Смотреть обзор игры гта 4. Я узнал, что у меня есть огромная семья. Как выглядит и звучит

Grand Theft Auto 4, самая ожидаемая игра этого года, оказалась весьма неоднозначной. Естественно, ее все купят, но далеко не все останутся довольны приобретением. Скучные миссии соседствуют здесь с великолепной графикой и реалистичным поведением автомобилей. Понравится ли вам игра? Вполне возможно. Возненавидите ли вы ее? Скорее всего.

Отправить

Банальность - есть поношенная оригинальность; оригинальность - есть первое представление, premiere, как говорят французы, банальности.

М. Нордау.

Журналисты любят банальности, ведь про них проще писать. Зачем анализировать деятельность бывшего президента Путина, если ее можно просто и незатейливо охарактеризовать как «успешную». К чему идти на премьеру нового спектакля в Большой театр, если можно в очередной раз написать о балерине Волочковой. Ради чего внимательно исследовать мир экшена , если им положено восхищаться и чуть ли не блеять от радости, что такая чудесная игра все-таки появилась на консолях нового поколения. И пока эта карамельная волна окончательно не смыла нас в бездну восхитительных эпитетов и метафор, попытаемся трезво взглянуть на вещи. Новая часть получилась не то что провальной, но явно не настолько интересной, как об этом принято говорить.

«Ду ю спик ынглишь»?

Главный герой - выходец из Восточной Европы Нико Беллич - приезжает в мегаполис Либерти-сити в гости к своему родственнику Роману, промышляющему мелким жульничеством. Здесь парень с характерным сербским говором хочет построить новую жизнь, забыть чудовищную войну, в которой он принимал участие (как оригинально!) и найти предателя, из-за которого Беллич потерял парочку лучших друзей (еще оригинальнее!). Сердобольный родственничек тут же подкидывает ему «непыльную» работенку - отвези друга туда, забери оттуда, сделай третье. Именно так Нико зарабатывает первые деньги, а заодно знакомится с представителями преступного мира Либерти-сити.

Почти каждое задание можно условно разделить на три этапа. Первый - кража автомобиля. Здесь все просто: машину можно умыкнуть со стоянки или просто выкинуть с переднего сиденья зазевавшегося водителя. Как первое, так и второе лучше проделывать без лишних свидетелей, а то потом еще минут десять придется удирать по всему городу от надоедливых копов. Второй этап - заехать за нужным человеком. Найти его нетрудно - после получения задания он появится на карте, на которой система GPS автоматически проложит оптимальный путь. Как правило, вашими компаньонами будут наркоторговцы и прочие темные личности. Ну, и, наконец, третий этап - это, как правило, перестрелка, кража или еще что-нибудь в этом роде. По сравнению с предыдущей частью сериала, видимых изменений в геймплее, увы, не произошло.


И это сложный город...

Зато значительно преобразился сам город. Из мелкого клоповника времен он наконец-таки превратился в настоящий, живущий своей жизнью мегаполис. На улицах здесь частенько случаются аварии, приводящие к многокилометровым пробкам; мелкие хулиганы не упускают случая поиздеваться над зазнавшимися «белыми воротничками», а проститутки с неистовым рвением завлекают клиентов. Почтальоны каждое утро разносят почту, а по ночам свои двери распахивают клубы, в которых можно не только выпить и повеселиться с девушками, но и купить наркотики. Правда, никакой «перчинки» больше нет - о том, что герой занимается сексом, мы можем узнать исключительно по одобрительным воплям, раздающимся из квартиры очередной подруги. Жаль, но звучат они весьма неубедительно - то ли Нико не такой молодец, как принято считать, то ли актриса, озвучивавшая эти стенания, никогда в жизни не симулировала оргазм.


Впрочем, если случайные связи вас не устраивают, то можно закрутить роман с какой-нибудь девушкой. Здесь все как в жизни: свидания, первые поцелуи, ужины в ресторанах и походы в боулинг. Потенциальная жертва, как правило, сдается после третьего совместно проведенного вечера и приглашает Нико провести с ней ночь. Чтобы ускорить этот процесс, придется тщательно следить за собой - благо, в городе есть неплохой магазин с уцененными вещами, в котором на сотню долларов можно прикупить новый гардероб. Кроме того, при девушке лучше не драться и уж, конечно, не стоит бить ее саму, иначе потом еще час будете вымаливать прощение.


Но «выгуливать» стоит не только свою пассию - деловые партнеры тоже не прочь поиграть в боулинг или бильярд. Во время таких неформальных встреч вы сможете лучше узнать их, а также обеспечить себе несколько выгодных заказов. Как правило, после парочки бокалов пива собеседники становятся болтливые и уже через пару часов будут называть Нико не иначе как «другом на все времена». Вестись на это не стоит, потому что, вполне возможно, на следующий день вам придется кого-то из них убить - таковы уж здесь правила жизни.

Автошкола

Кстати, о жизни - впервые за многолетнюю историю сериала управление машинами стало реалистичным. Отныне легковушки и тяжелые, хамероподобные джипы - это действительно разные вещи. Если первые носятся по городу на бешеных скоростях и частенько не вписываются в повороты, то последние, словно танки, двигаются медленно, но точно. Это придется учитывать, выполняя задания: там, где нужно кого-то догнать лучше взять машину поменьше, зато просто гонять по городу проще на внедорожнике. Даже после нескольких серьезных аварий, такой автомобиль можно не менять, а лишь слегка «подкрасить» в ближайшей мастерской.Grand Theft Auto 4 действительно трудно. С одной стороны - это явный лидер среди гангстерских экшенов: прекрасная графика, неплохое музыкальное сопровождение, реалистичное управление автомобилями и захватывающие перестрелки. С другой - скучный сюжет, невнятный главный герой и куча однотипных, зачастую совершенно отвратительно смоделированных заданий. Возможно, именно поэтому в Либерти-сити хочется просто жить: гулять по улицам, снимать девочек, коротать вечера в ночных клубах, а выполнять сотни ненужных поручений зажравшихся бандитов - увольте.

Grand Theft Auto IV. Что можно о ней написать в одной малюсенькой рецензии. Ведь это даже не игра, это отдельная индустрия. Мы постараемся объять, как можно больший спектр всего, что есть в единственном и неповторимом симуляторе нашего мира. История серии, это как сказка о гадком утенке, которой после двух попыток превратился в Grand Theft Auto 3 и получил признание всего мира, не только геймеров, но и просто обычных людей. Отзывы были от самых доброжелательных, до прямых угроз к закрытию проекта. Но все же прошло время, все остались при своих мнениях, но игра прогрессировала. После выхода двух дополнений к третьей части, которые, по сути, были самостоятельными проектами, мы стали ждать GTA IV.

После массового психоза от первых роликов и информации люди немного подумали и решили просто ждать. Игра появилась на консолях, сразу же стала там самой продаваемой на Земле, посыпались хвалебные оды, критики почти не было, а за что судить, если ничего подобного даже близко не доходило до этого проекта. Нам же оставалось интересно, когда же GTA IV окажется на персональных компьютерах, все понимали, что это вопрос времени, ведь намного легче портировать шедевр, чем создавать новый. Интернет, правда, сразу же после выхода игры на консолях, кипел различными ложными новостями, дошло до того, что некто придумал эмулятор Xbox 360, но шло время, страсти поутихли, не удержавшиеся купили приставки, остальные ждали часа X, который наступил весьма скоро, 2 декабря каждый желающий мог приобрести Grand Theft Auto IV в магазинах своего города или в онлайне (не скачать, а именно приобрести).

Вставляем диск, запускаем, проходим активацию и все мы в игре. Нам рассказывают небольшую предысторию с небольшим геймплейным элементом о том, как Нико Белич – главный герой, приезжает к своему кузену Роману в США, что бы воплотить мечту любого эмигранта, стать здесь настоящим человеком. Причем Нико рассчитывал на теплый прием, но его родственник оказался не богатой шишкой на красном Ferrari, а обычным мечтателем, «лузером», бабником и пьяницей, живущий вечно в долгах. Но как такого бросишь? Все это напоминает немного фрагменты фильма Брат 2, который о том же самом, несбывшихся мечтах и самообмане. Сюжет действительно вырос по сравнению с предыдущими частями, количество юмора осталось, но это уже не простая пародия на мир субкультур в Америке, а нечто большее и всеобъемлющее. Все герои с виду шаблонны, но за многими скрываются совершенно другие люди. Тот же Роман, оказывается, хочет простого человеческого счастья, но он уже забыл о своей мечте из-за рутины. И так, практически, у всех здешних героев, включая вроде полных отморозков из русской мафии, где некоторые просто попали не в то время не в то место, в общем, конечно, не шедевр, но явно в GTA IV истории более проникновенные и насыщенные мелкими подробностями. Стоит еще учесть один немаловажный факт для нас с вами. Rockstar Games на этот раз объектом для анализа выбрала русских эмигрантов, конечно, не самую лучшую ее часть, но все же это приятно. Сразу скажем, что эта игра намного больше отразит многие привычки и особенности наших граждан. Разработчики не пытаются показать нас с одной единственной шаблонной стороны, но и не пытаются облагородить нацию. Они просто рассказывают историю, где наши виртуальные сограждане играю очень важную роль, хотя даже не только наши, а вообще все лица восточной Европы, в особенности славяне – сербы и русские. Еще раз повторю, что в этом нет ничего плохого, наоборот, это очень весело и забавно. Но не будем сильно отклоняться от темы, наш герой Нико понимает, что ему придется самому пробиваться в этом мире, что он и делает, так как обладает сильным характером и верой в себя. Все же не стоит GTA 4 воспринимать, как нечто высоко духовное, здесь по-прежнему основным элементом геймплея является тотальное нарушение всех действующих правил в городе, не подчинение нормам и устоям, в общем, все, как всегда. Безграничное безумие и сила автомата и кулаков.
Мы тем временем расскажем о других еще более приятных моментах. Внешняя оболочка игры великолепна во всех проявлениях, вряд ли кто сподобиться воссоздать громадный город Либерти-Сити (все знают, как его зовут на самом деле) с таким вниманием к деталям, что ты буквально веришь, что здесь ничего не повторяется и перед тобой жизнь. Графический движок RAGE продолжает начатое, эффектные взрывы, блестящие модели персонажей и автомобилей, изумительная смена дня и ночи, еще более прекрасные погодные условия, мягкие тени и эффекты – все вместе дает сочную, живую, высоко детализированную картину с десятками тысяч полигонов в кадре. О чем-то еще мечтать было бессмысленно. Но это не кто-то вам, а Rockstar – люди самобытные и самостоятельные в своих решениях, поэтому в игру был вписан физическая модель поведения персонажей Euphoria. Если вкратце рассказать, то ничего лучшего мы не видели, все заключается в полном взаимодействии модели с окружающим миром, то есть раз ты ударил кого-то, то тот должен непременно упасть со всеми законами физики. Если выстрелил в ногу, то противник будет действовать, как можно более приближенно к нашей жизни. Опять же в совокупности с графикой это дает невероятное ощущение чего-то нового, необычного и фантастического. Но процесс любования не вечен, всему приходит конец, картинка со временем становится просто хорошей, так что нужно поискать, что же изменилось в геймплее, за который так все любят Grand Theft Auto IV.

Девелоперы поняли, что в наше время пугать людей миссиями, которые вы должны проходить по сотне раз не стоит, в новой игре все просто и понятно, максимум попыток выполнить поставленную задачу не превышает, но обычно это один единственный раз. Наверно, задания не стали слишком разнообразными, порой даже наскучивают, но в целом есть и интересные приемы выполнения цели. Например, когда Нико должен позвонить человеку, который решил ответить и подойдет к окну, что бы взять телефон, где бы его уже ждем со снайперской винтовкой на противоположной крыше. А так, все как и раньше. Вы берете машину, едите на задание, выполняете его и уезжаете, в принципе ничего нового не появилось. Появилось и все то, что так эффектно используется в новых экшенах. Легендарное приподание к стенам, а-ля Gears of War здесь смотрится ничуть не хуже. К тому же многое ломается и крушится, в общем, впечатление от экшен-элементов положительное, где еще встретишь такой огромный мир, где все части по отдельности уникальны и интересны. Машин прибавилось, они стали красивыми. Звучит по-детски, но это именно так, автомобили наконец-то имеют не только внешние данные, но и правильную модель поведения. Кстати, по гоночной части GTA IV выигрывает у многих средних симуляторов, что вызывает очередные вздохи восхищенной публики. Теперь автомобиль ломается не только взрывом, но и просто может заглохнуть после очередного столкновения. Вообще во всем увеличена реалистичность. Люди в машинах ведут себя по-разному, некоторые приходится просто штурмом брать, водители не соглашаются, они бегут за вами, цепляются за дверные ручки, даже когда вы уже едите. Все это выглядит опять-таки впечатляюще. ГТА 4 очень сильно подросло, серия сделала огромнейший шаг вперед, что будет дальше, мы пока даже представлять не хотим, но то, что видим сейчас нам нравится.

Появилась огромная социальная часть, которая была и раньше, но слабо функционировала. Есть развлекательные учреждение: боулинг, кабаре, дартс, бары, кафе, бильярд и стрип-клубы. Где-то можно провести время один, а куда-нибудь можно сводить девушку. Появилось какое-никакое телевидение. Можно так же хорошо покушать в местах быстрого общественного питания, что бы пополнить запас жизни. Сотовый телефон твой неотъемлемый друг: звони, общайся, встречайся и читай сообщения. Есть метро, которое довезет тебя до различных точек города, серия движется все ближе к реальному миру, наверно, это хорошо, но нужно все-таки соблюдать разумные пределы, пока у них это получается на отлично. Город получился лучшим в серии, много интересных и красивых мест. Хочу заверить вас, что вы должны обязательно посетить все заведения Hove Beach – в реальном мире Брайтон Бич, район эмигрантов преимущественно из России, а так же затонувший корабль, живописное место. Вообще много чего есть интересного, авторы игры явно подошли к некоторым вопросам с юмором, например, Hot Coffee Shop – магазин, куда нельзя войти (кто в теме, тот поймет).

Музыка дарит людям счастье, особенно радио в Grand Theft Auto IV, которое просто разнообразно до какой-то невменяемой степени, ведь это компьютерная игра, хотя в этом иногда приходится сомневаться, слишком большой спектр задач разработчики выполняют. Игровые звуки профессионально воссозданы, нареканий нет. А саундтрек просто удивляет. Количество известных личностей шокирует. Ближе всех нашему сердцу придется радиостанция Vladivostok FM. Радио DJ Руслана очень бодрым голосом с ярко выраженным акцентом озвучивает имена очередных артистов среди которых: Кино, Ленинград, Сплин, Серега, Баста и многие другие. Конечно, никто не будет слушать всю сборку отдельно от игры, так как слишком разные жанры, но в GTA они смотрятся неплохо, даже эффектно, включая Глюкозу и Звери.

Что мы имеем в итоговом протоколе. Grand Theft Auto IV всем хороша и нареканий быть не может, если бы не порт, который подпортил нервы некоторым игроком. Сразу оговорюсь, что обладатели многих хороших компьютеров практически не наблюдали багов и ошибок программного кода, лишь изредка пропадали текстуры на несколько секунд и возвращались. Разработчики не стали открещиваться, они сделали выводы, извинились и практически подготовили патч. Все те, кто скачал игру нелегально, а в России их большая половина, пусть ругают только себя и кривые руки ребят, кто ломали систему защиты, которая, кстати, удалась на славу. Весь этот ор насчет того, что, вот, у меня так плохо, а у меня еще хуже, не стоит выеденного яйца. Надо уже привыкнуть платить за игры, а главное, за хорошие проекты по счетам. Нравится – покупай, только потом предъявляй претензии, а если не нравится, то не играй. Отговорки, вроде у меня нет денег и я не в Европе оставьте при себе. В России очень либеральные цены на компьютерные игры, меньше чем у нас нет практически нигде, так что будьте любезны оставаться человеками, а не волком-одиночкой.

Grand Theft Auto IV – это лучшая игра в этом году. Конечно, есть Fallout 3, который шикарен и великолепен. Но совсем другой случай, нам показано то, что мы должны были увидеть от всех остальных игровых компаний лет через 5-6. Rockstar опережает время своими играми, она выделяется из всей толпы, говорит, что мы совершенно не такие и правильно делает. Grand Theft Auto IV – это сочетание множества жанров, где каждый хорош по-своему, а вместе это делает игру на несколько ступенек выше других в развитии. В будущее заглядывать не стоит, лучше просто наслаждаться настоящим вместе с Grand Theft Auto IV.

В мире, наверное, нет ни одного геймера, который хотя бы раз не слышал о такой серии игр как Grand Theft Auto. И, наверное, также нет ни одного геймера, который хотя бы раз в своей жизни не запускал одну из частей этой замечательной серии. У каждого была свою первая GTA: кто-то начал своё приключение в солнечном Вайс-Сити, кто-то постигал преступные дни в ниггерских райнах Лос-Сантоса, а кто-то начал геймерскую мечту именно в Либерти-Сити в GTA IV. На неё сегодня и будет мой обзор.

Разработка игры началась в 2004 году, сразу после выхода GTA: SA, однако официальный анонс состоялся лишь на E3 2006. Grand Theft Auto IV вышла 29 апреля 2008 года на тогдашнее поколение консолей - на PlayStation 3 и Xbox 360. Спустя полгода игра вышла и для персональных компьютеров, однако сразу же подверглась критике за ужасную оптимизацию. Даже самые мощные компьютеры того времени не могли поддерживать нормальную работоспособность игры. Но тем не менее игра продалась очень хорошо и стала самой успешной в истории студии-издателя Rockstar Games. Игра собрала более 300 миллионов долларов только за первый день продаж и тем самым заслужив место в Книге рекордов Гиннесса. Конечно же, это огромные цифры для любой студии, и в будущем разработчики из Rockstar North выпустят два дополнения, но о них немного позже.

Сюжет

Нико Беллик (или же Нико Беллич) участвовал в боях в реальной войне и у себя на родине совсем ушёл с головой в преступный мир, однако у Нико происходят некоторые разногласия со своим "работодателем" и он вынужден уехать из страны. Куда же ехать, если не в Америку? Тем более, что у Нико там кузен, который ни раз, и ни два писал, что стал важным человеком в стране безграничных возможностей, про свой дом, машины... Нико устраивается работать на корабль «Platypus», который идёт в Либерти-Сити и отправляется на встречу к своей "американской мечте". Но по прибытию в город, становится ясно, что его кузен Роман врал обо всём и сам весь в проблемах, многие из них - криминального характера. Поэтому Нико Беллику приходится вновь взяться за старое, чтобы отдать долги Романа и устроится в Либерти-Сити.

В игре присутствуют две концовки, которые зависят от выбора, сделанного вами в одной из последних миссий. Думаю, и так ясно, что у истории, связанной с мафией не может быть счастливого хэппи-энда, однако из двух зол выбирают меньшее, поэтому решать вам.

Геймплей

Геймпей этой игры невозможно описать двумя словами - мир игры большой и утыкан различными занятиями, однако, печально в том, что они повторяются и особого разнообразия в игре нет. По прибытию игроку хочется изучить мир, но пройдя всего пару миссий и поездив по городу, понимаешь, что мир GTA IV не такой привлекательный и в нём практически нечем заняться. К примеру, большинство геймеров знают мир GTA: SA лучше, чем свой родной город, потому что там мир действительно был разнообразен, а здесь тут, к сожалею, такого нет и его практически не тянет изучать.

Однако есть и плюсы. Одним из таких является, хоть и слегка кривоватая, система укрытий. В прошлых частях серии мы уворачивались от пуль лишь присев за каким-нибудь кустиком, но в этой части буквально каждый сантиметр может стать укрытием. Но будьте внимательны - многие из них разрушаемы и подведут вас в перестрелке.

Нико Беллик - не терминатор, и если в прошлых частях серии игроки выносили целые отряды спецназа, то тут такого не произойдёт. На начальных этапах игры даже драка с одним гражданским может привести к гибели. Затем вы, конечно же, получите в свой арсенал различное оружие: от бейсбольной биты до РПГ. Но и противники не будут тупить - когда вас обстреливают со всех сторон из АК, бывает сложновато выйти из ситуации живым. Однако благо, что в GTA IV, как в прошлых частях серии, есть бронежилет, который поможет вам в сложных ситуациях.

С полицией дела обстоят по-новому, чем в старых частях. Конечно, никуда не делись 6 звёзд розыска, степень совершённого преступления будет влиять на количество звёзд и эффективностью вашего устранения. Также никуда не делись сервисы перкраски авто, которые помогут уйти вам от полиции. На первой звезде вас попытаются просто арестовать, если это случится, то у вас заберут часть денег на взятку и конфискуют всё оружие. Уход от полиции теперь иной - вам не нужно искать по всей карте одну звёздочку, чтобы сбавить розыск. После того, как вас начали разыскивать, на карте появляется определённый ралиус поиска полицией. Для того, чтобы уйти от копов, вам необходимо выехать из этого радиуса и какое-то время избегать полиции. Если же вас заметят, то радиус переместится к вашему текущему положению и уходить придётся заново. Если же вы соберётесь стреляться до последней капли крови, то на вас могут спустить бойцов из NOOSE (аналог американского SWAT). С этими ребятами будет посложнее. Если вас убьют, то ваше оружие никуда не денется, но часть денег вы в любом случае отдадите. К счастью, есть загрузка созранения, которая поможет вам в случае, если вы не хотите отдавать ваши честно украденные деньги. Сохраняться можно у себя в домах, которые вы будуте получать по мере прохождения сюжета. Для того, чтоюы созранится вам необходимо просто лечь поспать. Также автосохоанения происходят после прохождения каждой миссии. Если вас убьют во время прохождения задания, то на ваш игровой мобильник придёт оповещении с предложением переиграть миссию с начала, но вам не придётся вновь ехать и брать квест.

Кстати, если я заговорил о мобильниках, то стоит вспомнить одно из главных нововведений - мобильном телефоне. Сначала у вас будет старая модель, с которой и звонить нельзя. Однако очень скоро вы получите улучшенную модель, а к середине игры - ещё более новую. Функций у мобильник не очень много, он рассчитан только на игровые функции и погамать в «Змейку» на нём не выйдет. У вас будет доступен список контактов, которым можно позвонить. Например, чтобы пойти поиграть в дартс. С каждым персонажем у вас налаживаются отношения, если вы не забываете его и выгуливаете его. Или же наоборот, отношению ухудшаться, если постоянно забивать на него. После того, как вы подружитесь с определённым персонажем, то вам станет доступна специальная функция. К примеру, подружившись с Романом, вы сможете заказывать такси и на халяву кататься по всему городу. У каждого из персонажей есть свои любимые места и ненавистные, поэтому думайте куда вести своего друга. Также мобильный телефон оснащён фотокамерой, однако сделанную фотку не выйдет загрузить в Instagram, фоткать вам придётся лишь по сюжету. Также есть переход в видеореактор мультиплеер. В меню сообщения вы сможете только получать сообщения, отправлять их не выйдет (только по сюжету). Если вам приелась тема, установленная на вашем телефоне, то вы можете её сменить в меню настроек. Точно так же можно поступить и с мелодией звонка. Новые мелодии и темы можно скачать в Интернет-кафе.

Интернет - ещё одно нововведение в GTA IV. Сев за компьютер вы получаете доступ к цифровой паутине. Однако, внутреигровым Интернетом не выйдет заменить настоящий, поэтому если вы уже думаете, как бы не платить за Интернет, то данный вариант вычёркивайте сразу. В Интернете доступно не так много сайтов и часы там провести вы вряд ли сможете. Самая главная причина того, заем он вообще здесь нужен - это электронная почта. Некоторые из персонажей будут с вами общаться именно там, а некоторые давать дополнительные задания, чтобы вы могли поднять свои бабки.

В игре так же есть возможность поработать честно. Попросите Романа и он даст вам работу таксиста. И самое приятное, что вам не нужно гнать через весь город на время как в GTA: SA. однако особо денег вы не заработаете. Можно попробовать себя в роли мстителя. Угнав полицейский автомобиль, вы получаете доступ к коповской базе данных, там вы сможете найти особо опасных преступников и убить их. Или отправиться на текущие правонарушения.

В свободное от заданий время, вы можете присесть на диванчик в квартире и спокойно посмотреть телевизор. В Либерти-Сити всего два канала, которые рассчитаны на полтора часа просмотра в сумме.

Оптимизация

Как я уже и говорил ранее, оптимизация в игре довольно плохая, а на момент выхода - была одной из самых худших. Со временем игру подправили, но даже сейчас исправлено не всё. Периодические вылеты всё также присутствуют. А общий FPS иногда проседает.

Итог

Ребята, Grand Theft Auto безусловно игра в которую стоит поиграть каждому, но она - не самый удачный продолжатель великой серии игр. Поэтому максимальной оценки от меня она не получит, однако и занижать её я не буду, а скорее даже слегка завышу. Хоть игра и стала в конце приедаться, безусловно в неё интересно играть.

— Так, на людей посмотреть, себя показать.
— А, знаем. Устроишься картошку чистить в ресторане или продавцом в магазине, а дальше как кривая американской мечты выведет.
«Брат 2»

Нет лучшей пропаганды консольного образа жизни, чем РС-версия GTA 4 . Инструкция по запуску о десяти пунктах — лишь начало утомительной возни. Установка сервисных обновлений для Windows. Интернет-активация SecuROM. Принудительная регистрация в Rockstar Social Club, без которой нельзя сразиться в онлайне или загрузить самодельные ролики на сайт разработчиков. Подключение к Games for Windows — LIVE, официально не существующей в России. Куча ошибок на старте, шаманские танцы в настройках графики, борьба с «тормозами», авантюры с командной строкой… За это время обладатель приставочного издания одолеет дюжину миссий. РС-версия же ведет себя очень по-русски — легких путей не ищет.

Либерти-Сити фильм фестиваль

Системные требования

Core 2 Duo/Athlon X2 64 2 ГГц

1 Гб памяти

GeForce 7900/Radeon X1900

17 Гб на винчестере

XP SP3/Vista SP1

интернет-соединение

Рекомендуемые требования

Core 2 Quad/Phenom X4 2.5 ГГц

2 Гб памяти

GeForce GTX 280/Radeon HD 4870

17 Гб на винчестере

XP SP3/Vista SP1

интернет-соединение

Собирает шишки и серб Нико Беллич. Либерти-Сити оказался не таким, каким его расписал двоюродный брат Роман. Вместо роскошных «Феррари» — потрепанное такси, «особняк» — тесная квартирка в загаженной многоэтажке, а долгов у кузена — что тараканов на кухне. Ветерана балканской войны беднотой не испугаешь, тем более что в Америку он прибыл не для праздных утех. Ему позарез нужно отыскать пару старых знакомых, и ради этого он готов на угоны, шантаж, ограбления, заказные убийства. Иными словами, на все, чем принято заниматься в Grand Theft Auto .

Мегаполис, созданный «по мотивам» Нью-Йорка, гибкая цепочка сюжетных заданий и букет необязательных поручений — авторы не изменили классической формуле, срезав лишний жирок, наросший в Vice City и San Andreas . Ушли в прошлое велосипеды, взрывоопасные радиоуправляемые машинки, полеты на «Додо», операции с недвижимостью, походы в «качалку», военные с танками и висящие в воздухе бонусы. Сочная палитра поблекла, объекты обрели массу и честно отбрасывают тени, пешеходы оживились, а по утрам здесь такой туман, что Silent Hill умрет от зависти. Однако, шагнув навстречу реальности, игра не стала скучнее.

Причины тому — маниакальная любовь Rockstar North к мелочам и великолепный юмор. Шпильки в адрес популярных брендов на плакатах, социальная и политическая сатира в ток-шоу, виртуальные бенефисы Рики Джервейса (Ricky Gervais) , веселая пародия на Интернет, где на орехи досталось всем — от нигерийских спамеров и новостных сайтов до блогосферы. Страничка KRAPEA живописует ужасы шведских мебельных магазинов. Диджей станции Independence FM, черпающей музыку из папки /My Documents, едко комментирует ваши вкусы. Даже Нико, провинциал с неуклюжим английским, не лезет за словом в карман, иронично парируя колкие выпады.

Вообще, из десятков персонажей, вышедших из-под пера Rockstar, Беллич — пожалуй, самая яркая личность. Этот хладнокровный убийца, ставший таковым по воле судьбы, опасен для общества и невероятно харизматичен. Ловко манипулируя чувствами, но не сползая в морализаторство, сценаристы Дэн Хаузер (Dan Houser) и Руперт Хамфрис (Rupert Humphries) вызывают сочувствие к человеку, на чьей совести к финалу окажется гора трупов. Нико верен семье и друзьям, всегда приходит на помощь и остро реагирует на несправедливость, как когда-то простой русский парень Данила Багров. Его лицо (ни дать ни взять — Машков из «В тылу врага») выражает море эмоций, а в глубине души, под слоями колючек, теплится несбыточная мечта о спокойной жизни. Мы жалеем антигероя, ибо ясно: какой бы путь ни выбрал игрок — сострадание или месть, — Беллич заплатит по счету, пусть в городе монстров он почти что святой.

Май кар!.. Май кар — кирдык!

Отменные тексты, колоритная озвучка и восемь часов роликов — красивая канва для многочисленных миссий. Повествование «провисает» лишь в последней четверти, когда Нико встревает в грызню между мафиозными кланами. Война сварливых донов слишком уныла и серьезна по сравнению со всем остальным, но именно здесь вы увидите самые эффектные сцены GTA 4 .

А зрелищами заведуют скрипты. Красочные взрывы, аварии и пугающе достоверная анимация жителей (за нее отвечает система Euphoria , рассчитывающая движения «на лету» с учетом ИИ, физики и биомеханики) радуют, пока не понимаешь, что события очередной погони расписаны заранее. Вот ФБРовцы впечатались в дом, автомобиль легавых сиганул с моста, третьего законника смял прилетевший из ниоткуда тягач… Чистой воды «День сурка»! Байкер, удирающий по рельсам метро, будет давиться свинцом, но упадет, только выскочив обратно на улицу. Четверку злодеев нельзя пристрелить на ходу, поскольку им суждено снести фонтан в парке.

Обилие «белых ниток» в ключевых эпизодах, повторяющиеся приемы и дизайнерская рука, щелкающая по лбу особо непослушных бандитов, наводят на мысли о Call of Duty . К счастью, нас часто отпускают на волю, да и мозги у врагов достаточно хороши — попробуйте стряхнуть «трехзвездочный» полицейский «хвост» в Олдерни! Банальная задача — удрать за пределы мигающей зоны на мини-карте и пробыть незамеченным пять секунд — становится гораздо сложнее на узких, коротких переулках промзоны. Выжить помогает модель вождения — в меру строгая, чтобы игрок отличил «мускул-кар» от родстера и почувствовал «прелесть» езды без одного колеса, но щедрая на голливудские трюки. Затяжные управляемые заносы, лихие развороты на 180 градусов, ювелирное лавирование на мотоцикле в пробках — плевое дело!

Похорошела и шутерная часть, в основном за счет «прилипания» к стенам, подсмотренного в Gears of War и kill.switch , возможности стрелять из укрытий и системы точечных попаданий. Хотя меткий Нико едва ли выстоит в рукопашной схватке с Маркусом Фениксом — против бензопилы нет приема! Пистолет решает проблему намного быстрее, чем незамысловатый кулачный бой, бейсбольная бита или нож (полезный, впрочем, для бесшумного устранения жертв).

Я узнал, что у меня есть огромная семья

Пулеметы, РПГ, винтовки и автоматы, вместе взятые, меркнут перед истинным атрибутом современного homo sapiens — сотовым телефоном. Rockstar дотошно сымитировала «мобилу», вплоть до встроенного органайзера с будильником, фотокамеры, настроек оформления и работающей клавиатуры (зачем искать полицейскую машину, когда можно набрать «911»?). Одна из опций ведет в редактор видеороликов, другая — запускает мультиплеер, недоступный через главное меню; странное решение, зато избавляет от долгой загрузки города. Если же Нико угодит в кутузку или больницу, то специальное SMS-сообщение позволит переиграть миссию после провала.

Адресная книга хранит координаты друзей и подруг. Каждый из спутников, большинство из которых Беллич встречает по сюжету, требует внимания. Обед в «бигмачечной», пьянка в баре, боулинг, дартс, кабаре, стрип-клуб, катание на катере — развлечений в Либерти-Сити хватает. Завоевав признание на 80% и более, Нико приобретает уникальную способность. Брюси переносит в указанную точку на вертолете, Роман вызывает личное такси, Пакки минирует чужие авто, Дуэйн приезжает на выручку с «братками», Малыш Джейкоб продает оружие с внушительной скидкой. Иногда приятели сами набиваются на культпоход; откажете им в просьбе — отношения охладеют.

Рано или поздно вы устанете от сюсюканья и забудете про электронных товарищей, если только вас не волнует связанное с ними «достижение». Куда интереснее сражаться в онлайне (дефматчи разных видов, гонки, сопровождение VIP, угон, захват территории, несколько «кооперативных» забав), правда, для этого нужны стальные нервы. GTA 4 зависит от службы Games for Windows — LIVE, чей скудный интерфейс, перешедший по наследству от Xbox 360, стал притчей во языцех. Увеличив количество игроков с 16 до 32, Rockstar не облагородила фильтр матчей и проигнорировала автоматическую балансировку команд. Хоть за индикатор пинга спасибо…

Вся сила мира

«…И я кричу: „Остановите пленку! // Это кино я уже смотрел!“ », — поет группа Brainstorm. И ведь точно — мы получили идейный римейк Grand Theft Auto 3 , даром что с огромным бюджетом, иным «актерским составом» и крепкой драматургией. Но его все равно хочется пройти до финальных титров. Так что… эй, режиссер, продолжай съемку!

На самый-самый первый взгляд GTA 4 кажется некоторым шагом назад — вместо целого штата с несколькими крупными городами и пригородами, как в San Andreas, нас опять ждет один-единственный Либерти-Сити. Но опасения эти напрасны. Достаточно поиграть совсем немного, чтоб понять: четвертая часть шагнула как раз вперед, причем значительно. И дело даже не в новом движке, а в удивительно похорошевшем геймплее. Вроде бы и занимаемся все тем же самым — в роли Нико Белича, сербского эмигранта, мы изучаем громадный Либерти-Сити, выполняем миссии не совсем линейного сюжета, находим всякие дополнительные занятия, просто болтаемся, коротая время. Однако в GTA 4 все это сделано с каким-то ранее невиданным вниманием к деталям — разработчики удивляют нас каждой мелочью, каждой приятной идеей.

Как все начиналось?

Серия GTA на самом деле делится на два совершенно разных этапа. Первые две части — 2D-скроллеры, с автомобилями, стрельбой и достаточно простой целью заработать грабежом как можно больше денег за определенное время. GTA 3 и дополнения (Vice City, San Andreas, Liberty City Stories — каждое фактически тянуло на полноценное продолжение) стали одними из лучших игр со «свободным» геймплеем. В роли главного героя мы оказывались в огромном городе (а в случае с San Andreas — целом штате), где могли делать практически все, что угодно: слоняться по улицам, угонять машины, выполнять сюжетные и дополнительные миссии. Причем разнообразие заданий просто поражало: и гонки, и перестрелки, и слежка, и многое другое. Здесь же — и неплохой трехмерный движок. Здесь же — потрясающее разнообразие всего и вся, не позволявшее игре надоесть до самого последнего момента.

Отдельной статьей в «новой» GTA проходил сюжет. Герой каждой части — обитатель криминального «дна» нашего мира. Соответственно, в игре не было никакого героизма, никакой высокой морали — герою приходилось идти по головам своих противников (а порой и некоторых «друзей»), сталкиваться с подлостью, предательством и самому отвечать той же монетой. Наркотики, проституция, грязная лексика, межнациональная рознь — за эти и многие другие вещи GTA раз за разом получала максимально строгие возрастные рейтинги и оказывалась в центре громких скандалов. Хотя на самом деле разработчики серии, студия Rockstar, просто показывали всем нам изнанку того мира, в котором все мы живем, — не очень опрятную, сотканную из ошметков нелепой «бандитской романтики», насмешек над обыденными проблемами и стереотипами и огромного количества правды. Заканчивая рассказ о сюжете, стоит обязательно отметить еще одну фирменную черту — роскошную подачу. Великолепно прописанные персонажи, качественная режиссура роликов, действительно неожиданные повороты — во всем этом Rockstar взяла высочайшую планку качества, доступную только лучшим представителям игровой индустрии.

От GTA 4 публика ждала в первую очередь технологического рывка. Игра разрабатывалась для консолей нового поколения и наконец-то могла позволить себе то, в чем так отчаянно нуждалась: современный графический движок, выдающий нестыдную картинку. Это, разумеется, свершилось (см. соответствующий пункт ниже по течению). Но произошло еще одно приятное событие — неожиданный рывок в качестве геймплея, подходе к его разработке. С этим дела обстояли хорошо и в предыдущих частях серии, но GTA 4 все равно смогла их превзойти.

О чем это?

В зарубежной прессе про сюжет GTA 4 наверняка пишут — «традиционен для серии». В России так поступить нельзя. Дело в том, что, как только после вступительной заставки гражданка Глюк’oza начинает кричать из колонок цвои «айн-цвай-драй», понимаешь — четвертая часть сериала про нас, русских.

Главный герой — Нико Белич — родом из Сербии. Он приезжает в Либерти-Сити и селится у своего брата Романа, в Хоув-бич, русском районе этого города. Реальные аналоги первого и второго — это Нью-Йорк и Брайтон-бич, причем стоит отметить то, насколько удачно их воссоздали в игре. В городе, пусть и в несколько пародийном виде, встречаются многие главные достопримечательности Нью-Йорка. Чувствуется и атмосфера — от района к району она меняется, вместо деловых «пиджаков» на улице появляются праздно шатающиеся темнокожие или небритые мужики, отменно матерящиеся на русском. При этом окружение стало заметно живее — персонажи не просто отыгрывают роль декораций, а всеми силами пытаются создать впечатление, что здесь кипит настоящая жизнь.

Но вернемся к сюжету. Роман — неудачник по жизни, весельчак и балагур — как раз vlez v dolgi и почти сразу же после начала игры у него voznikayut problemi. Нико, ветерану одной из постсоветских локальных войн, приходится вступаться за брата. Ну а дальше пошло-поехало — миссия за миссией нас засасывает в криминальный водоворот Либерти-Сити.

Сделано все это, как всегда, прекрасно. Каждый персонаж, встречающийся нам на пути, — уникален, непохож на других и способен преподнести немало сюрпризов. Ролики, благодаря новому движку, стали потрясающе похожи на фильм — причем фильм с очень неплохими актерами и отличной режиссурой.

Как играется?

В целом концепция осталась прежней: по огромному городу можно перемещаться так, как вздумается, при этом на карте всегда призывно маячит несколько символов, указывающих на сюжетных персонажей, готовых дать миссию. Заданий огромное количество, но, по ощущениям, они стали несколько однообразнее и проще — хотя при всем этом Rockstar так и не отказались от не самой интересной идеи, когда при переигрывании миссии нам порой приходится исколесить половину города сначала до человека, дающего ее, а потом оттуда катить к месту выполнения.

Некоторая однотипность миссий компенсируется кучей самых разных вещей. Во-первых, это сюжет — он затягивает настолько, что до финального ролика можно домчать, выполняя вообще одну и ту же миссию. Во-вторых, в Rockstar все-таки не разучились делать из некоторых заданий шедевры — помимо обычных погонь, перестрелок и гонок, есть, например, миссия, в которой нам, чтобы понять, кого из во-о-он тех ниггеров мы должны убить, нужно аккуратно сделать фото на мобильник, отправить его заказчику и получить указания. Активно используются и современные технологии: угнав полицейскую машину, можно получить доступ к базе данных копов и наковырять там много чего интересного, а с помощью интернета мы, например, завязываем знакомство с юношей не совсем традиционной ориентации, убить которого нас просят в очередном задании. Таких миссий в GTA 4 — всего несколько процентов от всего количества, но впечатления они оставляют незабываемыми.

Интересная идея Rockstar — то, что отношения с персонажами напрямую зависят от действий игрока. У Нико есть мобильник, с помощью которого можно позвонить любому из знакомых и куда-нибудь его пригласить: перекусить, сыграть в бильярд или, например, посмотреть представление в кабаре. Да и сами товарищи не забывают о нас и регулярно звонят со встречными предложениями, причем зачастую не в самый удачный момент. Чем чаще мы с кем-то общаемся, тем лучше он к нам относится. У девушек вспыхивают пылкие чувства, ну а суровые мужчины запросто могут помочь с выполнением очередной миссии. Единственный недостаток такой системы — если стараться дружить со всеми подряд, то на выполнение основного сюжета времени не остается. Приходится делать выбор в пользу пары наиболее полезных на данный момент людей.

В итоге однообразность заданий просто перестаешь замечать — главное, не мчаться сломя голову по сюжету, а получать удовольствие от всех возможностей игры. Вечером, после очередной кровавой бани, ты вызваниваешь свою подружку, отправляешься с ней в ночной клуб, где надираешься вдрызг. Обратная дорога — увлекательная борьба с машиной. Награда за поездку — скрипящая кровать и стоны в духе «о-о-о, ты лучший, Нико!». Наутро — завтрак с растаманом Джейкобом (он сильно помог в одной из недавних миссий, не стоит забывать такое), а затем визит в интернет-кафе, долгие поиски подходящих кандидатур на сайте знакомств (старая подружка надоела) и несколько минут, чтоб ответить на письмо мамы из далекой Сербии. Потом поездка в оружейный магазин — пополнить арсенал. Потом — визит к очередному знакомому за сюжетной миссией… который прерывается через два квартала, когда Нико замечает на обочине старого знакомого, торгующего на улице.

Во всем этом и заключается главная перемена GTA 4 — перед нами действительно игра про жизнь в городе. Сюжет и соответствующие миссии здесь — всего лишь один из элементов этой жизни. Самый, наверное, важный, но далеко не единственный.

Еще одно достаточно важное усовершенствование GTA 4 — это боевая система. По последней моде в игровых перестрелках активно используются укрытия. Нико может прятаться за углами, приседать за невысокими барьерами, вести огонь как выглядывая из-за них, так и вообще наугад. Важную роль в перестрелках играет физика, но это уже тема следующей главы.

Как выглядит и звучит?

Технологически GTA 4, как ни странно, стала заметно реалистичнее. Во время перестрелок пули запросто могут разнести какое-нибудь хрупкое укрытие или, например, насквозь прошить деревянную дверь. Трупы ведут себя очень образцово — красиво падают и принимают естественные позы. «Дотянулась» физика и до управления автомобилями — они стали не такими «картонными», как в предыдущих частях. Причем это не значит, что в GTA 4 водить сложнее, — скорее интереснее.

Картинка, как ни странно, у кого-то может даже вызвать разочарование. Когда Rockstar пообещала GTA 4 на абсолютно новом движке, то многие стали ждать от нее откровения — чего-то поражающего воображение и открывающего новые горизонты. На самом же деле, даже современных технологий не хватает на то, чтобы воспроизвести во всех красотах целый город — поэтому пришлось пойти на некоторые упрощения, и картинка GTA 4 выглядит заметно скучнее, чем у какого-нибудь высокотехнологичного шутера.

С музыкой традиционно все прекрасно. Отличный подбор треков для целой кучи радиостанций, хорошие актеры озвучки — что еще надо?

Игра года?

Загадывать не будем, но GTA 4 — явно один из претендентов на это звание. Слишком уж долго — четыре года — мы ждали продолжения очередной серии. И оно не разочаровывает ни на секунду — Rockstar действительно сделали очень многое, создав практически идеальный симулятор бандитской жизни в большом городе.

Платформенная дискриминация

PC — последняя платформа, которую осчастливила своим вниманием GTA 4. Ее консольные версии, вышедшие весной на Xbox 360 и PlayStation 3, были практически близнецами — единственное, что на приставке Sony игра показывала чуть лучшую производительность (некоторые апологеты Xbox 360 это утверждение, впрочем, с ревом оспаривают). Зато на Xbox 360 с самого начала был анонсирован уникальный дополнительный контент — несколько небольших аддонов (первый выйдет 17 февраля) с дополнительным сюжетом и прочими возможностями.

PC-версия также может похвастаться некоторыми плюшками. Во-первых, это, конечно, улучшенный движок — добавились новые спецэффекты, стало более разнообразным игровое окружение, обещан и мощнейший редактор.

Плюсы

  • Потрясающее разнообразие — в Либерти-Сити вы всегда найдете чем заняться
  • Великолепный сюжет
  • Множество мелких и приятных находок
  • Новый движок

Минусы

  • Порой слишком однообразные миссии
Статьи по теме: