Обзор игры каркассон. Настольная игра каркассон. Откуда взялось такое название

Лото - популярная настольная игра, появившаяся в 16 веке в Генуе (Италия). Игра сразу же получила огромную популярность, но уже через некоторое время после появления лото было запрещено Венецианским сенатом как азартная игра. В России же данная забава появилась лишь в 18 веке и сразу же вызвала к себе большой интерес у наших соотечественников, но доступна она была лишь для обеспеченных слоев населения. Лишь в 20 веке к этой игре смогли приобщиться и другие слои населения. Интересно, что в СССР лото было признано семейной и развивающей игрой, хотя по сути оно относится к азартным играм.

Как играть в лото: набор и правила

В лото играют при помощи особых картонных карточек с цифрами. Цель игры - закрыть все номера на карточках. Что входит в набор лото:

  1. Бочонки, деревянные или пластмассовые, или фишки с цифрами. 90 штук.
  2. 24 игровые карточки, которые представляют собой клетчатое поле, со вписанными в него некоторыми цифрами
  3. Картонные или дерматиновые фишки, именуемые "закрывашками". Их обычно около 170
  4. Непрозрачный мешочек, куда складывают бочонки с цифрами и вытаскивают их оттуда "в слепую"
  5. Коробка для хранения набора и правила.

В начале игры каждому участнику выдается по несколько игровых карточек (в зависимости от числа игроков) и определяется ведущий. Ведущий может быть как и игроком, так и сторонним наблюдателем. Его миссия в игре - доставать из непрозрачного мешочка бочонки с цифрами и оглашать цифры. Участники должны найти эту цифру у себя на карточках, тогда эта цифра закрывается. Цифры могут повторяться на разных карточках. Выигрывает тот, кто первым закроет все цифры. Это вариант простой вариант игры. Также в игре русское лото существует вариант короткого лото. При игре в короткое лото участникам выдается только по одной карточке и победителем становится тот, кто первым закроет один или более горизонтальных рядов. Поскольку лото считается все же азартной игрой, то перед началом игры все участники могут скидываться на кон. На кон можно поставить различные монетки, небольшие безделушки, пуговицы или же настоящие деньги (однако, азартные игры на деньги запрещены в нашей стране законодательством).

Весьма интересен и жаргон игроков в лото. Так, например, число 11 - это барабанные палочки, 44 - стульчики, 48 - половинку просим, а 61 - Гагарин. Теперь Вы знаете, как играть в русское лото!

Лото интересно не только взрослым, но и детям. В связи с чем существуют специальные детские наборы лото, где вместо бочонков с цифрами - карточки с животными, растениями или любыми другими предметами. У детей игра в лото развивает наблюдательность, быстроту реакции и сообразительность. Еще одной причиной любви детей к этой игре является то, что не нужно обладать определенными навыками, поскольку здесь все зависит только от удачи. Лото может стать отличным подарком для любого члена семьи, вне зависимости от возраста!

Каркассон - игра Клауса Юргена Вреде

Каркассон – популярная настольная игра, придуманная в Германии. Она позиционируется как семейная, поэтому понравится как взрослым, так и младшим школьникам (есть также издание для малышей от четырех лет – «Дети Каркассона». В ней нет агрессии или жестокости, она в чем-то близка спокойному собиранию паззлов, только с веселой стратегической составляющей.

Вы попали в Средневековье

Ваша задача – отстроить средневековое княжество. Выложить дороги, построить монастыри, города, разбить поля и населить их фишками своих людей, получая за каждый завершенный этап баллы. Фишки-люди, в зависимости от того, где их поставят, будут превращаться в разбойников, монахов, крестьян или рыцарей.

Игра закончится тогда, когда на стол ляжет последняя карточка игрового поля. Почувствуйте все «прелести» средневекового землевладения!

Откуда взялось такое название

Существует реальный Каркассон – город во Франции, чей средневековый архитектурный ансамбль "Крепость Каркасон" включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Цитадель в девятнадцатом веке была реконструирована, а сейчас является историческим памятником. Именно она вдохновила немца Клауса-Юргена Вреде на создание игры. Можно встретить написание Каркасон, но правильно – Каркассон.

Центр игрового поля изображает крепость Каркассон

Это популярная игра ?

Да, очень. В начале двухтысячных настольная игра «Каркассон. Средневековье» («Сarcassonne») была признана игрой года. Она продается по всему миру огромными тиражами.

В России оригинальный «Каркассон» вначале вышел как просто «Средневековье», мгновенно обретя популярность. Сейчас можно, помимо стартового набора, приобрести множество дополнений (таких как «Каркассон. предместья и обитатели», обзор которых будет чуть ниже. К ним примыкает подарочное издание, набор с упрощенными правилами «дети каркассона» и дуэльный сет «Каркассон. Крепость».

Так как дополнений довольно много, в сумме их покупка выйдет в немалую копеечку, поэтому в сети довольно много советов, как сделать игру самостоятельно. Чаще всего они идут под заголовком «Каркассон. Распечатай и играй» Варианты – от распечатать сканы карточек на самоклеющейся пленке и наклеить ее на покупной картон, а фигурки слепить из полимерного пластика до нарисовать карточки самим. Впрочем, любителям экономить регулярно дают совет просто купить игру с рук.

Чем хорош «Каркассон»?

Основные плюсы игры:

  • Можно играть на различных уровнях сложности, с разным уровнем стратегии в зависимости от возраста и подготовки участников.
  • Есть множество дополнений, делающих игру бесконечно разнообразной.
  • Простые правила. Достаточно поиграть полчаса, понять, как расставлять играемые квадраты и фишки, – и вы уже все освоили.
  • Интересно играть даже всего лишь вдвоем.

Большие красивые паззлы

Для кого эта игра

Целевая аудитория «Каркассона» очень широкая. Выберете игру для семейного отдыха и развлечения в компании. С малышами можно взять сет «дети каркассона» или использовать стандартный как большой необычный пазл. Школьникам – освоить стратегию и пространственное мышление. Какое из дополнений выбрать, мы поможем вам определиться ниже.

Итак, наверное каждый, кто читает этот текст собирал хоть раз в жизни пазлы. Когда вы собрали пазлы у вас получается какой-либо рисунок, как ни странно. В настольной игре "Каркассон" примерно всё также. Эта стратегическая игра интересна тем, что вы строите свои империи, выбирая случайные квадраты. После окончания игры получается красивая карта.

Сама игра по своим правилам очень проста - берешь квадраты и располагаешь их на поле и таким образом получаешь очки, занимая дорогу, империи, монастыри и поля. Максимально число игроков - пять человек. Фишки деревянные и имеют весьма забавную форму. Также в комплекте помимо правил есть счетчик очков. Победитель определяется по максимальному количеству очков.

Исходя из этого, игра очень увлекает и каждую партию игры получается разная карта.

Что в коробке

Для игры издатели приготовили:

  • 72 квадратных картонных карточки (тайлов) с изображением частей дорог, городов, полей, перекрестков и монастырей.
  • По 8 фишек-фигурок (миплов) на каждый из 5 цветов (7 для игры и 1 для подсчета очков).
  • Собственно шкалу подсчета очков.
  • Буклет с правилами.

Комплектация игры

Правила игры

В «Каркассон» правила игры легко осваиваются даже детьми. В процессе игроки выкладывают на стол тайлы земель и зарабатывают баллы. Построить можно не только дорогу, но также монастырь, город (замок), монастырь или поле. Все настольные игры «Каркассон» основаны на этом принципе, даже детский вариант, хотя в нем и нет стратегии.

Ход игры

Разобраться, как играть, проще всего на практике. Да, дороги, деревни и монастыри, настоящее средневековье – это очень интересно, но делать-то что?

Для начала цветные фигурки делятся между игроками, лишние убираются в коробку. Счетчики очков кладутся где-нибудь сбоку, по одной фигурке выставляется на старте, где число «0». Все квадраты перемешиваются и выкладываются стопкой рубашкой вверх. Верхний тайл снимается, переворачивается и кладется в центр стола – от него вы будете «плясать». Теперь необходимо определить, кому ходить первым (например, бросить кубик или сыграть в «Камень, ножницы, бумага, ящерица, Спок»), и начинать.

По ходу игры участники по очереди тянут карточки земли и выкладывают их на стол. На выложенные вами тайлы можно ставить свои фишки. За завершенный участок начисляются баллы.

Как сыграть тайл

Тайл, он же квадрат, он же карточка земель, – центральная вещь там, где действуют правила каркассона. Тайлы изначально лежат вверх рубашкой, из них формируется игровое поле. На каждой карточке изображен отрезок дороги или перекресток, на них также могут быть части монастыря, поля или города, а дорога в этом месте заканчиваться.

Игрок берет верхний квадрат, смотрит, что на нем изображено, и, как в домино, прикладывает подходящей по рисунку свободной стороне любой из уже лежащих карточек. То есть дорога должна продолжаться дорогой, поле – полем, и так далее. Другие игроки могут высказывать свое мнение, куда вам лучше ее пристроить, но слушать их или нет – дело ваше.

Если места для тайла так и не нашлось (такое бывает), его необходимо сбросить и взять новый.

Как выставить мипла

Миплы, фишки или миниатюрные фигурки, можно выставлять только на выложенный вами тайл, на своем ходу и не больше одного за ход. Нельзя перемещать с места на место уже выставленные фишки – только брать новые из запаса. Закончились? Увы, ничем не можем помочь, нужно было лучше планировать.

Миплы ставят не просто на карточку, а на ее конкретную часть. Стоящий на дороге человечек превращается в разбойника, в монастыре – в монаха, в городе – в рыцаря, а на поле – в крестьянина. Но если на этой конкретной дороге/в городе (не карточке, а географическом объекте) уже стоит чужая фишка или ваша собственная, то вам туда нельзя, место занято (исключение – когда соединяются два ранее независимых участка, на которых уже стоят чьи-то фишки).

Как завершить строительство

Дорогу можно считать построенной, если ее начало и конец упираются в перекресток, город или монастырь. Цена дороги в очках равняется ее длине в квадратах, их получает тот, чей разбойник на ней стоит или чьих разбойников больше. Если фигурок поровну, то возможность продвинуться вперед на счетчике получают все игроки.

Чтобы построить город, необходимо замкнуть кольцо (или что там получается) стен. Не знаем, как в средневековой Франции, а в игре города могут быть весьма своеобразными по форме. Тот игрок, чей рыцарь стоит в городе, получает по 2 очка за каждый квадрат, на котором стоит город, и по 2 очка за каждый щит на городе (щиты нарисованы на некоторых «городских» тайлах). Если фигурок больше одной, то баллы распределяются так же, как на дорогах.

Строительство монастыря завершается тогда, когда квадрат, на котором он изображен, со всех сторон окружают другие карточки, 8 штук. Владелец фишки монаха получает 9 очков. При удачном стечении обстоятельств их можно заработать одним ходом – в этом плане монастыри настоящее сокровище.

Если строительство объекта завершается, то стоявшая на нем фишка возвращается хозяину в запас, а игроку начисляют очки, и он может передвинуть свою фигурку выше по шкале. Ход переходит дальше.

Зачем нужны поля и крестьяне

На карточках есть объекты, которые баллов в процессе игры не приносят. Но они тоже важны. Это поля, на которых крестьяне работают и обеспечивают города провизией. Полем считается пространство, которое ограничивают замки, дороги, и края карты. Фишки крестьян в запас не возвращаются, и, чтобы это не забывать, их рекомендуется не ставить, а класть плашмя. Очки за них начисляют при подсчете итоговых баллов.

Как посчитать все очки в финале

Помимо очков, полученных в ходе игры, игрокам положены очки за недостроенные объекты. При подсчете маплы снимаются с карты, чтобы не вносить путаницы.

Каждый игрок, чей разбойник стоит на недостроенной дороге, получает 1 за каждый ее квадрат. Владельцы рыцарей получают по 1 за каждый квадрат города плюс 1 за каждый щит в нем. Монах в монастыре принесет столько очков, сколько квадратов окружают монастырь, включая собственно карточку строения. При нескольких фишках на одном объекте дележ очков происходит как обычно.

Игроки, чьи крестьяне стоят на полях, получают очки по следующей схеме. По 3 за каждый достроенный город, граничащий с полем. Если к городу примыкает несколько полей, то владельцы каждого поля получают эти очки. Один игрок может получать очки за разные поля возле одного города.

Кто побеждает

Дополнения к «Каркассону»

К базовой версии игры вышло более 20 расширений. В России была издана только часть их, но вполне достаточная, чтобы собрать огромный комплект. В дополнительные наборы «Каркассон» входят не только новые земли, но также новые детали для большей сложности и интереса. Вот некоторые из них.

«Таверны и соборы»

В наборе 18 новый тайлов и 6 дополнительных больших фишек. Большая фишка, стоящая на квадрате, при подсчете очков считается за две. Карточки с Таверной на озере дают по 2 очка разбойничку за каждый квадрат дороги, на которой он стоит. Собор позволяет получать не 2, а 3 за каждый квадрат города и каждый щит. Но если дорога или город не достроены к концу игры, то очков игроки не получает вовсе.

«Торговцы и Строители»

Помимо новых квадратов земель, это дополнение содержит фишки строителей и свиней и жетоны товаров. Если выставить строителя на новый квадрат с дорогой, примыкающей к городу, или в сам город, то можно получить дополнительный ход. Другие фишки ему не мешают. Строитель стоит на дороге, пока она не завершена. Свиньи ставятся на только что выложенный квадрат строго в поле и строго рядом с фигуркой своего крестьянина. При финальном подсчете очков свинья позволяет получать не 3, а 4 за обеспеченный провизией город.

На новых тайлах с частями города, в частности, есть знаки товаров. Когда строительство города завершено, игрок берет по соответствующему жетону за каждый такой знак, вне зависимости, есть ли в городе рыцарь и чей. В конце игры сравнивается количество жетонов по видам (вино, зерно, ткани) – тот, у кого больше жетонов конкретного вида, получает 10 очков. Если поровну, то оба игрока получают по 10.

Появляются фишки мэров, амбаров и повозок, а также тайлы с изображением аббатств. Карточку с аббатством можно положить только если она сразу будет окружена с четырех сторон четырьмя другими квадратами, то есть аббатство закрывает «дыру» в карте.

Каркассон — это классика современных настольных игр, по популярности не уступает Монополии. Получила множество наград и сдавать позиций не собирается. Регулярно выходят дополнения, расширения и самостоятельные тематические игры этой серии.

« Каркассон (Средневековье)/Carcassonne» —

Стратегическая игра немца Клауса-Юргена Вреде о французском княжестве, близ знаменитой крепости Каркассон.

Это базовая, самая первая игра. Вы – средневековый феодал, который мечтает как можно больше захватить земель и объектов под свой контроль. У вас есть много слуг, 7 самых верных, они то и будут за вас делать всю работу. Восьмой слуга находится на карте подсчета очков – отвечает за результат игры.

Вам предстоит строить города и монастыри, вспахивать поля и заниматься разбоем на дорогах. Ваши соседи-конкуренты займутся тем же самым. Постройте свою карту местности и опередите всех противников по очкам.

Возраст: от 8 лет

Длительность игры: 30- 60 минут;

Количество игроков : 2-5;

Производитель: «Hobby world»;

Примерная стоимость: 990.

Правила «Каркассон (Средневековье)/Carcassonne» —

В начале игры игроки выбирают себе цвет и разбирают всех своих работников – Миплов . Одного оставляют на поле подсчета очков. Перемешивают рубашкой вверх квадратные карточки- Тайлы , находят стартовый тайл (отличается от остальных цветом).

Броском кубика определяют первого игрока. Он берет случайный тайл, переворачивает и выкладывает на стол на всеобщее обозрение.

Что там может быть?

Часть поля, часть города, часть дороги, монастырь.

Присоедините этот тайл к стартовому. Все изображения должны гармонировать и не нарушать общую картину ландшафта. Т.е. дорога должна переходить в дорогу, часть города соединиться с городом, поле с полем.

Теперь можно отправить одного своего работника поработать.

Если поставить мипла:

На дорогу , он станет Разбойником и начнет ее контролировать;

В город , он станет Рыцарем и будет охранять город;

В монастырь , он станет Монахом , и просто будет молиться;

На поле , он станет Крестьянином и будет снабжать города продуктами. Там он останется до конца игры. По традиции Крестьянина располагают «плашмя», для того, чтобы не спутать его с Рыцарем или Разбойником.

Работника не обязательно ставить в каждый ваш ход, т.к. их количество ограничено. Мипл возвращается в руку только когда строительство чего-либо закончено. Крестьянин остается на поле до конца игры.

Если получилось так, что вы использовали всех своих работников, тогда в этом случае придется ждать, когда завершится какое-нибудь строение.

Следующие игроки ходят по часовой стрелке, выполняя все те же самые действия: взяли 1 тайл, присоединили нужным вам образом к карте. Поставили или не поставили мипла.

У каждого игрока своя стратегия, от нее и будет зависеть сложившаяся в итоге карта местности.

Еще один важный момент.

Есть краткосрочны е и долгосрочные строения .

Краткосрочные :
Можете получить победные очки тут же на месте, стоит только завершить строение. Это касается постройки города,монастыря и дороги. Очки сразу отмечаются на карте подсчета очков. Иногда на одном участке дороги мипл стоит не один, это случается, если фигурка была выставлена до того, как этот участок соединился с другим в единое целое. То же самое может произойти и в случае строительства города и вспахивании земли.

Город :

Строительство считается завершенным, если все стены в городе построены.

За каждый тайл, на котором присутствуют части города, построивший его игрок, получает по 2 очка. Плюс по 2 очка за каждый щит в городе.

Если в городе оказалось больше одного рыцаря, забирает очки игрок с наибольшим количеством рыцарей.Если их равное количество- каждый игрок получает столько очков, сколько принес город.

Дорога:

Дорога считается построенной, если она начинается и заканчивается чем-либо. Городом, монастырем или перекрестком.

За каждый тайл, на котором присутствуют элементы дороги, построивший ее игрок получает по 1 баллу.

Если на дороге оказалось больше одного разбойника, то делят добычу по тому же принципу, что и в городе.

Монастырь:

Приносит очки, только если вокруг него все застроят тайлами. В этом случае он получает 9 очков (по 1 за тайл).

Долгосрочные: очки получают в конце игры, относится к крестьянам на полях.

Поле:

Границами поля служат города и дороги, края поля.

Для каждого поля определяется хозяин. Им становится игрок, у которого больше всех работников на этом поле. Если число работников равное, то тогда каждый из этих игроков становится хозяином.

Хозяин поля получает по 3 очка за каждый город, который был построен рядом с полем. Недостроенные города очков не приносят.

Если один достроенный город граничит сразу с несколькими полями, тогда он приносит по 3 очка всем хозяевам этих полей.

Игра заканчивается, как только последний тайл присоединяется к карте.

Начинается подсчет очков.

Считают все недостроенные города, дороги, монастыри.

Дорога приносит по 1 баллу за каждый тайл с изображением дороги.

Город приносит по 1 баллу за каждый тайл с изображением города и за каждый щит в нем.

Монастырь приносит по 1 баллу за каждый тайл, граничащий с монастырем, включая сам монастырь.

Считают все поля (см.выше).

Тот, кто набрал больше всех очков, побеждает в игре!

Заключение:

«Каркассон (Средневековье)/Carcassonne» — легкая, очень динамичная игра, этакий «семейный» вариант. «Основа основ» — идеальна для первого ознакомления с миром настольных игр, но и опытных игроков она сильно цепляет. Подходит для всех возрастных категорий, для игры вдвоем и для компанией. Правила усваиваются за 10 минут, зато игра вас увлечет не на один час и не на одну партию. Думаю, что эта игра в дифирамбах с моей стороны особо не нуждается, само ее название уже себя зарекомендовало.

Оценки:

  • Освоение игры -95 БАЛЛОВ
  • Механика игры - 95 БАЛЛОВ
  • Сюжет и атмосфера - 75 БАЛЛОВ
  • Удобство играть - 75 БАЛЛОВ
  • Качество и дизайн - 95 БАЛЛОВ
  • Получаемое веселье - 95 БАЛЛОВ

ИТОГО - 89 БАЛЛОВ

Настольная игра

Кол-во игроков
От 2 до 5

Время партии
От 30 до 90 минут

Сложность игры
Средняя

Каркассон - авторская настольная стратегически-экономическая игра за авторством Юргеном Вреде (The Downfall of Pompeii), обладатель престижных немецких премий «Spiel des Jahres»-2001 и «Deutschespiele preis»-2001. Ориентирована на семейную игру. Вернула популярность к квадратному типу деления карты на сектора и ввела в использование в настольных играх персонифицированных фишек (миплы). Возможна игра в 2-5 человек.

Процесс и цель в настольной игре Каркассон

  • Игра предлагает самостоятельно построить как игровое поле, так и свои владения с размещением на них своих подданных.
  • Игра заканчивается после выкладки всех квадратов.
  • Целью является набрать наибольшую сумму очков.

Особенности

  • Квадратные сектора с расположенными на них объектами: дорогами, замками и монастырями, полями.
  • Стратегическое ограничение в фигурках – необходимость тактического мышления.
  • Подсчёт очков комбинированный, по усмотрению игроков.
  • Имеет множество оригинальных дополнений: наборы «Каркассон. Предместья и Обитатели» (5 нововведений), «Каркассон. Дворяне и Башни» (6 нововведений), «Каркассон. Наука и Магия» (7 нововведений).

Настольная игра Каркассон: правила игры

Подготовка к игре

Для начала игры необходимо положить стартовый квадрат на середину стола (в фирменной синей коробке он выделяется расцветкой рубашки). Остальные карточки тасуются и складываются рубашкой вверх. Порядок хода определяется по договору.

Ход игры

  • Вначале ходящий вытягивает из колоды один квадрат, переворачивает и показывает его всем игрокам. Затем выкладывает его на стол к уже имеющимся, соблюдая при этом условие, что бы он соприкасался хотя бы с одной стороной из выложенных карт и эти стороны соответствовали бы друг другу. При невозможности выложить квадрат, он сбрасывается и берётся другой.
  • Далее выставляются фишки. Изначально у каждого имеется 8 миплов. За один ход можно поставить лишь одну фишку на любую пустующую карточку. Выставлять можно на дорогу, поле, город, монастырь, при этом нельзя, чтобы на одном объекте располагалось более одного мипла. Соприкасающиеся объекты одно типа объединяются в один. Также, если соединяются объекты, на которых ранее стояли фишки, в целое, то эти фишки сохраняют своё место.
  • По окончанию строительства объекта происходит подсчёт набранных очков и возврат фишек данного объекта игроку.
  • Строительство объекта завершается, если:
    • Дорога – оба конца заканчиваются на городе, монастыре или перекрёстке;
    • Город – со каждой из сторон окружён стенами;
    • Монастырь – при условии, что вокруг него находится все 8 квадратов
  • Фишки и приносящие ими очки
    • Город – рыцарь (2 очка за квадрат + 2 очка за каждый щит на территории города)
    • Дорога – разбойник (число очков равно количеству карточек, из которых состоит дорога)
    • Монастырь – (9 очков)
  • Если на городе или дороге находятся фишки двух игроков, очки присуждаются тому, у кого большее количество миплов. При равенстве каждый игрок получает победные очки, дающиеся данным объектом.
  • Крестьяне размещаются на полях, которые ограничиваются дорогами, городами и своими текущими границами. Они не приносят баллы в ходе игры, и соответственно не снимаются с поля по окончании строительства.
  • Крестьяне обеспечивают города провизией.

Конец игры

  • После того как выложены все квадраты, происходит подсчёт очков:
  • Очки за ходы + очки за недостроенные объекты + очки за поля =
  • Недостроенные объекты:
    • По очку за каждый участок дороги, на котором у игрока имеется разбойник
    • По очку за каждый участок и 1 очку за каждый щит города, на котором у игрока имеется рыцарь
    • По очку за каждый участок, окружающий монастырь, включая его самого.
  • При нахождении на дороге или в городе фишек двух и более игроков, очки присуждаются тому, кто имеет численное превосходство. В противном случае очки объекта присуждаются всем.

Поля:

На каждом отдельном поле определяется хозяин по численному преимуществу крестьян (при равном количестве, каждый игрок объявляется хозяином поля).

  • По 3 очка за каждый отдельный достроенный город, находящийся на границе с данным полем
  • очки приносятся каждому полю, граничащему с данным городом.




Статьи по теме: