Обзор игры гта 4. Как все начиналось? Как выглядит и звучит

На самый-самый первый взгляд GTA 4 кажется некоторым шагом назад — вместо целого штата с несколькими крупными городами и пригородами, как в San Andreas, нас опять ждет один-единственный Либерти-Сити. Но опасения эти напрасны. Достаточно поиграть совсем немного, чтоб понять: четвертая часть шагнула как раз вперед, причем значительно. И дело даже не в новом движке, а в удивительно похорошевшем геймплее. Вроде бы и занимаемся все тем же самым — в роли Нико Белича, сербского эмигранта, мы изучаем громадный Либерти-Сити, выполняем миссии не совсем линейного сюжета, находим всякие дополнительные занятия, просто болтаемся, коротая время. Однако в GTA 4 все это сделано с каким-то ранее невиданным вниманием к деталям — разработчики удивляют нас каждой мелочью, каждой приятной идеей.

Как все начиналось?

Серия GTA на самом деле делится на два совершенно разных этапа. Первые две части — 2D-скроллеры, с автомобилями, стрельбой и достаточно простой целью заработать грабежом как можно больше денег за определенное время. GTA 3 и дополнения (Vice City, San Andreas, Liberty City Stories — каждое фактически тянуло на полноценное продолжение) стали одними из лучших игр со «свободным» геймплеем. В роли главного героя мы оказывались в огромном городе (а в случае с San Andreas — целом штате), где могли делать практически все, что угодно: слоняться по улицам, угонять машины, выполнять сюжетные и дополнительные миссии. Причем разнообразие заданий просто поражало: и гонки, и перестрелки, и слежка, и многое другое. Здесь же — и неплохой трехмерный движок. Здесь же — потрясающее разнообразие всего и вся, не позволявшее игре надоесть до самого последнего момента.

Отдельной статьей в «новой» GTA проходил сюжет. Герой каждой части — обитатель криминального «дна» нашего мира. Соответственно, в игре не было никакого героизма, никакой высокой морали — герою приходилось идти по головам своих противников (а порой и некоторых «друзей»), сталкиваться с подлостью, предательством и самому отвечать той же монетой. Наркотики, проституция, грязная лексика, межнациональная рознь — за эти и многие другие вещи GTA раз за разом получала максимально строгие возрастные рейтинги и оказывалась в центре громких скандалов. Хотя на самом деле разработчики серии, студия Rockstar, просто показывали всем нам изнанку того мира, в котором все мы живем, — не очень опрятную, сотканную из ошметков нелепой «бандитской романтики», насмешек над обыденными проблемами и стереотипами и огромного количества правды. Заканчивая рассказ о сюжете, стоит обязательно отметить еще одну фирменную черту — роскошную подачу. Великолепно прописанные персонажи, качественная режиссура роликов, действительно неожиданные повороты — во всем этом Rockstar взяла высочайшую планку качества, доступную только лучшим представителям игровой индустрии.

От GTA 4 публика ждала в первую очередь технологического рывка. Игра разрабатывалась для консолей нового поколения и наконец-то могла позволить себе то, в чем так отчаянно нуждалась: современный графический движок, выдающий нестыдную картинку. Это, разумеется, свершилось (см. соответствующий пункт ниже по течению). Но произошло еще одно приятное событие — неожиданный рывок в качестве геймплея, подходе к его разработке. С этим дела обстояли хорошо и в предыдущих частях серии, но GTA 4 все равно смогла их превзойти.

О чем это?

В зарубежной прессе про сюжет GTA 4 наверняка пишут — «традиционен для серии». В России так поступить нельзя. Дело в том, что, как только после вступительной заставки гражданка Глюк’oza начинает кричать из колонок цвои «айн-цвай-драй», понимаешь — четвертая часть сериала про нас, русских.

Главный герой — Нико Белич — родом из Сербии. Он приезжает в Либерти-Сити и селится у своего брата Романа, в Хоув-бич, русском районе этого города. Реальные аналоги первого и второго — это Нью-Йорк и Брайтон-бич, причем стоит отметить то, насколько удачно их воссоздали в игре. В городе, пусть и в несколько пародийном виде, встречаются многие главные достопримечательности Нью-Йорка. Чувствуется и атмосфера — от района к району она меняется, вместо деловых «пиджаков» на улице появляются праздно шатающиеся темнокожие или небритые мужики, отменно матерящиеся на русском. При этом окружение стало заметно живее — персонажи не просто отыгрывают роль декораций, а всеми силами пытаются создать впечатление, что здесь кипит настоящая жизнь.

Но вернемся к сюжету. Роман — неудачник по жизни, весельчак и балагур — как раз vlez v dolgi и почти сразу же после начала игры у него voznikayut problemi. Нико, ветерану одной из постсоветских локальных войн, приходится вступаться за брата. Ну а дальше пошло-поехало — миссия за миссией нас засасывает в криминальный водоворот Либерти-Сити.

Сделано все это, как всегда, прекрасно. Каждый персонаж, встречающийся нам на пути, — уникален, непохож на других и способен преподнести немало сюрпризов. Ролики, благодаря новому движку, стали потрясающе похожи на фильм — причем фильм с очень неплохими актерами и отличной режиссурой.

Как играется?

В целом концепция осталась прежней: по огромному городу можно перемещаться так, как вздумается, при этом на карте всегда призывно маячит несколько символов, указывающих на сюжетных персонажей, готовых дать миссию. Заданий огромное количество, но, по ощущениям, они стали несколько однообразнее и проще — хотя при всем этом Rockstar так и не отказались от не самой интересной идеи, когда при переигрывании миссии нам порой приходится исколесить половину города сначала до человека, дающего ее, а потом оттуда катить к месту выполнения.

Некоторая однотипность миссий компенсируется кучей самых разных вещей. Во-первых, это сюжет — он затягивает настолько, что до финального ролика можно домчать, выполняя вообще одну и ту же миссию. Во-вторых, в Rockstar все-таки не разучились делать из некоторых заданий шедевры — помимо обычных погонь, перестрелок и гонок, есть, например, миссия, в которой нам, чтобы понять, кого из во-о-он тех ниггеров мы должны убить, нужно аккуратно сделать фото на мобильник, отправить его заказчику и получить указания. Активно используются и современные технологии: угнав полицейскую машину, можно получить доступ к базе данных копов и наковырять там много чего интересного, а с помощью интернета мы, например, завязываем знакомство с юношей не совсем традиционной ориентации, убить которого нас просят в очередном задании. Таких миссий в GTA 4 — всего несколько процентов от всего количества, но впечатления они оставляют незабываемыми.

Интересная идея Rockstar — то, что отношения с персонажами напрямую зависят от действий игрока. У Нико есть мобильник, с помощью которого можно позвонить любому из знакомых и куда-нибудь его пригласить: перекусить, сыграть в бильярд или, например, посмотреть представление в кабаре. Да и сами товарищи не забывают о нас и регулярно звонят со встречными предложениями, причем зачастую не в самый удачный момент. Чем чаще мы с кем-то общаемся, тем лучше он к нам относится. У девушек вспыхивают пылкие чувства, ну а суровые мужчины запросто могут помочь с выполнением очередной миссии. Единственный недостаток такой системы — если стараться дружить со всеми подряд, то на выполнение основного сюжета времени не остается. Приходится делать выбор в пользу пары наиболее полезных на данный момент людей.

В итоге однообразность заданий просто перестаешь замечать — главное, не мчаться сломя голову по сюжету, а получать удовольствие от всех возможностей игры. Вечером, после очередной кровавой бани, ты вызваниваешь свою подружку, отправляешься с ней в ночной клуб, где надираешься вдрызг. Обратная дорога — увлекательная борьба с машиной. Награда за поездку — скрипящая кровать и стоны в духе «о-о-о, ты лучший, Нико!». Наутро — завтрак с растаманом Джейкобом (он сильно помог в одной из недавних миссий, не стоит забывать такое), а затем визит в интернет-кафе, долгие поиски подходящих кандидатур на сайте знакомств (старая подружка надоела) и несколько минут, чтоб ответить на письмо мамы из далекой Сербии. Потом поездка в оружейный магазин — пополнить арсенал. Потом — визит к очередному знакомому за сюжетной миссией… который прерывается через два квартала, когда Нико замечает на обочине старого знакомого, торгующего на улице.

Во всем этом и заключается главная перемена GTA 4 — перед нами действительно игра про жизнь в городе. Сюжет и соответствующие миссии здесь — всего лишь один из элементов этой жизни. Самый, наверное, важный, но далеко не единственный.

Еще одно достаточно важное усовершенствование GTA 4 — это боевая система. По последней моде в игровых перестрелках активно используются укрытия. Нико может прятаться за углами, приседать за невысокими барьерами, вести огонь как выглядывая из-за них, так и вообще наугад. Важную роль в перестрелках играет физика, но это уже тема следующей главы.

Как выглядит и звучит?

Технологически GTA 4, как ни странно, стала заметно реалистичнее. Во время перестрелок пули запросто могут разнести какое-нибудь хрупкое укрытие или, например, насквозь прошить деревянную дверь. Трупы ведут себя очень образцово — красиво падают и принимают естественные позы. «Дотянулась» физика и до управления автомобилями — они стали не такими «картонными», как в предыдущих частях. Причем это не значит, что в GTA 4 водить сложнее, — скорее интереснее.

Картинка, как ни странно, у кого-то может даже вызвать разочарование. Когда Rockstar пообещала GTA 4 на абсолютно новом движке, то многие стали ждать от нее откровения — чего-то поражающего воображение и открывающего новые горизонты. На самом же деле, даже современных технологий не хватает на то, чтобы воспроизвести во всех красотах целый город — поэтому пришлось пойти на некоторые упрощения, и картинка GTA 4 выглядит заметно скучнее, чем у какого-нибудь высокотехнологичного шутера.

С музыкой традиционно все прекрасно. Отличный подбор треков для целой кучи радиостанций, хорошие актеры озвучки — что еще надо?

Игра года?

Загадывать не будем, но GTA 4 — явно один из претендентов на это звание. Слишком уж долго — четыре года — мы ждали продолжения очередной серии. И оно не разочаровывает ни на секунду — Rockstar действительно сделали очень многое, создав практически идеальный симулятор бандитской жизни в большом городе.

Платформенная дискриминация

PC — последняя платформа, которую осчастливила своим вниманием GTA 4. Ее консольные версии, вышедшие весной на Xbox 360 и PlayStation 3, были практически близнецами — единственное, что на приставке Sony игра показывала чуть лучшую производительность (некоторые апологеты Xbox 360 это утверждение, впрочем, с ревом оспаривают). Зато на Xbox 360 с самого начала был анонсирован уникальный дополнительный контент — несколько небольших аддонов (первый выйдет 17 февраля) с дополнительным сюжетом и прочими возможностями.

PC-версия также может похвастаться некоторыми плюшками. Во-первых, это, конечно, улучшенный движок — добавились новые спецэффекты, стало более разнообразным игровое окружение, обещан и мощнейший редактор.

Плюсы

  • Потрясающее разнообразие — в Либерти-Сити вы всегда найдете чем заняться
  • Великолепный сюжет
  • Множество мелких и приятных находок
  • Новый движок

Минусы

  • Порой слишком однообразные миссии

На дворе 2007 год. Главный герой GTA 4 по имени Нико Беллич (Niko Bellic), скорее всего хорват по национальности, приехал в США по приглашению своего кузена Романа - в своем письме тот описал все прелести своего образа жизни: яхты, деньги, девушки… в общем типичная американская мечта; и наш альтер-эго, естественно, тоже захотел кусок вкусного пирога. Оказавшись в Либерти-Сити, виртуальном аналоге реального Нью-Йорка, Нико понимает, что двоюродный брат наплел ему басен: Роман - владелец загнивающего таксопарка, к тому же имеющий много проблем с финансами и бандитами. Но что поделать, уезжать на родину протагонисту совсем не хочется, а значит, придется строить рай своими руками, пусть даже они будут по локоть в крови.

Таков нынешний герой GTA - волевой и жесткий мужчина лет тридцати. Кузен - единственный близкий Нико человек, но и помимо него в Америке нашлась парочка знакомых, связанных с криминальным прошлым. Именно они помогут нашему герою заработать первые деньги. Связавшись по телефону с одним из торговцев оружием, Беллич может идти на первое дело - мобильник, кстати, теперь будет сильно вовлечен в геймплей, Нико сможет не только принимать звонки, но и сам связываться с нужными людьми. Герой достает из кармана телефон и перед нами появляется интерфейс аппарата, с помощью которого мы можем кому-либо позвонить (например, вызвать такси) сделать запись в органайзере или фото на память - или, попросту говоря, скриншот.

Арест Нико будет крайне неприятным событием, поэтому стоит трижды подумать стоит ли угонять машину на оживленной улице - иногда проще вызвать такси или поехать на автобусе, благо они ходят точно по расписанию. Перемещение на общественном транспорте может быть мгновенным, такси за секунду доставит вас в любую точку города - хоть в ресторан, хоть в здание офиса. Если у героя на хвосте полиция, то функция вызова такси становится недоступна, что весьма логично.

По сравнению с прошлыми играми серии работа полиции претерпела серьезные изменения. В случае если ваши преступления были замечены, в углу все так же появляются звездочки, но теперь у копов появился радиус видимости, плюс к тому теперь они разбираются в улицах и передают данные о вашем местонахождении по рации.

Оружие поначалу получить тоже будет не просто, учитывая неспокойной прошлое Нико - придется договариваться с нужными людьми о встрече в темной подворотне. Систему перестрелок GTA 4 попросту нельзя сравнивать с прошлыми частями. Начнем с того, что пушки не материализуются в руках Беллича из ниоткуда, а вполне натурально вынимаются из куртки. Во время боя герой может перекатываться, прятаться за укрытиями, выглядывать из-за угла, выхватывать чужое оружие из рук и выстрелами поражать разные части тела врага, к примеру, ногу или руку, с ожидаемыми последствиями - такой набор возможностей встретишь далеко не в каждом экшене.

К сожалению, Либерти-Сити - единственная локация в игре, побывать в пригороде нам не позволят. Зато, как уверяют разработчики, виртуальный город является точной копией реального Нью-Йорка. Впрочем, не дословно - знакомые названия в GTA 4 не прозвучат: Бруклин переименован в Брокер, Манхэттан - в Алгонкин, Квинс - в Дюкс Бронкс - в Бохан, а Нью-Джерси - в Олдерни.

Виртуальный мегаполис, как и свой прототип, густонаселен - люди снуют повсюду, и они тоже живут вместе с городом: курят, заходят в рестораны, читают газеты и книги в парке, ездят в общественном транспорте, грабят друг друга… Да-да, теперь и нашего героя могут спокойно прижать к стене пара отморозков, поэтому деньги стоит хранить в банке, а снимать их можно в любом банкомате - благо они разбросаны по всему городу. Людей на улицах действительно много - иногда, особенно в час пик, они очень мешают, поэтому Нико столкнувшись с NPC, расталкивает их на манер протагониста Assassin"s Creed. Дизайнеры проекта не зря едят свой хлеб - население Либерти-Сити больше не представляет собой армию клонов, перед нами предстанут сотни различных вариаций прохожих.

Основной упор в новой игре сделан на жизненность и естественность происходящего. Это проявляется буквально во всем, например, в отсутствии маркеров и стрелок. Получив задание, Нико чаще всего не будет знать свою цель в лицо, придется прибегать к разным хитростям - звонить жертве на сотовый телефон и т.д. Задания в GTA 4 станут гораздо оригинальнее и интереснее. Чтобы убить одного адвоката, Беллич заходит в интернет-кафе (в игре есть своя имитация всемирной паутины) и оставляет на сайте той компании, где работает цель, свое резюме. На следующий день Нико приглашают на собеседование в контору, после чего игроку остается лишь пристрелить незадачливого работодателя прямо в его офисе.

Районы города сильно отличаются друг от друга, вы никогда не спутаете Дюкс и Олдерни. Но самое главное: это проявляется не только в архитектуре, но и жителях - есть районы крайне неблагополучные, где вас за каждым углом буду ожидать бандиты, а есть офисные центры, где можно неплохо поживиться самому, обобрав парочку толстосумов на улице. Так как общая площадь игрового мира сравнительно мала, было решено отказаться от самолетов - передвигаться по городу можно на вертолетах, автомобилях, автобусах, такси и метро.

Транспортные средства теперь угнать не так просто. Если дверь машины закрыта, то Нико выбьет окно локтем и лишь тогда откроет дверь. Ключ зажигания тоже редко находится в замке - герою придется снимать панель и замыкать провода, что требует времени. Физика всех средств передвижения переписана с нуля, сотрудники Rockstar обещают нам невероятную реалистичность поведения транспорта, как на дороге, так и в воздухе; погодные явления также будут влиять на управление машиной.

Движок Grand Theft Auto 4 носит грозное название RAGE и написан специально для новой игры, уровень графики в которой способен соперничать со многими современными шутерами. Благодаря возможностям мотора город выглядит совершенно по-разному днем и ночью, в тумане и при ярком солнце.

Анимация персонажей так же заслуживает похвалы. Пешеходы и сам Нико Беллич двигаются на удивление реально: вот грузный афроамериканец неторопливо переваливается с бока на бок, двигаясь в сторону киоска с хот-догами, в следующий момент мимо нас пробегает блондин атлетического сложения, в спортивном костюме.

И в заключении о самом интересном - многопользовательском режиме. Пока о нем известно крайне мало - точно известно лишь о наличии кооперативного режима, с отключенными сюжетными миссиями: все районы города будут открыты сразу, а повеселиться в Либерти-Сити смогут одновременно лишь шестнадцать человек.

Точная дата релиза все еще держится в секрете, возможно, сами разработчики до конца не определились со сроком - скорее всего игру стоит ждать не раньше второй половины этого года. Сотрудники Rockstar North говорят, что не хотят торопиться, ведь они создают не просто дополнение, а абсолютно новую игру, которая сильно изменит наше представление о серии GTA .


Ради интереса я попытался поиграть в неё на компьютере с указанной минимальной конфигурацией. Ну... Что тут сказать, пришлось шаманить несколько дней, чтобы найти работающий способ - запуск в малюсеньком окне (600*400, если конкретно). Получил я около 20-ти кадров в секунду, и даже радовался этому! Стоит заметить весьма занятный парадокс: совершенно случайно мне удалось увидеть это неоптимизированное счастье в полноэкранном режиме и с нормальной кадровой частотой (~50), но как - я без понятия. Второй раз так сделать не вышло.

Кошмарная производительность на ПК - известная песня. Добавить к уже сказанному множеством людей просто нечего. Лично по моему мнению это - худший порт с консолей в истории, или как минимум один из худших. Движок способен показывать много красивых вещей, но при том пожирает ресурсы, как сумасшедший. У вас сохранилось желание поиграть? Ладно, тогда я сделаю полноценный обзор с мощной машины. Но помяните мои слова: берите игру в магазине, позволяющем возвращать покупки. Просто на всякий случай.

Была последней по-настоящему затянувшей меня игрой серии. я тоже купил, но быстро от неё устал. В основном из-за тренажёрных мини-игр. Вот чья это была обалденная идея? Мини-игру с наведением порядка в чековой книжке они не придумали, случаем? Ошибку свою разработчики поняли и убрали из четвёртой части подобные бредо-RPG элементы, за что им честь и хвала. Вот если бы ещё опти- Ладно, ладно, молчу. Зато появилась новая крайность: "бромантика", как мы её называем с друзьями. В есть довольно большое количество персонажей (от корешей-бандитов и наркодилеров до девушек), оказывающих разную помощь при необходимости. Но только если вы им нравитесь. А чтобы добиться этого, необходимо не только выполнять задания, но и проводить с ними время. Звоните по телефону, договариваетесь о встрече и отправляетесь вместе куда-нибудь - стрип-клуб, дартс, боулинг и так далее. Причём люди действительно потратили время на создание пусть и не идеальных, но вполне приемлемых симуляторов всего этого. Зачем? Существуют намного более хорошие игры, концентрирующиеся на данных вещах. В же я хочу ездить, стрелять и творить беспредел, а не кидать дротики! И да, чтобы получить некоторые перки, необходимо иметь хорошие отношения со всеми .

Ладно уж, пусть между миссиями мне приходится заняться друзьями и прокатиться в боулинг. Я стерплю. Но они звонят сами, и в случае отказа (отказываться обязательно придётся , ведь со временем знакомых будет слишком много и звонки начнут литься сплошным потоком), то отношение к вам немного испортится. Это не просто раздражает, это превращает игру в неинтересную и скучную работу на "респект". Помогла выйти из порочного круга социализации чистая случайность, благодаря которой я открыл очень интересную деталь: если сначала согласиться куда-то там съездить, а потом сразу же позвонить и отменить встречу, отношение не падает! Советую запомнить и применять в случае нужды.

Кататься по городу и слушать радио всегда было моим любимым занятием в . И юмор нравится. Пусть даже много людей просто не понимают, о чём треплются эти чёртовы дикторы, а ещё большее количество их игнорирует, я люблю вслушиваться и понимать, сколько сил и хитрого программирования было вложено сюда. В же радио решили не ограничиваться: тут можно смотреть телевизор. И лазить по интернету. Сколько конкретно в нём сайтов - сказать не могу, но точно не мало. Притом ни ТВ, ни сеть особого отношения к игре не имеют. Садясь посмотреть местный ящик, вы будто "выпадаете" из геймплея - не получаете миссий, не едете никуда... Просто смотрите телевизор. Внутри видеоигры. Я даже описать не могу, какие дикие ощущения это вызывает. Вот только надолго ТВ игрока не займёт. Ну минут десять от силы. Радио - другое, его можно слушать "мимоходом". Всё остальное по моему мнению - ненужная бурда на один раз, засунутая сюда лишь "чтоб было".

Хоть герои никогда не были светочами добродетельности и сочувствия, ухитряется переплюнуть махом всех. Он - в принципе, самый обычный головорез и стереотипный гангстер. Конфликта с ещё худшими головорезами просто недостаточно для появления симпатии к нашему. Лично мне просто всё равно, что случится с протагонистом. Не ассоциирую я себя с ним. Достигнет ли этот парень великой американской мечты? Найдёт настоящую любовь, или хотя бы с кем переспать? Да пофиг как-то.

Вряд ли я способен оценить физику автомобилей с точки зрения профессионала, потому скажу со своей: она стала хуже и "мультяшнее". Сложно подсчитать, сколько машин было перекатано моими ребятами в разных играх, сколько раз приходилось вылетать через лобовое стекло и т. д. Одним словом, некоторый опыт есть, и он кричит об ухудшении.

Но если отбросить стариковские рассуждения о более зелёной траве, то - достойная игра серии. Тут, как всегда, полно сюжетных и побочных миссий, работы с наркодилерами, мафией, вашим кузеном и многими другими интересными личностями. Телефон "прокачали" до действительно полноценного, позволяющего звонить и требовать миссию/встречу/свидание/что угодно ещё. Даже добавили подобие GPS-навигатора, делающего ориентацию в городе очень простой (даже слишком, на мой взгляд). Укрытия и прочие вытяжки из шутеров сделали перестрелки "на ногах" более реалистичными. Перечислять можно ещё долго, суть же остаётся одной: во многих смыслах стала лучше своих предшественниц. Кроме оптимизации, за которую надо отправлять прямиком в Ад!

Вариантов мультиплеера предлагается достаточно для любого энтузиаста. Я даже не успел испытать их все, но судя по опробованным скажу вот что: однозначно не лучший шутер и не лучший симулятор вождения. Для меня её привлекательность состоит в некой магической комбинации сюжета, езды и стрельбы. В многопользовательской игре сюжета нет, потому она вышла тускловатой, зато для коллективного сотворения беспредела подходит как нельзя лучше. Минус лишь один - работает эта штука через Games for Windows Live. И вы наверняка догадываетесь, как я отношусь к подобному подходу.

Заключение

Нельзя назвать шедевром, но и большим срамом для серии она гарантированно не станет. "Бромантика", никогда не смотримое мной ТВ, лишённый для меня интереса интернет, проработанные и довольно длинные кат-сцены, средненький симулятор боулинга, фиговенький симулятор дартс и сносный бильярд - вот что вы найдёте здесь новенького. А, ну ещё стрип-клуб. Может, кого-то оно и возбуждает, но лично меня заставляет грустить из-за дальнейшей судьбы человечества. Всё это добро здесь, чтобы сделать игру не столько собственно игрой, сколько открытым для взаимодействия миром. Зачем - не знаю. Лучше бы больше миссий сделали. И чёртову оптимизацию!

Grand Theft Auto 4, самая ожидаемая игра этого года, оказалась весьма неоднозначной. Естественно, ее все купят, но далеко не все останутся довольны приобретением. Скучные миссии соседствуют здесь с великолепной графикой и реалистичным поведением автомобилей. Понравится ли вам игра? Вполне возможно. Возненавидите ли вы ее? Скорее всего.

Отправить

Банальность - есть поношенная оригинальность; оригинальность - есть первое представление, premiere, как говорят французы, банальности.

М. Нордау.

Журналисты любят банальности, ведь про них проще писать. Зачем анализировать деятельность бывшего президента Путина, если ее можно просто и незатейливо охарактеризовать как «успешную». К чему идти на премьеру нового спектакля в Большой театр, если можно в очередной раз написать о балерине Волочковой. Ради чего внимательно исследовать мир экшена , если им положено восхищаться и чуть ли не блеять от радости, что такая чудесная игра все-таки появилась на консолях нового поколения. И пока эта карамельная волна окончательно не смыла нас в бездну восхитительных эпитетов и метафор, попытаемся трезво взглянуть на вещи. Новая часть получилась не то что провальной, но явно не настолько интересной, как об этом принято говорить.

«Ду ю спик ынглишь»?

Главный герой - выходец из Восточной Европы Нико Беллич - приезжает в мегаполис Либерти-сити в гости к своему родственнику Роману, промышляющему мелким жульничеством. Здесь парень с характерным сербским говором хочет построить новую жизнь, забыть чудовищную войну, в которой он принимал участие (как оригинально!) и найти предателя, из-за которого Беллич потерял парочку лучших друзей (еще оригинальнее!). Сердобольный родственничек тут же подкидывает ему «непыльную» работенку - отвези друга туда, забери оттуда, сделай третье. Именно так Нико зарабатывает первые деньги, а заодно знакомится с представителями преступного мира Либерти-сити.

Почти каждое задание можно условно разделить на три этапа. Первый - кража автомобиля. Здесь все просто: машину можно умыкнуть со стоянки или просто выкинуть с переднего сиденья зазевавшегося водителя. Как первое, так и второе лучше проделывать без лишних свидетелей, а то потом еще минут десять придется удирать по всему городу от надоедливых копов. Второй этап - заехать за нужным человеком. Найти его нетрудно - после получения задания он появится на карте, на которой система GPS автоматически проложит оптимальный путь. Как правило, вашими компаньонами будут наркоторговцы и прочие темные личности. Ну, и, наконец, третий этап - это, как правило, перестрелка, кража или еще что-нибудь в этом роде. По сравнению с предыдущей частью сериала, видимых изменений в геймплее, увы, не произошло.


И это сложный город...

Зато значительно преобразился сам город. Из мелкого клоповника времен он наконец-таки превратился в настоящий, живущий своей жизнью мегаполис. На улицах здесь частенько случаются аварии, приводящие к многокилометровым пробкам; мелкие хулиганы не упускают случая поиздеваться над зазнавшимися «белыми воротничками», а проститутки с неистовым рвением завлекают клиентов. Почтальоны каждое утро разносят почту, а по ночам свои двери распахивают клубы, в которых можно не только выпить и повеселиться с девушками, но и купить наркотики. Правда, никакой «перчинки» больше нет - о том, что герой занимается сексом, мы можем узнать исключительно по одобрительным воплям, раздающимся из квартиры очередной подруги. Жаль, но звучат они весьма неубедительно - то ли Нико не такой молодец, как принято считать, то ли актриса, озвучивавшая эти стенания, никогда в жизни не симулировала оргазм.


Впрочем, если случайные связи вас не устраивают, то можно закрутить роман с какой-нибудь девушкой. Здесь все как в жизни: свидания, первые поцелуи, ужины в ресторанах и походы в боулинг. Потенциальная жертва, как правило, сдается после третьего совместно проведенного вечера и приглашает Нико провести с ней ночь. Чтобы ускорить этот процесс, придется тщательно следить за собой - благо, в городе есть неплохой магазин с уцененными вещами, в котором на сотню долларов можно прикупить новый гардероб. Кроме того, при девушке лучше не драться и уж, конечно, не стоит бить ее саму, иначе потом еще час будете вымаливать прощение.


Но «выгуливать» стоит не только свою пассию - деловые партнеры тоже не прочь поиграть в боулинг или бильярд. Во время таких неформальных встреч вы сможете лучше узнать их, а также обеспечить себе несколько выгодных заказов. Как правило, после парочки бокалов пива собеседники становятся болтливые и уже через пару часов будут называть Нико не иначе как «другом на все времена». Вестись на это не стоит, потому что, вполне возможно, на следующий день вам придется кого-то из них убить - таковы уж здесь правила жизни.

Автошкола

Кстати, о жизни - впервые за многолетнюю историю сериала управление машинами стало реалистичным. Отныне легковушки и тяжелые, хамероподобные джипы - это действительно разные вещи. Если первые носятся по городу на бешеных скоростях и частенько не вписываются в повороты, то последние, словно танки, двигаются медленно, но точно. Это придется учитывать, выполняя задания: там, где нужно кого-то догнать лучше взять машину поменьше, зато просто гонять по городу проще на внедорожнике. Даже после нескольких серьезных аварий, такой автомобиль можно не менять, а лишь слегка «подкрасить» в ближайшей мастерской.Grand Theft Auto 4 действительно трудно. С одной стороны - это явный лидер среди гангстерских экшенов: прекрасная графика, неплохое музыкальное сопровождение, реалистичное управление автомобилями и захватывающие перестрелки. С другой - скучный сюжет, невнятный главный герой и куча однотипных, зачастую совершенно отвратительно смоделированных заданий. Возможно, именно поэтому в Либерти-сити хочется просто жить: гулять по улицам, снимать девочек, коротать вечера в ночных клубах, а выполнять сотни ненужных поручений зажравшихся бандитов - увольте.

Grand Theft Auto IV. Что можно о ней написать в одной малюсенькой рецензии. Ведь это даже не игра, это отдельная индустрия. Мы постараемся объять, как можно больший спектр всего, что есть в единственном и неповторимом симуляторе нашего мира. История серии, это как сказка о гадком утенке, которой после двух попыток превратился в Grand Theft Auto 3 и получил признание всего мира, не только геймеров, но и просто обычных людей. Отзывы были от самых доброжелательных, до прямых угроз к закрытию проекта. Но все же прошло время, все остались при своих мнениях, но игра прогрессировала. После выхода двух дополнений к третьей части, которые, по сути, были самостоятельными проектами, мы стали ждать GTA IV.

После массового психоза от первых роликов и информации люди немного подумали и решили просто ждать. Игра появилась на консолях, сразу же стала там самой продаваемой на Земле, посыпались хвалебные оды, критики почти не было, а за что судить, если ничего подобного даже близко не доходило до этого проекта. Нам же оставалось интересно, когда же GTA IV окажется на персональных компьютерах, все понимали, что это вопрос времени, ведь намного легче портировать шедевр, чем создавать новый. Интернет, правда, сразу же после выхода игры на консолях, кипел различными ложными новостями, дошло до того, что некто придумал эмулятор Xbox 360, но шло время, страсти поутихли, не удержавшиеся купили приставки, остальные ждали часа X, который наступил весьма скоро, 2 декабря каждый желающий мог приобрести Grand Theft Auto IV в магазинах своего города или в онлайне (не скачать, а именно приобрести).

Вставляем диск, запускаем, проходим активацию и все мы в игре. Нам рассказывают небольшую предысторию с небольшим геймплейным элементом о том, как Нико Белич – главный герой, приезжает к своему кузену Роману в США, что бы воплотить мечту любого эмигранта, стать здесь настоящим человеком. Причем Нико рассчитывал на теплый прием, но его родственник оказался не богатой шишкой на красном Ferrari, а обычным мечтателем, «лузером», бабником и пьяницей, живущий вечно в долгах. Но как такого бросишь? Все это напоминает немного фрагменты фильма Брат 2, который о том же самом, несбывшихся мечтах и самообмане. Сюжет действительно вырос по сравнению с предыдущими частями, количество юмора осталось, но это уже не простая пародия на мир субкультур в Америке, а нечто большее и всеобъемлющее. Все герои с виду шаблонны, но за многими скрываются совершенно другие люди. Тот же Роман, оказывается, хочет простого человеческого счастья, но он уже забыл о своей мечте из-за рутины. И так, практически, у всех здешних героев, включая вроде полных отморозков из русской мафии, где некоторые просто попали не в то время не в то место, в общем, конечно, не шедевр, но явно в GTA IV истории более проникновенные и насыщенные мелкими подробностями. Стоит еще учесть один немаловажный факт для нас с вами. Rockstar Games на этот раз объектом для анализа выбрала русских эмигрантов, конечно, не самую лучшую ее часть, но все же это приятно. Сразу скажем, что эта игра намного больше отразит многие привычки и особенности наших граждан. Разработчики не пытаются показать нас с одной единственной шаблонной стороны, но и не пытаются облагородить нацию. Они просто рассказывают историю, где наши виртуальные сограждане играю очень важную роль, хотя даже не только наши, а вообще все лица восточной Европы, в особенности славяне – сербы и русские. Еще раз повторю, что в этом нет ничего плохого, наоборот, это очень весело и забавно. Но не будем сильно отклоняться от темы, наш герой Нико понимает, что ему придется самому пробиваться в этом мире, что он и делает, так как обладает сильным характером и верой в себя. Все же не стоит GTA 4 воспринимать, как нечто высоко духовное, здесь по-прежнему основным элементом геймплея является тотальное нарушение всех действующих правил в городе, не подчинение нормам и устоям, в общем, все, как всегда. Безграничное безумие и сила автомата и кулаков.
Мы тем временем расскажем о других еще более приятных моментах. Внешняя оболочка игры великолепна во всех проявлениях, вряд ли кто сподобиться воссоздать громадный город Либерти-Сити (все знают, как его зовут на самом деле) с таким вниманием к деталям, что ты буквально веришь, что здесь ничего не повторяется и перед тобой жизнь. Графический движок RAGE продолжает начатое, эффектные взрывы, блестящие модели персонажей и автомобилей, изумительная смена дня и ночи, еще более прекрасные погодные условия, мягкие тени и эффекты – все вместе дает сочную, живую, высоко детализированную картину с десятками тысяч полигонов в кадре. О чем-то еще мечтать было бессмысленно. Но это не кто-то вам, а Rockstar – люди самобытные и самостоятельные в своих решениях, поэтому в игру был вписан физическая модель поведения персонажей Euphoria. Если вкратце рассказать, то ничего лучшего мы не видели, все заключается в полном взаимодействии модели с окружающим миром, то есть раз ты ударил кого-то, то тот должен непременно упасть со всеми законами физики. Если выстрелил в ногу, то противник будет действовать, как можно более приближенно к нашей жизни. Опять же в совокупности с графикой это дает невероятное ощущение чего-то нового, необычного и фантастического. Но процесс любования не вечен, всему приходит конец, картинка со временем становится просто хорошей, так что нужно поискать, что же изменилось в геймплее, за который так все любят Grand Theft Auto IV.

Девелоперы поняли, что в наше время пугать людей миссиями, которые вы должны проходить по сотне раз не стоит, в новой игре все просто и понятно, максимум попыток выполнить поставленную задачу не превышает, но обычно это один единственный раз. Наверно, задания не стали слишком разнообразными, порой даже наскучивают, но в целом есть и интересные приемы выполнения цели. Например, когда Нико должен позвонить человеку, который решил ответить и подойдет к окну, что бы взять телефон, где бы его уже ждем со снайперской винтовкой на противоположной крыше. А так, все как и раньше. Вы берете машину, едите на задание, выполняете его и уезжаете, в принципе ничего нового не появилось. Появилось и все то, что так эффектно используется в новых экшенах. Легендарное приподание к стенам, а-ля Gears of War здесь смотрится ничуть не хуже. К тому же многое ломается и крушится, в общем, впечатление от экшен-элементов положительное, где еще встретишь такой огромный мир, где все части по отдельности уникальны и интересны. Машин прибавилось, они стали красивыми. Звучит по-детски, но это именно так, автомобили наконец-то имеют не только внешние данные, но и правильную модель поведения. Кстати, по гоночной части GTA IV выигрывает у многих средних симуляторов, что вызывает очередные вздохи восхищенной публики. Теперь автомобиль ломается не только взрывом, но и просто может заглохнуть после очередного столкновения. Вообще во всем увеличена реалистичность. Люди в машинах ведут себя по-разному, некоторые приходится просто штурмом брать, водители не соглашаются, они бегут за вами, цепляются за дверные ручки, даже когда вы уже едите. Все это выглядит опять-таки впечатляюще. ГТА 4 очень сильно подросло, серия сделала огромнейший шаг вперед, что будет дальше, мы пока даже представлять не хотим, но то, что видим сейчас нам нравится.

Появилась огромная социальная часть, которая была и раньше, но слабо функционировала. Есть развлекательные учреждение: боулинг, кабаре, дартс, бары, кафе, бильярд и стрип-клубы. Где-то можно провести время один, а куда-нибудь можно сводить девушку. Появилось какое-никакое телевидение. Можно так же хорошо покушать в местах быстрого общественного питания, что бы пополнить запас жизни. Сотовый телефон твой неотъемлемый друг: звони, общайся, встречайся и читай сообщения. Есть метро, которое довезет тебя до различных точек города, серия движется все ближе к реальному миру, наверно, это хорошо, но нужно все-таки соблюдать разумные пределы, пока у них это получается на отлично. Город получился лучшим в серии, много интересных и красивых мест. Хочу заверить вас, что вы должны обязательно посетить все заведения Hove Beach – в реальном мире Брайтон Бич, район эмигрантов преимущественно из России, а так же затонувший корабль, живописное место. Вообще много чего есть интересного, авторы игры явно подошли к некоторым вопросам с юмором, например, Hot Coffee Shop – магазин, куда нельзя войти (кто в теме, тот поймет).

Музыка дарит людям счастье, особенно радио в Grand Theft Auto IV, которое просто разнообразно до какой-то невменяемой степени, ведь это компьютерная игра, хотя в этом иногда приходится сомневаться, слишком большой спектр задач разработчики выполняют. Игровые звуки профессионально воссозданы, нареканий нет. А саундтрек просто удивляет. Количество известных личностей шокирует. Ближе всех нашему сердцу придется радиостанция Vladivostok FM. Радио DJ Руслана очень бодрым голосом с ярко выраженным акцентом озвучивает имена очередных артистов среди которых: Кино, Ленинград, Сплин, Серега, Баста и многие другие. Конечно, никто не будет слушать всю сборку отдельно от игры, так как слишком разные жанры, но в GTA они смотрятся неплохо, даже эффектно, включая Глюкозу и Звери.

Что мы имеем в итоговом протоколе. Grand Theft Auto IV всем хороша и нареканий быть не может, если бы не порт, который подпортил нервы некоторым игроком. Сразу оговорюсь, что обладатели многих хороших компьютеров практически не наблюдали багов и ошибок программного кода, лишь изредка пропадали текстуры на несколько секунд и возвращались. Разработчики не стали открещиваться, они сделали выводы, извинились и практически подготовили патч. Все те, кто скачал игру нелегально, а в России их большая половина, пусть ругают только себя и кривые руки ребят, кто ломали систему защиты, которая, кстати, удалась на славу. Весь этот ор насчет того, что, вот, у меня так плохо, а у меня еще хуже, не стоит выеденного яйца. Надо уже привыкнуть платить за игры, а главное, за хорошие проекты по счетам. Нравится – покупай, только потом предъявляй претензии, а если не нравится, то не играй. Отговорки, вроде у меня нет денег и я не в Европе оставьте при себе. В России очень либеральные цены на компьютерные игры, меньше чем у нас нет практически нигде, так что будьте любезны оставаться человеками, а не волком-одиночкой.

Grand Theft Auto IV – это лучшая игра в этом году. Конечно, есть Fallout 3, который шикарен и великолепен. Но совсем другой случай, нам показано то, что мы должны были увидеть от всех остальных игровых компаний лет через 5-6. Rockstar опережает время своими играми, она выделяется из всей толпы, говорит, что мы совершенно не такие и правильно делает. Grand Theft Auto IV – это сочетание множества жанров, где каждый хорош по-своему, а вместе это делает игру на несколько ступенек выше других в развитии. В будущее заглядывать не стоит, лучше просто наслаждаться настоящим вместе с Grand Theft Auto IV.

Статьи по теме: