Игры с детьми раннего возраста в детском. Консультация на тему «Игры детей раннего возраста. Творческие игры игры

“Важным средством формирования
мыслительной деятельности малыша,
его интеллекта является игра”.
С. Т. Шацкий

Актуальность:

Для современного этапа развития общества (изменение политических и социально-экономических путей его развития) характерно становление принципиально новых приоритетов, требований к системе образования в целом и её начальному звену – дошкольному воспитанию. Важнейшим требованием является повышение качества образования. Развитие законодательства, регулирующего отношения в области дошкольного образования, способствовало появлению принципиально нового документа модернизации системы дошкольного образования – Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее – ФГТ).

Идеология ФГТ направлена на формирование принципиально нового взгляда на содержание, структуру и организацию дошкольного образования. Предлагается особое внимание уделять формированию общей культуры, развитию физических, интеллектуальных и личностных качеств, формированию предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.

Перед педагогами в настоящее время стоит непростая задача: обеспечить непрерывное развитие ребенка с использованием разнообразных форм и методов, адекватных возрасту воспитанников, с учетом того, что основным видом деятельности ребенка-дошкольника является игра.

Одними из таких средств является технология развивающих игр. Известно, что для использования в практике работы с детьми дошкольного возраста имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для интеллектуального, в частности математического развития мыслительные умения, и при этом на протяжении всего дошкольного детства, дают немногие.

Развивая умения детей выделять свойства предметов (их размер, цвет, форму), отметила, что при усвоении данных сенсорных представлений, а так же при упражнении на выделение свойств предметов, операций сравнения, обобщения, дети испытывают затруднения.

При поиске наиболее эффективного средства для развития логического мышления, памяти, воображения, творческих способностей, сенсорного воспитания свой выбор я остановила на логических блоках Дьенеша, т.к. считаю, что этот материал даёт возможность доступно, на наглядной основе познакомить маленьких детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов.

Для реализации своей деятельности в этом направлении поставила следующие задачи:

  • Создание условий для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через логические блоки Дьенеша.
  • Формирование умения детей ориентироваться в различных свойствах предметов (в цвете, форме, величине, толщине, количестве).
  • Развития познавательных процессов восприятия, памяти, внимания, воображения, творческих способностей.
  • Воспитание первичных волевых черт характера в процессе овладения целенаправленными действиями с логическими блоками.
  • Определила направления работы :

  • Формирование представлений о сенсорных эталонах (свойствах предметов)
  • Обучение способам обследования предметов
  • Развитие аналитического восприятия (выделение элементов: цвет, форма, величина, толщина)
  • Выделила следующие принципы организации работы:

    • Доступность:

    Адаптированность материала к возрасту детей.

    • Систематичность и последовательность:

    Постепенная подача материала от простого к сложному;

    Частое повторение усвоенного.

    • Наглядность.
    • Личностно-дифференцированный подход:

    Учет возрастных особенностей;

    Создание благоприятной среды для усвоения материала каждым ребенком.

    Определила для использования следующие методы и приемы:

    Надо отметить, что в практике работы с детьми в детском саду используются два вида блоков: объемный и плоскостной. За каждым из этих видов закрепилось свое название. Объемный логический материал именуется логическими блоками, плоскостной - логическими фигурами.

    Использовать блоки Дьенеша начала в 1-ой младшей группе.

    Для организации целенаправленной работы был осуществлен подготовительный этап: составлен перспективный план, приобретены красочные пособия и альбомы, разработаны консультации для родителей и воспитателей.

    С детьми проводились игры согласно перспективному плану. Начинала я работу с блоками с того, что предоставила детям возможность самостоятельно с ними познакомиться.

    Ориентируясь на примерный уровень развития ребенка, предлагала ребенку одно-два упражнения (игры). Если он не справляется с заданием, предлагала более простое (предыдущее) по сложности упражнение, и так до тех пор, пока ребенок не решит задачу. Самостоятельное и успешное решение становилось той ступенькой, с которой ребенок начинал движение вперед.

    Проверив таким образом каждого ребенка, я получила достаточно ясную картину уровня мыслительных умений детей. А в свою очередь дало возможность организовать игры с учетом уровня развития каждого ребенка.

    Если ребенок легко и безошибочно справлялся с заданиями определенной ступени -предлагала игры и упражнения следующей группы сложности. Хочу отметить то, что переводить ребенка к последующим игровым упражнениям можно только в случае, если он "вырос" из предыдущих, т. е. когда они для него не составляют труда. Если же передержать детей на определенной ступени или преждевременно дать более сложные игры и упражнения, то интерес к занятиям исчезнет. Дети тянутся к мыслительным заданиям тогда, когда они для них трудноваты, но выполнимы.

    Данная работа проводилась по подгруппам 1 раз в неделю и индивидуально в совместной и самостоятельной деятельности с детьми. В работе с детьми 1 младшей группы использовала альбомы: “Удивляйки 1,2,3,4” (плоскостные фигуры), “Блоки Дьенеша для самых маленьких”, “Маленькие логики”. Накладывая цветные блоки на цветные изображения в альбомах, дети видят, как плоскостные изображения превращаются в объемные предметы, радуются ярким, забавным картинкам, у ребят развивается творческое мышление, речевая активность.

    В процессе различных действий с блоками дети сначала освоили умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств. Затем дети пробовали анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т. д.), несколько позже - по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине).

    Считаю, что именно в результате использования технологии развивающих игр, промежуточные данные педагогического мониторинга по освоению детьми ООПДО имеют положительную динамику. Вашему вниманию представляю диагностические данные по освоению задач образовательной области “Познание”, раздела: “Сенсорное воспитание” в 1 младшей группе за 2011/2012 учебный год..

    В сентябре 2011 г. был проведен педагогический мониторинг, который показала, что количество детей группы “риска” составляет 14%, группы “наблюдения” - 66% , а группы “норма” - 20%. В результате целенаправленной деятельности и по результатам промежуточного мониторинга (апрель 2012 г.) были получены следующие данные: группа “риска” составила 5%, группа “наблюдение” уменьшилась до 48%, группа “норма” увеличилась до 37%, появился “высокий уровень”, который составил 10%. Таким образом, можно отметить положительную динамику в развитии воспитанников.

    В текущем учебном году мы расширили свою деятельность другими технологиями развивающих игр - палочки Кюизенера, кубики Никитина, т.к., данный дидактический материал обладает большим потенциалом, его использование можно подстраивать под себя, под свой уровень, свои интересы. В большинстве своем эти игры представлены в виде головоломок, направленных на распознавание и достраивание образов, т. е. на развитие логического и образного мышления. Их можно назвать спортивным комплексом для ума, для развития творческих способностей ребенка.

    Для внедрения в практику работы нового для детей дидактического материала был так же проведен подготовительный этап: составлен перспективный план, приобретены пособия и альбомы для работы с детьми, консультации для родителей по использованию развивающих игр.

    В работе с детьми 2 младшей группы использую альбомы: “Лепим небылицы” (блоки Дьенеша), “Волшебные дорожки” (палочки Кюзинера), “Чудо кубики” и “Разноцветный мир” (кубики Никитина), также “Вместе весело играть” (блоки Дьенеша и палочки Кюизенера).

    Игры и упражнения с блоками Дьенеша, палочками Кюизенера, кубиками Никитина подбираю с учетом возможностей детей, уровня их развития, интереса к решению интеллектуальных и практических задач, учитывала их взаимосвязь (наличие общих и постепенно усложняющихся элементов: способов действия, результатов) и сочетаемость с общей системой упражнений, проводимых с помощью других дидактических средств. Игровые элементы в упражнения ввожу в форме игровой мотивации (построить лесенку для петушка, починить забор и так далее)

    При организации любых видов детской деятельности придерживаюсь следующих принципов:

    • Принцип дифференцированного подхода

    Я помню о том, что ребенок - уникальная личность. Стараюсь ценить его индивидуальность, поддерживать и развивать. После диагностирования знаний, умений и навыков вновь прибывшего ребенка, подбираю задания в соответствии с его умениями и навыками.

    • Принцип сотрудничества

    Даю понять ребенку, что я всегда готова оказать ему личную поддержку и прийти на помощь. Если ребенок не справляется с каким либо заданием, я предлагаю: “ Давай, я тебе помогу”, “Давай попробуем вместе”, “У нас с тобой все получится”, “Ты конечно, же справишься”.

    • Принцип психологического комфорта каждого ребенка

    Проявляю понимание, деликатность, терпимость и такт при воспитании и обучении детей, восхищаюсь его инициативой и мельчайшей самостоятельностью - это способствует формированию у ребенка уверенности в себе и в своих возможностях. В этом возрасте очень важно создать ситуацию успеха, главное чтобы предлагаемое задание было выполнено всеми детьми, независимо от того, делал ли он самостоятельно или с моей помощью. Важно поддержать не только действием, но и словами: “Какой ты молодец!”, “Здорово у тебя получилось!”, “Замечательно!”, “Я очень горжусь тобой!”, “Великолепно!”, “Я знаю, ты сможешь!”, “Большое тебе спасибо!” и др.

    • Принцип вариативности

    Работу вне НОД или необходимой индивидуальной работы или в самостоятельной деятельности детей, а также для поддержания интереса, стараюсь использовать варианты заданий близким по целям, но предполагающих действия с разными заданиями.

    Опыт проводимой работы показал, что применение технологии развивающих игр с детьми младшего дошкольного возраста позволяет детям быстро выучить геометрические фигуры, цвета и формы, научиться отличать их друг от друга, сравнивать и анализировать и несомненно позволяет добиться положительных результатов. В своей деятельности я планирую продолжать работу в данном направлении, считаю, что применяемые технологии дают возможность формировать необходимые интегративные качества детей на протяжении всего дошкольного детства.

    ИГРЫ

    Игра « Липучки»

    Цель: отработка коммуникативных навыков детей, умения слушать инструкцию

    Когда в группе все дети станут «липучками», они начинают все вместе танцевать и напевать: «Мы липучки-приставучки. Будем вместе мы плясать».

    Примечание : На первых порах, пока дети не освоили игру, в роли «липучки» может выступать воспитатель.

    Игра « Карусели»

    Цель: создание положительной эмоциональной обстановки, отработка умения согласовывать свои движения с движениями других детей и с ритмом музыки и текста.

    Педагог говорит: «Сейчас мы будем кататься с вами на каруселях. Повторяйте за мной слова и двигайтесь дружно под музыку по кругу, чтобы карусель не сломалась».

    Дети вслед за воспитателем повторяют слова:

    Еле-еле-еле-еле

    Завертелись карусели.

    Карусель медленно движется в правую сторону.

    А потом, потом, потом

    Все бегом, бегом, бегом!

    Побежали, побежали…

    Темп речи и движений постепенно ускоряется. На слова «побежали, побежали» направление движения меняется.

    Тише, тише, не спешите,

    Карусель ос-та-но-ви-те…

    Темп движений постепенно замедляется, и на слова «раз-два» все дети останавливаются и кланяются друг другу.

    Раз-два, раз-два,

    Пауза.

    Вот и кончилась игра.

    Примечание: Текст разучивается с детьми заранее. Если у воспитателя нет подходящей музыки или игра проходит на улице, можно играть без музыкального сопровождения. Играя с маленькими детьми, направление движения можно не менять.

    Игра « Кенгуру»

    Цель: обучение детей двигаться в паре, подстраиваться к ритму движения партнера.

    Примечание: В эту игру охотно играют дети 2,5 – 3 лет. Более младшие дети могут играть в нее не со сверстниками, а с мамой, со старшим братом или сестрой, с воспитателем.

    Игра «Паровозик»

    Цель: научить детей взаимодействовать друг с другом.

    Содержание: Эта игра – модификация предыдущей игры «Кенгуру». Двухлетним детям трудно было понять и выполнить инструкцию взрослого. Они сами упростили характер движения, когда у них не получилось синхронного передвижения в сложной позе «кенгуру». Один из пары детей встал на четвереньки, второй – за ним, крепко обхватив его руками. Дети поползли вперед. Уловив сходство парного движения с движением паровоза, они хором стали распевать: «Чух-чух-чух».

    Примечание: Пример этой игры показал, что дети раннего возраста обладают воображением и могут быть создателями целого ряда интересных игр.

    Игра «Черепаха»

    Цель: знакомство с домашними животными, развитие слухового внимания.

    Например:

    Собака – «Гав-гав…».

    Кошка – «Мяу-мяу…».

    Корова – «Му-му…».

    Но как только воспитатель говорит: «Черепаха», - все дети приседают (можно еще прижать подбородок к груди).

    Примечание: До начала игры, особенно с самыми маленькими детьми, воспитатель многократно повторяет характерные для домашних животных звуки. Кроме того, он объясняет, чем отличается черепаха от названных животных, показывает картинку с ее изображением, рассказывает, как и почему черепаха прячет голову в панцирь.

    Для детей постарше можно усложнить условие игры, добавив названия диких животных, объяснив разницу между домашними и дикими животными. С этой целью можно использовать как соответствующие игрушки, так и картинки с изображением животных.

    Игра «Ищу друга»

    Цель: обучение детей навыкам сотрудничества, переход от игры «рядом» к игре «вместе».

    Воспитатель говорит детям, что сейчас они будут танцевать вместе со зверятами. Но одному зайчику, мишке танцевать скучно, поэтому, пока звучит музыка, каждый ребенок должен найти для своей зверюшки одного-двух друзей. На первом этапе воспитатель показывает детям все игрушки, заостряя их внимание на том, что в наборе не один зайчик, а два или три, не один мишка, а два или три.

    Когда начинает звучать музыка, дети ходят по комнате и ищут детей с парными игрушками, то есть подыскивают своей зверюшке друга. Когда друг (пара) будет найден, дети танцуют вместе с игрушками. Игрушки можно поставить на пол перед собой и танцевать вокруг них.

    Примечание: В том случае, если у воспитателя нет необходимого набора игрушек, его можно заменить картинками с изображением животных. Если дети совсем маленькие, картинки можно вырезать в виде медалей и повесить каждому ребенку такую медаль на грудь.

    Игра «Только вместе»

    Цель: обучить детей устанавливать контакт друг с другом, подстраиваться к темпу движения партнера.

    Примечание: Когда дети освоят этот вариант игры, ее условия можно усложнить, например, так: каждый ребенок может придерживать мяч только одной рукой.

    Игра «Самолеты»

    (модификация игры С. Я. Лайзане, М., 1978)

    Цель: развитие воображения, слухового внимания, умения быстро подчиняться инструкции взрослого.

    Воспитатель дает сигнал «Полетели!», и дети сразу разводят руки в стороны и «летают», то есть бегают по комнате в разных направлениях.

    Как только воспитатель дает сигнал «На посадку», все дети должны остановиться и присесть (или сесть на стульчики).

    Игра «Помоги Тане»

    Цель: воспитание навыков партнерского общения, усиление мотивации к общению, снятие тревожности у детей.

    Содержание: Воспитатель говорит, что у девочки Тани случилась беда: сломались все игрушки, и ей больше не во что играть. Детям показывают несколько заранее подобранных старых игрушек, каждая из которых разделена на две части. Например, шляпка гриба и ножка гриба, две части одной матрешки и др. Для более старших детей каждую игрушку можно разделить не на две, а уже на три-четыре части.

    Полученные детали раздают детям – каждому ребенку по одной – и просят их помочь Тане починить ее игрушки.

    Задача малышей – найти отдельные части игрушки и соединить их.

    Примечание: Эта игра похожа на игру «Ищу друга», однако является более функциональной, так как ее можно использовать в работе как с обычными детьми, так и с «особыми». Например, аутичному ребенку легче выполнять задание с понятным ему логическим завершением (игрушка должна стать снова целой). Для тревожных детей инструкция к этой игре тоже является более понятной и доступной. Правда, в этом случае воспитатель до начала игры должен продемонстрировать детям, каким образом будут выглядеть починенные игрушки.

    С совсем маленькими детьми или «особыми» детьми на первых порах можно играть в эту игру вдвоем: ребенок и взрослый.

    Игра «Это Я. Узнай меня» (известная игра)

    Цель: снятие эмоционального напряжения, агрессии, развитие эмпатии, тактильного восприятия, создание положительного эмоционального климата в группе.

    Содержание: Дети сидят на ковре. Один из них поворачивается спиной к сидящим. Дети по очереди ласково поглаживают его по спине ладошкой и говорят: «Это я. Узнай меня». Водящий ребенок (которого поглаживают) должен отгадать, кто до него дотронулся. Воспитатель помогает ребенку отгадать, называя по очереди по имени всех участвующих в игре детей.

    Желательно чтобы каждый ребенок побывал в роли ведущего.

    Игра «Постарайся отгадать»

    Цель: развитие эмпатии, умения соразмерять свои движения, развитие речи, развитие навыков общения, сплочения группы.

    Постарайся отгадать.

    Я с тобою рядом тут.

    Скажи, как меня зовут.

    Водящий ребенок пытается отгадать, кто же его погладил. Если ребенок мал и не может произнести все слова, тогда первые три строчки говорит воспитатель (можно вместе с остальными детьми), а четвертую – либо ребенок сам, либо вместе с воспитателем. Если водящий никак не может правильно угадать, он поворачивается лицом к играющим, и ему показывают, кто его погладил, а он просто пытается вспомнить и назвать по имени этого ребенка.

    Примечание: Эта игра является модификацией предыдущей игры «Это я. Узнай меня». Иногда детям интереснее и легче в нее играть благодаря несложному стихотворному сопровождению.

    Игра «Добрый бегемотик»

    Цель: Снятие эмоционального напряжения, агрессии, снижение двигательной активности.

    Воспитатель просит каждого ребенка погладить своего соседа по плечику, по головке, по спинке, по ручке….

    Затем воспитатель просит «бегемотика» походить по группе, присесть. Обычно дети, приседая все вместе, падают и смеются. Иногда игра превращается в общую «кучу-малу», ко всеобщему удовольствию всех участников.

    Игра «Самолет летит по небу»

    Цель: Развитие воображения, слухового внимания, способности быстро реагировать на инструкцию.

    Самолет летит по небу,

    В самолете я лечу.

    Дети изображают руками крылья самолета, гудят. Воспитатель говорит:

    На машине я поеду,

    Если только захочу.

    Дети изображают, как они едут в машине, держаться за руль, рычаг, подражая звуку мотора.

    Воспитатель выполняет движения вместе с детьми.

    Примечании: С более старшими детьми или когда дети уже привыкнут к игре, воспитатель может усложнить условия и сознательно путать слова и движения. Дети стараются не ошибиться.

    Игра «Мой хороший попугай»

    Цель: Развитие эмпатии детей, быстрота реакции, снятие агрессии, расширение словарного запаса и поведенческого репертуара детей.

    Сначала игра проходит в очень медленном темпе, так как дети с трудом находят ласковое имя для попугая, не умеют передавать игрушку кому-либо из играющих. Но затем, по мере освоения этих операций, темп игры, как правило, ускоряется.

    Примечание: Для более старших детей, которые уже умеют говорить, можно использовать стихотворное сопровождение:

    Мой хороший попугай,

    Мне его скорее дай.

    Он красивый, он хороший

    И еще…

    Ребенок добавляет свое ласковое слово, например:

    Он добрый очень.

    Игра «Паучки и комары»

    Цель: развитие координации движений, навыки взаимодействия, сплочение группы.

    Когда все «комары» будут пойманы, дети берутся за руки и танцуют все вместе.

    Примечание: Эту игру можно проводить с музыкальным сопровождением. В этом случае все дети свободно бегают до определенного сигнала (например, до остановки музыки), и только потом «паучки» могут их ловить.

    Игра «Поймай зайчика» (Смирнова О. Е., 2000)

    Цель: снятие эмоционального напряжения, излишней двигательной активности.

    Воспитатель читает детям стихотворение:

    Солнечные зайчики -

    Прыг, прыг, скок,

    Прыгают, как мячики,

    Прыг, прыг, скок…

    Затем предлагает малышам догнать зайчика, иногда давая им возможность ловить световое пятно, которое потом опять убегает.Если зайчик «устал», ребятам удается его поймать, но иногда он прячется. В этом случае воспитатель говорит, что зайчик устал, спрятался в норку, что детям тоже пора отдохнуть, закрыть глазки, поспать понарошку.

    Когда зайчик отдохнет и вновь появится перед ребятами, дети снова принимаются его ловить. Воспитатель при этом говорит: «Проснулся зайчик, смотрите, как он танцует, а вот он под стол спрятался…Ой! Он прыгнул на диван… Ловите его, ловите скорее!»

    Игра «Зеркало» (Козак О. Н., 1999)

    Цель: отработка навыков взаимодействия взрослого и ребенка, знакомство ребенка с его телом, обучение ребенка ориентации в пространстве.

    ПЕРВЫЙ ЭТАП (индивидуальный)

    ВТОРОЙ ЭТАП (групповой)

    Примечание: На более поздних этапах работы с зеркалом игру можно начинать сразу со второй части.

    Игра «Волшебное зеркало» (Филиппова А. Д., М., 1963)

    Цель: развитие воображения, ориентации в пространстве, умения повторять движения взрослого.

    Ну-ка, зеркальце, смотри,

    Все нам верно повтори.

    Встану я перед тобой,

    Повторяй-ка все за мной.

    Взрослый подходит к одному из детей и делает какое-нибудь движение. Ребенок должен повторить движение.

    Примечание: Эта игра похожа на предыдущую, но она рассчитана на детей, с которыми уже проведена подготовительная работа. Кроме того, стихотворный текст делает игру более привлекательной для детей.

    Игра «Том и Джерри» (модификация известной игры)

    Цель: развитие двигательных навыков, навыков взаимодействия, быстроты реакции.

    «Кот» свернулся калачиком на ковре и спит. «Мышата» пляшут вокруг него (можно взявшись за руки, можно отдельно друг от друга) и поют:

    Тили-бом, тили-бом,

    Не боимся тебя, Том!

    «Том» внезапно «просыпается», вскакивает и пытается поймать «мышат». «Мышата» разбегаются. Если «Том» уже поймал кого-нибудь из них, он запирает мышонка в мышеловке (сажает на стульчик).

    Игра «Пузырь» (известная игра)

    Цель: игра способствует сплочению детей, развитие чувства ритма.

    Раздувайся, пузырь,

    Раздувайся, большой,

    Оставайся такой,

    Да не лопайся!

    Постепенно дети расширяют круг все больше и больше, пока воспитатель не скажет: «Лопнул пузырь!» Тогда дети приседают на корточки и хором говорят: «Хлоп!»

    Примечание: Произносить текст надо четко, медленно – дети должны повторять его за воспитателем. Если игра проходит на большом ковре, дети обычно после слова «хлоп» падают (специально) на пол, валяются и хохочут.

    Игра «Пушинка» (Козак О. Н., 1999

    Цель: развитие двигательной активности, координации движений, умение контролировать свои действия.

    Игра «Черепахи»

    Цель: научить детей контролировать свои действия, слушать и понимать инструкцию взрослого.

    Примечание: Эта игра может показаться сложной для детей раннего возраста, но наблюдения психолога М. В. Луткиной показали, что действительно, сначала у детей срабатывает стереотип двигаться как можно быстрее. Примерно 10 % детей 2,5 – 3 лет с первого раза понимают инструкцию правильно. Но при систематическом проведении игры с каждым разом таких детей становится все больше.

    Игра «Колокольчик»

    Цель: развитие координации движений, умения подчиняться правилам игры, отработка быстроты реакции.

    Содержание: Все дети сидят в кругу на стульчиках. Стулья должны стоять как можно плотнее друг к другу. Один из детей встает в центре круга – он водящий. Дети, сидящие в кругу, передают друг другу колокольчик (он должен быть со звонком, отчетливым звуком). Задача водящего – дотронуться до того ребенка, у которого в руках колокольчик. Как только ему это удается, он садится на стул, а место водящего занимает тот, кого «поймали» с колокольчиком в руках.

    Игра «Покажи нос» (Васильева Е. А.)

    Цель: развитие слухового внимания, обучения детей ориентации на своем теле.

    Раз, два, три, четыре, пять,

    Начинаем мы играть.

    Вы смотрите, не зевайте

    И за мной все повторяйте,

    Что я вам сейчас скажу

    И при этом покажу.

    «Уши-уши» - все показывают уши

    «Глазки-глазки» - все показывают глазки.

    «Ручки-ручки» - все показывают ручки и т.д.

    Примечание: Когда дети привыкнут к этой инструкции, воспитатель может усложнить игру: он специально путает детей – называет одну часть тела или лица, а показывает другую. Дети должны заметить это и не повторить неверное движение. Воспитатель может помогать им, изменяя интонацию, хитро улыбаясь, тем самым заостряя внимание на каком-либо движении.

    Игра «Лягушки»

    Цель: развитие умения подчиняться словесной инструкции, формирование чувства ритма, развитие координации движений, снятие излишней двигательной активности, сплочение группы.

    Затем начинают передвигаться на этих подушках по ковру и приговаривают все вместе:

    Две лягушечки с утра

    Съесть хотели комара.

    Комары все улетели,

    И лягушечки их не съели.

    Дети встают с подушек и все вместе пляшут, взявшись за руки и припевая:

    Тара-ра, тара-ра,

    Веселиться всем пора.

    Веселиться всем пора.

    Игра «Зайчик»

    Цель: развитие эмпатии, координации движений, умения взаимодействовать с другими детьми, подчиняться общему ритму игры, управлять своим телом, движениями.

    Сначала дети плавно качают пеленку и говорят:

    Зайчик, зайчик крепко спит

    И шуметь нам не велит.

    Затем воспитатель ускоряет ритм движения и вместе с детьми говорит:

    Зайка глазки открывает,

    За морковкой убегает.

    Он бежит от волка прочь,

    Мы хотим ему помочь.

    Воспитатель постепенно замедляет темп, дети говорят:

    Успокойся, зайчик-зайка,

    Ляг в кровать и засыпай-ка.

    После этих слов движения становятся совсем плавными, и дети с воспитателем как можно тише, спокойнее говорят:

    Зайчик-зайчик крепко спит

    И шуметь нам не велит…

    Тссссссссссссс….

    Игра «Коршун» (модификация игры Кильпио Н. Н., М., 1965)

    Цель: развитие внимания, быстроты реакции, умения следовать инструкции взрослого, обучение навыкам взаимодействия с детьми.

    Затем «курочка» с «цыплятами» гуляют (ходят по комнате). Как воспитатель говорит: «Коршун» (предварительно с детьми проводится беседа, во время которой им объясняется, кто такой коршун и почему цыплятам следует его избегать), все дети бегут обратно в домик.

    После этого воспитатель выбирает другую «курочку» из числа играющих детей. Игра повторяется.

    В заключении воспитатель предлагает всем детям выйти из «курятника» и погулять, тихонько помахивая руками, как крыльями, потанцевать вместе, попрыгать. Можно предложить детям поискать «цыпленка», который потерялся. Дети вместе с воспитателем ищут заранее спрятанную игрушку – пушистого цыпленка. Малыши вместе с воспитателем рассматривают игрушку, гладят ее, жалеют и относят на место.

    Примечание: С целью развития двигательных навыков можно усложнить игру следующим образом. Для того чтобы попасть в домик-курятник, дети должны не просто вбежать в него, а подползти под реечку, которая лежит на высоте 60-70 см.

    Игра «Дождик» (ЦПП Калининского района)

    Цель: развитие мышечного контроля, ориентации в пространстве, повышение эмоционального тонуса, умения взаимодействовать со сверстниками.

    1-й ВАРИАНТ

    Содержание: Один ребенок водящий. Остальные дети все вместе прячутся под большой (желательно прозрачный) зонт. Водящий из брызгалки (пластиковая бутылка с мелкими отверстиями в пробке) поливает зонтик, имитируя дождь. Дети наблюдают, как скатываются капельки дождя с зонта, как стекают с него струйки воды, подставляют ручки, чтобы поймать капельку.

    Затем выбирается другой водящий, и игра продолжается до тех пор, пока в роли водящего не побывает каждый желающий.

    2-й ВАРИАНТ

    Все дети под один большой зонт. При этом оговаривается, что дети прячутся так, чтобы все поместились под зонтом, заботясь друг о друге. Если возникает необходимость, взрослый помогает им:

    По одному, по два ребенка под любой понравившийся зонт, если в группе приготовлено несколько зонтиков. Взрослый заранее оговаривает условие, что под один зонт прячется один ребенок (или два, три ребенка). Дети более старшего возраста могут бегать «до начала дождя» парами, и тогда спрятаться под зонтик они будут должны тоже парами.

    3-й ВАРИАНТ

    Игра «Ежик и дождик»

    (модификация игры Дыкман Л., 1998: Ларечиной Е.)

    Цель: развитие умения подражать движениям взрослого.

    ЧАСТЬ 1

    Взрослый говорит: «Встретил как-то еж ежа», - правой и левой рукой складывается кукиш.

    Как погода, еж?

    Свежа.

    И пошли домой.

    Дрожа, сгорбясь, съежась, два ежа.

    (Оба «ежика» изображают движение.)

    ЧАСТЬ 2

    Чей топот быстрых ножек (Одного «ежика прикладывают к носу.

    Звучит среди камней? Все дети, чуть согнувшись, идут по кругу маленькими шажками,

    То ежик, ежик, ежик держа у носа ежика и припевая песенку.)

    Спешит домой скорей.

    Вдруг тучи набежали, (Все дети разводят руки широко в стороны.

    И в небе грянул гром. Резко хлопают в ладоши.

    В клубок наш еж Дети приседают, руками закрывают голову.

    Свернулся, Дети поднимают кисти рук, пальцы растопыривают.)

    Иголочки кругом.

    Капля раз, капля два, (Дети, сидя на полу, сначала медленно и тихо, затем все

    Капля медленно сперва. Сильнее и громче стучат всеми пальчиками по полу.)

    Стали капли поспевать,

    Капля каплю догонять.

    Сильный дождь пошел… (Дети сильно стучат ладошками по полу.

    Дождик стал затихать Постепенно дети замедляют темп, стучат медленнее и тише.

    Капли стали высыхать Дети водят ладошками по полу.

    Солнце появилось Дети поднимают руки вверх. Пальцы в стороны. раздвинуты

    Деткам поклонилось… Руки постепенно опускаются. Дети улыбаются, кланяются.)

    Игра «Утреннее приветствие» (модификация Ларечиной Е.,)

    Цель: создание положительного эмоционального климата в группе, развитие навыков общения, привитие навыка приветствия каждого находящегося в группе ребенка.

    Воспитатель говорит: «С добрым утром, солнце! Мы тебе рады».

    Воспитатель говорит: «Все мы проснулись, за руки взялись», - руки медленно опускаются вниз. Дети берутся за руки.

    Воспитатель, обращая взгляд поочередно к каждому ребенку, продолжает: «И Таня здесь… И Саша здесь… И Люба здесь…» Все дети вслед за воспитателем повторяют: «И Таня здесь…»

    Затем воспитатель оглядывает каждого ребенка и говорит: «Все здесь!» Дети встают на цыпочки, подняв сцепленные руки вверх, и хором говорят: «Все здесь!» После этого все медленно опускаются на корточки.

    Игра «Живая картинка»

    Цель: развитие восприятия, воображения, мышления, умения выделить главное в предмете.

    Каждый ребенок, посмотрев на свою картинку, «оживляет» ее, показывая какое-то движение или позу. Остальные дети отгадывают, что это такое.

    Примечание: На первых этапах воспитатель проводит индивидуальную работу с каждым ребенком или показывает движения сам, а дети только отгадывают, что изображено воспитателем

    Игра «В нашей группе»

    Цель: создание положительного эмоционального настроя в группе.

    В нашей группе, в нашей группе / все ритмично хлопают в ладоши

    Много маленьких ребят.

    Все на стульчиках сидят

    А у нас есть ……. /психолог показывает на ребенка

    Все хором называют его имя.

    Так продолжается, пока не назовут всех детей.

    Игра «Наши детки на полу»

    Цель: развитие чувства ритма, умения начинать и заканчивать движения по команде взрослого.

    Наши детки на полу

    Ножками затопали.

    Посмотрите, хороши (дети идут группой)

    Наши детки-малыши!.

    Ходят детки ножками,

    Новыми сапожками! (ходят высоко поднимая ноги

    Топа-топа-топа-топ при слове «стоп»- останавливаются.)

    Топа-топа-топа-стоп.

    Впереди далекий путь,

    Деткам нужно отдохнуть. (садятся на пол, отдыхают)

    Топа-топа-топа-топ

    Топа-топа-топа-стоп!

    А потом пойдем опять

    Мы по комнате гулять, (снова идут группой, останавливаются

    Топа-топа-топа-топ, при слове «стоп»).

    Топа-топа-топа-стоп.

    Игра «Гулялка»

    Цель: создание оптимистического настроения. «Знакомство» с телом, снятие мышечного напряжения.

    По дорожке –топ-топ-топ /шагают под текст/

    Мы шагаем дружно.

    Не идет проказник дождь? /поднимают голову вверх,

    Посмотреть нам нужно. Смотрят вправо, влево/

    Все в порядке: нет дождя, /кивают головой, улыбаются солнышку

    Солнышко сияет; подставляют ему щечки, нос и лоб/

    Наши щечки, нос и лоб

    Нежно согревает.

    Руки к солнцу подниму, /поднимают руки в стороны-вверх,

    Лучики поймаю, растопырив ладони, сжимают в кулаки./

    Их я пальчиком стряхну, / щелкают каждый из пальчиков о большоцпальчик,

    С ними поиграю. Встряхивают кисти рук./

    А потом я протопчу / топают-дробят ножками, делая дорожку/

    На песке дорожку,

    И колечки начерчу /попеременно рисуют каждой ножкой,

    Кругленькие ножкой затем встряхивают ею, расслабляя/

    Покружись, как мотылек, /медленно легко кружатся, встряхивая руками,

    Сяду на купавку, как крылышками, садятся на корточки.

    И поглажу нежно я Легко пальчиками гладят травку./

    Мягонькую травку.

    Солнышком посыплю я / поднявшись на ноги, посыпают сверху вниз

    Все вокруг, что знаю. Все вокруг себя.

    Все узнали вы меня? Спрашивает, разведя руки в стороны,

    Это я – гуляю! Показывая на себя, улыбается./

    Игра «Собачка» (ранний возраст)

    Цель: развитие речи, слухового внимания, произвольности, быстроты реакции.

    Ты собачка, не лай,

    Наших уток не пугай!

    Утки наши белые

    Без того не смелые.

    Игра «Комарик» (ранний возраст)

    Цель: развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей и взрослого, с правилами игры и ритмом стиха.

    Сел комарик под кусточек, / дети садятся на стулья,

    На еловый на пенечек, расставленные по всему залу./

    Свесил ножки под листочек / покачивают ногами/

    Спрятался . прячутсяся за платок из марли/

    приготовлен заранее и висит на спинке стула.

    Ведущий ходит вокруг детей с куклой-игрушкой. Говорит: « где же комарики? Я их сейчас съем!»

    Ищет детей. Уходит. Игра повторяется. Ведущий находит детей: «вот они спрятались!» Дети убегают. Ведущий пытается их поймать.

    Игра « Ножки» (ранний возраст)

    Цель: снижение импульсивности, повышенной двигательной активности. Развитие умения двигаться в одном ритме с другими детьми, подстраиваться под их темп.

    Зашагали ножки топ-топ-топ,

    Прямо по дорожке топ-топ-топ.

    Ну - ка веселее топ-топ-топ,

    Вот как мы умеем топ-топ-топ.

    Побежали ножки

    По ровненькой дорожке / бегут, стараясь

    Убегают, убегают не обгонять друг друга/

    Только пяточки сверкают.

    Игра повторяется 2-3 раза.

    Игра «Зарядка»

    Цель: развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений.

    Скачет лягушонок ква-3 раза /прыгать на месте и квакать/

    Плавает утенок кря-3 раза / движ. руками от центра груди в стор./

    Спортом занимаются на месте/

    Быстрая синица тюр-лю-лю /руки двигаются плавно

    В воздухе резвится,тюр-лю-лю, вверх-вниз, в стороны./

    Все вокруг стараются /маршировать

    Спортом занимаются на месте/

    Прыгает козленок ме-ме-ме /прыжки

    А за ним ягненок бе-бе-бе на месте/

    Все вокруг стараются /маршировать

    Спортом занимаются на месте/

    Вот мы на зарядке, раз-два-три /наклоны

    Утром на площадке раз-два-три в стороны/

    Видите стараемся,

    Спортом занимаемся! /маршируем на месте/

    Игра «Зайка»

    Цель: развитие чувства ритма, коммуникативных навыков(учить устанавливать контакт друг с другом, действовать согласованно, подстраиваться к темпу движения партнера).

    Маленький зайка /садятся на корточки, показывая рукой вершок от пола

    Длинные ушки /дети приставляют ладошки к голове –« ушки»/

    Быстрые ножки / побежали/

    Заинька- зайка /дети прыгают, поджав руки, имитируя зайку/

    Деток боишься / дети обхватывают себя руками/

    Зайка – трусишка / изображая страх, «дрожат».

    Игра «Мишка - косолапый».

    Цель: развитие умения передавать воображаемый образ с помощью движений, развивать умение действовать согласованно со взрослым и другими детьми.

    Мишка, мишка косолапый /приподнять плечи, руки округлить, носки ног

    Мишка по лесу идет повернуть, идти переваливаясь/

    Мишка хочет сладких ягод / поладить себя по животу, облизнуться/

    Да никак их не найдет. /оглянуться по сторонам, пожать плечами/

    Вдруг увидел много ягод / показать указательным пальцем, на лице

    И тихонько зарычал. восторг, двумя руками «собирать» ягоды

    Подошли к мишутке детки в рот, помаршировать/

    Мишка ягодки им дал /раздавать ягодки/

    Игра « Хрю – Хрю»

    Цель: развитие внимания детей, произвольности поведения.

    Когда взрослый назовет кого- либо из животных, тот должен уже произносить свои звуки и хлопать.(кошка: мяу-мяу) и все повторяют уже за ним и т.д.

    Игра « Одуванчики»

    Цель: развитие слухового внимания, произвольности, быстроты реакции. Развитие умения двигаться в одном ритме с другими детьми.

    По краешку канавки

    На травяном диванчике

    Весело гурьбою

    Расселись одуванчики.

    Тут и солнышко взошло,

    Покатилось мячиком

    Ищет красно солнышко,

    Где же одуванчики.

    Дети-одуванчики бегают под музыку или звук бубна. С окончанием звучания они бегут к своим стульчикам. Ведущий произносит текст, после чего идет искать одуванчики, которые, закрыв лицо, прячутся.

    Воспитатель (ведущий)

    Желтый одуванчик

    Я тебя сорву,

    Желтый одуванчик

    Спрятался в траву.

    Ведущий уходит. Снова звучит музыка. Игра повторяется.

    Игра «Мишка»

    Цель: развитие способности подражать движениям взрослого, координации движений, развитие речи, памяти.

    Мишка косолапый /похлопывание ладонями

    По лесу идет правой и левой рук по ногам/

    Шишки собирает,

    Песенки поет.

    Вдруг упала шишка / правая рука сжимается в кулак

    Прямо мишке в лоб и прикасается ко лбу/

    Мишка рассердился / ладони хлопают по ногам

    И ногою – топ. Или ножки топают по полу/.

    Больше я не буду / ребенок грозит указательным пальчиком./

    Шишки собирать

    Сяду я в машину / ладошки соединяются и прикладываются

    И поеду спать к щеке, имитируя сон/.

    Игра «Зайчик»

    Цель: развитие речи, развитие общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле.

    В гости зайка к нам пришел / шагают, подставляют ладошки

    Длинненькие ушки, к голове, как ушки/

    Он пушистый, мягкий весь / делают легкие, воздушные движения

    Как моя подушка. Руками сверху- вниз/

    Иногда сердитый он, / сдвигают бровки,

    Хмурит глазки строго хмурятся/

    Говорю я: « не сердись, / грозят пальчиком/

    Зайка – недотрога!»

    Лобик глажу я ему, / легкими движениями гладят лоб от

    Пухленькие щечки, переносицы к ушкам, щечки круговыми движ./

    Понарошку начерчу / всеми четырьмя пальчиками чертят на лбу

    Клеточки и точки. И щечках клеточки, затем легко бьют кончиками

    Пальцев по лбу, щекам, подбородку,/

    Ручка-плюх, другая–плюх / попеременно падает сначала одна рука

    Бедные упали затем другая/

    Словно ниточки висят /легко встряхивают руки, усталое выражение

    Как и я устали лица, вялое все тело/

    Снова зайка прыг да скок / прыгают, как зайки /

    Скачет по дорожке.

    Вместе с ним мы отдохнем, /встряхивают попеременно то правую

    Прополощем ножки то левую ногу, как будто полощут в воде/

    Так трудились с зайкой мы, / говорят вялым голосом, расслабленны

    Что устали сами мышцы тела, в конце садятся на коленки

    Отдыхать теперь пойдем и обнимают себя руками./

    На коленки к маме.

    Игра «Столяры»

    Цель: развитие внимания, речи, воображения, умения согласовывать свои действия с действиями взрослого и сверстников.

    Мы пилим, пилим доску / дети имитируют движения взрослого,

    С утра у нас дела ведущий держит правую руку

    Стальные зубы остры согнутой в локте перед собой,

    Легко идет пила наклоняясь то вперед то назад/

    Вжик-вжик, вжик-вжик.

    Бежит, бежит послушно / движения руками в сторону

    Рубанок вдоль доски, руки прямые движутся одновременно

    И беленькие стружки в левую сторону, а потом обратно

    Свернулись в завитки

    Шух, шух, шух, шух.

    А ну кА веселее / руки согнуты в локтях

    Ударим молотком

    Покрепче, поровнее имитир. движения молотком./

    Мы гвоздики забьем

    Тук-тук, тук-тук.

    Игра « По ровненькой дорожке»

    Цель: сплочение группы, развитие слухового внимания, снижение излишней двигательной активности.

    По ровненькой дорожке – 2 раза / двигаются обычным шагом

    Шагают наши ножки – 2 раза

    По камушкам, по камушкам / двигаются большими шагами/

    По кочкам, по кочкам / прыжки вперед/

    По маленьким листочкам / движутся мелкими шагами/

    В ямку – бух! / приседают/

    С целью контроля за своими действиями психолог обращает внимание детей, что нужно присесть на корточки, а не просто упасть на коленки.

    Игра « Где же, где же»

    Цель: развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с правилами игры, с ритмом стиха.

    1.Где же, где же, наши ручки? / разводят руками, удивленно смотрят друг на друга/

    Где же, наши ручки?

    Где же где же наши ручки?

    Нету наших ручек. / прячут ручки за спину/

    Вот, вот наши ручки! / поворачивают ладошки тыльной

    Вот наши ручки! Стороной вверх-вниз/

    Пляшут, пляшут наши ручки! / ритмично машут ладошками перед собой/

    Пляшут наши ручки!

    2.Где же, где же, наши ножки? / разводят руками, удивленно смотрят друг на друга/

    Где же, наши ножки?

    Где же где же наши ножки?

    Нету наших ножки. /садятся на корточки/

    Вот, вот наши ножки! / ритмично хлопают

    Вот наши ножки! Ладошками по ногам/

    Пляшут, пляшут наши ножки! / ритмично топают ногами/

    Пляшут наши ножки!

    3.Где же, где же, наши детки? / разводят руками, удивленно смотрят

    Где же, наши детки? Друг на друга. /

    Где же где же наши детки?

    Нету наших деток. / Прячут лицо в ладошки/

    Вот, вот наши детки! /открывают лицо и улыбаются

    Вот наши детки! Покачивают головой/

    Пляшут, пляшут наши детки! / пританцовывают, поворачиваются

    Пляшут наши детки! Вокруг себя/.

    Игра « В пятнашки»(ранний возраст)

    Цель: создание положительного эмоционального настроя в группе. Развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с правилами игры, с ритмом стиха.

    «Солнышко» произносит заключительные строки (2), после чего убегает от детей. Тучки догоняют солнышко.

    Тучки по небу ходили,

    Красно солнышко ловили:

    А мы солнышко догоним!

    А мы красное поймаем!

    Солнышко побежало,

    Красное поскакало:

    А я тучек не боюсь!

    Я от серых увернусь!

    Игра «Курочка» (2 мл, средний)

    Цель: развитие быстроты реакции, умения действовать в соответствии с правилами. Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

    Курочка по сенечкам

    Прохаживала

    Деток – цыпляток

    Уговаривала:

    Вы не бегайте, цыплятки,

    По дворику,

    Не ищите вы зерен

    У заборика.

    К заборику гусак подбирается,

    Цыплят он щипать собирается.

    Дети – цыплятки идут стайкой за ведущим – курочкой. С 5-й строки до конца текста говорит курочка, повернувшись к цыпляткам.

    По окончании стихотворения из-за укрытия (забора) выбегает гусак (ребенок или взрослый) который догоняет детей.

    Игра «Козлик»

    Цель игры: развитие умения подражать движениям взрослого, развитие двигательных навыков.

    Козлик по полю гулял Дети идут шагом друг за другом, то

    На гармонике играл: разводят руки в стороны, то

    Гики-Брыки -2р на гармонике соединяют вместе.

    Играл.

    Вышел из леса медведь, Раскачиваются из стороны в сторону

    Стал на козлика реветь: руки над головой. Сопровождают

    Движения ревом.

    Козлик наш не убежал, Качают головой из стороны в

    Веселее заиграл: сторону. Движение руками

    Гики-брыки 2р.Веселее заиграл. (имитация игры на гармошке).

    Как пустился мишка в пляс, Пружинки. Руки на поясе.

    Так и пляшет он сейчас

    Гики-брыки – 2р, так и

    Пляшет он сейчас.

    Игра «Справа, справа от меня»

    Цель: Позволяет определить детей – лидеров и детей не популярных, а также определяет пространственно временные отношения.

    Игра «Сижу я на камушке»

    Цель: Умение выражать любовь и ласку по отношению к другим людям (оказывать поддержку) развитие эмоциональной сферы.

    «Сижу, сижу на камушке,

    Сижу на горючем,

    А кто ж меня верно любит

    А кто ж меня…….

    Еще приголубит?

    После этих слов любой желающий может подойти и погладить сидящего в кругу по голове (приголубить). После этого он сам садится и накрывает голову платочком, Его голубит следующий желающий.

    Игра «Мышки» (мл. возраст)

    Цель: развитие умения подчинятся правилам игры, действовать в соответствии с ролью, преодолевать двигательный автоматизм.

    Материалы: игрушечная мышка.

    Скачут мышки-шалунишки Прыгают на месте

    Кто на чашке, кто на крышке.

    Тише, тише, тише, мышки, Идут на носочках, садятся на

    Не мешайте спать малышке корточки кладут ладони, сложенные

    «лодочкой», под щеку.

    Игра повторяется 2-3 раза.

    Игра «Снежная карусель»

    Цель: развитие умения согласованно действовать.

    Игра « Рисуем по кругу.(неожиданные картинки)»

    Цель: сплочение детского коллектива, развитие воображения.


    Игры, направленные на социальное развитие детей раннего возраста

    Формирование своего «Я»

    1. Игра «Испечем оладушки»

    Цель: формировать эмоциональный контакт со взрослым, познакомить ребенка со своими руками, их функциональным назначением.

    Ход игры: взрослый предлагает «испечь оладуш­ки»: демонстрирует ребенку хлопки ладонями рук, проговаривая потешку:

    Ладушки, ладушки,

    Испечем оладушки,

    Испечем оладушки

    Мы для нашей бабушки.

    Затем взрослый просит раскрыть ладошки, при этом говорит: «Молодец, Аня, испекла оладушки! Вот, какие умелые ручки у нашей Анечки!»

    Если ребенок не может выполнить задание само­стоятельно, используются совместные действия.

    2. Игра «Кто спрятался?»

    Цель: учить фиксировать внимание ребенка на се­бе, идентифицировать себя со своим именем.

    Оборудование: яркий платок.

    Ход игры: взрослый сажает ребенка перед собой на стульчик, гладит его по головке, смотрит в глаза, улыбается, ласково ему говорит: «Петя - хороший, будем сейчас играть. Вот какой красивый платок, возьми, поиграй с ним». Взрослый накрывает голову ребенка платочком и произносит: «Спрячем Петю под платочком. Вот так, спрятали. Где Петя? Нет Пети!» Затем взрослый снимает платочек с головы ребенка и восклицает: «Вот Петя!», одновременно похлопывая своей ладонью по груди ребенка, еще раз акцентируя его внимание на самом себе.

    Эту же игру можно проводить перед зеркалом, при этом взрослый находится рядом или за спиной у ре­бенка.

    Игру можно повторить несколько раз.

    3. Игра «Кто это?»

    Цель: учить малыша узнавать себя в зеркале, ис­пользовать указательный жест.

    Оборудование: зеркало во весь рост ребенка.

    Ход игры: ребенок стоит перед зеркалом. Взрослый указательным жестом обращает внимание ребенка на его и свое изображение в зеркале, затем словами по­буждает ребенка посмотреть на себя: «Кто это? Это Петя! Вот какой Петя! А это тетя! Вот тетя!» (и.взрослый с помощью жеста показывает на себя). Затем просит малыша показать жестом на себя (и на взрослого). Если ребенок не показывает на себя самостоятельно, то взрослый берет его руку в свою и помогает ему выполнить задание совместными действиями.

    Важно, чтобы ребенок в это время смотрел на себя в зеркало. Игра повторяется 2-3 раза. В дальнейшем взрослый побуждает ребенка не только указывать на себя жестом, но и произносить свое имя, гово­рить «Я».

    4. Игра «Топни ножкой»

    Цель: формировать эмоциональный контакт со взрослым, фиксировать внимание ребенка на своих органах чувств и частях тела, практически выделять их функции.

    Ход игры: взрослый показывает ребенку, как нуж­но топнуть ногой, и проговаривает потешку:

    Катя, Катя маленька,

    Катенька удаленька.

    Топни, Катя, ножкой,

    Топ-топ-топ!

    Взрослый просит повторить действие. Если ребенок не выполняет самостоятельно, используются совмест­ные действия.

    5. Игра «Вот Я!»

    Цель: продолжать учить выделять себя, употреб­лять личное местоимение «Я», подражать действиям взрослого.

    Оборудование: дети сидят на стульях полукругом перед взрослым. «Сейчас я спрячусь. Вот так, - го­ворит он и присаживается за спинкой стула. - Я спрятался. А теперь вы спрячьтесь, как Я». Дети по­вторяют движения. Затем взрослый выглядывает из-за стула, улыбается, говорит: «Вот я», побуждая де­тей делать то же. Игра повторяется 2 -3 раза.

    Вариант. Игра проводится с использованием шля­пы.

    6.. Игра «Это мое!»

    Цель: продолжать учить выделять себя, понимать и употреблять местоимение «мое», подражать дейст­виям взрослого.

    Оборудование: одежда детей.

    Ход игры: дети сидят полукругом на стульях на небольшом расстоянии друг от друга. Перед ними си­дит взрослый. В стороне на столе лежат хороню зна­комые детям их собственные вещи. Сначала взрослый берет свою вещь, прикладывает ее к груди и произно­сит: «Это мой платок. Мой». Затем он поочередно бе­рет в руки чью-либо вещь, показывая ее детям, спра­шивает: «Это кофта. Красная кофта. Ах, какая красивая кофта! Чья эта кофта?» Хозяин одежды должен подойти к взрослому, взять ее и сказать: «Моя кофта» или «Моя». Если ребенок затрудняется это сделать, тогда взрослый сам подходит к нему, прикладывает одежду к груди малыша и говорит: «Это кофта Оли. Оля скажи: моя кофта, моя!». Таким образом, взрослый ведет себя и в отношении тех де­тей, которые на вопрос «Чья кофта?» произносят свое имя, а не личное местоимение. Важно научить ребен­ка показывать на себя жестом.

    Формирование представлений о других

    1. Игра «Учимся танцевать»

    Цель: Учить малыша кружиться за руки с партне­ром.

    Оборудование: Мишка (или кукла).

    Ход игры: Взрослый показывает ребенку куклу. Обращает внимание на то, что куклу зовут Маша, она очень любит танцевать. На ней красивое платье. Взрослый напевает песенку:

    Маша любит танцевать, ножкою притопывать.

    Она любит песни петь, ладошками прихлопывать.

    Ножкою топ-топ, покружились топ-топ,

    Ручками хлоп-хлоп, покружились хлоп-хлоп.

    Затем взрослый держит куклу за руки (со спины), берет в свои руки ручки малыша (при этом находится лицом к нему) и, припевая еще раз песенку, кружит­ся вместе с ребенком.

    В конце танца взрослый хвалит малыша и куклу: «Молодец, Танюша, научилась кружиться! Молодец, Маша, помогала Танюше кружиться!»

    2. Игра «Вместе пляшем»

    Цель: учить детей откликаться на свое имя, под­ражать действиям взрослого.

    Оборудование: разноцветные платочки.

    Ход игры: дети сидят полукругом на стульях на небольшом расстоянии друг от друга. Перед ними стоит взрослый. У него в руке яркий платочек. Вытя­гивая перед собой руку с платочком и медленно по­махивая им в сторону, взрослый напевает песенку (мелодия русской народной песни «Барыня»):

    «Вот как тетя Лена пляшет и платочком деткам машет!

    Затем взрослый поочередно вызывает к себе каж­дого ребенка, называя его по имени, предлагает «по­плясать» с платочком (при этом первая строчка пе­сенки поется иначе вставляется имя пляшущего ребенка).

    «Вот как Аня, Аня пляшет и платочком деткам машет!

    Весело, весело, очень даже весело!»

    В конце пляски взрослый обязательно хвалит каж­дого ребенка. В заключение игры взрослый всем де­тям раздает платочки и приглашает их вместе «по­плясать», напевая песенку:

    «Вот как детки наши пляшут и платочками все машут!

    Аня пляшет, Маша пляшет, Саша пляшет, Даша пляшет и т.д. (можно перечислять имена всех детей, участвующих в игре)

    Весело, весело, очень даже весело!»

    Аналогично данную игру можно проводить с бу­бенчиками, погремушками.

    3. Игра «Паровозик»

    Цель: учить ребенка отзываться на свое имя, запо­минать имена сверстников, действовать по показу и словесной инструкции.

    Ход игры: проводится с 2-3 детьми. Взрослый объясняет детям, что сейчас они будут играть в паро­возик. Главным паровозом будет сам взрослый, а ва­гончиками будут дети. Он поочередно подзывает к се­бе детей, эмоционально комментируя происходящее: «Я буду паровозом, а вы вагончиками. Петя, иди ко мне, становись за мной, держи меня за пояс, вот так. Теперь, Ваня, иди сюда, встань за Петей, держи его за пояс (сделай руки так, как Петя) и т.п. После того как все дети выстроились, «поезд» отправляется в путь. Взрослый, имитируя движение паровоза «Чух-чух, у-у-у!», побуждает детей повторить их.

    По мере усвоения игры количество детей, прини­мающих в ней участие, может быть увеличено.

    4. Игра «Передай мяч»

    Цель: учить взаимодействовать со сверстниками, называть имя другого ребенка.

    Оборудование: большой легкий мяч.

    Ход игры: дети стоят напротив друг друга. Взрос­лый показывает детям, как нужно правильно удер­живать и передавать мяч другому ребенку, называя «то по имени (на, Петя!). Игра эмоционально поддерживается взрослым.

    5. Игра «Я - ТЫ»

    Цель : закрепить умение узнавать себя, сверстника в зеркале; учить понимать и использовать местоиме­ния «я», «ты», называть свое имя и имя сверстника.

    Оборудование : зеркало во весь рост ребенка.

    Ход игры: игра проводится с двумя детьми одно­временно. Дети стоят перед зеркалом. Взрослый, на­ходясь в стороне (его не видно в зеркале), побуждает детей посмотреть на себя в зеркале: «Кто это в зерка­ле? Это Петя. А это Ваня. Где Петя? Вот Петя! Где Ваня? Вот Ваня! (побуждая детей показывать на себя жестом). Вот какие ребятки хорошие стоят!» И после непродолжительной паузы: «Кто это?» (побуждая ре­бенка употребить местоимение «я» и назвать свое имя - «Я, Петя»). «А это кто?» (взрослый обращается к этому же ребенку и побуждает его назвать имя рядом стоящего сверстника). «Да, это Ваня. «Скажи, я - Петя, ты - Ваня.» Важным моментом здесь является использование указательного жеста, направленного сначала на самого ребенка (местоимение «я»), затем на сверстника (местоимение «ты»). Такая же проце­дура проводится и со вторым робелI ком. Вариант. Игра проводится с взрослым.

    Формирование представлений о предметном мире

    1. Игра «Возьми игрушку»

    Цель : знакомить ребенка с новой игрушкой, запо­минать названия игрушек, учить действовать в соот­ветствии с их функциональным назначением.

    Оборудовани е: игрушки по количеству детей.

    Ход игр ы: взрослый достает из яркой красивой ко­робки по одной игрушке. Обращается к детям с во­просом: «Что это?» Если дети не называют игрушку, взрослый ставит на стол, обыгрывает ее. Например: «Это мячик, он катится», показывает, как катится мячик. Это матрешка, топ, топ, матрешка идет в гос­ти. Это зайчик, он прыгает».

    Взрослый побуждает ребенка взять игрушку и вы­полнить с ней предметно-игровое действие. Затем ка­ждый ребенок ставит игрушку в коробку и называ­ет ее.

    2. Игра «Матрешка»

    Цель : вызывать у ребенка интерес к матрешке и дей­ствию с ней, учить выполнять соотносящие действия.

    Оборудование : трехместная матрешка, сундучок.

    Ход игры : взрослый стучит по сундучку и спраши­вает: «Кто там?», открывает его, достает матрешку, говорит: «Ой, кто это? - Это матрешка, Ляля, при­шла с тобой поиграть. Давай раскроем ее, посмотрим, что там?»

    Взрослый раскрывает матрешку, обращая внима­ние ребенка на другую матрешку, просит ребенка раскрыть ее: «Давай, посмотрим, что там? Ой, там матрешка, маленькая Ляля! Давай сделаем одну мат­решку, соберем их. Маленькую матрешку поставим в юбочку, накроем платочком. А теперь эту матрешку поставим в большую юбочку, накроим большим пла­точком. Вот она, матрешка! Спрячь матрешку в сун­дучок. Что там в сундучке?»

    Игра повторяется.

    3. Игра «Соберем пирамидку»

    Цель : вызывать у ребенка интерес к пирамидке и действию с ней, учить выполнять соотносящие дейст­вия.

    Оборудование: пирамидка (четыре кольца), мешо­чек.

    Ход игры : взрослый показывает ребенку «чудес­ный мешочек» и просит рукой ощупать предметы внутри мешочка: «Догадайся, что там». Затем доста­ют из мешочка колечки и стержень: «Мы с тобой бу­дем собирать пирамидку».

    Взрослый показывает, как нужно нанизывать ко­лечки, выбирая всегда самое большое. В конце игры предлагает ребенку спрятать пирамидку в «чудесный мешочек»: «Что там в мешочке?»

    Игра повторяется.

    Игру можно повторить в усложненном варианте. Из мешочка достают целую пирамидку, затем разби­рают ее, акцентируя внимание ребенка на размере колец, затем снова собирают.

    4. Игра в мяч

    Цель: познакомить ребенка с игровыми действиями с мячом.

    Оборудование : мяч средней величины (диаметр 15 см), мячи разного размера.

    Ход игры: взрослый дает ребенку мешочек и про­сит ребенка открыть его: «Посмотри, что там, дос­тань игрушку!» После того, как ребенок достанет мяч, взрослый говорит: «Вот какой красивый мяч, мы будем с ним играть!» Показывает ребенку игро­вые действия: мяч катится, прыгает, его можно ловить.

    Взрослый играет вместе с ребенком, активизируя выполнение ребенком самостоятельных действий.

    5. Игра «Уложим мишку спать»

    Цель : познакомить ребенка с предметно-игровыми действиями с мишкой, функциональным назначением кровати, формировать подражательные действия взрослому.

    Оборудование : мягкая игрушка - мишка, детская кроватка.

    Ход игры : взрослый показывает ребенку мишку и обыгрывает его: мишка топает, пляшет, катается в машине. Взрослый сообщает, что мишка устал, хочет отдохнуть: «Давай уложим мишку в кроватку!»

    Взрослый демонстрирует, как можно приласкать мишку-игрушку (прижать к себе, погладить по го­ловке) и положить его в кровать, накрыть одеялом, спеть песенку - «баю-бай».

    Игру можно повторить с другим мишкой, предос­тавив ребенку больше самостоятельности.

    6. Игра «Угостим кукол чаем»

    Цель : познакомить ребенка с назначением посуды, выполнять предметно-игровые действия (расставлять чашки, блюдца, ложки).

    Оборудование : куклы, детская мебель и посуда (две чашки, два блюдца, две ложки, чайник).

    Ход игры : взрослый говорит малышу, что в гости пришли куклы, их надо посадить за стол и угостить чаем. «Давай расставим чашки и блюдца. Теперь раз­ложи ложки к чашкам. «Налей» чай в чашки. Напои чаем наших гостей».

    При затруднении используются действия по пока­зу. В конце игры взрослый называет предметы по­суды: «Чай мы наливали в чашки, куклы пили чай».

    В конце игры взрослый произносит потешку:

    Чайник на столе поставим,

    Блюдца, чашки мы расставим,

    Будем мы гостей встречать,

    Кукол чаем угощать!

    7. Игра «Паровозик»

    Цель : вызывать интерес у ребенка к игрушке - паровозику, учить предметно-игровым действиям с ним.

    Оборудование : паровозик, рельсы.

    Ход игры : взрослый показывает ребенку паровозик и обыгрывает его: «Чух-чух, ту-ту! Осторожно, по рельсам едет паровозик!»

    Взрослый демонстрирует, как можно действовать с игрушкой, чтобы паровозик не останавливался.

    Игру можно повторить, прикрепив к паровозику вагончики, предоставив ребенку возможность самому провозить его по рельсам.



    По числу участников предметные игры делятся на:

    ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ

    игра-наблюдение (ребенок наблюдает, как играют другие)

    игра в одиночестве

    (ребенок играет с игрушками один, только изредка заговаривая с другими детьми)

    параллельная игра

    (ребенок играет один, но в непосредственной близости от других детей)


    ГРУППОВЫЕ

    совместная игра (дети объединяются в группы для достижения какой-либо общей цели - построить домик из кубиков или из песка и т. п.)

    связанная игра (ребенок общается со сверстниками, занятыми сходной игрой, но каждый поступает так, как ему хочется; здесь происходит только обмен игрушками)


    ГРУППОВЫЕ ИГРЫ

    Творческие игры игры

    Игры с правилами

    Сюжетно-ролевая игра

    Подвижная игра

    Строительно-конструктивная игра

    Дидактическая игра


    Основное содержание игр

    • Изображение домашнего труда (дети кормят кукол, одевают, укладывают их спать, готовят им обед);
    • Лечение кукол, зверюшек (смазывают воображаемой мазью, делают укол, прослушивают, дают лекарство);
    • Поездки на транспорте (составляют стульчики, берут в руки бруски, кольца от пирамидки – управляют машиной);
    • Изображение животного (малыши бегают, лают, как собачки, прыгают, как зайчики);
    • Игры с песком (формуют куличики, зарывают игрушки в песок, а потом откапывают их);
    • Игры со строительным материалом (дети строят горку, домик, мебель).

    • Игрушки у детей 1-2 мес. жизни, должны способствовать развитию зрения и слуха. Это яркий крупный легкий мяч, шар, другая яркая крупная игрушка (подвешивается над кроваткой на расстоянии 50см от глаз младенца)
    • С 2-2,5 мес. добавляются крупные сюжетные игрушки (кукла, мишка), которые помещают около кроватки, манежа. В это же время необходимы звучащие игрушки (погремушки, колокольчик, неваляшка). Кроме того, подбирают и вешают над грудью ребенка мелкие игрушки, которые можно захватывать рукой – погремушки с кольцами, подвески.

    Игрушки для детей от рождения до года

    • С 7-8 мес. прибавляются игрушки и предметы для вкладывания (мисочки, кубы, корзинки с игрушками). Появляются сюжетно-транспортные игрушки (каталки, авто машинки)
    • С 8-9 мес . Ребенку показывают красивые, приятные на ощупь мягкие игрушки, учат обращаться с ними. Полезны разъёмные игрушки (бочата, яйца, грибы), кольца для надевания на дугу.
    • С 10-12 мес . Ребенок осваивает предметные действия при складывании пирамидок, матрёшек, прокатывание шарика или мяча по желобку, в игре со сборно-разборными игрушками, в том числе с кубиками, кирпичиками, призмами. Кроме этих игрушек добавляются мягкие игрушки с укрупнёнными частями, коляски, простынки, одеяла для игры с куклой. Для развития навыков ходьбы используют игрушки-каталки, которые ребенок или катит перед собой, или возит за веревочку

    Игрушки для детей от 1 года до 3 лет

    Предметная деятельность, в которой в раннем возрасте происходит умственное и техническое развитие ребёнка, имеет несколько линий развития, среди которых:

    • становление орудийных действий;
    • развитие наглядно-действенного мышления;
    • развитие познавательной активности;
    • формирование целенаправленности действий ребёнка.

    Орудийные действия

    • обычные бытовые вещи - ложки, чашки, расчёски, щёточки, карандаши и пр.
    • совочки, лопаточки;
    • метелочки, грабельки;
    • сачки для "вылавливания" игрушек из ванны;
    • удочки с магнитом для "ловли рыбок";
    • игрушечный телефон, часы, сумочка и пр.;
    • кукольная утварь, посуда, одежда, расчёски и пр.

    Наглядно-действенное мышление

    • пирамидки , разнообразные по цвету, форме и материалу;
    • вкладыши разной формы и размера для вкладывания и накладывания;
    • матрёшки 3-4-местные;
    • "коробки форм" , т.е. игровые пособия для вкладывания в ячейки геометрических форм и предметных изображений;
    • столики с отверстиями, колышки, цветочки для втыкания;
    • крупные пазлы и мозаики ;
    • кубики крупные пластмассовые и деревянные;
    • шнурок и бусины для нанизывания;
    • народные игрушки с подвижными частями ;
    • желобок и шарик для скатывания .

    Познавательная активность .

    • коробочки с секретом;
    • детские музыкальные центры;
    • механические игрушки;
    • клавишные игрушки;
    • игрушки с сюрпризом, требующие установления связи между своим движением и появлением чего-то нового;
    • материалы для игр с водой и песком: брызгалки, формочки, совочки и пр.

    Целеустремлённость и настойчивость .

    • фигурные пирамидки , предполагающие создание какого-либо объекта - собачки, ёлочки, снеговика и пр.;
    • пособия, предполагающие составление изображения из нескольких частей (кубики, разрезные картинки и др.);
    • составные игрушки - машинки, домики и пр.;
    • строительные наборы , предполагающие действия по зрительному образцу;
    • бусы для нанизывания ;
    • шнуровки и застёжки .

    Социально-личностное развитие .

    1. Речевое развитие

    • картинки с изображением животных и людей;
    • сюжетные картинки с изображением действий;
    • наборы картинок с различным пространственным положением одних и тех же персонажей;
    • элементарные виды детского домино и лото;
    • последовательности картинок, изображающие сюжеты детских сказок;
    • наборы фигур (деревянные или картонные), изображающие персонажей известных сказок;
    • звукозапись (медленная и отчётливая) детских народных сказок;
    • диафильмы;
    • игрушечный телефон.

    2. Предметная (процессуальная) игра .

    • куклы тряпичные - гибкие (высота 30-40 см);
    • куклы пластиковые - гибкие;
    • кукла-голыш с набором одежды;
    • кукла в одежде;
    • маленькие "пупсики" в разных позах.
    • набор кукольной посуды (плита, чайник, кастрюльки и пр.);
    • мебель и оборудование для кукол (кроватка, ванночка, стульчик);
    • "продукты питания" - наборы овощей, фруктов;
    • "предметы гигиены" для кукол - расчёски, щётки, мыло и пр.;
    • игрушечные животные - маленькие и средних размеров с выразительной внешностью.

    2. Физическое развитие .

    • Мячи (разных размеров).
    • Обручи.
    • Спортивное оборудование для малышей (качели, горки, кольца, лесенки, шведская стенка).
    • Скамеечки для ходьбы.
    • Коврики с разной поверхностью.
    Статьи по теме: