Сиу бд мо рф справочник офицера образец. Справочник офицера вооруженных сил российской федерации

  • 1.1. Причины появления институционализма.
  • 1.2. Основоположники институциональной экономической теории.
  • 1.3. Вклад «старого» институционализма в развитие экономической теории.

ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМА

Появление институционализма как одного из течений экономической мысли принято относить к концу XIX - началу XX в. В это время произошли значительные изменения в характере и темпах экономического развития индустриальных стран.

Институциональная экономика появилась так же, как возникает всякое новое направление научного знания, в частности новое направление экономической теории. Это была попытка ответить на те вопросы и решить те задачи, ответы на которые не могла дать традиционная, или классическая, экономическая теория. Время появления этого нового («нового» с определенными оговорками) также не случайно. Конец XIX и начало XX вв. выступают периодом необыкновенно быстрых (по сравнению с предшествующим периодом) трансформаций в жизни индустриально развитых стран.

Среди крупных изменений в экономической и социальной жизни нужно отметить следующие явления:

  • 1) значительное повышение производительности труда благодаря научному и техническому прогрессу;
  • 2) появление новых технически сложных видов продукции;
  • 3) совершенствование организации привлечения инвестиций в производство на основе развития акционерных форм капитала;
  • 4) совершенствование методов управления компаниями, зарождение научного менеджмента, которое позволило создавать крупные производства в рамках отдельных компаний;
  • 5) внедрение методов массового производства однородной или унифицированной, в том числе технически сложной продукции;
  • 6) ускорение процессов концентрации производства;
  • 7) быстрое развитие морского и наземного транспорта на паровых двигателях;
  • 8) расширение местных территориальных рынков и их объединение в национальные рынки, развитие межнациональных экономических связей и формирование мирового рынка, проявление процессов глобализации;
  • 9) активизация процессов монополизации в производстве и рынков;
  • 10) появление крупнейших монополистических объединений в формах картелей, синдикатов, трестов;
  • 11) формирование крупнейших отраслевых профессиональных союзов;
  • 12) развитие и распространение различного рода социалистических идей, в том числе марксизма.

Представители нового течения подвергли пересмотру предмет и объект изучения, исследования науки. Потребовалось выйти за пределы привычного круга рассматриваемых явлений, задач, решаемых экономической теорией. Вполне очевидно, что этот круг значительно расширился. В противоположность прежней классической теории институциональное направление, кроме собственно рыночных явлений и процессов, включало в круг своих интересов иные сферы. Экономисты вторгались в такие области жизни общества, как социальные структуры и процессы, семейные отношения, государство и его функции. Исследовались роль церкви и искусства в жизни общества, отношения групп населения, разделенных по профессиональным и классовым признакам, возникновение неформальных объединений - партий и профсоюзов. В заслугу институциональному течению экономической теории следует поставить то в высшей степени важное обстоятельство, что эта теория обратилась к исследованию отношений собственности. Появилось новое направление экономической теории, обращенное к исследованиям процессов рыночных сделок, трансакций.

Формирование новых взглядов в экономической теории, как и во всякой иной науке, обычно берет свое начало с критики основных положений и концепций прежнего направления идей. Институционалисты подвергли критике ряд главных теоретических положений классической и неоклассической экономических теорий. В частности, критиковались следующие положения прежней теории;

  • рационалистическая модель человека («скрипка Ротшильда»), стремящегося к собственной выгоде, которая понималась, как максимизация доходов и минимизация издержек. Собственно человек рассматривался примерно так же, как любое капиталистическое предприятие;
  • идея гражданского равенства людей, которая проистекает из необходимого равенства субъектов рыночных отношений - продавцов и покупателей, что возможно только лишь в пределах отношений обмена, т.е. на рынке и, более того, на рынке совершенной конкуренции.

Модель рынка совершенной конкуренции описывалась классической экономической теорией в силу того простого обстоятельства, что именно такой тип рынка во времена классиков представлялся преобладающим и желаемым.

Государство в представлениях классиков не могло существовать и функционировать иначе, чем в соответствии с общими правилами рыночной экономики, рыночного хозяйства, т.е. на основе договора равных сторон и обмена продуктами своего производства. Государство производит и предлагает свои услуги по защите граждан и их собственности, а граждане расплачиваются за эти услуги налогами. Государство, действующее на основе общественного договора, фактически противопоставлялось государству в том представлении, которое формировал Платон.

Критиковалась идея «невидимой руки», позволявшая объяснить стихийное движение всего общества товаропроизводителей, каждый из которых преследует свои собственные частные интересы, к общему благу, способность такого общества последовательно развиваться, спонтанно двигаться в направлении общественного прогресса, находить это направление общественного прогресса.

Классическая экономическая теория не могла дать адекватных объяснений явлениям, наблюдаемым в экономике развитых стран, процессам, протекающим в экономической и социальной сферах. Модели классической экономической теории не отражали адекватным образом существующую экономическую реальность и не позволяли составлять прогнозы развития экономики.

К заслугам первых институционалистов следует отнести также то, что они пытались приблизить экономические модели к реалиям экономической жизни. Требовалось конкретизировать те абстракции, которые были свойственны классической и неоклассической экономическим теориям.

Первоначально направленность идей институциональной экономики позволяла судить о близости ранних институционалистов к предшествовавшим и современным им социалистическим идеям. На это указывает интерес к проблемам собственности, признание социального неравенства, следование технократической идеологии, вера в благотворное влияние технического прогресса на социальное развитие, возможность разрешения таким образом общественных противоречий.

Сам термин «институциональная экономика» (Institutional economics) предложил в 1919 г. Уолтон Гамильтон (1881 - 1958) - американский профессор права и экономист.

Использование понятия «общественные институты» вполне отвечало принятым к тому времени в качестве научной методологии общим идеям философского позитивизма. Это направление философской идеологии, начало которому положил Огюст Конт (1798- 1857), призывало избавиться от чрезмерно абстрактных, метафизических понятий. Вместо этого предлагалось использовать эмпирический метод, основанный на непосредственном наблюдении и возможности измерения экономических явлений. Следует полагать, что по этой причине в экономических исследованиях вместо понятия «отношения» («экономические отношения») стало использоваться понятие «общественные институты».

Несколько позднее в экономическую науку были привнесены методы, заимствованные из психологии. В частности, широкое применение в экономических исследованиях получили методы бихевиоризма. Основателем направления является американский психолог Джон Бродес Уотсон (1878-1958). Эти методы, как предполагалось, позволяли осуществлять объективные количественные измерения многих экономических явлений и находить объяснения поведению людей. Применение новых веяний в научной методологии объясняет появление экономических исследований институциональной направленности.

Институционалисты в своем большинстве были сторонниками идеи общественного прогресса, рассматривая экономические явления в движении, в процессе исторического развития. Это методологически сближало идеи институционалистов с исторической школой, а также с социалистами. Институционалисты традиционно критиковали не только описание экономической реальности классиками экономической теории, но и собственно систему рыночной экономики, рассматривая ее в качестве исторически ограниченной, преходящей. Ранние институционалисты, так же как и представители исторической школы, критически относились к унифицированной картине экономического мира, в котором рынок действует совершенно одинаково в любой стране. В противоположность космополитическим взглядам, свойственным классической и неоклассической экономическим теориям, институционалисты исходили из признания национальных особенностей функционирования рынков в разных странах, что обусловлено различием институциональных условий, явившихся результатом специфики исторического развития. Известно негативное отношение представителей исторической школы к концепции экономического человека как ограниченной, чрезмерно абстрактной и не отражающей особенные национальные черты реальных людей. В этом с ними во многом согласны институционалисты.

Критика представителями раннего институционализма этой концепции во многом была близка к позиции немецкой исторической школы, основателем которой признается Фридрих Лист (1789-1846).

Непосредственной предшественницей институциональной теории принято считать немецкую историческую школу.

Идеи институционалистов оказались во многом близки социалистическим воззрениям. Известно, что Т. Веблен знал и ценил работы К. Маркса. Это проявляется в особенностях методологии институциональных исследований. В силу расширения предмета исследования экономической науки в этот предмет включены проблемы социального неравенства, взаимоотношений наемных работников и предпринимателей. Институционалисты, как и социалисты, проявляли интерес к проблемам собственности. Эта близость также находит свое проявление в исследованиях места и роли государства, форм вмешательства государства в экономику.

Представляется небезынтересным рассмотреть такой важный для данного изложения вопрос, как то, что различные авторы вкладывали разный смысл в собственно центральный термин, используемый данным направлением экономической мысли, т.е. термин «институты». Сложность приведения исследований в институциональной сфере к целостной методологии и формирование единой теоретической основы осложняется тем обстоятельством, что отсутствует общепринятое определение понятия «социальные, или общественные, институты». Понятие «институт» трактуется неоднозначно в различных странах, у разных авторов.

Т. Веблен дает определение институтов как «привычного образа мыслей» людей, который имеет тенденцию продлевать свое существование неопределенно долго. «Все институты можно в той или иной мере назвать экономическими институтами. И это неизбежно, поскольку точкой отсчета служит органическая целостность всех мыслительных стереотипов, сформированных в прошлом...». Сходным образом Уолтон Гамильтон определяет институты как «распространенный способ мышления или действий, запечатленный в привычках групп и обычаев народа» [ 1 ].

ПоДж. Коммонсу, институт есть коллективное действие, призванное контролировать индивидуальную деятельность.

В определенной степени сходным образом Дуглас Норт дает следующее определение: «Институты - это “правила игры” в обществе, или, выражаясь более формально, созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми. Следовательно, они задают структуру побудительных мотивов человеческого взаимодействия - будьте в политике, социальной сфере или экономике. Институциональные изменения определяют то, как общества развиваются во времени, и таким образом являются ключом к пониманию исторических перемен» .

Попытаемся обобщить эти определения понятия «институты», выделив основные позиции, указанные авторами.

  • 1. Институты есть результат мыслительной деятельности, форма «привычного образа мыслей», или по-другому можно сказать, что институты - это некоторые мысли или идеи, закрепленные жизненным или историческим опытом - мыслительные стереотипы.
  • 2. Понятие «институты» как определенные идеальные, мыслительные формы находит свое проявление в поведении людей - способ действий, коллективное действие.
  • 3. Понятие «институты» охватывает не просто идеальные формы, но идеи, мысли, связывающие людей, - взаимоотношения между людьми.
  • 4. Понятие «институты» трактуется как взаимоотношения между людьми, они накладывают ограничения на действия людей, воспринимаются в качестве правил или правил игры.
  • 5. Понятие «институты» также трактуется с позиций побудительных мотивов к социальной деятельности - структуры побудительных мотивов человеческого взаимодействия.

Возникновение институционального направления в экономической теории обычно связывают с именами трех американских экономистов: Торстейна Бунде Веблена, Уэсли Клэра Митчелла и Джона Роджерса Коммонса.

1 Причины возникновения институционализма.

Институционализм (с лат. institutio - "обычай, наставление") - направление экономической мысли, которое сформировалось в 20-30е годы XX века для исследования совокупности социально-экономических факторов (институтов) во времени, а также для изучения социального контроля общества над экономикой.

Свое название это направление получило после того, как американский экономист У. Гамильтон в 1916 г. Впервые применил термин "институционализм".

К причинам возникновения институционализма относят переход капитализма в монополистическую стадию, который сопровождался значительной централизацией производства и капитала, что и породило социальные противоречия в обществе.

2 Этапы развития институционализма.

В развитии институционализма выделяют три этапа.

Первый этап - 20 - 30-е годы XX века; он характеризуется формированием основных положений институционализма; родоначальниками этого этапа являются Т. Веблен, Д.Коммонс, У. Митчелл.

Теоретики данного направления исследуют совокупность социально-экономических факторов во времени и изучают возможности социального контроля общества над экономикой. Объект исследования "институты". Институты - это первичные элементы движущей силы общества, рассматриваемые в историческом развитии. Среди институтов выделяют:

общественные институты - семья, государство, правовые нормы, монополия, конкуренция и т. д.;

понятия общественной психологии - собственность, кредит, доход, налог, обычаи, традиции и т. д.

В рамках этого течения были образованы социально-психологическое (Веблен), социально-правовое (Коммонс) и институционально-статистическое (Митчелл) направления.

Второй этап - середина XX века; изучались демографические проблемы, социально-экономические противоречия капитализма, была разработана теория профсоюзного движения; типичными представителями являются Дж. М. Кларк, А. Берли, Г. Минз.

Теории индустриального общества (Дж.Гелбрейт, Р.Арон, У.Ростоу, С.Кузнец) - 50-60-е гг. 20 века. Научно-технический прогресс автоматически ведет к преодолению социальных противоречий, бесконфликтной общественной эволюции. Тип общества определяется уровнем технического, индустриального развития, рассматриваемого в отрыве от его социально-экономических параметров.

Теории постиндустриального общества - 60-е гг. 20-го в. Постиндустриальное общество рассматривается как стадия общественного развития, следующая за индустриальным обществом. Его основой являются техника производства, отраслевое и профессиональное разделение труда. Ведущую роль приобретают сфера услуг, наука, образование. Корпорации уступают лидирующие позиции университетам, бизнесмены - ученым, профессиональным специалистам.

Радикальные экономисты (Г. Шерман, Э. Кант, Т.Вайскопф) - 60-е гг. 20-го в. Выражают интересы определенных мелкобуржуазных, средних слоев, стремятся подойти к исследованию экономических проблем комплексно, рассматривая экономические факторы в тесной связи с социологическими, психологическими, политическими. Экономический анализ проводится через призму "институтов", к числу которых относится: частная собственность, частное имущество, рынок труда, человек. Выступают против неравенства в доходах, концентрации богатства в руках немногих, расизма, милитаризма, ухудшения экологического равновесия.

Третий этап - 60- 70-е годы XX века; этот этап называют неоинституционализмом, в котором экономические процессы ставятся в зависимость от технократии, а также объясняется значение экономических процессов в социальной жизни общества; видными идеологами этого этапа являются Н. Ноув, Р. Хайлбронер, Р. Коуз.

Институционализм характеризуется следующими положениями:

основа анализа - метод описания экономических явлений; объект анализа - эволюция социальной психологии;

движущей силой экономики наряду с материальными факторами являются моральные, этические и правовые элементы в историческом развитии;

трактовка социально-экономических явлений с точки зрения общественной психологии;

неудовлетворение применением абстракций, присущих неоклассицизму;

стремление к интеграции экономической науки с общественными науками;

необходимость детального количественного исследования явлений;

защита проведения антимонопольной политики государства.

3 Основные представители институционализма.

Торстейн Веблен (1857 - 1929) - американский, экономист, социолог. Родился в семье крестьянина. Окончил университет в Йейле (США). В 1899 году издал работу "Теория праздного класса" и через год стал младшим профессором Чикагского университета. Был затем также профессором Стенфордского и Миссурийского университетов. В начале 20-х годов Т.Веблен переходит в Новую школу социальных исследований.

Главными работами Т. Веблена считаются "Теория делового предпринимательства" (1904 г.), "Инстинкт мастерства и уровень развития технологии производства" (1914 г.).

Основой развития общества Т. Веблен считал психологию коллектива. Основываясь на этом положении, он формулирует психологическую теорию экономического развития - трактовать экономические явления нужно с социологической и исторической позиций. Модель "экономического человека" А. Смита, по мнению Т. Веблена, безнадежно устарела. Человек - не машина для исчисления ощущений, поэтому нельзя представить поведение человека в виде математических уравнений. Экономическое поведение человека зависит от норм поведения, традиций, родительских чувств, духа соперничества, подсознательных мотивов и т. д. Т. Веблен отождествлял закономерности развития общества с биологическими закономерностями и стоял на позициях эволюционного развития общества. В дальнейшем это направление получило название дарвинизм.

Т. Веблен ввел понятие "престижного потребления", получившее название "эффект Веблена". Престижное потребление характерно для крупных собственников. Товары для этого класса ценятся по тому, насколько владение ими (товарами) отличает человека от окружающих. Это демонстративное потребление является подтверждением успеха и вынуждает средние слои имитировать поведение богатых. Отсюда Т. Веблен делает вывод о том, что рыночную экономику характеризует расточительство, завистливое сравнение, занижение производительности.

Основным противоречием капитализма, по Т.Веблену, является противоречие между индустрией и бизнесом. К индустриалам относятся инженеры и другие участники производственного процесса. Их целью является повышение эффективности производства и увеличение богатства общества. К бизнесменам относятся финансисты и предприниматели. Их цель - получение максимальной прибыли. Бизнес подчинил себе промышленность. Т. Веблен был сторонником индустриалов и противником бизнесменов, то есть технократом. Он считал, что будущее за обществом, освобожденным от бизнеса и функционирующим в интересах всего социума. Для разрешения противоречия Т. Веблен предлагал провести акт протеста инженерно-технических работников.

Т. Веблена с полным правом можно отнести к основателям науки "экономическая социология".

Основной труд Джона Коммонса (1862 - 1945) - "Институциональная экономика" (1924 г.), в котором обсуждалось влияние на экономическое поведение "коллективных действий". Автор уделял большое внимание изучению роли корпораций и профсоюзов и их влиянию на поведение людей. Стоимость Дж. Коммонс определял как результат правового соглашения "коллективных институтов" (союзов, корпораций, политических партий и т. д). Сделка, по мнению Дж. Коммонса, представляет собой разрешение конфликта путем установления соглашения, устраивающего всех участников сделки. В сделках все чаще участвуют профсоюзы и союзы предпринимателей, а не отдельные рабочие и работодатели. Роль государства при этом заключается не только в арбитраже, но и в механизме, который заставляет исполнять принятые по договору обязательства. Ученый говорил о необходимости создания правительства из представителей "коллективных институтов", которое было бы подотчетно общественному мнению. Реформы такого правительства устранили бы конфликты в обществе.

Дж. Коммонс заложил основы пенсионного обеспечения, которые были изложены в "Акте о социальной защищенности", принятом в 1935 году.

Уэсли Клера Митчелла (1874 - 1948) интересовали циклические явления в экономике. Из трудов У. Митчелла широко известны "История зеленых билетов" (1903 г.), "Деловые циклы" (1913 г.). Циклы в экономике - это результат действия множества взаимосвязанных факторов (инвестиций, денежного обращения, курсов акций, сбережений и т. д) в динамике. Деловой цикл, по У.Митчеллу, - это повторяющиеся подъемы и упадки, которые проявляются в большинстве экономических процессов с достаточно развитой системой денежного хозяйства, не разлагаются на какие-либо иные волны с амплитудой, приблизительно равной их собственной амплитуде, и продолжаются в странах, стоящих на разных стадиях экономического развития, от 3 до 7 лет.

Единственным механизмом разрешения общественных противоречий является государственное регулирование в области денежных, финансовых, кредитных факторов в сочетании с социально-культурными проблемами.

В своих исследованиях ученый широко применял методы статистики, которые позволили ему составить первые прогнозы экономического роста.

В 1923 году У. Митчелл предложил систему государственного страхования от безработицы.

Джон Кеннет Гэлбрейт - американский экономист, профессор Гарвардского университета.

ИНСТИТУЦиОНАЛиЗМ

1 . Сущность, причины возникновения и особенности методологии институционализма.

2. Основные течения институционализма.

3. Неоинституционализм.

В начале ХХ в. в экономической теории распространяются идеи о необходимости государственного вмешательства в экономику. Первыми, кто в буржуазной политической экономии (кроме представителей критического направления) обосновал необходимость государственного контроля над экономическими процессами были основатели институционализма.

Сущность, причины возникновения и особенности методологии институционализма

Сущность институционализма как направления экономической теории состоит в обосновании необходимости использования различного рода институтов (государства, права, стоимости, цены, морали и т.д.) для государственного контроля над социально-экономическими процессами.

Термин «институционализм» происходит от слова «институция» (лат. institutio – образ действия, обычай, порядок, который принят в обществе), а также близкого к нему слова «институт» (англ. institute – закрепление этих обычаев и порядков в виде законов). Практически все авторы институционализма к институтам относят как категории политической и правовой надстройки, так и философские понятия и экономические явления: государство, семью, мораль, право, частную собственность, систему денежного обращения, кредит и др. Следовательно, представители институционализма наряду с экономическими явлениями изучают и неэкономические явления и процессы, влияющие на экономику.

Институционализм возник в США в конце ХІХ – начале ХХ веков. Его считают американским явлением, хотя он получил широкое распространение в теории и в практике цивилизованных стран мира. Примером могут быть Франция, Швеция, Япония, чья государственная политика опирается на рекомендации институционализма. Институциональные основы экономики развиваются и в современной Украине.

Причины возникновения, этапы развития и особенности методологии институционализма.

I . Первый этап эволюции институционализма – его возникновение на рубеже ХІХ – ХХ вв.

· причины возникновения:

- динамизм экономического развития США в середине ХІХ в. дал основу для распространения точки зрения относительно роли науки и техники как самостоятельной силы социально-экономического роста. Это стало условием распространения идеи государственного управления наукой и обусловило главную особенность методологии институционализма – технологический детерминизм ;

В последней трети ХІХ в. экономику США стали потрясать периодические экономические кризисы , которые сменялись длительными депрессиями. Стало проявляться очевидное расхождение господствующей в то время теории экономического либерализма и реальной исторической картины американского общества. В этих условиях актуальным оказалось требование институционалистов критически пересмотреть основные положения традиционной буржуазной политической экономии, что обусловило вторую особенность методологии институционализма – социальный критицизм .

II .Второй этап эволюции институционализма охватывает 20 – 30-е гг. ХХ в . и характеризуется широким распространением и значительным влиянием институционализма. Этому содействовали существенные изменения в экономике, а именно: переход от капитализма так называемой свободной конкуренции к монополистическому капитализму, усиление экономической роли государства на основе капиталистического обобществления производства. В этих условиях возникла потребность познать и раскрыть внутренние закономерности капитализма и предложить практические рекомендации, которые обеспечат его развитие. Прагматизм третья особенность методологии институционализма. Поиск различных вариантов государственного контроля над экономикой – особенность буржуазной политэкономии ХХ в., в отличие от буржуазной экономической науки ХІХ в. Институционалисты выступили с этой идеей одними из первых и в теоретическом плане подготовили определённую платформу для дальнейшего распространения кейнсианства.

III .На третьем этапе эволюции институционализма – в 40 – 50-е гг. в связи с развитием кейнсианства, представители которого разработали конкретные варианты государственного регулирования экономики, влияние институциональной теории несколько уменьшилось.

IV . Начиная с 60-х гг. снова усилилось влияние институциональных разработок и в настоящее время это направление является одной из теоретических основ государственной экономической политики многих стран мира.

Общей для всех представителей институционализма завершённой экономической доктрины не существует. Их объединяют методологические принципы.

1. Основной чертой методологии институционализма является принцип технологического детерминизма: развитие науки и техники приводит к развитию социально-экономических систем.

Как уже было сказано, институционалистское направление оформилось в начале XX в. Еще одним предшественником институционализма была историческая школа, возникшая в 40-е гг. XIX в. в Германии и постепенно распространившаяся в других странах.

Исторический экскурс

Историческая школа подразделяется на этапы: старая историческая школа (1840– 1860-е гг.), новая историческая (1870–1890-е гг.) и новейшая (1900-е – начало 1930-х гг.). Старая историческая школа выступала альтернативой классической политэкономии, новая и новейшая – маржинализму. Кроме того, на появление институционализма оказали влияние активно развивающиеся в конце XIX в. социология и статистика.

В начале XX в. новое направление в мировой экономической науке стало зарождаться одновременно в ряде стран. Прежде всего следует назвать США, где и появился термин "институционализм", и Германию, где помимо новейшей исторической школы в начале XX в. развивается социальная школа, а также Россию (Струве, Бз"лгаков и отчасти Туган-Барановский), Францию (Симиан, Пиру, Ногаро) и Англию (Гобсон).

Остановимся более подробно на американском институализме . Он возник не спонтанно.

В 1880-е гг. группа американских ученых во главе с Ричардом Теодором Эли (Richard Theodore Ely, 1854–1943) образовала близкую к новой исторической школе "висконсинскую школу", которая начала пропагандировать государственное вмешательство в экономику и в 1885 г. стала инициатором создания Американской экономической ассоциации. Целью ассоциации было стимулирование реформистской деятельности государства (аналогично "Союзу социальной политики" в Германии и "Фабианскому обществу" в Англии). Кроме того, США в это время стали одним из мировых центров развития социологии. Опираясь на их идеи, а также поддерживая научные связи с европейскими и прежде всего германскими университетами, на рубеже XIX и XX вв. стали публиковать свои работы первые американские институционалисты (хотя термин "институционализм" был введен только в 1918 г.).

Наиболее крупным представителем раннего американского институционализма был Торстейн Веблен (Thorstein Veblen, 1857–1929). Среди его работ можно отметить такие, как "Теория праздного класса. Экономическое изучение институтов" (1899), "Теория делового предприятия" (1904), "Инстинкт мастерства и уровень развития технологии производства" (1914), "Инженеры и система ценностей" (1921), "Абсентеистская собственность и деловое предпринимательство в новое время" (1923).

Всблеи, по словам французского историка экономической мысли Э. Жамса, "отвлек американских экономистов от чистой теории предельной полезности, направил их на изучение противоречий общественной основы экономики" . Веблен критиковал неоклассиков за их идею равновесия экономической системы, отрицающую ее развитие, и утверждал, что экономическая наука должна заниматься "генетическим исследованием образа жизни", "живой историей материальной цивилизации". Другим пороком неоклассиков был, по его мнению, индивидуалистический подход к экономике и трактовка действий человека как баланс пользы и издержек, т.е. отказ признать своим подлинным предметом человеческие действия как нечто заведомо более сложное, нежели пресловутые нормальные уравнения предложения и спроса.

Важно запомнить!

Сам Веблен предлагал взять за исходную базу исследований не действия "экономического человека", а общество как социальную систему, организованную с помощью институтов (норм поведения людей, традиций общественной жизни). Эта социальная система, по его мнению, постоянно меняется как под давлением внешних обстоятельств, так и в результате внутренних побуждений людей (инстинктов).

Веблен выделяет много разных инстинктов – самосохранения и сохранения рода, соперничества, завистливого сравнения, подражания, любознательности, мастерства и др. Он указывал, что влияние инстинктов людей на изменение социальной системы тем больше, чем она менее жесткая, т.е. чем больше самостоятельность ее элементов.

Социальная система развивается эволюционно, путем борьбы и естественного отбора институтов. Опираясь на теорию Дарвина, Веблен писал:

"Жизнь человека в обществе точно так же, как и жизнь других видов, – это борьба за существование, а следовательно, это процесс отбора и приспособления. Эволюция общественного устройства явилась процессом естественного отбора социальных институтов" . В то же время Веблен указывал, что "сегодняшняя обстановка формирует институты завтрашнего дня вследствие процесса принудительного отбора". Современные "институты – это результат процессов, происходивших в прошлом и, следовательно, нс находятся в полном согласии с требованиями настоящего времени. ... Это фактор социальной инерции, психологической инерции, консервативности" .

Он выделял в истории человечества ряд стадий: ранней и поздней дикости, хищного и полумирного варварства, ремесленного производства и промышленного производства. Промышленная стадия делилась Вебленом на два подпериода: время господства капиталистов-предпринимателей и время господства капиталистов-собственников, акционеров, передавших функцию предпринимательства наемным менеджерам и инженерам. Веблен вводит здесь понятие "абсентеистская собственность" , т.е. собственность неосязаемая, невещественная, собственность на ценные бумаги (акции и облигации). Акционеры, формально являющиеся собственниками долей предприятия, оформленного как акционерное общество, в действительности могут ни разу в жизни его не видеть, имея дело только с фондовым рынком. Их интересует не техническая и экономическая деятельность этого предприятия, а только прибыльность их ценных бумаг.

Веблен подчеркивает, что при капитализме все виды деятельности человека начинают оцениваться только с точки зрения их прибыльности, только как продажа определенного вида товаров и услуг: "... этими принципами, – писал он, – постепенно стали руководствоваться даже в тех видах деятельности, которые изначально не воспринимались как деловые предприятия, например связанных с системой образования" . В результате происходит "низведение программы обучения до того уровня, когда ученикам предлагаются готовые сведения в ущерб систематической организации процесса обретения знаний... отсюда возникает рутина с ее механическими тестами... Прививаемый тип эрудиции скорее мешает, чем помогает развитию навыков мышления. ... Оправданные необходимостью стандарты идут вровень с низким уровнем учебной работы" .

Важно запомнить!

Веблсн видел основное противоречие современного ему общества, трактуемое им как противоречие между акционерами-собственниками или, как он их называл, "праздным классом" и инженерами и менеджерами, или классом "технократическим". Инженерам присущи инстинкты любознательности, мастерства и родительского чувства (стремление заботится о нуждах других людей), которые и привели к созданию современного производства. "Праздному классу" присущи другие инстинкты – эгоизм, погоня за личной выгодой.

Праздный класс, по мнению Веблена, начал формироваться на стадии хищного варварства, когда появляется возможность увеличить свое благосостояние не трудом, а агрессией, за счет военной добычи. И этот инстинкт хищника сохраняется у праздного класса до настоящего времени. Помимо присвоения и потребления представители праздного класса думают о развлечениях и соперничестве уже в этой области. Вместо инстинкта мастерства, отмечает Веблен, у них действует инстинкт спортсменства (например, в противовес охоте для добывания пищи спортивная охота – убийство животных ради развлечения, ради получения наиболее эффектного трофея). Исследование же им так называемого демонстративного потребления праздного класса – ради престижа, ради соперничества с другими богачами – даже получило название "эффект Веблена".

В экономике между технократами и праздным классом противоречие проявляется между сферой "индустрии" и сферой "бизнеса", т.е. между производственными институтами и финансовыми. Веблен указывал, что поскольку сфера "бизнеса" имеет власть над сферой "индустрии", тормозится технический прогресс, крупные корпорации сокращают производство ради удержания высоких цен и прибылей, происходит навязывание потребителю ненужных ему товаров с помощью массированной рекламы и т.п. Путь разрешения этого противоречия он видел в переходе к новому обществу – "индустриальной республике " во главе с советом инженеров и техников, которое будет представлять третий путь между "плутократией капитализма и диктатурой пролетариата". Правда, в последней своей работе "Абсентеистская собственность..." он был уже настроен более пессимистически и признавал, что американский "средний класс" (в том числе и инженеры) стремится подражать "праздному классу".

Исторический экскурс

Тем нс менее идеи Веблена о переходе от капитализма к новому обществу получили дальнейшее развитие. В 1932 г. так называемые "молодые институционалисты" Г. Минз и А. Берли опубликовали работу "Современная корпорация и частная собственность", где утверждали, что в крупнейших корпорациях реальная власть уже переходит от акционеров к менеджерам, а в 1941 г. Д. Бернхем выпустил книгу "Революция менеджеров". В послевоенный период эти идеи продолжали развиваться и получили окончательное воплощение в теориях "индустриального общества".

Другим родоначальником американского институционализма был Джон Коммонс (John Commons, 1862– 1945), среди работ которого можно указать "Распределение богатства" (1893), "Промышленная доброжелательность" (1919), "Правовые основы капитализма" (1924) и "Институционалистская экономическая теория" (1934). Он был прямым продолжателем "висконсинской школы" конца XIX в. и сам преподавал в Висконсинском университете. В то же время он активно сотрудничал с профсоюзами, участвовал в разработке трудового законодательства.

Институциональную экономику Коммонс определял как экономику коллективных, а не индивидуальных действий, утверждая, что за институтами стоят интересы социальных групп. Институт, по Коммонсу, – это "коллективное действие по контролю, высвобождению и расширению масштабов индивидуального действия". Институт определяет правила того, что может и должен делать человек в обществе. В институциональной системе соединяется экономика, право и этика. Общей у этих трех компонентов является проблема разрешения конфликта интересов и, следовательно, гармонизации общественных отношений. Коммонс выдвинул положение о том, что обобщающим понятием социальных отношений является "сделка" как взаимодействие двух сторон, двух партнеров. Теория сделок, по его определению, – это теория совместной деятельности людей и их оценок во всех сделках, посредством которых участники побуждают друг друга к достижению единства мнений и действий. В ходе сделки стороны вначале противопоставляют свои интересы, затем путем переговоров находят компромиссное решение и принимают взаимные обязательства по достигнутому соглашению. В идеале это соглашение оформляется юридически. Сделка, по Коммонсу, это не обмен товарами, а "отчуждение и приобретение... прав собственности", поэтому права собственности должны быть прописаны максимально точно и полно. Идея правового регулирования социальных отношений присутствует и в теории Коммонса об этапах развития капитализма. Он выделяет четыре стадии: торговый, промышленный, финансовый и административный капитализм. Последняя стадия – это будущее общество, где государство (администрация) путем совершенствования законодательства сможет уладить конфликты между трудом и капиталом, между большим и малым бизнесом, между бизнесом и производством и т.д.

И наконец, третьим представителем раннего американского институционализма был Уэсли Клэр Митчелл (Wesley Clair Mitchell, 1874–1948). Он считал себя учеником Веблена и даже издал в 1936 г. сборник его трудов под названием "Чему учил Веблен" . Так же как другие институционалисты, он критиковал маржиналистов, которые вслед за классической политэкономией в основу своей методологии ставили понятие рационального "экономического человека", и предлагал рассматривать хозяйственные действия людей в общем контексте их взаимодействия и сотрудничества. Среди теоретических проблем, которые он исследовал, можно выделить следующие.

Прежде всего он был одним из ведущих американских исследователей экономической конъюнктуры и с 1920 г. возглавлял Национальное бюро экономических исследований (Нью-Йоркский институт конъюнктуры). Результатом этой деятельности была стали "Деловые циклы" (1913) и ряд последующих работ. В отличие от большинства авторов теорий экономических циклов, которые "ставят своей целью показать, в силу чего и как начинаются волнообразные движения, т.е. открыть “причину” экономических циклов", подходя к этой проблеме механистически, Митчелл рассматривал проблему экономической цикличности комплексно, "институционально", исходя из того, что хозяйственная деятельность людей "подвержена действию бесчисленных факторов физического, психологического, политического, экономического и социального происхождения, местного, национального и мирового масштаба, явных и скрытых по характеру и проявлению, временных или длительных по своему эффекту ". В результате он пришел к выводу, "что экономические циклы представляют собой в высшей степени сложный комплекс взаимодействий значительного числа экономических процессов, что для уяснения существа этих взаимодействий следует комбинировать историческое исследование с количественным и качественным анализом, что изучаемое явление циклов связано с определенной формой организации народного хозяйства и что предварительное понимание хозяйственных институтов этой системы народного хозяйства необходимо для понимания циклических колебаний" .

Второй проблемой была роль денег в экономике. В отличие от маржиналистов начала XX в., считавших деньги нейтральным элементом в экономической системе, Митчелл утверждал, что денежные институты играют активную роль в экономике и по мере ее исторического развития эта активная роль увеличивается, поэтому он исследовал роль денежного обращения и кредитно-финансовых институтов в экономике и указывал на "общественную роль высокоорганизованной группы денежных институтов и то, как они, развиваясь со времен Средневековья, стали квазинезависимыми и оказали обратное влияние на деятельность и умы их создателей". Такие работы Митчелла, как "История гринбеков" (1903) и "Золото, цены и заработная плата при долларовом стандарте" (1908), до сих пор считаются классическими среди исследований истории денежного обращения в США.

И наконец, он разрабатывал теорию государственного регулирования или, как он сам называл, планирования экономики, и предлагал конкретные формы этого регулирования. В частности, в 1923 г. он предложил создать систему государственного страхования от безработицы. Но окончательное воплощение идей институционалистов о государственном регулировании экономики осуществилось в "Новом курсе" Ф. Рузвельта. Во время его разработки и проведения Митчелл стал одним из организаторов Комитета национальных ресурсов США. В "команду" Рузвельта входили также Дж. Коммонс и "молодые институционалисты" А. Берли (A. Berle ) и Р. Тагвелл (R. Tagicell ).

  • Там же. С. 1.

Развернуть ▼


Справочник предназначен для расширения военно-теоретического кругозора офицеров Вооруженных Сил Российской Федерации, решения ими практических задач по обучению и воспитанию подчиненных, в реализации своих социальных прав. Он рассчитан в первую очередь на молодых офицеров.
Справочник дополняют приложения общенаучного характера, а также сведения о главных и центральных управлениях Министерства обороны Российской Федерации, военных госпиталях, санаториях и домах отдыха, государственных военных образовательных учреждениях высшего профессионального образования (далее - высшие военно-учебные заведения) и другая полезная информация.

Все материалы изложены в максимально сжатой форме, частично даны в виде таблиц и схем, что повышает их восприимчивость и наглядность.
В книге большое количество цветных иллюстраций и фотографий.

Содержание
Глава 1. Российская Федерация и ее военная организация
1.1. Территориально-государственное устройство Российской Федерации. Полномочия органов государственной власти в области обороны и безопасности
1.2. Военная политика и военная организация Российской Федерации
Глава 2. Основы военного законодательства Российской Федерации
2.1. Основные законы, регламентирующие военную деятельность
2.2. Социально-правовое положение военнослужащих
2.2.1. Права и обязанности военнослужащих
2.2.2. Социальные гарантии и компенсации, предоставляемые военнослужащим
2.2.3. Статус, социальные права и гарантии военнослужащих -участников боевых действий
2.2.4. Статус и меры социальной поддержки участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС
2.2.5. Пенсионное обеспечение граждан, уволенных с военной службы, и их семей
2.2.6. Страхование военнослужащих
2.2.7. Ответственность военнослужащего
2.3. Правопорядок и законность в Вооруженных Силах Российской Федерации
2.3.1. Органы военной юстиции и институт дознавателей
2.3.2. Преступления против военной службы и ответственность за их совершение
2.3.3. Сохранение государственной тайны
2.4. Российское законодательство о прохождении военной службы офицерами
2.4.1. Воинские должности
2.4.2. Перевод и приостановление военной службы
2.4.3. Воинские звания
2.4.4. Аттестация
2.4.5. Отпуска
2.4.6. Увольнение с военной службы
2.4.7. Пребывание в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации
2.5. Законы Российской Федерации и приказы Министра обороны Российской Федерации об обеспечении военнослужащих жилыми помещениями и денежным довольствием
2.5.1. Обеспечение военнослужащих жилыми помещениями
2.5.2. Денежное довольствие военнослужащих
Глава 3. Основы организации и применения Вооруженных Сил Российской Федерации
3.1. Организационная структура Вооруженных Сил Российской Федерации
3.1.1. Назначение и состав Вооруженных Сил Российской Федерации
3.1.2. Министерство обороны Российской Федерации
3.1.3. Сухопутные войска
3.1.4. Военно-воздушные силы
3.1.5. Военно-Морской Флот
3.1.6. Рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации
3.1.7. Специальные войска
3.1.8. Тыл Вооруженных Сил Российской Федерации
3.1.9. Военные округа
3.2. Задачи Вооруженных Сил Российской Федерации. Основы поддержания их боеготовности
3.2.1. Основные задачи Вооруженных Сил Российской Федерации
3.2.2. Применение Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом
3.2.3. Основы поддержания боеготовности и боеспособности войск (сил)
3.3. Ведение военных (боевых) действий
3.3.1. Виды, формы и способы военных (боевых) действий
3.3.2. Порядок подготовки и ведения боя (боевых действий)
3.3.3. Способы перегруппировки (передвижения) войск. Организация марша
Глава 4. Подготовка войск (сил) и некоторые вопросы их обеспечения
4.1. Оперативная и мобилизационная подготовка
4.1.1. Оперативная подготовка
4.1.2. Мобилизационная подготовка
4.2. Боевая подготовка
4.2.1. Задачи, принципы и структура боевой подготовки
4.2.2. Основные формы и методы боевой подготовки
4.2.3. Организация и планирование боевой подготовки
4.3. Профессионально-должностная (командирская) подготовка
4.4. Воспитательная работа в Вооруженных Силах Российской Федерации
4.5. Офицерские собрания
4.6. Организация службы войск и обеспечение безопасности военной службы
4.6.1. Служба войск
4.6.2. Основы обеспечения безопасности военной службы
4.6.3. Обеспечение экологической безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации
4.7. Вопросы продовольственного, вещевого и медицинского обеспечения войск
Глава 5. Воинские символы, государственные и военные награды
5.1. Знамена
5.1.1. Знамя Вооруженных Сил Российской Федерации.
5.1.2. Знамена видов Вооруженных Сил Российской Федерации
5.1.3. Боевое знамя воинской части
5.1.4. Знамя Победы
5.2. Флаги
5.2.1. Флаг Министерства обороны Российской Федерации
5.2.2. Флаги войск и воинских формирований Вооруженных Сил Российской Федерации
5.2.3. Военно-морские флаги и вымпелы Российской Федерации
5.3. Государственные награды
5.3.1. Звание Героя Российской Федерации
5.3.2. Ордена Российской Федерации
5.3.3. Медали Российской Федерации
5.3.4. Почетные звания Российской Федерации
5.4. Военные геральдические знаки Вооруженных Сил Российской Федерации
5.4.1. Знаки различия
5.4.2. Знаки отличия
Глава 6. Военное образование
6.1. Система военного образования.
6.2. Высшие военно-учебные заведения Министерства обороны Российской Федерации
6.2.1. Статус высших военно-учебных заведений
6.2.2. Перечень высших военно-учебных заведений и краткие сведения о них
6.2.3. Структура высшего военно-учебного заведения
6.2.4. Правила приема в высшие военно-учебные заведения и порядок обучения в них
6.3. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации офицерского состава
6.4. Подготовка научно-педагогических и научных кадров в военной докторантуре и адъюнктуре
6.5. Суворовские военные. Нахимовское военно-морское. Военно-музыкальное училища и кадетские корпуса Министерства обороны Российской Федерации
Глава 7. Вооружение и военная техника
7.1. Огнестрельное оружие
7.1.1. Артиллерийские орудия
7.1.2. Стрелковое оружие
7.1.3. Гранатометы
7.2. Реактивное и ракетное оружие
7.3. Бронетанковая и автомобильная техника
7.4. Авиационная техника и вооружение
7.4.1. Самолеты
7.4.2. Вертолеты
7.4.3. Беспилотные летательные аппараты
7.4.4. Авиационное вооружение
7.5. Корабли и корабельное вооружение
7.5.1. Классификация кораблей
7.5.2. Подводные лодки
7.5.3. Надводные корабли
7.5.4. Корабельное вооружение
7.6. Космическая техника
7.7. Оружие массового поражения
7.7.1. Ядерное оружие
7.7.2. Химическое оружие
7.7.3. Биологическое (бактериологическое) оружие
7.8. Новые виды оружия
Глава 8. Отечественная военная история
8.1. Основные события отечественной военной истории
8.2. Деятели военной истории России
8.2.1. Руководителя Руси. России. СССР и Российской Федерации
8.2.2. Верховные главнокомандующие, военные и морские министры
8.2.3. Начальники Генерального (Главного) штаба, начальники Главного морского (Морского Генерального) штаба
8.2.4. Командующие (главнокомандующие) фронтами и флотами в Первой мировой. Гражданской и Великой Отечественной войнах
8.2.5. Военачальники России, прославившиеся полководческой и флотоводческои деятельностью
8.3. Праздничные и памятные дни России и ее Вооруженных Сил
Глава 9. Международные организации (союзы) и вооруженные силы зарубежных стран
9.1. Международные организации и военно-политические союзы
9.2. Международное гуманитарное право
9.3. Международные договоры в области контроля над вооружениями и военной деятельностью
9.4. Вооруженные силы США, Великобритании, Франции. Германии и Китая
9.4.1. Вооруженные силы США
9.4.2. Вооруженные силы Великобритании
9.4.3. Вооруженные силы Франции
9.4.4. Вооруженные силы Германии
9.4.5. Вооруженные силы Китая
ПРИЛОЖЕНИЯ:
1. Структура федеральных органов исполнительной власти
2. Структура военной организации Российской Федерации
3. Порядок заключения контракта о прохождении военной службы и прекращении его действия
4. Акт приема (сдачи) дел и должности
5. Организация боевых действий артиллерии
6. Разведывательные органы соединений и частей
7. Применение частей радиоэлетронной борьбы
8. Вопросы инженерного обеспечения боевых действий
9. Применение частей и подразделений РХБ зашиты общевойсковых соединений
10. Расчет марша (перегруппировки)
11. Воинские перевозки
12. Перевозки войск водным транспортом
13. Перевозки войск воздушным транспортом
14. Структура боевой подготовки
15. Краткая характеристика предметов боевой подготовки
16. Типовой месяц
17. План проведения тактико-строевого занятия с личным составом ___ МСР
18. План проведения тактико-строевого занятия с личным составом ___ МСВ
19. План-конспект проведения занятия по тактической подготовке с личным составом __ танкового взвода __ танковой роты
20. План проведения боевых стрельб с отделениями __ мсв
21. Центральные газеты и журналы Министерства обороны Российской Федерации
22. План воспитательной работы с личным составом 4 мер на октябрь 2008 года
23. План воспитательной работы с личным составом караула 4 мср
24. План проведения воспитательных мероприятий в предвыходной и выходной дни с личным составом 2-й артиллерийской батареи
25. План работы Совета комнаты досуга роты материального обеспечения на апрель 2008 года
26. Организация питания военнослужащих
27. Военные госпитали Министерства обороны Российской Федерации
28. Санатории и дома отдыха Министерства обороны Российской Федерации
29. Ношение государственных наград и наградных знаков
30. О формах материальной поддержки преподавателей, адъюнктов, слушателей и курсантов военно-учебных заведений
31. Обозначение российской военной техники
32. Самоходные пушки и гаубицы общего назначения
33. Буксируемые пушки и гаубицы общего назначения
34. Отечественные противотанковые пушки
35. Зенитные артиллерийские установки
36. Минометы
37. Пистолеты
38. Пулеметы
9. Пистолеты-пулеметы
40. Автоматы (штурмовые винтовки)
41.
42. Гранатометы
43. Реактивные системы залпового огня
44. Наземные ракетные комплексы стратегического назначения
45. Наземные ракетные комплексы оперативно-тактического и тактического назначения
46. Зенитные ракетные комплексы
47. Противотанковые ракетные комплексы
48. Зенитные ракетно-артиллерийские комплексы
49. Танки
50. Боевые машины
51. Многоцелевые (тактические) истребители
52. Стратегические и дальние бомбардировщики
53. Фронтовые бомбардировщики (тактические истребители)
54. Штурмовщики
55. Военно-транспортные самолеты
56. Самолеты-заправщики
57. Самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и наведения
58. Боевые вертолеты
59. Транспортно-боевые (многоцелевые) вертолеты
60. Транспортно-десантные вертолеты
61. Беспилотные летательные аппараты
62. Крылатые ракеты воздушного базирования
63. Управляемые авиационные ракеты класса "воздух-поверхность"
64. Управляемые авиационные ракеты класса "воздух-воздух"
65. Стратегические подводные лодки
66. Многоцелевые подводные лодки
67. Авианесущие корабли
68. Ракетно-артиллерийские корабли
69. Противолодочные корабли
70. Минно-тральные корабли
71. Десантные корабли
72. Корабельные артиллерийские установки
73. Корабельные ракетные комплексы стратегического назначения
74. Крылатые ракеты морского базирования
75. Корабельные зенитные и ракетно-артиллерийские комплексы
76. Мины морские
77. Торпеды
78. Ракеты-носители
79. Американские космические системы радио- и радиотехнической разведки
80. Космическая система обнаружения пусков баллистических ракет
81. Космические системы навигации
82. Космические системы связи и ретрансляции данных
83. Государственные и военные архивы
84. Музеи Российской Федерации
85. Краткие сведения о государствах и территориях мира

Статьи по теме: