Дид игры по пдд в старшей группе. Дидактические игры по правилам дорожного движения (подготовительная группа). «Законы улиц и дорог»

Данные тренинговые упражнения для родителей подростков представляет собой групповое психологическое обучение, направленное на формирование узкого или максимально общего навыка общения родителей с детьми. Цель тренинга - формирование компетентности родителей в общении с подростками.
Занятия проводятся в группах численностью не менее 10 человек. Необходима комфортная обстановка, желательно наличие ковра, столов для проведения письменных и рисуночных занятий.

С целью выявления запроса участников тренинга и получения дополнительной информации о них тренер может провести предварительное анкетирование.

Анкета для родителей

Цель анкетирования: Определить меру необходимости проведения тренинга родительской компетентности.

Цель проведения тренинга. Обучение и приобретение навыков улучшающих детско-родительские отношения.

Ф.И.О.____________________________________________
Дата заполнения____________________________________

1. Участвовали ли Вы когда-нибудь в тренингах?

2. Можно ли назвать Ваше родительство полностью компетентным?

3. Применяете ли Вы по отношению к ребенку эффективные воспитательные меры?

4. Стоит ли совершенствоваться в родительской компетентности родительства?

5. Как Вы считаете, Вашего ребенка интересуют особенности детско-родительских отношений?

6. Готовы ли Вы к постоянной и системной работе на получение положительного результата?

8. Имеете ли Вы возможность в течение недели выделить день, который могли бы посвятить:

А) школе; Б) ребенку;

(указать день___________________)

9. Как Вы считаете, совместными усилиями детей, родителей, учителей и психолога достигнем ли мы положительных изменений в системе воспитательных воздействий?

Основная форма проведения встреч - практическая работа, во время которой отрабатываются конкретные навыки взаимодействия с детьми.
здесь представлено несколько вариантов игр, которые можно использовать в том или ином случае. Выбираются и проводятся те игры, которые в большой степени отражают запросы аудитории и способствуют выполнению конкретных задач. Некоторые упражнения выполняются на каждом тренинге и становятся своеобразным ритуалом группы, что способствует ее сплочению, создает рабочую атмосферу и приятный психологический климат.

Упражнение-активизация

Каким мы часто хотим видеть своего ребенка (особенно подростка)? (выбирается один доброволец и один помощник, которому выдаются шарфы, платок, веревка, ремень. Тренер просит помощника, согласно тексту, завязывать платками, шарфами, лентами и т.д. «каналы воспроизведения»):

Рот – чтобы не ругался и не кричал;

Глаза – чтобы не видели недостойного, не выражали ненависть, неудовольствие и зло, чтобы не плакали;

Уши – чтобы не слышали лишнего;

Руки – чтобы не дрались;

Ноги – чтобы не пинались, не ходили в плохие компании;

Душу – чтобы не страдала.

После завершения процедуры инсценирования запретов (завязываний), тренер обращается к участникам с вопросами:

Что может такой человек? Выражать свою мысль? - Рот скован!

Наблюдать, выделять прекрасное, откликаться? – снижена возможность реагировать – глаза закрыты!

Творить прекрасное, обнимать, выражать радость? – руки связаны!

Идти по жизни? (легонько подтолкнуть связанного, попытаться заставить двигаться) – страх, скованность движений!

Сочувствовать, радоваться, доверяться? – душа «молчит», скована!

После этого упражнения полезно расспросить связанного человека о его чувствах в ходе выполнения упражнения. Выводы должны сделать родители.

Упражнение «5 ситуаций»

Необходимо написать 5 жизненных ситуаций связанных с ребенком, «Чувствую себя хорошо» и «Чувствую себя:вызывающих ощущения плохо».
Обсуждение. Сравнить ситуации, вызывающие те или иные чувства, которые встречаются у родителей. Выделить те, которые встречаются наиболее часто.

Упражнение «Без маски»

Тренер раздает заранее приготовленные карточки, на которых написано начало предложений, участники должны их продолжить. После того, когда все ответят, эти карточки передаются по кругу по часовой стрелке до тех пор, пока все родители не продолжат каждое предложение.
«Особенно мне нравиться, когда…», «Мне бывает…», «Думаю, что самое важное для моего ребенка...», «Мой ребенок...», «Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это...», «Стыдно, когда я...» «Думаю, что самое важное для меня, как для родителя…», «Мне особенно приятно…», «Мне бывает неловко перед ребенком, когда...», «Особенно меня…», «Что мне хотелось бы изменить в себе, так это...», «Когда...», «Иногда ребенок не понимает меня, потому что я...», «Раздражает то, что я...».

Данное упражнение полезно провести и в конце всех занятий, немного изменив начало предложений.

Упражнение «Говорящий - Слушающий»

Родители разбиваются на пары. Один участник будет говорить, а другой слушать. Упражнение проходит в три этапа:

1 этап. В течение 5 минут первый участник («говорящий») сообщает о своих трудностях в общении с ребенком. При этом обращает внимание на те моменты, которые порождают эти трудности. Второй родитель активно слушает.
2 этап. Оба участника обсуждают, что в поведении слушающего помогло высказаться, а что мешало. (1 минута).

3 этап. В течение 5 минут первый участник говорит о своих сильных сторонах в общении с ребенком, о том, что помогает устанавливать контакт.
Затем участники меняются ролями. (Это упражнение помогает родителям по-новому взглянуть на свое общение с ребенком).

Упражнение «Связь»

Снимает напряжение в группе, прогнозирует групповую динамику.
Участники перебрасывают мяч или передают его друг другу, предварительно называя имя того, кому кинули мяч, и называют то качество или состояние, которое объединяет их. «Я согласен», если же не согласен, то он говорит «Я подумаю».

В конце занятия участники тренинга по кругу обмениваются своими впечатлениями.

Упражнение «Снежинка индивидуальности»

Упражнение, которое показывает, что все мы разные (все делают задание и потом показывают, что у всех разные снежинки, т.е. каждый - индивидуален). Тренер раздает всем участникам одинаковые по размеру и цвету квадратики бумаги и берет сам.. Дает инструкцию, что все должны без вопросов выполнять задание вслед за тренером. Тренер отворачивается и поэтапно дает задание, одновременно выполняя его сам: 1. Сверните листок бумаги пополам. 2. Оторвите верхний правый угол. 3. Еще раз сверните лист и оторвите верхний левый угол. 4. Вновь сверните бумагу и оторвите нижний правый угол. 5. В последний раз сверните бумагу и оторвите нижний левый угол. После этого тренер поворачивается к аудитории и просит всех развернуть свои «снежинки», поднять их и показать всем. Тренер: «Попробуйте найти копию своей «снежинки». Ее нет! – Точно также нет одинаковых детей (подростков, людей). Все мы индивидуальны!

«Оренбургский платок» – все снежинки прикрепляются на доску в форме платка, который может согреть (мамин платок?)

Возвращаемся к «снежинке» и рассматриваем вопрос о том, что сложность взаимопонимания возникает из-за того, что восприятие у всех разное. Для демонстрации можно проиграть одно из следующих упражнений:

1. Испорченный телефон (вербальная информация) – 4-5 человек выходят из аудитории, тренер зачитывает любой текст, затем заходит 1-й – ему тоже зачитывается текст (он должен запомнить и пересказать содержание текста следующему), приглашаются все по очереди и каждый, получив устную информацию старается передать ее другому в таком виде, в каком запомнил. Затем вновь зачитывается информация. Слушатели обсуждают ситуацию (взаимопонимание между родителями и подростками).

2. Невербальная – мимика, жесты и т.д. Слушателей делят на группы по три человека. Они должны по очереди выразить свое настроение, состояние мимикой и жестами. Другие должны определить, что пытался им «сказать» собеседник. Обсудить свои ощущения. Правильно ли Вас поняли? Сложно ли было понять?

Упражнение «Клубок проблем»

Клубок ниток начинает наматывать на указательный палец тот, кто первый назвал проблему. Затем все, по очереди, кто считает, что такая проблема действительно существует, наматывают на свои пальцы нить, передавая клубок на противоположную сторону или соседу (лучше на противоположную сторону круга). Так, с перечислением ряда проблем формируется «паутина», из которой порой трудно освободиться! Идет обсуждение!

Упражнение «Семейная социограмма»

Родителям раздаются бланки с нарисованной окружностью (диаметром 110 мм). Дается инструкция: “На листе перед вами нарисован круг. Нарисуйте в нем самого себя и членов своей семьи в форе кружков и подпишите их именами”. Эта методика хорошо выявляет семейные коалиции, подсистемы, симбиотические связи, а так же влияние одних членов семьи на других.

Участникам предлагается проанализировать свои рисунки в соответствии с интерпретацией методики, при желании обсудить их.

Упражнение «Мозговой штурм»

Психолог зачитывает родителям различные трудные жизненные ситуации, по вопросам которых они чаще всего обращаются к психологу. Например: “Как уложить ребенка спать, если он этого не хочет?”; “Как реагировать на детские страхи (страх разлуки, боязнь чужих, страшные сны)?”; “Почему ребенок такой вредный, перечит всем?”; “Ребенок все время всех задирает, дерется со всеми. Что делать?”; “Ребенок скрывает от родителей плохие оценки. Как поступить?”; “Ребенок постоянно просит у родителей деньги. Давать ему или нет?” и т.д. На основе вышеописанных рекомендаций и приемов, с помощью обсуждения и мозгового штурма родители сами отвечают на волнующие их вопросы. Это упражнение учит родителей анализировать проблемы своих детей, помогает взглянуть на них со стороны и найти правильный способ решения трудных ситуаций.

Упражнение “Прогноз”

Родителям необходимо действуя по следующему алгоритму “Проблема – Поиск- Вывод” предположить, как может развиться определенное событие в отношениях “Родитель- Ребенок”. Для обсуждения взяты часто встречающиеся причины конфликтов. В работе возможно использование шестерки слуг “Что?, Кто?, Как?, Почему?, Где?, Когда?”.

1 ситуация:

Проблема - упорство родителя в решении конфликтной ситуации. Поиск - групповое рассуждение (варианты ответов можно записывать на доске). Вывод: ломка прежних отношений может затянуться на весь подростковый период и принять форму хронического конфликта. Трудности нарастают, конфликт углубляется.

2 ситуация:

Проблема - деспотизм родителя. Поиск – групповое рассуждение. Вывод : деспотизм может вызвать у подростка стремление отплатить ему за подавление личности, “отыграться” на других, на слабых.

3 ситуация:

Проблема - обилие запретов. Поиск – групповое рассуждение. Вывод: - подросток находит способы обойти их, начинает лгать, приспосабливаться, притворяться.

4 ситуация:

Проблема - подросток Вам мстит. Поиск – групповое рассуждение. Выводы: - ищите причину. Может быть, все дело в том, что вы не решили свои собственные взрослые проблемы (развод и т. д.).

5 ситуация:

Проблема - родители видят в подростке ребенка. Поиск – групповое рассуждение. Вывод: “перестройка” отношений, возможность выхода из конфликтной ситуации.

Анализ упражнения:

1. К каким выводам пришли в ходе работы?

2. Предложения каких родителей, по прогнозам и вариантам решения проблемы, показались вам эффективными?

Упражнение “Шаг за шагом”

Для достойного решения конфликта в отношениях с подростком мы должны пройти ряд этапов. Психологи вам предлагают шаг за шагом прийти к конструктивным взаимоотношениям. В ходе изучения этапов, вами могут быть высказаны свои точки зрения и убеждения.

Этапы выхода из конфликтных ситуаций:

Первый этап “ Прояснение”

1. Сначала необходимо выслушать ребенка.

2. Уточнить - в чем проблема, что он хочет или не хочет, что его затрудняет, что ему важно.

3. Убедить ребенка в том, что вы услышали его проблему.

4. Рассказать ребенку более точно о своем желании и переживании.

5. Понять, какая потребность ребенка ущемлена.

6. Попытаться доступно объяснить ваш запрет.

Второй этап “Банк идей”

1. Начать с вопроса: “Как же нам быть?”, “Как поступить?”

2. Надо дать ребенку первому высказать свое решение, затем предложить свои варианты.

3. Не отвергать никаких, даже абсурдных, предложений.

4. Если предложений много, их можно записать на бумаге.

Третий этап “Важный выбор

1. Провести совместное обсуждение предложений.

2. При обсуждении создать атмосферу доверительного уважения, учитывая взаимные интересы.

3. Определить и осознать истинные желания друг друга.

4. Сделать акцент на том, что как хорошо вместе решать “трудные” вопросы.

Четвертый этап “Контроль”

1. Если ребенок потерпит неудачу, лучше, если он об этом скажет сам.

2. Разобраться, проанализировать вместе с ним, в чем была причина неудачи.

3. Приободрить и вселить уверенность в том, что ребенок в состоянии самостоятельно справиться с этой задачей.

Анализ упражнения:

1. Использовали ли вы в общении с ребенком какую-нибудь технологию разрешения конфликта?

2. Какой из этапов вам показался более сложным?

3. Какие методы вы используете для разрешения конфликтов в вашей семье и можете сказать, что добиваетесь хороших результатов?

4. Прислушиваетесь ли вы к мнению своего ребенка в ситуации конфликта?

Упражнение «Хороший или плохой»

Упражнение показывает роль установки на восприятие (родителям предлагаются фотографии подростков «плохих» и «хороших»). Они должны описать по фотографии возможное поведение подростка с точки зрения родителей, как он может учиться и т.д., т.е. дать характеристику? Участников необходимо разделить на группы (числу фотографий - 5), дать 10 минут на обсуждение, затем заслушать представителей от каждой группы. После того как все группы дадут свою характеристику, предоставить им противоположную. Обсудить их ощущения во время работы над фотографией и после того, как они узнали «правду».

Упражнение «Зонтик качеств»

Родители по группам рисуют по 4 зонтика: два зонтика с положительными качествами: своими и своего ребенка, два других – с отрицательными. По желанию зачитываются качества родителей и детей. Идет обсуждение: Что ощущал родитель, когда выполнял задание? Затем на ватмане или доке строим общие зонтики и смотрим, каких качеств больше. Идет обсуждение! Это упражнение помогает увидеть положительные качества – найти «свет» в душе ребенка!

Упражнение «Способы выражения недовольства своим ребенком и способы похвалы»

Родители встают в два круга (внешний и внутренний) лицом друг к другу. Участники внешнего круга вначале ругают, а затем хвалят своего партнера (затем они меняются ролями). Обсуждение:

× что чувствовали в первом и втором случаях?;

× чего было больше?;

× что было проще?;

× что лучше удавалось партнеру?;

× конфликт – чья это проблема?

Упражнение «Части целого»

Фрагменты фотографии показываются участникам семинара. Они должны постараться определить, что на них изображено. Обсуждение! Затем показывается фотография и делается вывод о том, что, несмотря на то, что мы все разные – необходимо видеть целое (личность). Частности часто дают искаженное представление о целом, если они «вырваны из контекста» личности?

Упражнение «Копилка идей по укреплению семейных традиций»

Все участники пишут на листке бумаги идею, которая по их мнению способствует укреплению семьи и налаживанию отношений с детьми и опускают ее в ящик или мешок. Затем по очереди вытаскиваю идею, озвучивают ее и дают анализ (может ли такая идея оказаться успешной?). Идет обсуждение!

Упражнение «Сходства и различия»

Участники объединяются по 3 человека, опираясь только на внешнее сходство (цвет одежды, глаз, волос, длина одежды и т.д.) В течение 10 минут найти как можно больше внутренних (интересных и неожиданных) сходств и различий между собой и записать их на листочке. Обсуждение (слово предоставляется каждой группе): Какие сходства (различия) нашли между собой? Сходства (различия) мешают или помогают вам в общении? Что объединяет людей – сходства или различия? Как иначе можно назвать отличие одного человека от другого? За что мы ценим друг друга – за общее или индивидуальное?

Упражнение «Зеркало»

Участники разбиваются парами (желательно взрослый + ребенок) и попеременно (по 3 минуты) выполняют роль зеркала, копируя в точности все движения и мимику напарника. Возможные варианты: собираемся в театр, занимаемся спортом, строим дом, готовим обед, танцуем и т. д. Обсуждение:

§ Трудно ли было выполнять движения другого? Почему?

§ Что ты чувствовал, когда тебе обязательно надо было выполнять движения другого?

§ Как вам хочется поступить в ситуации, когда вы вынуждены делать то, что вам не хочется или вы не можете?

Упражнение «Погружение в детство»

Каждый вспоминает и рассказывает самый запомнившийся момент из детства (дети рассказывают об одном из ближайших событий). Обсуждение:

§ Что общего в воспоминаниях детей и взрослых? (вопрос взрослым).

§ Как Вы оценивали эту ситуацию тогда и сейчас? (вопрос детям).

§ Можете ли вы понять своих родителей тогда?

§ Что бы вы им посоветовали, если бы были их друзьями в их детстве?

Упражнение «Письмо»

Две группы (родители и дети) пишут письмо друг другу с пожеланиями. Чтение писем вслух. Высказывания после чтения (по желанию). Упражнение

«Аукцион идей»

Обсуждение внутрисемейных ситуаций:

  • Ребенок обижает младших в доме детей.
  • Сын (дочь) дружит с ребятами, которые не нравятся родителям, т.к. те сквернословят, пропускают школу.
  • Родителей не устраивает успеваемость ребенка в школе.
  • Сын (дочь) разбивает любимую вазу или ломает магнитофон …
  • Сын (дочь) не хочет идти в школу.
  • Сын (дочь) стал(а) грубо разговаривать с родителями, постоянно пререкается, спорит …

Упражнение «Я очень хочу …»

Упражнение выполняется в несколько этапов.

1. Всем участникам раздаются по 1-2 бланка, в которых они должны закончить предложение “Я очень хочу …”.

2. На доске вывешиваются два шаблона – силуэты взрослого и ребенка. Рядом с этими силуэтами прикрепляются заполненные бланки детей и родителей.

3. Выбираются бланки, где желания детей и родителей совпадают.

4. Несовпадающие желания анализируются следующим образом: дети анализируют желания родителей и наоборот.

Основные вопросы по анализу:

  • Как помочь исполнению желания?
  • Можно ли вообще исполнить это желание?
  • Ущемляет ли какое-либо желание ваши права?

Каждая группа высказывает свою точку зрения. Обсуждение спорных вопросов. Заключительный этап упражнения: все участники выбирают по одному из анализируемых желаний и высказываются по кругу “Для исполнения желания …… я мог бы ……”.

Упражнение «Вопрос соседу»

Участники сидят в круге. Передавая мяч соседу, каждый задает любой вопрос. Примерные вопросы: Как Вы себя чувствуете? Что с Вами интересного произошло сегодня (вчера)? Чем порадовал Ваш ребенок?

Упражнение «Телефон доверия»

Участники “звонят” друг другу по очереди (дети родителям и наоборот), называя конкретную проблему прав и обязанностей в семье между детьми и родителями.

Упражнение «Ассоциации»

Взрослые и дети на отдельных листочках пишут ассоциации на нескольких (по выбору) участников игры. Ассоциации должны быть обыграны как имена древних индейских племен и совпадать с личным восприятием того или иного человека. Например: Хрустальный голос, Высокая гора, Прозрачный ручей, Умелая рука и т.д. Листочки с надписями поочередно (без свидетелей) раскладывают сами участники на места, где сидят их избранники. После ознакомления с “именами” - обсуждение. Каждый читает свои “имена”. Говорит, какое имя понравилось или не понравилось. Почему? Любой участник может задать вопросы: Кто написал именно эту ассоциацию? Почему?

Упражнение «Сиамские близнецы»

Каждой паре (семье) дается большой лист бумаги. Один партнер с завязанными глазами рисует, другой с открытыми глазами управляет его рукой. Руки участников связаны бинтом или лентой. Затем происходит обмен ролями. Обсуждение:

1. Почему вы выбрали именно этот рисунок?

2. Легко ли было выполнять задание с человеком, кому доверяешь?

Упражнение «Семейная история»

Для проведения этой игры детям и родителям на предыдущем занятии было дано задание – принести такой предмет, который уже давно хранится в их семье и является его гордостью. Это может быть фотография, старинный документ, награда, ценный предмет (или его рисунок)и т.д. Семейные реликвии должны лежать в пакетах или сумках, что бы их никто не видел.

Упражнение «Кулачок»

Участники работают в парах (родитель, ребенок). Поочередно один крепко сжимает свой кулачок, другой пытается раскрыть ладонь напарника, использую любые способы (способы и методы раскрытия кулачка заранее не обговариваются). По окончании игры каждый участник рассказывает, какой способ он выбрал для выполнения задания. Обсуждение:

1. Какие чувства вы испытывали, когда к вам применялось насилие (с силой пытались разжать ваш кулачок)?

2. Какие чувства испытывали, когда ваш кулачок пытались разжать уговорами, лаской?

3. Почему вы выбрали этот способ выполнения задания?

4. Какое состояние человека напоминает сжатый кулачок?

5. Что ждет человек, когда он переживает горе, неприятность?

6. Как еще можно помочь человеку пережить неприятные ситуации?

Упражнение «Давление»

Участники разбиваются на пары, встают друг напротив друга на расстоянии 50-70 см, вытягивают на уровне груди руки и соприкасаются ладонями. Задача каждого – слегка надавить на ладони партнера, меняясь ролями.

Обсуждение:

§ Что Вы чувствовали, когда испытывали давление другого человека?

§ Что Вы чувствовали, когда побеждали?

§ В какой ситуации вам было комфортнее: когда Вы давили или когда на Ваши ладони давил партнер?

Упражнение «Анализ воспоминаний»

Родители сидят в круге и отвечают на вопросы:

§ В честь кого Вы назвали своего ребенка?

§ Каким Вы представляли своего ребенка еще до рождения?

§ Оправдал ли он Ваши ожидания?

§ Каким Вы представляете своего сына (дочь) через 10 лет?

§ Какие основания позволяют Вам верить, что эти ожидания сбудутся?

Очень часто ожидания родителей от детей не полностью их удовлетворяют: мечтали об интеллектуале, а сын имеет обычные способности, видели в ребенке будущего спортсмена, а он еле-еле сдает нормативы и т.п. Как смириться с таким положением? Где искать “виновных” в том, что идеальное представление далеко от реального? А, может быть, научиться принимать ребенка таким, каков он есть и, продолжая любить его, способствовать его совершенствованию?

Игра – дискуссия «Где вы стоите?»

Цель: обучение ведению бесконфликтной дискуссии на предложенную тему, используя знания, совершенствование умения слушать, слышать и уважать чужую точку зрения, умение убедить другого. Аудитория с помощью мела делится на две части, проставляются знаки “+” и “-“. Участники занимают позицию нейтралитета (вне обозначенных сторон). Психолог произносит то или иное остро поставленное утверждение, участники выбирают и встают на позиции “+” (согласен) или “-” (не согласен). Если кто-то из участников не определился, то пока остается в нейтральной позиции.

Примерные утверждения:

1. Родители обязаны всегда нести ответственность за поступки своих детей.

2. Если ребенок спорит с родителями – он дурно воспитан.

3. Защищать своего ребенка от всех бед – родительский долг!

4. Чем больше проблем встречается в жизни ребенку, тем самостоятельнее он будет во взрослой жизни.

5. Каждый участник, занявший позицию, высказывает свое мнение точно и лаконично.

Вначале высказывается одна сторона, затем другая. Участники могут изменить свое мнение и перейти на другую сторону.

Упражнение «Отдайте часть ответственности»

Каждому участнику тренинга дается список черт. Задание: выбрать те качества, которые беспокоят Вас в Вашем ребенке, и записать их на отдельном листочке.

× Не делает уроков

× Не следит за домашними животными

× Отказывается от коллективных игр и дел

× Оставляет грязную посуду

× Имеет завышенные требования к себе

× Не понимает чувств и переживаний других людей

× Много смотрит телевизор

× Плохо учится

× Имеет низкую самооценку

× Приводит друзей домой, когда нет родителей

× Убегает из дома

× Дерется с братьями или сестрами

× Часто спорит с взрослыми

× Отказывается выполнять просьбы

× Имеет нежелательных друзей

× Часто теряет контроль над собой

× Кажется безразличным к окружающим

× Грубит учителям

× Часто дерется в школе

× Часто специально раздражает взрослых

× Закатывает истерики

× Не убирается в своей комнате

× Мало и беспокойно спит

× Требует денег

× Задает много вопросов, но редко дожидается ответов

Выбранные качества распределить в предложенную таблицу.

В разделе “Перечень событий, влияющих на Вашу жизнь и жизнь ребенка” каждый пункт обговорить с ребенком и составить договор, учитывающий интересы и ребенка, и Ваши.

Например: В пункте “Много смотрит телевизор” совместный договор оговаривает темы и время просмотра телевизионных программ. Особо следует выделить последствия, если договор частично или в целом будет нарушаться. Виды последствия могут быть разнообразными: время сна (более раннее), лишение развлекательных телепередач и т.п.

По каждому пункту раздела “Перечень событий, влияющих на жизнь ребенка” составляется договор. Таким образом, родители начинают отдавать решение проблем самим детям. Главное – форма передачи строится на доверии к ребенку, что позволит ему проявить интерес к самостоятельным действиям. Если же реакция ребенка оказывается неожиданной для Вас (раздражение, отказ, просьба избавиться от ответственности), то лучше спокойно выслушать ребенка и мягко повторить, что это именно то, что Вы хотите сделать.

Упражнение «Любопытные и слон»

Тренер зачитывает текст: «Слона выставили для обозрения ночью и в темное помещении. Любопытные толпами устремились туда. Так как было темно, люди не могли ничего увидеть, тогда они стали его ощупывать, чтобы представить себе как он выглядит. Слон был огромен, а потому каждый из посетителей мог ощупать только часть животного и таким образом составить свое представление о нем. Один из посетителей, ухватил слона за ногу и стал объяснять всем, что слон похож на огромную колонну; другой потрогал бивни и сказал, что слон – это острый предмет; третий, взяв животное за ухо, решил, что он напоминает веер; четвертый, который гладил слона по спине, утверждал, что слон такой же прямой и плоский, как лежанка».

Воспринимайте подростка как целостную личность!

МАОУ ДОД «Сказка»

Психологический тренинг:

«Я и мой ребенок»

Составила: Павлова О.С., педагог-психолог

с. Омутинское, 2017г

Цель: обучение родителей способам эффективного взаимодействия с детьми, гармонизация детско-родительских отношений.

Задачи: - Оптимизация форм родительского взаимодействия в процессе воспитания. - Формирование у родителей навыков психологической поддержки детей. - Повышение родительской компетентности в вопросах воспитания дошкольников.

1. «Оргмомент, психонастрой».

«Здравствуйте, дорогие родители! Искренне рада видеть вас. Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Именно в семье мы учимся любви, заботе и уважению. Мы сегодня собрались с вами для интересной и познавательной работы, которая поможет нам лучше узнать и понять наших детей».

2. «Правила работы в группе».

Активность, открытость, доброжелательность, конфиденциальность, уважение к говорящему.

3. Упражнение «Приветствие ».

Участникам предлагается по очереди представиться: «Здравствуйте, меня зовут…В детстве я был(а)….» Это упражнение помогает участникам лучше познакомиться, кроме того, способствует активизации детского эго-состояния родителей, что создает базу для дальнейшей работы.

4. Упражнение «Перебежки».

Необходимо встать и поменяться местами тем, кто часто играет с ребенком;

Те, у кого дома есть кошка;

Те, кто любит ходить в кино;

Те, у кого один ребенок;

Те, кто любит танцевать;

Те, у кого в семье есть мальчик и девочка;

Те, кто любит синий цвет;

У кого хорошие отношения с детьми.

5. Упражнение «Солнце любви».

Мы живем с вами в очень активное время. Мир вокруг кружится и изменяется. Нередко мы что-то не успеваем. Но, мне кажется, мы всегда должны успевать говорить теплые добрые слова своему ребенку, признавать его успехи, подбадривать и признавать его исключительность и индивидуальность. Каждый участник рисует на листе бумаги солнце, в центре которого пишет имя ребенка. На каждом лучике солнышка родитель перечисляет самые прекрасные качества ребенка. Затем все участники демонстрируют свое «Солнце любви» и зачитывают то, что написали.
Психолог: «Видите, какие замечательные и добрые у вас дети, как «солнышки». Предлагаю вам взять это «солнышко» домой. Пусть теплые лучики его согреют сегодня атмосферу вашего дома теплом и счастьем».

6. Мозговой штурм «Объедини части народной мудрости» .
Психолог: Трудно переоценить влияние матери на воспитание ребенка. Это было известно людям издавна и нашло свое отражение в крылатых фразах, афоризмах.
Я хочу напомнить вам поговорки и крылатые фразы, в которых говорится о материнской любви. Я начну, а вам необходимо будет хором закончить фразу.
1. При солнышке тепло, а при матери (добро).

2. У ребенка заболит пальчик, а у мамы (сердце) .

3. Где сын молодец, там и хороший (отец).
4. Птица рада солнышку, а младенец (матери).

5. Каково дерево, таков и клин, каков батька, таков и (сын).

6. Материнский гнев, что весенний (снег).
7. Нет такого дружка, как родная (матушка).

8. Отец наказывает, отец и (хвалит).

7. Игровое упражнение «Родительские установки».

Психолог приглашает родителей объединиться в пары и преодолеть короткую дистанцию ​​по ленте. Предлагает им карточки с высказываниями, которыми они будут сопровождать движения своего напарника - «ребенка».

Условия прохождения: один участник проходит по ленте (ребенок), а другой в это время (родитель) сопровождает его движения словами:

1) «Иди, я тебе сказал, немедленно, иди правильно, как я тебе говорю».

2) «Может, ты не пойдешь, а вдруг упадешь, еще испачкаешься».

3) «Все в порядке, я иду рядом с тобой. Ты молодец, хорошо идешь, вперед».

Вывод: Нужно взвешенно выбирать установки, слова-ободрения о деятельности ребенка, не обижать его, объяснять последствия его поступков. На данном примере вы видели негативные и позитивные установки в общении родителя с ребенком. Ведь словом можно как «уничтожить» ребенка, так и «раскрыть» крылья у него за спиной.

8. Упражнение «Воспоминания».

Известный американский психолог, детский врач Бенджамин Спок, по книгам которого выросло целое поколение американцев 60-х годов, писал:
«В детстве я боялся родителей. Да и не только в детстве, но и в юности. Научившись бояться их, я боялся всех: учителей, полицейских, собак. Я рос ханжой, моралистом и снобом. Со всем этим мне пришлось потом бороться всю жизнь». Став педиатром, Спок занялся изучением детской психологии. В ту пору самой популярной книгой на эту тему была книга «Психологический уход за ребенком» Джона Уотсона.

Ознакомившись с доктриной Уотсона, Спок пришел в ужас:
«Ни в коем случае не целуйте ребенка. Никогда не берите его на руки. Никогда не качайте колыбель», – наставлял родителей самый знаменитый психолог Америки Уотсон. Сыновья Уотсона, воспитанные таким образом, выросли психологически очень ранимыми людьми, а один и вовсе покончил с собой.
Поэтому, чтобы разорвать порочный круг, в 1946 году вышла в свет знаменитая книга Бенджамина Спока об уходе за детьми. Главное, что сказал автор родителям: «Не бойтесь любить своих детей. Каждый ребенок нуждается в том, чтобы его ласкали, обнимали, брали на руки, улыбались ему, играли с ним. Когда вы показываете своему ребенку, что он самый чудесный на свете, это питает его дух так же, как молоко – его тело».

9. Упражнение «Пойми меня».

Объединяемся в 2 команды

Команда 1:

Ребенок говорит

Ребенок чувствует

Смотри, папа, я сделал самолет из нового конструктора!

Гордость. Удовлетворение.

Ребенок говорит

Ребенок чувствует

Мне не весело. Я не знаю, что мне делать.

Скука, поставлен в тупик.

Ребенок говорит

Ребенок чувствует

У меня не получается. Я стараюсь, но не получается. Стоит ли стараться?

Разочарование, желание бросить.

Команда 2:

Ребенок говорит

Ребенок чувствует

Я могу сделать это. Мне не надо помогать. Я достаточно взрослый, чтобы сделать это сам.

Уверенность, самостоятельность.

Ребенок говорит

Ребенок чувствует

Все дети играют, а мне не с кем.

Одиночество, ощущение покинутости.

Ребенок говорит

Ребенок чувствует

Я рад, что мои родители – ты и папа, а не другие.

Одобрение, благодарность, радость.

Как можно исправить негативные высказывания, подбодрить ребенка?

10. Мини-лекция психолога «Принцип безусловного принятия»

Выполняя упражнения вы, наверное, убедились в том, что поведение ребёнка – это отзеркаливание вашего с ним общения и ваших действий. Поэтому нам необходимо научиться принимать ребёнка таким, какой он есть. Безусловно, принимать ребёнка – значит, любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и т.д., а просто за то, что он есть! Нередко можно слышать от родителей: «Если ты будешь хорошим мальчиком (девочкой), то я буду тебя любить». Или: «Не жди от меня хорошего, пока ты не перестанешь лениться (драться, грубить), не начнёшь помогать по дому, (слушаться)».

Прислушиваемся: в этих фразах ребёнку прямо сообщают, что его принимают условно, что его любят (или будут любить), «только если…». Условное, оценочное отношение к человеку вообще характерно для нашей культуры. Такое отношение внедряется и в сознание детей.

Удовлетворение потребность в любви, в принадлежности, т.е. нужности другого – одна из фундаментальных потребностей у ребенка. Она удовлетворяется, когда вы сообщаете ребёнку, что он вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший. Такие сообщения содержатся в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях, прямых словах: «Как хорошо, что ты у нас родился!», «Я рада тебя видеть», «Ты мне нравишься», «Я люблю, когда ты дома», «Мне хорошо, когда мы вместе…».

Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребёнка несколько раз в день, говоря, что 4 объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее 8 объятий в день! И, между прочим, не только ребёнку, но и взрослому.

Конечно, ребёнку подобные знаки безусловного принятия особенно нужны, как пища растущему организму. Они его питают эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же он не получает таких знаков – появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении – появляются эмоциональные проблемы, а то и нервно-психические заболевания.

Можно выражать своё недовольство отдельными действиями ребёнка, но не ребёнком в целом. Можно осуждать действия ребёнка, но не его чувства, какими бы они ни были нежелательными или «непозволительными».

11. Упражнение «Письмо о счастье» (3-5 минут).

Наша цель воспитать счастливого ребенка. Кто такой счастливый ребенок? Кто такой эффективный родитель? На эти вопросы мы ответим, поработав в группах.
Инструкция: группа родителей объединяется в 2 команды.

1 команда – «ДЕТИ»: «Представьте, что вы дети. Вам предлагается написать письмо родителям о том, что нужно для счастья детей».

2 команда – «РОДИТЕЛИ»: «А вам предстоит написать письмо детям, о том, что нужно для счастья родителей».

Обсуждение:
Самые важные учителя для детей – родители. Родительский дом – это первая школа для ребенка. Семья оказывает огромное влияние на то, что ребенок будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Сколько бы человек не прожил, он время от времени обращается к опыту из детства, к жизни в семье: «чему меня учили отец и мать».
Я предлагаю вашему вниманию посмотреть видеоролик «Что такое счастье» .
Рефлексия.
Что вы чувствуете сейчас?
Какие чувства вы испытывали во время просмотра видеоролика?
Захотелось что-нибудь сделать?
Изменили ли вы мнение о своих отношениях со своим ребенком?

12. «Психологическая зарядка» (методика энергопластики).

    Стоя, свести лопатки, улыбнуться и, подмигивая левым, а потом правым глазом повторить: «Очень я собой горжусь, я на многое гожусь!»

    Потирая ладонь о ладонь повторить: «Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь все богаче!»

    Руки в стороны, делая вращения руками: «На пути у меня нет преграды, все получится, так, как надо!»

    Руки на поясе, делая наклоны вправо-влево, повторить: «Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу!»

    Сложив руки в замок, делая глубокий вдох: «Вселенная мне улыбается, и всё у меня получается!»

13. Упражнение «Я хороший родитель, потому что…».

Родителям в кругу предлагается произнести фразу «Я хороший родитель, потому что…» и выделить положительное в процессе воспитания своего ребенка.

Наша встреча показала, какие вы умелые, находчивые, активные и заботливые родители. В любой ситуации находите правильное решение, никогда не теряетесь и всегда остаетесь любящими, улыбающимися и терпеливыми.

Я хочу рассказать притчу о вас - мамах, о самых дорогих людях для ваших деток.

14. Притча «Ангел» (под музыку «Аве Мария»).

«За день до своего рождения ребенок спросил у Бога:
- Говорят, завтра меня посылают на Землю. Как же я буду там жить, ведь я так мал и беззащитен?
Бог ответил:
- Я подарю тебе Ангела, который будет ждать тебя и заботиться о тебе.
Ребенок задумался, затем сказал снова:
- Здесь на Небесах я лишь пою и смеюсь, этого достаточно мне для счастья.
Бог ответил:
- Твой Ангел будет петь и улыбаться для тебя, ты почувствуешь его любовь и будешь счастлив.
Затем ребенок спросил:
- Я слышал, что на Земле есть зло. Кто защитит меня?
- Твой Ангел защитит тебя, даже рискуя собственной жизнью.
- Мне будет грустно, так как я не смогу больше видеть тебя…
- Твой Ангел расскажет тебе обо мне и я всегда буду рядом с тобой.
В этот момент с Земли стали доноситься голоса; и ребенок в спешке спросил:
- Боже, скажи же мне, как зовут моего Ангела?
- Его имя не имеет значения. Ты будешь называть его просто Мама…

Любите своих детей, будьте всегда для них Ангелами-хранителями...»

15. Рефлексия .

Психолог: Вот и подошло к концу наше тренинговое занятие.

Возможные вопросы для рефлексии:

Что вы приобрели нового?

Что хотелось бы себе пожелать?
- Что больше всего понравилось?
- Что не получилось, оказалось трудным? Как вы думаете, почему?
- Как вы собираетесь претворить в жизнь свои достижения?

16. Завершение тренинга. Вручение «Памяток для родителей».

В заключение хочется сказать слова благодарности всем родителям, которые дарят детям любовь, добро, нежность и ласку. Мы желаем вам успеха в выстраивании отношений с детьми и надеемся на дальнейшее сотрудничество в деле воспитания наших деток в детском саду и дома.

Спасибо вам за участие! Любви, здоровья, счастья, взаимопонимания в ваших семьях! Любите и берегите своих родных и близких!

Тема : «Хочу понять своего ребенка».

Форма проведения: Тренинг для родителей.

Аудитория : родители старшей группы

Количество участников : 12 человек

Задачи :

1. Расширение контакта между педагогами группы и родителями.

2. Повышение педагогической культуры родителей.

3. Познакомить родителей с методами и приемами, способствующими развитию гармоничных детско-родительских взаимоотношений.

4. Создание благоприятного эмоционального климата в семье.

Ожидаемые результаты:

Развитие положительных взаимоотношений между детьми и родителями.

Обмен опытом между родителями по вопросу воспитания своих детей.

Информационно- техническое обеспечение:

Оформление плакатов с высказываниями выдающихся людей о воспитании, об отношениях взрослых и детей:

«Родители не понимают, как много вреда они причиняют своим детям, когда, пользуясь своей родительской властью, хотят навязать им свои убеждения и взгляды на жизнь» (Ф.Э. Дзержинский).

«Растите детей своих в добродетели, только одна она и может дать счастье»

(Л. Бетховен).

«У детей свое особое умение видеть, думать и чувствовать, и нет ничего глупее, чем пытаться подменить у них это умение нашим» (Жан-Жак Руссо).

«Всякое искусство, и искусство воспитания тоже, имеет целью восполнить то, что не достает от природы» (Аристотель) .

«Затем и молим мы богов о детях, чтоб супостатов наших отражали и другу честь умели подавать» (Софокл).

«Лучший способ сделать ребенка хорошим – это сделать его счастливым» (Оскар Уайльд)

Материалы и оборудование : бейджики (по количеству участников), магнитофон, музыкальные записи, бумага ф. А 4, карандаши (фломастеры).

Логика проведения:

Добрый вечер, дорогие родители. Я благодарю вас за то, что вы пришли на нашу такую необычную встречу. Сегодня мы с вами пообщаемся в тесном, семейном кругу и постараемся узнать много нового как о самих себе, так и о своих детях.

Психологический тренинг – это тренировка души, разума, тела. Человек усваивает 10% того, что слышит, 50% того, что видит, 90% того, что сам делает.

В ходе работы нам предстоит друг с другом общаться, поэтому просьба ко всем участникам: подписать и прикрепить визитки - бэйджики, чтобы все знали, как к вам обращаться.

Вступление:

В каждом из нас живет три человека «Ребенок, родитель, взрослый». В жизненных ситуациях мы играем роли разные. В зависимости от ситуации мы можем быть или маленьким ребенком, или строгим родителем, или рассуждать как «взрослые». Здесь мы с вами попробуем проиграть, осознать эти роли.

Для начала познакомимся друг с другом.

1. Упражнение «Связующая нить» . Участники называют свои имена по кругу.

А теперь попробуем ответить на вопрос «Что же такое общение, какое оно должно быть? »(Ответы родителей).

Общение и отношения с другими людьми зарождаются и развиваются в детском возрасте. Для ребенка взрослые являются образцом во всем. Дети хорошо усваивают то, что представлено наглядно, все хочет познавать на собственном опыте. Его особенно привлекают те действия, которые взрослые пытаются скрыть от него. Запоминает малыш не все, а только то, что его поразило. Дети всегда стараются подражать взрослым, что порой опасно. Не умея отличать плохое от хорошего, они стремятся делать то, что взрослые запрещают им, но позволяют себе. В связи с этим в присутствии детей нужно воздерживаться от таких действий и поступков, которые не могут послужить для них хорошим примером.

Речь детей лучше развивается в атмосфере любви, спокойствия, когда взрослые внимательно слушают их, общаются с детьми, читают им сказки и обсуждают прочитанное.

Если ребенок не ощущает чуткости и любви со стороны окружающих, то у него возникает недоверчивое отношение к миру, а возможно и ощущение страха, которые могут сохраниться на всю жизнь. В процессе развития коммуникативных навыков ребенка, большое внимание необходимо уделять формированию личностных качеств малыша, его чувствам, эмоциям. Когда люди счастливы и находятся в мире с самими собой, они переносят эти чувства на взаимоотношения с окружающими.

Сегодня мы с вами должны понять, что родительская любовь принесет ребенку гораздо больше счастья, если он будет постоянно видеть, что она проявляется в отношениях родителей не только к нему, но и друг к другу, и ребенок должен чувствовать любовь.

«Счастье – это когда тебя любят и понимают», а это понимание не приходит само собой, ему нужно учиться.

2.Упражнение «Родитель и ребенок». (Нужно разбиться на пары). Попробуем рассмотреть следующие ситуации:

1.От имени ребёнка расскажите, как умудрились намочить всё, что только было возможно из своей одежды в единственной весенней луже, в тот момент, когда мама разговорилась с неожиданно подошедшей подругой. Подсказка: рассказывайте от имени ребёнка, озвучивая возможный ход его мыслей.

И реакция мамы, когда она увидела промокшего ребенка…

Резюме. Я думаю, напоминание об этой возможности взрослых – проникать в мир детей, поможет грамотнее организовывать процесс воспитания, плодотворнее построить взаимодействие в семье.

2. Выбирается родитель и ребенок.

Уважаемые родители! Вы очень спешите, прибежали в детский сад за своим ребёнком. На улице Вас ждёт машина, а дочь (сын) капризничает, не хочет одеваться.

Ваша реакция, действия и т. д.?

3.Вы в магазине и ребенок требует, чтобы вы купили ему очередную машину или игрушку. Ваши действия? (ребенок уже на грани истерики)

4. У вас плохое настроение или вы опаздываете на работу, привели ребенка в детский сад, а он не хочет идти в группу, капризничает. Ваши действия?

5.Ребенок что-то натворил или испачкался, Он должен это рассказать маме, зная при этом что мама будет ругаться. Ваша реакция на признание?

3. Упражнение «Ассоциации». Наша цель воспитать счастливого ребенка. Кто может воспитать счастливого ребенка. Кто такой счастливый ребенок? Кто такой эффективный родитель? На эти вопросы мы ответим, поработав в группах.

Инструкция: группа делится на 2 команды.

1 команда: Напишите свои ассоциации, когда вы слышите слово "счастливый ребёнок".

2 команда: Напишите свои ассоциации, когда вы слышите слово «эффективный родитель»

Обсуждение.

Самые важные учителя для детей – родители. Родительский дом – это первая школа для ребенка. Семья оказывает огромное влияние на то, что малыш будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Сколько бы человек не прожил, он время от времени обращается к опыту из детства, к жизни в семье: «чему меня учили отец и мать».

Зачастую родители и воспитатели, делая замечания малышам в опасных для их жизни ситуациях, используют неверную тактику. Вместо того чтобы сказать ребенку, что нужно сделать, родители говорят ему, что делать не надо. В результате ребенок не получает нужной информации, а слова взрослого провоцируют его делать наоборот (Например: Что будет делать ребенок на слова: «Не подходи к телевизору! »).

Обращение к ребенку должно быть позитивным, т. е. предполагать ответное действие, а не бездействие.

4. Упражнение «Недетские запреты»

Выбирается один участник и садится на стул в центре круга. Все остальные по одному подходят к нему и говорят, что они ему запрещают делать, – то, что участники чаще всего говорят своему ребенку. При этом лентой завязывают ту часть тела, которой касался запрет. Например: «Не кричи! » – завязывается рот, «Не бегай» – завязываются ноги и т. д.

После того как выскажутся все участники, сидящему предлагается встать. Так как он не сможет встать, то его нужно развязать. Для этого каждый участник подходит к ленте, которую завязал, и снимает запрет, то есть говорит, что делать можно. Таким образом, суть запрета остается. Например: «Не кричи – говори спокойно».

Рефлексия

Рефлексия участника, игравшего роль ребенка:

Что вы чувствовали, когда «родители» сковывали, ограничивали вашу свободу?

Ограничение движения какой части тела вы ощутили наиболее остро?

Какие чувства были у вас, когда вам предложили встать?

Что хотелось развязать в первую очередь?

Что вы чувствуете сейчас?

Рефлексия участников, игравших роль взрослого:

Что вы чувствовали, когда видели обездвиженного ребенка?

Что вам хотелось сделать?

Легко ли найти слова, позволяющие переформулировать запрет?

Какие чувства вы испытываете сейчас?

Известно, что готовых рецептов воспитания не существует. Как действовать взрослому в той или иной ситуации, решать только ему. Однако можно проиграть, как в театре, сложные ситуации, обсудить их и попытаться понять, что испытывает ребенок в том или ином случае.

У ребенка представления о мире еще не сформированы, а жизненный опыт ничтожно мал. Наша задача – задача взрослых людей, окружающих ребенка, – помочь ориентироваться в еще непонятном для него мире, объяснить, что опасно и непозволительно, а что допустимо и даже необходимо для малыша. Кто, если не взрослый, защитит ребенка, предостережет от опасностей и в то же время научит разбираться в бесконечных “нельзя“ и “можно“! Чтобы научить этому детей, родителям самим нужно отлично в этом разбираться.

5. Упражнение «Солнце любви»

Каждый участник рисует на листке бумаги солнце, в центре которого пишет имя ребенка. На каждом лучике солнца необходимо перечислить все прекрасные качества своих детей. Затем все участники демонстрируют свое «солнце любви» и зачитывают то, что написали. Предлагаю вам взять это Солнышко домой. Пусть теплые лучики его согреют сегодня атмосферу вашего дома. Расскажите вашему ребенку о том, как вы оценили его качества – подарите ребенку теплоту, ласку и внимание.

Литература:

1. Галигузова Л. Н. Смирнова Е. О. Искусство общения с ребенком от года до шести лет. - М. : АРКТИ, 2004.

2. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? ТЦ Сфера, 2001.

3. Горшенина В. В. Система работы детского сада по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания. Волгоград: Панорама, 2006.

4. Москалюк О. В., Погонцева Л. В. Педагогика взаимопонимания. Занятия с родителями. - Волгоград, : 2008.

5. Ткачева В. В. Гармонизация внутрисемейных отношений: папа, мама, я - дружная семья: практикум по формированию адекватных внутрисемейных отношений. - М. : 2000.

6. Шипицина Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (для детей от 3 до 6 лет).- М.: Линка-Пресс, 2005.

(В рамках недели психологии)

Цель: оптимизация и гармонизация внутрисемейных отношений по средствам игры.

  • способствовать созданию положительных эмоций детей и родителей во взаимодействии друг с другом;
  • воспитывать у детей чувство доверия, уверенности в себе;
  • улучшить взаимодействие родителей и детей.

Оборудование: аудиозаписи с веселыми детскими песнями, мяч, повязка на глаза, свеча, спички, стулья по количеству участников, ящик (коробка), смайлики по количеству участников.

Ход тренинга

Под веселую музыку участники тренинга проходят в зал и рассаживаются на заранее приготовленные стулья, расставленные по кругу.

Психолог: «Здравствуйте родители! Здравствуйте ребятки! Мы рады вас приветствовать на нашем игровом тренинге.

В дошкольном возрасте ведущая деятельность - это игровая деятельность. Дети любят играть где угодно и во что угодно, а если к их играм подключаются еще и родители, то игра становится не просто игрой, а источником радости потому, что по средствам игры у ребенка и родителей происходит общение.

Игра обладает мощными развивающими характеристиками. Она влияет на развитие всех познавательных процессов. Особое значение игра имеет для развития произвольного поведения, которое без спорно понадобится с поступлением в школу, а значит и тренировать его нужно уже сейчас».

  1. «Ласковое имя». Сначала психолог, начиная с себя, называет свое полное имя, а затем свое имя в уменьшительно-ласкательной форме. Далее по кругу все выполняют это упражнение пока очередь снова не дойдет до психолога.
  2. «Обнимашки». Психолог: «Часто ли вы обнимаете своих детей, просто так, без всякой на то причины? А как вы думаете, существует ли необходимое количество объятий для поддержания хорошего самочувствия?

Известный американский семейный психотерапевт Виржиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что 4 объятия каждому необходимы, просто для выживания, а для хорошего самочувствия не менее 8 объятий в день. И, между прочим, не только ребенку, но и взрослому».

Родителям и детям предлагается обнять друг друга на столько крепко, на сколько это возможно.

  1. Игра «Угадай ребенка». Психолог: «Насколько хорошо вы знаете своих детей? Сейчас мы это поверим».

Родителям по очереди завязывают глаза, дети сидят на стульчиках. Каждый родитель должен на ощупь найти своего ребенка.

  1. Игра «Рассказ про маму». Ребятам предлагается по очереди рассказать о своих родителях, с которыми они пришли.
  2. Игра «Хвост дракона» или «Золотые ворота». На усмотрение психолога.
  3. Упражнение «Любимое поведение». Родителям предлагается вспомнить и сказать, что они любят в поведении своих детей.
  4. Танец разминка для всех (танец маленьких утят). Звучит песня «танец маленьких утят». Все участники тренинга вместе с психологом исполняют всем знакомый танец.
  5. Упражнение «+ качества». Родителям предлагается вспомнить и назвать 3 положительных качества своего ребенка.
  6. Упражнение «Свеча». По кругу передается зажжённая свеча, у кого в руках оказалась свечка, должен пожелать на завтрашний день, что-то хорошее группе.

Психолог: «Дорогие родители! Танцуйте, пойте, играйте вместе с своими детьми. Хороший ребенок – счастливый ребенок. Счастливый ребенок-счастливые и здоровые родители».

Рефлексия. Предлагается родителям и детям оценить полезность, значимость, нужность тренинга, положив в коробочку смайлики разных цветов.

психологический тренинг с родителями

Цель: выстраивание отношений родителей и ребенка.

Задачи: коррекция и развитие процесса общения, взаимоотношений родителей и детей, развитие понимания личностных особенностей каждого члена семьи, осознание эмоционального состояния взрослого и влияния этого состояния на ребенка, осознание восприятия окружающих людей, развитие умения выстраивать адекватные отношения внутри семьи.

План тренинга:

    Беседа «Что значит любить ребенка?»

    Упражнение «Ребенок-статуя»

    Беседа «Объятия»

    Тест «Какой вы воспитатель?»

    Выполнение практического задания тренинга.

6. Знакомство с результатами тестирования родителей

«Тест семейных отношений»

7. Вручение памятки «Типы семейного воспитания».

8. Притча о ласточке

9Завершение тренинга. Вручение «Памяток для родителей».

Ход проведения тренинга:

    Беседа «Что значит любить ребенка?»

Я начинаю с вопроса: «Скажите, пожалуйста, а что значит, в вашем понимании, любить своего ребенка?» (ответы родителей)

Кто-то говорит, что любить своего ребенка - значит заботиться о нем, интересоваться его жизнью, возить его отдыхать, покупать еду и вещи... А в последнее время все чаще можно услышать, что любить своего ребенка - это говорить ему: «Я тебя люблю!»

Да, именно эти слова ребенок хочет слышать из уст своих самых близких людей. Это очень важные слова, они питают все существование малыша, а потом и существование повзрослевших юноши и девушки. Родительскую любовь впоследствии они переносят во вновь созданные семьи. Их необходимо слышать каждому человеку в своей жизни, и не раз.

Однажды ко мне на консультацию пришел мальчик, и я спросил его, когда последний раз родители говорили, что любят его. Он спокойно мне ответил, что вчера, и мама и папа.

- А кто еще живет с вами? - спрашиваю я.

- Бабушка и дедушка, - говорит мальчик.

- А они давно признавались тебе в любви? - снова интересуюсь я.

- Вчера... - отвечает он.

- А что вчера было? - искренне удивляюсь я.

День рождения!

К сожалению, бывает так, что родители не любят своих детей. Почему некоторые родители не любят своих детей?

Причин может быть несколько. Например, ребенок появился на свет «незапланированным». Родители его не ждали, хотели пожить «в свое удовольствие». И вот теперь он им не очень нужен. Или они мечтали о мальчике, а родилась девочка.

Часто случается, что ребенок оказывается в ответе за нарушенные супружеские отношения. Например, он похож на отца, с которым мать в разводе, и некоторые жесты или выражение лица вызывают у нее глухую неприязнь.

Серьезные причины могут скрываться и за усиленным «воспитательным» настроем родителя. Это может быть, например, стремление компенсировать свои жизненные неудачи, неосуществившиеся мечты или желание доказать супругу и всем домашним свою крайнюю необходимость, незаменимость, тяжесть бремени, которое приходится нести.

Вследствие этого могут возникнуть негативные эмоциональные проявления у ребенка. Как они выглядят и в чем психологические причины их появления?

    Упражнение «Ребенок-статуя»

Что, значит, принимать ребенка безусловно? Это, значит, любить его просто потому, что он есть, ведь когда он родился, родители ничего от него не требовали и не ждали. Они просто хотели, чтобы он был здоровенький и счастливый, улыбались ему, качали его, обращали на него внимание всякий раз, когда это было ему необходимо.

А сейчас он подрос, и отношение к нему меняется - это верно. Но, бывает, настолько, что трудно поверить, что он для родителей в радость.

Я предлагаю сейчас разыграть сценку, которая называется «Статуя ребенка», с тем, чтобы воочию убедиться, насколько и в какой мере изменяются тон голоса и содержание слов, произносимых родителями.

Для этого нужен один желающий, который сыграет роль ребенка.

Когда вызвавшийся родитель выходит сыграть роль ребенка, я ему предлагаю выбрать себе среди присутствующих любого человека, в котором он увидит поддержку. Затем я прошу встать поддерживающего за спиной «моего ребенка», приложить руки к его спине и ни в коем случае не отпускать их во время всего действия.

Затем я раздаю присутствующим родителям фразы, которые они будут произносить по моей команде.

Ты - моя маленькая дочь, моя первоклассница. Мы с тобой спешим в школу, нам надо успеть на автобус. А ты очень энергичный ребенок, очень любознательный, задающий кучу вопросов, даже в тот момент, когда мы вприпрыжку идем к автобусу. Я беру тебя за руку, и мы побежали.

- Мама, а что там такое, посмотри! - говоришь ты.

- Некогда, смотри под ноги, вечно спотыкаешься! Что ты крутишь головой? Смотри на дорогу. Перестань глазеть ! - я тебе отвечаю.

И в этот момент, как только я произношу подобную фразу, ребенок может воспринять ее буквально - он закрывает глаза, как приказала мама. (Я достаю шарфик и завязываю дочери глаза.) И мы дальше спешим в школу. Забегаем в автобус, и я встречаю там свою подругу, начинаю с ней обсуждать прошедший день. Дочь внимательно слушает, а потом говорит:

- Мама, мама, ты слышала, как пропела птичка? А кто такой дядя Юра?

- Ты что вмешиваешься во взрослый разговор? И вообще, ты чего уши развесила, как не стыдно подслушивать! Закрой быстро свои уши!

(После этой фразы я завязываю девочке уши шарфиком.) Мы выходим из автобуса, распрощавшись с моей подругой, и бежим по дороге. При этом я постоянно поглядываю на часы, чтобы не опоздать.

- Ой, какой сегодня день, будет здорово! Мам, меня Машка ждет, я ей пообещала принести ластик, тот, что...

- Отстань! Ты что разболталась, некогда сейчас, мы опаздываем. Да можешь ты, в конце концов, помолчать! Быстро рот закрой!

(Я завязываю рот еще одним шарфиком.) Хватаю ребенка за руку, и мы двигаемся дальше. Девочка уже молчит, но начинает поднимать на ходу какую-то веточку. Я бью ее по рукам и говорю, какая она непослушная:

- Что у тебя за руки, что ты их все время куда-то суешь, не можешь без этого! Выброси, я тебе сказала! Убери руки!

(Завязываю руки шарфиком.) Но тут дочь начинает скакать, задирать ноги. Я в ужасе кричу на нее:

- Ты где этому научилась? Это еще что такое? Перестань дрыгать ногами! Стой смирно!

(И в этот раз я завязываю ноги.) Я смотрю на часы, нервничаю, что мы не успеваем, и начинаю подгонять ребенка:

- Что ты тянешься, копуша, делай шаг шире, ты что, ходить разучилась? Иди быстрее! Дай руку! Не руки, а крюки - ни писать нормально, ни держать ничего не умеют! Гляди на дорогу, не спотыкайся, что ты как слепец идешь! Да не молчи ты, я с тобой разговариваю, глухомань!

(И в этот момент я прошу всех в кабинете произносить громко те фразы, которые принадлежат им.) Ребенок начинает хныкать. Я уже почти ору на нее:

- Что ревешь?! Что ты плачешь, я тебя спрашиваю, ворона. Нечего реветь! Позоришь только меня! Я кому сказала - перестань реветь , ты слышишь меня!

(На этих словах я очень сильно перевязываю живот.) И продолжаю пилить свою дочь за то, что она ничего не умеет.

Я недовольна всем, что она делает, забыв о том, что сама же все ей завязала, да еще хочу, чтобы у нее все получалось, и причем - обязательно хорошо.

Затем я спрашиваю у «дочери», что ей хочется развязать. Чаще всего - это живот, так как он туго перевязан, и это самое «больное место». Ей все запретили, да еще и плакать нельзя, то есть наложили запрет на чувства. Ребенку это труднее всего перенести. Каждый имеет право чувствовать то, что он чувствует. Но родители часто способны отобрать это право.

Затем я развязываю по очереди то, о чем просит девочка.

И, когда все уже развязано, я спрашиваю ее, что она чувствовала на протяжении всего действия? О чем она думала? Каково ей было, когда все вокруг начали приказывать ей?

Звучат слова о душевной боли и очень часто о ненависти к матери и к залу, который я просила произносить громко определенные фразы. Спрашиваю, что являлось поддерживающим моментом в сценке, что помогало вынести несправедливые слова матери? Оказывается, что тот человек, который стоял сзади и все время поддерживал.

«Ведь очень часто в жизни это бывает посторонний человек. И хорошо, что он оказывается рядом в нужный момент. А каково тому ребенку, у которого даже такой поддержки нет?»

Я благодарю «поддержку» и прошу занять место в зале, а затем беру за руку того родителя, который исполнял роль ребенка, и говорю: «Вот в такое состояние мы вгоняем своего родного ребенка и при этом преследуем благородные цели воспитания. Ребенку невыносимо слышать такие слова от родных папы и мамы, но ведь бывает и так, что такие слова он слышит и не от родных, а от чужих людей: от прохожих, от друзей, от учителей. Что тогда делать? Как себя вести? Что предпринять?»

    Беседа «Объятия»

Если вы видите своего ребенка в таком состоянии, первое, что вы можете и должны сделать, - это обнять его, прижать к себе и держать возле себя столько, сколько нужно ребенку. (Я обнимаю того родителя, который исполнял роль моего ребенка.) Когда ему будет достаточно, он сам отойдет.

При этом вы ни в коем случае не похлопывайте его по спине и не поглаживайте, будто бы «все это такие мелочи, что до свадьбы заживет». Вы просто его обнимайте.

Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендует обнимать ребенка несколько раз в день. Она считает, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день! А для того, чтобы ребенок развивался интеллектуально, - 12 раз в день! И между прочим - не только ребенку, но и взрослому.

Говорят, что руку ребенка надо держать до тех пор, пока он ее сам не отнимет. Ребенок должен знать, что родители его всегда поймут и примут, что бы с ним ни случилось.

Ребенку подобные знаки безусловного приятия особенно нужны, как пища растущему организму. Они питают его эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же он не получает таких знаков, то появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, а то и нервно-психические заболевания.

    Тест «Какой вы воспитатель?»

Анкета для родителей 1.

1.Бывает ли ваш ребёнок агрессивным?

2.В каких ситуациях он проявляет агрессию?

______________________________________________________________

3.Против кого он проявляет агрессию?

______________________________________________________________

4.Что вы предпринимаете в семье, чтобы преодолеть агрессивность ребёнка?

_________________________________________________________________

Анкета для родителей 2.

Отметьте качества, которые наиболее выражены у вашего ребёнка.

Доброта

Сочувствие

Покладистость

Терпение

Сопереживание

Безразличие

Упрямство

Агрессивность

Нетерпимость

Тест Е.А.Тарасова

«Какой вы воспитатель?»

1.Уделяете ли Вы своему ребёнку внимание каждый день?

1.Да (5 очков).

2.Нет (1 очко).

2.Есть ли у Вашего ребёнка детская комната или уголок?

1.Да (5 очков).

2.Нет (1 очко).

3.Ваш ребёнок послушен?

1.Всегда (5 очков).

2.Иногда (3 очка).

3.Нет (1 очко).

4.Терпеливы ли Вы, когда он капризничает, плохо ест?

1.Всегда (5 очков).

2.Иногда (3 очка).

3.Нет (1 очко).

5.Умеете ли Вы прощать своему ребёнку шалости?

1.Да (5 очков).

2.Иногда (3 очка).

3.Нет (1 очко).

6.Если Вы что-то запрещаете ребёнку, объясняете ли ему причину?

1.Да, всегда (5 очков).

2.Иногда (3 очка).

3.Нет (1 очко).

7.Применяете ли Вы « для воспитания» телесные наказания?

1.Да, часто (1 очко).

2.Иногда (3 очка).

3.Никогда (5 очков).

8.Хотите ли Вы, чтобы ваш ребёнок всегда и всем с Вами делился?

1.Да (5 очков).

2.Иногда (3 очка).

3.Не хочу (1очко).

9.Требуете ли Вы от своего ребёнка выполнения всех тех обязанностей, которые, как Вы считаете, он должен выполнять?

1.Да (5 очков).

2.Иногда (3 очка).

3.Нет (1 очко).

От 10 до 23 очков: похоже, что Вы неверно воспитываете своего ребёнка. И чем меньше Вы набрали очков, тем в большей степени это подтверждается. Задумайтесь над этим - если Вы в ближайшее время коренным образом не измените методы своего воспитания, вполне может случиться так, что ваш ребёнок будет огорчать Вас или же просто замкнётся в себе.

От 24 до 37 очков: Ваши взгляды на воспитание в основном правильны. Тем не менее, вероятно, Вам необходимо постоянно проявлять большую заботу о своём ребёнке и чаще уделять ему внимание. В противном случае у Вас в конце концов могут возникнуть определённые проблемы в отношениях с вашим ребёнком.

От 35 до 50 очков: у Вас достаточно терпения и такта, упорства и любви по отношению к своему ребёнку, что чрезвычайно важно.

Вы - хороший воспитатель и заслуживаете за это особой благодарности, которая наверняка последует как со стороны окружающих Вас, так и со стороны ваших детей.

5. Выполнение практического задания тренинга.

Рисунок «Коллективное дерево»

- Давайте представим, что наши дети саженцы, нам нужно, чтобы они росли здоровыми, сильными, красивыми, гармоничными?

Что для этого нужно? (много тепла, солнца, заботы и любви).

Задание: Нарисуйте мощный ствол с ветками и напишите на осенних листочках все, что вы можете и хотите дать своим детям на данный момент. Это могут быть чувства, эмоции, качества характера. Прикрепите к веткам, вырезанные из бумаги, листья с надписями на дерево…

Родители рассматривают дерево и рассказывают, какое оно стало сильное, красивое, в нем есть все, что они в него вложили!

- Когда это дерево наберет силу, вы сможете сами укрыться в тени его мощной листвы. Чтобы воспитать такие качества характера, ребенку нужны любовь, доверие и внимание, тогда ребенок вырастет гармоничной личностью.

6.Знакомство с результатами тестирования родителей «Тест семейных отношений»

7.Вручение памятки «Типы семейного воспитания».

Типы семейного воспитания

Выделены 10 основных типов семейного воспитания :

1. Гипопротекция характеризуется недостатком опеки и контроля, истинного интереса и внимания к делам ребенка, а в крайней форме – безнадзорностью.
Выделяют и скрытую гипопротекцию, когда контроль над жизнью и поведением ребенка является формальным. Скрытая гипопротекция часто сочетается со скрытым эмоциональным отвержением.
Потворствующая гипопротекция характеризуется сочетанием недостатка родительского надзора с некритичным отношением к нарушениям в поведении ребенка.
2. Гиперпротекция негативно сказывается на развитии самостоятельности, инициативности и формировании чувства долга и ответственности ребенка.
3. Доминирующая гиперпротекция проявляется в чрезмерной опеке, мелочном контроле, системе непрерывных запрещений и невозможности для ребенка принять когда-либо собственные решения. Характерен чрезмерный контроль с ограничением активности и самостоятельности, предписывающий образ действий, наказание за малейшие промахи. Повышенный уровень заботы зачастую связан с нереализованной потребностью родителей в привязанности и любви; беспокойство, обусловленное семейной ситуацией и чертами характера; страх несчастья с ребенком; страх одиночества; потребность в признании; невротические проявления.
4. Потворствующая гиперпротекция представляет собой воспитание по типу«ребенок – кумир семьи». Характерными чертами являются чрезмерное покровительство, стремление освободить ребенка от малейших трудностей, удовлетворить все его потребности. Это приводит к усилению эгоцентрических тенденций развития личности, препятствует формированию целеустремленности и произвольности.
5. Воспитание в культе болезни специфично для семьи, где ребенок длительное время страдал или страдает хроническими заболеваниями. Болезнь ребенка выступает смысловым центром жизни семьи, ее забот и хлопот. Этот тип воспитания способствует развитию эгоцентризма, завышенного уровня притязаний.
6. Эмоциональное отвержение . Картина усугубляется, когда другие дети в семье принимаются родителями (положение Золушки). Скрытое эмоциональное отвержение состоит в том, что родители отказываются признаться себе в действительном эмоциональном отвержении ребенка. Нередко скрытое эмоциональное отвержение по механизму сверхкомпенсации сочетается с подчеркнутой заботой и утрированным вниманием родителей к ребенку, которые, однако, носят формальный характер.
7. Жестокое отношение , обычно, сочетается с эмоциональным отвержением. Жестокое отношение может проявляться в открытой форме (суровые расправы за мелкие проступки или непослушание), либо в скрытой форме, как душевное безразличие, черствость. Все это в большинстве случаев имеет своим следствием формирование агрессивности ребенка, нарушение личности.
8. Повышенная моральная ответственность как стиль родительского воспитания характеризуется повышением уровня родительских ожиданий в отношении будущего, успехов, способностей и талантов ребенка. Это может быть возлагание на ребенка несоответствующих возрасту обязанностей и/или ожидание от ребенка того, что он реализует их нереализованные желания и стремления.
Чрезмерное морализаторство и требовательность, формальность в подходе к ребенку, приводит часто к эмоциональной уплощенности ребенка, его неумению вписаться в эмоционально окрашенную, амбивалентную ситуацию.
9. Противоречивое воспитание – это сочетание различных стилей в одной семье, зачастую не совместимых и не адекватных, что проявляется в открытых конфликтах, конкуренции и конфронтации членов семьи.В результате может быть высокая тревожность, неуверенность, низкая и неустойчивая самооценка ребенка. Противоречивость вызывает внутренний конфликт у ребенка. Не менее сложными для ребенка являются и проявления непоследовательности в отношениях с ним, связанное с непониманием родителями собственной родительской позиции и необоснованными сменами запретительных и разрешительных подходов к воспитанию
10. Воспитание вне семьи детском учреждении, в котором сочетаются особенности описанных выше типов воспитания).

    Притча о ласточке

А в конце нашей встречи я хочу рассказать вам притчу о ласточке: «Жила-была ласточка. У нее было трое детишек. Её гнездышко находилось на обрыве реки. Они жили счастливо и радовались друг другу все это время. Но как всегда весной началось половодье. Вода в реке начала подниматься и поднялась настолько, что вот-вот затопит гнездышко. Ласточка поняла, что скоро они могут погибнуть. На середине реки был высокий остров, и многие птицы спасались на нем. Ласточка тоже решила спасти на нем своих детей. Она взяла одного ребенка в клюв и полетела с ним через реку к острову. Но на середине пути она поняла, что не рассчитала свои силы. И начала опускаться всё ниже к реке. Когда птенец понял, что мама его устает, он начал упрашивать ее: «Мамочка, спаси меня, пожалуйста! Если ты меня спасешь, я все буду делать для тебя. Когда я вырасту, я никогда тебя не покину». Но у ласточки не хватило сил, и она выронила ребенка из клюва. Она прилетела на остров, отдохнула и полетела за вторым своим птенцом. Она взяла его в клюв и снова полетела через реку. Но не пролетела и половины пути, как силы её покинули. Она еще тяжелее стала махать крылышками. Тогда птенчик взмолился: «Мамочка, родная, спаси меня, пожалуйста! Ведь я, когда вырасту большой, буду заботиться о тебе, буду поить тебя и кормить, всегда буду помнить о том, что ты меня спасла». Но ласточка не смогла его вынести и второй ее ребёнок погиб. Она снова полетела на остров, отдохнула на нём и полетела за своим последним ребенком. Она взяла его в клюв и, почти обессиленная, полетела в свой последний путь, рассекая крыльями воду. Она старалась изо всех сил, чтобы спасти хотя бы этого детеныша. Но силы стремительно покидали её. Ребёнок взмолился: «Мамочка, миленькая, родная моя, я прошу тебя только об одном: спаси меня, пожалуйста. Ведь когда я вырасту, и моё гнездышко с детьми будет затапливать река, я тогда тоже спасу своих детей так же, как ты сегодня спасла меня». Ласточка прониклась словами этого ребёнка и спасла его единственного с надеждой о будущем.»

Так относитесь же к своим детям так же, как вы хотите, чтобы они относились к вам и к своим детям в своих будущих семьях!

    Завершение тренинга. Вручение «Памяток для родителей».

Уважаемые родители, наш тренинг подошел к концу. Любите своих детей, больше времени проводите с ними, и тогда они вырастут здоровыми, уравновешенными и рассудительными. До новых встреч!

Желаем вам успеха в выстраивании отношений с вашими собственными детьми. А самое главное – любите и берегите своих родных и близких!

Памятка для родителей

Уважаемые родители!

Ваши дети подобны нежным цветам в огромном саду, им нужны «утренний ветерок и весеннее солнце, а не изнурительный зной и сильная буря». Нельзя оскорблять и ненавидеть своих детей, обижать их, нельзя использовать силу, унижать в присутствии друзей, преувеличивать их ошибки. Обращайтесь с детьми с величайшей добротой и любовью, и тогда их уважение к Вам будет идти из глубины сердца.

Уважаемые родители ЗНАЕТЕ ли ВЫ, ЧТО ЕСЛИ:

Ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;
Ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;
Ребенка высмеивают, он становится замкнутым;
Ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;


Ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;
Ребенка хвалят, он учится быть благородным;
Ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;
Ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;
Ребенка поддерживают, он учится ценить себя;
Ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Статьи по теме: