Отзывы о игре battle brothers deluxe edition. Игра Battle Brothers обзор. Введение. Приодел, покормил, полечил

На фоне провалов многомиллионных блокбастеров начинаешь все больше понимать, что в играх действительно важно. Не графика и не анимация, а истории и глубина. И это именно то, что может предложить вам Battle Brothers . Не имеет никакого значения, что сделала игру небольшая студия, обладающая минимальными ресурсами. Играть в это действительно интересно.

История в Battle Brothers проста и служит лишь для привязки к миру, в который вам не посчастливилось попасть. Команда наемников вышла на очередное задание, сулившее немалую добычу и минимальное количество рисков. Но в определенный момент что-то пошло не так: кто-то оказался предателем и не захотел делиться золотом с другими. Произошла стычка, выжившие в которой решили искать мести.

Вы будете управлять группой наемников, каждый из которых обладает своим прошлым, умениями и характером. Порой они очень разные, что может привести к проблемам. Так, бывший менестрель так и норовит сбежать с награбленным, паникуя при каждой битве. Да, он отличный лучник, но затраты на его содержание слишком велики. Впрочем, достаточно взять к себе истово религиозного головореза, и тот быстро приведет в чувство всех, кто засомневается в вашем лидерстве.

Как такового сюжета в игре нет. Есть лишь сотни случайных заданий и несколько запланированных событий, глобально влияющих на мир игры. Это может быть вторжение орков, нежити или всех сразу.

В банду можно взять дюжину персонажей, а еще нескольких держать в резерве. Наличие большой команды при этом не гарантирует успешного выполнения заданий. Во-первых, всем нужно платить. И немало, особенно в том случае, если это не новобранец, а прожженный ветеран. Во-вторых, они часто путаются под ногами друг у друга. Поля, на которых происходят стычки, довольно большие, но главное побоище всегда случается на небольшом пятачке земли. Оставите брешь в своих рядах - и этим обязательно воспользуется противник, чтобы нанести удар именно туда. Кроме того, персонажей можно окружить, что повлияет на их мораль. Если она упадет слишком низко, ваши доблестные воины просто сбегут.

Кроме того, в битвах соратники получают ранения. Иногда перманентные. Выбитый глаз уже не восстановится, и с луков придется перейти на топоры. Чтобы это их не слишком удручало, периодически вашим компаньонам нужно устраивать попойки, следя, чтобы они не переборщили с алкоголем. В противном случае они банально пойдут резать нежить на ближайшее кладбище. Что, согласитесь, не самое лучшее приключение. Не говоря уже о том, что персонажа могут убить, а вернуть его с того света нельзя.

Бои в игре пошаговые. У каждого персонажа есть очки действий, которые можно потратить на передвижение или атаку. При этом тяжелые воины двигаются, естественно, медленнее, чем легкие. И это играет важную роль, поскольку маневренность зачастую предпочтительнее брони.

Нанять нового напарника можно в ближайшем городе. Опытные солдаты стоят ну очень дорого, а новички часто ни на что не способны. Да и спустя какое-то время их будут убивать чуть ли не с одного удара. Здоровья у воинов невероятно мало.

Важное отличие Battle Brothers от многих похожих игр заключается в том, что персонажи получают умения в зависимости от экипировки. У есть древо талантов, но оно лишь усиливает необходимые вам характеристики и дает несколько пассивных бонусов. То, кем будет ваш герой, решается в зависимости от того, что будет у него в руках. Топоры, например, обладают круговой атакой и эффектно сносят головы противникам. Арбалеты мощны, но требуют очки действия на перезарядку. С луками проще, но через головы они не стреляют, и это проблема. Приходится постоянно заходить во фланг, подставляя уязвимых героев под стремительную атаку противника. Типов оружия немало, оно действительно действует по-разному и приносит дикое веселье, когда кого-то разрезают на куски алебардой.

Мир Battle Brothers выглядит как типичное средневековье. Повсюду бандиты, небольшие княжества постоянно сражаются друг с другом, а вам придется занимать то одну, то другую сторону. Ведь вы лояльны только к тем, кто платит вам деньги. Заработать репутацию у правящих кланов сложно, но по мере выполнения заданий вам будут предлагать награды все лучше и лучше. Разумеется, зачистки соседних погостов со временем превратятся в войну с армией орков.

Но сражаться вы будете ради благого дела. На города тоже действуют дебаффы, когда рядом бесчинствуют разбойники или бегают волки. Торговля практически прекращается, и вы ничего не сможете достать. Спасение мирных жителей выльется в лучшие предложения на рынке или новых наемников на местном рынке труда.

У Battle Brothers всего несколько недостатков, которые, впрочем, для многих могут быть весомыми. Главный - процедурно генерируемые квесты. В них нет никакой индивидуальности - из раза в раз вы будете уничтожать одних и тех же монстров. И вот эта пауза между стадиями игры, когда нужно просто ходить в рейды, может быть мучительной. Не добавляет интереса и относительно небольшое количество противников. Одинаковые бандиты довольно быстро приедаются.

Но, как и в любой игре без сюжета, вы можете просто остановиться, когда вам надоест, и остаться с исключительно приятными воспоминаниями.

Часто ли вы встречаете тактические ролевые игры, которые способны затянуть вас на долгое время в свой почти совершенный мир? Думаю, не так уж и много, да и в последние года жанр представлен не таким уж и большим число игр. ... , да и еще с десяток проектов. Так чем же выделяется на их фоне?

Никому не обязаны, ни к чему не привязаны


Первое, чем действительно подкупает игра - огромный открытый мир. И здесь он не просто для галочки, ведь будучи командиром небольшого отряда наемников, вы действительно вольны идти туда, куда хотите. Огромный мир Battle Brothers подкупает не только своими размерами, но и своей живостью. Что бы вы не делила, куда бы не направлялись, окружение вокруг вас живет отдельной жизнью. Где-то в лесах небольшую деревню терроризирует шайка оборотней, кому-то докучают разбойники, а где-то заблудился караван.

Приятен и тот факт, что роль наемника в Battle Brothers можно отыгрывать практически идеально. У вас нет четкой цели, поэтому и вы и вольны выбирать между десятками заданий одновременно. Вас совершенно не должно волновать состояние деревни или городка, главное - нажива, которая позволит купить новое оружие, броню или нанять толковых вояк, а то эти крестьяне с вилами только как пушечное мясо подходят!

С завидным постоянством, при просмотре задания, вы можете потребовать залог или увеличение цены, ежели что-то из этого вас не устраивает. При этом получив задаток, можно смело двигаться дальше, достаточно просто отменить контракт. Конечно, это скажется на отношениях с фракцией и городом, но, блин, золото-то получено без лишних хлопот!

И целого бестиария мало


К огромному сожалению, большинство современных игр не способно удивить игроков противниками. Исключением явно будет серия Souls, но то птица немного другого полета. Battle Brothers действительно может поразить геймеров буквально каждым противником. И да, я сейчас говорю не о разбойниках, а о тех существах, которых стоит заносить в бестиарий (если бы он еще в игре был) .

Радует то, что каждый новый встреченный вам монстр означает совершенно иной подход в плане ведения битвы. Нельзя сражаться в одном построении и против зомби, и против оборотней. И причина этому довольна проста - каждый монстр обладает своими уникальными способностями, которые одновременно и поражают, и удивляют.

И не ожидайте того, что где-то в деревне какой-нибудь местный выпивоха поделится с вами секретом сражения, например, с оборотнями. Придется учиться на своих ошибках, бросая в бой все, что есть, иногда теряя часть бойцов.

Ареал обитания каждого монстра строго ограничен. Оборотни обитают лишь в лесах, гули и зомби на болотах и так далее, перечисляя всех встреченных вами монстров. Что ж, по крайней мере, сборной солянки не получается.

Тебе арбалет, а тебе секиру


Начиная игру никому неизвестным командиром отряда наемников, вам предстоит рекрутировать парочку-другую солдат. Сколько их будет - отдельный вопрос, потому что рандом в игре может выдать вам и десяток крестьян, которые никуда не годятся, и неплохо обученных вояк. Правда, здесь встает другой вопрос: а стоит ли брать одного солдата, который за ход может ударить лишь один раз, или набрать целую армию из желающих приключений босоногих и плохо обученных людей? Цена или качество?

На первых порах придется серьезно экономить на всем. Привыкайте к тому, что лут, выпавший с врага после битвы вы будете собирать не на продажу, а для того, чтобы снарядить каждого бойца. К выбору обмундирования стоит подойти с умом. Лучнику точно не подойдет рыцарский шлем с забралом, ведь он серьезно ухудшит обзор, а значит и дальность полета стрелы. Точно также ему не подойдут и тяжелые доспехи, ведь в подобном толком и не пострелять.

Если вы набираете отряд из более-менее обученных бойцов, то здесь все довольно просто и класс каждого из них заранее определен. С босоногими искателями приключений не все так гладко, поэтому придется подолгу изучать параметры каждого, чтобы выяснить, какое оружие и доспехи ему подойдут больше, а уже после решать, что из найденного в куче хлама можно вообще кому-то отдать.

Каждый персонаж в игре - живой человек, к которому нужно найти подход. Не каждый готов идти в поход на другой конец материка. Поднимайте боевой дух в тавернах, старайтесь обеспечивать людей всем необходимым. Впрочем, это не всегда срабатывает, потому что часть вояк после увиденной смерти боевого товарища, напрочь теряют рассудок и всякое желание завоевывать славу в дальнейших опасных путешествиях.

Каких-либо особых способностей у наемников нет, зато после поднятия герою уровня, можно улучшить часть характеристик и выбрать один из множества перков. И опять же, ко всему надо подходить с умом.


Приодел, покормил, полечил


И ведь неспроста написано выше, что каждый член отряда - живой человек. Ведь все хотят есть, пить и отдыхать. Нельзя гонять отряд туда-сюда в течение недели и ожидать, что каждый наемник будет готов к сражению. Запасы провизии можно пополнить на местных рынках, кои присутствуют в каждой деревне. Там же можно рекрутировать новых людей, если возникнет такая необходимость.

Большинство стычек, даже самых мелких, заканчиваются либо мелкими царапинами, либо серьезными ранениями у ваших бойцов. К сожалению, лечить людей в населенных пунктах нельзя, зато можно закупиться лекарствами и припарками, а после встать на длительный отдых где-нибудь в пустыне. Хорошо, что люди лагерь разбивают.

С доспехами и оружием вопрос стоит чуть менее остро. Если город достаточно развит, то в нем обязательно будут кузнецы, готовые за символическую плату починить любую вещь в доли секунды. Правда, если купить ремонтные наборы и вновь разбить лагерь на непродолжительное время, починка вещей будет заметно дешевле. Но если на кону драгоценное время, то выбирать не приходится.

Фракции и города


Раз действие Battle Brothers происходит в средневековье, то феодальной раздробленности не избежать, верно? В игре есть несколько фракций, которые пока еще (игра ведь в "Раннем доступе") никак между собой не взаимодействуют. Зато они взаимодействуют с игроком, действия которого напрямую будут сказываться на отношениях с небольшими государствами. Взяли залог и сбежали? Вполне вероятно, что в этом городе вас будут разыскивать как преступника. Помогли отразить атаку гулей? Все золото деревни этим отчаянным ребятам!

При этом не ожидайте, что каждый населенный пункт будет представлять собой большой и развитый город. В некоторых деревнях и таверны нет, чего уж говорить о кузнице? Как правило, в подобных поселениях легко получить простенькие квесты за неплохую плату, так заходить в деревни действительно имеет смысл.

С большими городами все просто: больше построек, больше возможностей для сколачивания имени своему отряду наемников. И да, частенько в городах и квестов больше, и награды солиднее. Правда, еще и сложность увеличивается, но без этого никуда.

Помимо всего прочего, в большие города чаще всего ходят караваны, так что если срочно нужно пополнить запасы...

Краткие итоги


Можно еще долго рассказывать о всех фишках , но куда интереснее узнавать мир игры самому, в процессе, так сказать. Проект действительно вышел просто удивительным. Безусловно, работы предстоит еще много, но такой крепкий фундамент намекает на появление настоящего шедевра.

В обзоре специально не сказано ни слова о графическом стиле игры. По сути-то можно отметить довольно интересную задумку с эдакой "Бумажной" картинкой, но в остальном все без изысков. Впрочем, игре этого и не нужно. Ее красота скрывается в других вещах: взаимодействии с окружением, изучением принципов устройства мира, постоянного улучшения снаряжения, доведение до идеального тактических схем и многое-многое другое.

И да, разработчики постоянно дополняют или улучшают игру. Раз в неделю обязательно выйдет патч, а то и два или три, так что работа над проектом, как говорится, кипит.

Даже в нынешнем состоянии игра стоит покупки за любые деньги, потому что опыт, полученный в процессе игры вы вряд ли получали где-либо еще.

Спасибо за внимание!

Профессия наемника в мрачном фэнтезийном средневековье – не фунт изюма. Выпивка с товарищами, деньги и слава – лишь одна сторона медали, а на другой надежно обосновались кровь, боль, страх и смерть. Именно на них концентрирует внимание особенно плотно: «псы войны» всегда там, где свистят стрелы и звенят мечи, и продолжительность их жизни порой удручающе невелика. Отчаянных воинов никто не ждет дома, и наниматель явно не будет по ним скорбеть – лишь командир горестно вздохнет, размышляя, где же он ошибся на этот раз.

Не за страх, а за деньги

Самобытный дебютный проект поневоле пробуждает ассоциации с самой первой . Конечно, не механикой — скорее, общей концепцией бессюжетной «песочницы», где историю своими действиями «пишет» сам игрок. Вручив нам командование жалкими остатками только что разгромленного отряда наемников, разворачивает нарисованную случайным образом огромную карту и напутствует: «Крутись как хочешь!» Все персонажи созданы тем же произвольным путем, и если отметить в настройках опцию Iron Man, получится дьявольски сложный «рогалик».

Для странствующей команды воителей занятий тут навалом: работать по найму, исследовать окрестности, штурмовать вражеские лагеря и древние гробницы в поисках ценной добычи… Поселения беспокоят бандитские шайки и дикие звери, торговые караваны нуждаются в охране, на людей нападают воинственные племена орков и гоблинов, а трупы не желают спокойно лежать в земле – в общем, есть кому задать трепку в жарких тактических сражениях.

Неприветливый и опасный мир живет своей жизнью. Кроме нас, по симпатичной карте бродят вышеупомянутые караваны, разбойники, другие «коллеги», группы крестьян и прочие местные обитатели. Мало того, начиная новую кампанию, нужно решить, какое из трех глобальных бедствий рухнет на эти земли в поздней стадии: война благородных домов, являющих собой высшую власть в регионе, нашествие нежити (да, древнее зло снова пробудилось) или вторжение пары объединившихся в нерушимый союз зеленокожих рас. Само собой, у любого из этих кризисов есть решение. Если же надвигающийся «апокалипсис» вас напрягает, можно обойтись и без него. Или вообще доверить выбор кубику, сделав приключение более непредсказуемым.

Хлопот-то у капитана и без того по горло. Чтобы превратить кучку голодранцев в непобедимых и знаменитых наемников, необходимо изрядно попотеть. «Этапы большого пути» мы определяем самостоятельно, периодически выбирая из нескольких вариантов так называемую «амбицию» – какую-нибудь цель, достижение которой прославит отряд и принесет ему пользу. Набрать побольше народу, накопить денег на боевое знамя, добыть уникальное снаряжение, заслужить доверие знати – увы, «квесты» не назовешь безумно интересными, хоть они сюда и подходят. Расстраивает и куцый набор текстовых событий, многие из которых к тому же скучноваты.

Как ни крути, первоочередная задача – поиск рекрутов по городам и весям. Однако сухих цифр во время осмотра нам не показывают. Принимать решение предстоит на основе кратких биографий кандидатов, что куда веселее. Предысторий в целый обоз, и каждая влияет на своего обладателя: например, дезертиры смутно представляют, каким концом колет копье, у фермеров обычно крепкое телосложение, монахи не боятся оживших трупов, рыцари – форменные машины смерти.

О хорошем командире говорят, что для своих солдат он вроде отца, и возводит это утверждение в абсолют. Бойцов надо кормить, закупая провизию в дорогу, поить спиртным в тавернах, одевать в броню покрепче, вооружать, следить за состоянием экипировки и снабжать инструментами для ремонта, лечить от полученных на службе травм (причем некоторые увечья неизлечимы) и, конечно, выплачивать им жалованье, выманивая крупные суммы у прижимистых заказчиков. Менеджмента полно, но ни малейшего раздражения он не вызывает – все, что могло бы по-настоящему надоедать, происходит автоматически, а от нас требуют только пополнять запасы «расходников» и распределять вещи.

Не менее важно вдумчиво развивать подопечных, копаясь в многочисленных характеристиках и «перках». Ролевая система достаточно серьезна, чтобы заставить иногда призадуматься, и не перегружена бесполезной ерундой. Она позволяет «растить» как узкоспециализированных мастеров, так и более гибких универсалов, и со временем вы сможете водить в бой отряд, идеально подходящий для избранной манеры воевать. Вернее, командовать им издалека – в приснопамятном начальном сражении, которое стоило жизни предыдущему лидеру, герой получил стрелу в колено в бок, и поэтому теперь не в состоянии вместе с подчиненными участвовать в битвах.

А они здесь великолепны: зоны контроля, «атаки по возможности», продуманная механика окружений, формирование стены щитов, принципиальная важность правильного построения и боевого духа, серьезное влияние рельефа и времени суток… Каждый тип оружия имеет свои особенности и свойства: скажем, булавы ненадолго вгоняют противника в ступор, мечами можно проводить контратаки, а тяжелым цепом – целенаправленно садануть по голове. Суровый ИИ активно использует и приемы, и местность, вдобавок «братья» навсегда гибнут от двух-трех пропущенных ударов, поэтому почти любая схватка – увлекательное, волнующее, рискованное мероприятие. Кстати, воины тут стилизованы под коренастые шахматные фигуры, и даже минимума анимации вполне хватает, чтобы демонстрировать зрелищно отлетающие головы и брызги крови.

* * *

Слегка страдает от нехватки оживляющих мир текстовых вкраплений, но если вы любите пошаговые бои и полную свободу, найти что-то более достойное будет трудно.

При упоминании Средневековья в голове сразу всплывает стандартный набор образов: рыцари в сияющих доспехах, прекрасные дамы и неприступные замки. Виной всему художественная литература и кино, которые создали этому периоду человеческой истории столь романтический образ. Но в реальности все было совсем не так: люди жили весьма недолго, страдали от жутких болезней и полной антисанитарии, были поголовно безграмотными и тонули в бесконечных битвах за честь своего лорда. Едва ли можно назвать этот период привлекательным. Однако настоящее, реалистичное Средневековье все же находит свое место в литературе, кино и видеоиграх, выделяясь среди других жанров жестокостью и мрачностью объективной реальности. На этих идеях и построена - « рогалик » в условиях мрачного века меча и пламени с небольшой примесью фэнтезийных элементов в виде варваров-орков, нежити, темной магии и жутких лесных чудищ.

Игрок берет на себя бремя командования группой наемников, чей капитан умер в ходе весьма неудачного сражения. Большая часть команды мертва, а из ресурсов только нажитый непосильным трудом капитал средних размеров. Где и зачем брать новых сопартийцев и куда расходовать оставшиеся финансы - теперь это исключительно забота игрока. Ситуация печальная, зато Battle Brothers никак не ограничивает и не сдерживает в плане выбора дальнейших действий. С первых минут отряду открыты все дороги, а сюжет, ввиду своего отсутствия, не создает каких-либо искусственных ограничений.

Игра встречает вас окном создания своей военной кампании, в котором вы можете выбрать название, сложность игры и даже собственное боевое знамя

Перед игроком открыт большой мир, который населен несколькими фракциями и заполнен городами, блокпостами и селами. Все они различаются достатком и инфраструктурой. Разделяют города степи, леса, болота, тундры и горы, в глубинах которых живут бандиты и монстры. У каждого игрока мир свой, каких-либо фиксированных сюжетных локаций нет. По нему можно перемещаться как пешком, так и с помощью морских портов за отдельную плату.

Города реагируют на действия игрока. Пример: страдающая от набегов бандитов деревня не сможет предложить игроку хорошего снаряжения, а за базовые вещи типа лекарств и провизии селяне будут просить непомерно много денег. Но стоит выполнить задание на устранение негодяев, как у жителей деревни все наладится, и рынок пополнится дешевой едой.

В каждом месте жители могут по-разному относиться к отряду. Выполнили задание старосты - репутация повысится. Ограбили караван или отменили контракт - репутация понизится.

Мир Battle Brothers, по всем заветам Rogue-like игр, генерируется при старте новой игры.

Battle Brothers сразу же подкупает случайного игрока очень грамотным и красивым дизайном. Каждый элемент графики нарисован вручную одним человеком. Один - это весьма малое количество для дизайна целой игры, поэтому не стоит надеяться на полноценные анимации. Художник очень ловко обыграл нехватку человеческих и денежных ресурсов: все солдаты « обрезаны » по пояс и поставлены на подставку, будто они фигурки от настольной игры.

При этом не возникает ощущения лени дизайнера или скудности бюджетов. Причесок, лиц, элементов одежды, видов оружия и моделей врагов невероятное множество, не убывающее и ко второму десятку часов. Невооруженным взглядом видно безумное внимание к деталям: одежда в ходе боя рвется, герои получают заметные травмы и ранения, а щиты покрываются трещинами после многочисленных ударов.

Дизайн настолько внимателен к мелочам, что осколки брони, отрубленные головы и пролетевшие мимо стрелы видны на поле боя и остаются там до конца сражения.

Игра предлагает большую свободу в создании отряда авантюристов. У каждого персонажа есть имя (а иногда и прозвище) и даже предыстория, которая определяет его стартовые характеристики. Наемник может оказаться бывшим крестьянином, что скажется на его умении пользоваться чем-то простым типа топора или вил. Или он может быть воришкой с портовых улиц, у которого есть бонус к реакции. Кроме того у каждого персонажа своя, особая внешность, которую можно менять у парикмахеров.

Количество особенностей наемников не уступает в разнообразии элементам дизайна. Толстый персонаж быстрее устает, но у него больше очков здоровья. Жадный быстрее теряет мораль, если ему не платить жалование. Резвый игнорирует правила и ходит раньше всех участников сражения.

Все это разнообразие снаряжения и характеристик нужно для центральной механики игры - сражений. Бои в игре пошаговые, на манер серии HoMM: юниты ходят по очереди согласно своей инициативе, поле разделено на гексы, лучники не могут стрелять, если враг рядом. Все привычно, но есть и особенности:

1. Юнит не может свободно перемещаться по полю боя. Предприняв попытку пройти мимо зоны атаки противника, он непременно будет атакован.
2. Противники не дают сдачи, если не стоят в режиме контратаки.
3. Персонажи могут менять снаряжение, если носят с собой дополнительные вещи.
4. На местности могут быть особые клетки (болота, горы, низины), которые затрудняют перемещение.

Арсенал доспехов и оружия радует своим многообразием

Разработчики отказались от деления персонажей на какие-то виды и классы. Разновидность солдата зависит от используемого оружия, которое и дает ему боевое умение. Солдат владеет мечом? Тогда он получает рассекающий удар и контратаку. Вооружен пикой? Тогда наемник может атаковать через одну клетку. Стреляет из лука? Быстрый и прицельный выстрел, однако на атаки требуются расходники в виде стрел. Эта механика выполнена весьма сносно: немцы из Overhype Studios не просто взяли и распределили по набору способностей на одноручное, двуручное и дальнобойное оружие, а наделили особыми атаками каждый подкласс. Меч отличается от кинжала, булава - от шара на цепи, одноручный топор - от секиры и т.д. Один минус - из-за этого у каждого оружия всего 1-2 способности + 1-2 за щит.

Если солдаты доживают до конца боя, они получают опыт и повышают свой уровень. За уровень можно поднять три характеристики на выбор. И тут опять всплывает персонализация - у каждого из наемников свой набор предрасположенностей к определенному занятию. Развив характеристику, к которой у наемника есть бонус, игрок получит куда больший эффект, чем если бы он вложился в обычную. Помимо характеристик есть большой выбор перков, которые дают какие-то дополнительные и интересные эффекты: шанс пережить смертельный удар, увеличение точности с каждым промахом, улучшение уклонения и так далее. И вот тут стоит поговорить о плохом.

Дело в том, что желание устранить грубое деление персонажей по классам сыграло с разработчиками злую шутку. По их задумке, каждому персонажу нужно качать свои перки, нужные только ему. Однако деления на классы или каких-то рамок нет, поэтому скорее всего игрок просто будет качать один и тот же набор умений всем персонажам, так как они все ему нужны. Уклонение? Полезно и лучнику, и латнику. Увеличенное здоровье? Тоже. Бонус к получаемому опыту? Полезен любому. Ситуацию могло бы решить ограничение выбора: скажем, если бы каждый уровень игроку выдавался набор из 3-4 перков, но выбрать можно было только один. Но в итоге имеем то, что имеем.

При всём дизайнерском разнообразии Battle Brothers, загрузочный экран у игры почему-то всего один

Из-за отказа от классов бои людей против людей так же становятся довольно безликими. Влияние уникальных особенностей колеблется от « почти не заметил » до « этот перелом мне изрядно мешает, но не так чтобы ».

Визуально юниты отличаются неважно: когда в бою участвует больше двух сторон, а солдат на поле брани больше тридцати, начинаешь теряться. Где твои воины, а где противник? Без отличительной униформы и знамён побоище превращается в кашу. Немного исправляют ситуацию противники-нелюди: каждый тип монстров отличается своей тактикой боя и особенностями поведения. Волки напрыгивают стаями на одиночные цели. Гоблины травят ядом, зомби воскресают после первой смерти, а призраки нагоняют страх.

Масла в огонь подливает скорость сражений. На глобальной карте есть функция перемотки времени, позволяющая ускорить длительные переходы между локациями. В бою такой функции почему-то нет, поэтому приходится ждать, пока противник вальяжно разойдется по клеточкам и займет нужные позиции. Когда размер войск доходит до 20 и более человек, действо затягивается на добрые полчаса, из которых большую часть времени занимает отнюдь не кровавое побоище. Это сильно сбивает динамику игры, даже если учитывать то, что Battle Brothers - неспешная пошаговая тактика.

Игра заточена под реализм, поэтому в мире Battle Brothers магии почти нет. Это означает, что игрок не сможет разбавить свою армию боевым магом или лекарем, что убивает множество потенциальных тактик и стратегических решений. Если солдат получит множество ранений, то можно считать его мертвым, и спасти его может разве что быстрая победа или перк выживаемости.

Поднять щиты! Сомкнуть ряды! Зеленокожие наступают!

К сожалению, проблем хватает не только в сражении. Баланс уровней сложности у игры весьма неоднозначный. Самый первый нужен лишь людям, для которых Battle Brothers стала первой тактикой вообще. Ну или если игроку захочется спокойно и без нервов опробовать геймплей, а потом начать новую кампанию с багажом знаний и увеличенной сложностью. На «новичке» Battle Brothers просто нечего вам противопоставить - противник малочислен, слаб и косорук. Но стоит поднять сложность лишь на один пункт - и игра делает слишком резкий скачок в своей хардкорности. Приходится целыми игровыми неделями банально копить на еду и оплату услуг своих наемников.

Но самый главный минус Battle Brothers, который практически полностью перечеркивает разнообразие кастомизации наемников и великолепную работу дизайнера и композиторов - это полное отсутствие интересных занятий и событий на глобальной карте. В игре натурально нечем заняться. Нельзя зарабатывать какими-то другими способами, кроме как выполнением миссий и продажей лута.

А сами задания в Battle Brothers не выдерживают никакой критики. Любое выданное вам поручение сводится к убийству кого-либо: если нужно избавиться от шайки бандитов на краю города, то не остаётся ничего, кроме как УБИТЬ негодяев. Нужно вернуть украденный скипетр местного ярла? Это значит, что надо догнать воров и УБИТЬ их. Сопровождение каравана? Это означает, что нужно УБИТЬ всех, кто подумает напасть на торговцев.

Нет каких-то разговорных или попросту оригинальных заданий, все они генерируются по скудному набору шаблонов. Бывают редкие случаи, когда миссия по возвращению скипетра дополняется сюжетным поворотом в духе «наниматель воров предлагает вам заплатить больше, чем ярл, но при этом скипетр вы не вернете». Однако шанс появления подобных твистов очень низкий.

Такая же проблема и у случайных событий на глобальной карте. Разработчики хвалятся тем, что ваши сопартийцы могут ссориться друг с другом на почве интересов, взглядов и религии. Такое и правда есть, но опять же - редко, крайне редко. К тому же, взгляды с религией не сильно влияют на шанс появления ссоры - это именно «случайное» событие.

Однообразие активностей в мире Battle Brothers немного компенсируют глобальные события, которые случаются спустя продолжительное время игры. Всего их три: начало войны между фракциями, нападение орды орков и гоблинов и восстание нежити. Все они меняют положение дел на карте и вводят новые задания, но в целом восприятие геймплея они не то чтобы сильно меняют. Плюс, игрок быстрее устанет от монотонности игры, нежели дотерпит до этих событий, поэтому их ценность под вопросом.

Стоит немного поговорить про аудиодизайн игры. Звуки ударов, крики умирающих мужей и прочие шумы сделаны невероятно сочно. А саундтрек так и тем более хорош: для игры было записано 2 часа оркестровой музыки, которая задает и поддерживает необходимую атмосферу. Но и тут закрался минус - дело в том, что музыка, играющая в сражениях, строго закреплена за видами врагов. При сражении с людьми играет тема людей, при сражении с орками - тема орды. Идея оригинальная, но на каждый вид всего одна композиция. И если учесть, что 80% времени игрок сражается именно с людьми, то из всего многообразия мелодий большую часть игры он будет слушать именно людскую боевую тему.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Battle Brothers способна удивить прекрасным визуалом, хорошей музыкой и грамотной боевой системой. Но при этом она совершенно не представляет, чем еще развлечь игрока, кроме как послать его на другой конец карты или заставить в сотый раз сражаться с очередными лесными бандитами.

В какой момент всё пошло не так? Как далеко нужно вернуться, чтобы увидеть роковую ошибку, что привела… к этому? На пятнадцать минут - к началу сражения? На целый день - к подписанию проклятого контракта? Быть может, месяц? Тридцать дней. Как раз тридцать дней прошло с тех пор, как мы отомстили Хоггарту за павших братьев и решили поднять Вороной Герб из грязи и крови. Тридцать дней понадобилось нам, чтобы вернуться к этому мерзкому, бурому месиву, в котором уже не разобрать - откуда грязь и чья это кровь. И ради чего?

Ради денег и славы, конечно.


На первый взгляд простой, но прибыльный контракт: вернуть одному из именитых купцов Тифенштадта похищенную прошлой ночью вещь. По сути, безделушку, пускай и дорогую, - череп, искусно вырезанный кем-то из кристалла. Не нам судить, зачем купцам такие вещи, да и не важно это вовсе. Важна награда! Чуть больше тысячи монет и связи с нужными людьми - в большом портовом городе, к тому же всего-то за поимку небольшой шайки воров. В нашем положении от таких предложений не отказываются, - и мы не отказались. Похоже, зря.

Найти воров было легко. Следопыты своё дело знают, и уже вечером мы обнаружили разбойничий лагерь, развёрнутый на опушке леса к северу от города. Разумеется, найти их было меньшей из наших проблем: следовало ещё убедить подонков вернуть краденое... Единственным известным нам способом.
Да, мы могли бы напасть на лагерь сразу, ведь ночная атака по самой своей природе могла принести быструю победу. Да вот только мы и сами не привыкли сражаться во тьме. Кроме того, некоторым братьям нужен был отдых: последний бой отгремел совсем недавно, и ещё не все раны были зализаны.


Поэтому бой случился на рассвете, с первыми лучами солнца. Кровь вновь смешалась с грязью. Мы даже не успели толком понять, что происходит. В первые же минуты двое мертвы: Антон и Конрад пали под градом вражеских стрел. Иронично, ведь оба и сами были лучниками. Зелёными, уж точно не в пример вражеским, но от этого не менее важными - без них у нас остался лишь один стрелок, а значит, и только один шанс на победу - ближний бой. Да, никто не обращался с арбалетом так умело, как Асгир, прозванный за свои таланты Орлиным Глазом, но даже ему не дано справиться с десятком противников в одиночку. Как ни крути, потеря лучников оказалась серьёзным ударом.

И дело даже не в пошатнувшейся морали выживших и не в необходимости встретиться с врагом лицом к лицу, нет, - братья Вороного Герба и не в таких мясорубках бывали. Дело в треклятом некроманте, по всей видимости явившемся за “своим” кристальным черепом. Будь прокляты его потомки... Когда Теодобольд, наш бессменный полевой лидер, заметил фигуру в чёрном в тылах беспорядочного строя противника, было уже слишком поздно: мечи скрестились, топоры ударили во вражеские щиты и зайти с фланга не представлялось возможным.

Его тёмный ритуал занял всего несколько мгновений. Несколько мгновений - и наши недавние братья вновь воспряли с мокрой земли с одной единственной целью, заложенной в их мёртвые головы, - вонзить предательские кинжалы в наши спины.
Хаос и паника охватили ряды Вороного Герба. Сражаться с ворами и прочими отбросами - дело одно, но осквернять тела своих же соратников, рискуя при этом жизнью... Разговор совершенно другой. Что до самих воров - так те, напротив, осознав неожиданный численный перевес, воспряли духом и с новыми силами бросились в контратаку.
Эрнст и Эрнст, коих мы звали Близнецами, до этого ещё как-то сдерживали их напор стеной копий, но в критический момент всё же подпустили противников слишком близко - и поплатились за это. Несколько ударов топором раскрошили щит одного из Эрнстов в щепки, а пришедший слева удар мечом пронзил его сердце. Ещё одна потеря для нас, ещё один мёртвый солдат для врага.


А ведь мы ещё не успели разобраться с первыми двумя, и сами они провалиться сквозь землю не спешили. Вот и Гантрам, получив удар в спину от не-мёртвого Конрада, отвлёкся на доли секунды от своего основного противника и сразу ощутил острую боль в животе: двуручный меч прошёл через уже потрёпанную кольчугу, словно раскалённый нож сквозь масло, оставив глубокий порез. Разъярённый, придерживая рукой со щитом готовые вывалиться наружу внутренности, Гантрам прорычал свой боевой клич и ответным ударом обезглавил зарвавшегося разбойника, не оставляя некроманту шанса вернуть его с того света. Воодушевлённый таким примером державшийся поблизости Рабе резким выпадом насадил Конрада на алебарду, едва не разорвав того пополам, но не смог закончить начатое: разбойничья стрела вновь нашла свою цель и вонзилась ему в руку чуть повыше локтя, разрывая мышцы и плоть. Рука скрючилась в судороге, алебарда опустилась, и освобождённый Конрад получил шанс на ещё один удар - на сей раз смертельный. Кинжал пропорол Рабе горло, и бедняга захлебнулся собственной кровью.

Тем временем Адельберт, Эйнар и Вернхард, трио, составлявшее наш авангард, пробивались сквозь разбойников что бывалые лесорубы через ивовый молодняк. Но чем больше они рубили, тем больше уставали - и тем больше поднявшихся мертвецов их окружало. Эйнар, самый могучий воин из трёх и единственный, кто неизменно шёл в бой с двуручной секирой, пал первым из них - к счастью, обезглавленным, а значит, и мёртвым уже безвозвратно. Почти в ту же секунду Асгир, всё это время искавший возможность нормально прицелиться, наконец-то улучил такой шанс и отправил арбалетный болт прямиком в некроманта - к сожалению лишь ранив, но не убив. Увы, повторить этот выстрел Орлиному Глазу не удалось - вскоре его грудь нашла сразу пара вражеских стрел, окончательно лишив нас надежды не только на победу, но и хотя бы на спасение. Выражение шока на лице Асгира было последним, что я видел отчётливо.

Дальше - только размытые очертания и образы. Не знаю, как мне это удалось, но я довершил начатое Рабе и вновь упокоил Конрада. Каким-то чудом на ощупь нашёл в грязи его лук и одну стрелу, взобрался на ближайший холм, стараясь не обращать внимания на всё растущую армию мертвецов, и как мог прицелился в некроманта. Дрожащие от волнения руки, замыленные кровью глаза… Остаётся надеяться только на удачу. Сомнительная надежда, когда вообще всё зависит от одного этого выстрела - как моё собственное выживание, так и будущее компании. Будет ли штандарт Вороного Герба развеваться над другими полями или останется гнить здесь, рядом с нашими телами? Найдём ли мы новых братьев или наше наследие будет забыто, похоронено вместе с нашими мечами? Сможем ли мы в итоге понять… в какой момент всё пошло не так?


Лишь один короткий момент, ставший финалом очередной истории в Battle Brothers - пошаговой тактической ролевой игре об условно-средневековой компании наёмников, которую я ждал, пожалуй, всю свою жизнь.

В ней нет настоящего сюжета, которому приходится строго следовать, и даже вступительный сценарий о мести Хоггарту, порешившему оригинальный состав вашей компании, полностью опционален. Что в ней есть - так это потрясающе глубокая боевая система, завёрнутая ещё в два слоя разнообразия: собственно менеджмент компании и широкий набор сценарных заготовок, из которых собираются контракты и просто случайные события, задающие тон и фон происходящего. Говоря проще, это одна из тех игр, где игрок создаёт свою собственную историю. Не буду спорить - нравится такое далеко не всем, но любители настолок и классических тактик (вроде оригинального или, например, ) этот подход наверняка оценят.


Родство с настолками, кстати, на подходе к истории не заканчивается - достаточно взглянуть на любой скриншот. Разработчики из Overhype Studios выбрали для своей игры весьма уникальный визуальный стиль: все юниты в ней представлены стилизованными бюстами, эдакими половинчатыми “миньками”. Что-то подобное было несколько лет назад в Unity of Command , вот только здесь эти фигурки проработаны куда детальнее. Несколько вариантов телосложения, лиц и причёсок вместе с отображаемой бронёй, оружием и даже ранениями порождают массу возможных комбинаций - редко когда можно увидеть на поле боя два одинаковых юнита.

Это наряду с другими элементами визуального стиляневероятно атмосферной музыкой) придаёт Battle Brothers определённый шарм, которого так не хватает многим современным представителям жанра, - пресловутая душа льётся через край. Однако на одной душе далеко не уедешь.

К счастью, игровой процесс не отстаёт, потому что управлять компанией наёмников сложно, но интересно. Основная идея проста: имея небольшой стартовый капитал и пару-тройку бойцов, игроку предстоит провести едва не распавшуюся компанию через тернии к звёздам. Ну или хотя бы известности и богатству.

Для достижения этой цели перед ним открывается весь мир - каждый раз новый, но при этом всё же узнаваемый. Да, карта генерируется случайным образом, но основные принципы чаще всего неизменны (чаще всего потому, что иногда генератор мира выдаёт действительно неожиданные результаты): заснеженная пустошь на севере, леса и плодородные поля в центре, пустынная степь на юге, - и всё это зажато между бескрайними морями на западе и непреодолимыми горами на востоке. Где-то среди всего этого природного разнообразия раскиданы крепости, города и деревни, принадлежащие к трём благородным домам, и там же, пусть и в менее населённых регионах, ютится многоликая опасность: дикие звери, разбойники, культисты, орки и нежить всех возможных сортов. Все они так или иначе доставляют местным жителям проблемы, а проблемы нужно решать. И никто не решит их лучше, чем наши наёмники. По крайней мере, за правильную цену.


Ведь золото - первый и самый важный ресурс, вокруг которого вращается весь мир Battle Brothers . На него приобретаются остальные четыре: еда, поддерживающая в братьях жизнь, медикаменты, залечивающие их раны, инструменты, необходимые для ремонта снаряжения, и, наконец, амуниция для дальнобойного и метательного оружия. Из его же запасов выплачивается ежедневное жалование бойцам, и на него в городах можно нанять свежих рекрутов, купить им новое снаряжение, оплатить ускоренное лечение в храме или угостить всех элем в таверне, чтобы узнать свежие слухи о древних руинах и легендарных артефактах. Нетрудно понять, что, оставшись без золота, даже самая скромная компания обрушится под собственным весом.

Заработать драгоценные монеты можно несколькими способами: от мирной торговли до бессовестных грабежей. Да, здесь можно грабить пресловутые караваны - или примкнуть к одному из них в качестве охраны, найдя соответствующий контракт. Последние, разумеется, приносят не только доход, но и известность: чем выше популярность компании, тем более важные - а значит, сложные и прибыльные - контракты ей могут доверить. Со временем, быть может, её даже заметят благородные дома, а где дворяне - там и все деньги мира. Конечной цели как таковой в игре фактически нет. Вместо неё есть так называемые “поздние кризисы”, угрожающие всему миру перманентным разрушением целых городов и предоставляющие опытному игроку шанс испытать себя на совершенно новом уровне, а также возможность в любой момент отправить компанию на пенсию. В последнем случае, в зависимости от достигнутых на тот момент успехов, возможны несколько эпилогов (примерно в духе концовок ), описывающих дальнейшую судьбу братьев и мира, в котором они продолжат жить собственной жизнью.


Чем бы игрок в итоге ни решил заняться, обойтись без кровопролития вряд ли удастся - хотя бы даже в целях самообороны; всё-таки боевая система - сердце этой игры. И как это сердце бьётся! Как можно понять из первой половины обзора, сражения здесь скоротечны и жестоки. Столкновения, как правило, небольших отрядов на компактных картах вкупе с комплексной системой ранений, усталости и морали гарантируют, что каждое действие будет иметь вес, значимость и весьма наглядные последствия. Порезы, разрывы и сквозные дыры, переломы рук и ног, пробитые шеи, ладони и колени, выбитые глаза и даже оторванные уши… Провести своих бойцов через сражение целыми и невредимыми - настоящее достижение. Некоторые из этих травм со временем можно залечить, некоторые - остаются с братьями до конца их обычно непродолжительной жизни, добавляя ещё больше колорита и без того цветастому составу компании.
Состав этот набирается из людей разнообразнейшего происхождения. Бродяги и попрошайки, рыбаки и фермеры, охотники, мастера меча и бастарды местных лордов, а то и расхитители могил или культисты, - двери братства открыты для всех, кого оно может себе позволить. В общей сложности на выбор игроку представлено целых 55 “классов” рекрутов - каждый со своими бонусами и штрафами к характеристикам, возможными особенностями и связанными с ними случайными событиями. Участвуя в боях, эти рекруты получают опыт, а с ним и уровни, позволяющие улучшить базовые характеристики (здоровье, инициативу, мораль, параметры атаки и защиты и т.д.) и приобрести один из множества перков, зачастую радикально изменяющих подход к будущим сражениям. Добавьте к этому десятки видов брони и оружия - и получите то самое многообразие возможностей, о котором я говорил в самом начале.

Разумеется, Battle Brothers - игра не без недостатков, и главный из них, пожалуй, - так и не реализованные идеи разработчиков. Их работа официально закончилась с выходом версии 1.1, и за бортом остались, например, боевые сёстры, официальные переводы и столь важная для долголетия любой игры поддержка модов. Это, впрочем, не значит, что игру нельзя назвать законченной, - напротив, она целостна и отполирована до блеска. Того, что в ней есть, более чем достаточно, чтобы затянуть с головой и в лучших традициях жанра не отпускать долгими часами по схеме “ну ещё один ход / бой / контракт”.

И потому, если вам хоть немного интересны тактические ролевые игры, - рискните ценой пары бургеров (Steam / GOG ) или взмахом пиратского флага и порадуйте себя миром боевых братьев. Только будьте готовы к тому, что рано или поздно что-то (а скорее всего - всё сразу) обязательно пойдёт не так; и не всегда будет ясно, когда именно это случилось.

Статьи по теме: