Far cry 4 обзор игромания. Все новое – это хорошо забытое старое. В мире животных

Пожалуй, самая необычная ААА-игра этого года. Потрясающая природа, харизматичный злодей, бешеные медоеды и большое количество наркотиков в нашем обзоре новой песочницы от Ubisoft.

Отправить

Была замечательной игрой. Большой, открытой, красочной и по-настоящему просторной. должна была стать примерно тем же, но в большем количестве. Примерно так, в общем, и вышло, что многие расценили как несомненное достоинство, тогда как другие назвали главным недостатком. А вот чего ожидать от нее было на порядок сложнее, так это градуса безумия, царящего в Кирате. То есть, конечно, многие подозревали, что Ubisoft выкинет нечто эдакое, но никто не был готов к тому, что пресловутый Ваас Монтенегро покажется рядом с происходящим в местных Гималаях просто жеманной школьницей.

Удивительная история Аджая Гейла

Аджай Гейл прилетает из Штатов в вымышленную страну Кират, что находится на границе с Индией у подножия Гималаев. Аджай - вовсе не турист: ему необходимо доставить прах почившей матери к некой Лакшмане. Что это такое, главный герой не знает, да и понять толком не успевает: его автобус тормозят бойцы армии местного тирана и диктатора - Паган Мина. Этот без преувеличения шикарный эпизод вы наверняка неоднократно видели в роликах. Затем мешок с головы Аджая снимают, и он оказывается за столом, где в ходе недолгой беседы Мин сообщает тому, что он вовсе не пленник, а гость короля, который питает к нему теплые чувства из-за любви к его покойной матушке, с которой, очевидно, у него был роман.

На этом вразумительная часть сюжета, к сожалению, и заканчивается. Далее Аджай, вместо того чтобы подождать возвращения отлучившегося Паган Мина и отведать знаменитый крабовый рангун, сбегает к повстанцам. Здесь-то и начинается безумие. Ополченцы называют свое движение Golden Path, целью которого стоит свержение короля и возвращение мифической свободы в Кират. Они рассказывают Аджаю истории о его героическом отце, сражавшегося против Мина, о матери, которая сбежала в Штаты от тирана, прихватив с собой и маленького сына. Тот моментально проникается идеями сопротивления и бежит воевать с королевскими войсками.





Из инфантильного юноши Гейл-младший моментально становится профессиональным убийцей-коммандос, выкашивающим целые толпы врагов (и, судя по всему, получающим от этого удовольствие), ловко ездящим на слонах и приземляясь в центр вражеской базы на стильном вингсьюте. При этом в диалогах он преимущественно молчит и безропотно выполняет многочисленные поручения первого встречного, а в первую очередь двух лидеров ополчения - Амиты и Сабала. С этими все обстоит еще хуже. Сабал - застрявший в прошлом идеалист, который жаждет не только избавить Кират от диктатора, но и вернуть древние традиции, которые здесь уже давным-давно никому не нужны. Амита, однако, еще хуже: эта истеричная дама без колебаний пользуется методами Паган Мина, чтобы, собственно, свергнуть самого Паган Мина.

Печальнее всего то, что нам то и дело приходится выбирать, чью сторону выбирать. Разрушить ли опиумный завод, или захватить, чтобы производить опиум самим. Мало того, что нас заставляют выслушивать долгие, скучные и малосодержательные патриотичные диалоги, так еще и вынужденный выбор, который нужно делать, приводит к тому, что в следующей же миссии обиженная сторона столь же долго высказывает нам, какие мы, дескать, плохие, и как неправильно поступили. Раздражает вся эта повстанческая карусель просто неимоверно.




С генералами Мина все несколько лучше. Загадочная Юма и садист Пол могут даже понравиться, хотя и тоже явно склеены из шаблонов. Сильно вытягивает происходящее сам Паган Мин. Король часто обращается к Аджаю по рации, пытаясь вразумить съехавшего с катушек юнца. Он красноречив, интересен, да и вообще сразу вызывает симпатию. Более того, глядя на Кират, легко понять, почему королем этой страны стал именно он: Мин здесь попросту самый здравомыслящий и адекватный, что лишь доказывает великолепная концовка, неожиданно венчающая весьма слабый сюжет, будто бы нарочно состоящий из собранных в кучу «обзорных» миссий. Да чего уж, это вообще самый интересный и харизматичный злодей последних лет, затмивший не только Айронса из недавней , но и своего предшественника - Вааса.




Страна, которой хватит на всех

Прелесть , однако, традиционно заключалась не в сюжете, и даже не в персонажах. Главной фишкой серии всегда была свобода и вариативность в решении многочисленных задач. И здесь четвертая часть превзошла все ожидания. Контента в игре столько, что хватит на несколько проектов калибром поменьше. Его здесь изучать на порядок интереснее, чем проходить кампанию. Занятий находится столько, что очнуться не помогают даже периодически всплывающие в мозгу мысли вроде «завтра на работу», «уже поздно», «а вот и рассвет». Затягивает с головой.

Начать стоит с того, что сам Кират действительно огромен и полон сюрпризов, поэтому его интересно просто исследовать. Вот заброшенная автозаправка, оккупированная волками, вот озерцо, в котором валяется остов упавшего самолета, вот вышка, на которую нужно забраться, чтобы открыть карту (а вы сомневались?), вот аванпост, который необходимо отбить и получить охапку новых миссий, а вот таинственный грот за водопадом, где наверняка можно найти что-то интересное. Добавьте сюда горный характер местности, и вы получите большой простор для создания разнообразных ландшафтов и климатических зон. С горы можно спуститься на дельтаплане, вингсьюте и парашюте, а подняться по узкому серпантину, на небольшом одноместном вертолетике или с помощью альпинистского снаряжения (которое, правда, на PC работать как следует у нас отказывалось). И действительного: простых автомобилей и квадроциклов для передвижения по Кирату было бы явно недостаточно.




Выглядит все это тоже очень впечатляюще. Зеленые долины на фоне заснеженных вершин, утренние лучи солнца, пробивающиеся сквозь листву, развевающие на ветру флажки… в NVIDIA не зря потратили на улучшение графической составляющей Far Cry 4 столько времени. Получилось очень атмосферно.

Однако вернемся к местным развлечениям, потому что любованием видами и исследованием Кирата все, очевидно, не ограничивается. Во-первых, это, конечно же, охота. Есть вероятность, что вы не угомонитесь, пока не отловите нужное количество медоедов, козлов и тигров для создания улучшенных рюкзаков, кошельков и прочих приспособлений. Как и в третьей части игры, увлекает это неимоверно. И пускай вас не смущает, что для нового кошелька понадобится четыре шкуры носорога. Просто… вы не знаете всех тонкостей его изготовления. Смущает скорее принцип охоты на хищников: вы просто кидаете кусок мяса на поляну, куда тотчас прибегает случайный хищник, вы убиваете его, вырезаете новый кусок мяса, бросаете на поляну… На конечных этапах «крафта», правда, попасть на нужное животное не так-то просто, однако это не отменяет того факта, что функция с моментальным приманиванием диких зверей в конкретное место несколько абсурдна.





Помимо этого мы собираем маски демонов, сдираем со стен агитационные плакаты, атакуем блокпосты и целые крепости (по одной на каждого генерала Мина) и выполняем побочные миссии. Их разновидностей существует довольно много. Тут и спасение заложников, и заказные убийства, и сопровождение конвоя с продовольствием (с гранатометом в руках, разумеется), и гонки на время, и несколько разновидностей охоты. Нам особенно запомнилась миссия, в которой предлагается за определенное время урезонить целую стаю разбушевавшихся медоедов. Для этого нам дают набор взрывчатки и джип с крупнокалиберным пулеметом. Играется это так же феерично, как и звучит, а ничего подобного раньше, признаться, ваш покорный слуга не видел даже за весь свой многолетний игровой опыт.



Захватить одну и ту же базу, как водится, можно десятком разных способов. Можно тихонько перестрелять всех из лука, можно забросать лагерь приманками для хищников, попутно выпустив из клеток всех сидящих там зверей, которые расправятся с охраной самостоятельно, можно ворваться туда с тяжелым пулеметом, а можно просто использовать слона. Слон - уникальная фича Far Cry 4 . Оседлав такого, можно почувствовать себя наездником Годзиллы. Это животное выдерживает огромное количество урона, разносит джипы, давит и бодает толпы врагов, и вообще расправляется с любым сопротивлением очень быстро. Помните гигантского динозавра из финала , который уничтожал на пути все живое? Так вот: слон Far Cry 4 сильно напоминает его облегченную версию.

Не обошлось и без ставших уже привычными для жанра атрибутов - прокачки героя и улучшения оружия. Здесь все как обычно: открываем навыки за очки опыта, улучшая либо ветку «слона» (здоровье, особые навыки и изготовление стимуляторов) либо «тигра» (все, что связано с убийствами). В местный магазин сдается всякий хлам, а покупается оружие со всевозможными апгрейдами и «уникальными экземплярами». В определенный момент у Аджая даже появится собственный дом, который он сможет обставлять и улучшать.

Если по какой-то нелепой причине описанной горы однопользовательского контента вам будет мало, то можно попробовать себя на местной арене. Здесь мы получаем ранги, прокачиваемся (отдельно!) и на выбор имеем сразу несколько режимов, чтобы затем щеголять набранным счетом в онлайн-таблице. Здесь, понятно, творится настоящий хаос, все против всех, а ключ к выживанию кроется в том, чтобы грамотно стравливать между собой, скажем, носорогов и тяжелых огнеметчиков. Интересно, что создавать испытания для других игроков можно с помощью мобильного приложения-компаньона.



Есть и классический мультиплеер. В специальном режиме мы сражаемся с другими игроками в матчах на десять человек, когда одна команда играет за вооруженных, но заметных солдат, а другая за полуголых демонов, вооруженных луками и умеющих становиться невидимыми. Ничего нового и революционного здесь нет, поэтому и останавливаться подробно, собственно, не на чем. Куда интереснее получился кооператив, позволяющий затащить друга к себе в мир Кирата, и уже вместе с ним развлекаться на полную катушку, скажем, врываясь во вражеские крепости на парочке слонов. оказалась очень подходящей для подобного кооператива. Довершает картину внутриигровой редактор, позволяющий создавать миссии самостоятельно и делиться ими с сообществом. Мы можем выбирать из сотен пользовательских заданий, играть в миссии друзей или просто лучшие карты сообщества. Ну, если всего вышеописанного раньше вам все еще будет мало. В чем мы сильно сомневаемся.



Безумие и наркотики

Есть в игре и большие побочные задания. О них мы нарочно не говорили раньше, оставив самое интересное на закуску. В некоторых из них мы невинно бегаем по заснеженным вершинам в кислородной маске, однако другие заставляют серьезно задуматься. Так, Аджай добровольно принимает участие в экспериментах по употреблению новых видов наркотиков, после которых может проснуться голым в медвежьей пещере, а потом бежать по розовому лесу, пытаясь превозмочь многочисленные галлюцинации. В другом задании он оказывается на задымленном кирпичном заводе, где с ним происходит такое… что даже и описывать-то было бы слишком странно.

В некоторых эпизодах реальность смешивается с фантазиями и галлюцинациями настолько тесно, что уже не понимаешь, снится все это главному герою (а заодно и игроку) или происходит на самом деле. Все это обычно происходит под задорную музычку и грохот фейрверков, так что выглядит, частенько, совсем уж сюрреалистично.



Отдельно хочется отметить Шангри-Ла - параллельную реальность, в которой Аджай без штанов бегает по атмосферным локациям и из лука стреляет в демонов-невидимок. Эпизоды получились неожиданно хорошими, да и вообще, пожалуй, лучшими из всего «нарко-контента», представленного в игре. В первую очередь из-за белого тигра, вместе с которым мы и силимся одолеть всех врагов. Тигр получился невероятно красивым и милым.

На этом, правда, заканчивается лишь запланированное разработчиками безумие. А ведь в есть еще масса спонтанного. Здесь «отжигают» все. Вот по горной дороге идет одинокий торговец, позвякивая колокольчиками. Из-за поворота выезжает микроавтобус и не торопясь подъезжает к путнику. Перед самым автомобилем торговец вдруг издает нечеловеческий крик и бросается пол колеса. Умирает. Занавес.


Вот дорогу патрулируют повстанцы, как вдруг из леса в их сторону выбегает по пояс оголенный боец королевской армии и начинает швырять в них коктейли Молотова. Загораются повстанцы, загорается трава, загорается лес, однако пиротехник не успокаивается и кидает еще один вдогонку, притом что ополченцы и так уже напоминают мечущиеся факелы. Вместо них попадает в дерево рядом с собой и загорается сам. Все пылают, включая весь окрестный лес. Занавес.

Все выкрутасы местных NPC, правда, блекнут по сравнению с тем, на что способны животные. В Ubisoft явно не тратили лишнего времени на просмотр Animal Planet или прочтение книг о повадках азиатской фауны. Сильнее всех отличились орлы. Они могут схватить упитанного козла и сбросить его бездыханное тело прямо на игрока, что, по первости, повергает в шок. Но главное не это: они повсеместно нападают на людей, пытаясь, очевидно, отщипнуть себе кусочек, а бросившийся на тебя во время ожесточенной перестрелки орел может изрядно подпортить нервы. Забавнее всего, правда, то, как реагируют на этих птиц местные жители. При малейшем приближении пернатого (а они летают поблизости практически всегда) мирные жители любят громко и жалостно вопить, а солдаты без лишних разговоров начинают дружно палить по птице из АК. Именно под эту канонаду и проходит большая часть игры.

). Из-за толстой шкуры убить их крайне непросто, зато накинуться из леса на тебя такой норовит в самый неподходящий момент. На арене так и подавно разъяренный медоед одним укусом стабильно отнимает у игрока ровно 99% здоровья, что можно назвать главной причиной преждевременного выбывания из боев.


Far Cry 4 - наиболее необычная «большая» игра этого года, которая объединяет в себе прекрасный Кират, великолепного злодея, зашкаливающий градус хаоса, безумия и наркотиков, очень слабый сюжет, придурковатого главного героя, а также свободу, которой порой оказывается даже слишком много. И медоедов, разумеется.

Игра протестирована на PlayStation 4

Много ли вы знаете игр, где верхом на слоне можно ворваться на базу противника, паля во все стороны из гранатомета? Или где во время гонки врезаешься в спящего перед финишной чертой носорога? Или где почти сразу после зачистки аванпоста хочешь передохнуть пару минут, а в руку вцепляется назойливый медоед и грызет ее, пока его не стряхнешь? Таких историй после прохождения Far Cry 4 у каждого из вас наберется десятки.

После впечатляющих успехов третьей части, которая исправила все недостатки второй, Ubisoft не могла не использовать удачную формулу еще раз. По большому счету Far Cry 4 представляет собой расширенную и дополненную версию Far Cry 3 . Но в хорошем смысле — почти все, что предлагала третья игра серии, здесь умножено в несколько раз и сделано гораздо лучше, в связи с чем назвать это полным самокопированием язык не поворачивается.

⇡ Стечение обстоятельств

Игрок берет на себя управление Эйджеем Гейлом, молодым парнем, прибывшим в Кират для исполнения последней воли его матери. Как всем известно из трейлеров, путешествие проходит не совсем удачно — герой встречается с Пэйганом Мином, местным королем, тираном и главным злодеем. В итоге Эйджей оказывается втянутым в гражданскую войну и попадает в повстанческую группировку «Золотой путь», миссии которой ему и предстоит выполнять.

Если задать маршрут, машина может ехать самостоятельно — очень удобная функция, хоть и работающая с перебоями

Однако атмосфера в отряде далека от полной гармонии. Главными действующими лицами тут являются Амита и Сабал — первая предпочитает идти в ногу со временем и не жить прошлым, а второй представляет собой чтящего традиции Кирата ретрограда. Зачастую нам придется выбирать, кому из них помогать, но особой погоды это не делает — просто выполнять идентичные задания нужно не в одной локации, а в другой. Принятые решения будут иметь хоть какое-то значение лишь ближе к финалу, хотя и там ожидать сюрпризов не стоит.

И именно сюжетная линия Far Cry 4 является самым слабым местом игры. Разница между основными и второстепенными миссиями минимальна: что там стандартный набор из убей/принеси/захвати/уничтожь, что тут. А своими речами о желании восстановить благополучие в Кирате герои лишь снижают градус сумасшествия, царящего в полном возможностей открытом мире. Да и выполнять скучные задания, когда вокруг столько всего неизведанного, совсем не хочется.

Ubisoft повторила ошибку, на которую многие указывали ей еще в Far Cry 3, — разработчики не смогли придумать историю, ради которой приходилось бы отвлекаться от всего, что происходит вокруг. Спасти положение мог бы главный злодей, но и здесь ко лбу взлетают те же грабли — как там Вааса показывали в паре-тройке роликов на движке, так и тут Мина можно увидеть всего в нескольких сценах. Непонятно, зачем такой харизматичный и экстравагантный персонаж, который в чем-то даже интереснее Вааса, задвинули на второй план.

Старина Херк все так же безумен, как раньше, а миссии с ним — одни из самых запоминающихся

С другой стороны, проходить сюжетную часть никто не заставляет — она лишь безуспешно пытается объяснить, почему Эйджей оказался в Кирате и зачем стреляет в других людей. Сам герой ничего интересного собой не представляет, как и окружающие его персонажи — они нужны только в качестве площадки для того, чтобы дать игроку причину поверить в происходящее.

Но с данной обязанностью гораздо лучше справляется сам Кират. Этот чудесный мир полон высоких гор с заснеженными вершинами, густых лесов и таинственных пещер — и везде бурлит жизнь. Фауна так богата, что она одна меняет заданную в Far Cry 3 формулу. В третьей части тоже можно было встретить на пути всякую живность, но ее было слишком мало, да и на игровой процесс звери практически не влияли.

В Far Cry 4 же все гораздо веселее. Проще всего объяснить разницу на примере захвата аванпоста, где перед игроком открывается изобилие возможностей. Можно сделать все тихо, устранив каждого противника из оружия с глушителем и не подняв тревоги. Если хочется увидеть взрывы, есть возможность незаметно натолкать C-4 под каждый куст, а затем отойти на безопасное расстояние и поднять все на воздух. Любители экстрима предпочтут облачиться в костюм-крыло, влететь в самый центр событий и с автоматом наперевес расстрелять приспешников диктатора. Наконец, никто не запрещает поливать ошарашенных врагов свинцом, летая над их головами на самодельном вертолетике.

Такую красоту хоть прямо сейчас ставь на рабочий стол!

Но куда увлекательнее оседлать слона и под его трубный рев ворваться на аванпост, раскидывая неприятелей хоботом и плюясь смертью из всех орудий. Есть и другой вариант: посадить себе на хвост нескольких хищников и привести их к нужному месту, а там пусть сами разбираются. Обилие возможностей превращает каждый аванпост или лагерь в своеобразную головоломку: куда забраться, с чего начать, как лучше войти, куда двигаться — отвечать на эти вопросы в таком живом мире очень интересно.

Как и в большинстве игр Ubisoft, в Far Cry 4 на каждом шагу есть чем заняться. Пока едешь на миссию, обязательно наткнешься либо на сокровища, либо на пропагандистский постер, который нужно сжечь, либо на побочное задание, ну или врежешься в леопарда, чьей шкуры как раз не хватает для создания очередного предмета. Короче говоря, игра вообще не дает поводов скучать — она постоянно подкидывает все новые и новые интересные ситуации.

Конечно же, не обходится без залезания на вышки, покорение которых сулит доступ ко всем возможностям конкретной территории. Как и в третьей части, здесь они тоже отличаются друг от друга и требуют внимательного изучения — чтобы понять, как и с какой стороны лучше забраться. Впрочем, как только получаешь доступ к винтокрылой машине, это перестает быть проблемой.

Выполнять побочные задания и собирать предметы гораздо веселее в кооперативе, которого так остро не хватало Far Cry 3. Захват аванпоста сияет новыми красками, когда один кружит над ним на вертолете, а другой раскидывает обреченных солдатиков, сидя на слоне. Искать сокровища, покорять горы, собирать коллекционные предметы, охотиться, сражаться с носорогами и леопардами — когда играешь в компании с другим пользователем, Far Cry 4 буквально преображается. Единственное условие — игроки не должны отдаляться друг от друга на расстояние более 150 метров.

Эй ты, с луком! Думаешь, твоя игрушка помешает мне размазать тебя по траве?

Возможно, именно поэтому сюжетная линия кажется такой скучной и невыразительной — она предназначена исключительно для одного игрока и никак не может его развлечь. Ни зрелищных сцен, ни грамотной постановки, ни интересной истории — ничего, что давало бы повод отвлечься от изучения богатого на события мира. Просто не хочется переключаться на унылые дела с серыми персонажами, о существовании которых забываешь через пару минут после разговора с ними.

Невыразительным получился и мультиплеер, в котором команда ракшасов сталкивается с представителями «Золотого пути». Вторые представляют собой идентичных Эйджею персонажей: носят с собой много оружия, которое выбирают перед стартом на базе, могут захватывать радиовышки для отображения соперников на мини-карте. Ракшасы же вооружены луками и ножами, зато призывают на свою сторону различных животных вроде тигров, медведей и орлов. Поначалу это кажется увлекательным, но очень быстро надоедает.

Резюмируя, можно сказать, что Far Cry 4 стала большим шагом вперед для серии, но ей все еще не хватает целостности. Здешний насыщенный мир живет своими делами, а не вращается вокруг стержня сюжетной линии. Без этого игра, конечно, не разваливается на части, но явно многое теряет, превращаясь в огромную песочницу, где поиск развлечений становится задачей самого игрока. Достаточно лишь написать интересный сценарий, дать главному злодею больше экранного времени и постараться не разводить тоску и уныние на фоне ярких пейзажей, среди которых Эйджей лихо летает на вертолете и расстреливает людей из гранатомета. Будем надеяться, что к Far Cry 5 разработчики это поймут или хотя бы добавят возможность кооперативного прохождения кампании.

Рекламная кампания Far Cry 4 была агрессивной и назойливой, в этом Ubisoft преуспели. После двух месяцев почти непрерывной атаки роликами, новостями и массой сочных доводов к приобретению игры казалось, что о ней уже известно вообще всё, а в голове крутилась мысль о том, что как-то слишком много «Фар Края» вокруг, учитывая, что к самой игре ещё даже не удалось прикоснуться. Спасибо надоедливой маркетинговой политике за то, что от игры я устал ещё до её выхода. Однако стоило лишь запустить Far Cry 4 и начать играть, как открылось второе дыхание. Весь прошлый груз, громкие заявления разработчиков и прочая не очень мне нужная мишура сразу оказались удачно сложенными где-то в застенках разума и забыты. Они больше не имели значения. Началась игра, настоящий аттракцион, во время которого вспоминать, какие из данных обещаний соответствуют истине, попросту нет времени, да и не хочется. То, что в этот момент происходит, многие уже видели два года назад в Far Cry 3 - у нас есть живописный мир и твёрдая механика, сливающиеся фирменный, с полувзгляда отличимый игровой процесс, в центре которого всегда находимся мы, то есть игрок.

Сюжет здесь, как и прежде, является лишь поводом. Что сделал Джейсон Броуди, когда спас своих друзей? К концу игры это стало уже не важно. В финале имеется возможность собственноручно их убить, она была дана нам не для того, чтобы подчеркнуть сложные метаморфозы в сущности протагониста, и не потому, что выбор здесь важен. По-настоящему важно было то, что происходило между этими двумя точками, завязкой и финалом. А всё это время игра хитро посмеивалась над стремлением соблюдать нормы, оглядываться на прежние ценности. Вместо этого она предлагала выплеснуть всё и двигаться вперёд без каких-либо тормозов, как заблагорассудится. То же самое происходит и в четвертоё части. Игра апеллирует к простейшим потребностям и просит не заботиться о чём-либо большем, пока веселье продолжается. То, что находится в данный момент вне этого мира, за обозримым горизонтом, не имеет значения, а любые высшие цели - лишь повод, чтобы творить то, от чего мы обычно ограждены законом ли, социальными нормами или банальным здравым смыслом. Сюжет в очередной раз иронизирует над этим, а игра охотно предоставляет то, на что она способна лучше всего. Она развлекает нас. Остальное пусть останется за бортом, пока мы находимся здесь, в Кирате.


Сейчас в серии повелось делать лицом каждого нового проекта антагониста, личность, которая вроде бы обособлено от игрока, но при этом воплощает в себе игру. И идея классная, Ubisoft попробовали сделать так в прошлый раз - она выстрелила. Тут хочется добавить, что выстрелила она на их беду, поскольку теперь каждая новая часть сериала будет обязана поддерживать фирменную марку. В этот раз лицом всей игры стал Пэйган Мин. Новый персонаж собрал вокруг себя большое количество скептицизма лишь по той причине, что он второй, и всем было понятно, что разработчики пытаются переплюнуть прежний успех. Несмотря ни на что, новая попытка также удалась, её успех и оригинальность фигуры Пэйгана нужно брать с поправкой на то, что команде Ubisoft в самом деле не было большого дела до данной идеи, и потому главного антагониста в Far Cry 4 даже меньше, чем некогда было Вааса в одной другой игре. Они служат общей цели. В обоих случаях перед нами фигура, которая задаёт настроение и всё подытоживает. Имеются разные архетипы, импульсивная натура Вааса против расчётливых манипуляций Пэйгана, в двух словах, но и там и там перед нами предстает чертовски обаятельный психопат, который одним своими манерами сразу даёт понять, что от этого знакомства не стоит ждать ничего хорошего. Пэйган Мин во многом задумывался как антипод Вааса, и всё же у них достаточно общего. Прямо как вновь встретиться со старым знакомым!

Если вы играли в Far Cry 3, то представьте себе его же, но преувеличьте в разумных пределах. Представьте его больше, насыщеннее, с более продуманным игровым процессом и слонами. Как вам Far Cry 4? Дальше творится фирменное безумие. Как и прежде, герой попадает в самый центр конфликта двух сторон и волей судеб присоединяется к одной из них, превратив тем самым жизнь своих новоявленных врагов в кошмар наяву. Кират раздираем гражданской войной, и даже сопротивление не имеет единого, согласного плана, указывающего направление, в котором двигаться дальше. Без нашего участия революция точно была бы обречена, ну или затянулась бы ещё на полвека вперёд, окончательно доконав и без того бедную страну. В общем, типичная ситуация, в которой все сидят ровно и ждут действий со стороны игрока.


Раньше мы сражались с пиратами, теперь с Королевской армией, но суть от этого не изменилась. Прежними остались даже классы врагов: штурмовики, снайперы, джаггернауты и так далее. Единственным новым противником стали воины Ракшаса - специальное подразделение под предводительством Пэйгана, которое использует в своё преимущество страх местного населения перед поверьями. Они пользуются только традиционным для Тибета оружием, способны подчинять зверей и сливаться с окружающей средой. Но это, конечно, касается только человеческих сил, в то время как природа со времён третьей части успела претерпеть значительные перемены в связи с понятными обстоятельствами. И это, пожалуй, самое интересное нововведение в Far Cry 4. Серия с самых истоков отличалась запоминающимися ландшафтами. Каждая новая часть давала побывать в своём экзотическом, обманчиво прекрасном уголке мира. Третья часть снова вернулась на тропический архипелаг, но это произошло лишь спустя десять лет. Понятно, что ещё раз данный трюк не сработал бы, но, тем не менее, остаётся чувство бесконечной благодарности Ubisoft за то, что в этот раз сеттинг вновь сменили кардинально. Кому-то может понравиться, кому-то нет, но Far Cry 4 стала значительно более холодной и мрачной. Больше нет знойного тропического солнцепёка и прозрачных тихоокеанских вод, им на смену пришли заснеженные вершины, вечнозелёные долины и деревья сакуры. Обстановка стала враждебнее к игроку, но точно не проиграла по своей красоте. Дивный Кират действительно завораживает. Впервые здесь оказавшись, хочется проплыть вдоль каждого канала и забраться на все вершины. Far Cry 4 - не созерцательная игра, и не выдаёт сверхъестественную графику, но окружающий мир по-прежнему является одной из тех важных деталей, которые заставляют здесь оставаться.

И эта земля совершенно преображается после того, как на неё ступает игрок. Прекрасные виды мгновенно оживают, и начинается боевик. Игровой процесс Far Cry 4 стал очень плавным. Здесь вряд ли найдётся вообще что-либо, что станет раздражать (кроме орлов, орлы - это дьявольские отродья), а открытый мир устроен так, что всё действие внутри него ощущается по-хорошему рельсовым, будто путь, по которому ты идёшь заблаговременно успели проложить в нужном направлении. Наверное, это частный признак удачного геймдизайна. Баланс между сюжетной линией и открытым миром отличный. Точнее, первое является дополнением второго: после удачной охоты и захвата аванпоста можно легко вернуться к кампанию за дополнительной порцией постановки. При желании есть возможность просто пробежаться по сюжету или же вовсе не обращать на него внимания - игра абсолютно лояльно относится к любому подходу и даёт возможность играть как угодно. Благо, все элементы в ней работают слаженно и гладко.


Благодаря увеличившимся территориям несколько изменилась походка игрового процесса. Кират огромен. Транспорт в этот раз играет одну из ключевых ролей, но, к сожалению, управление осталось столь же топорным. А к счастью, разработчики учли этот момент и ввели в игру автопилот, который без проблем довезёт из точки А в Б. Несмотря на то, что с ним можно двигаться только по проложенным маршрутам, он оказался хорошей альтернативой езде «сквозь», которая зачастую оказывается не самой удачной идеей в условиях гористой местности Кирата. При перемещении теперь действительно приходится брать в расчёт вертикальность, в частности появился безумно удобный крюк-кошка, позволяющий с лёгкостью залезть на отвесные утёсы. Опять же, в местных условиях это оказывается скорее средством первой необходимости, нежели фишкой. Звездой стала легковесная вертушка, которая позволяет без особых затрат времени добраться куда угодно, она, кроме того, делает захват вышек нечестно простым.

В то же время, огромный и прекрасный мир игры оказывается крупной проблемой. Сколь бы не была насыщена Far Cry 4, она, так или иначе, остаётся очень аттракционным действом, и события развиваются слишком неровно. Если сперва игра показывает свою необъятность, и можно провести в ней часов 15, не открыв даже трети карты, то в какой-то момент всё, что она предлагает обязательно приестся. Тогда вдруг окажется, что ещё половина Кирата неизведанна и заполнена массой однотипных заданий, а оставшиеся сюжетные миссии проходятся уже с ленцой. В этом кроется главный недостаток Far Cry 4. Она стала образцовым продолжением по параметрам: ещё больше, ещё лучше играется; однако сама игра совершенно не выросла под данные параметры, и теперь они конфликтуют друг с другом. Если раньше ничего подобного не замечалось, то в этот раз серия перешла условную границу, после которой игрок не способен с успехом развлекать себя сам. Far Cry 4 достигла тех масштабов, когда мир должен быть живым, чтобы заинтересовать в себе надолго. Здесь он стал бесшовным, но не живым. Обстановка красиво взаимодействует с игроком: трава горит, хищники прибегают на запах свежего мяса, то и дело подкидываются псевдо-случайные задания, но по-настоящему уникальных ситуаций она генерировать не способна. Всё здесь является логичным следствием действий игрока. Рассказывая про Far Cry 4 друзьям можно описать, как ты пролетел на костюме-крыле вдоль всего устья реки, начиная с самой высокой точки у края гор, но не про то, как на пути из пещеры вдруг случилась странная, ничем необъяснимая фигня. Исход неизбежен - рано или поздно с предоставленными возможностями наигрываешься вдоволь, тогда интерес пропадает. И скорее это произойдёт рано, чем поздно. Хотя, конечно, всё относительно. Мне понадобилось часов 20, чтобы наиграться - это очень много, целых 20 часов хорошего, расчудесного веселья. И всё же, несмотря на свою либеральную натуру, Far Cry 4 явно претендует на большее.

Сумеет затмить эти прискорбные обстоятельства. Так и случилось – продолжение полюбившейся многим серии шутеров вышло настолько ярким и сочным, что запросто послужит индульгенцией всех французских грехов.

Как хорошо известно всем, кроме тех, кому это не известно, действие новой главы Дальнего Вопля переносит игрока в Кират. Авторы не скрывают, что одним из рассматриваемых сеттингов для четвертой части была Россия-матушка, но, видимо, страна медведей оказалась слишком безумной для протекания в ней игрового действа. Да и с ее верховным правителем никто не даст расправиться, а здесь на, пожалуйста: Пэйган Мин, тиран и самодур, свергнувший власть во время гражданской войны и безнаказанно восседающий на троне. Но это не на долго, ведь с туристическим визитом в Кират наведался Аджай Гейл, отпрыск лидеров Золотого Пути. Так называют себя партизанские клочки сопротивления Пэйгану, которые, понятное дело, без нашей помощи и палец о палец не ударят ради победы в войне.

Все то же, только лучше. Far Cry 4 – по-настоящему безбашенная игра. Не в том смысле, конечно, что здесь нет вышек, на которые нужно лезть с тем, чтобы их активировать. Уж если в гоночную аркаду Ubisoft пихает свои любимые башни, то что уж говорить о флагманском шутере с открытым миром. Благо, что среди новых средств транспорта значится геликоптер – с ним можно залететь сразу на вершину колокольни и активировать ее без увлекательного сеанса альпинизма. Прежде, чем говорить о букете нововведений, давайте условимся: скелет игры точно такой же, как и в , так что лишний раз обсуждать механику мы не будем, сконцентрировав внимание на приятных отличиях или еще более приятных сходствах.

Итак, размер мира не изменился, он по-прежнему огромный. Возросла плотность событий – разнообразных заданий на манер освобождения заложников, гонок и добыче провианта для голодающих повстанцев стало больше. Плюс генерация случайных событий: то эскорт аннигилировать, то перехватить грузовик с ценным грузом, то отбить атаку прислужников Пэйгана. В общем, чтобы прокладывать себе путь по сюжету, нужно старательно отмахиваться от всевозможных второстепенных заданий. За их выполнение дают не только ценные очки опыта для прокачивания навыков, но и повышают показатель кармы. Чем он выше – тем больше помощников Золотого Пути можно вызвать себе на помощь в трудную минуту.

По горам, по долам, ходит шуба да Пэйган. В качестве компаньона может выступать и старый знакомый Хёрк из Far Cry 3 , превращая Far Cry 4 в практически полноценный кооперативный шутер. Задания сюжетной кампании вместе выполнять никто не даст, зато вагон и маленькую тележку второстепенных миссий – ради бога. Дело это крайне увлекательное в тактическом плане: схемы выполнения заданий разыгрываются самые интересные, вроде прикрытия друга огнем из снайперской винтовки, пока он разносит аванпост из дробовика, или совместная зачистка территории из лука. Одно досадно, что и на максимальной сложности играть вдвоем очень легко, и даже добавленные в игру супераванпосты, именуемые крепостями, не бросают вызов чете опытных стрелков.


Горец нашего времени.

Вопреки опасениям, исследование гористой местности не стало сложнее островной. Спасибо не только уже упомянутому гирокоптеру, но и костюму-крылу, крюку-кошке, а также полному отсутствию проблем виртуальных гор, при которых герой не может пробраться на возвышающуюся поверхность, застревает в полигонах или убивается насмерть при попытке спрыгнуть. Со всех наклонов здесь можно спокойно скатиться. Среди новых видов транспорта имеется даже слон, верхом на котором любой желающий с легкостью уничтожит все живое на своем пути. Кроме атак хоботом и удара с разгона, во время пилотирования животного разрешен огонь из любого оружия, так что мало вообще не покажется. А вот при вождении автомобиля разрешили стрелять лишь из одноручных стволов, что полностью компенсируется наличием в Far Cry 4 гранатомета для одной правой. Интегрирована система GPS, добавлена функция автовождения по заданному маршруту, чтобы серою лентою вьющаяся дорога не отвлекала от раздачи врагам талончиков на посещение преисподней вне очереди.


В качестве мультиплеера в Far Cry 4 присутствуют три режима: «Аванпост», «Пропаганда» и «Маска Демона». Каждый из них представляет вариацию на вражду демонов ракшасов и воинов Золотого Пути. У первых на вооружении луки и животные в качестве компаньонов, у вторых – автоматы и джипы. На словах – полный дисбаланс, на деле так и есть. Вот только посреди каждой партии игроки меняются местами, что полностью нивелирует ропот по части неравных сил. Увлекательностью и разнообразием, как бы то ни было, онлайн сражения не блещут. Так что, либо посвятить им пару вечеров и забыть, либо придумать свой онлайн, с наркотиками и демонами. Редактор карт авторы любезно предоставили.

Добавлена арена испытаний, задания уводят игрока с Кирата в Гималаи и Шангри-Ла, сюжетная кампания предлагает зачатки нелинейного прохождения, а под занавес – три варианта концовки, не считая бонусных. Far Cry 4 выглядит не в пример красивее своих предшественников, а ее самобытная безумная логика не вызывает сомнений. По части повествования никаких проседаний или изобилия ненужных сцен, как это было после смерти Вааса в Far Cry 3 . Да и вообще, четвертой части удалось превзойти свою предшественницу по всем пунктам, подарив нам яркий динамичный геймплей с опьяняющей свободой действий. Far Cry 4 – если не лучшая игра уходящего года, то лучший шутер однозначно.

Автобусная экскурсия по гималайской глуши натыкается на блокпост, где стоят люди с автоматами и неограниченными полномочиями. Проверка документов, ясное дело, заканчивается пальбой по всему живому и взрывом автобуса. На огонек прилетает мужчина в малиновом костюме и с прической, которая одинаково подошла бы и парижскому сутенеру, и Кортни Лав. Эффектного блондина зовут Паган Мин, он — кровавый диктатор вымышленной страны Кират, куда главный герой Far Cry 4 Аджай Гейл прибыл с прахом своей матери. Упокоиться на родине — таким было ее предсмертное желание. Вроде как.

В мире животных

Системные требования

Win 7 64

Core i5-750 2.66GHz/Phenom II X4 955

GeForce GTX 460/Radeon HD 5850

4 GB RAM

30 GB HDD

Рекомендуемые требования

Win 7 64

Core i5-2500S 2.7GHz/FX-8350

GeForce GTX 680/Radeon R9 290X

8 GB RAM

30 GB HDD

Аджай — не просто хороший сын, чтящий последнюю волю мамы. Он еще и прямой потомок погибшего лидера революционной организации «Золотой путь», которая годами борется с режимом Пагана Мина. Ситуация осложняется тем, что у диктатора в свое время были отношения с матерью Аджая — именно поэтому Мин лично приветствует героя на своей земле и даже делает с ним сэлфи на фоне дымящихся покрышек и пригорающих трупов. Хипстерские повадки не мешают диктатору принимать жесткие кадровые решения: вот начальник блокпоста насмерть уволен за то, что переусердствовал в проверке документов. «Черт, теперь у меня кровь на ботинках», — досадует Мин, сгребая героя в свои объятья.

Far Cry 4 — это большая сказка о прелестях партизанской войны. Однако она может почти всерьез закончиться уже минуте на пятнадцатой: попробуйте никуда не уходить с праздничного пира, что закатил в вашу честь Паган Мин, и вас вознаградят секретной концовкой. Тех же, кто не любит душные церемонии, снаружи ждет сногсшибательно красивая природа и табуны всевозможной живности (которую, конечно, полагается пустить на кошельки и сумки). Разнообразие пейзажей ошеломляет. Только что ты скользил по реке вместе с лучами солнца и прятался за тяжелыми зелеными ветвями от подручных Мина, а вот уже ты поднимаешься в горы и встречаешь новых друзей из «Золотого пути», но вашему знакомству мешает ревущая снежная лавина…

Фундаментально Far Cry 4 ничем не отличается от — сюжетные миссии, как и прежде, разбавляются многочисленными побочными квестами, захват радиовышек проясняет новые участки карты, а зачистка блокпостов открывает новые задания и точки для быстрого перемещения. Однако доступная карта стала больше, плотность событий «на обочине» — выше. Отправляясь за сюжетным квестом, ты всякий раз даешь себе слово, что поедешь ровно до нужной точки, никуда не сворачивая. Но в Кирате нет прямых путей: тут словно весь мир только того и хочет, чтобы ты сошел с сюжетных рельс и убежал, к примеру, на охоту в горы или занялся перехватом грузовика с боеприпасами, который громыхнул по встречной. Сперва нужно догнать грузовик, расстрелять водителя из, скажем, сигнальной ракетницы (стрелять теперь можно прямо во время езды), а после усесться за руль и доехать до ближайшей базы «Золотого пути». Звучит просто, но лишь до того момента, пока на дорогу не выскочит носорог и не пойдет на твой драгоценный грузовик в лобовую.

Игра наверняка

Разменяв тропики на Гималаи, Far Cry не превратилась в тяжеловесную RPG — в охваченном революцией государстве нет места компромиссам и дипломатии, а сюжетная развилка влияет лишь на то, какой будет следующая миссия. Расстановка сил неизменна до самого финала, о глобальных последствиях наших действий для Кирата задумываться не приходится. Да и какие могут быть последствия у гражданской войны, кроме разочарования и катастрофы?

Far Cry 4 — всего лишь великолепный шутер-песочница, который аккуратно и грамотно развивает идеи предшественницы. Никаких экспериментов — это игра наверняка. Вдумчивая работа с деталями, огранка старых элементов и деликатное внедрение новых. Это заметно и по удобным мелочам — вроде того, как убитые тобой животные отмечаются на радаре, — и по новинкам вроде вражеских охотников, которые мало того что бьют из лука почти наповал, так еще и натравливают на Аджая зубастых хищников.

Ubisoft не стала покорять новые горизонты, прикинув, видимо, что освоение старых еще себя не исчерпало. В серии Far Cry давно работает то, что по-прежнему редко встретишь в других крупнобюджетных шутерах — вариативность. У конкурентов нельзя «сойти на обочину» — в одиночных кампаниях они по-прежнему предлагают игроку строго заданную последовательность эффектных сцен. А здесь ты при первой же возможности срываешься с сюжетной цепи и устраиваешь такой пикник на обочине, что обиженным не уходит никто: юным ниндзя достаются метательные ножи, диванным рэмбо — пулемет и взрывчатка, неторопливым снайперам — винтовка Драгунова. Любители театральных эффектов запустят в воздух огненные стрелы, а фанаты дикой природы подбросят врагам наживку и будут, хихикая, наблюдать за тем, как на запах сырого мяса примчится медведь и разорвет всех в клочья.

Одна тактика не исключает другую — они органично сплетаются, порой прямо во время боя, и в этом Far Cry 4 нет равных. Нажав на спусковой крючок, ты всякий раз запускаешь целую цепь событий с труднопредсказуемым финалом. Достаточно одного неосторожного движения с коктейлем Молотова — и вот уже ты, охваченный языками пламени, прыгаешь с обрыва навстречу спасительной воде. Где тебя ждут плотоядные рыбы.

Ход слоном

Согласно современной моде, каждое движение игрока как-нибудь вознаграждается — становится трудно поверить, что ты в нищей стране, когда спустя пару часов приключений деньги уже не помещаются в кошельке. Правда, деньги — не единственная валюта в Кирате. Помогая своим союзникам в спонтанным стычках с врагами и освобождая заложников, мы зарабатываем очки кармы, без которых Аджаю не прокачать некоторые умения. Самый главный скилл, впрочем, доступен почти сразу — героя можно подружить со слоном, чей могучий хобот так ловко бьет недругов оземь и отшвыривает автомобили!

Пока мы куражимся с многотонным союзником на очередном блокпосте, Паган Мин поет Аджаю серенады по рации и делится сокровенными фантазиями. Как, например, однажды в Кират заглянут Дэвид Бэкхем и Канье Уэст — к нему, Мину, на поклон, конечно. Диктатор — личность и впрямь незаурядная, но Ubisoft почему-то держит самого яркого персонажа игры преимущественно за кадром. Вообще, вместо охваченного огнем и страданием государства у авторов получился воздушно-сказочный мир, где кровавый диктатор — всего лишь способ развлечь игрока. Даже сцену пытки здесь превращают в комический скетч: у палача звонит мобильный, и он мило сообщает жене, что задерживается на работе с упрямым клиентом. Как дети, люблю-целую, увидимся дома.

Чтобы получить максимальное удовольствие от игры, желательно не обращать внимания на попытки Far Cry 4 быть чем-то большим, чем просто захватывающим аттракционом в умопомрачительных декорациях. Лучше сосредоточиться на сиюминутных вопросах: к примеру, удастся ли незаметно подкрасться к носорогу, прилепить к его заднице мину, а потом натравить его на вражеский блокпост и взорвать в тот момент, когда он будет крушить врагов внутри? Far Cry 4 не ограничивает нас в выборе средств, и за это ей хочется простить все — и рыхлый сюжет, и повторяющиеся придорожные сценки, и проблемы с управлением некоторых видов транспорта, и печальную закадровую судьбу Пагана Мина.

***

Да, рецепт Far Cry 4 незатейлив — это та же , только выше, быстрее, сильнее и безумнее. Ubisoft бросает нас наедине со странным миром, где, погнавшись за разноцветной курицей, можно утопить свой джип в реке, а выбравшись на берег, отхватить от носорога. После чего в психоделическом трипе нас приглашают посетить мифическую страну Шангри-ла — охотиться на демонов и дрессировать магического тигра. Было бы бессовестно требовать от Far Cry 4 большего, чем она и так дает — на каждом шагу, за каждым поворотом. Лично для меня решающим аргументом стал кооперативный режим, в котором товарищ может запросто ворваться к тебе в игру и помочь огнем и мечом. Что может быть лучше слона, марширующего к укрепленной крепости? Только когда таких слонов — два.

Статьи по теме: