Литературная игра путешествие в поисках золотого ключика. Математическая игра-развлечение «Золотой ключик. тур. Знаешь ли ты сказку

ТАЙНА ЗОЛОТОГО КЛЮЧИКА

(литературная игра по сказке А.Н.Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино»)

ВЕДУЩИЙ - Ребята, мы с вами прочитали замечательную сказку «Золотой ключик, или приключения Буратино», а написал её Алексей Николаевич Толстой. А.Н.Толстой писал для взрослых, но есть среди его произведений одно, которое интересно как для детей, так и для взрослых. Конечно же, это история про Буратино. В 2011 году этой сказке исполнилось75 лет. А написана эта сказка была так (см. предисловие):

ПРЕДИСЛОВИЕ

Когда я был маленький, - очень, очень давно, - я читал одну книжку: она называлась «Пиноккио, или Похождения деревянной куклы» (деревянная кукла по-итальянски - буратино).

Я часто рассказывал моим товарищам, девочкам и мальчикам, занимательные приключения буратино. Но так как книжка потерялась, то я рассказывал каждый раз по-разному, выдумывал такие похождения, каких в книге совсем не было.

Теперь, через много-много лет. Я припомнил моего старого друга Буратино и надумал рассказать вам, девочки и мальчики, необычайную историю про этого деревянного человечка.

Алексей Толстой

И сегодня мы с вами вспомним интересные приключения Буратино.

№1 . А для начала давайте вспомним героев сказки, разгадав кроссворд.

  1. Имя черепахи
  2. Герой, влюблённый в девочку с голубыми волосами
  3. Имя кота
  4. Главный герой сказки
  5. Продавец пиявок
  6. Имя отца Буратино
  7. Имя друга папы Карло
  8. Кто жил за нарисованным очагом в каморке папы Карло
  9. Как звали пуделя в сказке
  10. Девочка с голубыми волосами

№ 2. Следующее задание: Узнай героя по описанию.

  1. Появился маленький человечек в длинной белой рубашке с длинными рукавами. Его лицо было обсыпано пудрой, белой, как зубной порошок. (Пьеро)
  2. Густая нечёсаная борода его волочилась по полу, выпученные глаза вращались, огромный рот лязгал зубами. (Карабас Барабас)
  3. Кудрявая шерсть на передней половине туловища была расчёсана, кисточка на конце хвоста перевязана чёрным бантом. На передней лапе серебряные часы. (пудель Артемон)
  4. Эта девочка была самой красивой куклой из кукольного театра синьора Карабаса Барабаса. (Мальвина
  5. Вошёл длинный, мокрый-мокрый человек с маленьким-маленьким лицом, таким сморщенным, как гриб-сморчок. На нём было старое зелёное пальто, на поясе болтались щипцы, крючки и шпильки. (Дуремар)
  6. Нос вертелся, вывёртывался, так и остался - длинным-длинным, любопытным, острым носом. (Буратино)

№ 3. Предметная викторина .

- В сказке встречается много разных предметов. Ваша задача: отгадать, кому принадлежат данные предметы.

  1. Ключ (черепаха Тортила)
  2. Азбука (Буратино)
  3. Тёмные круглые очки (коту Базилио)
  4. Полено (Джузеппе)
  5. Плётка (Карабасу Барабасу)
  6. Сачок (Дуремару)

№ 4. - Ребята, вспомните, куда и зачем позвали Буратино Лиса Алиса и Кот Базилио? …

Правильно, в страну дураков, чтобы закопать золотые монеты. А где Буратино должен был закопать деньги?

Молодцы, на Поле чудес! А сейчас мы вам предлагаем сыграть в игру «Поле чудес» и отгадать зашифрованные слова, называя буквы.

№ 1. _ _ _ _ _ _ Героиня сказки, живущая за очагом, чуть не…………. /ШУШАРА

№ 2. _ _ _ _ _ _ _ _ Здесь можно пообедать / ХАРЧЕВНЯ

№ 3. _ _ _ _ _ _ Название кукольного театра Буратино /МОЛНИЯ

№ 4. _ _ _ _ _ _ _ _ Музыкальный инструмент папы Карло /ШАРМАНКА

№ 5. Викторина «Кто сказал?»

  1. Возьми ножик, вырежи из этого полена куклу, научи её говорить всякие смешные слова, петь, танцевать / ДЖУЗЕППЕ
  2. Пришлите-ка мне этого бездельника Буратино, он сделан из сухого дерева. Я его подкину в огонь /КАРАБАС БАРАБАС
  3. Назову-ка я его Буратино. Это имя принесёт мне счастье. / ПАПА КАРЛО
  4. Куплю папе Карло новую куртку, куплю много маковых треугольничков, леденцовых петухов на палочках. / БУРАТИНО
  5. Не доведёт тебя до добра это учение… Вот я училась, училась, а гляди, хожу на трёх лапах / ЛИСА АЛИСА
  6. Через это проклятое ученье я глаза лишился. / КОТ БАЗИЛИО
  7. Однажды я вот так же помогла одному человеку, а он потом наделал из моей бабушки и моего дедушки черепаховых гребёнок / ТОРТИЛА
  8. Мальвина, я давно уже ничего не ем, я сочиняю стихи / ПЬЕРО

Буратино - весёлый мальчишка, любит шалить, бегать, прыгать и играть. Вот и вам сейчас предлагаем поиграть (конкурсы по командам или индивидуальные).

№ 6. Игры

1. Игра от черепахи Тортилы : передай ключ (в кругу под музыку; побеждает тот, кто останется с ключом)

2. Игра в харчевне «Три пескаря» : закинь косточку в кувшин

3. Игра от лисы Алисы : на одной ноге скакать, пронести монетку в ложке

4. Игра от кота Базилио : пройди закрытыми глазами, не сбей кегли

5. Игра от Пьеро : доскажи словечко (по выбору ведущего)

6. Игра от Карабаса Барабаса : поймай шишки (ребята по очереди кидают шишки, а герой их ловит)

7. Игра от Мальвины : собери бант (пазлы), или кто быстрее завяжет бант

8. Игра от Дуремара : поймай пиявок (шумовкой из тазика с водой бутафорских пиявок)

9. Игра от Буратино : схвати ключ, кто быстрее

10. Игра с монетами : обмен монетами во время танца, музыка останавливается - у кого заданная (1, 2, 5, 10 руб. и др.) монета, тот выигрывает

11. Игра «Чёрный ящик»: угадайте, какой предмет из сказки лежит в чёрном ящике, выиграйте (шоколадные монетки - приз всем участникам)

Количество игроков: любое
Дополнительно: карточки с заданиями
Играющие делятся на небольшие группы. Ведущий раздает каждой карточку с заданием. Задача игроков – как можно смешнее и интереснее воспроизвести поведение указанного в карточке доктора. Для достижения цели разрешается использовать все виды пластики, речи и мимики.

Оркестр - игра для детей

Количество игроков: чем больше, тем лучше
Дополнительно: нет
Это очень забавная игра, в нее интересно играть, когда много народу.
Каждый из участников выбирает для себя музыкальный инструмент, на котором он впоследствии будет «играть». Лучше всего, если выберут разные инструменты. Выбирается ведущий - «дирижер». Он становится лицом к «оркестру», и по сигналу «оркестр» начинает играть!
Дирижер делает движения, будто он играет на своем инструменте (например, изображает барабанный бой, надувает щеки, будто играет на флейте и т. д.). Остальные участники оркестра делают такие движения, будто играют каждый на своем инструменте, но при этом не сводят глаз с дирижера.

Кто такой я? - игра для детей

Танец-сценка - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: карточка с образами
Все играющие делятся на пары, после чего каждой паре выдается карточка с образами для каждого из них. Дети распределяют роли и придумывают маленькую сценку-танец, где их персонажи встречаются и разыгрывают какой-то сюжет. После этого подготовленные танцы показываются перед всеми.

Сказочные герои - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: карточки с именами какого-то известного сказочного персонажа
Эту игру можно играть даже с самыми маленькими детьми. Они разбиваются на пары, после чего каждый ребенок жребием вытягивает для себя карточку с именем какого-то известного сказочного персонажа. Задача пары – подготовить и затем станцевать перед всеми танец встречи этих героев, даже если они из разных сказок.

Большая семейная фотография - игра для детей

Король и шут - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Выбирается один король (или королева), потом остальные становятся шутами. Король старается не смеяться, а каждый шут по очереди пытается рассмешить его.
Если все же какой-то шут рассмешил короля, то он становится королем, а король - шутом.

Переход границы - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
На День защитника Отечества можно предложить детям инсценировать шуточное стихотворение-игру «Переход границы».
Перед заучиванием стихотворения малышам необходимо объяснить следующее. Среди Уральских гор есть пограничный столб - на одной его стороне написано слово «Азия», а на другой - «Европа». Он условно разграничивает две части света. Такую условную границу может перейти любой человек, это не будет считаться нарушением, граница даже не охраняется.

Лесная сказка - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Из детей выбирают лису, волка, зайчиков и ежа. Зайчики бегают около волка. Волк сидит на стуле. К нему подходит лиса.
Лиса:
- Волк, волк, дай мне зайчика!
Волк:
- Выбирай, лиса, искусно, чтоб попался самый вкусный! Но сперва закрой глаза!
Затем волк протягивает лисе с закрытыми глазами цветные карандаши. Лиса тянет любой карандаш. У кого из зайчиков цвет карандаша совпадет с цветом одежды, тот или те зайчики убегают от лисы. Между тем появляется ежик.

Ход мероприятия

I. Организационный момент. Создание эмоционального настроя.

II. Рассказ о жизни и творчестве А. Н. Толстого.

Ведущий. Алексей Николаевич Толстой родился в 1883 г. в дворянской семье, носил титул графа. Его мать была известной в свое время детской писательницей. В самом облике Алексея Николаевича чувствовалась порода: это был крупный, представительный, всегда хорошо одетый мужчина, гостеприимный хозяин, любитель шуток и дружеских розыгрышей.

(Показать портрет писателя.)

До 13 лет он воспитывался в деревне, на хуторе Сосновка, в 90 верстах от Самары, целые дни пропадал на сенокосе, жнивье, молотьбе, на реке с деревенскими мальчишками, зимой ходил к знакомым крестьянам слушать сказки, побасенки, песни, играл в карты и в бабки, дрался на сугробах стенка на стенку, наряжался на святках, скакал на необъезженных лошадях без узды и седла.

Если вы не читали повесть А. Н. Толстого «Детство Ники- тЫ>> _ прочтите, не пожалеете! В ней, рассказывая о жизни мальчика Никиты, он описал свое детство, все те радости и заботы, которыми полна жизнь Никиты, были и у Алеши Толстого.

(Показать книгу «Детство Никиты».)

С 10 лет он серьезно увлекся чтением: сначала прочел произведения А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, JT. Н. Толстого (своего дальнего родственника), И. С. Тургенева, затем с упоением окунулся в книги Ж. Верна, Ф. Купера, М. Рида. Пробовал сочинять сам: еще в раннем возрасте он прославился как большой выдумщик, а в 10 лет, по совету матери, стал писать рассказы и даже стихи. Это занятие так понравилось Алеше, что он решил стать профессиональным писателем, и стал им.

А. Н. Толстой создал много произведений для взрослых: «Хождение по мукам», «Петр I», «Гиперболоид инженера Гарина», «Аэлита». Дети знают и любят его повесть «Детство Никиты», «Сорочьи сказки» (этот сборник Толстой задумывал как произведение для взрослых, но он прекрасно прижился и в детской литературе). Но больше всего известна повесть-сказка «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

Звучит песня «Бу-ра-ти-но!» из телефильма «Приключения Буратино».

III. История сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

Ведущий. Собственно говоря, идея сказки принадлежит не Толстому: повесть о деревянном мальчике сочинил в XIX в. итальянский писатель К. Коллоди. Книга о Пиноккио попала и в Россию, но почему-то в те годы не стала популярной. А вот Алеше Толстому Пиноккио понравился, и мальчик стал придумывать новые приключения, которых не было в книге. Постепенно историй становилось все больше, Толстой даже взрослым человеком «баловался», сочиняя в свободное время рассказы о деревянном человечке.

Пришло время, и известные западные литературные сказки, забытые было в России, решили переделать, пересказать специально для советских детей. К пересказу привлекли известных авторов. Для многих писателей, которые всегда большие фантазеры, это было возможностью совершенно законно придумать любимому герою новые приключения, новых друзей, может быть, даже новое имя, как это многие делали в детстве...

Толстой сразу сам выбрал сказку для переделки: конечно же, это была история Пиноккио! В новой сказке деревянного человечка стали звать Буратино, что значит «деревяшка», «полешко». Некоторые приключения и герои перешли в сказку из книги Коллоди, но все-таки Толстой выдумал много нового, своего, да и закончил свою сказку совсем по-другому.

Вот что об этом написал сам Алексей Толстой в предисловии к сказке:

«Когда я был маленький - очень, очень давно, - я читал одну книжку: она называлась «Пиноккио, или Похождения деревянной куклы» (деревянная кукла по-итальянски - буратино).

Я часто рассказывал моим товарищам, девочкам и мальчикам, занимательные приключения Буратино. Но так как книжка потерялась, то я рассказывал каждый раз по-разному, выдумывал такие похождения, каких в книге совсем и не было.

Теперь, через много-много лет, я припомнил моего старого друга Буратино и надумал рассказать вам, девочки и мальчики, необычайную историю про этого деревянного человечка».

И вот что удивительно: европейцы, которым удалось познакомиться с «Золотым ключиком», не сердились на русского писателя Толстого за переделку чужой книги, а наоборот, говорили, что история о Буратино получилась лучше, живее, смешнее, чем история о Пиноккио, хотя и та не плоха...

А сейчас давайте отправимся - куда бы вы думали? В сказку «Золотой ключик»! Слушайте внимательно, отвечайте на вопросы, получайте за правильные ответы жетоны, а потом и призы! В добрый путь!

IV. Игра «В гостях у Буратино».

1. Буратино появился на свет в сказочной стране, но за этой страной скрывается вполне реальное государство. Угадайте, какое?

(Если дети затрудняются, им делаются подсказки:

Оно расположено на берегу Средиземного моря.

Там растут виноград и апельсины.

Это родина кукольного театра.

Имена Карло и Джузеппе часто встречаются у местных жителей.

(Ответ: Италия.)

2. И угораздило же Буратино попасть в Страну Дураков и в Город Дураков! Здесь существуют вместе совершенно противоположные вещи.

Помните ли вы, какие?

Толстый лис-губернатор гуляет по одной улице с... (козами с драной шерстью и огрызками хвостов).

Вот сытые коты в очках и... (тощие куры, общипанные воробьи).

Вот свирепые бульдоги-полицейские в треугольных шляпах и... (голодные псы в репьях).

Здесь страшные порядки.

Помните ли вы, какие опасности грозили героям сказки в Стране Дураков?

Что случилось с Буратино? (По доносу лисы Алисы и кота Базилио бульдоги бросили его в грязный пруд.)

А с папой Карло? (За горсть золотых монет начальник города готов упрятать его за решетку, чтобы присвоить деньги.)

А кто, наоборот, здесь процветает, кому в Городе Дураков неплохо живется? (Ворам, мошенникам, здесь скрывается и Карабас-Барабас.)

3. В сказочной стране возможно все, поэтому вместе с людьми здесь живут на равных и разговаривают не только звери и птицы, но и куклы. У каждого героя сказки (и главного, и не главного) - свой неповторимый характер. Давайте подумаем, какими были герои «Золотого ключика»?

Папа Карло: трудолюбивый, добрый, заботливый, неунывающий.

Джузеппе: крикливый, вздорный, но все-таки еще и добрый.

Мальвина: аккуратная, прилежная, часто капризная, властная, заносчивая, модница, «воображала», но и храбрая, добрая, отзывчивая, готовая помочь.

Карабас-Барабас: злой, жестокий, жадный.

Дуремар: жадный, хитрый, подлиза, обманщик.

Лиса Алиса: хитрая, жадная, коварная, обманщица, притворщица, предательница, расчетливая.

Кот: ленивый, жадный, обжора, хулиган, обманщик, притворщик, доносчик.

Тортила: мудрая, спокойная, важная.

Пьеро: мечтательный, плакса, влюбленный, бестолковый, но и верный друг, добрый, готов придти на помощь, во время опасности становится храбрым, хитроумным, изобретательным.

Артемон: строгий, но верный, храбрый, благородный, а еще - элегантный, щеголь.

4. Когда будете перечитывать сказу, обратите внимание, каким невероятным количеством зверей, птиц, насекомых населена сказка! Это поистине поющий, рычащий, лающий, кукарекающий и квакающий мир!

А вспомните-ка, с какими животными, птицами, насекомыми встречались в сказке Буратино и его друзья, что эти живые существа делали.

Мудрый Сверчок -учил Буратино уму-разуму.

Крыса Шушара - хотела съесть Буратино.

Кот Базилио и лиса Алиса - втянули Буратино в «плохую компанию» и обманули его.

Петух - укрыл Буратино под крылом, когда тот сбежал из харчевни, хотя потом долго ругался.

Толстый лис - губернатор Города Дураков.

Бульдоги-сыщики - схватили Буратино и бросили его в, пруд-

Лягушки в пруду - хотели накормить Буратино червяками.

Черепаха Тортила - дала Буратино золотой ключик.

Летучая мышь - скандалила с Буратино, называла неучем, а потом донесла коту Базилио и лисе Алисе, где он спрятался.

Сова, Жаба и Богомол - поставили диагноз больному Буратино и лечили его.

Пудель Артемон - лучший друг Мальвины, Буратино и Пьеро, хотя сначала он пытался «воспитывать» Буратино.

5. Некоторые животные в сказке выполняют совершенно неожиданную работу и используются Мальвиной по-особенному. Как?

Бабочки - приносили Мальвине цветочную пыльцу для пудры.

Гусеницы - приносили зубную пасту.

Зеркальный карп - служил зеркалом.

Мыши - приносили сахар, сыр и колбасу для Буратино.

Крот - выкапывал питательные корешки.

Цыпленок - чуть было не попал на завтрак Буратино, но перехитрил его и убежал.

6. А вот и сам Буратино!

(Показать картонную или из иного материала сделанную куклу.)

Наш несносный, глупый, невежливый, ленивый, капризный, буйный, остроумный, упрямый, лживый, эгоистичный, доверчивый, трусливый, храбрый, добрый, верный и великодушный - и все это он один! Да, в каждом из нас есть множество разных черт характера, мы можем быть то одними, то другими, мы совершаем разные поступки, выглядим то хорошими, то плохими, а иногда и хорошими, и плохими сразу.

Но подумайте: когда вы следили за приключениями Буратино, вспомнили ли вы хоть раз, что он не живой человечек, а деревянная кукла? Правильно, об этом как-то забываешь. А все потому, что у Буратино по-настоящему человеческий характер! Именно потому, что он такой разный, он и похож на настоящего человека, такого же, как мы с вами.

Давайте вспомним, какие хорошие и не очень хорошие поступки совершил Буратино в сказке.

Положительные поступки и черты характера:

Любит своего папу Карло, готов помочь ему в беде.

Верный друг, помогает своим друзьям-куклам, спасает их. „

Догадливый, хитроумный, соображает, как узнать тайну золотого ключика.

Храбрый, мужественно сражается с полицейскими, не боится Карабаса-Барабаса, проникает в харчевню, чтобы узнать тайну ключика.

Хитрый, несколько раз он перехитрил Карабаса и выставил его на посмешище.

Может быть и вежливым -уговаривает петуха помочь ему.

Отрицательные поступки:

Упрямый, непослушный - спорит с Джузеппе и Мудрым Сверчком, не слушается папу Карло.

Невежа - запускает молотком в Сверчка, дразнит Джузеппе.

Любопытный - сует нос в нарисованный очаг.

Лентяй - не хочет идти в школу и убегает в театр.

Хитрит с мальчишкой, чтобы заполучить билет в театр.

Доверчивый - верит россказням Алисы и Базилио про Поле Чудес.

Хочет улизнуть из харчевни, не расплатившись с хозяином.

Не хочет учиться хорошим манерам, ест руками, пьет из кофейника, сует нос в чернила.

Скандалит с Мальвиной и Артемоном, обзывает их «воображалами».

Из-за глупости выдает полицейским папу Карло, которого забирают в тюрьму.

Хочет обмануть цыпленка и съесть его, хотя потом ему самому становится стыдно.

Но, ребята, как бы ни вел себя Буратино, не забывайте, что 0н еще маленький, такой же, как вы, и только еще учится жить. И разве можно назвать его злодеем, как Карабаса, или обманщиком, как лису Алису и кота Базилио, подлизой, как Дуремара? Нет, потому что, какие бы недостатки ни были у Буратино, у него есть самое главное достоинство - доброе и верное сердце.

Кто-то из вас наверняка, прочитав книгу про Буратино, задумается над тем, какими путями из деревянной куклы получается настоящий человек!

7. А теперь - блицтурнир ! Вы должны, не раздумывая, сразу ответить на вопросы. Вам будет легко это сделать, если вы действительно читали сказку.

Как звали итальянского Буратино? (Пиноккио.)

Кто написал сказку про Пиноккио? (Коллоди.)

Что означает «Буратино» в переводе с итальянского? (Деревяшка.)

Что значит по-русски «синьор»? (Господин.)

На чем играл Карло? (На шарманке.)

Кто дал полено шарманщику Карло? (Джузеппе.)

Какая профессия была у Джузеппе? (Столяр.)

А какое прозвище он носил? (Сизый Нос.)

Из чего папа Карло сделал костюм Буратино? (Из бумаги.)

Первый в жизни завтрак Буратино? (Луковица.)

На чем был нарисован очаг в каморке папы Карло? (На холсте.)

Как папа Карло спас Буратино от крысы Шушары? (Убил ее башмаком.)

Первая книга Буратино? (Азбука.)

В какое учебное заведение так и не попал Буратино? (В школу.)

Как Буратино удалось проникнуть в кукольный театр? (Он выменял у мальчика билет на Азбуку.)

Какого цвета волосы у Мальвины? (Голубые.)

Кто был влюблен в Мальвину? (Пьеро.)

Куда убежала Мальвина, если верить песенке Пьеро? (В чужие края.)

Кто выступал вместе с Пьеро в спектакле? (Арлекин.)

Что Арлекин делал с Пьеро во время спектакля? (Смеялся над ним и колотил его палкой.)

Что любил сочинять Пьеро? (Стихи и песенки.)

Что было самым примечательным во внешности Карабаса- Барабаса? (Длинная борода.)

Какую злую шутку сыграла с ним эта борода? (Погнался за Буратино и запутался бородой вокруг дерева.)

Сколько хвостов было у плетки Карабаса? (Семь.)

Что Карабас то и дело кричал куклам? («Щас как дам больно!».)

Кем притворялись лиса Алиса и кот Базилио, какие болезни себе придумали? (Притворялись нищими, кот — слепым, лиса - хромой.)

Чем занимался Дуремар? (Ловил пиявок и продавал их.)

Сколько золотых монет дал Буратино Карабас? (Пять.)

Как называли Буратино Алиса и Базилио? («Богатенький Буратинка!».)

Что посоветовали сделать с монетами лиса и кот? (Зарыть в полночь на Поле Чудес в Стране Дураков.)

Какое волшебное слово надо было при этом сказать? («Крекс-фекс-пекс!».)

Что они наобещали Буратино, если он зароет монеты? (Что из них вырастет целое дерево, увешанное золотыми монетами.)

А что они хотели сделать на самом деле? (Донести на Буратино полиции, чтобы его арестовали, а сами доносчики получили бы золотые монеты в награду.)

Как называлась харчевня, куда попал Буратино? («Харчевня трех пескарей».)

Что такое харчевня, как по-другому можно ее назвать? (Трактир, закусочная.)

Что Буратино заказал себе в харчевне? (Три корочки хлеба.)

Что сделали после обеда в харчевне лиса и кот? (Удрали, сказав, что Буратино заплатит и за них.)

Сколько пришлось заплатить хозяину? (Одну золотую монету)

Почему Буратино не утонул в пруду? (Он был деревянный.)

Сколько примерно лет было черепахе Тортиле? (Больше трехсот.)

Какие знаменитые слова говорили Сова, Жаба и Богомол про больного Буратино? («Пациент скорее мертв, чем жив, пациент скорее жив, чем мертв».)

Какое лекарство прописали доктора Буратино? (Касторку.)

Какими уроками занималась Мальвина с Буратино? (Диктант, арифметика.)

Кому Буратино не хотел отдавать яблоки в задачке? («Некто», в задаче говорилось «Некто взял у вас два яблока».)

Какое предложение должен был написать Буратино? («А роза упала на лапу Азора».)

Что интересного в этом предложении? (Это перевертыш, его можно читать и задом наперед.)

На какой лапе Артемон носил серебряные часы - на передней или задней? (Передней.)

Как Буратино обращался к петуху сначала и потом? (Сначала - «Синьор главнокомандующий», потом - «Старый котлетный фарш».)

Какую тайну папы Карло случайно выдал Буратино? (Что за нарисованным очагом спрятана потайная дверь.)

Чем можно было открыть эту дверь? (Золотым ключиком.)

Как освободили папу Карло и кукол? (Буратино с помощью друзей организовал сражение против Карабаса и полицейских.)

Куда девались кот, лиса и Дуремар? (Сбежали, бросив Карабаса, и отправились обманывать других простаков.)

Что скрывалось за потайной дверью? (Сцена кукольного театра.)

Буратино, папа Карло, Джузеппе, Мальвина, Пьеро и Артемон стали работать в новом кукольном театре. А кто еще присоединился к ним? (Куклы из театра Карабаса.)

Где оказался Карабас в самом-самом конце сказки? (В луже под дождем.)

8. Ребята, а кто из героев сказки «Приключения Буратино» самый любимый у вас лично? Почему?

Дети называют героев, рассказывают о них. Любимыми могут стать не только положительные герои, но и, например, кот или лиса, потому что хитрые, или Дуремар, потому что «хороший бизнесмен». Больше всего могут понравиться и второстепенные персонажи: Сверчок, Тортила, потому что мудрые, Джузеппе, потому что смешной.

9. Все вы, наверное, смотрели фильм «Приключения Буратино». Сколько там веселых песенок, знаменитая «Бу-ра-ти-но!» тоже оттуда.

Сейчас мы с вами послушаем другие песни, звучавшие в этом фильме, а вы ответьте, кто из героев их поет.

«Деревянный человечек». (Папа Карло.)

«Затянулось бурой тиной». (Тортила.)

«Какое небо голубое» и «Поле Чудес в стране Дураков». (Алиса и Базилио.)

«Мы вам покажем представленье». (Карабас-Барабас, припев - несчастные куклы.)

«О птичках поет птицелов». (Дуремар, припев - лягушки, которые его дразнят.)

«Не страшна мне ангина». (Пьеро.)

(Это задание можно не оценивать.)

V. Подведение итогов игры, награждение победителей, под песенки из фильма дети покидают зал.

Литература

1. Толстой, А. Н. Детство Никиты [Текст] / А. Н. Толстой. М. : Правда, 1985.

2. Толстой. А. Н. Золотой ключик [Текст] / А. Н. Толстой. М. : Росмэн, 2007.

А. Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»

Форма : литературная игра-викторина по сказке

Цели и задачи урока:
1) познакомить с историей написания сказки;
2) обобщить знания детей по произведению;
3) расширить кругозор, привить любовь к чтению, к книгам;
4) формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устного ответа;
5) развивать образное и логическое мышление, воссоздающее творческое воображение детей;
6) воспитывать нормы морали и нравственности.

Предварительная работа:
1) чтение сказки А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»;
2) проводится конкурс рисунков к сказке;
3) ребята готовят костюмы по сказке;
4) подготовка инсценирования отрывка из сказки;
5) деление класса на 2 команды, которые должны придумать название команды, девиз, приветствие, эмблему, выбрать капитана.

Оборудование:
1) книги А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» у каждого ученика;
2) 30 ключей-вопросов;
3) монетки-сольдо за правильные ответы;
4) конфеты «Золотой ключик», приз для победителя.

ТСО:
1) презентация литературной игры,
2) компьютер,
3) колонки для прослушивания звуковых файлов,
4) интерактивная доска.

Ход урока:

Организационный момент.
Отгадайте загадку:
Деревянного мальчишку,
Шалуна и хвастунишку
Знают все без исключений.
Он любитель приключений.
Легкомысленным бывает,
Но в беде не унывает.
И синьора Карабаса
Обхитрить сумел не раз он.
Артемон, Пьеро, Мальвина
Неразлучны с...
(Буратино)

Кто написал сказку про Буратино?
(Алексей Николаевич Толстой, портрет.)

Назовите точное название сказки.
(«Золотой ключик, или Приключения Буратино»)

Какая книга послужила для А.Толстого толчком к созданию «Золотого ключика»?
(Карло Коллоди «Приключения Пиноккио: история
деревянной куклы», портрет)

Почему Толстой назвал своего главного героя Буратино?
(Буратино - в переводе с итальянского
«деревянная кукла»)

Детям и взрослым очень полюбился этот проказник. Создаются театральные постановки, мультфильмы, кинофильмы о Буратино. Благодарные читатели поставили памятники Пиноккио во Флоренции, Буратино в Киеве, Кишиневе, Воронеже…

Сегодня мы отправляемся в путешествие по этой замечательной книге. А чтобы было еще интереснее, разделимся на две команды.
(Представление команд.)

Первый тур «Кто это?»

(Вспомним героев сказки по описанию автора. За каждый правильный ответ - 1 сольдо)
1. «В широкополой шляпе ходил с прекрасной шарманкой по городам и пением, и музыкой добывал себе на хлеб».
(Шарманщик Карло.)
2. «Покачался, покачался на тоненьких ножках, шагнул раз, шагнул другой, скок-скок, прямо к двери, через порог и на улицу».
(Буратино.)
3. «Существо немного похожее на таракана, но с головой, как у кузнечика. Оно сидело на стене под очагом и тихо потрескивало: «Крри-кри», глядело выпуклыми, как из стекла, радужными глазами, шевелило усиками».
(Говорящий Сверчок.)
4. «Маленький человечек в длинной белой рубашке с длинными рукавами. Его лицо было обсыпано пудрой, белой, как зубной порошок».
(Пьеро.)
5. «Человек такой страшный с виду, что можно было окоченеть от ужаса. Густая нечесаная борода его волочилась по полу, выпученные глаза вращались, огромный рот лязгал зубами, будто это был не человек, а крокодил».
(Карабас Барабас.)
6. «На головах у них были надеты мешки с прорезанными дырками для глаз. Один, пониже ростом, размахивал ножом, другой, повыше, держал пистолет».
(Кот Базилио и лиса Алиса.)

3. Второй тур «Кому принадлежат эти высказывания?»

(Капитаны договариваются, кто будет первым начинать. За каждый правильный ответ – 1 сольдо.)
1. «Десять тысяч чертей!» (Карабас Барабас.)

«Не ешьте руками. Для этого есть ложки и вилки».
(Мальвина.)

«Умненький, благоразумненький Буратино». (Лиса Алиса.)

2. «Теперь я займусь вашим воспитанием. Будьте спокойны!»
(Мальвина.)
«Открой тайну, несчастный, открой тайну». (Буратино.)
«Ставь кувшин на стол – мы будем кидать туда кости».
(Карабас Барабас.)

Третий тур «Собери картинку»

(Ребятам дается конверт с разрезанной картинкой. Их задача собрать картинку и догадаться кому этот предмет принадлежит.
За правильный ответ 1 сольдо, плюс за быстроту 1 сольдо)

1 – сачок (Дуремар)
2 – костыль (лиса Алиса)(Капитанам надо найти отрывок в книге и зачитать. За правильный ответ – 1 сольдо плюс 1 сольдо за быстроту.)
1. Из чего состоял обед лисы Алисы и кота Базилио в знаменитой харчевне?
2. Что предложили сделать лиса Алиса и кот Базилио с пятью золотыми Буратино?

Инсценировка отрывка произведения.

Сценка учебы Буратино и Мальвины
Мальвина (строго). Сядьте. Буратино, положите руки перед собой. Не горбитесь (берет кусок мела). Мы займемся арифметикой… У вас в кармане два яблока.
Буратино. Врете, ни одного.
Мальвина. А я говорю, предположим, что у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько яблок у вас осталось?
Буратино. Два!
Мальвина. (изумленно) Почему?
Буратино. Я не отдам Некту яблоки, хоть он дерись!
Мальвина. У вас нет никаких способностей к математике. Займемся диктантом.
Буратино. А как это?
Мальвина. Пишите: «А роза упала на лапу Азора» Написали?
Теперь прочтите эту волшебную фразу наоборот.
Буратино. Нет, я поставил кляксу на бумагу….
Мальвина. Вы гадкий шалун! Вы должны быть наказаны. Артемон, отведите Буратино в темный чулан!

Шестой тур «Вылови ключик из пруда»

Как же золотой ключик попал к Буратино?
- Сейчас каждый из вас попробует достать из пруда свой золотой ключик. На ключике написан вопрос. Если ответите правильно, то можете этот ключик взять себе на память об этой игре.
(Ребята удочкой вытаскивают ключ-вопрос из «пруда». За каждый правильный ответ – 1 сольдо.)
- Кто нашел волшебное полено, из которого потом смастерили Буратино?
(Столяр Джузеппе по прозванию Сизый Нос.)
- Во что был одет Буратино?
(В бумажную курточку из коричневой бумаги и ярко-зеленые штанишки, туфли из старого голенища, шапочку-колпачок с кисточкой из старого носка.)
- Как называлась комедия, которую смотрел Буратино в кукольном театре Карабаса Барабаса?
(«Девочка с голубыми волосами, или Тридцать три подзатыльника»)
- Какое ученое звание имел хозяин кукольного театра Карабас Барабас?
(Доктор Кукольных наук.)
- Почему синьор Карабас Барабас вместо того, чтобы сжечь Буратино, дал ему пять золотых монет и отпустил домой?
(Буратино рассказал, что знает потайную дверь, которая ведет в кукольный театр.)
- Где находилась потайная дверь в кукольный театр?
(В коморке у папы Карло под холстом, на котором нарисованы очаг и котелок.)
- Куда приглашали Буратино лиса Алиса и кот Базилио, чтобы превратить пять золотых в кучу денег?
(В Страну Дураков на волшебное Поле Чудес.)
- Кто жил в маленьком, освещенном луной домике в четыре окошка, на ставнях которого нарисованы солнце, луна и звезды?
(Мальвина.)
- Кто из героев книги носил серебряные часы?
(Пудель Артемон.)
- Назовите медицинскую команду, которая лечила Буратино в доме Мальвины?
(Знаменитый доктор Сова, фельдшерица Жаба и народный знахарь Богомол.)
- Какое лекарство давала Мальвина Буратино?
(Касторку.)
- Как звали продавца лечебных пиявок?
(Дуремар.)
- Какую волшебную фразу продиктовала Мальвина своему гостю Буратино в диктанте? Почему она волшебная?
(А роза упала на лапу Азора.)
- Кто дал Буратино золотой ключик?
(Черепаха Тортилла.)
- К стволу какого дерева и почему приклеилась борода Карабаса Барабаса?
(Итальянская сосна.)
- Что использовала Мальвина в качестве зеркала?
(Зеркального карпа.)
- Куда смог спрятаться Буратино, где он узнал тайну золотого ключика?
(В большом глиняном кувшине.)
- Кто автор всех знаменитых стихов, звучащих на страницах книги?
(Пьеро.)
- Кто в самый последний момент приходит на выручку Буратино и его друзьям?
(Папа Карло.)

Под чьим именем Карабас Барабас пытается арестовать шарманщика Карло?
(Под именем Тарабарского короля.)
- Что скрывалось за потайной дверью?
(Кукольный театр чудной красоты.)
- Какое название имел новый кукольный театр?
(«Молния»)
- Что любил Буратино больше всего на свете?
(Страшные приключения.)
- Какая денежная монета была в обиходе у жителей этого городка?
(Сольдо.)
- Как звали крысу?
(Шушера)
- На какие деньги Буратино попал в театр?
(Продал «Азбуку».)
- Какие слова нужно произнести, зарыв денежки на Поле Чудес, что бы выросло деревце с кучей золотых монет?
(«Крекс, фекс, пекс»)
- Зачем Лиса и Кот повесели Буратино вниз головой?
(Ждали, когда у него вывалятся изо рта золотые.)
- Название харчевни.
(«Три пескаря»)
- Какие 3 преступления по мнению дежурного бульдога совершил Буратино?
(«Ты совершил три преступления, негодяй:
ты - беспризорный, беспаспортный и безработный).
Подведение итогов игры.
Команды подсчитывают свои монеты и определяется победитель. Учитель подводит итог игры, отмечает лучшие костюмы у детей.
Команде победителю вручаются конфеты «Золотой ключик».

Вместе поем песню «Буратино!» из кинофильма «Приключение Буратино», слова Ю.Энтина, музыка А. Рыбникова.

Форма: литературная игра-викторина по сказке.
Цели и задачи урока:
познакомить с историей написания сказки;
обобщить знания детей по произведению;
расширить кругозор, привить любовь к чтению, к книгам;
формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устного ответа;
развивать образное и логическое мышление, воссоздающее творческое воображение детей;
воспитывать нормы морали и нравственности.
Предварительная работа:
чтение сказки А. Толстого "Золотой ключик, или Приключения Буратино";
проводится конкурс рисунков к сказке;
ребята готовят костюмы по сказке;
подготовка инсценирования отрывка из сказки;
деление класса на 2 команды, которые должны придумать название команды, девиз, приветствие, эмблему, выбрать капитана.
Оборудование:
книги А. Толстого "Золотой ключик, или Приключения Буратино" у каждого ученика;
30 ключей-вопросов;
монетки-сольдо за правильные ответы;
конфеты "Золотой ключик", приз для победителя.
ТСО:
презентация литературной игры,
компьютер,
колонки для прослушивания звуковых файлов,
интерактивная доска.
Ход урока
Организационный момент.
Отгадайте загадку:
Деревянного мальчишку,Шалуна и хвастунишкуЗнают все без исключений.Он любитель приключений.Легкомысленным бывает,Но в беде не унывает.И синьора КарабасаОбхитрить сумел не раз он.Артемон, Пьеро, МальвинаНеразлучны с...(Буратино)
- Кто написал сказку про Буратино? (Алексей Николаевич Толстой, портрет)
- Назовите точное название сказки. ("Золотой ключик, или Приключения Буратино")
- Какая книга послужила для А.Толстого толчком к созданию "Золотого ключика"? (Карло Коллоди "Приключения Пиноккио: история деревянной куклы", портрет)
- Почему Толстой назвал своего главного героя Буратино? (Буратино - в переводе с итальянского "деревянная кукла")
- Детям и взрослым очень полюбился этот проказник. Создаются театральные постановки, мультфильмы, кинофильмы о Буратино. Благодарные читатели поставили памятники Пиноккио во Флоренции, Буратино в Киеве, Кишиневе, Воронеже:
- Сегодня мы отправляемся в путешествие по этой замечательной книге. А чтобы было еще интереснее, разделимся на две команды.
(представление команд)
Первый тур "Кто это?"
(Вспомним героев сказки по описанию автора. За каждый правильный ответ - 1 сольдо)
"В широкополой шляпе ходил с прекрасной шарманкой по городам и пением, и музыкой добывал себе на хлеб". (шарманщик Карло)
"Покачался, покачался на тоненьких ножках, шагнул раз, шагнул другой, скок-скок, прямо к двери, через порог и на улицу". (Буратино)
"Существо немного похожее на таракана, но с головой, как у кузнечика. Оно сидело на стене под очагом и тихо потрескивало: "Крри-кри", глядело выпуклыми, как из стекла, радужными глазами, шевелило усиками". (Говорящий Сверчок)
"Маленький человечек в длинной белой рубашке с длинными рукавами. Его лицо было обсыпано пудрой, белой, как зубной порошок". (Пьеро)
"Человек такой страшный с виду, что можно было окоченеть от ужаса. Густая нечесаная борода его волочилась по полу, выпученные глаза вращались, огромный рот лязгал зубами, будто это был не человек, а крокодил". (Карабас Барабас)
"На головах у них были надеты мешки с прорезанными дырками для глаз. Один, пониже ростом, размахивал ножом, другой, повыше, держал пистолет". (кот Базилио и лиса Алиса)
Второй тур "Кому принадлежат эти высказывания?"
(Капитаны договариваются, кто будет первым начинать.
За каждый правильный ответ - 1 сольдо.)
"Десять тысяч чертей!" (Карабас Барабас)
"Не ешьте руками. Для этого есть ложки и вилки". (Мальвина)
"Умненький, благоразумненький Буратино". (Лиса Алиса)
"Теперь я займусь вашим воспитанием. Будьте спокойны!" (Мальвина)
"Открой тайну, несчастный, открой тайну". (Буратино)
"Ставь кувшин на стол - мы будем кидать туда кости". (Карабас Барабас)
Третий тур "Собери картинку"
(Ребятам дается конверт с разрезанной картинкой. Их задача собрать картинку и догадаться кому этот предмет принадлежит. За правильный ответ 1 сольдо, плюс за быстроту - 1 сольдо)
1 - сачок (Дуремар)
2 - костыль (лиса Алиса)
Четвертый тур "Конкурс капитанов"
(Капитанам надо найти отрывок в книге и зачитать.
За правильный ответ - 1 сольдо, плюс 1 сольдо за быстроту.)
Из чего состоял обед лисы Алисы и кота Базилио в знаменитой харчевне?
Что предложили сделать лиса Алиса и кот Базилио с пятью золотыми Буратино?
Пятый тур "Сказочный кроссворд"
(Пока капитаны ищут отрывок в книге, команда разгадывает кроссворд. За правильный ответ - 10 сольдо, плюс 2 сольдо за быстроту.)
Кто сам того не желая, помог Буратино пробраться незамеченным в харчевню, где беседовали Карабас Барабас и Дуремар?
Вещь, которую пришлось продать папе Карло, чтобы купить Буратино "Азбуку".
Что, по словам лисы Алисы, должно было вырасти из золотых монет на Поле Чудес?
Кто причёсывал Мальвину?
Народный знахарь, лечивший Буратино.
Тот, кому Буратино не хотел отдавать яблоко.
Оружие разбойницы лисы Алисы.
Монетки, на которые Буратино купил билет в кукольный театр Карабаса Барабаса.
Оружие разбойника кота Базилио.
Предмет, в который Буратино спрятался в харчевне.
Что у Артемона на передней лапе?
Что пил Буратино из носика кофейника в гостях у Мальвины?
Название театра, который открыли сами куклы.

Индюк, козёл, петух.
Куртка, сапоги, свитер.
Дерево, пугало, цветок.
Жаба, сова, удод.
Базилио, Богомол, Сверчок.
Дятел, Некто, Рогач.
Винтовка, пистолет, томагавк.
Песеты, сольдо, эскудо.
Лук, меч, нож.
Глобус, горшок, кувшин.
Бант, перо, часы.
Какао, кумыс, ситро.
"Звезда", "Молния", "Радуга".
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]Лакомство, которое хотел купить Буратино.
Инсценировка отрывка произведения.
Сценка учебы Буратино и Мальвины.
Мальвина (строго). Сядьте. Буратино, положите руки перед собой. Не горбитесь (берет кусок мела). Мы займемся арифметикой: У вас в кармане два яблока.
Буратино. Врете, ни одного.
Мальвина. А я говорю, предположим, что у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько яблок у вас осталось?
Буратино. Два!
Мальвина. (изумленно) Почему?
Буратино. Я не отдам Некту яблоки, хоть он дерись!
Мальвина. У вас нет никаких способностей к математике. Займемся диктантом.
Буратино. А как это?
Мальвина. Пишите: "А роза упала на лапу Азора" Написали? Теперь прочтите эту волшебную фразу наоборот.
Буратино. Нет, я поставил кляксу на бумагу:.
Мальвина. Вы гадкий шалун! Вы должны быть наказаны. Артемон, отведите Буратино в темный чулан!
Шестой тур "Вылови ключик из пруда"
Как же золотой ключик попал к Буратино?
Сейчас каждый из вас попробует достать из пруда свой золотой ключик. На ключике написан вопрос. Если ответите правильно, то можете этот ключик взять себе на память об этой игре. (Ребята удочкой вытаскивают ключ-вопрос из "пруда". За каждый правильный ответ - 1 сольдо.)
Кто нашел волшебное полено, из которого потом смастерили Буратино? (столяр Джузеппе по прозванию Сизый Нос)
Во что был одет Буратино? (в бумажную курточку из коричневой бумаги и ярко-зеленые штанишки, туфли из старого голенища, шапочку-колпачок с кисточкой из старого носка)
Как называлась комедия, которую смотрел Буратино в кукольном театре Карабаса Барабаса? ("Девочка с голубыми волосами, или Тридцать три подзатыльника")
Какое ученое звание имел хозяин кукольного театра Карабас Барабас? (Доктор Кукольных наук)
Почему синьор Карабас Барабас вместо того, чтобы сжечь Буратино, дал ему пять золотых монет и отпустил домой? (Буратино рассказал, что знает потайную дверь, которая ведет в кукольный театр)
Где находилась потайная дверь в кукольный театр? (В коморке у папы Карло под холстом, на котором нарисованы очаг и котелок)
Куда приглашали Буратино лиса Алиса и кот Базилио, чтобы превратить пять золотых в кучу денег? (в Страну Дураков на волшебное Поле Чудес)
Кто жил в маленьком, освещенном луной домике в четыре окошка, на ставнях которого нарисованы солнце, луна и звезды? (Мальвина)
Кто из героев книги носил серебряные часы? (пудель Артемон)
Назовите медицинскую команду, которая лечила Буратино в доме Мальвины? (знаменитый доктор Сова, фельдшерица Жаба и народный знахарь Богомол)
Какое лекарство давала Мальвина Буратино? (касторку)
Как звали продавца лечебных пиявок? (Дуремар)
Какую волшебную фразу продиктовала Мальвина своему гостю Буратино в диктанте? Почему она волшебная? (А роза упала на лапу Азора)
Кто дал Буратино золотой ключик? (черепаха Тортилла)
К стволу какого дерева и почему приклеилась борода Карабаса Барабаса? (итальянская сосна)
Что использовала Мальвина в качестве зеркала? (зеркального карпа)
Куда смог спрятаться Буратино, где он узнал тайну золотого ключика? (в большом глиняном кувшине)
Кто автор всех знаменитых стихов, звучащих на страницах книги? (Пьеро)
Кто в самый последний момент приходит на выручку Буратино и его друзьям? (папа Карло)
Под чьим именем Карабас Барабас пытается арестовать шарманщика Карло? (под именем Тарабарского короля)
Что скрывалось за потайной дверью? (Кукольный театр чудной красоты)
Какое название имел новый кукольный театр? ("Молния")
Что любил Буратино больше всего на свете? (страшные приключения)
Какая денежная монета была в обиходе у жителей этого городка? (сольдо)
Как звали крысу? (Шуше
·ра)
На какие деньги Буратино попал в театр? (продал "Азбуку")
Какие слова нужно произнести, зарыв денежки на Поле Чудес, что бы выросло деревце с кучей золотых монет? ("Крекс, фекс, пекс")
Зачем Лиса и Кот повесели Буратино вниз головой? (ждали, когда у него вывалятся изо рта золотые)
Название харчевни. ("Три пескаря")
Какие 3 преступления по мнению дежурного бульдога совершил Буратино? ("Ты совершил три преступления, негодяй: ты - беспризорный, беспаспортный и безработный)
Подведение итогов игры.
Команды подсчитывают свои монеты и определяется победитель. Учитель подводит итог игры, отмечает лучшие костюмы у детей.
Команде победителю вручаются конфеты "Золотой ключик".
Вместе поем песню "Буратино!" из кинофильма "Приключение Буратино", слова Ю. Энтина, музыка А. Рыбникова.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Статьи по теме: