Игры с крупой для детей младшего возраста. Игры с крупами – в чем польза? Чтобы получить печатные материалы для игр, можно

В этой статье:

Три первых месяца для ребёнка полны тяжелой борьбы за самостоятельное существование. Конечно, это не значит, что к 4 месяцам малыш встанет на ноги, помашет вам ручкой и пойдёт по своим делам, но многие проблемы с взрослением остаются навсегда позади: у малыша пропадают колики, устанавливается здоровый ночной сон, с детьми в 4 месяца можно играть и они осознанно радуются вашему присутствию, воспринимают настроение, стараются отвечать вам гулением и агуканьем. Малыш в 4 месяца узнаёт родственников, знает бабушку и дедушку и с удовольствием проводит с ними время, пока вас нет дома.

Родителям важно знать, что должен уметь ребёнок в 4 месяца, чтобы вовремя увидеть возможные проблемы своего ребёнка, при необходимости посоветоваться с врачом и сделать его развитие более гармоничным.

Основные навыки малыша в 4 месяца

Ребёнок в 4 месяца вполне должен уметь опираться на ручки и, лёжа на животе, держать головку, поворачивать ее в сторону звуков. Сейчас ваши сыночки и дочки похожи на маленьких эльфов, пришедших к вам из волшебной сказки. Они милы, смешны, подвижны, беззаботны и очень нуждаются в тепле и любви родительских сердец.

Когда малыш не спит, ему необходимо движение – в этом сейчас заключается его развитие. Лёжа на спине, он должен уметь двигать конечностями и стремиться поворачиваться. Ребёнок ведёт себя как маленькая черепашка. Машет ручками, дрыгает ножками, вертит головой и издаёт смешные звуки. Если в доме появился незнакомый человек, малыш на некоторое время затихает, долго разглядывает незнакомца, не подаёт признаков радости.

Если же к ребёнку подходит родственник, он радостно начинает свои всевозможные телодвижения, и на его лице появляется лучезарная улыбка. В 4 месяца малыш знает голос и запах мамы – понимание её образа есть в нескольких вариантах. Но если мама сделает модную прическу или стрижку, придётся несколько минут убеждать малыша, что это именно мама, а не чужая тётя с похожим голосом. Ребёнок ещё не должен уметь определять цвет волос и форму относительно мамы или папы: для него это отдельные вещи. Развитие малыша не позволяет распознавать родственников по чертам лица, ему нужны конкретные факты: тот же цвет волос или очки (если есть).

Лёжа на животике, четырёхмесячный малыш должен уметь дотянуться до любимой игрушки и притянуть её к себе, взять в рот, облизать, «поговорить» с ней. Некоторые дети активно переворачиваются набок, а некоторые уже стремятся видеть мир вертикально и стараются присесть. Делать это пока очень рано, особенно девочкам.

Формирование позвоночника и внутренних органов ещё не завершилось, поэтому не спешите радостно усаживать ребёнка на попу.
Выход можно найти всегда: соорудите гору из подушек и уложите ребёнка почти вертикально на подъёме. Это ему очень понравится.

Ребёнку интересно наблюдать за движениями. Он знает семейное животное (собаку и кошку), тянет к ним руки, издаёт звуки при их появлении в комнате. Если включить музыку, малыш замрёт и станет прислушиваться, распознавая отдельные «пиликанья» и удары. Если песня «нам» понравилась, будут эмоциональные выплески звуков, радостные всхлипывания и подергивания конечностями. Такое поведение говорит о том, что развитие идёт в правильном направлении.

Если малыша взять на руки, вы устроите ему настоящий праздник дня. Ведь именно из этого положения ему становится всё удобнее познавать мир, вертеть головой, дотягиваться до интересных и «вкусных» вещей, тянуть людей за волосы.

Ребёнок в 4 месяца должен уметь внимательно слушать и стараться копировать. Он тянется к повторению мимики и ответной реакции на разговор. Он внимательно рассматривает и ощупывает лица родственников. Если с ним начать разговор, поднимает брови и вытягивает губы, начинает «агукать» в ответ. Ребёнок знает своё имя, понимает, когда обращаются к его родителям.

Если вы заметили отклонения…

Опасения родителей в отклонениях у любимого ребёнка – это нормальная реакция заботливого взрослого человека. Не стесняйтесь по любому поводу обращаться к участковому врачу или ведущему частному терапевту. Даже незначительный вопрос может оказаться своевременным и в тему. Развитие четырёхмесячного ребёнка – процесс тонкий, и если это развитие вовремя скорректировать, ребёнок будет защищен от многих психологических потрясений в будущем. Конечно, не стоит не спать ночами, не отводя взгляд от сладкого малыша, и переходить на самостоятельное изготовление еды и витаминов для ребёнка во избежание чего-то плохого.

Миллиарды людей вырастают полноценными гражданами своих стран, и многие из них появляются в семьях, где нет возможности обеспечить ребёнка необходимой медицинской помощью и даже элементарным комфортом дома. Все решает родительская любовь и забота. Так что если вы ясно видите, что ваш ребёнок весел, постоянно в движении (чем и заменяет свои положительные эмоции) , хорошо ест, спокойно спит, обращает внимание на рекламу и мультфильмы, имеет нормальный стул и без проблем наполняет памперс после питья, то у вас вполне здоровый и счастливый ребёнок.

Если же малыш вялый, плохо поворачивается набок или не поворачивается вовсе, постоянно хочет спать и мало ест, если появился стул зелёного или тёмного цвета или же понос, то обратитесь за помощью к специалисту. Вполне возможно, что ребёнку не хватает каких-то витаминов. Если выявится проблема серьёзнее, вы получаете шанс пресечь её на корню, не развивая дальше 4-месячного возраста.

Ребёнок 4 месяцев и внимание родителей

Четырёхмесячный малыш остро чувствует атмосферу в семье и настроение родителей. Развитие позволяет ему без труда понимать настроение взрослого. Активность его жизнедеятельности может снизиться из-за нездоровой атмосферы в семейном кругу. Будьте внимательны и заботливы друг к другу, относитесь с любовью ко всему происходящему вокруг. Покажите малышу, что он желанный, любимый и важный член семьи. Играйте с ним, чаще берите на руки. Если выдалась свободная минутка, подходите и узнавайте, как у него дела. Осознание своей необходимости вашей семье даст ребёнку дополнительную энергию. И даже если малыш почувствует недомогание, оно быстро исчезнет, замещённое родительской любовью.

Во время обязательных процедур разговаривайте с малышом, комментируйте, что сейчас вы его купаете, моете ручки, попку, умываете личико. Когда одеваетесь на прогулку, рассказывайте, как красиво наряжаете своего малыша и как весело вам сейчас будет на свежем воздухе. Не оставляйте без внимания массаж и сказки на ночь.

Сон, питание, прогулки

В возрасте 4 месяцев ребёнок должен спать 1-2 раза в день по 30-40 минут и один полноценный раз 1-2 часа. Ночной сон становится продолжительным, поскольку ребёнка ничего не беспокоит. Если ребёнок остаётся на грудном вскармливании, ночами он просыпается от голода всё реже. Если перед сном мама уединится с малышом и основательно его накормит, сил для сна ему хватит на 6-8 часов. К радости родителей и самого ребёнка, в 4 месяца можно вводить интересный прикорм: мятый банан с молоком, жидкие каши, перетёртые овощи.

В современном мире огромное количество разработок детского питания в удобных упаковках по порциям с набором всех необходимых микроэлементов, полезных для подрастающего организма. Но в любом случае, избегая возникновения аллергии, старайтесь давать своему малышу новые блюда не более раза в сутки. Это нужно для выявления отторжения организмом того или иного продуктов. Несмотря на полезность ряда овощей, у малыша может возникнуть личная непереносимость продукта. Если накормить его всем и сразу, то невозможно будет понять, на что появилось высыпание, неправильный стул, другие нежелательные реакции.

Прогулка нужна ребёнку для развития иммунитета и нервной системы. Чаще всего на прогулке дети просто спят. Реже – наблюдают за птичками, интересуются прохожими, разговаривают на своём языке. На прогулку теперь нужно брать с собой бутылочку с водой, бутылочку с соками, баночку каши или овощей для подкрепления. Если погода позволяет, гулять можно по часу и по два, но не отходя слишком далеко от дома.

Ребёнок может почувствовать себя неважно или захотеть вернуться в свою кроватку. Это желание сопровождается оглушительными криками, которые невозможно унять соской, едой или мамиными уговорами. Несмотря на то, что ребёнок может спать во время прогулки, после прогулки, приняв правильную гигиену и пообедав, он может снова погрузиться в сладкий сон. Не стоит ждать, пока он выспится полностью, иначе рискуете перепутать день и ночь. Достаточно дать ему отдохнуть в стенах дома до 30 минут, после нежно разбудить маминым массажем и весёлыми песенками.

Посещения врача и первые прививки

Ежемесячные посещения врача очень нужны и маме, и малышу. Врач измеряет рост и вес малыша, делает общий осмотр и записывает показатели в карту ребёнка для сравнения и наблюдения за нормальным развитием. Также на приёме проверяются все приобретённые навыки, записывается, что должен уметь малыш:

  • поворачиваться набок и переворачиваться на спину или на живот;
  • держать голову;
  • реагировать на звуки и голоса;
  • реагировать на оклик по имени.

Также врач проверит:

  • мышечную реакцию;
  • хватательные движения;
  • общие рефлексы малыша.

При недостатке функциональности обязательного процесса, который должен выполнять ребёнок в 4 месяца, врач назначает лечение. Это может быть массаж, витаминный комплекс, посещение терапевта. Также вас могут направить на дополнительные анализы.

Если же с вашим малышом всё в порядке, вы можете быть свободными от врачей ещё месяц, наслаждаясь компанией друг друга и обучая свою крошку новым делам, открывая ему взрослый мир с разных сторон. Здоровый и счастливый ребёнок с удовольствием тянется к знаниям, быстрее развивается и редко болеет.

С четвертым месяцем в жизни крохи наступают новые этапы развития: больше эмоциональных проявлений, новые физические умения, первые стремления и уже маленькие победы. Пик формирования системы пищеварения позади, мучительные все меньше одолевают ребенка, поэтому остается больше сил и настроения для изучения ещё такого неопознанного мира вокруг.

Физиологическое развитие на 4 месяце жизни

Рост и вес

Переступив рубеж четырех месяцев, чадо продолжает активно набирать вес. Несмотря на новые умения, физическая активность все также не велика, поэтому прибавка в весе может составить от 600 до 750 гр. Согласно стандартным параметрам вес должен приблизиться к границе 6-7 кг, а рост к отметке до 65 см.

Рефлексы

На фоне постоянного развития, старые навыки и рефлексы новорожденного постепенно сменяются новыми, более совершенными. Среди них:

  • Хватательный рефлекс Робинсона. Ранее он носил безусловный характер, но к 4-м месяцам малыш осознанно тянется к предметам в поле зрения, хватает их и старательно удерживает. От степени проявления этого рефлекса зависит дальнейшее развитие мелкой моторики у ребенка.
  • Ползание по рефлексу Бауэра. Раньше кроха пытался ползать, когда чувствовал опору у ножек. Но на момент исполнения 4-х месяцев эти стремления забываются: рефлекс или угасает вовсе, или малыш пытается ползти уже без чьей-либо помощи.
  • Автоматический рефлекс Моро. У большинства детей к этому возрасту данный рефлекс уже не проявляется. Ранее его можно было вызвать резким хлопком или ударом по поверхности. Выражался он в разведении ручек в сторону и разжимании кулачков, а затем возвратом в исходное положение.

В 4 месяца малыш должен полностью избавиться от двух рефлексов-раздражителей:

  • Рефлекс Переса, который при ведении по позвоночнику с легким нажатием пальцев вызывает у ребенка крик, разгибание туловища и конечностей.
  • Рефлекс Галанта, который при раздражении кожи по линии позвоночника провоцирует изгиб спины, а иногда и разгиб ноги на той стороне, где проводят пальцами.

Состояние этих рефлексов проверяет непосредственно педиатр и в случае их наличия направляет на консультацию к невропатологу.

Помимо отсутствия определенных рефлекторных реакций, признаками здорового развития малыша являются приобретенные способности. К ним относятся:

  • Перевороты тела как на живот, так уже с него обратно на бок и спинку.
  • Опора на ладошки в положении лежа на животе. При этом удержание головы должно быть уверенным и продолжительным (не менее 15 мин).
  • Стремительные толчки от твердой поверхности пальчиками на ногах, когда малыша держат за подмышки.
  • Отсутствие тонуса в ручках. На ножках он все еще может проявляться, ведь большая часть активности в этот период приходится именно на них.
  • Хватание и удерживание предметов 20-30 секунд. У крохи уже должно быть понимание, что при движении погремушки она будет издавать звуки.
  • Активное участие в кормлении: малыш стремится поддерживать бутылочку или держаться за грудь.
  • Первые умения управлять своими ручками: тянуться и трогать окружающие предметы, осознанно засовывать пальцы в рот.
  • Раскрытие ладошек и разжимание пальчиков.
  • Умение садиться, когда его приподнимают за ручки. На данном этапе развития усердствовать с высаживанием не стоит, так как позвоночник все ещё только укрепляется.

  • Ребенок становится все активней и более эмоционально реагирует на голос мамы: оживленно дергает ножками и ручками, радостно улыбается или даже смеется, по-своему с ней болтает. Такие проявления могут наблюдаться и как реакция на новые игрушки или людей.
  • Малыш начинает понимать как его зовут, поэтому следует почаще к нему обращаться в третьем лице. В ответ на разговоры с ним, ребенок должен отвечать первыми звуками: преимущественно протяжными гласными, но элементы твердых согласных также могут иметь место.
  • Кроха начинает запоминать очередность каждодневных действий, понимать, что будет после того или иного события. К примеру, терпеливо ждать после купания массажа; при одевании понимать, что планируется поход на улицу; при виде груди успокаиваться в преддверии кормления.
  • У него появляются первые чувства: ему бывает обидно, страшно, весело, грустно и даже интересно или скучно.
  • Малыш начинает испытывать любопытство к собственному телу. Так, он внимательно изучает свои ручки, трогает личико, ушки или голову, даже узнает себя в зеркале и с интересом наблюдает.
  • Он уже легко узнает своих близких, требует их внимания, особенно мамы. С ней у младенца по-прежнему сильная связь, поэтому ему необходим постоянный контакт: как в плане прикосновений и поглаживаний, так и в эмоциональном аспекте. Мама должна понимать, что и радость, и грусть ребенком моментально чувствуется — от этого зависит его настроение.
  • При виде ранее не знакомых людей, ребенок ведет себя довольно осторожно, внимательно изучая новые лица. Такая же реакция может наблюдаться, если кто-то из членов семьи будет в шапке, капюшоне или солнечных очках, ведь чадо в таком виде их не узнает. А сняв такую «маскировку», можно наблюдать яркие эмоции удивления в виде звуков, мимики и активных телодвижений.
  • В четыре месяца у малыша активно совершенствуется восприятие окружающего мира на зрение и слух. Теперь он не только пристально наблюдает за движущимися игрушками в поле его зрения, а ещё и запоминает их. А если показать чаду, как грохочет погремушка, а затем пошуметь ею в другой стороне – он будет поворачивать голову на слух в поисках знакомого звука.

Зрение

Помимо усиленной внимательности, ребенок начинает интересоваться цветами. Первыми он будет замечать красочные и сочные цвета, такие как солнечный желтый или сочный красный. Менее насыщенные оттенки (зеленые, голубые и синие тона) также приковывают его взор к себе, но в меньшей степени. Поэтому выбирать новые игрушки следует исходя из этих предпочтений: яркие, но не смешанные друг с другом цвета. Малыш лучше воспримет развлечение, если в составе игрушки будет не более 4 оттенков, а иначе он быстро утомится и потеряет интерес.

Слух

Настал тот период, когда ребенок усердно прислушивается к звукам вокруг него, различая голос папы и мамы, начиная вертеть головой в поиске их самих. Прислушиваясь к мелодии или песни, он уже проявляет свою симпатию или, наоборот, недовольство по поводу услышанного. Крохе в таком возрасте более приятны ритмичные темпы, чем высокие звучания, так как его слух воспринимает только пару тонов из всего возможного спектра. Четко слышимый ритм сыграет успокаивающий эффект и даст возможность добавить элемент игры в виде движений ручками и ножками под такт музыки.

В 4 месяца у младенца наступает этап, когда ему так необходимо постоянное общение. От этого зависит, когда наступит начало его будущих первых слов и предложений. Поэтому родителям необходимо стать более общительными: объяснять словами любое действие, рассказывать о совместных планах на сегодня, описывать происходящие вокруг ситуации. Эффективным будет чтение первых книжечек с большими картинками или использование карточек со словами и иллюстрациями к ним.

В свою очередь, кроха будет отвечать на услышанные речи своим языком. Чтобы он начал пробовать повторять за мамой, ему необходимо показать, как это делается: надо подождать пока он закончит «свое предложение», а затем воспроизвести его звуки. Таким образом у ребенка вырабатывается навык подражания речи, который поможет ему легче научиться говорить.

Отсутствие навыков: что должно насторожить

Каждый ребенок склонен к своему индивидуальному развитию. Поэтому у одних детей перечисленные способности возникают раньше, у других проявляются позднее. Это не всегда является поводом для беспокойства, но стоит знать отсутствие каких умений должно привлечь внимание. Тревожными знаками являются отсутствие:

  • Хватания и удержания даже самых легких предметов в ручке.
  • Попыток перевернуться на живот или неудачные стремления.
  • Начальных поднятий на ручках в положении лежа на животе.
  • Уверенного держания головы, когда малыша приподнимают за ручки.
  • Элементарных эмоций и реакций на внимание, разговоры и игры: удивления, восторженности, грусти, улыбок, смеха.
  • Уверенной стойки на пальчиках ног, если кроху придерживая поставить.

Режим кормления и сна

При грудном вскармливании

Детей на ГВ следует кормить по уже выработанному индивидуальному графику: . В этом возрасте уже нет необходимости тщательно отмерять количество съеденного или проверять жирность молока. Если малыш каждый день прибавляет в весе, то получаемой им еды вполне достаточно.

При правильном , ее молоко содержит все необходимое для крепкого здоровья ребенка, поэтому вводить прикорм нет необходимости. К дополнительной пище в виде фруктовых пюре и соков прибегают в отдельных случаях после рекомендации педиатров. Если в развитии и росте крохи нет никаких особенностей, то повышать риск аллергий и проблем с пищеварением из-за новой еды не стоит.

Для будущего прикорма лучше всего использовать овощные продукты в виде пюре. Микроэлементы и витамины, содержащиеся в них, нужнее детскому организму, чем во фруктовой пище. К тому же, многие малыши не принимают менее вкусные овощи после того, как распробуют сладкое пюре из фруктов.

При искусственном кормлении

Если рацион у малыша состоит из молочной смеси, то с 4-х месяцев можно ввести соки. Вводить этот новый для детского животика продукт следует постепенно, не более 30 гр в день в разбавленном виде.

Периодичность и количество потребляемой смеси зависит от динамики набираемого веса. В среднем, к четырем месяцам ребенок должен кушать 5-7 раз за день и съедать 150 гр за одно кормление.

Сон

Нормой для достаточного отдыха и полного восстановления детских сил считается сон, который длится не менее 13-15 часов. К 4-м месяцам количество ночных кормлений должно сократиться до 1-2 раз, а суммарный сон должен составлять 10 часов. Если малыш уже спит всю ночь и просыпается лишь под утро – это является естественным явлением и не считается отклонением от нормы. Остальные 3-5 часов припадают на дневной отдых и сон во время гуляния.

К этому возрасту пора приучить малыша к режиму дневного сна. Тогда он будет легче засыпать и лучше спать, что предотвратит его переутомление и сбои в ночном сне. Также важно оптимальное время для укладывания, которым считается период с 7 до 9 часов вечера.

В 4 месяца ребенок напрямую зависит от контакта с мамой. Это же касается и развития его новых умений и навыков. Поэтому так важно брать малыша с собой, а не оставлять в манеже или в кроватке. К примеру, взять его с собой на кухню в коляске или слинге и, делая домашние дела, рассказывать ему все детали. Использование для этих целей кенгуру не рекомендуется до 6 месяцев , когда спинка ребенка окрепнет.

Следует постоянно говорить с младенцем, активно вести диалог. Крохе очень важно понимать и чувствовать, что он не только услышан, а является одним из главных действующих лиц разговора. Поэтому ему будет очень интересно послушать, как используется тот или иной предмет, какого он цвета, что еще бывает такого цвета. Если предмет безопасен, то можно разрешить малышу его пощупать и попробовать на вкус. Он будет рад таким новым нестандартным игрушкам. Тем более такие предметы или самодельные игрушки из бечевок, завязанных в узелки, меха и гладких тканей хорошо развивают моторику и дарят радость новых ощущений.

Развивающие игры с ребенком

В привычный режим дня можно включить такие игры:

  • С элементом неожиданности в конце: всем известные «Коза рогатая» или «По кочкам, по кочкам». Они вырабатывают реакцию ребенка.
  • Для развития координации и ориентации: «Ку-ку». Лучше всего прятаться с одной, а появляться с другой стороны от малыша, чтоб он поворачивал голову на звук.
  • Для развития мышц ручек: «Ладушки». Надо показать крохе, как можно раскрывать ладошку во время хлопков, чтоб позже он сам тренировал разжимания.
  • Включающие легкий массаж: «Сорока-ворона». В процессе игры затрагиваются все точки на ладошке и пальчиках, а ведь каждая из них отвечает за определенный орган. Так, в центре находится точка кишечника, мизинец определяет сердце, на безымянный палец спроецирована точка нервной системы, средний отвечает за печень, указательный за желудок, а на большом пальце разместилась точка головного мозга.

Для полноценного развития малыша лучше использовать все методы в комплексе. Также стоит продолжать массаж после купания, добавлять новые упражнения, аккуратно закаливать маленький организм. Все это поможет ему быстрее и легче научиться новому и порадовать родителей.

Современные мама и папа внимательно следят за развитием своего малыша, поэтому каждому из них нужно знать, что должен уметь . Конечно, нельзя утверждать, что все дети развиваются одинаково. Но в целом большинство из них осваивают определённые навыки к этому возрасту.

Конечно, некоторые из них могут несколько опаздывать в развитии. Но это никак не повод паниковать. Наоборот, родители должны помочь своему малышу развиваться правильно.

В 4 месяца ребёнок начинает стремительно развиваться. И мальчик, и девочка учатся новому и приобретают много полезных навыков.

Физиологическое развитие

Развитие ребёнка в 4 месяца не должно слишком беспокоить его родителей. Достаточно следить за его весом и ростом. Мальчики в этом возрасте прибавляют около 2,5 сантиметров в росте и достигают 61,5–66 сантиметров. Девочки вырастают на 2 сантиметра, их рост составляет 59–64 сантиметра.

В весе дети должны набрать примерно одинаковое количество граммов – около 700. Особо педантичным родителям пригодится таблица, в которую они будут записывать вес и рост своего крохи в каждый период его жизни.

В этом возрасте малыш становится всё более активным и подвижным. Количество его навыков стремительно растёт. Спинка у крохи ещё недостаточно крепкая для сидения, но это не мешает ему постоянно пытаться принять вертикальное положение. Для этого ребёнок всё время подтягивается на ручках. Малышу нравится чувствовать движение. Он постоянно двигает ножками и ручками и очень любит, когда его поднимают вверх.

К 4 месяцам у ребёнка сокращается длительность сна. Днём он теперь спит не более трёх раз. Промежуток бодрствования продлевается до двух часов, иногда – дольше. Карапуз уже не засыпает сразу же после кормления, он готов играть и познавать мир.

В 4 месяца что только не интересует вашего малыша! Он быстро растёт, поэтому весь окружающий мир очень интересует его. Карапуз пытается дотянуться до любимой игрушки или до ближайшего яркого предмета. Родители должны быть очень внимательны к его движениям, следить, чтобы не приключилось беды.

Зрительные функции

  • Кроха уже начинает различать формы предметов и цвета; ему нравятся определённые игрушки, которые он с удовольствием рассматривает.
  • В это время развивается зрительная память. Малыш может внимательно рассматривать какой-то один предмет, а потом переводить взгляд на другой.
  • Перед началом 5 месяца он уже понимает разницу между объёмными и плоскими фигурами.

Изменения в области слуха

  • Слух завершает своё формирование: услышав резкий звук, малыш оборачивается в его сторону.

Ребёнок слушает речь взрослых, прислушивается к интонациям.

  • Малыш начинает отличать спокойные мелодии от быстрых ритмов.
  • При резком звуке кроха пугается и широко открывает глаза.

Развитие речи

  • Родители могут радоваться первым звукам, ведь именно в четыре месяца кроха начинает агукать.
  • Простые звуки ребёнок складывает в более сложные, но это ещё не значит, что он начинает разговаривать.
  • Довольный 4-месячный ребёнок может заливисто смеяться.

Кроме того, появляется ещё одна немаловажная особенность, которая очень обрадует уставших родителей: малыш начинает хорошо спать ночью. Он может не просыпаться всю ночь.

Ключевые навыки четырёхмесячного ребёнка

Что должен уметь делать ребёнок в 4 месяца? Нужно отметить тот факт, что дети в этом возрасте начинают активнее взаимодействовать с окружающим миром. Это возможно из-за улучшения работы опорно-двигательного аппарата, развития нервной системы. Итак, что умеет ребёнок в 4 года (или что он должен уметь):

  • Когда исполняется ребёнку 4 месяца, его хватательный рефлекс немного слабеет и хватание происходит осознанно. До этого малыш сжимал свой кулачок рефлекторно, для этого нужно было лишь поднести какой-либо предмет к его ладошке. Но в возрасте четырёх месяцев ребёнок должен делать это сознательно, то есть только тогда, когда ему это на самом деле нужно. Этот навык – огромный прогресс в развитии малыша, так как именно в это время кроха начинает управлять собой, своим телом, вырабатывает координацию движений. Сознательное хватание предмета – это совсем новый процесс для ребёнка. Когда его интересует игрушка, то он самостоятельно берёт её. А для этого необходимо запустить в действие множество новых нервных импульсов.
  • Ребёнку становятся интересны разнообразные предметы. Теперь малыш может проделывать различные манипуляции, рассматривать игрушку, тянуть её в рот. Кроме того, дети должны пытаться постучать этим предметом, выдать из него некий звук. Родителям не стоит постоянно запрещать малышу отправлять все предметы в рот. Такое поведение – естественный этап в его развитии, таким образом он познает этот мир.
  • Четвёртый месяц жизни ребёнка подразумевает овладение новыми навыками. Теперь малыш может поворачиваться не только на живот, но и обратно на спинку. В этом возрасте родители опасаются падений, а поэтому часто перемещают малыша с кровати на пол. Но это совсем не мешает ребёнку изучать мир вокруг. Наоборот, теперь перед ним открывается новый огромный мир, где можно найти большое количество интересных предметов. И важно, чтобы никакой из них не мог нанести вреда маленькому исследователю.

  • Во время лежания на спине малыш может пробовать приподнимать плечи и головку. Некоторым родителям это может показаться попыткой сесть. Но это не так. Это умение вырабатывается по-другому. В большинстве случаев малышу проще научиться садиться с бока.
  • Ещё совсем недавно считали, что приобретённые навыки у ребёнка в 4 месяца уже позволяют ему сидеть. Но современные педиатры и ортопеды не рекомендуют сажать ребёнка насильно. Стоит ждать до тех пор, пока кроха сделает это самостоятельно. Категорически не рекомендуется насильно сажать ребёнка и обкладывать подушками.
  • Новое умение получает малыш в положении лёжа. Речь идёт об умении ползать. 4–5 месяц в развитии детей не может обойтись без этого навыка. Четырёхмесячный малыш может отталкиваться ножками, приподнимать попку. Некоторые дети уже вовсю ползают по-пластунски. Очень интересно, что многие дети с большим удовольствием ползут назад, а не вперёд. Чтобы заинтересовать ребёнка и мотивировать его ползать, можно показать ему интересную игрушку, и тем самым мотивировать его к ней добраться. Такую забаву можно осуществить, поставив игрушки на небольшом расстоянии (так, чтобы малыш имел возможность к ним дотянуться). Если же предметы поставлены слишком далеко, то малыш просто не сможет их заполучить, расстроиться и потеряет к ним интерес.
  • Зрение у малыша также существенно улучшается. Сейчас он может чётко видеть предметы, которые расположены на расстоянии до 3,5 метров. Это позволяет ему рассматривать комнату, наблюдать за действиями взрослых. Кроме того, изменения происходят и со слухом. Дети различают разные типы звуков, могут слушать музыку. В это время они с наслаждением вслушиваются в мамин голос.
  • В это время развивается речь малыша. Наблюдая за артикуляцией взрослых, ребёнок пробует своими губами повторить. Это позволяет ему выговаривать некоторые слоги. Родители могут даже принять эти слоги за полноценные слова. Особенно много таких «слов» можно услышать от ребёнка, когда ему весело. Родители, зная значение эмоциональной беседы с ребёнком, должны всячески поддерживать стремление своего малыша к общению, поощрять его.
  • Социальное общение также очень важно в этом возрасте. Самыми близкими людьми для крохи остаются его родители. Но в этот период своей жизни дети уже должны хорошо различать «своих» и «чужих». И это разграничение совсем не зависит от того, близкие это родственники или же просто друзья их родителей. «Чужими» могут стать даже бабушка с дедушкой, если они редко проведывают внука.

В присутствии незнакомых людей малыш может не только вести себя беспокойно, но и плакать, напрягаться всем телом. Самыми близкими малыш считает только тех людей, которых видит каждый день. Это связано с тем, что ребёнок ещё не может надолго запоминать лица и события, его долговременная память пока ещё развита очень слабо.

Эмоциональное развитие

Эмоциональное развитие малыша не менее важно. Какие изменения происходят с малышом в психологическом плане? Давайте разбираться.

  1. Малыш чувствует себя намного более оживлённым, чем до сих пор. Услышав мамин голос, он радостно улыбается, агукает, двигает ножками и ручками. Ребёнок может улыбаться не только родителям или другим знакомым людям, но и красивой игрушке, животному.
  2. В это время дети начинают запоминать и реагировать на своё имя.
  3. У крохи развивается мышление. Теперь он понимает не только то, что происходит в настоящий момент, но и может предугадать последствия некоторых действий.
  4. К четвёртому месяцу кроха уже должен испытывать разные чувства, например, радость, страх или обиду.
  5. Дети в этом возрасте любят рассматривать себя, щупать и даже засовывать в рот ножки. Некоторые просто обожают смотреть на себя в зеркало.
  6. Ребёнок остро нуждается в мамином присутствии. Он может чувствовать её настроение. Ему необходим постоянный тактильный и эмоциональный контакт.

Вот основные навыки и умения грудничка в 4 месяца. Впереди – пятый месяц жизни. А это значит, что грядут новые достижения, умения, свершения и поводы для радости!

В настоящей статье мы рассмотрим, чем отличается ребенок в 4 месяца: развитие, что должен уметь, какие эмоции он уже способен испытывать. Ведь очень часто, глядя на малышей, мы задумываемся: а о чем же они думают, как они видят наш мир?

Приветствую вас уважаемые читатели. В прошлой статье мы подробно разбирали тему . Для малышей до года каждый месяц ‒ это огромный шаг. За такой короткий промежуток времени, который взрослые даже не замечают, кроха овладевает большим количеством новых навыков, умений, становится все более приспособленным к миру. И это действительно так: незаметна разница между человеком в 30 лет и в 35, а вот между человеком в 3 месяца и в 4 ‒ практически пропасть.

Зачем нужно следить за развитием ребенка

Малыши, наряду с котятами, однозначно входят в топ-3 самых милых милостей на нашей планете . Оттого и не всегда хочется относиться к ним с некой требовательностью, ожидая в определенном возрасте увидеть конкретные навыки и умения. Подкрепляется это мыслью, что каждый человек индивидуален – правильная мысль, конечно, но нельзя ею злоупотреблять. Мол, не умеет ‒ и ладно, научится. В связи с этим вопрос о том, необходимо ли следить за развитием ребенка уже в таком нежном возрасте ‒ с 4 до 5 месяцев ‒ может возникать. Однако ответ на него абсолютно однозначен: да!

За первый год развития крохи, семимильными шагами совершенствуются все органы и системы его организма, и в том числе головной мозг. А это значит, что отсутствие тех или иных умений сулит отставание в развитии в дальнейшем. Каждый новый навык ‒ “трамплин” для следующего. Так, например, переворот со спины на живот, которому ребетеныш научился еще в 3 месяца, ‒ подготовка к ползанию. Задерживая взгляд на игрушке, малыш учится фокусировать внимание, сосредотачиваться на одном предмете или человеке. Таких примеров огромное множество. Именно поэтому так важно наблюдать за тем, как происходит развитие ребенка на 4 месяце жизни.

Развитие ребенка в 4 месяца: девочка и мальчик

Несколько слов хотелось бы сказать о том, что даже в таком крошечном возрасте есть некая разница между представителями разных полов. Разными темпами идет физическое развитие ребенка в 4 месяца: девочка уже в этом возрасте легче, длина ее тела и окружность головы меньшие, чем у мальчишек. Только важно помнить – это правило, из которого, конечно, есть исключения! Развитие ребенка мальчика в 4 месяца может быть правильным, но при этом он будет весить меньше некоторых девочек. Здесь играют роль и индивидуальные особенности, и, само собой, наследственность.

Однако, пожалуй, на этом различия заканчиваются. Из собственно половых отличий ‒ только наружные половые органы. В остальном все процессы развития протекают одинаково. Девочки ничуть не плаксивее мальчиков, а те, в свою очередь, ничуть не смелее . Они одинаково любят яркие игрушки, реагируют на мамин голос, обожают купаться и капризничают, когда остаются в одиночестве. Объясняется это просто: гормональная система еще пока не активна, а ведь именно гормоны во многом ответственны за особенности развития и поведения людей.

Физическое развитие малыша в 4 месяца

Физическое развитие крошки с 4 до 5 месяцев нисколько не замедляется. Ему требуется больше сил, ведь уровень его двигательной активности все повышается.

Важнейшими критериями, которые позволяют оценить правильность развития ребенка, являются росто-весовые параметры. Оценку этих показателей первый раз осуществляют сразу же после рождения человека. Медицинские работники измеряют вес, длину тела, окружности груди и головы. В обязательном порядке заносят эти данные в медицинскую карту новорожденного. В дальнейшем измерения проводят в обязательном порядке каждый раз на приеме у детского врача.

Вес

Весовой показатель является важнейшим значением, отражающим состояние здоровья ребенка. Разумеется, каждый маленький человечек индивидуален. Значения зависят во многом от веса при рождении, наследственности, типа питания.

Так, дети, родившиеся недоношенными, но получающие хороший уход, как раз в этот период “нагоняют” сверстников. Имеющие низкую массу тела при рождении, в возрасте с 4 до 5 месяцев они набирают вес быстрее, чем детки, родившиеся в срок. Часто таким малышам уже в 3 месяца рекомендуют вводить прикорм, что еще больше способствует набору массы. В то же время, возможен вариант, когда ребята еще больше начинают отставать от норматива. Такая ситуация может возникнуть при неправильном питании матери.

Более быстрому набору веса способствует также искусственное вскармливание. Это обусловлено двумя факторами. Во-первых, более высокой калорийностью детских смесей, особенно если речь идет о специальном, лечебном питании (актуально при той же недоношенности). Во-вторых, из соски на бутылочке смесь течет гораздо быстрее, чем из женского соска. Чтобы высосать ее, не нужно прилагать особых усилий, она фактически сама льется прямо в ротик. В связи с этим дети не устают и не останавливаются вовремя.

Если вы заподозрили , обязательно прочтите эту статью. Информация внесет ясность о запорах у малюток, Вы узнаете что делать и как не навредить.

Однако несмотря на все эти факторы, существуют некоторые стандарты. Так, средний вес девочек в этом возрасте от 5600 г до 6500 г. При этом минимальная граница нормы ‒ 5 кг, а максимальная ‒ 7,4 кг. Мальчики, в свою очередь, обычно весят от 6200 г до 7200 г. Нижний порог ‒ 5,4 кг, верхний ‒ 8,6 кг. У моего сына в 4 месяца вес был 7,4 кг.

Кроме того, за 4 месяц жизни кроха должен прибавить около 750 г. Такая значительная цифра обусловлена тем, что малыш, хоть и активно двигается, но еще не ползает. Это значит, что пока не тратится много калорий.

Длина тела

Рост малыша ‒ не менее важный признак его здоровья. Маленькое чудо потихоньку вытягивается, и теперь уже на целых 10 см больше, чем при рождении! Для мальчиков нормальным считается рост в границах от 58,6 до 68,7 см, а для девочек ‒ от 57,6 до 66,4. У моего сына в этом возрасте был рост 66,5 см.


Именно в этом возрасте мы решились на совместный отдых

На данном этапе отставание в росте менее, чем на 10% от нормы, не заслуживает серьезного беспокойства. В иных случаях стоит проконсультироваться с врачом.

Как говорилось в прошлой статье, малыш никому и ничего не должен . В возрасте с 4 до 5 месяцев происходит “закрепление” уже сформировавшихся ранее навыков и появление новых. Малышуля уже с легкостью вертится со спинки на животик и обратно через любой бок. Лежа на животе, он приподнимается уже не только на предплечьях, но и на ладонях. Держать голову он научился окончательно, и теперь с радостью пользуется этим умением, разглядывая все вокруг.

Попытки сидеть

Если вложить крохе пальцы в ладони, обязательно обхватит их. Начал это делать он еще в 3 месяца, однако теперь он усовершенствовал этот навык. Если потянуть руки к себе, маленький спортсмен будет все также крепко держаться. В результате произойдет подъем его корпуса на выпрямленных руках. Когда такое действие происходит впервые, ребеныш может испугаться, ведь такое положение ему непривычно. Однако уже через пару раз он войдет во вкус и потихоньку сам начнет “просить” о таком развлечении. Просьба его заключается в легком потягивании рук на себя, как только в его ладошках окажутся Ваши пальцы.

Однако будьте осторожны! Малыш, хоть и пытается уже садиться, сделать этого еще не может. Мышцы спины развиты недостаточно, и сажать его пока рано. Не стоит обкладывать его подушками, предупреждая заваливание.

Развитие ребенка в 4 месяца доктор Е.О. Комаровский характеризует как категорически недостаточное для посадки!

Другие умения

Захватывает дитё не только пальцы мамы, но и игрушки. Несмотря на то, что ладошки его практически все время раскрыты, он с удовольствием сжимает предметы, если их давать в руки. Теперь он может взять погремушку, не только зажав ее между двумя ладонями, но и в одну руку. Держать он умеет ее почти полминуты, может внимательно на нее смотреть. Обязательно попробует ее на вкус, познакомившись с ней через губы и язычок. Постарается засунуть ее в рот полностью (поэтому никаких мелких игрушек и отваливающихся деталей!).


Пока слоненок “поет” песенку, мой сыночек пробует его на вкус

Более того, крошка знает, что делать, чтобы погремушка издавала звук. Таким образом, он начинает осознавать связь между своим действием и “активностью” предмета в его руках.

Но лучшей игрушкой для него остаются собственные ручки. Он обязательно запихает их в ротик. Кроме того, теперь он умеет сосать только один палец. Малыш с удовольствием хлопает в ладоши, перебирает пальчиками, трогает свое лицо и лица членов семьи.

Если, держа ребенка на руках, “поставить” его на горизонтальную поверхность, он будет упираться пальчиками ног, пытаться отталкиваться, передвигать ножками.

Поведение при кормлении

Маленькое чудо уже осознает, что в бутылочке или в маминой груди находится еда. Он поддерживает руками и то, и другое во время кормления. Когда он пьет из бутылки, его ручки всегда на ней. К концу 4 месяца он, может быть, даже сможет самостоятельно удержать полупустую бутылочку в руках. Однако это действие происходит не совсем осознанно, и не продлится дольше 3-5 секунд.

Развитие зрения

Глазное яблоко ребенка неустанно развивается. К концу 3 месяца он научился различать желтый, зеленый и красный цвета, к 4 постепенно начинает различать синий. Крохотуле нравятся яркие предметы. При этом моноцветные вещи он различает лучше, чем те, в которых цветов много. В то же время слишком яркие, практически кислотные игрушки быстро утомляют зрительный нерв. В связи с этим в таком нежном возрасте не советуют использовать игрушки с лампочками, мигающие несколькими цветами. Гораздо лучше, если в предмете будет присутствовать звук.

Следит глазами за движущимися предметами, ищет их, если убрать из поля зрения. Понемногу понимает, что за спиной у мамы вещи не исчезают, пытается заглянуть в поисках игрушки, которую забрали. Если крошка долго играл с каким-то предметом, потом его убрали, а затем снова ему показали, малыш узнает эту вещь.

Развитие слуха

Теперь Ваше солнышко умеет находить источник звука, даже если его не видит. Стоит только потрясти звонкой погремушкой вне поля зрения крохи, и через пару секунд он повернет голову в Вашу сторону. Расстроится, если не обнаружит источник звука, в особенности, если он знакомый (например, знакомая песенка).

По-разному реагирует на веселую и спокойную музыку. Выдает комплекс оживления на бодрые песни, пытается подпевать, активно машет ручками и ножками. В то же время, внимательно слушает спокойную музыку.

Узнает голоса родителей и членов семьи, даже если их не видит. Если его позовут мать или отец, повернется на зов даже в комнате, наполненной звуками. Если к нему обращается незнакомый голос, а малыш при этом не в полной тишине, может никак на него не среагировать.

Малыш боится громких неприятных звуков. Хуже реагирует на высокие тона, чем на низкие, которые действуют на него успокаивающе. Может испугаться человеческого крика, лая собаки. Кроме того, вполне различает на слух эмоции, так что скандалы и ссоры заставляют его беспокоиться и плакать.

Итак, ребенок 4 месяца: развитие, что должен уметь?

  • Переворачиваться со спины на живот и обратно;
  • приподниматься на ладонях с живота, держаться так несколько минут;
  • захватывая ладошками пальцы мамы, подниматься на руках;
  • захватывать ручками игрушки, удерживать их, трясти погремушки;
  • оборачиваться на источник звука;
  • хлопать в ладошки;
  • отличать более яркие игрушки от блеклых;
  • придерживать руками грудь мамы или бутылочку во время кормления.

Познавательное развитие

Сразу после информации о зрении и слухе хотелось бы поговорить о познавательном развитии. Ваша кроха, поскольку различает теперь цвета, может выделить игрушки более и менее яркие. Он узнает их, выделяет любимые (обычно те, что ярче). Маленькому человеку нравятся вещи необычной формы, он может вертеть их в руках, трогать пальчиками, изучая изгибы и уголки. Пока малыш не понимает, как именно отличаются игрушки, однако по-разному реагирует на большие и маленькие вещи.

Особое удовольствие ему доставляют предметы звучащие. Он с большим удовольствием будет играть с “шумелками”, чем с молчаливыми вещами. Потихоньку он запоминает, какой именно звук издает та или иная игрушка, выделяет те, которые ему нравятся. Так у моего сына, в данном возрасте, любой игрушкой была улитка, издающая несколько звуков, умеющая катиться и имеющая небьющееся зеркало.


Эта улитка осталась любимой игрушкой сына до года

Как развить малыша в 4 месяца? Над кроваткой обязательно должен быть мобиль, причем теперь игрушки должны висеть ниже. Если малыш никак на них не реагирует, покачайте их. Пусть движение сопровождается звуком.

Покажите сыну или дочке, как извлечь из игрушки звук. Обратите внимание, что это должно быть просто (помахать погремушкой, нажать на большую кнопку, ударить игрушкой о поверхность). Через некоторое время он научится “озвучивать” предмет самостоятельно.

Социальное развитие

Как уже упоминалось, ребетенок узнает маму и папу, других членов семьи, которых видит чаще остальных. Однако если мама сменит прическу или цвет волос, наденет темные очки или широкополую шляпу, малыш может не признать ее. Поэтому в первые полгода лучше обойтись без смены имиджа, чтобы малыш лучше запомнил внешний облик матери и привык к нему.

Он все чаще улыбается, теперь умеет и смеяться в голос. Обычно такую реакцию вызывает смех мамы (груднички ‒ маленькие обезьянки, копируют эмоции смотрящих на них). Малыш может засмеяться увидев яркую погремушку, в процессе активной игры с ним, при виде другого ребенка. Особым пунктом стоит выделить его “диалог” с мамой. Если она активно повторяет за ним звуки, малышуля обязательно засмеется. А вот ласковый спокойный разговор вызывает гуление.

Спектр эмоций, которые может испытывать маленькое чудо, постепенно расширяется. Теперь можно понять, когда ему весело, приятно, грустно или одиноко. Хорошо выражена обида: если у ребенка в возрасте двух месяцев забрать погремушку, не факт, что он даже это заметит. Теперь же малыш знает, что у него она была, а теперь-то нет! Обида выражается “скуксиванием”, недовольным гулением, а затем пронзительным плачем. Умеет дитё капризничать, просить внимания.

Кроха понимает, когда говорят с ним, когда ‒ о нем. Откликается на свое имя, пытается повторить его. В ответ на произнесение имени развивается комплекс оживления ‒ малыш понимает, что с ним общаются, и его это очень радует. Он машет ручками и ножками, вовсю улыбается, весело взвизгивает, смеется. Ребенок в 4 месяца: развитие, что должен уметь? Откликаться на добро добром.

Такое поведение теперь может развиться и в отсутствии “человеческого раздражителя”. Речь идет о том, что крошка, даже находясь в одиночестве, время от времени начинает активно двигаться, гулить, разговаривать. Провоцируют такую реакцию игрушки, звуки, домашние животные, если таковые есть.

Реакция на незнакомцев усиливается к 5 месяцу жизни. Маленький человек начинает бояться посторонних, морщиться, плакать, особенно когда не видит маму. В то же время в ее присутствии хорошо “идет на ручки” к людям, особенно если те не вызывают опаски. С недоверием маленькие дети относятся к человеку, от которого исходит резкий запах (парфюм, алкоголь).

Как общаться с малышом?

Детки всегда имитируют мимику родителей, особенно мамы. Поэтому так важно появляться перед малышом с улыбкой: он тоже будет улыбаться в ответ. Младенец это уже умеет.

Александр смеется от вида звенящих перед ним ключей

При разговоре с Вашим крохой старайтесь не пугать его. Не издавайте слишком громких звуков, не кричите на ребенка, даже если Вы очень устали. Лучшим способом показать свое недовольство его поведением является серьезная интонация. Груднички очень чутко чувствуют настроение родных. Если человек рядом улыбается, то в ответ от ребенка получит громкий смех. Если же он злится или сердится, то и малыш будет беспокоиться, плакать.

“Язычковый язык”

Во-первых, игры с собственным язычком ‒ это невероятно важный этап предречевых тренировок. Ребеныш готовит эту мышцу своего тела к совершению определенных движений. Кроме того, во многом факт высовывания языка грудничками обусловлен “выталкивающим рефлексом”. Это свойство не дает детенышу поперхнуться собственной слюной, которая в изобилии. Факт наличия этого рефлекса означает, что он еще не готов к принятию пищи с ложки. В то же время, многие педиатры и детские психологи утверждают, что это своеобразный способ общения.

Маленькие дети, обнаружив, что какое-то действие веселит близких, обязательно будут его повторять. Так, впервые высунув язычок, дитё увидит, что мама засмеется. И непременно начнет делать это чаще, чтобы увидеть положительные эмоции близкого человека.

Когда малыш голоден, или перед кормлением, он зачастую облизывает губки, высовывает язык, начинает причмокивать. Аналогичные действия он производит, когда видит, что кушают другие люди.

Вместе с тем, постоянно высунутый язык, особенно в сочетании с беспокойством, может говорить об образовании язвочек или других повреждений во рту.

Другие причины, по которым кроха высовывает язык:

  • высокая температура тела или воздуха в комнате (да-да, прямо как собачка);
  • жажда;
  • инородное тело (волосок, пылинка с постельного белья и т.д) во рту.

Многие родители беспокоятся: высунутый язык ‒ признак недоразвитости лицевых мышц. Считают, что здоровый ребенок в 4 месяца имеет достаточное развитие, что должен уметь прятать язычок. Однако только один этот фактор не должен вызывать паники! Деток с такой патологией видно по амимии лица, отсутствию на нем эмоций.

Еще один распространенный страх ‒ врожденный гипотиреоз (недостаток гормонов щитовидной железы). Действительно, слишком большой, не помещающийся в ротовой полости язык может быть признаком этого заболевания. Однако в этом случае будут и другие симптомы:

  • отклонения от весо-ростовых норм;
  • желтуха;
  • задержка психомоторного развития;
  • сухость кожи;
  • излишняя бледность;
  • осиплость голоса.

Речевое развитие

Ребенок в 4 месяца ‒ развитие речи, что должен уметь произносить? Во-первых, это все гласные звуки, сливающиеся зачастую в забавные сочетания. Кроме того, малышуля уже умеет произносить подобие звуков “п”, “б”, “м”. Разобрать их в лепетании младенца достаточно сложно, однако появление большего количества согласных заметно.

Как развить ребенка в 4 месяца?

  1. Мама должна больше разговаривать с ребенком, показывая на предметы, озвучивать их названия. Пока у крохи не сформировалась система название-предмет, однако слова он начнет запоминать.
  2. Чаще называйте ребенка по имени, а себя “мама” или “папа”. Показывайте ребенку его отражение в зеркале, произносите его имя.
  3. Нужно стараться повторять за малышом. И тогда он тоже начнет повторять за Вами.
  4. Чтобы спровоцировать ребенка на самостоятельную речевую активность, стоит каждый день, подходя к нему, сразу начинать разговаривать. А потом, через некоторое время, подойти молча. И тогда Ваше солнышко первым с Вами “заговорит”.

Питание ребенка

Оптимальным вариантом, который обеспечит, чтобы ребенок в 4 месяца имел хорошее развитие и умел все, что должен уметь, является грудное вскармливание. Ведь именно материнское молоко содержит все необходимые вещества и элементы. Оно способствует развитию как физическому, так и эмоциональному. Кроме того, если желудочно-кишечный тракт малыша здоров, то и настроение, и “работоспособность” у него выше.

Детки в нежном возрасте часто страдают коликами. К возрасту 4 месяца они могут пройти, но это, к сожалению, не является правилом. Зачастую дискомфорт в маленьком животике продолжается и до полугода.

Введение прикорма в 4 месяца деткам, находящимся на грудном вскармливании, преждевременно. Организм крохи еще не готов воспринимать новую пищу и, скорее всего, ответит на нее аллергией либо непереносимостью.

Однако в некоторых случаях введение дополнительных продуктов назначают уже в возрасте 3 месяцев, например, при недоношенности. В этом случае к концу 4 месяца в меню малыша может быть каша трех видов (без коровьего молока, при условии переносимости). Кроме того, два или три вида монокомпонентного овощного пюре (идеальное сочетание ‒ кабачок, брокколи, тыква). В 4 месяца можно ввести картофельное пюре, приготовленное самостоятельно. Если не запрещает педиатр, то возможно введение фруктового сока.

В исключительных случаях (критический недобор массы) только педиатром может быть назначено введение мясного прикорма ‒ мясных пюре или даже куриного бульона. Лучше всего использовать готовые мясные пюре (курица, индейка). Готовить этот прикорм дома не рекомендуют в силу высокого риска работы с некачественной мясной продукцией.

Если же говорить о малышах искусственниках, то 4 месяца ‒ самое время для начала прикорма.

Сигналами, свидетельствующими о том, что “точно пора!”, являются:

  • ребенок чаще обычного просит бутылочку;
  • произошло удвоение изначального веса малыша;
  • исчез “рефлекс выталкивания”.

Правила введения прикорма ‒ тема для отдельной статьи. Вкратце основные правила звучат так:

  • давать прикорм можно только здоровым детям;
  • начинать необходимо с 5 грамм любого продукта, постепенно увеличивая объем;
  • нельзя вводить сразу несколько продуктов, дайте возможность организму ребенка привыкнуть к новой пище;
  • нужно повременить, если ребенку планируется ставить профилактические прививки в ближайшие две недели.

Когда нужно начинать волноваться?

Часто родители задаются вопросом: “Ребенок в 4 месяца: развитие, что должен уметь?”. Они должны быть готовы к тому, что у их малыша развиты не все навыки. Однако, пожалуйста, не торопитесь паниковать! Ведь каждый человек, даже самый маленький, имеет индивидуальные особенности и темпы развития. И именно Ваш малыш, может быть, уже через неделю научится всему, что “должен”.

Однако замечать и не пускать на самотек отклонения необходимо если:

  • малютка до сих пор не научился переворачиваться;
  • апатичен, не улыбается, не реагирует на маму;
  • совсем не издает никаких предречевых звуков, только плачет;
  • не может держаться за Ваши пальцы;
  • не реагирует на игрушки, не фокусирует на них взгляд.

Так или иначе, каждый грудничок должен ежемесячно посещать педиатра. На приеме обязательно расскажите о Ваших наблюдениях, выразите Ваши опасения. Врач непременно проведет обследование и даст заключение, все ли в порядке, или требуется коррекция. Педиатр может назначить анализы, консультацию более узких специалистов, основным из которых будет детский невролог. Возможно применение витаминных комплексов, переход на лечебное питание, массаж.

Помните, что врач и мама на вопрос о том, какое должен иметь ребенок в 4 месяца развитие, что должен уметь, смотрят по-разному. Врач оценивает не только поведенческие реакции, но совокупность физиологических, психологических, лабораторных показателей. И если в целом картина не вызывает беспокойства, значит, достижение необходимого уровня ‒ только вопрос времени.

Как самостоятельно помочь малышу?

  1. Провоцируйте его на самостоятельную речевую активность.
  2. Чаще говорите с ним, не оставляйте без внимания надолго.
  3. Переворачивайте с животика на спинку и обратно, подталкивайте, поощряйте за успехи лаской.
  4. Постарайтесь заинтересовать кроху игрушками, песенками, картинками.
  5. Не забывайте проводить гимнастику и массаж, пригласите к малышу массажиста для улучшения тонуса мышц или делайте сами.
  6. Приобретайте яркие, звучащие игрушки, чтобы ребенку было легче фокусировать на них взгляд.

Важные моменты

Когда в доме четырехмесячный малыш, жизнь течет по его правилам. Существует несколько важных моментов, о которых родители не должны забывать:

  1. Обязательно держите в чистоте игрушки. Чадо на 4 месяце жизни все отправляет “на экспертизу” в рот: это обязательный этап познания.
  2. Чистой должна быть поверхность, на которой находится малыш. Если Вы опускаете его на пол, то покрытие необходимо мыть или пылесосить ежедневно. Диван следует тоже пылесосить. Можно застелить его чистой простынкой.
  3. Следите, чтобы в детскую кроватку не запрыгивали домашние животные. Это опасно не только заносом инфекции, но и развитием аллергии.
  4. Ни в коем случае не оставляйте ребенка без присмотра вне кроватки, например, на диване. Несмотря на то, что он еще не ползает, кроха с легкостью сможет с него скатиться и удариться.

Помните: каждый ребенок в 4 месяца имеет свое развитие, а то, что должен уметь, определено только общими, усредненными правилами. Самое главное ‒ внимательно наблюдать за своим малышом, давая ему максимум любви и заботы.

1. ЧЕТВЕРТЫЙ МЕСЯЦ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА

Вот уже и третий месяц позади с момента рождения малыша. У большинства деток к этому моменту нормализовалась микрофлора кишечника . Неприятные колики и частые вздутия животика из-за накопившихся газов уже не так часто мучают малыша.

В три месяца ребёнок научился дотягиваться до предметов, находящихся рядом с ним. Благодаря окрепшей опорно-двигательной системе и постоянно совершенствующейся мелкой моторике пальчиков, кроха легко захватывает и удерживает игрушку. Некоторые мамочки начинают вводить прикорм уже на 3 месяце.

В этом материале мы расскажем вам о том, что должен уметь маленький ребенок в 4 месячном возрасте, как правильно организовать режим дня и питание с прикормом, какой вес должен быть у четырёхмесячного малыша при нормальном развитии,как правильно укреплять мускулатуру грудничка,если он не переворачивается самостоятельно.

В этом возрасте кроха старается имитировать окружающие его звуки. В громкости, темпе и интонации звуков, которые он производит, можно обнаружить сходство с манерой разговорной речи родителей. Ребенок ярче выражает свои эмоции - радуется и улыбается при появлении мамы или папы рядом с ним, приглашает к общению.

Малыш хорошо видит объекты на расстоянии до 4 метров. Кроха старается фокусировать свой взгляд на объекте, находящимся в поле его зрения.

К 4-5 месяцам слух малыша развит практически также хорошо, как и у взрослого человека. Ребенок поворачивает головку к источнику, издающему звук, внимательно всматривается в ту сторону.

Мускулатура крохи заметно окрепла - лежа на животике , он может высоко поднять верхнюю часть туловища и голову, опираясь на крепкие ручки.

Некоторые четырёхмесячные детки уже умеют переворачиваться со спины на животик, но большинство крох пока только учатся делать подобные упражнения. Кроме ежедневного укрепляющего массажа, старайтесь почаще заниматься именно обучению переворотам: покачивайте его в разные стороны, подложив под спинку свои ладони ,легонько подталкивайте карапуза на бочок,заводя одну ногу за другую. Пускай малыш попробует перевернуться с бочка на живот самостоятельно.

Фото малышей на 4 месяце развития (начало четвертого месяца) :


ВАЖНО!

Читайте ребенку сказки на ночь и пойте колыбельные песенки. Полезно демонстрировать малышу театрализованные представления с игрушками и пальчиковые игры для психоэмоционального и фонематического развития. Чем больше вы будете заниматься с ребенком, тем быстрее он научится говорить со временем.

2. ЧТО МОЖЕТ И ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ ДЕЛАТЬ РЕБЕНОК В 4 МЕСЯЦА

Малыш должен без труда поднимать верхнюю часть туловища из положения лежа на животике, опираясь на вытянутые ручки;

Должен интересоваться происходящими вокруг него действиями, раздающимися звуками, услышанными запахами;

Поворачивать головку в разные стороны;

Тянуть в ротик попавшиеся под руку предметы в ротик;

Может уметь удерживать легкие предметы большим и указательным пальчиками;

Умеет неплохо имитировать услышанные звуки и голоса;

В конце 4 месяца умеет произносить некоторые слоги;

Должен реагировать на произнесенное взрослым свое имя.


Как помочь малышу научиться переворачиваться в игровой форме:

Любые навыки малыш лучше воспринимает и осваивает в процессе игры. Если ребёнок пока еще не умеет переворачиваться, рассказывайте ему веселые потешки, стишки и нежно прикасайтесь к разным частям тела, когда меняете положение его тела во время занятий.

Подготовьте место для упражнений. Подстелите на пол толстое одеяло и закрепите по бокам погремушки или колокольчики. Малыш будет поворачивать головку на раздающиеся звуки колокольчика и подаваться корпусом. Легонько помогайте повернуться ему на бок ладонью. Также можно использовать любимую яркую игрушку ребенка во время занятий - когда игрушка окажется в поле зрения крохи, то он будет тянуться за ней ручкой, переворачиваясь с бочка на живот.


3. КАК ОРГАНИЗОВАТЬ РЕЖИМ ДНЯ РЕБЕНКА В 4 МЕСЯЦА

В таблице - вариант организации сна и бодрствования маленького человечка:


Многие родители сталкиваются с такой проблемой, как нежелание малыша засыпать согласно распорядку дня. Если малыш не приболел, у него нет проблем с пищеварением и не режутся зубки, то могут быть следующие причины: ребенок не может уснуть без укачивания на руках или без соски-пустышки , а также из-за слишком позднего отхода ко сну перевозбужденного крохи. Попробуйте укладывать его пораньше и обязательно приучайте засыпать без укачивания.

Для того, чтобы у ребенка всегда был отменный аппетит, выдерживайте каждый день одинаковые промежутки времени между сном и кормлением. В 4 месяца старайтесь соблюдать такую последовательность: сон малыша - кормление - прогулка на улице или развивающие игры - сон.

Сколько спит маленький ребенок в четыре месяца?

Днем грудной ребенок должен спать минимум несколько раз примерно по два часа. В ночное время - длинный, глубокий сон 11-12 часов с перерывом на кормление.

Во сколько малыш должен засыпать в дневное время?

У каждого крохи свой индивидуальный биоритм. Ориентируйтесь на признаки усталости - он начинает сосать свой пальчик, трет глазки, зевает,крутит головкой.

В вечернее время желательно укладывать малыша в промежутке между 19.00 и 20.00

Перед ночным сном обязательно соблюдайте одинаковый ритуал подготовки к укладыванию в кроватку. Например, поиграйте с крохой в спокойную игру, затем - расслабляющая ванночка с ромашкой, и колыбельная песенка , когда он уже лежит в кроватке. Если ребенок плохо спит ночью и часто просыпается (даже если не голодный),желательно обратиться к педиатру за консультацией и в случае необходимости пройти комплексное обследование.


4. ОСОБЕННОСТИ ПИТАНИЯ И ВАРИАНТЫ МЕНЮ ДЛЯ ЧЕТЫРЕХМЕСЯЧНОГО МАЛЫША

Грудной ребенок продолжает кушать молоко мамы (если по тем или иным причинам не переведен на искусственное вскармливание), но постепенно в его рацион питания вводится прикорм.

Ежедневный объем съеденного грудничком питания должен равняться примерно шестой части общего веса крохи (860-930 гр). Количество кормлений - 5-6 раз ежедневно, учитывая грудное.

Сперва включите в рацион питания ребенка овощное пюре - оно наименее аллергенное и легко усваивается пищеварительной системой малыша в 4 месяца. Самый первый прикорм сделайте не из смеси разных овощей, а из одного продукта. Давайте пюре понемногу, увеличивая количество прикорма постепенно ,чтобы пищеварительная система малыша адаптировалась к новому питанию.

Чем кормить малыша? Рассмотрим вариант меню с пятиразовым кормлением:




НАЖМИТЕ
НА ССЫЛКУ И РАЗВЕРНИТЕ СОВЕТЫ ПО ПРИГОТОВЛЕНИЮ ПРИКОРМА ДЛЯ МАЛЫША В ЧЕТЫРЕ МЕСЯЦА.

ВАЖНО!

В первую неделю вводите прикорм совсем понемногу. Основным продуктом кормления грудного ребенка по прежнему остается материнское молоко;

С первых дней введения прикорма кормите четырехмесячного малыша из ложечки, а не из бутылочки;

Если кроха уже был переведен на искусственное кормление, то сами порции должны быть поменьше, а интервал между приемами пищи побольше. Днем интервал составляет примерно 3,5 часа, ночью - около 8. Если малыш часто и обильно срыгивает,можно немного сократить интервал между кормлениями.

5. ВЕС И РОСТ МАЛЫША В 4 МЕСЯЦА

Сколько весит ребенок в этом возрасте?

Четырехмесячный кроха набирает от 19 до 25 граммов каждый день и за месяц к существующему весу прибавляется в среднем более 630 граммов - у мальчиков чуть побольше,у девочек - поменьше.


Вес

Вес ребенка в 4 месяца – какой должен быть? Средний показатель прибавки за весь четвертый месяц жизни малыша составляет ежедневно от 18 до 24 грамм в день, то есть к концу четвертого месяца жизни в среднем ребенок набирает от 600 до 750 грамм за месяц.

Вес мальчиков от 5,4 до 7,8 кг
Вес девочек - от 4,9 до 7,2 кг

Рост

В первые 3 месяца ребенок растет на несколько см. ежемесячно. За 4 месяц он подрастает еще на 2,5-3 сантиметра.

Рост мальчиков - от 58,5 до 64,7 см
Рост девочек - от 58,3 до 64,2 см


6. КАКИЕ БЫВАЮТ НЕДОМОГАНИЯ У ЧЕТЫРЁХМЕСЯЧНЫХ ДЕТОК

Причины, вызывающие повышение температуры:

Чрезмерная двигательная активность ребенка;

Появление первых резцов и покраснение десен;

Запоры, связанные с некорректным введением прикорма или неправильным режимом питания;

Продолжительное эмоциональное напряжение (плач с криком);

Тепловой удар или перегревание в жаркий день (в том числе - из-за укутывания не по сезону);

Простудные, воспалительные и инфекционные заболевания.

Причины, вызывающие кашель у малыша:

Воспалительные процессы в ЛОР органах (носоглотка, придаточные пазухи носа);

Острая респираторная вирусная инфекция;

Бронхиальная астма;

воспаление аденоидов ;

Попадание в гортань инородного тела;

Отравление и поражение ЖКТ инфекцией.

Что опасно!

√ если кашель сопровождается появлением зеленоватой мокротой, хрипами, кровью;

√ если кашель с частыми рецидивами и начался в ночное время;

√ если кашель развивается на фоне ОРВИ и не прекращается более 3 недель;

√ кашель появился неожиданно и поднялась температура до 38 и более градусов.

Почему плачет 4 месячный ребёнок:

мокрый подгузник или пеленка (монотонный и непрерывный плач) ;

Плачет из-за чувства голода (успокаивается сразу, как только предложить питание);

Малышу слишком жарко или холодно (в комнате надо удерживать температуру 20-22°С);

Чувство дискомфорта (тугой подгузник, грубая ткань нижнего белья, жмет обувь);

Испуг от резкого звука или другого внешнего раздражителя;

Ребенок может заплакать, если утомился и хочет спать;

Кролики или вздутие животика (прижимает ножки к животику, выпускает газики, сильно краснеет от перенапряжения и плача);

Высокая температура и плохое самочувствие от недомогания.

7. ВИДЕО ОБУЧЕНИЕ ПРИЕМАМ УКРЕПЛЯЮЩЕГО МАССАЖА ДЛЯ РЕБЕНКА В 4 МЕСЯЦА

В этом видео уроке наглядно продемонстрированы способы укрепления опорно-двигательной системы ребенка. С помощью специального массажа вы подготавливаете кроху к самостоятельному ползанию по полу. У малыша укрепляются мышцы ручек и ножек. Он учится переворачиваться со спины на животик и наоборот,а также ходить (пока с поддержкой) :

Статьи по теме: