Что такое топографический кретинизм и как с ним бороться. Топографический кретинизм. Как не заблудиться в трех соснах

Что такое ориентирование на местности? Ориентирование на местности (спортивное ориентирование) – это такой вид спорта, в котором участники, используя точные замеры и детальные карты, должны найти контрольные пункты на местности. Это занятие может быть интересно и как спортивное состязание и как активное времяпровождение в лесу.


Шаги

    Изучите базовые правила. Стандартный маршрут спортивного ориентирования включает в себя: точку старта; серию контрольных пунктов (КП), отмеченных на карте кружочками; дистанции между КП, отмеченные линиями; номера КП, обозначающие порядок, в котором их надо проходить; точку финиша. На КП находятся особые предметы, которые необходимо найти. Какой это конкретно предмет, определяется описанием, прилагаемым к карте (иногда их называют легендой). Также на КП стоят флаги, обозначающие конкретное место, которое спортсмены должны посетить.

    Для того чтобы добраться до каждого КП, вам нужно составить план маршрута. На начальном уровне (обычно называемом белым или желтым) все КП достижимы по уже имеющимся тропинкам или любым другим несложным прямым маршрутам (к примеру, вдоль линий электропередач, берега реки и т.д.)

    Чтобы подтвердить посещение КП, спортсменами используются различные приборы: либо компостеры, либо станции электронной отметки, которые обычно находятся рядом с флагом. Таким образом, в КП спортсмен должен либо пробить свою карточку, либо провести чипом. На каждой КП компостеры делают разные дырки, та же ситуация и со станцией электронной отметки.

    Маршрут между КП не оговаривается и не определяется заранее, поэтому каждый спортсмен сам выбирает, как добраться от точки до точки. В умении выбрать правильный путь следования и ориентироваться в лесу и заключается вся суть спортивного ориентирования.

    Большинство соревнований в данном виде спорта используют раздельный старт соперников, чтобы убедиться, что каждый участник (или команда) прокладывают свой маршрут, а не следуют за соперником. А также используются и другие популярные форматы соревнований, включая эстафеты и модель, при которой цель участников – отыскать максимальное количество КП за определенное время.

    Когда вы перейдете к следующему после начального уровню - оранжевому или же к продвинутому – зеленому, красному, голубому, КП не будут заметны прямо с тропинок и не будут достижимы по простым тропинкам. Вам уже придется хорошенько задуматься над тем, как найти каждый из пунктов. Следующие правила помогут вам в этом:

    Определитесь с точками атаки КП. Точки атаки КП – это такие точки, которые достаточно легко определимы и легко достижимы (поэтому вы не ошибетесь с определением своего местоположения), а также находятся в непосредственной близости от нужного вам КП. К примеру, точка атаки может находиться непосредственно на тропинке возле легко опознаваемого поворота или изгиба, или там, где возле тропинки проходит четкая граница растительности. Но в целом, такая точка может быть где угодно, главное, чтобы вы могли ее четко определить.

    Доберитесь до точки атаки. Если вы испытываете трудности в ее определении, значит, вы сделали неправильный выбор. Подумайте над тем, чтобы выбрать другую точку атаки. Прежде чем идти дальше, убедитесь, что вы точно знаете, где находитесь, даже если для этого вам придется пройтись по тропинке назад.

    Будучи уже на точке атаки, вам, как правило, понадобится компас. Сверьтесь с картой, в каком направлении вам нужно двигаться, и как далеко нужно пройти. Определите направление по компасу и продвигайтесь к КП.

    Продолжайте движение в заданном направлении и считайте при этом шаги. Обычно пара шагов (один правой ногой и один левой) равен 2 метрам. Данная величина, конечно же, зависит от вашего роста, перепада высот, типа поверхности, по которой вы идете, и от степени вашей усталости.

    Пытайтесь все время следить за картой и сверяться с ней относительно всего, что вам попадается на пути. К примеру, если на карте обозначена чаща, которая должна остаться по правую сторону от вас, а на самом деле вы пробираетесь прямо сквозь нее, это может быть сигналом к тому, что вы немного сбились с маршрута. Таким образом, вы можете постоянно корректировать свое направление движения.

    Когда, судя по количеству пройденных шагов, вы уже должны быть на месте КП, осмотритесь вокруг в поисках опознавательного знака, который вы должны найти. Карта содержит легенду, указывающую, какой именно предмет искать. Убедитесь, что вы ищите во всех возможных направлениях, так как вы могли немного сбиться с пути.

    Когда вы увидите КП, НЕ бегите сразу к нему. Сначала сверьтесь с картой, какой КП будет следующим, и в каком направлении вы будете покидать данный КП. Продумайте четкий план ваших дальнейших действий. И наконец, сверьте номер КП (который в легенде обычно указывается трехзначным числом), чтобы убедиться, что вы вышли на нужный вам КП, а не какой-то другой, который может быть расположен рядом.

    Теперь можете проследовать к КП. Отметьте свою карточку или чип и сразу же уходите в запланированном направлении. Убедитесь, что вы пробили правильную карту или просканировали правильный чип. Важно сразу же покинуть место КП, потому что, находясь там, сверяя карту и планируя дальнейшие шаги, вы можете привлечь внимание людей, идущих за вами. И либо вы просто разрушите для них интригу, либо в худшем случае, если вы соревнуетесь, собственноручно дадите подсказку соперникам.

    Если вы вдруг решите прервать свое участие в маршруте, вы ОБЯЗАТЕЛЬНО должны дать об этом знать организаторам соревнований. Не забудьте об этом! Иначе обеспокоенные люди потратят всю ночь на поиски вас в лесу!

  • Если принятие решения требует планирования маршрута на длинные дистанции, то пытайтесь избегать таких решений как можно дольше. Потому что неправильно выбранный маршрут в самом начале заставит вас изрядно побегать по лесу.
  • Ближайшая возможная точка атаки не всегда самая лучшая. Примите во внимание скорость, которую вы сможете развить, покинув точку атаки. Потому что пройти даже 30 метров через густой лес – не всегда легкая задача. Вы можете потратить на это всего лишь 5 минут, а можете и полностью выбиться из сил и потеряться. Иногда лучшая точка атаки – это та, которая дальше, но легче достижима.
  • Когда вы начинаете продвигаться от точки атаки с компасом, определите на карте любую специфическую точку на местности, которая находиться за КП. Она обязательно должна быть позади КП и быть легко опознаваемой и заметной, чтобы вы не пропустили ее. Обычно в роли таких опознавательных точек служат следующие тропинки, либо река, линия электропередач и т.д. Если вы доберетесь до этого места, то поймете, что пропустили КП, значит надо остановиться, определить новую точку атаки и идти к ней.
  • Считайте шаги пока вы идете по тропинке к точке атаки. Тогда вы сможете сопоставить пройденное расстояние по карте и приблизительно просчитать масштаб карты в ваших шагах (сколько шагов приходится на метр, указанный на карте). Это особенно удобно, когда вам необходимо определить пройденное расстояние на территории, где нет никаких опознавательных знаков.
  • Ищите опознавательные знаки на местности и, конечно же, КП. Идея всего спортивного ориентирования в том, чтобы, используя карту и свою голову, находить опознавательные знаки, а потом через них выходить на КП. Таким образом, КП часто находятся в стороне от заметных и опознаваемых ориентиров, а также с другой стороны тропинки, по которой вы можете выйти к КП. Конечно, это зависит от уровня сложности; на начальном уровне все КП будут хорошо заметны еще издалека.
  • Цель в спортивном ориентировании – это пройти маршрут за минимальное время. Но помните о правильном распределении сил.
  • Планируя свое передвижение на длинные дистанции, не забывайте, что по разной местности вы будете идти с разной скоростью. Если тропинка хорошая, по ней вы всегда будете идти быстрее, чем по лесу, да и шансы заблудиться нулевые. Хорошо распланированный маршрут продвижения – залог успеха.

Предупреждения

  • Носите с собой свисток. Три коротких свиста означают: «Мне нужна помощь»
  • Возьмите более чем достаточный запас воды
  • Узнайте направление выхода из леса (направление по компасу, по которому вы точно выйдите из лесу). Обычно он напечатан на карте или называется при старте соревнований.
  • Даже опытные в спортивном ориентировании люди иногда теряются. Или вы можете упасть и повредить ногу. Поэтому всегда носите с собой аптечку для первой помощи.
  • Если вы действительно потерялись и уже сильно устали, чтобы идти куда-то, то оставайтесь на контрольной точке или на тропинке. Тогда спасательное службе будет легче вас найти.
  • Не переоценивайте свои возможности. Начинайте с наименее сложных уровней, пока не добьетесь совершенства в них. Приступив сразу к слишком сложному уровню, вы не только рискуете заблудиться, но так же маршрут может оказаться слишком изматывающим для вас, и вы потеряете интерес к данному спорту.

Что вам понадобится

  • Свисток
  • Более чем достаточный запас воды . Как минимум 4 литра, а в жаркую погоду и того больше.
  • Карточка или электронный чипы для отметки (все это вы получите при старте)
  • В противном случае единственный инструмент, который вам понадобиться для ориентирования - ваш мозг.
  • Мобильный телефон может пригодиться. Он, конечно, может и не работать в лесу, но все такие есть вероятность того, что он вам поможет в критическую минуту.
  • Очень полезен будет хороший компас. Скорее всего, вы сможете взять его в прокат на большинстве соревнований.
  • Удобная обувь. Что-то наподобие альпинистской обуви или обуви для бега.
  • Удобная одежда. Наденьте что-то подходящее для длительного пешего путешествия. Не забывайте, что вам на пути могут попадаться местность, покрытая кустарником.
  • «Продвинутые» спортсмены могут приобрести себе специальную одежду и обувь, разработанную под спортивное ориентирование.
  • Если вы хотите взять с собой GPS-навигатор для записи ваших маршрутов, то это в пределах правил. А вот пользоваться GPS для ориентирования – это НАРУШЕНИЕ правил и мухлеж. Но он может быть чрезвычайно полезен, если вы заблудитесь.

Психолог М. Хоффман в результате эксперимента выяснил, что способность ориентироваться на местности зависит от социального статуса человека — чем ниже статус, тем хуже она развита. Доктор Р. Липпа оспорил выводы коллеги, предположив, что эта способность зависит от пола — женщины ориентируются хуже мужчин. Кто же все-таки прав в этом споре?

Проблемы с ориентацией на местности, способность заблудиться в трех соснах и даже топографический кретинизм — такими нелестными характеристиками награждают людей, которые плохо ориентируются в пространстве. Таких едких замечаний, пожалуй, чаще удостаиваются женщины: до последнего времени считалось, что мужчины от рождения превосходят их в умении найти дорогу или сориентироваться по карте, да и пространственное воображение, как показывали многочисленные тесты, у представителей сильного пола развито лучше.

Но недавно исследователь Моше Хоффман из Калифорнийского университета Сан-Диего в США обнаружил племя, у которого этих различий нет. Им оказался народ кхаси, проживающий на северо-востоке Индии. Хоффман с коллегами предлагали людям из племени простой и остроумный тест: просили из детских кубиков собрать изображение лошади. Исследователи решили, что это задание не собьет индийцев с толку, в отличие от непривычных для них абстрактных тестов с углами и линиями. В то же время тест помогал оценить способность кхаси к пространственному мышлению: чтобы быстро собрать головоломку, приходилось мысленно "поворачивать" кубик разными гранями. А чтобы повысить мотивацию участников, исследователи за хорошо выполненную работу вручали им вознаграждение, равное примерно четверти дневного заработка.

И вот что выяснилось: на решение задачи мужчины и женщины из племени кхаси тратили одинаковое время — примерно по 30 секунд. Что удивительно, у соседнего народа карби такого сходства не наблюдалось. Женщины из их племени тратили на решение головоломки 57 секунд, мужчины — всего 42. Всего Хоффман протестировал более тысячи человек из обоих племен, так что эти результаты можно считать вполне репрезентативными.

Любопытны и выводы, которые сделал калифорнийский ученый из этих данных. Хоффман обратил внимание на то, что соседствующие народы имели разный социальный строй. Общество карби куда больше похоже на традиционное западное общество, каким оно было еще недавно: мужчины там зарабатывают больше, имеют больше собственности, наследуют земельные владения и имущество своей семьи, получают хорошее образование. Женщинам же таких привилегий не достается. А вот племя кхаси в этом смысле устроено необычно: там юноши и девушки получают образование наравне, притом жены зарабатывают больше своих мужей, а наследство отца получают его младшие дочери.

Обнаружив эти различия, Хоффман пришел к заключению, что пространственное воображение и умение ориентироваться на местности зависят от социального статуса. По-видимому, рассудил он, эта способность развивается наряду с остальными мыслительными возможностями человека — а значит, будет лучше развита у того, кто получил более высокое образование и занимается интеллектуальной работой.

Главный аргумент исследователя состоит в том, что он протестировал представителей двух племен, которые похожи во всем, кроме гендерной культуры — и потому различия должны быть связаны именно с ней.

Оппонент Хоффмана, американский психолог Ричард Липпа, приводит весомые контраргументы. В 2010 году исследовательская группа Липпы протестировала более 200 тысяч добровольцев из 53 разных стран, оценивая их способность к пространственному мышлению. И именно в развитых странах, где женщины занимают высокие должности и получают образование наравне с мужчинами, они продемонстрировали результаты намного ниже, чем представители сильного пола. В бедных странах, напротив, мужчины и женщины показывали примерно одинаковые результаты тестов на пространственное восприятие.

Но вот что интересно: Липпа не учел различий в образе жизни женщин из племени кхаси (тех самых, которые ориентируются в пространстве наравне с мужчинами) и современных западных дам. Кхаси преимущественно живут в деревнях, на природе, и занимаются подсечно-огневым земледелием (то есть превращают лесные участки в посевные поля, вырубая лес и сжигая пни), а также промышляют охотой и рыболовством. Высокое социальное положение женщин в таком обществе означает, что те чаще выходят из дома и занимаются решением важных вопросов — к примеру, связанных с землей и имуществом. Все это, наряду с хорошим образованием, способствует развитию хорошей пространственной ориентации. Особенно если учесть буйную индийскую растительность: ушел далеко — попробуй найди дорогу домой.

Люди в развитых странах не знают таких проблем: они живут в мире городов и улиц, пользуясь мобильными телефонами, картами и GPS-навигаторами. Их способность ориентироваться на местности, скорее, тренируется в походах, во время занятий активными видами спорта и во время путешествий, а также водительской практикой. И вот здесь ощутима разница: женщины реже занимаются пешим или горным туризмом, выбирают более спокойные виды спорта, которые тренируют мышцы, но не развивают пространственное мышление (аэробику, к примеру, а не футбол), меньше путешествуют в одиночку. И даже в продвинутой Америке женщины на 20 процентов реже покупают машины.

Ориентирование, в общем случае это умение определять свое местоположение относительно других объектов на местности и находить оптимальный путь из точки А в точку Б. Лишний раз упоминать о том, насколько важно подразделению выполняющему задачи в лесу, овладеть навыками ориентирования, наверное не стоит.
Основными инструментами ориентирования в лесу являются компас и карта.

КОМПАС

Прибор для определения направления на магнитный полюс земли (в нашем случае мы рассматриваем только магнитные компасы). Существуют 2 основных типа компасов: компас Адрианова и жидкостной.

Характерной чертой компаса Адрианова является нахождение магнитной стрелки в воздухе и присутствие стопорного механизма. Со всей ответственностью могу заявлять о полной непригодности данного типа компаса для ориентирования в лесу. Это связанно с чрезмерно большим временем успокоения магнитной стрелки (может достигать 30 секунд и более).

Жидкостные компасы отличается нахождением магнитной стрелки в демпфирующей жидкости. В этом случае отпадает необходимость в стопоре стрелки. Наилучшими характеристиками обладают спортивные компаса. Некоторые модели имеют магнитные стрелки, не из намагниченной стали, а фактически из постоянного магнита (в этом случае время успокоения составляет менее 0,3 секунды). Армейские модели жидкостных компасов обладают несколько худшими характеристиками, но они значительно прочнее спортивных.

Основное предназначение компаса - определять направление на какой-либо объект, и помогать выдерживать это направление в процессе движения. В зависимости от модели компаса, процесс определения направления (взятие азимута), происходит примерно следующим образом: платформу (прорезь, мушку) направляют на интересующий объект, а нулевое (или помеченное «N») значение вращающейся шкалы совмещают с концом магнитной стрелки, указывающей на север. После подобных манипуляций соответствующая риска на компасе будет указывать значение азимута (угол между направлением на магнитный полюс земли и направлением на объект, посчитанный по часовой стрелке). Если необходимо взять направление по карте, то используют боковую поверхность компаса. Используя эту поверхность как линейку, соединяют текущую точку местонахождения, с желаемой. При этом риска на платформе (прорезь, мушка) компаса должна показывать направление в сторону пункта назначения. После этого фиксируют положение платформы относительно карты, и вращая капсулу, добиваются совпадения северного направления на карте с соответствующими рисками капсулы. Далее вращением всего компаса (а не капсулы!) добиваются совпадения северного конца стрелки с нулевым значением шкалы. Риска на платформе (мушка, прорезь), будет показывать искомое направление движение на местности. Для выдерживания направления при движении, необходимо следить, чтобы «северный» конец стрелки всегда указывал на нулевое значение шкалы.

КАРТА

Отображение местности в масштабе на бумаге, с помощью определенных условных знаков. Существует различные типы карт: геологические, гидрографические, топографические, спортивные и др. Наиболее подробно характер лесной местности отражают карты для спортивного ориентирования. Об этих картах мы и будем говорить ниже (однако основные принципы ориентирования с картой применимы и для всех остальных типов карт). Кроме типа, карту характеризует масштаб. Обычно масштаб записывается в виде 1: А где А может быть равно 5000, 10000, 15000, 25000, 50000 и т.д. В спортивных картах обычно используется масштаб 1:10000 и 1:15000, в топографических 1:50000, 1:100000 и менее. Данный параметр карты означает, что какое-либо расстояние Х на карте соответствует А * Х расстоянию на местности. К примеру, при масштабе карты 1:10000, 1 мм на карте будет соответствовать 10 метрам на местности, 1 см = 100метрам и. т. д.

УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ

Познание секретов ориентирования начинается с изучения и запоминания условных знаков. Они во многом аналогичны знакам топографических карт. Основное отличие - открытое пространство обозначается желтыми тонами, а лес - белым и зеленым. Для изображения местности, обозначения объектов ориентирования, характеристики условий видимости и передвижения на спортивных картах используется 70 условных знаков. Чтобы «читать» карту, необходимо выучить условные знаки - азбуку карты. Спортивные карты выполняются на основе таблицы условных знаков УЗ-81, которая составлена с учетом стандартов Международной федерации ориентирования (ИОФ). Условные знаки - семицветные: черного, серого, коричневого, голубого, зеленого, желтого и красного (фиолетового) цвета. Знаки спортивных карт очень наглядны и в большинстве своем напоминают форму изображаемых ими предметов (вид сверху или сбоку). В них можно разобраться без посторонней помощи.

После запоминания условных знаков можно отправляться на природу. Оказавшись в незнакомой местности, прежде всего, нужно сориентировать карту: её устанавливают так, чтобы линии север-юг на карте имели одинаковое направление со стрелкой компаса. Верх карты должен находиться в том же направлении, куда указывает северный конец стрелки компаса. После ориентирования карты все объекты, изображенные на ней, будут в полном соответствии с объектами местности. После этого можно приступать к «чтению» карты (сопоставлять местность с картой и карту с местностью) и «привязке к месту». Важным навыком в ориентировании является умение быстро находить «привязки» и ориентиры на местности. «Привязка» - характерная черта окружающей вас местности, комбинация ориентиров. Ориентиры - это те объекты, которые отображены на карте. Все ориентиры подразделяют на точечные, линейные и площадные. К точечным относятся объекты, изображаемые внемасштабными условными знаками - камни, ямы, родники, группы деревьев и т.п. У линейных ориентиров - дороги, тропы, просеки, канавы, границы леса и вырубок, овраги, промоины - протяженность превышает их ширину. Площадные ориентиры - пруд, озеро, поляны, вырубки, лес, большие холмы, долы, склоны. Точечные и линейные ориентиры воспринимаются проще, так как в большинстве своем требуют восприятия на плоскости. Рельеф местности невозможно воспринимать без развития объемно-пространственного мышления, он наиболее сложен при чтении карты.

Итак, у вас сориентированная по компасу карта. Внимательно оглянитесь вокруг. Даже в тайге лес не так однороден и одинаков, как кажется на первый взгляд. Попытайтесь найти какой-нибудь ориентир, зацепку. Если никаких характерных признаков нет (допустим, вы остановились посреди тропы) вспомните, какие ориентиры были на вашем пути в эту точку. Если вы не можете ничего вспомнить, или этих данных мало - продолжите движение до какой-либо привязки (например, если вы идете дальше по тропе, дождитесь перекрестка с другой тропой, поляны, овражка и т.п.). Допустим у нас получилась следующая комбинация ориентиров: широкая тропа, поляна, перед поляной перекресток, на поляне примыкает под определенным углом такая же тропа, слева от поляны в котловине небольшой пруд(как правило для жесткой привязки к местности достаточно порядка 3 ориентиров). Теперь необходимо отыскать на карте эту комбинацию, обращая внимание на то, какое направление у тропы, под каким углом пересекаются и примыкают тропы на карте и на местности (это просто делать, встав непосредственно на перекресток), какой размер, форма поляны и пруда. На первый взгляд это довольно сложная задача. Но ситуация, когда приходится искать искомую привязку по всей площади карты, довольно редка. Обычно известна точка начала движения, примерное направление и время движения. Руководствуясь этими данными, достаточно легко выделить ограниченную территорию поиска на карте (при этом, чем опытнее человек в навигации, тем точнее он определяет точку своего примерного местонахождения). В результате мы находим нужную комбинацию на карте, и выясняем, что находимся в точке помеченной крестиком на следующем рисунке.

Итак, наше местонахождение известно. Но мы выяснили его не самым оптимальным путем, так как до определенного момента просто не обращали внимание на окружающие ориентиры. В результате время, потраченное на привязку к местности, было недопустимо велико и кроме этого, некоторое время приходилось двигаться «вслепую». Наиболее эффективным методом передвижения по лесу с точки зрения постоянного контроля своего местоположения, является т.н. движение по цепочке привязок. По этому методу, в процессе движения необходимо постоянно откладывать в памяти пройденные ориентиры, создавая тем самым «легенду» пройденного маршрута. Периодически производят остановки и с помощью легенды восстанавливают маршрут на карте. Типичный вид легенды будет звучать примерно следующим образом: «после поляны порядка 100 метров прямо, развилка - ухожу правее по малой тропе, метров через триста тропа начинает вести по болоту вскоре пересекает канаву с водой и выводит на поляну, где начинает пропадать».

Попробуйте на следующем рисунке проследить этот маршрут, считая начальной точкой поляну рядом с небольшим прудом. Однако нахождение текущего местоположения на карте - это не самая важная задача в ориентировании. Мало знать, где в данный момент вы находитесь, важно знать, куда вам надо, и как туда попасть. При этом, если с тем, «куда надо» ситуация бывает обычно ясной, то выбор оптимального пути задача непростая даже для опытного навигатора. В арсенале ориентировщика есть несколько методов достижения конечной цели. Прежде чем учиться разрабатывать оптимальный маршрут необходимо тщательно изучить эти методы знать плюсы и минусы каждого из способов.

ДВИЖЕНИЕ ПО АЗИМУТУ

Из уроков геометрии известно, что кратчайший путь между двумя точками это прямая. Действительно, иногда целесообразно двигаться к намеченной цели по прямой (то есть по азимуту). Но здесь необходимо учитывать несколько факторов.

Основной - возможная потеря скорости при движении по густому подлеску, заболоченной земле, необходимости преодоления оврагов и речек и т. д.

Второй фактор - сложность выдерживания направления при преодолении естественных препятствий. Поэтому старайтесь брать азимут на такие ориентиры, которые имеют значительные линейные размеры или легко различимы на расстоянии.

Третий - передвижение по лесу напрямик демаскирует двигающихся соответствующими звуками(звук сломанной сухой ветки слышен в безветренную погоду на расстоянии 300 метров).

МЕТОД ЗАСЕЧЕК

Это своего рода один из способов передвижения по азимуту. Постоянно контролировать положение стрелки компаса невозможно, поэтому рекомендуется взяв азимут, найти по линии визирования какой-либо приметный объект(засечку) на пределе видимости (поваленное дерево, пень), после чего, двигаться до этого объекта не контролируя азимут (следует не терять засечку из поля зрения). Достигнув засечку повторить операцию, и так до тех пор пока не достигнете конечной точки. При этом методе ошибка на 500 метров как правило не превышает 30 - 50 метров.

ДВИЖЕНИЕ В МЕШОК

Это движение по азимуту к точке пересечения двух линейных ориентиров, когда один из них ограничивает отклонение вправо, а другой ограничивает уход влево. Подобный случай проиллюстрирован на следующем рисунке:

Из точки 1 необходимо попасть в точку 2 (пересечение тропы и просеки с ЛЭП). В данном случае достаточно грубо взять азимут на точку пересечения и смело бежать в этом направлении, поскольку проскочить мимо нужную точку не получиться: в любом случае Вы выйдете либо на тропу, либо на просеку (здесь главное не перепутать, и понять, что по тропе нужно идти на право, а по просеке налево) и в результате попадете на нужное вам пересечение.

ДВИЖЕНИЕ С УПРЕЖДЕНИЕМ

Смысл его заключается в том, что движение планируется не в точку, а с заведомым отклонением в ту или иную сторону. Обычно это делается для выхода на какой либо заметный ориентир, чтобы затем от него продолжить движение к цели. Особенно это полезно, когда искомая точка небольшая по размерам, и ее легко проскочить, если брать азимут непосредственно на неё.

ДВИЖЕНИЕ ПО ЦЕПОЧКЕ ПРИВЯЗОК

Подобный метод уже описывался для случая привязки к местности. При составлении маршрута и движении он используется в тех случаях, когда целесообразно прокладывать маршрут по уже существующим тропам и дорогам. Заключается он в следующем. Для начала выбирается маршрут на карте. Если он достаточно длинный, то его разбивают на отрезки таким образом, чтобы конец одного участка и начало другого приходились на какой либо заметный ориентир. Каждый последующий участок предстоящего пути необходимо запомнить, для облегчения этого, в уме составляется легенда (прямо до развилки, там направо, прямо до тех пор пока слева не появится поле и т. д.). После того как один участок остается позади, необходимо остановиться, взглянуть на карту, убедиться в том что вы на правильном пути и приступить к запоминанию следующего отрезка (при определенном навыке, на запоминание 1 км пути в «не очень затоптанном» лесу, требуется порядка 15 - 20 секунд).

МЕТОД «БОЛЬШОГО ПАЛЬЦА»

Позволяет не терять время при сверке с картой. Заключается в особом способе удержания карты. Большой палец левой руки, держащей карту, направлен по линии движения, а ноготь фиксирует местоположение ориентировщика в данный момент. Раз в 15 - 20 секунд, необходимо, не прекращая движения, корректировать положение ногтя большого пальца соответственно пройденным ориентирам.

На этом остановим обзор методов ориентирования и чтения карты, поскольку тонкостей существует множество, но углубленное изучение этих тонкостей может запутать начинающих навигаторов.

ПЛАНИРОВАНИЕ МАРШРУТА

Итак, мы знаем, где находимся, знаем точку куда нужно попасть. К сожалению, вариант, когда от точки до точки ведет прямая дорога, бывает очень редко. Поэтому обычно маршрут разбивается на несколько отрезков. В пределах каждого из отрезков выбирается свой оптимальный путь. На одном из отрезков оптимальнее двигаться по азимуту, на другом использовать тропы. Необходимый маршрут выбирается в соответствии с целями.

Цели могут быть различными:

Выбор кратчайшего пути
- Выбор быстрейшего пути
- Выбор легчайшего пути
- Выбор незаметного пути и т.д.

Особой методики планирования маршрута нет, но необходимо учитывать следующие моменты:

Скорость движения по утоптанным сухим тропам превышает скорость движения по лесу без подлеска (белый цвет) в 1.5 раза, по лесу со средним подлеском (светло - зеленый цвет) в 2 - 2,5 раза, по лесу с плотным подлеском (зеленый - темно зеленый) в 3 - 5 раз.

По энергозатратам соотношение соответственно 2; 4 и 6 раз.

Для примера приведу среднее время пробегания 1 км леса подготовленным бойцом без нагрузки:

Без подлеска 5.00 - 6.15 мин
- Средний подлесок 6.15 - 8.20 мин
- Плотный подлесок 8.20-25 мин
- Труднопроходимый подлесок требует более 25 минут на километр.

Передвижение через лес сильно демаскирует звуками.

Преодоление оврагов глубиной более 10 метров отнимает значительное количество времени и сил.

При планировании маршрута желательно «набирать» возможно меньший перепад высот - это позволит сэкономить силы. Т.е. при сильно пересеченной местности необходимо по возможности двигаться по траверсу.

Преодоление труднопроходимых болот и речек вброд допустимо только в крайних случаях, поскольку мокрое обмундирование вызывает значительные энергетические затраты организма и повышает вероятность появления таких травм как потертости, мозоли и пр.

Рассмотрим варианты движения от 15 кп до финиша на показанной ниже карте:


Перегон от 15 до 16 кп достаточно длинный, поэтому выгоднее воспользоваться одной из двух просек в направлении 16 кп. Соответственно у нас два варианта пути. Один отмечен пурпурным пунктиром, другой - красным. Оба варианта можно разбить на 3 отрезка:

Движение до просеки, движение по просеке, выход на контрольный пункт.

Разберем «красный» вариант

Исходная точка - кп15 (поваленное дерево). Берем грубый азимут (с упреждением к северу) на тропу, выводящую на нужную нам просеку. Смело бежим не сверяясь с картой до пересечения с ЛЭП. Через 50 метров тропа пересекает искомую просеку. Определяем, что двигаться по просеке необходимо порядка 800 метров.

Ориентир перед сходом - пересечение канавы с водой под острым углом, можно легко пропустить - это минус данного варианта (запасной вариант - уход по первой тропе налево). Двигаемся по поляне на юг, выходим на тропу. По тропе пересекаем болото, и на первой развилке уходим вправо. Далее налево и первое примыкание направо. Двигаемся прямо до первого поворота налево. На перекрестке направо через 50 метров ещё раз направо. Через 80 метров справа в одной из ям находим искомый контрольный пункт.

Рассмотрим «пурпурный» вариант

Исходная точка та же. Выйти на ЛЭП можем либо тем же путем, что и в красном варианте, либо взяв азимут на изгиб ЛЭПа. В этой точке выходим на просеку и двигаемся по ней до упора. Просека упирается в перекресток. На этом перекрестке с помощью компаса определяем нужную тропу (надо быть внимательным!). На следующем перекрестке уходим вправо; проходим небольшую поляну и на развилке берем левее и двигаемся до уже знакомого (по красному варианту) перекрестка. Далее действуем аналогично красному варианту.

Движение от 16 кп до финиша (синий пунктир). На 17 кп выйти можно только с помощью азимута. Наиболее предпочтительный вариант взять азимут от ближайшей к контрольному пункту развилки троп. От 17 кп используя «движение в мешок» выходим на перекресток и двигаемся по тропе в сторону 18 пункта через перекресток. Через 100 метров после перекрестка берем азимут на ближайшую к тропе яму, а от неё, в свою очередь, берем азимут на кп. Далее видим на пути к 19 кп хороший ориентир, в виде пересыхающего пруда. С помощью азимута выходим на него, обходим с левой стороны по краю оврага и выходим на последний кп.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАССТОЯНИЯ ПРИ ПЕРЕДВИЖЕНИИ

Определение расстояния является чрезвычайно важным при движении по местности, слабо насыщенной ориентирами, ночью или при движении по старой карте. К примеру, вы определили оптимальный маршрут движения по карте и знаете, что вам нужно примыкание тропы справа. Однако карта достаточно старая и на местности появилось много новых троп примыкающих справа. В этом случае необходимо с помощью карты определить расстояние до примыкания от точки вашего нахождения. Осталось за малым - научиться определять пройденное расстояние. Если под рукой нет лазерного дальномера, то обычно пользуются подсчетом пройденных пар шагов. Пар шаги - подсчет шагов пройденных только левой или только правой ногой(то есть один отсчет на два шага). Предварительно необходимо замерить сколько ваших пар шагов умещается, к примеру, в 100 метрах при разных темпах передвижения (обычно при движении шагом по асфальту на 100 метров приходится 60 - 70 пар шагов).

Итак, по карте определяем, расстояние до поворота 250 метров. Вычисляем 2,5* 65 = приблизительно 160 пар шагов. Поэтому через 150 пар шагов следует внимательно всматриваться вправо. Если вы насчитали уже 200 пар шагов, а подходящей тропы нет - вы её пропустили. Необходимо отметить, что, как правило, реальное расстояние бывает чуть больше (на 10 - 15%) чем рассчитанное, обычно это происходит из-за криволинейности вашей траектории. По такой же причине необходимо вводить поправочный коэффициент 1,3 - 1,5 при движении по азимуту.

ОСНОВЫ НОЧНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ

Ситуации, когда необходимо передвигаться по лесу ночью, не редкость. Можно, конечно использовать приборы ночного виденья. Однако серьезный недостаток большинства этих устройств - очень малый угол зрения, что серьезно затрудняет пространственное восприятие.

Необходимо отметить, что светлая лунная ночь лишь немного затрудняет ориентирование, в то время как дождливая ночь второй половины августа сокращает видимость до 3 - 5 метров. Основная сложность в том, что в темноте ориентиры воспринимаются значительно сложнее (а иногда их просто не видно), осложняется определение расстояний и пространства. С самого начала, считаю своим долгом сообщить - успех в ночном ориентировании, ни в какой мере не зависит от мощности вашего фонаря. Фонарь ночью в лесу необходим только для периодической подсветки карты. Не пытайтесь с помощью фонаря осветить картину окружающего леса. Ничего кроме яркого пятна, и потери на пару минут «ночного зрения», не получите.

Для обострения «ночного зрения» можно пососать карамельку или кусочек сахара. Для оценки пространства используйте боковое зрение. Старайтесь больше полагаться на память и меньше заглядывайте в карту. При передвижении рекомендуется использовать линейные и площадные ориентиры, ночью их легко определять, наблюдая за кронами деревьев над головой. Значительный промежуток между вершинами деревьев может означать, что вы пересекаете тропу или просеку, или выходите на поляну. Таким же образом определяется конфигурация поляны. Будьте осторожны при передвижении по азимуту - ночью высока вероятность получения серьезной травмы. Для страховки, держите согнутую в локте руку перед лицом. Если предстоит вернуться в исходную точку, большую помощь в этом может оказать приемник GPS.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ GPS (глобальная система позиционирования)

Система состоит из 24 низкоорбитальных спутников, двигающихся по строго определенным орбитам со скоростью 2 оборота вокруг земли в сутки. Каждый спутник излучает сигнал на землю мощностью 50 ватт. В сигнале содержаться информация о самом спутнике и о текущем времени. Приемник GPS используя встроенную таблицу орбит спутников, и сигналы от спутников вычисляет свое положение на земной поверхности с завидной точностью. К сожалению, эта точность непостоянна, и зависит от многих факторов. Основным фактором является количество видимых и посчитанных спутников. Минимальное количество спутников, необходимых для самого грубого определения местоположения - 3 (при этом не рассчитывается высота над уровнем моря). Гарантируется, что в любой точке земного шара над вами будет летать от 5 до 12 спутников.

Количество спутников, которое может увидеть конкретно ваш приемник, зависит от обзорности неба. Как я уже отметил, важно чтобы спутники были не только увидены, но и посчитаны. В процессе расчета приемник определяет расстояние до спутника, поэтому в связи с доплеровским эффектом первоначальный расчет местоположения в движении (например, на машине) занимает значительное время. Так же, на точность определения координат влияет взаимное расположение (созвездие) спутников на небе - чем дальше друг от друга расположены видимые приемником спутники - тем выше точность расчета.

Немалые хлопоты владельцам GPS доставляет малая мощность излучения спутников. Серьезной преградой сигналу может стать даже густая листва деревьев.

Типичные задачи, возлагаемые на этот прибор примерно следующие: запомнить текущую позицию, показать направление и расстояние на запомненные ранее точки, запомнить пройденный маршрут, вывести точные значения долготы, широты и времени в различных форматах. Существует возможность экспорта текущих и записанных координат (а так же маршрутов) в различные компьютерные приложения. Большинство GPSов имеют функцию компаса, но необходимо иметь в виду что он работает только в процессе движения.

Как видно полагаться только на приемник GPS навигатору недопустимо, но в некоторых случаях он может быть весьма полезен.

Кто-то ухитряется плутать, зайдя в незнакомую часть родного (леса) района. А уж оказаться в одиночку в — такое и вообразить страшно!

Не вдаваясь в причины «топографического кретинизма», примем, что вы «просто не освоили» . Значит, нужно взять и научиться! Главное, понимать: мы учимся ориентироваться не в своём городе/районе, а «в городе вообще».

Любой город строили люди. Значит, он устроен логично. Поймем эту логику — поймем и город.

Прежде всего, возьмём карту и взглянем на город со стороны. Оценим его общую структуру.

Существует две основных схемы городской планировки: радиально-кольцевая и линейная.

План «радиальный» напоминает мишень с «кольцами» дорог вокруг хорошо читаемого центра и расходящимися от центра же радиально улицами.

При линейной схеме город «разбит» сеткой дорог на условные, упорядоченные ячейки-кварталы. Для удобства дороги, идущие «вдоль» и «поперек» такого города, могут называться по-разному. Например, проспекты и улицы; стрит и авеню. Или в прибрежных городах — параллельные берегу улицы и перпендикулярные им переулки.

В большинстве городов выделяется центр — чаще всего то место, откуда начинали строить город. В «кольцевых» городах центр явно виден на карте. Центр «линейных» городов не всегда столь очевиден.
Фото: Depositphotos

В центре обычно расположены исторические или просто более старые строения и городская администрация, часто где-то поблизости находятся железнодорожный и автовокзалы.

От центра к окраине обычно ведётся нумерация домов.

Если встать по ходу улицы, слева номера домов будут нечетными справа — четными. Запомнить просто: пишем мы слева направо, точно так же и считаем дома. Это в . В — наоборот. В России используются обе схемы, но чаще — первая, московская.

В городах, расположенных вдоль рек, счёт домов на перпендикулярных набережной улицах ведётся от набережной, на параллельных — по течению реки.

Иногда рекомендуют ориентироваться по трамвайным линиям. Вроде бы новые трамвайные пути в России давно не прокладывают. Значит, трамваи ходят лишь в старой части города. К сожалению, это правило работает не везде. Города различаются и планировкой, и темпом развития. И я бы поостерегся говорить за всю . В той же Москве трамваи ходят почти до окраин, троллейбусы же заходят и в пригороды.

Иногда удобно ориентироваться по сторонам света. Да-да, в городе! Например, в Москве, разбитой на Северный, Южный и т. д. округа.

Для определения сторон света можно воспользоваться природными ориентирами. Например, на северных стенах зданий, возле водосточных труб, нередко селятся мхи и лишайники. Древесный гриб в городе, как и в лесу, растёт на северной стороне ствола дерева. На солнечной стороне домов быстрее выгорает краска… А вот в городах возле крупных водоемов отделка быстрее изнашивается на стенах со стороны берега.

Для тех, кто стесняется разглядывать облупившуюся краску, есть ориентиры покрупнее.

Фото: Depositphotos

Апсиды православных храмов всегда на востоке, входы в храм и колокольни — на западе. Нижний конец наклонной перекладины креста — на юге. Распространено мнение, что алтарь католического храма обращен, наоборот, на запад. В действительности католические храмы ориентированы не столь строго, да и православных церквей в российских городах много больше.

Поблизости нет храма? В России? Странно! Ну уж спутниковые антенны точно найдутся. В северном полушарии они ориентированы на юг, на геостационарный спутник.

Но главный инструмент приезжего, конечно же, карта. Знакомство с городом всегда начинается с неё, и лучше — до приезда в чужой город.

Оцените общую структуру, схему городской планировки. Найдите интересующие вас места: например, вокзал, гостиницу, набережную, пляж, музеи… Постройте возможные пути перемещений по городу. Даже если реальные маршруты будут отличаться, вы многое поймёте и запомните уже в процессе работы с картой. Обязательно найдите городской центр. Если нет исторического, то административный. Не важно, если он вам не нужен — это прекрасный, известный всем ориентир.
Памятник — хороший ориентир в городе
Фото: Depositphotos

Отметьте другие ориентиры: памятники, музеи, храмы, площади, крупные учреждения, большие магазины… То, что легко заметить, оказавшись поблизости. То, что «все знают», и подскажут дорогу — например, управу или единственный в городе театр.

Совсем хорошо, если есть ориентиры, доминирующие над местностью и видимые из любой точки города: гора, высотка, телевизионная вышка. На них удобно ориентироваться прямо в процессе перемещений по городу.

Конечно, если вы оказались в чужом городе внезапно и по экстренной необходимости, вам будет не до изучения местности. И здесь лучше положиться на навигатор.

К сожалению, все больше людей склонны полагаться на него всегда, даже не стараясь запоминать дорогу. Хотя способность к — естественная функция мозга. А все, что не используется — деградирует, утрачивается за ненадобностью. Одно дело, если в мы можем обойтись без навигатора, используя его для удобства. И совсем другое, когда он служит костылями, компенсируя неспособность ориентироваться самостоятельно.

Интересно, вас посещает мысль: «Господи, где же я сейчас нахожусь?» при каждой попытке срезать привычный маршрут? Трудно ли вам найти дом знакомого, у которого вы были однажды в гостях? А слышали ли вы в свой адрес, что «заблудиться в трех соснах» для вас - пустяк?

Если на все вопросы вы ответили положительно, то приведенная ниже информация, думается, поможет пролить свет на этот феномен.

Пространственное слабоумие - это диагноз?

«Топографический кретинизм», или «пространственное слабоумие» - это не медицинский диагноз, а ироничное название психологической особенности некоторых людей, легко теряющих способность ориентироваться на местности. Иногда подобная черта вызывает лишь усмешку, а иногда приводит в недоумение. Все зависит от того, насколько ярко она проявляется.

Ну да, Христофор Колумб, открыв Америку, до конца своих дней пребывал в святой уверенности, что приплыл в Индию - но заблудился он все-таки в масштабах целой планеты. Да и карты в то время были очень приблизительными. А вот если человеку приходится долго соображать, как отыскать свою улицу, находясь на соседней, то это, согласитесь, способно создать серьезные жизненные трудности.

Так что же влияет на способность ориентироваться в пространстве?

Магнетит - вещество, помогающее ориентироваться

Давно замечено, что среди тех, кому трудно найти дорогу в незнакомой местности, подавляющую часть составляют женщины. Оказывается, этому есть вполне научное объяснение.

Топографический кретинизм, как выяснили многочисленные исследования, проявляется у людей, обладающих сниженной активностью правого полушария, а именно той его части, где находятся зоны, отвечающие за пространственное восприятие мира. Там же заложена так называемая когнитивная (личностная) карта окружающего пространства и биологический компас.

Интересно, что его принцип действия, так же как и у известного всем прибора, основывается на магнитном поле. А помогают этому кристаллы магнетита, содержащегося в клетках нашего мозга. Как утверждают исследователи, именно недостаток этого вещества и приводит к тому, что человек может заблудиться в трех соснах. Зато повышенное содержание магнетита (кстати, очень редкое) приводит к просто феноменальной способности человека даже с закрытыми глазами ориентироваться в сторонах света.

Но, увы, у всего есть оборотная сторона, и у этого таланта тоже - такие люди, оказывается, невероятно остро чувствуют так называемые магнитные бури.

Исторические причины женского топографического кретинизма

Да, обидно признавать, что чего-то там не хватает в мозге, но особенности ориентирования у представителей разных полов складывались веками. Ведь в древности мужчинам приходилось после дальней «командировки» за мамонтом находить быструю дорогу к своей теплой пещере. А будущий топографический кретинизм у женщин-прародительниц подпитывался тем, что они лишь ненадолго выходили в ближайший лес за ягодами, запоминая по пути, под каким деревом их больше всего, а все остальное время проводили в хлопотах о домашнем очаге. Наверное, поэтому нет среди женщин великих географов.

Зато мужчина веками тренировал свое логическое правое полушарие, и ему становилось все проще осваиваться на местности и запоминать ориентиры (что потом очень пригодилось при захвате новых земель).

Кстати, дамы-левши ориентируются в пространстве отлично. Но если левшу переучивали, то могут наблюдаться и сбои, а все из-за того, что такие люди впоследствии часто путают лево и право.

Различия между мужским и женским восприятием местности

Исследования уже не раз доказывали, что именно сильный пол обладает преимуществом под названием «отсутствие топографического кретинизма». Все дело в особенностях восприятия пространства у мужчин и женщин. Карта, которую мысленно рисует перед собой мужчина, - объемная, подробная и имеющая правильный масштаб. Потомок охотников на мамонтов способен легко представить себе, в какой точке этой карты он находится в данный момент, а также мысленно повернуть ее, посмотреть с другой стороны или уменьшить.

Одаренность представителя сильного пола в построении столь удачной когнитивной карты местности основывается на четком представлении им направлений, расстояний и названий улиц или населенных пунктов (как это развивалось исторически, вы уже понимаете).

А женщина всегда ориентируется в первую очередь на объекты (помните про дерево?). Поэтому, если вы спросите дорогу у мужчины, он ответит при помощи цифр и направлений: «200 метров от перекрестка и направо». А женский ответ будет звучать примерно так: «Сейчас - за угол высотки, пройдете до продуктового магазина, а там направо».

Что еще приводит к проблеме

Помимо общих причин, приводящих к тому, что многие из нас с трудом ориентируются на местности, существуют и конкретные. Они часто играют очень важную роль в развитии проблемы.



Топографический кретинизм: как бороться?

Да, топографическое слабоумие - это не заболевание, но лекарства от него все же имеются. Во-первых, ваше настоящее желание избавиться от этой очень неудобной во всех отношениях особенности. А во-вторых, точное представление о том, что именно стоит в основе проблемы.

Если все дело лишь в половой принадлежности, то нужно тренироваться, так как даже смена пола не заставит активно работать ваше правое полушарие.

А если к этому добавились еще и детские страхи, то обязательно разберитесь с ними. Можно обратиться к психологу, но и сами вы сможете себе помочь. Для этого нужно лишь восстановить в своей памяти до мельчайших подробностей тот самый случай, который и вызвал у вас хронический страх потеряться. Проживите его заново, стараясь логически объяснять себе, почему все произошло именно так.

Статьи по теме: