Методическая разработка дидактической игры в доу. Методическая разработка дидактической игры «Познай лес. Заключения и выводы

Участники: дети первой младшей группы, воспитатель, родители детей

Вид проекта: художественно-эстетический

Продолжительность проекта: 1 неделя (краткосрочный) .

Задачи:

Дети: - воспитывать у детей интерес и любовь к устному народному творчеству;

  • способствовать накоплению у детей эстетического и эмоционального опыта при чтении и обсуждении сказок
  • развивать артистические способности посредствам участия в простых инсценировках сказок
  • развивать речь, фантазию, обогащать словарный запас, развивать интонационную и звуковую культуру речи.
  • формировать навык активного слушания музыкального произведения.

Родители:

  • создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду
  • развитие совместного творчества родителей и детей
  • заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.
  • участие в выставке «Любимый сказочный герой»

Подготовительный этап:

  • создание предметно развивающей среды совместно воспитателем и родителями
  • подбор литературы для чтения и заучивания, музыкального сопровождения, песен для разучивания
  • подбор видеоматериалов для работы по проекту
  • подбор пальчиковых игр
  • разработка методических материалов и изготовление дидактических пособий
  • подготовка консультаций для родителей по данной тематике.
  • костюмы для театрализации, декорации

Продуктивный этап:

  • разработка планов-конспектов непосредственно образовательной деятельности
  • просмотр видеоматериалов
  • чтение художественной литературы
  • оформление выставки работ из пластилина
  • показ игры- инсценировки сказки «Репка»
  • оформление выставки поделок «Любимый сказочный герой»

Заключительный этап:

  • обобщение результатов работы
  • развлечение, показ сказки «Репка» детям второй младшей группы Радуга.

Способы организации работы:

  • родители и дети принимают участие в мероприятиях проектной деятельности на принципе добровольности
  • работа с детьми проводится в режимные моменты, отведенные для самостоятельной или совместной игровой деятельности
  • дети работают под руководством педагога.

Организация развивающей среды:

  • Оформление и пополнение книжного уголка сказками разных жанров.
  • Раскраски по теме сказочные герои, любимые сказки.
  • Выставка нескольких видов театра
  • Подготовить литературу для совместного чтения и самостоятельного рассматривания.

Список литературы для чтения:

  1. Русская народная сказка «Репка»
  2. Русская народная сказка «Колобок»
  3. Русская народная сказка «Курочка ряба»
  4. Русская народная сказка «Теремок»
  5. Агния Барто «Игрушки»

Пальчиковые игры по сюжетам сказок:

Развитие речи, подвижности и гибкости кистей рук детей.

Задачи: Способствовать освоению детьми круговых движений ладоней, запоминанию персонажей русской народной сказки «Колобок» , развитию мелкой моторики в целом.

  • Репка

В огороде дедка, репку посадил
И водой из лейки, репку он полил («Колечки» )
Расти, расти репка, и сладка, и крепка.
Расти, расти репка, и сладка, и крепка («Хлопки» )

Выросла репка всем на удивление («Колечки» )

Большая –пребольшая, всем хватит угощения («Лучики» )

Выросла репка и, и сладка, и крепка.

Выросла репка, и сладка, и крепка. («Хлопки» )

В чистом поле теремок, был ни низок ни высок. («Веер» )
Звери разные в нем жили, жили дружно, не тужили. («Здравствуй» )
Там и муха, и лягушка, зайчик с лисонькой –подружкой,
Ёж колючий, серый волк – в дружбе знали они толк. («Колечки» )

Но набрел на теремок мишка косолапый («Замок» ) , поворачивать его вправо-влево),
Раздавил он теремок, своей огромной лапой («Лучики» )
Звери очень испугались, поскорее разбежались («Волны)
А потом собрались снова, чтоб построить терем новый. («Здравствуй» )

В нем живут теперь все вместе, и поют такие песни («Колечки» )
- Стоит в поле теремок, он ни низок, ни высок.. («Веер» ) .

Про курочку Рябу

Курочка Ряба, бабе и деду
Яйцо золотое снесла к обеду. («Колечки» )
Били яичко и баба, и дед
Но не смогли разбить на обед. («Молоточки» )

Мышка-норушка мимо бежала («Волны» )
Яичко смахнула, оно и упало. («Лучики» )
Плакали горько баба и дед («Колечки» )
Яйцо их разбилось, пропал их обед («Лучики» )

С тех пор уже Ряба бабе и деду («Колечки» )
Несет лишь простые яйца к обеду. («Кулачки» )

Кот, петух и лиса

Жили котик с петушком у лесной опушки.
НО однажды лисонька подкралась к избушке. («Колечки» )
Утащила петушка за высоки горы,
Утащила петушка в свою лисью нору. («Кулачки» , «Лучики» )

Смелый котик в лес пошел и нору Лисы нашел. («Колечки» , «Здравствуй» )
Умный котик спас дружка Петю-Петю-Петушка. («Гребешок» )
Живут котик с Петушком у лесной опушки («Колечки»
И теперь уже Лиса не ходит к их избушке. («Маятник» )

Заюшкина избушка

В лубяной избушке, жил заяц на опушке («Колечки» ) .
А в ледяной избушке – лисица на горушке. («Лучики» )
Растаяла весной избушка на горушке («Волны» ) ,
Лисица побежала к зайцу на опушку («Колечки» )

Выгнала зайчишку из лубяной избушки («Лучики» ) ,
Да сама жить стала в избушке на опушке. («Кулачки» )
И ни волк и ни медведь не смогли помочь. («Колечки» )
Петушок отважный прогнал лисицу прочь. («Гребешок» )

Так остался петушок у заюшки в избушке («Здравствуй» ) ,
В лубяной избушке, в избушке на опушке. («Колечки» ) .

Дождь прошел

Дождь прошел, и солнце светит, согревая все кругом («Колечки» ) ,
НА полянку вышли звери, что сидели под грибом. («Лучики» )
Сушат крылья, сушат шерстку, сушат перья и носы… («Колечки» )
Рады все, что зайчик спасся от прожорливой лисы. («Лучики» )

Солнце светит, солнце греет («Веер» ) гриб стоит как великан («Лучики» ) ,
На поляне веселиться будут звери, трам-там-там… («Хлопки» ) .

Образовательная деятельность.

1. Развитие речи.

Игра-инсценировка по сказке «Репка»

  • Побуждать детей использовать в собственной речи отрывки из сказки.
  • Продолжать обогащать словарь детей прилагательными характеризующими качества предметов (большая, желтая, вкусная, сладкая) .
  • Продолжать развивать звукопроизношение гласных звуков через звукоподражании («мяу-мяу» , «гав-гав» , «пи-пи-пи» ) .
  • Воспитывать умение слушать внимательно, узнавать знакомое произведение, узнавать героев сказки.

Ребята проходите, садитесь на стульчики. Я принесла Вам сказку. Она у меня в сундучке, но чтоб его открыть, нужно произнести волшебные слова ТУК –ТУК, ЧОК-ЧОК ты откройся сундучок. Не открывается, давайте все вместе скажем слова ТУК-ТУК ЧОК-ЧОК ты откройся сундучок.

Ой, ребята тут не только сказка, тут ещё и подсказка, по которой мы узнаем сказку. Ребята посмотрите, что у меня в руках. Значит какая сказка в сундучке.

Ребята, а кто осадил репку (Дед)

Какая выросла репка (Большая, Сочная, Сладкая, Жёлтая)

Дед один репку тянул? А кто ему помогал? Молодцы! Правильно.

Когда позвали мышку на помощь, как она отозвалась? (ПИ-ПИ-ПИ)

Когда позвали кошку мурку, как она отозвалась? (МЯУ-МЯУ)

Когда собачку жучку? (ГАВ-ГАВ)

Физ. Минутка.

Ребята подходите ко мне давайте покажем как росла репка.

В огороде дедка репку посадил (присели) .

И водой из лейки репку он помыл (тихонько поднимаемся) . Расти расти репка и сладка и крепка (тянемся вверх на носочках) .

Выросла репка всем на удивление (подняли плечики) .

Большая-пребольшая, всем хватит угощения (разводим руки в стороны) .

А теперь мы с вами поиграем в сказку и побудем героями этой сказки.

Сценарий сказки «РЕПКА» .

Действующие лица:

Дед,Бабка,Репка,Внучка,Жучка, Кошка, Мышка. Рассказчик

На сцене декорация: изба, огород.

Рассказчик:

Жил в одной деревне Дед
Вместе с Бабкой много лет.
Захотел однажды Дед
Репки пареной в обед.

Что ж, пожалуй, я схожу
Да и репку посажу.
Рассказчик:
Пошёл в огород и посадил репку.

Расти репка сладкая,
Расти репка большая.

Рассказчик:

Репка выросла на славу
Что за чудо из чудес?
Репка- чуть не до небес!
Решил Дед выдернуть репку.

Но, не тут-то было-
Одному не хватит силы.
Что же делать? Как тут быть?
Позвать Бабку подсобить!

Дед (машет рукой) :

Бабка, Бабка. где же ты?
Репку дёргать помоги!
Бабка хватается за Дедку, пытаются вытянуть репку.

Рассказчик:

Раз –вот эдак!
Два –вот так!
Ох! Не вытянуть никак!
Знать, ослабли наши ручки.

Позовём на помощь Внучку!

Бабка:

Ну-ка, Внученька, беги,
Репку дёргать помоги!
Выбегает Внучка, хватается за Бабку. Пытаются вытянуть репку

Рассказчик:

Раз –вот эдак!
Два- вот так!
Нет! Не вытянуть никак!

Рассказчик:

Вот так репка! Ну и овощ!
Знать, придётся звать на помощь…

Внучка:

Жучка! Жученька! Беги,
Репку дергать помоги!
Выбегает, гавкая Жучка, хватается за внучку.

Рассказчик:

Вот, помочь готова Жучка,
Уцепляется за Внучку.
Раз –вот эдак!
Два- вот так!

Ох! Не вытянуть никак…
Знать, придётся кликнуть кошку,

Чтобы помогла немножко.

Жучка:

Кошка Мурка, беги,
Дёргать репку помоги!
Мягко ступая, выходит Кошка

Рассказчик:

Раз-вот эдак!
Два- вот так!
Ох! Не вытянуть никак…
Позовём, пожалуй, Мышку…

Где-то прячется, трусишка!

Кошка:

Мышка-Мышка, выходи!
Репку дёргать помоги!
Бежит Мышка

Рассказчик:

Мышка эта- очень сильна!
Сильнее медведя, сильнее слона!
Репку вытащить может одна,
Помощь ей совсем не нужна!

Ну-ка, Дед, за репку берись,
Ну-ка, Бабка, за Деда держись,
Внучка и ты не ленись:
Крепче скорее за Бабку возьмись.

Жучка за Внучку, Кошка за Жучку,

Мышка:

Пи-пи-пи!
Репку хотите? Дружно тяните!

Рассказчик:

Вот и вытянули репку,
Что в земле сидела крепко.
Репка выдёргивается, все падают.

Рассказчик (обращается к зрителям) :

Велика ль у Мышки сила?
Это дружба победила!
На здоровье кушай, Дед,
Долгожданный свой обед!

Вот и сказочки конец,
А кто слушал- молодец!
Артисты кланяются.

Примечание.

Сценарий составлен с учетом возрастных особенностей детей 2-3 лет (речевое развитие) , поэтому основная роль в представлении принадлежит рассказчику-взрослому.

2. Художественная литература.

«Загадки кота Мурлыки» .

Задачи: закрепить знания детей о прочитанных ранее произведениях устного народного творчества. Выделять и называть главных героев знакомых сказок. Развивать слуховое восприятие и интонационную выразительность речи. Воспитывать любовь к устному народному творчеству.

Ход занятия

Раздается стук в дверь и заходит кот Мурлыка. Здоровается с детьми и приглашает их сесть поудобнее, потому что будет очень интересная игра. А называется эта игра – «Загадки кота Мурлыки!» . Кот Мурлыка объясняет, что он будет детям загадывать разные загадки, а дети должны их отгадывать.

Задание №1.

Перед детьми выставляются персонажи сказок «Курочка Ряба» , «Колобок» и «Репка» .

Посмотрите на этих героев и поселите каждого в свой домик.

Дети поочередно берут знакомого героя сказки (колобка, мышку или курочку Рябу) и помещают в свой домик-сказку. Если дети затрудняются, воспитатель помогает фразами из сказки или наводящими вопросами.

Задание №2.

Детям раздают разрезные карточки (две части) с изображением фрагмента сказки «Колобок» , «Курочка Ряба» , «Теремок» , «Репка» .

Соберите карточку и назовите героев сказки!

Дети собирают части карточки, узнают и называют имя героя сказки.

Задание №3.

Перед детьми на столе стоит колобок и волк.

Воспитатель просит детей вспомнить песенки, которые пели эти герои. Если дети затрудняются, воспитатель помогает детям наводящими вопросами.

Познание.

«Мир, в котором мы живем: знакомство с дикими животными (заяц, волк, медведь, лиса) »

Задачи: Закрепление знаний о лесных животных на основе русской народной сказки «Колобок» .

Ход занятия

Детям показывается Колобок.

Воспитатель:

Дети, кто это? (Ответы детей) .

Воспитатель:

Правильно, Колобок. Колобок ушел от бабушки, дедушки и покатился в лес. Вот катится, катится Колобок и видит елочку. А за елочкой спрятался (показывает игрушку зайца) … Кто это? (Ответы детей) .

Воспитатель:

Обращается к определенному ребенку с просьбой найти и показать детям картинку с изображением зайца.

Вызванный ребенок выполняет задание. Воспитатель оказывает помощь, если ребенок затрудняется в выполнении задания.

Зайчик (стих с движениями) :

Зайка беленький сидит и ушами шевелит.

Вот так, вот так, он ушами шевелит.

(дети сидят на корточках и двигают кистями рук возле головы)

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть.

Вот так, вот так, надо лапочки погреть.

(дети сидят на корточках и хлопают в ладоши)

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать.

Вот так, вот так, надо зайке поскакать.

(Дети прыгают на месте) .

Воспитатель:

Воспитатель:

Обращается к определенному ребенку с просьбой найти и показать детям картинку с изображением волка.

Вызванный ребенок выполняет задание.

Помощь, если ребенок затрудняется в выполнении задания.

Волчок (стих с движениями) :

Бежал по лесу волчок,

(бег на месте)

Завалился на бочок.

(остановились, присели на корточки, ладошки вместе под щечку)

Он поспал, полежал

И опять побежал.

(бег на месте)

Убежал Колобок от волка. А, смотрите-ка, кто это под деревцем спрятался, такой большой, косолапый. Показ игрушки медведя. (Ответы детей) .

Воспитатель обращается к определенному ребенку с просьбой найти и показать детям картинку с изображением медведя. Вызванный ребенок выполняет задание. Помощь, если ребенок затрудняется в выполнении задания. Поощрение. Ребята, а как медведь ревет? (Дети имитируют рев медведя) .

Мишка (стих с движениями) :

Мишка косолапый по лесу идет,

Шишки собирает, песенки поет.

(ходьба на месте)

Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб.

(бью ладошкой по лбу)

Мишка рассердился и ногою – топ.

(дети топают ножкой)

Воспитатель:

Ушел мишка мед собирать, а колобок покатился дальше. Ой, дети, смотрите, рыжая плутовка. Показ игрушки лисы. Кто это? (Ответы детей) .

Воспитатель обращается к определенному ребенку с просьбой найти и показать детям картинку с изображением лисы.

Вызванный ребенок выполняет задание. Помощь, если ребенок затрудняется в выполнении задания.

Лисичка (стих с движениями) :

Лисичка – сестричка по лесу бежала,

(Бег на месте)

Мышку увидала.

(Остановились, посмотрели на ножки)

Мышка испугалась

И в норку – юрк.

(Закрыли ладошками глазки)

На этот раз лиса не съела Колобка, он от нее укатился. Но, вот беда, Колобок заблудился в лесу. Кто ж ему поможет? Смотрите-ка, кто это сидит под елочкой такой колючий. Показ игрушки ежа.

Воспитатель:

Ребята – это еж, он колючий, серый, маленький, его мордочка похожа на мордочку мышки, лапки маленькие и юркие.

(Дети рассматривают игрушку ежа, изучают его) .

Воспитатель:

Обращается к определенному ребенку с просьбой найти и показать детям картинку с изображением ежа. Вызванный ребенок выполняет задание. Помощь, если ребенок затрудняется в выполнении задания.

Ёжик (стихотворение с движениями) :

Под березой на пригорке

Старый еж устроил норку,

(«роют» сидя на корточках ручками)

А под листьями лежат

Двое маленьких ежат.

(Встают, показывают какие ежата маленькие)

Ежик пожалел Колобка и проводил его домой к бабе, к деду. Вот какой добрый ежик!

Дети, кого Колобок повстречал в лесу? Демонстрация картинок или игрушек животных. (Дети называют животных) .

«Репка» .

Задачи: вызвать интерес у детей к созданию образа по мотивам знакомых сказок. Учить лепить репку: создавать основную форму способом раскатывания шара круговыми движениями ладоней, слегка сплющивать и оттягивать хвостик; моделировать листья и прикреплять к основной форме. Развивать чувство формы.

Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Репка» , беседа по её содержанию. Д/и «Чудесный мешочек» . Рассматривание овощей. Знакомство с репкой (форма, Цвет) .

Материалы, инструменты, оборудование: кусочки пластилина жёлтого и зелёного цвета для лепки репки, дощечки, салфетки бумажные. Муляж репки.

Ход работа.

Воспитатель приносит репку и говорит детям:

Ребята, сегодня мы с вами вспомним сказку: - Посадил Дед? (Репку)

Выросла репка большая при большая (Произносим вместе с детьми)

Посмотрите, какую я вам репку принесла

Какая она? (Ответы детей)

Ребята, у вас на столах, муляжи маленькой репки, давайте возьмем в ручки и попробуем её.

Репка это овощь или фрукт?

Потом воспитатель предлагает детям слепить репку только не большую, а маленькую, чтобы дедушка с бабушкой могли сами её вытянуть и им не пришлось звать не кого на помощь.

Затем воспитатель показывает поэтапно, как нужно лепить репку и комментирует свои действия.

Для репки я беру желтый или оранжевый пластилин, раскатываю его в ладошках (круговые движения, немного сдавливаю) . Для листочков беру зеленый пластилин сдавливаю его между ладошек чтобы листочки стали широкими. Прикрепляю листочки к репки, репка готова. Самостоятельная деятельность детей

Статьи по теме: