Словесная игра путаница. Весёлые словесные игры для детей и подростков. Игры со словами: как насчет гармонизации состояния

Иногда у детей настолько развито воображение, что они начинают не только разговаривать со своими игрушками, но и наделять их качествами, присущими людям. В этом случае идет речь об анимизме детского мышления, однако не нужно путать это явление с понятием «анимизм», введенным в науку английским культурологом Э. Тайлором. Анимизм ребенка имеет несколько другую природу.

Анимизм детского мышления – что это такое?

Для начала нужно уяснить, что это – анимизм детского мышления. Многие малыши в процессе своего взросления наделяют различные неодушевленные предметы и объекты качествами, присущими живым существам. Данное понятие в психологии носит название «анимизм». Согласно мнению опытных детских психологов, подобное детское представление вполне приемлемое. Если детский анимизм присутствует у ребенка до достижения им пятилетнего возраста, он даже желателен.

Если развитие ребенка происходит без отклонений, то после пяти лет он постепенно осознает, что игрушки - это вещи, поэтому у них нет свойств, присущих живым существам. То же самое относится к вымышленному другу. Если же симптомы детского анимизма присутствуют и тогда, когда ребенок стал старше, то это уже повод серьезно насторожиться. Может оказаться, что это всего лишь фантазии, которые направлены на то, чтобы уйти от реальности. В этом случае все дело в родителях. Учитывая особенности детского анимизма, взрослым придется несколько изменить отношение к ребенку и обратить внимание на его проблемы, тогда дети сами перестанут наделять неодушевленные предметы и объекты качествами, присущими живым существам.

Почему у ребенка присутствует детский анимизм?

Однако может случиться и такое, что психологическое развитие ребенка пошло не совсем в правильном направлении, начиная с определенного возраста. В этом случае анимизм дошкольников будет представлять собой следствие психического расстройства.

Родителям нужно осознать, что только от них зависит, как ребенок будет воспринимать окружающий мир. Здесь дело не только в их отношении к малышу, но и во взаимоотношениях друг с другом, в мировоззрении и словах. В детском возрасте надо с должной серьезностью отнестись к проявлениям анимизма. Ни в коем случае нельзя смеяться над тем, как ребенок одушевляет тот или иной предмет. Когда малыш верит в то, что его плюшевый мишка живой, ему очень сложно принять, что на самом деле это не так. Восприятие всего окружающего как живого - один из важнейших этапов развития психики личности.

Если родители стремятся направить развитие своего ребенка по рациональному пути и заставляют его смотреть на вещи, окружающие его, с прагматической точки зрения, то это лишит малыша возможности правильно развиваться в психической области.

В психологии встречались случаи, когда ребенок панически боялся собак, но при этом придумывал себе воображаемого щенка, чтобы таким способом справиться со своим страхом. Бывает и такое, что у ребенка очень строгие или же слишком занятые родители, поэтому он специально придумывает себе друга, который его понимает и во всем поддерживает. В некоторых случаях в общении с этим другом ребенок проигрывает свои отношения с мамой или папой, однако в их роли выступает он сам.

Зачастую малыш придумывает себе воображаемого друга, чтобы снять с себя ответственность за совершенный поступок и избежать наказания.

Детский анимизм как форма воображения у дошкольников и подростков

До пятилетнего возраста ребенку надо позволить верить в то, что он сочтет нужным. Родителям при помощи анимизма даже можно извлечь определенную пользу: они смогут определить, как ребенок хочет играть, выяснить модель его поведения. С помощью такой формы воображения дошкольников, как детский анимизм, в сознание малыша можно заложить определенные общественные понятия и стереотипы.

Однако когда ребенок старше пяти лет проявляет анимистические характеристики, то родителям сначала необходимо тщательно разобраться с причинами подобного поведения. Зачастую малыш с помощью этого стремится справиться с определенными жизненными проблемами эмоционального плана.

Они могут быть связаны с различными жизненными явлениями. К примеру, семья переехала и ребенку приходится ходить в другой детский садик или школу, где он пока ни с кем не успел познакомиться. Вымышленный друг или одушевленные игрушки позволяют ему восполнить недостаток общения со сверстниками.

Если причина анимизма кроется в этом, родителям следует пересмотреть свои отношения с ребенком, так как это целиком их вина.

Анимизм в подростковом возрасте - серьезная проблема, на которую нельзя закрывать глаза. Если родители будут отрицать ее существование, то ситуация может стать еще более тяжелой. Это выльется в очередной внутренний протест, поэтому им надо пойти со своим отпрыском на компромисс. Мягко, но очень уверенно следует провести грань, которая не сформировалась в определенном возрасте. Однако это делают не через отрицание явления, а с помощью отделения его от мира людей.

Если же усилия не принесли необходимого результата, то нужно обратиться за помощью к психологу. Как говорят специалисты, даже из запущенного анимизма подростков можно извлечь определенную педагогическую пользу, если правильно подойти к этой проблеме.

Статья прочитана 1 256 раз(a).

Анимизм детский

Представления детей, согласно коим даже неживые объекты являются одушевленными. По данным американского психолога М. Берзонски, это особенно характерно для детей пятилетнего возраста и пропадает по мере дальнейшего социально-когнитивного развития.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

АНИМИЗМ ДЕТСКИЙ

(англ. child animism ) - склонность детей оценивать неживые объекты (напр. куклы ) как живые (по-видимому, правильнее говорить об аниматизме , а не об анимизме ). Идею и термин А. д. выдвинул Э. Б. Тайлор. Многие известные психологи (напр. С . Холл ) полагали, что А. д. - неизбежная природная особенность детского ума, согласующаяся с биогенетической концепцией (см. ). С т. зр. Ж . Пиаже , антропоморфический А. д. вписывается в общую картину детского эгоцентризма. Л . С . Выготский (1926), категорически отрицая биогенетическую концепцию (ее объяснительный принцип, а не факты, на которые она опирается), считал, что А. д. усваивается ребенком из социальной среды: «ребенок, предоставленный самому себе, никогда не оказывается ни анимистом, ни антропоморфистом». Современные психологи продолжают изучать эту любопытную особенность детского мышления. Напр., амер. психолог М. Берзонски (1988), исследуя ответы детей 5-7-летнего возраста на вопросы о неживых объектах, изображенных на картинках, пришел к след. результатам: 1) анимистическое отношение к предмету усиливается, если предмет изображен движущимся, а не неподвижным (напр., летящий в небе шар чаще воспринимается живым, чем тот же шар, но лежащий на земле); 2) больше всего анимистических суждений дали 5-летние дети, тогда как у 7-летних их вообще не было; 3) половые различия в А. д. не обнаружены. Приобретение способности различать живые и неживые объекты - одна из вех на линии когнитивного развития. (Б. М.)


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Смотреть что такое "анимизм детский" в других словарях:

    Мировоззренческие представления, при коем одушевленными полагаются практически все объекты, находящиеся в некоей связи с человеческой деятельностью. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998. анимизм …

    Детский Анимизм - представления детей, согласно которым даже неживые объекты обладают одушевленностью. По данным американского психолога М. Берзонски, это явление наиболее характерно для детей 5 летнего возраста и пропадает вместе с дальнейшим социально… … Психологический словарь

    Этимология. Происходит от лат. anima душа. Категория. Форма детских представлений. Специфика. Представления детей, согласно которым даже неживые объекты обладают одушевленностью. Исследования. По данным американского психолога М.Берзонски, это… … Большая психологическая энциклопедия

    - (англ. doll) детская игрушка в виде фигурки человека или животного. Маленькие дети воспринимают К. анимистически (как живое существо). Можно предположить, что наиболее древние детские К. символизировали самих детей и использовались для воспитания … Большая психологическая энциклопедия

    Медицина - I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия

    русский фольклор - совокупность текстов русской народной культуры, передаваемых преимущественно изустно, имеющих статус безавторских, анонимных и не принадлежащих определённым отдельно взятым исполнителям, хотя известны имена некоторых ярких мастеров исполнителей:… … Литературная энциклопедия

    Швеция - (Sweden) История Королевства Швеция, физико географическая характеристика Швеции Экономика Швеции, культура Швеции, образование в Швеции, достопримечательности Швеции, Стокгольм Содержание Содержание Раздел 1. История. Раздел 2. Географическое… … Энциклопедия инвестора

Игра для большого количества игроков. И чем больше будет игроков, тем интереснее будет проходить игра, где бы она не проходила: во дворе, в летнем лагере, на детском празднике или на перемене в школе.

Правила подвижной игры Путаница

В начале игроки выбирают водящего («Бабку» или «Маму»). Если играющих много, то водящих может быть сразу несколько (примерно по одному водящему на 8-10 игроков). Водящие выходят из комнаты (на улице - отворачиваются, либо отходят подальше), а игроки берутся за руки, образуя цепочку в виде круга. Далее они начинают запутывать свою цепочку. При этом цепочка может самопересекаться, игроки могут подлезать или перелазить через цепочку, переплетать свои руки и даже ноги. Одно условие - руки соседа отпускать нельзя.

После того, как цепочка запутана, игроки хором зовут водящих:

Путаница-путаница, распутай нас!

Бабка, распутай нитки!

А ещё так:

Папа ниточку запутал,
Мама - узел развяжи!

Водящие возвращаются и начинают передвигать игроков, распутывая цепочку. При этом главное условие то же самое: руки разрывать нельзя! Если водящие смогли распутать игроков, восстановив круг и не разорвав рук - победили они. Если распутать не смогли или если цепочка разорвалась - победили игроки-«путаники». Естественно, что игроки не должны специально бросать руки!

В игре "Путаница" решается та же задача-замена слов в предложении. Однако она приводится без опоры на живые слова. Перед началом игры воспитатель читает отрывок из стихотворения К. И. Чуковского "Путаница" (первую часть) и спрашивает у детей, почему это стихотворение так называется. После ответов продолжает: "правильно. Стихотворение называется так потому, что зверюшки всё перепутали. А на самом деле в жизни так не бывает.

Здесь очень важно очень умелое руководство со стороны педагога, который следит, чтобы дети отвечали правильно и в определённом порядке, помогает им вопросами:

  • 1) Какие слова надо заменить, чтобы получилось правильное предложение?
  • 2) Какое слово ты хочешь заменить?
  • 3) Каким словом ты заменишь его?
  • 4) Что теперь получилось?

Эти вопросы повторяются до тех пор, пока не будет составлено предложение.

Дети обычно активно включаются в эту игру, но здесь неизбежна одна трудность. Подыскивая подходящее слово для замены, они в то же время должны не упускать из виду ответы своих товарищей и учитывать их. Например, дети распутывают предложение "Летит зелёная собака". Один ребёнок заменяет слово "летит" словом "рычит". Получается "Рычит зелёная собака". Остаётся заменить слово "зелёная", чтобы получилось правильное предложение. Но другой ребёнок, увлечённый придумыванием своего варианта замены слова, упускает из виду новое полученное предложение и говорит слово "лягушка". Это не распутывает, а снова запутывает фразу, так как получается предложение "Рычит зелёная лягушка". Желание непременно принять участие в выполнении задания, таким образом, не должно мешать сосредоточенности. Каждый быстро подбирает слово и в то же время следит за ответами своих друзей.

Воспитатель может предлагать разнообразные путаницы, но количество слов не должно трёх. На первых порах можно предлагать путаницы, состоящие из двух слов или из трёх, но таких, в которых достаточно заменить одно слово, чтобы получилось правильное предложение.

Мария Алейник
Коррекционно-развивающая словесная игра «Путаница»

Словесная игра «Путаница »

Цель : Расширять словарный запас детей , развивать фонематическое восприятие, вербальную память. Формировать произвольное внимание, стимулировать мыслительную активность. Воспитывать культуру общения при взаимодействии со сверстниками.

1. Прячутся листочки в бочках

Огурцы мы солим в почках

2. Мама учит Машу – точку :

«Здесь поставить надо дочку»

3. Залетела в сад к нам Зойка,

Но её вспугнула сойка.

4. Это мой пушистый год

И ему сегодня кот

5. В комнате стоит сова,

А в лесу живёт софа.

6. Мы в салат порежем люк.

Перепрыгнем через лук

7. Испугался брат мой Ёшка,

Закричал : «Тут бабка Лёшка.»

8. Наш Павлушка ещё мял,

Он не ел булку, а мал.

9. Мы малышку нашу Люльку

Спать положим в эту юльку

10. Как нарядна наша юбка,

На ней новенькая Любка.

11. Петя кашу ел из мишки,

Спят в берлоге сладко миски.

12. Не узнал я сестру Маску-

На лицо надела машку.

13. Надоели Ваши шалости,

Нет к людям у Вас жалости.

14. Мойдодыру мальчик мыл

Он лицо и шею мил

15. На ногтях у мамы рак,

А в реке усатый лак

16. Вы заканчивайте иглы.

Для шитья возьмите игры.

17. Посолите, дети, кассу,

А билеты сдайте в кашу.

18. Мы катаемся на танках.

Вырастем – поедем в санках

19. Это мой пушистый годик

И ему сегодня котик

20. Папа в шахту надел кашку

Малышу сварили каску.

21. Закрой уши и гроза-

Начинается глаза.

22. Наш любимчик – малыш плов

Ел из риса вкусный Пров

Публикации по теме:

А у нас на Новый год дерево зазеленело! Прошло более трёх месяцев с момента начала коррекционно-развивающей деятельности на логопункте в.

Дидактическая игра «Числовая путаница» (старший дошкольный возраст) 1 вариант игры Задачи: -закреплять умение выкладывать числа по порядку.

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество.

Коррекционно-развивающая программа индивидуальных занятий «Разноцветное детство» Кррекционно развивающая программы: «Разноцветное детство» Программа составлена на основе: программы занятий по сказкотерапии, составители:.

Коррекционно-развивающая сказка «Зайчишка-трусишка» Зайчишка-трусишкаДавным-давно, в одном старом лесу, жил-был зайчик. Его прозвали «трусишка», потому что всего на свете он боялся. И ежа,.

Коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета Коррекционно - развивающая среда логопедического кабинета. Кабинет - это творческая мастерская. Основное назначение логопедического кабинета.

Коррекционно-развивающая программа «Счастливы вместе!» Пояснительная записка В настоящее время в практике психологического консультирования остро встает проблема детско-родительского взаимодействия.

Статьи по теме: