Игра кастрюлька правила игры. Настольная игра шляпа. Чем она отличается от других подобных

Мужчина вытянул руки в стороны и машет ими. Это птица? Это самолёт? А может быть, ветряная мельница? Нет, всё не то. Иногда люди бывают такими непонятливыми, что хочется закричать во весь дух: «Да это же стиральная машина!» Но правила требуют сохранять молчание, таймер неумолимо отсчитывает время, а когда друзья наконец опознают злополучный агрегат, надо будет ещё продемонстрировать им вдохновение.

«Шляпа» - это артистическая игра для приятной компании. В ней вам предстоит вытягивать из шляпы всевозможные слова и понятия, а затем показывать, объяснять и рисовать их. Каждый участник по очереди становится ведущим, а остальные игроки угадывают, что именно он пытается до них донести. Если слово названо верно, победные очки получают и тот, кто его угадал, и ведущий. Чтобы заработать больше очков, ведущий может добровольно сократить отведённое ему время или усложнить свою задачу: например, рисовать только прямоугольники или показывать, сжав пальцы в кулаки.

Перед началом партии игрокам надо будет обзавестись Шляпой и таймером. Идеальной Шляпой послужит одноимённый головной убор, но его с успехом заменит любая ёмкость, из которой можно вслепую вытягивать листочки со словами, например непрозрачный мешочек или глубокая коробка. Таймер должен измерять время с точностью до пяти секунд: удобнее всего воспользоваться встроенным в смартфон или планшет, но подойдёт и спортивный секундомер. Теперь надо наполнить Шляпу словами. Для этого можно нарезать в неё один или несколько готовых наборов (четыре таких комплекта входят в коробку с игрой), или же самим написать слова на кусочках бумаги - но тогда угадывать их будет не так интересно. Перемешав слова в Шляпе, участники выбирают первого ведущего и приступают к игре.

В свой ход ведущий первым делом открывает карточку из колоды «Шляпа». На ней указано, сколько слов он вытянет из шляпы и каким образом будет доносить их до других игроков, например: «Объясните три слова», «Нарисуйте одно слово» или «Покажите два слова». У каждого задания есть свой норматив в минутах и секундах: для приведённых примеров это сорок секунд, одна минута и три с половиной минуты соответственно.

Затем ведущий может, если хочет, выбрать усложнение: сократить отведённое на угадывание время или вытянуть карточку дополнительного условия. При желании он вправе сделать и то, и другое - если абсолютно уверен в собственных силах или нуждается в дополнительных победных очках. Чтобы сократить время, ведущий бросает кубик и сверяется со специальной таблицей: чем меньше выпадет, тем быстрее ему предстоит справиться со своим заданием. Карточка дополнительного условия тянется из колоды, соответствующей способу выполнения задания: «Объяснить», «Показать» или «Нарисовать». Это условие - например, не употреблять глаголы во время объяснения или рисовать левой рукой, - будет распространяться на все слова задания.

Наконец игроки запускают таймер, ведущий вытягивает из Шляпы нужное количество слов и по очереди объясняет их, показывает или рисует. Объясняя, игрок должен только говорить, при этом запрещается называть загаданное слово, родственные слова или его части - в том числе на иностранных языках. При рисовании нельзя ничего писать, а также помогать себе словами и жестами. Показывать слова разрешается любыми движениями, но при этом не следует «писать» в воздухе буквы и цифры, а также издавать какие-либо звуки. Как только слово угадано, ведущий переходит к следующему. Это продолжается, пока ведущий не выполнит своё задание до конца или не прозвенит таймер.

В конце хода начисляются победные очки. Если ведущий сумел объяснить, показать или нарисовать хотя бы одно слово, он оставляет себе карточку задания - она приносит два очка. Однако если игрок не успел разобраться со всеми положенными словами, он получает одно штрафное очко. Аналогичный штраф налагается за нарушение правил. Победные очки за усложнения положены только в том случае, если успешно угаданы все нужные слова: за сокращение времени дают 1 или 2 очка, а ценность дополнительных условий указана на их карточках. За каждое угаданное слово игрок получает по очку, а если слово одновременно назвало несколько человек, очки достаются каждому из них.

Партия продолжается, пока не будут разыграны все карточки с заданиями из колоды «Шляпа» или пока не закончатся слова. Тот из игроков, кто набрал больше всего очков, объявляется победителем.

Готовые наборы дополнительных слов для «Шляпы» можно приобрести отдельно. Они свёрнуты таким образом, чтобы никто, включая владельца, не мог раньше времени прочитать слова. Перед игрой достаточно нарезать в Шляпу полоску бумаги по пунктирным линиям и перемешать получившиеся кусочки бумаги. Самые простые слова выпускаются на белой бумаге, сложные (такие как отвлечённые понятия или научные термины) - на зелёной, а сочетания из двух и более слов - на красной. Придумывая собственные наборы слов, «Шляпу» можно использовать не только для развлечения, но и для обучения - например, иностранным языкам.

Форум по игре "Шляпа" на сайте BG G

Если у Вас есть любые вопросы по правилам нашей игры, будем рады ответить на специальном форуме о ней на международном портале BoardGameGeek на русском языке.

Многоликое развлечение

В основе «Шляпы» лежит народная забава, известная в России под самыми разными именами: «Ассоциации», «Пантомима», «Крокодил» и даже «Сутулая собака». Вариантов у этой игры не меньше, чем названий: можно загадывать слова на ухо или вытягивать из заранее написанных, играть парами, командами или каждый сам за себя, ограничиваться пантомимой или объяснениями… «Шляпа» не только предлагает игрокам единые правила и избавляет от необходимости придумывать слова, но и привносит в игру изысканную атмосферу великосветского салона для благородных дам и кавалеров. Возможно, именно в такой обстановке начиналась история этой неизменно популярной игры.

2010 год был богат на новые отечественные игры для вечеринок: сначала вышел новый «БУМ », потом - «Шляпа », и, наконец - «Крокодил ». К этому моменту уже были в продаже такие игры как «Активити », «Элиас », «Угадай кто и что » и многие другие: стало возможным запутаться в том, что и как выбирать. «Шляпа» позиционируется как салонная игра, то есть игра для хорошей компании.

Про что эта игра?

Про угадывание слов на время. Один игрок объясняет, остальные - угадывают. Иногда бывают усложнения по уменьшению времени или специальным условиям: рисованию или показу жестами. В общем, традиционная игра «Шляпа», которая игралась ещё при царе, только на этот раз в коробке и уже с готовыми словами.

Чем она отличается от других подобных?

  • Она одна из самых дешевых в сегменте;
  • Внутри не очень много слов, но зато карточки с характерными красивыми рисунками;
  • К игре нужны часы: в составе их нет;
  • Игра изначально создана в нашей стране, то есть нет никаких проблем с переводом;
  • У неё достаточно сложные правила (по крайней мере, первые 2-3 партии);
  • Зато если вы знаете правила, играть просто;
  • Когда ограниченный запас слов в коробке кончится, можно будет купить дополнение в виде бустера со случайными или уже подобранными словами (поэтому-то игра такая дешевая: внутри только базовый «стартовый» набор).

Для кого стоит её взять?

  • Поиграть в дорогу;
  • Для спокойных дружеских посиделок;
  • В подарок ребёнку от 12 лет.

Если вы ищите что-то в подарок взрослому, обратите внимание на «Крокодила », а если нужна игра на очень большую компанию - стоит посмотреть иностранную «Активити » или отечественный «БУМ » (кстати, довольно похожий по игровому процессу, но более дорогой и простой в отношении правил).

Что в комплекте с игрой?

  • 24 карточки шляпы;
  • 8 карт объяснений;
  • 8 карт рисования;
  • 8 карт показа;
  • 3 запасные карты;
  • 24 карты очков с положительным номиналом;
  • 8 карт очков с отрицательным номиналом;
  • Кубик для определения времени;
  • Таблица времени объяснения;
  • 4 набора со словами (на 4 партии на вечеринке соответственно).

Сама шляпа в комплект не входит, её нужно будет доставать отдельно. Ещё вам понадобятся ножницы, потому что карты придётся много и часто резать перед тем, как положить в шляпу.

  1. Цель игры – за ограниченное время объяснить партнёру как можно больше слов, вытянутых из шляпы.
  2. Общий ход игры
    Игроки садятся вокруг стола (обычно — 6-10 человек). В шляпе находится некоторое количество слов, написанных на бумажках; игроки этих слов не знают. В каждый момент времени играют два человека - объясняющий и отгадывающий, остальные игроки ждут своей очереди и слушают.
    Объясняющий игрок по команде судьи достаёт из шляпы бумажку, читает написанное на ней слово (про себя) и объясняет это слово отгадывающему игроку, не используя слова, однокоренные загаданному, а также ненормативную лексику. Отгадывающий игрок предлагает версии до тех пор, пока не назовёт загаданное слово. После этого объясняющий откладывает бумажку с ним в сторону, достаёт следующую бумажку и объясняет следующее слово. Отгаданные слова в шляпу не возвращаются. По истечении времени судья останавливает игру. Если слово не отгадано, то объясняющий возвращает бумажку в шляпу, не сообщая игрокам и зрителям загаданного слова. После этого шляпа переходит к следующему по часовой стрелке игроку.
  3. Разновидности игры
    Игра может происходить в двух форматах: парном и личном.
    1. Парная игра. При парной игре, как чаще всего и играют в компаниях, все игроки разбиваются на пары (поэтому число играющих обязательно должно быть чётным). Игроки каждой пары садятся друг напротив друга, чтобы не было путаницы со сменой игроков. Каждый игрок объясняет слова только своему партнёру. Каждая пара получает столько очков, сколько слов она отгадала. Можно играть либо заранее определённое число «кругов» шляпы вокруг стола (например, каждый объясняет слова по семь раз), либо до тех пор, пока не кончатся слова (но тогда пары окажутся не в равных условиях — кто-то загадает больше раз).
    2. Личная игра. При игре в личном зачёте каждый игрок объясняет слова разным игрокам. За каждое загаданное и за каждое отгаданное слово игрок получает по очку. Обычно при личной игре подсчёт очков производится судьей. При игре в полевых условиях можно каждую бумажку с отгаданным словом рвать пополам и отдавать её половинку отгадавшему слово (вторую оставляет у себя объяснивший). Тогда количество половинок бумажек, собранных игроком, и есть число его очков.
      Оптимальная схема для личной игры — когда каждый загадывает слова каждому по одному разу. Каждый круг все игроки загадывают слова тому, кто сидит за столом относительно них в определённом положении. Например, в первый круг все загадывают слова соседу слева, во второй круг — игроку через одного слева, и т.д. Или ещё можно играть так: в первый круг все загадывают сидящему напротив, во второй — тому, кто сидит правее того, кто напротив, в третий — тому, кто левее сидящего напротив и т.д. Если игроков слишком много или слов слишком мало, можно играть и не полный набор кругов.
  4. Частности
    1. Загадываемые слова - существительные нарицательные в единственном числе (если оно есть; «ножницы» и т.п. загадывать можно). Слово считается отгаданным, если отгадывающий произнёс его в любой форме (например, «Мама мыла…» — «Раму», если загадано «Рама»). Слово считается отгаданным, если отгадывающий произнёс слово, звучащее так же, как написанное на бумажке, так называемый омофон (например, «Такой с колчаном» — «Лук», если загадано «Луг»). Можно также совмещать эти правила (например, «Я вступаю в…» — «Брак», если загадано «Брага»).
    2. однокоренные* загаданному слову. Слова, имеющие ту же приставку или суффикс, что и загаданное, произносить можно, не сообщая при этом, что у загаданного слова такая же приставка или суффикс. Объясняющему запрещено произносить аббревиатуры, одна из букв которых обозначает загаданное слово (например, нельзя говорить «МГУ» для «Университет»).
    3. Объясняющему запрещено произносить слова, созвучные загаданному слову (а также слова, имеющие общие морфемы с загаданным), сообщая явно или намекая при этом (например, выделяя интонацией), что слова созвучны (или имеют общие морфемы, например, «большезга»). Объясняющему запрещено произносить слова, не существующие в русском языке, если такие слова вместе с загаданным и, возможно, дополнительными буквами образуют существующее слово. Например, нельзя сказать «птеро…» (для «дактиля») — так как вместе они образуют «птеродактиль», а также «бомбо…» (для «убежища») — так как вместе они образуют «бомбоубежище».
    4. Объясняющий не может никаким образом апеллировать к буквам и слогам загаданного слова («первая буква – такая же, как и у …», «убери последние четыре буквы», «слово из трёх слогов» и т.п.). В частности, нельзя загадывать слова через анаграммы или аббревиатуры («анаграмма от слова рост», «первое слово в СНГ»). Также запрещено апеллировать к начертанию буквы («круглая приставка», «в середине как крест»). Однако разрешено апеллировать к частям слова , не уточняя их размер («измени начало слова», «середина – как у слова, которое …»), а также к морфемам («измени окончание», «возьми приставку, как у моей фамилии»)
    5. Также запрещено при объяснении передавать любую информацию мимикой или жестами .
    6. При объяснении слова нельзя пользоваться переводами в случае, если одного из слов (сказанного объясняющим или его перевода) нет в русском языке с тем же значением. Это включает случаи и без явной апелляции к переводу на заданный язык. Например: нельзя говорить «хенд по-русски», «солнце по-английски» (загаданы рука и сан), «она длинная» (загадан шезлонг).
      Однако, если иностранное слово заимствованием перешло в русский язык, называть его можно: «рефрижератор по-простому», «установка по-английски». Если загадано иностранное слово, допускается говорить, из какого языка оно заимствовано, и произносить перевод: «любослов по-гречески». Также это правило действует в отношении объясняемых приставок и корней иностранного происхождения.
    7. Если игрок использует определённые сигналы к нарушению правил (последовательность интонаций, искажений слова и прочее), то судья первый раз выносит предупреждение, а далее, заметив тот же способ апелляции к нарушению правил, снимает слово. Примеры: игрок произносит слово дважды, чтобы намекнуть партнёру, что слово нужно перевести; игрок громко выкрикивает слово, чтобы намекнуть партнёру, что нужно взять созвучное ему, и т.д.
    8. Если слово загадывается не через смысл, а по созвучию или по частям, то к объяснению любого из вспомогательных слов также относятся ограничения B-F.
    9. Если объясняющий называет однокоренное с загаданным слово или иным образом нарушает правила B-G, он возвращает слово в шляпу (сам или по рекомендации судьи) и передаёт шляпу следующему игроку, тем самым завершив свой ход. Если факт нарушения фиксируется после окончания хода, то слова, загаданные с нарушением или после него, не засчитываются.
    10. Если отгадывающий называет слово, однокоренное загаданному, слово ещё не считается отгаданным. При этом объясняющий может сообщить о том, что загадано однокоренное слово, и попросить уточнить слово.
    11. Объясняющий, отчаявшийся объяснить вытянутое слово, может вернуть его в шляпу и досрочно закончить объяснение. Заменить слово на другое не разрешается.
    12. Время, отведённое на загадывание слов каждой парой игроков, - 20 секунд . После слов судьи «время» объясняющий перестаёт объяснять, а у отгадывающего есть ещё 3 секунды и одно слово на то, чтобы дать ответ, после чего судья говорит «всё», и ответы больше не принимаются. Если загадывающий не смог остановиться после сигнала «время», право трёх секунд отгадывающему не даётся.
    13. Игроки, не загадывающие и не отгадывающие слово в данный момент, не должны ни мешать, ни помогать играющей паре. Не допускается никаким образом обсуждать ещё не отгаданные слова.
    14. Спорные ситуации, а также ситуации, не описанные в правилах, разрешаются проводящим игру судьёй.

* В случаях сомнения по поводу однокоренности слов ведущий может воспользоваться

В игре в шляпу участвуют две или несколько пар игроков.

Для игры в шляпу требуются:

  • сама шляпа (подойдет кастрюля или миска);
  • бумажки со словами для шляпы;
  • часы, чтобы засекать время.

В оригинальной версии игры в шляпу все участники придумывают по десять слов и пишут их на бумажках. Показывать бумажки никому нельзя. Используются только нарицательные существительные в именительном падеже и единственном числе. Слова для шляпы нужно стараться писать максимально крупно и разборчиво .

Однако вместо того, чтобы придумывать слова самостоятельно, можно скачать слова для шляпы бесплатно с нашего сайта. У этого способа, на наш взгляд, есть два важных преимущества:

  1. Вы сэкономите время.
    Просто выберете нужное количество слов для шляпы, их сложность («низкую» для новичков, «высокую» для самых опытных игроков, «нормальную» для всех остальных) и нажмите кнопку «Напечатать» (или «Показать», если у вас нет принтера, и вы хотите переписать слова вручную). Если вам не понравилось какое-либо слово, то вы можете заменить его на другое, просто нажав на него.
  2. Вы сбережете собственные нервы.
    Как показывает опыт, игроки часто спорят друг с другом, когда кто-то из них пишет неизвестное другим слово (например, из своей профессиональной области). Если вы возьмете слова для шляпы с нашего сайта, такой проблемы у вас не возникнет. Мы вручную отобрали «хорошие» слова для игры в шляпу из одного из толковых словарей русского языка. И даже если какое-то слово вам в итоге не понравится, вы будете ругать не друг друга, а создателей сайта.

Когда слова (написанные вручную или распечатанные с помощью сайта) в шляпе, игроки случайным образом делятся на команды.

Игра

    Перед стартом каждого кона засекается время - обычно полминуты. Один из игроков команды вынимает из шляпы бумажку и объясняет написанное на ней слово партнеру.

    При объяснении нельзя:

    1. Использовать однокоренные слова

    2. Называть переводы слова на иностранных языках

    3. Использовать жесты (в том числе показывать на предметы)

    4. Называть напрямую слова, похожие по звучанию (например, если вы объясняете слово «этюд» и решили объяснить его как «музыкальное произведение, похожее на «утюг», то в таком случае сначала вам нужно объяснить слово «утюг»)

    Партнер выдвигает версии того, какое слово написано на карточке. Если он угадал написанное слово, то команда забирает бумажку себе и первый игрок берет следующую бумажку из шляпы. Кон длится, пока не закончится время. Как показывает практика, за 30 секунд игрокам обычно удается объяснить от одного до четырех слов. Если время закончилось, а слово осталось неотгаданным, то бумажка помещается обратно в шляпу.

    После окончания кона шляпу берет следующая команда.

    Игра заканчивается, когда в шляпе не остается бумажек. Победителем становится команда, отгадавшая больше слов.

Профессор математики садится в кресло парикмахера.
- Подстригите меня пожалуйста.
- С удовольствием, профессор, но сначала снимите шляпу.
- О, простите, я и не заметил, что здесь дамы!

"Шляпа"

Описание и правила популярной игры, которая подходит для веселых компаний, с подробным описанием как правил, так и подготовки к игре и её вариаций.

Игра "Шляпа" подойдет для любой веселой компании от мала до велика. Для проведения не нужен реквизит, только ручки, листки бумаги и условная "шляпа", куда вы сложите листочки.
Количество участников: от четырех и более
Подготовка: каждый участник придумывает и записывает на листочках существительные (от 5 и больше, в зависимости от количества участников и договоренности, но как правило чем больше - тем лучше). Карточки со словами собираются в непрозрачную емкость ("шляпу") и перемешиваются.
Игроки произвольно разбиваются на пары.
Суть игры: за отведенное время объяснить своему партнеру как можно больше слов так, чтобы он их правильно назвал.
При объяснении строго запрещено:
- использовать однокоренные слова. То есть, если вы пытаетесь передать слово "черпак", произносить слово "черпать" нельзя;
- использовать прямой перевод самого слова или его корня на любой иностранный язык. То есть не стоит русское слово "солдат" заменять английским "solger";
- бессовестно показывать на объясняемый предмет пальцем или любой другой частью тела;
- использовать рифмующиеся слова. То есть комбинацию "клюшка" - "плюшка" стоит приберечь для лучших времен.
При этом вы можете использовать для объяснения созвучные объясняемому слова, метафоры и прочее, если это не противоречит написанному выше. При условии, что их вы тоже не называете прямо, а объясняете.
При любом нарушении правил или спорной (порой конфликтной) ситуации карточка изымается из игры, и игрок приступает к следующей.
Если партнер угадал слово, играющая команда получает очко, и участник приступает к следующей. И так до тех пор, пока не закончится отведенное команде время (как правило, оно составляет 30 или 60 секунд).
По истечении времени, ход по часовой стрелке переходит к следующей команде, и так далее. То есть, фактически, шляпа дрейфует по кругу из рук в руки до тех пор, пока в ней остаются карточки.
Побеждает пара, набравшая наибольшее количество очков.
Вариации: усложнить задание (или наоборот, это в зависимости от талантов и предпочтений играющих) можно вводом дополнительных условий, например:
- слова объясняются звуками или пантомимой (если первое невозможно)
- слова рисуются и угадываются по рисунку
- слова объясняются только глаголами или прилагательными.
Условия задаются отдельно или в комбинации между собой.

- анекдот про французский шляпный магазин вместо эпилога:

Французский шляпный магазин

Мадам больше часа примиряет шляпку.
Продавец невозмутимо выносит новые и новые коробки.
Вдруг дама успокаивается и говорит:
- Я, пожалуй, возьму вот эту, упакуйте, пожалуйста...
Продавец молча кладет шляпку в коробку.
- ... сколько с меня?
- Нисколько, Мадам. Вы в ней пришли...

В комментариях можно рассказать, как Вы играли в игру "Шляпа".

Статьи по теме: