Мобильные настольные игры для психолога. Психологическая игра для подростков "теплая компания". Игра «Что делать, если…» — психологическая игра для детей

Ольга Земцова
Конспект логопедического занятия «Перелётные птицы»

Лексическая тема : Перелётные птицы .

Логопедическая тема : Формирование грамматического строя речи. Совершенствование связной речи.

Коррекционно- образовательные цели :

1. Уточнение и систематизирование знаний детей о перелётных птицах .

2. Расширение словарного запаса по лексической теме,

3. Совершенствование грамматического строя речи :

Образование притяжательных прилагательных (гусиный, утиный, журавлиный)

Согласование притяжательных с существительными в роде, числе (гусиный хвост, гусиная голова, гусиное туловище) .

Согласование существительных с числительными (одна кукушка, две кукушки.)

- Развитие функции словообразования :(бескрылый, бесногий, бесклювый, хвостатый. глазастый)

Образование сложных слов. (остроклювый, длинноногий)

4. Развитие связной речи.

Коррекционно- развивающие цели :

1. Развитие зрительного, слухового внимания, логического мышления.

2. Развитие общей и мелкой моторики.

3. Формирование навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности.

4. Воспитание любви к животному миру.

5. Вызвать интерес к занятиям .

Оборудование :

МУЗЫКА. Ход занятия .

Логопед . Ребята, сегодня у нас необычное занятие . К нам пришли гости. Приветствие.

Логопед . Упражнение " Настроение". предлагает

Логопед предлагает подойти к столу. Перед вами тучки и солнышко выдерите ту картинку которая подходит вашему настроению. (Отмечает, какое настроение у каждого ребёнка в начале занятия .

Логопед . Каждый новый день надо начинать с хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и весёлым, давайте встанем в круг, возьмёмся за руки, закроем глаза и передадим друг другу ту искорку тепла и любви, что живёт в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта . (Берёт в руки зажженную свечу.)

Посмотрите, какая искорка зажглась от наших сердец. Пусть она сопровождает вас всё занятие . Улыбнемся и пожелаем друг другу доброго утра и радостного настроения.

Дети. Удачного дня.

Логопед . Сегодня на занятии мы будем говорить о перелётных птицах .

Пришла весна перелётные птицы возвращаются в наша края.

Ребята, к нам на занятие прилетела птичка , а вот какая угадайте.

Труд людей он уважает

Гусениц уничтожает!

Есть на дереве дворец

В нем живёт с семьёй.

Как вы думаете кто?

Дети : Я думаю скворец.

Логопед . Скажите дети, как называются птицы которые улетали от нас осенью в тёплые края, а весной возвращают к нам?

Дети. Эти птички называются перелётные .

Логопед . Наш гость прилетел к вам не один. Он позвал к вам своих друзей- перелетных птиц . Все гости уже прилетели, но они хотят немного поиграть с вами в прятки, поэтому спрятались под листики, а чтобы найти их, вам нужно отгадать загадки.

Эта птица никогда

Для птенцов не вьет гнезда.

Дети. Я думаю это кукушка.

Маленький певец лесной

Лучше всех поёт весной. (соловей)

Всех перелетных птиц черней ,

Чистит пашню от червей. (грач)

- Птица белая как снег .

Птица , что красивей всех

Выгибает гордо шею, назовем ее скорее? (лебедь)

Прилетает к нам с теплом.

Путь проделав длинный,

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (ласточка)

Он твердит одно га-га

Кто обидел? Где? Когда?

Никого я не боюсь.

Ну конечно это (гусь)

- Этот старый наш знакомый :

он живёт на крыше дома-

Длинноногий, длинноносый, длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту за лягушками

К болоту. (аист)

Логопед . Назовём перелётных птиц .

Дети. Это - соловей, аист, лебедь, кукушка.

Логопед . А теперь внимательно посмотрите на экран. Игра " Найди лишнюю птицу . "

Какая птица оказалось лишняя и почему?

Дети. Лишняя сорока - она зимующая птичка, а остальные перелётные .

Логопед . Весною погода бывает разная то тепло, то холодно. Ветер весною сильный,. Давайте изобразим весенний ветер. Наберём полную грудь воздуха через нос,не поднимая плечи.

Дети. Дуют.

Логопед . Ребята мы хорошо с вами дули, что все картинки разлетелись. Вы поможете мне их собрать.

Логопед . Вам нужно собрать картинки (гуся, аиста, утки)

Дети. Я буду собирать гуся.

Логопед . Это чья голова?

Дети. Это гусиная голова.

Логопед . Клюв (чей) птичий, утиный, гусиный.

Голова (чья) птичья, утиная, гусиная.

Гнездо (чьё) птичье, утиное, гусиное.

Логопед . Ребята, все картинки собрали правильно. На наши работы прилетели посмотреть другие птицы . Давайте посчитаем каких птиц больше . Игра с мячом “Сосчитай – ка”

Логопед показывает картинки птиц , а дети называют птиц с числительными 1 ,2.

Дети. Одна ласточка, две ласточки.

Одна утка, две утки, пять уток.

Одна кукушка, две кукушки, пять кукушек.

Одна птица , две птицы , пять птиц .

Один аист, два аиста, пять аистов.

Один гусь, два гуся, пять гусей.

Одно гнездо, два гнезда, пять гнезд.

Пальчиковая гимнастика “Уточка”

Шла уточка бережком, (“идут” двумя пальчиками по столу,

Шла серая по крутому. переваливаясь .)

Вела детей за собою,

И малого , и большого, (загибают безымянный палец; большой

И среднего, и меньшого, (загибают средний палец; мизинец.)

И самого любимого. (загибают указательный палец.)

Физминутка.

Логопед . Ребята, посмотрите каких красивых птиц нарисовал художник . Но вот беда он забыл нарисовать некоторые части тела птицы . Давайте посмотрим и дорисуем то, чего не хватает каждой птице .

Дети. У этой птицы нет ног ,она безногая. Я нарисую длинные ноги и она станет длинноногая. (бескрылая-крылатая, бесхвостая- длиннохвостая)

дети выполняют задание под музыку

Логопед . Ребята, а кто знает, какую птицу называют лесным певцом?

Дети. Лесной певец - соловей. (запись трелей соловья.)

Составим рассказ по схеме о соловье.

1. Зимующая или перелётная птица ?

2. Почему их так называют?

3. Внешний вид (хвост, голова, крылья, туловище, клюв, перья, расцветка)

4. Чем питается?

5. Где живёт – дупло, скворечник, гнездо…

Дети. Соловей -это перелётная птичка . Соловей маленький. серенький очень красиво поёт. У соловья есть маленький клюв, короткая шея, два крыла,длинный хвост и две лапки. Соловей питается насекомыми и семенами. Его жилище -гнездо.

Логопед . Ребята нашим гостям пора улетать. Давайте пожелаем им счастливой весны.

Выберете картинку вашего настроения. (тучка- солнышко)

Наше занятие закончено . Сейчас вспомним какое задание ему понравилось дольше всего.

Дата______________ Класс________

№ Урока___________

Тема: Перелетные птицы

Коррекционно- образовательные цели:
- Уточнение и систематизирование знаний детей о перелётных птицах.
- Расширение словарного запаса по лексической теме,
- Совершенствование грамматического строя речи.

Коррекционно- развивающие цели:
- Развитие зрительного, слухового внимания, логического мышления.
- Развитие общей и мелкой моторики.
- Формирование навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности.

Коррекционно-воспитательные задачи:
- Воспитание любви к животному миру.

Оборудование: карточки с изображением зимующих и перелётных птиц, цветные карандаши, картинки с изображением перелетных птиц, рабочие тетради.

Ход занятия

1.Пальчиковая гимнастика.

Тили-тели, тили-тели, (Машут ладошками).

На юг птицы улетели.

Улетела скворушка-

Серенькое перышко.(Поочередно загибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки).

Жаворонок, соловей

Торопились, кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж.

Все собрались, улетели, (Машут ладошками).

Песни грустные запели.(Указательным и большим пальцами делают клюв «Птицы поют»).

2. Артикуляционная гимнастика. «Как язычок спас ворону от кошки».

Стоял теплый осенний денек. Однажды, возвращаясь из магазина, Язычок присел на скамейку и стал любоваться природой. Неожиданно он услышал, как закаркала старая ворона: «Кар-кар-кар!» Он огляделся по сторонам (упр. «Часики») и раскрошил маленькую булочку Вдруг совсем рядом с ним опустилась большая черная ворона. Она сложила крылья и стала гордо расхаживать. Кивая головой вверх и вниз, ворона подбирала хлебные крошки с земли (упр. «Качели»).

Язычка очень рассмешила эта горделивая птица, и он стал ее передразнивать (упр. «Утиный клювик» втянуть щеки и удержать зубами, двигать губами как «клювиком»). Не успела ворона подобрать все крошки, как из-за дерева появилась сердитая кошка (упр. «Сердитая кошка»). Ворона испугалась и взлетела в небо и стала долго кружить(упр. «Варенье»: облизать губы слева направо). Язычок, напротив, не испугался. Он налил кошке свежего молока в блюдце (упр. «Чашечка») и дал ей немного полакать (лакать молоко как кошка).

Совсем скоро кошка выпила все молоко, и блюдце оказалось пустым (упр. «Чашечка»). Вымыв свои лапки, ушки и мордочку (упр. «Варенье»), кошка залезла на дерево и крепко заснула.

Немного погодя, ворона опустилась на землю и доклевала оставшиеся крошки (упр. «Качели»).

Когда Язычок возвращался домой, то он с улыбкой вспоминал, как спас старую ворону от сердитой кошки (упр. «Улыбочка»- «Сердитая кошка»).

3. Дыхательная гимнастика «Птичка лети»

Размещаем бумажную птичку на ладони. Делаем короткий носовой вдох и длительный, целенаправленный ротовой выдох. В результате птичка слетает с ладони. Упражнениеп повторяется 4-5 раз.

4. Беседа о перелётных птицах.

Логопед: Ребята, как можно назвать одним словом птиц, которых мы назвали, выполняя пальчиковую гимнастику? (Перелётные птицы).

Почему их называют перелётными? (Их называют перелётными, потому, что на зиму они улетают в тёплые края).

Почему они улетают в теплые края? (Боятся холодов, не могут добывать корм, замерзают водоёмы)

Какие рассказы и сказки вы знаете о перелетных птицах? («Дюймовочка», «Гуси-лебеди», «Лиса и журавль», «Серая шейка», «Гадкий утёнок»).

5. «Не ошибись».

Логопед предлагает детям сесть за столы.

На столах карточки с изображением перелётных и зимующих птиц.

Логопед: "Нужно обвести красным карандашом всех перелётных птиц и обосновать своё действие."

Ребёнок: «Я обвел ласточку, потому, что ласточка перелётная птица».

«Я обвел журавля, потому, что журавль перелётная птица».

6. Игра «Где птичка? »

Логопед: Я буду передвигать птичку, а вы мне будете говорить, где она сейчас находится. «С чего слетел скворец? » «К чему подлетел скворец? »

7. Игра «Назови части тела птицы».

Работа с мнемотаблицей «Перелетные птицы».

Логопед: Ребята, рассмотрите изображение птиц, скажите, какие у них есть части тела. Отвечаем полным предложением.

У птиц есть голова. У птиц есть два крыла.

У птиц есть две лапы. У птиц есть хвост.

У птиц есть клюв. Тело птиц покрыто перьями.

6. Игра «Найди звук».

Логопед предлагает детям подойти к доске. На столе, возле доски лежат картинки с изображением перелётных и зимующих птиц.

Логопед: Ребята, каждый из вас, должен выбрать перелётную птицу и прикрепить её на доску. (дети выполняют задание).

Логопед: А теперь нужно назвать каждую птицу, определить первый и последний звук в слове и разделить слово на слоги.

1-ый ребенок: Это аист. Первый звук в этом слове [А]. Последний звук [Т]. В слове АИСТ-два слога.

2-ой ребенок: Это кукушка. Первый звук в этом слове [К]. Последний звук [А]. В слове КУКУШКА-три слога.

3-ий ребенок: Это цапля. Первый звук в этом слове [Ц]. Последний звук [Я]. В слове ЦАПЛЯ-два слога.

7. Работа в тетрадях

Логопед: А теперь давайте с вами подпишем наши птиц и выделим звуки которые мы с вами искали.

8. Итог занятия. Логопед уточняет у детей, как называются перелетные и зимующие птицы и почему, как определить первый и последний звук в слове.

Этап: Автоматизация звуков в словах, в предложениях, в связной устной речи.

Цели:

образовательные:

  • Учить детей отгадывать загадки. Понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.
  • Читать слова и предложения.
  • Учить образовывать родственные слова.
  • Учить согласованию числительных с существительным.
  • Учить образовывать притяжательные прилагательные.
  • Продолжать учить проводить звуко-слоговой анализ слов.

коррекционные:

  • Развивать внимание.
  • Развивать логическое мышление, устанавливать причинно-следственные связи между событиями.
  • Развивать мелкую моторику рук.

воспитательные:

  • Воспитывать умение понимать учебную задачу и разрешать её самостоятельно.
  • Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Оборудование: Пластмассовая «синяя птица», предметные картинки, репродукция картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели», карточки-схемы слов, карточка со словом грачевник, мяч, карточка-план описания птицы.

План:

  1. Орг. момент.
  2. Проверка домашнего задания. Загадывание загадок детьми. Тема занятия.
  3. Перелётные птицы.
  4. Чтение логопедом рассказа «Грачи открыли весну» В. Бианки из «Лесной газеты» на фоне картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели» без установки на запоминание и пересказ.
  5. Физминутка.
  6. Повторное чтение логопедом рассказа «Грачи открыли весну» с установкой на запоминание и пересказ.
  7. Пересказ по цепочке по составленному плану, чётко произнося звуки «Р» и «Рь».
  8. Итог занятия.
  9. Домашнее задание.

Ход занятия

I. Орг. момент.

Логопед: Здравствуйте, ребята! Определите, пожалуйста, 3-й звук в слове здравствуйте и 1-й звук в слове ребята.

Ученики: В слове здравствуйте 3-й звук «Р». В слове ребята 1-й звук «Рь».

Логопед: Сегодня на занятии мы будем отгадывать загадки, закреплять звуки «Р» и «Рь».

II. Отгадывание загадок. Тема занятия.

1. А вот о чём ещё мы будем говорить вы узнаете, если отгадаете загадки.

1-й ученик загадывает загадку, чётко произнося звуки «Р» и «Рь» (проверка домашнего задания):

Светает рано по утрам,
Проталины и тут, и там.
Ручей шумит, как водопад.
Скворцы к скворечнику летят.
Звенят под крышами капели.
Медведь с еловой встал постели.
Всех солнышко тепло ласкает.
Кто это время года знает?

Ученики: Это время года – весна.

2-й ученик загадывает загадку, чётко произнося звуки «Р» и «Рь» (проверка домашнего задания):

Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла…
Прилетит – плохи дела!
А кого паук боится?
Угадали? Это …

Ученики: Это птица.

Логопед: Сегодня на занятии мы будем говорить о весне и о птицах.

2. К нам прилетела «синяя птица удачи». Существует поверие, что если поймаешь её, то тебе во всём будет сопутствовать удача. Назовите, пожалуйста, части тела птицы.

Ученики: У птицы есть: голова, туловище, хвост, крылья, глаза, клюв, перья, лапки, когти.

Логопед: Как называется детёныш птицы?

Ученик: Детёныш птицы называется птенец.

3. Игра «Большой – маленький» с перекидыванием мяча.

Голова – головка, глаза – глазки, клюв – клювик, перо – пёрышко, хвост – хвостик, крылья – крылышки, лапы – лапки.

III. Перелётные птицы.

1. Беседа с опорой на вопросы логопеда.

Логопед: Что делают птицы весной? Все ли птицы весной возвращаются к нам из тёплых краёв? Как называют птиц, которые весной возвращаются к нам из тёплых краёв? Назовите перелётных птиц, которых вы знаете (по цепочке).

Логопед выставляет картинки птиц, которых называют ученики (если таковые имеются). Затем логопед добавляет ещё несколько картинок, называя их, в том числе и «воробья».



2. Игра: «Кто лишний?»

Логопед: Уберите лишнюю картинку и объясните, почему вы считаете, что она лишняя?

Ученики: Лишний воробей, потому что он не перелётная, а зимующая птица.

Логопед: Верно, молодцы! А теперь, пожалуйста, выберите картинки птиц, в названии которых есть звук «Р» или «Рь».

Ученики выбирают картинки, на которых изображены: скворец трясогузка, грач, жаворонок.

Логопед: Верно, молодцы! Итак, они прилетают к нам весной. Давайте покажем, как они летели.

3. Упражнение для мелкой моторики рук: «Птички»

Птички полетели («Птички» – ладони к себе, перекрестив большие пальцы),
Крыльями махали (махи ладонями).
На деревья сели («Деревья» – ладони с широко расставленными пальцами),
Вместе отдыхали. («Птички»)

4. Логопед: Сейчас ребята вам загадают загадки , а вы попробуйте их отгадать, только выслушайте до конца (проверка домашнего задания):

3-й ученик загадывает загадку, чётко произнося звук «Р»:

Чёрный,
проворный,
кричит «крак» –
червякам враг.

4-й ученик загадывает загадку, чётко произнося звук «Р»:

Ты его узнаешь сразу:
белоклювый, черноглазый,
Он за плугом важно ходит,
червяков, жуков находит.
Верный страж и друг полей,
первый вестник тёплых дней.

Ученики: Эти загадки про грача.

Логопед: В загадке описывается грач. Какой он?

Ученики: Грач белоклювый, черноглазый.

Логопед: Если сравнить по размеру воробья, грача и цаплю, грач какой?

Ученики: Грач мельче цапли, но крупнее воробья.

5. Образование притяжательных прилагательных.

Логопед: У грача чья голова? хвост? крыло? перья? клюв?

Ученики (по цепочке с перекидыванием мяча): У грача грачиная голова. У грача грачиный хвост. У грача грачиное крыло. У грача грачиные перья. У грача грачиный клюв.

Логопед: Подберите, пожалуйста, схему слова грач и объясните, почему вы её выбрали.

На выбор предлагается несколько звуковых схем:

Ученики: К слову грач подходит вторая схема, потому что в этом слове один слог, четыре звука: Г – твёрдый звонкий согласный звук, Р – твёрдый звонкий согласный звук, А – гласный звук, Ч – мягкий глухой согласный звук.

Логопед: Правильно.

6. Образование родственных слов от слова грач:

  • Птенец (птенцы) грача – грачонок, грачата
  • Их мать – грачиха
  • Их гнёзда – грачиные
  • Скопление гнёзд – грачевник (Выставляется карточка со словом грачевник)

7. Согласование числительного с существительным.

Логопед: Перед вами картина А.К. Саврасова «Грачи прилетели». Попробуйте сосчитать сколько грачей вы видите.

Ученики: Один грач, два грача, три грача, четыре грача, пять грачей, шесть грачей, семь грачей, восемь грачей, девять грачей, десять грачей. …

Логопед: Достаточно. Одним словом скажем – много грачей прилетело.

IV. Чтение логопедом рассказа «Грачи открыли весну»

на фоне картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели» без установки на запоминание и пересказ.

Грачи – перелётные птицы, но зимуют они не в жарких странах, а недалеко от родных мест, потому что не боятся морозов. От холода их защищает плотное оперение. Перелетают они в поисках корма.
И возвращаются грачи с зимовки первыми, едва начинает таять снег. С громкими и радостными оглушительными криками «гра-гра-гра» грачи осматривают старые гнёзда, ремонтируют их и вьют новые по несколько гнёзд на одном дереве.
Свои грачевники они устраивают в парках, рощах, скверах, застраивая все вершины деревьев.
Грачи – самые дружные и общительные птицы. Вместе они строят гнёзда, сообща защищают свои жилища от врагов, будь то кот или крупная хищная птица. Грачи всей стаей с громкими криками налетают на врага, клюют и щиплют его до тех пор, пока не обратят его в позорное бегство.
Грачи умны и понятливы, хорошо подражают разным звукам, пению других птиц, голосам некоторых зверей.
Они очень полезны человеку, так как уничтожают вредителей растений на полях и огородах, в лесах и садах.
Грачи поедают жуков, личинок, истребляют полевых мышей.

Беседа по содержанию.

  • Где зимуют грачи?
  • Какие птицы возвращаются первыми весной?
  • Когда возвращаются грачи?
  • Как грачи вьют гнёзда?
  • Как грачи устраивают свои грачевники?
  • Как грачи защищают свои жилища?
  • Чем питаются грачи?
  • Какую пользу приносят грачи?

V. Физминутка.

Руки подняли и помахали –
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут – покажем,
Крылья сложили назад.

VI. Повторное чтение логопедом рассказа «Грачи открыли весну» с установкой на запоминание и пересказ.

VII. Пересказ по цепочке по составленному плану, чётко произнося звуки «Р» и «Рь».

  • Как зимуют грачи?
  • Где и как строят жилища?
  • Как ведут себя грачи в грачевнике?
  • Чем питаются грачи?
  • Какую пользу приносят грачи?

VIII. Итог занятия.

IX. Домашнее задание.

Пересказать родителям рассказ «Грачи открыли весну», чётко произнося звуки «Р» и «Рь».

Использованная литература:

  1. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексико-семантической теме «Весна» в подготовительной к школе группе. М., 2003.

Для кого?

Как играть?

На основании этих результатов можно провести тренировку других форм поддержки, а также...

Читать полностью

Настольная психологическая игра

Для кого?
Поддержка - это новая психологическая игра для взрослых и подростков. Профессионалы (психологи, педагоги и социальные работники) могут использовать игру для диагностики и полноценного тренинга взаимодействия. Участвовать могут все, кто хочет лучше понять себя и потренировать навыки оказания и получения поддержки, а также желающие повысить уровень эмоционального интеллекта.

Как играть?
Один игрок по очереди вытягивает карту ситуации и озвучивает ее от своего имени. Остальные игроки оказывают ему поддержку, согласно вытянутой форме (интеллектуальная, эмоциональная и поддержка действием). Игрок, озвучивающий ситуацию, выбирает лучшую поддержку и этому игроку начисляется балл. Результат фиксируется на бумаге. После нескольких кругов проводиться анализ, какие формы поддержки удаются каждому игроку, и какие формы лучше принимаются.
На основании этих результатов можно провести тренировку других форм поддержки, а также научиться просить поддержку, желаемым для себя способом.

Для чего?
Игра помогает поработать с установкой "другие такие же, как я и им нужно то же, что и мне". Помогает лучше понять себя, продуктивнее общаться с другими людьми. Развивает эмоциональный и социальный интеллекты.
Игра помогает
- определить ведущую форму оказания поддержки
- определить наиболее принимаемую форму поддержки
- потренироваться в других формах оказания поддержки
- потренироваться получать поддержку в разных формах
- улучшить качество общения
- повысить уровень социального и эмоционального интеллекта
Поддержи себя и другого!
Возраст 14+
Время 30-60 мин.
3-6 игроков.

Скрыть

В сем известно, что психологу труднее всего работать с младшими подростками. Причины этого различны, хотя вполне понятны. Во-первых, кризис отделения от семьи заставляет подростков несколько отстраняться от любых взрослых. В особенности это характерно для ребят из семей с гиперопекающими родителями, которые всеми силами стремятся сохранить над ними свой контроль. Во-вторых, половое созревание, эмоциональная неуравновешенность делают подростков громкими, подвижными. Им трудно сидеть спокойно на занятиях с психологом, которые, как правило, проходят после уроков. А если они проводятся не с одним подростком, а с группой? А если в соседнем кабинете помещается учительская, кабинет завуча или что-то похожее и шум расценивается педагогами как некомпетентность психолога?

Но в наиболее трудной ситуации оказываются начинающие психологи. Ведь ребята не знают, чего от них можно ждать, не торопятся начать доверять, воспринимают психолога как еще одного учителя, которого надо проверить.

В этой ситуации может помочь такая форма работы, которая:

Будет безопасна для ребят, то есть знакома по предыдущему опыту;

Увлекательна, то есть содержит элементы соревновательности;

Не назидательна, то есть не содержит прямых воспитательных наставлений.

Всем этим требованиям удовлетворяет игра, основанная на принципе детских игр - «ходилок».

Для игры заранее готовится игровое поле и тексты заданий. На игровом поле изображаются: (в левом нижнем углу - старт, в правом верхнем углу - финиш). А между ними извивающейся линией расположены вразброс «кружки». На 12 кружках изображен «вопрос», на 4 кружках надпись «свобода», на 8 кружках - «мнение», на 8 кружках - «засыпка», на 4 кружках - «остановка» и еще на 8 кружках «ситуация». А также есть еще 3 лесенки, по ним можно либо подняться на несколько кружков, либо спуститься назад на несколько ходов.

Тексты заданий можно несколько занятий повторять, а можно менять. В приложении приводятся тексты заданий, которые мы давали в 6-м классе.

В игру могут играть несколько человек. Максимальное количество - 15. Это обусловлено тем, что чем больше игроков в ней участвует, тем больше она занимает времени. При участии 10 человек игра растягивается на два урока. Перед игрой ведущий заготавливает нужное количество фишек, которыми будут пользоваться игроки. В начале игры фишки ставятся на старт, и задача участников, кидая по очереди кубик, дойти до финиша. Если участник попадает на кружочек с названием «свобода», то он может либо что-то нарисовать, либо станцевать, либо спеть, либо бросить еще раз кубик, либо сделать то, что он хочет. На то она и свобода.

Кидая кубик и передвигая фишки, участник выполняет «задания», отвечает на «вопрос-на-засыпку» и просто на «вопрос», высказывает свое «мнение» в ответ на написанное на карточке умозаключение, придумывает собственные действия в различных «ситуациях», на «остановке» размышляет на какую-то тему.

Игра рассчитана на подростков, но, придумав к ней новые вопросы и задания, ее можно модифицировать для различных задач и возрастов.

Эта игра ненавязчиво дает детям возможность рассказать о себе, причем, отвечая на вопросы, они имеют право сами регулировать степень личностно затрагиваемой информации, а также могут подумать о вещах, о которых раньше не задумывались.

Когда подростки составляют свое мнение по поводу некого утверждения, то они оценивают степень соответствия явления, о котором говорится в утверждении, с реальностью. Это заставляет их задуматься о каких-то жизненных законах, а также в игровой форме узнать о них, что позволит им в дальнейшем лучше ориентироваться в незнакомом взрослом пространстве.

В процессе игры между участниками создается более доверительная атмосфера, подростки учатся слушать друг друга, задумываться о своем прошлом, настоящем и будущем, о том, чего они хотят от жизни. Также, отвечая на вопросы, подростки делятся своим мнением, как лучше поступить в той или иной ситуации или как добиться различных коммуникативных целей. Например: «Как не обидеть человека»? В процессе игры они открывают для себя много нового не только в себе, но и в окружающих, в законах окружающего мира. Это обуславливается еще и тем, что познание происходит в легкой, приятной игровой форме, редко встречающейся на психологических занятиях. Получая удовольствие от психологических познаний, подросток и дальше не перестанет интересоваться ими, так как они будут вызывать положительные ассоциации и чувство удовольствия от психологических занятий и размышлений.

ТЕКСТЫ ЗАДАНИЙ

Задания и вопросы из каждого блока ведущий может предлагать игрокам устно. Однако использовать их гораздо удобней, если они будут записаны на отдельных карточках, располагающихся напротив соответствующего кружка.

Вариант 1

МНЕНИЕ
Что здесь имеется в виду?
Верно суждение или неверно?
Каково твое мнение по данному поводу?

1. Для того чтобы что-то или кого-то изменить, нужно самому для этого что-то предпринять (самому что-то сделать или измениться).

2. Для того чтобы достигнуть поставленной цели, нужно придумать несколько мини-целей, которые помогут добиться конечной цели.

3. Легче живется человеку, который обижается редко и очень отходчив, так как обида - изматывающее, неприятное чувство. В жизни не так уж много действительно основательных поводов для обиды, большинство поводов - для мелких обид, так что не стоит обижаться подолгу.

4. Человек должен постоянно внутренне развиваться. Только тогда он будет поистине счастливым.

5. Смерть встречается не только в конце жизни. Бывает еще символическая смерть, которая во благо. Она нужна для того, чтобы в человеке освободилось место для чего-то нового. Ведь чтобы вырос новый росток, что-то должно умереть, отмереть, для того чтобы удобрить почву, - что-то, что уже не нужно человеку.

6. Взрослость - не только способность себя обеспечивать, но и ответственность как за свои поступки, так и за свою жизнь.

7. Часто люди боятся менять что-то в своей жизни, опасаясь потерять то, что они уже имеют, даже если изменения сулят удачу, успех и приобретения.

8. Если человек соврет один раз, то на него уже будут смотреть с опаской. Если человек соврет во второй и третий раз, то к нему будут относиться с недоверием. Если это будет повторяться еще, то не будет ему веры. То же самое происходит и с другими поступками человека.

«ЗАСЫПКА»

Ответь на «вопрос-на-засыпку»

1. Как не обидеть человека?

2. Как обратить на себя внимание человека?

3. Как утешить человека?

4. Как завоевать доверие человека?

5. Как найти контакт с человеком?

6. Как обрадовать человека?

7. Как подобрать человеку такой подарок, чтобы он ему понравился?

8. Как узнать, что человек чувствует или думает?

ЗАДАНИЕ

1. Покажи,

какой ты, когда тебя никто не видит;

какой ты в окружении близких;

какой ты, когда тебя видят посторонние;

какой ты, когда тебя видят все?

2.

Каким бы ты хотел быть в будущем?

3. Нарисуй свое прошлое.

4. Нарисуй свое настоящее.

5. Нарисуй свое будущее.

6. Расскажи о какой-то своей проделке, шалости.

7. Покажи, изобрази телом, жестами, мимикой каждому или почти каждому, что ты о нем думаешь?

8. Подумай, на кого из твоего класса ты меньше всего похож, и расскажи, чем вы похожи.

ВОПРОС

1. Каким бы ты хотел быть в своем прошлом?

2. Что для тебя важно в жизни?

3. Твое самое раннее воспоминание?

4. Каким бы ты хотел видеть свое будущее?

5. Хотел бы ты изменить свое прошлое и как?

6. Есть ли у тебя какие-нибудь принципы в жизни? Какие?

7. Как ты думаешь, что тебе надо сделать, чтобы осуществить свои мечты о будущем?

8. Как ты думаешь, изменилось ли в тебе что-нибудь за последние два года? (Взросление, характер, поведение.)

9. Расскажи, о чем ты мечтаешь?

10. Расскажи о пяти своих достоинствах.

11. Что тебе нравится в людях, а что нет?

12. Что бы ты хотел изменить в других? И что бы ты мог сделать для этого?

ОСТАНОВКА

Нужно остановиться и про себя подумать, а возможно, и сказать!

1. Подумай про себя, кого ты за последнюю неделю незаслуженно обидел?

2. Кому бы тебе хотелось сделать приятное и почему?

3. Каким ты можешь быть, чтобы людям вокруг тебя было приятно и комфортно?

4. Что в тебе есть хорошего, что ты редко используешь?

СИТУАЦИЯ

Как бы ты себя повел в данной ситуации, что бы почувствовал, что бы сказал?

1. Твой друг (подруга) тебе говорит, что твоя девушка (парень) предложила (предложил) пойти на дискотеку, так как ты не захотел(а) идти…

2. Классный руководитель уговорил тебя выступить на школьном концерте. Ты выходишь на сцену и…

3. Вы со своим другом (подругой) сильно поссорились. Ты на него (нее) сердишься, но тем не менее скучаешь по общению с ним (ней)…

4. Ты хочешь пойти на вечеринку к друзьям, но ты там почти никого не знаешь….

5. Ты нечаянно разбил(а) горшок с цветком в классе….

6. Подходит к тебе на улице парень (девушка) и говорит, что хочет с тобой познакомиться….

7. Все лето ты провел(а) не в Москве и не виделся со своими друзьями. Вы созваниваетесь, договариваетесь погулять, встречаетесь, общаетесь. Вдруг кто-то предлагает закурить, и тут выясняется, что за лето все ребята из твоей компании начали курить…

8. Ты не сделал(а) домашнее задание и не подготовился(лась) к урокам. А тебя как назло вызвали к доске…

Вариант 2

ЗАДАНИЕ

1. Если бы ты вел дневник, то что бы ты написал за прошлую неделю?

2. Изобрази телом, жестами, мимикой, чего ты ждешь от окружающих?

3. Нарисуй свой охранный амулет силы и расскажи о нем.

4. Расскажи чуть-чуть о каждом из присутствующих, что тебе в них нравится.

5. Изобрази телом, жестами, мимикой:

как ты умеешь любить своих близких,

как ты умеешь любить своих друзей;

как ты умеешь любить посторонних

тебе людей.

6. Нарисуй маску, которую ты чаще всего «надеваешь» при общении с людьми

7. Изобрази телом, жестами, мимикой:

как ты даешь понять человеку, что он тебе не нравится;

как ты даешь понять человеку, что ты ему не веришь;

как ты даешь понять человеку, что ты на него обиделся;

как ты даешь понять человеку, что у тебя плохое настроение.

8. Сделай без слов (жестами) всем или почти всем по подарку.

ВОПРОС

1. Что является смыслом твоей жизни?

2. Нужно ли тебе в жизни понимание себя и других? Почему?

3. Были ли у тебя такие случаи в жизни, когда тебя бы не поняли? Какие?

4. Были ли у тебя такие случаи в жизни, когда ты сделал кому-нибудь добро и тебе это вернулось? Какие?

5. Какова цель твоей жизни?

6. Какой у тебя образ идеального друга?

7. Какой у тебя образ идеального молодого человека (девушки)?

8. Зачем ты живешь?

9. Какой у тебя образ идеального родителя?

10. Какие усилия ты готов(а) затрачивать для достижения своих целей?

11. Как ты оцениваешь свою настоящую жизнь?

12. Насколько легко тебе дается спрогнозировать свою жизнь? Приведи пример.

СИТУАЦИЯ

1. Человек тебе что-то говорит, но ты заведомо знаешь, что человек лжет. Как ты поступишь в данной ситуации?

2. Ты сделал что-то такое, за что самому стыдно. Как ты поступишь в данной ситуации?

3. Ты в новой компании, и тебе дают понять, что ты новенький и отношение к тебе соответствующее. Как ты поступишь в данной ситуации?

4. У тебя есть молодой человек (девушка), но недавно ты где-то познакомился с другим молодым человеком (девушкой), который тебе очень понравился. Тебе сказали друзья, что ты ему(ей) тоже очень понравилась(ся). Как ты поступишь в данной ситуации?

5. Твоему другу назначили встречу («забили стрелку»). Ты знаешь, что вы будете в меньшинстве, а позвать на помощь, кроме вашего одного друга, вам некого. Как ты поступишь в данной ситуации?

6. Ты хочешь что-то скрыть от родителей или боишься в чем-то признаться. Как ты поступишь в данной ситуации?

7. Родители считают, что на улице поздно гулять опасно, а тем более - ходить по злачным местам. А ты как раз хотел пойти туда с друзьями. Как ты поступишь в данной ситуации?

8. Ты считаешь, что твои родители в чем-то не правы или делают что-то не так. Как ты поступишь в данной ситуации?

«ЗАСЫПКА»

1. Что нужно делать, чтобы к тебе хорошо относились окружающие?

2. Как понравиться человеку?

3. Что нужно делать, чтобы родители поняли, что ты уже самостоятельный?

4. Как себя вести на первом свидании?

5. Что нужно делать, для того чтобы добиться успеха в жизни?

6. Как выстроить хорошие отношения с родителями?

7. Как выстроить хорошие отношения со своим парнем / своей девушкой?

8. Как сделать так, чтобы у тебя было много друзей? (Если не нужно много друзей, то вариант 2: как сделать так, чтобы у тебя были верные и преданные друзья?)

ОСТАНОВКА

1. Есть ли у тебя в жизни события, которые бы повторялись несколько раз?

2. Подумай и назови пять своих достоинств и пять своих недостатков?

3. Подумай, что тебе нужно для счастья и как этого добиться?

4. Подумай, для чего ты живешь?

МНЕНИЕ

1. Нам нравится общаться с теми людьми, которые нас понимают. Чтобы понять человека (причины его поступков и слов, его дальнейшие действия), нужно представить себя на его месте.

2. Если человек злой и делает кому-то плохо, то это значит, что он глубоко несчастный человек. Иначе бы он не делал другим зло. «Я презираю себя, наверное, поэтому я презираю других» (М.Ю. Лермонтов. Герой нашего времени).

3. Для того чтобы любить других, понимать других, нужно вначале понять и полюбить себя.

4. Женщина - это хранительница очага, помощник, шея и глаза мужа. Она должна быть любящей, ласковой, мудрой, понимающей, хитрой и внутренне сильной. Она ответственна за то, чтобы дома всем было хорошо, безопасно и тепло, чтобы ее семье хотелось возвращаться домой, чтобы дом был крепостью ее семьи.

5. Мужчина - защитник, глава дома. Он должен быть сильным как внутри, так и снаружи, прагматичным, умным, заботливым, добрым, надежным, уметь принимать важные решения. Он ответственен за то, чтобы с его семей ничего плохого не случилось, чтобы все были выслушаны, поняты и обласканы.

6. Если ты хочешь, чтобы тебя уважали другие и прислушивались к твоим словам, нужно в первую очередь самому уважать себя, а во вторую - уважать других и слушать, что они говорят.

7. Если человек делает кому-нибудь зло, то рано или поздно, так или иначе оно к нему вернется. И уже ему самому будет так же плохо, как тому человеку, которому он сделал что-то плохое, или даже хуже!

8. Человек должен принимать на себя ответственность за себя. Он должен знать, что удачи или неудачи, успех или неуспех в большинстве случаев зависят только от него!

Статьи по теме: