Игры забавы во второй младшей. Картотека (младшая группа) на тему: Игры-забавы в первой младшей группе. Конспект игровой деятельности «Игры – забавы»

Игры и забавы для детей младшего дошкольного возраста ДОУ

Дворецкая Татьяна Николаевна
ГБОУ Школа №1499 ДО №7 Воспитатель
Описание: Игры предназначены для детей младшего дошкольного возраста, может быть полезным материалом для воспитателей дошкольных организаций, родителей.
Назначение работы: Авторские игры для детей направлены на развитие социализации детей, вызывают интерес и желание играть в совместные игры

Цель: формирование у детей дошкольного возраста интереса и потребности игры со сверстниками
Задачи:
1. вызывать у детей дошкольного возраста интерес к коллективным играм
2. формировать у детей положительный настрой и желание играть в совместные игры
3. воспитывать доброжелательное отношение в игре со сверстниками
4. развивать познавательную и речевую активность детей по средствам игры
Предисловие
В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности. В недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности. Игра в наибольшей степени способствует психическому развитию.
Уважаемые педагоги предлагаю Вашему вниманию свои авторские игры для детей. Надеюсь, материал будет полезен и востребован в работе.

Игра №1: «Топ-топ-топ» для детей 3-5 лет


Правила игры:
- Дети встают рядом с воспитателем образуют малый круг.
- Слова для игры произносят хором, ритмично, с добавлением движений по смыслу текста (при разучивании игры потребуется показ воспитателя)


Слова для игры:
Раз – Два! Три – Четыре!
(дети делают 4 шага назад)
Круг мы сделаем пошире
(образуется большой круг, не держась за руки)
Другу рядом улыбнемся
(повернуться и улыбнуться)
Крепко за руки возьмемся.
(Взяться за руки)
Шаг за шагом мы пойдём
Свои ножки разомнём.
Топ – топ – топ! Идут ребята
(выполняются ритмичные шаги в правую сторону)
Остановка у ворот.

Значит, будет поворот.
(поворот в левую сторону)

Повернулись дети дружно!
Продолжать движения нужно.
Шаг за шагом мы пойдём
Свои ножки разомнём.
Топ – топ – топ! Идут ребята
Топ – топ – топ! Идут куда-то.
(выполняются ритмичные шаги в левую сторону)
Мимо речки и озер.
Мимо леса, мимо гор.
Всё идут, шагают ноги.
Стоп – стоп – стоп. Конец дороги.
(остановились и стоим на месте)
Мы пришли! Встречайте нас.
(повернуться лицом в круг, протянуть 2 руки вперед)
И похлопайте 5 раз.
(Хлопаем в ладоши)

Игра № 2: «Змейка» для детей 3-5 лет

Игра проводится на улице во время прогулки.
Атрибуты для игры:
- Нарисованная желтым мелом (краской) на асфальте змейка и 5-6 разноцветных кругов (мячей)
Правила игры:
-Дети выстраиваются друг за другом в линию
- Произносят хором закличку на игру
Закличка на игру:
Змейка в мячики играла
Так играла, что устала.
Прилегла бедняжка в тень
И ползти ей дальше лень.


Слова для игры (произносит воспитатель)
Раз, два, три, четыре, пять
Приглашаю поиграть.
Мы отправимся с тобой
По дорожке по кривой.
(бег по змейке друг за другом)
Ты дружочек не робей.
Ты вперед беги скорей.
Ручки за спиною спрячь
Прыгни ножками на мяч.
(прыжки на 2-х ногах)
Раз! Два! Три! Четыре! Пять!
Мы умеем побеждать.
Чемпионам УРА!
Продолжается игра.
(Дети, пробежавшие весь путь возвращается в конец хвоста змейки и при желании проходят ещё раз) Игра может продолжаться до сохранения интереса детей.
Рекомендации: Второй игрок начинает движение только после того как первый игрок добежит до середины змейки.

Игра №3: «Кошки – Мышки» для детей 3-5 лет

В данную игру можно играть с детьми младшего дошкольного возраста, как в группе, так и на улице.
Атрибут для игры:
- Маска кота
Действующие лица:
Кот – ребенок
Мышки - дети


Правила игры:
- Ребенок – кот сидит на стуле (в кустах)
- Дети – мыши убегают от кота
Слова для игры:
Погулять решили мышки
Непоседы – шалунишки.
(Дети-мыши на цыпочках выходят гулять)
Вот бегут они по травке
Вжик – Вжик – Вжик
(бегают в рассыпную)
Перепрыгнули канавку
(прыгают на 2-х ногах)
Прыг – Прыг – Прыг
Вдруг раздался страшный звук
(Воспитатель стучит палкой по стулу, на котором сидит кот)
А сердечко ТУК – ТУК – ТУК
Притаился в кустах котик
И раскрыл зубастый ротик.
Мыши будет Вам беда
Разбегайтесь кто куда…
(Кот начинает ловить мышей, стараясь осалить их по плечу. Мыши убегают)

В нашем мире много игр, развлечений и затей.
Никогда скучать не стоит Вам в компании друзей!

Игры-забавы №1

«КАРТОШКА»

Цель:

Ход: Все игроки становятся в круг и передают друг другу мяч, отбивая его. Если кто-то не отбил мяч, он садится на корточки в центр круга, а игра продолжается. Любой игрок по желанию может выручить "провинившегося". Для этого он, отбивая мяч, старается попасть им по сидящим в центре круга. "Освобожденный" (тот, кого коснулся мяч) вновь принимает участие в игре. Сидящие внутри круга стараются поймать летящий к ним мяч. Если кому-то это удается, то все "наказанные" возвращаются в игру, а игрок, бросивший мяч, занимает их место.

Игры-забавы №2

"КРАСКИ"

Цель: Побуждать к эмоциональной отзывчивости, воспитание навыков общения с взрослыми и сверстниками.

Ход: Один из игроков - "покупатель", другой - "продавец", все остальные - "краски". Каждая "краска" загадывала себе свой цвет и сообщала его "продавцу". "Краски и продавец" садятся на скамью и тут же приходит покупатель: "Тук-тук!" "Кто там?", - спрашивает продавец. "Я, покупатель". "Зачем пришел?" "За краской", "За какой?". Называется определенный цвет краски; если его нет, "продавец" отвечает: "Такой нет. Скачи по дорожке на одной ножке!" "Покупатель" делает круг на одной ножке и возвращается за новой краской. Если же краска присутствует, "продавец" говорит: "Есть такая. Плати … рублей". "Покупатель" "расплачивается" - хлопая нужное количество раз по ладошке, "краска" вскакивает и убегает. "Покупатель" старается поймать краску, если получилось - "краска" становится "покупателем".

Игры-забавы №3

Цель: Побуждать к эмоциональной отзывчивости, воспитание навыков общения с взрослыми и сверстниками.

Ход: На расстоянии 30 метров друг от друга отчерчивается две линии - "старт" и "финиш". На старте стоят игроки, спиной к ним на финише стоит водящий. Он произносит фразу: "Тише едешь - дальше будешь. Раз, два, три!". За это время игроки стараются максимально приблизиться к финишу. Закончив говорить, "водящий" быстро поворачивается и осматривает участников игры, которые должны замереть. Тот, кто пошевелился, отправляется за линию старта. Побеждает игрок, первым добравшийся до старта. Он и становится водящим.

Игры-забавы №4

"ВЫШИБАЛЫ"

Цель: Побуждать к эмоциональной отзывчивости, воспитание навыков общения с взрослыми и сверстниками.

Ход: Все игроки, кроме двух, становились в шеренгу в центре площадки. Они, перебрасывая мяч друг другу, должны были выбить всех игроков. Тот, до кого дотрагивался летящий мяч, выходит! из игры. Когда все игроки были выбиты, игра начиналась сначала.

Игры-забавы №5

"КОЛЕЧКО"

Цель: Побуждать к эмоциональной отзывчивости, воспитание навыков общения с взрослыми и сверстниками.

Ход: Играют, сидя на скамеечке. Все складывают ладошки лодочкой, а ведущий, у которого в ладонях лежит мелкий предмет (колечко, камешек), проводит своими руками между ладонями каждого игрока, незаметно вкладывает кому-либо колечко. Отходя в сторону, говорит: "Колечко-колечко, выйди на крылечко!" Игрок с "колечком" должен быстро встать, а другие участники - его удержать. Удалось - он становился ведущим.

Игры-забавы №6

"ЗОЛУШКА"

Цель: Побуждать к эмоциональной отзывчивости, воспитание навыков общения с взрослыми и сверстниками.

Ход: Все игроки усаживаются на скамейке и снимают по одной туфельке, сваливая их в общую кучу. Водящий отворачивается, ему показывают обувь и спрашивают: "Кому?" Он называет имя игрока, который получает эту туфельку. Так продолжалось до тех пор, пока не заканчивалась обувь. Все игроки в конце игры веселятся в новой туфельке.

Игры-забавы №7

"Я ЗНАЮ..."

Цель: Побуждать к эмоциональной отзывчивости, воспитание навыков общения с взрослыми и сверстниками.

Ход: Игра развивает не только ловкость, но и эрудицию, память. Игрок отбивает мяч рукой об землю, приговаривая по одному слову на каждый удар: "Я знаю пять имен девочек: Маша - раз, Ира - два, Люда - три..." Затем назывались имена мальчиков, животные, птицы, цветы, деревья, города, реки... Если кто-то сбился или уронил мяч, то ход переходил к следующему игроку. Побеждал первый справившийся с заданием.

Игры-забавы №8

"СЪЕДОБНОЕ-НЕСЪЕДОБНОЕ"

Цель: Побуждать к эмоциональной отзывчивости, воспитание навыков общения с взрослыми и сверстниками.

Ход: Игроки выстраиваются в ряд. Водящий по очереди бросает каждому мяч, называя что-то съедобное, Мячик нужно поймать, если это съедобное, если нет, то отбить или просто не ловить. Правильно выполнивший задание игрок делает шаг вперед, если ошибся - возвращается на шаг назад. Самый внимательный, который первым добирается до водящего, становится водящим.


Карточка № 1

«Волшебные ладошки»

Задача:

Ход игры:

Похлопаем в ладошки, похлопаем немножко,
похлопаем в ладошки. очень хорошо!
похлопаем в ладошки, похлопаем немножко,
похлопаем в ладошки. очень хорошо! (дети хлопают в ладоши)

И пальчики попляшут, и пальчики попляшут,
и пальчики попляшут, и пальчики попляшут
у маленьких ребят.
и пальчики попляшут, и пальчики попляшут,
а девочки и мальчики все ровненько сидят. (дети показывают фонарики)

Карточка № 2

«Киска киска киска брысь»

Цель : Учить ребёнка откликаться на своё имя.

Ход : На расстоянии 2-3 м. от ребёнка ставится игрушка. Если ребёнок не ходит, взрослый ведёт его за руку. Если ходит то взрослый ставит его у опоры, сам встаёт у игрушки, поёт песенку и манит ребёнка к себе. Если ребёнок хорошо ходит, взрослый относит игрушку от ребёнка, «ходит» ей и поёт песенку.

Киска, киска, киска, брысь!

На дорожку не садись:

Наш(а) (имя) пойдет,

Через киску упадёт! Бах!

Материал : Игрушка кошка

Карточка № 3

"Водичка водичка"

Цель : упражнение на развитие чувства собственного движения.

Ход игры :

"Водичка-водичка,

Умой мое личико, (дети выполняют движения умывания)

Чтобы глазки блестели,(дети показывают круглые глазки)

Чтобы щечки краснели,(дети держатся за щёчки)

Чтоб смеялся роток (дети улыбаются)

И кусался зубок". (дети щёлкают зубками)

Карточка № 4

«Наша Маша маленька...»

Цель:

Ход игры:

Наша Маша маленька, (дети наклоняются к полу и показывают маленькую Машу)

На ней шубка аленька (дети показывают шубку)

Опушка бобровая, (дети разводят руками и показывают опушку)

Маша чернобровая (дети показывают на бровки)

Карточка № 5

Огуречик-огуречик.

Цель: упражнение на развитие чувства собственного движения

Ход игры : На одном конце площадки – воспитатель (ловишка), на другом – дети. Они приближаются к ловишке прыжками на двух ногах. Воспитатель говорит:

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик,

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

При последних словах дети убегают, а воспитатель их догоняет.

Карточка № 6

Цель: упражнение на развитие чувства собственного движения

Ход игры:

Солнышко-ведёрышко,

Выгляни в окошечко! (дети показывают окошко)

Солнышко, нарядись!(дети показывают платешко)

Красное, покажись!(дети показывают ладошки)

Карточка № 7

Из за леса, из за гор

Цель: упражнение на развитие чувства собственного движения

Ход игры:

Из за леса, из за гор (дети показывают горы)

Едет дедушка Егор (едут)

Сам на лошадке, (изображают езду на лошади)

Жена на коровке

Дети на телятках, (показывают рожки)

Внуки на козлятках

Съехали с гор, развели костер,

Кушают кашку, слушают сказку (дети кушают кашку)

Карточка № 8

Пошёл кот под мосток

Цель: упражнение на развитие чувства собственного движения

Ход игры:

Пошёл кот (дети топают)

Под мосток,

Поймал рыбку за хвосток.(кидают удочку)

То ли съесть

По пути,

То ли Оле отнести? (дети разводят руками)

Карточка № 9

«Большие ноги...»

Задача: упражнение на развитие чувства собственного движения.

Ход игры:

Большие ноги

Шли по дороге:

Топ, топ, топ.

Топ, топ, топ. (топают сильно)

Маленькие ножки бежали по дорожке:

Топ, топ, топ, топ, топ, топ. (топают быстро и потихонечку)

Топ, топ, топ, топ, топ, топ.

Карточка № 10

«Как у нашего кота...»

Задача: упражнение на развитие чувства собственного движения

Ход игры:

Как у нашего кота

Шубка очень хороша

Как у котика усы

Удивительной красы,

Глазки смелые,

Зубки белые.

Как (развести руки) у нашего (ручки к себе) кота (ладошки как ушки над головой)

Шубка очень хороша (повернуться, похваляясь вправо и влево)

Как (развести руки) у котика (ладошки как ушки над головой) усы (пальчиками провести над верхней губой)

Удивительной (покрутить пальчиками спирали) красы, (гордо распрямиться)

Глазки смелые, (показать пальчиками глазки)

Зубки белые. (показать пальчиками улыбку)

Случалось ли вам успокаивать плачущего малыша этого возраста? Ему бесполезно что-то говорить. Попробуем негромко запеть песенку. В 9 из 10 случаев ребенок умолкнет и станет прислушиваться.

Маленькие дети любят ритмичную речь. Она их успокаивает, прямо завораживает. Могу сказать из опыта: это на самом деле так. Можно петь все, что угодно. Одна знакомая поет двухлетней внучке слова из подвижной игры:

"Вот лежит лохматый пёс.

В лапы он уткнул свой нос.

Тихо-тихо он лежит,

Не то дремлет, не то спит…"

Любимая песенка малышки! Поется по просьбе "Бабака" на мотив колыбельной.

Наш мудрый народ придумал множество игр-забав, потешек (тетёшек), которые можно петь и обыгрывать, заметив, что дети раннего возраста повышенно эмоциональны, впечатлительны, внушаемы.

Игры-забавы имеют особое значение в развитии этого возраста. Кроме эмоций игры-забавы развивают коммуникативные умения: умение общаться со сверстниками и взрослыми, выполнять простые движения, петь песенки, сопровождать жестами и движениями попевки и маленькие стихотворения.

В игру-забаву можно превратить любой текст. Приведу два примера:

  1. стихотворение,
  2. небольшой рассказ.

Стихотворение

Действия детей

Мыли мылом ушки Дети ладошками гладят ушки
Мыли мылом ножки Дети ладошками гладят коленки
Вот какие ладушки Вертят ладошками
Ладушки-ладошки Хлопают ладошками
Наварили кашки Сгибаются пальцы одной руки так, чтобы получилась «миска»
Помешали ложкой Указательным пальцем другой руки «мешают» кашу
Вот какие ладушки Вертят ладошками
Ладушки-ладошки Хлопают ладошками
Пожалели птичку Ладонью одной руки гладят тыльную сторону другой
Погрозили кошке Пальчиком грозят воображаемой кошке
Вот какие ладушки Вертят ладошками
Ладушки-ладошки Хлопают ладошками
Строили ладошки Попеременно ладошка на ладошку, как будто строим башенку из кубиков
Домик для матрешки
Вот какие ладушки Вертят ладошками
Ладушки-ладошки Хлопают ладошками
Хлопали ладошки Хлопают ладошками
Танцевали ножки Топают ногами
Вот какие ладушки Вертят ладошками
Ладушки-ладошки Хлопают ладошками
Улеглись ладошки Складывают ладони одна к другой
Отдохнуть немножко Кладут их под щёчку
Вот какие ладушки Закрывают глаза, "засыпают"
Ладушки-ладошки

Игра-забава из повествовательного текста.

Стоит во дворе лесенка. У лесенки пять ступенек (лесенка – ладонь, ступени – пальцы). Сосчитаем? (считают)

На первую ступеньку (показывают мизинец) села девочка Катя. Сидит, песенку поет: "Ля-ля-ля…" (взрослый поёт, дети подпевают).

На вторую ступеньку (показывают безымянный палец) сел ее братик Ваня. Сидит, ногами болтает (топают ногами), Кате подпевает (взрослый поёт, дети подпевают).

На третью ступеньку (показывают средний палец) забралась кошка. Сидит, мурлычет: "Мур-р-р, мяу" (дети вслед за взрослым повторяют), умывается (показывают, как кошка умывается).

Четвертая ступенька осталась пустой (показывают указательный палец).

А на пятую ступеньку (показывают большой палец) взлетел петух. Крыльями захлопал (машут руками, как крыльями), закричал: «Ку-ка-ре-ку» (дети повторяют).

Вдруг подул ветер (повторяют "Ш-ш-ш"…). Деревья закачались (поднимают руки вверх и раскачивают со стороны в сторону), заскрипели (раскачиваются и произносят "Скрип-скрип"…). На небо набежала тучка, загремел гром (рычат), и закапал дождик: сперва медленно, а потом побыстрее (стучат по ногам пальчиками в темпе, который задается взрослым).

Петух улетел в курятник (машут руками, как крыльями). Кошка спряталась под крыльцо. Дети побежали домой (делают руками крышу), ножками затопали (топают ногами). Смотрят в окошко, когда дождь кончится?(В конце можно провести игру "Солнышко и дождик")

Так играют не только малыши, но и дети подготовительной группы.

К разряду игр-забав относятся и разные виды театрализованной деятельности детей, например,

  1. кукольный театр,
  2. театрализованное развлечение.

Кукольный театр – игра-забава, не теряющая актуальности на любом этапе детского возраста. В раннем возрасте можно развивать интерес детей к театральным куклам. Взрослый придумывает и показывает детям короткие спектакли по фольклорным текстам.

Так как внимание детей 2-3 лет быстро истощается, для стимуляции интереса надо использовать разные виды театра. Их можно посмотреть в видеоролике

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

ЦЕЛЬ: Развлечь детей, способствовать созданию у них хорошего, радостного настроения, повеселить.

ПРЯТКИ

Описание . Воспитатель предлагает детям спрятаться вместе с ним от няни, которая в это время должна отвернуться и не смотреть, куда они прячутся. Дети вместе с воспитателем заходят за шкаф или приседают на ковре, а воспитатель закрывает их прозрачным платком. Воспитатель спрашивает у няни: "А где же наши дети? Тетя Катя, вы не видели их?" Няня начинает искать детей, нарочно заглядывая в другие места. Малыши с восторгом выскакивают из своего укрытия и с веселым смехом подбегают к ней. Няня обнимает их и приветливо говорит: "Где же вы так спрятались, что я не могла найти вас?"

Указания к проведению . После того как дети несколько раз прятались вместе с воспитателем, они смогут спрятаться самостоятельно, а воспитатель будет их искать. Прятаться может и воспитатель, тогда дети его ищут. Им это доставляет большое удовольствие. После многократных повторений игры искать детей сможет и ребенок.

ЖМУРКИ

Описание . Воспитатель предлагает детям разойтись по комнате. Сам закрывает глаза или завязывает их косынкой и делает вид, что старается поймать детей: он осторожно передвигается по комнате и ловит детей там, где их нет. Дети смеются. Воспитатель спрашивает: "Где же наши дети?" Затем снимает повязку, поворачивается в сторону детей и говорит: "Вот где наши дети!"

Указания к проведению . В этой игре активную роль выполняет воспитатель. Он действует осторожно, чтобы не напугать детей, а лишь позабавить их.

Вместо повязки во время игры можно использовать яркий бумажный колпак (конус), который надевается глубоко, прикрывая верхнюю часть лица.

ЖМУРКИ С КОЛОКОЛЬЧИКОМ

(Усложненный вариант)

Описание . Одному из детей дают колокольчик. Двое других детей - жмурки. Им завязывают глаза. Ребенок с колокольчиком убегает, а жмурки его догоняют. Если кому-то из детей удастся поймать ребенка с колокольчиком, то они меняются.

Указания к проведению . Для этой игры нужно ограничить место, так как на большом пространстве малышам трудно ловить детей, особенно с закрытыми глазами.

ДАЙ КРОЛИКУ МОРКОВКУ

Описание . Дети сидят на скамейках на веранде или площадке. Одному из них, более подготовленному, дают в руки морковку, которую он должен дать игрушечному кролику. Ребенок становится на расстоянии 3 м от кролика, ему завязывают глаза. Малыш должен подойти к кролику и дать ему морковку (поднести морковку к мордочке кролика).

Указания к проведению . Обычно ребенку не удается сразу точно выполнить задание и его действия вызывают смех у остальных детей. Поэтому водящего в этой и подобных ей играх назначают по желанию.

МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ

Описание . Для игры надо приготовить пластмассовые трубочки или соломинки (спелой ржи или пшеницы) по количеству детей, развести мыльную воду в небольшом блюдце, мисочке. Все дети получают соломинки и делают попытки надуть мыльный пузырь. Если это удается, они с увлечением пускают мыльные пузыри, наблюдают за тем, как они летают, бегают за ними, следят, чей пузырь дольше летал и не лопнул.

Указания к проведению . Сначала надо показать детям, как сделать мыльный пузырь: один конец соломинки опустить в мыльную воду, затем, вынув ее из воды, осторожно подуть с другого конца.

НАПОИ ЛОШАДКУ

Описание . Условия игры те же, что и в игре "Дай кролику морковку".

Ребенок становится за линию на расстоянии 2-3 м от игрушечной Лошадки. Воспитатель дает ему в руки ведерко и завязывает глаза.

Малыш должен подойти к лошадке и напоить ее (поднести ведро к морде лошади).

Указания к проведению . Для игры желательно взять лошадку большого размера, на которую дети могут садиться. Это облегчит им выполнение задания - можно будет напоить лошадку, не нагибаясь.

Воспитатель вызывает детей только по их желанию. Если никто из них не изъявит желания начать первым, то воспитатель может сам попытаться выполнить задание. Можно предложить участвовать в игре кому-либо из детей старшей или подготовительной к школе группы. Пусть младшие дети сначала посмотрят, посмеются над неудачником, а затем и сами попробуют играть.

УДАРЬ ПО МЯЧУ

Описание . Игра проводится в зале или на площадке. Нужно ударить по мячу с завязанными глазами. Воспитатель кладет большой мяч на пол (на землю), на расстоянии 2-3 м от него проводит линию. Ребенок, согласившийся выполнить задание, подходит к мячу, становится к нему спиной, затем отходит к линии и поворачивается к мячу лицом. Воспитатель завязывает ему глаза. Водящий должен подойти к мячу и ударить по нему ногой.

Указания к проведению . Если задание выполнено удачно, то вызывают другого ребенка. Если же удар по мячу был неудачным, то можно предложить этому же ребенку повторить задание. Если неудача огорчит ребенка, надо подбодрить его, сказать, что в следующий раз и у него обязательно получится.

Водящего в этой игре назначают по его желанию.


Статьи по теме: