Развитие связной речи на песке игры. Игры детей в песочнице. Развитие мелкой моторики

Игры в песочнице - одна из форм естественной деятельности ребенка. Поэтому целесообразно использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Играя в песок вместе с ребенком, мы передаем в определенной форме знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира. С помощью игр с песком у детей можно успешно развивать интеллектуальные способности, тактильно-кинестетическую чувствительность, мелкую моторику, фонематический слух, а также проводить коррекцию звукопроизношения, обучать чтению, счету.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развивающие игры с песком

для детей с нарушениями речи

Вот ведерко, вот совок.

Я иду играть в песок.

Напеку я без печей

Пирогов и куличей.

А из камешков - печенье.

Вот какое угощенье!

Это все не для ребят,

Это куклы все съедят.

Песок – это удивительный, богатый своими возможностями материал, податливый и способный принимать любые формы.

Сухой или влажный – он обладает разными свойствами, и познавая их, малыш открывает для себя новые горизонты развития. Например, сухой песок дети любят пересыпать из емкости в емкость, или на землю, наблюдая за этим нехитрым, но завораживающим процессом. Из влажного плотного песка – можно делать куличики, строить целые замки, мосты и города – играя в них небольшими фигурками. Ребенок учится различать и пользоваться двумя этими состояниями песка.

Ребенок от года до семи лет проходит целую школу обращения с песком – от простого к сложному. Но, порой дети самостоятельно не могут одолеть этот путь, тогда он практически не интересуются играми в песочнице - а это важная для развития летняя забава! Поэтому в этих случаях - только взрослые могут помочь им поверить в свои силы и овладеть в совершенстве навыками «песочного строительства».

Почему полезны игры с песком?

Как известно, дети с удовольствием играют в песок, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью... Это дает возможность использовать игры с песком для развития, обогащения эмоционального опыта ребенка, для профилактики и коррекции его психических состояний.

Песок пропускает воду, поэтому, по утверждению парапсихологов, он поглощает и негативную энергию человека, стабилизирует его эмоциональное состояние.

Игры в песочнице - одна из форм естественной деятельности ребенка. Поэтому целесообразно использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Играя в песок вместе с ребенком, мы передаем в определенной форме знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира. С помощью игр с песком у детей можно успешно развивать интеллектуальные способности, тактильно-кинестетическую чувствительность, мелкую моторику, фонематический слух, а также проводить коррекцию звукопроизношения, обучать чтению, счету.

Игры с песком очень полезны для развития мелкой моторики, тактильных ощущений и координации движений. Все это напрямую связано с развитием речи, мышления, внимания, наблюдательности, воображения, памяти. Поэтому логопеды так любят рекомендовать игры с сыпучими материалами.

Очень полезно для развития речи:

  • рисовать пальчиками на песке;
  • пересыпать песок с ладошки на ладошку, с одного стаканчика в другой;
  • рыть ямки, погружать руки в песок;
  • искать в песке зарытые мелкие игрушки;
  • лепить руками из мокрого песка заборчики, домики, пирожки и т.п., очень хорошо украшать строения мелкими камушками, ракушками, щепочками и пр.
  • насыпать песок в ведерко лопаткой.

Трогая руками песчинки, малыш развивает мелкую моторику рук, а определяя количество песка, которое нужно насыпать в формочки, развивает глазомер. Песок развивает творческие способности ребёнка и воображение.

Игры в песке развивают фантазию малыша. И неудивительно, ведь здесь проживается сказочная жизнь, строятся замки, башни. Уже давно известно, что игры в песке снимают психическое напряжение у ребенка. Да и, кроме того, малыш учится общаться с ровесниками, формирует теплые отношения с родителями.

Во время игры у ребенка нормализуется эмоциональное состояние, внутренняя гармония, он становиться более понятен самому себе. Также во время игры малыш присваивает себе различные роли, он может быть шоферов, поваром, врачом. А проговаривая вымышленные диалоги или давая просто комментарии, он развивает свою речь.

Игры с песком в детском саду

В песочнице дети всегда пытаются что-то создать. Игры с песком в детском саду могут стать неотъемлемой частью воспитательного процесса.

Дети в дошкольном возрасте, находясь в детском саду, пытаются найти выход своей творческой энергии, именно поэтому очень часто песком дети рисуют картины: это могут быть картинки на песке или же они будут нарисованы песком на листе бумаги. Творение такое недолговечно, поэтому его можно сфотографировать, чтобы оставить в памяти этот момент.

Можно в песочнице заняться строительством. Очень часто детям не интересно играть с обычными игрушками, например, с машинками, если нет соответствующей обстановки. Поэтому можно предложить построить дорогу для игр с грузовиками и другими машинками – мальчики будут в восторге. Они могут строить извилистые дороги, туннели и другие элементы – это очень творческий процесс. Девочки могут строить из песка замки. В таком замке они смогут поселить свою кукольную принцессу.

В детском саду летом можно организовать и развивающие игры с песком. Например, воспитатель может попросить слепить из влажного песка силуэты различных животных или птиц.

В процессе творческой работы воспитатель даст возможность отдохнуть детям от подвижных игр, кроме этого он сможет увидеть уровень восприятия внешнего мира, который сложился у каждого воспитанника.

Воспитатель может взять пластиковые пластинки для того, чтобы потом дети могли закопать их в песке: если оставить маленькое окошечко, то получится маленький тайничок. Такие игры с песком очень хороши для самых маленьких ребят. Для детей постарше можно придумать другую забаву: на влажном песке оставлять отпечатки рук или ног. Независимо от игр, результат любого творческого процесса можно сфотографировать на память.

Основной целью любых игр с песком – это формирование у детей представлений о том, какие особенности имеет сухой и мокрый песок, какие изменения формы песка бывают в зависимости от того, в какую емкость его положили или насыпали. Песок в сухом виде не сохраняет форму – он рассыпается; количество песка можно измерить каким-либо сосудом (чашкой, стаканом) – его может быть мало или много; его можно пересыпать из одного места в другое и сделать это можно ладошками, совком или ложкой.

Когда малыш пересыпает песок из одной емкости в другую или из одного места в другое с помощью совка или просто руками, то он может ощутить и понять свойства и особенности, которые имеет сухой песок. В отличие от сухого, мокрый песок сохраняет форму емкости или предмета, в который его положили, даже если его освободили от этого предмета.

Можно предложить детям определить вес песка одинакового объема, но находящегося в разном физическом состоянии: для этого в две одинаковые емкости следует поместить сухой и мокрый песок, а потом дети должны будут сами определить – в какой емкости песок тяжелее. Мокрый песок можно поместить в несколько емкостей разнообразной формы. После того как формы будут перевернуты, дети увидят такое же количество фигур, которые имеют форму емкостей. Можно предложить детям пересчитать получившиеся формы.

Поскольку песок в сухом виде не сохраняет форму, то подсчитать количества песка, которое соответствует количеству емкостей, не удастся – это можно продемонстрировать детям.

Можно проводить упражнения на развитие мелкой моторики рук: пальцы «ходят гулять» по песку, прыгают, «играют на пианино». Дети с интересом оставляют на влажном песке отпечатки ладоней, ступней и следов от ботинок. Нравится им делать руками отпечатки геометрических форм. При этом дети лучше запоминают их названия (круг, квадрат, треугольник) и величину (большой, маленький). С удовольствием дошкольники играют в «сыщиков» (находят глубоко спрятанную в песок игрушку), в строительство ходов, лабиринтов, колодцев.

Игры с песком – это и возможность обучения детей природному и ландшафтному конструированию. Из песка и природных материалов (кусочков дерева, веток, камешков и т.п.) они сооружают реки, долины, горы, туннели, мосты. Вдоль дорог возводят строения и целые города, населяют их жителями (игрушками – фигурками людей и животных). Старшим детям можно предложить: «Построй сказочный город», «Построй сказочный мир», «Построй город своей мечты». При этом развивается кругозор детей, их речь, пространственная ориентация, умение сотрудничать друг с другом, работать и играть сообща. На песке детей учат рисовать, писать буквы и целые слова (пальцем, палочкой), что вызывает гораздо больший интерес, чем изображение на бумаге.

Таким образом, игры с песком позволяют:

  • Стабилизировать психоэмоциональное состояние
  • Совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику
  • Стимулировать развитие сенсорики, тактильно-кинестетической чувствительности
  • Развивать навыки общения и речь, пространственную ориентацию
  • Стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор
  • Разнообразить способы сотрудничества

Какие инструменты понадобятся ребенку?

Для игры с песком запаситесь песочным инвентарем: ведерками, совочками, лопатками, формочками в виде разных геометрических фигур и всяких цветочков и т.п., ситом, леечкой, подойдут и обыкновенные палочки и дощечки. Пригодятся и детские машинки, посуда, игрушечные животные. Не останутся без дела и игрушки, куклы могут «сторожить» детские постройки, «печь куличи», жить в построенных замках. У ребенка должно быть много игрушек, разного содержания, характера и разных материалов.

Песочные игры

«Я пеку, пеку». Первые творения малышей - это, конечно же, куличики . Ребенок "выпекает" из песка разнообразные изделия (булочки, пирожки, тортики). Пирожки можно "выпекать" руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок "угощает" пирожками кукол.

Угощения. Детям предлагается сделать «кашу», разложить в кастрюли, тарелки, кормить кукол, зверушек (игрушки резиновые). Затем можно предложить приготовить угощения для членов своей семьи, сделать из песка булочки, пирожки. Для этого понадобятся формочки, чтобы насыпать в них песок и утрамбовать их рукой или совочком.

«Лепим формочки» . Скажите малышу, что куклы, зайчики и мишки хотят красивого печенья. Помогите ему их «испечь». Пусть юный кулинар хорошенько «замесит тесто» ручками. Не забывайте смачивать песок, если он не достаточно влажный. Украсьте «выпечку»: посыпьте сверху сухим песком, прилепите лепестки цветов, сделайте дырочки тонкой палочкой, разрисуйте. Угощение готово! Можно устроить конкурс на самое красивое печенье.

Лепим буквы, цифры, геометрические фигуры. Если у вас есть формочки в виде геометрических фигур, то вы заодно и формы выучите. Разыграйте с ребенком, к примеру, такую игру: в медвежьей семье едят только треугольные печенья, в заячьей - круглые, в кукольной - квадратные, а в собачьей - овальные. Предложите детям накрыть столы для каждой семьи в соответствии с их предпочтениями.

Можно и счету поучиться. Например, мишке мы испечем три куличика, зайке - два, а кукле Вале - четыре. Себе же возьмем по одному. Считайте и сколько вы лепесточков положили для украшения, сколько точек или полосочек нарисовали.

«Что лишнее?» В этой игре вы сами будете лепить куличи. Возьмите две формочки. Одну, например, в виде, киски, а другую - в виде собачки. Сделайте несколько собачек и одну киску. Скажите малышу, чтобы он нашел «гостя». Если ребенок постарше, лепите геометрические фигуры. Пусть среди одинаковых он ищет отличную от всех.

«Большой – маленький». Изучим с помощью игры с песком и понятие величины. Разрежьте несколько пластиковых бутылок (или возьмите разные ведерки). Пусть они будут разными по высоте. Для совсем маленьких ребятишек используйте для начала две формочки из бутылок. Эта игра поможет научить малыша разбираться в таких понятиях, как - большой, маленький, низкий, высокий, больше, меньше, выше, ниже, средний. Когда он научится в них ориентироваться, спрашивайте малыша, где самый большой кулич, а где самый маленький, какой выше, а какой ниже. Из трех разных куличей пусть выберет средний.

Оставляем следы. Предложите детям приложить к песку раскрытую ладошку. Пусть посмотрят, какой на песке остался след. Теперь можно оставить отпечаток на песке босой ножкой. Вот какие разные следы получились!

А теперь посмотрим какие следы оставляют пальчики . Пусть дети аккуратненько, по очереди приложат пальчики к песку. Называйте вместе с ними каждого братца по имени. Обратите внимание, что они все разного роста. Используйте слова «меньше», «больше», «ниже», «выше».

Затем, приложите к песку кулачки. Придумайте вместе с детьми следы каких-нибудь животных и птичек. Фантазируйте, может, вы даже «найдете» следы невиданных доселе животных?

Поиграйте в игру «как ходят животные». Одним пальцем – прыгают зайчики, тремя – бежит собачка, кулаком – слоник. Изобразите свои следы: для сравнения – от маминых ног – большие, малыша – маленькие.

«Роем норки». Возьмите с собой разных пластмассовых зверюшек. Предложите малышу вырыть для них норки. Ребенок вместе со взрослым копает небольшие ямки - норки руками или совочком. Обратите его внимание на то, что кому-то норка нужна длинная, кому-то широкая, а кто-то наоборот будет хорошо чувствовать себя в узкой норе. Домики можно делать и для игрушек - зайчиков, мышек, лисят, медвежат и пр.

Используйте понятия: ниже, выше, уже, шире, короче, длиннее, больше, меньше.

«Прятки, или угадай на ощупь». Насыпьте в ведерко сухого песку и спрячьте в него какую-нибудь игрушку. Ребенок не доложен видеть, кого вы там прячете. Пусть он запустит свою ручку в ведерко и наощупь попробует не только найти игрушку, но и назвать ее.

«Волшебная ладошка». Сделать отпечатки ладошек, палочкой дорисовать изображение Скажите ребенку, что его ладошка - волшебная, в ней спрятано много разных персонажей.

Пусть ребенок приложит к песку свою ладошку и обведет ее прутиком. А теперь нужно внимательно приглядеться. И вот вы уже видите:

  • Петушка-золотого гребешка. Посмотрите-ка: большой палец это шея, а остальные - туловище и его хвост. Нужно только дорисовать голову с гребешком и сапоги со шпорами.
  • Осьминожека. Пальцы - это ноги, только чуть закруглить верх и изобразить голову.
  • Кленовый листок.
  • Лебедя. Нужно сложить четыре пальца вместе, а большой палец будет длинной шеей этой красивой птицы. Останется только, опять же, подрисовать голову.
  • Человечка. Если обвести ладошку и сложенные вместе четыре пальца, а большой чуть отставить в сторону, то, дорисовав вторую руку и голову, вы увидите маленького человечка.

Кого вы увидите еще, подскажет ваша фантазия.

Картины на песке. На ровной влажной поверхности палочкой, прутиком рисуются различные изображения животных, людей, зданий и т.п. Рисование палочкой, пальчиком (от мордашек до букв и цифр). Что будет изображено на вашей картине - зависит от возраста ребенка, площади песочного полотна и от вашей с ним фантазии

«Золотоискатели». Детям предлагается разбросать камешки по песчаной поверхности, спрятать, искать «золото», складывать в сито.

Брось камешек. В песке сделаны ямки, начерчена линия, у которой стоят игроки. У каждого – ведерко с камешками. Бросают по три камешка. Победителей угощают песчаными тортами.

Песочная черепаха. Сделать из влажного песка большой овальный холм – туловище, маленький холмик наверху – голова, выпуклость по бокам – ноги.

В любом возрасте полезно будет играть с другими детьми. Вместе они могут что-то строить общее или строить каждый свой город.

Игры в машинки (в песке роются «гаражи» и проводятся дороги).

Игры в магазин (куличи являются универсальным продуктом, а в качестве платёжных средств и других продуктов часто используются палочки и листья).

Ролевые игры. В песочнице можно разыграть сказку или вымышленную историю. Пусть куклы или звери ходят в гости друг к другу, делают что-то вместе. Можно разыграть реальные ситуации.

«Секретики». Игра проводится с усложнением. Детям предлагается «засекретить» геометрические фигуры, буквы, цифры.

«Угадайка». В песке спрятаны буквы (количество варьируется). Ребенок находит буквы и составляет слова.

«Страна слов». На поверхности песка написано слово с пропущенной буквой. Ребенку предлагается написать пропущенную букву палочкой.

«Сапер». Рука одного играющего превращается в «мину»: она может находится в песке в любом положении. Задача другого играющего – «сапера», откопать «мину» не дотрагиваясь до нее. «Сапер» может действовать руками, дуть на «мину», помогать себе тонкими палочками или перышками.

«Мое имя». В песке спрятаны буквы (имя играющего). Ребенок должен найти их и составить свое имя. В последующих играх педагог добавляет буквы из других имен.

«Бусы для мамы».

«Что же делать? Где взять бусы для красавицы моей?

Ничего, я постараюсь, и сложу их поскорей!»

С помощью мелких цветных камушек, ракушек, фасоли ребенок выкладывает последовательно бусинки на песке.

Сказка "Три медведя"

Цель : учить ребенка моделировать ситуацию сказки с использованием различного природного материала; развивать воображение; учить располагать различные материалы по всей плоскости песочного ящика; рассказывать сказку, перемещая игровые материалы по плоскости песочного ящика.

Нам понадобятся : иллюстрации к сказке, аудиозапись сказки и магнитофон, песочный ящик, пластмассовые фигурки к сказке (набор для сказки "Три медведя"), веточки деревьев, шишки, раскрашенные в зеленый цвет, камешки, набор детской мебели.

Ход игры . Взрослый говорит ребенку: "Сегодня мы с тобой откроем настоящий театр, но он будет не обычный, а на песке. (Если вы были с малышом в театре, то вспомните, какое представление вы смотрели, какие были декорации, что понравилось). Сейчас мы с тобой послушаем сказку "Три медведя", а затем начнём наше представление". После прослушивания или прочтения сказки просим ребенка выложить на песке декорации леса, в котором заблудилась Машенька. "Давай вспомним, какие деревья растут в лесу (березы, елки, дубы и т. п.). Выбери из этих предметов то, что похоже на разные деревья". Если ребенок затрудняется в выборе, то вы показываете образцы различных материалов, и говорите о том, что шишки раскрашены в зеленый цвет, чтобы были похожи на елки и т.п. "Почему Машенька заблудилась в лесу? Потому что он был густым, значит, деревьев в нём должно быть очень много. Вставь веточки и шишки (основанием вниз) в мокрый песок, так у нас получится настоящий лес. А как же Машенька добралась от дома до леса? (Она шла по тропинке) Из чего же нам выложить тропинку?". Если ребенок затрудняется в выборе материала, то вы помогаете ему, выбираете для этого камешки и прокладываете дорожку.

Далее из деталей плоскостного пластмассового театра выкладываются дом медведей, мебель, фигурки персонажей, на стол ставится посуда и т.д. Взрослый берет на себя роль рассказчика, а малыш воспроизводит монологи от имени героев сказки.


— развивающие игры для детей раннего и дошкольного возраста в песочнице, дома или во дворе. Вы узнаете, как можно организовать игры с песком, какой выбрать песок для домашней песочницы, в чем ценность этого материала для игр с детьми, что еще можно делать в песочнице кроме куличиков и башен, чтобы обучать и развивать Вашего малыша.

Лето — пора игр на свежем воздухе, время экспериментов с водой и песком, месяцы наблюдений за цветами и деревьями, жизнью природы вне города. А знаете ли Вы, что песок — это замечательный материал не только для построения песочных городов и замков, но и для обучающих игр с детьми.

Об этих играх с песком Вы узнаете из видеороликов, которые подготовлены педагогами и психологами- преподавателями педагогического колледжа №6 в г.Москве. Большая благодарность этим людям за то, что они делятся своим опытом с мамами и коллегами и делают обучающие видеоролики для родителей по играм с детьми. Ведь качественного материала по играм в сети не так много! Авторам роликов — низкий поклон и пожелание успехов в работе и творчестве!

Видеоролик №1. Игры в песочнице

Игры в песочнице: знакомим с понятием «маленький» и «большой, даем детям азы математики и геометрии, развиваем тактильную чувствительность и мелкую моторику, развиваем речь и много другое. Вы найдете в этом видеоролике игры как для самых маленьких детей, так и для будущих первоклассников. Всем очень рекомендую посмотреть. Это просто кладезь развивающих идей на лето!

Видеоролик №2. Играем с песком и развиваем речь.

В этом видеоролике Вы услышите советы логопеда о том, как сочинять сказки в песочнице вместе с ребенком. И как использовать песочную терапию для развития речи дошкольников. Вы увидите, как можно сделать из домашней песочницы настоящий театр для придумывания и разыгрывания сказок с детьми!

Всем приятного отдыха летом и интересных игр с песком! Вам понравились эти игры? Будем рады, если поделитесь с нами своими успехами и идеями по играм в песочнице в комментариях после статьи и в нашей группе ВКонтакте «Развитие ребенка от рождения до школы»!

В настоящее время значительно возрос интерес педагогов (учителей-логопедов, педагогов-психологов, воспитателей) к использованию игр с песком в работе с детьми. Песок – загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека, притягивать, как магнит. Песок привлекает детей и взрослых своим непостоянством. Песок может быть сухим, лёгким, и ускользающим или влажным, плотным и тяжёлым, способным принимать любые формы. Игры с песком вносят в душу ребёнка веселье и радость и вместе с тем способствуют его развитию. Кто из нас не любил в детстве часами возиться с песком?

У истоков песочной терапии стоит Карл Густов Юнг, основатель аналитической психотерапии.

Идеальные размеры песочницы для песочной терапии – 49,5 * 72,5 *7 см. Лучше её изготовить из дерева, изнутри окрасить в голубой цвет (символ неба и воды), но можно использовать и пластик. Песок для занятий должен быть крупный, приятного желтоватого оттенка. Можно приобрести песок в зоомагазине (для шиншилл) или кварцевый песок в аптеке. Если вы берёте строительный или морской песок, его обязательно нужно промыть и прокалить в духовом шкафу.

Для игр-занятий в песочнице понадобятся множество фигурок высотой не более 8 см по разным лексическим темам. Это люди, животные, транспорт, морские обитатели и т. д. наверняка в каждом доме, где есть ребёнок, найдутся игрушки из «Киндер-сюрпризов». Подойдёт также различный природный материал (палочки, плоды, семена, ракушки и д.).

На наш взгляд использование игр с песком, особенно в группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи, является очень эффективным средством в образовательной и коррекционно-развивающей работе с детьми. Мы используем игровые упражнения с песком в индивидуальной логопедической работе с детьми, а также как элемент подгруппового занятия, в процессе которых решаются очень многие задачи:

— развитие диафрагмального дыхания;

— развитие фонематических представлений;

— совершенствование грамматического строя речи;

— автоматизация поставленных звуков;

— обучение грамоте;

— развитие связной речи;

— формирование слоговой структуры речи;

— развитие мелкой моторики.

Наряду с этим известно, что песок поглощает негативную психическую энергию, обладает релаксационным действием. Опыт показывает, что использование песочной терапии позволяет раскрыться даже «закомплексованному» ребёнку, дольше сохранить работоспособность дошкольника, а также повысить интерес к логопедическим занятиям.

Игры и упражнения на развитие диафрагмального дыхания

При выполнении игр и упражнений на дыхание необходимо следить, чтобы дети набирали воздух через нос, выдыхали медленно и плавно, добиваясь длительности воздушной струи.

«Выровняй дорогу». От детской машинки логопед проводит неглубокую канавку в песке. Ребёнок воздушной струёй выравнивает дорогу перед машинкой.

«Что под песком?» Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребёнок открывает изображение.

«Помоги зайцу замести следы». В песке делаются небольшие углубления (следы), ведущие к домику зайца. Неподалёку расположить лису. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца.

«Секрет». В песок неглубоко закапывается игрушка или предмет. Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное.

«Ямка». Ребёнок плавной и длительной воздушной струёй выдувает ямку в песке.

Словарная работа

«Кто больше назовёт?» Ребёнок подбирает прилагательные (слова-признаки), глаголы (слова-действия) и на каждое слово выкладывает ракушку, камешек, пуговку.

«Слова-родственники». Игра проводится аналогично предыдущей.

Совершенствование грамматического строя речи

«Чего не стало?». Игра на закрепление использования существительных в Родительном падеже единственного и множественного числа. Логопед стирает часть предметов на песочной картинке, а затем просить ребёнка назвать, что изменилось.

«Машинки». Игра на употребление в речи предлогов к, между, за, перед, из-за. Логопед расставляет машинки по песочному полю. Ребёнок рассказывает о местоположении машинки относительно других.

«Подбери слово». Ребёнок обнаруживает спрятанные в песке игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (рыбка – быстрая, блюдце – пластмассовое, тигр – полосатый).

Развитие фонематических представлений

Игра «Два короля». Игра на дифференциацию твёрдых и мягких звуков. Предложить детям подарить подарки (игрушки, картинки) двум королям, которые правили королевствами твёрдых и мягких звуков.

«Спрячь ручки» — спрятать руки в песок, услышав заданный звук.

«Два замка». Под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки, картинки с дифференцируемыми звуками. Ребёнок откапывает и раскладывает на две группы.

«Два города». Тазик с песком делится на две части. Ребёнок раскладывает предметы на две группы по заданию логопеда.

«Выложи узор». Дети выкладывают на песке бусы из цветных камешков (синие и зелёные) в зависимости от того, какой звук они услышали в слове.

«Клад». Логопед закапывает в песок зелёные, синие, красные камешки. Ребёнок достаёт камешек и в зависимости от цвета камешка называет слово на данный звук (гласный, согласный твёрдый, согласный мягкий).

Формирование слоговой структуры слова

«Полоски». Логопед (затем ребёнок) чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово.

«Исправь ошибку». Логопед чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребёнок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.

«Раздели слово на слоги». Ребёнок печатает на песке заданное слово и вертикальными полосками делит его на слоги.

Развитие связной речи

«Мой клад». Ребёнок зарывает в песок предмет и описывает его, не называя. Тот, кто догадается, о каком предмете идёт речь, откапывает его в песке.

«Нарисуй и расскажи». Ребёнок создаёт картинку на песке и сопровождает свои действия речью.

Обучение грамоте

«Найди буквы и назови». Логопед прячет в песок пластмассовые буквы. Ребёнок должен найти и назвать все буквы.

Эту игру можно усложнить, давая инструкции типа: «в правом верхнем углу», «в левом нижнем углу».

«Назови слово». Ребёнок достаёт спрятанную логопедом букву и называет слово, начинающееся на этот звук.

«Прочитай слово». Логопед пишет слово на песке. Ребёнок читает. Затем меняются ролями.

Развитие мелкой моторики

«Песочный круг». Пальцами нарисуйте с ребёнком круги: самый большой, внутри поменьше, ещё меньше – и так до тех пор, пока в центре кругов у вас не образуется точка. Теперь предложите ребёнку украсить круги разными предметами: камешками, ракушками, пуговицами, монетками. Как и круги украшать можно что угодно: отпечатки пальцев, ладоней, игрушек и т. д.

Упражнение «Необыкновенные следы»:

— «Идут медвежата» — ребёнок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок;

— «Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребёнок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях;

— «Ползут змейки» — ребёнок пальцами рук делает поверхность песка волнистой;

— «Жучки – паучки» — ребёнок погружает руки в песок и двигает всеми пальцами, имитируя движения насекомых.

Использование песочной терапии позволяет развивать не только все стороны речи. В песочной стране ребёнок и логопед легко обмениваются идеями. Что позволяет построить партнёрские и доверительные отношения. Особенно хорошо подходит метод песочной терапии для детей, которые по какой-либо причине отказываются выполнять различные задания на традиционных занятиях.

Игра в песочнице не имеет методических ограничений. Это даёт больше возможности для работы с детьми с нарушениями речи, для творчества.

Евгения Лаврова
Развитие речи детей дошкольного возраста при помощи игр с песком

В своей работе по развитию речи мы используем как вспомогательное средство игры с песком . Игра с песком одна из форм естественной деятельности ребенка, это то, чем ребенок любит заниматься, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции, такие как : восприятие, внимание, память, мышление, а так же речь и моторика.

Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние малыша, в игре с песком ребенок учится проговаривать свои ощущения, прислушиваться к себе. Что способствует развитию речи , произвольного внимания и памяти. Ребенок учится понимать себя и других, получает первый опыт самоанализа.

Преимущества игр с песком сводятся к следующему :

- развивают мелкую моторику рук ;

- развивают активность , расширяют жизненный опыт, передаваемый ….педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности ….информации) ;

Способствуют расширению словарного запаса;

Способствуют развитию связной речи ;

Совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно – ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

Опираясь на приёмы работы в песочнице мы делаем традиционную методику по расширению словарного запаса, развитию связной речи , формированию фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста более интересной , увлекательной, более продуктивной.

Все игры, с использованием игр с песком можно разделить на два направления :

1. Обучающие игры : направлены на развитие мелкой моторики рук и тактильно-кинестетической чувствительности. А главное дети проговаривают свои ощущения, тем самым спонтанно развивается его речь , словарный запас, восприятие различного темпа речи , высота и сила голоса, развивается внимание , память.

2. Познавательные игры, с их помощью мы помогаем познавать многогранность нашего мира.

В начале игры даем установку на внимательное слушание и активное участие. Используем различные присказки, потешки. Затем дети слушают начало истории, сказки и строят в песочнице все, что требуется по сюжету игры. Ребенок строит и проговаривает. Таким образом, речь сопрягается с действием. Простая игра помогает решить немало образовательных задач.

Аспекты развития речи , затрагиваемые в процессе игр с песком

1) Обогащение словарного запаса

Игры с песком проводятся в интересной сказочной форме, обязательно используются проблемные ситуации. Подборка игр соответствует лексическим темам недель. Например, при изучении темы «Домашние животные» ребёнку предлагаются следующие игры :

«Клад» . Основная цель – развитие мелкой моторики .

Беседуя по теме «Весна» , ребята рисуют на песке в песочнице . Фантазируя, они создают портрет весны, при этом развивая грамматический строй, произносят слова-признаки, которые её характеризуют.

На занятиях мы фантазируем вместе с детьми. Дети погружают руки в песок, находят там различные предметы, потом обсуждают : «Что это?» или «Чьё это?» . Или, находя предметы, называют звук, с которого они начинаются, или угадывают присутствие какого-либо звука в названии предмета.

2) Работа с темпом речи

Во время игры с песком у детей дошкольного возраста развивается восприятие различного темпа речи и самостоятельное воспроизведение определённого темпа фразы. Речь сопряжена с разными по скорости движениями рук по песку , что воздействует на нормализацию темпа речи .

Организация игр с песком состоит из следующих этапов :

1 Организационный этап – это знакомство с игрушкой - посредником в играх с песком , например песочной феей. С ее помощью детям разъясняется все правила поведения, запреты, поощрения. Во время игры обращаем внимание детей на их тактильные ощущения, побуждая этим их высказываться.

2. Игра с песочной феей. Песочная фея приглашает детей к себе в гости и предлагает поиграть.

Опыт работы показал, что использование игр с песком даёт положительные результаты :

- развивается мелкая моторика рук ;

Расширяется словарный запас;

- развивается связная речь , лексико-грамматические представления;

Желание играть и действовать с предметами, естественно возникающее во время игры, упрощяет и облегчает усвоение необходимых слов и понятий. Они лучше усваивают смысл каждого нового для них слова и выражения, быстрее их запоминают Мы обращаем внимание, чтобы дети не только называли отдельные качества, но и повторяли описание предметов целиком, что помогает . при обучении связной речи . Так постепенно вырабатывается навык связного высказывания.

Совместное использование игр с песком и дидактических игр позволяет обогатить словарь детей , уточнить знание о предметах, их назначение, сортировать предметы по логическим категориям : игрушки, одежда, посуда и т. д. Дети с удовольствием заучивают чистоговорки, стихотворения, поговорки, составляют предложения, короткие рассказы, сказки.

Реальное «проживание» , проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр, что помогает развитию связной речи , поскольку происходит «оречевление» действий, развивается логическое мышление , формируется грамматический строи речи .

1. Главный и ведущий прием активизации речи и мышления ребенка во время игр с песком по экспериментированию это вопрос воспитателя.

2. При организации и планировании бесед с детьми, при рассмотрении предметов, объекта необходимо предусмотреть вопросы, отвечая на которые ребенок будет использовать сложносочиненные предложения.

3. Воспитатель должен продумать, как разместить детей за столами , как правильно подготовить и расставить материал к игре эксперименту.

4. Приемы обогащения и уточнения словаря

а) показ предмета с называнием;

б) повторение нового слова;

в) объяснение и назначение предмета;

г) сочетание показа и объяснений воспитателя с игрой –экспериментом с детьми.

5. Должна быть доступная пониманию детей речь воспитателя , как одно из условий успешного развития речи детей . Каждое новое слово воспитатель поясняет или предлагает осмыслить самостоятельно, обобщая их ответы.

4. Сочетание речевых ответов с практическими действиями детей . При ознакомлении детей с предметами , их свойствами, качествами объяснение педагога должны сочетаться с разнообразными действиями детей (например, воспитатель предлагает ощупать предмет, согнуть его, постучать и т. д.) Этот прием способствует лучшему усвоению ребенком новых сведений делает обстановку на НОД разнообразной и интересной.

8. Предусмотреть возможности для использования нового слова в различном речевом контексте “пластинка металлическая. Какая? У меня ложка, она тоже. какая? металлическая. А из чего сделана машина? Из металла”.

9. Ведущим на занятиях выступает метод распознающего наблюдения с помощью различных анализаторов и разнообразных способов обследования. (Практических действий : надавить на предмет, согнуть, потянуть, измерить и т. п. ; сравнение с известным пробных экспериментов, вопросов к взрослому и т. д.). Дети выявляют свойства предмета, называют материал, из которого он изготовлен.

10. На основе познавательной деятельности воспитатель решает задачи словарной работы : вводит в активный словарь детей новые слова , закрепляет уже известные.

Публикации по теме:

Современное общество нуждается в активной адаптивной личности, способной устанавливать бесконфликтное общение, находить оригинальные решения.

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений в дошкольном детстве. Дети с задержкой в речевом развитии испытывают.

Ф. И. О- Хавшабо Елена Ивановна воспитатель высшей категории. Место работы– МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №29» г. Майкоп Республика.

Игры и упражнения с песком в работе с детьми с общим недоразвитием речи.

Уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности мелких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить. Координируя движения мелкой моторики, ребенок совершенствует артикуляционный аппарат, речевое дыхание, осваивает интонацию и ритм речи.

В поисках новых форм и методов обучения детей с речевыми нарушениями, я обратилась к использованию игр с песком.

Для игр-занятий в песочнице, кроме самого ящика с песком, понадобятся множество вспомогательных предметов по разным лексическим темам: человечки, животные, машинки, морские обитатели и т. д. Подойдёт также различный природный материал (камушки, палочки, плоды, орехи, ракушки и д.).

Использование игр с песком в группе для детей с общим недоразвитием речи, является очень эффективным средством в образовательной и коррекционно-развивающей работе. Игры и упражнения с песком можно использовать в самостоятельной игровой деятельности детей, в индивидуальной логопедической работе, а также как элемент подгруппового занятия, в процессе которых решаются очень многие задачи:

— развитие речевого дыхания;

— развитие фонематических представлений;

— развитие артикуляционной моторики;

— автоматизация поставленных звуков;

— совершенствования лексико-грамматических средствязыка ;

— формирование слоговой структуры речи;

— развитие связной речи;

— обучение грамоте;

— развитие мелкой моторики.

Наряду с этим известно, что песок поглощает негативную психическую энергию, обладает релаксационным действием. Опыт показывает, что использование песочной терапии позволяет раскрыться даже «закомплексованному» ребёнку, дольше сохранить работоспособность дошкольника, а также повысить интерес к логопедическим занятиям.

Развития речевого дыхания

При выполнении игр и упражнений на дыхание необходимо следить, чтобы дети набирали воздух через нос, выдыхали медленно и плавно, добиваясь длительности воздушной струи.

«Проведи дорожку». От кошки к собаке логопед проводит неглубокую канавку в песке. Ребёнок воздушной струёй через коктейльную трубочку выравнивает дорогу.

«Что спрятано?» Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребёнок открывает изображение.

«Зайчик убегает от волка». В песке делаются небольшие углубления (следы), ведущие к домику зайца. Неподалёку расположить волка. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца.

«Клад». В песок неглубоко закапывается игрушка или предмет. Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное.

«Ямка». Ребёнок плавной и длительной воздушной струёй выдувает ямку в песке.

Совершенствования лексико-грамматических средств языка

«Я знаю пять названий» Ребёнок подбирает прилагательные (слова-признаки), глаголы (слова-действия) и на каждое слово выкладывает ракушку, камешек, пуговку.

«Чего не стало?». Игра на закрепление использования существительных в родительном падеже единственного и множественного числа. Логопед стирает часть предметов на песочной картинке, а затем просить ребёнка назвать, что изменилось.

«Кого без чего не бывает?» Игра на употребление существительных единственного и множественного числа в родительном падеже с предлогом «без». Логопед стирает часть картинки, а затем просит ребёнка назвать: кого без чего не бывает (не бывает зайца без ушей, не бывает лисы без хвоста…).

«Автомобили». Игра на употребление в речи предлогов к, между, за, перед, из-за. Логопед расставляет машинки по песочному полю. Ребёнок рассказывает о местоположении машинки относительно других.

«Подбери слово». Ребёнок обнаруживает спрятанные в песке игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (рыбка - быстрая, блюдце - пластмассовое, тигр - полосатый).

«Назови ласково» . Взрослый кладёт в песок большой камешек, ребёнок маленький, подбирая уменьшительно-ласкательное значение слова к названному взрослым (Ветка - веточка, тарелка - тарелочка).

Развитие фонематических представлений

Игра «Твердыш и Мякиш». Игра на дифференциацию твёрдых и мягких звуков. Предложить детям подарить подарки (игрушки, картинки) двум королям, которые правили королевствами твёрдых и мягких звуков.

«Спрячь ручки» — спрятать руки в песок, услышав заданный звук.

«Выложи узор». Дети выкладывают на песке бусы из цветных камешков (синие и зелёные) в зависимости от того, какой звук они услышали в слове.

«Секрет». Логопед закапывает в песок зелёные, синие, красные камешки. Ребёнок достаёт камешек и в зависимости от цвета камешка называет слово на данный звук (гласный, согласный твёрдый, согласный мягкий).

Артикуляционная моторика.

Традиционные упражнения артикуляционной гимнастики проводятся с подключением движений пальцев рук по песку.

«Лошадка». Щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку».

«Качели». Языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку в том же направлении.

«Часики». Языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку.

Автоматизация поставленных звуков.

«Заведи мотор». Произносить звук «Р», проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения - рисовать на песке букву Р, произнося одновременно звук Р. Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.

«Горка». Набрать в руку песок и произносить звук «С», насыпая горку. Вариант этого упражнения - выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек игрушку со звуком «С» и, набрав песок и произнося этот звук, засыпать ее.

«Звуковые дорожки». Произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиком по камушкам или ракушкам.

«Назови игрушки со звуком…» Логопед закапывает в песок игрушки со звуком «Ш»: мышку, мишку, матрешку, кошку так, чтобы игрушка на песке обозначалась невысоким холмиком. Затем предлагает ребенку вспомнить игрушки, в названии которых есть звук «Ш» Ребенок, называет игрушку, и раскапывает песок. Если происходит совпадение выкопанной игрушки с названной ребенком, то он получает возможность поиграть с этой игрушкой.

Формирование слоговой структуры слова

«Палочки». Логопед (затем ребёнок) чертит на песке заданное количество палочек, а затем по их количеству придумывает слово.

«Исправь ошибку». Логопед чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребёнок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.

«Раздели слово на слоги». Ребёнок печатает на песке заданное слово и вертикальными полосками делит его на слоги.

Развитие связной речи

«Загадки». Ребёнок зарывает в песок предмет и описывает его, не называя его. Тот, кто догадается, о каком предмете идёт речь, откапывает его в песке.

«Нарисуй и расскажи». Ребёнок создаёт картинку на песке и сопровождает свои действия речью.

Обучение грамоте

«Спрятанные буквы». Логопед прячет в песок пластмассовые буквы. Ребёнок должен найти и назвать все буквы.

Эту игру можно усложнить, давая инструкции типа: «в правом верхнем углу», «в левом нижнем углу».

«Назови слово». Ребёнок достаёт спрятанную логопедом букву и называет слово, начинающееся на этот звук.

«Прочитай слово». Логопед пишет слово на песке. Ребёнок читает. Затем меняются ролями.

Развитие мелкой моторики

«Круги на песке». Пальцами нарисуйте с ребёнком круги: самый большой, внутри поменьше, ещё меньше - и так до тех пор, пока в центре кругов у вас не образуется точка. Теперь предложите ребёнку украсить круги разными предметами: камешками, ракушками, пуговицами, монетками. Как и круги украшать можно что угодно: отпечатки пальцев, ладоней, игрушек и т. д.

«Чьи следы»:

— «Идут медвежата» — ребёнок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок;

— «Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребёнок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях;

— «Ползут змейки» — ребёнок пальцами рук делает поверхность песка волнистой;

— «Жучки - паучки» — ребёнок погружает руки в песок и двигает всеми пальцами, имитируя движения насекомых.

Значение песочной терапии в логопедической работе следующее:

  • использование комплексной системы коррекционно-воспитательной работы приводит к стойкой положительной динамике в речевом развитии и эмоционально-волевой сфере;
  • у ребенка ликвидируются болезненные переживания связанные с дефектами речи, укрепляется психическое здоровье, а это способствует улучшению социальной адаптации;
  • улучшается фонематическое восприятие, артикуляционная и мелкая моторика, звукопроизношение, слоговая структура слова, грамматический строй, словарь, лексико-грамматические отношения, связная речь.
Статьи по теме: