Titan quest обзор игры. Дары с Олимпа – обзор Titan Quest: Anniversary Edition. Нас, без сомнения, ждут приключения

Творение Blizzard можно любить до потери сознания или яростно ненавидеть, но нельзя отрицать, что оно принесло своим создателям миллионы эль президенте, стало частью поп-культуры и по сей день собирает толпы людей на бесплатных серверах Battle.net. Кто не мечтает о такой судьбе?

Хождения по граблям

Казалось бы, простая идея: килограммы злобного «мяса», груда оружия и заклинаний, широкий ассортимент навыков, километры лугов, полей и темниц да аркадный ритм, не отягощенный глубоким сюжетом, задушевными беседами, хитрыми пазлами и всем прочим, что приходит на ум при слове «RPG». Сто тысяч кликов мышью — и золотой ключик ваш.

Iron Lore следовала формуле с комсомольским блеском в глазах, оставив эксперименты многочисленным конкурентам. Пусть другие гоняют игроков по огромной карте и травят ордами шустро плодящихся монстров (Sacred ), пичкают дешевой драматургией (Seal of Evil ), превращают в безучастного свидетеля триумфа AI-напарников над человеческим разумом (Dungeon Siege 2 ), портят впечатление туповатыми шутками («Магия крови ») и стращают уродливой графикой (миллиард китайско-корейских поделок). Осторожно ступая по телам дьяволических клонов и обходя садово-огородный инвентарь, Titan Quest оказалась почти идеальной калькой (и кое в чем переплюнула) именитого предка.

Diablo 2 отстала от прогресса еще за год до релиза. TQ стоит на передовой в сражении за cочные шейдеры, округлые тушки и жирный «бамп-мэппинг». На сегодня это, без преувеличения, одна из самых красивых CRPG и уж точно смазливое личико номер один в экшен-поджанре. С первых и до последних минут над землями Эллады, Египта и Поднебесной парит жар-птица с крыльями из долларовых бумажек. Арт-команда отработала зарплату сполна. Отличные модели и текстуры, плавная анимация, яркие, насыщенные мелочами пейзажи, великолепное освещение и честные тени делают картинку осязаемой.

Отвлекитесь на секунду от спасения мира от гнусных Титанов — раньше положенного срока они не проснутся, — постойте и оглянитесь вокруг. Взгляните на стадо вепрей, что пасется на пшеничном поле. Посмотрите на потрепанную погодой черепицу пагоды и насладитесь панорамой, открывающейся с Великой Китайской стены. Окунитесь в неспешный уклад жизни пустынного оазиса, презревшего, как и все поселения в Titan Quest , ночной сон ради нашего с вами удобства. Вдохните запах дыма от пылающей оливковой рощи и затхлую вонь гробниц фараонов. Вслушайтесь в умиротворяющий женский вокал, звучащий где-то на заднем плане. Это — погребальная песнь для ставшего совсем ненужным 2D.

Rated T for Tech

Как ни странно, на пиршестве технологий вы не почувствуете себя чужаком. Iron Lore учла ошибки коллег и решила не баловаться с камерой, подвесив ее высоко над землей и сохранив привычную изометрию. Ретроградство? Скорее, дань уважения, тем более что дизайнеры уровней потрудились на славу. За 35 часов прохождения мне ни разу не захотелось развернуть незримого оператора, будь то на поверхности или в темницах. И хотя к услугам желающих есть «зум», я пользовался им разве что для съемки сочных скриншотов.

А зрелищных сценок — уйма. Словно компенсируя дефицит крови и расчлененки, закопанных поглубже во имя возрастного рейтинга «Teen», создатели Titan Quest обратились к физическому движку PhysX SDK. В Diablo мы судили о мощности критического удара по фонтанам и лужам кетчупа; теперь же провожаем взглядом разлетающиеся по сторонам трупы. Замена неполноценная, но приятная, особенно когда в бой вступают хрупкие скелеты и терракотовые воины — уж очень лихо наш аватар разносит их на куски.

Законы Ньютона чтит и выпадающее из противников барахло. Кстати, присмотревшись, можно заметить, что они обычно роняют то, что носят или держат в руках. Не считая, конечно, мешочков со звонкой монетой. Традиция, черт подери!

Addictive

Кто-то наверняка убивается из-за отсутствия томатного соуса. Зря. Во-первых, на диске лежит комплект инструментов для модостроителей, от распаковщика архивов и до компилятора квестов; вдруг какой-нибудь самоучка вернет алую жидкость на ее исконное место? Во-вторых, и в нынешнем виде Titan Quest цепляет с той же силой, что продукция Blizzard, тетрис или вездесущая Zuma . Главное — соблюдать дозировку.

Iron Lore осознала суть замысла Diablo : мало сделать процесс истребления гадов простым и понятным всякой домохозяйке, его надо умело подать к столу. Не «зачистка» заставляет нас откладывать сон «еще на полчасика» и прорубаться через толпы злодеев к очередному «сейву»-фонтану, а радость от взросления нашего протеже. Заглянули к торговцу и купили изрыгающий молнии меч — миниатюрный праздник. Расправившись с отрядом бронированных крокодилов, обнаружили уникальный щит с добрым десятком полезных свойств — повод для сабантуя. Собрали пять фрагментов талисмана из демонической крови, приклеили его навеки к любимому кольцу и получили кислотный бонус к урону — здорово. Дожили до «левел-апа», раскидали три очка по умениям, еще два вложили в базовые атрибуты и стали чуточку сильнее.

Остальное — розочки на торте. Сделав три огромных «бесшовных» района — по одному на каждый из актов, — авторы удержались от соблазна превратить приключение в утомительный променад по тысячу раз хоженным тропкам. Сценарий ведет строго вперед и только изредка просит возвратиться в уже пройденный город для разговора с ключевым NPC. Сущая ерунда, ведь town portal доступен в любой момент по нажатию клавиши «L». Побочные квесты, тяготеющие, как и надлежит в D-клонах, к «уничтожь-принеси», — и те не задерживают героя в пути. Свернул с основной дороги, выполнил поручение, схватил награду, отправился дальше.

Даже смерть, само по себе редкое событие, не огорчает. Отсыпьте старухе с косой толику опыта, возродитесь у одного из многочисленных целебных ключей и смело шагайте навстречу опасностям. Тем, кого печалит такая потеря, советую перезапустить игру с точки последнего сохранения, и пустующие зоны вновь заполнит зверье. Все в точности по заветам рогатого демона, хотя кое-где имитаторы перестарались; оружие и доспехи вечны, а генератор псевдослучайных чисел отвечает лишь за содержимое сундуков и расстановку негодяев. Впрочем, это дело вкуса. Секретарши довольны, «хардкорщики» лютуют.

Нечто свое

Привыкать приходится и к ролевой системе, вылепленной из вполне домашнего теста. Первичных, т.е., изменяемых напрямую, параметров пять: здоровье, мана, сила, ловкость, интеллект. На прочие (10 видов сопротивляемости, attack rating, defense rating, скорость бега, атаки и произнесения спеллов, стойкость брони и т. д.) мы влияем косвенно — колдовством или зачарованными вещами. Знакомая картина, однако на смену классам пришли 8 архетипов, 4 боевых (warfare, defense, hunting, rogue) и 4 магических (storm, earth, nature, spirit).

Тут-то и спрятан сюрприз: нам разрешают взять две профессии сразу. Баллов для «прокачки» умений от этого больше не станет, так что лучше определиться заранее, какая стезя вам по душе, чудо-гибрид вроде некроманта, шныряющего по лесам с охотничьим луком под мышкой, или «чистый» властелин мертвых.

Любопытно, что количество трюков в обоих вариантах будет приблизительно равным. Вместо «древа наук» TQ применяет «дорожки»: mastery (она задает максимальную планку развития) и полдюжины независимых колонок с пассивными и активными навыками, у каждого из которых по несколько степеней «крутизны». Таким образом, мы сами выбираем или суперприемы на все случаи, или забитую до отказа полоску «горячих» кнопок — кому что выгоднее.

Трогательная забота о нервных клетках неопытных граждан заметна и здесь: красная плашка «Undo» спасает от глупых ошибок, а чародеи-коммерсанты предлагают «downgrade» за растущую в геометрической прогрессии мзду. Дорого и удобно. Вообще с комфортом у Iron Lore по большей части порядок. Информационные таблички и меню лежат под рукой, мини-карта подсвечивает интересные локации, рюкзак освоит автосортировку после первого патча. Жаль, нет сундука для хранения полезного, но не нужного прямо сейчас добра, ведь порой и трех заплечных мешков не хватает. Не помешал бы и аналог Horadric Cube — слишком примитивна затея с поиском талисманов. В конце концов, коли уж подсмотрели префиксы-суффиксы для названий предметов…

Battle — net

Правда, эти проблемы — не страшнее комариных укусов на фоне черной дыры по имени «мультиплеер». Кандидатов в виноватые много: лень-матушка, беспощадный цейтнот, боязливый издатель, не захотевший соперничать с Battle.net и MMORPG. Что в итоге? «Лэддера», PvP и мотивации, до сих пор заставляющей народ закликивать уродцев в надежде хоть ненадолго стать первой «соркой» в Европе, нет. Их заменяет кишащий недоработками «кооператив» по локальной сети и, извините, GameSpy. «Зато нам аддон прикрутить — раз плюнуть», — уверяет продюсер.

Последует ли «добавка» — вопрос к отделу продаж THQ. И все-таки, упустив шанс вырасти в настоящего титана, Titan Quest кое-чего добилась. Отныне она — эталон качества, от которого должны отталкиваться будущие претенденты на звание Идеального Клона. Падать ниже — смерти подобно.

P.S. : Технические проблемы, в частности, вылеты в Windows, в большинстве случаев являются признаком пиратской копии. Куда реже встречается несовместимость защиты SecuROM с некоторыми моделями приводов. Игра работает, но кое-где все равно «падает». К слову, русская версия от «Буки», скорее всего, будет защищена с помощью StarForce.

Титаны - предшественники богов - заключенные в Тартаре, бежали из мест "не столь отдаленных" и принялись за разрушение мира. В этой RPG-игре предстоит вести непрерывные сражения с посланниками зла на огромной единой территории, включающей исторические места Греции, Египта, Китая и используя арсенал достойный армии.

Геймплей

Расположение ключевых персонажей не меняется от раза к разу, т.е. квесты заранее прописаны и игрок выбирает лишь последовательность их выполнения. Сразу открыта довольно большая карта, а вот некоторые ее сегменты открываются только после выполнения квестов или общения с ключевой персоной. После успешного выполнения задачи присуждается заранее оговоренная награда золотом и драгоценный опыт, который можно потратить на развитие персонажа. Опыт накапливается и просто во время игры - тонкая зеленая полоска внизу экрана. Во время выполнения квестов на пути встречаются различные сооружения, как, например, колодцы с водой, которые в случае гибели служат местом respawn"а. Кстати, после гибели персонажа и его повторного появления монстры в пройденных локациях остаются в том же живом/мертвом состоянии, в которое были приведены игроком ранее.

Для ориентировки на местности служит карта с различными цветными указателями на примечательных персонажей, особые места и сооружения. Миниатюрная карта находится в правом верхнему углу экрана, а интерфейсную часть игры составляет традиционный набор меню для экипировки персонажа, развития его способностей, чтения заданий и т.п. Все они вызываются нажатием на иконки в правом нижнему углу. На местности также встречаются сундуки, внутри которых попадаются очень полезные вещи. Сундук обычно поблескивает и "старается", чтобы его заметили. Также поблескивают и некоторые выпавшие из сундука или упавшие с поверженного врага предметы, если они представляют особую ценность.

Герой и развитие

В игре имеется система классов для развития способностей персонажа. Изначально предстоит выбрать базовое направление, а затем уже совершенствовать отдельные навыки в его рамках. В демо-версии доступно 3 таких направления/школы (Earth, Hunting, Warfare), первое из которых ориентировано на использование элемента Земля и в основном связано с применением огня, второе на развитие навыков охоты с луком и копьем, а третье - превращение героя в бога войны - классического вояку. В полной версии направлений будет 8 и каждое по-своему "прекрасно". Вкратце: Storm (герой Stormcaller) - используется и развивается магия сил природы - ветра и грозы, Defense (герой Defender) - школа развития оборонительных навыков, Nature (герой Wanderer) - использование сил природы и лесов, Spirit (герой Theurgist) - развивает всевозможные умения отбора жизненных сил на духовном уровне, Rogue (герой Rogue) - особые способности предназначаются для поединков.

Если в самом начале игры (или демо-версии) четко ощущается относительное равновесие в поединках с одиночными врагами и смертельная опасность в боях с "толпами", то при открытии первых же способностей ситуация меняется коренным образом. Рациональное развитие и применение новых навыков может поставить героя значительно выше оппонентов. Заработав очки опыта Skill Points по мере выполнения заданий, их можно распределять либо на общее развитие в школе, что открывает доступ к новым способностям, либо на отдельные способности на доступных уровнях развития. Развитие отдельной способности также происходит постепенно и ограничено максимальным уровнем - чем ближе к максимуму, тем больший эффект имеет применяемый навык. Например, в школе Warfare есть "боевой рог", звук которого парализует врагов - чем сильнее развит этот навык, тем больше радиус поражения звука рога и время, в течение которого враги парализованы. Вызов вновь обретенной способности может быть установлен на правую клавишу мыши. Для этого навыки в виде иконок помещаются в один из quick slot в левой нижней части окна (правым кликом), а затем нажатиями "вверх" и "вниз" на правую кнопку - соответствующая иконка появляется в небольшом окне по центру экрана. Остальные способности в quick slot"ах вызываются нажатиями на соответствующие их номерам цифровые клавиши. Также предусмотрена возможность быстрой смены оружия. Для этого в окне экипировки героя нужно сформировать 2 комплекта оружия (номер комплекта выбирается нажатием на римскую цифру I или II). Кстати, переключение между комплектами в ходе игры по нажатию кнопки W или зеленой стрелки внизу экрана приведет и к смене функции правой кнопки мыши. Еще одной возможностью является стрельба с места - зажимая shift можно, например, стрелять из лука по врагу, не подходя к нему - без shift герой автоматически подходит на некое не всегда оправданное расстояние. Зачастую дистанция больше той, которую выбрал бы сам герой, позволяет не спугнуть противника, выиграть время и вообще обойтись без столкновения.

На фоне огромных возможностей, открываемых приобретаемыми навыками, роль оружия быстро отходит на второй план, хотя для многих способностей именно оружие служит основой. В демо-версии десятки наименований "колюще/режущего" оружия, набор луков, амулетов, магических посохов и боевой экипировки - это только начало. Из врагов "выпадают" уникальные вещи, которые удается примерить на себя, но их не купишь ни в одной "комиссионке" т.е. у торговца. Ограничения для использования тех или иных видов оружия/экипировки накладываются уровнями развития Strength/Intelligence/Dexterity, которые также можно наращивать.

Враги

Вражеские особи довольно разнообразны даже в рамках демо. Условно их можно разделить на летающих и нелетающих, по летающим чуть сложнее попасть. На фоне ворон, скелетов, кабанов и просто отвратительных тварей всегда выделяются более крупные - это, говоря приставочным языком, боссы. Разборка с таким персонажем может стоить жизни, поэтому подготовиться к ней нужно со всей серьезностью. Есть промежуточные мини-боссы - обычная тварь, но наделенная некой силой, например обычный скелет, но в бронежилете. Особенности боя с тем или иным врагом познаются на практике, но с большинством все-таки лучше разобраться на расстоянии - некоторые даже не догадаются приблизиться. Особый же интерес и опасность представляют боссы. В демо-версии предстоит столкнуться с несколькими из них, включая здоровенного кентавра. На такой бой нужно идти с большим запасом красных бутылочек (пополнение жизни) и подготовленными путями к отступлению.

Локации

Перемещения по игровому миру происходят непрерывно, т.е. не заметны "подгрузки" частей карты. Хотя владельцы не очень мощных компьютеров наверняка уловят эти моменты (особенно при входе в подземелья), но целостность игровой площади налицо. Игровой мир изображен и обставлен разнообразно, здесь нет надоедающего однообразия: низины, равнины, возвышенности, там дом горит, там мосты, там дорога вытоптана так, а там иначе - запутаться и главное заскучать почти невозможно. К слову, в городах есть порталы - портал появится на карте, когда будет обнаружен героем. У игрока есть возможность создавать собственные "входы" в любом месте карты и перемещаться в город незамедлительно. Условно вся карта разбита на зоны. Все зоны имеют свое название, которое высвечивается при пересечении ее границы между двумя загорающимися столбами.

Последнюю неделю перед сдачей номера в редакции «Игромании» творилось нечто страшное. В коридорах регулярно начинались разборки и выяснения отношений, дело чуть не дошло до рукоприкладства. А виной всему стала одна маленькая невзрачная коробочка, за обладание которой каждый готов был отдать руку, ногу, тринадцатую зарплату и полное собрание сочинений Азимова. На коробочке небрежным почерком уставшего PR-менеджера намалевано было всего два слова: Titan Quest .

Да-да, тот самый, о котором мы писали полгода назад. Тот самый, ради которого Александр Кузьменко проделал длинный путь в Грецию. А потом, вернувшись с горящими глазами, за считанные часы на одном дыхании написал аж четыре страницы текста. Но после того как полная версия Titan Quest была установлена в самом дальнем углу офиса, даже штатной уборщице стало понятно, что это за игра.

Забег по сборнику мифов

«Ваши боги не помогут вам » - этими словами заканчивается красивый вступительный ролик, и мы попадаем в меню создания персонажа. Здесь все на удивление просто, если не сказать примитивно - выбираем пол своего протеже, обзываем его каким-нибудь дурацким именем и выпускаем на волю.

Первое впечатление - вот это красота! Второе - вот это тормоза! Если вы собирались делать апгрейд компьютера, да все откладывали этот момент до прихода «такой игры, ради которой я пойду на все » (поклонники TES4: Oblivion могут спать спокойно, у них уже все есть) - вот он, тот самый момент. Поверьте, вы не пожалеете. При максимальном приближении камера дает воистину феерическую картину: отточенная до последнего пикселя моделька персонажа, просто стоящая по колено в колышущемся море каких-то злаковых на ближайшем крестьянском поле, - это натуральное произведение искусства. А уж когда эта пиксель-шейдерная красотка замахивается мечом или эффектным жестом посылает во вражеские фейсы и прочие части тела молнии и файерболы, есть шанс умереть от восторга в нашей суровой реальности, а заодно и в игре (сатиры лишены чувства прекрасного - пока вы занимаетесь самолюбованием, окружат и забодают).

Оторвав (невероятным усилием воли) взгляд от окружающих красот, попробуем сообразить - зачем мы вообще тут находимся? А все просто - вообще-то нам надлежит спасти древний мир от еще более древних титанов, для чего мы сначала пробежимся по Греции (в программе тура - Хелос, Спарта, Дельфы, Афины и др.), слегка сократим численность армии монстров, вычистим катакомбы Парфенона; сплаваем на остров Кноссос, а там в лабиринте Минотавров зарежем главного злодея и отберем у него некий весьма ценный артефакт. Все? Ни в коем разе, это лишь присказка, далее нас со всем возможным комфортом проведут по древнему Египту и Китаю: экскурсии по Великой Китайской Стене и прочим садам Семирамиды входят в обязательную часть программы. Забеги в другие интересные места - сугубо по желанию трудящихся. Ах да, мир ведь надо спасти еще... ну, куда ж без этого.

Кстати, слово «комфорт» мы упомянули отнюдь не просто так. В игре настолько эргономично увязаны все возможные элементы геймплея, что от нее в буквальном смысле невозможно оторваться. Здесь удивительно четко сбалансирована общая сложность - вот только что мы бездумно резали толпы монстров своего неказистого восьмого уровня, одним небрежным пинком эффектно расшвыривали любую кучу нападающих, чувствовали себя непобедимым героем и начинали слегка скучать - и вдруг на мосту на полном скаку врезаемся в циклопа, под картинкой которого скромно так подмигивает циферка 16. Отступать? Поздно, батенька, скрипт, запускающий воинов у моста, уже заработал. Вальяжная поза забыта, мышь зажата во вспотевшей ладони, главный герой носится как очумевшая оса, стараясь не попасть под удар, и выжимает из себя все возможное и невозможное. Этого, впрочем, оказывается недостаточно - и вот уже приходится злоупотреблять бутылками лечения и энергии... черт, черт, черт - совершенно забыла о том, что надо было сохраниться!

Впрочем, ничего страшного и не произошло. Смерть отнимает у нашего альтер эго некоторую толику честно заработанного опыта и откидывает его к ближайшему колодцу - по мере прохождения игры вы будете открывать их каждые пять минут. Кстати, слот для сохранений у игры в лучших традициях Diablo всего один, и при загрузке вы появитесь у ближайшего колодца. За одним исключением - если вы умерли, возродились у колодца и помчались обратно, недобитый циклоп так и будет гулять с жалким огрызком красной полоски жизни над головой. А вот если вас угораздит загрузить сохраненную игру, будьте любезны начинать танцы с бубном заново, то есть опять зачищать территорию и с нуля повторять встречу с боссом. А они здесь ой как умеют удивлять - особенно тех, кто увлекается древней мифологией. Убьешь, бывает, очередного редиску - а имя-то знакомое, пусть и смутно. Таки не зря Брайан Салливан столько лет делал Age of Empires и Age Mythology , ой не зря.

За бедного ослика замолвите слово

В этом месте нам бы очень хотелось сказать отдельное «спасибо!» за пару-тройку ездовых осликов «как в Dungeon Siege », но, увы, зверюшек не пригласили. А меж тем вещи сыплются из монстров просто в неприличных объемах. Если вас атаковал лучник, из его рук с вероятностью под сто процентов выпадет лук, а с тела - части легкой брони или какое-нибудь колечко «плюс ловкость ». Воин оставит на поле боя меч и тяжелый доспех, маг - посох и амулет «плюс интеллект ». Торговцы, как ни печально, птица довольно редкая, и абы где не пасутся, предпочитая населенные пункты, - хотя есть и такие экземпляры, которых еще надо поискать в особо потаенных уголках. Но обычно искать их приходится так долго, что успеешь пять раз забить инвентарь под завязку и столько же раз совершить милую прогулку до города и обратно. В конце концов, начинаешь фыркать и, зажав клавишу Alt, вдумчиво выбирать, что же из валяющегося на земле стоит взять, а что пусть так и гниет себе потихоньку. Инвентарь по ходу игры постепенно расширяется - например, за выполнение квеста могут подсунуть в качестве награды дополнительную сумочку, но места все равно хватает в лучшем случае на полчаса активных боев.

В принципе, терзающую ум и сердце проблему «как утащить с поля боя все, что тут валяется» позволяется решить простым и оригинальным способом - воспользовавшись телепортом. В каждом городе есть свой стационарный портал, который можно активировать, просто встав на него. Забравшись в неизведанные дебри очередной локации (а разгуляться здесь очень даже есть где, особенно если не ставить себе цель бешеным галопом промчаться до финала), жмем на нужную кнопочку, и перед нами возникает маленький телепорт, доставляющий героя в любой доступный город. Но, что самое приятное, этот портал двусторонний, так что, избавившись от лишнего хлама, прыгаем обратно - и вот мы снова на том же месте. Можно подобрать оставшиеся трофеи.

Вещи в игре рассортированы по цвету. Серые - хлам, белые - стандартное вооружение, зеленые и желтые - добавляют 2-3 параметра (очки здоровья, энергии, скорость восстановления параметров, ловкость, силу и пр.), синие - отличные вещи с целым ворохом бонусов, обычно выпадают из боссов или добываются в подземельях. Кстати, даже в самой мелкой пещерке с ерундовой охраной можно найти замечательное оружие или броню - например, мой пиромансер почти треть игры прошел с синим посохом, найденным в первые полчаса игры.

Но и это еще не все. В игре есть сетовые вещи, но собрать сет смогут только самые внимательные и терпеливые. Почти любой предмет можно улучшить. Ингредиенты выпадают обычно из всяческих птичек, кабанов и прочей живности. Никаких особых умений и навыков не нужно: просто применяем невзрачный обрывок к броне - и вот защита от холода повышена на 5% (сила повышена на 4 пункта, скорость регенерации поднялась на 10%, все варианты не перечесть). На каждом ингредиенте заботливо подписано, на какой именно предмет экипировки его можно налепить и что нам это даст. А вот вытащить обратно, увы, уже не выйдет - так что подходите к делу с умом.

В игре можно носить сразу два основных оружия, которые меняются нажатием одной клавиши (монстр далеко - стреляем из лука, подбежал поближе - достаем меч). Оба оружия хоть и считаются экипированными, но дают бонусы только в том случае, если ваш персонаж в данный момент держит их в руках (пока вы стреляете из лука, который дает +10 ловкости, у персонажа повышена ловкость; как только вы вынимаете из ножен меч, дающий +5 силы, бонус ловкости пропадает, зато повышается сила). Браво, ребята. Но манчкины плачут горькими слезами.

Игра, которая изменила мир

Вы будете смеяться, но название этой главы намекает вовсе не на Titan Quest. На что же тогда? Приглядитесь внимательно к графе «похожесть» - там неспроста стоит столь нежно любимая нами онлайн-RPG World of Warcraft . Когда разговор подходит к описанию интерфейса Titan Quest, хочется просто пожать плечами и спросить - вы видели WoW? Тогда вы и так все знаете. Ну, Diablo-то вы точно видели? Тоже очень похоже. Все равно хотите подробностей? Пожалуйста.

Горячие клавиши нарисованы, анимированы и действуют точно как в WoW. Забиваем под кнопки 1-9 доступные нам умения/заклинания и пользуемся в свое удовольствие. Стандартный алгоритм - закликай всех мышкой насмерть. Внизу экрана - полоска набора опыта. В правом углу - мини-карта с пометками. В левом - портрет персонажа и членов его группы. Вызов глобальной карты - M, квестов - Q. Бутылки на панели. Здесь все настолько удобно, экономно и не требует никаких усилий и извращенной возни с клавиатурой, что в первый момент становится даже не по себе. А вдруг есть какие-то суперхитрые возможности, которые я не использую просто потому, что не вижу? Нет их! И список функциональных клавиш не вызывает немедленного желания пойти и немедленно разбить голову об стену. Все действительно просто - и поэтому гениально.

А теперь, наконец, взглянем на героя повнимательнее... и обнаружим, что длинные ослиные уши WoW торчат и здесь, правда, с некоторыми купюрами и поправками. У персонажа пять начальных атрибутов - здоровье, энергия, интеллект, сила, ловкость. Каждый из них можно повышать в зависимости от выбранного стиля игры и класса.

Класс, кстати, формируется не при создании персонажа, а по ходу игры. Получив заслуженный левел-ап, мы выбираем, на чем будет специализироваться наш герой. В Titan Quest представлено восемь разных путей развития персонажа, из которых мы можем одновременно взять только два. Если вам по душе тяжело вооруженный воин, крушащий всех направо и налево и щеголяющий в непробиваемых доспехах, - хватайте воинское мастерство и защиту. Если желаете метать молнии и огненные шары и одним щелчком пальцев устраивать локальный армагеддон - станьте адептом стихий огня и воздуха. Хотите создать какой-то совершенно уникальный гибрид, чтобы он умел вызывать животных и стрелял из лука не хуже Робин Гуда? Попробуйте, поищите комбинацию - вполне возможно, что и это можно устроить.

Дерево развития каждого скилла - это отдельная лебединая песня. От количества представленных к изучению заклинаний и способностей моментально начинает рябить в глазах. Вкладываем несколько очков в общее развитие навыка - и после этого нам становятся доступны более высокие уровни. Каждому изученному заклинанию или удару можно накинуть баллов, повышая его убойную силу до неприличных размеров. В принципе, вы вольны пройти всю игру, вкладывая очки в заклинания самого начального уровня, - например, прокачанный до 15 уровня огненный элементаль - это уже не пушечное мясо, дохнущее от пары вражеских стрел, а вполне себе серьезный напарник, который может самостоятельно разобраться с десятком монстров, пока вы заняты сбором и сортировкой трофеев с предыдущей битвы.

В игре реализованы не только атакующие, но и защитные заклинания - и мы бы крайне не рекомендовали упускать их из внимания. Например, пиромансер умеет окружать себя кольцом огня, которое ранит всех противников, оказавшихся вблизи. Вложив максимальное количество очков в эту способность, на выходе мы получим персонажа, способного за считанные секунды превращать толпы врагов в аккуратные кучки пепла.

А теперь самое приятное - все навыки в выбранных двух путях развития можно переучить, для этого достаточно найти в любом крупном городе специального NPC - мистика. Выбранную ветку развития поменять нельзя, зато можно попробовать изменить баланс прокачки заклинаний. Правда, за свои услуги мистик потребует с вас некую мзду, растущую с каждым сброшенным очком. Но, как вы уже должны были понять, деньги в этой игре - не проблема. Кентавры, гарпии, сатиры, ихтиандры, автоматоны, менады, терракотовые воины и прочие обитатели этого прекраснейшего из миров носят на себе не только массу всяческой брони и оружия, но и немалые суммы денег. А количество сундуков, шкатулочек, заначек и тайников с вещами (и деньгами) просто зашкаливает. И это мы еще не упомянули про квесты, за выполнение которых не только дарят ценные вещи, опыт и дополнительные очки умений, но и щедрой рукою отсыпают четырехзначные суммы.

* * *

А Blizzard тем временем все пишет и перечеркивает сюжет несчастной третьей Diablo. Все набирает, распускает и набирает заново штат программистов, аниматоров и прочих специалистов один другого умнее и знаменитее. Все огрызается на попытки любопытствующих хоть краем глаза сквозь замочную скважину усмотреть хоть какие-то подробности и урвать пару пикселей любой картинки, мало-мальски похожей на скриншот... Но теперь нас это уже почти не волнует. На ближайшие месяцы занятие у нас уже есть - изучить до последнего миллиметра игру, которая абсолютно неожиданно стала без пяти минут новым Diablo, и совсем чуть-чуть подождать, пока мистер Салливан сотоварищи доделают и выпустят редактор (а может, и аддон).

P.S. Данная рецензия писалась по пресс-версии игры, любезно предоставленной нам компанией «Бука ». На момент сдачи журнала Titan Quest уже отправился в печать и должен появиться на прилавках 26 июня 2006 года - то есть почти одновременно с этим номером «Игромании».

Реиграбельность - да

Классный сюжет - да

Оригинальность - нет

Легко освоить - да

Оправданность ожиданий: 90%

Геймплей: 9

Графика: 9

Звук и музыка: 9

Интерфейс и управление: 10

Дождались? Настоящий наследник Diablo в мифологическом сеттинге - тот самый редкий случай, когда результат оправдывает все ожидания.

Награды : «Выбор редакции»

Можно запросто назвать одной из самых живучих игр. В то время как многие отличные современники, вышедшие в 2006 году, были давно забыты, она продолжает появляться на всех игровых платформах. В этом смысле она как , только её порт почти гарантированно намного хуже.

Да, со своего выхода Titan Quest успела побывать почти везде, и не так давно неудачно попыталась запуститься на PS4 и Xbox One. После того, как её порт там вызвал бурю негодования, мы почти не сомневались, что версию для Switch не ждёт ничего хорошего.

Действия Titan Quest разворачиваются в древней Греции, на землях Египта и Китая. Древние Титаны освободились из заточения и отправляются уничтожать человечество. Наша задача – их остановить.

Героя, которому предстоит разбираться с ордами мифических гадов, мы создаём сами, выбирая имя, пол и цвет. Начиная в деревне Гелос, мы отправляемся в путь, получая апгрейды и выбирая наши умения. По мере игры мы выбираем мастерство; всего их может быть два.

К сожалению, не каждый класс и не каждое мастерство хорошо сбалансированы. В игре определённо есть упор на определённый класс. Так, если выбрать пироманта, то легко стать практически непобедимым. Это не баг – просто особенность.

Игре 2006 года я могу простить устаревшую графику или механики, но баги? Это мне понять сложно – уж сколько времени-то было на то, чтобы всё исправить. Но новый порт появился с новыми болячками: враги застревают, объекты не реагируют, броня живёт своей независимой жизнью, а текст появляется невероятно медленно. И всё это – несмотря на «бесчисленные патчи», на которые ссылается студия.

Titan Quest всегда называли если не клоном Diablo, то её близким родственником, в связи с чем кому-то она может «зайти» больше, чем мне. Любители формулы диабло простят и жуткий гринд, и однообразие, но остальным тут делать попросту нечего. Боевая система здесь предельно рудиментарна: слабо верится, что это изначально тайтл на ПК, а не на мобильные устройства. Сами посудите: всё, что мы делаем во время сражений, это зажимаем кнопку Y. Соперник выбирается сам, а бой происходит сам по себе. Мы упоминали нечто подобное у , но там требуется гораздо больше внимания и умения, чем здесь.

Возможно, Titan Quest просто не подходит консоли, чей экран слишком мал для игровой карты, где всё кажется мелковатым и еле различимым. Играть на телевизоре гораздо приятней: наконец хотя бы видишь эффект ремастера. Тут и качественные текстуры, и просто детали брони и персонажей. В целом, игра выглядит неплохо, особенно учитывая её возраст.

Хочется отметить важнейшую для консоли возможность играть вместе в режиме разделённого экрана. Есть и онлайн-мультиплеер, но вот насколько вам повезёт найти других игроков, я не представляю. Увы, интерфейс всё ещё остаётся сырым, а управление – неточным. Меню инвентаря слишком маленькое и непонятное, и даже с Pro Controller случайных нажатий избежать не получится.

Titan Quest еще десять лет назад добилась своего места на священной вершине, где сидят исключительно лучшие игры. Вывалившись невесть откуда, как и все остальные «убийцы Diablo», она никого, конечно, не убила, но вальяжно подвинула непоколебимую любимицу Blizzard и стала альтернативным эталоном ARPG. На полном праве, стоит сказать.

Впрочем, один недостаток у нее все же был. Ахиллесова пята славного творения, глиняная основа величественного колосса и все остальные метафоры из древнегреческого эпоса. Один гигантский промах, ради исправления которого и .

Да, теперь вступительный ролик можно пропускать при первом запуске игры. Спасибо за внимание.

Если же серьезно, много разглагольствовать о Titan Quest смысла нет. Никто и ни за что не поверит, что с 2006 года вы ни разу про нее не слышали и не знаете, что это игра про мифического героя, переживающего на себе сборник античных легенд Греции, Египта и восточных народностей. Нет? Эх, неисправимые…

Ну, в общем-то, теперь знаете. Путешествие начинается с конфликта поколений: некогда могущественные титаны, ущемленные некстген-богами с Олимпа, пытаются вернуть себе былую власть. Они обрывают связь нынешнего пантеона с миром смертных и обрушивают на последний орды чудовищ, чтобы самоутвердиться и подготовить землю к своему приходу. И как это обычно случалось в Древней Греции, дать отпор наглецам может только один человек. Человек, который первые 40 минут игры бегает с одним ржавым кинжалом, потому что меркантильные торгаши даже перед лицом Апокалипсиса не уступят ни монеты.

Поскольку жанровая аббревиатура ARPG примерно расшифровывается как «симулятор активного игнорирования сюжетной линии», на этом знакомство с историей можно закончить. Titan Quest со знанием дела использует мировую мифологию, тут и там задействует надлежащие образы и с радостью распыляется на долгие и пафосные монологи, но сражения с монстрами ставит гораздо, гораздо выше осмысления происходящего. Все здешние проблемы сводятся к демографическому взрыву среди агрессивного бестиария и решаются при помощи насилия. Удачное совпадение, не находите?

Сеттинг, однако, напрямую влияет на получаемое удовольствие. Традиционная система закликивания противников не меняется вообще (да и что в нее можно добавить?), зато благодаря необычному дизайну местности и ее населения проводить знакомые манипуляции все так же увлекательно. Ни тебе осточертевших орков с гоблинами, ни абстрактного фэнтези – лишь легендарные пейзажи, чудеса света и разгуливающие по округе циклопы с гарпиями. Все это смотрится свежо и в то же время пробуждает незаслуженно забытую любовь к мифологии, привитую детскими энциклопедиями. Словно старые добрые друзья вернулись, только теперь их можно душевно отлупить.

Самым наблюдательным предлагаем найти на скриншоте камео нашего главного редактора.

Сокращая популяцию сатиров, зомби, ходячих статуй и богов с заниженной самооценкой, наш герой периодически испускает характерный сноп спецэффектов. Это означает, что он стал сильнее и готов к самому интересному и самобытному аспекту игры – прокачке умений.

В отличие от той же Diablo, класс персонажа тут не определяется при его создании, а формируется из двух специализаций в процессе. Скажем, «чистый» воин к восьмому уровню может стать боевым магом, убийцей или завоевателем в зависимости от того, выбрал ли он ветку огня, охоты или защиты соответственно. Точно таким же образом из заурядного колдуна получается чернокнижник, оракул, иллюзионист, а то и вовсе какой-нибудь друид или призыватель. Всего комбинаций свыше тридцати, и каждая профессия находится в идеальном балансе с остальными.

Нужно ли говорить, насколько это углубляет стандартную механику. Даже если оставить за скобками повторные прохождения, к которым склонны далеко не все, Titan Quest дает наибольшую свободу в персонализации игрового стиля. Она позволяет выстроить ровно такой билд, какой тебе хочется, и не замыкает в пределах одного-единственного класса на десятки часов.

Пускай во многом Iron Lore повторили знакомую формулу, сочетание антуража и гибкой ролевой системы выстрелило сильнее ожидаемого. В отличие от самой студии, ее творение все еще живет – поэтому совсем не удивительно, что к круглой дате игру облагородили и перевыпустили для нынешней аудитории.

Anniversary Edition выполняет самую стандартную программу любого ремастера, и не то чтобы это плохо. По большому счету для успешной реанимации Titan Quest нужно было, не считая упомянутого в начале ролика, разве что перенести на Steamworks-рельсы и адаптировать под современные разрешения, так что получили мы даже слишком много.

Важнее всего то, что оригинальную игру скрестили с массивным дополнением Immortal Throne. Следовательно, целый вагон нововведений, включая новое ремесло, сортировку инвентаря и хранилища, доступны с самого начала. Да и кампания теперь ощущается как единое эпическое приключение без швов и резких переходов, если не считать таковым внезапное повышение сложности четвертого акта – в конце концов, это же постгейм-контент.

Среди прочего, THQ Nordic внесли правки баланса, которые интересны и заметны только редакторам тематических вики-страниц, добавили достижения – весьма убойные, кстати, – коллекционные карточки и, ух, поддержку Steam Workshop. Мы и знать не знали, что игра все эти годы продолжала обрастать фанатскими модами, а теперь мало того что собраны они в одном месте, так еще и ставятся одним кликом. Как оказалось, среди бесполезных добавок с ветками навыков и локациями есть и настоящие жемчужины вроде замены модели игрока на кабана.

О стабильности работы переиздания трехэтажными конструкциями рассказывают пользователи в Steam, и мы с ними категорически не согласны. Черт его знает, каких богов нужно было разгневать, чтобы игра и вправду ежечасно крашилась и отказывалась присоединяться к серверам, как у авторов отрицательных обзоров. Единственный вылет, с которым мы столкнулись за 35 часов стабильного кооператива, случился при предложении обмена, но это, очевидно, для поддержания историчности. Всем известно, что древние греки обменивались вещами, швыряя их на землю – так быстрее и практичнее.

Если уж говорить о том, что стоило сделать лучше, то режиму совместной игры не помешала бы точечная подтяжка. Кооператив хоть и отличный, но в вопросах комфорта возраст определенно проглядывает. К примеру, без возможности отправить описание найденной диковинки в чат, как это делается во всех нынешних RPG, уже никуда, как и без окна статистики напарника. Привыкнуть к отсутствию таких мелочей можно, однако после той же Grim Dawn, где все то же самое, только с удобствами, старомодность Titan Quest противно скрипит на зубах.

Тем не менее, Anniversary Edition – событие на редкость приятное. Как для людей, которые с тех пор так и не переставали фармить легендарки и начинают день с рейда на Олимп, так и для простых смертных, не запускавших игру лет эдак восемь. Titan Quest радует как в первый раз, и ремастер эту радость успешно подогревает.

Не титанический труд, конечно, получился, но лишний повод вспомнить прекрасную и вечно актуальную ARPG никому не помешает. Особенно бесплатно.

Дата выхода: 31 августа 2016 Издатель: THQ Nordic Разработчик: Iron Lore Entertainment / THQ Nordic Жанры: Action / RPG / Кооператив Платформы: PC В : 187 место Оценка редакции: 89 %

Стоит играть? (на основе оценок читателей)

Как вам игра? + 3 (все положительные)

Статьи по теме: