Правила международной ассоциации клубов что где когда. Что такое «Спортивное Что? Где? Когда? Игроки и команды

ПОЛОЖЕНИЕ

Об финале школьного чемпионата Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по интеллектуальным играм сезона 2015-2016г.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Финал школьного чемпионата Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по интеллектуальным играм (далее – финал) проводится с целью выявления сильнейших школьных команд Югры по играм «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг», «Эрудит-квартет», «Мультиигры».

УЧРЕДИТЕЛИ И ОРГАНИЗАТОРЫ

· Клуб Интеллектуальных Игр г. Сургута;

· АНО «Интеллектуальный Клуб»;

· РОО «Югорский интеллектуальный клуб»;

ФОРМАТ ФИНАЛА

Финал проводится в четырех номинациях: «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг», «Эрудит-квартет» и «Мультиигры».

РУКОВОДЯЩИЕ И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ

· Оргкомитет разрабатывает и реализует программу отбора, утверждает персональный состав Жюри. В оргкомитет входят представители учредителей и организаторов клубов интеллектуальных игр в муниципалитетах Югры.

· Игровое жюри готовит игровой пакет, включающий вопросы, правильные ответы, инструкции по зачету, источники информации, сведения об авторах вопроса, комментарии;

· Апелляционное жюри рассматривает апелляциисогласно кодексу спортивного «Что? Где? Когда?», разработанному комиссией Международной ассоциации клубов «Что? Где? Когда?» по этике и унификации правил за 2003 год.



УЧАСТНИКИ

· Все участники должны соблюдать правила, установленные на территории проведения игр. Оргкомитет имеет право отстранить команду или отдельных игроков от участия в играх за неспортивное поведение, а также за нарушение этических норм;

· В финале могут принимать участие команды, состоящие из учащихся средних общеобразовательных учреждениях, а также не имеющие законченного среднего (полного) образования учащиеся 1-2 курса средних профессиональных учебных заведений (СПУЗ), получившие по итогам отборочного этапа приглашение принять участие в финале;

· Участвующие команды подразделяются на две зачетные категории: старшую (учащиеся 9-11 классов СОШ или 1-2 курсов СПУЗ) и младшую (учащиеся 7-9 классов СОШ);

· Все участники чемпионата должны постоянно проживать на территории Ханты-Мансийского АО – Югры;

· Капитан команды является единственным ее представителем в любых переговорах с Оргкомитетом или Жюри. Команда вправе сменить капитана в ходе турнира, известив об этом Оргкомитет.

ШТРАФНЫЕ САНКЦИИ И СПОРНЫЕ СИТУАЦИИ

Оргкомитет вправе применять штрафные санкции к участникам Финала в следующих случаях:

· Нарушение данного положения;

· Нарушение правил поведения на территории проведения игр;

· Проявление неспортивного поведения;

· Публичное употребление ненормативной лексики;

· Употребление спиртных напитков;

· Нарушение правил установленных оргкомитетом и публично озвученных во время проведения отбора.

К участникам отбора могут применяться следующие санкции:

· Предупреждение;

· Временная дисквалификация игрока;

· Дисквалификация игрока до конца турнира;

· Дисквалификация команды и аннулирование ее результатов;

· Снятие игровых очков с команды.

Участники отбора имеют право:

· Подавать апелляции на снятие вопроса или зачет дуальных версий на вопросы турнира по «Что? Где? Когда?»;

· Требовать смены ведущего в случае, если им дважды в течение одного тура были допущены грубые ошибки, приведшие к снятию вопроса или аннулированию результата розыгрыша вопроса;

· Требовать снятия вопроса, если ведущий при его прочтении исказил текст так, что это помешало или помогло одной из команд дать правильный ответ;

· Требовать аннулирования результата розыгрыша вопроса, если ведущий до оглашения ответа предпринял действия, которые можно расценивать как подсказку;

· Обращаться в оргкомитет с протестами на неспортивное поведение участников турнира или представителей Оргкомитета.

Все спорные ситуации, не описанные в настоящем положении, находятся в компетенции Оргкомитета. Принятые Оргкомитетом решения доводятся до участников и являются окончательными. Состав Оргкомитета объявляется перед началом турнира.

РАСПИСАНИЕ ЧЕМПИОНАТА

11:00 – Регистрация команд

11:30 – Открытие чемпионата

12:00 – «Мультиигры» блок 1

12:20 – «Что? Где? Когда?» 1,2,3 тур

14:00 – Обед

15:30 – «Мультиигры» блок 2.

15:50 – «Брейн-ринг»

17:30 – «Эрудит-квартет»

19:00 – Окончание первого дня

10:00 – «Брейн-ринг» финальная часть

11:00 – «Эрудит-квартет»

12:30 – Обед

13:30 – Мастер-класс

14:30 – «Мультиигры» блок 3

14:50 – «Что? Где? Когда?» 4,5 тур

16:00 – Награждение

16:30 – Закрытие чемпионата

Расписание может быть изменено.

ПРАВИЛА СПОРТИВНОЙ ВЕРСИИ ИГРЫ «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»

· Игра проводится согласно кодексу спортивного ЧГК, разработанному комиссией Международной ассоциации клубов «Что? Где? Когда?» по этике и унификации правил за 2003 г. (www.chgk.ru);

· Результатом команды является количество вопросов, на которые она ответила правильно (за исключением вопросов, которые Жюри признало некорректными). Любое, даже малозначительное отклонение от авторского ответа, делает ответ команды спорным;

· Любая команда, ответ которой дословно не совпадает с авторским, имеет право подать апелляцию на зачет своего ответа. Любая команда имеет право подать апелляцию на некорректность любого вопроса.

· В случае равенства суммы очков при подведении итогов чемпионата по «Что? Где? Когда?» у команд, претендующих на призовые места, назначается «перестрелка» (ее формат определяет Оргкомитет); в иных случаях показателем является наименьшая сумма мест на этапах чемпионата. Если и этот показатель у команд идентичен, то вторым показателем является рейтинг взятых командами вопросов.

Кодекс спортивного «Что? Где? Когда?»

§ Подкомиссия по унификации правил турнирной комиссии МАК "Что? Где? Когда?"

§ Комиссия МАК "Что? Где? Когда?" по этике

Преамбула

Данный Кодекс представляет собой основные правила спортивного варианта игры «Что? Где? Когда?» (далее – ЧГК).

Данный Кодекс не предусматривает все ситуации, возникающие в ходе игры, и не регламентирует все детали организации игры. В тех случаях, которые не полностью регулируются соответствующим параграфом Кодекса, решения должны приниматься на основе аналогичных ситуаций, рассматриваемых в Кодексе.

Кодекс исходит из того, что лица, выполняющие различные функции, описанные в Кодексе, обладают необходимой компетенцией, достаточным здравым смыслом и абсолютно объективны.

При проведении соревнования по ЧГК данный Кодекс должен использоваться совместно с регламентом соревнования. Регламент соревнования не должен противоречить данному Кодексу. Регламент соревнования должен содержать всю информацию, которая в тексте данного Кодекса упоминается как содержащаяся в регламенте.

Настоящий Кодекс вступает в действие после его утверждения Правлением Международной Ассоциации Клубов «Что? Где? Когда?» и распространяется на соревнования, начавшиеся не ранее чем через месяц после публикации. Приложения А-Е являются неотъемлемой частью Кодекса и начинают действовать одновременно с основной частью.

Характеристика игры ЧГК

ЧГК – командная игра, в которой команды соревнуются в умении находить правильный ответ на поставленный перед ними вопрос за ограниченное время. Цель команды в процессе игры – ответить на большее число вопросов, чем её соперники.



Часть 1. Игра

Глава 1.1. Участники игры

Оргкомитет соревнования

ОС выполняет следующие функции:

· разработка регламента соревнования;

· обеспечение проведения соревнования и подведение его итогов в соответствии с настоящим Кодексом;

· контроль соблюдения правил игры;

· принятие решений в спорных ситуациях, находящихся вне компетенции других органов.

На очных соревнованиях обязан присутствовать хотя бы один член ОС.

Редакционная коллегия

Для проверки и оценки отдельных вопросов и всего пакета в целом РК имеет право привлечь тестеров – лиц, обладающих опытом игры и заведомо не участвующих в проводимом соревновании.

Игровое жюри и Техническая комиссия

В функции Игрового жюри (ИЖ) входит:

· принятие решений о зачёте ответов, данных командами;

· подведение предварительных итогов тура (соревнования) и внесение в них исправлений при обнаружении технических ошибок;

· ведение таблицы результатов и хранение карточек с ответами команд.

В состав ИЖ должно входить не менее двух человек. В очных соревнованиях численность ИЖ рекомендуется увязывать с количеством участвующих команд (не менее одного члена ИЖ на каждые 15-20 участвующих команд).

ИЖ обязано при определении правильности ответов руководствоваться правилами, сформулированными в Главе 2.1 настоящего Кодекса. В случаях, не подпадающих под действие этих правил, ИЖ имеет право оценивать правильность ответов по собственному усмотрению.

Осуществляя контроль за соблюдением правил игры, ИЖ обязано руководствоваться соответствующими положениями настоящего Кодекса и соответствующими пунктами регламента.

В соревнованиях с большим количеством команд для помощи ИЖ может быть создана Техническая комиссия (далее – ТК), которая осуществляет ведение таблицы результатов и хранение карточек с ответами команд. Назначение ТК и пополнение её новыми членами может быть произведено ОС и его представителем как до начала соревнования, так и в ходе его.

Различные туры одного соревнования могут проводиться с участием разных составов ИЖ и ТК. Если в соревновании отдельные туры проводятся командами-участницами, состав ИЖ и ТК определяется проводящей тур командой.

ОС вправе отстранить члена ИЖ или ТК от участия в соревновании в случае, если он не справляется со своими функциями.

Общение игроков с ИЖ и ТК в ходе игры запрещено. В перерывах между турами во время работы ИЖ и ТК общение с ними разрешено только капитанам команд.

Действия ИЖ подробно описаны в параграфах 1.3.7 и 1.3.8.

Апелляционное Жюри

Апелляционное жюри формируется ОС, если регламент соревнования предусматривает подачу апелляций. АЖ должно быть сформировано до начала соревнования. Функции АЖ могут быть возложены на ИЖ, в этом случае все перечисленные ниже права и обязанности АЖ возлагаются на ИЖ. АЖ либо присутствует на игре, либо осуществляет свою деятельность при помощи различных средств связи (телефон, Интернет и т.п.). В регламенте должен быть в явном виде определён порядок формирования и работы АЖ, а также зафиксировано решение о возможности участия в АЖ членов ОС, лиц, включённых в ИЖ или ТК, ведущего, авторов вопросов.

В состав АЖ должно входить не менее трёх человек.

Секретарь АЖ, назначаемый ОС, принимает и регистрирует апелляции играющих команд и передаёт их в АЖ. Секретарь АЖ не является членом АЖ и не принимает участия в разборе апелляций.

АЖ имеет право привлечь для консультаций любое лицо.

Общение игроков с АЖ в ходе игры запрещено. В перерывах между турами до оглашения вердиктов по поданным апелляциям общение игроков с АЖ разрешено только по инициативе АЖ.

Отстранение от участия в соревновании или замена члена АЖ может производиться ОС только в исключительных случаях.

Действия АЖ подробно описаны в Главе 2.2.


Игроки и команды

Игроками считаются лица, объединённые в команды для участия в соревновании, независимо от фактического присутствия или отсутствия за игровым столом.

За команду могут играть только включенные в её заявочный состав игроки (см. Главу 3.4). В каждый момент за игровым столом могут находиться не более шести игроков. Игроки команды, не принимающие участия в игре в данный момент, называются запасными. Замена игрока (ввод в игру запасного игрока) может производиться только в перерывах между турами. Игрок, опоздавший к началу тура, имеет право занять своё место только в перерыве между вопросными раундами с разрешения ведущего.

В каждой команде особые функции выполняет капитан. В заявочном списке команды (см. параграф 3.4.1) должно быть явно указано, кто является её капитаном.

По согласованию с ОС или его представителем функции капитана могут быть временно переданы другому игроку той же команды. Этот игрок не считается капитаном команды, но получает права капитана при общении с ОС и ИЖ.

Ведущий

Функции ведущего могут быть возложены ОС на любое лицо, не участвующее в данном соревновании (или данной его части) в качестве игрока. В случае неудовлетворительного исполнения ведущим своих функций либо в порядке дисциплинарных санкций он может быть отстранён ОС от участия в соревновании и заменён.

Различные туры одного соревнования могут проводиться с участием разных ведущих. В соревнованиях, в которых отдельные туры проводятся командами-участницами, ведущий тура, как правило, назначается проводящей тур командой.

Ведущий выполняет следующие основные функции:

· оперативное руководство действиями секундантов;

· оперативный контроль за соблюдением норм настоящего Кодекса и регламента в ходе игры;

· ведение отсчёта времени в случае отсутствия автоматической системы отсчёта.

Ведущий обязан:

· обладать хорошей дикцией и свободно владеть разговорным языком, на котором ведётся игра;

· предварительно ознакомиться с игровыми материалами;

· чётко и разборчиво зачитывать вопросы.

Ведущий имеет право:

· при необходимости повторить весь текст вопроса или отдельные его фрагменты;

· в соответствии с Параграфом 1.1.5 разрешать опоздавшим либо вернувшимся игрокам в перерыве между раундами занять место за игровым столом; в исключительных случаях разрешать отдельным игрокам покинуть игровое помещение;

· отмечать нарушение норм настоящего Кодекса или регламента отдельными игроками или командами и сообщать о них ИЖ или ОС, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или регламентом, – применять к нарушителям соответствующие дисциплинарные санкции (см. Главу 2.3).

Подробнее действия ведущего описаны в главах 1.2 и 1.3.

Секунданты

Функции секунданта могут быть возложены ведущим или ОС на любое лицо, не участвующее в игре/в данном туре. В течение игры секундант является помощником ведущего и выполняет его указания.

В функции секунданта входит:

· раздача иллюстративных материалов к вопросам;

· сбор карточек с ответами (подробнее эта функция секундантов описана в п.1.3.3.6);

· оперативный контроль за соблюдением норм настоящего Кодекса и регламента в ходе игры. В частности, секунданты следят за тем, чтобы численность команды не превышала шести человек и чтобы команда соблюдала правила обсуждения вопроса (см. п. 1.3.3.5).

Секундант не имеет права:

· вносить какие-либо поправки и искажения в раздаваемый материал или собранные карточки с ответами;

· информировать любую команду об ответах, сданных другими командами;

· передавать или показывать собранные карточки с ответами кому-либо, кроме ведущего, ИЖ и ТК.

Если, с точки зрения секунданта, команда или игрок нарушили правила игры, секундант привлекает внимание ИЖ с помощью установленного ОС сигнала (например, свистка или поднятия руки). Если нарушение правил произошло во время минуты обсуждения, а используемый сигнал может помешать командам обсуждать вопрос, секундант привлекает внимание ИЖ только после окончания минуты обсуждения. ИЖ обязано выяснить суть происшедшего, зафиксировать все необходимые данные (например, номера команды и вопроса), после чего тур продолжается. ИЖ принимает решение о наказании нарушителей в перерыве после тура.

Секунданты также могут сообщить ИЖ о том, что команда сдала ответ с опозданием. Подробнее это действие описано в п. 1.3.3.6.

На каждого секунданта должно приходиться не более 10 команд. Рекомендуется, чтобы перед началом турнира каждая команда закреплялась за определённым секундантом. В ходе соревнования ведущий или ОС может принять оперативное решение о привлечении дополнительных секундантов или о прикреплении конкретного секунданта к некоторой группе команд.

Если секундант не справляется со своими функциями, ведущий или ИЖ вправе отстранить его от участия в соревновании.

Зрители

Присутствие на игре зрителей разрешено, если иное не предусмотрено регламентом или решением ОС.

Присутствующие на игре зрители обязаны соблюдать нормы настоящего Кодекса и регламента и не мешать ходу игры и подведению итогов. К зрителям, нарушающим установленный порядок, применяются дисциплинарные санкции.

Места для команд в игровом зале должны быть отделены от мест для зрителей. Запасным игрокам и не участвующим непосредственно в проведении соревнования (или его части) членам ОС и РК не возбраняется в момент игры находиться на местах для зрителей и общаться с ними, не нарушая установленного порядка.

Общение зрителей с членами ИЖ, ТК, АЖ и игроками, находящимися за игровым столом, в момент игры строго запрещено. В перерывах между турами общение зрителей с игроками допустимо, а общение зрителей с членами ИЖ, ТК и АЖ допустимо только после окончания исполнения ими своих текущих обязанностей и принятия решений.

Совмещения

Член ОС может участвовать в соревновании в качестве игрока, ведущего, секунданта, члена РК, ИЖ, ТК, а также члена, секретаря либо консультанта АЖ. В этих случаях на него распространяются соответствующие права, обязанности и ограничения.

Ведущий соревнования (или данной его части) может при необходимости исполнять функции одного из секундантов, а также входить в состав РК, ИЖ, ТК либо АЖ и быть секретарем либо консультантом АЖ.

За исключением соревнований, в которых отдельные туры проводятся командами-участницами, игрок, участвующий в соревновании, (включая запасных игроков) не может быть ведущим, секундантом, членом РК, ИЖ и ТК, членом или секретарем АЖ. Член РК не может быть членом АЖ. Члены РК, ИЖ, ТК и АЖ могут при необходимости исполнять функции секундантов.

При необходимости на зрителя, с его согласия, могут быть возложены функции секунданта, члена ТК или консультанта АЖ. В этих случаях на него распространяются соответствующие права, обязанности и ограничения.


Вопросы

Определения

Вопрос ЧГК – это задание, сформулированное на естественном языке, возможно, с привлечением нетекстовых элементов (изображений, звуко- и видеозаписей и т.д.). Характерными признаками вопроса ЧГК, отличающими его от других видов заданий, являются:

· Краткость задания. Как правило, вопрос ЧГК может быть задан в течение одной минуты. Для вопросов, использующих нетекстовые элементы, время задания может достигать нескольких минут.

· Краткость ответа. Для записи ответа на вопрос ЧГК, как правило, должно быть достаточно нескольких слов или символов.

· Элемент размышления. Ответ на вопрос ЧГК находится путём размышления над вопросом, возможно, с использованием необходимых знаний и общечеловеческих представлений (например, о прекрасном или смешном).

· Общедоступность. Для восприятия вопроса ЧГК и для ответа на него, как правило, не должны требоваться узкоспециальные знания.

· Метафоричность. В тексте вопроса слова могут использоваться в переносном смысле, не в основном значении, допускаются метонимические переносы значений слов, синекдохи, аллегории, одушевление и другие тропы, характерные для литературного языка.

Если в регламенте соревнования не оговорено иное, вопросы задаются на русском языке. Вне зависимости от языка проводимого соревнования, задаваемые вопросы могут содержать фрагменты или иллюстративный материал на другом языке, который может быть указан явно либо не указан. Использование полностью иноязычных вопросов допустимо в исключительных случаях.

Ответ – изложение (как правило, в письменной форме) информации, требуемой согласно условиям вопроса. Ответ должен соответствовать вопросу по сути и по форме.

Доступ к вопросам

ОС предоставляет вопросы ведущему до начала тура. Ведущий обязан ознакомиться с вопросами до начала тура, и ему должно быть предоставлено достаточно времени для этого. Ведущий может читать вопросы с листа или с экрана компьютера.

Игрокам и секундантам запрещено знакомиться с вопросами тура до того, как эти вопросы отыграны. Капитаны команд имеют право ознакомиться с полным текстом вопросов тура в перерыве после тура.

ОС вправе установить временный запрет на публикацию или разглашение использованных в соревновании вопросов, а также на их публичное обсуждение. Этот запрет касается всех участников соревнования. О введении такого запрета и о продолжительности его действия должно быть объявлено в регламенте либо непосредственно на игре до начала первого вопросного раунда.

Глава 1.3. Формат игры

Разделение на туры

Туром считается относительно обособленная часть соревнования, включающая в себя фиксированное количество вопросных раундов (см. параграф 1.3.3). В регламенте соревнования должно быть указано, каким образом осуществляется разделение на туры.

Тур состоит из двух частей – игрового тура и перерыва после игрового тура.

Игровой тур состоит из следующих частей:

· начало игрового тура;

· вопросный раунд (повторяется столько раз, сколько в туре вопросов);

· окончание игрового тура.

В перерыве после игрового тура происходит подведение и оглашение предварительных итогов тура, исправление технических ошибок и некоторые другие события.

Игровой тур

Начало тура

Перед началом игрового тура ведущий выполняет следующие действия:

· проверяет микрофон и акустическую систему;

· представляется сам и представляет всех членов РК и ИЖ, а также присутствующих членов ОС (если тур первый или произошли изменения);

· напоминает название соревнования, номер или название тура, количество вопросов в туре;

· знакомит игроков с системой отсчёта времени, воспроизводит все используемые сигналы отсчёта времени (если тур первый или произошли изменения);

· если команды пишут номера команд на карточках вручную, сообщает номера команд (если тур первый) и дает командам время для заполнения этого поля на карточках для данного тура;

· если команды пишут номера вопросов на карточках вручную, поясняет особенности нумерации вопросов (сквозная нумерация, нумерация с первого вопроса и т. п.) и даёт командам время для заполнения этого поля на карточках для данного тура;

· сообщает об изменениях или их отсутствии в предварительных результатах предыдущего тура по сравнению с теми результатами, которые были оглашены ранее (если тур не первый);

· предоставляет слово представителю АЖ для оглашения неизвестных ранее решений АЖ или оглашает эту информацию сам (если тур не первый);

· сообщает решения, принятые ИЖ по поводу нарушений правил, если они имели место в предыдущем туре (если тур не первый);

· представляет секундантов, а при необходимости поясняет, какие секунданты к каким командам прикреплены (если тур первый или произошли изменения);

· проверяет готовность команд к игре. Капитан любой команды может заявить о её неготовности. Основанием для такого заявления может быть отсутствие или неудовлетворительное состояние игрового стола или посадочных мест, неудовлетворительное освещение, плохая слышимость, непредоставление команде достаточного количества бланков для ответов. В этом случае присутствующие члены ОС должны по возможности обеспечить команде нормальные условия игры до того, как будет задан первый вопрос тура.


Вопросный раунд

Вопросный раунд проводится последовательно для всех вопросов тура. Он описан в параграфе 1.3.3.

Окончание тура

После последнего вопросного раунда ведущий объявляет перерыв, указывая продолжительность перерыва и время начала следующего тура (если тур не последний).

Вопросный раунд

Данный параграф описывает один вопросный раунд в туре соревнования по ЧГК. В ходе вопросного раунда разыгрывается один вопрос или один блиц-вопрос.

Начало вопросного раунда

Сигналом о начале вопросного раунда является объявление ведущим номера очередного вопроса.

Чтение вопроса

Чтение вопроса производится ведущим с листа или с экрана компьютера. Если вопрос содержит нетекстовые (не предназначенные для раздачи командам) элементы, ведущий воспроизводит их сам или руководит их воспроизведением, следуя указаниям в тексте вопроса. При воспроизведении нетекстовых элементов все игроки должны иметь возможность ознакомиться с ними, не покидая своих мест.

При чтении вопроса ведущий не должен специальным образом выделять кавычки и другие знаки препинания, а также капитализацию отдельных букв, если иное явно не оговорено РК.

Во время чтения вопроса и воспроизведения нетекстовых элементов команды должны вести себя максимально тихо.

До сигнала начала минуты обсуждения ведущий может повторить текст вопроса или инициировать повторное воспроизведение нетекстовых элементов вопроса (если соревнование не является синхронным – см. Главу 3.6). После начала минуты обсуждения такое повторение – как полное, так и частичное – запрещено.

Минута обсуждения

Сигналом начала минуты обсуждения является команда ведущего «Время!».

Во время минуты обсуждения игрокам запрещается мешать другим командам, покидать свои места, возвращаться на свои места, пользоваться справочниками и изданиями любого вида, а также техникой, которая может использоваться для обращения к справочникам и изданиям, пользоваться устройствами связи любого вида, общаться любым способом с кем-либо, кроме игроков своей команды, находящихся за игровым столом. В частности, запрещается общение с ведущим и секундантами.

Через 50 секунд после начала минуты обсуждения даётся сигнал «осталось 10 секунд».

Через 60 секунд после начала минуты обсуждения даётся сигнал «обсуждение закончено». На этом минута обсуждения заканчивается.


Сбор ответов команд

Через 10 секунд после сигнала «окончание обсуждения» даётся сигнал «прошу собрать ответы». До этого сигнала капитан (или другой игрок) команды обязан написать ответ на карточке и поднять эту карточку над головой. Если у команды нет ответа, незаполненная карточка все равно должна быть поднята. После сигнала «прошу собрать ответы» поднятую карточку уже нельзя опустить или заменить поднятую карточку, а также изменить написанный на ней ответ.

По сигналу «прошу собрать ответы» секундант начинает собирать карточки у тех команд, которые за ним закреплены, и передает их в ИЖ или ТК. ОС и ведущий организует движение секундантов по залу таким образом, чтобы они собрали карточки с ответами с минимальными затратами времени. При сборе карточек секундант двигается таким образом, чтобы видеть те закреплённые за ним команды, у которых он еще не собрал карточки. Секундант не имеет права возвращаться к команде, уже имевшей возможность сдать ему ответ.

Команда обязана сдать секунданту карточку с ответом, когда секундант проходит мимо нее при сборе ответов. Если команда этого не делает, секундант сообщает ИЖ о нарушении правил.

Если капитан команды не поднял карточку до сигнала «прошу собрать ответы», опустил её после сигнала «прошу собрать ответы», если карточка была заменена или в ответ были внесены какие-либо изменения после сигнала «прошу собрать ответы», ответ считается сданным с нарушением правил. Секундант должен проинформировать о зафиксированном нарушении правил команду и ИЖ.

Ведущий и ИЖ имеют право без участия секунданта принять решение о том, что ответ был сдан с нарушением правил.

Если ведущий усмотрел уважительную причину нарушения командой порядка сдачи ответов, он имеет право предложить секунданту вновь подойти к их столу и принять их карточку с ответом. Нарушение правил при этом не фиксируется.

В перерыве после тура капитан команды может обратиться к ИЖ с протестом против признания ответа сданным с нарушением правил. ИЖ обязано обсудить приведенные в протесте аргументы. Принятое после этого решение ИЖ является окончательным.

Оглашение ответа

После того как сбор ответов команд закончен, ведущий читает авторский ответ. Если авторский ответ содержит нетекстовые элементы, ведущий воспроизводит их сам или руководит их воспроизведением, следуя указаниям в тексте ответа.

Критерии зачёта могут быть оглашены полностью или выборочно по указаниям РК, по просьбе ИЖ или по усмотрению ведущего. Рекомендуется оглашать критерии зачёта в тех случаях, когда ими допускается зачёт ответов, достаточно различающихся между собой по содержанию или форме.

Широко известная телевизионная игра «Что? Где? Когда?», авторами которой являются Владимир Ворошилов и Наталия Стеценко, появилась в СССР в 1975 году, когда в эфир вышел первый выпуск передачи. Телепрограмма быстро обрела заслуженную популярность.

Спортивная версия интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» была придумана значительно позже – в 1989 году после учредительного конгресса Международной ассоциации клубов ЧГК в Мариуполе.

Идея проведения спортивной версии игры в Ростовском филиале Российской таможенной академии в рамках Научного студенческого общества зародилась еще в 2008 году. С инициативой создания клуба от лица студентов выступила представительница факультета таможенного дела Степанская Ольга. При активной поддержке со стороны научно-исследовательского отдела филиала и курировании мероприятия старшим преподавателем кафедры гуманитарных дисциплин, к.с.н., Василенко Ириной Сергеевной, студенты из года в год успешно проводили Чемпионат по интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?».

В период с 2008 года по 2014 год Чемпионат проходил в 3 этапа: команды распределялись по группам, внутри которых им предстояло соревноваться между собой, затем два победителя от каждой группы продвигались на следующий этап, пока в финале не оставались самые сильные игроки. В конце года, исходя из результатов последней игры, проводимой в рамках Недели науки, определялись победители всего Чемпионата. Существовал также любительский чемпионат, принять участие в котором мог любой желающий, не претендуя на место в турнирной таблице, так как подсчет баллов не велся. На финальную игру вне зачета традиционно приглашались представители других образовательных организаций высшего образования.

В 2014 году начался новый этап в истории Чемпионата по интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?» Ростовского филиала Российской таможенной академии. Инициативная группа членов студенческого совета привнесла изменения в подход к проведению данного мероприятия и теперь самостоятельно организует его в новом формате.

Чемпионат проводится в виде серии из 5 игр в течение учебного года и традиционно собирает в стенах филиала активных представителей студенчества. Команды других образовательных организаций высшего образования города Ростова-на-Дону теперь являются постоянными гостями мероприятия. Победители Чемпионата определяются на финальной игре, исходя из суммы набранных за весь сезон баллов, по двум зачетам: Внутреннему и Общему. В первом зачете места распределяются среди команд филиала, во втором – среди всех команд. В конце каждой игры вручаются именные дипломы и грамоты, по итогам Чемпионата определяется лучший игрок каждого из зачетов. Система подсчета результатов максимально объективна: основой начисляемых баллов является степень сложности вопроса, рассчитывающейся исходя из числа команд, правильно ответивших на этот же вопрос.

Игра нацелена на развитие интеллектуального потенциала студентов образовательных организаций высшего образования путем повышения мотивации участников к познавательной деятельности, углубления их знаний, пропаганды патриотического воспитания.

В игре ежегодно принимают участие порядка сотни талантливых и эрудированных студентов, представляющих Ростовский филиал Российской таможенной академии и другие образовательные организации высшего образования города Ростова-на-Дону. Ведется активное сотрудничество с организаторами городских студенческих лиг по интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?». Членами жюри неизменно выступают директор филиала, его заместители, деканы и заместители деканов факультетов.

Чемпионат сегодня – это увлекательное соревнование, вобравшее в себя лучшие традиции проведения игры в Ростовском филиале Российской таможенной академии, предоставляющее уникальную возможность проявить свои умственные способности и умение слаженно работать в команде!

Для участия в Чемпионате необходимо отправить письмо с заявкой на e-mail Оргкомитета Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript не позднее, чем за 4 дня до начала очередной игры.

Известная миллионам интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?», бессменно выходящая на одном из федеральных каналов, уже давно стала спортивной. Чуть подробнее в теме интеллектуального спорта разберемся в этом материале.

  • 29 Января 2016
  • 1644

Известная миллионам интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?», бессменно выходящая на одном из федеральных каналов, уже давно стала спортивной. Чуть подробнее в теме интеллектуального спорта разберемся в этом материале.


Фотография: club60sec.ru


Баталии разумов знатоков и телезрителей послужили примером к созданию «местных» чемпионатов, клубов и команд по «Спортивному Что? Где? Когда?». Школьники, студенты, компании, рвущиеся демонстрировать свою начитанность и логику, давно переняли опыт игроков за столом «с лошадкой». Это известно почти всем, но где же здесь спорт?

Почему «спортивное»

В отличие от элитарного казино, в одной игре спортивной версии принимает участие сразу несколько команд. Команды находятся в равных условиях и одновременно отвечают на один и тот же вопрос. Правильный ответ не приносит ни команде ни конкретному игроку денег, но добавляет баллы к итоговому рейтингу коллектива. Команда, оказавшаяся к концу игры на верхней строчке рейтинга, считается победителем. Все как в стрелковых видах спорта, только вместо патрона или стрелы - вопрос, а вместо попадания - правильный ответ.

Основным отличаем от классических спортивных дисциплин является то, что регламент ограничивает только максимальное количество игроков, и за неявку полного состава не предусматривается штрафа или дисквалификации.

Немного истории

Спортивная версия игры «Что? Где? Когда?» (или «спортивное ЧГК») взяла свое начало в 1989 году в СССР после учредительного конгресса МАК (Международной Ассоциации Клубов) в Мариуполе. Прототипом к созданию послужил, существующий с 1975 года, аналог телевизионной викторины с одноименным названием.

Правила спортивной версии

МАК установила правила для всех видов турниров спортивной викторины, и они мало чем отличаются от классической телевизионной версии, но имеют свою специфику:

    Команда не может состоять более, чем из 6 игроков. Минимального количества человек в команде нет, бывали случаи, когда за столом находился один игрок. Интересный факт: в синхронных турнирах может допускаться 7-ой член команды. Примером может служить турнир «Балтийский берег».

    Обсуждение вопроса не может занимать свыше 1 минуты. На блиц-раунд, в котором число вопросов увеличивается до 2-3, так же отводится суммарно 1 минута.

    Команда дает ответ в письменной форме

    Положение коллективов в турнирной таблице напрямую зависит от количества правильных ответов. В случае равенства, учитываются дополнительные показатели, установленные регламентом состязания.

    Различие между ответом команды и установленным автором, может быть истолковано в пользу игроков в случае, если предусмотрено автором вопроса, либо решения жюри или апелляционного комитета.

    Помощью апелляционного комитета пользуются в случае надобности зачета ответа, либо в случае снятия вопроса с игры, по причине содержащейся в нем ошибки.

Очная, синхронная, онлайн

На данный момент виды игры разделают на очную, синхронную или онлайн версии.

Соревнуясь в очном виде игры, все участники располагаются в одном помещении, вопросы зачитывает один ведущий. Так например проходят местные кубки и внутристуденческие чемпионаты.

В синхронной игре одни и те же вопросы в одно и то же время зачитывают разные ведущие, а команды, соответственно, и находятся в пределах нескольких игровых арен (например в разных городах).

В онлайн версии подразумевает общение между ведущими и игроками через любой доступный канал связи: телефонную конференцию или Skype. Однако такой вид игры не может считаться «спортивным», в частности из-за возможности команд пользоваться техническими средствами для поиска ответа и невозможности контролировать реальное количество участников в команде.

Вопросы про вопросы

К превеликому сожалению, в спортивной версии «Что? Где? Когда?» нет круглого стола с волчком. Вопросы группируются в «пакеты» и передаются ведущему. В рамкох одной игры ведущий зачитывает вопросы по порядку из одного или нескольких «пакетов».

В большинстве своем вопросы для синхронных регулярных турниров пишут и присылают сами участники турнира, по одному или несколько штук от команды в течении сезона.

Помимо классических устных вопросов допускается использование «раздатки» - распечатанного материала в виде картинки или текста (по аналогии фото и видеоматериалами в элитарном казино).

Терминология

Как в любом спорте, в «спортивном ЧГК» есть своя терминология. Вопрос, который по каким-либо причинам не смогла взять ни одна из команд, называют «гробом». Диаметрально противоположный пример - «гайка» («детские вопросы»), вопрос, на который все дали правильный ответ. «Свечка» - вопрос, полностью или частично упоминающийся ранее в пределах игры.

Хотите попробовать?

Для участия в местных турнирах команда не проводится никаких отборов - любой желающий может собрать команду и подать заявку на участие. Клубы и сообщества довольно многочисленны и их легко найти в социальных сетях (

Дмитрий Гевель, Северодвинск,

руководитель клуба интеллектуального творчества "Чёрный квадрат".

Создано путём размышлений над списком "Избранное" в браузере, списком рассылок и профилем в ЖЖ. Является сугубо личным мнением и не претендует на истину в последней инстанции.

* Как создать клуб с нуля

http://www.mak.chgk.info/
Сайт Международной ассоциации клубов ЧГК. "Рупор" движения. Здесь можно познакомиться с анонсами мероприятий, списком клубов МАК, кодексом спортивного ЧГК, рейтингом МАК (положением команд) и многим-многим другим.

http://www.krylenko.com/chgk/links/
«Умные» ссылки — Крыленко и Ко. Очень полезный ресурс. Здесь можно обнаружить правила основных игр, множество необходимых ссылок, в том числе и на сайты уже существующих клубов. Из полезностей - программы для подсчёта рейтинга и для оформления игр, а также электронные схемы для создания брейн-системы (а она вам обязательно понадобится).

* Где брать вопросы для игр

http://db.chgk.info/
Святая святых - База вопросо в. Как говорится, "читайте базу - источник знаний". Ресурс постоянно обновляется, на данный момент включает в себя более 175 тысяч вопросов. Кроме того, именно к этому сайту следует обращаться, проверяя свои вопросы на "свеченность", о чём постоянно просят редакторы турниров.

http://users.lk.net/~stepanov/main8.html
С этой странички можно скачать базу на свой компьютер. Удобно для тех, у кого постоянные проблемы с интернетом. Кроме того, с помощью офф-лайновой версии можно проводить тренировки, в которых может принять участие и ведущий. На данный момент на страничке расположены файлы с более чем 165 тысячами вопросов за последние 20 лет.

* Как принимать участие в синхронах

В крупнейших синхронных турнирах (коротко - синхронах) принимают участие до 1500 команд. Синхрон удобен тем, что не требует выезда за пределы города. Однако, есть и минусы - в частности, окончательные результаты Вы узнаете в лучшем случае недели через две.

Шаг 1. Необходимо подать заявку на участие. Адрес, на который следует подавать заявку, обычно указывается в объявлении о турнире. О том, где можно обнаружить эти объявления, чуть ниже. Иногда в заявке следует указать и приблизительное число команд-участниц. В качестве контактного электронного адреса (на который Вам вышлют вопросы) указывайте надёжный адрес, который на подводил Вас.

http://news.chgk.info/calendar.html
Календарь ближайших турниров - очных и синхронных. Объявления, ссылки на сайты турниров, регламенты и положения, электронные адреса для связи.

Крупнейшие синхроны :

  • Кубок Провинций (проводится в октябре): http://province.chgk.info/ Цитата: "А назвали мы свой турнир - "Кубок Провинций" <...>все мы представляем разные провинции (в древнеримском смысле) виртуальной страны ЧГК. А ещё первая буква в слове "провинции" (но уже в древнегреческом ракурсе, т.е. "пи") подсказала игровую формулу - 3 тура по 14 вопросов". Прелесть.
  • Открытый кубок России (проводится в декабре): http://okr.chgk.info/ По результатам этого турнира сильшейшие команды региона могут попасть в число участников очного Чемпионата России.
  • Кубок городов (проводится в апреле): http://kubgor.chgk.info/. В зачёт играют 6 команд города (от некоторых городов - 2 группы по 6 команд)
  • Молодёжный кубок мира (сентябрь-март, 7 туров по 24 вопроса в туре): http://student.chgk.info/ Для команд с 5 класса и до второкурсников. До 1500 команд, разделённых на четыре зачёта - в зависимости от возраста участников. Сильнейшие команды старшеклассников из российского зачёта могут быть приглашены на очный Чемпионат России по игре "Что? Где? Когда?" среди юниоров (школьников), который традиционно проводится в конце апреля.
  • Открытый всероссийский синхронный чемпионат (сентябрь-март, 6 туров по 36 вопросов в туре): http://www.ovsch.chgk.info/ Играют команды студентов и старше. Два зачёта - общий и студенческий . Турнир служит для российских студентов выводящим на Чемпионат Роcсии по игре "Что? Где? Когда?" среди студентов

Шаг 2. После того, как вы получили вопросы, (а может, и вместе с ними), вы получите файлы для проверки отчёта. Обязательно прочитайте инструкции!!! Для подведения итогов вам скорее всего понадобится программа perl, которую можно взять, например, тут: http://province.chgk.info/sw/perl.zip . Обычно я создаю папку "test", в которую распаковываются файлы для проверки и помещаю туда же программу perl.

Шаг 3. После игры сохраните ВСЕ ответы ВСЕХ команд - они понадобятся Вам для составления отчёта. Отчёт обычно проходит в два-три этапа. Этап 1 . - Спорные ответы. Вы должны выслать организаторам те варианты ответов, который не указаны в графах "Ответ" и "Зачёт", но которые Вы или команда считают правильными.
Этап 2 . - Апелляции. Если есть, вы их обязаны оформить и отправить организаторам. Если их нет, переходим к этапу 3. Лично я примерно на этом этапе готовлю черновые варианты итоговых таблиц - со списком участников и итоговыми результатами.
Этап 3. - Отчёт с результатами. У Вас на руках уже будут список засчитываемых ответов после рассмотрения спорных и апелляций (всё придёт на указанный Вами электронный адрес), и все ответы ваших команд. Вполне вероятно, что у некоторых команд результаты изменятся - в большую или меньшую сторону. Оформляем отчёт согласно инструкциям, проверяем программой, и, если есть ошибки, исправляем. Всё готово? Отправляйте отчёт организаторам и ждите итоговые результаты.

Сложно? Так может показаться только в первый раз. Затем Вы выработаете необходимые навыки, и отчёты не будут вызывать дрожи.

Он-лайновые турниры.
Хороши тем, что результаты можно узнать уже максимум через полчаса после окончания.
Для начинащих клубов и команд рекомендуем начать с турниров Всемирного движения интеллекта:
11 турниров за сезон, из них два уникальных: ИТД (Играют только дамы), традиционно проводится 8-9 марта, и ТУЗ (турнир учебных заведений) - для команд, целиком представляющих конкретное учебное заведение. В составе могут быть учащиеся, представители администрации, работники (да хоть электрик).

* Куда и зачем нужно подписаться
Крупнейшие информационные листы:
- mak-info (подписка письмом на [email protected]) - объявления о турнирах, решения комиссий МАК и пр.

- z-info - Информационный лист Интернет-клуба ЧГК. На этом листе, помимо всего прочего, размещаются объявления о ближайших турнирах. Кроме того, при подписке на этот лист, вы автоматически попадаете в число подписчиков листа vopros, на который приходят задания и ответы интернет-чемпионата бескрылок и прочие вкусности. Подписаться можно, отправив письмо по адресу [email protected] с текстом в теле письма subscribe z-info .

Если у вас есть аккаунт в ЖЖ (Живом журнале) , обязательно запишитесь в сообщества:
- chgk (http://community.livejournal.com/chgk/) и
- ru_chgk (http://community.livejournal.com/ru_chgk).
Там частенько размещают сообщения о турнирах и вопросы отыгранных турниров для обсуждения.
Кстати, в профиле второго сообщества Вы можете обнаружить ссылки и на другие тематические ЧГК-сообщества.

Статьи по теме: