Шахматный король хосе рауль 3. Хосе рауль капабланка - биография, информация, личная жизнь. Личная жизнь Капабланки

Так сложилась жизнь, что если уж берешься повторять великое, ты обязан сделать это как минимум не хуже предшественников. Иначе тебя не поймут, причем ни соратники, ни злопыхатели. Первым ты дашь повод сомневаться в тебе, вторым – предоставишь отменный шанс тебя уколоть. Когда в 1978 году Алексей Рыбников и Андрей Вознесенский сошлись в творческом союзе и создали «Юнону и Авось», которую чуть позже поставил на сцене «Ленкома», они едва ли представляли, что их творение станет культовым, а исполнители главных ролей и войдут в историю «Юноны...» недосягаемыми идеалами.

Питерская «Рок-опера» включила спектакль в репертуар довольно давно. К сожалению, у автора не было возможности следить за жизнью постановки на этой сцене, однако оная представилась, когда российский театр наведался с гастролями в Киев.

По традиции, несколько слов о публике. Вопреки предположениям, она оказалась очень разнообразной и разносоциальной. Приятно удивило огромное количество юных девушек и мальчишек, которые, судя по подслушанным разговорам, познакомились с произведением впервые. Ажиотажа спектакль не вызвал, и свободных мест было в избытке. Первая яркая личность явилась в зал в спортивном костюме и бадминтонной ракеткой на плече. Один вполне взрослый и солидный мужчина попался на том, что ел в зале бутерброд, причем приключилось сие сразу после антракта, то есть предположить жизненную необходимость поедания добытого в боях продовольствия (история появления бутерброда – отдельная поэма) не представляется возможным. Ну а лидером среди этих фриков стала дамочка, возмущенно заявившая, что не может выносить такой громкой музыки.
Но, тем не менее, мобильные телефоны не звонили, обертки от шоколадок не шуршали. Уровень культуры, несомненно, растет. Или это все же громкость?

Признаться, шла на спектакль, переполненная надежд и волнительного ожидания встречи с мечтой (пусть и в несколько ином ее воплощении). И колокол на сцене (первое, что видит зритель, переступая порог зала), и стартовые аккорды, и блестяще воплощенный образ Звонаря (Дмитрий Голощапов) лишь укрепили эти чувства. Итак, Николаю Резанову (Александр Трофимов) выпала честь возглавить русскую экспедицию в штаты, где ему суждено встретить юную Кончиту (Анна Позднякова), полюбить ее, обручиться, сойтись в дуэли с Федерико (Владимир Дяденистов), женихом Кончиты, который будет умолять соперника не бросать девушку, отправиться на родину за разрешением на женитьбу, заболеть и умереть в дороге. В общем, сюжет известен. А потому вопросы были исключительно к реализации замысла.

Романс офицеров, обе молитвы были исполнены замечательно. А потом возникло чувство, схожее с тем, которое возникает, когда самолет попадает в зону турбулентности. Удачное исполнение сочеталось с невесть откуда взявшимися разнобоями. Инструментальное сопровождение временами оставляло желать лучшего. То ударные слишком резки, то клавишные излишне бьющи, в результате чего исполнители временами сбивались на крик: в тех местах, где нужно было усилить голос, певцы издавали кричащие звуки, совершенно неуместные в данном произведении. Единственная, в чьем пении не было истеричного надрыва, - это Анна Позднякова, которая свою партию спела блестяще. Она передала и нежность невинной девушки, и страдания мудреющей влюбленной женщины, ожидающей любимого 30 (!) лет. Причем сцена ожидания написана таким образом, что каждый из куплетов разделяет десятилетия – из 15-летней девушки, полной надежд, Кончита превращается в уставшую 45-летнюю женщину, и этот переход актрисе откровенно удался.

Что касается озвученных выше неприятных моментов, которые помешали получить полноценное наслаждение, наверное, надо сказать и о том, что зал – не самое удачное место для подобных мероприятий. Акустически слабый, он, наверное, просто не справился с распространением насыщенного звука, что и придавало ему резкости и кричащести в кульминационных моментах оперы.
Конечно, нельзя не сказать о том, ради чего публика, возможно, и посетила «Юнону...». Легендарная и бессмертная «Я тебя никогда не забуду», вызвавшая шквал аплодисментов. Признаться, исполнителям главных ролей удалось и вернуть зрителя в оригинальную постановку, и добавить свое видение сильнейшей сцены прощания влюбленных. Актерская игра и исполнение партий произвели неизгладимое впечатление и просто задавили своей мощью. Равно как и эпилоговая композиция «Аллилуйя» описать которую можно только одним словом – гениально. Мощный хор, в который органично влились солисты, поразил до глубины души. Поразил и невероятным эмоциональным накалом, от которого по спине пробегают мурашки, и чистотой исполнения, и красотой самой сцены.

Пожалуй, довольны остались все, и лишь представители публики постарше ностальгически вздохнули: «Не ». Увы, но этих сравнений не избежать. И как бы ни была хороша постановка, она даже не приблизилась к оригиналу, абстрагироваться от которого невозможно…
Остается лишь процитировать Вознесенского: «Но затея не удалась. За попытку – спасибо!»

Панорама

ПУТЕШЕСТВИЕ ВО ВРЕМЕНИ

В середине сентября 1863 года в водах Нью-Йоркской гавани бросил якорь невиданный для этих мест корабль - паровой фрегат с 45 пушками на борту, трёхцветным Андреевским флагом над кормой и фигурой былинного богатыря на носу. Он спокойно проплыл мимо изумлённых британских и французских военных судов, сторожащих вход в гавань, и причалил к пирсу номер 8, к востоку от которого на перекрёстке Бродвея и Уолл-стрит виднелся шпиль церкви Святой Троицы. «Ослябя» (так называлось судно) был первым из двух эскадр боевых кораблей русской флотилии, направленных императором Александром II к американским берегам. До Америки «Ослябя» добирался из Средиземного моря самостоятельно и потому значительно обогнал своих товарищей. Вторая эскадра в это время была на пути к Сан-Франциско.

Роза ветров

Шёл третий год Гражданской войны между Севером и Югом, самой кровопролитной войны не только в истории США, но и в истории XIX века: потери обеих сторон составили 618 тысяч человек. Чтобы понять, что означает эта цифра для Америки, достаточно сказать, что она всего лишь на четыре с половиной тысячи меньше, чем потери США в обеих мировых войнах, Корее, Вьетнаме, Афганистане и Ираке вместе взятых.
Неожиданное появление русского военного судна у американских берегов произвело настоящий фурор. Ведь данный визит был яркой демонстрацией поддержки правительства Соединённых Штатов, фактически находившегося в международной изоляции. Англия и Франция - могущественные военные державы - были на стороне конфедератов, боровшихся за разделение США, и уже готовились реально вмешаться в конфликт. Единственной европейской державой, выступившей тогда за объединение Севера и Юга, была именно Россия. «Нам не нужны Северные и Южные штаты - нас устроят только Соединённые Штаты Америки!» - заверил президента Линкольна в ответ на конфиденциальную просьбу о помощи канцлер Российской империи князь A.M. Горчаков.
Но сама Россия тоже была в нелёгком положении. «Ослябя» прибыл в Нью-Йорк в дни, когда над собственной страной, ещё не оправившейся от поражения в Крымской кампании, нависла угроза новой войны с коалицией европейских держав, требовавших предоставить независимость восставшей Польше. Соединённые Штаты Америки, в свою очередь, не поддержали европейскую коалицию. Посланник США в Петербурге Симон Камерон заявил: «Миру и материальному благополучию народов наилучшим образом будут соответствовать сохранение сильной и процветающей России в Старом Свете и сохранение системы, созданной в США, в Новом Свете». Вот так и получилось, что Россия и США впервые выступили союзниками, чем, вполне вероятно, предотвратили военный конфликт мирового масштаба.
К наделавшему шума русскому фрегату «Ослябя» городские власти проявили особое внимание и вознамерились придать визиту русских официальный статус. Капитану, Ивану Ивановичу Бутакову, намекнули, что на борт скоро пожалуют важные гости. И действительно, 17 сентября корабль посетили первая леди (президент был нездоров) и генерал Джон Дикс. В капитанской каюте миссис Линкольн подняла бокал за здоровье императора России, а русский капитан - за президента США, ритуал, который в течение последующих недель и месяцев повторялся тысячекратно.
В конце сентября к «Ослябе» присоединились флагман эскадры «Александр Невский», фрегат «Пересвет», корветы «Витязь» и «Варяг». А вслед за ними - паровой клипер «Алмаз», на борту которого находился гардемарин, лишь недавно окончивший Морской кадетский корпус, Николай Андреевич Римский-Корсаков, будущий великий русский композитор. Командовал эскадрой контр-адмирал Степан Степанович Лесовский. Планы по достойному приёму визитёров американцы были вынуждены существенно расширить. И пошли вереницей балы да парады.
В отличие от Нью-Йорка на другом конце страны, в Сан-Франциско, русские суда в диковинку не были. Ещё в начале века, когда Калифорния принадлежала испанцам, сюда приходили торговые корабли из Аляски (Русской Америки), а первым был фрегат с романтическим названием «Юнона». Легенда о любви местной красавицы Кончиты и камергера двора его величества Александра I Николая Резанова, прибывшего на «Юноне», калифорнийцам была хорошо знакома. Поэтому жители Сан-Франциско не особенно удивились, обнаружив 26 сентября, что из России вновь пожаловали гости. Однако первый военный корвет «Новик» Тихоокеанской эскадры в сильном тумане врезался в волнорезы и сел на мель. «Новик» затонул, а 160 человек команды спасло судно береговой охраны. К 7 ноября уже вся эскадра (корветы «Богатырь» - флагман, «Калевала» и «Рында», клиперы «Абрек» и «Гайдамак») была в заливе.
Командующего эскадрой сорокалетнего контр-адмирала Андрея Александровича Попова, как и Резанова, в Сан-Франциско знали, поскольку ему и раньше (в 1859 и 1862 годах) случалось приводить сюда корабли. Здесь он завёл множество друзей среди американцев и знал местную обстановку достаточно хорошо, чтобы понимать: в случае нападения конфедератов и залив, и город будут беззащитны, военного флота на Тихом океане у северян практически не было. Попову начальство предписало придерживаться нейтралитета, но в случае нападения на город разрешалось применить оружие.
Поход готовился в глубочайшей тайне. Особенно это относилось к балтийской эскадре Лесовского, которой предстояло пройти через моря северной Европы, в том числе обогнуть Британские острова с севера, максимально избегая встреч с английскими кораблями. Даже командиры судов не знали о конечной цели, секретные пакеты с предписаниями должны были быть вскрыты лишь через несколько суток после отплытия. На флагманском корабле в момент выхода в море даже не был поднят адмиральский флаг. Перед флотом были поставлены две задачи: провести военную демонстрацию в поддержку правительства президента Линкольна и в случае возникновения военного конфликта с Англией и Францией избежать «блокирования» российских военно-морских сил в отечественных портах. При известии о военных действиях между западными державами и Россией предписывалось направить эскадры «на уязвимые места неприятельских владений, а также для нанесения противникам вреда на торговых путях сообщения».
Так вот и получилось, что 144 года назад небольшой отряд военно-морских сил императорской России - 3 тысячи человек, 12 военных кораблей и 260 орудий прибыл на помощь США. Но оружие не понадобилось. Обе эскадры, пребывая в состоянии «вооружённого нейтралитета», провели в американских водах девять долгих месяцев, активно участвовали в светской жизни американцев и одним только своим присутствием заставили Англию и Францию отказаться от силового вмешательства в дела суверенного государства. Когда же миновала и угроза войны с Англией и Францией из-за «польского вопроса», эскадры вернулись в Россию. В результате Американская экспедиция стала классическим примером влияния морской силы на мирное решение международных вопросов.

Средь шумного бала

Газеты северян известие о прибытии русских встретили восторженно, дотошно обсудили все причины визита (в том числе и самые «секретные») и призвали соотечественников оказать гостям самый радушный приём. Гидеон Уиллес, военно-морской министр США, утверждал: «...присутствие в наших водах эскадры, принадлежащей флоту его величества, может быть источником только радости и счастья для наших соотечественников»
Муниципалитет Нью-Йорка призывы газет поддержал делом и принял официальную резолюцию о празднествах в честь неожиданных визитёров. Чествование гостей началось с того, что 1 октября американское таможенное судно торжествующе проплыло вокруг британской и французской эскадр и направилось к «Александру Невскому». Военный оркестр, выстроившийся на палубе, грянул «Боже, царя храни». К полному изумлению американцев с «Невского», где на мачтах и реях висели матросы в белых бескозырках, ответили песней «Янки-Дудл», очевидно полагая, что именно эта песенка-дразнилка и есть американский национальный гимн. А потом были орудийный салют русских кораблей и парад, в котором приняли участие 14 полков американской национальной гвардии, 11 военных оркестров, 1000 городских полицейских и кортеж открытых экипажей - всего 15 тысяч человек.
Тротуары были полны народа, здания украшены русскими и американскими флагами, а роскошный белый фасад магазина «У Тиффани» на Бродвее крест-накрест перетянули голубыми полосами, символизирующими Андреевский стяг. Над входом в Сити-холл рядом со звёздно-полосатым флагом развевался жёлтый штандарт дома Романовых с двуглавым орлом. Один из русских офицеров, глядя на марширующих, восхитился: «Иметь такую армию в городе, в то время когда страна воюет!..»
В последующие дни фейерверки перетекли в торжественные ужины и приёмы, даваемые городскими богачами, был дан и бал в Астор-Хаусе. Председательствовал на балу Теодор Рузвельт - отец будущего президента. «Андреевский крест сплетает свои складки со звёздами и полосами», - гласили заголовки американских газет. Правда, нашлись и такие, которые обозвали этот приём «климактерическим фейерверком».
Сан-Франциско, ни в чём не желая отстать от Нью-Йорка, тоже запланировал свой «Русский бал». Местом для него был выбран «Юнион-Холл», построенный на месте бывшего каретного сарая. А 23 октября случилось событие, которое дало горожанам ещё один повод, чтобы отметить визит Тихоокеанской эскадры. В городе случился пожар, разрушивший большую часть одного из городских кварталов. В помощь городским пожарным контр-адмирал Попов направил 200 матросов. С пожаром сообща справились, русские, спасая пострадавших, проявили чудеса самоотверженности, но некоторые из матросов были ранены. И тогда признательные горожане организовали сбор средств, чтобы отлить в подарок раненым морякам золотые медали.
Успех «Русского бала» в Сан-Франциско был невероятный. Присутствовало две с половиной тысячи гостей, газета «Альта Калифорния» два дня подряд печатала детальный отчёт о событии и констатировала: «Невзирая на различия в языках, вероисповедании и политических предпочтениях, мы должны отметить, что прежде всего Россия для нас - большой друг».
Пятьдесят лет спустя, при царе Николае II, внуке Александра II, американскому историку Франку Голдеру был разрешён доступ в русские архивы времён американской гражданской войны. Профессор опубликовал свои изыскания в 1915 году. «Стратегические предположения, высказанные изданиями северян в 1863 году, оказались правильными, - писал он, - русскому флоту действительно было приказано отправиться в дружественные порты Нью-Йорка и Сан-Франциско, чтобы в случае войны с Англией и Францией из-за русской Польши избежать блокирования на своих собственных базах». «Русский царь, - продолжал профессор Голдер, - полагал, что если бы была объявлена война, это могло бы стать одним из самых больших практических успехов русского флота, продемонстрировало бы западному альянсу силу русских и таким образом могло предотвратить войну. (...) Так что миссия была направлена исключительно на решение русских военных планов, а не на поддержку США. Тем не менее была очень интересная модификация этой миссии; адмирал Попов... был готов использовать свою эскадру, чтобы защитить Сан-Франциско, если вражеские крейсеры войдут в залив с целью набега».
Но сомнений у американского историка не было: этот визит оказал огромную моральную поддержку армии Севера.

Любовь прошла, завяли помидоры

16 апреля 1866 года, через два дня после первой годовщины убийства Авраама Линкольна, русский революционер Дмитрий Каракозов совершил покушение на Александра II. Президент Эндрю Джонсон, узнав, что император не пострадал, поздравил его со счастливым избавлением. Конгресс США принял специальную резолюцию, в которой поздравлял народ России с тем, что их император избежал смертельной опасности.
Атмосфера военных лет всё ещё была свежа в 1871 году, когда поэт Оливер Вендел Холмс приветствовал в Бостоне великого князя Алексея, четвёртого сына русского императора. «Боже, храни Империю, которая так любит Америку. Силы - его народу! Долгие лета - царю!» - этими словами он завершил свою оду. Юному Алексею необыкновенно понравилось в США. Его чествовали везде, президент и миссис Грант принимали его в Белом доме, а пиком путешествия была буйволиная охота с генералом Кастором.
А 14 марта 1881 года, спустя несколько дней после празднования двадцатилетия отмены крепостного права в России (отменил его, как известно, именно Александр II) и шестнадцать лет спустя после гибели Линкольна, освободившего рабов американских, русский царь был-таки убит. Его сын, Александр III, частично в ответ на убийство отца установил в России режим сильного автократичного правления и политических репрессий. Сердечный союз России и США пришёл в расстройство, от которого так до сих пор и не оправился. А ведь какое начало было замечательное!

Ирина ТОСУНЯН , соб. корр. «ЛГ», САН-ФРАНЦИСКО

Хосе Рауль Капабланка — выдающийся кубинский шахматист, достигший звания чемпиона мира в 1921 году, когда ему было 32 года.

Почти все сильные шахматисты прошлого и современности отмечали, что на их шахматное развитие большое влияние оказали партии кубинского чемпиона.

Благодаря природной одаренности и бойцовскому характеру Капабланка долгое время казался современникам непобедимым, так как поражения в его практике встречались крайне редко: за всю шахматную карьеру он проиграл всего около 6% своих партий.

С ранних лет, наблюдая за игрой отца, юный Хосе-Рауль освоил азы шахмат, а в 4 года уже обыгрывал его. Его шахматный талант раскрылся очень быстро. В 13 лет он одержал победу над чемпионом своей страны Хуаном Корцо.

В 15 лет Капабланка уехал учиться в США. И уже через 5 лет он разгромил лучшего шахматиста Америки Фрэнка Маршалла со счетом 15:8.

Благодаря этому успеху Капабланку пригласили в крупнейший международный турнир в Сан-Себастьяне в 1911 году, в котором участвовали почти все сильнейшие шахматисты того времени.


Тогда кубинец еще не был известен, и ряд участников этого турнира были категорически против его участия. Но Капабланку все же допустили к соревнованию в виде исключения. Ко всеобщему удивлению он взял в этом турнире первый приз!

Эта победа уже позволила кубинцу бросить вызов Ласкеру за право быть чемпионом мира. Но Ласкер долгое время уклонялся от матча. Стороны не смогли согласовать финансовые условия поединка.

На протяжении всего 2-го десятилетия 20 века Капабланка продолжал уверенно побеждать во моих крупных турнирах, доказывая свое превосходство над соперниками. В 1920 году Ласкер, впечатленный успехами кубинца, решил уступить чемпионский титул Капабланке без борьбы и официально отрекся от шахматной короны в его пользу.

Но общественность была против такой передачи титула без боя. И в 1921 году состоялся долгожданный матч между ними. Кубинец уверенно переиграл Ласкера, который сдал матч при счете +4 −0 =10 . Капабланка был провозглашен 3-м шахматным королем.

Современников удивляла легкость игры чемпиона.

Он очень быстро ориентировался в самых сложных позициях и с удивительной точностью находил верный план игры и координации всех своих шахматных фигур.

Особенно уникальна была его техника в эндшпиле.

В этой стадии шахматной партии ему до сих пор трудно найти равного даже среди современных гроссмейстеров.

После победы над Ласкером Капабланку окружала атмосфера всеобщего обожания и преклонения.

Он с поразительной легкостью продолжал обыгрывать своих оппонентов. По его собственному признанию, он в то время сам уверовал в свою непобедимость. Публика восхищалась им.

Это не удивительно, так как Капабланка был очень элегантным и красивым мужчиной. Он был хорошим собеседником, знающим несколько языков. Он часто посещал светские мероприятия, в частности, он обожал театр и музыку. Особым успехом Хосе-Рауль пользовался у женщин.

К удивлению современников, на его сеансах одновременной игры в зрительном зале можно было увидеть много поклонниц, которые имели очень смутное представление о шахматах.

В такой благодушной обстановке Капабланке было очень трудно сохранить объективность в оценке своих соперников, претендующих на то, чтобы отнять у него чемпионский титул. И он был за это справедливо наказан.

В 1929 году кубинец принял вызов от русского шахматиста Александра Алехина. Все предрекали легкую победу Капабланки, учитывая тот факт, что Алехин до этого матча ни разу не выигрывал у кубинца в какой-либо турнирной партии. Но произошла сенсация! Он проиграл матч русскому шахматисту со счетом 6:3=25!

После этого поражения Капабланка продолжал уверенно входить в число самых сильных игроков своего времени. Но ему так и не удалось вызвать Алехина на матч-реванш. Сначала стороны не смогли договориться по регламенту матча, а затем Капабланка не смог обеспечить финансовые условия для организации поединка.

Позднее, в 1939 году, началась вторая мировая война, и мировой общественности стало не до шахмат.

Вклад Капабланки в сокровищницу мировых шахмат бесценен. Его партии — это настоящие классические произведения, на которых можно постигать все премудрости древней игры. Современники его сравнивали с Моцартом.

Александр Алехин, несмотря на свою победу над кубинцем, сказал о нем:

«В шахматной истории нет и не было шахматиста, равного по таланту великому Капабланке»

Шахматный талант проявился у юного Хосе очень рано. В качестве доказательства приведем пример из его партии с чемпионом Кубы Корцо. Хосе-Раулю было всего 13 лет, но уже тогда он умел находить изящные решения за шахматной доской.


Капабланка, игравший черными, здесь не стал брать слона на с5 и сыграл по другому.

Попробуйте восстановить ход игры, а уже после смотрите правильную последовательность ниже.


Как было в партии

1 ... Лg6:g2!
2. Сс5-e3 Cf6-h4!
3. Лe1-d1 Ch4-f2!
4. Лd1-d7+ Kрh7-h6
5. Лd7-d5 Cf2:e3
6.Kf3-g5 Лg2:g5!
7.f4:g5+ Лg8:g5
8. Лf1-f6+ Kрh6-h5
9.Лf6:e6 Ca8:d5+

Белые сдались.

Так же предлагаем посмотреть видео про шахматного чемпиона:

(подписывайтесь на обновления).

Благодарю за интерес к статье.

Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:

  1. Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.
  2. Напишите комментарий (внизу страницы)
  3. Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи к себе на почту.

Удачного вам дня!

"Из чемпионов, с которыми мне приходилось много встречаться, самое сильное впечатление произвёл Капабланка" (Ботвинник). "Идеалом может быть лишь образ собирательный. Ближе всего к нему подходит, по-моему, Хосе Рауль Капабланка" (А. Карпов).


Хосе Рауль родился 19.11.1888 в г. Гавана, умер 8.03.1942, Нью-Йорк), кубинский шахматист; 3-й в истории Шахмат чемпион мира (1921- 1927). Шахматный литератор. Дипломат.

Четырёхлетний Капабланка познакомился с Шахматами, наблюдая за игрой отца. В 13 лет, выиграв матч у X. Корсо -7:6 (+4, -3, =6), стал чемпионом Кубы. Его игру уже тогда отличали тонкое понимание позиции, поразительная быстрота расчёта вариантов. Переехав в Нью-Йорк для учёбы в университете (1904), стал частым посетителем "Манхаттан чесс клаба"; занял 1-е м. в блицтурнире с участием Эм. Ласкера (1906). Популярность Капабланки в США особенно возросла после убедительной победы над чемпионом страны Ф. Маршаллом - 15: 8. Дебют Капабланки в Европе на крупном международном турнире (Сан-Себастьян, 1911), где, кроме Ласкера, играли почти все сильнейшие шахматисты того времени, прошёл триумфально - 1-е м. (9.5 очков из 14). это позволило Капабланке вызвать Ласкера на матч за мировое первенство, который, однако, не состоялся. В 1913 Капабланка выступил в 4 турнирах: трижды занял 1-е место в Нью-Йорке и 2-е в Гаване. Получив назначение на работу в кубинское консульство в Петербурге (1913), принял активное участие в шахматной жизни России: выиграл по 2 партии у Ф. Дуз-Хотимирского и А. Алехина, сыграл вничью с Е. Зноско-Боровским (1: 1), выступил с сеансами в Москве, Киеве, Риге, Либаве (ныне Лиепая) и др. городах. Весной 1914 участвовал в международном турнире в Петербурге, где занял 2-е место; для комбинационного дарования Капабланки показательна его партия с О. Бернштейном

(чёрные): 1. d4 d5 2. Kf3 Kf6 3, c4 e6 4. Kc3 Kbd7 5. Cg5 Ce7 6. e3 c6 7. Cd3 dc 8. С: c4 Ь5 9. Cd3 a6 10. e4 e5 11. de Kg4 12. Cf4 Cc5 13. О-О фс7 14. Лс1 f6 15. Cfi3 fe 16. Ь4 Ca7 17. С: b5 ab 18. К: Ь5 Od8 19. Kd6+ Kpf8 20. Л:с6 Kb6 21. Ch4 Od7 22. К: c8 Ф! c6 23. Od8+ Фе8 24. Ce7+ Kpf7 25. Kd6+ Kpg6 26. Kh4+ Kph5 27. К: e8 Л: d8 28. К: g7+ Kph6 29. Kgf5+ Kph5 30. h3 Kc8 31. hg+ Кр: g4 32. С: d8 Л: d8 33. g3 Лd2 34. Kpg2 Ле2 35. а4 КЬ6 36. Ке3+ Kph5 37. а5 и белые вскоре выиграли. "Уже тогда Капабланка играл так же хорошо, как и Ласкер. Никогда прежде и никогда впоследствии я не видел - и даже не могу себе представить - такой поразительной быстроты шахматного мышления, какой обладал Капабланка в то время" (Алехин).

Возвращаясь из Европы на Кубу, Капабланка выиграл у Ласкера блиц-матч из 10 партий (1914, Берлин)- б.5; : 3.5. В годы 1-й мировой войны 1914-18 Капабланка выиграл 3 турнира в Нью-Йорке, турнир в Гастингсе (1919) и матч в Гаване у Б. Костича (1919; 5:0). В своём шахматном творчестве постепенно стал тяготеть к внешне простым позициям, требующим глубокой интуиции и виртуозной техники.

После длительных переговоров Капабланка добился согласия Ласкера на матч и убедительно выиграл его (1921; +4, -О, =10). "... к этому времени шахматная сила Капабланки достигла вершины; кристально чистое ведение дебюта и миттельшпиля соединялось с непревзойдённой эндшпильной техникой" (Алехин).

Своё превосходство над современниками Капабланка доказал победой на Лондонском международном турнире 1922, где выступали почти все си

льнейшие шахматисты мира, кроме Ласкера. Период 1914-22 - расцвет шахматного творчества Капабланки: он приобрёл репутацию "шахматной машины в образе человека", виртуоза шахматной техники, безошибочно использующего малейшие позиционные преимущества.

В 1923-27 Капабланка участвовал всего лишь в 3 турнирах: занял 2-е место в Нью-йоркском международном турнире (1924), 3-е - в 1-м московском международном турнире (1925) и 1-е - в Ныо-Йоркском международном турнире (1927). В 1927 он встретился с Алехиным в матче за мировое первенство и проиграл (+3, -6, =25). После 1927 в спортивной карьере Капабланки начался новый этап, он стал чаще выступать в соревнованиях. В 1928-31 участвовал в 11 турнирах: занял 1-е место в Берлине (1928), дважды в Будапеште (1928 и 1929), в Рамсгите и Барселоне (1929), Гастингсе (1929/30), Нью-Йорке (1931); 2-е - в Бад-Киссингене (1928), Карлови-Вари (1929), Гастингсе (1930/31); сыграл последний в своей жизни матч с М. Эйве (1931; +2, -О, =8).

Возобновив дипломатическую службу, Капабланка на время отошёл от Шахмат и вновь вернулся к ним лишь в середине 1930-х гг. Он начал с 4-го места в Гастингсе (1934/35) и во 2-м московском международном турнире (1935); дважды был вторым в Маргите (1935 и 1936). Но в том же 1936 Капабланка вновь добился крупных успехов: 1-е место в 3-м московском международном турнире (без поражений) и 1-2-е (с М. Ботвинником) в Ноттингеме, впереди Эйве, Алехина и Ласкера, которого он победил в личной встрече.

Выступления Капабланка в последний период жизни: разделил 3-4-е место на турнире в

Земмеринге - Бадене (1937), вышел победителем небольшого турнира в Париже (1938), занял предпоследнее место в "АВРО" - турнире (1938) - самая крупная неудача в его шахматной карьере. Однако выступления Капабланки в 1939 в Маргите (2-3-е место) и на Всемирной шахматной олимпиаде в Аргентине, где он оказался победителем на 1-й доске (8.5 очков из 11), свидетельствовали о том, что Капабланка до конца жизни оставался одним из сильнейших шахматистов мира. "С его смертью мы потеряли величайшего шахматного гения, равного которому мы никогда не увидим" (Алехин).

Всего в официальных турнирах и матчах Капабланка сыграл 583 партии (+302, -35, =246). "Его игра производит неотразимое художественное воздействие. В ней господствует тенденция к простоте, и в этой простоте - неповторимая красота подлинной глубины" (М. Ботвинник).

К числу новых для того времени стратегических приёмов, разработанных Капабланкой, можно отнести выключение лёгкой фигуры соперника из игры с последующим развитием активности на другом фланге, использование открытых линий, захват ключевых пунктов позиции и др. Книги Капабланки, отличаясь логичностью и ясностью изложения, способствуют популяризации Шахмат. Творчество Капабланки оказало огромное влияние на последующие поколения шахматистов: "Из чемпионов, с которыми мне приходилось много встречаться, самое сильное впечатление произвёл Капабланка" (Ботвинник). "Идеалом может быть лишь образ собирательный. Ближе всего к нему подходит, по-моему, Хосе Рауль Капабланка" (А. Карпов). С 1962 на Кубе проводятся мемориалы Капабланки.

Дебют Капабланки в Европе должен был состояться в 1910 году на сильном турнире в Гамбурге, но кубинец не смог приехать на него из-за болезни. Капабланка реабилитировался в следующем году на крупном международном турнире в Сан-Себастьяне, где играли почти все сильнейшие шахматисты того времени, кроме Ласкера: условием участия были призовые места в значительных турнирах последних лет. Против участия Капабланки возражали Нимцович и Бернштейн, поскольку тот не имел достаточных результатов, а известен был только благодаря победе над Маршаллом, так что Капабланка был приглашён в виде исключения. В итоге Капабланка занял первое место, опередив на пол-очка Рубинштейна и Видмара, а его победа над Бернштейном в первом туре получила первый приз за красоту. Это позволило Капабланке вызвать Ласкера на матч за мировое первенство. Местом проведения матча была предложена Гавана, однако матч не состоялся: стороны по очереди выдвинули условия, которые оказались неприемлемыми для другой стороны, а когда Капабланка в переписке охарактеризовал одно из выдвинутых Ласкером условий как «очевидно несправедливое» (obviously unfair), Ласкер через прессу потребовал извинений. Это стало началом конфликта, который продолжался до петербургского турнира 1914 года.

Капабланка впервые бросил вызов Ласкеру еще в 1911 году после победы в Сан-Себастьяне. В январе 1920 года в Гааге при посредничестве правления Голландского шахматного союза наконец было подписано соглашение о проведении матча. В июне того же года Ласкер, не желавший играть матч, опубликовал заявление, в котором сообщал, что отказывается от звания чемпиона мира и передаёт его Капабланке. По словам Ласкера, Капабланка завоевал звание, "не формальным вызовом, но своим выдающимся мастерством". Позднее Гавана выразила готовность предоставить $20000 на проведение матча, пресса также настаивала, что чемпион мира не должен уступать титул без игры. Матч состоялся в Гаване в 1921 году. Было оговорено, что матч играется из 24 партий, при этом Ласкер отказался взять назад отречение, так что на момент начала матча стороны признавали чемпионом мира Капабланку. Ранее Ласкер заявлял, что даже в случае победы в матче откажется от титула в пользу более молодых мастеров, которые сами между собой определят достойнейшего. Тем не менее, пресса и шахматный мир в большинстве не признали отречение, так что, как правило, считается, что Капабланка завоевал звание чемпиона мира именно после победы в матче.

Поражение Ласкера, кроме сугубо игровых причин, объясняют внешахматными факторами. Капабланка был на двадцать лет моложе и имел несомненное преимущество из-за жаркого гаванского тропического климата. Кроме этого, согласие Ласкера вообще играть матч часто объясняют тем, что ему нужны были деньги, так как он потерял сбережения из-за войны. Сам Ласкер в книге «Мой матч с Капабланкой» неоднократно писал о том, как тяжело он переносил гаванский климат. Несмотря на это, Ласкер согласился посылать еженедельные заметки о ходе матча в голландскую газету, из которых впоследствии составил брошюру «Мой матч с Капабланкой». Капабланка в тот период был в расцвете сил, а Ласкер проводил матч не на своём уровне. Кубинец выиграл пятую, десятую, одиннадцатую и четырнадцатую партии. После четырнадцатой партии, которую Ласкер проиграл в результате грубой ошибки.

Статьи по теме: