Дидактические игры угадай на вкус. Развитие обоняния. Игры на распознавание запаха. Дидактическая игра «Скажи, что делают этими предметами»

1 Мая ‒ один из тех праздников, которые несколько раз меняли своё назначение. Сейчас Первомай ‒ это День весны, мира и труда, праздник всех людей, кто трудится, создавая и пополняя богатства страны. Этот день символизирует начало весны и несёт в себе большой эмоциональный заряд весеннего пробуждения. И пусть традиция широко отмечать этот праздник уходит в прошлое, он всё равно привносит в нашу жизнь много радости, света, дружелюбия и миролюбия.
Предлагаем вашему вниманию подборку замечательных Первомайских поздравлений с красочными открытками и оригинальными пожеланиями в стихах и прозе.

Поздравленья принимай, на пороге ‒ Первомай!

Пусть в делах всегда и всюду
Вам сопутствует успех!
И сегодня, в праздник майский,
Будьте вы счастливей всех!

С Первомаем поздравляю!
В этот день тебе желаю
Быть здоровым, не болеть,
В жизни всё везде успеть!

Дорогие друзья! Сердечно поздравляю вас с цветущим Первомаем ‒ настоящим праздником весны и труда! Этот день, рождённый более ста лет назад далеко отсюда, сумел сплотить многомиллионную армию трудящихся по всему миру. Особенно он любим в нашей стране: ведь Первого мая мы с удовольствием прохаживаемся по залитым весенним солнцем улицам, заходим в гости к друзьям, с которыми давно не виделись, выезжаем на природу, чтобы отдохнуть от городской суеты... Этот лишний выходной помогает нам восстановить силы и выйти на работу бодрыми и весёлыми. С праздником вас! С Первомаем!

В этот день под пенье птиц
Ты, дружок, вдвойне трудись!
Ведь недаром Первомай ‒
День труда! Копай, сажай!

С Первомаем поздравляю!
Лёгкого труда желаю,
Счастья, радости, удачи,
Шашлыков поесть на даче!

Славный праздник ‒ Первомай! Веселись и отдыхай!

По подъездам ходит Май,
Будит всех он на субботник:
"Эй, колхозница, вставай!
Поднимайся, брат-работник!"
Даже если офис ‒ дом
Твой родной, вставай с граблями,
И в припрыжку, и бегом
Сад окучивать с друзьями!
Но сегодня в День труда
Май для нас готовит льготы:
Всем трудящимся туда ‒
На пикник есть бутерброды!

Поздравляю с Днём труда
И желаю навсегда
Полюбить свою работу,
А не видеть в ней заботу!
Также я тебе желаю,
Чтоб ты радовался маю,
Много денег ‒ по заслуге,
Отдых ‒ где-нибудь на юге!

Кто ‒ на площадь строй держать,
Кто ‒ картошечку сажать,
Кто ‒ в лесок на шашлычки...
Первомайские деньки!
Поздравленья с Днём труда
Принимают города!
Май ликует и цветёт,
Мир и труд страну ведёт!

"Мир! Труд! Май!" ‒ три этих слова до сих пор согревают душу. С приходом последнего месяца весны на многих накатывают воспоминания о первомайских демонстрациях, о радости, с которой шагали в колоннах работники того или иного предприятия, о гордости за свои достижения и достижения всей страны. Так пусть же, как в этом старом советском лозунге, у всех будет мир на земле, возможность трудиться за достойную оплату и пребывание вечного мая в сердце! С праздником!

С 1 Мая! С Днём весенним!
В жизни пусть царит весна!
Пусть на солнце зеленеет
Изумрудами листва!
Яркой солнечной улыбкой
Этот день одарит вас,
Радость в дом придёт с избытком,
Счастье будет в блеске глаз!

Окна настежь открывай ‒
К нам стучится Первомай!
Не жалей, жена, закуски ‒
Ты готовишь очень вкусно!
Выставляй салат, жаркое,
Оливье и всё такое...
Холодец и голубцы,
Чтобы ели молодцы!

Славный праздник весны,
Мы в тебя влюблены:
Не бывает милей и прекрасней!
Ты зовёшь на простор
Ты нам радуешь взор,
Обещаешь надежду на счастье!
Небеса глубоки,
Облака высоки,
Всюду зелень, цветы и отрада!
Милый солнечный май,
Ты гостей принимай!
Каждый миг твой ‒
Для сердца награда!

Плюсы есть в эпохе каждой,
Недостатки ‒ их не счесть...
Не вернуть, что было раньше, ‒
Берегите то, что есть!
Первомай у нас остался,
Чтобы всем напоминать,
Чтоб трудящийся старался
Только в праздник отдыхать!

Этот день у нас зовётся:
Первомай и День труда,
И сегодня нам придётся
Потрудиться, господа!
Вилка, рюмка и еда ‒
Вот орудия труда,
Нам без них никак нельзя.
С Первомаем вас, друзья!

Поздравляем, господа,
Вас мы с праздником труда!
Солнце светит, жизнь прекрасна,
И на улице ‒ весна!
В праздник нужно отдыхать,
О труде не помышлять,
И поэтому желаем
От души всем погулять!

С 1 Мая поздравляю
И от всей души желаю:
Чтоб цвела ты, как весна,
Чтобы счастлива была,
Чтоб сверкала ты звездой
И всегда была со мной!

Я с 1 Мая поздравляю,
Весенней радости желаю!
Желаю мира на Земле,
Пусть будет лад в твоей семье!
Чтоб труд на благо только был,
И чтоб про отдых не забыл!

Да здравствует 1 Мая ‒
Весенний и праздничный день!
Природа весной просыпается,
И расцветает сирень.
Давайте дарить поздравления
Любимым родным и друзьям:
Скажите, как сильно вы их любите,
Как все они дороги вам!

Живите в мире и любви,
Трудитесь, бед не зная!
Весны желаю для души
И ласкового мая!

Пышным цветом сирень расцвела,
И запели весёлые птицы.
Пусть не будет тревоги и зла,
Пусть улыбками светятся лица!

Первое мая ‒ День всех трудящихся,
(Знают его ещё с давних времён)
День всех забот и труда не боящихся,
Тех, кто всегда на подмогу готов.
С праздником этим я вас поздравляю!
Будьте, как прежде, на высоте!
Мира, добра, процветанья желаю,
Счастья, успехов всегда и везде!
Все отложите заботы до времени
И отдохните сегодня душой.
Я вам желаю добра и терпения
И поздравляю народ трудовой!

Дверь пошире открывай,
Всем улыбки раздавай!
Про работу забывай ‒
На дворе ведь Первомай!
Пожелай ты всем добра,
Света, солнца и тепла ‒
И успех придёт тогда
В этот самый День труда!

Тепло на душе, ликует страна ‒
С праздником мира, весны и труда!
Пусть будет удача, будет везение,
Будет успех и вдохновение!
Пусть будет работа делом любимым,
А в вашей семье ‒ спокойно и мирно!
Пусть хватит здоровья на долгие годы,
И мимо проходят любые невзгоды!

Пусть в делах всегда и всюду
Тебе сопутствует успех!
И сегодня, в Праздник майский,
Будешь вы счастливей всех!

Мы этот праздник помним с детства,
И был он радостным всегда,
Дедов и прадедов наследство ‒
День славный мира и труда!
Так пусть же солнце ярче светит,
Звенят ручьи, и навсегда
Пускай запомнят наши дети
День счастья, дружбы и добра!

Первомай! Первомай! ‒
День труда скорей встречай!
Чти работу в этот день
И побалуй свою лень!
Пусть запомнится навек:
Трудоголик ‒ человек!
Пусть всё будет на "ура!"
В день весны, любви, труда!

От души вас поздравляю
С молодым звенящим маем!
Пусть он будет самым светлым,
Самым добрым и приветным,
В лето двери отворяет,
Щедро счастьем одаряет!

Пускай дымок мангала в небо вьётся...
Накрой на стол и рюмку наливай,
И пусть, как прежде, всюду раздаётся
Забытый тост: "За Мир! За Труд! За Май!"

Мой тост ‒ за весеннее небо,
За жизнь в здоровье и труде!
Вовек не знайте голода по хлебу
И жажды по теплу и по воде!

С праздником Первомая вас! В этот весенний День солидарности трудящихся желаю вам успехов в карьере, уважения среди коллег, чтобы уровень вашей зарплаты всегда соответствовал уровню ваших потребностей! Желаю, чтобы ваша работа всегда приносила удовольствие и возможность самореализации! Первое мая ‒ день мира, весны, тепла, взаимопонимания и радости. Пусть он привнесёт в вашу жизнь счастье, радость и веселье! Труд всегда присутствует в нашей жизни, так пусть же он всегда будет плодотворным! Пусть удача всегда будет рядом, а везение сопутствует во всех ваших начинаниях! Пусть Первомай откроет новую страницу для реализации новых возможностей, поставленных целей для проявления творческих и других личностных качеств, которые обеспечат успех в труде!

Игры ко «Дню здоровья»

Дидактическая игра «Назови предметы»

Цель: закрепить знания о предметах, необходимых для работы врача. Ввести в активный словарь слова из медицинской терминологии.

Ребята, посмотрите на эти предметы и скажите, как они называются. (Термометр, шприц, вата, бинт, фонендоскоп, таблетки, грелка, зеленка, пинцет, массажер).
А знаете ли вы, человеку какой профессии необходимы эти предметы? Врачу. Что делает врач? Лечит, следит за нашим здоровьем, делает прививки, массаж, взвешивает и т. д.)

Дидактическая игра «Скажи, что делают этими предметами»

Цель: Активизировать в речи детей глаголы и употребление с ними существительных.

Скажите, как врач использует эти предметы?
Что делает врач шприцем? Делает уколы.
Что делает врач термометром? Измеряет температуру.
Что делает врач ватой? Смазывает кожу перед уколом.
Что делает врач зеленкой? Смазывает царапину.
Что делает врач бинтом? Перевязывает рану.
Что делает врач массажером? Делает массаж.
Что делает врач фонендоскопом? Слушает дыхание и биении сердца.
Что делает врач грелкой? Прогревает больное место.
Что делает врач пинцетом? Достает занозы.
Что делает врач пластырем? Заклеивает мозоли.

Дидактическая игра «Найди различия»

Цель: развивать произвольное внимание, наблюдательность, закрепить умение различать и называть цвета.

Взгляните на эту картинку. Кто на ней изображен? Врач. Как вы думаете, почему у врачей халаты белого цвета? Если халат испачкается, на белом сразу будет заметно, и халат постирают. А на этой картинке кто изображен? Тоже врач. Одинаковые ли эти картинки? Эти картинки очень похожи, но все-таки не одинаковые. Ваша задача найти различия.

Дидактическая игра «К какому врачу пойдем?»

Цель: Упражнять детей в понимании пиктограмм, различении выражений лица и сопоставлении их с чувствами и эмоциями. Учить говорить сложными предложениями.

Ребята, посмотрите на эти лица. (Показ пиктограмм). К какому из этих врачей пошел бы ты? Почему? (К доброму, ласковому, веселому, внимательному, заботливому). Как вы поздороваетесь и представитесь врачу? Здравствуйте, меня зовут …, а беспокоит меня …

Дидактическая игра «Витамины – это таблетки, которые растут на ветке»

Цель: Расширить знания детей о витаминах, закрепить знания об овощах, фруктах и ягодах.

Ребята, помочь сохранить здоровье и заболеть можно с помощью витаминов. Кто-нибудь из вас принимал витамины? Витамины делают наш организм крепким и здоровым, не поддающийся болезням. Но витамины бывают не только в таблетках, они еще растут на ветках. Очень много витаминов содержится в ягодах, фруктах и овощах.
Назовите, какие вы знаете фрукты? Овощи? Ягоды?

Дидактическая игра «Узнай на вкус»

Цель: развивать вкусовой анализатор, закрепить знания о фруктах, овощах, ягодах.
(Детям предлагается закрыть глаза, определить по вкусу и назвать то, что они съели).

Дидактическая игра «Узнай по запаху»

Цель: развивать у детей обоняние. Познакомить с ароматерапией.

Некоторые растения помогают человеку не только, когда он их проглотит. Есть такие растения, которые помогают даже своим запахом. Мы с вами делали чесночные кулоны (резаный чеснок в пластиковом яйце от Киндер-сюрприза с отверстиями, на ленточке). Запах чеснока защищает от гриппа и простуды.
Вот мята. Ее запах восстанавливает силы, помогает справиться с кашлем.
А это лаванда. Ее запах помогает уснуть.
Это кожура любимого вами фрукта. Какого? Апельсина. Ее запах поднимает настроение, улучшает аппетит.
Это хвоя какого растения? Сосны. Ее запах успокаивает и помогает справиться с кашлем.
Это комнатное растение вам знакомо. Как оно называется? Запах герани устраняет беспокойство, повышает работоспособность, внимание.
(Детям предлагается определить некоторые растения по запаху).

Дидактическая игра «Наполни баночку витаминами»

Цель: развивать мелкую моторику кистей рук, учить располагать изображение равномерно по всей поверхности.

Детям предлагается нарисовать «витамины» – кружочки с помощью трафаретной линейки. Можно налепить пластилин на картон, вырезанный в форме баночки, а сверху надавливанием заполнить горошинами – «витаминами».

Дидактическая игра «Делаем зарядку»

Цель: учить детей пользоваться рисунком-схемой.

Все мы скажем «нет» простуде.
Мы с зарядкою дружны.
Упражненья делать будем,
Нам болезни не страшны.
Ребята, будем делать зарядку по этим рисункам-схемам.
(В соответствии с показанной схемой, дети выполняют упражнение).

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Материалы раздела

Сегодня хотелось бы написать несколько слов о том, как научить малыша такому важному умению, как нюхать. Еще в свое время Мария Монтессори, автор уникальной методики раннего развития, уделяла огромное вниманию развитию пяти основных органов чувств – это зрение, обоняние, осязание, слух и вкус. Для многих родителей загадка, как же научить их малышей нюхать. А все ни так сложно, как казалось бы.

Учить малышей нюхать можно начинать уже 6 месяцев, когда малыш может уже устойчиво сидеть и с интересом изучать все, что окружает его.

Итак, сам процесс.

Возьмите для первого примера, два сильно пахнущих предмета (желательно на контрасте), один из них медленно поднесите к своему носу и попробуйте громко втянуть ноздрями воздух. Малыш должен при этом смотреть на Вас. А теперь подставьте этот предмет к носу малыша и предложите ему тоже попробовать понюхать. Сразу же возьмите второй предмет и также понюхайте его и предложите малышу.

Не каждый ребенок с первого раза поймет, что от него требуется, поэтому пробуйте снова и снова. При этом обязательно демонстрируйте малышу, как Вы сами громко нюхаете и как Вам это нравиться делать.

Помните, очень важен именно контраст запахов, на нем малышу будет легче понять, что от него хотят.

И еще ни в ком случае не используйте в качестве запахов освежитель воздуха, парфюмерию и косметику. У малыша может появиться аллергия на такие запахи.

А теперь давайте разберемся, что можно нюхать нашим любим малышам?

Практически в каждом доме наверняка есть баночки с кореньями и травами. Если нет, то их легко можно купить в ближайшей аптеке.

Очень хорошие травы – мята, валериана, ромашка, пустырник, мелисса, зверобой и др. Не обязательно нюхать все из этого списка, выберите для себя 2-3 травы и нюхайте. Валериана, кстати, очень полезна для детей.

Как их можно нюхать?

Положите травы по небольшим коробочкам, желательно распечатать изображение растений и приклеить к коробочке, приоткройте ее, дайте малышу понюхать и громко озвучьте, какую именно траву Вы нюхаете.

Или другой вариант, можно разложить несколько картинок с травами и показывать на картинку малышу, когда будете нюхать. Потом можно предложить поиграть малышу в игру – разложить изображения трав и предложить малышу угадать, что это за трава по запаху:))

Аромамасла.

При выборе масла будьте очень осторожны. На рынке представлены два вида масел – это настоящее сырье – натуральные масла и искусственное, получаемое путем добавки в него искусственных ароматизаторов, соответственно в нем ничего полезного нет и не может быть.

Очень здорово будет, если Вы на ночь будете разжигать аромалампу и добавлять в нее 5-6 капель лавандового масла или иного успокаивающего масла. Кроме того, можно добавлять масла в ванну малышу, только не выливайте масло сразу, налейте несколько капель в сливки или молоко, взболтайте все, а потом уже переливайте в ванну.

Как будем играть с аромамаслами?

Берем несколько одинаковых маленьких бутылочек, например, от йогуртов, детского питания или аналогичных им, внутрь них кладем ватку, пропитанную запахом ароматических масел.Теперь открываем каждую баночку и нюхаем. Кроме того, в баночки можно положить кофе, специи, чеснок, цикорий, имбирь, чай и сверху прикрыть ваткой, чтобы малыш не вдохнул мельчайшие частицы. Можно еще искать определенный запах для куклы, другой запах для мишки, третий запах для котика. Или понюхать один запах, например, кофе, смешать бутылочки и потом искать его среди остальных запахов. Еще интересна игра – можно сделать несколько баночек с одинаковыми запахами по парам и предложить малышу рассортировать их.

Что мы будем нюхать?

  • кофе (растворимый и натуральный), чай (зеленый, черный, со всякими добавками), какао, цикорий. Очень осторожно давайте понюхать эти сыпучие напитки, чтобы малыш не смог втянуть мелкие частицы себе в носик.
  • хлебобулочные изделия, особенно свежеприготовленные (черный, белый, ржаной и другие виды хлеба, булочки, пряники – мятные, имбирные и т.д. и т.п.)
  • молочные продукты (кефир, молоко, творог, сметана, масло, йогурт со всякими фруктовыми добавками).
  • фрукты и овощи (здесь нужно учитывать следующий момент – давайте малышу понюхать сначала сам фрукт или овощ целиком, а потом разрежьте его на части – запах намного усилиться и тоже понюхайте с малышом).
  • специи в баночках (перец, различные приправы).
  • пряные травы в сыром и засушенном виде (петрушка, базилик, укроп, кинза, щавель и т.д.)
  • супы, каши, мясо в готовом виде. Каждый раз, когда Вы садитесь за стол, чтобы покушать с малышом поднесите ложку с тем или иным продуктом к своему носу, зажмурьтесь, понюхайте и произнести: “Ах, как вкусно пахнет.” А потом предложите понюхать своему малышу. Вот увидите, с каким желанием он будет повторять за мамой.
  • чеснок, лук, имбирь – учимся распознавать “резкие” запахи.

И еще, каждый раз когда Вы сами нюхаете и даете понюхать своему ребенку тот или иной продукт, обязательно называйте его. Например: “Солнышко, давай понюхаем, чай с жасмином. Ой как вкусно он пахнет. Аромат просто волшебный.”

Еще можно поиграть в такую игру, но для деток уже постарше, лет с 2,5.

Предложите своему ребенку есть с закрытыми глазами. Можно поиграть в угадайку. Малыш закрывает глаза, Вы даете ему понюхать, а потом кладете ему в ротик дольку апельсина или кусочек яблочка и предлагаете угадать, что же он будет кушать. Для него это будет невероятным открытием отгадать по запаху и вкусу, что же это за продукт.

Еще можно сходить в кафе или ресторан. Только выбирайте такое заведение с открытой кухней, чтобы можно было ощутить все необыкновенные ароматы. Например, можно сходить в индийский, китайский или итальянский ресторан.

И еще, обязательно характеризуйте сам запах, чтобы малыш умел их отличать. Например, нюхаем лимон. При этом говорите малышу следующее: “Солнышко, мы нюхаем лимон, у него запах кислый”. А потом еще раз повторите: “Кислый пахнет кислым”.

Или другой пример. А вот банан, у него сладкий запах. Сладкий пахнет сладким.

Подбирайте хотя два-три прилагательных, чтобы описать запахи.

Готовим с малышом.

Можно еще попробовать приготовить, что-нибудь вкусненькое с малышом. Например, вымесить тесто. Малыш получит огромное удовольствие от такого действия, как вымешивание, почувствует запах теста в сыром виде, а потом в приготовленном. Мы с дочкой очень любим готовить курочку, сначала мы ее совместно моем, натираем солью со специями, я режу в ней небольшие дырочки, дочка закладывает в них маленькие дольки чесночка, кладем ее на продвинь и запекаем в духовом шкафу. Время от времени мы подходим к духовке, проверяем готовность курочки и вдыхаем необыкновенно вкусный запах. Попробуйте и Вы своим малышом, что-нибудь приготовить. Нам еще года не было, как мы уже вместе это все проделывали.))

А теперь, еще немного о наших домашних запахах.

В нашем доме, помимо кухни можно ощутить огромное множество запахов. Итак, что еще можно понюхать:

  • комнатные растения и цветы. Очень хорошо подойдет для этого герань, она растет и цветет практически в каждом доме, если у Вас ее нет, то наверняка есть у Вашей свекрови. Чтобы усилить запах герани, можно потереть пальчиком листик растения и запах многократно усилится. Цветы можно купить и нюхать их, а потом засушить. Еще можно вместе с малышом нарисовать цветочек и капнуть капельку аромамасла в центр цветка, повесить его на видное место – пусть малыш подходит к нему и снова и снова ощущает этот удивительный аромат.
  • одежда – научите малыша распознавать, как пахнет ткань – хлопок, лен, шелк, как пахнет папин кожаный ремень, как пахнет чистая и грязная одежда – пусть малыш поучиться сортировать ее по запаху и так далее.

Что не стоит давать нюхать?

Это, конечно же, бытовую химию, всяческие ароматизаторы и тому подобные вещи. Осторожно! У малыша может возникнуть аллергия.

А теперь, понюхаем, чем же пахнет на улице.

У нас в городах, пахнет скажем так не очень. Но все равно все запахи можно характеризовать. Например, Вы проходите с малышом, мимо парфюмерного магазине, обязательно опешите малышу, какой запах Вы ощущаете, или Вы заехали на машине на автозаправка, скажите малышу, что чувствуете резкий запах бензина и т.д.

Очень хорошо, если у Вас появилась возможность выбраться в парк, лес или съездить на дачу. Свежий воздух очень положительно действует на малыша.

1. Поиски запаха.

Суть игры в следующем. Выбираете любой запах, желательно чтобы аромат был сильным (лучше всего подойдет запах какого-нибудь аромамасла, например, лаванды), кроме того, запах должен нравится вашему малышу и быть из тех, которые он точно узнает.

Теперь подготовка к игре. Заходите в комнату без малыша, капаете несколько капель, например, на стул или на другую мебель, недалеко от этого места поставьте открытую баночку от аромамасла. А теперь скорее бегите с вашим малышом в комнату и предложите ему найти по запаху, где же баночка с ароматным маслом. Как Вы сами догадались запах рядом с баночкой будет многократно сильнее, чем во всей комнате.

Эта игра очень веселая, хорошо развивает обоняние и логику у малыша. Мы в нее играем приблизительно с полутора лет.

2. Игра с аромамаслами .

с 2х лет.

Итак, кладете малыша в кроватку или сажаете за стол, в общем в любое место, откуда малыш не сможет сразу убежать. Теперь отходите от него на несколько шагов, капаете несколько капель аромамасла себе на руки и расстираете, чтобы оно сильнее пахло, а теперь начинаете водить руками перед малышом. Запах должен постепенно распространятся по комнате и дойти до малыша. То есть тут главное, чтобы он сделал для себя открытие, что запах сначала очень тонкий, а потом, когда доходит до него становится интенсивным и насыщенным, как бы долетает до него. Тоже самое можно делать не только с аромамаслом, но и со специями, травами и т.д. Главное, для малыша здесь почувствовать момент, когда он начал ощущать приятный запах и сделать свое собственное открытие.

В эту игру мы с дочкой играем в стульчике для кормления, чтобы она сразу не сбежала и пробовала прочувствовать запах)).

3. Игра в смешивание запахов трав и масел.

Можно начать с простого чая. Заварите для малыша в один день мятный чай. Дайте попробовать, объясните, что чай мятный. Понюхайте, насладитесь необыкновенным запахом мяты.

В другой день заварите ромашковый чай. Проделайте все тоже самое.

На третий день добавьте в чай лимон или чуть-чуть имбиря. Каждый раз рассказывайте малышу, что входит в чай, с наслаждением нюхайте, пробуйте. На четвертый день приготовьте смесь из нескольких чаев, например, мята с ромашкой, мята с имбирем и лимоном, ромашка с имбирем и лимоном. Понюхайте и попейте с малышом. В годик малыш, конечно же не скажет Вам из чего состоит его чай, но если Вы будете часто экспериментировать с разными травками для заваривания в чай, каждый раз нюхать и описывать, то что Вы пьете, малыш долго не заставит себя ждать и уже скоро он войдет в кухню и скажет чем пахнет, чем несказанно порадует Вас.

Тоже самое и с маслами, их также можно смешивать вместе с малышом поочередно и нюхать. Тоже очень увлекательное занятие.

4. Игра в запах, который больше всего нравится малышу.

Очень интересная игра. Суть в следующем – дайте малышу 2-3 баночками с различными аромамаслами и предложите выбрать, какой запах ему больше всего нравится. Малыш выберет одну из баночек, а теперь капните маленькую капельку ему на шейку, пусть этот прекрасный запах будет находится с ним целый день. Эта интересная игра развивает у малыша не только обоняние, но и такое важное качество как умение принять решение, оказывается, этому надо учится с самого раннего детства!

Итак, небольшой план занятий по изучению запахов для самых маленьких и развитию у них обоняния.

  • В возрасте 6 месяцев можно начинать знакомить Вашего малыша с запахами. На первом этапе просто даете понюхать ему все, что Вас окружает (можно начать с продуктов, аромамасел, специй, цветов т.д.) и называете чем пахнет.
  • Приблизительно с 1 года начинаем учить малыша показывать, что он понюхал, т.е. Вы даете ему понюхать что-либо, а он выбирает картинку или продукт, который он нюхал. Когда малыш подрастет он сможет уже называть то, что нюхал.
  • Игры, на подобие ищем запах. См. выше. Можно играть приблизительно с полутора лет.
  • Игры в смешивание запахов и угадывание из каких запахов состоит смешанный запах. Можно играть приблизительно с двух лет.
  • Приблизительно с двух лет можно играть в угадывание пар запахов. См. в предыдущей статье.

Источник steshka.ru

Цель: обогащать вкусовые ощущения, развивать память; развивать умение определять нужный способ для опознания предметов; обогащать словарь детей.

Подготовка к игре.

Детям предлагается 4 пары баночек. Они наполнены солью, ванилином, сахаром, лимонной кислотой.

Задание 1. «Угадай, какой вкус?»

Ребенку предлагается найти кислый, соленый, сладкий, горький вкусы.

Задание 2. «Найди пару»

Ребенок должен найти баночки с одинаковым вкусом.

Задание 3. «Что, каким бывает?»

Перед ребенком лежат картинки с ягодами, фруктами, овощами. Ребенок определяет баночку с определенным вкусом и кладет рядом картинку с продуктом, имеющим такой же вкус. Например: кислый вкус – лимон, клюква, смородина; сладкий вкус – груша, клубника, арбуз и т.д.

«ТЕПЛЫЙ – ХОЛОДНЫЙ»

Цель: упражнять детей в умении тактильным путем, устанавливать различия текстильных изделий, развивать умение рассказывать о своих чувственных впечатлениях.

Ход игры.

Детям предлагается панно с различными видами тканей. Ребенок тактильным путем должен установить различия текстильных изделий и рассказать о своих чувственных впечатлениях.

«ЛЕГКИЙ – ТЯЖЕЛЫЙ»

Цель: предоставить детям возможность прочувствовать меру тяжести знакомых предметов, тем самым обогащать сенсорный опыт детей; развивать умение рассказывать о своих чувственных впечатлениях.

Ход игры.

Детям предлагаются предметы разной тяжести. Прочувствовав меру тяжести, они рассказывают о своих чувственных впечатлениях.

«ТЕПЛЫЙ – ХОЛОДНЫЙ»

Цель: упражнять детей в умении на ощупь определять температуру однородных предметов и группировать их с условными символами; учить делать словесные выводы.

Ход игры.

Детям предлагаются баночки с водой: теплая, холодная, горячая. Дети на ощупь должны определить температуру воды и соотнести с соответствующими символами.

«ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК-1»

Цель: закреплять умение определять знакомые геометрические фигуры (шар, куб, цилиндр и др.) на основе осязательно-двигательного обследования и называть их.

Ход игры.

В мешочке лежат объемные геометрические фигуры. Ребенок опускает руку в мешочек и на ощупь определяет фигуру, которая ему попалась, называет и вынимает ее. Остальные дети контролируют.

«ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК-2»

Цель: учить детей на ощупь определять геометрическую фигуру, развивать органы чувств (осязание).

Ход игры.

Предложить ребенку определить на ощупь и назвать геометрическую фигуру, лежащую в мешочке.

«НАЙДИ ЗАПЛАТКУ»

Цель: учить выделять в процессе восприятия качества предмета, сравнивать по форме.

Ход игры.

Предложить ребенку правильно подобрать подходящую заплатку из геометрической фигуры и поставить на место.

«ПОДБЕРИ ФИГУРУ»

Ход игры.

«УЗНАЙ И СРАВНИ»

Цель: закреплять умение сравнивать два предмета по длине и ширине, пользуясь приемом приложения их друг к другу; использовать слова: короче, длиннее, шире, уже; закреплять цвет; развивать умение узнавать геометрические фигуры на ощупь, и называть их.

Ход игры.

1 вариант. Под платочком хаотично разложены геометрические фигуры (большие и маленькие по величине, разной формы). Ребенку предлагается на ощупь, обследуя двумя руками, найти пару геометрических фигур (выбор пары возможен и по желанию ребенка и по словесному указанию воспитателя).

2 вариант. «Найди пару»

Ребенок на ощупь, одной рукой, обследуя предмет, достает геометрические фигуры из под платочка, называет, что он достал (ромб). Сравнивает по размерам, используя слова: длиннее, короче, уже, шире, и называет цвет каждой фигуры.

«ПОДБЕРИ ФИГУРУ»

Цель: учить детей обследовать предметы разной формы и цвета, учить использовать обозначенные свойства геометрической фигуры (цвет, форма, размер); развивать творческое воображение.

Ход игры.

1 вариант. Предложить ребенку выбрать понравившуюся для него карточку и с помощью геометрических фигур выложить рисунок по образцу.

2 вариант. Предложить ребенку, с помощью различных геометрических фигур, составить свой рисунок.

«ПОСТРОЙ ДОМ»

Цель: обогащать сенсорный опыт детей, знакомя их с широким кругом предметов и объектов, учить подбирать предметы по одному – двум качествам (цвет, размер).

Ход игры.

Предложить ребенку выбрать из геометрических фигур необходимую и расположить ее на картинке.

«НАЙДИ ПАРУ»

Цель: развивать органы чувств (слух), учить правильно, находить пару для предмета, развивать слуховое внимание.

Ход игры.

1 вариант. Детям раздаются «шумики» с разными звуками. Предлагается найти «шумик» с таким же звуком.

2 вариант. Предложить детям отгадать, у кого звучит «шумик» так же, как у воспитателя.

«ЦВЕТНЫЕ КОЛЛЕКЦИИ»

Прямая цель: развивать зрительное восприятие, цвета, оттенки.

Ход игры.

1 вариант. «Путаница»

Воспитатель перемешивает игрушки разных цветов и предлагает разложить их в мешочки соответствующего цвета.

2 вариант. «Кто быстрее!»

Воспитатель. – Я спрятала в группе 10 (число любое) игрушек желтого цвета, кто быстрее найдет их.

3 вариант. «Назови игрушку»

Ребенок вынимает из мешочка игрушку или наоборот, раскладывает игрушки (как в варианте №1), и называет их: - Зеленый зайчик, синий шарик, красный кубик и т.д.

4 вариант. Обучение детей распознаванию цвета.

Проходит в 3 этапа.

1 этап: «Это желтый шарик»

2 этап: «Принеси желтый шарик»

3 этап: «Какого цвета шарик?»

«ДУШИСТЫЕ МЕШОЧКИ»

Прямая цель: развивать обоняние у детей.

Косвенная цель: закреплять названия лекарственных растений, учить детей узнавать растения по запаху.

Ход игры.

1 вариант. «Узнай по запаху»

Воспитатель знакомит детей с запахами лекарственных трав в 3 этапа.

Воспитатель предлагает понюхать травку в мешочке.

Так пахнет ромашка. (Показать картинку)

2 этап. Найди мешочек с запахом ромашки.

2 вариант. «Найди такой же запах»

Ребенок берет один из синих мешочков, вдыхает запах и пытается найти такой же запах в оранжевом мешочке, составляя пары с одинаковым запахом.

«АРОМАТНАЯ РАДОСТЬ»

Цель: развивать обоняние у детей.

Ход игры.

Воспитатель предлагает собрать пару баночек с одинаковым запахом.

Для этого необходимо открыть баночку и дать ребенку понюхать аромат, но так чтобы он не видел содержимое баночки.

Затем ребенок нюхает содержимое других баночек и находит одинаковый аромат.

«ГУСЕНИЧКА - КРУПЕНИЧКА»

Косвенная цель: развивать мелкую моторику рук.

Ход игры.

Воспитатель рассказывает:

Это необычная гусеничка. Ее зовут Крупеничка. Она питается не травкой, не листочками. Она любит разные крупы.

Сегодня Крупеничка по полю гуляла, разные крупы собирала: гречку, рис, фасоль, горох.

Вот посмотрите, у меня в мешочках тоже есть такие крупы.

Детям предлагается потрогать крупы. А затем потрогать животик у Крупенички.

Чем она сегодня угощалась?

«ЛОВКИЕ ПАЛЬЧИКИ»

Цель: развивать тактильные ощущения у детей.

«СИЛЬНЫЙ ВЕТЕР»

«ЦВЕТНЫЕ ЛЕПЕСТКИ»

«ОТ КАКОГО ШАРИКА ВЕРЕВОЧКА»

«РАЗНОЦВЕТНЫЕ СКАМЕЙКИ»

Цель: учить детей различать основные цвета предметов; учить действовать по инструкции, выделяя заданный цвет и называть его.

Ход игры.

А. «Сильный ветер». (Ветер «сорвал» крыши с разноцветных домиков, нужно поставить их на место)

Б. «Цветные лепестки». (Выложить цветочки, подбирая лепестки по цвету серединки)

В. «От какого шарика веревочка». (Цвет шарика соотносить с цветом веревочки)

Г. «Разноцветные скамейки». (Посадить матрешку на скамейку того же цвета)

«НАЙДИ ДОМИК ДЛЯ КАЖДОЙ РЫБКИ»

Цель: развивать зрительное внимание и память.

Ход игры.

Ребенку предлагается рассмотреть аквариумы и запомнить где какая рыбка плавает.

Затем аквариумы убираются.

Детям предлагают отдельно аквариумы и отдельно рыбку.

Посади каждую рыбку в свой аквариум.

«СЛОЖИ ИЗ ПАЛОЧЕК»

Цель: развивать зрительное внимание и память, мелкую моторику.

Ход игры.

На столе раскладываются счетные палочки.

Взрослый выкладывает из них фигуры – сначала простые, потом сложные. Ребенок должен сложить точно такую же фигуру.

Задание дается в порядке возрастающей сложности:

А) образец остается перед глазами ребенка

Б) образец убирается.

Можно эти фигуры складывать из кубиков.


Полную версию работы (с фотографиями) можно скачать .

Света Почтарева
Дидактическая игра «Узнай на вкус и запах»

УЗНАЙ НА ВКУС и ЗАПАХ

Дидактическая задача :

Упражнять детей в определении вкуса и запаха овощей и фруктов ;

Активизировать речь детей;

Развивать память, сосредоточенность, выдержку.

Игровые правила. Не глядя на овощ (завязать глаза) , определять его вкус , по запаху ; правильно называть вкус словом , отгадать по запаху что за овощ и фрукт терпеливо ждать, когда будет дан овощ и фрукт для пробы. Остальные дети терпеливо молчат, не подсказывают.

Игровые действия. Завязать глаза, не подглядывать, не торопиться с ответом, тщательно определить на запах затем на вкус и дать тогда уже ответ. Тому, кто ошибется, дают возможность попробовать другой овощ или фрукт. Найти целый овощ или фрукт на столе.

Ход игры. На столе на подносе лежат фрукты и овощи, знакомые детям : помидор, огурец (свежий и соленый, морковь, капуста, репа, редис; яблоко, груша, слива, бананы, виноград. На другом подносе эти овощи и фрукты разрезаны на небольшие кусочки на каждого ребенка. Здесь же находятся бумажные салфетки (либо зубочистки для каждого ребенка) . Воспитатель с подносом обходит всех играющих . К кому подойдет, тому завязывает глаза, кладет на салфетку один кусочек овоща или фрукта и просит ребенка сначала определить на запах ,а затем взять этот кусочек в рот. Тот, не подглядывая, отгадывает по вкусу и запаху название овоща или фрукта. Затем находит овощ или фрукт на столе. И так воспитатель ходит до тех пор, пока все дети будут вовлечены в игру.

Игра заканчивается перечислением принесенных овощей или фруктов, определением вкуса каждого из них .

Организуя игры, следует помнить о гигиенических требованиях : нельзя с одной вилки давать всем детям для пробы овощи или фрукты, использованные салфетки надо класть на отдельный поднос (или пользоваться зубочистками из расчета на каждого ребенка, на каждый фрукт и овощ). В игре участвуют все дети, но можно играть и с небольшими подгруппами ребят.

Статьи по теме: