Batman return to arkham рецензия. Batman: Return to Arkham Рецензия

Аркхем Сити во многом страдает теми же проблемами, но у неё дела обстоят лучше: например детективный режим значительно удобней. В оригинале он подсвечивал врагов и определенные объекты, но замыливал окружение какой-то голубовай пеленой, из-за чего было сложно ориентироваться в пространстве. Тут таких проблем нет. Еще были добавлены здания в Готэм Сити, которые заставляли мир выглядит более целостным. Ну и переделанные модельки и текстуры на мой взгляд выглядят более удачно.
Но вот технические особенности здесь какие-то странные: как и Лечебница, Аркхем Сити работает в 1080p разрешении, но частота кадров залочена не на 30, а на 60. Странное решение со стороны разработчиков, ведь и здесь показатель FPS опускается до 24-26.
Что ж, подводя итог, я хочу сказать, что подобный ремастер сделан исключительно для сруба бабла с таких фанатов вселенной Batman: Arkham как я. Атмосфера была потеряна. Лично я не рекомендую к приобретению данный ремастер

Batman: Return to Arkham Рецензия

Для повторного лечения.

Подходит к концу 2016-й, и если раньше игры на консолях переиздавали в HD, а в новом году нас наверняка поджидают ремастеры в 4K, то для нынешнего поколения столь же броского маркетингового названия не нашлось, поэтому игры и без того условно-высокого разрешения перепродают просто в разрешении еще чуть более высоком.

Ремастерами, особенно «ленивыми», давно никого не удивишь. Однако с Return to Arkham ситуация немного иная, разработчики из студии Virtuous (ответственные, например, за перевыпуски десятой «Финалки») пытались в чем-то превзойти даже PC-версию и определенно приложили для этого усилия. Увы, во многом они оказались бесплодны.

Игры сериала Arkham – одни из немногих про Бэтмена, рекомендовать которые можно в том числе и тем, кто к Темному Рыцарю дышит ровно. Ну, то есть на самом деле не нужно, потому что если вы про них еще не слышали, то вряд ли ходите по игровым сайтам и читаете сейчас мою рецензию. Но формат обязывает.

Первая игра сериала Arkham Asylum получилась линейной, коридорной, довольно казуальной, и ей это шло.

Основные ингредиенты были просты. Вдохновленная ритм-играми рукопашка с самонаводящимися ударами и отбивающими почти любые нападения контратаками. Эксплоринг, в котором Бэтмену помогал его всевидящий «режим детектива». Стелс, где поначалу всегда можно было залететь на ближайшую горгулью и там уже прикидывать, каким из многочисленных способов расправиться с очередным не догадывающимся посмотреть вверх бандитом. Может, заманить его к взрывчатке и подорвать? Или стянуть бэткогтем в бездонную, но предположительно не летальную (ведь Бэтмен не убивает) пропасть?

Ингредиенты были просты, но воедино собрали их тщательно – так, что даже проходя игру в переиздании, до конца, в третий уже раз я не нашел мест, где разработчики из Rocksteady обленились и просто вставили какой придется геймплей, чтобы потянуть время. В плане игровых механик Asylum похожа на винтовую лестницу: вроде бы и кружишь по одним и тем же местам, но при этом постоянно поднимаешься вверх. Каждый бой, каждая сцена привносят какое-то развитие. А ступеньки тем временем становятся все круче, и вот уже на Темного Рыцаря наседают враги, уязвимые только к ударам с подвыверта, безопасные прежде горгульи заминированы, а некогда мирный садик с очередным поворотом сюжета превращается в логово агрессивных психов и растений-убийц.


Придраться, пожалуй, можно только к «титанам» – неповоротливым, начиненным адовым мутагеном качкам. И плохо даже не в то, что это по сути единственные в игре боссы, с которыми приходится драться врукопашную и поэтому встречи с ними повторяются множество раз. Просто в боевую систему Asylum, где Бэтмен стремительными росчерками пересекает поле боя, пока его удары, уклонения и контратаки сливаются в одно непрерывное комбо, громилы, убивать которых надо по принципу – выждал, подбежал со спины, ковырнул пару раз, отпрыгнул, повторить до победного – не вписываются от слова «совсем». Они чужеродны ритму игры: есть отдельно «титаны» и отдельно все остальное.

Лечебница Аркхэм – наверное, важнейшее место в мифах про Бэтмена после его пещеры. И уж точно самое интересное, не зря даже в игре Telltale в этом сеттинге лучшая сцена происходит в психушке. Это своеобразный перекресток, где начинаются или заканчиваются множество историй. Но Rocksteady не стала превращать игру в капустник, запихивая туда всех возможных злодеев, и для большинства ограничились отсылками, приятными для фанатов и познавательными для остальных. Получилась камерная игра, где нет лишних героев, но на заднем плане ощущается большой, живущий своей жизнью мир.


На сюжет Asylum повлиял «Дом скорби на скорбной земле» – графический роман, в котором молодой еще Грант Моррисон вывалил на читателя все, что имел сказать из эзотерики и психоанализа, а художник Дэйв Маккин своим рисунком так привел все это к общему знаменателю, что каким-то чудом на выходе получилась не графомания, а очень своеобразный комикс, где мало осталось от привычной супергероики. Приключения (вернее, злоключения) Бэтмена в лечебнице Аркхэм, рассказанные параллельно истории ее основателя, вместе с ней описывали путешествие в подпольный, неподвластный разуму мир живущих своей жизнью знаков и символов. Где страшнее того, что не сможешь вернуться – то, что вернуться не захочешь, что по ту сторону захлопнувшейся за спиной двери окажешься дома.

Конечно, напрямую у Моррисона игра Rocksteady заимствует немного – несколько сходных фраз Джокера и историю о безумном основателе. Но видения, которыми мучает Бэтмена злодей Пугало замечательно ложатся в общую картину и местами навевают воспоминания о Silent Hill. О классических хоррорах напоминает и место действия – разросшийся до целого острова с катакомбами (и даже собственным филиалом Бэт-пещеры) Аркхэм похож на столь же разлапистый особняк из Resident Evil.
Последнее, чем выделяется Asylum – такое внимание к мелочам, которое редко встретишь и в более современных играх. Потерявшие своих подельников бандиты теряют самообладание и начинают палить по сторонам. У Бэтмена с течением времени растет щетина, а в плаще появляются прорехи (которые в полном соответствии с супергеройской аэродинамикой не мешают летать). Каждый поворот сюжета комментирует по радио Джокер. И даже экран Game Over выглядит по-разному, в зависимости от того, с кем бою сложил голову наш герой.


Вышедшая два года спустя Arkham City ни тогда, ни сейчас не увлекала меня, как первая часть. Объективно это лучшая игра с более разнообразными боями, многочисленными гаджетами, внушительных размеров «побочкой», а главное – целым городом, где можно парить между зданиями, и, изредка пикируя на ничего не подозревающих бандитов, ощутить себя ужасом, летящим на крыльях ночи.
Но объективность на хлеб не намажешь, а открытый мир накладывает отпечатки. После Asylum с его выверенным развитием, где все ощущалось на своем месте, сиквел кажется первородным бульоном, в котором хорошо поставленные сцены окружены множеством случайных боев с подвернувшимися под горячую руку врагами и побочными заданиями, то довольно однообразными, то слишком разросшимися, как это случилось с тайниками Загадочника – знаками вопроса, которые в сиквеле запрятаны куда изобретательный, чем в оригинале, но понаделали их так много, что собирать опускаются руки.

В общем, вторая часть, как это часто бывает с сиквелами, значительно больше первой – в ней больше известных злодеев, больше контента, больше всего. И для многих именно она заслуженно стала вершиной сериала. Но один час игры в камерный Asylum почти всегда был для меня насыщенней, осмысленней, чем такой же час в City.

По счастью, покупателям Return to Arkham не нужно выбирать между линейностью первой части и открытостью второй. Они получают разом и то, и другое, и пусть и без хлеба, зато со всеми дополнительными костюмами, специальными режимами и прочими DLC, до которых, скорее всего, не дойдут руки, но халява, как говорится, карман не тянет. И, казалось бы, что может пойти не так?


А потом я включаю переиздание, и там, на крыше какой-то мужик в маске с ушами.

Ну, то есть в оригинале тоже так было. Примерно. Только там темнота скрывала некоторую топорность 3D, а ярко выделяющаяся на ее фоне, преувеличено огромная луна казалась провалом в другой мир, отсветы из которого выгодно подчеркивали фигуру героя и придавали титульному экрану в целом ощущение загадочности. По сравнению с оригинальной картинка ремастера выглядит засвеченной, причем засвеченной равномерно, так что прежние акценты потерялись, а новые работают не на эстетику, а против нее. Главное и несущественное перемешано и без задних мыслей выставлено для обозрения с полным равнодушием к тому, что в оригинале пытались подчеркнуть или скрыть. Нет, например, больше озаряющих темноту вспышек молний из заставки первой части, потому что нет самой темноты.

Понятно, что мрачность оригинала во многом была данью времени, ею скрывали графические проблемы, так больше не делают, а создатели ремастера тоже люди, и хотят, чтобы их труд видели. Они ведь старались – переводили игру на новый движок, перезаписали на нем все ролики, доводили до ума модели персонажей. Некоторых, пожалуй, переделали слишком вольно, но все же сцены вроде начала Asylum, с множеством героев в кадре, смотрятся на «отлично». А еще люди из Virtuous улучшали плащ Бэтмена, расстелили по прежде пустым комнатам ковры, и вообще обеспечили Digital Foundry материалом для не самой короткой статьи.

А лучше бы люди отдохнули.


Ведь, хотя у оригиналов, даже в PC-версии, «паст-ген» читается на лице, да и самыми обаятельными и привлекательными эти игра никогда не были, в своих изначальных версиях они все равно прорабатывались куда тщательней, чем это могли позволить себе создатели сдвоенного ремастера. Return to Arkham смотрится неровно – без теней сразу проступает однообразность коридоров Asylum, а на фоне переделанных моделей главных героев еще слабее смотрятся персонажи второго плана. Лучше получилась City, но тускловатый, словно пыльный город из оригинала, на мой взгляд, все равно больше походил на город Бэтмена, чем получившаяся у Virtuous каша из преувеличенно ярких неоновых вывесок.

Есть у ремастера и проблемы с производительностью – изначально оптимизация City хромала настолько, что даже скрытно добавленная поддержка PS Pro не помогла избавиться от резких скачков частоты кадров. Но пока готовилась рецензия, свежий патч по большему счету решил дело, уравняв в правах владельцев обычной и улучшенной PS4 лимитом в 30 традиционно «кинематографических» fps. Впрочем, людям, травмированным на старте продаж, это уже не поможет, а плавная PC-версия с поддержкой физики и более живой картинкой все равно выигрывает у консольного ремастера, пусть и не с настолько разгромным счетом, как до патча.

Вердикт

Как и большинство консольных ремастеров Return бесполезен для владельцев более-менее игровых PC, но может прийтись по вкусу «чистым» консольщикам. Особенно не игравшим в оригиналы и не имеющим потому предубеждений о том, как эти игры должны выглядеть. Последние же, на мой взгляд, состарились хорошо. Время жестоко к играм про реалистичную графику, во вторую очередь – к идейным прорывам, опередившим свое время и направившим развитие жанров в сторону, с годами превратившими их самих в общее место. И еще к играм, которые по большему счету никогда не были настолько хороши, как это верилось, пока они оставались свежими и на слуху. «Бэтмен» же от Rocksteady ни в одну из этих категорий не входит и, несмотря на спорные улучшения, остался по большему счету сам собой.

Как китайцы Готэм чинили.

Так уж вышло, что каждый второй текст о современных видеоиграх начинается со слов о надоевших всем переизданиях. Дескать, делают их задешево, продают по практически полному ценнику, а толку — грош в базарный день на паперти. Batman: Return to Arkham — сборник, состоящий из двух гениальных видеоигр, — вполне мог разделить анафему с такими легендами «жанра», как Sllent Hill: Collection, однако… у разработчиков вышло все слишком неоднозначно, чтобы рубить с плеча и ставить 4 балла. Давайте попробуем разобраться.

Дело тут вот в чем. Когда летом этого года компания Warner Bros. анонсировала переиздание бессмертной классики от Rocksteady Studios , самые пронырливые геймеры сразу заинтересовались подноготной проекта. Довольно быстро выяснилось, что делает его широко известная в узких кругах китайская контора Virtuos , успевшая отличиться такими «качественными» ремастерами, как Fable Anniversary для Xbox 360 . Ну, вы должно быть помните: технические проблемы во все поля, падение частоты кадров. В общем, «весело».

На этом фоне известие о том, что Arkham Asylum и Arkham City переедут с третье версии на Unreal Engine 4 не просто пугала — шокировала. Поводов для печальных мыслей подкидывал и перенос даты выхода сборника на конец октября. Многие думали, что будет провал, сравнимый с PC-версией Batman: Arkham Knight, которая даже после нескольких патчей нормально работать не хотела. Финальный результат удивил. И, нет, игра действительно тормозит, вот только это не самая большая из ее проблем.

Первое, что ужасает в Return to Arkham — это отношение аутсорсеров к исходному материалу. Оригинальные игры от Rocksteady по праву считают бриллиантами индустрии развлечений. Они как продуманный часовой механизм из Швейцарии — повернул один винтик «не туда», и все разваливается. Атмосфера складывалась из десятка мелочей: цветового решения конкретной сцены и локации, общей логики происходящего, применяемых механиках. Вы едва ли сможете найти похожие черты между битвой с Безумным шляпником и Мистером Фризом. Все это — настоящая магия. Раз включил — и только под утро отпустило. Высший пилотаж.

Компиляция от китайцев рушит на корню абсолютно ВСЕ, что придумала Rocksteady , при этом повторяя геймплей ее работ. Разница — в деталях. Если вы когда-нибудь играли в Arkham City и Arkham Asylum на предыдущем поколении консолей, то сразу заметите, насколько изменилась цветовая гамма. На смену темной, практически гротескной картинке пришла живость цветов, да такая, что порой кажется, будто речь идет не о Темном рыцаре, а каком-нибудь супегеройском капустнике от Activision . Справедливое замечание про «залезь в настройки да поправь» правдиво лишь отчасти. Яркость картинки действительно можно изменить, но получится, что темные детали станут совершенно незаметны, а светлые — приобретут хоть сколь-нибудь похожий на оригиналы 2009 и 2011 года внешний вид. Удалось, что называется, наделать ошибок там, где не ждали.

Второй, но не менее значительный просчет — изменившаяся модель управления персонажем. Кнопки-то остались прежние, вот только сам Бэтмен стал настолько непривычно юрким, что волей-неволей хочется запустить PlayStation 3 и вставить в привод диск с одной из вошедших в сборник игр. Разумеется, все это можно списать на то, что игра приближена к ПК-версии, в которой темное альтер эго Брюса Уэйна таки было чуть проворнее, но мы ведь сейчас не говорим про компьютеры - речь идет о консолях. А для тех, кто когда-то именно на них проходил City и Asylum, изменения покажутся откровенно неудобными. Тем более в Arkham Knight Бэтмен тоже двигался, как подобает завернутому в броню герою, а не мартышке, по случайности съевшей тройную дозу ЛСД своего дрессировщика.

Наконец, крышку гроба в Return to Arkham забивает оптимизация. Волею судеб в наши руки попала версия для Xbox One , и она ужасна. В лучшие свои моменты fps держится на уровне 40 кадров в секунду, однако порой случают настолько заметные просадки, что впору схватиться за голову и спросить: «О чем они думали?!». Говорят, PS4 -вариант в техническом плане несколько лучше и умудряется выдавать большую часть времени стабильный фреймрейт, но тормоза на консолях в ремастерах — это уже, похоже, отличительная фишка, признак мастерства Virtuos — фирмы, занимавшейся Return to Arkham.

Тем не менее хорошо видно, что аутсорсеры старались сделать по-настоящему хороший продукт. Здесь, например, перерисована большая часть текстур. Масштаб проделанной работы — гигантский. Проблема в том, что все это становится совершенно неважно, поскольку Arkham Asylum и Arkham City — это те игры, в которых важна любая мелочь. Всякая деталь здесь работает на атмосферу и именно поэтому Virtuos совершила непростительную ошибку, решив поменять цветовое решение и переделав физику движения героя. Одними Unreal Engine и текстурами высокого разрешения отличный проект не сделать, и Return to Arkham это доказал лучше других. С другой стороны, после исправления технических проблем Return to Arkham станет самым простым способом познакомиться с культовыми играми. Тем более в Arkham Asylum, наконец-то, завезли правильную локализацию — то есть, субтитрами. Без дубляжа.

Которое также входит в сборник Batman: Return to Arkham . И заодно подвести итоговый вердикт всему изданию в целом, а не только каждой из игр в отдельности. Вторая игра про Бэтмена от студии Rocksteady является прямым сиквелом своей предшественницы и обладает вполне самостоятельным сюжетом, не основанным на каком-то конкретном выпуске комиксов или сюжетной арке. Бэтмен всё так же пытается спасти всех вокруг и победить различных суперзлодеев, Джокер заразил свою кровь вирусом «Титан» доктора Янг и находится не в лучшей кондиции, Харли Квинн традиционно психует и страдает, а доктор Хьюго Стрендж получил такую власть, о которой мечтал. И немного рехнулся.


«Аркхем Сити» - это созданный при поддержке Квинси Шарпа городской район, полностью превращённый в изолятор для преступников. На самом деле это чертовски интересная идея, которая вполне может быть удачно реализована в обычном мире: город, где преступники живут среди себе подобных, в условиях полной изоляции от внешнего мира. Они могут и дальше совершать преступления, устраивать целые бойни за власть, грабить и манипулировать окружающими, или же пытаться налаживать быт в новых условиях. Потенциально сильная воспитательная программа, которая отталкивается от противного: совершившие преступление будут ощущать, каково жить в обществе с такими же подонками, как они сами. Но в мире Бэтмена подобная схема работает не очень хорошо, благодаря существованию суперзлодеев.

Это и не нравится нашему справедливому герою. Также ему не по душе и то, что Хьюго Стрендж, по слухам, использует «Аркхем Сити» в качестве своей площадки для опытов над людьми. Старый чокнутый психолог совсем заигрался в «мозговыпрямляющие» эксперименты, превратив воспитательную колонию-поселение в собственную психоделическую лабораторию. И всё это при почти полном попустительстве властей. И только Вики Вейл не перестаёт удивляться: «Откуда у преступников взялись военные снайперские винтовки и автоматы?!». Известно откуда.

Но нельзя не отдать должное местному профессору: интеллект и психоаналитические способности Стренджа привели его к настоящему Бэтмену, Брюсу Уэйну, который всеми силами и авторитетом пытается закрыть «Аркхем Сити», проспонсировав соответствующую политическую программу и сколотив сильную оппозицию. Вот только он не рассчитал хитрости своего подкованного в психологии врага и попался к нему на крючок - в начале новой игры Брюс Уэйн фактически рассекречен, связан и избит. Но смогут ли такие мелочи остановить Тёмного рыцаря? Определённо нет!


А особенно тогда, когда в его арсенале стало заметно больше прибамбасов, в период между играми он научился новым боевым приёмам, да ещё и Селина Кайл соизволила протянуть свой прелестный хвостик на помощь Летучей мыши. В случае с версией игры на сборнике Return to Arkham, участие Женщины-Кошки вшито в основную кампанию по умолчанию, без необходимости его активировать, как это было в оригинале на PlayStation 3, Xbox 360 или PC. Сюжетные сегменты Селины и Брюса чередуются друг с дружкой, но, разумеется, мурчащей воровке внимания уделено совсем немного - всё-таки это короткое сюжетное DLC, а не полноценная параллельная сюжетка. Но в определённый момент времени игрокам становится доступна функция смены персонажа для исследования всего города, с целью поиска огромного количества секретов - почти полтысячи штук, что позволит на продолжительное время отдохнуть от стиля работы Бэтмена и избивать противников грациозными движениями горячей гимнастки в латексе. И с кнутом. Мур-р-р.


Боевая система, местами заставлявшая страдать в Arkham Asylum, с выходом Arkham City стала более оточенной и комфортной, но она по-прежнему требует от игрока привыкания и должной сноровки: необходимо контролировать направление и тайминги ударов, чтобы не заиграться в бой с тенью и не сбить столь ценный счётчик комбо, обеспечивающий как дополнительный опыт для прокачки, так и путь к трофею за количество ударов в одной серии. Брюс Уэйн обучился новым добивающим атакам, скоростной разборке вражеского оружия, перепрыгиванию через щиты с последующим могучим ударом в нос противнику, и многому другому. Ещё одно важнейшее отличие местных сражений от битв в психушке Аркхема - это их масштаб. Перейдя от преимущественно замкнутых помещений в довольно открытый мир, Бэтсу теперь приходится сталкиваться с более крупными и организованными стайками врагов, патрулирующих разные части «своего города». Здесь больше вооружённых противников, да и в целом разнообразие оппонентов существенно возросло. Как и количество задействованных в сюжете суперзлодеев.

Приключенческо-исследовательская часть игрового процесса потерпела не меньше изменений. Команда Rocksteady сохранила удачную схему Arkham Asylum, берущую свои крепкие корни у классических «метроидваний», но раздула её масштаб в несколько раз. Здесь стало больше пространств для исследования, паззлы Загадочника теперь чертовски разнообразные и действительно непростые - здесь много сложных задачек! - появились побочные задания и случайные миссии, завязанные на жизни криминального городка. Если на полное прохождение лечебницы Аркхема уходило часов десять, максимум пятнадцать, не считая испытаний, то в «Аркхем Сити» игроки могут провести три десятка часов и не заметить, как они пролетели на усиленном бэткрыле.


Но не всё время мы путешествует по масштабному городку, множество заданий происходят в замкнутых помещениях, где талантливость игровых дизайнеров британской студии бросается в глаза ничуть не меньше, чем во время прогулок по улицам «Аркхем Сити». Каждая закрытая локация уникальна, а игровой процесс в ней повторяет формулу Arkham Asylum с точностью до единицы, за исключением более развитой боёвки - мы вновь ползаем по трубам, цепляемся за горгулий и вешаем на них врагов, устраиваем засады и издеваемся над незадачливыми противниками. Инструментов для этого тоже прибавилось: замораживающие гранаты, электрошокер, деактиватор оружия, способный незаметно вывести из строя несколько автоматов в руках врагов, и прочие плюшечки.

Визуально игра до сих пор выглядит очень привлекательно - и сейчас речь не только про блестящий латекс Селины Кайл! - да и обновившая графику кисть немного ощущается. Немного, потому что разница в графике между переизданием и оригиналом Arkham City совсем не так заметна, как в случае Arkham Asylum. Видно, что улучшили разрешение и подтянули графику косметическими средствами, доработали модели персонажей, не забыли задействовать шейдеры и полностью обновить свет. Если вы играли в оригинал на консоли прошлого поколения, разница может быть очень ощутимой, но после максимальных настроек на РС градус впечатлительности вряд ли превысит показатель средней комнатной температуры в начале отопительного сезона.

Другое дело, что в «Аркхем Сити» у дизайнеров студии было больше простора, чтобы показать свои способности, чем они и воспользовались - весь мир игры выглядит потрясающим, нуарным и уникальным. Улицы и архитектура города, полуразрушенные здания, заваленные мусором подворотни и проделки быстрорастущих «детищек» Плющ, красивые и детальные интерьеры различных зданий и целых мини-городков, как то скрытый город Лиги Убийц, живущий своей жизнью в недрах земли - каждая локация, каждый участок города, будь то промышленный район, парк аттракционов или бывший торговый комплекс, запомнится вам, как нечто особенное. Свою работу над погружением делает и звуковое сопровождение - прекрасная игра оригинальных актёров и отлично подобранная музыка.

Важная ремарка! Сборник Batman: Return to Arkham продаётся в PlayStation Store с текстовым переводом на русский язык, но дисковая версия содержит первую игру, Arkham Asylum, на английском языке. И не спешите отчаиваться, поклонники дисковых изданий! В сеть PSN уже выгружен патч, который после установки обновляет дисковую версию и добавляет в неё русский язык. Поэтому можете смело покупать диск, если предпочитаете физические носители цифровому формату!

Которое также входит в сборник Batman: Return to Arkham . И заодно подвести итоговый вердикт всему изданию в целом, а не только каждой из игр в отдельности. Вторая игра про Бэтмена от студии Rocksteady является прямым сиквелом своей предшественницы и обладает вполне самостоятельным сюжетом, не основанным на каком-то конкретном выпуске комиксов или сюжетной арке. Бэтмен всё так же пытается спасти всех вокруг и победить различных суперзлодеев, Джокер заразил свою кровь вирусом «Титан» доктора Янг и находится не в лучшей кондиции, Харли Квинн традиционно психует и страдает, а доктор Хьюго Стрендж получил такую власть, о которой мечтал. И немного рехнулся.


«Аркхем Сити» - это созданный при поддержке Квинси Шарпа городской район, полностью превращённый в изолятор для преступников. На самом деле это чертовски интересная идея, которая вполне может быть удачно реализована в обычном мире: город, где преступники живут среди себе подобных, в условиях полной изоляции от внешнего мира. Они могут и дальше совершать преступления, устраивать целые бойни за власть, грабить и манипулировать окружающими, или же пытаться налаживать быт в новых условиях. Потенциально сильная воспитательная программа, которая отталкивается от противного: совершившие преступление будут ощущать, каково жить в обществе с такими же подонками, как они сами. Но в мире Бэтмена подобная схема работает не очень хорошо, благодаря существованию суперзлодеев.

Это и не нравится нашему справедливому герою. Также ему не по душе и то, что Хьюго Стрендж, по слухам, использует «Аркхем Сити» в качестве своей площадки для опытов над людьми. Старый чокнутый психолог совсем заигрался в «мозговыпрямляющие» эксперименты, превратив воспитательную колонию-поселение в собственную психоделическую лабораторию. И всё это при почти полном попустительстве властей. И только Вики Вейл не перестаёт удивляться: «Откуда у преступников взялись военные снайперские винтовки и автоматы?!». Известно откуда.

Но нельзя не отдать должное местному профессору: интеллект и психоаналитические способности Стренджа привели его к настоящему Бэтмену, Брюсу Уэйну, который всеми силами и авторитетом пытается закрыть «Аркхем Сити», проспонсировав соответствующую политическую программу и сколотив сильную оппозицию. Вот только он не рассчитал хитрости своего подкованного в психологии врага и попался к нему на крючок - в начале новой игры Брюс Уэйн фактически рассекречен, связан и избит. Но смогут ли такие мелочи остановить Тёмного рыцаря? Определённо нет!


А особенно тогда, когда в его арсенале стало заметно больше прибамбасов, в период между играми он научился новым боевым приёмам, да ещё и Селина Кайл соизволила протянуть свой прелестный хвостик на помощь Летучей мыши. В случае с версией игры на сборнике Return to Arkham, участие Женщины-Кошки вшито в основную кампанию по умолчанию, без необходимости его активировать, как это было в оригинале на PlayStation 3, Xbox 360 или PC. Сюжетные сегменты Селины и Брюса чередуются друг с дружкой, но, разумеется, мурчащей воровке внимания уделено совсем немного - всё-таки это короткое сюжетное DLC, а не полноценная параллельная сюжетка. Но в определённый момент времени игрокам становится доступна функция смены персонажа для исследования всего города, с целью поиска огромного количества секретов - почти полтысячи штук, что позволит на продолжительное время отдохнуть от стиля работы Бэтмена и избивать противников грациозными движениями горячей гимнастки в латексе. И с кнутом. Мур-р-р.


Боевая система, местами заставлявшая страдать в Arkham Asylum, с выходом Arkham City стала более оточенной и комфортной, но она по-прежнему требует от игрока привыкания и должной сноровки: необходимо контролировать направление и тайминги ударов, чтобы не заиграться в бой с тенью и не сбить столь ценный счётчик комбо, обеспечивающий как дополнительный опыт для прокачки, так и путь к трофею за количество ударов в одной серии. Брюс Уэйн обучился новым добивающим атакам, скоростной разборке вражеского оружия, перепрыгиванию через щиты с последующим могучим ударом в нос противнику, и многому другому. Ещё одно важнейшее отличие местных сражений от битв в психушке Аркхема - это их масштаб. Перейдя от преимущественно замкнутых помещений в довольно открытый мир, Бэтсу теперь приходится сталкиваться с более крупными и организованными стайками врагов, патрулирующих разные части «своего города». Здесь больше вооружённых противников, да и в целом разнообразие оппонентов существенно возросло. Как и количество задействованных в сюжете суперзлодеев.

Приключенческо-исследовательская часть игрового процесса потерпела не меньше изменений. Команда Rocksteady сохранила удачную схему Arkham Asylum, берущую свои крепкие корни у классических «метроидваний», но раздула её масштаб в несколько раз. Здесь стало больше пространств для исследования, паззлы Загадочника теперь чертовски разнообразные и действительно непростые - здесь много сложных задачек! - появились побочные задания и случайные миссии, завязанные на жизни криминального городка. Если на полное прохождение лечебницы Аркхема уходило часов десять, максимум пятнадцать, не считая испытаний, то в «Аркхем Сити» игроки могут провести три десятка часов и не заметить, как они пролетели на усиленном бэткрыле.


Но не всё время мы путешествует по масштабному городку, множество заданий происходят в замкнутых помещениях, где талантливость игровых дизайнеров британской студии бросается в глаза ничуть не меньше, чем во время прогулок по улицам «Аркхем Сити». Каждая закрытая локация уникальна, а игровой процесс в ней повторяет формулу Arkham Asylum с точностью до единицы, за исключением более развитой боёвки - мы вновь ползаем по трубам, цепляемся за горгулий и вешаем на них врагов, устраиваем засады и издеваемся над незадачливыми противниками. Инструментов для этого тоже прибавилось: замораживающие гранаты, электрошокер, деактиватор оружия, способный незаметно вывести из строя несколько автоматов в руках врагов, и прочие плюшечки.

Визуально игра до сих пор выглядит очень привлекательно - и сейчас речь не только про блестящий латекс Селины Кайл! - да и обновившая графику кисть немного ощущается. Немного, потому что разница в графике между переизданием и оригиналом Arkham City совсем не так заметна, как в случае Arkham Asylum. Видно, что улучшили разрешение и подтянули графику косметическими средствами, доработали модели персонажей, не забыли задействовать шейдеры и полностью обновить свет. Если вы играли в оригинал на консоли прошлого поколения, разница может быть очень ощутимой, но после максимальных настроек на РС градус впечатлительности вряд ли превысит показатель средней комнатной температуры в начале отопительного сезона.

Другое дело, что в «Аркхем Сити» у дизайнеров студии было больше простора, чтобы показать свои способности, чем они и воспользовались - весь мир игры выглядит потрясающим, нуарным и уникальным. Улицы и архитектура города, полуразрушенные здания, заваленные мусором подворотни и проделки быстрорастущих «детищек» Плющ, красивые и детальные интерьеры различных зданий и целых мини-городков, как то скрытый город Лиги Убийц, живущий своей жизнью в недрах земли - каждая локация, каждый участок города, будь то промышленный район, парк аттракционов или бывший торговый комплекс, запомнится вам, как нечто особенное. Свою работу над погружением делает и звуковое сопровождение - прекрасная игра оригинальных актёров и отлично подобранная музыка.

Важная ремарка! Сборник Batman: Return to Arkham продаётся в PlayStation Store с текстовым переводом на русский язык, но дисковая версия содержит первую игру, Arkham Asylum, на английском языке. И не спешите отчаиваться, поклонники дисковых изданий! В сеть PSN уже выгружен патч, который после установки обновляет дисковую версию и добавляет в неё русский язык. Поэтому можете смело покупать диск, если предпочитаете физические носители цифровому формату!

Статьи по теме: