вами профессий. В битве правильное их применение сыграет на руку, и это оказывает большое влияние на саму стратегию битвы. Тактические очки (Tactical Points) снова в ходу. Они позволяют использовать умения, привязанные к оружию, что вы держите в руках. Пока идёт битва, они копятся с каждым ударом. Атакуя врагов с боку и сзади, нанесёте им больше повреждений. Это работает и в обратную сторону по отношению к нам. Если атаковать правую часть монстра, то иногда у него может отвалиться рука, так что он не сможет использовать спецатаки со своим оружием. НР медленно восстанавливается, если вы входите в пассивный режим (убираете оружие в ножны), чего нельзя сказать о МР. К счастью, есть способности, восстанавливающие МР.

Нельзя сказать, что монстры, которых вы встречаете на пути, совсем уж деревянные болванчики. ИИ довольно размашисто управляет ими, поддерживая их в постоянном движении. Они то входят в зону вашей атаки, то выходят из неё, стараются атаковать вас со спины и вообще сбегать. Есть даже такие экземпляры, которые пропадают с зоны вашего обзора, зарываясь в землю или улетая высоко в облака (придётся заново прицеливаться). От вас требуется не зевать, своевременно реагировать на их тактику и, возможно, начать преследование. Но что же делать, если вы играете магом? Панику прочь. В отличие от большинства других MMORPG маги из FFXIV не стоят на месте, а передвигаются во время каста заклинания. Выступать успешно в битвах можно под началом любой боевой профы. Их пока что семь: 2 магические (thaumaturge и conjurer) и 5 физических (gladiator, marauder, pugilist, lancer и archer). Надо заметить, что в будущем ожидается дальнейшее пополнение.

Травки в лавки:

Собирательство в мире FFXIV получило новую ступеньку в развитии. Прежде всего, игра отводит целые профессии под данное дело (кто играл в Star Ocean – там были похожие специализации), при этом у каждой свои уникальные навыки и возможности. Процесс поиска и извлечения ресурсов теперь чем-то напоминает добычу маны из серии Atelier, но, в виду разнообразия техник, куда более интересен. Ну а сам он напоминает мини игру. Для начала вы указываете место, где собираетесь начать извлечение ресурсов, затем пытаетесь, как можно более точно воспользоваться вашими инструментами (специальная шкала служит вам подсказкой), ну и в конце получаете сообщение, насколько успешной была ваша попытка. “You feel something promising” – что-то поблизости есть, “You feel nothing near” – совсем ничего рядом нет, “getting further from the mark ” — вы ушли от предполагаемого места раскопок вообще в глухие дебри и “you"ve almost got it, only one more attempt required” – говорит о том, что вы нашли идеальное место.

Вот только есть один маленький нюанс с этим делом. В процессе попыток появляется ещё одна шкала, которая потихоньку опустошается. Когда она полностью исчезнет, вы не сможете продолжить раскопки. Теоретически это означает, что вы сломали тот предмет, который пытались достать. Такая небольшая сложность не сильно вредит добыче предметов, да и делает само мероприятие ещё увлекательнее. Пока существуют 3 профессии, специализирующиеся на добыче ресурсов: botanist, miner и fisher. Совершенно логично, что с рыболовными сетями и коллекцией гербария в настоящие сражения лучше не соваться, поэтому их удел – пассивное применение.

Крафтинг:

Проф, которые могут показывать мастерство владения этим искусством, гораздо больше, чем предыдущих. Всего их восемь: carpenter, blacksmith, armorer, goldsmith, tanner, weaver, alchemist и culinarian. Вы, наверное, видите некоторые из них в первый раз. Пусть они не особо выручат нас в битве, зато те вещи, которые можно создать с их помощью, будут залогом нашей боевой силы. Процесс крафтинга не менее интересен процесса добычи ресурсов. Также представляет собой мини игру, где нужно следить за 3 шкалами: шкала попыток (durability bar), шкала прогресса (progress bar) и шкала качества (quality bar).

Шкала попыток служит ровно так же, как и в извлечении ресурсов, чем больше попыток предпринято, тем меньше шанс сохранить предмет. Шкала прогресса отображает, насколько успешно идёт процесс крафтинга (каждое действие заполняет её и 100% означает успешный синтез предмета). Шкала качества сообщает о качестве конечного продукта. Во время крафтинга можно применять действия: обычные (normal), эффективные (efficient) и осторожные (careful). Каждое из них уменьшает шкалу попыток, при этом оказывая различный рост по параметрам прогресса и качества. Однако во всей системе просто кошмарное количество других нюансов (цвет искр в процессе, время суток). Плюс необходимо обладать особыми книгами, знаниями, умениями, уровнем профессии и возможностью работать с кучей материалов, чтобы синтезировать даже простейшие предметы. Не выбирайте эти профы, новички. Это фейл.

Квесты:

Большую часть квестов вам выдаёт гильдия, в которую рано или поздно вам придётся вступить, если вы собираетесь повышать уровень своей профы. В FFXI квесты выдавались обычными НПС. Квесты на Крафтинг заключаются в обычном синтезе требуемых предметов, при этом заказчик обеспечивает вас необходимыми ингредиентами. Квесты на собирательство тоже не далеко ушли – требуется лишь собрать необходимое количество предметов или же отыскать все ресурсы в той зоне, куда вас отправляют. Справедливости ради замечу, что посылают нас далеко не в самые безопасные зоны, так что враги могут атаковать нашего ботаника без предупреждения. В такие моменты пригодятся дополнительные боевые скиллы, разученные в другой профе. Оставшаяся часть квестов связана с охотой на определённое количество противников или же их лут. При этом если монстру удастся вырваться из вашего окружения и убежать до ближайших сородичей, придётся разобраться со всеми.

Все региональные квесты ограничены по времени. К ним относятся собирательство (даётся по 30 минут на выполнение) и охоты (ранжируются в зависимости от выбранной сложности – всего 5 уровней). Уровень сложности также определяет количество ЕХР, SP и лута, получаемых с квеста. Локальные квесты (крафтинг) по времени не ограничены, но и тех и других можно брать не более 8 за день. Очередной лимит, на сей раз абсолютно необоснованный.

Ну, хотя бы, несмотря на не особо блистательность задумки с квестами, выполнять их не надоедает. Во-первых, вы изучаете способности на разных профессиях, во-вторых, совершаете все эти действия в дружной компании, в-третьих, просто исследуете красивый мир (с однообразными локациями) вокруг себя. И этот мир будет только улучшаться и расширяться. Что привнесёт в игру обновление “A Realm Reborn” сложно сказать. Разработчики утверждают, что это будет совершенно новая игра. Возможно, это не так далеко от правды, но свидетелями мы станем лишь после того как снег запорошит наши дороги.

Бизнес – такой бизнес:

Торговля принимает новый виток развития в FFXIV, так как на этот раз в игру добавлены перекупщики, которым игрок может передать до 80 своих предметов на продажу, чтобы те толкнули их игрокам. Сама система довольно полезна (не надо искать покупателей самостоятельно), вот только найти нужный предмет среди сотен людей в десятках рыночных комнат практически нереально! У каждого свой набор на продажу, и персонажи время от времени меняются. К тому же, чтобы раскрыть список предметов, приходится щёлкать по каждому торговцу, при этом меню открывается лишь спустя секунду. Это бесит. Кстати, в инвентаре нет возможности отсортировать вещи. Это уже 6-ой фейл!

Аты-баты шли солдаты:

На момент выпуска игры чокобо ещё не были добавлены, но о том, что это должно скоро произойти, можно было догадаться по небольшим стойлам чокобо в стартовых зонах мира. Передвижение пешкарусом по знакомым территориям перестаёт доставлять после нескольких десятков часов игры, так что новое скоростное транспортное средство просто необходимо. Благодаря тому, что игру не подвергли забвению сразу после выпуска, а продолжали поддерживать патчами вплоть до предстоящего ремастеринга эта опция уже витает в воздухе.

Однако это не одно глобальное нововведение, которое вносят патчи. В будущем путешествия между городами будут осуществляться, как и в FFXI, посредством путешествий на воздушных кораблях. Также в игре присутствуют судна для путешествий по морским гладям, а ускорить персонажа, можно изучив специальную способность. Нельзя не отметить и другую полезную опцию – телепорт. Нам позволительно переместиться в любую посещённую нами часть локации, где расположено специальное устройство aetherial node. Стоит этот трюк 4 anima (изначальное количество этих очков 100 и восполняются они по 6 очков за 24 часа). По сути, данная опция похожа на кристаллы телепортации из FFXII. Тут всплывает новый фейл. Скорость восстановления явно мала. Когда вы откроете новые зоны, до которых пешком идти часами, у вас как раз начнётся ломка.

Альянсы:

Довольно странно, если в обширную MMORPG вы собираетесь играть соло. Скорее всего, у вас ничего серьёзного не выйдет и придётся обратиться к помощи доброжелательных соседей. Собственно, это навязывается жанром игры. Партию лучше подыскивать так, чтобы люди играли в одно время с вами, у их персонажей были способности, которых ещё нет у вас, и ещё одно пожелание связано с тем, чтобы вы могли находить общий язык и для общения и для выполнения квестов.

Чтобы пригласить другого игрока к себе в пати он обязательно должен быть в пределах видимости на экране, то есть вам предстоит сначала дружеская встреча….Хм, довольно необычно. Ещё в самом начале обзора я упоминал про кощунство системы прицеливания, так вот в полной мере это проявляется, если вы в партии не одни. Фейл #7.

Графика и музыка:

Есть и есть, где-то справедливость в том, что игра названа в честь FF, то она проявляется в том, что графическая начинка игры великолепна. Далеко не каждая игра сможет выстоять в состязании по этому параметру с FFXIV. Пейзажи, встречающиеся на пути волшебны: каждый объект отбрасывает правдоподобные тени, листья на деревьях живут своей собственной жизнью, в небесах зажигаются звёзды, а в засушливых районах и пустынях периодически начинаются песчаные бури. Если окажетесь рядом с океаном, зацените чистейшую гладь воды с пробегающей по ней мелкой рябью. Все эти красоты обходятся довольно дорого вашему PC (в отличие от PS3, которая рассчитана на подобнее нагрузки, но ещё не обзавелась своей версией игры). Опция отключить или понизить настройки присутствует, но вы лишаетесь настоящего качества, которое способна дать игра.

Природа наполнена звуками, будь это волчий вой или стук копыт по булыжнику. Причём ощущается эффект присутствия, то есть чем ближе вы к звуку, тем яснее он звучит и наоборот. Музыкальное сопровождение уровнем ничуть не хуже, чем было у 11-ой части. Треков не так много, но уже сейчас существует несколько композиций Battle Theme. Над музыкой трудится вернувшийся мэтр индустрии Набоу Уемацу, которого лично я даже не ожидал увидеть за дирижёрским креслом в новых Final Fantasy после FFX. Недавно вышел новый трейлер к перезагрузке игры, помимо шикарной анимации и постановочных сцен в нём звучала мелодичная композиция в духе Final Fantasy. Когда каждый уголок игры наполнится подобным звучанием, уже ни у кого не останется сомнений насчёт поднявшей голову игры.

Заключение:

Хочу отметить, что вселенные FFXIV и FFXI — единственные онлайновые проекты (ну, ещё Ragnarok Online), к которым мне удалось прикоснуться из всего обилия MMORPG, что есть сейчас. Дело не в том, что я требовательный или неумелый игрок. Просто меня, прежде всего, привлекает мир со знакомыми монстрами, узнаваемыми профессиями, качественными локациями, как все, что были в играх серии, ну и, конечно, добротным сюжетом. Игрушка FFXIV сейчас ещё далека от финала. По сути, она лишь на стадии либо зарождения, либо на пути в школу. Короче, жить ей ещё да жить, учиться и учиться. Но если какое-то место в виртуальной вселенной и можно назвать домом, где приятно находиться, общаться с друзьями и проводить часы в весёлой компании, то это определённо будет здесь и, возможно, уже совсем скоро.

Final Words:

Этот обзор завершает череду описаний, которые я хотел изложить на SF по серии Final Fantasy. Знаю, что охватил не все игры, но наибольшую их часть и, надеюсь, тем самым принёс пользу тем, кто ещё не знаком с многочисленными игровыми вселенными этой замечательной серии. Касательно Final Fantasy XIV мне нечего больше добавить. Выход игры пару лет назад стал тяжёлым испытанием, как для компании, так и понадеявшихся на отличный проект игроков. Спустя 2 года томных ожиданий хочется верить, что PS3-версия игры окажется гораздо лучше предшественника. Всем спасибо!

Несколько красивых артов напоследок:

Статьи по теме: