Обзор игры тотал вар атилла. Стены Рима возвел страх. Обзор Total War: Attila. Воздух наполнился дымом и кровью

Сколько же шума было после анонса Total War: Attila , не представляете. И вот, наконец, игра вышла. Легендарный грозный вождь гуннов по имени Аттила несется по полю на своем коне, неся нам не только смерть и разруху, но и надежды миллионов фанатов этой долгоживущей серии игр по всему миру. После «маленькой» неувязки с Total War: Rome 2 , когда фанаты начали терять веру в серию, Creative Assembly и SEGA очнулись и взяли себя в руки, доказав, что они все еще могут выпустить стабильный, сбалансированный и интересный продукт.

Любая длительная серия игр требует вливания «новой крови», дабы поддерживать фундамент серии. Всегда интересно смотреть за тем, как игры-новички в уже довольно старой серии находят новых фанатов и дают им то, что они так долго искали, заставляя их проникаться игровым процессом и проводить сотни часов своей жизни за планированием тактики, дипломатией и даже массовым геноцидом.

Кампания-пролог рассказывает о смеси успеха и неудачи на военном фронте. Она поведает вам о начале войны с гуннами, когда еще те просто пронизывали северные районы и, при проявлении инициативы с вашей стороны, изматывали ваши войска, прежде чем исчезнуть где-нибудь в лесу. Вы же после установления союза с вестготами вынуждены переехать куда-нибудь подальше, дабы избежать растущей угрозы, которую несет за собой великий Аттила и его конная армия.

Карта кампании, кстати, просто великолепна. К примеру, она отражает смену времен года, которые могут повлиять на исход сражений, и управление империей. Говоря о карте, сразу можно вспомнить об одной из новых концепций игры, которая позволяет играть за миграционные фракции. Они отлично подходят для тех, кто не способен быстро реагировать на «приливы» и «отливы». Миграционная фракция становится ордой, когда бросает свой последний город. Можно даже сжечь его, чтобы предотвратить попадание в руки врага, организовав марш-бросок в поисках убежища в тылу врага.

Что такое орда? Орда - это мобильная армия, которая способна останавливаться в определенной точке, устраивая массовый привал, и отстраивать некоторые здания для получения определенных бонусов, как полностью сформировавшийся город. В любой момент орда может занять вражеский город, но нужно помнить, что после этого ордой она быть перестанет. В такие моменты нужно точно понимать, что именно вы ожидаете от своей армии и нужен ли вам сейчас город.

Всегда организовывайте выгодные браки для членов вашей семьи, и это обязательно поможет заткнуть некоторых диссидентов. А если первое не вышло, то всегда можно устроить «несчастный случай» для того, кто стал занозой в вашей королевской заднице. Конечно, дипломатия в Attila более обширная, но отсутствие четкой связи между действиями и последствиями и объяснения, как лучше устранить проблему в зародыше с помощью исследования полезных технологий не способствует ощущению себя активным боевым лидером, а оставляет чувство, будто вы - правитель за щитом, постоянно его переставляющий из стороны в сторону для отражения новых проблем.

Все идет хорошо, когда в самом начале ваш помощник выдает цели, которые можно выполнить, чтобы приблизиться к одному из нескольких условий победы, но в этой системе есть пара недостатков, самый большой из которых позволяет новичкам в Total War не учиться хитрым стратегиям и вообще не вникать в интерфейс игры, а просто достигать определенных целей и побеждать. Вполне возможно, что придется все начать сначала, если у вас начнется война без предупреждения просто потому, что вы не знали о недовольстве со стороны вашего сильного соседа, информация о котором похоронена в меню дипломатии.

Как и всегда, управлять битвой на первый раз очень сложно: придется постоянно нажимать на паузу и изучать все меню и подменю, чтобы хоть чуть-чуть приблизиться к победе. Вы также можете немного удивиться смене времен года, которые то дают вам высокую урожайность, то закапывают вас в снегу, который сползает с гор вместе с гуннами. Тем не менее, в начале, когда несколько установленных фракций все еще не воюют, вы сможете выбрать нужную отправную точку, которая позволит вам победить, и тогда уже никакие времена года вам не помешают. Вы можете играть за варварскую фракцию, которая имеет всего один город, а можете попробовать себя в теле правителя Римской империи на грани разорения, которая скрывает в себе десятки провинций.

Когда война, в конечном итоге, придет (а она точно придет), есть недостаток ключевой информации или четкого направления, которые бы помогли в ведении войны. Знающий человек понимает, как можно разгромить огромную армию всего несколькими отрядами, так как научен, но вот новичок... Опять же, эта проблема относится к новичкам, которые не знают о морали, индивидуальных способностях юнитов, фланговых маневрах и других тонкостях. Это незнание дает зелёным игрокам сильный и неприятный пинок, когда они следят за изменением поля боя благодаря погодным условиям или за горящим лесом, в котором, казалось бы, прятались несколько отрядов. Да, вся информация похоронена в меню энциклопедии, и ее настолько много, что придется объявить войну невежеству и лени, если вы новичок в мире Total War.

Поклонники серии оценят некоторые важные изменения как в боевой системе, так и в системе вне боя. К примеру, та же мораль играет намного большую роль, чем в предыдущих играх. Искусственный интеллект теперь глубже осознает, что делают его товарищи, а это позволяет воссоздать наиболее эффективную тактику, когда все шансы против вас. Все бои можно провести автоматически с карты кампании, но разнообразие войск, подходов и уникальных юнитов, предлагаемых вам десятью игровыми фракциями, делает даже мелкие стычки менее утомительными и более открытыми для экспериментов.

Несмотря на то, что в названии фигурирует имя Аттилы, что предполагает агрессивную кампанию, полную крови и мяса, использование дипломатии и политики может быть оружием столь же эффективным, сколь осадные машины и кавалерия. ИИ все еще принимает несколько неординарные решения, когда дело доходит до вброса в бой крошечных армий либо до неудачной осады при всех шансах на победу, но я уверен, что парочка патчей исправит некоторые из этих неточностей и сделает Total War: Attila максимально реалистичной.

О том, что серия игр Total War позволяет лучше проникнуться историей и просто развить свои стратегические навыки как с компьютером, так и по сети знают все, и Total War: Attila не подвела ожиданий игроков. Стабильный релиз с дополнительной оптимизацией позволил игрокам не думать об ошибках, а все еще присутствующая в игре атмосфера серии заставляет фанатов играть в новую часть часами и даже днями. Да и то, что это не Rome 3, а именно Attila сделало игру еще более покупаемой, ведь история идет вперед, и Creative Assembly об этом не забывает. Молодцы!

Которая в своём запасе не имела ничего особенно нового, но которая собралась с силами и смогла встряхнуть всю игровую аудиторию. Времена нынче другие, поэтому теперь не будет спокойного и стабильного Рима как раньше.

Теперь пришло время для хаоса перемен. Где-то в степях Сарматов, собирается и выдвигается на Рим огромные полки гуннов - ужасные кочевники, которые всегда мечтали стать во главе мирового господства, при этом живущие лишь на грабежах. Но не только в силовой структуре произошли перемены. Климат начинается меняться и теперь на смену солнечной Европе пришла суровая и холодная зима. Даже суровые племена в Германии теперь вынуждены спустится с гор и отправится искать более плодотворное место. Так и начинается знаменитое переселение племён и народов. Так начинается нашумевшая игра .

Самое удивительное в игре то, что студия смогла точно передать ту самую атмосферу, которая царила в то время в Европе и вообще во всём мире. Мрачная и тёмная эпоха, с новыми и улучшенными механизмами. Пусть и изменений в самом "сердце" никаких глобальных не произошло, но геймплей изменился не на шутку. Но это и понятно, ведь он должен соответствовать той реальности, под которую строится.

Впервые сразу нужно упомянуть то, что за достаточно долгое время игровая структурая в управление фракциями теперь отличается кординально. Конечно, основные исторические компании остались: Восточная и Западная Римская империя, но и изменения так же появились. Византия теперь стоит в двойном положении: с одной стороны находится самая крупная фракция в игре, которая имеет очень сильную экономику, имеющая соответственно мощную армию и получающая бонус за каждый контролируемый город; на другой же стороне двигается невиданное количество варваров. Именно по этой причине, каждый фанат крупных и сильной развитых цивилизаций должен обратить своё внимание именно на такую фракцию. Что касается компании - она достаточно сложная, при этом очень интересная и насыщенная.

Взять теперь Западную Римскую империю сможет лишь тот, кто любит бросать вызов суровым и жёстким испытаниям. Даже есть такая графа, как "Базовая сложность", а там при выборе какой-либо фракции есть мало замысловатое слово "Легендарная". Поэтому на этом уровне сложности всё будет соответствовать действительности - наследник знаменитого римского престола должен пережить не самое сладкое положение, территория будет невероятно большой, а казна просто опустевшей, при этом всём постоянно процветает коррупция, а побитую и покалеченную римскую армию теперь вовсе не узнать. И при этом постоянно сидит мысль о том, что с каждым новым ходом, всё ближе приближаются огромные орды варваров. Удержать, а тем более спасти свой народ будет не самой лёгкой задачей. Что уж говорить про захват новых территорий…

По силе на третьем месте хорошо уселась Сассандиская перская империя. Кстати, играя за эту фракцию, она будет постоянно навевать воспоминания о той самой . Огромная, к тому же, спокойная территория, где можно даже подумать о территориальной жёсткой экспансии. Стоит отметить, что данная фракция прекрасна была прорисована, а их города напоминают какие-то сказочные места.


Самой мало-ожидаемой фракцией среди всех, как раз таки оказались сами гунны. С самого начала релиза, студия неоднократно заявляла, что гунны будут неиграбельны, но их впоследствии сделали вообще самыми главными в игре. Именно для этой фракции отдельно писали сюжет и снимали новые ролики. Смешно, но компания игры начинает своё действие задолго до рождения Великого Аттилы, поэтому каждый сможет стать свидетелем того, как этот вождь будет набирать авторитет, собирать силы и показывать свою ярость. Ну и в конце концов, станете свидетелями покорения этого мира. Вся проблема гуннов заключается именно в этом: весь их путь, полностью и напрочь заскриптован.

Сидеть в какой-то точке карты и выжидать рождения завоеватели невероятно скучно, а занимать какие-либо города нельзя, а если занять грабежами и вербовкой солдат, тогда не факт, что вы сможете пережить зиму. Есть вариант сделать палаточный городок из армии, но сути игры это никак не изменит. К времени, когда Аттила наконец-то подымается на ноги, вся глобальная карта уже поделена народами, которые занимаются активным переселением. А бонусы, которые даются за каждую фракцию ведут очень часто к тому, что уничтожить новый отряд гуннов может каждый. Данная правда приносит куда меньше разочарований, чем полностью и напрочь закриптовання игровая компания гуннов, так и приходишь к выводу, что лучше бы гунны так и оставались недоступной фракцией среди всех остальных.

В не обошлось и без того, что теперь можно взять под свой контроль какую-нибудь минорную фракцию таких, к примеру, как франки или же саксы. В общем, получилось всё достаточно стандартно: вы медленно, но уверенно растёте, при этом с каждым процентом роста увеличиваете своё международное влияние, а вовремя этого всего вы ещё выполняете какие-нибудь цели. Те же самые Франки, могут начать выстраивать свою могучую империю ещё задолго до назначенной им истории.

На удивление, самыми интересными компаниями оказываются за те народы, которые активно переселяют вроде Вандалов и Готов. Играя за них, всё начинается с того, что вам дают парочку армий, при помощи которых вы можете захватить какую-нибудь территорию и начать воздвигать свою империю. Геймплей устроен таким образом, что вы ожесточаете выживанию падающей римской империи. Вы свободно и без волнений можете бродить и грабить римские посёлки, где своим числом можно свободно давить знаменитые римские когорты. Какой-то город вы можете взять себе, а какой-то можете оставить падать дальше. При этом, вам не нужно на данном этапе заботиться о какой-то экономике, о религиозных отношениях - просто идиллия. Само достоинство таких компаний заключается в том, что вы играя в них получаете большое количество вариантов развития и возможностей для этого! Захотели повторить поход Вандалов на Карфаген? Пожалуйста! Хотите поиграть на востоке? Без проблем! Начать погромы по всему Западному Риму? Запросто!

В качестве противоположности по размеренным войнам на территориях - сделали полный глобальный хаос. Вокруг вас будут постоянно кого-то грабить, осаждать города, уничтожать и появляться фракции, парой даже поселения вовсе будут стирать с лица этой земли (при чём это основная новая деталь игры). Теперь город вы можете не только захватить или разграбить, но и вовсе его уничтожить. Всё это будет сопровождать очень красивой и детальной анимацией, которая напоминает какой-то сброс ядерной бомбы на остров Хиросима. После этого уничтожения, на земле вы сможете отыскать лишь развалины, а чтобы восстановить такой город, придётся немало вбить туда золота, так как восстановление городов - очень дорогое удовольствие, то на карте будет всё больше и больше появляться разнообразных развалин. Тем более нынешний ИИ особо с этим не церемонится.

Ныне теперь армия имеет свою шкалу верности и такой параметр, как "Санитария". Ваши полководцы и губернаторы теперь будут так же получать опыт, который можно вложить в какой-нибудь навык. Теперь религия опять таки играет немаловажную роль. Если, к примеру, вы вовремя принимаете христианство, тогда возможно спасёте свой народ. Но самая главная деталь игры в этом плане стала политическая жизнь. Сказать, что её сделали сложной - значит нечего не сказать. При этом, если контролирующие элементы игры оказывают помощь, то разнообразные отношения между фракциями становятся лишь ещё одни грузом в игре, которая и так уже буквально перегружена своими деталями.

В какой-то момент даже могут повздорить члены вашей семьи, при чём повздорить они могут с вашим генералом, поэтому если будете разбираться в таких ситуациях, то в какой-то степени будет страдать ваше влияние и добиться успеха везде не получится, какая-нибудь сторона будет в любом случае обиженна. А если обиженный окажется какой-нибудь важной шишкой (губернатор провинции и прочие), тогда дело может перейти и в гражданскую войну.


Тактическая часть игры так же тоже немало изменилась. Теперь среди отрядов варваров вы сможете встретить даже девушек, кроме этого формаций стало намного больше, чем раньше. При этом ими нужно будет пользоваться в обязательном порядке, а не то иначе некоторые отряды могут стать совершенно неуправляемые. Теперь идея связанная баррикадами и колами заслужила новое продолжение, поэтому польза от них будет намного большей. Случайно загоревшееся древо на поле битвы, может упасть на какую-нибудь постройку или отряд, впоследствии принесёт большое количество потерь. И учтите, если это дерево упало на здание, а оно в свою очередь сгорело или развалилось, тогда в случае захвата восстанавливать всё придётся именно вам, поэтому в ваших интересах захватить более-менее целый город.

Продолжая обзор игр сегодня мы бы хотели представить Вашему вниманию Total War: Attila. Данную игру, скорее всего, можно назвать большим дополнением к легендарной Rome 2. Все тот же движок, та же глобальная карта, захват Европы, но есть одно но, теперь игрокам предстоит перенестись к временам поздней античности. Если Вы играли в Rome 2, то сразу сможете заметить те же государства, с перерисованными эмблемами и воинами. Итак, давайте познакомимся с игрой чуть ближе.

Видео обзор

Основное внимание в игре уделяется Великой эпохе переселения народов и вряд ли кто-то не согласится с тем, что это нет ничего странного в упоре именно на племенах кочевников.

Геймплей игры

Раз уж основное внимание в игре уделено именно кочевникам, поговорим именно о них. Весь интерес кочевников в том, что игру они начинают без всяких городов и провинций. В их управлении лишь небольшая, но отлично подготовленная армия.

И ничего страшного в том, что у них нет своего постоянного места жительства нет, ибо для варваров это не приносит никаких проблем, ведь они на то и варвары, что постоянно осваивают что-то новое. Для них не составляет особого труда обосноваться будь то на побережье или в глухом лесу.

Также отдельное внимание следует уделить тому, что в Total War: Attila города можно полностью уничтожать, что уже является весомым аргументом. Кроме всего этого, игрокам открывается доступ, можно сказать, к новой тактике "выжженной земли". Если Вы, по какой-то причине не можете удержать важный для своего города регион, то просто опустошите ее и противнику достанутся одни лишь "угли".

Возвращаясь к кочевникам, их основная цель - это разбой и грабеж. Играя за орду, Вы полностью будете ощущать себя главным злодеем в этой увлекательной игре и что самое главное, именно таких врагов боятся практически все, перед Вами будут трепетать и склонять колени многие. Но это не говорит о том, что играя за кочевников всегда нужно будет бегать с одного места на другое, всегда можно оставить в целости и сохранности любой захваченный город и тем самым поменять жизнь в юртах на роскошные апартаменты.

Отдельное внимание следует уделить тому, что место для своего нового или будущего государства следует выбирать тщательнее, ибо в Attila климат достаточно суров и изменчив, в связи с чем центральные и северные провинции будут приносить не так много пищи. Отсюда и появилась цель кочевников - прорваться в теплые края.

Что касается других империй, в частности Восточной и Западной Римской империи, вряд ли можно сказать, что они радуются тому, что на их земли нападают кочевники и римским войскам есть где показать свою силу. Если Вы хотите хардкор и не ищете легких путей, то кампании за римлян созданы именно для Вас. Конечно, по началу римляне очень могущественны. Их территория наполнена богатыми землями, под их управлением огромные армии, однако через несколько ходов все это начинает угасать прямо на глазах.

Нововведения

Наверняка многие геймеры порадуются, узнав что в Total War: Attila вернули семейное древо. Для чего же оно нужно? Ответ прост, чтобы избежать войны внутри своей большой семьи, где каждый хочет стать главным. Нужно избавиться от проблемного родственника? Пожалуйста, закажите его наемным убийцам или отправьте его в поход, который обречен на поражение. Другими словами все в Ваших руках, главное успевайте все это контролировать, пока не начался бунт.

Если говорить о самих сражениях, если сравнивать их со сражениями Rome 2, есть несколько изменений. Конечно их не так много, однако именно благодаря им битвы стали весьма зрелищными и что самое главное все стало реалистичным. Строй держится дольше, а если пришлось отступить, то перегруппировка теперь происходит быстрее. Что самое главное теперь нет ощущения, что поле брани превратился в некий марафон, где солдаты носятся со стороны в сторону, ведь исход битвы полностью зависит от усталости Вашей армии.

Режим осады

Итак, давайте немного поговорим о осадах. Теперь осажденный город можно полностью сжечь. Для этого достаточно использовать огненные стрелы, либо катапульты. Пока огонь будет распространяться между домами, уничтожая все живое, боевой дух обороняющихся постепенно будет снижаться и это Вам на руку. Осадный режим наверно один из самых впечатляющих решений в игре Total War: Attila, особенно когда битва идет за Рим или даже за Константинополь.

Звуковое сопровождение

Что касается звукового сопровождения в игре Total War: Attila, то вряд ли можно сказать, что упор был сделан именно на данное решение, однако не смотря на все это звук в данной игре отменный. Озвучка весьма интересна и обязательно должна понравится многим геймерам.

Итоги по Total War: Attila

Итак, давайте подведем итоги. Погрузившись в Total War: Attila и все эти политические и военные механизмы, игра получилась более чем достойно. Attila действительно стала совершенно новым стилем игры, ибо играя за кочевников целиком погружаешься в этот "сумасшедший" мир, где все зависит не только от сильного кулака. Здесь Вам придется полностью подключить свой мозг, ибо исход сражения всегда можно повернуть в свою сторону, было бы желание и сноровка. Нужно отметить тот факт, что Total War: Attila это улучшенная версия и доведенная до совершенства Rome 2, где появилось множество новых идей, которые дают возможность говорить о том, что Total War: Attila это самостоятельная игра.

Комментарии:

Компания Samsung представила в Индии бюджетный смартфон Galaxy A10, который стал самой доступной моделью...

Сегодня в центре внимания 32-дюймовый телевизор с поддержкой технологии HDR. Помимо этого, KIVI 32FR50BR ...

Компания Xiaomi официально представила ожидаемый многими смартфон Redmi Note 7 Pro, который позиционирует...


И пришли варвары

Признайтесь, после анонса у вас пальцы на мышке зачесались… и было с чего! Студия Creative Assembly , расписывая свое девятое детище из серии , не поскупилась на обещания. Перечислять не станем, достаточно выразить это так: «все, что было хорошего у предшественников – улучшим, что было плохого – пофиксим, новые фичи – добавим, и подадим под соусом из великолепной картинки».

Трейлеры игры радовали глаз и звали вершить судьбы истории, а сам Аттила – угрожал жестокой расправой Великому Риму! И вот этот день настал, мир замер в предвкушении. По крайней мере, мир фанатов серии…

Первый камень

К сожалению, устроить веселую жизнь Римлянам, Франкам, и прочим Саксам от имени самого Аттилы не получится – великий вождь Гуннов, хоть и подарил имя игре, играбельным персонажем не является. Видимо, чтобы начинающие полководцы не изваляли его славное имя в грязи своими неопытными действиями.

А действия такие, как ни крути, будут. И виной тому не столько сложность самой игры, сколько проблемы с оптимизацией. Релизная версия страдала проседаниями FPS и периодическими вылетами у множества игроков (преимущественно – использующих русскую локализацию).

Конечно, при столь красивой графике, высокие системные требования были неизбежны, но когда игра начинает лагать даже на мощных компьютерах, успешно управлять огромным войском – весьма проблематично. Остается либо танцевать с бубном в меню настроек, либо ждать патчей.

Будет обидно, если сейчас случится вылет и все эти доблестные воины погибли напрасно


Справедливости ради стоит отметить, что первые заплатки хотя бы устранили проблему вылетов, повергающую геймеров в ярость. – не та игра, где можно бесконечно использовать save/load , поэтому краш игры в самом конце победоносного и непростого сражения грозит массовым выгоранием нервных клеток. Что и происходило на первых порах.

Нашлись, конечно, и те, кому не понравилась сама концепция нового мира. Мол, все игровые нововведения можно было реализовать в и не париться. Но, объективно, немногочисленные минусы игры вскоре поправятся модами и патчами. Почему бы не порадовать себя чем-то новым?

Total war...Total war never changes

Игровая механика кардинально не изменилась относительно предыдущих частей. У нас все также есть собственное государство, бравое войско, и непомерные амбиции к расширению влияния. На практике же воплотить эти амбиции в жизнь будет ой, как непросто, особенно, если вы ранее не сталкивались с серией .

В игре, конечно, присутствует обучение, но чтобы стать успешным правителем, нужно проштудировать немало внутриигровых обучающих материалов. Казалось бы, типичная «камень-ножницы-бумага» : кавалерия как раскаленный нож врезается в пехоту, кромсая направо и налево, пехота шустро просачивается сквозь древки пикинеров, ловко орудуя мечами и топориками, а пикинеры любезно нанизывают кавалеристов на копья, как канапе. И где-то в тылу, под охраной, стоят лучники, охлаждая военные страсти дождем из стрел. Звучит не сложно? Как бы не так.

Уже скоро рассветную тишину разорвет звон металла и крики умирающих


У каждого типа войск (а их в игре полно, в соответствии с реальными историческими племенами и их воинами) есть как уникальные, так и общие умения. Разные варианты построений – для разных ситуаций. Нужно вовремя прятать воинов за стеной щитов, нужно стремительно бросаться на врага, сокращая дистанцию, постоянно маневрировать, атаковать с тыла, давить противника с флангов.

Обязательно придется учитывать условия погоды и местности. Солдаты, как правило, не очень хорошо сражаются, совершив марш-бросок через заснеженный лес в метель, с последующим заползанием на гору.

Поле боя в – это не просто отличный пейзаж, где сотни NPC ведут войну не на жизнь, а на смерть, в окружении дыма и пылающих построек, это – динамично меняющиеся события. Тот, кто научится на них грамотно реагировать, обращать в свою пользу – выйдет победителем из многих славных битв. В противном случае, даже более мощная и подготовленная армия проиграет хорошему тактику.

Я шел Аттилой по обугленной земле

Разработчики постарались максимально угодить игрокам, которые предпочитают покорять народы не словом и экономикой, а огнем и мечом. Новые игровые возможности позволяют буквально сжигать города и местность дотла , повергая противника в ужас.

Даже рядовые лучники не брезгуют добавить огонька на свои стрелы. Что уж говорить об огромных осадных машинах , разбрызгивающих зажигательные снаряды по городским улицам. Выглядит вся эта феерия мрачно и прекрасно, особенно – когда на глазах игрока осаждаемый город постепенно превращается в руины.

Не стоит, однако, забывать, что игрок и его противники находятся в равных условиях. Если война принимает крутой оборот и войска неприятеля стекаются к городской твердыне, то иногда лучшее, что можно сделать – собственноручно поджечь населенный пункт и в спешке спасать людей и припасы. Врагу придется либо потратить немало времени и ресурсов на его восстановление, либо, извините – уютная зимовка в тепле отменяется. Вокруг – одни стены и пепел. И это – еще одно нововведение, как и возможность возведения баррикад , помогающих при осаде (если есть шансы ее выстоять).

Вот оно, хваленое римское гостеприимство


Разработчики обещали также вернуть болезни и эпидемии . И тут – никакого обмана, на радость геймерам. Или не на радость? Это уже каждый решит для себя, я лишь позволю себе дать совет: держите свои поселения и города в чистоте. Если люди начинают пить воду, что называется, из козьего копытца… козленочком, конечно, никто не становится, просто дизентерия дурно сказывается на боевом духе и работоспособности. А еще от нее умирают.

Никуда не делись и морские осады. Зачем топать пешком через полмира, чтобы выразить свою неприязнь далекому вождю, если к нему можно просто приплыть? Тем более, что размер карты довольно внушителен (примерно как в ). Корабли позволяют не только ловко десантироваться на берег, но и делить на ноль вражеский флот в романтичной обстановке водных просторов. О грустной возможности отправиться на дно самостоятельно и упоминать не будем.

Не мечом единым

Могло сложиться впечатление, что – это исключительно жестокая и военизированная игра, но это не так. Если нет желания (или возможности) сделать из черепа очередного вождя чашу для медовухи, можно попробовать разделить с ним хлеб-соль. Тут в дело вступает дипломатия. Причем, она неотделима от войны.

Не получится просто носиться по карте, сокрушая правых и виноватых. Каждый ход требует времени, причем значительного. Игровые годы летят, города без участия игрока и должного развития, приходят в упадок и не могут конкурировать с развивающимися соседями. А сами соседи, затаив обиду, могут объединяться и жестоко мстить самоуверенному завоевателю.

Разобраться в мировой ситуации здорово помогает переработанный интерфейс. Для сравнения, интерфейс снискал немало критики как неудобный и неинформативный. В такой проблемы нет. После ознакомления и изучения HUD становится незаменимым инструментом. Он показывает количество войск, денег, ресурсов, прибылей со своих территорий, дает доступ к тоннам обучающих трактатов.

Что немаловажно, в игру вернули систему династий, под корень выпиленную в . Можно управлять заключением брачных союзов (или просто плодить бастардов), следить за развитием фамильных древ, назначать персонажей на различные государственные и муниципальные должности. Там же происходит развитие военачальников – каждый, с ростом влияния, способен изучать дополнительные способности, улучшающие военное искусство или дипломатию.

Вернули даже возможность изменять вероисповедание своих подданных. Сами они, может, и не будут в восторге, зато появляются новые рычаги политического влияния.


Территории - внушительны, возможностей войн и союзов - хоть отбавляй

Система технологий в делится на две ветви: дипломатия и милитаризм . Их развитие помогает выработать свой собственный стиль игры, получить отличительные сильные и слабые стороны.

И ты, Брут!

Отдельно нужно остановиться на особенностях сетевой игры . Если хочется выяснить, кто из ваших друзей – лучший полководец, то Attila поможет решить данный спор наиболее объективно.

Существует возможность пользовательских сражений по мотивам значимых битв – тут присутствуют и осады, и морские баталии, и столкновения в чистом поле, есть где разгуляться тактической смекалке и воображению.

Из интересных нововведений – нельзя не упомянуть о возможности совместного прохождения кампании . Согласитесь, непросто существовать одному во враждебном мире, где постоянно ведутся закулисные игры, возникают и рушатся военные союзы, буйным цветом цветет предательство и шпионаж.

Часто, чтобы понять, почему испортились отношения с какой-либо фракцией, нужно прокрутить в памяти несколько ходов назад, вспомнить – где именно была совершена ошибка. Причем, она может быть допущена из-за банального недостатка информации о противнике.

А с товарищем – можно и в огонь, и в воду. Главное – следить, как бы он сам не воткнул вам нож в спину. Политика – грязная штука.

Ad futarum memoriam

Держать в голове стремительно меняющуюся ситуацию на политической арене – нет необходимости, за вас это сделают летописцы. Вся полученная информация, будь то заключение союза, или любая, самая маленькая битва, фиксируется в игровых летописях. По сравнению с эта система была оптимизирована, теперь находить интересующую информацию намного проще и удобнее.

Игра в способна занять на долгие недели (а по игровому календарю – на многие годы!), благодаря сложному, интересному, динамичному геймплею и возможности разделить приключения с другими игроками. Наблюдается несколько «деревянная» анимация войск, но, учитывая масштабы сражений, на это попросту не обращаешь внимания.

Это, безусловно, достойный представитель серии и заслуживает почетного места – в реальных летописях игровой индустрии.

Когда в серии впервые появились мушкеты и многоствольные пушки, авторы принялись топтаться на месте. Они добавили великолепные морские баталии в — и сломали ИИ. Улучшили графику и устроили кровопролитие в — и тут же «забыли» про корабли. А уж стала сплошным разочарованием. Теперь встряска нужна знаменитой серии стратегий как никогда.

Каждый ошибается, но лишь дурак упорствует в ошибках

Версию , которая поступила в продажу два года назад, можно охарактеризовать одним словом – «корявая». Управление государством было очень неудобным, а бои получались ужасно скучными, ведь боты вели себя глупо и пассивно. Мультиплеер оказался куда примитивнее, чем в : без редактора юнитов, стратегической карты, «прокачки» генералов и даже автоматча.

Худой мир лучше доброй войны

В виртуальных сражениях воины Аттилы тоже заметно отличаются от других фракций. Подобно монголам, они обожают лошадей и в совершенстве владеют стрельбой из лука на скаку, поэтому манёвр «ударь и убегай» — самый эффективный для тех, кому по силам побороть скуку от затяжных баталий. В остальном же бои в не поменялись, разве что войска гораздо прочнее держат строй, нежели в . К сожалению, не пыталась разнообразить опостылевшую формулу «конница — лучники — копейщики».

Как и раньше, искусственный интеллект берет не хитростью, а числом, получая подкрепления в буквальном смысле из ниоткуда. На высокой сложности даже в захудалой провинции могут сидеть целые легионы. Соображают они, может, и плохо, но перебить все — очень непростая задача. Лучше добраться до чужого военачальника и проткнуть его копьем. Вражеская армия тут же дрогнет и побежит с поля боя, побросав оружие.

Зато управление теперь удобнее. Иллюстрации для отображения юнитов разработчики заменили 3D-моделями, заодно избавив от старых «багов», преследующих серию еще с (вроде зависания отрядов или случайного построения вместо продуманных заготовок).

Больше радуют и осады городов, в которые художники и дизайнеры наконец-то вдохнули жизнь. Скопища маленьких домиков сбиваются в тесные улочки, по ним снуют беспокойные жители, защитники стоят на спешно возведенных баррикадах… Если вы разгромите деревню, а спустя некоторое время вернетесь в нее, то увидите всё те же дымящиеся руины. В локациях вообще прибавилось приятных глазу деталей. Особенно мне запомнились дикие олени, убегающие из леса, подальше от шумных сражений.

Всё по-старому

К тому же любые удачные находки перечеркивает завал на техническом фронте. Безусловно, сделала очень красивую игру. Потрясающая природа, детально прорисованные модели… Художники отказались от желтой гаммы и придали более серые и холодные оттенки — в духе мрачной эпохи Великого переселения народов. Но почему, несмотря на одно и то же качество графики, новая Total War «тормозит» сильнее предшественницы?

Сетевую часть разработчики игнорируют еще с , поэтому любителям мультиплеера придется обойтись банальным «скирмишем» через браузер серверов. И меня нисколько не удивляет, что в Steam люди охотнее играют в и даже в купленную с большой скидкой , нежели в .

* * *

P.S. Сразу после релиза выставила в Steam аж три дополнительные фракции — каждую по 200 с лишним рублей. Как не стыдно!


Филипп Вольнов

Total War: Attila

Статьи по теме: