Настольная игра колонизаторы распечатать. Своими руками: настольные игры для компании. Подготовка к началу игры

Сделать настольные игры своими руками – не только дешевле, но и гораздо интереснее, чем покупать готовые наборы в магазинах. Ведь вы можете менять сюжет, добавлять новые правила и “фишки” – всё, что душе угодно. Главное – не перестараться, чтобы участники не запутались окончательно.

Настольные игры для детей

До эпохи компьютеров и планшетов во многих семьях была традиция собираться по вечерам за увлекательными настольными играми. Это способствует живому общению между родителями и детьми, помогает укрепить отношения и просто отлично провести время.

Вот небольшая подборка игр, которые вы можете сделать самостоятельно.

“Поиск сокровищ”

Делать такие настольные игры своими руками – ни с чем не сравнимое удовольствие. Сюжет “бродилок” может быть каким угодно: хотите – отправляйтесь в кругосветное путешествие, хотите – проживайте свои любимые сказки.

Настольная игра "бродилка" для детей | Lady Of Rain

Размер игрового поля, количество клеток и сложность будут зависеть от возраста ребёнка. Чтобы было интереснее, постарайтесь сделать несколько клеток с бонусами или “подвохами” – например, остановившись на клетке, участник должен пропустить ход или перенестись на 3 клетки вперёд. Побеждает тот, кто первым доберётся до последнего кружочка.

“Алиас”

Alias, она же – “Скажи иначе” – замечательная развивающая игра для детей, хотя многие взрослые тоже с удовольствием включаются в процесс. Суть проста: вытянуть карточку с каким-то понятием и объяснить его другими словами, чтобы другие участники смогли отгадать. Это довольно весёлое занятие, к тому же оно способствует развитию речи и словарного запаса.


Сундучок

Для каждого возраста набор карточек может быть своим: от самых простых (“Дом”, “Дерево”, “Кошка”) – до абсолютно безумных, которые уже больше подойдут для взрослой вечеринки (“Аудит”, “Инвазивность”, “Аллегория”). Главное – красиво нарисовать карточки слов.

Для удобства можно нарисовать игровое поле с клетками, на каждой из которых будет номер карточки, которую должен взять участник. Чтобы передвигать фигурки, можно опять же кидать кубик.

“Марракеш”

Ещё одна замечательная настольная игра своими руками. Она чем-то напоминает “Монополию”, но гораздо веселее и динамичнее. Сюжет развивается на Турецком рынке ковров (постарайтесь найти как можно более яркие разноцветные ткани, чтобы сделать лоскутки).


Настольная игра "Марракеш" | LiveJournal

Играть нужно втроём или вчетвером. Каждому игроку принадлежит 15 или 12 ковриков определённого цвета. Также вам нужно подготовить монетки – можно взять обычные 10- и 1-копеечные, по 20 штук, большой деревянный кубик со сторонами 1-2-2-3-3-4 (как вариант – наклеить нужные цифры на обычный игральный кубик) и любая игрушечная фигурка – это будет наш хозяин рынка, Ассам.

Игроки по очереди бросают кубик и передвигают Ассама на нужное количество клеток прямо, вправо или налево (назад нельзя!). Если вы остановились на чужом ковре, вы должны заплатить его владельцу.

Настольные игры своими руками: лучшие идеи для вечеринки

Если вы хотите устроить по-настоящему незабываемую вечеринку, предложите своим гостям сыграть в самые популярные настольные игры. Море впечатлений, смеха и ярких эмоций гарантировано!

“Монополия”

Вечная классика. В “Монополию” с удовольствием играют взрослые и дети во всём мире. Решив сделать эту игру своими руками, вы можете использовать районы и улицы вашего города – так будет ещё интереснее.


Настольная игра "Монополия" своими руками | Советов.нет

Выберите яркий цвет для каждого района и придумайте, как расположить улицы на поле. Старайтесь, чтобы цены на недвижимость соответствовали реальным расценкам (в центре дороже, чем в спальных районах и т. д.). Некоторые правила можно изменить (например, запретить брать в банке кредиты), однако лучше не увлекаться и сохранить по максимуму колорит оригинальной игры.

Самое интересное – придумывать задания, карточки Шансов и Общественной Казны. Чем ближе они будут к реальности (например, “заплатить Билайну за пользование мобильным телефоном”) – тем круче. Деньги удобнее всего распечатать на компьютере, а фигурки отелей и домов можно сделать из полимерной глины или конструктора. В ваших силах сделать так, чтобы ваша настольная игра “Монополия” своими руками получилась даже увлекательнее оригинала.

На специальных сайтах можно найти и скачать множество вариаций на тему “Монополии” – например, в стиле далёкого будущего или по мотивам мира “Гарри Поттера”.

“Колонизаторы”

Создавать настольные игры своими руками в домашних условиях всегда интересно, но в случае с “Колонизаторами” – это вообще что-то фантастическое!


Настольную игру "Колонизаторы" можно сделать самостоятельно | Tavika

Чтобы начать играть, вам понадобятся шестиугольники с изображением местности (лес, пустыня, море и т. д. – из них складывается остров), карточки ресурсов, развития и цены строительства, фишки для обозначения городов и дорог, жетоны, кубики и фигурка. Всё это вполне можно сделать своими руками из бумаги и картона. Можно даже добавить новые виды ресурсов или вариантов развития.

“Мафия”

Строго говоря, это больше психологическая, нежели развлекательная игра. Но от этого она не перестаёт быть менее захватывающей – особенно, если вы собрались большой компанией.


Игра "Мафия", сделанная своими руками | "Мирайя"

Всё, что вам нужно – нарисовать карточки персонажей. В игре есть несколько основных типов ролей:

Это базовые роли, но также можно вводить других персонажей: например, доктора или маньяка. В начале игры каждый участник узнаёт свою роль, мафия планирует убийства со “своими”, а затем в ходе обсуждений мирные жители пытаются вычислить, кто из присутствующих за столом и есть мафия.

Print & Play

Если у вас нет времени на то, чтобы прорисовывать поле и делать карточки, можно просто распечатать настольные игры своими руками. Готовые наборы карточек и других материалов можно найти на специальных ресурсах.


The Province

PrintGames.ru – большой выбор сюжетов для детей и взрослых. В основном это популярные игры типа “Манчкина” или “Монополии”, а также их вариации – к примеру, “Вампирский Манчкин”. Все материалы скачиваются в удобном формате PDF – вы сможете сразу же распечатать их на компьютере.

PrintPlay.ru - удобная навигация по категориям позволит вам легко найти подходящие игры. Отлично представлен раздел с развивающими настольными играми для малышей – в большой коллекции вы обязательно найдёте то, что придётся вашему ребёнку по душе.

Неси это гордое Бремя -
Родных сыновей пошли
На службу тебе подвластным
Народам на край земли -
На каторгу ради угрюмых
Мятущихся дикарей,
Наполовину бесов,
Наполовину людей...

Р. Киплинг "Бремя белого человека"

Введение

В реальности далеко не каждый может позволить себе отправится в новые, неизведанные края, приобрести там землю, построить дом, преодолевать опасности и трудности, торговать с далекими странами, неимоверно разбогатеть, основать уважаемую династию первопроходцев. Но многие в глубине души очень хотели бы так поступить. Чтобы мы могли почувствовать себя первопроходцами и колонистами, в чьем распоряжении целый остров, известный творец настольных игр Клаус Тобер создал настольную игру "Колонизаторы "("The Settlers of Catan"). Эта игра завоевывает сердца с 1995 года. На сегодняшний день "Catan" собрала множество наград в настольной индустрии. Продано около 20 миллионов копий на 30 языках. Игроки выступают в качестве колонизаторов новых земель - плодородного острова Катан (Catan). Высаживаемся, собираем основные 5 ресурсов и вперед, заниматься постройками! Но стоп, оказывается, не все так просто. Предстоит побороться за место под солнцем, зарабатывая победные очки (пункты).

Об игре

Базовый вариант игры предназначен для 3-4 человек. Но, как и любая классика настольных игры, к настоящему времени имеет большое количество расширений и дополнений, в том числе, расширение увеличить число игроков до 6 человек. За счет хорошего баланса разобраться в этой игре довольно быстро смогут даже неопытные игроки.

Цель

Действие происходит на острове Катан, карта которого каждый раз перед игрой создается заново из 19 гексов. Прелесть игры «Колонизаторы» ("Catan") еще и в том, что каждая новая партия происходит на новом, непредсказуемом, ландшафте. Так вы снова и снова получаете шанс стать первооткрывателем. В базовой игре существует 5 видов ресурсов. С их помощью требуется строить пути, воздвигать населенные пункты и столицы, что влияет на приобретение одного из ключевых компонентов победы - карт Развития. Обменивайтесь запасами и растите войско. Главная цель - собрать очки победы. Участник, набравший 10 очков станет победителем.

Упаковка и дизайн

По необъяснимой причине в 1995-ом за выпуск ни одно издательство не хотело браться за выпуск "Катана" и вкладывать в игру деньги, считая оформление и идеи совершенно бесперспективными. Однако, благодаря настойчивости Клауса Тойбера, "Колонизаторы острова Катан" были все-таки изданы и взорвали рынок, благодаря своему успеху спасли взявшуюся за их издание компанию "Kosmos" от банкротства. На тот момент квадратный дизайн упаковки заметно выделялся на полках и манил покупателей. Но и сейчас завлекает не меньше. На дворе новый век, в наши дни есть игры краше и разнообразнее. Но старое – далеко не всегда худшее. Дизайнеры-оформители «Колонизаторов» стараются идти вровень с современными настолками, начиная со внешнего вида коробки и завершая ее содержимым. Бросающийся в глаза дизайн упаковки, яркое поле, качественные и хорошие компоненты являются отличительной особенностью «Колонизаторов». Видя ее в магазинах даже на приходит в голову, что игра в обороте уже более 20 лет.

Особенности русской локализации

Россия начала играть в "Катан" в 2000 годах. Тогда им занимались Hobby-Game, вскоре назвавшиеся Smart, в конечном итоге ставшее Hobby World (HW). «Колонизаторы» стали «фишкой» HW. В России игра первоначально была издана под названием "Колонизаторы", но не так давно главные издатели приняли решение, чтобы она везде называлась "Catan". Но на старых коробках российского издания можно встретить упаковку с названием "Колонизаторы". В первом российском издании все составляющие коробки сделаны были в России, включая фишки поселений, городов и дорог. Со временем наши издатели перешли на высококачественные миниатюры европейского производства. Базовый комплект включает:

  • 6 морских рамок
  • 19 гексов ландшафта:
  • Леса – 4 гекса
  • Пашни – 4 гекса
  • Пастбища – 4 гекса
  • Холмы -3 гекса
  • Горы – 3 гекса
  • Пустыня – 1 гекс
  • 95 карточек ресурсов (Шерсть - 19, Древесина - 19, Руда - 19, Глина - 19, Зерно - 19)
  • 25 карт Развития:
  • Прорыв - 6
  • Рыцарь - 14
  • Очки победы - 5
  • 4 карты с ценой построек, 2 особенные:
  • Самая большая армия
  • Самая длинная дорога
  • Игровые миниатюрки:
  • 16 городов
  • 20 деревень
  • 60 дорог
  • 1 миниатюру "Разбойник"
  • Номерные жетоны - 18
  • 2 игральных кости (кубика)

Дополнительная комплектация

Когда базовая версия «Колонизаторов» уже исхожена вдоль и поперек, новую интригу в развитие событий привносят расширения и дополнения, благодаря включению в игру новых сценариев:

  • Дополнение «Мореходы». В этой версии добавлены карточки «Моря» и «Гавани». Корабли являются дорогами на воде, а флоты выполняют роль разбойников.
  • В «Первопроходцах и пиратах» сделан упор на развитие морского флота. Различные моряки, торговые суда, новые поселения с портами.
  • "Колонизаторы: Города и рыцари". Присутствуют обновленные виды сырья и товаров. Фишки героев в доспехах. Возможности большего роста городов.
  • "Колонизаторы: Купцы и варвары". Угрозы для армий, развитие торговли, к дорогам прибавляются мосты.

Правила

Создание игрового поля

Чтобы начать партию, вначале необходимо собрать остров. Понадобятся гексы суши и рамки (они бывают портовые и обычные). Сначала необходимо соединить морские рамки между собой (следите, чтобы порты НЕ соприкасались друг с другом).

Выложите ландшафт.

Итог: остров посреди моря.

  1. На гексы"Суши" необходимо положить жетон с номерком по одному на каждый. Распределите их по полю, кроме карты "Пустыни" (туда помещаем разбойников).
  2. Гекс "Пустыни" можно заменить на "Джунгли". В этом случае он тоже получает номер.
  3. Участники выбирают цвет миниатюр. После получают по две дороги и два поселения своего цвета. Выложите карты сырья. При этом карты Развития выкладываются лицом вниз.
  4. Решите между собой, кто первым будет начинать ход. Это могут определить числа, выпавшие на кубиках. Некоторые игроки начинают ход с самого младшего и по старшинству.

Ходы

Каждый игрок в свою очередь выкладывает на поле по дороге. Дорога проходит по примыкающей территории между гексами. Последний игрок выставляет дважды поселение-дорога. Теперь круг должен пойти против часовой стрелки. Все повторяют действия: поселение-дорога. Когда игрок выкладывает каждое второе поселение, он получает карточки с сырьем. Ресурс должен соответствовать местности, прилегающей к поселению.

Ресурсы и постройки

Ход должен начинаться с броска игровых костей (кубиков). Собирайте сырье с той территории, которой соответствует число жетона, выпавшее на кубиках. Те, чьи территории расположены поблизости, также забирают себе запасы. Если рядом расположен город, то две карточки запасов. Если карты со средствами закончились, то их не получают.

Также карточки сырья не получают, если активны "Разбойники", к ним вернемся позже.

Ресурсы

Уточним источники ресурсов: гексы леса приносят древесину, с холмов забираете глину, источник руды - горы, на пашнях собираете зерновые, с полей - шерсть. Не забудьте - соперники не должны видеть ваши кладовые. Бывает и такое, что не хватает каких-либо видов сырья, здесь может помочь торговля. Обмениваться можно с общей колодой запасов. Тут все просто: скидываете 4 запаса единого вида и получаете одно нужное вам средство.

Постройки

Если делать постройки в гавани, то вовсе можно получить выгодную для обмена стоимость (3 к 1 и 2 к 1). Но многим интереснее торговаться с соперниками. Это еще интереснее, потому что цена на тот или иной арсенал у вас договорная. Начать рынок может активный игрок (другие не имеют возможности предложить друг другу обмен). Используйте дар убеждения и дипломатии. Перейдем к сооружениям. Чтобы строить, нужно тратить. Так, например, для проведения дороги пригодятся два материала – деревянные балки и глина по одной карточке.

Проводите пути между гексами

Прокладывать путь можно от своих селений или городков, все что принадлежит сопернику – нами не используется. Также можно продолжать свои дороги. Если вы ставите 5-ую подряд одной цепью, то зарабатываете 2 балла победы. При этом, чтобы другой игрок мог заработать баллы, ему уже придется сделать 6 подряд, после 7 и так далее. Постройка деревни должна быть исключительно на развилке. Оплачиваете поселение комбинацией всех запасов, кроме руды (каждого по одному). Важный момент: на соседних развилках не должно быть поселений конкурента. Иначе постройки в этом месте вам не видать. Чтобы обзавестись городом, нужно заплатить 2 карты зерновых и 3 горных пород, после просто поменять миниатюру деревеньки на величественный град. Он приносит вам 2 ПО. Если срабатывает блок гексы, то и запас тоже ваш.

Карты развития

Значительную роль в удержании победы могут сыграть карты развития, дающие победные баллы и вносящие интересные повороты в партию. Не забыли положить их лицом вниз? Противник не должен их видеть, для него это должен быть сюрприз. Карты развития можно приобрести за комбинацию руды, зерна и шерсти. Сыграть «Развитие» можно на протяжении своего хода, но не сразу после покупки.

В игре присутствует и такой негативный персонаж, как Разбойник, а, точнее, целая банда разбойников, приносящая в игровой процесс очень существенную интригу. Как они действуют? Сейчас узнаем. Вы уже разложились? Не волнуйтесь, жетон с цифрой 7 не утерян. Если на костях выпадает число 7, значит вы пригласили в гости разбойников. Выбросив 7 суммой двух кубиков, игрок вызывает нападение разбойников на остров. Это событие отыгрывается в следующем порядке:

Все игроки, у кого на руках находится более 7 карточек ресурсов, сдают половину (округлённую вниз) в банк;

Игрок, выбросивший 7, должен переставить фишку «Разбойник» на другую карточку «Суша»;

Игрок может вытащить одну карточку ресурса у одного из игроков (на выбор играющего), имеющего поселение или город на этой карточке;

Внимание: карточка «Суша», на которой стоит разбойник, не приносит никому ресурсов, даже если на кубиках выпадает сумма, соответствующая этой карточке.

Конец игры и как определить победителя

Собрали 10 очков? Что же, тогда можно поздравить! Вы победитель. Давайте убедимся наверняка:

  • Постройка деревни – 1 балл
  • Город – 2 балла
  • Неразрывный путь х5 и больше – 2 балла. В случае одинакового количества цепей у кого-то из сидящих за столом, победные баллы получает тот, кто закончил цепочку первым.
  • Большая армия х3 и больше – 2 балла. При совпадении работает так же, как и с путем.
  • За фишки «Развитие» тоже получаете очки – 1 балл за каждую.

Основные расширения и дополнения "Колонизаторов"

Выше уже упоминалось про различные дополнения к базовой версии. Но хочется рассказать о них подробнее, ведь они позволяют насладится "Catan" под совершенно иным углом зрения.

Колонизаторы Junior

Существует версия для детей. «Колонизаторы Junior» - это упрощенная версия оригинальной игры. Она открыла Новый Свет для детей и стала одной из излюбленных детских настолок. В этой версии дети предстают перед нами пиратами, которые в поисках суши попали на остров Катан. Чтобы как следует там обосноваться, они делают постройки, добывают запасы и строят множество кораблей. Ну и разве пират является таковым без бутылки рома и клинка? Однако на острове проживает старый капитан по имени Клаус, который не дает обживать остров и всячески вмешивается в жизнь колонистов своими пакостями. Отвертеться от негодяя может помочь попугай, который является вашим другом.

Цель – возвести 7 лагерей. Первый пират сделавший это – забирает победу себе. Эта версия заметно упрощена. Мы уже не видим сложных схем строения и покупок, отсутствую понятия «самая большая», «самая длинная». Для достижения победы не нужно утруждаться сбором очков, кубик здесь один. Упрощенный механизм легко позволяет влиться детям и развить свои способности в достижении целей и в торговле. Рынок версии «Junior» очень большой, что дает возможность вести больше переговоров и торгов между игроками. Упаковка завлекает иллюстрациями пиратов и яркостью. Правила не требуют постоянно смотреть во вкладыш, потому что довольно просты. Некоторые взрослые начинают свой путь к «Катану» именно с этой версии, играя с детьми дома. Колонизируйте с удовольствием в любой вариации!

Колонизаторы, дополнение для 5-6 игроков

Эта версия является расширением для базовой версии «Катана». В базовые «Колонизаторы» можно играть только в 3-4 игрока. Прикупив расширение для 5-6 человек, вы можете позволить себе сесть развлечься большой компанией. В расширении даются новые гексы ландшафта, чтобы не толпиться на маленькой территории. Отбиться от нападений разбойников вы теперь можете общими силами. Новые фазы торговли и постройки не оставят вас равнодушными и повернутся новыми гранями.

Сценарий «Джунгли»

Из базовых вариаций, «Джунгли» стали одной из самых продаваемых. Суть этой версии очень проста и интересна. Гекс Пустыни здесь заменяется кусочком Джунглей. Этот объект, в отличие от пустыни, можно исследовать и получать полезные открытия взамен. Если при броске костей выпадает число, равное номеру жетона гексы, вы отправляетесь собирать запасы на один из 6 углов точки. Все обстоит как с ресурсами – за Деревню поучаете одно «открытие», за Город два «открытия». Для фиксации открытий вам не предлагают карточек или жетонов, в ход обычно идет все, что под рукой (монетки, пуговицы). Открытия даны только вам. Их не украсть бандитам и не обменять с игроками. Они поспособствуют в приобретении карт «Развития»: каждую из фишечек можно заменить на любой припас. За ход можно использовать максимум 3 фишки.

«Большая река»

Это расширение немного схоже по смыслу с «Джунглями», также походит для большой компании. Здесь заменяются гексы угля, деревьев и пустыни на реку. «Река» состоит из трех соединенный частей. В верху у нее гора, посерединке леса, в нижней части золотой рудник. В начале партии игра запрещает вести стройку на речных берегах. Строясь в золотом руднике, вы получаете бонусы.

Колонизаторы: Первопроходцы и Пираты

Для этого дополнения вам понадобится базовая версия. «Колонизаторы: первопроходцы и пираты» игровое поле работает на вас. Если бросок костей не принес вам результатов – вы можете получить монетку в качестве возмещения. Развивайте рыбную промышленность, торгуйте разными заморскими пряностями, воюйте с пиратами, которые не дают проходу. В отличие от других дополнений, поле разделено на целых три острова. Что дает возможность передвижения по воде, а значит и новые сценарии. Исследуйте острова, находите золотые жилы, завоевывайте! Вы можете стать торговцами, рыболовами, лидерами!

Колонизаторы: Мореходы

Это дополнение также, как и любое расширение, требует базовую игру «Колонизаторы». Дополнение напоминает «Первопроходцы и пираты», потому что в нем также присутствуют разделения на острова, до которых нужно добираться. Каждый остров богат своими ресурсами. Здесь можно встретить мастеров, продающих искусство, тайный остров, окруженный туманом и потерянные племена. Правила включают в себя разные исходы. В целях каждого из 9 сценариев – заработать победные баллы, отличающиеся в зависимости от миссии. В Последнем игроку и вовсе предлагают свободную игру. Вы можете разместить кусочки, как душе угодно.

Города и рыцари

Ну что, дорогие Катановцы, готовы к новым соперникам? Партии версии для 5-6 игроков. Новейшие постройки, обновление базара, мечи скрестят больше рыцарей. Завоевание будет проходить куда интереснее и эпичнее. Все гораздо сложнее, но тем и интереснее. В правила придется хорошенько вникнуть. Ценители стратегий оценят по достоинству. Рыцарей можно использоваться для прекращения постройки других городов, направляя их к вражеской дороге. Вам дают совершенно не однотипных рыцарей, они теперь двух видов и их можно снаряжать. Поэтому опасность для поселений и городов теперь куда больше. Наберите 13 очков для победы.

Купцы и варвары

В это расширение входит очень много новых миниатюр, карт, монет, персонажей. Поиграв один раз в «Купцы и варвары» можно даже не остановиться. Реки, караваны, острова, нашествия и множество видов заработка. Знаете, что еще очень радует? Партии могут играться и вдвоем.

Колонизаторы: Мастера

Уступите место для профи! Все слетают с катушек, не хватает запасов, противники не дают прохода. «Колонизаторы: Мастера» решили исправить ситуацию. На помощь приходят новые десять персонажей. Каждый наделен способностями индивидуальными способностями. Джин будет искать для вас более удобную цену для обмена, Винсент заботиться о ваших ресурсах и ищет способы экономии, Невеста бандита может попросить своего возлюбленного уйти снова в пустыню. Свойств куча, игра гораздо приятнее. Основы и механики не меняются, а разнообразию нет предела.

Колонизаторы. Европа

Кладезь для путешественников и любителей средневековой Европы. Создавайте империи со знакомыми всем городами. Заведите себе караван верблюдов, путешествуйте и ищите новые ресурсы.

Колонизаторы. Америка

Хочешь ощутить себя первопроходцем Дикого Запада? Тогда это дополнение как раз для тебя. Стань американцем, который завоевал запад. Отвоюй для себя землю для добывания новых ресурсов, строй города и развивайся.

Колонизаторы. Быстрая карточная игра

Будь самым быстрым, кто сможет покорить остров Катан, воздвигая города и деревни, прокладывая пути и создавая армии. Здесь придется хорошо обдумать распределение своих кладезей. Формула осталась прежней, но вот за фишки дорог и рыцарей придется сразиться. Пользуйтесь своими знаниями, проявите себя как настоящий стратег и лидер. Стоит отметить, что издатель порадовал русских поклонников "Catan", добавив подарочную карту «Собор».

Игра "Колонизаторы" распечатай и играй

Некоторые опытные игроки любят апробировать игры перед тем, как покупать качественные хорошие версии, чтобы понять, насколько они стоящие. Поэтому многие настольные игры, включая «Колонизаторов», можно найти наборами для самостоятельного изготовления. Все, что нужно – распечатать и играть.

Кто захочет купить?

Благодаря низкому порогу вхождения в игру, «Колонизаторы» могут покорить сердца многих как опытных любителей мира настольных игр, так и людей, которые только начинают с ним знакомиться. Хорошая сбалансированность и глубина придется по душе стратегам, но и новички не будут скучать, ведя торги со своими друзьями и восхищаясь неожиданными подарками фортуны.

Несмотря на ваше положение в мире настольных игр, классика жанра «Колонизаторы» стоит того, чтобы сыграть в нее хотя бы раз. И спустя время к ней всегда интересно и приятно вернуться, чтобы побороться за звание лучшего колониста!

Уже несколько месяцев как сделал для себя ПнП Колонизаторов, но никак не мог найти время, чтобы выложить. Опустим разговоры о недостатках, простоте и рэндомности Колонизаторов. Уже неоднократно писал, всё это так, однако игра по праву заняла своё место в истории настольных игр и моё тёплое отношение к ней с течением времени не меняется. Поэтому решил сделать свой вариант ПнП для неё. Опять же логичный вопрос, нафига, если в сети по меньшей мере варианта 3-4 есть. На это был ряд причин.

  1. Почти во всех этих вариантах отсутствовали какие-либо компоненты. Где то фишки городов и дорог, где то карточки цен.
  2. При игре на 5-6 приходилось допечатывать материалы.
  3. Дизайн… Всегда был сторонник хорошего дизайна настольных игр и если честно ни одна из отечественных локализаций мне не нравилась. Поэтому когда увидел, что один из моих любимых дизайнеров Michael Menzel (автор дизайна Кубы, Королевской почты, Каменного Века и ещё ряда красивых игр) сделал редизайн Колонизаторов не удержался, чтобы распечатать себе ещё одну версию. На гексы и карты развития теперь просто приятно посмотреть. Кто скажет, что предыдущие версии были красивее, пусть первый бросит в меня камень)

Итак, что в архиве.

1 Pdf файл с материалами для игры Колонизаторы + Колонизаторы: Мореходы;

Поселения, города отрисовывал сам. Карточка цен переведена на русский.

1 Pdf файл с картами ресурсов (делал под удобный мне размер карточек);

1 Pdf файл с рубашкой для карт ресурсов (хотя лично себе печатал без рубашек);

2 Pdf файла с номерными жетонами для 3-4 и 5-6 игроков (в общем то можно распечатать и один комплект для 5-6 и убирать лишние жетоны когда и играешь 3-4 игроками, но как по мне, потратить один лист и разложить в два коробка жетоны, чтобы потом не парится, гораздо проще);

1 Pdf файл с картами развития (переведены на русский язык);

1 Pdf файл с рубашкой под карты развития (рубашки к сожалению из другой версии Колонизаторов);

3 Pdf файла с правилами для Колонизаторов и правилами к Мореходам.

Кроме этого, есть архив со всем необходимым для мини-дополнения «Рыболовы Катана», которое входит в «Купцы и Варвары». Три листа, с переведёнными карточками рыболова, жетонами рыбы и собственно локациями. Также в комплекте правила к этому дополнению. Пробовали играть вместе с базовыми Колонизаторами, довольно интересно.

Ну и наконец. «Города и Рыцари». Давно хотел опробовать это дополнение, и раз уж взялся за базовый Катан, решил сделать и его.

Изменения в дизайне:

  1. Долго экспериментировал с жетонами стен (в оригинальной игре это отдельная миниатюра стены, которая одевается на город). Думал и подковой сделать и ещё как. В итоге пришёл к выводу, что это только лишние неудобства по изготовлению и использованию. Поэтому в архиве есть лист, с жетонами городов с нарисованными стенами. Когда строится стена, просто заменяем жетон города, на город со стеной. Пробовали играть, довольно удобно.
  2. Планы городов пришлось переделывать. В буржуйской версии игры шли блокнотики на пружине, в котором, по мере развития нужно было переворачивать листы. Вариант рациональный, но не совсем удобный в изготовлении (особенно в бытовых условиях). В русской локализации карты районов шли одним листом и на него ставились жетоны кварталов. Этот вариант мне категорически не нравился, прежде всего из-за не информативности таких карт, во вторых из-за большого количества лишних жетонов захламляющих игровое поле. Поэтому сделал с нуля свой вариант карт. В таком виде

Суть проста. В архиве в пдф файле есть круглые жетоны столиц. Развиваясь, игрок ставит соответствующий жетон на нижнюю постройку, а дальше по мере застройки поднимается вверх на одну строку. Под изображением постройки указана его цена, а справа от изображения указаны бонусы и условия, при которых уровень развития приносит карты развития. Пробовали играть, в общем то довольно удобно. Ну и карточка цен отрисована в таком же стиле.

3.Вместо насадок столицы используется соответствующая карта, которая будет напоминать, о двух победных очках и может перейти к другому игроку, подобно карте «Самой длинной дороги» в базовых Колонизаторах, если кто-то достроит столицу до 5го уровня раньше. Как по мне так это удобнее, чем придумывать какие то насадки столицы, как было в оригинале.

  1. Рыцарей рисовал тоже сам, по примеру какой то локализации. Силу рыцаря можно считать по окружностям на токене, а можно по цифре в щите. При активации рыцаря токен переворачивается, лицевой стороной (с портретом рыцаря) вверх.

В архиве:

3 Pdf файла с картами развития, соответствующих цветов, переведённые на русский язык;

3 Pdf файла с рубашками под эти карты;

1 Pdf файл с картами победных очков (столиц и защитник Катана);

1 Pdf файл с рубашками для карт победных очков (столиц и защитник Катана);

1 Pdf файл с токенами городов со стенами;

1 Pdf файл c токенами рыцарей (1 лист лицевая сторона – 2ой обратная);

1 Pdf файл с токенами для карт районов и шкалой варваров;

1 Pdf файл с картами товаров;

1 Pdf файл с рубашками для карт товаров;

1 Pdf файл с комплектомкарт районов и карточкой цен (печатать необходимое в зависимости от количества игроков число копий).

Материалы игры выложены исключительно в ознакомительных целях.

После многих дней плавания через бурное море на горизонте появился берег острова Катан. Пассажиры корабля высыпали на палубу и с надеждой начали всматриваться в береговую линию, пытаясь разглядеть хоть что-нибудь интересное. Понять их несложно - быть может, эта территория станет для путешественников новым домом. Сегодня на Розовом диване - островозаселительная настольная игра Колонизаторы.

Высадившись на неизведанный остров, поселенцы первым делом позаботились о жилье и пропитании, запаслись строительными материалами и обустроили гавани для торговли с внешним миром. Постепенно остров обретал новый облик…

Внутри стандартной коробки расположились гексы местности, сегменты береговой линии, карты, буклеты правил, жетоны и пластиковые компоненты. Всё остальное место в избытке наполнено экологически чистым воздухом острова Катан.

19 больших картонных шестигранников местности: раскидистые леса (4 гекса), зелёные пастбища (4 гекса), пашни с пшеницей (4 гекса), высокие холмы (3 гекса), уходящие в небеса горы с шапками столетнего снега (3 гекса), безжизненная пустыня (1 гекс).

Остров, как положено, со всех сторон омывается водой - 6 берегов с гаванями ограничат пространство игрового поля. 4 памятки подскажут оппонентам стоимость ресурсов и количество победных очков при строительстве и торговле. Две специальных карточки принесут дополнительные победные очки игрокам, выполнившим указанные на них условия.

Во время игры поселенцы бросают два кубика, и сумма чисел, выпавшая на гранях, определяет участок суши для получения дохода. 10 цифровых маркеров располагаются особым образам на гексах местности и отмечают необходимый игрокам участок суши.

5 карт победных очков, которые можно приобрести во время игры. 95 карт ресурсов пяти видов (по 19 карт каждого типа) - их игроки будут получать и выменивать в ходе освоения территорий. 14 рыцарей обеспечат охрану ваших владений от разбойников и позволят отобрать у оппонентов ресурсы. Любое развитие приносит плоды - 6 карт технологического прорыва обеспечат своим владельцам существенные бонусы в различных областях.

Четыре игрока вступят на неизведанный остров, и каждому достанется комплект пластмассовых фишек дорог, поселений и городов. Наборы отличаются цветом, что позволит без труда определить сферу влияния каждого поселенца. Два кубика будут играть существенную роль в игровом процессе, а фигурка лихих разбойников доставит колонизаторам массу неприятностей.

Сойдя с корабля на берег.

Вначале особым способом (о который вы прочтёте в правилах игры) формируется остров Катан. Все гексы местности располагаются случайным образом, а на них размещаются числовые жетоны. Пустыня остаётся без номера, но на неё выставляется фишка разбойников.

Ресурсы, рассортированные по типу в 5 стопок, располагаются картинкой вверх в зоне досягаемости игроков. Это - общий банк.

Все карты развития перемешиваются и выкладываются стопкой рядом с полем картинкой вниз. Подле них размещаются две особых карты картинкой вверх.

Начиная с первого игрока, и далее по часовой стрелке, каждый колонизатор выставляет на остров по одному поселению и строит к нему одну дорогу совершенно бесплатно. При размещении необходимо соблюдать главное правило игры: поселения можно основывать только на перекрёстках и только в случае, если все три соседних перекрёстка свободны.

После этого, против часовой стрелки, игроки основывают второе своё поселение, и также отводят от него одну дорогу. Именно с этого поселения мы получим свой первый доход.

После начальной расстановки в резерве игроков останется 13 фишек дорог, 3 поселения и 4 города.

Осталось получить дивиденды с поселения, которое мы основали вторым. Карты сырья берутся из общего банка следующим образом: три гекса местности, на перекрёстке которых стоит поселение, приносят по 1 карте соответствующего сырья. Пустыня никогда ничего не приносит - на ней ничего не растёт.

Например: жёлтое поселение граничит с лесом (9), пашней (6), и лугом (4).

Всё готово, пора приступать к заселению острова.

Игрок, последним основавший своё второе поселение, получает право первого хода и бросает два кубика. Сумма на гранях определяет гекс местности для получения дохода (цифра на жетоне). Все граничащие с данной территорией поселения и города получают соответствующие карты ресурсов.

Например: с местностью под номером "4" граничат поселения синего и жёлтого игроков. Оба они получают по одной карте шерсти.

Если результат броска равен "7", то в этот ход никто из игроков ресурсов не получает. Более того - есть шанс лишиться карт сырья: те из колонизаторов, кто имеет на руках больше 7 карт, обязан сбросить половину всех своих ресурсов в резерв.

Затем бросавший кубики игрок перемещает фигурку разбойника на любой гекс по своему усмотрению. После этого, он может случайным образом выбрать одну карту из руки любого колонизатора, чьё поселение граничит с данным гексом, и взять её себе. Например: синий игрок перемещает разбойника на гекс с номером "9" и может выбрать одну из карт у белого или жёлтого игроков.

Есть и ещё одна неприятность: гекс, на котором хозяйничают разбойники, не приносит никому дохода до того момента, пока весёлая компания с дубинками не будет с него изгнана.

После всех действий на поле наступает фаза торговли.

Игрок, бросавший кубики, может обменять любое количество своих карт с руки на ресурсы других игроков. Обмен происходит на любых условиях и только при взаимном желании сторон. Всё зависит только от ваших способностей "продать что-нибудь ненужное, чтобы купить что-нибудь нужное ".

Если вы основали поселение в гавани, то можете поторговать с заморскими купцами по тарифу, указанному на игровом поле. Простая гавань позволяет поменять 3 любых карты одного типа на 1 любую карту сырья.
Специальные гавани позволяют менять только один тип товара, но в соотношении 2:1. Например: синий игрок может отдать два кирпича и получить за них мешок шерсти.

Завершив торговлю, самое время перейти к строительству. Каждый элемент, размещаемый на поле, стоит определённое количество карт ресурсов и приносит игроку победные очки. Про принцип размещения поселений я рассказал ранее, добавлю лишь, что основывать новое поселение можно только на концах дороги.

Дороги выкладываются между гексами на свободное пространство и соединяют между собой поселения и города. Строить дорогу можно либо от поселения, либо продолжить ранее начатый путь. Стоимость одного участка составляет одну карту глины и одну - древесины.

Поселение стоит дороже транспортных путей, зато приносит игроку 1 победное очко. Любое поселение можно превратить в город, потратив две пшеницы и три руды (замените фишку на новую). Города приносят колонизатору 2 победных очка и позволяют получать с местности вдвое больший доход!

За самую длинную непрерывную дорогу, проходящую через города и поселения игрока и не имеющую разрывов, успешный строитель получает специальную карточку, приносящую 2 победных очка! Но помните - стоит оппоненту построить дорогу длиннее вашей, призовая карта перейдёт к нему.

Также в свой ход можно приобрести верхнюю карту из стопки развития. Стоят они три ресурса: шерсть, пшеница и руда. Некоторые из развитий позволяют получить победные очки немедленно, некоторые - произвести действия на поле или получить существенные бонусы.

Если перед игроком лежит 3 и более сыгранных карт рыцарей, он немедленно получает "Самое большое войско", приносящее 2 победных очка. Как и с картой "Самой длинной дороги", этот бонус необходимо будет передать оппоненту, имеющему большую по численности армию.

Игра немедленно заканчивается, как только один из игроков наберёт 10 и более очков. Он становится полноправным губернатором острова Катан.

Колонизировав Катан.

Красивая семейная игра, по которой проводятся мировые турниры, что, как вы понимаете, говорит о многом. Несложные правила очень легко объяснить как ребёнку, так и более взрослому игроку. Торги, происходящие во время обмена картами ресурсов, оживляют игровой процесс и способствуют общению между игроками.

Присуща игре и конфликтность, особенно при полном составе игроков. Необходимо распространиться по всему острову, чтобы иметь шансы получить ресурсы после броска кубиков. Этому активно мешают оппоненты, отрезающие своими дорогами части территорий и пытающиеся полностью контролировать уголки острова. Да и разбойники, блокирующие поступление ресурсов, изрядно попортят колонизаторам нервы.

Если у вас нет необходимых ресурсов, то постарайтесь предложить более выгодные условия обмена, чем ваши оппоненты. Не забывайте про карты развития - некоторые из них позволяют немедленно получать победные очки и, быть может, именно купленная карта принесёт вам десятое победное очко.

Несмотря на то, что игра рассчитана на трёх или четырёх игроков, разработаны правила игры для двух колонизаторов (мой перевод можно найти в конце обзора). В этом варианте в игру вступают два виртуальных игрока и добавляются специальные жетоны. Обратите внимание - играть по этим правилам не менее интересно.

Перед покупкой обязательно попробуйте настольную игру в магазине "Игровед ", продавцы которого окажут квалифицированную помощь в подборе и выборе интересующего вас товара.

Как вы помните, совсем недавно бессмертной настольной классикой №1 я признал игру . Эту настолку я заигрываю в последнее время, чтобы получить ценный скилл крутого игрока=) Пока немного расстраивает то, что очень многое при финальном подсчете решают миплы, лежащие на поле… Но сегодня я не буду рассказывать снова о Каркассоне , а лучше поговорю о другой игре, которую часто упоминают в связке с ним, а именно о Колонизаторах .

Да-да, очень часто, когда спрашивают, с чего лучше всего начать играть в настольные игры, отвечают, что лучше Каркассона и Колонизаторов ничего нету (ну, практически ничего). О первой игре я уже рассказал, поэтому давайте пристально рассмотрим вторую Великую игру.

Немного истории

Настольная игра The Settlers of Catan (или Колонизаторы , как назвали игру в России) появилась в далеком 1995-ом году. Придумал ее немецкий дантист Клаус Тойбер . Колонизаторы — не первая игра Тойбера, но именно она принесла автору мировую известность. Игра собрала много настольных наград и была продана по миру в количестве более 22 миллионов копий. Я просто не могу себе представить эту дикую цифру!

Колонизаторы уникальны прежде всего тем, что они связаны с мировым распространением термина «немецкая настольная игра» или попросту «еврогейм». Не обязательно эти игры придуманы немцами, но они отличаются от других игр экономической моделью с управлением ресурсами, тематичностью, социальной функцией, невысокой ролью случайности, отсутствием выбывания игроков из игры и зачастую языконезависимостью. Безусловно, нельзя сказать, что Колонизаторы явились прародителем жанра немецких настолок, но именно эта игра сделала еврогеймы популярными по всему миру.

Поэтому из-за всех этих фактов Колонизаторы можно смело считать мастодонтом из мира настольных игр.

Колонизаторы от Hobby World

В России игра вышла в 2002 году. Тогда ею занималось издательство Хобби-игры , которое быстро поменяло название на Smart , а немного позже, после слияния с издательства Мир фэнтези , стало называется Hobby World . Так что можно сказать, что Колонизаторы (как и Каркассон ) являются визитной карточкой издательства HW.

Кстати, с названием игры не так давно возникли некоторые заморочки. В мире игра называется The Settlers of Catan (или сокращенно Catan ), в России название перевели как Колонизаторы . Но недавно головным издательством, которому принадлежит игра, было принято решение, чтобы на всех языках игра называлась одинаково — Catan . Поэтому на моей локализованной коробке написано именно так. И так будет и впредь, хотя на коробках старых российских изданий вы увидите другое название. Для меня нет никакой разницы, как называть игру. Я ее называю и Колонизаторы, и Катан, и даже иногда Сатан, как любит выражаться один мой знакомый. В этом обзоре я буду использовать и то, и другое название.

В моей коллекции Catan является обновленной (самой последней) версией игры с новыми артами. Выглядит игра ярко, свежо и современно. Лично я считаю картинку с коробки игры одной из лучших и запоминающихся картинок настольных игр.

Открыв коробку, вы найдете пачку картонных листов, из которых нужно выдавить жетоны полей, рамки моря, памятки и номерные жетоны. Под листами вы найдете колоду карт, 2 пакетика с пластмассовыми фигурками и кубиками, а также 2 книги правил.

Раньше я играл только в оригинальную немецкую версию, изданную издательством Kosmos , которая отличается от российской версии наличием удобного органайзера и подставки для карточек. К сожалению, всего этого добра в российской версии нету, поэтому теперь у меня подготовка к игре проходит чуть дольше, чем я привык.

По качеству игры особых нареканий у меня нету. Единственное, мне показалось, что то ли морская рамка маловата, то ли гексы великоваты, но собирается поле очень-очень впритык. Если бы можно было чуть-чуть бы уменьшить размер гексов,то было бы круто.

Заселяем необитаемый остров

Завязка игры заключается в том, что мы попадаем на необитаемый остров Катан, на котором нам предстоит осваивать территорию, добывать сырье, прокладывать дороги, возводить города, бороться с разбойниками и вести торговлю.

Основное «действующее лицо» игры — большое игровое поле, которое собирается из гексов земель и морских рамочек. Сам остров Катан разбит на 19 кусочков, каждый из которых представляет собой некий ландшафт — пастбище, лес, пашня, холм, горы. В центре острова находится небольшая пустыня.

В каждой новой игре поле будет формироваться случайным образом, что повышает реиграбельность игры.

На каждый гекс во время подготовки игры помещается жетон с цифрой, который нужен для того, чтобы игроки могли получать ресурсы с земель.

Каждый игрок начинает игру с двумя поселениями и двумя дорогами. Фигурки поселений кладутся на вершинах гексов, а дороги — на гранях. Каждое поселение приносит 1 победное очко. Чтобы победить в игре, достаточно набрать 10 ПО. Как их набрать? Сейчас расскажу.

Основное занятие в игре — это строительство. Игроки строят дороги, поселения и города. Дороги не приносят очков, но, построив самую длинную дорогу, можно получить 2 ПО. Поселения, как я уже отметил, дают 1 ПО. Города — 2 ПО.

Чтобы что-то построить, нужно потратить ресурсы. Добываются ресурсы очень просто — в начале своего хода игрок бросает 2 кубика, чем определяет, какие гексы сработают и принесут доход (их номер совпадает с числом, выпавшем на кубиках). Все игроки, чьи поселения или города граничат с активированными гексами, получают по одному (если сработало поселение) или по два (если сработал город) ресурса. Лес дает древесину, пастбища — шерсть, пашни — зерно, холмы — глину, горы — руду. Когда игрок должен получить ресурс, он просто берет карточку с соответствующим ресурсом себе в руку. Стоит отметить, что игроки не видят, какие именно ресурсы находятся у их соперников.

Если во время броска кубиков у вас выпадает цифра 7, то это значит, что вы активировали разбойников (цифры 7 на гексах ландшафта нету). Разбойники заставляют всех игроков, у которых на руке больше семи карт, сбросить половину карт в резерв. Далее активный игрок переставляет фигурку разбойников на любой гекс, после чего игрок может вытянуть одну карту сырья из руки другого игрока, чье поселение или город граничит с гексом. на котором стоят разбойники. Если потом срабатывает гекс, на котором стоят разбойники, то он не приносит ресурсы никому из игроков.

Фаза получения ресурсов называется фазой сбора сырья. Следующая фаза — это торговля.

Порою игрокам не хватает каких-то определенных ресурсов, но есть излишек другого ресурса. Для таких ситуаций отлично подходит возможность торговаться. Производить торги можно либо с резервом. либо с игроками. Торг с резервом прост — любой ресурс можно получить, сбросив 4 карточки другого ресурса (но только одного!). Если построить поселения в гавани, то можно получить доступ к более выгодному курсу обмена (3:1 или даже 2:1). Но интереснее всего торговаться с другими игроками. Обмен может производить только активный игрок, другие игроки не могут торговаться друг с другом. Активный игрок заявляет, что он готов обменять одно и хочет другое. Например, меняю овец на древесину. Игроки сами договариваются друг с другом, по какому курсу они готовы сделать обмен (1:1, 2:1, 3:1 и т.д.).

После торгов игрок переходит к третьей фазе — фазе строительства.

Например, построить можно дорогу (глина+древесина). Дорога прокладывается на путях между гексами. Дорога должна примыкать к вашей другой дороге или к вашему поселению или городу. Прокладывать дороги от чужих построек нельзя. Когда игрок выкладывает пятую дорогу в одной цепочке, он может взять особую карту, которая приносит 2 победных очка. Эту карту может забрать другой игрок только в том случае, если он построит цепочку из 6 дорог. Далее из 7, 8, 9 и т.д.

Поселение стоит древесина+глина+шерсть+зерно. Строить его можно на перекрестке, к которому примыкает дорога игрока, с условием, что на соседних перекрестках нет любых поселений или городов.

Поселение можно перестроить в город. Для этого нужно заплатить 3 руды и 2 зерна. Вместо любой фигурки поселения кладется фигурка города. Город приносит 2 ПО и в случае срабатывания гекса дает 2 ресурса.

Также игрок может в фазу строительства приобрести карту развития, которая стоит руда+шерсть+зерно. Карты развития — единственные карты, которые лежат лицом вниз. В этих картах могут попасться рыцари (перемещают фигурки разбойника на поле и приносят 2 ПО, если у игрока будет больше рыцарей, чем у других игроков, начиная от 3), прорывы (карты со специальными условиями) и победные очки (их можно держать закрытыми, чтобы соперники не знали, на сколько вы близки к победе).

Как только игрок набирает 10 и более победных очков, он объявляется победителем.

Настолько ли классика хороша?

Много лет назад ко всему старому я относился достаточно плохо. Старая музыка не вызывала эмоций, фильмы казались смешными, а единственное, что для меня не устаревало — это художественное искусство. А потом как-то я послушал альбом группы The Smiths , который был записан в 1984 году, и понял, как я был неправ, ибо этот альбом, как и музыка, оказался вечным. Так я пришел к выводу, что старое — это не значит плохое.

Как относиться к играм, которые вышли давным-давно, а на дворе уже 21-ый век и новые игры одна другой краше? Безусловно, можно сколь угодно долго любоваться и нахваливать условный Scythe , но при этом стоит отметить, что старенький Catan всячески старается не отставать от современных игр. Возьмите хотя бы внешний вид игры. Чудесная коробка, хорошие компоненты, яркое поле — я бы никогда не сказал, что Катану уже 22 года. Дизайнеры-оформители прилагают все усилия к тому, чтобы Катан не отставал от современных красивых настолок, и последний редизайн пошел сильно игре на пользу. Когда я распаковывал настолку, у меня даже мыслей в голове не было, что игра старая.

На мой взгляд, у Катана есть 1 вещь, которая выдает в нем возраст. Фишка многих игр из 90-х и частично 00-х годов заключается в высокой роли случайности. В то время просчитываемость не являлась преимуществом игры. Именно поэтому в старых играх часто можно встретить кубики и случайно приходящие в руку карты или тайлы, на которых построен основной геймплей. Это сейчас модно ругать игру за рандом, потому что победа из-за банального везения не считается достойной победой. А раньше в этом как раз и был кайф, что все игроки равны перед фортуной. Вы, конечно, частично просчитываете свои действия и надеетесь, что ваши планы осуществляться, но это случится только при определенном стечении обстоятельств. В Катане, чтобы получить ресурсы, игроки бросают кубики. Именно шестигранники вам скажут, получите вы ресурсы или нет. Если получите — сможете торговаться и заниматься строительством. Если не получите — ничего не сможете сделать и будете ждать, когда наконец-то вам повезет с числами. В современных настольных играх от такого стараются избавлятся на ранних стадиях разработки игры. Даже если игроку не повезло с кубиками, у него должна быть возможность что-то сделать полезное в свой ход. В Катане же в свой ход все игроки, кроме вас, могут получить ресурсы, а вам придется грустно пасовать и передавать ход другому игроку.

Но не зря же Колонизаторы называют гейтвеем. Если кому-то не понятен этот термин, то я поясню, что гейтвей (gateway) — это игра, с которой хорошо начинать знакомиться с настольными играми. На мой взгляд Катан прекрасно подходит для знакомства с настолками. Почему? Именно по той же причине высокой роли случайности. Для новичка очень плохо, когда он, не зная всех тонкостей игры, не может выполнять максимально эффективные действия, из-за чего ему приходится играть роль отстающего. Новичку в Катане достаточно знать, что начальная расстановка на поле очень важна для получения максимальной прибыли. Самые часто выпадающие цифры на кубиках — это цифры 6 и 8. Они даже отмечены красным цветом, чтобы игроки обратили внимания на гексы именно с этими цифрами. Задача игрока — выгодно расставиться на старте и потом строить дороги и поселения так, чтобы получить доступ к новым «вкусным» гексам. Согласитесь, это понятная и несложная стратегия для новичка. Если игрок правильно займет места, все остальное за него сделает фортуна.

Что нужно сделать в этой игре для получения максимального комфорта? На стадии подготовки игры поставить свои поселения на стыке 3-х земель. И желательно, чтобы хотя бы один гекс был с 6-кой или 8-кой. Также нужно постараться получить доступ ко всем пяти ресурсам или к такому ресурсу, которого будет не хватать в игре (например, к ресурсу имеет доступ только один игрок из четырех).

Но даже если по теории вероятности 6 и 8 выпадают на двух кубиках чаще, иногда так получается, что за всю игру эти цифры выпадают реже всего=) Так что не стоит считать, что королем будет тот, кто займет места возле «козырных» гексов.

По причине высокой случайности из-за кубиков в Катан могут играть люди любых возрастов и любой подготовки. Дети, взрослые, бабушки/дедушки — кто угодно. В игре очень мало текста. Даже если он есть на карте, то даже не читая, что там написано, можно догадаться, что дает карта. Клаус Тойбер постарался сделать игру максимально понятной.

Хорошо, мы разобрались с тем, что выявляет в Катане его возраст. Но мне хочется акцентировать внимание на одном очень интересном моменте, который есть в этой игре и который сделал ее по-настоящему уникальной для своего времени. Это ее социальность. А именно торговля. Клаус Тойбер в своей игре позволил игрокам не слепо следовать написанным правилам, а создавать свои правила и предлагать свои условия. У вас много зерна? Да, вы можете его продать банку, но вы можете предложить зерно другим игрокам. И это такая игра в игре, потому что игроки вдруг отвлекаются от гексов на поле и начинают вести полемику о торгах. Для игры 95-го года это был большой шаг вперед, потому что игра приобрела социальный оттенок. Игроки не просто машинально берут ресурсы из стопок и меняют их на фигурки, которые потом расставляют на поле, а они общаются, спорят, торгуются, шутят. Сейчас вы покупаете 1 шерсть за 3 глины, а потом меняете 1 глину на 2 древесины. И это не прописано в правилах! Вы — хозяева своей игры.

В Колонизаторы трудно играть с теми, кто любит просчет. Эта игра может жестоко обходиться с вами на протяжении нескольких раундов, в течение которых вы ничего путного не можете сделать. Поэтому я всегда, когда играю в эту игру, стараюсь просто отдохнуть и получить удовольствия от ярких красок игры и бросания кубиков.

Мне в игре нравятся следующие моменты:

  • непредсказуемость хода и полное погружение в игру. До того, как кто-то бросит кубики, никто не знает, получишь ты что-нибудь или нет. Это здорово, что даже в чужие ходы тебе есть чем заняться. Тебе некогда ковыряться в телефоне, пока ходит другой игрок, так как кубики могут принести вам сырье, после чего вы можете выгодно их обменять на что-то другое, более полезное. Все, что происходит в игре, каким-то боком касается любого игрока. Будь то получение ресурсов, нападение разбойников, торговля или потеря карты дороги;
  • нападение разбойников. Держать на руках много карт очень опасно, потому что в любой момент ты можешь лишиться половины ресурсов, которые можно было потратить на что-то ценное. Игра подталкивает игроков к тому, чтобы они тратили сырье как можно чаще. К тому же выпадение цифры 7 — это всегда весело. Приятно смотреть на то, как у соперника вместо 14 карт остается только 7. Так тебе и надо, жадина!
  • простой геймплей. В игре можно потратить ресурсы всего на 4 вещи — дороги, поселения, города и карты развития. Тебе не нужно следить за дополнительными 10-ю параметрами, чтобы поддерживать экономический баланс своей системы. Строительство в Колонизаторах простое, но оно работает на все 100%;
  • торговля с другими игроками всегда интересна и непредсказуема. Конечно, обмен не всегда случается, но торговаться очень приятно;
  • отсутствие игровой валюты, которая бы усложнила игровой процесс. Даже странно слышать, что в экономической игре нет денег, но это к лучшему. Правда;
  • практически любое строительство нового элемента на игровом поле приводит к получению победных очков. Вы стартуете с двумя очками в кармане, и все остальные действия будут только увеличивать их количество. Уменьшить их просто невозможно. Только вперед!
  • за карты рыцарей и дороги всегда идет ожесточенная борьба между игроками. Даже если вы изначально не намеревались строить самую длинную дорогу, вам все равно придется обратить на нее внимание, т.к. дополнительные 2 очка — это довольно серьезное преимущество в игре;
  • со временем игра не становится блеклой. Она яркая, сочная и внешне привлекательная. Отличное оформление — это однозначный плюс игры.

Раз уж рассказал о плюсах, то стоит упомянуть и о минусах. Честно говоря, я не могу сказать, что у Колонизаторов есть ярко выраженные минусы, за что я готов ее поругать. Но неоднозначные моменты есть 100%. Для кого-то это серьезные недостатки, для кого-то мелочи:

  • высокая роль случайности и невозможность затормозить лидера. Да, в этой игре можно долго сидеть без ресурсов, а это значит, что вы ничего не сможете построить и не продвинетесь ближе к победе. Чаще всего это бывает из-за плохой расстановки стартовых поселений. Но бывает, что и кубики не хотят радовать вас своими цифрами. Если соперники выстроят по 2-3 дополнительных поселения и заимеют парочку городов, в то время, как вы даже дороги толком проложить не можете, то игру, скорее всего, вы уже слили. Догнать лидеров можно только в том случае, если вам вдруг начали переть ресурсы, а соперники наоборот начнут испытывать дефицит оных;
  • трудно понять, кто лидирует. Вроде с одной стороны очки можно посчитать по поселениям, городам и карточкам дороги и рыцарей. Но есть еще карточки развития, в которых тоже могут прятаться победные очки. И эти карточки всегда скрыты от чужих глаз. Поэтому сложно сказать, кто находится в шаге от победы, кто в двух шагах, а кто в трех. Обычно конец игры начинает наклевываться тогда, когда кто-то из игроков начинает часто пересчитывать свои поселения и города. Иногда так бывает, что вы играете себе спокойно, пытаетесь через 3 хода достроить города и выиграть, и вдруг кто-то из игроков выкладывает на стол 3-4 карты развития с победными очками и неожиданно завершает игру;
  • ближе к концу игры торговля между игроками затихает. Кто захочет меняться с другим игроком, если тот скорее всего скоро выиграет? Правильно, никто. Это в начале игры хочется самому побыстрее что-нибудь построить, поэтому и меняешь активно овец на зерно, а глину на камень. А ближе к концу игры начинаешь задумываться, стоит ли это делать, помогая кому-то другому;
  • в Колонизаторы нельзя сыграть вдвоем. Это не плохо, это просто факт. 3-4 игрока — пожалуйста. Два игрока — сыграйте в другую игру;
  • как бы по-разному не собиралось игровое поле, сильно большой реиграбельности оно не дает. Если в Колонизаторы играть часто, игра быстро надоест.

Как видите, есть за что похвалить Катан, но и есть за что поругать.

Дополнения

Безусловно, такая популярная игра, какой стал Катан, не могла не обойтись без всевозможных дополнений и альтернативных версий. На данный момент к базовой игре можно купить много разных дополнительных коробочек, многие из которых доступны на русском языке.

Расширение для 5-6 игроков — название говорит само за себя.

Купцы и варвары (+ отдельное расширение для 5-6 игроков) — в этом дополнении вы найдете 5 масштабных сценариев, в которых население острова Катан будет развивать сеть дорог и поселений, торговать с бедуинами пустынь и отбиваться от дерзких варваров. Новые гексы местности, дополнения к правилам и превосходные пластиковые компоненты.

Мореходы (+ отдельное расширение для 5-6 игроков) — в этом дополнении нужно строить корабли и добывать новое сырье — золото. Также в коробке есть 9 новых сценариев-приключений.

Города и рыцари (+ отдельное расширение для 5-6 игроков) — в этом допе варвары совершают набеги на города и поселения. Игрокам предстоит нанимать рыцарей, которые будут отбивать набеги варваров. Также в этой игре можно возводить новые культурные и торговые постройки.

Колонизаторы. Европа — самостоятельная игра, в которой вместо острова Катан игроки смогут заселять территорию Европы.

Колонизаторы. Америка — самостоятельная игра, в которой можно заселить Северную Америку.

Первопроходцы и Пираты — расширение, в котором есть 5 новых сценариев, насыщенных морскими путешествиями, торговлей и битвами с пиратами.

Князья Катана — шикарная дуэльная самостоятельная игра, на которую я уже сделал ранее .

Колонизаторы Junior — самостоятельная игра для юных игроков.

Все эти игры можно доступны на русском языке благодаря издательству Hobby World .

Колонизаторы vs Каркассон

Я не знаю, как так получилось, что эти две игры очень часто упоминаются в одной связке. Может быть потому, что ХВ обе игры развивало в одно время, и они стали главными играми издательства (не считая еще Манчкина ), которые помогли стать ему на ноги. Более чем уверен, что если вы зайдете в магазин настольных игр и спросите игру для новичка, то вам предложат или Каркассон , или Колонизаторы , или обе вместе. Тем не менее, игры-то все-таки разные. Я попробую сравнить эти настолки и рассказать о своем отношении к каждой из них.

Каркассон дешевле — это первое преимущество игры. Очень часто новички не хотят тратить много денег на покупку настольной игры, поэтому их нельзя пугать играми с высокой стоимостью. Каркассон стоит в два раза дешевле Колонизаторов .

В Каркассоне быстрее готовится игра к старту. Просто перемешай тайлы, найди стартовый тайлик и уже можно играть. В Колонизаторах нужно подготовить поле, провести процедуру расстановки стартовых позиций, и только после этого первый игрок может начать бросать кубики.

Каркассон играется быстрее. Буквально 20-30 минут и вы уже сыграли. А на Колонизаторы уходит 60-90 минут.

В Каркассон можно одинаково круто играть вдвоем, втроем и вчетвером. В Колонизаторы вдвоем сыграть нельзя.

Но зато Колонизаторы создают ощущение полноценной настольной игры. Здесь есть большое красивое игровое поле, кубики, карточки, фигурки, торговля, строительство, грабеж. Многие начинающие игроки боятся игр, состоящих из одних карточек, т.к. они не похожи на то, что обычно показывают на картинках с настольными играми. Новички любят масштаб в играх и возможность бросать кубики. Помню, как вел одну знакомую в клуб настольных игр первый раз, и она меня спрашивала: «А там будут игры, где можно бросать кубики? Мне это нравится больше всего!». Колонизаторы умело создают атмосферу большой настолки. Я пришел в мир настольных игр через совсем другие игры, но когда после Каркассона я увидел Колонизаторы , то сразу отметил, что это игра мне интереснее, так как в ней можно делать больше всяких прикольных штук.

Колонизаторы , имхо, больше похожи на еврогейм. В этой игре есть экономика, накопительство, строительство. Каркассон больше пазловая игра.

После первой партии в Каркассон я поставил игре 6 баллов и не горел особым желанием изучать игру дальше. Колонизаторы же мною были оценены на 7 баллов, и в них хотелось играть еще. Правда, со временем я поднял оценку Каркассону до 9, потому что игра мне вдруг раскрылась с другой стороны. Так получилось, что теперь я ценю быстрые мобильные игры, которые приносят море удовольствия и в которых есть над чем подумать. Но это не значит, что Катан со временем испортился. Для меня Катан — это хорошая игра, когда хочется чего-то попроще и за столом есть новички, которые в сложные еврогеймы не играли ни разу.

Обе игры отлично подходят для новичков, но если нужно что-то подешевле и побыстрее, то это Каркассон , а если нужна простенькая красивая евроигра, то это Колонизаторы .

Игра на все времена

Как и Каркассон , Колонизаторы не портят место в коллекции настоящего настольщика. Это хорошая классика, в которую иногда приятно сыграть бывалым настольщикам и в которую обязательно нужно играть с теми, кто хочет познакомиться с настольными играми. Со временем игра может надоесть, у вас появятся новые любимые настольные игры, которые будут более сложными и интересными, но классика жанра от этого хуже не станет. И к ней всегда приятно периодически возвращаться, чтобы в очередной раз быстрее всех заселить дивный остров Катан, который притягивает к себе всех настольщиков вот уже более 20 лет.

Статьи по теме: