Жеребьевки и считалки детские. Детский игровой фольклор. Заумные детские считалки

детский фольклор жанр игровой

В связи с возрастными особенностями и характером времяпровождения ведущее положение в устном ионическом творчестве детей занимает игровой фольклор. Игра имеет особое, исключительное значение в жизни детей. Исследователь детских игр В. Ф. Кудрявцев писал: «Если игра для взрослых по принципу своему терпима, то для детей она настолько уже естественная, что является в детском возрасте необходимостью. Для взрослых игра бывает отдыхом, а для ребенка игра - серьезное занятие, к которому он применяет свои слабые силы; для него игра - посильный труд» . Именно через игру дети во многом воспринимают окружающий их мир. Игра для детей -важный способ познания и обучения. Дети всегда придумывали очень много самых разнообразных игр. Е. Д. Покровский в книге «Детские игры, преимущественно русские» (1878) подробно описал более 500 детских игр. Названия игр и их образы тесно связаны с крестьянским бытом. Например: «Конь», «Корова», «Козел», «Комар», «Пчелы», «Курочки», «Уточка», «Плетень», «Овин», «Косые огороды», «Жук», «Ястреб и голуби», «Гуси и лебеди», «Волки и овцы» и т.п. В ряде детских игр мы видим подражание трудовой деятельности взрослых. Так, например, в играх «Репка», «Редька» и «Хрен» изображается выдергивание названных овощей, в игре «Просо» дети руками показывают, как просо сеют, полют, косят и сушат. В игре «Охотники» имитируется охота на диких зверей и т. п.

Многие детские игры не включают в себя никакого фольклора. Однако немало и таких игр, в которых различные фольклорные произведения являются органическим и неотъемлемым компонентом. Именно в игре дети впервые выступают создателями фольклора. Наиболее распространенными жанрами, в которых создаются произведения игрового детского народного творчества, являются жеребьевые приговорки, считалки и песенки.

Жеребьевые приговорки - это коротенькие рифмованные стишки (в две - четыре строки), которыми начинаются игры, когда играющих нужно поделить на две партии. Они сопровождают такие детские игры, как «Прятки», «Салки», «Лапта», «Городки» и др. Простейшая форма жеребьевки состоит из вопроса к* «маткам» (водящим). Двое ребят, отойдя в сторону, договариваются, что один из них будет называться конем вороным, а другой - барабаном золотым. Затем, подойдя к маткам, они выкрикивают:

«Матки, кого надо:

Коня вороного

Али барабана золотого?»

Одна из маток выбирает «коня вороного», а другая - «барабана золотого». После этого к маткам подходит другая пара играющих и, к примеру, спрашивает:

«Наливное яблочко

Али золотое?»

Затем к маткам с вопросами-загадками подходят третья пара, четвертая пара и т.д. И так постепенно все играющие делятся на две партии.

Несколько усложненную форму имеют жеребьевки, в которых вопросу, к маткам, предшествует небольшая описательно-повествовательная картина. Например:

«Конь вороной, остался под горой.

Какого коня: сивого или златогривого?»

Темы и образы жеребьевок всецело обусловлены бытовой обстановкой, в которой жили крестьянские дети. Создание этих миниатюр не представляло для детей больших трудностей. Жеребьевки создавались ими легко и с удовольствием.

Особенно большое развитие в игровом детском фольклоре получил жанр считалки. Считалка - это также рифмованное стихотворение, но несколько большее по своим размерам, чем жеребьевка. Считалки имеют 6, 8, 10 и более строк. С помощью считалки пересчитываются участники игры (отсюда и название), определяются их роли или очередность участия в игре. В считалках довольно часто употребляются слова счета- числительные. Вот пример считалки: «Первый дал, Другой взял, Трое сели - Все поели. Кому гадки гадать? По-турецки писать?» Но считалка не только преследует определенные практические цели (устанавливает очередность для играющих), она нередко имеет и несомненное поэтическое значение. В нее могут входить различные забавные повествования. Например, кто-нибудь из играющих, касаясь поочередно рукой ребят, произносит: «Раз, два, три, четыре, Жили мошки на квартире, К ним повадился сам друг Крестовик - большой паук. Пять, шесть, семь, восемь, Паука мы попросим: «Ты, обжора, не ходи», Ну-ка, Машенька, води!» на кого попало слово «Води», тот и становится водящим. Отличительной особенностью считалки является использование так называемого «заумного языка». Это, прежде всего распространяется на числительные. В этой связи В.П. Аникин пишет: «Приглядываясь к искажаемым формам счета в считалках, невольно замечаешь, что видоизменение словесной формы числительных-общее правило для считалки: раз -ази, анзы, ранцы, разум, разин, азики и т.п.; два -двази, дванцы, дванчик и т.п.; первый - первички, первенцы, первенцики; второй, другой - другичники, другенцы, другенцыки» . В искаженной форме в считалках могут выступать не только числительные, но и другие части речи. Особенности заумного языка считалки ученые возводят к древнейшей условной речи, к табу счета (запрету пересчитывать, произносить числа). Существовали древние поверья о том, что если охотник пересчитывает убитую дичь, то ему не будет удачи в следующей охоте; если хозяйка пересчитает куриные яйца, то куры перестанут нестись, и т.п. Поэтому прямой счет заменялся условным, обычные слова - их выдуманными заменителями. Генетическая связь заумного языка считалок с древним обычаем (табу в счете) несомненна. Однако в считалках, которые были записаны фольклористами в XIX-XX вв., заумная речь отражает не суеверные представления детей, а их стремление позабавиться игрой слов.

Слово во многих считалках выступает не столько выразителем определенного смысла, сколько носителем необходимой ритмической единицы и рифмы. Считалка может представлять, собой простой набор не имеющих никакого смысла и потому непонятных слов. Например:

Эни, бени, Эву, штеву,

Деки, паки, Куштаневу,

Шор, батори, Гам, палям

Башмаки, век, Бабарам.

Перед нами своеобразная игра словом, различными ритмическими и звуковыми повторами. После того как все играющие оказываются посредством жеребьевок или считалок распределенными по парам или ролям, начинается сама игра. А. И. Никифоров в статье «Народная детская сказка драматического жанра» справедливо отмечал, что многие сказки о животных, исполняемые детьми, отличаются драматичностью содержания и театральностью исполнения. В еще большей степени это относится к детским играм, многие из которых являются небольшими театральными представлениями. Для примера приведем описание игры «Редька».

«К матке на колени садится другая девочка, к этой - третья и так далее. Водящий или водящая подходит и говорит: «Стук, стук у ворот!» -«Кого черт приволок?» -«Барин с печи упал, восьмерых котят задавил, редечки захотел». - «Дергай, дергай, да не из корню!» Водящая старается оттащить с места сидящую девочку и, поставивши на ноги, уводит и садит ее на известное место, а сама идет снова к играющим. - «Стук, стук у ворот!» - снова начинает стучаться. - «Кого черт приволок?» - «Барыня угорела, много сахара поела, брюхо заболело, редечки хотел..» - «Дергай, дергай, да не из корню», - отвечают сидящие. Снова дергает и, когда остается один корень, т.е. одна матка, то все играющие принимают участие в игре. Прежде всего, матку стаскивают с места, потом садят на длинную палку, которую все игроки несут с громким смехом и восклицаниями: «Корень выдернули! Матку несем!» Протащивши несколько сажен, опускают ее на землю. Этим игра и кончается» Перед нами не что иное, как детская игровая драма. Приведенная игра несколько напоминает любимую детьми сказочку «Репка». Однако ее герои другие. И это вполне естественно: в детской игре не могут принять участие дедка, бабка, внучка, кошка, мышка и Жучка.

Как и в сказках для детей, в детских играх-представлениях часто употребляются различные песенки. Их место в игре и композиционные функции разнообразны. Приведем пример песенки, которая исполняется в игре «Горелки». Играющие становятся в пары одна за другой. А впереди сюит «горящий» и речитативно произносит песенку, которой стремится отвлечь внимание играющих:

«Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло,

Погляди на небо-

Звезды горят-

Журавли кричат.

Стой подоле,

Гляди в поле-

Едут там трубачи,

Да едят калачи

Гу, гу, гу, убегу».

После такой песенки участвующие в игре рассеянно смотрят кто в поле, а - кто на небо. А в это время «горящий» быстро выкрикивает: «Раз, два, три-не воронь. Беги как огонь!» Замешкавшегося ловят, и он становится «горящим». И игра продолжается.

В приведенном примере песенка исполняется сольно. В большинстве же случаев игровые песенки исполняются хором, во время вождения хоровода. Это мы видим, например, в играх «Лен», «Заинька», «Коршун» и др. Иногда песенка поется детьми, когда они стоят в кругу (в играх «Селезень и утка» и «Плетень»), или сидят (в игре «Курилка»). Игровые песенки довольно разнообразны в жанровом отношении. В их числе исследователи выделяют голосянки, молчанки, песенки сказочного содержания и др. В голосянках излагаются условия игры. «Давайте ребята, Голосянку тянуть. Кто не вытянет - того за волосы р---в---а---а---а---т---ь! Прекративший первым «тянуть голосянку» подвергается названному в песенке наказанию. Молчанки исполняются после шумных игр, для отдыха. Приведем в некотором сокращении наиболее распространенную молчанку:

«Кошка сдохла,

Хвост облез,

Кто промолвит?

Тот и съест…….

Молчанка началась?

Двери на крючок!..

Двери на крючок!..

Кто-нибудь жестами и гримасами старался рассмешить играющих. Над тем, кто первым нарушал молчание, весело и задорно смеялись.

Сегодня мы все чаще обращаемся к опыту наших предков, к истокам народного образования, поскольку именно там мы находим ответы на многие трудные вопросы сегодняшнего дня.

Предпочтения в процессе поиска новых средств, факторов и методов организации обучения и воспитания отдается тем из них, которые многофункциональны по своему характеру, способствуют самореализации, самовыражению личности, интересны детям, органически вписываются в современные учебно-воспитательные системы.

Одним из таких средств является народная игра. Она - уникальный феномен общечеловеческой культуры, поскольку у каждого века, у каждой эпохи, у каждого конкретного этноса, у любого поколения есть свои любимые игры.

Замечено, что дети, которые не наигрались в детстве, при неблагоприятной воспитательной ситуации страдают игровым дефицитом, который отрицательно сказывается на формировании многих сторон личности ребенка. Конфликтность в отношении с окружающими как следствие отклонений формировании самосознания детей проявляется в неадекватности самооценки, неуверенности в своих силах, пассивности, агрессивности, замкнутости, неумении подчинять личные интересы - коллективным.

Игровая этика усваивается детьми с желанием, без моралей и диктата со стороны взрослых, что позволяет ребенку безболезненно формировать навыки саморегулирования и совершенствования поведения с окружающими людьми.

Высокие требования к честности, справедливости и доброте заключены во всех народных играх. Веками заведено и никем не оспаривается, что за нечестность, обман товарищей любому участнику игры могут сказать: «Мы с тобой больше не играем» . И тут уж ничего невозможно поделать, кроме как осознать вину и исправиться. Недаром, еще в прошлом веке К. Д. Ушинский видел задачу будущей педагогики в организации и создании из народных игр «превосходного и могущественного воспитательного средства» .

Итак, все собрались, игра выбрана. Но прежде чем ее начать, необходимо распределить роли, да так, чтобы не было произвола, чтобы никому не стало обидно. И в этом случае функцию распределения ролей среди игроков, решению которой все беспрекословно подчиняются, могут выполнять такие жанры народного фольклора, как жеребьевки и считалки, выступая как своеобразные игровые прелюдии. Кроме игры, жеребьевки можно использовать и в учебной деятельности, когда надо разделить класс на две группы.

Жеребьевки предназначены для тех игр, в которых предусмотрены две команды. Есть несколько вариантов проведения жеребьевки. Двое сильных и ловких ребят становятся водящими (командирами) , подбирающими себе команду. Остальные парами отходят в сторонку и шепотом договариваются, кто кем из них будет: золотая чашечка или серебряное блюдечко. Каждая пара придумывает себе жеребъевую сговорку по вкусу, фантазирую или рифмуя. Вот примеры жеребьевых сговорок:

Коня вороного или казака удалого?

Шар катить или воду лить?

Сундук денег или золотой берег?

Дома быть или по морю плыть?

С неба стрельца или с земли молодца?

Пара за парой подходят к водящим и нараспев спрашивают, кто из них кого выбирает. В зависимости от ответа каждый из пары становится за своим водящим (командиром) . Так все игроки постепенно делятся на две команды.

«Ворота» - вариант жеребьевки, когда двое водящих (взрослые или обученные дети) , тайно сговариваются перед каждой парой, кто как будет называться: ночь-день, сосна-ель, василек-ромашка, холод-жара и т.п. Главное, чтобы названия были красивые и приятные на слух: называться лопухом или крапивой никто не захочет. По очереди пары игроков подходят и выбирают, кто кем будет, затем встают за своим водящим. Сам процесс формирования двух команд будет для детей увлекательной «игрой перед игрой» .

Современные дети редко пользуются жеребьевкой, и очень жаль, ведь умение быстро сконструировать самому остроумную или живописную формулу для жеребьевки свидетельствует об уровне интеллектуального и эстетического уровня ребенка.

Более распространенным способом распределения ролей в игре являются считалки. Происхождение считалки связано с особым видом древней иносказательной речи – с тайным счетом. В древности существовал запрет на прямой пересчет добытой дичи или приплода скота, поэтому наши предки изобрели форму косвенного пересчета.

Кроме организации игры, воспитатели используют считалки при выборе ребенка, который выполнит или возглавит определенную работу, когда многие хотят выполнить интересное и почетное задание.

Катилося яблочко круг огорода,
Кто его возьмет, тот воевода.

Детям, имеющим затруднения в умении вести обратный счет, помогут считалки:

9,8,7, 6, 5-кто из нас пойдет искать,

4,3, 2, 1-в прятки мы играть хотим!

Мало ли в педагогическом процессе моментов, когда именно считалки помогут каждому быть беспристрастным, справедливым, уважающим честные правила взаимного общения.

Право вести пересчет, по детским неписаным законам, предоставляется не всем, а только тем, в ком уверены остальные, кто будет честно вести счет, определяющий судьбу игроков. Считалка, таким образом, способствует выработке таких качеств, как честность, непреклонность, благородство.

Таким образом, там, где находится место играм со считалками и жеребьевками, всегда царит хорошее настроение, а это – залог успешной работы в процессе воспитания и обучения детей. Без этих жанров фольклора ребенок никогда не станет хозяином родного языка, владеющим всеми его богатствами, исходящими из народного творчества.

Берётся достаточно длинная палка (лопата, швабра, линейка). Для того, чтобы получившийся результат был действительно случайным, подбрасывают её вертикально и ловят рукой где-нибудь посредине. После этого все участники игры по очереди обхватывают палку сначала одной, а потом другой рукой, пока на ней есть место. Тот, кому места не хватило - тому и водить! Есть ещё один вариант этой жеребьёвки: после подбрасывания говорят: «с покрышкой !» или «без покрышки !». «С покрышкой» означает, что после того, как палка закончилась, можно накрыть кулак последнего своей ладонью. А уже следующий по очереди будет водить.

На больших пальцах

Если палки под рукой не оказалось, выручит жеребьёвка на больших пальцах. Она происходит примерно так же, как и с палкой, только палка получается воображаемой и вместо неё надо успеть ухватить поднятый вверх болшой палец. Таким образом, получается цепочка из кулаков. Последний присоединившийся к этой цепочке и становится водящим.

Камень, ножницы, бумага...

Можно просто бросить на пальцах на счёт «Камень, Ножницы, Бумага - Раз, Два, Три! » (или Камень, Ножницы, Бумага, Цу-Е-Фа).
Этот процесс не менее увлекателен, чем сама игра. На слово Три каждый должен изобразить из пальцев одну из трёх фигур:

  • Камень (кулак). Ломает ножницы, но оборачивается бумагой
  • Ножницы (растопыренные указательный и средний пальцы). Режут бумагу, но ломаются камнем
  • Бумага (прямая ладонь). Режется ножницами, но оборачивает камень.

После этого подсчитывают, кто кого победил. Обычно такая жеребьёвка происходит попарно по системе выбывания проигравшего. В случае совпадения фигур, производится повторная жеребьёвка.

Короткая спичка (соломинка)

Берётся несколько одинаковых палочек (спичек, соломинок). Одна из них помечается, обычно просто обламывается. После этого все по очереди начинают вытягивать по одной спичке, с замиранием сердца следя, попадётся ли ему короткая (меченная) спичка (соломинка) и он станет водящим.

Каждый, кто видел трансляции жеребьевок предыдущих турниров, может представить себе, насколько скучной и затянутой кажется эта процедура. Репортеры агентства Bleacherreport придумали несколько способов, как придать сегодняшней церемонии колориту. "РГ" предлагает Вашему вниманию самые интересные из них.

Разыграть лотерею

Для этого совершенно не придется менять процедуру жеребьевке, но для зрителей она станет куда более захватывающей. Сначала надо выпустить специальные бинго-карточки, которые сможет за небольшую сумму купить каждый желающий. Выручка пойдет на благотворительность.

А дальше, если последовательность вытаскиваемых шаров совпадет с той, что указана в вашей карточке, вам полагается денежный приз. Разумеется, для ФИФА это предприятие убыточное, но, с другой стороны, 22 спонсора международной федерации футбольных ассоциаций вполне способны покрыть возможные расходы.

Положить в один из шариков паука

Бразильский блуждающий паук, один из самых ядовитых в мире. Что если шар с таким "товарищем" будет фигурировать в корзине Х, которую создадут для того, чтобы развести по группам европейские команды? Адреналин зрителям и участникам такого шоу гарантирован. Конечно, дело может закончиться смертельным исходом, но есть и положительный момент: считается, что яд блуждающего паука продлевает эрекцию.

Устроить жеребьевку на раздевание

Как известно, процедуру проведут знаменитые футболисты прошлых лет: Альсидес Гиджа, Джефф Херст, Кафу, Фабио Каннаваро, Марио Кемпес, Фернандо Йерро, Зинедин Зидан и Лотар Маттеус. Пусть перед тем, как вытащить шар, участники жеребьевки называют страну: если они угадают, процедура продолжается, если нет - необходимо снять с себя часть одежды. Телерейтинги такому шоу будут обеспечены.

Провести соревнование на меткость

Пускай футболисты выберут себе группы сами. Необходимо сделать массивный экран с восемью отверстиями по числу групп. Далее футболист от каждой из 32 сборных получает право удара. В какую группу попадет та или иная команда зависит от меткости ее игрока. Если в отверстии уже четыре мяча, оно закрывается. Порядок пробития ударов можно устанавливать согласно рейтингу ФИФА.

Превратить трансляцию в праздник

Надо признать, что выше предложенные способы растормошить жеребьевку достаточно радикальны для ФИФА и вряд ли будут использованы в ближайшее время. Но помешать устроить праздник во время жеребьевки вам никто не сможет. Например, можно провести игру на выпивание.

каждый раз, когда говорит Блаттер - 1 глоток

плохая шутка от ведущих - 2 глотка

неоткрывающийся шар или проблемы с прочтением страны - 2 глотка

упоминание слов "самба" и "карнавал" - 1 глоток

демонстрация видеороликов с предыдущих церемоний - 3 глотка

извлечение вашей команды из корзины - глоток до дна

Жеребьевка входит как составной элемент почти в каждую игру , но она ведь и сама — игра. Увлекательная, азартная и... добрая!

Жеребьевка родилась как определенный ритуал на основе практической деятельности человека, в жизни которого часто возникали ситуации выбора, ситуации испытания судьбы. От этого порою зависела самая его жизнь. Например, бросали жребий древние люди-язычники — и кто-то шел на костер, в жертву богу-идолу. Бросали средневековые рыцари — и кто-то из них навек становился рабом прекрасной дамы. Кому идти в сверхурочную разведку? Кому после длительного изнурительного перехода войска стоять в карауле? Кому лезть в воду не зная броду? Кому первому спуститься в расщелину земли или на дно глубокой и давно заброшенной шахты? Сколько таких и подобных им вопросов решалось при помощи жребия!

Неудивительно, что все играющие, даже дети, серьезно относятся к ритуалу жеребьевки.

Перехват палки . Чтобы определить водящего (или голящего), желающие играть берут в руку длинную палку (размер — произвольный), кто-то из них перехватывает ее снизу в полную ширину ладони, другой хватает палку рядом, третий присоединяется к ним и обхватывает палку выше, четвертый еще выше — и так до самого конца. Кто сделает крышу, то есть чья рука окажется на верхнем срезе палки, тому и голить. Если игроков немного и за один раз им всем вместе до верха палки не добраться, они вынуждены пускать в ход вторую руку.

Выброс пальцев . Все собравшиеся играть по команде выбрасывают одну руку вперед, оставляя несколько пальцев зажатыми, а несколько — выпрямленными (от одного до пяти). У всех количество открытых пальцев оказывается, конечно, разным. Подсчитывается их общая сумма, и идет счет по каждому игроку (от кого считать — договариваются заранее). На ком счет закончится, тому и голить.

Самая короткая спичка . Выбирают одного, кто незаметно для всех отламывает концы спичек (а можно и палочек) на разную длину, потом собирает их в один ряд и зажимает рукою так, чтобы видны были только верхние концы спичек, выровненные по одной линии. Количество спичек берется по числу играющих. Кто вытащит самую короткую спичку, тому и голить.

Шапка . По числу играющих берут одинаковые по цвету и форме листочки бумаги. На одном из них делают надпись: «Водящий». Листочки сворачивают трубочкой и складывают в шапку. Там их, не глядя, перемешивают. Потом дают вытянуть трубочку каждому игроку ; кому попадется листочек с надписью, тому и водить. Когда нужно выбрать для игры несколько персонажей, например волка и зайца, бабушку и крыночку, тогда пишут все эти имена на разных листочках — и кому что попадет.

Бросание лапты . При играх с мячом конаются, то есть устанавливают очередность удара по мячу и таким образом выходят последовательно на одну позицию. Каждый бросает свою палку (биту) как можно дальше и в одном направлении. У кого палка улетит дальше всех, бьет первым, у кого ближе всех — последним.

Метание биты . Принцип жеребьевки тот же, что и при играх с мячом, только бросают палки (биты) не рукой, а ногой. Для этого ставят биту одним концом на носок ботинка, другой поддерживают рукой. Потом отводят ногу с битой назад и резко толкают вперед. У кого бита улетит дальше всех, тот и начинает игру (в городки, в рюхи и т. п.).

Веянье зерна . Эта игра проводилась перед осенними посиделками-капустками. Девушки бросали жребий: кому из них начинать капустные вечера, кому продолжать, кому заканчивать. Для этого шли на ток, где лежали кучи с непровеянным зерном. Очищали площадку, над которой и должны были по очереди провеять свое зерно — каждая по решету. Вставали по очереди на одно и то же место и постукивали по решету, пускали мякину по ветру. У кого мякина ляжет ближе всех, той раньше всех приглашать подружек капусту рубить. Замечали последовательность расположения холмиков мякины у других; эта последовательность и соблюдалась при проведении капусток.

Считалки . Игры с ними очень популярны среди детей. Ведущий считает вслух (с недавнего времени считалки стали сочинять и профессиональные поэты), обычно по складам, каждый раз дотрагиваясь до кого-либо из участников игры . На кого «попадет» последний слог, тому или выбыть или голить. (О считалках см. подробно в разделе «Игры со словами».)

Статьи по теме: