Как играть в что где когда. Какие правила у игры "Что? Где? Когда? (ЧГК)"? Музыка в игре

Как ребята из Veeam Software решили выяснить, «кто на свете всех умнее», собрали команду по «Что? Где? Когда?» и пошли соревноваться с другими айтишниками (и не только), и даже победили, и даже не один раз. С тех пор много чего поменялось на этом самом свете: в Рио прошли Олимпийские Игры, в Питере, кажется, достроили стадион, а Veeam стал бэкапить не только виртуалки, но и физические машины.

Но сегодня не об этом, а о том, как можно самим провести турнир по «Что? Где? Когда?» у себя в компании, какая польза от этого сборной команде, и как удивительно в результате может повернуться карьера участника.

Сам себе event-менеджер

Вообще-то народ в наших офисах много во что играет: есть специально отведенные комнаты для кикера и настольного тенниса, кто-то предпочитает шахматы и шашки, есть и любители настолок. Но мы решили замахнуться на более массовую игру. Ведь сборной по ЧГК были нужны свежие силы в связи с отъездом некоторых игроков в Чехию, к тому же все больше новичков, рассказывая на собеседованиях о своих увлечениях, называли в том числе и интеллектуальный спорт. В общем, мы подумали и сели организовывать Кубок Veeam по интеллектуальным играм.

Сразу оговорюсь, что профессиональных event-менеджеров среди нас не было, поэтому к этой задаче мы подошли, можно сказать, по-инженерному: смотрим, как это работает – вычленяем составляющие – собираем у себя из идентичных деталей, при необходимости «обрабатываем напильником», то есть адаптируем под себя.

Итак, где-то смотрим, как происходит оффлайн-игра для аудитории из нескольких команд. Фиксируем, какие ресурсы задействованы и какие процессы происходят. Прикидываем, какие подготовительные действия понадобятся, и кто в нашей компании за что отвечает (закупки, оформление документов, массовые рассылки и прочее). Сводим все воедино и получаем «раскладку» по мероприятию. Ниже коротко о ключевых моментах.

Пункт 1. Помещение: Если у вас набирается не очень много народа, то есть человек 30 (это 5 команд), то можно поиграть и в офисе - в учебной аудитории, в большой переговорке, в столовой и т.п. У нас же в этом году с обеих питерских площадок набралось 13 команд, а это больше 70 человек, представители почти всех отделов. Поэтому мы озадачились арендой просторного помещения и организацией кофе-брейка. Довольно быстро нашли подходящий конференц-зал в гостинице неподалеку от обоих офисов. По идее, можно договориться об аренде в ДК, в Доме детского творчества, да просто в кафе (в первый раз мы так и делали – арендовали помещение кафетерия в нашем БЦ).

Важно! Зал и оборудование обязательно предварительно протестировать и предусмотреть бытовые мелочи – например, чтобы в критический момент у микрофона не сели батарейки, а жюри было куда поставить ноутбук для работы с турнирной таблицей.

Пункт 2. Редактор вопросов и ведущий: Следующая важная вещь – подбор пакета вопросов, то есть работа редактора, и роль ведущего. Тут мы пользуемся своими знакомствами в служебных целях и – ура! - как и год назад, в роли редактора пакета вопросов и ведущего выступает человек и пароход педагог Михаил Игоревич Скипский!

Ставка на звездного ведущего в нашем случае себя полностью оправдывает:

Даша Аксенова, координатор проекта в одном из офисов, секретарь: Я в детстве смотрела игру «Что? Где? Когда?» по телевизору, и у меня была мечта отправить туда вопрос. Позже, во время учебы в школе у меня уже был опыт игры: мы выступали со школьной командой «Коржи» на городских и областных турнирах по «Брейн-рингу» и даже занимали призовые места.
Когда я узнала, что в нашей компании проводится такая корпоративная игра, то очень обрадовалась и заинтересовалась, а когда выяснилось, что ведущим будет Михаил Скипский, для меня это было просто невероятно! Я же его игры смотрела по телевизору, мне очень нравилась и нравится их команда, я всегда за них болею. А тут я поняла, что увижу его прямо лицом к лицу, и он будет ведущим – конечно, я была в восторге!

Если же кто-то хочет поработать редактором самостоятельно, то база вопросов вам в помощь. Можно придумывать свои собственные вопросы, но это дело не такое простое , как может показаться на первый взгляд.

Пункт 3. Процедурные моменты
ОЧЕНЬ ВАЖНО! Обязательно разработайте и выложите в общий доступ Регламент турнира! Можно почитать, как его пишут другие, и что-то взять за основу. Непременно решите, кто будет следить за его выполнением. Возможно, вам понадобится жюри из нескольких человек (желательно опытных игроков).

  • Подготовьте бумажные бланки для ответов - по числу команд, и еще несколько про запас.
  • Если планируете использовать микрофон и\или включать музыку – назначьте ответственного за звуковое сопровождение.
  • Если среди коллег есть умеющие вести репортажную съемку – отлично! Когда еще можно запечатлеть для истории командную работу мозга.
  • Придумайте, чем награждать победителей. Да, лучше много маленьких призов, чем один большой. Можно давать призы за самый смешной ответ, за лучшую командную форму, и т.д. и т.п.
Когда всё «утряслось» с помещением, регламентом и ведением, можно оповестить всех желающих, после чего начинаем регистрацию на турнир. Мы поступаем просто: в каждом из офисов назначаем ответственных за сбор заявок по e-mail и ввод их в общую таблицу на GoogleDocs. Каждая команда придумывает название и выбирает капитана. Всеобщее веселье и буйство фантазии начинается уже в этот момент – так, в наш список попали «Conversion 146%», «АнсабскрАйбнем», «Без Петровича», «Красный баг», «All Insider Друзь» и сборная всех офисов, названная в честь всех трёх бизнес-центров «Кондратий Плазович Леже». Забегая вперед, скажу, что именно сборная и стала обладателем Кубка-2017, и это, наверное, символично, ведь ЧГК – игра командная.

Ура, наконец-то закончена беготня с бумажками, согласование бюджета, закупка призов и печать бланков, можно выдвигаться на игру!

Полезно: Заранее отправьте участникам напоминалку о времени и месте турнира, можно с картой и фоткой street view. При необходимости обеспечьте навигацию на месте – напечатайте бумажные таблички со стрелками, куда идти, или поставьте живого навигатора, который будет направлять гостей.

Итак, все расселись, отгремели знакомые звуки увертюры Рихарда Штрауса, и началась разминочная «Матрица» (аналог «Своей игры»). В результате разминки мы с коллегами узнали, что такое термин «свежий ветер», какое прозвище носит футбольная команда «Глазго Рейнджерс», и много других занимательных фактов.

Основной же турнир включал в себя 2 тура по 12 вопросов разной степени сложности. Вот мнения участников.

В этот раз вопросы были труднее, чем на Первом Кубке год назад?

Женя Иванов, специалист службы техподдержки, регион Италия: Хорошо, что минимум было взято 13 вопросов. Такие команды придут и в следующий раз. В прошлый раз были команды, которые взяли совсем чуть-чуть, и вот такие скорее всего уже не пришли.

Ольга Слюсаренко, технический писатель: Да, возможно, дело и в этом. В прошлый раз было больше команд, и на мой взгляд, не все были оптимально готовы к тому, что нужно будет реально сконцентрироваться, быстро думать, искать решение, и не только для простых вопросов. Может, кто-то из-за результата расстроился. Хотя ребята, которые год назад заняли 3 место, сразу же заявили, что в следующий раз возьмут реванш! То есть это их, наоборот, мотивировало. В этот раз победители взяли 21 вопрос из 24, это очень хороший результат.

Денис Руденко, капитан сборной Veeam, руководитель департамента QA: По-моему, в этот раз многие вопросы были слишком лёгкие. Может, даже, в следующий раз лучше вообще «сборников» не звать за стол. Дать другим игрокам, командам подумать, побороться. А «сборников» отправить, например, в жюри.

Сложно ли было организовать турнир у себя в компании?

Ольга: У меня уже был опыт организации Кубка в прошлом году, тогда да, все было впервые, много неочевидных для меня вещей, но мы справились… А потом люди постоянно спрашивали – когда же будет следующая игра? Получилось ровно через год. В этот раз уже все было куда проще. Хотя… пришлось заводить все договоры в систему 1С – вот работа с 1С стала для меня самой большой трудностью.

Даша: Да, было немножко тревожно, вдруг что что-то не привезут, что-то не успеем сделать, была небольшая спешка и волнение перед таким большим событием, вдруг что-то пойдет не так… Но все равно я была очень рада принимать участие не только в качестве игрока, но и в качестве организатора.

Денис: Мы же хорошее дело делаем для популяризации игры. Может, кто-то дальше увлечется, будет ходить на тренировки, игры. Это мотивирует.

Чем тебе запомнился Кубок Veeam-2017?

Даша: Наверное, атмосферой – это не было какое-то нервное напряжение у каждой команды, а была такая дружеская атмосфера. Еще запомнились, наверное, смешные версии ответов – например, был такой вопрос:«Пустынная улитка период с мая по октябрь проводит в НЕЙ. Назовите ЕЁ». Одна из команд ответила, что «улитка в коме». (У меня был вариант, что она в осенней депрессии (когда спит)), но мы не выбрали эту версию.)

Смех был по-настоящему искренний, добрый, от радости участия. Я думаю, что все прошло очень здорово, и зал мне очень понравился, красивое оформление, и организация, и кофе-брейк. Конечно, ведущий Михаил Скипский, и подарки, призы.

Кто «на новенького» в сборной?

В сборных же Veeam, выступающих в клубе «60 секунд», за эти 2 года появились новые игроки, добавившие красок игре команды.

Как вы попали в сборную Veeam?

Кирилл Стецко, специалист службы техподдержки, регион Испания: У нас при приеме на работу просят заполнить анкету, там есть вопрос про увлечения, я написал, что играю в ЧГК. Потом ко мне Дима подошел, пригласил на игру.

Костя Ляпцев, инженер отдела тестирования: Вообще-то я очень давно играю в «Мафию», можно сказать, стоял у истоков питерского сообщества. А в ЧГК тоже стало интересно себя попробовать, и я отправил заявку сначала на участие во внутреннем турнире-2016. Мы проводили тренировки, хорошо выступили - заняли 1 место. Наверное, мне удалось неплохо себя проявить, и меня пригласили сыграть за сборную. Сначала я играл за Veeam-2 в Корпоративной Лиге клуба «60 секунд», теперь уже вызываюсь и на игры в Лиге Чемпионов.

Женя Иванов: Изначально я работал в команде renewals (продление лицензий ), но мечтал о работе в отделе технической поддержки. Тогда команды по ЧГК только создавались, игроков было немного. Я играл за Veeam-2 в Корпоративной Лиге, и мы с коллегой приезжали на совместные тренировки к ребятам в «Кондратьевский» (на этой площадке находятся R&D, QA и TechSupport ). Там познакомился с парнями из саппорта, потом с их тим-лидом общался. Конечно, параллельно я серьезно готовился, ведь хотя навык общения с клиентами у меня уже был, нужно же было еще хорошее понимание технических вопросов. И вот менеджеры дали добро, и я наконец перешёл в саппорт на должность джуниор инженера! То есть, можно сказать, игра в ЧГК помогла мне осуществить свою мечту. Сейчас я играю уже за первую сборную, да и на работе дорос до сеньора, так что это получилась прямо-таки Success Story:).

За эти 2 года вы шагнули вперед и вверх по карьерной лестнице, у вас появились новые обязанности, новый уровень ответственности. Как вам удается находить время и возможность играть?

Дима Мордберг, тим-лид команды техподдержки, регион Франция: У меня зашедуленная активность в календаре. Никто не может поставить мне совещание на это время:).

Денис: У меня сейчас так – работа «съест» всё время, которое я на нее выделю. То есть вопрос в том, чтобы выделить столько, сколько нужно, на необходимое, самое главное, самое важное. И у меня дети еще маленькие, так что свободного времени в целом немного, и ты в какие-то его остатки пытаешься втиснуть что-то - вот ЧГК еще пока втискивается.

Женя: Скажу так: до перехода в саппорт я думал, что я много работаю. Теперь я понимаю, что все эти предыдущие годы я, можно сказать, отдыхал! Потому что жизнь джуниор саппорт инженера реально была тяжела. Вот Дима, например, отлично помнит, как он заходил за мной, а я на каком-нибудь вебексе досиживал последние минуты, просил: «Дима, пожалуйста, еще 5 минут!» И тут он мне помогал с рабочими вещами, чтобы я мог освободиться вовремя и пойти на игру. А сейчас у меня уже и опыт появился, и тайм-менеджмент лучше стал, ну и обязанности теперь более разнообразные – это и обучение новичков, и написание всяких статей, так что непосредственно работа с клиентами занимает, наверное, примерно треть времени. Так что в целом стало, наоборот, легче.

Часть сотрудников переехала в Чехию и теперь играет там. Некоторые из вас в скором времени тоже сменят питерский офис на пражский. Как вы видите свое игроцкое будущее на новом месте?

Денис: Наверное, надо пытаться на другой уровень постепенно выбираться. У меня идея - надо найти там команды из спортивного ЧГК (их там пока немного, 2-3), либо свою попробовать организовать и играть самим. Так что надо продолжать читать, тренироваться. И кто-то ведь планирует возвращаться в Питер, а там уже будет новая страница, новые команды, новое будущее…

А что скажет уже «бывалый пражанин»? Что общего и чем различаются питерский и пражский ЧГК?

Ян Димант, инженер отдела тестирования: Здесь, в Чехии, есть 2 или 3 команды, играющие в спортивное ЧГК, а в Праге проходят игры «Открытой Лиги» клуба «60 секунд» . В ее весенней серии приняли участие 26 команд. Отличие от питерских игр в том, что в команде может быть до 8 игроков. И, конечно, здесь отличное чешское пиво, которое прекрасно идет в перерывах между турами и после игры.

Игра традиционно начинается с «Матрицы», затем 3 тура ЧГК, по 10 вопросов. Для кого-то, может, и слишком просто, но мне в самый раз. Наша команда называется «Veeam_Software_cz», в целом играем достаточно неплохо – в весенней серии поучаствовали в 5 играх, из которых в 2 поделили первое место. Вот один из «призовых подиумов» нашего маленького, но гордого филиала:

Очень надеюсь, что с приездом еще ребят из Питера наш состав станет стабильным, а победы – регулярными.

«Нет места, кроме первого!»

В начале марта в рамках чемпионата IT Challenge (спартакиады «по всякой всячине» среди IT-компаний Питера) прошла игра «IT Brain Battle» . Естественно, на нее заявилась и сборная Veeam. Вообще у нашей команды непростые отношения с этим турниром: в первый год его проведения опоздали с заявкой, затем остались за чертой призеров, хотя и показали неплохой результат. В этом сезоне очень хотелось реабилитироваться.

За стол в конференц-зале гостиницы «Азимут» сборная садилась в полном составе и с очень серьёзным настроем.

Как оказалось, это не всегда было кстати - ведь пакет вопросов, как предупредил сам ведущий, все тот же Михаил Скипский, «был проверен на детях», и делать ставку на мудрёные ответы не было надобности. В итоге до «золота» нашим знатокам не хватило всего 2 баллов. Капитан был расстроен, да и все остальные на себе прочувствовали, что значит остановиться в шаге от победы. Второе место, даже при наличии вкусных призов, цветочков и медалек – совсем не то, что первое. Поэтому на фоточках мы не очень-то весело выглядим:

Но рефлексировать было особо некогда – ведь в начале мая сборная должна была участвовать в Чемпионате Мира среди любительских команд. Времени для тренировок вне работы становилось все меньше, так что пришлось набирать форму через игры.

И вот мы в игровом зале, где за час до того проходили поединки Чемпионата России по спортивному ЧГК – а там играли все сильнейшие команды страны.

Но и среди «любителей» то и дело мелькают известные лица: вот команда Елены Потаниной «Маршак Начеку», а вот и сборная клуба «60 секунд» под предводительством его президента Леонида Эдлина. Вот представители Казахстана, Латвии, Израиля, Швеции - всего 46 команд, более 270 участников. Вёл турнир Магистр ТВ-клуба «Что? Где? Когда?» Максим Поташев, он же был редактором одного из туров.

В ходе двух дней чемпионата было сыграно 6 туров по 12 вопросов, причем во двух из них Veeam набрал наибольшее число очков. (Фото по качеству, конечно, плохое - зато оно хорошо передает настроение парней после выигранного тура.)

К сожалению, не совсем удачная игра в первом туре оставила команду за чертой призеров. В итоге ребята в зеленых футболках, набрав 48 баллов, заняли 9е место в общем зачете и 4е – в корпоративном.

Наверное, войти в десятку лучших команд ЧМ – неплохой результат?

Кирилл: У меня немного странные впечатления от турнира - я думал, там не наш уровень, нам будет сложно, а оказалось, что там можно и нужно побеждать.То есть мы вроде бы в целом нормально играли, но первый тур, например, «слили» - причем непонятно, из-за чего.

Денис: Мы, можно сказать, остановились в шаге от третьего общего места и от первого в корпоративном зачете, всего 3 баллов не хватило. Там чисто на моих неправильных выборах можно было больше набрать. Две команды были чуть сильнее - и всё. А мысли «не наш уровень» по дефолту - не совсем правильные. Уровень ведь и мыслями тоже определяется. Вполне реально было третье место занять. И сыграли моментами просто хорошо, а в сумме да, получилось средне.

Какие, по-твоему, есть резервы у знатоков, чтобы расти?

Денис: Один из резервов, чтобы выигрывать – нужно не стесняться озвучивать версии. Перед игрой я регулярно напоминаю: говорите версии, а если вас не услышали, то повторяйте. Не стараться «донести» свою версию – это ошибочное поведение игрока, но мы стараемся над этим работать, исправляться.

Даша: Перед турниром мы с моей командой собирались на небольшие тренировки, которые организовывали сами. Было бы интересно и полезно организовать общие тренировки для нескольких команд, с рассказом, какие роли могут быть в команде, какого плана могут быть вопросы… Можно сделать скайп-колл или собрать брошюру с полезными советами, сделать тренировки регулярными – вот это было бы очень здорово!

Вместо послесловия

Вот пост на Хабре о том, с чего все это начиналось . Рассказ о Кубке Veeam

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»

Форма проведения: Клуб Знатоков

Место: актовый зал

Возраст детей: 8 - 13 лет

Количество участников: 3 команды по 5 человек

Время проведения: июня, с до

Продолжительность: 45 минут

Тематика: Природа России

Цель: активизация познавательной деятельности ребёнка.

Задачи:

  1. формирование у ребят чувства партнерства;
  2. развивать дружеские отношения в детском и взрослом коллективе, связанные общим делом;
  3. применять полученные ранее знания в нестандартных условиях;
  4. расширение кругозора школьников;
  5. стяжать любовь к своему Отечеству.

Оборудование: медиапроектор, презентация PowerPoint, экран, микрофоны, музыкальная аппаратура, кассеты, диски с песнями и музыкой; фото- и видеоаппаратура.

Принадлежности: игровое поле с номерами-секторами, конверты с заданиями, табло, часы, гонг, чёрный ящик и его содержимое, волчок "Скачущий всадник" или вертушка (внутри теннисные шарики с номерами и скрипичными ключами), призы (сладости, дипломы на 15 человек), листы бумаги, ручки, карандаши

Оформление : игрушка совы, афиша, программа игры, пригласительные билеты, зал оформлен плакатами (детскими и покупными) с названием игры, по теме игры, шариками; карта России, лозунги, цветные конверты.

На сцене находится стол для ведущего. За ведущим расположено табло для счёта игры.

Музыкальное оформление:

  1. музыка из телевизионной передачи
  2. номера детей для заполнения пауз (тиктоник, певцы, танцоры…)
  3. голоса животных
  4. Я, ты, он, она - вместе целая страна! (София Ротау и детский хор)

Ответственные дежурные: ребята старшего отряда (кто выносит чёрный ящик - в белых перчатках, в цилиндре/шляпе), распорядитель зала, 1-2 ребёнка меняют табло на сцене.

Программа викторины

1. Сбор участников.

2. Распределение команд.

3. Краткие правила от ведущего/жюри.

4. Начало.

5. Ход игры.

6. Объявление результатов.

7. Награждение победителей.

8. Окончание игры.

Вариант А

Проходит по примеру телевизионной игры Что? Где? Когда?, которую придумал в 1975 году телеведущий Владимир Яковлевич Ворошилов. Сущность игры заключается в противостоянии команды Знатоков (игровой команды из шести человек) команде Телезрителей Знатоки должны за одну минуту при помощи только собственного ума найти ответ на вопрос, присланный телезрителем. Как правило, игрокам задаются вопросы, ответить на которые можно с помощью общих знаний и логики. За каждый правильный ответ команда Знатоков получает одно очко, в случае неверного ответа очко начисляется команде Телезрителей. Игра ведётся до шести очков. Если во время оглашения ведущим вопроса знаток понял ответ на него, он может подать знак (обычно это кулак с отогнутым вверх большим пальцем), после чего капитан команды может сказать ведущему до начала непосредственно обсуждения вопроса, что ответ готов. Если ответ оказывается верным, вдобавок к баллу в пользу знатоков, у команды появляется возможность взять дополнительную минуту обсуждения. Количество минут зависит от количества досрочно данных верных ответов, и команда может взять больше одной дополнительной минуты подряд.

Викторина имеет золотое правило: «Каков вопрос - таков ответ!». Поэтому помните о корректности вопроса и его формулировки.

Вариант Б

Во время игры все команды сидят в зале. В начале игры ведущий еще раз объясняет правила игры. Правила игры: ведущий зачитывает вопрос и дает одну минуту для обсуждения всем командам. По истечении минуты звучит звуковой сигнал, после которого в течение 20 секунд команды должны сдать в письменном виде свои ответы ведущему. По истечении 20 секунд звучит второй звуковой сигнал, после которого ответы от команд больше не принимаются. Ведущий быстро просматривает листочки с ответами команд и перед тем как он сообщает правильный ответ, он может зачитать, не называя при этом команды, которая сдала этот листок, “оригинальные ответы”. Далее ведущий произносит правильный ответ, и результаты первого вопроса вносятся на табло. Если команда правильно ответила на вопрос, она получает один балл. При этом в скобках записывается рейтинг вопроса - число команд, которые не ответили на вопрос. Далее игра продолжается и задается следующий вопрос. В перерывах между вопросами можно включать музыку (продолжительностью около 5 секунд каждая). После того как ведущий прочитает половину вопросов, для того чтобы команды немного отдохнули, можно включить какой-нибудь музыкальный номер (музыкальная пауза). После музыкальной паузы игра возобновляется. Команда, победившая в игре (набравшая большее количество очков) награждается медалями победителей, именными дипломами чемпионов игры Что? Где? Когда?, а также памятными призами. Если две команды набрали одинаковое число баллов, то для выявления победителя смотрится сумма рейтинга всех вопросов. У какой команды он больше, та и победила в игре. Проигравшие команды получает поощрительные призы. При большом числе участвующих команд возможно выделение мест (с первого по третье). Также возможен особый приз команде за самую оригинальную версию ответа.

В вопросах часто используются «пропуски» или «замены»: требуется разгадать, какой символ, слово или фраза пропущены или заменены. В некоторых вопросах используется раздаточный материал: предмет, картинка или текст.

Правила игры Что? Где? Когда?

Играют одновременно несколько команд участников. Ведущий читает вопрос. По сигналу начинается минута обсуждения, в течение которой команды должны придумать ответ. За 10 секунд до истечения минуты обсуждения раздается звуковой сигнал. Команда записывает свой вариант в заранее заготовленный бланк ответа, и по окончании минуты капитан команды сдает свой ответ ведущему. Через 10 секунд после истечения времени, отведенного на очередной вопрос, ответы не принимаются.

После розыгрыша каждого вопроса ведущий зачитывает варианты ответов и объявляет верный ответ.

Команды, ответившие верно на вопрос получают 6 баллов; ответившие не верно или не ответившие вовсе — 0 баллов.

Игра идет до розыгрыша 25 вопросов.

За игру команда может получить максимум 150 баллов и минимум 0 баллов.

Х О Д И Г Р Ы

Организаторы мероприятия приглашают зрителей занять свои места в зале. Команды ожидают своей очереди немного в стороне. После объявления команды приглашаются в зал и усаживаются за тремя столами недалеко от сцены. На сцене экран, медиапроектор. Игровой стол нужно поставить на середину зала, на него - игровое поле (круг, разбитый на сектора с волчком). Жюри предоставлено место таким образом, чтобы можно было наблюдать игру в команде и выявить не только сильную команду, но и игрока. На столе разложены конверты с номерами заданий. У ведущего находятся тексты заданий с ответами.

ВЕДУЩИЙ: - Здравствуйте, уважаемые гости!

 Играет вступительная мелодия игры.

ВЕДУЩИЙ: - Мы рады приветствовать Вас в нашем клубе «Что? Где? Когда?».

Сегодня состоится командная игра между отрядами, где каждый может показать свой ум, находчивость, логику мышления. Нами выбрана непростая тема - Природа России.

Уважаемые члены клуба и зрители! Во время игры вы внимательно должны следить за ходом обсуждения и в конце выбрать лучшего игрока.

Помогать нам будет жюри. Представление членов жюри.

И так, в клуб приглашаются наши знатоки , или за игровой стол приглашаются команды

« », « », « »

 Барабанная дробь, играет музыка.

Здесь перечисляются игроки с добавлением соответствующих эпитетов (например, Самый наблюдательный — Имя Фамилия! и т.д.)

 Играет музыка.

ВЕДУЩИЙ: - А теперь я познакомлю Вас с правилами нашей игры! Вы видите на столе игровой круг, который разделён на сектора.

Оранжевый - это сектор БЛИЦ

- Знатоки должны ответить на 12 вопросов. За каждый правильный ответ знатокам дается 1 очко.

- 13 вопрос - БЛИЦ. В этом конверте целых 4 вопроса, на которые должны быстро ответить знатоки. Если хоть на один вопрос они не ответят - очко присуждается зрителям.

Крутим волчок.  Играет музыка.

Основные вопросы.

1. Портрет героя.

Длина тела 60—90 см, масса — до 24 кг, осенью, перед спячкой — до 34 кг. Форма массивного тела своеобразна. Шея короткая, почти незаметная. Ноги короткие, массивные, опирающиеся на землю всей ступнёй. На пальцах — длинные тупые когти, приспособленные к рытью.

Шерсть грубая. Окраска спины и боков — буровато-серая с серебристым оттенком. На морде две тёмные полосы, тянущиеся от носа к ушам.

Обитает в глубоких норах, которые роет по склонам песчаных холмов, лесных оврагов и балок. Ведёт ночной образ жизни. Питается он мышевидными грызунами, лягушками, ящерицами, птицами и их яйцами, насекомыми и их личинками, моллюсками, дождевыми червями, грибами, ягодами, орехами и травой. Приносит большую пользу сельскому хозяйству. (Барсук).

1 минута на размышление .

ИГРОКИ: совещаются и записывают свой ответ на листочек, потом сдают ведущему .

ВЕДУЩИЙ: - Уважаемые з натоки,... Зачитывает ответы и называет правильный.

ПОМОШНИКИ: выставляют на табло результаты команд.

2. В старину в Сибири был такой обычай - каждый пуд добытого металла отмечался выстрелом из пушки. Какой металл обладал такой почестью. (Золото).

3. Следы животных. Слайд.

5. Описание местности.

Эта местность отличается очень суровым климатом, живут здесь только те растения и животные, которые выносят холод, сильные ветра. Здесь довольно редко встречается крупная фауна. (Тундра).

6. Картина художника. Показ слайда.

Назовите деревья. Кто назовёт имя художника. (Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии. И.И. Шишкин).

7. Это - король в царстве растений, которое пользуется огромной популярностью по всему миру. О нём было сложено огромное количество преданий, легенд и рассказов. Какими только эпитетами и метафорами он не был награждён, но наиболее известное его второе название, это «Корень жизни». Он по праву заслужил себе такое название, ведь появился в третичный период, пережил значительные перемены климата и сохранился до наших лет, неся в себе все сохранённые и приумноженные за миллион лет полезные и ценные свойства.

(Женьшень сибирский).

8. Портрет героя. В среднем она весит 1 — 2 кг, но в некоторых водоемах ловятся особи 2,5 — 3,5 кг. В больших озерах нередки случаи поимки и 4,5 —9-кило-граммовых экземпляров. Она может охотиться во всех слоях воды, но чаще всего держится в зарослях водных растений на границе с глубоководными участками. В реках ее можно отыскать возле подводных отмелей и ям.

Кровожадная хищница имеет очень широкий рацион, предпочитая все-таки добычу покрупнее (известно, что она может утаскивать под воду утят). Она охотится на любую рыбу. (Щука).

9. Поэтическая страничка. О каком море пишет Дмитрий Румата? (Слово чёрное не читается!)

Тайны Чёрного моря

Море сказок и загадок

Море Чёрное хранит!

Аромат легенд так сладок,

Волшебство легенд - магнит!

Море истин, откровений,

Море выдумок и тайн,

Море тысяч поколений,

Море сотен тысяч стран!

Были турки, персы, греки,

И татарская орда

Совершала здесь набеги

На посты и города.

По Кавказским перевалам,

Руслом Ассы на закат,

Шли, гружённые товаром,

Тегеран и Самарканд.

О Ясоне песню вспомним,

Был поход его неблизкий,

Но Арго пригнали волны

В море - Понт ещё Аксинский!

Земли сказочной Колхиды,

Амазонок берег дальний,

Здесь мы всё найти могли бы,

Что от нас скрывали тайны!

10. Чёрный ящик. Выносит помощник под музыку. - Назовите, что находится в ящике

Жёлтая смола использовалась греками как лак; она была романтически названа ими по имени златовласой королевы Береники.

Он украсил корону египетского фараона Тутанхамона, это один из самых первых драгоценных камней. Сведения о нем встречаются уже у Гомера в "Одиссее" (кстати, там он — единственный из всех конкретно названных самоцветов). Римский историк Тацит сообщает, что его привозили "из страны германцев", им торговали финикийские купцы, называя его сахалом (каплями смолы). У ряда племен камень выполнял роль денег. (Янтарь. Калининградская область).

11. В тайге и лесотундре Сибири растёт дерево. Его древесина твёрдая, тяжёлая и очень долговечная. До наших дней сохранилась деревянная башня Якутского острога, сооруженного в 17 веке из этого дерева. Хвоинки у этого дерева мягкие и опадают каждый год. (Лиственница).

12. Что лишнее?

а) Бурый медведь, рысь, дрофа, кабан, белка, соболь, тетерев. (Дрофа - обитает в степях, а остальные животные лесные).

б) Лемминги, песец, лось, сова, заяц- беляк, куропатка, северный олень. (Лось - лесное животное, остальные тундровые).

в) Мхи, лишайники, морошка, дуб, голубика. (Дуб - лесное растение, а остальные тундровые).

13. Блиц-вопросы:

Дерево - символ нашей Родины? (Берёза).

Сколько ног у кузнечика? (Шесть).

Самое глубокое озеро в мире (и его глубина)? (Байкал, 1637м.)

Какое животное каждую зиму теряет свой «головной убор»? (Лось. Раз в год, зимой, он сбрасывает свои рога).

Заключение. Объявление результатов.

ВЕДУЩИЙ: - Уважаемые зрители! Места распределились следующим образом:

Третье место -

Второе место -

Первое место -

Награждение победителей.

Вручение дипломов и сладкого приза. Остаются на месте. Выбор лучшего игрока.

ВЕДУЩИЙ: - По мнению жюри лучшим игроком оказался …

Приз команде за самую оригинальную версию ответа

 Играет музыка.

ВЕДУЩИЙ: - Россия, Русь, Отчизна, Родина, родной край, Отечество! У каждого человека он свой, но у всех нас есть единая страна, в которой мы живём. Это Россия! Она, как мать родная, для всех одна. Нужно беречь её и защищать леса, поля, реки, животный и растительный мир.

Любите Россию!

Всем спасибо за участие в нашей игре. Объявляю конец игры. До новых встреч, друзья!

Гонг

Игра со зрителями.

1. Какая лесная птица считается долгожительницей? (Лесная ворона. Продолжительность жизни двести лет и более.)

2. Какая рыба вьет гнездо? (Сом, колюшка.)

3. Мех этого зверя носили как знак верховной власти царя, короля, князя. В былые времена в Англии его разрешалось надевать лишь членам королевской семьи. Позже этой чести удостаивались официальные лица. Об их ранге можно было судить по количеству хвостов этого зверя на одежде. Живёт этот зверь в Сибири, питается грызунами, черникой, брусникой. Он ловок и силён. (Горностай).

Запасные вопросы.

1. Какой зверь считается самым маленьким? (Землеройка. Её рост - 3,5 см.)

Раздать заранее задание взрослым.

Выбрать команду 5 человек, капитана, придумать название. Объявить тему,

Анализ игры

Анализируем проведенное мероприятие, делаем выводы и вносим предложения по улучшению данного мероприятия.

Источники.

http://subscribe.ru/group/pozitiv/175184/ янтарь


Поклонники телевизионной игры «Что? Где? Когда?» знают, что в игре принимает участие одна команда из шести человек, сидящих за круглым столом с волчком. Но никто не мешает поставить рядом 10 или 20 столов, а ответы у команд принимать в письменном виде. А еще можно провести игры в нескольких залах на одних и те же вопросах, и объединить результаты в общую таблицу. Интересно, что иногда для демонстрации или знакомства с играющими командами применяются игры, в которых команды на вопрос ведущего еще и отвечают устно. Но делают это они по очереди и равное количество раз, что не нарушает основного правила спорта – все должны находиться в одинаковых условиях. Ниже, в хронологическом порядке, приведены действия, необходимые для проведения чемпионата. Покажем это на примере школьного турнира, который без труда можно адаптировать в студенческий турнир или соревнование внутри предприятия. А деление по возрастным категориям может быть применено и к иным категориям. Так, например, в вузе это могут быть студенты, аспиранты и преподавательский состав. Итак:

1. Подготовьте нужное количество вопросов. На первый случай вам пригодятся 15 новых вопросов (см. Приложение 8). Их должно хватить на небольшой школьный чемпионат. Если ученики вашей школы не участвовали в чемпионатах, можно использовать вопросы, которые звучали на районных играх или финале прошлых лет (см. Приложение 3), что поможет сравнить уровень играющих команд с игравшими в чемпионате. А для поиска вопросов в дальнейшем смотрите раздел «Где брать вопросы».

2. Повесьте на видном месте афишу чемпионата.

3. Оповестите учеников 8-11 классов (возможно участие отдельных учеников из младших классов, но, если они не вундеркинды, вопросы могут показаться для них тяжеловатыми).

4. Соберите предварительные заявки команд (см. Приложение 4) и предупредите их, что во время игры им понадобятся листы бумаги и ручки для записи вопросов.

5. Подготовьте ответные карточки из расчета 1 карточка на 1 вопрос для каждой команды. Их можно напечатать по образцу (см. Приложение 6) или нарезать чистые листы бумаги (например, формат А4 - на 16 частей) и попросить команды перед игрой написать в правом верхнем углу каждой карточки номера вопросов. Карточки заготовьте с небольшим запасом, так как в процессе игры некоторые могут потеряться или прийти в негодность.

6. Приготовьте 2 листа регистрации команд для старшей и младшей групп (см. Приложение 5), 2 ведомости подведения итогов для старших и младших (см. Приложение 7) и, желательно, таблички с названиями заявившихся команд.

7. В достаточно большом помещении (актовый зал, столовая, вестибюль, спортзал и т.п.) расставьте столы и стулья из расчета: 1 команда - 1 стол и 6 стульев, плюс стол и три стула для судейской коллегии. Судьям необходим достаточно просторный стол для сортировки и хранения ответных карточек, а также для одновременного заполнения игровых таблиц. Ведущему во время игры придется «жонглировать» списком вопросов, секундомером и микрофоном, поэтому, подумайте об организации его рабочего места. Расстояние между игровыми столами должно быть не менее 1,5 м, чтобы команды, с одной стороны, не мешали друг другу, а с другой – не подслушивали версии соседей. Если самое большое доступное помещение - актовый зал или аудитория с рядами кресел, можно расположить команду следующим образом: первых трех человек посадите на первый ряд, оставшихся троих - на второй, за спинами первой троицы. Так им будет удобнее обсуждать вопросы. На этих же двух рядах с интервалом в 2-3 кресла разместите другие команды. Пропустив 1-2 ряда, рассадите таким же образом еще партию команд и т.д.

8. На столах команд разложите ответные карточки и поставьте таблички с названиями команд. Вместо названий команд могут фигурировать номера, а ответные карточки можно выдать и во время регистрации.

9. В большом помещении желательно установить звукоусиление, иначе либо часть команд не расслышит вопросы, либо ведущий сорвет голос.

10. Пригласите судейскую коллегию в составе трех человек, которые будут оценивать правильность ответов команд и подводить итоги игр. Предварительно ознакомьте судей с Правилами игры (см. Приложение 1) и статьей «Советы судейской коллегии».

11. За 15-20 минут до начала игры предложите командам занять свои места за столами, зарегистрируйте их (запишите номер команды по порядку, название, класс, капитана) и проверьте, если того требуют условия соревнований, соответствие игроков команды заявленной возрастной группе. Так, в младшей возрастной группе могут играть команды, ВСЕМ игрокам которых исполнилось 15 лет после 01.09. текущего учебного года. Если в команде, которая заявлена в младшей группе, есть игроки старше, команда может либо заменить их, либо всем составом перейти в старшую группу. В старшей возрастной группе могут играть команды, состоящие из учеников, которым исполнилось 17 лет после 01.09. текущего учебного года. Игроки из 9-х и младше классов допускаются к играм в старшей возрастной группе (в младшей они в этом случае не играют). Игроки, старшей группы, либо заменяются, либо команда вообще снимается с соревнований. Ученики, которым исполнилось 17 лет после 01.09. текущего учебного года, могут организовать сборную команду и играть чемпионат школы вне зачета, то есть в оргкомитет ее результаты не отправляются. Данные возрастные границы приведены в соответствие с требованиями Международной ассоциации клубов (МАК) интеллектуальных игр, так как победители чемпионата города могут принимать участие в чемпионате России и Международном Кубке Молодежи. Однако, если городские соревнования проходят вне зачета МАК, все школьники могут играть по единой системе.

12. Попросите всех игроков приготовить бумагу и ручки, а капитанов – оформить ответные карточки, т.е. написать в левом верхнем углу каждой карточки номер, под которым команда зарегистрировалась у организатора игр, и, при необходимости, проставить в правом верхнем углу номера вопросов. Во время регистрации каждая команда получает игровой номер, которым подписывает свои ответные карточки, и под которым ее вносят в ведомость подведения итогов у судейской коллегии. Это позволяет команде быстрее подписывать свои ответы, а судьям - разбирать поступившие карточки, не вчитываясь в длинные и неразборчиво написанные названия команд. Чтобы не перепутать ответы команд старшей и младшей групп, команды старшей группы получают номера, начиная с 1-го, а команды младшей группы начинают регистрировать, например, со 101-го номера

13. Попросите нескольких человек из зрителей помочь собирать ответы у команд и приносить их судьям. Желательно, чтобы они были из неиграющих классов, чтобы не было подсказок.

14. Напомните игрокам основные правила игры:

Играть все команды будут одновременно, поэтому ответы надо сдавать в письменном виде;

На обсуждение вопроса дается одна минута и еще десять секунд на то, чтобы записать ответ и сдать его. Сданный ответ - это карточка в поднятой руке капитана команды (когда ее заберут помощники – не важно, главное - вовремя поднять);

В карточке должен быть только один ответ - если команда не может выбрать между правильным и неправильным ответом, считается, что она не справилась с вопросом, и очко ей не присуждается;

Отвечать нужно строго на тот вопрос, который задан: на вопрос «Кто?» указать человека, на вопрос «Где?» - место. Если команда понимает, о чем идет речь, но отвечает не на тот вопрос, очко ей не присуждается.

15. Объявите начало игры и передайте слово ведущему. Он должен будет читать вопросы, объявлять начало и конец минуты обсуждения, вести отсчет десяти секунд, отведенных на сдачу ответов (принято считать от «десяти» до «нуля»), следить за своевременной сдачей ответов и т.д. – все это подробно описано в Правилах спортивной игры «Что? Где? Когда?» (см. Приложение 1).

16. По окончании игры судейская коллегия подсчитывает количество ответов у каждой команды и объявляет победителей. Эти команды получают право играть во втором этапе - чемпионате района или города. Как правило, для того, чтобы определить победителя, хватает учета правильных ответов. Однако нередко их количество совпадает. Если первое место разделят несколько команд, им можно задать приготовленные заранее вопросы, чтобы определить победителя. А можно составить из игроков команд-победительниц сборную (только нужно быть уверенным, что в сборную попадут действительно сильнейшие игроки каждой команды, а для этого может понадобиться несколько дополнительных тренировок).

17. Однако командам надо учитывать, что на следующих этапах соревнования их ждет иной подход к выявлению победителей в случае равенства очков. Есть несколько способов, применяемых на разных турнирах. Познакомим вас с двумя основными системами. Так, например, довольно широко используется система «сумма мест». Суть ее состоит в том, что чемпионат разбивается на несколько туров (как правило, по 12 вопросов) и вместе с очками команды получают в зачет дополнительные показатели, соответствующие местам, занятым командами в каждом из туров. В случае, если две или более команд ответили на одинаковое количество очков, им записывается средний показатель. Так, если две команды заняли второе и третье места, им записывается (сумма мест разделить на два) показатель 2,5. Если три команды заняли, к примеру, пятое, шестое и седьмое место, то все получают показатель равный шести. В финале эти показатели суммируются и та или те команды, у которых показатель суммы мест оказываются меньше, в случае равенства очков имеют преимущество. Такой подход хорош на длинной дистанции, состоящей из многих туров. Другая распространенная система носит название «очко плюс рейтинг» и суть ее заключается в том, что преимущество имеют команды, ответившие на большее количество сложных вопросов. Сложность вопроса определяется количеством команд, не ответивших в данном турнире на поставленный вопрос. Такой показатель называется рейтингом вопроса. В случае совпадения количества игровых очков у команд, рейтинги вопросов, на которые команды ответили верно, суммируется, и преимущество получает команда с большей суммой. Такой подход позволяет рассеять команды даже в одном туре. Именно он используется в Воронеже. В Приложении 2 вы можете видеть, как расположились финалисты школьного чемпионата Воронежа 2002 года, игравшие по системе «очко плюс рейтинг». Обратите внимание, что с третьего по шестое место команды, набравшие одинаковое количество игровых очков, расположились согласно рейтингу. Это позволило определить «бронзового» призера без дополнительных вопросов. Впрочем, для определения лучшей команды в учебном заведении или предприятии вы можете воспользоваться системой на свой вкус или по согласию с капитанами команд. Для примера скажем, что в Курске используется не система «очко плюс рейтинг», а «рейтинг плюс очко», где в первую очередь учитывается сложность «взятых» вопросов. Такой подход дает возможность определить победителя среди сильнейших команд со стажем игры. Однако это скорей эксперимент. Можно выявить победителя и жеребьевкой. Но в любом случае условия, по которым команды соревнуются, должны быть известны всем заранее.

18. Результаты чемпионата (список команд и количество их ответов) сохраняются и передаются представителю оргкомитета на втором этапе чемпионата города. В Воронеже практикуется правило «проходного балла». Так, от одного учебного заведения могут пройти на следующий этап соревнований, кроме чемпиона, еще и команды, набравшие определенное количество очков. Однако для этого необходим ведущий или наблюдатель от оргкомитета.

Статьи по теме: