Деловая игра для студентов по экономике. Деловые игры в экономике. Группового типа «Земельный капитал или Фермер»

Сценарий разработан для проведения праздника 14 февраля для старшеклассников. Подросткам понравится такое мероприятие, потому что в этот день можно в игровой форме выразить чувства тому человеку, которому страшно было признаться в обычный день.

В этот период времени для школьников уже интересны отношения между полами, и они учатся любить. Важно привить бережное отношение к таким чувствам. Для таких задач и создают смешные и прикольные сценарии для школьников, которые позволяют привлечь их внимание и научить правильно относится к своим и чужим душевным порывам. Такие мероприятия позволяют расширить круг интересов учеников, знакомят с происхождением праздника и традициями других народов, развивают эмоциональную составляющую личности подростка, вырабатывают дружественное отношение учащихся друг к другу.

Ведущий 1: Добрый день, наши любимые, влюбленные и желающие влюбиться.

Ведущий 2: Мы счастливы видеть вас на праздновании дня Святого Валентина.

Ведущий 1: На протяжении 17 веков любящие всего света отмечают наиболее романтичный праздник года: День святого Валентина, еще называемый Днем всех Влюбленных.

Ведущий 2: Сегодня даже воздух напоен любовью, наполнен теплыми чувствами и мечтами. А Амуры торопятся объединить пары, чувства которых проверены временем. Помогают объединиться половинкам, которые потерялись среди жизненной суеты.

Ведущий 1: А с чего же все началось?

Ведущий 2: С того, что однажды римский император запретил своим воинам вступать в брак, считая, что так они смелее будут идти в бой. Но простой священник Валентин не побоялся гнева императора и тайно соединял узами брака возлюбленных.

Ведущий 1: Но, к несчастью, именно 14 февраля он был казнен за это и так и не успел признаться в своих чувствах возлюбленной. Ей осталась только записка, которую он успел написать перед казнью. С тех пор эти записки называют «валентинками».

Ведущий 2: С тех пор возлюбленные всего мира поздравляют друг друга с этим днем и стараются рассказать о своих чувствах.

Ведущий 1: Спешим поздравить всех присутствующих с восхитительным днем любви и представляем музыкальный подарок от ученицы школы.

Старшеклассница поет песню о любви.

Сценка Свидание

На сцену выходит парень и девушка.

Девушка: Уже 9 часов, мы возле дома. Поздно уже, я тороплюсь. Может, нам…

Парень (в сторону): Если поцелую, то придется встречаться. А не поцелую, ее отец, военком, в армию заберет. Что же делать: целовать или сбегать?

Девушка (в сторону): Если он меня не поцелует сейчас, я его вырублю.

Парень (в сторону): Если я ее сейчас не поцелую, она меня вырубит. Интересно, о чем она сейчас думает?

Парень (глядя девушке в глаза): У тебя глаза такие красивые! (Целует ).

Девушка: Ой, так мы теперь встречаемся, или как? Да ты не волнуйся, я буду тебя из армии ждать, письма писать.

Парень: Так ты же говорила, что поможешь.

Девушка: Батя тебе поможет. Настоящим мужиком стать поможет. Упал. Отжался.

Конец сценки.

Ведущий 1: Любовь — это окрыляющее чувство. Всякое сильное переживание отображается в этом слове. И это совершенно естественно, ведь именно любовь дает человеку силу.

Ведущий 2: 14 февраля во Франции обычно дарят шоколадные пудинги, клубничные йогурты, романтические поездки, нарезанную сердечками ветчину и счастливые лотерейные билеты.

Ведущий 1: В Италии Валентинов День именуют «сладким днем», а основные подарки: шоколадки в форме сердца, конфеты и мармелад.

Ведущий 2: Пример Итальянцев позаимствовали и в США. С давних пор американцы преподносили друг другу марципаны, и это был достойный подарок, ведь марципан состоит из сахара, стоящего в то время очень много.

Ведущий 1: Несомненно, поэтому в певучей Италии кавалеры исполняют для милых сердцу дам серенаду. Встречайте! Наши кавалеры!

На сцену выходит коллектив парней и исполняет песню о любви.

Ведущий 1: А как ты думаешь, что такое любовь?

Ведущий 2: Она может быть благословением, а для кого-то и наказанием. Я даже думаю иногда, что, возможно, вообще легче было жить бы без нее.

Ведущий 1: В любом случае, любовь — это дар ценить счастье человека выше своего собственного.

Ведущий 2: Да, любовь — это восхитительное чувство, совершающее чудеса, делающее человека могучим, добрым, великодушным. Только чувство влюбленности заставляет сердце пылать решимостью, распускаться восхитительным соцветием, сочинять великолепные стихи.

Вместе: Пускай же миром правит любовь!

Ученик выступает со стихотворением о любви.

Ведущий 1: А ты знаешь, чем заканчивается взаимная любовь?

Ведущий 2: Наверное, свадьбой? Хотя нет, она не заканчивается никогда.

Ведущий 1: А что же делать, если не можешь ответить взаимностью?

Ведущий 2: Самое главное, всегда говорить правду, потому как очень легко ранить другого человека.

Ведущий 1: Софи Лорен говорила «Женщина, которая не любит недостатков мужчины, не любит и его самого». Но что же делать, если недостатков очень уж много?

Сценка «Выходи за меня»

Декорации: окраина деревни, домик в цветах. На пороге стоит девушка в кокошнике и вышитом сарафане. Приходит парень в рубахе и с балалайкой.

Иван: Привет, Маня!

Маня: Привет, Иван!

Иван: А вот папаня говорит, что ты замуж за меня выйдешь.

Маня: За тебя замуж? Да ни за какие деньги!

Иван: Врешь, врешь, Маруся! Может, за маленькие деньги и не выйдешь, а вот за большие выйдешь аж бегом.

Маня: Ой, да ну тебя! Что ж мне с тобой делать?

Иван: А вот маманя говорила, что ты мне рубашку вышивала.

Маня: Тебе рубашку? Ага, сейчас! Будет тебе рубашечка!

Маня: О, вот так бы и сразу! А пока Манька рубашку вышитую принесет, я сяду, отдохну и вкусненько поем. Я страсть как есть люблю. Сидел бы и ел, спал бы и ел, ходил бы и ел. А вот папаня говорит, что у меня живот очень большой, но я его не слушаю.

Иван садится есть, а после засыпает. Снится ему, что он султан турецкий и имеет право выбирать себе в гарем прекрасных дам.Иван переодевается в султанский халат и тюрбан и ложится на сцене спать.

Под музыку «I Wanna Be Loved by You» на сцену входит переодетый в Мэрилин Монро парень и ногой пинает Ивана. Иван встает.

Монро:
Hi, hello, how are you?
Из Америки иду.
Прочитала в интернете,
Что нужна Султану леди.
У меня на море вилла,
Я умна, стройна, красива.
Загорится сердце Джона,
Как пожар в кафе «Макдональдс».
Загорятся глазки так,
Как у дяденьки Макдак.

Иван:
Вот и леди! Чтоб любить,
Хочет просто подпалить.
Нет, на ней я не женюсь.
К остальным я приценюсь.

Монро уходит, Иван ложится спать. Под немецкую народную музыку выходит немка. Желательно подобрать крупную девушку или также переодеть парня. Немка ведет себя грубо и не женственно.

Немка:
Achtung всем и Guten Tag!
Мой султан, мой холостяк.
Я приехала сюда,
Чтоб остаться навсегда.
О, мой милый, мой визирь,
Будешь дома командир.
Будем мы с тобою близки,
Как капуста и сосиски.

Иван:

Нет, нет! Это не девушка, это какая-то Фюрер-госпожа!
Нет, на ней я не женюсь.
К остальным я приценюсь.

Снова ложится спать. Под песню «Besame mucho» входит мексиканка в длинном платье с веером в руках. Все время суетится и не может устоять на месте.

Мексиканка:
Buenos dias, мой amigo!
Давай станцуем с тобой танго.
Я вся горю, как перец Чили.
Хочу, меня чтоб полюбили.
Будешь ты похож в сомбреро
На быка, нет, на тореро.
Я хороша не только с виду,
Создам из жизни я корриду.

Иван:
Ну, нет, ты какая-то быстрая, шустрая. Я тебя и догнать не смогу, чтоб поцеловать.
Нет, на ней я не женюсь.
К остальным я приценюсь.

Мексиканка уходит, входит француженка под музыку Мирей Матье «Pardone moi» (можно также переодетый юноша). Одежда: туфли на каблуке, шляпка, строгое платье. Пинает ногой спящего Ивана.

Француженка:
Bonjour, месье, bonjour, мадам!
Мой милый кавалер,
Если я скажу «мерси»,
Все будет, что ни попроси.
А если скажете «люблю»,
Для вас я Францию спалю.

Иван:

Нет, вместо того, чтобы любить,
Я буду Францию гасить?
Нет, на ней я не женюсь.
К остальным я приценюсь.

Снова ложится. Наконец под народную песню «Русские матрешки» входит Маня с вышитой рубашкой.

Маня:
Я девчонка россиянка,
Славного я рода.
Добрая, веселая,
Нравом — из народа!
Я могу любить сердечно,
Буду верной бесконечно,
Буду мужа уважать
И детей ему рожать.

Иван:
О, не девушка, а золото!
Губки, как малина,
Глазки — две звезды.
Будет жизнь — картина
Вовсе без беды!

В этот момент Иван просыпается, а гарема нет, нет красавиц. А вместо рубашки в руках у Мани тыква.

Маня: Вот, Иван, это тебе.

Иван: А что это такое?

Маня: Так это же тыква, сочная, ароматная.

Иван: А зачем она мне?

Маня: Кашу себе сваришь.

Иван: Какую?

Маня: Какую-какую. Тыквенную. Ты что, не знаешь, какая эта каша вкусная? И на базар ходить не надо, и денег не надо тратить. Как раз как ты любишь.

Иван: А, ну ладно. Пойду мамку попрошу, пусть сварит мне.

Маня: Вот так и проучила я Ивана. Пусть наконец поймет, что важнее в любви вовсе не деньги, а чувства.

Конкурсная программа «Валентин и Валентина»

Ведущий 2: Майн Рид сказал прекрасные слова: «Любовь укрощает гордые сердца, учит надменных снисхождению, но главное ее качество — все возвышать и облагораживать».

Ведущий 1: А ты знаешь, что этот праздник отмечают не в одно и то же время в разных частях мира? В Испании, к примеру, 1 мая. А его основными атрибутами является «майское дерево» и королева красоты, выбранная из наиболее обольстительных представительниц прекрасного пола.

Ведущий 2: Именно поэтому мы сейчас проведем конкурс на определение почетных званий «Валентин и Валентина года».

В конкурсе принимают участие ученики старших классов. Выбор участников производят в виде лотереи. В два мешка складывают записки с фамилиями учеников. В одном мешке фамилии девушек, в другом — парней. Независимое лицо вытягивает поочередно из мешков листки с участниками. На конкурс необходимо 5 девушек и 5 парней. Участники выходят на сцену.

Ведущий 1: А сейчас для формирования пар мы раздадим нашим участникам случайным образом буквы и цифры. Я буду называть комбинации букв и цифр, и таким образом мы создадим пары.

Ведущий 2: Как вы думаете, что девушки ценят в парнях больше всего? Конечно, ум. Поэтому мы проведем интеллектуальный конкурс для парней. Каждый верный ответ — балл для вашей пары.

  • Какой рукой удобнее перемешивать сахар в чашке чая? (Удобнее ложкой).
  • Сколько мышей съедает в день сова? (Нисколько, она спит днем).
  • В каком месяце года люди меньше всего говорят? (В феврале, он самый короткий).
  • Во время движения автомобиля какое колесо у него не вращается? (Запасное).
  • Что можно приготовить, но невозможно скушать? (Уроки).
  • Что произойдет, если желтое полотенце опустить в Красное море? (Полотенце станет мокрым).
  • Что невозможно скушать на завтрак? (Обед и ужин).
  • Какое количество бутербродов можно скушать на голодный желудок? (Только один: после первого уже будет не на голодный желудок).
  • Когда строят новый дом, во что вбивают первый гвоздь? (Вообще-то в шляпку.)

Ведущий 1: А что же ценят парни в девушках? Ну конечно, хозяйственность. Ведь вы будущие матери и хранительницы семейного очага. И, разумеется, вы должны разбираться в кулинарии. Давайте проверим ваши знания в этом вопросе. Нужно назвать, что это. Например, яблоко — это фрукт, курица — птица. Начнем?

  • фейхоа (ягода);
  • карамбола (фрукт);
  • фундук (орех);
  • фета (сыр);
  • пастернак (овощ);
  • чурчхела (сладости);
  • кета (рыба);
  • пуэр (чай).

Ведущий 2: А теперь конкурс «Лучший художник». Необходимо за три минуты с помощью только сердечек каждой паре нарисовать Валентина. Победит пара, которую выберут зрители.

Ведущий 1: А давайте, парни пригласят девушек на свидание. Жеребьевкой определим место проведения свидания. Но у вас неожиданно пропал дар речи, объясните девушке жестами, куда вы ее приглашаете.

Варианты мест для свидания: парк аттракционов, кинотеатр, музей, цирк, кафе.

Ведущий 2: Ну и после стольких конкурсов хотелось бы знать, насколько хорошо вы узнали друг друга.

Учеников ставят спиной друг к другу и задают вопросы о внешнем виде партнера по игре. Выигрывает пара, давшая наибольшее количество правильных ответов.

Подсчитывается количество баллов, определяются победители конкурсной программы.

Ведущий 1: Дорогие Валентин и Валентина, помните, что ваша задача нести миру любовь, примирять друзей, вдохновлять на благородные поступки. А это можно сделать только на собственном примере. Будьте всегда веселы, добры и честны. Поступайте по справедливости. И тогда мир вокруг вас станет лучше и чище. С праздником вас, дорогие друзья!

Цель: научиться применять приобретенные знания, умения и навыки для проведения урока по экономике в обстановке максимально приближенной к профессиональной школе.

Методические рекомендации: предварительно (за 1-2 недели) распределяются роли, дается задание каждому студенту, предлагаются исходные данные (профессиональное учебное заведение, группа, курс, тема занятия, домашнее задание к этому занятию).

Распределение ролей:

«Педагог» - 3 человека: 1- ведет занятие, 2и 3 – оппоненты.

«Заведующий кафедрой» - 2 человека: анализ педагогических аспектов занятия.

«Учащиеся» - все остальные студенты в процессе проведения занятия.

«Методист» - все студенты при обсуждении урока.

Домашнее задание участникам:

Общее: проработать учебное пособие с тем, чтоб представлять себе знания учащихся на данный момент, продумать ведение предстоящего занятия.

Специальные задания:

«Педагогу» - написать подробный конспект, подготовиться к проведению занятия.

«Заведующему кафедрой» - продумать вопросы организации занятия, контроля знаний учащихся, оборудование занятия, характер записей на доске и в тетради, взаимосвязь «педагог – учебник – учащийся».

«Учащимся» - изучив материал по данной теме, продумать возможные ответы учащихся, содержащие ошибки, возможные вопросы «плохих» и «хороших» учащихся.

«Занятие» - происходит в более насыщенном темпе, благодаря соответствующей подготовке к нему «учащихся». «Педагогу» приходится показывать свою эрудицию в объяснении нового материала и в ответах на вопросы «учеников», свою методическую подготовку в составлении системы вопросов, в подборе задач, в построении занятия. На данном занятии проигрывается большое количество ситуаций, которые могли бы произойти на подобном занятии у разных педагогов.

При обсуждении занятия первое слово предоставляется «педагогу», затем «педагогам-дублерам». Если в процессе «занятия студент был свидетелем одной точки зрения на изложение материала, то в процессе обсуждения он может услышать и оценить различные точки зрения, а также высказаться сам.

Преподаватель руководит дискуссией (по необходимости), последовательно выдвигая вопросы, которые бы концентрировали внимание студентов в нужном направлении.

Приложение 4

Деловая игра аудиторного типа «Фондовая биржа»

Предусматривает деление студентов на три части. Во-первых, выбирается банкир и его помощник, осуществляющие основные расчетные операции. Во-вторых, выбираются четыре дилера, занимающиеся куплей-продажей ценных бумаг, вкладыванием денег в различные отрасли экономики. В-третьих, основная группа представляет собой держателей акций, получающих дивиденты и занимающихся куплей и перепродажей ценных бумаг в зависимости от их котировки.

Ход игры:

1. Объясняются условия игры и функциональные обязанности банкира, дилеров и держателей акций.

2. На классной доске вычерчивается таблица курса акций.

3. Очерчивается колонка норм ссудного процента.

4. Записывается формула расчета дивидента:

Д=КА*5%

5. Оформляется система отчетности держателей акций.

Приложение 5

Деловая игра аудиторного типа «Валютный рынок»

Для проведения игры необходимо, в первую очередь, выбрать банкиров, осуществляющих основные расчетные операции по валюте. Для этого достаточно два человека, обслуживающих всю группу. Остальные участники игры активно работают в экономическом процессе кругооборота денег.

Ход игры:

6. Объясняются условия игры и функциональные обязанности банкиров.

7. Вывешивается градационная модель с обозначением валют участвующих в деловой игре.

8. Расчерчивается таблица курса валют и налоговая ставка за обмен.

9. Определяется обменный курс единицы валюты по отношению к курсу других валют. Определяется котировка валют.

10. Показывается схема кругооборота валют.

11. Оформляется система отчетности:

a) для банкиров:

b) для участников игры:

Приложение 6

Экономическая деловая игра

Группового типа «Земельный капитал или Фермер»

Цель игры: формирование творческого экономического мышления, когда участник игры предоставлен самому себе и должен самостоятельно найти выход из быстро изменяющейся экономической ситуации, складывающейся на рынке сельхозпродукции.

Задачи:

- постановка экономической проблемы эффективности собственного сельскохозяйственного производства;

Определение имеющихся в наличии природных и трудовых ресурсов производства;

Рациональное использование имеющихся ресурсов;

Определение выгодности расположения собственного производства от рынков сбыта продукции и покупки средств производства;

Зависимость качества обработки земли от количества трудовых ресурсов;

Моделирование экономических ситуаций;

Рентабельность производства.

Материальное обеспечение:

- игровые поля, раскрашенные в три цвета (означающие плодородие почв) для групп студентов от 6 до 10 человек;

Игровые карточки: дома, лошади, трактора, грузовики, комбайны и т.д.;

Игровые деньги;

Средства, определяющие количество-качество;

Схемы отчетности, представляющие анализ всей хозяйственной деятельности.

Ход игры:

Весь имеющийся в наличии коллектив студентов подразделяется на мелкие группы по 6-10 человек. Этим группам раздается все необходимое для проведения игры. В каждой группе выбирается общественный банкир, являющийся участником игры и по завершении одного игрового цикла осуществляющий расчетные операции с деньгами. Объясняются условия игры и игроки устанавливают свои дома на игровое поле и определяют количество принадлежащих им земель. Покупка трудовых ресурсов неизбежно влечет за собой расширение площади посевных культур. Средствами количества-качества определяется урожайность тех или иных сельхозкультур. По завершении одного кругооборота, означающего истечение года, производится продажа полученной продукции, покупка дополнительных трудовых ресурсов, выплата налогов. Таким образом, рассчитывается рентабельность производства. Студенты хорошо усваивают понятия дифференциальных рент 1 и 2, абсолютной ренты, налогов на собственность и рентабельность производства.

Приложение 7

Деловая игра

«Отборочное интервью при устройстве на работу»

Цель игры: научить студентов правильно определять и практически демонстрировать те навыки и характеристики, которые требуются для успешного устройства на работу.

Условия и правила игры: в учебной группе формируется отборочная комиссия из трех человек: преподавателя и двух студентов, остальные студенты выступают в роли претендентов на вакантные должности. Ведущий объявляет о конкурсном наборе в службу персонала во вновь создаваемый филиал престижной фирмы по производству и сбыту компьютерного оборудования в следующие группы: планирования и найма сотрудников; мотивации, стимулирования и оплаты труда; трудовых и дисциплинарных отношений; профориентации и социальной адаптации; подготовки и продвижения кадров, изучения и оценки кадров; повышения качества трудовой жизни; охраны труда и техники безопасности (количество групп можно сократить до двух-трех).

Для отбора претендентов используется панельное интервью, которое проводит специальная отборочная комиссия. Каждому кандидату дается 5 минут на подготовку и 10 минут на выступление.

В своем выступлении он должен:

· охарактеризовать мотивы, побудившие его принять участие в конкурсе, объяснить свой выбор конкретной группы;

· продемонстрировать профессиональную компетентность;

· рассказать о том, что нового и полезного он может принести фирме.

Отборочная комиссия оценивает кандидатов в специальных карточках по пятибалльной системе.

Набравший наибольшее количество баллов объявляется победителем, т.е. будет принят на работу.

Приложение 8

Модульный состав курса

«Педагогические технологии»

Названия модулей

М-0–Введение в курс. Общая дидактическая цель

М-1– Введение в педагогические технологии

М-2– Игровые технологии

М-3– Модульная технология профессионального обучения

М-4– Разработка обучающего модуля

М-5– Технология концентрированного обучения

М-6– Технология дистанционного обучения

М-8– Основы проектирования педагогических технологий

М-R– Резюме (обобщение)

М-K–Контроль (зачет)

Названия учебных элементов

УЭ-0– Введение в модуль. Цель изучения модуля.

УЭ-1– Понятие «игровые педагогические технологии»

УЭ-2– Классификация игровых технологий

УЭ-3– Психолого-педагогическое и научно-методическое обеспечение игровых технологий

УЭ-4– Психолого-педагогические принципы проектирования игровой технологии

УЭ-5– Основные этапы разработки и реализации игровой технологии

УЭ- R– Резюме, обобщение по модулю

УЭ- K– Контроль (итоговый) по модулю

Игра - конкурс «Поиграем в экономику»

Цель: способствовать формированию находчивости, сообразительности, экономической грамотности.

Задачи: 1. образовательная: закрепление и осмысление изученного материала;

2. развивающая: развивать познавательную активность и творческое начало личности, критического мышления и адаптивные возможности к изменяющимся внешним условиям;

3. воспитывающая: совершенствование методики воспитательного воздействия на личность обучающегося через групповые и игровые формы; воспитание интереса к игре, предмету экономике.

Ход игры-конкурса

I Вступительное слово учителя:

Сегодня мы встретились здесь, чтобы показать свои знания и выявить лучших знатоков экономики. За каждое задание игроки получают монетки. Та команда, у которой в итоге окажется больше всего монет - выиграет.

Давайте вспомним, что же такое экономика?

Первоначально слово «экономика» означало искусство ведения домашнего хозяйства. Сегодня слово «экономика» имеет гораздо более широкое значение. Экономикой можно назвать хозяйство отдельного региона, страны, мира. Экономикой называют все отношения в обществе, связанные с деятельностью людей. Наконец, экономика - это наука о том, как люди и общество в целом могут удовлетворять свои потребности в товарах и услугах, имея ограниченные ресурсы. Кто же впервые придумал слово «экономика»? (Аристотель).

Задание: Этот термин ввел в научный оборот философ древней Греции Аристотель, в переводе с древнегреческого термин означает «законы хозяйства». (Ответ: Экономика).

Сейчас мы с вами проведем экономическую викторину.

Вопросы:

1) Какое животное всегда при деньгах? (поросенок: у него есть пятачок)

2) Как называли на Руси купцов, изгнанных из гильдии за систематические обманы и обвесы покупателей? (разгильдяи)

3) Назовите мероприятия, где цену набивают молотком? (аукцион)

4) Кто считает миллионы тысячами? (миллиардер)

5) Какую страну называют «банкиром всего мира»? (Швейцарию)

6) «Кока-кола» по отношению к «пепси - кола» это кто? (конкурент)

7) Назовите любимую монету попугая капитана Флинта (пиастр)

8) Как называется лицевая сторона монеты?(аверс)

9) Как называется оборотная сторона монеты?(реверс)

10) Лицо торговой точки это что?(витрина)

11) Какое сказочное животное умело изготовлять монеты простым ударом копыт?(антилопа)

12) Какая русская народная сказка демонстрирует эффективность коллективного труда?(репка)

Вы должны разгадать шифр, в котором спрятаны слова, имеющие отношение к экономике:

ПАРТАЛАЗ (зарплата)

ОВОДРОГ (договор)

КАНОЭКОМИ (экономика)

ЙЦТОВФАРЫВ (товар)

Экономические загадки-добавлялки:

На товаре быть должна

Обязательна …(цена)

Коль трудиться круглый год

Будет кругленьким…. (доход)

Журчат ручьи, промокли ноги

Весной пора платить … (налоги)

Как ребенка нет без мамы,

Сколько купили вы колбасы,

Стрелкой покажут вам точно. .(весы)

Будут целыми как в танке,

Сбереженья ваши в …(банке)

Дела у нас пойдут на лад:

Мы в лучший банк внесли свой.. (вклад)

И врачу, и акробату

Выдают за труд …(зарплату)

Мебель купили, одежду, посуду

Брали для этого в банке мы …(ссуду)

На рубль - копейки, на доллары - центы

Бегут-набегают в банке.. (проценты)

Полностью урок можно скачать в начале страницы

Воспроизведение материалов на других сайтах возможно только с использованием гиперссылки на данную страницу или на главную страницу сайта

В данном разделе мы хотим вам предложить примеры экономических конкурсов и деловых игр, которые можно применять в работе со школьниками. Мы надеемся, что наши материалы будут полезны учителям экономики как в проведении занятий и итоговых уроков, так и в качестве основы для разработки собственных конкурсов и деловых игр по экономике. Большинство из предложенных нами разработок предназначены для работы в команде.

Ценность данной формы обучения, с нашей точки зрения, заключается в том, что это не только помогает учащимся лучше усвоить теоретические знания, научиться пользоваться этими знаниями, но и приобрести конкретный коммуникативный опыт, который может пригодиться им в дальнейшей жизни. Кроме того конкурсы и деловые игры - это хороший способ поддержать высокий познавательный интерес школьников к экономике.

Практически все предложенные материалы, которые были разработаны и использованы при проведении Сибириады "Шаг в мечту", являются авторскими разработками преподавателей учреждения дополнительного образования г. Бердска "Экономическая школа".

Список деловых игр:

Большая Экономическая игра

Деловая игра "Большая экономическая игра" (БЭИ) включает в себя серию экономических конкурсов, которые могут быть проведены как вместе, так и отдельно друг от друга. БЭИ - это командная игра, в которой может одновременно участвовать 4-9 команд. Данная деловая игра идеально подходит для итогового контроля знаний участников, так как позволяет за относительно короткое время реализовать задания разного уровня сложности и по разным темам.

Экономический марафон (в разработке)

Конкурс Экономический марафон (ЭМ) является командным и отличается более занимательным характером заданий, сочетающих в себе умственную и физическую нагрузку. В ходе игры дети должны пройти несколько этапов, где им выдаются различные задания. Основная задача - выполнить их как можно быстрее, набрав при этом максимально большее количество баллов. Данная деловая игра подходит для промежуточного контроля знаний учащихся и стимулирования интереса к предмету. Для проведения этой деловой игры желательно иметь возможность расположить этапы на значительной игровой площади.

Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» СБОРНИК ДЕЛОВЫХ ИГР по дисциплине «Экономическая оценка инвестиций» для студентов экономического факультета Челябинск 2010 Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» Составители Солодкина Л. А. - канд. техн. наук, доцент кафедры экономики и организации СХП (ЧГАА), Мешкова З. Б. – канд.экон.наук, доцент кафедры экономики и организации СХП (ЧГАА), Габсаликова Г.М. – ассистент кафедры экономики и организации СХП (ЧГАА) Печатается по решению редакционно-издательского совета ЧГАУ. Ответственный за выпуск – зав. каф. экономики и организации СХП канд. экон. наук, доцент Дорошенко Ю.В. Челябинский государственный агроинженерный университет, 2010 Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» ВВЕДЕНИЕ (по материалам сайта консалтинговой группы MD www.md-hr.ru) Метод деловых игр известен с 17-18 века и история его возникновения описана в литературе. Деловая игра этого времени определяется как “военная или предпринимательская”. Первое упоминание деловой игры значилось как “военные шахматы”, потом как “маневры на карте”. Интересно, что в 19 веке “военные игры должны были служить для того, чтобы разбудить внимание молодых военнослужащих и уменьшить трудности при обучении”. Один из прусских генералов применял игровой метод при обучении офицеров. Развитие предпринимательских игр продолжает традицию “плановых упражнений” военных. Впервые применение игр в хозяйственной сфере было осуществлено в СССР в 1932 году на Лиговском заводе пишущих машин для обучения персонала в условиях освоения новой продукции. Деловая игра, направленная на решение производственных проблем, была проведена в 1932 году Марией Мироновной Бирнштейн и называлась "Перестройка производства в связи с резким изменением производственной программы". Ее участниками стали студенты ВУЗов и руководители предприятий, играли в выходные дни на территории фабрики “Красный ткач”. Свободные высказывания участников, множество вариантов решения проблем, наработанные в ходе деловых игр, сделали этот вид деятельности опасным и не совместимым с режимом тотальной регламентации, и их судьба с 1938 г. замерла на десятилетия. Первая машинная игра была создана в 1955 году в США. Она имитировала снабжение баз ВВС. В 1955 г. Американская ассоциация управления разработала игру "Имитация решений в высшем управленческом звене" и испытала ее на ежегодном семинаре в Саранак Лейк в 1957 г. Там впервые появился термин "деловая игра". Уже через 10 лет они применялись почти во всех школах бизнеса. Первые игры не отражали процесс принятия решения, основное внимание уделялось выбору из альтернатив. Большая Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» часть из них - рыночные игры. Они, как правило, моделировали деятельность нескольких производящих какой-либо продукт и сбывающих его на рынке. Каждую компанию представляет команда игроков, которая принимает решения, по нескольким управляемым параметрам. Решения рассчитываются по некоторой математической модели, и игроки информируются о результатах своих действий. Затем широкое распространение получили внутрифирменные игры, включающие более выраженный драматический компонент. В них участники получали возможность развить управленческие навыки, обучиться принимать решения в сложных ситуациях с учетом многих факторов. В настоящее время количество деловых игр измеряется тысячами. Они различаются по масштабности имитируемых объектов (цех или отрасль), функциональному профилю (управленческие, рыночные, производственные и др.), особенности строения. В СССР игры снова стали применяться в 60-е годы. Было разработано около 800 игр, однако применялось очень малое их количество. Такое положение объясняется тем, что многие из учтенных игр устарели морально, некоторые включенные предъявленным к в каталоги, деловым играм, не соответствуют сконструированы требованиям, без учета психологических закономерностей. В 1970-80 годы в стране произошел всплеск деловых игр, различных по методике проведения. Это было связано с появлением понятия "человеческий фактор" как ведущего в эффективной организации производства, что где-то на 10 лет отстало от фундаментального западного понятия "человеческий ресурс". Введение целевого менеджмента, группового обучения рабочих, проведение игр в виде совещаний, а затем иных форм привлечения сотрудников к управлению организацией берет свое начало в модели "человеческие отношения". В этот период появляются целые школы обучающих игр: школа В.К.Тарасова (Таллин), эмоционально-игровая методика Е.В.Гильбо Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» (Ленинград), ролевые игры в тренинге, деловые игры в педагогике. Новаторами в методике преподавания деловых игр явились ВУЗы. Насчитывается более 1000 различных видов обучающих игр. В 1980-90годы в России наступил этап экономических реформ, связанный с введением новых форм хозяйствования, а затем появлением различных форм собственности. С помощью деловых игр выявлялись пути развития промышленных предприятий, варианты решения крупных региональных проблем, например, сохранения экологии озера Байкал. Игра проходила в течение 10 дней с участием специалистов разных профилей – биологов, экономистов, геологов и др. Эпоха выборов руководителей также не обошлась без игрового подхода, например, выборы руководителя на ВАЗе. Стали проводиться игры по поиску и решению конкретных проблем на предприятиях Севастополя, Омска, Владивостока, Северодвинска и др. С наступлением эпохи компьютеризации широкое распространение получили компьютерные игры, позволяющие получить необходимые навыки по различным специальностям, развить скорость мышления и реакцию. Сложность понятия "деловая игра" привела к несогласованности в многочисленных попытках его определения. В настоящее время деловую игру можно рассматривать и как область деятельности и научнотехнического знания, и как имитационный эксперимент, и как метод обучения, исследования, решение практических задач. Однако все это многообразие недостаточно представлено в существующих определениях деловой игры. Предлагается несколько вариантов:  Деловая игра - это анализ ситуации, в которую включены обратная связь и фактор времени.  Деловая игра - устройство для согласования хозяйственных интересов. воспроизведения процессов Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»  Деловая игра - это групповое упражнение по выработке последовательности решений в искусственно созданных условиях, имитирующих реальную производственную обстановку.  Управленческая имитационная игра - это имитационная модель функционирования организации.  Имитационная игра - игра, являющаяся имитационной моделью, которая предназначена для изучения процессов функционирования организационно-экономических систем.  Деловая игра - это своеобразная система воспроизведения управленческих процессов, имеющих место в прошлом или возможных в будущем, в результате которой устанавливается связь и закономерности существующих методов выработки решении на результаты производства в настоящее время и в перспективе.  Деловая игра - это творение игрового образа в ходе имманентного преодоления добровольно принятых правил. Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» Деловая игра №1 Оценка и пути улучшения инвестиционного климата сельского хозяйства России Цель деловой игры: определить инвестиционный климат сельского хозяйства России как отрасли народного хозяйства в текущем году, его изменение за несколько прошедших лет и прогноз на будущее. Изучить факторы, влияющие на изменение инвестиционного климата, проанализировать показатели, характеризующие инвестиционный климат. Предложить возможные пути улучшения инвестиционного климата. Участники деловой игры: 1. Две «команды» студентов по четыре человека в каждой. 2. Два студента – «независимые эксперты». 3. Остальные студенты – «аудитория для голосования». 4. Модератор – преподаватель. Правила игры: 1. «Командам» студентов заранее дается задание преподавателем подготовить презентацию и доклад на тему: «Оценка инвестиционного климата сельского хозяйства России» на основании следующей системы показателей. а) динамика макроэкономических показателей (таблица 1). Таблица 1 Динамика макроэкономических показателей Наименование показателя 200_ г. 1.Динамика реального объема произведенного ВВП в % к предыдущему году (валовой внутренний продукт в рыночных ценах), в том числе: - производство товаров, из них: промышленность; сельское хозяйство 2.Валовой региональный продукт (в текущих основных ценах; млн.рублей): -Российская Федерация; -Челябинская область 3.Валовой региональный продукт на душу 200_ г. 200_ г. 200_ г. Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» населения, руб.: -Российская Федерация; -Челябинская область 4.Динамика производительности труда в экономике Российской Федерации (в % к предыдущему году): - в целом по экономике; - сельское хозяйство 5. Продукция сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в фактически действовавших ценах; млрд. рублей; до 2000 г. - трлн. руб.), в том числе: - растениеводства; - животноводства 6.Динамика производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах; в процентах к предыдущему году) 7.Индексы физического объема инвестиций в основной капитал (в сопоставимых ценах): - в процентах к предыдущему году 8.Структура инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности (в процентах к итогу): - сельское хозяйство 9.Объем инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов, по видам экономической деятельности (млн.долл. США, в процентах к итогу): - сельское хозяйство 10. Реальная начисленная заработная плата, в процентах к предыдущему году б) состояние и развитие фондового рынка в РФ (таблица 2) Таблица 2 Состояние и развитие фондового рынка в РФ Наименование показателя 200_ г. 1.Число акционерных обществ, единиц 2.Значение индекса РТС (на конец года) 3.Значение индекса ММВБ (на конец года) 4.Количество размещенных на фондовом рынке акций, единиц 4.Количество размещенных на фондовом рынке облигаций, единиц 200_ г. 200_ г. 200_ г. в) Состояние и развитие банковского сектора (таблица 3) Таблица 3 Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» Состояние и развитие банковского сектора РФ Наименование показателя 200_ г. Число кредитных организаций, имеющих право на осуществление банковских операций - всего Число кредитных организаций c иностранным участием в уставном капитале, имеющих право на осуществление банковских операций Зарегистрированный уставный капитал действующих кредитных организаций, млн.руб Депозиты, кредиты и прочие привлеченные кредитными организациями средства, млрд.рублей - всего Кредиты, депозиты и прочие размещенные средства, предоставленные организациям, физическим лицам и кредитным организациям, млрд.рублей - всего 200_ г. 200_ г. 200_ г. Первой «команде» в презентации и докладе необходимо сделать упор на положительные тенденции в развитии и динамике показателей. Второй «команде» – на отрицательные. Обеим «командам» проанализировать причины того или иного изменения показателей, характеризующих инвестиционный климат АПК России. 2.В ходе проведения игры «команды» по очереди представляют доклад и презентацию на суд «независимых экспертов» и «аудитории» (остальных студентов). Распечатка презентаций должна быть у каждого «эксперта». 3.После представления докладов и презентаций «команд» выступают «эксперты» и выражают свою точку зрения по поводу степени благоприятности инвестиционного климата и возможных путей его улучшения. 4.После выступления «независимых экспертов» модератор ставит на голосование вопрос о состоянии инвестиционного климата в АПК РФ в настоящее время. «Аудитория» формирует мнение по этому вопросу, каждый студент записывает свое мнение и мнение «аудитории» в тетрадь. Литература 1.Официальный статистики www.gks.ru сайт Федеральной службы государственной Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» 2.Законы РФ, касающиеся инвестиций и инвестиционной деятельности. 3.Гражданский Кодекс РФ. 4.Книги и учебные пособия по финансам и биржевому делу. 5.Периодические издания по тематике Деловая игра №2 Характеристика инвестиционного проекта Цель деловой игры: закрепить теоретические знания по теме «инвестиционный проект», научиться классифицировать инвестиционные проекты по признакам. Участники деловой игры: 1.Все студенты группы 2.Модератор – преподаватель. Правила игры: 1.Заранее подобрать несколько примеров реальных инвестиционных проектов, используя материалы производственной практики, периодические издания (газеты, журналы, Internet), подготовить презентацию инвестиционных проектов по следующим признакам: 1)Объем инвестиций (капитальных вложений) в проект. Таблица 1 показатели инвестиции из собственных средств кредиты инвестиции, полученные государственного бюджета ИТОГО 1 год 2 год из 2)Субъекты инвестиционной деятельности по проекту. ..год t-й год Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» Таблица 2 субъекты инвестиционной деятельности инвестор заказчик исполнитель поставщик потребитель посредник наименование организации, предприятия, фирмы 3)Длительность реализации. Таблица 3 Календарный план проекта наименование этапа начало этапа окончание этапа 4)Необходимость участия иностранного капитала. Таблица 4 Иностранные инвестиции в проект Страна, организация ……………. ИТОГО % от общей суммы инвестиций Сумма инвестиций 5)Влияние на социально-экономическую среду региона или страны. Таблица 5 Аспекты влияния 1.создание новой отрасли 2.создание нового предприятия 3.вновь созданные рабочие места 4.сокращение рабочих мест 5.улучшение экологической обстановки 6.повышение культурно-образовательного уровня населения 7.расширение внешнеэкономической деятельности 8.укрепление продовольственной безопасности страны, Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» региона 9.расширение номенклатуры выпускаемой продукции 10.улучшение потребительских свойств и качества продукции 11.расширение сегментов рынка. 12.техническое перевооружение производства 13.внедрение новой технологии 14.соответствие культурным традициям региона 15.реконструкция существующего производства 2.После обсуждения сделать вывод о том, к какому типу инвестиционных проектов относится выбранный вариант и почему, вывод записать в тетрадь. Литература: 1. Материалы периодических изданий. 2. Журналы «АПК: экономика и управление», «Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, «Инвестиции в России». 3.Отчеты по практике, другие источники. Деловая игра №3 Составление декларации о намерениях Цель деловой игры: научиться составлять первый документ в инвестиционном проектировании – Декларацию о намерениях. Участники деловой игры: 1. 8 -10 «команд» студентов по два человека в каждой. 2. Два студента – «независимые эксперты». 3. Модератор – преподаватель. Правила игры: 1. Используя различные идеи инвестиционных проектов, составить Декларацию о намерениях, представить ее на суд «независимых экспертов» и модератора в виде презентации. Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» Примерный состав декларации о намерениях Заказчик (инвестор), его юридический адрес. Местоположение намечаемого к строительству объекта или реализации мероприятий. Срок строительства и ввода объекта в эксплуатацию или реализации мероприятий. Обоснование социально-экономической необходимости намечаемой деятельности. Примерная численность рабочих и служащих, источники удовлетворения потребности в рабочей силе. Потребность в сырье и материалах. Потребность в водных ресурсах (объем, количество, источник водоснабжения). Потребность в энергоресурсах (электроэнергия, топливо, тепло, пар), источники снабжения. Транспортное обеспечение. Обеспечение работников и их семей объектами жилищно- коммунального и социально-бытового назначения. Потребность в земельных ресурсах. Возможное влияние на окружающую среду: -наименование и количество ингредиентов-загрязнителей, -возможность аварийных ситуаций, -отходы производства, способы их утилизации. Предполагаемые источники финансирования намечаемой деятельности, учредители, пайщики, финансовые институты. Использование готовой продукции, реализация. 2. «Независимые эксперты» после изучения представленных Деклараций готовят заключение по каждой из них с указанием достоинств и недостатков, на основании заключений составляют рейтинг Деклараций. Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» Литература: 1.Материалы периодических изданий. 2.Журналы «АПК: экономика и управление», «Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, «Инвестиции в России». 3.Отчеты по практике, другие источники. 4. Алексанов Д.С., Кошелев В.М. Экономическая оценка инвестиций. – М.Колос-Пресс.2002. Деловая игра № 4 Денежные потоки при реализации инвестиционного проекта Цель деловой игры: научиться моделировать денежные потоки инвестиционного проекта от инвестиционной, операционной и финансовой деятельности по проекту. Задание: по данным реальных бизнес-планов или Декларации о намерениях построить денежные потоки от инвестиционной, операционной и финансовой деятельности по проекту. Рассчитать сальдо денежных потоков от каждого из трех видов деятельности по каждому шагу расчета. Подготовить презентацию «Денежные потоки инвестиционного проекта» Участники деловой игры: 1. 8 -10 «команд» студентов по два человека в каждой. 2. Два студента – «независимые эксперты». 3. Модератор – преподаватель. Правила игры. 1.Построить денежный поток от инвестиционной деятельности по проекту. Таблица 1 Денежный поток от инвестиционной деятельности по проекту Показатели Шаги расчета, t 0 1 … T Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» 1.Земля Отток Приток Отток Приток 3.Машины и оборудование, передаточные Отток устройства Приток 4.Нематериальные активы Отток Приток 5.ИТОГО вложений в основной капитал Отток (1 стр.+2 стр.+3 стр.+4 стр.) Приток 6.Прирост оборотных активов Отток Приток 7.ВСЕГО инвестиций, (5 стр. + 6 стр.) Отток Приток 8. САЛЬДО денежного потока от инвестиционной деятельности, (приток по стр.7 – отток по стр.7), Фи(t) 2.Здания, сооружения 2.Построить денежный поток от операционной деятельности по проекту. Таблица 2 Операционная деятельность по проекту Показатели 0 Шаги расчета, t 1 … T 1.Объем реализации продукции в натуральных единицах 2.Цена, руб/ед. 3.Выручка, т.руб. 4.Внереализационные доходы, т.руб. 5.Условно- постоянные затраты, т.руб. 6. Условно-переменные затраты, т.руб. 7.Амортизация зданий, т.руб. 8.Амортизация оборудования, т.руб. 9.Прибыль до вычета налогов, т. руб. 10.Налог на прибыль, т.руб. 11.Чистая прибыль (доход) (9 стр.-10 стр.), т.руб. 12.Амортизация (7 стр. + 8 стр.),т.руб. 13.Чистый приток (сальдо) от операционной деятельности, (11 стр. + 12 стр.), Фо (t), т.руб. 3.Построить денежный поток от финансовой деятельности по проекту. Таблица 3 Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» Финансовая деятельность по проекту Показатели Шаги расчета, t 1 … 0 T 1.Собственный капитал, руб. 2.Краткосрочные кредиты, руб. 3.Долгосрочные кредиты, руб. 4.Выплата процентов по кредитам, руб. 5.Погашение задолженности по основным суммам кредитов, руб. 6.Помещение средств на депозитные вклады, руб. 7.Снятие средств с депозитных вкладов, руб. 8.Получение процентов по депозитным вкладам, руб. 9.Выплата дивидендов, руб. 10.Сальдо денежного потока от финансовой деятельности (1 стр. + 2 стр. + 3 стр. - 4 стр. –5 стр. – 6 стр. + 7 стр. + 8 стр. – 9 стр.), Фф (t), руб. 2.«Независимые эксперты» после изучения презентаций готовят заключение по каждой из них с указанием достоинств и недостатков, на основании заключений составляют рейтинг инвестиционных проектов. Литература 1.Управление инвестициями. Справочное издание в 2-х т / Под ред. В.В.Шеремета. - М.: Высшая школа, 1998 . 2. Лившиц В.Н. и др. Оценка эффективности инвестиционных проектов.- М.: Дело, 2001 . Деловая игра № 5 Расчет показателей эффективности инвестиционного проекта Цель деловой игры: рассчитать показатели эффективности инвестиционного проекта и сделать выводы об эффективности проекта по известным критериям. Участники деловой игры: Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» 1.8 -10 «команд» студентов по два человека в каждой. 2.Два студента – «независимые эксперты». 3.Модератор – преподаватель. Правила игры. 1.Используя данные декларации о намерениях, денежные потоки инвестиционного проекта, рассчитать показатели эффективности, сделать выводы об эффективности инвестиционных проектов и составить рейтинг проектов. Рассчитать чистый доход ЧД. ЧД = Σ (Фi(t)), руб. Рассчитать ставку дисконтирования одним из известных методов. Рассчитать чистый дисконтированный доход. ЧДД = Σ (Фi (t) / (1 + Еi) t), руб. Рассчитать внутреннюю норму доходности проекта (ВНД) графическим методом. Срок окупаемости проекта простой и дисконтированный рассчитать графическим методом Индексы доходности а) индекс доходности затрат И1 = ΣП / ΣО б) индекс доходности инвестиций простой и дисконтированный ИД1 = 1 + (ЧД / К) Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» ИД2 = 1 + (ЧДД / К’) где К’ – инвестиционные затраты с учетом дисконтирования Подготовить презентацию «Показатели эффективности инвестиционного проекта» (таблица) Таблица 2 Показатели эффективности инвестиционного проекта Показатели эффективности чистый доход чистый дисконтированный доход внутренняя норма доходности срок окупаемости срок окупаемости с учетом дисконтирования индекс доходности затрат индекс доходности инвестиций индекс доходности инвестиций с дисконтирования Значение учетом 2.«Независимые эксперты» после изучения презентаций готовят заключение по каждой из них с указанием достоинств и недостатков, на основании заключений составляют рейтинг инвестиционных проектов. Литература 1.Управление инвестициями. Справочное издание в 2-х т. Под редакцией В.В.Шеремета. М.Высшая школа, 1998 . 2. Лившиц В.Н. и др. Оценка эффективности инвестиционных проектов. М. Дело.2001 . 3. Алексанов Д.С., Кошелев В.М. Экономическая оценка инвестиций. – М.Колос-Пресс.2002. 4.Сергеев И.В., Веретенникова И.И., Яновский В.В. Организация и финансирование инвестиций. - М.: Финансы и статистика, 2002 Деловая игра № 6 Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» Анализ чувствительности инвестиционного проекта Цель деловой игры: Научиться проводить анализ чувствительности проекта по коэффициенту эластичности, ранжировать исходные параметры проекта по степени их влияния на показатели эффективности проекта. Участники деловой игры: 1.8 -10 «команд» студентов по два человека в каждой. 2.Два студента – «независимые эксперты». 3.Модератор – преподаватель. Правила игры. 1.Используя результаты рейтинга инвестиционных проектов, составленного в предыдущих деловых играх, выбрать для проведения анализа чувствительности один инвестиционный проект. Рассчитать коэффициенты эластичности по чистому дисконтированному доходу при изменении следующих исходных параметров (таблица). Каждая команда производит расчет коэффициента эластичности по одному из вариантов. Таблица 2 - Исходные данные: № вар 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Исходный параметр Изменение исходного параметра, % Суммарные затраты на производство и +12 реализацию продукции Суммарная выручка от реализации -13 продукции Инвестиционные затраты +22 Процентная ставка по кредиту +35 Объем реализации продукции -21 Цена на продукцию +14 Стоимость машин и оборудования +23 Ставка дисконтирования -32 Условно-переменные затраты +25 Чистая прибыль +14 2.»Независимые эксперты» должны проанализировать результаты расчета коэффициента эластичности и проранжировать исходные параметры по степени их влияния на чистый дисконтированный доход. Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» 3. Предложить мероприятия по снижению риска возникновения неблагоприятной для проекта ситуации. Деловая игра № 7 Какие акции покупать? Цель деловой игры: Научиться проводить оценку эффективности финансовых инвестиций и инвестиционного портфеля предприятия. Участники деловой игры: 1.8 -10 «команд» студентов по два человека в каждой. 2.Два студента – «независимые эксперты». 3.Модератор – преподаватель. Правила игры. 1.Каждая команда рассчитывает рыночную стоимость акций по заданным модератором условиям. Вариант 1 Уставный капитал акционерного общества «А» составляет 10 млн.руб. На эту же сумму были выпущены акции номинальной стоимостью 1000 руб. каждая. Соотношение между обыкновенными и привилегированными акциями составило 85 и 15% соответственно. За 2010 г. акционерным обществом была получена чистая прибыль в размере 3 млн.руб., из которой 50% было направлено на выдачу дивидендов, из них 0,5 млн.руб. направили на выплату дивидендов по привилегированным акциям, а остальную сумму на выплату дивидендов по обыкновенным акциям. Определить рыночную стоимость обыкновенных акций на конец 2010, если известно, что процент по кредитам банков составлял в 2010 году 25%. Вариант 2 Уставный капитал акционерного общества «Б» составляет 100 млн.руб. На эту же сумму были выпущены акции номинальной стоимостью 10000 руб. Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» каждая. Соотношение между обыкновенными и привилегированными акциями составило 95 и 5% соответственно. За 2010 г. акционерным обществом была получена чистая прибыль в размере 38 млн.руб., из которой 50% было направлено на выдачу дивидендов, из них 6,5 млн.руб. направили на выплату дивидендов по привилегированным акциям, а остальную сумму на выплату дивидендов по обыкновенным акциям. В 2010 году чистая прибыль акционерного общества составила 3,5 млн.руб. Она была распределена следующим образом: 0,6 млн.руб. на выплату дивидендов по привилегированным акциям, 1,2 млн.руб. на выплату дивидендов по обыкновенным акциям, остальная часть пошла на развитие производства. Определить рыночную стоимость обыкновенных акций на конец 2010, если известно, что процент по кредитам банков составлял в 2010 году 25%. Вариант 3 Уставный капитал акционерного общества «В» составляет 25 млн.руб. На эту же сумму были выпущены акции номинальной стоимостью 1000 руб. каждая. Соотношение между обыкновенными и привилегированными акциями составило 75 и 25% соответственно. В 2010 году чистая прибыль акционерного общества составила 8,5 млн.руб. Она была распределена следующим образом: 2,6 млн.руб. на выплату дивидендов по привилегированным акциям, 5,2 млн.руб. на выплату дивидендов по обыкновенным акциям, остальная часть пошла на развитие производства. Определить рыночную стоимость обыкновенных акций на конец 2010, если известно, что процент по кредитам банков составлял в 2010 году 25%. Вариант 4 Уставный капитал акционерного общества «Г» составляет 6 млн.руб. На эту же сумму были выпущены акции номинальной стоимостью 1000 руб. Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» каждая. Соотношение между обыкновенными и привилегированными акциями составило 85 и 15% соответственно. За 2010 г. акционерным обществом была получена чистая прибыль в размере 1,8 млн.руб., из которой 60% было направлено на выдачу дивидендов, из них 0,3 млн.руб. направили на выплату дивидендов по привилегированным акциям, а остальную сумму на выплату дивидендов по обыкновенным акциям. Определить рыночную стоимость обыкновенных акций на конец 2010, если известно, что процент по кредитам банков составлял в 2010 году 25%. Вариант 5 Уставный капитал акционерного общества «Д» составляет 15 млн.руб. На эту же сумму были выпущены акции номинальной стоимостью 1000 руб. каждая. Соотношение между обыкновенными и привилегированными акциями составило 95 и 5% соответственно. В 2010 году чистая прибыль акционерного общества составила 9,0 млн.руб. Она была распределена следующим образом: 1,6 млн.руб. на выплату дивидендов по привилегированным акциям, 4,2 млн.руб. на выплату дивидендов по обыкновенным акциям, остальная часть пошла на развитие производства. Определить рыночную стоимость обыкновенных акций на конец 2010, если известно, что процент по кредитам банков составлял в 2010 году 25%. Методические указания к решению 1.Определить ставку дивиденда как отношение суммы дивиденда на одну акцию к ее номинальной цене. 2.Опредлить курс акции как отношение ставки дивиденда к процентной ставке по кредитам. 3.Определить рыночную стоимость акций. Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» Вариант 6 Определить оптимальную структуру инвестиционного портфеля по доходности, если известны следующие данные. Акции Соотношение акций компаний 1 2 3 А 0,4 0,1 0,3 В 0,2 0,6 0,4 С 0,1 0,2 0,1 К 0,3 0,1 0,2 Акции имеют следующие инвестиционные характеристики: -акции компании А – доходность без учета риска 20%, коэффициент  - 1,25 -акции компании В – доходность без учета риска 12%, коэффициент  - 0,75 -акции компании С – доходность без учета риска 25%, коэффициент  - 1,25 -акции компании К – доходность без учета риска 10%, коэффициент  - 0,5 Средняя доходность фондового рынка 18%. Литература 1.Д.А.Ендовицкий, Л.С.Коробейников, Е.Ф.Сысоева. Практикум по инвестиционному анализу. М. Финансы и статистика, 2001. Редактор Редакционно-издательский отдел Челябинской агроинженерной академии, г.Челябинск, пр.Ленина, 75 Формат 60х84/16 Объем_______уч.изд.л. Тираж 100 экз. Заказ_______ ООП ЧГАА государственной

Статьи по теме: