Серьезный сэм обзор. «Ох, ё-моё, да они уже тут!». Восток — дело… тупое и решительное

ФОРМУЛА ИГРЫ

Serious Sam 3 позиционируется как олдскульный шутер, где вместо стрельбы из-за укрытий герой носится по уровням, накачивая врагов свинцом и уворачиваясь от их атак. Автоматическое восстановление здоровья уступает место сбору аптечек, а фабула умещается на полях газеты, в которую заворачивали рыбу.

Классика

Зачем этой игре сюжет — умом не понять. Но он есть: на Землю напали инопланетяне, и теперь земному герою Сэму нужно добраться до найденного в Египте древнего артефакта, чтобы остановить вторжение. Поскольку BFE является приквелом оригинальной игры, Serious Sam: The First Encounter , мы уже знаем, что будет в конце: наш герой перенесется в прошлое и даст захватчикам по щам. Но сначала он наваляет им в настоящем - а там гори оно все огнем.

Типичный скриншот из однопользовательского режима. И один в поле воин.

На первый взгляд, игра по сравнению с предыдущими частями совершенно не изменилась: Сэм шествует по абсолютно линейным уровням, превращая врагов в фарш и изредка отвлекаясь на поиск тайников. Периодически героя запирают в условном помещении («условном», потому что это может быть и огромная равнина) и заваливают тоннами вражеского мяса. В порядке вещей одновременно уворачиваться от рогов разьяренного быка и одновременно садить из двустволки в лоб скелету. Удовольствие, надо сказать, не для всех: если вы выросли на Call of Duty , Serious Sam 3 вам вряд ли понравится.

Кому это нужно?

Геймдизайнеры из студии Croteam честно пытаются удивлять, добавляя в свой олдскульный шутер современные фишки. Так, большую часть противников теперь можно убивать одной кнопкой: Сэм отрывает скелетам головы, ломает скорпионам шеи, давит кованым ботинком пауков. Кровавый трофей можно бросить обратно, в толпу противников, и даже кого-то им зашибить, но толку от этой возможности ровно ноль. Анимация настолько длинная, что, пока Сэм вырывает очередному инопланетному красавцу глаз, остальные успевают порезать героя на ленточки. Другое дело кувалда, один из фирменных видов оружия BFE. Хоть это и не классическая бензопила из Doom, хорошенько размахнувшись молотком, можно отправить на тот свет нестыдную партию живности. Однако это тоже так, для души. Ближе к концу игры против разъяренных вражеских орд (а врагов становится очень и очень много) и ракетница кажется слабенькой.

«Пялиться некрасиво», - сказал Сэм и вырвал гнаару единственный глаз.

Иногда авторы дают передышку от бесконечных волн монстров и запирают нас в катакомбах, заставляя светить фонарем по сторонам, мыкаясь в поисках выхода. Зачем нам такой Half-Life, решительно непонятно - если истребление живности на открытых аренах приносит какое-никакое удовольствие, метание по темным коридорам только раздражает. Особенно это неприятно в кооперативной игре, когда напарники уже убежали, а ты пытаешься найти очередной неприметный коридорчик, чтобы их догнать. Какая радость шарить фонарем по черному экрану, когда знаешь, что друзья уже вовсю развлекаются?

Серьезный отряд

Совместное прохождение - главное, ради чего стоит купить Serious Sam 3. BFE лишний раз подтверждает собственную олдскульность, в частности, и тем, что поддерживает до 4 игроков на одном PC (в режиме сплит-скрина), а по Сети могут играть до 16 человек. Но это уже чересчур - врагов на всех не хватает, поэтому такой большой компанией лучше зарубиться в PvP.

Кооператив и дефматч в Serious Sam 3 очень похожи. Только в первом все стреляют в монстров, а во втором - друг в друга.

На выбор представлены все классические режимы вроде дефматча и захвата флага. Проблема только с поиском серверов - то ли еще не все наигрались в кооператив, то ли желающих воевать друг с другом нет в принципе. К сожалению (или к счастью), верным кажется второй вариант. По динамике местный режим «все против всех» напоминает Quake 3, но сильно проигрывает последнему по дизайну карт. Да и с балансом оружия проблемы: ракетница и двустволка обычно убивают с одного попадания, а остальные стволы практически бесполезны. Бездумно сделан и респаун - нередко противники возрождаются прямо у тебя за спиной (быстро отправляя на тот свет) или прямо под носом (даря бесплатный фраг). Окончательно портит впечатление анимация - она тоже напоминает о третьем Quake: если монстры хоть как-то шевелятся, то вот персонажи, управляемые игроками, бегают, будто швабру проглотив.

Дефматч предельно олдскулен - минималистичные карты, полное отсутствие укрытий, дисбаланс в оружии, корявая анимация.

Назад в прошлое

Не лучше и графика. Несмотря на нескромные системные требования, даже на ультранастройках графики Serious Engine 3.5 выдает картинку уровня Half-Life 2 или Modern Warfare . Очевидно, проблема в художниках: обратившись к более реалистичному стилю, им не удалось сложить из четырех известных букв слово «вечность». Если честно, мы очень скучаем по разудалому мультяшному Сэму образца 2001 года и яркой, веселой картинке.

Но ужаснее всего звук. Создается впечатление, что разработчики просто взяли озвучку монстров из первого Serious Sam. Хотя даже это не самое страшное. Звук абсолютно неинформативен: например, невозможно определить, откуда к вам приближается очередной безголовый камикадзе, по его крику. Кажется, будто толпа товарищей с бомбами поселилась прямо у Сэма в голове.

Если бы не гигантский красный скорпион, картинка вполне могла бы сойти за скриншот из Modern Warfare.

Зато музыка подходит игре практически идеально: саундтрек от хорватских металлистов Undercode столь же старомоден, как и сама Serious Sam 3. Неплохо озвучен и сам Сэм. Хотя его шутки редко вызывают улыбку, образ беспредельного мачо бережно сохранен.

По иронии судьбы, из всех достоинств первой Serious Sam до третьей в целости и сохранности дожил только главный герой. Впрочем, даже несмотря на многие недостатки, BFE превосходит ближайшего конкурента - Duke Nukem Forever. Жаль только, что ни одна из них лучше от этого не становится. Еще одна легенда умерла.

Мнения

Максим Еремеев, редактор журнала «Игромания»

«Ох, ё-моё, да они уже тут!»

Мне лично кажется, что с новым Сэмом все в полном порядке. Тем более что другого столь же хаотичного и дикого шутера сейчас все равно не отыскать. После тиховатого вступления вы наконец слышите знакомое «А-А-А-А-А-А-А-А-А-А-А!» безголового камикадзе и чувствуете, что вернулись назад во времени. Все как в первый раз: бешеный ор в наушниках, нервная дрожь в пальцах. Это откуда сейчас закричали? Вон из той подворотни? Из-за пальмовой рощи? Ох, ё-моё, да они уже тут!

BFE отлично поддерживает напряжение, каждая новая волна врагов отзывается адреналиновым пуском в печени. Очень скоро начинает казаться, что враг повсюду, и, скорее всего, именно так оно и есть, но вы стараетесь об этом не задумываться. Главное, чтобы прицел точно выцеплял на блекло-сером фоне цели, а указательный палец не свело судорогой. Проанализировать все можно будет потом. По-моему, это ценное умение вполне достойно похвалы.

ПРОГНОЗ УСПЕШНОСТИ

Serious Sam 3 гораздо больше похож на предыдущие игры сериала, чем Duke Nukem Forever - на Duke Nukem 3D или Doom 3 - на Doom. Это действительно проект, в котором спинной мозг используется на все сто, а сюжет присутствует лишь для проформы. На этом сомнительные достоинства BFE заканчиваются - ширпотребная серо-коричневая картинка (а ведь насколько сочно и красиво выглядела в свое время первая часть!), ужаснейший звук и корявая анимация не смогут удержать вас у монитора или телевизора надолго. Консольные версии еще не вышли, но вряд ли они окажутся лучше.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА: 6,5

Это будет небольшая, но крайне содержательная рецензия на новую, но все-таки old school игру. Со старым и добрым, но циничным и жестоким персонажем в главной роли. Иногда, легенды возвращаются, чтобы тряхнуть стариной.

Отправить

Это будет небольшая, но крайне содержательная рецензия на новую, но все-таки old school игру. Со старым и добрым, но циничным и жестоким персонажем в главной роли. Иногда, легенды возвращаются, чтобы тряхнуть стариной. Мода на дискотеки 90-х, жвачку «Love is...» , вкладыши Turbo и Крутого Сэма вернулась. Готовьтесь надрать этим... все, что только надирается.

Первый крутой заголовок

Настолько крутого и запутанного сюжета мы не встречали в играх давно. ? Не смешите мои тапочки. История Сэма - настоящая жесть, для тех, кто сможет «переварить» все ее хитросплетения. Она настолько суровая, что описать ее можно одним предложением. Готовы? Вот оно. У Земли осталась последняя надежда, ведь какая-то инопланетная хрень может запросто истребить всех ее жителей. Эту надежду зовут ни Надежда, ни Вера, ни Любовь. Ее зовут Сэм. Крутой Сэм, в простонародье Сэм Серьезный. С возвращением, Сэмми!

На YouTube нас не обманули. Перед выходом игры на самом популярном видеосервисе «тусовалось» видео с первым уровнем игры. Действительно, Сэму дают в руки огромную кувалду, сразу же «стравливают» на него несколько одноглазых монстров, на которых мы и «тестируем» свое новенькое оружие. Да, у этих самых одноглазых монстров есть свои имена, но мы их забыли, ведь дело не в этом. Современные шутеры научили нас тому, что события начинают разворачиваться мгновенно, при этом демонстрируя парад спецэффектов с первых же секунд. Поскольку old school плевать на все это хотел, в раскачка и долгожданная бойня начинается спустя 40-60 минут, проведенных в игре.


#2

Бегаем по самым, что ни на есть линейным уровням, расправляясь в жестокой и не очень форме с врагами. И раз уж затронули тему локаций, давайте на ней и остановимся. Не самый приятный момент в игре - множество коридорных уровней. Случается ситуация, что в однотипной местности можно запросто заблудиться, ведь похожих элементов декора действительно много. И не понятно, то ли ты тут был, то ли нет. Место вроде знакомое, но что-то не так. Дальше - ситуация меняется, но не в корне. Чем дальше в дебри сюжетной кампании, тем больше сюрпризов готовят разработчики. «Коридоры» сменяются просторными уровнями, где нас заставляют бежать спиной назад, отстреливаясь от толпы этих отвратительных монстров из «гадкого» зоопарка. Сделать это, к слову, не так уж и просто даже на среднем уровне сложности. Поэтому, если вы из тех, кто привык быстро сдаваться и выходить из игры после первого же убийства главного героя, явно не для вас. Или для вас, но в легком режиме. Но ведь девиз посетителей сайт : «Не будь тряпкой, будь хардкорщиком!» . Или я что-то путаю?


#3

Сэму действительно приходится не сладко, ведь с оружием не всегда все так прекрасно, как хотелось бы. Патроны приходится искать в каких-то закромах, пытаясь спрятаться от очередной волны монстров. Там же стоит тусоваться и в поисках аптечек. Особенно радует ничтожный «допинг», дающий всего +1 к здоровью. Смотрится как издевательство, или очередной прикол. Вообще же, Сэм любит пошутить по поводу всего происходящего. Замочил сотню монстров? Пошутил. Пристрелил еще сотню-другую? Еще раз пошутил. Правда, не всегда смешно. Во всяком случае, улыбаться во время игры не воспрещается.

Второй крутой заголовок

Теперь, что касается оружия. Когда патроны заканчиваются, а добраться до заветной коробочки с боеприпасами еще не удалось, закатываем рукава, и начинаем «мутузить» супостатов вручную. Выглядит это, поначалу, немного дико. Сэм без зазрения совести голыми руками вырывает огромный глаз у монстра, сворачивает головы, да и просто, развлечения ради, пинает неугодных «товарищей». Все это сопровождается кровавыми фонтанами и реками красной жидкости. Когда главгерой все же добирается до заветного оружия, начинается долгожданный тир. Отстреливая этих монстров, время от времени, следите за собой. Ведь тем, кто знаком с предыдущими играми про Сэма, наверняка, захочется пустить слезу. Стреляя по всем этим безголовым камикадзе, кричащим «Аааааа», и несущимся в вашу сторону, так и накатывает чувство дежавю. Вообще, знакомых супостатов встретится много. Фанаты, отращивайте ус, и мотайте на него все вышесказанное.


#4

Придираться к в техническом плане можно. Но не нужно. До картинки, скажем, как в , еще далеко. Однако никто не ставил целей: «догнать и перегнать». Художники из Croteam продемонстрировали очень даже неплохую картинку. Да и что мы только килобайты текста расходуем. Взгляните на скриншоты, если вы до сих пор их не рассмотрели, зачитавшись этим невероятно-увлекательным текстом. Хотели мы и звуковую дорожку «вытащить» из игры и прикрепить ее к материалу, дабы вы опять все сами оценили. Но как-то не сложилось.

Послевкусие

Время подвести итоги, подсчитать бюллетени. Кто у нас там? «Единая Россия» в лидерах? Кажется, сбились немного с курса, простите. Оставим тему тематическим СМИ, и вернемся к старине Сэму. Он - не упал в грязь лицом, вернувшись к нам. И это весьма отрадно. Рекомендовать в первую очередь хочется тем, кто помнит и чтит старые подвиги немолодого героя. Для игроков, начавших сбривать свои «первые усы» на и , игра может показаться «не форматом». Местами сложно, местами очень. Но мы-то с вами в курсе, в чем прелесть таких проектов. И не жевать этим ребятам жвачки «Love is...».


#5

Финальные оценки ниже. Наслаждайтесь.

Вышедший 10 лет назад Serious Sam: The First Encounter уже тогда в плане геймплея выглядел выходцем из прошлого – бездумная пальба по бесконечным волнам монстров даже в далеком 2001 г. считалась вышедшей из моды, во главу угла ставился сюжет и проч. Что, впрочем, не помешало ему завоевать изрядную популярность, а заодно – позволить разработчику закончить вторую половину проекта, The Second Encounter.

Serious Sam 3: BFE

Жанр first person shooter

Разработчик Croteam

Издатель «1C-СофтКлаб»

Оценка

Классический стиль и геймплей; современная графика

Чрезмерно затянутое начало, из-за чего игра может надоесть раньше, чем успеет собственно начаться

Возвращение у Сэма получилось удачнее, чем у Дюка

Полноценный сиквел – Serious Sam II, увидел свет в 2005 г., однако повторить успех оригинала ему не удалось. Любители «олдскула», ценившие Serious Sam не только за максимально простой геймплей, но и за своеобразный шарм главного героя, оказались, мягко говоря, разочарованы сменой стиля, превратившей игру в мультяшную самопародию, причем далеко не лучшего качества.

После этого Croteam взяла длительную паузу (попутно создав новый движок и обновленные версии первых двух «энкаунтеров») и наконец выпустила Serious Sam 3: BFE, являющийся приквелом к самой первой части. Кстати, приставка BFE в названии многими игроками расшифровывается как Before First Encounter – официальной же трактовки на данный момент нет, и вполне вероятно, что непонятная аббревиатура является просто очередной шуткой разработчиков.

Сюжет здесь, разумеется, нужен только для галочки, поэтому и изложить его получается буквально в паре слов: вторжение с инопланетянами в самом разгаре, Сэм пытается прорваться в Каир, вертолет сбивают… дальше неважно. Конечно, нам время от времени демонстрируют в коротеньких видеовставках, что вокруг все плохо, а будет еще хуже, но во внятный сюжет они складываться решительно отказываются – в конце концов, не ради него играют в Serious Sam.

Идейно цикл вернулся к своим истокам – SS3:BFE гораздо больше похож на The First Encounter, чем на Serious Sam II. Виной тому и смена декораций (действие опять происходит в Египте), и кардинальный пересмотр концепции главного героя. Из несмешного клоуна он опять превратился в Серьезного Спасителя Человечества – каменная физиономия, редкие циничные комментарии и деловитое перемалывание в фарш инопланетных захватчиков.

В плане игрового процесса Serious Sam 3 выглядит на удивление несколько странно. Похоже, разработчик отдавал себе отчет в том, что геймплей двадцатилетней выдержки – штука специфическая, и решил, что его надо хоть как-то, но причесать под современные реалии. В итоге первые уровни не имеют практически ничего общего с оригинальным Serious Sam – оружия в обрез, монстров тоже, и геймеру не остается ничего другого, как гулять улицами Каира и разглядывать окружающую его обстановку. Если захотеть, здесь можно увидеть легкую иронию над современными милитари-шутерами – начало третьего «Сэма» отдаленно напоминает какой-нибудь Modern Warfare, из которого убрали всю кинематографичность, а взамен нее втиснули монстров из DOOM. «Серьезному» Сэму Стоуну в окружающих его псевдореалистичных декорациях явно неуютно, однако через пару-тройку часов он наконец выбирается на оперативный простор – на смену каирским улочкам приходят пески, пирамиды и прочие сфинксы, где он чувствует себя как дома. К счастью, примерно в это же время монстры начинают подходить не по одному-два, а партиями по паре десятков, а затем и сотен, и после середины игры пальцы уже сами вспоминают канонический геймплей – ни секунды не стоять на одном месте, постоянно переключаться с одного оружия на другое, и затылком чувствовать, какую очередную пакость игра подготовила за вашей спиной. Сложность нарастает лавинообразно, и в одиночном режиме последние уровни будут вспоминаться как кошмарный сон. Нечастые аптечки цинично добавляют по одному проценту здоровья, боеприпасы к любимому оружию заканчиваются моментально, а монстры прут так, будто на вашей стороне сражается как минимум батальон морской пехоты США.


Serious Sam 3 при этом не самый короткий, как по нынешним меркам – чтобы увидеть «тот самый геймплей», придется 3-4 часа играть, образно говоря, в упрощенного «Сэма», поэтому когда наконец добираешься до уровней с 1000+ монстров, игра уже начинает банально надоедать. Как это ни парадоксально звучит, идея сделать полноценный шутер в случае с «Сэмом» является не самой удачной – если бы SS3:BFE был в два раза короче (главным образом за счет урезания чрезмерно затянутого начала) и во столько же раз дешевле, он был бы принят гораздо благосклоннее. В конце концов, в The First Encounter была хорошо если треть от полной игры, задуманной изначально – и это в свое время пошло ему только на пользу, ведь он проходился буквально на одном дыхании. В случае же с Serious Sam 3 одного дыхания будет явно недостаточно.


Здравствуйте пользователи КрутоГеймера ! Сегодня на ваше обозрение я выкладываю свой следующий обзор на одну игру, которую без сомнения можно считать культовой, а ее первую часть шедевром. Сегодня мы разберем Serious Sam 3: BFE , в русской локализации просто Серьезный Сэм 3.

Не стальные яйца


Стоит начать с того, что игра меня разочаровала. Довольно неожиданно, так как после выхода просто шикарной второй части, средняя оценка которой составляет от 8.5 до 10 по версии самых уважаемых гейм-журналов, я ожидал гораздо большего. Впервые о создании третьей части было упомянуто в 2007 году. Но тогда толком ничего не было известно, никто даже не знал, каковой будет игра. Но вот 2009, на нас полилась свеженькая инфа. В том же году стало ясно, что теперь игра будет несколько более брутальной и даже откажется от "мультяшности", которая присутствовала во второй части. И вот уже в ноябре предыдущего года на прилавках магазинов появилась заветная коробочка. А что в ней оказалось? Читайте дальше.

Начинается игра довольно пафосно, что не удивительно, ведь это Сэм, но при этом довольно банально. Стоило бы напомнить, что действие игры разворачивается в том же Египте, где и начиналась первая, и к которой третий Сэм является приквелом. Одного взгляда на Сэма было достаточно, что бы сказать, что он не сильно изменился. Заветная белая футболка в обтяжку, коричневый ремень, джинсы и модные оранжевые очки. Вот только в весе он стал больше, килограмм этак тридцать подкачал однозначно. Причем, судя по многочисленным, но довольно тупым кат - сценам, эти трицепсы-четырипсы заметно мешают ему естественно двигаться. Анимация главного героя очень хромает. Движется он очень скованно, как будто ему, что-то мешает двигаться свободно. Вроде бы мелочь, но глядя на современные игры, смотрится это дело не очень. Дизайн тоже подкачал. Движок обновился и теперь выдает довольно красивую картинку, хоть и далекую от идеала. Видно, что авторы попытались привнести нечто новое в архитектуру игры. Создали узкие улочки, в которых изначально можно заблудиться. Связанно это с их однообразием. Разрушенные здания, кривой ландшафт, картинка в "песочном" и блеклом стиле, которая если пестрит, то только кровавыми ошметками врагов, да изредка зеленой листвой. Порою нас посылают в темные помещения, где заблудиться и бродить по несколько десятков минут как нечего делать. Еще бывают старомодные задания. Например: найди 10 канистр с бензином или же активируй четыре плиты. При этом карты в эти моменты довольно здоровые, а сами предметы раскиданы по самым дальним углам. Вот и приходится бегать по полчаса по карте, что довольно раздражает.

Bloood, more bloood


Теперь давайте поговорим о самом игровом процессе. Он практически не изменился. Многочисленные орды мутантов, которые практически не изменились, ну только, если в полигонах, да красках прибавили, возникают из не откуда и с диким ревом несутся на главного героя. Игра, по сути, shot-slasher, поэтому никаких интеллектуально-логических трудностей по ходу ее прохождения практически не возникает. Иди себе, да только и успевай, что стрелять по противникам, поджаривая их сотнями. Арсенал остался точно таким же, а культовая однотонная пушка стала еще краше. Сама игра осталась верна идеалам заложенными первыми частями. Это все такой же олдскульный экшн, где нет эпических сцен, слоу-моушина и сопливых сцен. Сэм все также отшучивается по поводу ново явившихся противников и выдает пару пафосных словечек при подборе нового оружия. Диалогов в игре не много, а шуток, если сравнивать со второй частью, поубавилось раза в два. Если же начать разбирать противников - тут и начинать то нечего. Аи, как и следовало ожидать от такой игры, очень слабоват. Никто нигде не прячется, все тупо несутся на тебя. Но это, в конце концов, не Крайзис. Но если с АИ противником еще как то можно смириться, то вот с балансом - ну, никак. К примеру: если вы решили проходить игру на нормальном или же выше уровне сложности, то приготовьтесь к настоящему хардкору. Вы можете минут десять стоять под обстрелом обычных безголовых, но не дай бог вам встретится "скелетон", способный убить вас с трех-четырех ударов, учитывая, что у вас будет полное здоровье, так еще и кевлар в придачу.

Сэм Стоун по кличке «Серьезный» опять вернулся. И не куда-нибудь, а назад в будущее, конкретно — в начало XXI века. Заработав на выпуске HD-римейков игр десятилетней давности, Croteam наконец-то решилась создать нечто новое. Открещиваясь от параллелей с «мультяшной» Serious Sam 2 , студия выполнила поворот на 180 градусов: Serious Sam 3 — приквел к The First Encounter , описывающий события непосредственно перед отправкой «самого крутого перца на планете» в прошлое.

Сэм — герой галактики

«Что задумываться над сюжетом, если и без того ясно, чем все закончится?» — похоже, именно так рассуждал сценарист. Повествование не хватает звезд с неба, хотя и превосходит непроходимо тупую фабулу SS2 . Война с легионами агрессивно настроенных пришельцев из дальнего космоса в самом разгаре, люди умирают, но не сдаются, а Сэм яростно мечется по пирамидам и руинам египетских городов, зверски истребляя все живое на своем пути. Конечная цель бравого вояки — активировать пресловутый «Ключ к вечности», сирианскую машину времени, дабы предотвратить неизбежное поражение человеческой расы.

Разработчики пошли проторенной дорогой, ведь формула успеха известна и обкатана: огромные пространства, тайники, грубоватый юмор, ТОЛПЫ черт знает чего повсюду и полное отсутствие потуг на интеллектуальность. SS3 — своего рода возвращение к истокам, правда, окружающий мир заметно похорошел. Serious Engine версии 3.5 выдает очень приятную и натуралистичную картинку, не замутненную «блюром» и прочими вывертами, разве что текстуры кое-где мутноваты. Немудрено, если учесть размеры уровней.

Но изменения несколько более радикальны, чем выглядит поначалу. Всяческие ловушки и логические пазлы отправились под нож за ненадобностью. Обшарить близлежащие постройки в поисках ключа — большего от вас не потребуют. Сложность возросла настолько, что напоминает о недавней Hard Reset . Даже на «Normal» приходится осторожничать, драпать от вездесущих рогатых скелетов и лихорадочно посматривать на счетчик здоровья. В подземельях и гробницах SS3 и вовсе переодевается в «survival horror»: темнота, тусклый свет фонарика и неожиданно выскакивающие твари — ни дать ни взять Doom 3 . Забавно наблюдать такое в проекте с рекламным слоганом «Никаких укрытий, будь мужиком».

Видимо, чтобы доказать всем, что он «мужик», мистер Стоун цедит в час по фразе, но обычно изрекает что-то действительно смешное. Вдобавок он овладел жуткой техникой рукопашного боя, позволяющей нажатием «E» перенестись к противнику, стоящему в пяти метрах поодаль, и со смаком оторвать ему башку, заляпав экран ярко-алой краской. Тем же, кому посчастливилось родиться безголовым, добрый парень вырывает сердца, которые затем можно в кого-нибудь швырнуть. Как ни странно, особого дисбаланса эти шалости не вносят, в отличие от некоторых монстров.

Предельная «серьезность»

Бестиарий по-прежнему разнообразен. Орущие камикадзе, шагающие биомеханоиды, одноглазые гнаары, скорпионы с крупнокалиберными пулеметами, гигантские пауки, гарпии, сирианские солдаты с мини-ракетницами… Черные «мартышки», ползающие по колоннам, держатся вне поля зрения и мастерски уходят с линии огня. Попасть по уродцам до такой степени трудно, что проще объявить им бойкот. Вышеупомянутые рогатые скелеты с Клира — неубиваемая дрянь, с наскока снимающая половину жизни — истинный бич BFE . С появлением приличного оружия уничтожать их станет ощутимо легче, однако на первых порах костяные лошади здорово щекочут нервы.

Выход один — бежать. Бесконечный «спринт» — главное положительное новшество третьей части, сильно поменявшее механику. Например, теперь от камикадзе можно побегать, собрать их в кучу и грохнуть одним выстрелом. К сожалению, физика совсем не участвует в спектакле — на куски несчастных разрывает одинаково, руки-ноги летят по заданным траекториям. Особенно больно это ударило по разрушаемости: шаблонно разваливающиеся стены, и то в «специальных» местах — мягко говоря, нелепость.

Недоумение вызывает и арсенал, наполовину состоящий из бесполезных «стволов». Из-за дефицита боеприпасов надо использовать все, но для чего нужен дробовик, когда есть двустволка, заряженная той же самой картечью? Снайперская винтовка и энергоорудие занесены в разряд секретных (читай: пострелять разок, потом нечем будет). Ракетница — замечательная вещь, но плазменный арбалет значительно круче в любой ситуации. Автомат неплох, но регулярно мучает несвоевременной перезарядкой. Он и коллиматором оснащен, жаль, целиться нет никакого смысла — на точность не повлияет. Единственный плюс пистолета — неограниченный боезапас. Миниган и гаубица — чудесно, вот только патронов не сыщешь днем с огнем, а значит — строго против «боссов».

На которых у Croteam, похоже, не хватило фантазии. Большинство существ оказываются обычными врагами уже на следующем уровне. Остальные же… В одиночку валить боевой космический корабль — это «по-сэмовски». Дважды? Что-то не то… В одной из миссий главного гада заменяет аттракцион из Left 4 Dead 2 — надо заправить автомобиль, отбиваясь от возрождающихся неподалеку орд. На славу удался лишь финальный «злодей», поединок с ним заставит поломать голову.

Хотя, если что-то не выходит, всегда можно позвать друзей. Совместное прохождение на 16 человек — копия предыдущих частей: весело и опять чересчур просто. Охотников играть с тремя «жизнями» на команду отыскать нелегко. Публика традиционно предпочитает палить в свое удовольствие, не беспокоясь о здоровье. Режим «Выживание» бросит вызов ветеранам, а пуще всего Croteam позаботилась о любителях соревновательного мультиплеера.

Помимо классических дефматча и захвата флага, на выбор предлагают прямо-таки ворох сетевых развлечений. «Последний герой» — тот же бой насмерть, только без воскрешений. В «Носильщиках» побеждает игрок, который дольше остальных сохранял драгоценный груз при себе. «Охота на зверя» — отчаянная погоня за очками на картах «сингла», а в «Мгновенной смерти» фатально любое попадание. Впрочем, я мог бы обойтись и без подробностей — все равно большинству милей «кооператив» в сочетании с бессмертием.

* * *

Serious Sam 3 пестрит недочетами, зато летающих окороков тут — на целый мясокомбинат. Хорошо, но могло быть намного лучше…

Статьи по теме: